Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение представлений людей о степени их правовой защищенности, уровне правовых знаний, осведомленности о своих правах, об обязанностях, общее состояние законности и причины возникновения и распространения правового нигилизма в обществе — вот задачи, от решения которых зависит проблема неуклонного повышения правосознания и правовой культуры граждан. Промедление и некомпетентность в решении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Правовая культура личности, ее место и роль в духовной культуре общества
    • 1. 1. Сущность и структура правовой культуры
    • 1. 2. Феноменология правосознания личности, его виды, формы и функции
    • 1. 3. Влияние правового нигилизма на духовную культуру общества
  • Глава 2. Региональные особенности и механизмы формирования и развития правового сознания и правовой культуры личности
    • 2. 1. Методологические подходы к социологическим исследованиям уровня правосознания
    • 2. 2. Социологическая диагностика уровня правового сознания и правовой культуры
    • 2. 3. Механизм формирования правовой культуры в регионе (на материалах социологического исследования в г. Тюмени)
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Формирование правосознания личности как фактор развития духовной культуры общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По Конституции Российская Федерация официально провозглашена правовым государством. Но стабильность правовых реформ и высокий уровень духовной культуры общества невозможен без высокого уровня правового сознания и правовой культуры отдельных граждан страны.

Недостаток правовой культуры населения страны сегодня ощутим как никогда ранее. Не стал исключением и наш регион, в частности, город Тюмень. Низкий уровень правосознания и правовой культуры населения России обусловлен в первую очередь историческими причинами.

Сложно ожидать высокого уровня, когда большую часть населения России составляли безграмотные крепостные крестьяне, а потом практически бесправные крестьяне и рабочие СССР. Безусловно, были и положительные сдвиги. Так, судебная реформа 1864 года способствовала повышению уровня правовой культуры в стране, введению суда присяжных, появлению плеяды блестящих юристов-адвокатов. Впоследствии много позитивного было сделано и советскими учеными, что позволило российской юридической науке занять одно из ведущих мест в мире.

С началом демократических реформ ситуация в стране резко изменилась. Политическая нестабильность и слабость власти, сложные рыночные отношения, отставание правовой реформы от реалий жизни, коррупция и бесконтрольность госаппарата, снижение авторитета и материального обеспечения правоохранительных органов привело к резкому росту уголовной преступности и к всеобщему правовому нигилизму.

Изучение представлений людей о степени их правовой защищенности, уровне правовых знаний, осведомленности о своих правах, об обязанностях, общее состояние законности и причины возникновения и распространения правового нигилизма в обществе — вот задачи, от решения которых зависит проблема неуклонного повышения правосознания и правовой культуры граждан. Промедление и некомпетентность в решении данной проблемы не просто тормозят экономическую, политическую и правовую реформы, но могут привести к утрате уже достигнутых результатов, а также в значительной степени негативно отразятся на общем уровне духовной культуры общества.

Таким образом, актуальной является проблема непрерывного повышения должного уровня правосознания и правовой культуры населения, для решения которой необходимо в первую очередь, используя социологический инструментарий, исследовать текущее состояние уровня правосознания, правовой культуры членов социума и динамику его изменения, идентифицировать определяющие их факторы, а затем уже сформировать механизм его совершенствования. Именно необходимость решения этой проблемы и обусловила выбор темы диссертационного исследования, определила цель и задачи.

Теоретико — методологической основой данной диссертации явились труды классиков в области социологии культуры и социологии права, где анализировались основные концепции воздействия правосознания личности на духовную культуру общества.

Классификация взглядов теоретиков, рассматривающих проблемы, связанные с тематикой диссертации, позволила автору систематизировать их по группам.

Проблемами социологии права, а также конкретными социологическими исследованиями в области права занималась следующая группа ученых: Батурин Ю. М., Лившиц Р. З., Кейзеров Н. М., Козлов В. А., Суслов Ю. А., Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П., Кульчар К. Социология преступности и правонарушений анализируется в работах Кудрявцева С. В., Могилевского A.JI., Орехова В. В., Яковлева A.M., Спиридонова Л. И., Костенко А. И., Болдырева Ю. А, Сиротина А. С., вопросы социальной адаптации заключенных представлены в работах Трубникова В. М, Татидинова Т.Г.

Концепцию правосознания и правовой культуры в своих работах рассматривали такие ученые, как Иванников И. А., Зиновьев А. В., Желанова С. А., Жарков А. Д., Ильин И. А., Невважай И. Д., Новгородцев П. И,.

Окара А.Н., Смелова Н. Е., Байниязов Р. С., Белканов Е. А., Болдырева М. Г., Венгеров А. Б., Вопленко Н. Н., Даниелян К. Р., Землин А. И., Каминская В. И., Яспокова JI.A. Проблемам права и правосознания в духовной жизни общества посветили свои труды следующие отечественные предшественники: Чичерин Б. Н., Пахман С. В., Кистяковский Б. А., Михайловский И. В., Кудрявцев В. Н., Бердяев Н. А., Мальцев Г. В., Алексеев С. С. Проблему эмоций в праве обстоятельно осветил выдающийся русский ученый Петражицкий Л.И.

Вопросам духовной культуры личности и общества посвятили свои труды следующие ученые: Арнольдов А. И., Баллер Э. А., Межуев В. М., Злобин Н. С., Коган JI.H.

Культура как способ (технология) деятельности рассматривается в трудах В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, Э. С. Маркаряна и др.

Исследованиями в области социологии культуры и социологии личности занималась следующая группа ученых: Болгов В. И., Витаньи И., Ионин Л. Г., Бегинин В. И, Маршак А. Л., Буева Л. П., Здравомыслов А. Г., Ильчиков М. Я., Смирнов Б. А. и др.

Проблемы правосознания и правовой культуры молодежи освещались в работах Апариной А. В., Болониной С. В., Вишневского Ю. Р., Шапко В. Т., Землина А. И., Клочковой А. В., Мартынова М. Ю., отдельные показатели социально-криминологического анализа социологических исследований российских студентов были приведены Артутютяном С. Л., а вопросы формирования правовой культуры школьников рассматривал в своих трудах Старютин В.Е.

Для разработки социологического инструментария в целях проведения социологических исследований населения автор обращался к работам Гурьева В. И, Гречина А. С., Кудрявцева В. Н., Казимирчук В. П., Плетнева Н. П., Тощенко Ж. Т., Ядова В.А.

Автором также анализировались результаты и методология социологических исследований Антонюк Г. А., Барбаковой К. Г,.

Барбакова О.М., Бергер П., Бестужева-Лады И.В., Курбатова В. И.,.

Курбатовой О.В., Лукман Т., Ляхова И. И., Олькова С. Г., Силина А. Н., Симонова С. Г., Соковнина В. М., Соловьева С. А. и др. как теоретическая основа возможности социокультурного проектирования механизмов формирования правосознания и правовой культуры личности и общества.

Анализ работ вышеназванных авторов показал, что социологическая наука уделяла достаточно большое внимание проблеме формирования позитивного правосознания личности как фактора развития правовой культуры и всей духовной культуры общества в целом. Однако до сих пор нет социологических работ, направленных на создание механизмов формирования правосознания личности как фактора развития духовной культуры общества, с использованием социальных технологий.

Объектом авторского исследования стала духовная культура общества.

Предметом исследования диссертационной работы являются правосознание и правовая культура личности как фактор развития духовной культуры общества.

Целью настоящей работы является разработка механизма формирования и повышения уровня правосознания личности как фактора развития духовной культуры общества.

Достижение данной цели предполагает реализацию следующих задач: о уточнить понятийный и категориальный аппарат исследования правосознания личности, духовной культуры общества и т. д.) — о определить условия формирования правосознания и правовой культуры личности на региональном уровнео разработать методический инструментарий эмпирического исследования правосознания личностио осуществить социодиагностику уровня правосознания личности как структурной единицы обществао разработать механизм формирования и повышения уровня правосознания личности как фактора развития духовной культуры общества.

Эмпирической базой исследования стали статистические материалы Государственного комитета статистики, в том числе и по Тюменской области, результаты вторичного анализа социологических исследований, проводимых в России и в Тюменской области, публикации в средствах массовой информации, научные труды ученых в области социологии, а также авторские социологические исследования, проведенные в сентябре-декабре 2002 года. Было опрошено 1160 респондентов, из них 54% мужчин, 46% женщин. Автором проведен анкетный опрос среди разных социальных групп населения, в том числе были опрошены содержащиеся под стражей 300 из 1500 осужденных, отбывающих срок наказания в Тюменской колонии ИУ-4.

Проведена математико-статистическая обработка результатов социологических исследований.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— определены условия формирования правосознания и правовой культуры личности на региональном уровне;

— разработана методика проведения эмпирического исследования правосознания и правовой культуры;

— проведена социодиагностика уровня правосознания и правовой культуры личности и общества;

— разработан механизм формирования правосознания личности как фактора повышения правовой и духовной культуры общества.

Теоретическое значение диссертации заключается, прежде всего, в разработке механизма формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также воздействии этого механизма на социально-духовную сферу как основу всей культурной жизни общества.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности применения его результатов в реальной практике повышения уровня правосознания и правовой культуры населения. Выявленные закономерности могут быть использованы при разработке стратегии и тактики федеральных, региональных и муниципальных социальных программ формирования и развития правосознания и правовой культуры населения как части духовной культуры общества.

Заключение

.

В представленной автором данной диссертационной работе рассматриваются возможные методы формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры населения.

В ходе решения данных задач был уточнен понятийный аппарат духовной культуры общества и определено, что одними из основных ее составляющих элементов являются правосознание и правовая культура граждан. Также конкретизируются понятия предмета и объекта данного диссертационного исследования. В качестве объекта исследования выделяется духовная культура общества. Предметом исследования выступают правосознание и правовая культура личности как основа формирования духовной культуры общества.

В работе формируется главная цель — разработка системы методов формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры личности как факторов развития духовной культуры общества.

Также автор выделяет субъекты формирования правосознания и правовой культуры, ими являются все структурные единицы и подразделения всех ветвей власти (на разных уровнях), а также большинство государственных и негосударственных учреждений, которые непосредственно принимают участие в процессе формирования позитивного правосознания и правовой культуры. К ним можно отнести: Законодательное собрание РФ, исполнительные органы РФ, судебные органы РФ, органы образования РФ, СМИ и др.

В рамках социологической диагностики населения города Тюмени автор исследует текущее состояние правосознания членов социума, то есть субъективное восприятие гражданами и их отношение к правотворческой и законодательной деятельности. Полученные результатов помогут выработать пути решения этой проблемы.

Анкетный опрос населения и экспертов позволил автору определить основные направления формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры.

Таким образом, анализ результатов проведенного исследования подтверждает основную гипотезу о том, что уровень правосознания и правовой культуры населения города находится на достаточно низком уровне, что непосредственно влияет на рост преступности, развитие правового нигилизма, что отражается на всей духовной культуре людей в целом.

По мнению автора, процесс формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры должен осуществляться через реализацию социокультурного проектирования социальными технологиями.

Социокультурное проектирование, как считает автор, представляет собой процесс формирования модели правовой культуры личности и общества, основными формами которой являются законотворческая и законодательная деятельность, а также правовое воспитание.

Таким образом, социальные технологии как способ реализации социокультурного проектирования представляют собой механизмы формирования и совершенствования уровня правосознания и правовой культуры личности и общества.

Для повышения уровня правосознания и правовой культуры населения как составляющих элементов всей духовной культуры общества автор предложил механизм формирования и повышения соответствующего уровня, в процессе построения которого была выявлена существующая структура субъектов и объектов социокультурного проектирования, схема и эффективность их взаимодействия, их цели и задачи, а также методы реализации этих целей и способы решения этих задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань.: 1987−145с.
  2. В. Правовое просвещение и средства массовой коммуникации // Между прошлым и будущим.-М.: 1999.-С.395−415.
  3. Ю.А. Становление нового порядка в России: институциональные и нормативно-правовые аспекты. Ростов-на-Дону.: 2000. С. 32.
  4. Н.Н. Русский гегельянец Борис Николаевич Чичерин // Логос.-1911.- № 1.- С. 211.
  5. С.С. Философия права.-М.: 1998. С. 57.
  6. С.Н. Повышение уровня правовой культуры — один из шагов к построению правового государства в России// Юрид. консультант.-2000.-№ 3.-С 43−44.
  7. И.Д. Проблемы логики и методологии познания.-М.: 1972.- 72с.
  8. Г. А. Социальное проектирование: некоторые методологические аспекты.-М.: Наука и техника, 1978.-127с.
  9. А.В. Проблемы социально-правовой защиты детей и молодежи в современных условиях // Молодежь и общество на рубеже веков / Под науч. ред. И. М. Ильинского.-М.: Голос, 1999.-ЗЗЗс.
  10. Ю.Аристотель. Политика. Афинская политика.- М.: 1997. С. 122.
  11. П.Артутюнян С. Л. Правосознание студентов МГУ им М. В. Ломоносова: отдельные показатели социально-криминологического анализа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право.-М.: 2000.-№ 1.-С.80−90.
  12. В.Г. Общество: системность, познание и управление.-М.: Политиздат, 1981.-432с.
  13. Байниязов Р. С Правосознание и Российский правовой менталитет // Изв. вузов. Правоведение.- 2000.-№ 2 С.31−41.
  14. М.Байниязов Р. С. Массовое, групповое и индивидуальное правосознание // Вестн. Саратов, гос. акад. права. Саратов, 1997.-№ 4.-С.48−54. Библ.:С.53
  15. М.И. Сущность права.-Саратов, 2001.-56с.
  16. Э.А. Коммунизм.Культура.Человек.- М. г 1984. 47с.
  17. К.Г., Монахова З. Н. Роль системы образования в формировании духовной культуры регионального общества/Региональные социокультурные процессы.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2003 -С.36−42.
  18. О.М., Линник Г. Л. Приоритеты региональной политики в системе управления регионом. —Тюмень: Вектор Бук, 1999.-160с.
  19. О.М. Региональное управление: реалии и перспективы. СПб.: Изд-во. «Лань». -2000.-288с.
  20. М.И. Сущность права.-Саратов: 2001.-С.5.
  21. Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии.-М.: Наука, 1986.- 97с.
  22. Е.А. Базовые стереотипы правосознания // Росс. юрид. журн.-Екатеринбург, 1998.-№ 2-С. 51−58.
  23. П., Лукман Т. Социальное конструирование действительности. Трактат по социологии знания. М: Akademia — Центр, «Медиум», 1999. -784 с.
  24. Г. Дж. Кризис западной традиции права // Вестник международного университета. Серия «Право». Вып. IV.- М., 2000.- С. 70,80.
  25. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование: особенности и проблемы. М.: Наука, 1977. — 147 с.
  26. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации. М., 1987. -214 с.
  27. Э.Х. Идея правовой личности в общественном сознании россиян // 90-летия «ВЕХ»: Российская интеллигенция В XX веке: Материалы все-рос. научн. конф., 16−17 марта 1999 г.-Пенза, 1999.-кн.1.-С.98−100.
  28. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.-М.: Наука, 1978.-311с.
  29. М.Г. Правовая культура: Лекция / Моск. юрид. ин-т,-М.: 1998.-35с.
  30. Ю. Что делать с коррупцией? // Независимая газета.-1999.- № 4.
  31. С.В. Правосознание молодежи: проблемы в условиях системного кризиса // Юрист. 1999. — № 10.-С. 66−72.
  32. Большой юридический словарь / Под. ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М.: Инфра-М, 1997. — 450 с.
  33. Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение.-Л.: 1989.- 69с.
  34. Е.А., Фофанов В. П. Исторический материализм и категория культуры.-Новосибирск: 1983 .-67с.
  35. А.Б. Теория государства и права: Учебник.-М.: 1998. 585с.
  36. Ю.Р., Шапко В. Т. Современная российская молодежь: методология изучения // Молодежь и общество на рубеже веков / Под науч.ред. И. М. Ильинского.-М: Голос, 1999.-333 с.
  37. О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: МГУ, 1995. -252 с.
  38. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, организация, процесс: Учебник. М.: МГУ, 1995. — 416 с.
  39. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики/ Под. ред. Т.И. Шамовой-М.: Педагогика, 1991. — 191 с.
  40. Н.Н. Правосознагие и правовая культура: Учебн. пособие / Вол-гогр. гос. ун-т. Волгоград: 2000.-51с.
  41. В.П., Москаленко А. Т. Методологические установки ученого: Природа и функции.- Новосибирск: 1986.-79с.
  42. Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение.- 2001.- № 3.- С. 40.43.Гегель. Собр.сочЛТ.
  43. Ю.И. Очерки теории и социологии права: Уч.пос.-СПб.: 1996. 69с.
  44. А.С. Социология правового сознания.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-256с.
  45. Т. Избранные произведения в 2-хт. Т. 2.- М.: 1965.-С.156−157.
  46. П.А. Социальная природа правового нигилизма / Оренб. гос. ун-т. -Оренбург: 1998.- 151с.
  47. В. Юридический нигилизм // Беларус. думка = Беларус. мысль -Минск, 1999. -№ 10.- С.92−99.
  48. В.Г. Традиции и обновления в праве: ценностное измерение перемен // Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление.-М.: ИгиП РАН, 1996.-С. 89.
  49. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. Учебное пособие.-М.: Изд.Москов. ун-та, 1988.-232с.
  50. Е.В. Рецензия. // Изв. вузов. Правоведение. СПб.: 2000.-№ 1-С. 291−295.
  51. Н.Л. Правосознание и правовая культура// Юрист.- 1998.-№ 11/12.-С. 2−9.
  52. В.И. Основы социальной статистики: методы, система показателей, анализ. М.: Финансы и статистика, 1991. — 176 с.
  53. К.Р. Традиция и правосознание : (Ист.-политол. Аспект пробл.) / Под ред. А.А. Ширинянца-М.: Диалог-МГУ, 1999.-102с.
  54. И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования.- М.: Институт социологии РАН, 1996.-57с.
  55. P.M. Образование и развитие конституционного строя в России.-Владикавказ: 1996.-С. 217,218.
  56. Т.Б. Подвиг здравого смысла или рождение суверенитета личности. М.: 1995.-С.60.
  57. Г. А. Роль органов и учреждений юстиции в формировании правосознания // Бюллетень Минюста РФ. 2000.- № 9. — С. 116−120.
  58. А.Д. Правовые проблемы образования и культуры // Основы государства и права.- 1999.-ЖЗ-С.42−47.
  59. С.А. Правовая культура личности: социально-философский анализ.-Саратов: 1995−18с.
  60. С.А. Правовая культура в условиях становления правового государства//Вестн. Саратов, гос.акад. права.-Саратов, 1995.-№ 2-С. 135−145.62.3емлин А. И. Правовая культура современной молодежи // Основы государства и права.-1999.-№ 3 С.42−47.
  61. А.В. Конституционность как барометр правовой культуры и основы правового государства // Изв. вузов. Правоведение. СПб.: 1999.-№ 2.-С.81−96.64.3лобин Н. С. Проблемы теории культуры.- М.: 1997.-С. 35.
  62. И.А. Концепция правовой культуры // Изв. вузов. Правоведение.- СПб., 1998.-№ 3 .-С. 12−16.
  63. И.А. Общая теория государственной власти.-Волгодонск: 1997.С.20.
  64. И.А. О сущности правосознания. -М.: Рарогь, 1993.-235с.
  65. И.А. О русской культуре // Соч.: В Ют. Т.6,кн.Н.-М.: 1996.-С. 590.
  66. Э. Региональные образовательные программы: подходы к разработке // Народное образование.- 1995.- № 2.-С. 5−8.
  67. В.И., Ратиков А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания.- М.: 1974. С. 43.
  68. Э.А. Социальная стабильность: правосознание и гуманизм // Первая нижегородская сессия молодых ученых гуманитарных наук, 22−24 июня 1998 года.-Н.Новгород: 1998.-С.21−26.
  69. Ю.В. Римское право в XXI веке // Право и политика.-2000.-№ 4.-С.5.
  70. Т.В. Происхождение государства и права.- М.: 1999.-С.92.
  71. Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы.- М.: 1983.-С.113.
  72. Д.А. Методологические функции философии права // Государство и право.-1995.- № 9.-С.18.
  73. .А. Философия и социология права.- СПб.: 1998.-С. 77 143
  74. А.В. Правовое сознание студенческой молодежи: результаты криминологических исследований // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право, 1998.- № 1.
  75. В.И. Искусство управления: Учебник.- М.: Изд-во Бек, 1997.288 с.
  76. В.П. Правовая активность личности: Монография / Омский пед. инст. Омск, 1997. -211с.
  77. В.А., Суслов Ю. А. Конкретно-социологические исследования в области права.-Л.: 1981.-112с.
  78. Конспект лекций по истории политических и правовых учений.-СПб.:1999.-C.il.
  79. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий/ Рук.авт.кол.и отв. ред. В. А. Четвернин.- М.: 1997.-С.18.
  80. Г. Опыт управления: успехи и неудачи // Управление.-1998.- № 4.-С.34−39.
  81. Ф. Маркетинг и менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1999.-896 с.
  82. Кон И. С. Социология личности.- М.: Политиздат, 1967.-128с.
  83. А.В. Правовой нигилизм и проблемы его преодоления // Ученые записки. Ростов н/Д.: 1998.-Т.10.-С.316−324.
  84. Краткий словарь по социологии // Под ред. Д. М. Гвишиани и др. -М.: Политиздат, 1988.-479с.
  85. В.Н., Казимирчук В. П. Современная социология права.-М.: 1995.-С. 57.
  86. Е.С. Правовой нигилизм и проблемы его преодоления // Вопросы теории права и государства.- М., 1998.-Вып.1.-С. 90−95.
  87. И.О. Выявление уровня правовых знаний населения города Тюме-ни//Менеджмент в социальной сфере/Под ред.А. Н. Силина. Вып.5.-Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2003.-292с.
  88. А.П. О человеке и праве // Русская философия права: философияверы и нравственности.-СПб.: 1997.-С.70.
  89. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование.-Ростов н/Д: «Феникс», 2001.-324с.
  90. Курс теории права: Учебное пособие // Под ред. И. П. Марова.-Тюмень: Изд-во Тюм.высш.школы милиции, 1994.-262с.
  91. B.C. Психология стратегических решений.-М.: ИКФ «Голден Ант», 1994.-81с.
  92. В.В., Липень С. В. Теория государства и права.-М.: 1998.-С.313−405.
  93. О.Э. Три концепции права // Государство и право.-991.- № 12.-С.8.
  94. Логика социологического исследования/ В. Г. Андреенков, В. Б. Голофаст, А. В. Кабыща и др.- Под ред. Г. В.-Осипова.-М.: 1987.-75с.
  95. Лях О. С. Правовая культура и обеспечение прав личности // Ученые заметки. Ростов н/Д, 1998, — т. 10 — С. 307 — 316.
  96. И.И. Социальное конструирование. М.: Наука, 1970.-187 с.
  97. Л.С. Государство в ценностном измерении. М., 1999. С.37−38.
  98. К., Энгельс ф., Собр.соч. Т12.
  99. Э.С. Очерки теории культуры.- Ереван.: 1969.-98с.
  100. Мартынов М. Ю Правосознание и поведение подростков // Молодежь Югры: вчера, сегодня, завтра: Материалы научн. практ. конф, посвящ. 80-летию комсомола.- Ханты-Мансийск, 1999 С. 187−193.
  101. О.В. Справедливость и право // Право и политика.-2000. № 12.- С. 9,11.
  102. Ю5.Матузов Н. И. Право в системе социальных норм // Правоведение.-1996.-№ 2.-С. 47.
  103. Юб.Мушинский В. О. Сумерки тоталитарного сознания // Государство и пра-ВО.-1992.- № 3.-С. 80.
  104. Новая Россия: становление правовой и политической культуры: Сб. работ. -М.: 1998−70с.
  105. И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Изв. вузов правоведения. -2000.-№ 2 -С.23−31.
  106. B.C. Философия права.- М.: 1998.-С. 28.
  107. B.C. Общая теоррия права и государства.- М.: 1999.-С. 53−54.
  108. П.И. Введение в философию права: Кризис совр. правосознания / МВД России С-Петербург. Ун-т. акад. права, экономики и безопасности жизнедеятельности.-СПб.: Лань: Фонд «Университет», 2000.- 349 с.
  109. П.И. Об общественном идеале // Новгородцев П. И. Сочинения.-М.: 1991.-С.47−48,53.
  110. Новая Россия: становление правовой и политической культуры: Сб. работ участников проекта «Рос. политика культура и международное право» / Отв. ред. А.Д. Богатуров- М.: 1998.-70с.
  111. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т.Т.2. Теория права.- М.:1998.- С. 22.
  112. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.-2-е изд., испр. и доп.- М.: 1995.-С. 307.
  113. Пб.Окара А. Н. Правосознание центральная категория философии права И. А. Ильина // Государство и право. — 1999. — № 6 — С. 84 — 94.117.0льков С. Г. Биосоциальная механика, общественная патология и точная юриспруденция. Тюмень: ТЮИ, 1998. — 278с.
  114. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т.1.- СПб.: 1909.- 457с.
  115. Н. Бабицев В. Диагностика правовой культуры избирателей.-Белгород // Региональные проблемы и перспективы. 1997.- № 3 — С. 47 -52.
  116. Р. Цена обеспечения юридических прав. Конституционное право// Восточно-европейское обозрение.-1995.- № 3.-С.48.
  117. А.В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Правоведение.- 2000.- № 2.- С. 10.
  118. Постановление Конституционного суда России № 3-П от 2 февраля 1999 г. // Вестн. Конституционного суда РФ.-1999.- № 3.
  119. Правовая культура и система образования в области права в США (18 -19 вв.).
  120. Е.Ю., Шупинская Е. В. Правовой прогресс постсоветских стран: от юридической культуры к правовой культуре // Изв. вузов. Правоведение. СПб., 1999. — № 2. — С.275−279.
  121. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4.- СПб.: 1997.-С.293−764.
  122. В.А., Киселева А. В. Субъекты Российской Федерации: типология и конституционные основы организации // Государство и право.-1994.-№ 10.-С. 42.
  123. И.Н. Юридическое образование: социологический аспект // Правовая реформа в России: проблемы теории и практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (8−9 апреля 1996 г.).-Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1996.-448 с.
  124. Российская социологическая энциклопедия /Под.ред. Г. В.Осипова- М.: Норма-Инфра, 1998.-672 с.
  125. Р.К. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права: Учебник для вузов / Под. ред. В. М. Корельского и В Д. Перевалова. М.: 1997.-С.150−151.
  126. В.П. Правовая культура в контексте противоречий современной цивилизации: использование зарубежного опыта в деятельности организации внутренних дел РФ. СПб.: 1995. — С. 46 — 50.
  127. В.П. Правовая культура// Актуальные проблемы теории права / Под. ред. К. Б. Толкачева и А. Г. Хабибулина.-Уфа.: 1995.-С.150−151.
  128. А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. -Екатеринбург: 1996 36с.
  129. Т.В. Правовая культура // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько.-Саратов: 1995.-С. 473.
  130. В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов: 1994.-С. 180.
  131. А.Н. Управление персоналом. Учебник.-Тюмень: Изд. ТюмГНГУ, 1995.-238 с.
  132. А.Н. и др. Организационное поведение.-Тюмень: Изд. «Вектор Бук», 2001.-340с.
  133. А.Н. Кафедра социального менеджмента субъект и объект социальной диагностики/Менеджмент в социальной сфере. Вып.1.- Тюмень: Изд. «Вектор Бук», 1999.-С.З-8.
  134. С.Г., Силин А. Н. Ритм жизни молодежи Западно-Сибирского Севера.-Томск: Изд. ТГУ, 1999.-190с.
  135. А.С. Уважение к закону: Проблемы теории и практики его формирования в России / Моск. гос. индустр. ун-т. М.: 1999. — 203с.
  136. Н.П. Теория и метод в общественных науках.-М.: 1967.- 157с.
  137. В.Е. Формирование правовой культуры в школе // Актуальность проблемы юриспруденции. Тюмень: 1998. — Вып.2 — С. 198 — 204.
  138. С.А., Соковнин В. М. Социальная технология / Опыт теоретического анализа. Свердловск: Изд-во УППГУ, 1989. — 130 с.
  139. Э.В. Культура и личность.-JI.: 1972.-78с.
  140. А.В. Роль правовой культуры в реформировании России // Культура, образование, право: опыт, инновации.- Новосибирск: 1996. С. 17−18.
  141. Социология молодежи: Учебник / Под. ред. В. Т. Лисовского. СПб: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1995.-Т.1. — 460 с.
  142. Н.Е. Становление понятия правовой культуры в контексте философии Руссо и Канта // Труды Рубцовского индустриального института. Рубцовск: 1997. Вып 4. — С. 138 — 147.
  143. Т.Г. Социальная реадаптация бывших заключенных // Со-цИс:1992.-№ 3-С. 56−59.
  144. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Мапько.-М., 1997.-С.11,103.
  145. Теория государства и права. Академический курс / Под ред.
  146. М.Н.Марченко.-М.: 1998.- С. 57.
  147. .Т. Социология.-М.: Прометей, 1994.-384 с.
  148. В.М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания.- Харьков: 1990.- С. 352.
  149. Л. Философские произведения.-М.: 1995. Т. 1.
  150. Л.Д., Бучкин А. В. Гражданское общество (проблемы типологии) // Социально-политическое развитие России: проблемы, поиски, решения.- Ижевск, 1996.-С. 5−8.
  151. И.В. Теория и современные проблемы правовой культуры // Вопросы теории права и государства. М., 1998. — Вып.1. — С.85 — 90.
  152. М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие.-М.: 1993.-С.63−176.15б.Чеморро С. М. Общее и особенное в развитии политической и правовой культуры обществ Запада, Востока и России. М: Диалог — МГУ, 1998. -35с.
  153. Д.М. Гражданское общество: история и современность.-Чебоксары: 1996.-С. 4−13.
  154. Г. Ф. Общая теория права: В 4 вып.1.- М.: 1911.-С.35.
  155. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности.-М.: Добросвет, 2000.-235с.
  156. С.А. Методологические проблемы науки. М.: 1972.- 95с.
  157. Л.А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология.- 2000. № 4. — С.1 — 14.
  158. А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства // Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства.-СПб.: 1999.- С. 118.
Заполнить форму текущей работой