Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальное служение религиозных организаций в контексте социальной политики современной России: на примере Санкт-Петербурга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теме социального служения религиозных организаций было посвящено за последнее время несколько диссертационных исследований. Исторический опыт социального служения, главным образом, Русской Православной Церкви рассматривается в диссертациях Н. А. Дойниковой, С. Г. Зубановой, В. В. Реутова, О. Н. Субаевой, А.В. Штепа7. В работах этих авторов сделан глубокий исторический анализ социального служения… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Доктринальные обоснования социального служения религиозных организаций в современной России
  • Раздел 2. Основные направления социальной деятельности российских религиозных организаций и опыт их взаимодействия с государством
  • Раздел 3. Опыт и проблемы взаимодействия религиозных организаций в сфере социального служения
  • Раздел 4. Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы социальной деятельности религиозных организаций в современной России

Социальное служение религиозных организаций в контексте социальной политики современной России: на примере Санкт-Петербурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В действующей российской Конституции определено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7.1). В настоящее время среди приоритетов развития страны до 2020 года называются реформы секторов, связанных с развитием человеческого капитала. Поставлена задача разработки конкретного плана действий в сфере социальной политики1, с целью обеспечить права граждан на социальную защищенность, охрану здоровья, материнства и детства, жилище, доступ к образованию и культуре.

Мировая практика показывает, что максимальной эффективности социальная защита достигает тогда, когда наряду с государством в нее включены и структуры гражданского общества. В современной России значимым субъектом гражданского общества являются религиозные организации.

Сохраняющаяся бедность, не преодоленный демографический кризис, алкоголизм, наркомания и ряд других социальных проблем современной России требуют комплексных решений и усилий всего общества в целом. Действующие в стране религиозные организации выражают готовность принять деятельное участие в их разрешении.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется существующей в настоящее время общественной потребностью различных групп населения в социальной поддержке, в связи с чем востребован потенциал институтов гражданского общества, в т. ч., религиозных.

1 Стенограмма выступления Президента РФ Владимира Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», сайт партии «Единая Россия», http://www.edinros.ru/news.html?id= 127 560 организаций. Этим определяется необходимость исследования их опыта, их возможностей, предпочтительных для них сфер деятельности. Актуальной также является задача выработки оптимальной модели взаимодействия государства и религиозных организаций в сфере благотворительности, которая позволяла бы последним в максимальной степени реализовать свои возможности в данной сфере служения общественным нуждам и интересам.

Степень разработанности темы. Тема социального служения не осталась без внимания как классиков философии и теологии, так и современных ученых. Из христианских авторов средневековья в католицизме ее поднимали Фома Аквинский и Франциск Ассизский, в православии — Василий Великий и Иоанн Златоуст. Рассматривалась она в связи с разработкой социального учения протестантизма — Ж. Кальвином, М. Лютером, Ф. Шлейермахером, Э. Трёльчем, А. фон Гарнаком, К. Бартом, Д. Бонхеффером, У. Гамильтоном. Сущностные характеристики социального служения с точки зрения морально-этического обоснования религии в целом представлены в работах западных авторов конца XIX-начала XX века — М. Бубера, М. Вебера, К. Тиле, П. Тиллиха, А. Швейцера .

В России в кон. XIX — нач. XX вв. большой вклад в осмысление возможности искоренения в мире социальной несправедливости через принципы христианского милосердия внесли Вл. Соловьев, П. Флоренский, В. Розанов.3 Попытки создать целостное православное социальное учение, отвечающее реалиям XX в., предпринимали Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк и др.4.

2 См.: Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П. С. Гуревича, СЛ. Левит, С. В. Лезова. -М.: Республика, 1995. — 464 е.- Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избр. произведения. — М.: Прогресс, 1990. — С. 273−306- Швейцер А. Культура и этика.- М., изд-во «Прогресс», 1973. 342с.- Тиллих П. Мужество быть / Тиллих П. Избранное. Теология культуры, — М., изд-во «Юрист», 1995.-С.7−131.

3 См.: Розанов В. В. Апокалипсис нашего времени/ Розанов В. В. // Сочинения. Т.1. — М., 1990 — 588 е.- Соловьев B.C. Нравственность и политика. Исторические обязанности России /В, С. Соловьев //Сочинения. Т. 1. — М., 1989. — 471 е.- Флоренский П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Литературная учеба., 1991, — № 3.

4 См.: Бердяев Н. А. Царство Божие и царство Кесаря / Сост. П. В. Алексеев. -М.: Республика, 1995. -383 е.- Булгаков С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб.: РХГИ, 1997. — 589 е.- Франк С. Л. Проблема «христианского социализма». Непрочитанное. М., 2001. с. 280.

В отечественной религиоведческой литературе кон. XX — нач. XXI вв. проблемам социальной роли религии и религиозных организаций посвящены работы Е. Г. Балагушкина, П. С. Гуревича, JI.H. Митрохина, Б.З. Фаликова5. Вышло несколько публикаций, предметом которых являются социальное служение, благотворительность, социальная работа. Среди них — монографии П. В. Власова, Л. Я. Лаврененко, а также учебное пособие под редакцией М.П. Мчедлова6 и др.

Теме социального служения религиозных организаций было посвящено за последнее время несколько диссертационных исследований. Исторический опыт социального служения, главным образом, Русской Православной Церкви рассматривается в диссертациях Н. А. Дойниковой, С. Г. Зубановой, В. В. Реутова, О. Н. Субаевой, А.В. Штепа7. В работах этих авторов сделан глубокий исторический анализ социального служения Русской Православной Церкви. Церковь с ее опытом и традициями рассматривается как социальный компенсатор и авторитетный регулятор поведения не только отдельных людей, но и целых масс. Описываются определенные формы взаимодействия государств и общества, по вопросам социальной защиты населения.

Философский анализ социального служения как общественного явления дан в работах Н. Б. Ажнакиной, В. А. Гавриловой, Т.А. Костылевой8.

5 См.: Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада), — М., Изд-во МГУ, 1986. 286 с.- Гуревич П. С. Мораль и религия // Общество и знание. -M., ЦГО, 1999.-С.359−362. Митрохин Л Н. Философия религии. — М.: Республика. 1993. -414 е.- Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура, — M., Наука, 1994, — 220 с.

6 См.: Власов П. В., Благотворительность и милосердие в России.- М., 2001.-301 е.- Лаврененко Л. Я. Социокультурная природа благотворительности и формы ее реализации (история становления и развития) -M.: Academia АПК и ПРО, 2000. -132 е.- Милосердие. Учебное пособие / Под ред. М. П. Мчедлова. — M., 1998.-214с.

7 См.: Дойникова Н. А. Социальное служение Православной церкви во второй половине XIX — начале XX веков (на материалах Вологодской епархии): Дис. канд. ист. наук. — М., 2006.-188 е.- Зубанова С. Г. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке: Дис. д. ист. наук.-М., 2002. 408 е.- Реутов В. В. Социальное служение Церкви в XX веке (На материалах Курской епархии): Дис. канд. ист. наук:-Курск, 2006.-235 е.- Штепа А. В. Социальное служение русской православной церкви во второй половине XIX — начале XX веков (На материалах Калужской епархии): Дис. канд. ист. наук.- Калуга, 2005, — 320 с.

8 См.: Ажнакина Н. Б. Социальное служение религиозных организаций в современной России: Дис. канд. филос. наук. — Пенза, 2006. 143 е.- Гаврилова В. В. Философский анализ социальной доктрины Русской православной церкви в 20 веке: Дис. канд. филос. наук. — Пермь, 2005. 136 е.- Костылева Т. А. Социальное служение религиозных организаций: Дис. канд. филос. наук. — Омск, 2006, — 167 с.

В них рассматриваются сферы пересечения светской социальной работы и социального служения религиозных организацийделаются попытки выявить общее и частное в социальном служении религиозных организаций и социальной защите населенияанализируется опыт социального служения религиозных организаций в области семейно-бытовых проблем, помощи в социальной реабилитации лиц, потерявших работу, семью, привычную социальную средусоциальное служение рассматривается как один из факторов устойчивого развития общества.

Социальное служение религиозных организаций разной конфессиональной принадлежности рассмотрено в работах З. А. Ереминой и Р.Н. Лункина9.

Хотя в вышеназванных работах исследуются многие аспекты социального служения религиозных организаций в современной России, однако без рассмотрения остаются сложные вопросы законодательного регулирования благотворительности и социального служения религиозных организацийслабо исследованы возможности межконфессионального сотрудничества в сфере социального служенияне определено место социального служения в системе социальной защиты населения современной России и социальной политики государства в целом.

Объектом исследования является социальное служение религиозных организаций в современной России.

Предмет исследования — проблемы и перспективы развития социального. служения религиозных организаций в контексте современных государственно-конфессиональных отношений в России.

Цель настоящей работы состоит в определении путей и условий повышения эффективности и общественной значимости социального служения религиозных организаций в современной России.

9 См.: Еремина З. А., Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в в современной России: Дис. канд. филос. наук. -Тула, 2007. 150 е.- Лункин Р. Н. Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России: Дне. канд. филос. наук. -М., 2005. 200 с.

Исходя из поставленной цели, предпринята попытка решить следующие задачи:

— уточнить содержание понятия «социальное служение" — -изучить доктринальные основания социального служения религиозных организаций для определения возможностей межконфессионального взаимодействия в этой сфере;

— выявить специфику социального служения, благотворительности религиозных организаций и системы государственной социальной защиты;

— проанализировать особенности законодательного регулирования деятельности религиозных организаций в сфере социального обслуживания и благотворительности, выявить возможности его корректировок, способствующих развитию социального служения;

— предложить систему мер, способствующих расширению социального служения религиозных организаций в дополнение к государственной системе социальной защиты населения.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют принципы системности, комплексности, всесторонности, объективности и конкретности рассмотрения проблемы. Использованы методы типологизации и социологического анализа. Особое значение придается полноте и дифференцированности характеристик исследуемого феномена социального служения, с использованием эмпирической и аналитической базы исследования, совокупности идей, концепций и теоретических подходов, разработанных в российской и зарубежной религиоведческой, философской и социозащитной литературе.

Источниками исследования являются отчеты религиозных организаций (за 2004;2007гг.), ежегодно на добровольной основе направляемые в Администрацию Санкт-Петербургаматериалы интервью, взятых автором у руководителей религиозных организаций и лиц, непосредственно осуществляющих определенные виды социального служенияпечатные и видеоматериалы религиозных организаций (в том числе финансовые отчетыинформационные буклеты).

Важным источником исследования служили материалы ежедневного трехлетнего мониторинга сообщений информационных агентств («Интерфакс», «ИТАРТАСС», «Росбалт», «РБК», «БИА», «АБН», «Регнум», «Интегрум», «Фонтанка Ру» и пр.), содержащих сведения по проблематике социального служения религиозных организаций, а такжеежедневного мониторинга за 2005 — первое полугодие 2008 гг. информационного поля русскоязычного интернета с помощью поисковой системы «Яндекс» в автоматическом режиме по ключевым словам (социальное служение, благотворительность, религиозные организации, милосердие, попечительство).

Эмпирическую базу своего исследования автор ограничил лишь материалами наиболее крупных и активно действующих религиозных организаций (православных, католиков, протестантов, иудеев и мусульман). Такая информация наиболее полно представлена за период с 2004 по 2007 гг. в Отделе по связям с религиозными объединениями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.

Истопником исследования также являлись проходившие обсуждение законопроекты, относящиеся к сфере социального обслуживания и благотворительной деятельности, документы религиозных организаций.

Научная новизна исследования и основные результаты, полученные лично соискателем. Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что оно является одной из первых попыток комплексного решения вопросов государственно-конфессионального взаимодействия в сфере социальной защиты населения на эмпирической базе Санкт-Петербурга.

Основные научные результаты исследования заключаются в том, что: — рассмотрено и уточнено понятие социального служения в контексте социальной политики современной России;

— исследован опыт социального служения различных конфессий в Санкт-Петербурге на основе материалов Отдела по связям с религиозными объединениями Санкт-Петербурга Администрации Губернатора Санкт-Петербургапроанализирована организация межконфессионального взаимодействия в социальном служении на примере Христианского межцерковного диаконического совета (ХМДС) Санкт-Петербурга;

— определены роль и место социального служения в современной государственной системе социальной защиты;

— выработаны предложения по совершенствованию законодательной базы социального служения религиозных организаций.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Эмпирический материал и теоретические положения, содержащиеся в диссертации, могут послужить источником для дальнейшей научной проработки вопросов, связанных с социальной деятельностью религиозных организаций в Россииони могут быть также использованы при подготовке научных монографий, учебно-методических пособий по курсам религиоведения, социальной работы, развития институтов гражданского общества, культурологи. В работе даны предложения по I усовершенствованию действующего законодательства, регулирующего государственно-конфессиональные отношения в сфере социального служения и благотворительной деятельности религиозных организаций.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре государственно-конфессиональных отношений ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Материалы исследования использованы в работе автора в качестве помощника на общественных началах депутата Государственной Думы V созыва, первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций В.И.

Захарьящева, а также в процессе создания регионального отделения Экспертного совета Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций в Санкт-Петербурге.

Результаты диссертационного исследования были представлены в докладах и сообщениях автора на научных конференциях в том числе «Традиция веротерпимости в Санкт-Петербурге. История и современность» (Санкт-Петербург, 6−7 декабря 2007 года), и Второй межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы и перспективы развития государственно-конфессионального взаимодействия в Санкт-Петербурге и субъектах Российской Федерации» (Санкт-Петербург 21−23 мая 2008 года).

Результаты диссертационного исследования отражены в публикациях автора общим объемом 1,9 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Специфика социального служения религиозных организаций, заключается в особенности ее мотивации и в более индивидуальном подходе. Это позволяет ему дополнить социальную защиту в областях, где государственная социальная помощь недостаточно эффективна. Социальный аспект служения религиозных организаций выступает как необходимая обществу забота о части населения, которая по различным причинам оказывается вне активной полноценной жизни, и по той или иной причине не получает достаточной помощи от государственной системы социальной защиты. То есть социальное служение религиозных организаций помогает государству решать задачу по сохранению в обществе социальной стабильности.

В настоящее время определились наиболее важные направления и организационные формы социального служения. Его объектами являются следующие группы людей:

— пожилые, одинокие, инвалиды,.

— лица социально активного возраста, но оказавшиеся бомжами, попавшие в зависимость от алкоголя и наркотиков, ВИЧ инфицированные, тяжело больные, заключенные.

— несовершеннолетние, сироты и оставшиеся без попечения родителей.

В настоящее время социальное служение религиозных организаций находится на завершающем этапе своего становления. Контакты с местными органами власти по поводу благотворительной деятельности стремятся развивать представители всех религиозных организаций, но наиболее развиты они у Русской Православной Церкви.

Среди благотворительных организаций разной религиозной принадлежности более или менее отчетливо наблюдается ориентация на определенную категорию нуждающихся в поддержке или по своему социальному статусу, или по вероисповеданию. У православных и католиков в этом отношении не прослеживается каких-либо предпочтений. Они работают, в равной мере, и среди пожилых, и среди детей. Протестанты, исключая лютеран, в первую очередь проявляют внимание к молодежи. Что касается вероисповедной ориентации, то православные благотворители в силу объективных обстоятельств (большинство населения города идентифицирует себя с православием) работают среди своих единоверцев. Также главным образом среди единоверцев работают благотворители из иудеев и мусульман. Католики и протестанты, не ограничивающие свою деятельность пределами своих религиозных организаций, неизбежно выходят в среду православно ориентированного населения, что потенциально дает повод для возникновения межконфессиональной напряженности.

Несмотря на то, что в сфере социального служения и благотворительности доктринальные различия между религиозными организациями отступают на второй план, уступая первенство этико-гуманистическим ценностям, однако они все же сохраняют свое значение. Так, православные, католики, лютеране, евангельские христиане (баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня) уклоняются от организованного сотрудничества с такими религиозными организациями, которые позиционируют себя как христианские, но ревизуют учение о Божественной Троице, об Иисусе Христе как Сыне Божием и Спасителе, (например, Мормоны, Свидетели Иеговы и т. п.).

Однако, как показывает опыт ассоциации «Христианский межцерковный диаконический совет Санкт-Петербурга», потенциальная опасность прозелитизма вовсе не является непреодолимым препятствием к сотрудничеству религиозных организаций на поприще благотворительности.

Межконфессиональное взаимодействие в социальном служении позволяет использовать различный опыт конфессий в организации социальной помощи, содействует росту профессионализма в оказании социальных услуг населению, формирует толерантные отношения между представителями различных конфессий и должно поддерживаться со стороны государственных органов власти.

Религиозные организации как субъекты благотворительности относятся действующим законодательством к разряду некоммерческих организаций, особенности которого обусловливают необходимость особого подхода к его законодательному регулированию. Важность совершенствования законодательства о некоммерческих организациях также обусловлена начавшейся реализацией приоритетных национальных проектов в областях социальной сферы, планирующейся реформой государственных и муниципальных учреждений и реформами в области реструктуризации общественного сектора экономики.

Однако, ряд важных вопросов, имеющих отношение к религиозным организациям, осуществляющим свою деятельность в области предоставления населению социальных услуг, остаются неурегулированными в действующем законодательстве.

В целях совершенствования действующего законодательства автор предлагает расширить перечень предлагаемых Министерством экономического развития изменений в закон о благотворительности. Целесообразно создать дополнительные социальные гарантии для волонтеров, в том числе в части социального страхования. Необходимо уточнить статус организации, которая будет выплачивать добровольцам транспортные расходы, и расходы на проживание. Следует расширить перечень участников благотворительной деятельности, определить данные организации как участников благотворительной деятельности и расширить перечень направлений благотворительной деятельности, который предусмотрен действующим законом.

В законопроекте следует разграничить благотворительную деятельность вообще и благотворительную деятельность, осуществляемуюрелигиозными организациями.

Необходима разработка специального закона о деят ельности реабилитационных центров, создающихся религиозными организациями, работа которых в настоящее время законодательством не регламентируется.

Следует учесть специфику социального служения религиозных.

— V 147 организации при подготовке законопроекта «О социальных услугах», который призван стимулировать активное участие негосударственных предприятий и организаций в социальной сфере.

В определении Архиерейского собора Русской Православной.

I 4Я.

Церкви 24−29 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» говориться, что развитие партнерства Церкви, государства и общества в социальной сфере не должно ограничиваться церковным участием в деятельности государственных социальных учреждений. Церковь предлагает расширить практику поддержки ее социальных инициатив, в том числе за счет бюджетного финансирования тех благотворительных и социальных инициатив Церкви, которые доказали не меньшую эффективность и жизнеспособность, чем государственные социальные учреждения. «Идея такой поддержки пользуется широким общественным признанием и соответствует практике большинства государств Европы и мира», -говорится в определении.

В связи с этим, представляется целесообразным разработать и принять отдельный закон о партнерстве государства и зарегистрированных религиозных организаций в сфере социальной защиты граждан вне зависимости от их конфессиональной принадлежности на территории Российской Федерации.

147 Институт развития гражданского общества и местного самоуправления, официальный сайт, http://www.c-society.ru/wind.php?ID=449 197&soch=l.

148 Православие. Яи, http://www.pravoslavie.ru/ncws/80 627 170 942.

Социальное служение религиозных организаций имеет значительный потенциал в области социальной защиты. Его реализация во многом зависит от степени государственной поддержки и в частности от оптимизации законодательства Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты Российского государства
  2. Конституция Российской Федерации. Изд. 2-ое (дополненное). -V: РАУ-корпорация- Обозреватель, 1995. — 198 с.
  3. Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. -№ 21.
  4. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. -№ 41
  5. Официальные документы религиозных организаций
  6. Каритас Интернационалис. Устав.- Гатчина. Типография Салезианского центра «Дон Боско», 2001. 128 с.
  7. Коран. Перевод И. Ю, Крачковского. Душанбе, 1990, — 443 с.
  8. Компендиум «Социальное учение Церкви». Ватикан, 2004. — 623 с.
  9. Основные положения социальной программы российских мусульман. -М., 2001 .-51с.
  10. Основы социального учения Церкви христиан адвентистов седьмого дня в России.- М., 2003.- 219с.
  11. Основы социальной концепции Российского объединенного союза христиан веры евангельской.- М., 2002.- 28с.
  12. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М., 2001.- 127с.
  13. Социальная позиция протестантских церквей России.- М., 2004. 71с.
  14. Научные монографии, сборники и журнальные статьи
  15. А. Исповедь. / Пер. с латин. М.Е. Сергеенко- общ. ред. А. А. Столярова. М: Канон+, ОИ «Реабилитация», 2000. — 464 с.
  16. А. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат, 1982. -270с.
  17. М.Т. Социальная активность деятельность — вера// Философские и социологические проблемы формирования социальной активности. — Владимир, 1989. — 230 с.
  18. Н. Нравственные поучения современного ислама. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  19. Л.В., Демина Л. И., Егошина В. Н. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994. — 112 с.
  20. Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада), М.: Изд-во МГУ, 1986.286 с.
  21. В.Г. Конфессиональный аспект социализации индивида, проблема трансляции религиозных ценностей и толерантности в межпоколенных отношениях // Религиоведение. 2002. -№ 2. — С.111−123.
  22. Н.А. Диалектика божественного и человеческого. /Сост. и вступ. ст. В. Н. Калюжного. М.: ACT- Харьков: Фолио, 2003. — 623 с.
  23. Н.А., Царство Божие и царство Кесаря / сост. П. В. Алексеев. -М.: Республика, 1995.-383 с.
  24. М. Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П. С. Гуревича, С .Я. Левит, С. В. Лезова. М.: Республика, 1995. — 464 с.
  25. С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб.: РХГИ, 1997. 589 с.
  26. С.Н. Христианский социализм. Новосибирск.: Наука, 1991.350 с.
  27. М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избр. произведения. -М.: Прогресс, 1990. С. 273−306.
  28. П.В., Благотворительность и милосердие в России.- М., 2001.301 с.
  29. В.И., Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуман. спец-тей.-М.: Наука, 1995.-223 с.
  30. С.Ю. О внесении в Государственную Думу России законопроектов об имущественных правах религиозных организаций // Вопросы экономики, 1994, № 9 с. 96−100.
  31. Гоббс. Сочинения. В двух томах. Том 2, М: Мысль, 1991. — 736 с.
  32. Н.С. Современное русское православие. Л.: Лениздат, 1988.-304 с.
  33. Государство и Церковь в России: история взаимодействия в сфере благотворительности: материалы межрегион, науч.-практ. конф. Иваново, 2002.-200 с.
  34. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Овсиенко Ф. Г., Одинцов М. И., Трофимчук Н. А. и др.-М., 1996.-252 с.
  35. М.Д. К истокам социального учения иудаизма // Социологические исследования. 2002. — № 4, — С.86−96.
  36. М.Д., Основы социального учения иудаизма // Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО). 2002, № 4
  37. П.С. Мораль и религия. // Общество и знание. -М.:ЦГО, 1999.-С.359−362.
  38. Т.А., Мастеропуло А. П., Поддубный М. В. О перспективах возрождения христианской благотворительности // На пути к свободе совести. М., 1989.- С. 275−293
  39. Добру скин М. Е. О социальных функциях церкви (на материалах РПЦ) // Социологические исследования. 2002. — № 4. — С.76−86
  40. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (18 февраля 1997 года) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 03. С. 12−82.
  41. Диакония (служение). Вестник Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата. -1996 г.- № 6.
  42. Заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской православной церкви от 28 декабря 1996 года // Журнал Московской патриархии. 1997. — № 2. — С. 10−11
  43. С. Г. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке.- Москва, 2002.- 408 с.
  44. Подписание Соглашения между Московской Патриархией и Министерством культуры РФ // Инф. бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. М., 1994. — Март. — С. 9−10.
  45. К. Социальная концепция Русской православной церкви // Российская юстиция. 2003. -№ 2. — С. 53−66.
  46. И., Лекции по этике. / Пер. с нем, А. К. Судакова и В.В. Крыловой- Общ. ред., сост. и вступ. ст. А. А. Гусейнова. — М: Республика, 2000.-431 с.
  47. Каритас в России. Спб., ЗАО «Издательство «Скиф», 2007 г. — 87с.
  48. Кирилл (митр. Смоленский и Калининградский). Русская Православная Церковь в современной России: служение обществу, трудности возрождения // Вопросы экономики. -2002. -№ 1.- С. 23−31.
  49. В.О. Добрые люди Древней Руси// Богословский вестник. Январь 1892. Сергиев Посад.
  50. А. О. О социальной доктрине русского православия. // Православие и католичество. Социальные аспекты. М., 1998. — № 3. — С.14−32.
  51. А.Н., Становление герменевтического подхода к изучению религии. / Философско-методологические проблемы изучения религии. М., 2004. — 149с.
  52. Благотворительность. // Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1.-Иерусалим, «Общество по исследованию еврейских общин». 1976 г.- С. 451 454.
  53. Круглый стол: «Основы социальной концепции Русской Православной церкви». // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Инф.-аналит. бюллетень. № 2(26). — М.: Изд-во РАГС, 2001, — С.3−49.
  54. B.C. Мораль и этика ислама // Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — С.265−275.
  55. Л.Я. Социокультурная природа благотворительности и формы ее реализации (история становления и развития) М.: Academia АПК и ПРО, 2000.-132 с.
  56. В.Е. Религия и благотворительность // Личность семья -общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы- материалы междунар. науч.-практ. конф. -М., 1994. — 241 с.
  57. П. О благотворительности // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1988. — С.334−366.
  58. П. Социальная доктрина Католической церкви. Опыт воплощения христианского идеала. Брюссель, 1984, — 254 с.
  59. Г. П. Социальное назначение религиозных организаций как основа их правового статуса // Государство и право. 1995. -№ 11.- С.22−30.
  60. П.И. Благотворительная Россия. СПб, 1901. — Т. 1,2.-217 с.
  61. Н.А. Некоторые аспекты социальной доктрины католицизма. // История экономических учений / Под ред. B.C. Автономова и др., М.: ИНФРА-М, 2000. — С.171−174.
  62. Ю. Социальное учение Католической Церкви: опыт исторического анализа / Ю. Майка- пер. с польск. А. В. Гура. Рим: Изд-во Святого Креста, 1994.- 480 с.
  63. И.И. Искушения российского протестантизма //Протестантизм и протестанты в России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы научно-богословской практической конференции. Май 2004. — Заокский. 2004.- С. 150−164.
  64. Материалы Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ. Храм Христа Спасителя, 13−16 августа 2000 г. М: Рождество-2000, 2001. — 478 с.
  65. Е.Д. Христианская этика Л.Н. Толстого М.: Наука, 2006. -309 с.
  66. А.В. Трудный путь к диалогу: Сборник. М.: Радуга. — 1992,-464с.
  67. Милосердие. Учебное пособие. / Под ред. М. П. Мчедлова. М., 1998 г. -214с.
  68. А.В., Бабинов Ю. А. Основы религиоведения. Государственно-церковные отношения. // Социально-гуманитарные знания. -1999.-№ 3.-С. 106−124.
  69. Митрохин Л Н. Философия религии. М.: Республика. — 1993. — 414 с.
  70. М.П. Социальное учение церкви: новые аспекты // Свободная мысль. 1998. — № 3. — С.47−53.
  71. М.П. Особенности конфессиональной социальной доктрины (К принятию «Основ социальной концепции РПЦ») // Религия и право.-2001.-№ 2.-С. 17−30.
  72. Ф.Г. Особенности формирования социальных доктрин православия и католицизма // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информац.-аналит. бюллетень. М.: РАГС, 2001. — № 2. — С.71−80.
  73. Ф.Г., Трофимчук Н. А. Место и роль государственно-церковных отношений в политике Российского государства. М., 1995. -192с.
  74. М. Ю. Особенности налогообложения религиозных организаций //Налоговый и бухгалтерский учет.- № 3, 2003 год. С. 12−18
  75. Основные положения социальной программы российских мусульман.-М, 2001.- 43с.
  76. А.Н. Осипов, Путь разума в поисках истины, Издание Сретенского монастыря М., 2002 — 180 с.
  77. А.Н. Дела веры. Богословские аспекты социального служения церкви // Православная беседа. 2001. -№ 6.- С.4−7.
  78. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. //Информационный бюллетень. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.- № 8, август, 2000. — 34с.
  79. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 2000. — 368 с.
  80. И. Д. Исторический очерк благотворительности и учения о ней в языческом мире, в Ветхом Завете и в древней христианской церкви. М., 1895. — 65 с.
  81. Право на социальное служение. М., 2002. — 40 с.
  82. Православное богословие и благотворительность (диакония): сб.ст. / сост. П. Л. Печерская, ред. Б. П. Останин. СПб., 1996, -Вып.З. — 248 с.
  83. Практика тюремного служения / Русская православная церковь -Сергиев Посад, 2002. 251 с.
  84. Проблемы социального служения и образовательной деятельности Русской православной церкви: материалы межрегион, науч.-практ. конф. / отв. ред. Г. Н. Миненко. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. — 235 с.
  85. С.Е. Церковь, государство, общество. Опыт взаимодействия// Материалы к архиерейскому собору по рассмотрению социально-православной концепций. М., 2000. — С. 117−123.
  86. А.В. Актуальные проблемы совершенствования государственно-религиозных отношений /Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции (Москва, 22−23 февраля 1999 г.). М., 1999. С.62−64.
  87. А.В., Государственно-конфессиональные отношения в тупике? // Свобода религии, нравственность и ответственность в российском обществе. Заокский: «Источник жизни», 2006. — С. 123−134.
  88. А.А., Радугин К. А. Закономерности функционирования религии как социального института. // Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр, 1999. -С.114−118.
  89. А.В. Межинституциональное взаимодействие медицины и религии как предмет медико-социологического исследования // Экономика здравоохранения. 2001. — № И/12, — С. 65−68.
  90. В.В. Сочинения. М.: Советская Россия, 1990. — Т.1. — 588 с.
  91. В. Социальные доктрины христианства: Человек, общество и государство. // Человек и труд. — 2004. № 3, — С.40−47.
  92. С. Г. Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерки. СПб., 1900. XIII, 320 с.
  93. Святейший патриарх Алексий II: О социальном служении церкви. 1 пленум Советского фонда' милосердия и здоровья. // Журнал Московской патриархии. 1991. — № 7. — С.39−40.
  94. Сергий (Старгородский), епископ. Православное учение о спасении. -СПб, 1903, 244 с.
  95. М.А. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации // Человек. 2002. — № 5. — С. 76−87.
  96. B.C. Нравственность и политика. Исторические обязанности России /B.C. Соловьев //Сочинения, М.- 1989, -Т. 1.-471 с,
  97. Социальные идеи христианства в XX в.: Сб. обзоров. // Институт философии Пер. сост. Р. А, Гальцева. -М.: ИНИОН, 1989.- 114 с.
  98. Социальное служение Русской православной церкви: исторический опыт и современное состояние: Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 2000-летию Рождества Христова, 15−16 окт. 1998 г., Троице-Стефано-Ульяновский монастырь. Сыктывкар, 1998. — 115с.
  99. Социально-политические представления в исламе. История и современность / отв. ред. И. М. Смилянская. М: Наука, 1987. — 120 с.
  100. А.Д. Религия как общественный феномен. 2-е изд. — М.: Мысль, 1973.-144 с.
  101. П. Избранное: Теология культуры. Пер, с анг. М.- Юрист, 1995.-479 с.
  102. А. Дж. Постижение истории. М.: Айрис, 2003. — 640 с.
  103. Э., Церковь и секты. / Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии: в 2 ч. Ч. 1- М.: Наука, 1994. — 300 с.
  104. .З. Неоиндуизм и западная культура,: М.: Наука, 1994 г.- 220ч
  105. Философия социальной работы: монография. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998,-208 с.
  106. М.В. Теория социальной работы. М: Академический проект. 2005 г.-512 с.
  107. П.А. Сочинения. М.: Мысль, 1990. — Т. 1. — 4.1. — 797с.
  108. Фома Аквинский. Сумма против язычников / ред. Т. Ю. Бородай. -Долгопрудный: Вестком, 2000, 463 с.
  109. C.JI. Духовные основы общества: / Сост. и авт. вступ. ст. П. В. Алексеев. М.: Республика, 1992. — 510 с.
  110. C.JI. Проблема «христианского социализма». Непрочитанное. М., 2001, с. 280.
  111. Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. М., 1988, — 654 с.
  112. И. Христианское социальное учение: пер. с нем. М.: Духовная библиотека, 2001. — 324 с.
  113. В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб.: Нестор, 2005. — 242 с.
  114. Г. Происхождение, сущность и значение современной благотворительности: пер. с нем. М., 1903. — 178 с.
  115. М. Словарь религий, обрядов и верований. М.: Рудомино, 1997. 414 с.
  116. Н.Н., Основы теоретического религиоведения: Пособие. М.: Космополис, 1994. — 223 с.
  117. В.В. Новые горизонты социального служения Русской Православной Церкви // Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия: Рождественские православно-философские чтения. Н.-Новгород, 2001,-с.330−337.1. Диссертации
  118. Н.Б. Социальное служение религиозных организаций в современной России : Дис. канд. филос. наук: 09.00.11 Пенза, 2006 143 с. РГБ ОД, 61:06−9/672
  119. В.В. Философский анализ социальной доктрины Русской православной церкви в 20 веке. Дис. канд. филос. наук: 09.00.11, Пермь, 2005 136 с. РГБ ОД, 61:05−9/602
  120. Н. А., Социальное служение Православной церкви во второй половине XIX начале XX веков (на материалах Вологодской епархии): дис.. канд. ист. наук: 09.00.13 Москва, 2006 188 с. РГБ ОД, 61:07−7/243
  121. Еремина 3. А. Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России: дис. канд. филос. наук: 09.00.13 Тула, 2007 150 с. РГБ ОД, 61:07−9/391
  122. Костылева Татьяна Александровна. Социальное служение религиозных организаций: Дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 Омск, 2006 167 с. РГБ ОД, 61:06−9/649
  123. Р. Н., Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России : дис. канд. филос. наук: 09.00.13 Москва, 2005 200 с. РГБ ОД, 61:059/359
  124. В. В. Социальное служение Церкви в XX веке (На материалах Курской епархии): дис. канд. ист. наук: 07.00.02 Курск, 2006 235 с. РГБ ОД, 61:06−7/682
  125. О. Н. Социальное служение как исторический феномен: 17 012 001 гг.: Дис. д-ра ист. наук: 07.00.02: Москва, 2004 426 с. РГБ ОД, 71:057/73
  126. А. В. Социальное служение русской православной церкви во второй половине XIX начале XX веков (На материалах Калужской епархии): Дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 Калуга, 2005 320 с. РГБ ОД, 61:057/673
  127. Архивные документы государственных учреждений, религиозных организаций, автора- ресурсы интернет
  128. Висам Бардвил. Благотворительность в исламе. Часть1. Закят, http://www.islamonline.ru/m/nov/index.php?i=2198&i=194
  129. Выступление митрополита Кирилла на парламентских слушаниях в ГД 27 мая 2004 г. «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения», http://www.orthomed.ru/news.php?id=5709
  130. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, Москва, 24 июня 2008 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/426 666.html
  131. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2005 году, http://ombudsman.gov.ru/doc/ezdoc/05.shtml
  132. Заключение по проекту федерального закона «О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации», подготовленному депутатом Государственной Думы А. В. Чуевым, http://missioncenter.nm.ru/401 .htm
  133. Запись интервью председателя отдела благотворительности Санкт-Петербургской Епархии протоирея о. Александра Степанова 19.06.2007, архив автора.
  134. Материалы III (VIII) съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, Москва, 2002 год, http://www.diaconia.ru/index.sema?a=speech&id=4
  135. Материалы круглого стола «Круглый стол по религиозному образованию и диаконии», http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/legal ru. htm
  136. Официальный интернет сайт Церкви Евангельских Христиан в Духе Евангельских Апостолов (Благая BecTb) http://www.apostolic-church.ru/
  137. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций «, 18 октября 2004 г. http://www.glazev.ni/duma/312/
  138. Рекомендации участников парламентских слушаний на тему: «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» 27.05 04, http://www.religare.ru/article9465.htm
  139. СПРАВКА: Межрелигиозный совет России, http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=29 222
  140. Стенограмма выступления Президента РФ Владимира Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», 8 февраля 2008 г., сайт партии «Единая Россия», http://www.edinros.ru/news.html?id=127 560
  141. Текст проекта закона РФ «О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации», http://jesuschrist.ru/news/2002/2/16/1142
  142. Буклет «Мальтийская служба помощи». -Спб, 2006 г.
  143. Информационное письмо Церкви христиан веры евангельской от 14.05.2008, архив автора
  144. Информационное письмо Благотворительного центра Санкт-петербургской Еврейской религиозной общины при Большой Хоральной Синагоге (БЦ СПЕРО БХС) от 30.04.2008. Архив автора
  145. Интервью с директором Детского хосписа, иереем А. Ткаченко 02.08.2007. Архив автора.
  146. Письмо Отдела благотворительности Санкт-Петербургской Епархии Московского Патриархата исх. № 2 от 02.08.07. Текущий архив Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
  147. Письмо исх. № 2 от 12 февраля 2008 года канцелярии Санкт-Петербургской Епархии РПЦ. Текущий архив Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
  148. Соглашение о сотрудничестве между Московской Патриархией и Министерством образования Российской Федерации от 2 августа 1999 г. Архив Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Официальные документы. Август 1999 г.
  149. Устав Некоммерческой благотворительной организации ассоциация «Христианский межцерковный диаконический совет Санкт-Петербурга». Архив автора.
  150. Финансовый отчет «Столовой для нуждающихся» за 2006 год. Архив автора.
  151. Декларация «О христианской семье», принятая 18 октября 2003 года XII Синодом Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии. Архив автора.
  152. Сообщение ИТАР-ТАСС от 25.12.2006 г. (учрежден благотворительный Фонд помощи раненым военнослужащим).
  153. Письмо № 66 от 19.02.2007 в Департамент межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ. Текущий архив Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
  154. Годовой отчет Христианского Межцерковного Диаконического Совета за 2006. СПб, «ЦКБ МТ «Рубин», 2006 г.
  155. Договор между Комитетом по Труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга и Мальтийской Службой Помощи № 116−07. Текущее делопроизводство Комитета по Труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга.
  156. Order of Malta Relief Organisations in Central and Eastern Europe (GEE), GEE
Заполнить форму текущей работой