Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анекдот как феномен повседневной культуры советского общества: на материале анекдотов 1960-1980-х годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Функционирует анекдот (приватное, публичное, повседневное и официальное), показать зависимость формы, содержания и положения анекдота в пространстве культуры, главенства тех или иных культурных функций анекдота от времени культуры — исторической эпохи существования анекдота. В исследовании вычленены две группы культурных функций анекдота — группа социальных функций (критическая, развлекательная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анекдот как феномен культуры
    • 1. 1. Анекдот — явление речевой культуры
    • 1. 2. Анекдот в контексте смеховой культуры
    • 1. 3. Анекдот в пространстве и времени культуры
  • Глава 2. Анекдот в культуре советского общества
    • 2. 1. Структура культуры советского общества
    • 2. 2. Генезис советского анекдота
    • 2. 3. Социокультурная специфика советских анекдотов
  • Глава 3. Феноменология анекдота в повседневности культуры советского общества
    • 3. 1. Повседневность в культуре советского общества
    • 3. 2. Повседневность 1960−1980-х годов в сюжетах анекдота

Анекдот как феномен повседневной культуры советского общества: на материале анекдотов 1960-1980-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, с одной стороны, необходимость изучать культуру советского периода вызвана уходом советской эпохи в прошлое, забвением ее реалий. Значительным изменениям подверглись политическая, экономическая, повседневная сферы жизни российского общества, меняется сознание людей и, в результате, следы советского этапа истории России постепенно стираются. Однако еще есть возможность судить об эпохе не только по свидетельствам культуры, но и по рассказам очевидцев, способных внести уточнения в толкование тех или иных феноменов. Пока доступен для понимания смысловой подтекст культурных памятников и его восстановление не требует усилий, надобных, к примеру, для воссоздания смыслов памятников древнерусской смеховой культуры. И поэтому, пока не прервались живые связи с советским периодом истории России, нужно успевать исследовать культуру советского общества. С другой стороны, со времени распада СССР прошло семнадцать лет и создавшаяся дистанция позволяет осуществлять более объективный, без крайних оценок и эмоций анализ культуры советского периода. Наличие исторической дистанции, пусть сравнительно небольшой, может позволить разглядеть в советской эпохе то, что не было видно с близкого расстояния.

Во-вторых, культура советского общества — один из компонентов культурного наследия, оказывающих заметное воздействие на культуру постсоветской России. Современная российская культура должна учитывать негативный опыт собственно советской культуры, становление которой сопровождалось пафосом уничтожения старого мира. Жесткое пренебрежение историко-культурными традициями, о чем свидетельствует история советского периода, пагубно. Сегодня же для современной России советская история выступает традицией, которую не нужно отбрасывать и следует тщательно изучать. Теоретическое осмысление опыта советской культуры способно дать ключи к интерпретации современной российской культуры и позволить прогнозировать ее развитие в будущем.

В-третьих, анализ феноменов повседневности (в данном случае анекдотов как феноменов повседневности советской культуры) находится в русле оживления интереса к повседневности и активной разработки тематики повседневного существования современными гуманитарными науками, в частности культурологией. Исследования на микроуровне, то есть уровне повседневности, позволяют выявить ценности, нормы и образцы, какими руководствуется большинство людей в обыденной жизни, проследить трансформацию идеологических установок государственной власти под влиянием жизненной практики. Это вносит конкретность в исследования социокультурной сферы, малодоступную при употреблении макроуровневых теорий и изучения глобальных культурных процессов. В частности, анализ анекдотов советской эпохи позволяет обнаружить скрытую оппозиционность в отношении государственной власти и недовольство реалиями советской эпохи, свойственные относительно многочисленной группе городского населения — производителям и распространителям анекдотов.

В-четвертых, потенциал анекдота как источника информации о социуме и его культуре до сих пор остается нераскрытым, а сам анекдот мало востребован в качестве историко-культурного свидетельства. В анекдоте кроются богатые возможности исследования культуры и общества. Изучение анекдота позволяет исследовать ментальные структуры культуры, то есть воссоздать модели восприятия людьми общественно-политических реалий, отраженные в анекдотах, восстановить представления о разных сторонах социокультурной реальности, существовавшие в среде сочинителей, распространителей и потребителей анекдота, смысл ценностей, бытующих в культуре повседневности, норм, которыми руководствовались явно или неявно. Анекдот не просто шутливый, ироничный текст, служащий исключительно для увеселения, единственной целью которого является развлечение слушающих. Он имеет историко-культурную ценность, способен выступить свидетельством эпохи, сохранившим ее следы. Для 4 гуманитарной науки, ориентированной на познание человека и результатов человеческой деятельности, обращение к источникам такого рода всегда остается актуальным.

В-пятых, необходимо исследовать анекдот именно в рамках культурологической науки. Это обусловлено многоплановостью самого феномена, располагающегося на стыке двух культурных областей — речевой и смеховой культур, обитающего во временном и пространственном измерениях, обладающего собственной историей. Отдельно взятая наука (филология, эстетика, история) отражает какую-либо одну сторону данного феномена, не воспроизводя его специфику во всей полноте. Представляется, что культурология наделена большим эвристическим потенциалом, позволяющим разрешить проблему разностороннего исследования анекдота, поскольку она объединяет подходы разных наук и образует их синтез. Сплавляя воедино филологический, эстетический, исторический подходы, культурология способна отразить разносторонность анекдота как культурного явления.

Степень научной разработанности проблемы.

Разработка заявленной проблемы требует обращения к философским, культурологическим, историческим, филологическим, литературным и другим источникам. В-источниках, привлеченных к исследованию, раскрыты отдельные аспекты темы: анекдот в качестве жанра речевой культуры, повседневность в целом и отдельные стороны повседневности советского времени, культура советского общества, некоторые стороны анекдота как феномена культуры и советского анекдота в частности. Существующие источники можно разделить на несколько тематических групп.

Первая из них включает источники, представляющие анекдот фольклорным речевым жанром современной российской словесности и продуктом культуры. В литературе о речевом жанре анекдота анализу подвергаются происхождение анекдота, его предшественники в литературной и фольклорной традиции, формы бытования анекдота, структура текста, персонажи анекдота, объекты, к которым он обращается. Таковы работы Е. Курганова, В. В. Химика, М. С. Кагана, А. С. 5.

Архиповой, С. А. Мезина, Е. Я. Шмелевой и А. Д. Шмелева, А. Ф. Белоусова, Н. Д. Голева. В эту же группу входит немногочисленная литература по советскому анекдоту — отдельные статьи А. С. Архиповой, Е. Я. Шмелевой и А. Д. Шмелева, О. В. Смолицкой, Р. М. Янгирова, В. В. Разуваева, А. А. Бурыкина, заметки А. Д. Синявского. В литературе об анекдоте как культурном продукте анекдот показан явлением культуры, проведен анализ отдельных сторон анекдота (субъект и объекты анекдота, взаимодействие анекдота с разными областями культурымифом, литературой, кинематографом, образы мужского и женского в анекдоте, разные типажи героев и т. д.). Это осуществлено в статьях сборника «Анекдот как феномен культуры», из которых особо выделим статьи JI. А. Орнатской, Е. Г. Соколова, удачно продемонстрировавшие связи анекдота с культурой, JI. Н. Столовича, нашедшего сходство между анекдотом и мифом, В. Н. Сорокиной о кинематографическом анекдоте. Однако, признавая все достоинства упомянутых работ сборника, надо сказать, что в них раскрыты только отдельные аспекты анекдота как целостного феномена культуры.

Вторая группа источников образована работами, где исследуются смеховая народная культура и древнерусская смеховая культура, выделены их сущностные признаки, показаны особенности и представлено разнообразие форм, а также работами о комическом с его культурными функциями, отличительными характеристиками, отражениями комического в культуре. К данной группе литературы относятся работы М. М. Бахтина о народной смеховой культуре средневековой Европы, Д. С. Лихачева, А. М. Панченко о средневековой русской смеховой культуре, М. С. Кагана, Ю. Б. Борева, В. В. Бычкова, А. Н. Лука, Л. А. Закса, К. Г. Исупова о свойствах и культурном предназначении комического, С. С. Аверинцева о специфике юмора советской эпохи, А. В. Дмитриева о социологии юмора.

Третья группа источников состоит из литературы, посвященной анализу культуры советского периода. В ней изучаются процессы, имевшие место в культуре советского общества, выявляются ценности советской культуры, вычленяется и подвергается изучению мифология советской культуры. Данная 6 группа представлена работами В. 3. Паперного, Т. А. Кругловой, А. Ю. Зудина, JL Г. Ионина, И. В. Кондакова, А. Д. Синявского, П. Вайля и А. Гениса, Е. Добренко, Б. Гройса, И. Сандомирской.

Четвертую группу источников образует литература о повседневности. Необходимость охарактеризовать повседневность советского времени обусловила обращение к общетеоретическим исследованиям повседневности, среди которых выделим работы А. Шюца, П. Бергера и Т. Лукмана, Б. Вальденфельса, JT. Г. Ионина, В. Д. Лелеко, В. П. Козырькова. Для характеристики советской повседневности задействованы работы Н. Н. Козловой, С. Бойм, П. Вайля и А. Гениса, А. Г. Вишневского, Л. Б. Брусиловской, А. С. Ахиезера, Б. В. Дубина, Н. Б. Ивановой, И. В. Утехина, Е. Ю. Зубковой, Ю. А. Левады, В. Л. Каганского, Г. Орловой, Н. Лебиной, Е. Герасимовой и С. Чуйкиной, О. Гуровой.

Пятая группа источников сформирована из текстов, созданных в советскую эпоху и выступающих в роли исторических свидетельств о советском обществе и его культуре. Эти тексты — воспоминания очевидцев (например, мемуары Н. Я. Мандельштам, Б. М. Сарнова, В. Киршина), тексты идеологов и политиков (статьи Л. Д. Троцкого, В. И. Ленина, А. В. Луначарского, А. А. Жданова и др.), художественных произведения (романы, повести Ю. В. Трифонова, Ю. И. Дружникова, монологи М. М. Жванецкого, рассказы И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, А. Т. Аверченко и др.). К ним же примыкает массив текстов анекдотов, опубликованных в нескольких сборниках («1001 избранный советский политический анекдот», «5555 анекдотов: Антология юмора СССР», «История СССР в анекдотах», «Анекдоты от Никулина»).

Объект исследования — анекдот как феномен культуры.

Предмет исследования — анекдоты как феномен культуры советского общества.

Цель работы — исследовать анекдоты 1960;1980;х годов как феномены повседневной культуры советского общества.

Достижение поставленной цели требует решения нескольких задач:

1. Проанализировать анекдот в контексте речевой фольклорной культуры и смеховой народной культуры.

2. Изучить временное и пространственное измерения анекдотафункции, которые анекдот исполняет в культуре.

3. Определить местоположение анекдота в пространстве культуры советского общества.

4. Исследовать генетические связи советского анекдота.

5. Выявить социокультурную специфику советского анекдота.

6. Объяснить противоречивое положение бытовой проблематики в смысловом поле советских анекдотов.

7. Доказать, что анекдот фиксирует реалии повседневности 1960;1980;х годов, отношение к реалиям, нормативные представления повседневности (ментальный аспект культуры) и отражает специфику повседневной культуры советского общества.

Теоретико-методологические основания исследования.

Теоретические и методологические основания исследования представлены междисциплинарным подходом, дающим возможность показать анекдот советского периода многогранным явлением, которое существует в нескольких пересекающихся культурных областях одновременно (области речевой культуры, смеховой культуры, неофициальной сфере культуры советского общества), и предполагающим применение методологии культурологических исследований.

Сравнительно-исторический метод позволяет проследить эволюцию анекдота, увидеть связи современных и советских анекдотов с культурными истоками народной смеховой культурой и древнерусской смеховой культурой) и специфику советского анекдота в сопоставлении с современными анекдотами.

Нормативно-ценностный метод помогает охарактеризовать культуру советского общества и анекдот как феномен культуры. Герменевтический и семиотический методы, использованные при анализе текстов анекдотов, служат выявлению ценностей и норм неофициальной сферы культуры советского общества, отражению феноменов повседневности 1960;1980;х годов в анекдотах, 8 выраженного отношения советских людей к ним. Метод феноменологического анализа демонстрирует повседневность как одну из сфер бытия человека.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• Выяснено, что феномен анекдота существует в двух сферах культуры — речевой фольклорной культуре и смеховой культуре. Принадлежность к ним обусловливает социокультурную специфику анекдота и формирует его свойства — вариативность, анонимность, устный характер, публичность, театральность, установку на критику общественного порядка, комизм, спонтанное появление, массовое распространение.

• Показано, что анекдот функционирует в нескольких видах социокультурного пространства (приватном, публичном, повседневном, официальном) и во временной динамике культуры.

• Охарактеризованы социокультурные функции анекдота — критическая, коммуникативная, интегративная, компенсаторная, психотерапевтическая, гармонизирующая, развлекательная, эстетическаяфункции подразделены на группы комических, социальных и психологических, отмечены главные и обусловливающие специфику анекдота как феномена культуры (критическая, коммуникативная и развлекательная).

• Представлена авторская модель структуры культуры советского общества, состоящей из официальной и неофициальной сферопределено, что анекдот относится к неофициальной сфере культуры советского общества;

• Установлено, что советский анекдот — наследник российского анекдота конца XIX — начала XX веков, который сформировался на основе российского литературного анекдота, возникшего в результате слияния русского фольклорного анекдота и европейского салонного анекдота XVIII века;

• Выявлена социокультурная специфика советского анекдота, состоящая в усиленной оппозиционности по отношению к государственной власти, повышенной злободневности, высокой степени политизированности, сравнительном невнимании к быту, локализации в пространстве повседневности, спонтанном, неконтролируемом появлении, неуправляемом развитии и свободном распространении текстов- 1.

• Объяснено противоречивое положение бытовой проблематики в смысловом поле советских анекдотов разнонаправленным влиянием двух сфер культуры советского общества — официальной сфере культуры, отличающейся негативным восприятием повседневной жизни, неофициальной сферы, укорененной в пространстве повседневности и погруженной в контекст повседневной жизни;

• Доказано, что советский анекдот как феномен повседневной культуры советского общества способен выступать свидетельством эпохи — фиксировать отдельные феномены повседневной жизни, их оценку людьми, отражать общественные представления о должном и недолжном, желанном и нежеланном, запечатлевать ценности и нормы повседневной культуры (ментальные стереотипы части советского социума). Научно-практическая значимость работы.

Результаты диссертационного исследования могут применяться при разработке общих и специальных лекционных курсов по теории и истории культуры, составить основу специальных курсов по повседневности советской' культуры и анекдоту как феномену культуры советского общества. Апробация полученных результатов.

Основные идеи и положения исследования нашли отражение в научных статьях и тезисах, а также1 в докладах и сообщениях, сделанных на международных и региональных научных и научно-практических конференциях «Актуальные проблемы культурологии» (Екатеринбург, 2004), «Проблема города в культурной антропологии: история и современность» (Екатеринбург, 2006), «Культурология в системе гуманитарного знания» (Екатеринбург, 2007), «Тексты культуры: проблемы, подходы, современное состояние» (Екатеринбург, 2008), «Человек в мире культуры» (Екатеринбург, 2008). Диссертационное исследование стало основой лекций, читаемых автором студентам факультета искусствоведения и культурологии Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Ключевые положения диссертации были обсуждены на заседаниях кафедры культурологии Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Положения, выносимые на защиту:

1) Анекдот является феноменом культуры, существующим одновременно в двух сферах — речевой фольклорной культуре и смеховой культуре. Признаки, которыми наделен анекдот как феномен речевой и смеховой областей культур, обусловливают его культурную специфику (анонимность, вариативность, устность, спонтанное появление и ненаправленное развитие, установка на критику современной культуры, массовое распространение, комизм, театральность).

2) Анекдот помещается в нескольких видах социокультурного пространства-(частном, публичном, повседневном и официальном), а также во времени культуры (эпохе бытования культуры).

3) Анекдот как культурный феномен многофункционален, выполняет критическую, коммуникативную, интегративную, компенсаторную, психотерапевтическую, гармонизирующую, развлекательную, эстетическую функции. Главными и определяющими специфику анекдота как феномена культуры выступают критическая, коммуникативная и развлекательная функции.

4) Культура советского общества подразделяется на две основные сферы — официальную и неофициальную: Анекдот относится к неофициальной сфере культуры советского общества, что накладывает отпечаток на его свойства (обусловливает спонтанность развития, относительную свободу в выборе тем, сюжетов, действующих лиц, а также локализацию в пространстве повседневностиподкрепляет установку на оппозиционность и критику власти).

5) Советский анекдот обладает культурно-исторической спецификой, имеет особенности, отличающие его от других разновидностей анекдота.

11 устность, спонтанность появления и свобода распространения, локализация в пространстве повседневности, четко выраженный протест против власти и официальной сферы культуры советского общества, повышенная злободневность, политизированность, сравнительно малое внимание бытовой сфере).

6) Двойственное положение бытовой проблематики в смысловом поле советских анекдотов (малая востребованность бытовых тем и одновременное участие бытовой логики «здравого смысла» в роли основного метода формирования суждений) происходит от разнонаправленного воздействия двух сфер культуры советского общества — официальной сферы с ее негативным восприятием повседневной жизни и неофициальной сферы, локализующейся в пространстве повседневности и активно востребующей тематику повседневности.

7) Советский анекдот представляет собой феномен повседневной культуры советского общества и может считаться свидетельством эпохи, запечатлевшим особенности культуры советского общества, реалии советской повседневности 1960;1980;х годов, отношение людей к ним, нормы и ценности повседневности, понятия о должном и недолжном, желанном и нежеланном (ментальные стереотипы части советского общества).

Структура диссертационного исследования определена, исходя из поставленной цели и следующих из нее задач, решение которых представлено во введении, трех главах, заключении и библиографическом списке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации «Анекдот как феномен повседневной культуры советского общества (на примере анекдотов 1960;1980;х годов)» исследованы анекдоты 1960;1980;х годов как феномены повседневной культуры советского общества. Ряд задач, поставленных для исследования, выполнен в полном объеме.

Анекдот представляет собой целостное явление культуры. Он принадлежит к речевой и смеховой областям культуры, исполняет определенные культурные функции, его бытие в культуре обладает временным и пространственным измерениями. Российский анекдот в аспекте речевой культуры — жанр городского фольклора, со специфическим субъектом, влияющим на содержание и характер анекдотических текстов (интеллигенцией), объектами интереса (проблемными ситуациями, возникающими в жизни социума) и наименованием. В качестве жанра речевой культуры анекдот наделен рядом свойств: он комичен, вариативен, анонимен, массово растиражирован, устен, публичен, театрален, синтетичен, появление и распространение анекдота свободно, не управляемо и неконтролируемо. Относясь к области смеховой народной культуры, анекдот несет отпечаток родовых свойств последней, а именно критичности к современному обществу и культуре данного общества, тяге к разрушению социальных иерархий, универсальности и амбивалентности смеха. Основой, на которой развивался российский анекдот, была древнерусская смеховая культура, наделившая анекдот оппозиционностью по отношению к власти, наличием за осмеиваемым неких позитивных норм, представлением об абсурдности мироустройства, диалогичностью, обращенностью смеха на себя. Находясь в пределах смеховой культуры, анекдот также принадлежит области комического, что определяет часть функций, исполняемых анекдотом в культуре (критическую, гармонизирующую, компенсаторную), характер и оттенки смеха анекдота (юмор, ирония, сарказм), основной механизм достижения комического эффекта (прием неожиданности). Анекдот рассмотрен в контексте пространства и времени культуры, что дало возможность обозначить виды пространства, в которых.

171 функционирует анекдот (приватное, публичное, повседневное и официальное), показать зависимость формы, содержания и положения анекдота в пространстве культуры, главенства тех или иных культурных функций анекдота от времени культуры — исторической эпохи существования анекдота. В исследовании вычленены две группы культурных функций анекдота — группа социальных функций (критическая, развлекательная, интегративная и коммуникативная), группа психологических функций (гармонизирующая, компенсаторная и психотерапевтическая). Из этих функций основополагающими, коренным образом воздействующими «на специфику анекдота как явления культуры нами считаются критическая, развлекательная и коммуникативная. Конституирующими признаками анекдота как культурного феномена названы вариативность и анонимность текстов, комизм, развлекательность, критичность к современному обществу и его культуре, антииерархизм, универсальность и амбивалентность смеха, наличие за осмеиваемым позитивных норм, зарождение в пространстве повседневности.

Для того чтобы понять, какое место занимал анекдот в культуре советского общества, сформирована и представлена структурная модель культуры советского общества. Согласно этой модели, культура советского общества представляла собой единство двух сфер — официальной сферы и неофициальной сферы культуры. Обе сферы культуры обладали набором специфических свойств.

Официальная сфера культуры напрямую зависела от государственной власти в содержании и развитии, обусловливалась идеологией, основывающейся на социально-философском учении марксизма-ленинизма. Существование официальной сферы культуры имело утилитарное назначение, которое открыто предписывалось ей и сводилось к необходимости трансляции идеологии государственной власти, воспитания членов общества в духе этой идеологии.

Проект официальной «разновидности» культуры советского общества создавался целенаправленно, наделялся заранее определенными характеристиками.

Официальная сфера культуры была сравнительно цельной по причине наличия единственной объединяющей идеологии, обладала представлениями о.

172 собственной новизне и прогрессивности на фоне прочих культур, установками на самоопределение путем обособления от предшествующей культуры и выполнение некой культурно-исторической миссии, локализовалась в основном в официализированном публичном пространстве. Ее продукты распространялась в обществе главным образом при помощи средств государственной агитации и пропаганды. Неофициальная сфера культуры напрямую не зависела от государственной власти, прямо не определялось ею, локализовалась в основном в пространстве повседневности, свободно развивалась и распространялась, не направляемая извне, обладала оппозиционным настроем по отношению к официальной сфере культурыпродукты неофициальной сферы культуры исключались из культурного оборота, происходившего в границах официальной сферы культуры. Анекдоты отнесены к неофициальной сфере культуры советского общества.

Советский анекдот признан наследником российского анекдота конца XIX начала XX веков. Российский же анекдот был итогом развития литературного анекдота XIX века, возникшего в результате слияния русского фольклорного анекдота и европейского салонного анекдота, пришедшего в российскую словесность из французской и итальянской речевой традиции в XVIII веке. К советским анекдотам причислены анекдоты, появившиеся в советский период российской истории, то есть с 1917 по 1991 годы. Основные этапы развития анекдота в СССР были тесно связаны с изменениями социально-экономической, политической, культурной ситуации внутри страны, вызывавшими появление новых объектов, тем, образов анекдота, усилением отдельных черт анекдота, выходе на первый план некоторых его свойств и культурных функций под влиянием историко-культурных условий времени существования анекдота.

Социокультурная специфика советских анекдотов заключается в особенностях появления, распространения и развития, способа, места существования и содержания анекдотов, первенством некоторых культурных функций, обусловлена положением анекдотов в культуре советского общества и своеобразием исторических условий. Для советского анекдота характерны.

173 свобода появления и распространения, ненаправленное, спонтанное развитие. Эти свойства присущи анекдоту как феномену речевой культуры и усилены принадлежностью советского анекдота к неофициальной культуре. Советский анекдот существовал в устной форме, имел массовое распространение, обращался в пространстве повседневности. Форма бытования анекдота и пространство обитания зависели от особых исторических условий — из-за специфики содержания анекдот не мог быть опубликованным и выйти в публичное официализированное пространство культуры советского общества. В силу особых исторических условий критическая, интегративная и компенсаторная социокультурные функции приобрели большее значение для анекдотов советского периода по сравнению с прочими функциями. Содержательная специфика советских анекдотов заключается в особом характере комизма, его двойственной направленности (высмеивание реалий жизни общества и картины жизни общества, создаваемой идеологией государственной власти), преобладании сатиры и сарказма в смехе анекдота, повышенной злободневности советских анекдотов, политизированности, сравнительно малом внимании быту и оппозиционности к государственной власти. Содержательная специфика анекдотов была результатом воздействия исторических условий — высокого уровня политизированности жизни советского общества, общей тенденции официальной сферы культуры советского общества к негативному восприятию и толкованию быта, отсутствия легитимных форм свободного обсуждения членами социума событий, феноменов, процессов разных областей социальной жизни, давления государственной власти на общество, стремления установить контроль над всеми сферами его существования.

Чтобы вскрыть причины противоречивого положения бытовой проблематики в смысловом поле советских анекдотов, то есть сравнительно небольшой востребованности бытовых тем и одновременного участия бытовой логики (так называемого «здравого смысла») в качестве ключевого способа формирования оценок разнообразных явлений, проведен анализ восприятия повседневности в культуре советского общества. Двойственное положение.

174 проблематики повседневной жизни объяснено разнонаправленным влиянием сфер культуры советского общества — негативным толкованием повседневности в официальной сфере культуры и локализацией, развитием неофициальной сферы в пределах повседневного пространства. Доказано, что советские анекдоты являются феноменами повседневной культуры советского общества, изучены анекдоты о дефиците и пьянстве.

На основе проведенного анализа советских анекдотов мы утверждаем, что анекдоты представляют собой разносторонние свидетельства эпохи, поскольку они фиксируют реалии эпохи, их восприятие людьми, воссоздают нормы и антинормы, ценности и антиценности повседневности (понятия о нормальном и ненормальном, желанном и нежеланном), вбирают в себя некоторые представления, бытующие в определенной части советского общества (то есть отражают стереотипы ментальности). Также анекдот выступает одновременно результатом и отражением социокультурных процессов, имевших место в советскую эпоху (политизированности жизни советского общества, низкого внимания повседневности, оппозиционности в отношении государственной власти, локализации в пространстве повседневности неофициальной сферы культуры).

Таким образом, анекдот выступает феноменом культуры в целом, относясь к речевой и смеховой ее областям, бытуя в пространстве и времени культуры, исполняя в культуре ряд функций, а его специфика обусловлена местоположением анекдота в культуре. Вместе с тем анекдот всегда находится в культуре конкретной страны и исторической эпохи, является продуктом общества с определенной ментальностью, что налагает отпечаток на способ появления и распространения, место в культуре, форму существования, характер, направление осмеивания и содержание текстов (темы, персонажи, сюжеты, общественные представления, выражающие ментальность конкретного социума и т. д.).

Исторические условия могут содействовать формированию новых свойств анекдота, исчезновению прежних, выдвижению одних общекультурных свойств на передний план и отходу на задний план других, приобретением одними.

175 социокультурными функциями анекдота большей значимости в сравнении с прочими, сосредоточению анекдота в нескольких видах социокультурного пространства или концентрации в одном — двух видах. Все это делает анекдот специфическим феноменом конкретной культуры на неком этапе ее развития.

Исследованием продемонстрировано, что анекдот способен фигурировать в качестве историко-культурного свидетельства, а не только обитать в пространстве и времени культуры в виде текста, наделенного единственным назначениемувеселять, развлекать, вызывая смех. Следовательно, анекдот как свидетельство эпохи полезен гуманитарным, в частности, культурологическим исследованиям, проводимым в рамках исследований истории повседневности и исторической антропологии, представая своеобразным взглядом части общества на историю, социум, своеобразным субъективным «документом» времени, а также итогом творческой активности индивидов по освоению, ценностному осмыслению и отражению мира.

Следуя намеченной в работе логике, можно расширять и углублять избранную тематику: сделать предметом анализа анекдоты о других феноменах повседневности, либо обратиться к анекдотам, посвященным политике, что существенно расширило бы объем сведений о культуре советского общества. В дальнейшем изучение более значительного массива текстов анекдотов позволило бы выйти на ментальный уровень культуры и проводить анализ ментальности вполне конкретного слоя советского общества (в частности, интеллигентской прослойки городской среды) — общественных стереотипов, настроений, норм, ценностей, поведенческих образцов, субъективных образов реальности, выражающих отношение к феноменам реальности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдуллаева, 3. Г. Об анекдоте / 3. Г. Абдуллаева // Искусство кино. -1993. -№ 2.-С. 82−86.
  2. , С. С. О духе времени и чувстве юмора / С. С. Аверинцев // Новый мир. 2000. — № 1. — С. 137−140.
  3. , А. Т. Дюжина ножей в спину революции / А. Т. Аверченко. -Рига: Общество друзей книги Латвии, 1990. 32 с.
  4. Анекдот как феномен культуры. Материалы круглого стола 16 ноября 2002. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — 148 с.
  5. Анекдоты от Никулина. М.: «БИНОМ», ЗАО «ГУДВИН-3», 1997. — 318 с.
  6. , К. Г. Утопический дискурс советской власти / К. Г. Антонян // Культурологические исследования'2008: сб. науч. ст. СПб.: Астерион, 2008.-С. 18−24.
  7. , А. С. Анекдот и его прототип: генезис текста и формирование жанра: автореф. дис.. канд. филолог, наук / А. С. Архипова Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/arhipova6.htni
  8. , А. С. Россия: критика исторического опыта. Социокультурная динамика России). Т. I: От прошлого к будущему. 2-е изд. / А. С. Ахиезер — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. — 804 с.
  9. , И. Яковенко. М.: Новое издательство, 2005. — 708 с.177
  10. , А. Ф. Вовочка / А. Ф. Белоусов Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/belousov3.htm
  11. , П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: «Медиум», 1995. — 323 с.
  12. , М. Апология истории или ремесло историка. 2 изд., доп. / М. Блок. -М.: «Наука», 1986. — 254 с.
  13. , К. А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности / К. А. Богданов. СПб.: Искусство, 2001. -437 с.
  14. , С. Общие места: Мифология повседневной жизни / С. Бойм. М.: 2002.-320 е., ил.
  15. , Ю. Б. Комическое / Ю. Б. Борев. М.: Искусство, 1970. — 286 с.
  16. , Ю. Б. Социалистический реализм: взгляд современника и современный взгляд / Ю. Б. Борев. М.: ACT: Олимп, 2008. — 478 е., ил.
  17. , Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Борев. -М.: Высш. шк., 2002. 511с. 21. Бродский, И. Полторы комнаты / И. Бродский // Новый мир. — 1995. — № 2 —1. С. 1−45.
  18. , Л. Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели» (метаморфозы стиля) / Л. Б. Брусиловская // Обществ, науки и современность. 2000. — № 1. — С. 163−174.
  19. , П. Практический смысл / П. Бурдье. СПб.: Алетейя, 2001. — 562 с.
  20. , В. В. Эстетика: Учебник / В. В. Бычков М.: Гардарики, 2004. — 556 с.
  21. В человеческом измерении: сб. ст. / Под. ред. и с предисл. А. Г. Вишневского. М.: Прогресс, 1989. — 448 с.
  22. , Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности / Б. Вальденфельс // Социо-логос. Общество и сферы смысла. -М.: Прогресс, 1991.-Вып. 1.-С. 39−50.
  23. , А. Д. Слово в телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании / А. Д. Васильев Электрон ресурс. Режим доступа: http://library.cjes.ru/online/?a=con&bid=545&cid=6536
  24. , Н. История советского государства. 1990−1991 / Н. Верт. М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. — 544 с.
  25. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. -М.: 2007. 272 с.
  26. , А. Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР / А. Г. Вишневский. М.: ОГИ, 1998. — 432 с.
  27. , М. В. Понятие менталитета в культурологических исследованиях / М. В. Воробьева // Известия Уральского государственного университета. 2008. -№ 55, Сер. «Гуманитарные науки». — Вып. 15. — С. 615.
  28. , А. «Официальный советский язык» периода Великой Отечественной войны: лингвориторическая интерпретация / А. Ворожбитова // Теоретическая и прикладная лингвистика. Язык и социальная среда. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. — Вып. 2. — С. 21−42.
  29. , М. Я. Машина и винтики. История формирования советского человека / М. Я. Геллер. М.: «МИК», 1994. — 336 с.
  30. , Е. Общество ремонта / Е. Герасимова, С. Чуйкина // Неприкосновенный запас. 2004. — № 2 (34). — С. 70−77.
  31. , К. Символические границы и «потребление» городского пространства (Ленинград, 1930-е годы) / К. Герасимова, С. Чуйкина // Российское городское пространство: попытка осмысления / Под ред. В. Вагина. М.: МОНФ, 2000. — С. 127−153.
  32. , В. В. Можно ли «говорить ясно» об интеллигенции? / В. В. Глебкин // Труды по культурной антропологии. М.: 2002. — С. 91−116.
  33. , Н. Д. Русский анекдот как игровой текст: внутренняя форма и содержание / Н. Д. Голев // Человек коммуникация — текст / Под ред. А. А. Чувакина. — Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2000. — Вып.4. — С. 50−63.
  34. , А. М. Заметки о мещанстве / А. М. Горький Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.maximgorkiy.narod.ru/STATY/zametki.htm
  35. , А. М. Разрушение личности / А. М. Горький Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.maximgorkiy.narod.ru/STATY/rlich.htm.
  36. , В. Н. История России: Практикум для семинарских занятий. Учебное пособие для студентов заочного отделения / В. Н. Гузаров, Н. И. Гузарова Электрон. ресурс. Режим доступа: http://www.edus.ru/! 09/read41543 .html
  37. , А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Искусство, 1984. — 350 с.
  38. , А. Я. Проблемы средневековой народной культуры / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1981. — 359 с.
  39. , А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla ХШ века) / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1989. — 367 с.
  40. , А. Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1990. — 396 с.
  41. , А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» / А. Я. Гуревич. -М.: Индрик, 1993.-328 с.
  42. , А. История в человеческом измерении (Размышления медиевиста) / А. Гуревич // «НЛО». 2005. — № 75. — С. 38−63.
  43. , А. Я. Историческая наука и историческая антропология / А. Я. Гуревич // Вопросы философии. 1988. — № 1. — С. 56−70.
  44. , О. Продолжительность жизни вещей в советском обществе: заметки по социологии нижнего белья / О. Гурова // Неприкосновенный запас. -2004. № 2 (34). — С. 78−84.
  45. , П. К. К вопросу о соотношении категорий «менталитет» и «ментальность»: историко-философский аспект / П. К. Дашковский // Философские дескрипты. Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2002. — Вып. 2 — С. 36−44.
  46. , А. В. Социология юмора: Очерки / А. В. Дмитриев М.: 1996. -214 с.
  47. , Р. А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования / Р. А. Додонов Электрон, ресурс. Режим доступа: Ьйр://ёошШ.еёи.иа/ги5з1ап/51шк1УкаГеёг8/рЬ11Могк8/е1птеп1а1Д111е.Ь1ш1
  48. , Ю. И. Русские мифы: Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова. Посиделки с классиками / Ю. И. Дружников. — Екатеринбург: У-Фактория, 2001. 624 с.
  49. , Ю. И. Ангелы на кончике иглы. Роман / Ю. И. Дружников. — Екатеринбург: У-Фактория, 2001. 688 с.
  50. , Б. В. Быт, бытовщина, обыденность: идея и история повседневности в России / Б. В. Дубин Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/konfer/konfer020.html
  51. , М. М. Год за два / М. М. Жванецкий. Л.: 1991. — 480 с. бО. Закс, Л. А. Метаценностный характер эстетического и системностьосновных эстетических ценностей (заметки на полях лекций по эстетике М.
  52. С. Кагана) / Л. А. Закс // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80летию профессора М. С. Кагана. Серия «Мыслители». — СПб.: Санкт
  53. Петербургское философское общество, 2001. — Вып. 4. — С. 329−346.61.3убкова, Е. Ю. Послевоенное советское общество: Политика иповседневность. 1945−1953 / Е. Ю. Зубкова. М.: РОССПЭН, 2000. — 229 с.181
  54. , А. Ю. «Культура имеет значение»: к предыстории российского транзита / А. Ю. Зудин // Мир России. 2002. — № 3 — С. 122−158.
  55. , А. Ю. Культура советского общества: логика политической трансформации / А. Ю. Зудин // Общественные науки и современность. -1999. -№ 3.- С. 59−72.
  56. , Н. Б. Ностальящее. Собрание наблюдений / Н. Б. Иванова. М.: Радуга, 2002. — 256 с.
  57. Иванов-Разумник, Р. В. История общественной мысли в России: в 2 т. Т. 2 / Р. В. Иванов-Разумник. СПб.: 1911. — 522с.
  58. , И. А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 3: Человек с гусем / И. А. Ильф, Е. П. Петров. -М.: 1961.-544 с.
  59. Интервью с Кравчуком JI. М. Электрон ресурс. Режим доступа: http://www.whoiswho.ru/mssian/Password/papers/10r/kravchuk/stl.htm
  60. , JI. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учеб. пособие для студентов вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. / JI. Г. Ионин. М.: Логос, 2000.-431 с.
  61. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Орлов А. С. и др. — М.: ПБОЮЛ Л. В. Рожников, 2001. -520 с.
  62. Итоги советской культуры Круглый стол. // Знамя. — 2001. № 4. — С. 180 202.
  63. , М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / М. С. Каган. Л.: 1971.- 768 с.
  64. , В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемоепространство / В. Л. Каганский М.: НЛО, 2001. — 576 с.182
  65. Кара-Мурза, С. Г. Советская цивилизация (том II) / С. Г. Кара-Мурза Электрон. ресурс. Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/books/scb/scb7 .htm
  66. , В. Очерки частной жизни пермяков / В. Киршин Электрон, ресурс. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/urnov/2002/13/kir.html
  67. , JI. Н. Теория культуры. Учеб. пособие / Л. Н. Коган. Екатеринбург: УрГУ, 1993.-160 с.
  68. , Н. Н. Горизонты повседневности советской эпохи. Голос из хора / Н. Н. Козлова. М.: ИФРАН, 1996. — 211 с.
  69. , Н. Н. Советские люди. Сцены из истории / Н. Н. Козлова. — М.: 2005. 544 с.
  70. , Н. Н. Сцены из частной жизни периода «застоя»: семейная переписка / Н. Н. Козлова Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.nationalism.org/library/science/sociology/kozlova/kozlova-jssa1999.htm#nazad2
  71. Коллизии «хрущевской оттепели»: страницы отеч. истории 1953−1964 гг. XX столетия: науч.-публицист. монография / Акад. гуманит. наук. М.: Социум, 1998.-229 с.
  72. , И. В. Введение в историю русской культуры: учеб. пособие / И.
  73. B. Кондаков. -М.: Аспект Пресс, 1997. 687 с.
  74. , О. А. Эстетика: учебник / О. А. Кривцун. М.: Аспект Пресс, 2000.-434 с.
  75. , М. А. Бессилие языка в эпоху зрелого социализма / М. А. Кронгауз Электрон. ресурс. Режим доступа: http ://www.ruthenia.ru/ folklore/krongauz 1 .htm
  76. , Т. А. Советская художественность, или Нескромное обаяние соцреализма / Т. А. Круглова. Екатеринбург: 2005. — 384 с.
  77. Культурология: учебное пособие //А. В. Медведев, Е. В. Выгузова, Т. А. Кемерова. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. — 118 с.
  78. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2 т. СПб: Унив. кн., 1998.
  79. , Н. А. Тоталитарный язык. Словарь и речевые реакции / Н. А. Купина. Екатеринбург — Пермь: 1995. — 143 с.
  80. Е. Похвальное слово анекдоту / Е. Курганов. СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2001. — 288 с.
  81. , Д. С. Смех в Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. Л.: Наука, 1984. — 295 с.
  82. Ле Гофф, Ж. Цивилизация Средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. -Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 568 с.
  83. , Н. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920−1930-е годы / Н. Б. Лебина. СПб.: Журнал «Нева» — Издательско-торговый дом «Летний Сад», 1999. — 320 е., ил.
  84. , Н. Шестидесятники: слово и тело (стилистика советской повседневности 1950−60-х годов) / Н. Лебина // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. Весна (№ 3) 2007. — С. 320−348.
  85. , В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре / В. Д. Лелеко. СПб.: 2002. — 320 с.
  86. , В. Д. Пространство повседневности как предмет культурологического анализа: автореф. дис.. док. культуролог, наук / В. Д. Лелеко. СПб.: 2002. — 34 с.
  87. , В. И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения / В. И. Ленин. — М.: Госполитиздат, 1950. 196 с.
  88. Лук, А. Н. О чувстве юмора и остроумии / А. Н. Лук. М.: Искусство, 1968.- 191 с.
  89. , Н. П. Культура и человек в советской повседневности 60−70-х годов: автореф. дис.. канд. культуролог, наук / Н. П. Лукаш. -Нижневартовск: 2008. 28 с.
  90. , Н. Я. Вторая книга: Воспоминания / Н. Я. Мандельштам. — М.: «Издательство „Олимп“», «Издательство Астрель», «Издательство ACT», 2001. 512 с.
  91. , С. А. Анекдоты о Петре Великом как явление русской историографии XVIII века / С. А. Мезин // Историографический сборник. -Саратов: 2002. Вып. 20. — С. 18−54.
  92. , Д. С. Грядущий хам / Д. С. Мережковский // Интеллигенция Власть — Народ. — М.: Наука, 1992. — С. 81−105.
  93. Новейший философский словарь // Сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  94. , Г. Апология странной вещи: «маленькие хитрости» советского человека / Г. Орлова Электрон, ресурс. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2004/34/orl 10. html
  95. , А. Анекдоты из Пушкинского Дома, или Мы о Них / А. Осипов, В. Пригодич Электрон. ресурс. Режим доступа: http://prigodich.8m.com/html/notes/n057.html
  96. Партийная этика: (Документы и материалы дискуссии 20-х годов) / Под. ред. А. А. Гусейнова и др. М.: Политиздат, 1989. — 509 с.
  97. , Г. С. Интеллигенция: идейность задач и беспочвенность идей / Г. С. Померанц Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.kir.ru/Classic/archive/forumufa/021 .htm
  98. , Г. Г. Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований / Г. Г. Почепцов Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.politnauka.org/library/prikl/pocheptsov.php
  99. , Г. Г. Тоталитарный человек: очерки тоталитарного символизма и мифологии / Г. Г. Почепцов. Киев: Глобус, 1994. — 152 с.
  100. , В. П. Шестидесятничество: споры, суждения, оценки / В. П. Прищепа // Гуманит. науки в Сибири. Сер. Филология. Новосибирск, 2001.-№ 4.-С. 31−36.
  101. , JI. Н. Что такое менталитет? Историогр. заметки / Л. Н. Пушкарев // Отеч. история. 1995. — № 3. — С. 158−166.
  102. , Ф. И. Жизнь замечательных времен. 1970−1974 гг. Время, события, люди / Ф. И. Раззаков. М.: Эксмо, 2004. — 1104 е., ил.
  103. , В. В. Народный смех в советской политической культуре 6080-х годов / В. В. Разуваев Электрон, ресурс. Режим доступа: http://saturday.ng.ru/things/2000−10−07/lmirror.html
  104. , И. 3. Энциклопедия Хулиганствующего Ортодокса / И. 3. Раскин. М.: 1997. — 347 с.
  105. , В. Энциклопедический словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. 2-е изд., испр. и доп. / В. Руднев — М.: Аграф, 2001. — 608 с.
  106. Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: история и типология: Материалы междунар. конф. (Неаполь, май 1997 г.) / Сост. Б. А. Успенский. -М.: О.Г.И., 1999. 152 с.
  107. , Б. М. Наш советский новояз. Маленькая энциклопедия реального социализма / Б. М. Сарнов. М.: Эксмо, 2005. — 768 с.
  108. , А. Д. Основы советской цивилизации / А. Д. Синявский. — М.: Аграф, 2001.-464 с.
  109. , Г. Л. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. 3-е изд., доп. / Г. Л. Смирнов. — М.: Политиздат, 1980. -463 с.
  110. , О. В. Перформанс как жанрообразующий элемент советского анекдота / О. В. Смолицкая Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/smoHtskayal.htm
  111. Советский анекдот: живой героический эпос русской истории Электрон. ресурс. Режим доступа: http://www.svoboda.org/programs/td/2003/td. 111 603. asp
  112. Современная западная философия: Словарь. / Сост. и отв. ред. В. С. Малахов, В. П. Филатов. М.: ТОН — Остожье, 1998. — 544 с.
  113. , А. И. Образованщина / А. И. Солженицын. -Новый мир, 1991. № 5. — С. 28−46.
  114. , Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. — 2-е изд., испр. и доп. / Ю. С. Степанов.- М.: Академ, проект, 2001. 990 с.
  115. Товарищ. Записная книжка пионера. М.: Молодая гвардия, 1959. -336 с.
  116. , Ю. В. Дом на набережной: Роман, дневники / Ю. В. Трифонов. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. -608 с.
  117. , Ю. В. Старик. Другая жизнь / Ю. В. Трифонов. М.: «Советский писатель», 1980. — 352 с.
  118. , JI. Д. Сочинения. Серия VI. Проблемы культуры. Том XX. Культура старого мира / JI. Д. Троцкий. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www. 1917.com/Marxlsm/Trotsky/C W/Trotsky-XX/Main.html
  119. , JI. Д. Формальная школа поэзии и марксизм / Л. Д. Троцкий Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.opojaz.ru/critique/trotsky.html.
  120. , И. В. Очерки коммунального быта / И. В. Утехин. М.: 2001. — 248 с.
  121. , Р. Человек эпохи дефицита / Р. Фрумкина // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. Весна (№ 3) 2007. — С. 139−143.
  122. , Ю. Модерн незавершенный проект / Ю. Хабермас // Вопросы философии. — 1992. — № 4. — С. 40−52.
  123. , Дж. История Советского Союза. 1917−1991 / Дж. Хоскинг. -Смоленск: Русич, 2000. 496 с.
  124. Хрестоматия по отечественной истории (1914−1945 гг.): учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 896 с.
  125. Хрестоматия по отечественной истории (1946−1995 гг.): учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 600 с.
  126. Цена метафоры или Преступление и наказание Синявского и Даниэля / Сост. Е. М. Великанова. М.: Книга, 1989. — 528 с.
  127. , Т. В. Типология советской массовой культуры: Между «Брежневым» и «Пугачевой» / Т. В. Чередниченко. — М.: РИК Культура, 1994.-256 с.
  128. , И. Р. Социализм / И. В. Шафаревич Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.vehi.net/samizdat/izpodglyb/02.html
  129. , Э. В. Советский Союз нормальное тоталитарное общество. Опыт объективного анализа / Э. В. Шляпентох // Социологические исследования. — 2000. — № 2. — С. 115−124.
  130. , Е. Я. Русский анекдот: Текст и речевой жанр / Е. Я. Шмелева, А. Д. Шмелев. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 144 с.
  131. , П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В. А. Ядова / П. Штомпка. М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.
  132. , М. П. О понятии и природе повседневности / М. П. Шубина // Известия Уральского государственного университета. — 2006. № 42, Сер. «Общественные науки». — Вып. 1. — С. 55−62.
  133. Шюц, А. Структура повседневного мышления / А. Шюц // Соц. исследования. 1988. — № 2. — С. 129−137.
  134. , В. П. Homo soveticus в сетях повседневности / В. П. Щербаков // Человек постсоветсткого пространства: сб. материалов конф.
  135. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. — Вып. 3. С. 471−476.
  136. , Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования: в 2-х тт. / Н. Элиас. М., СПб.: Университетская книга, 2001.
  137. , М. Н. Великая Совь / М. Н. Эпштейн. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. — 272 с.
Заполнить форму текущей работой