Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оценка карстовой опасности в Заречной части Нижнего Новгорода с применением ГИС-технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе дальнейших исследований предполагается добавить в электронный классификатор слои и объекты по тектоническим структурам, техногенным объектам, пунктам геофизических наблюденийсоздать базы данных по поверхностным проявлениям карста, результатам мониторинга зданий и сооружений и далее. Основные методические приемы оценки карстовой опасности будут использованы при разработке специализированных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ опыта использования ГИС-технологий для оценки карстовой опасности
  • Глава 2. Условия и факторы развития карста
  • Глава 3. Структура и организация данных инженерно-геологических изыеканий
  • Глава 4. Районирование территории по карстовой опасности
    • 4. 1. Обоснование критериев оценки карстоопасности
    • 4. 2. Построение карты районирования по карстовой опасности с применением ГИС
  • Глава 5. Моделирование геологической среды
    • 5. 1. Создание цифровых карт природных факторов
    • 5. 2. Количественная оценка влияния природных факторов на интенсивность карстового провалообразования

Оценка карстовой опасности в Заречной части Нижнего Новгорода с применением ГИС-технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постоянный рост объемов инженерно-геологических изысканий и, как следствие, увеличение инженерно-геологической информации сделали актуальной задачу систематизации и анализа инженерно-геологических материалов прошлых лет, их использование для проведения текущих работ, построения прогнозных карт, ведения мониторинга опасных геологических процессов для целей градостроительства. Формирование пространственных инженерно-геологических данных является одной из основ, используемой в градостроительной деятельности. Применение геоинформационных технологий увеличивает эффективность и качество систематизации, анализа, ввода, хранения и обработки геологических материалов. Это предопределило актуальность исследований. Важным направлением этой работы является оценка влияния опасных геологических процессов (ОГП) на городскую территорию, в частности, оценка ее устойчивости к карстовым процессам путем зонирования территории, прогнозирование провалообразования, что, в свою очередь необходимо для принятия решения по выбору площадки для строительства с точки зрения технико-экономического обоснования.

Цель работы — оценка карстовой опасности для объектов промышленного и гражданского строительства и исследование влияния природных факторов на провалообразование с применением ГИС на основе банка данных геологической информации (на примере Заречной части Нижнего Новгорода).

Основные задачи исследования:

1. Анализ опыта использования ГИС-технологий для оценки карстовой опасности.

2. Сбор, анализ и систематизация сведений о геологическом, гидрогеологическом, тектоническом строении? территории, результатов исследований, проведенных для изучения карста. Определение условий и факторов развития карста Заречной части города. Структурирование данных инженерно-геологических изысканий.

3. Оценка карстовой опасности Заречной части города.

4. Построение цифровых карт природных факторов, оценка влияния этих факторов на провалообразование (участок Автозаводского района Заречной части города).

Методы исследований — работа выполнена в программном комплексе «Карта 2005» (разработка КБ «Панорама», г. Ногинск), предназначенном для создания и редактирования карт, решения прикладных задач и разработки специализированных ГИС-приложений.

Фактическая основа исследований — в основу исследований положены архивные материалы ОАО «НижегородТИСИЗ»: отчеты по объектам промышленного и гражданского строительства, тематические работы, проведенные для изучения карста и оценки карстовой опасности в Заречной части Нижнего Новгорода.

Научная новизна.

1. Разработаны методические приемы районирования Заречной части города по карстовой опасности и моделирования геологической среды для проверки правильности представлений о влиянии природных факторов на карстовое провалообразование с использованием ГИС.

2. Выявлены тенденции в формировании поверхностных карстопрояв-лений Заречной части Н.Новгорода. Это позволяет во многих случаях проводить инженерно-геологические аналогии с использованием относительно хорошо изученных закономерностей провалообразования в карстовом районе Дзержинска.

3. Установлено, образование карстовых провалов маловероятно при мощности глин, перекрывающих растворимые породы, более 10 м, что совпадает с пороговым значением мощности для г. Москвы. Объективность этого критерия подтверждена в результате применения ГИС-технологий.

Защищаемые положения:

1. Применение ГИС-технологий для оценки карстовой опасности требует не только создания четкой системы ввода, организации и хранения данных, получаемых в ходе инженерно-геологических изысканий, но и глубокого понимания особенностей развития карста и формирования его подземных и поверхностных проявлений, характерных для исследуемой территории.

2. Особенности формирования карстовых провалов в Заречной части Нижнего Новгорода отражает карта районирования этой территории по карстовой опасности, построенная с применением ГИС-технологий на основе определенных принципов, учитывающих опыт оценки карстовой опасности на территории Москвы.

3. Сравнительный анализ построенных с помощью ГИС-технологий двухмерных цифровых моделей карт позволил: а) дать количественную оценку влияния природных факторов на интенсивность карстового провало-образования для одного из участков Заречной части Нижнего Новгородаб) сделать вывод о том, что провалообразование маловероятно там, где мощность глин, перекрывающих карстующиеся породы, превышает 10 мв) выявить тенденции в формировании карстовых провалов на исследуемой территории, аналогичные тенденциям, характерным для территории Дзержинска Нижегородской области.

Практическая ценность работы.

Предложенные автором принципы моделирования геологической среды с применением ГИС используются для. построения геологических карт.

Созданная автором технологическая схема построения электронной модели карты районирования по карстовой опасности, являющейся важным элементом комплексной строительной оценки территории, может использоваться при создании таких карт на других территориях. Методические приемы структурирования архивных материалов могут эффективно применяться при создании электронных геологических фондов в трестах инженерно-строительных изысканий. Метод оценки влияния природных факторов на провалообразование с применением ГИС может быть использован для получения дополнительной информации о формировании провалов, что необходимо для их обоснованного прогнозирования и рационального выбора защитных мероприятий.

Реализация и внедрение результатов работы.

Представленные в данной работе результаты используются в ОАО «НижегородТИСИЗ» при решении производственных задач, создании фондов ГИС ГЕОТОП «Инженерные изыскания» по архивным материалам этой изыскательской организации и для построения электронных геологических карт на территорию города.

Апробация работы. Результаты исследований докладывались на научно-практической конференции молодых ученых в ОАО «ГШИИИС» (г. Москва, апрель 2006 г.) — VI межрегиональной научно-практической конференции Департамента архитектуры и градостроительства Нижегородской области «Новые информационные технологии — инструмент повышения эффективности управления» (г. Нижний Новгород, апрель 2007 г.) — IV общероссийской конференции «Перспективы развития инженерных изысканий в строительстве в Российской Федерации» (г. Москва, 18−19 декабря 2008 г.).

Публикации — по теме диссертации автор имеет 9 публикаций.

Структура и объем работы. Диссертационная работа изложена на 115 страницах машинописного текста, содержит 8 таблиц и 14 рисунков, 6 приложений. Работа состоит их введения, 5 глав, заключения и списка литературы, включающего 115 наименований.

Благодарности. Особую благодарность автор приносит В. В Толмачеву (ОАО «Противокарстовая и береговая защита», г. Дзержинск) за информационную поддержку и ценные советы и своему научному руководителю. В. П. Хоменко (ОАО «ПНИИИС») за постоянную помощь и консультации. Автор приносит благодарность руководству и коллективу ОАО «НижегородТИ-СИЗ» за предоставление необходимых архивных материалов и техническую поддержку, а также хотел бы особо отметить неоценимую помощь в работе над диссертацией, оказанную начальником производственно-технического отдела JI.A. Кириенко. Автор глубоко признателен H.JI. Шешене, А.Н. Хац-кевичу, С. Н. Титкову (ОАО «ПНИИИС»), В. В. Дмитриеву (РГГРУ) за ценные рекомендации и конструктивную критику рукописи.

Основные результаты, проведенные автором лично [Соколова, 2006; 2007; 2008; 2009; 2010 (в печати)] и в соавторстве [Кириенко, Соколова, 2007; Соколова, Хоменко, Толмачев, Алешина, 2010] оценки карстовой опасности Заречной части города заключаются в следующем:

1. Разработана технологическая схема построения цифровой модели карты районирования по карстовой опасности на основе банка данных инженерно-геологической информации. Обоснованы критерии оценки карстовой опасности, выбор аналитической модели и метода решения, проведена оценка качества информации и достоверности построенной карты.

Технология построения электронной карты карстовой опасности включала рад последовательных операций: систематизация и сбор архивных материалов, создание классификатора и баз данных, определение принципов выделения районов карстовой опасности, группирование выработок и карстопроявлений на классы и геокодирование их на карту, построение сплайнов, преобразование сплайнов в площадные объекты, представляющие собой участки различной степени карстовой опасности.

Районирование Заречной части города по карстовой опасности проводилось на основе признаков, определенных автором: размеры карстовых полостей в растворимых породахвид заполнителя карстовых полостеймощность татарских глин, перекрывающих карстующиеся породы, наличие в них карстовых полостейразмеры градиента вертикальной фильтрацииприсутствие поверхностных проявлений карста.

В качестве аналитической модели геологических объектов выбраны сплайн-функции (сплайны). Они обладают необходимой гибкостью, удобны в работе и сравнительно просты. Построить карту в таком случае значит, опираясь на результаты экспериментов, найти значение параметров модели.

Метод группирования на классы основывается на природных и техногенных факторах, влияющих на провалообразование, и количественных принципах районирования по степени опасности карстовых процессов и тем самым определяет единственность решения. В результате группирования скважины и поверхностные проявления карста были разделены на три класса, условно названные 1,2,3 (по уменьшению степени опасности), которые использовались при интерполяции.

Для поиска единственного решения при построении сплайн-функций автор выбрал следующие граничные условия: линии должны иметь минимум кривизны и карта должна иметь сходство с картой, построенной «ручным» способом. В результате экспериментов наиболее эффективным оказался В-сплайн с коэффициентом сгущения 5. Более точно выделяются границы зон карстовой опасности при шаге построения 0.75.

С помощью ГИС были выделены 3 района по карстоопасности: опасный, потенциально опасный, неопасный.

Качество вводимой информации проверялось на этапе ввода в базу данных и геокодировании на электронную карту. Объективная оценка достоверности карты опиралась на ряд четко сформулированных определений: о Цифровая модель удовлетворяла критериям выделения районов карстовой опасности. о Состав и объем исходных данных позволял решить поставленную задачу. Для исследуемой территории характерна неравномерная изученность (от 1 до 13 тчк/км), что, согласно СП 11−105−97 (Часть II), при масштабе 1:25 ООО, определяет «схематичность» карты и выделение предполагаемых границ. Достоверность карты контролировалась граничными условиями, определяющими единственность решения при данном количестве точек наблюдения.

2. По результатам построения карты карстовой опасности сделаны следующие выводы:

1) деление по категориям карстоопасности при недостаточности исходной информации является условным, так как не обеспечивает 100% достоверности, поэтому оно требует осторожного применения и дополнительных исследований;

2) для актуализации карты-схемы районирования по карсту необходим постоянный карстовый мониторинг;

3) сходимость информационной модели карстоопасности и карты, выполненной ручным способом, достигает 90% и зависит от количества исходной информации;

4) разработанная автором методика районирования по карстовой опасности с использованием ГИС, учитывающая принципы районирования для г. Москвы, применима для территории развития покрытого карбонатно-сульфатного карста Заречной части Нижнего Новгорода.

3. Создана технология построения карт мощностей и-глубин залегания кровли геологических отложений на основе баз данных и 3D моделирования геологической среды, представляющей собой трехмерные модели рельефа и геологических слоев. Методика дает возможность получить геологическую информацию в любой точке 3D модели слоев для дальнейших научных обобщений.

4. По цифровым моделям карт проведена оценка степени и характера влияния мощности глин, перекрывающих растворимые породы, и глубин залегания кровли карбонатных отложений на интенсивность карстового провалообразования. Инженерно-геологические условия развития карста участка Автозаводского района типичны для Заречной части Н. Новгорода. В результате анализа коэффициента связи, сделаны выводы: о Образование провалов маловероятно при мощности глинистой толщи более 10 м. о С увеличением глубины залегания кровли карстующихся пород существует тенденция к уменьшению интенсивности образования провалов.

В ходе дальнейших исследований предполагается добавить в электронный классификатор слои и объекты по тектоническим структурам, техногенным объектам, пунктам геофизических наблюденийсоздать базы данных по поверхностным проявлениям карста, результатам мониторинга зданий и сооружений и далее. Основные методические приемы оценки карстовой опасности будут использованы при разработке специализированных ГИС-приложений в программном комплексе «Карта 2005». Опыт оценки карстовой опасности по данным электронного архива с использованием ГИС можно применить на других закарстованных территориях, что позволит оптимизировать их строительное освоение, снизить стоимость и сократить сроки инженерно-геологических изысканий.

1 ,'i.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Предметом данного исследования являлась оценка карстовой опасности Заречной части Нижнего Новгорода с применением ГИС-технологий. Ему предшествовало определение основных условий и факторов, благоприятных для развития карста, создание электронного классификатора и баз данных по скважинам, пробуренным для изучения карста, сбор сведений по поверхностным карстопроявлениям. В основу исследований положены архивные материалы ОАО «НижегородТИСИЗ». Предложенная концептуальная модель районирования территории по карстоопасности синтезирует результаты изучения карста Заречной части города [Н.А. Ценева, Е. В. Колосов, А. А. Сафронова и др.], а так же результаты исследований механизма карстового провалообразования, полученные В. П. Хоменко, В. В. Толмачевым, В. М. Кутеповым и другими авторами. Моделирование геологической среды использовано в качестве критерия проверки правильности представлений о влиянии природных факторов на провалообразование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.А., Зиангиров Р. С., Платов Н. А., Робустова Т. Н. Инженерно-геологические особенности элювия карбонатных пород. М.: Наука, 1986. 112 с.
  2. В.И., Николаев Н. И. Пояснительная записка к карте геоморфоло-го-неотектонического районирования Нечерноземной зоны РСФСР (за исключением горной части Урала и Калининградской области). Масштаб 1:1 500 000. М.: Изд-во МГУ, 1983. 150 с.
  3. М.Я. Пространственные данные в градостроительной деятельности // Пространственные данные в градостроительной деятельности в информационных, кадастровых и геоинформационных системах. 2005. № 3. С. 26−29.
  4. A.M. Решение практических задач геологии на ЭВМ. М.: Недра, 1980. 224 с.
  5. A.M., Кулинич Г. С., Соловьев В. К. Геологическая карта СССР масштаба 1:200 000, лист 0−38-XXXII. Госгеолтехиздат, 1962.
  6. Геоинформационная система «Карта 2005». База данных. Руководство Пользователя. Ногинск: Панорама, 2005. 66 с.
  7. Геоинформационная система «Карта 2005». Обработка матриц слоев. Руководство Пользователя. Ногинск: Панорама, 2005. 13 с.
  8. Геоинформационная система «Карта 2005». Создание и редактирование классификаторов векторных карт. Ногинск: Панорама, 2005. 55 с.
  9. В. Г. Ермаков Б.В. Основы пространственно-временного прогнозирования в геоинформатике. М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2004. 256 с.
  10. Г. И. Аллювий великих антропогеновых прарек Русской, равнины. Прареки Волжского бассейна. Тр. Комиссии по изучению четвертичного периода АН СССР. М.: Наука, 1964. 450 с.
  11. Г. И. Формирование долины р. Волги в раннем и среднем ан-тропогене. Аллювий Пра-Волги. Тр. Комиссии по изучению четвертичного периода АН СССР. М.: Наука, 1966. 412 с.
  12. ГОСТ 25 100–95. Грунты. Классификация. М.: Изд-во стандартов, 1996.30 с.
  13. ГОСТ 21.302−96. Условные графические обозначения в документации по инженерным изысканиям. М.: ГП ЦНС Минстрой России, 1996. 37 с.
  14. В.В., Фадеева Л. И., Барашкова З. К. и др. Государственная геологическая карта Российской Федерации. Масштаб 1:1 000 000 (новая серия). Лист 0−37, (38) Нижний Новгород. Объяснительная записка. С-Пб., 2000.
  15. С.Б., Гребенников А. А. К вопросу об оценке достоверности трехмерных геологических моделей // Международная конференция геофизиков и геологов. Тюмень, 2007.
  16. Инструкция по проектированию зданий и сооружений в районах г. Москвы с проявлением карстово-суффозионных процессов. М.: Мосгорис-полком, 1984. 14 с.
  17. Л.А., Соколова И. А., Демиденко А. Г. Опыт применения ГИС «Карта 2005» в Нижегородском тресте инженерно-строительных изысканий // Инженернаятеология. 2007. № 3. С 78.
  18. В.М., Парабучев И. А., Калин Ю. А. Карст и его влияние на освоение территорий // Материалы международного симпозиума «Карстоведе-ние XXI век: Теоретическое и практическое значение». Пермь: Пермский ун-т, 2004. С. 192−198.
  19. Н.М. Инженерно-геологические изыскания в областях развития карста в целях строительства. М.: Стройиздат, 1975. 168 с.
  20. Методические указания по составлению крупномасштабных инженерно-геологических карт территорий городов и поселков. М.: ЦТИСИЗ. Рос-главниистрой, 1968. 35 с.
  21. Методические указания по составлению геолого-литологической карты масштаба 1:10 000 по архивным инженерно-геологическим материалам (с применением компьютерных технологий). Н. Новгород: НижегородТИСИЗ, 2007. 30 с.
  22. O.K. Анализ картографической информации: ранговые корреляции // Геоэкология, инженерная геология, гидрогеология, геокриология. 2005. № 1. С. 76−80.
  23. В. И., Кутепов В. М., Макаров В. И. Геологические условия градостроительного развития г. Москвы // Геоэкология, инженерная геология, гидрогеология, геокриология. 2006. № 2. С. 99−114.
  24. Рекомендации по инженерно-геологическим изысканиям и оценке территории для промышленного и гражданского строительства в карстовых районах. Тема 02.11.115. М.: ПНИИИС, 1982. 165 с.
  25. Рекомендации по инженерно-геологическим изысканиям в районах распространения продуктов выветривания карбонатных пород. М.: ЦТИСИЗ. Стройизыскания, 1975. 86 с.
  26. Руководство по сбору, систематизации и обобщению инженерно-геологических материалов изысканий прошлых лет. М.: ПНИИИС. Стройиз-дат, 1985. 72 с.
  27. СниП 11−02−96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Минстрой России. М.: ПНИИИС. Минстрой России, 1997. 44 с.
  28. Д. С. Основные условия развития карста. М.: Госгеолитиздат, 1962. 55 с.
  29. И.А. Автоматизированная система комплексной обработки инженерно-геологической информации // Инженерная геология. 2009. № 2. С. 70−71.
  30. И.А. Геолого-литологическая карта: современные методы построения // Инженерные изыскания в строительстве. Материалы научно-практической конференции молодых специалистов. М.: ПНИИИС, 2006. С. 46−48.
  31. И.А. ГИС-моделирование закарстованных территорий // Пром. и гражд. стр-во. 2008. № 11. С. 14−16.
  32. НА. Методика структурирования данных для Геоинформационного моделирования геологической среды //Геопрофи. 2007.№ 6.С.14−18.
  33. И.А. Методические указания по составлению геолого-литологической карты масштаба 1:10 000 по архивным инженерно-геологическим материалам (с применением компьютерных технологий). Н. Новгород: НижегородТИСИЗ, 2007. 19 с.
  34. И.А. Применение ГИС-технологий при районировании территории Нижнего Новгорода по степени опасности карстовых процессов // Инженерная Геология. 2006. № 2. С. 36−41.
  35. НА. Опыт применения ГИС-технологий для оценки карстоопасности и моделирования геологической среды заречной части Нижнего Новгорода // Известия Вузов: геология и разведка. 2010. (в печати).
  36. И.А., Хоменко В. П., Толмачев В. В., Алешина Л. А. Зарубежный опыт использования ГИС-технологий для оценки карстовой опасности // Инженерные изыскания. 2010. № 5. С. 18−22.
  37. СП 11−105−97 Часть I. Общие правила производства работ. М.: ПНИИИС. Госстрой России, 1997. 46 с.
  38. СП 11−105−97 Часть II. Правила производства работ в районах развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов. М.: ПНИИИС. Госстрой России, 2000. 92 с.
  39. СТП 08−3.3.11 — 85. Карты инженерно-геологические. Требования к содержанию, построению и оформлению. Горький: ГорьковТИСИЗ, 1985. 20с.
  40. СТП 08−3.2.3 81. Материалы инженерно-геологической изученности. Сбор, обобщение, анализ. Горький: ГорьковТИСИЗ, 1981. 10 с.
  41. Д.А., Дублянский В. Н., Кикнадзе Т. З. Терминология карста. М.: Наука, 1991.260 с.
  42. В. В. Леоненко М.В. О классификации закарстованных территорий по провальной опасности // Основания, фундаменты и механика грунтов. 2005. № 2. С. 11−14.
  43. В.В., Ройтер Ф. Инженерное карстоведение. М.: Недра, 1990.152 с.
  44. В.В., Троицкий Г. М., Хоменко В. П. Инженерно-строительное освоение закарстованных территорий. М.: Стройиздат, 1986. 176 с.
  45. В.В., Леоненко М. В. Еще раз о классифицировании закарстованных территорий по степени опасности // Материалы международного симпозиума «Карстоведение — XXI век: теоретическое и практическое значение». Пермь: Пермский ун-т, 2004. С.230−234.
  46. В.В. Анализ материалов национальных конференций США по прикладным вопросам карстоведения (1984−2005 гг.): науковедческий подход // Инженерная геология. 2006. № 4. С. 68−71.
  47. В.Т., Красилова Н. С. Инженерно-геологические карты. М.: КДУ, 2007. 384 с.
  48. ТСН-22−308−98 НН. Инженерные изыскания, проектирование, строительство и эксплуатация здания и сооружений на закарстованных территориях Нижегородской области. Нижний Новгород: ГУП НТЦИ Администр. Ни-жегород. обл., 1999. 72 с.
  49. Указания по составлению крупномасштабных инженерно-геологических карт территорий с особыми природными условиями. ВНМД-17−73. М.: ЦТИСИЗ. РОСГЛАВНИИСтройпроект. 1973. 57 с.
  50. В.П. Закономерности и прогноз суффозионных процессов. М.: Геос, 2003. 193 с.
  51. Gao Y, Alexander E.C., JR. Application of GIS technology to study karst features of southeastern Minnesota // Geotechnical and Environmental Applications of Karst Geology and Hydrology. Lisse, 2001. P. 83−88.
  52. Jiang X., Lei M., Li Y. and Dai J. National-scale risk assessment of sinkhole hazard in Shina// Sinkholes and the Engineering and Environmental Impacts of Karst. San Antonio. Texas, 2005. P. 649−656.1. Фондовые материалы
  53. C.M. Сводный геологический отчет по Горьковской опорной скважине 2-р. Н. Новгород: НижегородТИСИЗ, 1951.
  54. Л. Т. Застройка общественного центра жилого района «Соцго-род» в Автозаводском районе г. Горького (3 пусковой комплекс). Н. Новгород: НижегородТИСИЗ, 1986.
  55. Л.Т., Балашова Т. А. Микрорайон V «Соцгород» в Автозаводском районе г. Горького (1, 2.3 пусковые комплексы). Н. Новгород: НижегородТИСИЗ, 1988.
  56. Т.А. Микрорайон III, общественно-торговый центр юго-западного жилого массива в Автозаводском районе г. Горького. Часть 2. Оценка закарстованности. Н. Новгород: НижегородТИСИЗ, 1987.
  57. Т.А. Микрорайон I жилого района «Аэродромный» в Автозаводском районе г. Горького (I пусковой комплекс). Н. Новгород: «НижегородТИСИЗ», 1990.
  58. Т.А. 1 очередь строительства микрорайона V в жилом районе «Соцгород» Автозаводского района г. Горького. Часть 2. Н. Новгород: НижегородТИСИЗ, 1987.
  59. М.А. Отчет об инженерно-геологических изысканиях по определению степени закарстованности территории пос. Дубравный Сормовского района г. Горького. Н. Новгород: НижегородТИСИЗ, 1973.
  60. A.M., Кулинич Г. С. Геологическое строение бассейнов реки Волги и нижнего течения реки Оки в районе г. Горького. Н. Новгород: НижегородТИСИЗ, 1959.
  61. A.M. Микрорайон III пос. Орджоникидзе в Сормовском районе г. Горького. Н. Новгород: НижегородТИСИЗ, 1990.
  62. С.К. Микрорайон IV «Прибрежный» в Автозаводском районе г. Горького (ЦТП, КНС, блоки обслуживания). Н. Новгород: НижегородТИСИЗ, 1990.
  63. Н.Т. Трасса тоннельного варианта перехода через р. Оку второй очереди метрополитена. Н. Новгород: НижегородТИСИЗ, 1983.
  64. М.И. Изыскания на карст в микрорайоне IV-V «Мещерское озеро». Н. Новгород: НижегородТИСИЗ, 1978.
  65. М.И. Метрополитен II очередь. Заречная часть г. Горького. Дополнение к отчету (изыскания на карст). Н. Новгород: НижегородТИСИЗ, 1980.
  66. М.И. Микрорайон Y «Мещерское озеро» в г. Горьком (карст). Н. Новгород: НижегородТИСИЗ, 1977.
  67. М.И. Продолжение трассы метрополитена Автозаводской ли-t нии от ст. «Комсомольской» до ст. «Ждановской» в г. Горьком. Н. Новгород:1. НижегородТИСИЗ, 1981.1. V S
Заполнить форму текущей работой