Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологическая структура карьерной готовности выпускника вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате анализа научных работ обнаружено отсутствие интегрального понятия «карьерная готовность» и разобщенность, разнонаправленность исследований в области психологии карьеры, что дает нам возможность представить собственное определение и структуру карьерной готовности. Карьерная готовность — интегральное образование, функциональная структура которого состоит из объективного и субъективного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАРЬЕРНОЙ готовности
    • 1. 1. Исследования феномена «психологической готовности»
    • 1. 2. Анализ основных подходов к исследованиям карьеры в психологии: виды, модели, этапы и факторы развития. Специфика железнодорожной отрасли как карьерной среды
    • 1. 3. Психологическая структура карьерной готовности: понятие, составляющие и условия формирования
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ КАРЬЕРНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ДВГУПС)
    • 2. 1. Организационно-методическое обеспечение исследования
    • 2. 2. Сравнительный анализ показателей психологической структуры карьерной готовности выпускников в период 2002 по 2006 гг.: динамика и основные детерминанты
    • 2. 3. Анализ взаимосвязей составляющих психологической структуры карьерной готовности выпускников
    • 2. 4. Прогностические возможности показателей психологической структуры карьерной готовности
    • 2. 5. Специфика содержания карьерных ориентаций как когнитивной составляющей карьерной готовности выпускников
    • 2. 6. Психологические особенности групп выпускников с разным уровнем карьерной готовности

Психологическая структура карьерной готовности выпускника вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Период обучения и первые годы работы на предприятии — это важнейший этап становления специалиста, определяющий его профессиональные интересы, карьерные планы, позиции и стремления.

Многие отечественные и зарубежные ученые занимались и продолжают заниматься исследованиями профессиональной карьеры, среди них: А. А. Бодалев, Т. Г. Гнедина, Е. И. Головаха, Э. Ф. Зеер, Е. М. Иванова, И. Л. Кирт, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, И. Ю. Кузнецов, Ю. Д. Красовский, И. В. Митюкова, Е. А. Могилёвкин, Н. С. Пряжников, В. Ф. Сафин, Н. Б. Стамбулова, Ю. К. Стрелков, С. Н. Чистякова, В. Д. Шадриков, А. Бандура, J.L. Holland, D. Super и другие. На современном этапе разработки проблемы диагностики, планирования и управления карьерой специалистов наметилась тенденция выхода на изучение более ранних стадий карьерного развития, в частности на обучение в вузе — как начального ее этапа. В связи с этим актуальным становится вопрос готовности к карьере выпускников, которая является залогом ее успешного планирования и построения. Изучением проблемы готовности к деятельности занимались Е. А. Аксенова, Б. Г. Ананьев, Т. Ю. Базаров, Л. И. Бершедова, Ю. К. Васильев, Н. И. Гуткина, А. Х. Ковалев, Т. В. Кудрявцев, Н. Д. Левитов, Л. С. Нерсесян, И. П. Петров, Ю. П. Поваренков, В. Н. Пушкин, Е. Ф. Райский, Л. Б. Садовникова, Р. Д. Санжаева, В. В. Сериков, А. В. Сухарев, Т. В. Сычев, Д. И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков, но до настоящего времени она остается в числе приоритетных направлений исследований в психологии, обнаруживая все больший спектр вопросов, нуждающихся в изучении. Одним из таких вопросов является карьерная готовность, ее детерминанты, структура, динамика и возможность прогнозирования. В связи с этим актуальными становятся исследования готовности к карьере, которая является залогом ее успешного планирования и построения. Изучение карьерной готовности требует интеграции различных психологических направлений и рассмотрения через призму организационных особенностей карьерной среды. В рамках данного исследования карьерной средой выступают предприятия железнодорожного транспорта.

В современный период железнодорожный транспорт России находится на принципиально новом этапе своего развития. Масштабность и значимость происходящих перемен затрагивают не только интересы отрасли, но и имеют большое значение для страны в целом. Поэтому внимание многих ученыхпсихологов, среди них К. И. Воробьева, М. Ю. Гаврилюк, Т. Г. Гнедина,.

О.А. Конопкин, Л. С. Нерсесян, В. Н. Пушкин, Р. Д. Санжаева, С. С. Сергеев, Т. А. Терехова, О. А. Францева и др. приковано к различным сторонам человеческого фактора на железной дороге. В число основных требований к персоналу включены не только профессиональные знания и умения, но и соответствующие личностные и морально-этические качества. Выпускники железнодорожных вузов — это будущие руководители трудовых коллективов железнодорожного транспорта, для которого характерны жесткая технологическая дисциплина, напряженные и нередко экстремальные условия труда, высокая степень ответственности за принятые решения. В Концепции кадровой политики на железнодорожном транспорте в период 2001 — 2010 гг. предусматривается необходимость повышения профессионального уровня выпускников — молодых специалистов, совершенствования профессиональной подготовки специалистов при карьерном продвижении в профессиональной службе за счет переподготовки и повышения квалификации, развития целевой подготовки студентов. Т. е. задачи кадровой политики в корпорации четко определены: повышение качества кадров, освоение новых подходов к управлению персоналом, повышение мотивации труда работников. Поэтому одной из приоритетных задач кадровой службы отрасли является создание краткосрочной системы анализа качеств выпускника — молодого специалиста, позволяющих оценить его карьерный потенциал, выстроить систему мотивации труда и создать благоприятные условия для утт^^вления его карьерой. нательное и устойчивое развитие этих предприятий напрямую определяется уровнем подготовки выпускников, их конкурентоспособностью как специалистов-профессионалов и их соответствием, тем ожиданиям, которые выдвигает данная организационная среда. Потенциальные личностные и организационные способности выпускников как будущих руководителей данных предприятий можно рассмотреть через категорию карьерная готовность.

Объект исследования: карьерная готовность выпускника вуза.

Предмет исследования: составляющие психологической структуры карьерной готовности, их характеристики и прогностические возможности.

Цель исследования: теоретическое изучение и эмпирическое обоснование психологической структуры карьерной готовности выпускника вуза.

Указанная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Провести теоретический анализ составляющих проблемы карьерной готовности, ее места и роли в становлении управленческих кадров.

2. Раскрыть психологическую структуру карьерной готовности, выделить и обосновать наличие трех базовых составляющих: эмоциональной, моти-вационной и когнитивной. Исследовать динамику основных составляющих, характеристики, обосновать их прогностические возможности в оценке перспективности и планировании карьеры.

3. Изучить психологическую специфику железнодорожной отрасли как карьерной среды, определяющей карьерную готовность выпускников вуза, обучающихся по трехсторонним договорам.

4. Подобрать комплекс адекватных методов диагностики личностных особенностей выпускников, позволяющих на этапе трудоустройства провести первичную оценку карьерной готовностиподтвердить эффективность использования данного комплекса методов.

5. Исследовать специфику содержания карьерных ориентаций и личностные особенности выпускников с разным уровнем карьерной готовности.

Гипотезы исследования.

1. Психологическая структура карьерной готовности представлена взаимодетерминируемыми составляющими: эмоциональной, мотивационной и когнитивной.

2. Составляющие психологической структуры карьерной готовности являются неустойчивыми во времени и изменяются под влиянием социально-культурных и организационных факторов (в исследуемый период 2002 — 2006 гг.).

3. Специфика карьерных ориентаций, отражающая содержание когнитивной составляющей карьерной готовности выпускника, обнаруживает расхождение декларируемых и реальных карьерных ориентаций.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологическими основами настоящего исследования являются работы C.JI. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева в рамках субъектно-деятельностного подхода, диспозиционная концепция, представленная в работах В. А. Ядова, О. С. Советовой, а так же исследования по изучению проблем: профессионального самоопределения и развития в работах Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, Н. С. Пряжникова, психологической готовности к деятельности в работах С. С. Ильина, JI.A. Кандыбович, JI.C. Нерсесян, исследования феномена карьеры в трудах отечественных авторов и работах зарубежных ученых, это работы Е. А. Могилевкина, Е. Г. Молл, С. В. Рудаковой, A.M. Шевелевой, Д. Сьюпера, Э. Шейна.

Методологические приемы и методы исследования. В качестве методологического приема использовался метод сравнительных срезов с целью изучения динамики составляющих психологической структуры карьерной готовности. Основные методы исследования: метод интервью, психологической диагностики, поперечных срезов и анализа документов. Диагностический инструментарий: методика изучения потребности достижения (ПД), разработанная Ю. М. Орловымшкала субъективного благополучия (ШСБ), адаптированная М. В. Соколовойметодика исследования обобщенной инновационной диспозиции личности (МИОИД), разработанная и адаптированная О. С. Советовойметодика изучения карьерных ориентаций («Якоря карьеры») Э. Шейна.

Научная новизна и теоретическая значимость. Предложено и обосновано интегральное понятие «карьерной готовности» выпускника вуза и представлена его теоретическая модель. Разработана психологическая структура карьерной готовности, выявлены основные составляющие (эмоциональная, мотива-ционная и когнитивная) и исследованы характеристики структуры и взаимосвязи. Исследован феномен ценностного расхождения карьерных ориентаций в структуре личности выпускника. Разработана методологическая основа для оценки психологической карьерной готовности и степени перспективности выпускников высших учебных заведений, а также для формирования карьерной готовности в процессе обучения.

Положения, выносимые на защиту.

1. Карьерная готовность является сложным многокомпонентным образованием, функциональная структура которой представлена двумя основными факторами: объективным и субъективным. Объективный фактор характеризуется особенностями карьерной среды, субъективный фактор представлен психологическими (личностными) и функционально-операциональными составляющими.

2. Психологическая структура карьерной готовности представлена эмоциональной, мотивационной и когнитивной составляющими, уровень сформированное&tradeкоторых позволяет прогнозировать успешность и качество карьерного развития выпускников.

— эмоциональная составляющая включает эмоциональный показатель субъективного благополучия, тревожности, показатели вегетативного тонуса, является динамично-ситуативным, но позволяет делать прогноз адаптивности выпускника в условиях производства;

— мотивационная составляющая включает мотивы, склонности, потребности, является наиболее динамичной, определяется влиянием факторов карьерной среды;

— когнитивная составляющая включает карьерные ориентации, цели и готовность к изменениям, определяющие качество и содержание карьерного развития.

3. Выраженность составляющих психологической структуры карьерной готовности выпускников разных лет характеризуется временной неустойчивостью, что проявляется разным частотным распределением групп по показателю карьерной готовности в период 2002 — 2006 гг. и детерминируется социально-культурными и социально-организационными факторами.

4. Содержание карьерных ориентаций выпускников обнаруживает расхождение декларируемых и реальных карьерных ориентаций, что формирует внутреннюю конфликтность и влияет на качество карьерного развития и перспективность выпускников.

5. Диагностика уровня эмоциональной, мотивационной и когнитивной составляющих является валидным инструментом для определения психологической карьерной готовности выпускника и дальнейшего прогнозирования развития карьеры молодого специалиста.

Практическая значимость исследования.

Полученные в исследовании данные о психологических составляющих карьерной готовности выпускника и специфики железнодорожного транспорта, позволяют не только диагностировать уровень личностной карьерной готовности выпускника на этапе трудоустройства, но и прогнозировать его адаптивность и перспективность на предприятиях железнодорожной отрасли. Полученные результаты могут быть использованы в процессе подготовки и переподготовки кадров различных учреждений, фирм, предприятий. Наряду с этим рекомендуется учесть полученные данные психологам, занимающимся профориентацией и профконсультацией старшеклассников, а также психологическими центрами вузов с целью уточнения карьерных целей и приоритетов учащихся и формирования личностной карьерной и профессиональной готовности.

База исследования и внедрение результатов. Эмпирическое исследование и обоснование психологической структуры карьерной готовности выпускников ДВГУПС проводилось на базе Дорожного центра психологического обеспечения кадровой работы Дальневосточной железной дороги в период 2002.

— 2006 гг. Экспресс-диагностика выпускников осуществлялась ежегодно (с 20 июня по 1 августа) в период их трудоустройства. Отчеты о перспективности выпускников представлены в службу управления персоналом Дальневосточной железной дороги.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на конференциях регионального уровня: «Психология и практика», «Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке», «Научно-технические проблемы транспорта, промышленности и образования» и Международном симпозиуме «Культурно-экономическое сотрудничество стран Северо-Восточной Азии», 2005 и 2006 гг., а так же в Годовых кадровых отчетах 2003;2005 гг.

Публикации. По теме исследования опубликовано 7 работ.

Структура диссертации. Работа содержит введение, две главы, выводы, библиографию, приложения и рисунки.

Выводы по первой главе.

В результате анализа научных работ обнаружено отсутствие интегрального понятия «карьерная готовность» и разобщенность, разнонаправленность исследований в области психологии карьеры, что дает нам возможность представить собственное определение и структуру карьерной готовности. Карьерная готовность — интегральное образование, функциональная структура которого состоит из объективного и субъективного факторов. Объективный фактор представлен социокультурными изменениями, происходящими в обществе, состоянием рынка труда в данном регионе, а также организационными особенностями. Субъективный фактор включает функционально-операциональный и психологический (личностный) компоненты. Функционально-операциональные особенности личности — это, опыт, знания, умения и навыки, которые необходимы для выполнения выбранной профессиональной деятельности. Психологический (личностный) компонент карьерной готовности включает структуру индивидуально-психологических особенностей личности, представленную тремя составляющими: эмоциональной, мотивационной и когнитивной, выступающими в качестве субъективных условий успешного построения карьеры.

Диспозиции высшего уровня представляют собой когнитивные образования, направляющие и ориентирующие поведение человека на определенные карьерные цели, детерминирующие когнитивную работу с информацией и развитие личностной карьерной готовности, осуществляют психическую регуляцию деятельности по планированию карьеры человека в карьерной среде.

Систематизация представлений й данных различных исследователей, позволила нам предложить определение карьерной готовности и представить его теоретическую модель.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ КАРЬЕРНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ.

НА ПРИМЕРЕ ДВГУПС).

2.1. Организационно-методическое обеспечение исследования.

В основу исследования, была положена психологическая структура карьерной готовности, ее составляющие, позволяющие определить уровень карьерной готовности и степень перспективности и адаптивности выпускника. Во время эмпирического исследования было проделано следующее:

1. Выбрана категория испытуемых, соответствующая цели и задачам диссертационного исследования.

2. Подобраны методики, которые соответствуют критериям эксперимента, цели и задачам диссертационного исследования.

3. Проведен сбор эмпирического материала с помощью выбранной системы методов.

4. Проведена количественная и качественная обработка данных, а также анализ и интерпретация результатов.

5. Сформулированы выводы.

База исследования.

Эмпирическую базу исследования составили выпускники Дальневосточного государственного университета путей сообщения (с 2002 по 2006 год), трудоустраивающиеся на предприятия Дальневосточной железной дороги, в количестве 1366 человек. Возраст испытуемых от 20 до 25 лет (средний возраст — 21,78), из них 30,6% составили женщины, мужчины — 69,4%. В 2002 г. — 284 чел., в 2003 г. — 308 чел, в 2004 г. — 309 чел, 2005 г. — 354 чел, в 2006 г. — 111 чел.

Процедура исследования, методологические приемы и методы.

В качестве методологического приема с целью изучения динамики составляющих психологической структуры карьерной готовности использовался метод поперечных срезов.

В работе использовались следующие методы исследования:

— метод интервью (в целях привлечения испытуемых к сотрудничеству, первичного знакомства, а также для получения рада биографических данных);

— психодиагностический метод (в целях измерения составляющих психологической структуры карьерной готовности);

— метод анализа документов (в целях изучения прогностической способности экспресс-диагностики психологической карьерной готовности).

В ходе основных этапов сбора эмпирических данных испытуемым предлагалось выполнить задания в предложенной последовательности. Каждый респондент получал отдельный пакет с заданиями. Предполагалась индивидуальная работа с предложенными методиками.

Обследование выпускников проводилось каждый год с 2002 по 2006 гг., в период их трудоустройства на предприятия Дальневосточной железной дороги.

В предлагаемый испытуемым пакет методик входили как основные, так и дополнительные методики. Порядок предъявления методик определялся с учетом того, чтобы проективные методики чередовались со стандартизованными, основные с дополнительными. Задания содержали развернутые инструкции, которые уточнялись и рассказывались подробно во время беседы с испытуемым. Так же, в отдельных случаях диагностическая информация, полученная от испытуемых, уточнялась в ходе интервью.

Большое количество респондентов и ограниченность во времени, а также необходимость выявления определенных качеств личности выпускника, согласно предъявляемым организацией требованиям, выдвигают определенные условия, которым должен соответствовать психодиагностический инструментарий: емкость, точность, краткосрочность, а также возможность сравнения данных разных методик между собой.

Анализ существующего на сегодняшний день психодиагностического инструментария и различных подходов к исследованиям феномена «готовности», позволил нам выделить емкие, надежные показатели психологической структуры карьерной готовности: «шкалу субъективного благополучия», как показатель эмоциональной составляющей психологической структуры карьерной готовности выпускника- «потребность в достижениях» — показатель мотивацион-ной составляющей- «готовность к изменениям» или «обобщенная инновационная диспозиция» и «карьерные ориентации» или «якоря карьеры» — показатели когнитивной составляющей.

Таким образом, основными методиками нашего исследования были:

Шкала субъективного благополучия (ШСБ), адаптированная М. В. Соколовой.

Сфера применения шкалы СБ достаточно широка. Она может применяться для контроля общего состояния клиента, обнаружения проблемных зон при психологическом консультировании, оценки эмоционального благополучия при отборе и подборе кадров и других ситуациях, где требуется оценить особенности психоэмоциональной сферы личности.

Методика оценивает качество эмоциональных переживаний субъекта в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества.

Средние оценки (от 45 до 77 баллов) — лица с такими оценками характеризуются умеренным субъективным благополучием. Серьезные проблемы у них отсутствуют, но и о полном эмоциональном комфорте говорить нельзя. Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного неблагополучия (от 78 до 92 баллов) характерны для людей, склонных к депрессии и тревогам, пессимистичных, замкнутых, зависимых, плохо переносящих стрессовые ситуации. Крайне высокие оценки (от 93 до 100 баллов) свидетельствуют о значительно выраженном эмоциональном дискомфорте у лиц с такими оценками возможно наличие комплекса неполноценности, они, скорее всего, не удовлетворены собой и своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее, испытывают трудности в контроле своих эмоций, неуравновешенны, негибки, постоянно беспокоятся по поводу реальных и воображаемых неприятностей. Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного благополучия (от 34 до 44 баллов), говорят об умеренном эмоциональном комфорте испытуемого. Он не испытывает серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверен в себе, активен, успешно взаимодействует с окружающими, адекватно управляет своим поведением. Крайне низкие оценки по шкале СБ (от 25 до 33 баллов) свидетельствуют о полном эмоциональном благополучии испытуемого и отрицании им серьезных психологических проблем. Такой человек, скорее всего, обладает позитивной самооценкой, не склонен высказывать жалобы на различные недомогания, оптимистичен, общителен, уверен в своих способностях, эффективно действует в условиях стресса, не склонен к тревогам.

ШСБ — это показатель, свидетельствующий о наличии или отсутствии эмоционального комфорта и ощущения благополучия жизни. Уровень данного показателя позволяет сделать вывод о качественном восприятии жизни, о готовности к продуктивной деятельности, в том числе и по построению собственной карьеры. Данный показатель характеризует эмоциональную составляющую психологической структуры карьерной готовности.

— Методика изучения потребности в достижениях (ПД), разработанная Ю. М. Орловым.

Показатель наличия личностных качеств, определяющих активность человека в построении карьеры, его запросы, желание профессионально и личност-но расти. Характеризует мотивационную составляющую психологической структуры карьерной готовности, ее направленность.

— Методика исследования обобщенной инновативной диспозиции личности (МИОИД) О. С. Советовой (О.С. Советова, 2000).

Инновативный модус личности представляет собой личностные особенности, определяющие готовность человека к новшествам, нововведениям, изменениям в профессиональной и личной сферах, что является важным условием успешности при переходе от учебной деятельности к трудовой, при изменении социального статуса выпускников ВУЗов: студент — специалист. Данный показатель отражает когнитивную составляющую психологической структуры карьерной готовности.

— Методика изучения карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э. Шейна (В.А. Чикер, 2004), стандартный вариант.

Карьерные ориентации отражают базовую когнитивную составляющую психологической структуры карьерной готовности через профессиональные и карьерные цели, идеалы, убеждения и интересы субъекта, формирующиеся в начальные периоды построения карьеры, и оказывающие существенное влияние на ее развитие.

Модифицированный вариант методики.

Необходимость модификации методики исследования карьерных ориентаций продиктована выдвинутой в нашем исследовании гипотезой о дифференциации карьерных ориентаций на декларируемые и реальные.

Декларируемыми карьерными ориентациями мы считает те, которые в процессе социализации и профессионального обучения навязаны как «должные», социально одобряемые или ожидаемые и формируемые карьерной средой (организацией, ВУЗом).

Реальными карьерными ориентациями мы называет такие карьерные ориентации, которые существуют в структуре личности и отражают реальное отношение и оценку личностью как карьеры и карьерного роста, так и организации или предприятия, в рамках которого строится карьера.

В самооценочных методиках (каковой является методика «Якоря карьеры») такие исследователи как Д.А. ЛеонтьевЮ.А. ШерковинШакеева Ч.А. и др. указывают на вероятность стереотипных и социально желательных ответов, особенно в результатах тестирования ценностных ориентаций [75, 167, 171]. Так и в результатах диагностики карьерных ориентаций высока вероятность получения стереотипных ответов, одобряемых, принятых в данной карьерной среде. Возможность снижения количества стереотипных ответов и исследования реальных карьерных ориентаций появляется за счет использования в психодиагностических методиках механизма проекции.

Модификация методики «Якоря карьеры» заключалась в изменении инструкции, так, чтобы испытуемым стало необходимо оценить не себя, а большинство своих сокурсников.

Дж. Франкл считает, что культура и структура общества представляет собой объективное выражение тех комплексов и конфликтов, которые взрослые индивиды вытеснили, отщепили от собственного Эго и спроецировали на общество. То, что отдельной личности приходится подавлять, на общественном уровне приобретает значимость, что запретно для индивида, то возможно для социума (как заметил еще Платон). Культуру можно рассматривать как зеркало, отражающее неосознанные людские фантазии, только люди этого не понимают: они считают, что-то, что они видят вокруг, — это объективная реальность, объективные условия, не зависящие от них. Все это справедливо и относительно формирования и развития карьерных ориентаций. Когда человек взрослеет, готов строить карьеру, утвердиться в мире и бороться при этом за свои интересы, когда он по большей части освобождается от пут родительских верований и взглядов, предрассудков, убеждений и заблуждений, он встречается с новыми символами Супер-Эго, в отношении которых чаще всего занимает те же позиции, что и по отношению к прежнему, раннему Супер-Эго. Происходят те же ритуалы идентификации, проекции, подчинения или протеста, зависимости или самоутверждения.

В течение развития и профессионального обучения в том числе, на индивида накладываются различные фрустрации, запрещения, враждебность и неприятие, вызывая развитие защитных механизмов, торможений, процессов вытеснения и фиксаций, которые определяют характер личности и часто вызывают невротические или психотические симптомы. Все эти процессы проецируются на общество и культуру, в которых они действуют. В нашем случае таким обществом для студентов являются сокурсники.

Итак, для того чтобы исследовать (диагностировать) реальные карьерные ориентации, т. е. те, что действительно принадлежит личности, а не декларируются ею, необходимо задействовать механизм проекции. Поэтому методика Э. Шейна нами был модифицирована таким образом, чтобы этот механизм начал действовать. Таким образом, нам удалось диагностировать как декларируемые (обычным вариантом методики), так и реальные (модифицированным вариантом методики) карьерные ориентации.

Дополнительная методика цветовых выборов М. Люшера, адаптированная JI.H. Собчик. Использовалась в качестве уточнения данных, получаемых при помощи методики «Шкала субъективного благополучия» в случае получения испытуемым высоких баллов по шкале «Неблагополучие».

Средства математической обработки, используемые в исследовании.

Первичная статистика. Для всех выборок экспериментальных данных рассчитывались элементарные числовые характеристики, такие как мода, медиана, среднее, дисперсия и стандартное отклонение, а также была применена стандартная процедура нормирования — сопоставление эмпирического распределения с теоретическим путем расчета критерия %2. Для расчета использовался программный продукт Microsoft Excel 2003.

Вторичные методы статистической обработки данных.

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, использовался t-критерий Стъюдента.

Корреляционный анализ. Корреляционный анализ следует определить как комплекс методов статистического исследования взаимозависимости между переменными, связанными корреляционными отношениями, метод оценки формы, знака и тесноты линейных связей исследуемых признаков — выражаемых при помощи числовых коэффициентов. Корреляционными считаются такие отношения между переменными, при которых выступает преимущественно линейная их зависимость, т. е. значению любой произвольно взятой переменной одного ряда может соответствовать некоторое количество значений переменной другого ряда, отклоняющихся в ту или иную сторону от среднего.

При обработке результатов эмпирического исследования использовались два различных коэффициента корреляции, применяемые в зависимости от целей экспериментов: коэффициенты корреляции Пирсона, Фишера.

Коэффициент корреляции Пирсона. Данный коэффициент характеризует наличие линейной связи между признаками.

Коэффициент корреляции Фишера. Характеризует наличие статистически значимых различий дисперсий двух выборок.

2.2. Сравнительный анализ показателей психологической структуры карьерной готовности выпускников в период 2002 по 2006 гг.: динамика и основные детерминанты.

В связи с тем, что одной из гипотез нашего исследования было предположение о том, что составляющие психологической структуры карьерной готовности являются неустойчивыми во времени и изменяются под влиянием социально-культурных и организационных факторов (в исследуемый период 2002 -2006 гг.), нами был проведен сравнительный анализ показателей психологической структуры карьерной готовности выпускников Дальневосточного государственного университета путей сообщения с 2002 по 2006 гг.

В исследовании с помощью методик «Потребность в достижениях», «Шкала субъективного благополучия», «Методика исследования обобщенной инноватив-ной диспозиции личности» приняли участие 1366 выпускников Дальневосточного государственного университета путей сообщения в течение 2002 — 2006 гг.

На первом этапе статистической обработки полученных тестовых данных была применена стандартная процедура нормирования — сопоставление эмпирического распределения с теоретическим путем расчета критерия у2. Эмпирическое распределение данных по всем шкалам, соответствует нормальному теоретическому распределению на уровне статистической значимости, а < 0,01.

Далее были выявлены различия в содержании показателей эмоциональной, мотивационной и когнитивной составляющих психологической структуры карьерной готовности и динамика их изменений с 2002 по 2006 гг. Данные были сведены нами в таблицу (табл. 2.1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщение результатов проведенного теоретического анализа и эмпирического обоснования психологической структуры карьерной готовности выпускника позволило сформулировать следующие выводы:

1. Карьерная готовность является интегральным образованием структура, которого представлена сочетанием объективных и субъективных факторов. Содержанием объективного фактора являются карьерно-средовые и организационные условия, определяющие уровень требований к выпускнику, содержанием субъективного фактора,.- психологические и функционально-операциональные особенности личности выпускника.

2. Психологическая структура карьерной готовности, представлена эмоциональной, мотивационной и когнитивной составляющими. Эмпирически выявлены их основные характеристики:

— временная неустойчивость. Проявляется во времени нестабильной выраженностью у выпускников показателей эмоционального благополучия, потребности в достижениях и готовности к изменениям;

— взаимодетерминируемость. Выявлены статистически значимые корреляционные взаимосвязи между всеми составляющими;

— изменчивый характер взаимосвязей. Выявлена устойчивая отрицательная корреляционная взаимосвязь между эмоциональной и мотивационной составляющими, неустойчивая по силе корреляционная связь между когнитивной и эмоциональной составляющими, неустойчивая по направленности — между когнитивной и мотивационной составляющими.

3. Уровень развития психологической структуры карьерной готовности выпускника вуза детерминируется социально-культурными и социально-организационными факторами.

4. Разработанная система экспресс-диагностики составляющих психологической структуры карьерной готовности позволяет определять и прогнозировать адаптивность выпускников вузов в производственных условиях, оценивать перспективность и качество их карьерного развития.

5. Система предпочтений карьерных ориентаций выпускников ДВГУПС характеризуется отсутствием выраженных ведущих ориентаций (ранговый разброс от 0,3 до 0,7) и слиянием противоречивых карьерных ориентаций (например, «служение» и «вызов" — «стабильность места работы» и «менеджмент»). Приоритетными выборами отмечаются карьерные ориентации «стабильность места работы», «менеджмент», «интеграция стилей жизни» и «служение». Наименее значимой карьерной ориентацией для современных выпускников является «стабильность места жительства».

6. Выявлена специфика содержания карьерных ориентаций, обнаружен феномен расхождения декларируемых и реальных карьерных ориентаций. Двойственность выбора характерна для ориентаций «служение», «стабильность места жительства» и «стабильность места работы», что позволило выявить и уточнить реальную систему мотиваций и целей современных выпускников.

7. Обнаружена низкая значимость для выпускников ДВГУПС 2006 г. карьерной ориентации «профессиональная компетентность», т. е. ценности профессионализма, профессионального мастерства и профессионального развития не являются приоритетными при наличии высокой заинтересованности в построении карьеры выпускниками. Сочетание когнитивно-мотивационных особенностей выпускников и негативных факторов карьерной среды (утрата системы наставничества, ориентация на «внешнее» лидерство, ускоренные карьерные передвижения) позволяет прогнозировать увеличение среди руководителей числа «функционеров», а не профессионально-грамотных управленцев.

Таким образом, гипотезы нашли свое подтверждение. Перспективу дальнейших исследований мы видим в необходимости дальнейшего теоретического осмысления и изучения предложенного интегрального понятие «карьерной готовности» выпускника вуза и представленной теоретическая модель через призму различных организационных систем. Также требует дополнительного анализа система показателей карьерной готовности выпускников других вузов гуманитарных, естественно-научных), а также открывается перспектива для разработки целенаправленной программы формирования карьерной готовности студентов, в соответствии с запросами и спецификой будущей карьерной среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. .Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. В 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1980. — 280 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л., 1969.-С. 300.
  4. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. -М., 1981 (а). С. 115 — 127.
  5. Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал, 1982. Т. 3. — № 2. — С. 3 — 17.
  6. А.Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 151 с.
  7. В. Занятость молодежи задача государственная // Человек и труд, 2003.-№ 12.-С. 45−46.
  8. БардиерГ.Л. Бизнес-психология / Г. Л. Бардиер. М.: Генезис, 2002. — 412 с. ISBN 5−85 297−038−7
  9. Г. Т., Пономаренко В. А. Психологические основа обучения человека-оператора готовности к действию в экстремальных условиях // Вопр. психологии, 1983. № 1. — С. 23 -33.
  10. Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов. Дис.. д.психол. наук: 19.00.13., М.: Карельский гос. пед. ун-т, 1999.-314 с.
  11. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. -М.: Просвещение, 1968.
  12. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 3-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 352 с.
  13. BN 5−89 502−210−3 (МПСИ), ISBN 5−89 395−285−5 (НПО «МОДЭК»)
  14. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. Автореф. дис.. д.психол. наук. М., 1995. — 46 с.
  15. Е.М. Текучесть кадров // Служба кадров, 2003. № 11. -С. 19−21.
  16. Ю.К. О профессиональной ориентации школьников / Ю. К. Васильев. М.: Знание, 1972. — 32 с.
  17. Е.Б. Понятие «личность» и «индивидуальность» в понятийном пространстве, описывающем человека // Мир психологии, 1999. № 4 (20). -С. 279−295.
  18. О.С. Стратегическое управление /О.С. Виханский. М.: Гардарика, 1998.-400 с.
  19. В.А. Динамика личностных характеристик инженера в процессе профессионального становления. Дисс.. к.псх.н., 19.00.03, Казань, 2001.- 193 с.
  20. М.В. Профессиональная адаптация молодёжи. // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. С. 117−120.
  21. JI. Женщина и карьера / JI. Вожова. СПб.: Питер, 1997. — 258 с.
  22. А.А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал, 2004, том 25, № 2, с. 17−33.
  23. Н.А. Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха персонала железнодорожного транспорта // Экономика железных дорог, 2005. № 9. — С. 78−85.
  24. JI.C. Психология / JI.C. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с. ISBN 5−04−4 708−8
  25. JI.C. Реальные формы социального поведения /9
  26. J1.C. Выготский // Педагогическая психология. М., 1996. — С. 198 — 204
  27. Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, J1.B. Темнова. М.: Академический проспект, 2003. — 256 с. ISBN 5−8291−0215−3.
  28. О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопр. психол. 1998,-№ 4.-С. 65−70
  29. Т.Г. Динамика карьерных ориентаций личности руководителя. Дисс.. к.псх.н. / Т. Г. Гнедина. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. — 252 с.
  30. Годовой отчет по работе с кадрами за 2005 г., стр. 41, раздел «Работа с молодыми специалистами».
  31. Г. Л. Общая теория статистики: Практикум. / Г. Л. Громыко. -М.: ИНФРА-М, 2000. 139 с. ISBN 5−86 225−845−0
  32. Е.А. Управление имиджем вуза // Управление персоналом, 2005.-№ 3.-С. 26−28.
  33. С.Т. Отношение личности к профессии // Психол. вести. РГУ. Ростов н/Д.: РГУ, 1997. Вып. 2. — Ч. 1. — С. 40−57.
  34. С.Т. Представление о себе как фактор выбора профессии // Психол. вести. РГУ. Ростов н/Д.: РГУ, 1999. Вып. 4. — С. 232−236.
  35. С.Т. Психологические основы профориентационной и профконсультационной работы: пособие по спецкурсу / С. Т. Джанерьян. Ростов н/Д.: РГУ, 1992. — Ч. 2. — 24 с.
  36. С.Т. Карьера личности и ее профессия // Социальная психология в вопросах и ответах: Уч. пособие / отв. ред. В. А. Лабунская, М.: Гардарики, 1999. — С. 339−358
  37. И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И. В. Дубровина. М., 1987.
  38. С.П. Методика изучения ценностных ориентаций на основе замера эмоционального отношения дичности к жизненно значимым событиям близких людей /С.П. Дырин // Социальный психолог, 2002. № 1. — С. 86 — 89.
  39. М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
  40. Елисеева ИИ, Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 656 е.: ил. ISBN 5−279−2 414−7
  41. С. Организационная культура предприятия. // http ://www. aii. group .ru/main/links .htm
  42. A.B. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопр. психологии, 1989. № 1. — С. 5 — 14.
  43. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. / Э. Ф. Зеер. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  44. Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журнал. 1997, № 6. — С. 35−44
  45. Н.А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. / Н. А. Зензинов, С. А. Рыжак. М.: Транспорт, 1978. — 328 е., ил.
  46. Е.М. Профориентационная профессиография: Методическое пособие / Е. М. Иванова. М.: Высшая школа психологии, 2005. — 96 с. ISBN 5−94 405−016−0
  47. Д.М. Человеческие ресурсы управления / Д.М. Иванце-вич, А. А. Лобанов. М.: Дело, 1993. — С. 214 — 239.
  48. Г. В. Особенности учебной деятельности и профессиональное развитие личности студента: Дис.. к.психол.н. Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 1998.- 160 с.
  49. Е.П. Мотивация и мотивы: Учебное пособие / Гл. ред. В. Усманов. СПб.: Питер, 2000. — 512. — ISBN 5−272−28−5.
  50. Е.П. Эмоции и чувства /Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
  51. С.С. Психологическая готовность специалиста к управленческим профессиям (содержание, структура, диагностика). Дис.. к.психол. наук: 19.00.13.-М., 1999.- 157 с.
  52. Интервью: Владимир Якунин, президент «Российских железных дорог» «Я политикой не занимаюсь». «Ведомости», 22.09.2005, автор не указан.
  53. В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии, 1992. № 1 — 2.
  54. А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента / А. Б. Каганов. Мн.: Изд-во БГУ, 1983. — 111 с.
  55. В. Прикладная психология / В. Квинн. СПб.: Издательство «Питер», 200. — 560 е.: ил. ISBN 5−88 782−395-Х.
  56. Е.А. Гипотеза «метёлок» и развитие профессии психолога // Вест МГУ, Сер. 14, «Психология», 1992. — № 3. — С. 3−12.
  57. Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-400 с.
  58. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 512 с.
  59. Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие / Е. А. Климов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 320 с. ISBN 5−89 502−541−2 (МПСИ), ISBN 5−89 349−5411 (Флинта).
  60. А.Г. Личность и пути ее формирования / А. Г. Ковалев. -М, 1991.-31 с.
  61. Ковалев А. Г, Мясищев В. Н. Психологические особенности человека / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 304 с.
  62. Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2005 год.
  63. Я.Л. Дифференциация в социальной психологии ипроблема воспитания // Вопр. психологии, 1983. № 2. — С. 60 — 67.
  64. Я.Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопр. психологии, 1986. № 5. — С. 12−21.
  65. М.Ю. Моделирование деловой карьеры / М. Ю. Коноваленко. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Аст-рель», 2004. — 178 с. ISBN 5−17−21 006-Х (ООО «Издательство ACT»), ISBN 5271−7 498−6 (ООО «Издательство Астрель»).
  66. Т.В. Введение в психологический эксперимент. Учебное пособие по специальности «Психология» / Т. В. Корнилова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1997. — 254 с.
  67. Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску /Т.В. Корнилова. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1997. — 232 с.
  68. В.А. Основы педагогической психологии /В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  69. В.А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
  70. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т. В. Кудрявцев. М.: МЭИ, 1985.-230 с.
  71. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопр. психологии, 1981. № 2. — С. 20−30.
  72. Е. Особенности рынка труда в Дальневосточном регионе // Служба кадров, 2003. № 11. — С. 30 — 33.
  73. Н.Д. О психологических состояниях человека / Н. Д. Левитов. -М.: Просвещение, 1964. 344 с.
  74. А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975.
  75. А.Н. Потребности и мотивы деятельности // Психология. -М.: 1961.-С. 362−383.
  76. Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // http://psychology.net.ru/articles/content/research.html
  77. Личность и ее ценностные ориентации. М., 1968. — 218 с.
  78. И.П. Развитие профессиональной карьеры кадров государственной службы. Дис.. д.психол. наук: 19.00.13. -М.: Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации, 2004. 501 с.
  79. А.К. Психология профессионализма. / В авторской редакции. «Знание», 1996. 308 с.
  80. .В. Личностные детерминанты карьерной успешности предпринимателя. Дис.. к.псх.н. 19.00.13. Ставрополь, 2001. — 173 с.
  81. А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. -СПб.: Евразия, 1997. 430с.
  82. А. Психология бытия / А. Маслоу. М.: Реф.-Бук., 1997. -304 с.
  83. B.C. Лекции по психологии мотивов человека /
  84. B.C. Мерлин. Пермь, 1971. — 120 с.
  85. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиям // Вопр. психологии, 1997. № 4.1. C. 28−38.
  86. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 400 с. ISBN 5−89 502−284−7
  87. Е.А. Карьерный тьюторинг психологическое сопровождение карьеры // Управление персоналом, 2004. — № 21. — С. 44 — 51.
  88. Могил евкин Е. А. Личностные факторы профессиональной карьеры государственных служащих. Дис.. к.псх.н., 19.00.13. -М., 1998. 146 с.
  89. Е.А. Психолого-акмеологическая концепция карьеры профессионала. Монография. / Е. А. Могилёвкин. Владивосток: Изд-во1. ВГУЭС, 2005. 266 с.
  90. Е.А., Богдан Н. Н. Карьера молодого специалиста: взгляд вуза // Управление персоналом, 2004. № 13. — С. 18−21.
  91. Ё.А., Клиников С. Успешное прохождение кризисов в карьере молодого специалиста как условие реализации его делового и личностного потенциала // Управление персоналом, 2005. № 20. — С. 71 — 73.
  92. JI.A. Психологическая готовность изобретателей к использованию компьютеров // Вопр. психологии, 1993. № 2. — С. 122 — 125.
  93. Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем // Вопр. психологии, 1998. № 3. — С. 85−91.
  94. В.И. Методологические аспекты изучения восприятия профессиональной среды / В. И. Назаров, H.JI. Шлыкова // Социальный психолог, 2002.-№ 1.-С. 57−62.
  95. Т.Х., Гнедина Т. Г. Динамика карьерных ориентаций личности руководителя // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2006. № 1 (9). — С. 51 — 59.
  96. Л.С., Пушкин В. Н. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии, 1969. № 5. -С. 60−68.
  97. В.Л. Кадровое обеспечение в условиях корпоративного управления отраслью // Экономика железных дорог, 2004. № 9. — С. 42 — 48.
  98. Общество, человек, власть: современный этап взаимодействия / под ред. Дурина В. П. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. — 153 с.
  99. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Рус. яз., 1984.-797 с.
  100. Организационная психология / под ред. Г. В. Сухо дольского. -Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2004. 256 с. ISBN 966−8324−04−8
  101. Организация воспитательной работы в вузах железнодорожного транспорта: Иллюстрированное издание. М.: Маршрут, 2004. — 83 с. ISBN 589 035−189−3
  102. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1998 2003 гг. (по материалам Госкомстата России) // Вопросы статистики, 2003. — № 9. — С. 49 — 60.
  103. Н.М. Психолорическая готовность студентов вузов к наемной работе в условиях рыночных отношений. Дис.. к.психол. наук: 19.00.07. -Карачаевск: Карачаево-Черкесский гос. у-т, 2006.
  104. И.Г. Фундаментальные функции эмоций как органа индивида и индивидуальности // Мир психологии, 2002. № 4. — С. 21 — 30.
  105. К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А. Д. Глоточкин. -М.: Наука, 1986.-254 с.
  106. Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации / Ю. П. Поваренков // Способности и деятельность. Ярославль: Изд-во ЯРГУ, 1989.
  107. З.Б. Краткие очерки о ректорах ДВГУПС / З. Б. Погребинский. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. — 19 с.
  108. Правила внутреннего трудового распорядка в аппарате Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» от 17.03.2005.
  109. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М.: МОДЭК, 1996. — 256 с.
  110. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т. С. Кабаченко. СПб.: Питер, 2003. — 400 с. ISBN 5−318−457−1
  111. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 480 с. ISBN 5−8046−0170−9
  112. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  113. В.Н. Железнодорожная психология / В. Н. Пушкин, JI.C. Нерсесян. М.: Транспорт, 1972. — 224 с.
  114. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 640 с.
  115. Распоряжение «О культуре внешнего вида работников дороги» № 170Р от 16 августа 2005 г.
  116. Распоряжение «Об общих принципах служебного поведения работников аппарата управления ОАО «РЖД» № 762Р от 23 мая 2005 г.
  117. Реформирование железнодорожного транспорта: политика кадрового обеспечения. М.: УМК МПС России, 2002. — 330 с.
  118. Ричи Ш, Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов / пер. с англ. Под ред. Проф. Е. А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -399 с. ISBN 5−238−599−7 (русск.)
  119. В.Л. Прохождение государственной службы: карьерная стратегия и служебная тактика. Лекции. М.: Изд-во РАГС, 1997. — 94 с.
  120. Романова Е. С, Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: Генезис. Функционирование. Диагностика / Московский городской пед. ун-т. Мытищи: Талант, 1996. — 139 с.
  121. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т / АПН СССр. -М.: Педагогика, 1989. Т. 1.-485 с.
  122. С.Л. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн. М, 1959. — 352 с.
  123. С. JI. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Литер Ком, 1998. 688 с.
  124. С.В. Личностные детерминанты карьерных планов предпринимателей. Дис.. к.псх.н., 19.00.01. Ростов-на-Дону, 2003. — 182 с.
  125. П.А. Личность и коллектив в спортивной деятельности / П. А. Рудик.-М., 1975.-30 с.
  126. П.А. Психология / П. А. Рудик. М.: Педагогика, 1967. — 278 с.
  127. Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям // Вопр. психологии, 1997. № 3. — С. 22 — 31.
  128. Л.Б., Щербина В. В. Социолого-психологическое обеспечение работы с кадрами: Подбор, расстановка, рациональное использование / Отв. ред. Н.А. Победа- АН МССР, Отд. Философии и права. Кишинев: ШТИИНЦА, 1989.- 148 с.
  129. В.А. Подготовка студентов к профессиональной деятельности // Экономика железных дорог, 2005. № 6. — С. 89 — 95.
  130. Р.Д. Психологическая готовность к деятельности и дис-позиционное поведение личности / Р. Д. Санжаева, С. Ц. Дондуков // Современные технологии железнодорожному транспорту и промышленности. — Хабаровск, 2003.-С. 170- 174.
  131. Р.Д. Психология безопасности и готовности личности к деятельности на железнодорожном транспорте: монография / Р. Д. Санжаева, С. Ц. Дондуков. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. — 110 с. ISBN 5−262−238−2
  132. Ю.Т. Организационная культура: управление и диагностика. — Екатеринбург: Институт экономики, 2004. — 255 с.
  133. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду: Педагогическая наука реформе школы. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  134. А.Н. Проблемы реформирования железнодорожного транспорта. // Бюллетень транспортной информации, 2005. № 12 (126). — С. 8 — 13.
  135. В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. -М.: Прометей, 1991. 141 с.
  136. Служебная карьера / А. С. Гусева, В. А. Иглин, Б. В. Лытов и др.- Под общ. ред. Е. В. Охотского. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. — 302 с.
  137. О.С. Основы социальной психологии инноваций: Учеб. пособие. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000. — 152 с. ISBN 5−288−2 454−5
  138. М. В. Ценностные ориентации в структуре личности и деятельности подростков: Монография / М. В. Сокольская, ДВГУПС. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. — 119 с.
  139. В.А. Мотив и смысл: Психолого-педагогическое исследование. -М.: Прометей, 1993. 197 с.
  140. Социальная психология в трудах отечественных психологов. -СПб.: Издательство «Питер», 2000. 512 с. ISBN 5−272−145−1
  141. Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: Центр карьеры, 1999. — 367с.
  142. Таиби Рашид. Индивидуально-типологические особенности и психологическая готовность к обучению дезадаптированных подростков. Дис.. к.психол. наук: 19.00.01. М.: МГУ, 1999. — 138 с.
  143. О.А. и Дубовская Е.М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотиваци-онно-потребностной сферы. (Методические аспекты) // Мир психологии. -1999, № 3,-С. 80−90.
  144. В.А. современная психология труда: Учебное пособие / В. А. Толочек. СПб.: Питер, 2005. — 479 е.: ил. ISBN 5−272−193−1.
  145. Тринадцать основных корпоративных стандартов направленных надостижение стратегических целей развития ОАО «РЖД»
  146. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики / А. И. Турчинов. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 272 с. ISBN 5−89 502−019−4 (МПСИ), ISBN 5−89 349−091−6 (Флинта).
  147. А.Ю. Целевая подготовка специалистов в отраслевых вузах // Экономика железных дорог, 2004. № 9. — С. 49 — 53
  148. Д.Н. Теория установки / Д. Н. Узнадзе. Воронеж: МОДЭК, 1997.-448 с.
  149. О.В., Джанерьян С. Т. Психологические особенности представления о себе в связи с типами профессиональных карьер // Психол. вести. РГУ. Ростов н/Д: изд. РГУ, 1996. — Вып. 1. — Ч. 2. — С. 232−244
  150. Д.И. Психическое развитие личности / Д. И. Фельдштейн. М., 1996. — 511 с.
  151. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Вопр. психологии, 1985. № 6. — С. 26 — 37.
  152. Д.И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. -М.: Междунар. пед. акад., 1994. 192 с.
  153. А.Р. Формы становления личности в процессе её профессионализации // Вопр. психологии, 1997. № 2. — С. 18−23.
  154. В. Доктор и Душа. Библиотека зарубежной психологии. Пер. с англ. СПб.: Ювента, 1997. — 288 с.
  155. В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.-368с.
  156. О.А. Отношение к изменениям в условиях отраслевогореформирования (на примере Дальневосточной железной дороги). Автореферат дисс.. к.псх.н. / О. А. Францева. Ярославль, 2003. — 27 с.
  157. О.А. Психология жизненного и профессионального планирования: Практикум по спецкурсу. / О. А. Францева. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2002. — 36 с.
  158. А.А., Симонова А. А. Прогноз развития российской экономики на 2003−2004 годы // Вопросы статистики, 2003. № 9. — С. 61 — 68.
  159. Человеческий фактор и безопасность движения поездов. Рабочие материалы сетевой научно-практической конференции. Горьковская железная дорога филиал ОАО «РЖД». — Нижний Новгород. 2−3 марта 2005 г. — С. 86 — 87.
  160. В.А. Психологическая диагностика организации и персонала / В .А. Чикер. СПб.: Речь, 2004. — 176 с. ISBN 5−9268−0187−7.
  161. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. — 79 с.
  162. В.Э. Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания // Вопр. психологии, 1988. № 4. — С. 15−25.
  163. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  164. В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.-315 с.
  165. Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях / Ч. А. Шакеева. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — 192 с. ISBN 5−89 112−050-х- ISBN 5−89 395−091−7.
  166. Р.Х. Психология эмоций: новый подход // Мир психологии, 2003,-№ 4.-С. 30−44.
  167. A.M. Идеалы профессиональной карьеры у обучающихся психологии: Дис.. к. психол. н. Ростов н/Д, 2000. — 214 с.
  168. С.В. Управление персоналом в современной организации.
  169. Учебно-методическое пособие / С. В. Шекшня. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996.-С. 148- 180.
  170. ШерковинЮ.А. Проблема ценностной ориентации и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982, № 5. — Том 3. — С. 135 — 146.
  171. Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л. Б. Шнейдер. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с. (Серия «Кафедра психологии»), ISBN 5−04−5 780−6.
  172. Шо Роберт Б. Ключи к доверию в организации: Результативность, порядочность, проявление заботы. М.: Дело, 2000. — 272 с. ISBN 0−7879−2 861 (англ.), 5−7749−0185−8 (русск.)
  173. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-С. 89- 105.
  174. М. С. Психические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук: 19.00.01 / М. С. Яницкий. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2000.-41 с.
  175. Л.В. Духовность личности: учеб. пособие / Л. В. Яссман, Н. В. Марьясова. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. — 107 с.
  176. Hall D.T. Careers in organization. Glenview, IL: Scott, Foresman, 1976.- 510 p.
  177. Super D.E. Life career roles: Self-realization in work and leisure / In D. T. Hall (Eds). Career development in organization. San-Francisco, CA: Jossey-Bass, 1986.-347 p.
Заполнить форму текущей работой