Формирование структуры развития персонала в организациях Приволжской железной дороги
Теоретическая значимость работы заключается в развитии существующих теорий повышения эффективности функционирования систем развития персонала в целом и на железнодорожном транспорте в частности. Это предполагает использование полученных результатов в дальнейших исследованиях систем развития персонала на предмет эффективности. Вместе с тем, представленная методология приведения системы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Развитие персонала в организациях железнодорожного транспорта: теория и основные концепции
- 1. 1. Формирование структуры развития персонала
- 1. 2. Кадровая политика как основа развития персонала
- 1. 3. Структура развития персонала в организациях
- Приволжской железной дороги (ПЖД)
- Глава 2. Состояние и тенденции развития персонала на ПЖД
- 2. 1. Уровень развития персонала
- 2. 2. Особенности формирования и профессиональной подготовки персонала
- 2. 3. Оценка уровня квалификации персонала и ее соответствия требованиям стратегии развития ПЖД
- Глава 3. Совершенствование структуры развития персонала на ПЖД
- 3. 1. Обеспечение процесса развития персонала
- 3. 2. Повышение конкурентоспособности организации через развитие персонала
- 3. 3. Определение степени эффективности программ по развитию персонала
Формирование структуры развития персонала в организациях Приволжской железной дороги (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Следствием преобразований в экономике современной России является возникновение комплекса новых проблем, с которыми приходится сталкиваться организациям в своей ежедневной практике. Эффективность их решения в значительной мере определяет положение организации на рынке в будущем.
Появление таких проблем оказало влияние на условия существования хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, привело к образованию новых форм хозяйствования, взаимоотношений между организациями и, соответственно, новым структурам. При этом сохранились созданные много лет назад монополии, составляющие инфраструктурный комплекс страны и создающие условия для производства. Одной из таких монополий является железная дорога. Эффективность функционирования железных дорог во многом определяет развитие экономики государства.
Рыночные отношения предполагают появление новых и изменение роли существующих экономических категорий. Одной из таких категорий, чья роль в хозяйственной деятельности организаций имеет ключевое значение, является персонал. От уровня его развития зависят многие, как стратегические, так и оперативные действия, что, в свою очередь, определяет результат работы и перспективы организации. Это особенно важно в условиях организаций государственного масштаба и важности.
Вышесказанное определяет актуальность исследования текущего состояния и поиска путей повышения эффективности функционирования системы развития персонала в организациях железнодорожного транспорта.
Научная разработанность темы. Актуальность проблем развития персонала в организациях в условиях современных требований, предъявляемых рынком, обусловила повышенный интерес многих отечественных ученых к исследованию этих проблем.
Особенности становления систем развития персонала нашли свое отражение в работах таких признанных авторов как: В. Б. Бычин, Н. А. Волгин,.
B.Р. Веснин, М. В. Грачев, П. В. Журавлёв, Дж. Иванцевич, А. Я. Кибанов, М. Н. Кулапов, А. А. Лобанов, Ю. Г. Одегов, Ж. Т. Тощенко, С. В. Шекшня и др. В зарубежных странах исследованиями данных проблем занимались Дж. Гелбрейт, П. Друкер, Ф. Кроссби, Т. Питере, П. Сенге, Ф. Хайек, Дж. Харрингтон, Р. Уотермен и другие авторы.
Проблемы исследования персонала в железнодорожной отрасли отражены в работах А. В. Авакянц, Г. И. Акользина, Н. М. Бурносова, А. А. Вовк,.
C.А. Иванилова, Ф. М. Котляренко, Г. А. Курочкина, Б. М. Лапидуса, Б. А. Левина, Ю. Л. Неймер, М. А. Шевандина и др. При этом необходимо отметить, что авторы изучали в большей степени проблемы оплаты труда, нормирования труда на железнодорожном транспорте, рационализации рабочих мест в организациях железнодорожного транспорта, тогда как вопросам развития персонала было уделено второстепенное значение. При этом большинство анализируемых работ редко выходит за пределы сложившихся стереотипов решения управленческих задач.
На современном этапе постоянно изменяющиеся условия функционирования организаций предполагают непрерывный процесс изменения внутренних структур и систем. Таким образом, появляется необходимость в постоянном поиске путей эффективного функционирования различных структур организаций — участников рыночных отношений. Другими словами, недостаточная разработанность и изученность проблем функционирования и развития системы управления персоналом, а в частности, развития персонала на железнодорожном транспорте определили тему и цель диссертационной работы.
Цель исследования заключается в определении методов повышения эффективности функционирования системы развития персонала на Приволжской железной дороге (ПЖД).
Поставленная цель определила логику и структуру диссертационного исследования, которые сводятся к решению следующих задач:
— определение современных подходов к формированию структуры развития персонала в организациях;
— обобщение опыта развития персонала организации с учетом специфики железнодорожного транспорта;
— проведение анализа системообразующих компонентов развития персонала в организационной структуре управления персоналом ПЖД;
— определение уровня развития персонала на ПЖД;
— выявление особенностей формирования и профессиональной подготовки персонала на ПЖД;
— оценка уровня компетентности персонала и ее соответствия требованиям стратегии развития ПЖД;
— разработка механизма повышения конкурентоспособности организации через структуру развития персонала ПЖД;
— разработка подходов к определению степени эффективности программ по развитию персонала в организациях ПЖД.
Объектом исследования является система управления персоналом на.
ПЖД.
Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе функционирования системы развития персонала на ПЖД.
Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляют как российские, так и зарубежные источники в области теории и практики управления персоналом, экономики, психологии и социологии трудаматериалы всероссийских и международных научно-практических конференций, симпозиумов и семинаров.
В качестве эмпирической базы исследования выступили официальные статистические материалы, материалы Министерства путей сообщения РФ и Министерства труда и социального развития РФ, результаты исследований, полученные во время практической работы.
Для решения указанных задач диссертации использовались методы теоретического исследования — абстрагированиеобщенаучные методы классификация, обобщениеэкономико-математические методы — метод экспертных оценок, метод структурного анализа, логические методы, научное наблюдение.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и практическом формировании оптимальной структуры развития персонала, позволяющей повысить конкурентоспособность ПЖД.
К числу наиболее существенных результатов, обладающих новизной и выносимых на защиту, относятся следующие:
— уточнены особенности кадровой политики в качестве основы формирования структуры развития персонала с учетом специфики функционирования железнодорожного транспорта;
— предложены подходы к формированию структуры развития персонала в организациях железнодорожного транспорта;
— определен уровень развития персонала на ПЖД;
— выявлены особенности формирования и профессиональной подготовки персонала на ПЖД;
— предложены новые подходы к оценке уровня компетентности персонала и ее соответствия требованиям стратегии развития ПЖД;
— разработка предложения по повышению конкурентоспособности организации через развитие персонала;
— предложены подходы к определению степени эффективности программ по развитию персонала в организациях ПЖД.
Теоретическая значимость работы заключается в развитии существующих теорий повышения эффективности функционирования систем развития персонала в целом и на железнодорожном транспорте в частности. Это предполагает использование полученных результатов в дальнейших исследованиях систем развития персонала на предмет эффективности. Вместе с тем, представленная методология приведения системы к эффективному виду может быть успешно, на наш взгляд, использована в учебном процессе по курсу «Управление персоналом».
Л.'^ -Г ' J- % jgF, — -" '¦-" ¦ «-¦ Практическая значимость проведенного исследования.
Ngfcl"Я- • г. заключается в том, что полученные результаты дают возможность — сформировать более эффективную структуру развития персонала на ПЖД. Результаты проведенного исследования позволяют: — отделам управления персонала ПЖД повысить уровень обоснованности затрат на развитие персонала в структуре ПЖДперсонал и уровень подготовки персонала различных подразделений, ювать и проводить мероприятия по его повышению-, службам персонала создать методическую базу для перехода к более — «всем уровням менеджмента более полно и достоверно оценивать ¦=. разрабатывать и проводить мероприятия по его повышению;
Wa' ¦¦ ¦ - совершенной структуре развития персонала ПЖД;
— службам персонала и линеиному менеджменту организаций железнодорожного транспорта сформулировать рекомендации для реализации.
N^WSfV' Г*? * 1 — •> ' * предложенных автором методик по дальнейшему развитию персонала в Отдельные положения исследования используются в работе службы.
— 1.
ДО 4- -организациях ПЖД. ъ Реализация и апробация основных результатов исследования. управления персоналом ПЖД, в частности методические рекомендации, касающиеся дальнейшего развития персонала ПЖД.
Осзюврвхе положения работы апробированы путем научных публикаций курсу «Управление персоналом» в РЭА им. Г. В. Плеханова.
0т——- ¦ ииспашдования части материалов исследования в процессе преподавания по >Ur'г Основные положения диссертации были доложены и обсуждены на.
ЗГИ* конференциях: «Тринадцатые Международные Плехановские чтения» (Москва, ^ 2000), П Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегия развитая предприятия в условиях рынка» (Пенза, 2001 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегическое управление предприятием» (Пенза, 2001 г.), «Четырнадцатые Международные Плехановские чтения» (Москва, 2001), Международная научно-практическая конференция «Система трудовых отношении: итоги реформирования и перспективы развития».
JUPWUW*1' ЧЛ*"-*"-«*"*.»!*.
Ч V mjvur Jt'-^CvV"?
Саратов, 2002 г.), «Пятнадцатые Международные Плехановские чтения» (Москва, 2002).
Публикации. Научные положения, используемые в работе, нашли своё отражение в 7 публикациях автора общим объемом 1 п.л.
Структура и логика исследования. Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложении. Основной текст работы изложен на 177 страницах и содержит 18 рисунков и 13 таблиц.
Заключение
.
Развитие персонала в организациях железнодорожного транспортаключевая проблема производительности и эффективности железных дорог России.
Основой формирования системы развития персонала железнодорожного транспорта является кадровая политика, которая в современных условиях должна быть направлена на создание и устойчивое функционирование трудовых коллективов в целях эффективного достижения конечных результатов в развитии отрасли.
Автор сформулировал подходы к формированию системы развития персонала на железнодорожном транспорте, раскрыл суть этой системы в организационной структуре ПЖД, дал оценку уровня развития персонала в структуре железнодорожного транспорта России.
Особенно ценными с практической точки зрения в диссертации являются разделы, направленные на оценку особенностей формирования и профессиональной подготовки персонала на ПЖД, уровня его квалификации, обеспечение процесса развития персонала и повышение конкурентоспособности организации через систему развития персонала.
Объектом исследования выступила система развития персонала, поэтому в работе особое внимание уделено описанию её свойств. На основе практических данных определяются уровень развития и особенности формирования персонала на ПЖД. Производится оценка уровня квалификации персонала и ее соответствия требованиям стратегии развития ПЖД.
В результате произведенной оценки делается вывод о приемлемом уровне развития персонала на ПЖД.
Центральным местом в процессе выработки концепции повышения эффективности организации стала система развития персонала.
Особенностью этой системы является то, эффективность деятельности персонала в большей степени определяет результат работы и перспективы организации.
Применение научного инструмента управления персоналом позволило развить концепцию приведения действующей системы развития персонала организации к более эффективному виду, а именно обеспечить повышение качества выполняемых персоналом работ, снизить текучесть кадров, повысить конкурентоспособность организации и обеспечить её более устойчивое функционирование.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что реализованное в диссертационной работе исследование не может претендовать на охват всех сторон деятельности такой важной экономической категории как персонал. Тем не менее, у автора есть все основания полагать, что работа займет свое место среди разработок аспирантов и ученых в области экономики, а приводимые в диссертации подходы и положения будут использованы как в других теоретических изысканиях, так и в практической деятельности организаций железнодорожного транспорта.
Список литературы
- Конституция (Основной закон) Российской Федерации России. — М.: Известия, 1993.-126 с.
- Трудовой кодекс Российской Федерации. Российская газета, 31 декабря 2001 г. № 256 (2868) — М.: Ось-89
- Авакянц А.В., Курочкин Г. А. Аттестация и рационализация рабочих мест на транспорте. М., 1991
- Аганбегян А.Г. Управление и эффективность. М., 1981
- Акользина Г. И. Проблемы оценки и повышения эффективности использования совокупных трудовых ресурсов железнодорожного транспорта. М., 1990
- Адамчук В.В., Кокин Ю. П., Яковлев Р. А. Экономика труда. Учеб. для студентов вузов. / Под ред. Адамчука В. В. М.: Финстатинформ, 1999. — 431 с.
- Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972
- Ансофф И. Стратегическое управление, /пер. с англ. М.: Экономика, 1989
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-158 с.
- Афанасьев В.Г. Научное управление обществом.- М., 1968
- Белов В.Г. Управление и общественные отношения. М., 1985
- Бобков В.Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России. М.: Всероссийский центр уровня жизни, 1995. — 259 с.
- Бойделл Том. Как улучшить управление организацией. / пособие для руководителей.- М.: ИНФРА-М ПРЕМЬЕР, 1995
- Бурносов Н.М. Кадры забота и гордость отрасли// Ж/д транспорт. 1994, № 2
- Бушмарин И.В. Современные требования к использованию трудовых ресурсов./ Общество и экономика.- М.: 1991, № 1
- Бычин В .Б. Персонал в управлении радикальными нововведениями в организации.Дис. доктора экон. наук. М., 1999
- Вейл П. Искусство менеджмента, /пер. с англ. М.: Новости, 1993
- Веснин В.Р. Менеджмент персонала.М.: Т.Д. «Элит-2000», 2000.-304с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.-288 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности «Менеджмент». -М.: МГУ, 1995
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998. — 528 с.
- Вовк А.А. Измерение, анализ и использование роста производительности труда на железнодорожном транспорте. М., 1990
- Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. — 255 с.
- Волгин Н.А., Матирко В. И., Модин. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ). М.: Дело, 1992
- Волков Б.А., Муджири Т. М., Прокудин И. В. Менеджмент в железнодорожном строительстве.М.:Транспорт, 1998. 320с.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя -практика. М.: Дело, 1991
- Галахов В.И. Методология организации и управления кадровым потенциалом федерального железнодорожного транспорта. Дис. доктора техн.наук. М., 1998
- Гаузнер Н. Инновационная стадия развития: новая модель использования «человеческих ресурсов» // Проблемы практики и теории управления. -М.: 1994, № 1
- Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969
- Герман А. Ш. Руководить сообразно ситуации. / пер. с нем. М.: Интерэксперт, 1994
- Герчиков В., Колобов А. Управленческая команда и мотивация работников // Социалистический труд. 1993. — № 3. — С. 95−97.
- Гонтмахер Е.Ш. Экономические основы социальной политики в условиях * реформ (вопросы методологии, теории и практики): Автореф. дис. доктораэкон. наук. М., 2000. — 45 с.
- Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. (Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы). М.: МП Сувенир, 1993
- Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов./ Учеб пособие.-М.:Высшая школа, 1989
- Грейсон Дж., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге 21 века./ пер. с англ. -М.: Экономика, 1991
- Гретченко А.И. Производительность труда: активизация человеческого фактора. -М.: Экономика, 1988. 143 с.
- Громова О.Н., Мишин В. М., Свистунов В. М. Организация управленческого труда./учеб. Пособие.-М.:ГАУ, 1993
- Давыдов А.В. Экономическое стимулирование работников перевозочного, комплекса на железнодорожном транспорте.М., 1991
- Дворецкая Г. В., Махнорылов В. П. Социология труда: Учебное пособие для экон. спец. вузов / Г .В. Дворецкая, В. П. Махнорылов. Киев: Выща шк., 1990. -351 с.
- Деркач А.А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (Психолого-акмеологические основы). М.: МААА, 1998.- 178 с.
- Десслер Г. Управление персоналом./пер. с англ.-М.: Издательство БИНОМ, 1998
- Дикарева А.А., Мирская М. И. Социология труда: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. «Экономика и социология труда». М.: Высш. шк., 1989.-304 с.
- Дятлов В.А., Кибанов А. Я., Пихало В. Т. Управление персоналом: Учеб. пособие для студентов экономических вузов и факультетов- Под ред. АЛ.Кибанова. М.: «Издательство ПРИОР». 1998. — 512 с.
- Единая транспортная система: Учеб. для вузов/ под ред. Галабурды В. Г. М.: Транспорт, 2001.303с.
- Еремина Н.М., Маршалова В. П. Статистика труда.- М.: Статистика, 1979.-272с.
- Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. М., Б.росс.энциклопедия, 1995
- Железнодорожный транспорт. Журнал. 1998−2002г.г.
- Железные дороги мира. Журнал. 1998−2002г.г.
- Жунусбеков С.Б. Отражение социальных факторов при планировании развития предприятий железнодорожного транспорта. -М., 1990
- Жуплев А.В. Руководитель и коллектив. Практическое пособие. -Ставрополь: Кн. изд-во, 1989. 222 с.
- Журавлев П.В. Управление персоналом предпринимательской организации. -М.:РЭА, 1999
- Журавлев П.В. Методология управления персоналом предпринимательских организаций. Дис. доктора экон.наук.М., 1999
- Журавлев П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Персонал. Словарь понятий и определений. М.: Экзамен, 1999. — 512 с.
- Журавлев П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. -М.: Экзамен, 1999. -576 с.
- Журавлёв П.В., Кулапов М. Н., Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников / Монография. М.: Изд-во Рос. экон. акад., Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 232 с.
- Журавлев П.В., Кулапов М. Н., Маусов Н. К. Управление карьерой персонала в условиях производства. М.: Наука, 1995
- Захаров Н.И. Мотивационное управление в социально-экономических системах. М.: Изд-во РАГС, 2000
- Зайцев Г. Г. Управление производственными кадрами как система.-Автореферат дисс. .доктора экон.наук.Л., 1982
- Зайцев Г. Г. Управление кадрами на предприятии (персональныйменеджмент).-!!., 1992
- Зинин В.А. Мотивация труда: содержание и формы осуществления в рыночных условиях: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1993. — 22 с.
- Иванилов С.А. Воспроизводство и развитие кадрового потенциала железнодорожной отрасли на Востоке России. Хабаровск, 1993
- Иванов П.И. Программы повышения квалификации главный регулятор развития персонала фирм./ Труд за рубежом.-М.: 1993, № 4.
- Ивановская JI.B., Свистунов В. М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии.-М.:ГАУ, 1995
- Иванцевич Дж, Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления.- М.: Дело, 1993
- Иглин В. Журнал «Управление персоналом», 1999г., № 2, с.67
- Исаенко А.Н. Кадры управления в корпорациях США. М.: Наука, 1988
- История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д. В. Валового. М.: ИНФРА-М, 1997.-256 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента./ Учебное пособие. -М.: ТОО «Остожье», 1999
- Калинина Н.П., Макушин В. Г. Влияние условий труда на его производительность. -М.: Экономика, 1971. 144 с.
- Кибанов А.Я., Захаров Д. К. Формирование системы управления персоналом. -М.:ГАУ, 1993
- Кибанов А.Я., Захаров Д. К. Организация управления персоналом на предприятии. -М.: ГАУ, 1994
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 1997
- Китвель Т.А. О социально-психологических проблемах удовлетворенности трудом. Таллин, 1974. — 134 с.
- Климов Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 221 с.
- Кокорев И.А. Управление персоналом в рамках концепции человеческого капитала. Дис. доктора экон. наук. М., 2002.
- Колесников Б.И. Совершенствование мотивации эффективной деятельности работников государственного предприятия в условиях реформирования экономики (на примере предприятий железнодорожного транспорта). М.: ВИНИТИ РАН, 1999. 132с.
- Комаров В.Е., Улановская В. Д. Эффективность и интенсификация непроизводственной сферы. -М.: Экономика, 1987. 158 с.
- Костин JI.A., Костин C.JI. Кардинальное повышение производительности труда. М.: Профиздат, 1986. — 272 с.
- Котляренко Ф.М. Управление трудовыми ресурсами // Железнодорожный транспорт, 1994, № 8
- Коханов Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. -М.: ГАУ, 1996
- Кочеткова А.И. Основы управления персоналом. М.: ТЕИС, 1999. — 88 с.
- Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1999.-472 с.
- Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.-368 с.
- Кулагин И.Н. Нормирование труда на железнодорожном транспорте.- М., 1985
- Кузьмин И. Психотехнология и эффективность менеджмента. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994
- Кулапов М.Н. Организационно-управленческий механизм кадровой политики предприятия. Дис. доктора экон. наук.М., 1994
- Ладанов И.Д., Пронников В. А. Человеческий фактор в хозяйственном управлении.-М., 1989
- Ладанов И.Д. Мотивационный климат организации // Управление персоналом. 1998. — № 8.
- Лапыгин Ю.Н., Эйдельман Я. Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы. М.: Наука, 1996. — 112 с.
- Лапидус Б.М. Повышение эффективности управления железнодорожнымтранспортом на основе системного подхода. Автор, дис. доктора экон. наук. М., 2000
- Левин Б.А. Научные основы решения кадровых проблем железнодорожного транспорта.-М., 1990
- Левин Б.А. Непрерывное совершенствование и воспроизводство кадрового потенциала как основного фактора организации устойчивой и безопасной деятельности отрасли. Дис. доктора техн.наук.М., 1989
- Липатов B.C. Управление персоналом предприятий и организаций./Учебник для вузов. -М.: ТОО «Люкс-арт, 1996
- Лэнд Питер Э. Менеджмент искусство управлять./ пер. с англ. — М.: Инфра-М, 1995
- Maiypa М.И., Курбатова М. Б. Современные персонал-технологии.-М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.-376с.
- Макаров В.И. Менеджер за работой. М.: Молодая гвардия, 1989.
- Маслов Е.В. Управление персоналом организации. / Учебное пособие/ под ред. Шеметова П. В. -М.:Инфра-М, 1999
- Маслоу Абрахам Гарольд. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. A.M. Татлыдаевой. Спб.: Издат. группа «Евразия», 1997. — 430 с.
- Маусов Н.К. Формирование и функционирование механизма экономико-социологического обеспечения экономических инноваций промышленных предприятий. Дис. доктора экон. наук.М., 1991
- Маусов Н.К., Кулапов М. Н., Одегов Ю. Г. Персонал предприятия в условиях перехода к рынку. М.: РЭА, 1993
- Маусов Н.К., Кокорев И. А., Ламскова О. М. Мотивация и карьера персонала. -М., 1998.-471 с.
- Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. — 504 с.
- Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З. П., Саломатин Н. А., Акбердин Р. З. и др.-М.: Инфра-М, 1995
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.1. М.: Дело, 1992. 702 с.
- Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новыеподходы. Казань: КФЭИ, 1994
- Модели и методы управления персоналом: Российско-британское пособие/под ред. Моргунова Е.Б.-М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.-464с.
- Моделирование систем и процессов управления на транспорте.-М., 1991
- Монден Я. Тоета. Методы эффективного управления.- М.: Экономика, 1989
- Мухамбетов Т.И. Мотивационный механизм управления трудом. Алма-Ата: Гылым, 1991. — 128 с.
- Назаров М.Г. и др. Статистика труда.- М.: Финансы и статистика, 1981.-287с.
- Неймер Ю.Л. Управление социальным развитием отрасли.-М., 1996
- Новиков В.В. Настроение и труд. Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1967.- 135 с.
- Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917−1957): Учеб. пособие / Под ред. проф. Е. А. Климова. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 334 с.
- Одегов Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналом: Учебник для вузов. -М.: Финстатинформ, 1997. 878 с.
- Одегов Ю.Г., Кулапов М. Н., Маусов Н. К. Эффекитвность системы управления персоналом./ Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1993
- Основы управления персоналом./под ред. Б. М. Генкина.-М.: Высшая школа, 1996
- Питере Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления.- М.: Прогресс, 1986
- Подготовка кадров управления: модель обучения.-Сборник/ РАУ, М., 1994
- Предпринимательская стратегия государственных железных дорог на 90-е годы. -М., 1991
- Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта.-М., 1992
- Предыбайлов В. Особенности трудовой мотивации работниковжелезнодорожного транспорта // Российский экономический журнал. 1999. -• № 5−6. — С. 58−64.
- Пронников В.А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии. Очерки.-М.: Наука, 1989
- Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998.-279 с.
- Пушкарев Н.Ф. и др. Управление персоналом современной фирмы: Учеб. пособие / Н. Ф. Пушкарев, С. Е. Лакутин, Н. Н. Пушкарев. М.: Хронограф, 1999. -272 с.
- Розанова В.А. Психология управления./ Учеб пособие.-М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999
- Рогинский Б.Я., Цыганов В. В. Управление региональной транспортной системой в условиях рыночной экономики.- Л., 1991
- Рофе А.И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики и социологии труда: Учебник для студентов вузов. М.: Изд-во МИК, 1999. — 336 с.
- Салин В.Н., Шпаковская Е. П. Социально-экономическая статистика: Учебник.-М.: Юристь, 2001.-461с.
- Самыгин С.И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 480 с.
- Самыгин С.И., Сербинский Б. Ю. Управление персоналом./ Учебное пособие.- М.: Приор, 1999
- Слуцкий Г. В. Управление социальным развитием персонала предприятия./Учеб пособие.- М.: ГАУ, 1994
- Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. -М.: ГАУ, 1996
- Смолкин A.M. Менеджмент: Основы организации./ Учебник.-М. :Инфра-М, 1999
- Смольков Д.П. Производительность труда: современная теория и методика измерения: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1997. — 24 с.
- Соломанидина Т.О. Управление мотивацией персонала: Учебное пособие.
- М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995. 112 с.
- Социально- трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Волгин Н. А., Карпухин Д. Н., Катульский Е. Д., Костин Л. А., Майер В. Ф., Ракитский Б. В. и др.- Под общ. Ред. Акимова А. К., Волгина Н. А. -М.: Молодая гвардия, 1996. 835 с.
- Социальный менеджмент./Учебник/ под ред. Валового Д. В. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999
- Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999
- Стратегия и перспективы развития железнодорожного транспорта России.-М., 1994
- Теория системного менеджмента: Учебник./Под общ.ред. П. В. Журавлева, Р. С. Седегова, В. Г. Янчевского.-М.: Издательство «Экзамен», 2002.-512с.
- Технология реорганизации железных дорог.-М., 1991
- Томашкевич В.Е. Движущие силы и экономический механизм развития трудовой активности (вопросы теории и практики): Дис. докт. экон. наук. М., 1986.-373 с.
- Тощенко Ж.Т. Социальные резервы труда: актуальные вопросы социологии труда. М.: Политиздат, 1989. — 287 с.
- Травин В.В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1998. — 272 с.
- Травин В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995. -336 с.
- Танспорт и связь в России: Стат. Сб./ Госкомстат России.- М., 2001.-222с.
- Трошина К., Пасс Ю. Карьера и мотивация // Управление персоналом. -1998.- № 12.-С. 43−45.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 452 с.
- Управление организацией./ Учебник/ под ред. Поршева А. Г., Румянцева З. П., Саломатина Н. А. М.: Инфра-М, 1999
- Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова.1. М.: ИНФРА-М, 1997. 512 с.
- Управление условиями труда: проблемы перестройки / Амоша А. И., Рубин B.C., Гурьянов В. В. и др.- Отв. ред. А.И. Амоша- АН УССР. Ин-т экономики пром-сти. Киев: Наук, думка, 1990. — 216 с.
- Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран. Учебное пособие./ П. В. Журавлев, Ю. Г. Одегов, Н. А. Волгин. М.: Изд-во «Экзамен», 2002.-448с.
- Устюжанин А.П., Утюмов Ю. А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. М.: Колос, 1993. — 112 с.
- Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 1999. — 256 с.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999
- Харингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях/ пер. с англ. -М.: Экономика, 1990, 272с.
- Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: Пер. с англ. -М.: Междунар. отношения, 1993. с.
- Цандер Э. Практика управления./ Пер. с нем. -М.: Титул, 1992
- Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — 119 с.
- Человек и его работа (социологическое исследование) / Под ред. А. Г. Здравомыслова, В. П. Рогожина, В. А. Ддова. -М.: Мысль, 1967. 392 с.
- Чернышев В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. СПб.: Энергоатомиздат. Санкт-Петербургское отд-ние, 1997. — 568 с.
- Шевандин М.А., Левин Б. А. Анализ кадровых траекторий.-М., 1987
- Шекшня Е.В. Управление персоналом современной организации.-М.: Интел-синтез, 1996
- Шепель В.М. Стимулирование труда (психологический аспект). М.: Экономика, 1969. — 88 с.
- Шонберг Я. Японские методы управления производством. М.: Экономика, 1988
- Шумахер Г. Издержки на персонал // Кадры, персонал, М., 1994, № 6
- Эффективный менеджер: взгляд и иллюстрации./ под ред. Дж. Билсбери. -М.: МЦЦО «Линк», 1997
- Яковенко Е.Г., Басс М. И., Махров Н. В. Циклы жизни экономических процессов, объектов и систем. М.: Наука, 1991.- 192 с.
- Яковлев О. Кадры лучший способ вложения денег // Банковский бюллетень. — 1995. — № 26.
- Якокка Л. Карьера менеджера./ пер. с англ. -М.:Прогресс, 1990
- Drucker, Peter. How to make people decisions. Harvard Business Review, July-august, 1985, p.p. 22−26
- Ribeaux, Peter. Psychology and work: an introduction. Houndmills- L.: Macmillan, 1992. -XVI, 362 p.
- Starling, Grover. Managing the Public Sector. Homewood: The Dorsey Press, 1977. -XVII, 473 p.
- Tosi, Henry L. Managing organizational behavior / Henry L. Tosi, John R. Rizzo, Stephen J. Carrol, 3rd ed. Oxford: Blackwell, 1995. — XX, 620 p.