Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образование и профессиональный труд в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи: На материале вузов г. Казани

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вузам сегодня необходимо научиться прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля на годы вперед и отвечать на него изменениями в учебных планах и программах. Исходя из того, что наиболее высокие требования со стороны предприятий и организаций, наряду с общим теоретическим уровнем, предъявляются к практической подготовке выпускника, целесообразно значительно расширить практическую… Читать ещё >

Содержание

  • Стр
  • Раздел I. Ценностные ориентации как социологическая категория
  • Раздел II. Система ценностных ориентаций студентов: факторы формирования
  • Раздел III. Образование как ценность и профессиональный труд как ценностная ориентация студентов

Образование и профессиональный труд в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи: На материале вузов г. Казани (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная Россия характеризуется радикальными преобразованиями всех сторон жизнедеятельности общества, что сопровождается глобальной по масштабам и неизбежной трансформацией социальных институтов. Продолжается поиск механизмов, способных поставить страну на рельсы созидания и развития, что приводит к пониманию необходимости коренного пересмотра наших представлений о многих явлениях общественного бытия. Не могут быть исключением в этом смысле ценности и ценностные ориентации людей.

Обращение к ценностной проблематике отнюдь не случайно. По системе ценностей можно судить об обществе, его гуманистическом потенциале, перспективах развития. Любые изменения в общественной жизни накладывают свой отпечаток на все категории граждан, оказывают влияние на формирование мотивов, установок, взглядов, норм, сказываются на ценностных ориентациях людей.

Молодежь в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Специфика молодежи состоит в том, что она находится в состоянии поиска, овладевает социальными ролями, у нее формируются жизненные ориентации, интересы, предпочтения, и в конечном итоге, система ценностей. В то же время она наиболее восприимчива к новым ценностям, так как сознание молодых менее загружено стереотипами, связанными как с политическими представлениями, господствовавшими в обществе, так и ее положением в социальной структуре. Но ценности, предлагаемые обществом, личность «усваивает» избирательно. М. Вебер считал, что «достоинство личности состоит в том, что для нее существуют те ценности, с которыми она соотносит свою жизнь.».1 Можно предположить, что мир ценностей и норм формирующейся личности молодого человека, на которого оказывают.

1 Вебер М. Избранное. Образ общества. — М.: Юрист, 1994. — С.350. влияние преобразования последних лет, стал более изменчив, противоречив, что требует более пристального изучения ценностных ориентаций различных групп молодежи. Принципиально важным здесь является то, что от ориентирующих приоритетов, доминирования определенной ценностной системы, в конечном счете, зависит не только существование конкретного человека, но и всего сообщества людей.

Молодежь — широкая социальная категория поэтому в качестве объекта научного анализа выбрано студенчество, т.к. дменно оно является самой значительной группой молодежи, как по численнс тги, так и по роли в системе общественного воспроизводства. Она отличается от других групп молодежи своей главной функцией — «пополнением рядов i нтеллигенции, ее наиболее квалифицированных слоев».2 Наследуя и развивая ви важнейшие социальные функции общества, студенчество в то же время ь ступает активной творческой силой в процессе его реконструкции.

Выпускникам вузов предстоит решать возникающие в обществе проблемы. И от того, каких принципов, норм и ценностей придерживается современная студенческая молодежь, какой ценностный фундамент будет у нее сформирован, во многом зависит либо успех, либо неудача предпринимаемых в стране попыток выхода из кризиса.

Характер процесса воспроизводства интеллектуального и профессионального потенциала общества, соответствие его результатов динамике развития общественного производства зависит не только от института высшего образования, но и от стереотипов формирования социальных и профессиональных ценностей в молодежной среде, которые могут быть различными по своему содержанию, направленности и социальной продуктивности. Исследование системы ценностей студенческой молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. Значимость данного исследования определяется еще и.

2 См.: Рубина Л. Я. Советское студенчество. -М., 1981. — С.21. тем, что от позиции студенчества во многом зависит будущность республики и страны в целом, историческая преемственность, развитие социокультурных институтов. Известно, что интеллектуальная элита общества, независимо от сферы приложения своих сил, несет в себе творческий потенциал страны, поэтому иметь сведения о жизнедеятельности интеллигенции означает знать особенности развития общества на ближайшие десятилетия.

В связи с этим резко возрастает актуальность исследования системы ценностей, позиции и поведения студенческой молодежи — будущих квалифицированных кадров. И несмотря на то, что в последние годы студенчество является постоянным объектом исследований социологов, острота проблемы в силу данного обстоятельства не может быть снижена. При всем разнообразии направлений социологических исследований студенчества современной России проблема ценностей сохраняет свою актуальность. Этот сложный феномен освещается недостаточно полно и разносторонне. Изменения, которые происходят в настоящее время во всех сферах общественной жизни, неизбежно влекут за собой новые исследования, основанные на уже накопленном теоретическом и методологическом материале.

Степень разработанности проблемы. В современной социологической, психологической, педагогической литературе представлены отдельные аспекты данной проблемы, имеющие значение для диссертационного исследования. Публикации по теме диссертации можно подразделить на работы, в которых представлены исследования молодежи в целом и ее отдельных социальных групп (в том числе и студенчества), и на работы, которые в той или иной степени посвящены разработке категории «ценностные ориентации».

Учитывая специфику изучаемого процесса, вытекающую из особенностей развития российского общества и состояния системы образования на современном этапе, диссертант обращался преимущественно к трудам отечественных авторов.

В отечественной социологической литературе проблема студенчества начала активно разрабатываться в 60-е годы. Наибольшего развития исследования студенческой молодежи получили в 70−80-е годы (В.Боряз, А. Ветошкин, А. Власенко, А. Дмитриев, С. Иконникова, Т. Ищенко, А. Козлов, Ю. Колесников, И. Кон, В. Лисовский, Б. Рубин, JLРубина, М. Руткевич, М. Титма, Э. Саар, Ф. Филиппов и др.).

Накоплен немалый опыт исследования образования и образовательных интересов студентов, разработок общих проблем социологии образования, взаимодействия образования и общества и др. (Л.Борисова, Ю. Вишневский, Г. Зборовский, С. Иконникова, Ю. Колесников, В. Лисовский, В. Ольшанский, М. Руткевич, Л. Рубина, М. Рубинштейн, Э. Саар, М. Титма, В. Турченко, Г. Чередниченко, В. Чупров, В. Шапко, В. Шубкин, Ф. Филиппов, В. Ядов и др.).

Образование — широкая социальная категория. Это и сфера жизни общества, на которую воздействуют различные социальные условия. Это и процесс воспитания и обучения в интересах человека и общества. Это и определенная сеть образовательных учреждений, выполняющая функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества. Это и определенная ценность, связанная с установками, интересами, ориентациями обучающихся и обучающих. Стоит согласиться с Ф. Зият-диновой, которая считает образование единством трех взаимосвязанных процессов, где первый — процесс воспитания, т. е. усвоение индивидом ценностей, принятых в обществевторой — процесс обучения, т. е. усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих индивиду овладеть выбранными им ценностямитретий — процесс социализации, предусматривающий усвоение прав и обязанностей, связанных с обладанием ценностями.3.

3 См.: Зиятдинова Ф. Г. Образование и наука в трансформирующемся обществе // Социолог, исслед. — М., 1998. № 11.-С. 70.

Таким образом, образование представляет собой важнейший социальный институт общества и одновременно является особым видом человеческой деятельности по получению знаний, навыков и умений, по формированию личности.

Мы под образованием будем понимать совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретаемых индивидом в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Основной вид деятельности студента, первая и главная социальная функция студенчества — овладение знаниями, приобретение профессиональных навыков труда, то есть учеба. Эту деятельность авторы книги «Воспитательная работа в вузе» отождествляют с профессиональной, трудовой деятельностью, считая, что социально значимые черты студенчества вырастают в первую очередь из учебной и научной деятельности, являющейся, по существу, профессиональной деятельностью для этой группы молодежи. 4.

Содержание понятия «характер труда студента» подробно рассматривают в своей работе В. Лисовский и В.Дмитриев. Авторы отмечают, что особенность студенчества как социальной группы состоит в том, что оно, не входя в состав классов как основных социальных групп, выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. Не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество тем не менее частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы.5.

Понятие «профессиональный труд» базируется на понятиях «профессия», «специальность», «квалификация».

Профессия — устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий.

4 См.: Воспитательная работа в вузе. — М., 1976. — С.49.

5 См.: Лисовский B.T., Дмитриев В. А. Личность студента. — Л., 1974. — С. 24−28. определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием.

Понятие специальность имеет два значения: первое — отрасль производства, науки, техники, искусства и т. п. как область чьей-либо деятельности, работы или учебывторое — род занятий, профессия.

Квалификация — степень профессиональной обученности индивида, совокупность его знаний, умений и навыков, поведенческих и мотивационных установок, необходимых для выполнения им определенной работы.

Немалое воздействие на изучение проблем студенческой молодежи оказали и общие исследования по социологии труда и по экономической социологии (Н.Алексеев, Т. Заславская, А. Здравомыслов, Н. Римашевская, Р. Рывкина, В. Подмарков, О. Шкаратан и др.). Наиболее изучена та часть проблемы, которая связана с выбором профессии, в меньшей степенивхождение в профессию, динамика изменения ценностных отношений к ней в период профессионального обучения будущих специалистов в вузе. Представляют интерес работы, написанные в доперестроечный период, которые посвящены изучению профессиональной ориентации молодежи, проблемам перехода от образования к труду, процессу реального трудоустройства, адаптации молодых работников в трудовом коллективе (В.Верховин, Ю. Вишневский, В. Емельянов, И. Кон, С. Кугель, В. Мансуров, В. Нечаев, О. Никандров, П. Никитин, В. Осипов, Б. Павлов, Ю. Петров, В. Сидоров, М. Тальюкайте, М. Титма, Ф. Филиппов, В. Чупров и др.).

В книге Д. Константиновского и В. Шубкина «Молодежь и образование» (1977) на материале многолетних социологических исследований рассматривался ряд долговременных тенденций формирования и реализации жизненных планов молодежи, их связь с экономическими, демографическими и социально-психологическими факторами. На этой основе были разработаны прогностическая модель динамики шансов молодежи на поступление в вузы, социальный прогноз реализации личных планов молодежи.

В 1973;74 гг. в шести регионах Советского Союза и в 1977;78 гг. в 13 городах РСФСР и Прибалтийских республиках под руководством Института социологических исследований АН СССР был реализован проект, результаты которого отражены в работе «Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества» (1978). Исследование подтвердило гипотезу о приоритете социальной ориентации по отношению к профессиональной (сначала — выбор социального положения, затем — конкретной профессии и специальности). В ходе исследования были проанализированы взаимосвязи между социальными, половозрастными, образовательными, профессионально-квалификационными характеристиками, семейным положением опрошенных и их ориентациями на образование.

Ряд плодотворных идей, раскрывающих закономерности формирования ценностных ориентаций и способствующих пониманию их сущности, мы находим в трудах С. Войтовича, Г. Зборовского, А. Здравомыслова, Л. Когана,.

A.Кузнецова, В. Тугаринова, В. Шубкина, В. Ядова и др.

Отечественные авторы рассматривали ценностные ориентации в рамках исследования «социалистического образа жизни». Для Г. Глезермана, И. Бестужева-Лады и некоторых других авторов «ценности и ориентации» выступали как субъективный компонент образа жизни.6 В. Кудрявцев и.

B.Роговин указали на способность ценностных ориентаций стать «прочным элементом образа жизни».7 И. Нарский предложил опыт систематизации цено ностных ориентаций. В дальнейшем В. Водзинская на ленинградском массиве провела эмпирические исследования образа жизни на основе данной концепции ценностных ориентаций.9 В 1979 году в Ленинграде вышел сборник науч.

6 См.: Социалистический образ жизни и идеологическая борьба. — М., 1976. — С.36, 48.

7 См.: Роговин В. З. Нравственные основы социалистического образа жизни. — М., 1976. — С.8−9.

8 См.: Нарский И. С. Социалистический образ жизни и система ценностей развитого социалистического общества как норма поведения и деятельности его членов // Научный коммунизм. — 1976. — № 5. — С.73.

9 См.: Социально-психологический портрет инженера. — М., 1977. — С. 157−256. ных трудов «Ценностные ориентации социалистического образа жизни», посвященный специальному изучению этой проблемы.

Но при всей их познавательной ценности названные выше исследования студенчества характеризовались некоторой односторонностью, внимание акцентировалось лишь на пропагандистских эталонах идеального образа советских студентов. Исследователи оставляли практически без внимания неоднозначную оценку студентами качества получаемого образования, соответствие образования характеру последующей трудовой деятельности, недостаточно изучалась вторичная занятость студентов, вопросы активности студенческой молодежи и др. Кроме того, при разработке методологической базы исследований социологи исходили из положения об однородности, «монолитности» структуры советского студенчества, что, в целом, отражало объективную реальность. В таких условиях данные, получаемые на примере отдельных вузов, действительно отражали облик студенчества в целом.

Особенность современной ситуации, в которой осуществляется формирование духовного облика студенческой молодежи, заключается в том, что данный процесс протекает в условиях перехода к рыночным отношениям. Это развитие порождает множество новых проблем и противоречий.

Сегодняшние молодые россияне, по мнению В. Лисовского, поставлены в двойне экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. «Молодым приходится самим решать, что ценнее — обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям, отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности, безграничная свобода межличностных, межполовых взаимоотношений или семья как оплот успешного существования».10.

10 См.: Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений // Социолог, исслед. — 1998. — № 5. — С. 99.

Студенчество утратило структурную однородность, присущую ему в советский период, когда преобладала трактовка молодежи как монолитного целого и главная тенденция в государственной политике заключалась в преодолении социокультурных различий между классами, слоями и группами, а в исследованиях молодежи акцент делался преимущественно на выявление всеобщности целей различных групп молодежи.

Не остались неизменными и социальные источники формирования студенчества. Произошли существенные изменения социального состава студенчества. Это нашло свое выражение, прежде всего, в резком снижении притока в вузы выходцев из рабочих семей, примерно в таких же пропорциях изменилось представительство в вузах колхозной молодежи. В составе студентов произошел рост доли выходцев из семей служащих. Главная причина — ухудшение жизненного уровня основной массы населения. Появился совершенно новый источник пополнения студенчества — члены семей предпринимателей, работающих на внутренний и внешний рынок.

В настоящее время в студенческой среде, как и в обществе в целом, преобладают дифференцирующие процессы, а основная масса исследований студенческой молодежи посвящена социальным проблемам этой группы в новой экономической и социально-политической ситуации.

Так, с конца 80-х годов отечественными исследователями все чаще стали предприниматься попытки уйти от односторонне-политизированного восприятия студенчества как авангарда «молодых строителей коммунизма», вырабатывался комплексный подход к изучению данной социальной группы. И с начала 90-х годов подготовка работ о социальном положении молодежи стала представлять форму аналитических отчетов различных научно-исследовательских центров (таких как Научно-исследовательский центр при Институте молодежи в Москве, а в республике — Государственный комитет Республики Татарстан по делам детей и молодежи) о проведенных международных, общероссийских и региональных исследованиях, подход к обобщению в которых основывался на использовании множества различных данных из источников, не объединенных по исследовательской программе и репрезентативных главным образом как исследования по целевым выборкам. Среди российских работ можно выделить следующие: «Высшее образование в жизненных планах молодежи», «Высшая школа как фактор изменения социальной структуры общества», «Пути поколения», «Социальное развитие молодежи: показатели и тенденции» и др.- среди республиканских: «Социокультурный и интеллектуальный статус молодежи в Республике Татарстан», «Молодежь Татарстана о себе и своей жизни», «Условия жизни молодежи Татарстана: оценки и реальность», «Молодежь Татарстанадинамика социального статуса», «Молодые ученые Республики Татарстан», «Интеллектуальный потенциал молодежи Республики Татарстан», «Политическая социализация молодежи Республики Татарстан», «Правовое сознание студенческой молодежи» и др.11.

Этот же подход лег в основу ежегодных государственных докладов о положении молодежи правительствам РФ и РТ (доклады о положении российской молодежи готовятся с 1993 года, доклады о положении молодежи в республике — с 1996 года). Особенности этих публикаций состоят в том, что они прямо связаны с реализацией государственной молодежной политики. Таким образом, вопрос о социальном положении молодежи, и студенческой в том числе, перешел из сферы научного обсуждения в организационно-управленческое русло, а осмысление исследований по проблемам молодежи (и студенческой в том числе) становится частью обоснования тех или иных действий государства.

11 См.: Молодежь России: социальное развитие. — М., 1992; Молодежь России: тенденции и перспективы. — М., 1993; Молодежь: будущее России. — М., 1995; Молодежь Татарстана — динамика социального статуса. — Казань, 1995; Молодые ученые Республики Татарстан. — Казань, 1995. Политическая социализация молодежи Республики Татарстан. — Казань, 1995. Правовое сознание студенческой молодежи. — Казань, 1995; Условия жизни молодежи Татарстана: оценки и реальность. — Казань, 1994 и др.

В современном российском обществе проблемы профессиональной ориентации, образования молодежи, ее отношения к труду стоят достаточно остро и имеют свои особенности. Этим и объясняется необходимость исследования данных проблем.

Объект исследования: студенчество Казани.

Мы под студенчеством будем понимать особую социальную группу внутри молодежи, включенную в социальную структуру любого современного общества, сформированную по формальному признаку, объединяющую в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, относительно одинакового в качестве базового (среднего) уровня образования, отличающуюся от других групп молодежи своими особенностями, главная из которых — подготовка к труду в сфере материального и духовного производства, имеющую особый образ жизни, характеризующийся особенностями организации жизнедеятельности, стилем поведения, структурой потребностей, системой ценностей.

Предмет исследования: образование и профессиональный труд в системе ценностных ориентаций студенчества.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является изучение системы актуальных ценностных ориентаций студентов и определение позиций, которые отводятся в данной системе образованию и последующему труду по получаемой в вузе профессии. Для реализации поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

— уточнение содержания понятий «студенчество», «образование»,.

1 и и и профессиональный труд" применительно к данной молодежной группе;

— изучение основных положений различных теоретических концепций ценностей и ценностных ориентаций;

— выявление факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций студентов;

— предложение практических рекомендаций учреждениям системы профессионального образования для повышения эффективности учебного процесса и качества подготовки специалистов.

Методологическая и общетеоретическая основа:

Теоретико-методологической основой диссертации являются общенаучные методы познания, применяемые в современных междисциплинарных исследованиях (комплексный, системный, институциональный, культурологический, аксиологический, деятельностный), а также основные положения социологии образования и социологии молодежи, фундаментальные проблемы социологической теории ценностей.

Диссертационное исследование базируется на принципах ценностного подхода. Ценностный подход «стремится как в самом объекте, так и в его отражении в сознании акцентировать внимание на человеческом отношении, оценивать все с точки зрения заложенных в объекте возможностей.

12 удовлетворять потребности людей". Ценностный подход ориентирован не столько на постижение имманентных свойств объекта, сколько на познание его практической значимости для социальной деятельности субъекта, для жизненных потребностей и интересов людей. Реализация ценностного подхода к действительности тем самым тесно связана как с процессами формирования и функционирования мировоззрения людей, так и с проявлением их практического сознания, которое вырабатывается и функционирует в повседневной практической деятельности.

Базовой категорией работы является термин «ценностные ориентации». С целью операционализации данного понятия автор обращалась к классическим трудам Т. Парсонса, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Г. Риккерта, М. Вебера, Р. Инглехарта и др., а также к работам отечественных авторов: Ю. Вишневского, Г. Зборовского, А. Здравомыслова, В. Лисовского, Л. Рубиной, М. Титмы, В. Шубкина, Ф. Филиппова, Д. Узнадзе, В. Ядова и др.

12 См.: Копнин П. В. Диалектика, логика, наука. — М.: Наука, 1973. — С.331.

Эмпирическую базу исследования составили результаты конкретных социологических исследований, проведенных рядом исследователей, в том числе и диссертантом как в России в целом, так и в различных ее регионах, включая Татарстан. Кроме того, при разработке данной проблемы использовались материалы статистических сборников, периодической печати и др.

Собственное исследование было проведено в апреле-мае 1998 года в соответствии с требованиями, обеспечивающими достаточную репрезентативность. В нем отражены показатели основных признаков студенческой молодежи (пол, возраст, место проживания, семейное положение, национальная принадлежность, уровень и качество довузовской подготовки, профиль получаемого образования).

По данным комитета по делам детей и молодежи администрации г. Казани численность студентов, обучающихся на дневных отделениях вузов столицы, в 1997/1998 учебном году составила 40 943 человека.13 Данное количество принимается в качестве генеральной совокупности для определения объема выборки.

Для социологического опроса были выбраны студенты дневной формы обучения государственных университетов Казани: Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина (КГУ), Казанского государственного технического университета (КГТУ им. А.Н.Туполева), Государственного медицинского университета (ГМУ), Казанского государственного педагогического университета (КГПУ), Казанского государственного технологического университета (КГТУ).

Общая численность студентов данной категории в 1997/1998 учебном году составила 27 524 человек (из которых студентов КГУ — 6 827 человек, КГТУ.

13 См.: Деловая Казань 1999: Телефонно-адресный справочник. — Казань, 1999. — С. 291.

— 6 684 человека, КГТУ им. А. Н. Туполева — 5 483 человека, КГПУ — 4 723 человека, ГМУ — 3 807 человек).14.

Объем выборки при относительной ошибке не более 3% (предельная ошибка выборки — не более 5%) составил 400 человек.15.

Выбор университетских студентов в качестве респондентов обусловлен тем, что в государственные вузы абитуриенты поступают на конкурсной основе и уровень их довузовской подготовки, как правило, бывает достаточно высок, что, в свою очередь, позволяет предположить о наличии у поступающих четкой ориентации на получение образования определенного профиля и дальнейшее трудоустройство по избранной профессии.

Основным методом сбора социологической информации было анкетирование.

Была составлена анкета, включающая блоки вопросов, направленных на выяснение мотивов выбора студентами вуза и профессии, самооценок успеваемости и оценок качества получаемого образования, оценок перспектив найти работу по выбранному направлению будущей деятельности и многих других сторон студенческой жизнедеятельности.

В выборочной совокупности доля студентов первого курса составила 22%, второго — 21%, третьего — 21%, четвертого — 18%, пятого — 18% от общего числа. По естественно-научному профилю обучались — 24%, техническому -27%, гуманитарному — 24%, социально-экономическому — 25% опрошенных студентов. Мужчины составили 29% респондентов, женщины — 71%. В исследовательской совокупности доля русских составила 53%, татар — 41%. Основную массу (90%) представляли холостые и незамужние студенты.

До поступления в вуз 44% респондентов окончили обычную городскую школу, 33% - специализированную школу, 14% - сельскую школу, 6% -среднее специальное учебное заведение, 3% - техникум.

14 См.: Там же.

15 См.: Паниотто В. И. Качество социологической информации. — Киев: Наукова думка, 1976. — С.81.

Полученные данные автоматизированно обрабатывались с помощью программного комплекса, созданного автором на языке программирования Fox Pro 2.6. (X) в Казанском государственном техническом университете им. А. Н. Туполева.

Научная новизна исследования:

— определены факторы, влияющие на формирование системы ценностных ориентаций студентов;

— выявлены потребности студентов республики в профессиональном образовании;

— исследованы ожидания и притязания студентов в отношении будущей работы по получаемой в вузе специальности;

— разработаны практические рекомендации учреждениям системы профессионального образования для повышения эффективности учебного процесса и качества подготовки специалистов.

Научно-практическая значимость исследования заключается в приращении научного знания в области изучения системы ценностей молодежи и определении отношения студенчества к главному виду своей жизнедеятельности — учебе, получению профессионального образования, ориентации на последующий труд по полученной специальности.

Теоретические положения, результаты и выводы, обоснованные в диссертации, могут быть использованы в дальнейших разработках концепций модели российского высшего образования, методах совершенствования вузовского образования, в практической деятельности учреждений высшей школы и других организаций, входящих в инфраструктуру профессионального образования, а также при составлении муниципальных и республиканских программ профессионального образования молодежи. Кроме того, материалы диссертации могут быть применены в процессе учебных занятий.

Апробация исследования. Основные идеи диссертации неоднократно использовались автором в практической деятельности при исследовании молодежи во время работы в администрации г. Казани (в Управлении по связям с общественными организациями и СМИ) и в республиканском Управлении министерства РФ по налогам и сборам (в отделе по связям с общественностью и СМИ), при разработке программ подготовки и переподготовки кадров.

Основные положения и выводы диссертации были изложены на научно-практических конференциях: «Совершенствование гуманитарного образования в высшей школе» (Казанский государственный технический университет, г. Казань, июнь 1997 г.) — «Экономическое образование и развитие региона» (Татаро-американский региональный институт, г. Казань, май 1999 г.) — «Общественное согласие в Российской Федерации» (Казанский государственный технологический университет, г. Казань, ноябрь 1997 г.) — на семинарах и круглых столах, проведенных в городской администрации и Управлении Министерства РФ по налогам и сборам по РТ.

Структура работы соответствует цели и задачам исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.

Первый раздел посвящен рассмотрению теоретико-методологических аспектов, раскрывающих сущность категории «ценностные ориентации». Во втором разделе выясняются факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций студенчества. В третьем разделе основное внимание сосредоточено на результатах проведенного социологического опроса студенчества Казани и представлено их сопоставление с другими (российскими и татарстанскими) исследованиями для выяснения отношения студентов к образованию как ценности и определения ориентиров их дальнейшего трудоустройства.

В заключении формулируются основные выводы работы.

Результаты исследования «Платное образование: состояние и перспективы», проведенное CCJI «Отражение» в феврале-марте 1999 г. среди преподавателей и студентов КГТУ им. А. Н. Туполева показали, что уже более половины всех опрошенных положительно относятся к платному образованию и считают, что у него есть будущее. При этом студенты думают, что платное образование не дает никаких преимуществ — 39%, позволяет предъявлять высокие требования к процессу обучения — 35%, позволяет получить престижную профессию — 20%. Более 50% преподавателей и студентов едины во мнении, что отношение к учебе не зависит от того, на платной или.

73 бесплатной основе идет обучение.

Практически половина участников опроса — 49% имеет твердые установки на продолжение образования после окончания вуза, считая, что каждый человек должен постоянно учиться, развиваться, совершенствоваться. Не исключают возможность дальнейшего повышения своего образовательного уровня, если в этом будет необходимость, 46% респондентов, и только 5% полагают, что вузовского образования вполне достаточно.

Однако выяснилось, что если бы студентам на момент исследования предложили высокооплачиваемую работу, то большинство — 70% опрошенных попытались бы совместить очное обучение с работой, а 18% респондентов перешли бы на вечернее (заочное) обучение.

Следовательно, основная масса студентов — 87% готова совмещать обучение с работой. Беспокоит их то, что очень трудно найти работу по специальности, да еще с хорошей оплатой как во время учебы, так и после окончания вуза. Данное обстоятельство дает основание рассматривать вторичную занятость студенческой молодежи в качестве первоочередной при разработке образовательных программ. Но за работой и приработками, за досугом и бытом теряется главенство учебы — как подготовки к непрерывному обучению, как освоения жизненно важных ролей. Главный вид жизнедеятельности студента — учеба — не должен отходить на второй план.

Итак, анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:

73 См.: Платное обучение — состояние и перспективы // Крылья. — № 15. — 1999. — С.2,4.

Потребность молодежи в образовании — это ее потребность развивать уже сформированные способности до необходимого уровня и добиваться желаемого статуса в обществе.

Поступление в вуз рассматривается студентами в основном как получение более высокого образовательного статуса, наличие которого, возможно, позволит им в дальнейшем сделать более успешную карьеру.

Для большинства студентов образование выступает одной из значимых ценностей, средством восходящей мобильности прежде всего в сферах, актуализированных потребностями рынка.

Основная часть студентов считает, что выбор профессии вообще не может совершаться только один раз. Студенческая молодежь все более склоняется к той точке зрения, что выбор профессиональной деятельности человека определяется исходя из конкретной экономической ситуации. Она психологически готова к тому, что ей придется менять профиль профессиональной деятельности, и готова достаточно гибко реагировать на требования рынка.

Студенты стремятся освоить более прагматические знания, необходимые, по их мнению, для избранной ими профессиональной деятельности. Об этом свидетельствует стремление студентов не только получить определенную профессию, но и желание получить необходимый минимум профессиональных знаний.

Престиж, интерес к будущей специальности являются главными императивами в сохранении устойчивости профессиональных установок.

Структура и содержание учебной деятельности большинства студентов не способствует интенсивному накоплению знаний, не создает побудительных стимулов в учебе. Студенты не активны, не стремятся к знаниям, их общекультурная эрудиция и знания по специальности низки и не обладают выраженным зарядом к собственному расширению и развитию. Самообучение, самообразование как обязательная составляющая, важнейший компонент учебного процесса занимает довольно незначительное место в структуре учебной деятельности студентов.

Студенты по-разному отнеслись к перспективе трудоустройства по полученной профессии после окончания вуза, т. е. к профессиональному труду. Исследование выявило следующие основные стратегии экономического поведения студенчества.

Первая — стратегия прагматического поведения исходит из отношения к работе исключительно как к источнику материальных благ и материального благополучия. Особенностью этого типа поведения является сознательная ориентация на зарплату, внешние материальные стимулы, независимо от содержания деятельности. Носители данной стратегии очень активны, сравнительно легко вписываются в рыночные отношения, без особых сожалений меняют род занятий, без труда находят себе новое место и рассчитывают больше всего на свои силы. С такой позицией, по мнению студентов, легче приспособиться к рыночным условиям.

Вторая — профессиональная стратегия поведения исходит из того, что работа представляет из себя ценность как инструмент раскрытия личности, как условие профессионального роста, как предпосылка формирования конкурентоспособности. Только для профессионально ориентированной группы студентов содержание труда сохраняет самостоятельную ценность. Устойчивые социально-профессиональные стереотипы довлеют на’д их поведением, не позволяют им «опуститься» до менее квалифицированного (даже вышеоплачиваемого) труда, до занятий деятельностью, унижающей их личностное или профессиональное достоинство. В случае потери работы большинство из студентов будут искать новое место только по специальности, что значительно ограничивает практические возможности их трудоустройства.

Третья — конформистская стратегия поведения, которая основывается на идее о том, что работа вообще не представляет собой никакой реальной ценности. Конформистски настроенная часть студентов готова приспособиться к любому виду деятельности и при потере рабочего места с легкостью может поменять профессию, ибо не обладает профессиональными амбициями и не рассчитывает на профессиональный рост при любой работе. Сфера их интересов обычно далека от конкретно выполняемой ими работы.

Первая и третья стратегии экономического поведения не способствуют росту молодежи, не стимулируют развития творческих потенций, хотя и не противоречат условиям рынка. Их распространение свидетельствует, во-первых, о сохраняющейся социальной нестабильности нынешнего состояния обществаво-вторых, о неразвитости у молодежи потребности в профессионализме, в трудовой инициативе и низкой готовности части молодежи проявить себя в рыночном пространстве, начать и вести собственное дело.

Студенты, выбирая профессию, должны задумываться над тем, насколько получаемая ими специальность будет конкурентоспособной. Поэтому от того, насколько точен сделанный студентом выбор зависит его отношение к учебе, образованию и последующему труду по полученной специальности как ценностям.

Таким образом, отношение студентов к системе образования становится более взвешенным и требовательным. Они не ждут от нее слишком многого и это предотвращает слишком большие разочарования в будущем. Студенты полагают, что вуз должен дать им некоторый исходный набор знаний, который пригодится им в дальнейшей жизни, но не рассматривают его в качестве фундамента деятельности, которому они хотели бы посвятить жизнь.

Одной из главных социальных детерминант подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности — ценности социально-статусного порядка, является высокая степень социальной значимости у субъекта диплома о соответствующем высшем образовании. Большинство студентов относится к своему обучению в вузе как к необходимой ступени в достижении поставленных целей, которая не всегда связывается с работой по получаемой в вузе специальности. Из чего следует, что воспроизводство профессиональноквалификационного потенциала молодежи входит в противоречие с его эффективным использованием.

Следовательно, перед современной высшей школой стоит проблема, с одной стороны, воспитания конкурентоспособной личности, которая смогла бы адаптироваться в рыночных условиях, и с другой — повышения мотивации студентов к приобретению знаний.

Вуз сегодня должен дать своим учащимся такой уровень подготовки, при котором выпускник был бы уверен в своих силах. Основной задачей современного учебного процесса должна быть подготовка студентов, независимо от специальности, к работе в условиях рынка. Уровень организации подготовки специалистов в вузе должен прямо влиять на изменение социального статуса человека, что, безусловно, является мощным стимулом и условием реализации одного из основных личностных мотивов получения высшего образования.

Вузам сегодня необходимо научиться прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля на годы вперед и отвечать на него изменениями в учебных планах и программах. Исходя из того, что наиболее высокие требования со стороны предприятий и организаций, наряду с общим теоретическим уровнем, предъявляются к практической подготовке выпускника, целесообразно значительно расширить практическую сторону в учебных планах, и наряду с традиционными формами (учебная практика, стажировка) чаще заключать договоры с организациями о совместных научно-исследовательских программах, оговаривая участие в них студентов. Необходимо заинтересовать организации и фирмы в таком сотрудничестве, дать им возможность отбирать для себя нужных им студентов, расширяя для этого продолжительность учебной практики в этих фирмах. Задача же вузов заключается в более раннем и более основательном включении студентов в эту систему. Взаимодействие между предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах, и вузами должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в вузе — более дифференцированным и адаптированным к интересам предприятий, организаций и фирм. Например, система университетского образования некоторых стран, где учебные программы для студентов, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность и преподавание, весьма отличаются от программ для тех, кто намерен работать в промышленной сфере, в бизнесе и т. д. Прежде всего это отличие проявляется в соответствии между объемами теоретической и практической подготовки. На старших курсах у студентов должна быть большая свобода в выборе предметов обучения (спецкурсов, практикумов и т. п.).

Для успеха в реформировании высшей школы необходимы, на наш взгляд, выполнение следующих условий:

— возрождение престижности образования, формирование единой политики в области образования (включая все формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров);

— обеспечение прогрессивных уровней расходов на науку и образование в бюджетах (федеральном, республиканском, местном), поиск альтернативных источников финансирования научно-исследовательской деятельности;

— ориентация экономики России преимущественно на высокие технологии постиндустриального общества, предполагающие привлечение в сферу образования максимальный круг заинтересованных лиц, негосударственных структур и организаций, наиболее творчески активных и способных преподавателей, ученых в целях создания эффективной среды обучениясовершенствование всей системы государственной молодежной политики, ее нормативно-правовой базы как на уровне принципов, так и на уровне конкретной деятельности органов государственной власти.

На наш взгляд, необходимо совершенствовать российскую модель высшего образования, которая соответствовала бы следующим принципам:

— базирование на изучении спроса на образовательные услуги в регионах и в целом по стране;

— индивидуализация обучения, ориентирующаяся на проявление и развитие способностей личности, учет возрастных особенностей;

— широкое использование новых эффективных методов и средств обучения;

— применение современной техники для эффективной организации и гарантированного качества обучения;

— систематическое повышение квалификации преподавательского состава вузов;

— широкое международное сотрудничество и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Важнейшим фактором формирования интеллектуального потенциала страны всегда была высшая школа, где благодаря особенностям ее функционирования, а нередко и вопреки им, складывались ценностные ориентации, формировались интересы и потребности, общая направленность и типичные формы поведения которых и составляли характеристику интеллигенции как общественной группы.

Сопоставление потенциальных возможностей, создаваемых вузами России, с реальным состоянием дел в сфере социально-экономического развития и в самой системе образования убеждает о наличии острейшего противоречия между ожиданиями общества, с одной стороны, и реальными результатами функционирования высшего образования — с другой.

Подобные явления, безусловно, вступают в противоречие с обще-цивилизационным процессом усиления социальной роли образования в структуре образа жизни людей. Решение проблем образования усугубляется отсутствием какого-либо видения необходимости согласованного действия между различными социальными институтами по формированию и проведению единой политики в области ценностей, которые будут регулировать отношения между людьми в обществе в ближайшем будущем.

Культ денег, умение «делать деньги» поднялись на первые места в иерархии ценностных ориентаций большинства студентов, что отражает как особенность времени, так и разное понимание жизненных перспектив молодыми людьми: деньги выступают как условие удовлетворения потребностей не только в развлечении, но и в духовном росте, саморазвитии. Студенты в значительной своей части стремятся к самообеспечению, и на этой основе в вузовской среде формируется положительное отношение к предпринимательству, достижению материального достатка.

Образование, как и любая ценность, может быть или средством (инструментальной ценностью), или самоцелью (терминальной ценностью). Рационализация, проникающая во все сферы сознания современного молодого поколения, отражается и в мотивации образования. Имеющие место в нынешнем обществе низкий престиж большого количества профессий и низкий уровень их предстоящих доходов сказываются на толковании студентами ценности образования: высшее образование — не только путь к овладению профессией, специальностью, но и путь к самосовершенствованию, к престижу в обществе.

Так, результаты социологического опроса студентов дневных отделений университетов Казани показали, что потребность студенческой молодежи в образовании — это ее потребность развить уже сформированные способности до достаточного уровня и добиться желаемого статуса в обществе.

Для большинства студентов образование выступает как особая ценность, но превалирующими при поступлении в вуз являлись факторы, связанные с получением высшего образования как такового. Поступление в вуз рассматривается студентами, в основном, как получение более высокого образовательного статуса, наличие которого, возможно, позволит им в дальнейшем сделать более успешную карьеру. Наличие этого доминирующего мотива приводит к тому, что образование рассматривается не как ценность, удовлетворяющая интеллектуально-познавательные интересы человека, а лишь как средство социального продвижения, т. е. становится все более инструментальным, приобретая утилитарно-прагматический характер.

Большая часть студентов считает, что выбор профессии вообще не может совершаться только один раз. В формирующейся этике студенческой молодежи проявляются элементы рыночной экономики. Она все более склоняется к той точке зрения, что выбор профессиональной деятельности человека определяется, исходя из конкретной экономической ситуации. Студенты психологически готовы, что им придется менять профиль профессиональной деятельности, готовы достаточно гибко реагировать на требования рынка, и образование здесь выступает одной из значимых ценностей, средством восходящей мобильности прежде всего в сферах, актуализированных потребностями рынка.

Одна из главных социальных детерминант подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности — ценности социально-статусного порядка, а именно — высокая социальная степень значимости у субъекта диплома о соответствующем высшем образовании. Престиж, интерес к будущей специальности являются главными императивами в сохранении устойчивости профессиональных установок.

Студенты, в основном, удовлетворены сделанным профессиональным выбором и им нравится специальность, которую они получают, обучаясь в вузе. Но отчетливо представляет себе характер будущей профессиональной деятельности только треть студентов. Таким образом, для многих студентов желание получить престижную специальность не подкреплено высоким уровнем успеваемости (добросовестно относящихся к учебному процессу респондентов оказалось менее половины) и основано, видимо, лишь на амбициях, что не может не тревожить. Быть руководителем организации или открыть собственное дело — это не только престижно, но и требует определенных личностных качеств, основательной профессиональной подготовки. Отсутствие жизненного опыта, высокой квалификации является серьезным препятствием для молодых предпринимателей, успешная деятельность которых, как правило, очень недолговечна.

Угрозу не найти работу вообще после окончания вуза основная масса студентов считает малореальной, но только половина опрошенных студентов планирует работать по получаемой в вузе специальности. Большинство студентов готово сменить свою профессию в ближайшем или отдаленном будущем, если это сулит им материальный выигрыш.

Исследование выявило три основные стратегии поведения студентов по отношению к своему будущему профессиональному трудоустройству по окончанию вуза — прагматическую, конформистскую и профессиональную.

Носители прагматического типа поведения (их оказалось большинство) относятся к своей будущей работе исключительно как к источнику материальных благ и материального благополучия. Они сознательно ориентированы на зарплату, внешние материальные стимулы, независимо от л о содержания деятельности. С такой позициеи, по мнению студентов, легче приспособиться к рыночным условиям.

Конформистски настроенная часть студентов готова приспособиться к любому виду деятельности, с легкостью может поменять профессию, ибо не обладает профессиональными амбициями и не рассчитывает на профессиональный рост при любой работе, т. е. работа по специальности для них вообще не представляет собой никакой реальной ценности.

Только для носителей профессионального типа поведения содержание будущей трудовой деятельности сохраняет самостоятельную ценность. Работа по полученной в вузе специальности представляет для них ценность как инструмент раскрытия личности, как условие профессионального роста, как предпосылка формирования конкурентоспособности. Однако студентов с такой позицией оказалось намного меньше, чем прагматически и конформистски настроенных.

Прагматическая и конформистская стратегии экономического поведения не стимулируют развития творческих потенций студентов, хотя и не противоречат условиям рынка. Распространение данных типов поведения свидетельствует о сохраняющейся социальной нестабильности нынешнего состояния общества и о неразвитости у части студентов потребности в профессионализме, в низкой готовности проявить себя в рыночном пространстве.

Практически все опрошенные студенты готовы совмещать обучение с работой. Данное обстоятельство дает основание рассматривать вторичную занятость студенческой молодежи в качестве первоочередной при разработке образовательных программ. Но за работой и приработками, за досугом и бытом теряется главенство учебы — как подготовки к непрерывному обучению, как освоения жизненно важных ролей. Главный вид жизнедеятельности студента — учеба — не должен отходить на второй план.

Таким образом, отношение студентов к системе образования становится более взвешенным и требовательным. Они не ждут от нее слишком многого и это предотвращает слишком большие разочарования в будущем. Студенты полагают, что вуз должен дать им некоторый исходный набор знаний, который пригодится им в дальнейшей жизни, но не рассматривают его в качестве фундамента деятельности, которому они хотели бы посвятить жизнь.

Итак, решение вопроса о месте и роли выпускника вуза в современной структуре общественного разделения труда, необходимость превращения его в главного субъекта материального и духовного производства настоятельно требуют обращения к проблемам повышения эффективности и качества воспроизводства высококвалифицированных кадров. Эти проблемы имеют важнейшее значение не только для определения перспектив развития высшей школы, но и экономики в целом, поскольку ее функционирование во многом определяется наличием кадров, способных к творческой инновационной деятельности, и квалифицированной структуры специалистов, соответствующей как современным, так и перспективным потребностям общественного производства.

Очевидно, что подготовка кадров должна стать другой. Новая экономическая ситуация в стране требует переосмысления подходов к организации учебного процесса. Система высшего профессионального образования в целом должна соответствовать новым экономическим условиям, изменившимся функциям и принципам хозяйствования предприятий, желаниям молодежи найти место в современном мире для формирования своей карьеры. Качество профессиональной подготовки должно выступать главной детерминантой эффективности послевузовской деятельности студентов. Уровень организации подготовки специалистов в вузе должен прямо влиять на изменение социального статуса человека, что, безусловно, является мощным стимулом и условием реализации одного из основных личностных мотивов получения высшего образования.

Человек, включенный в процесс обучения, должен получить не только определенный комплекс специальных знаний и навыков, но и серьезную фундаментальную подготовку, которая способствовала бы повышению конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Непонимание общественностью роли и значения для каждого специалиста, независимо от профессии, высокой гуманитарной культуры уже сейчас оборачивается большими просчетами в планировании, проявляется в неэффективном использовании финансов общества, в отсутствии научно обоснованной социальной политики и, в конечном счете, в весьма невысоком уровне всей политической жизни страны.

Вузам сегодня необходимо научиться прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля на годы вперед и отвечать на него изменениями в учебных планах и программах. Исходя из того, что наиболее высокие требования со стороны предприятий и организаций, наряду с общим теоретическим уровнем, предъявляются к практической подготовке выпускника, целесообразно значительно расширить практическую сторону в учебных планах, и наряду с традиционными формами (учебная практика, стажировка) чаще заключать договоры с организациями о совместных научно-исследовательских программах, оговаривая участие в них студентов. Необходимо заинтересовать организации и фирмы в таком сотрудничестве, дать им возможность отбирать для себя нужных им студентов, расширяя для этого продолжительность учебной практики в этих фирмах. Задача же вузов заключается в более раннем и более основательном включении студентов в эту систему. Взаимодействие между предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах, и вузами должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в вузе — более дифференцированным и адаптированным к интересам предприятий, организаций и фирм. Например, система университетского образования некоторых стран, где учебные программы для студентов, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность и преподавание, весьма отличаются от программ для тех, кто намерен работать в промышленной сфере, в бизнесе и т. д. Прежде всего это отличие проявляется в соответствии между объемами теоретической и практической подготовки. На старших курсах у студентов должна быть большая свобода в выборе предметов обучения (спецкурсов, практикумов и т. п.).

Для успеха в реформировании высшей школы необходимо, на наш взгляд, выполнение следующих условий:

— возрождение престижности образования, формирование единой политики в области образования (включая все формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров);

— обеспечение прогрессивных уровней расходов на науку и образование в бюджетах (федеральном, республиканском, местном), поиск альтернативных источников финансирования научно-исследовательской деятельности;

— ориентация экономики России преимущественно на высокие технологии постиндустриального общества, предполагающие привлечение в сферу образования максимальный круг заинтересованных лиц, негосударственных структур и организаций, наиболее творчески активных и способных преподавателей, ученых, в целях создания эффективной среды обучениясовершенствование всей системы государственной молодежной политики, ее нормативно-правовой базы как на уровне принципов, так и на уровне конкретной деятельности органов государственной власти.

Необходимо совершенствование российской модели высшего образования, которая соответствовала бы следующим принципам:

— базирование на изучение спроса на образовательные услуги в регионах и в целом по стране;

— индивидуализация обучения, ориентирующаяся на проявление и развитие способностей личности, учет возрастных особенностей;

— широкое использование новых эффективных методов и средств обучения;

— применение современной техники для эффективной организации и гарантированного качества обучения;

— систематическое повышение квалификации преподавательского состава вузов;

— широкое международное сотрудничество и др.

Современная система высшего образования должна адекватно, гибко, оперативно реагировать на образовательные потребности рыночной экономики, формировать специалистов нового типа, способных заниматься созидательной трудовой деятельностью, мыслить перспективно, находить эффективные решения.

Естественно, система образования не в состоянии выполнить всю работу по перестройке общества. Ф. Кумбс по этому поводу отмечал, что «нельзя требовать от систем образований делать то, что еще не готово делать само общество и его правительство».74 Но образование может сделать попытку идти на шаг впереди общества и тем самым ускорить темп социальных изменений и экономического роста. Опережающее развитие высшей школы относительно других отраслей является условием прогресса этих отраслей и преодоление существующих общественных проблем возможно только через приоритетные реформы в образовании.

74 См.: Кризисный социум: Наше общество в трех измерениях. — М.: ИФРАН, 1994. — С. 40.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аксиология: частное и общее. Наука и ценности. Новосибирск: Наука, 1987.
  2. А.В. Материалистические / постматериалистические ценности в России // Социолог, исслед. 1994. — № 11. — С. 73−81.
  3. В.Н. Высшее образование в СССР: Состояние и проблемы развития // ВНИИМИ. 1992. — Вып.1. — С. 19−27.
  4. М.Г. Концепция формирования личности интеллигента в высшей школе. Рига: Изд-во Латв. ун-та, 1990. — 202 с.
  5. Н.Г., Кансузян JI.B., Немцов А. А. Инновации в ценностных ориентациях студентов // Социолог, исслед. 1995. — № 4. — С. 125−129.
  6. Ю.К. Подготовка кадров в капиталистических странах: Некоторые аспекты взаимодействия систем образования и производства // Население и трудовые ресурсы: Проблемы и решения, зарубежный опыт. М.: Мысль, 1992.-С.115−127.
  7. .Н., Ващекин Н. П., Тихонов М. Ю., Урсул А. Д. Образование -прорыв в XXI век. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 242 с.
  8. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.-398 с.
  9. И .Я. Проблемы адаптации студентов вуза к учебной деятельности в условиях рынка // Профессиональная ориентация молодежи в условиях рыночной экономики. Красноярск, 1994. — С.68−69.
  10. Ю.Бодюль Д. Н. Проблемы функционирования вуза в условиях рыночных отношений // Функционирование вузовской науки в условиях рыночных отношений. М.: Наука, 1991. — С. 47−51.
  11. П.Браверман A. JL, Клочков JT.H., Люкманов В. Б. Маркетинг на рынке выпускников вузов //Проблемы прогнозирования. 1993. — № 1. — С.113−116.
  12. К.Х. Безработица и неполная занятость // Социолог, исслед. -1993. № 10. — С.101−108.
  13. В. Профориентация может снизить структурную безработицу // Человек и труд. 1994. — № 12. — С.50−53.
  14. E.JI. Формирование профессиональной направленности студентов // Высшая школа в воспроизводстве общественной жизни: Межвуз. сборник. Новосибирск, 1993. — С.97−102.
  15. С.Н., Чупров В. И. Молодежь России на пороге рынка: между бедностью и нищетой // Социолог, исслед. 1991. — № 9. — С.62−66.
  16. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 704 с.
  17. В.И. Содержание, структура и функции трудового поведения // Социолог, исслед. 1991. — № 11. — С.25−36.
  18. М. Некоторые проблемы рационального использования специалистов с высшим образованием (на материале Эстонии) // Социальные проблемы образования: Сб. науч. трудов. Свердловск, 1991. -С.79−85.
  19. Ю.Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. Нижний Тагил, 1995.- 198 с.
  20. С.А. Динамика престижа и привлекательности профессий. -Киев: Наукова думка, 1989. 130 с.
  21. Т.П. и др. Образование в эпоху новых информационных технологий: Методологические аспекты. М., 1995. — 220с.
  22. Вузы и техникумы города Казани: Справочник. Казань, 1997. — 96 с.
  23. Высшая школа в воспроизводстве общественной жизни: Межвуз. сборник. -Новосибирск, 1993.- 188 с.
  24. Высшее и среднее специальное образование в Республике Татарстан: Стат. сборник. Казань, 1993. — 56 с.
  25. Высшее образование и социально-экономическое развитие страны: Межвуз. сб. науч. трудов. Волгоград: Изд-во Волг, политех, института, 1990.- 172 с.
  26. Высшее техническое образование: Взгляд на перестройку. М.: Высшая школа, 1990.- 119 с.
  27. Ф.Г. Маркетинг и учебный процесс // Совершенствование гуманитарного образования в высшей школе: Материалы научно-практической конференции. Казань: Изд-во КГТУ, 1999. — С. 71−74.
  28. Гайнер M. JL, Ашкинази JI.A. Исследование учебной мотивации абитуриентов вуза // Социолог, исслед. 1995. — № 9. — С. 143−145.
  29. А.И. Политика реформ в области образования // Основные результаты исследований НИИ высшего образования в 1989 г. М.: Высшая школа. — 1990.- С.5−22.
  30. Э.С., Дорожкин Ю. Н. Молодежь России: жизненные и социально-политические ориентации // Социолог, исслед. 1993. — № 1. — С. 123−125.
  31. .С. Россия: образование и будущее: Кризис образования в России на пороге XXI века. М., 1993. — 125 с.
  32. Н. В. О рынке труда выпускников вузов // Социолог, исслед. -1997. № 3. -С.105- 112.
  33. М. Суперкадры. М.: Дело, 1993. — 207 с.
  34. Г. Занятость молодежи проблема острейшая // Социалистический труд. — 1991. — № 10. — С.95−99.
  35. Н.М., Головей JI.JI. Профессиональное самоопределение как фактор развития интеллектуального потенциала личности // Вестник ЛГУ. 1990. — Вып.4. — С.88−92.
  36. Н.М., Поликарпов В. А. Самоопределение молодежи в условиях перестройки: опыт социальной типологии // Социолог, исслед. 1990. -№ 7. — С.94−96.
  37. В. Личный социальный образовательный кредит студенту // Хозяйство и право. М., 1995. — № 2. — С.130−131.
  38. СЛ. Социологическая и психологическая характеристики безработных // Социолог, исслед. 1994. — № 5. — С.82−89.
  39. М.К. Рейтинговая система модульного обучения // Совершенствование гуманитарного образования в высшей школе: Материалы научно-практической конференции. Казань: Изд-во КГТУ, 1999. — С.136−137
  40. М.Е. Студент кто он? // Социолог, исслед. — 1994. — № 8−9. -С.79−88.
  41. В.И., Кухтевич Т. Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  42. Доклад Правительству Республики Татарстан «О положении молодежи в Республике Татарстан» / Государственный комитет РТ по делам детей и молодежи- Под общ. ред. Бариева М. М. Казань, 1996.
  43. В.П., Тубальцев А. Н. Что производит вуз? // ЭКО. 1991. — № 4. -С.129−132.
  44. Закономерности и перспективы развития науки, образования и культуры на пути к постиндустриальному обществу. Москва — Кострома, 1993. — 333 с.
  45. Г. Е. Общая социология образования: Курс лекций. 2-е изд., доп. Екатеринбург, 1999. — 610 с.
  46. Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социолог, исслед.-М., 1998. № 8. -С. 47−56.
  47. Т.В. Договорные отношения в системе подготовки специалистов высшей школы: Опыт и пути совершенствования // Высшая школа в новых условиях хозяйствования: Сб. науч. трудов. М.: Изд-во НИИВШ, 1990. -С.125−131.
  48. В. Ценностные установки молодежи: что их определяет // Человек и труд. 1994. — № 6. — С.75−78.
  49. С.Н., Лисовский В. Т. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ // Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995. — С.5−13.
  50. Информационные технологии и образование: Реферативный сборник. М.: ИНИОН РАН, 1996. — 136 с.
  51. Т.Г., Максимова О. А., Хамзина Г. Р. Дифференциация ценностных ориентаций студенчества // Социолог, исслед. 1999. — № 5. -С.132−136.
  52. Т.Б. Социология современного образования: проблемы здравого общества. М., 1998. — 170 с.
  53. В.В. Молодежь и будущее России. Краснодар, 1995. — 123 с.
  54. В.Г. Государственная политика развития высшего образования // Высшее образование в России. 1993. — № 1.
  55. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 508 с.
  56. А.И. Кризис системы образования // Социол. исслед. 1994. -№ 3. — С. 79−85.
  57. Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социолог, исслед. 1995. — № 1. — С.142−145.
  58. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования М.: Педагогика, 1991. — 269 с.
  59. М. Образование и бизнес // Международная экономика и международные отношения. 1990. — № 7. — С.30−40.
  60. А.Н. Трудовая карьера с позиций жизненного цикла // Социолог, исслед. 1990. — № 10. — С.3−11.
  61. Д.В. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) / Науч. ред. В. Н. Шубкин. М.: Эдиториал УРСС, 1999. -342 с.
  62. Э.О., Яценко В. Е. Некоторые проблемы прогнозирования развития образования // Молодежь, образование, рынок: Сб. науч. трудов. М.: Изд-во НИИВО, 1992. — С. 101−108.
  63. Концепции развития высшего образования в Российской Федерации // Высшее образование в России. 1993. — № 2.
  64. Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста // Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С.72−78.
  65. Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования // Социолог, исслед. 1994. — № 2. — С.114−117.
  66. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988. — 479 с.
  67. Кризис образования в современном мире: Системный анализ. М., 1996. -С. 39−46.
  68. O.K. Ценности труда и образования в молодежной среде // Вестник СПбГУ. 1993. — Вып.2. — С.49−55.
  69. Л.Д. Образование и нравственность. М.: ПАИМС, 1994. — 96 с.
  70. B.C., Кузнецова В. Л. О соотношении фундаментальной и профессиональной составляющих в университетском образовании // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С.36−39.
  71. А.Б. Технический вуз: социальные проблемы развития в новых условиях. Уфа, 1995. — 202 с.
  72. С.М. Исследование ценностных ориентаций студентов // Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995. -С.45−50.
  73. О. Трансформация гуманитарного образования в России (на пути к новой школе). М.: Интерпракс, 1995. — 160 с.
  74. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- М.: Высшая школа, 1991. 223 с.
  75. М. Оценка работы вузов и измерение результативности // Современная высшая школа. 1991. — № 4. — С. 12−15.
  76. В.Т. Современное студенчество: Социологические очерки. -М.: Высшая школа, 1990. 304 с.
  77. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социолог, исслед.- 1998.-№ 5.-С.98−104.
  78. В.Т. Молодежь и образование на пороге XXI века // Молодежь: цифры, факты, мнения. СПб., 1995. — № 2−3. — С.61−67.
  79. Т.И. Студент: адаптация к рынку // Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995. — Вып. 1. — С.38−39.
  80. В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социолог, исслед. 1998. — № 8. — С. 27−35.
  81. И.Д. Проблема духовных ценностей студенческой молодежи // Мировоззрение современной России: Проблема ценностей и тенденции развития. Йошкар-Ола, 1995. — С.80−82.
  82. О.А. Изучение стиля жизни студенческой молодежи в процессе преподавания социологии в вузе // Совершенствование гуманитарного образования в высшей школе: Материалы научно-практической конференции. Казань: Изд-во КГТУ, 1999. — С. 96−98.
  83. О. А. Стиль жизни российского студенчества периода трансформации общества (на материале Республики Татарстан): Автореф. дис.. канд. социол. наук. Казань, 1999. — 18 с.
  84. И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Киев: Наукова думка, 1990. — 119 с.
  85. Т.А. Потребность как социальное явление. М.: Высшая школа, 1990.- 127 с.
  86. М.Н., Рязанова Л. М. Об элементарной ячейке учебного процесса как самоорганизующейся системы // Совершенствование гуманитарного образования в высшей школе. Казань: Изд-во КГТУ, 1999. — С. 31−33.
  87. О.В. Криминогенность студенческой среды // Студенчество в условиях реформ в России. М., 1995. — С. 65−71.
  88. Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. -Ставрополь: Изд-во Ставропольского ун-та, 1995. 106с.
  89. Р. Референтная группа и социальная структура. М., 1991.
  90. А.А. Молодежь в условиях перехода к рыночным отношениям // Социолог, исслед. 1991. — № 3. — С.39−45.
  91. В.Б. Век образования. М.: Педогогика, 1990. — 176 с.
  92. Модернизация в России: конфликт ценностей. М., 1993. — 250 с.
  93. Молодежь России: социальное развитие / Под ред. В. И. Чупрова. М.: Наука, 1992. — 257 с.
  94. Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М., 1993. — 167с.
  95. Молодежь РТ о себе и своей жизни (по результатам социологического исследования) // Госкомстат РТ. Казань, 1997. — 18 с.
  96. Молодежь Татарстана — динамика социального статуса: (По результатам социол. исслед.) / Под ред. М. М. Бариева, Авт.-сост. Г. В. Морозова. -Казань, 1995.-54 с.
  97. Молодежь, образование, рынок: Сб. науч. трудов. М.: Изд-во НИИВО, 1992. — 110 с.
  98. Молодежь: будущее России: Монография / Отв. ред. И. М. Ильинский. -М.: НИИ при Институте молодежи, 1995. 240 с.
  99. Молодые ученые Республики Татарстан. Интеллектуальный потенциал молодежи Республики Татарстан: (на примере молодых ученых и аспирантов) / Под ред. М.М. Бариева- Авт.-сост. Г. А. Ахмина. Казань, 1995.-26 с.
  100. Е.А. Социальная защита студенчества // Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995. — С.108−110.
  101. Е.Б. Ценностное сознание студенчества // ЭКО. Новосибирск, 1994. № 11. — С. 155−163.
  102. К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. М.: Политиздат, 1991.-251 с.
  103. Наука и ценности. Проблемы интеграции естественного и социогуманитарного знания. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1990. — 184 с.
  104. Наука, образование и технология в России: Сборник науч.-аналит. обзоров. -М.: ИНИОН РАН, 1996. 147 с.
  105. Ю.Л. От кризиса общества к кризису труда // Социолог, исслед.- 1992.- № 5. С.23−32.
  106. В.Г. Современное профессиональное сознание и его основные параметры // Проблемы интеллектуального развития организационных систем. Новосибирск, 1991. — С. 326−329.
  107. В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 198 с.
  108. А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991. — 184 с.
  109. Образование в Российской Федерации: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 1995. — 278 с.
  110. Образование: модели и прогнозы (региональный аспект). М., 1997. -131 с.
  111. .И., Ерунов В. П., Ушаков А. Н. Гибкая система подготовки специалистов // Высшее образование в России. 1994. — № 4.- С.98−100.
  112. Ю., Карташева Л. Управление персоналом: нужны квалифицированные специалисты // Человек и труд. 1994. — № 6. — С.87−91.
  113. Организационные аспекты системы трудоустройства выпускников вузов в России / В. М. Зуев, Т. В. Зуева, И. И. Никулин, Л. А. Воронин. М.: Изд-во НИИВО, 1993. — Вып.8. — 44 с.
  114. Основные результаты прогноза потребности и подготовки специалистов на Федеральном уровне на период до 2000 года // Высшая школа в 1994 году: Ежегодный доклад о развитии высшего образования. М., 1995.- С. 64−66.
  115. З.А. Социологические методы исследования качества подготовки специалистов // Социально-политические науки. 1990. — № 5. -С. 96−100.
  116. О.В. Молодые специалисты с высшим образованием: динамика профессионального самоопределения // Преемственность поколений: Диалог культур. СПб., 1996. — Вып.1. — С.224−226.
  117. О.В. Трудоустройство студентов и выпускников вузов в современных условиях // Современные технологии обучения. СПб., 1995. — С.16−37.
  118. Н.М. Педагогика высшей школы (технологии обучения): Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. -130 с.
  119. Политическая социализация молодежи Республики Татарстан: (некоторые аспекты проблемы) / Под ред. М.М. Бариева- Авт.-сост. Г. В. Морозова и др. Казань, 1995. — 44 с.
  120. Положение молодежи в Республике Татарстан // Молодежный вестник Татарстана. Казань, 1998. — № 10.-60 с.
  121. Положение молодежи в Российской Федерации: Доклад Комитета Российской Федерации по делам молодежи Правительству Российской Федерации. М., 1996.
  122. В.А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 1993. — № 5. — С.33−37.
  123. Т.Г. Проблемы социализации студенческой молодежи // Молодой человек в условиях кризиса. М. — СПб.: Социум, 1994. — С. 115 116.
  124. Правовое сознание студенческой молодежи: По материалам социол. исслед. / Под общ. ред. М. М. Бариева. Казань, 1995. — 47 с.
  125. С.В. Ориентация молодежи на получение высшего педагогического образования // Социолог, исслед. 1995. — № 9. — С. 141 142.
  126. Ф. Рынок труда и профессиональное обучение в период экономических трансформаций // Человек и труд. 1994. — № 2. — С.33−34.
  127. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2 изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
  128. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1993. — 477 с.
  129. О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. -М.: Наука, 1993. 192 с.
  130. JI.M., Крузметра М. Р. Социологические методы исследования качества подготовки специалистов и их использования в народном хозяйстве (на материалах Литвы) // Социально- политические науки. -1990.-№ 5.-С.96−100.
  131. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992.
  132. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА М, 1998. — 672 с.
  133. Л.Я. Образовательный путь поколения // Социальные проблемы образования: Сб. науч. трудов. Свердловск, 1991.- С.32−44.
  134. .А. Молодежь и становление новой России // Социолог, исслед. -М., 1998.-№ 5.-С. 90−97.
  135. Р.Б. Студент и карьера // Молодой человек в условиях кризиса. -М.-СПб.: Социум, 1994. С.46−48.
  136. Э.Р., Сотникова С. И. Проблемы управления профессиональной ориентацией молодежи на профессии высшей квалификации. Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991. — 163 с.
  137. В., Чащихин Б. Ключ к конкурентоспособности (об образовательной политике США) // Вестник высшей школы. 1990. — № 10.- С.74−78.
  138. Н.А., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием // Труды исслед. центра.- М.: Изд-во Исслед. центра проблем высшей школы. 1991. — 63 с.
  139. В. Ценностные ориентации общества и молодежи в условиях кризиса // Молодежь: цифры, факты, мнения. 1992. — № 2.
  140. М. Профессиональная компетентность новое требование качества профессиональной подготовки // Молодежь: цифры, факты, мнения. — 1995. — № 2−3. — С. 123−126.
  141. Н. Социология. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  142. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432 с.
  143. Современное студенчество: Актуальные вопросы образования и воспитания. -М.: МГУ, 1992. 121 с.
  144. Г. Н. Регулятивные возможности социальных механизмов рынка рабочей силы // Социолог, исслед. 1993. — № 5. — С.74−78.
  145. Г. Н., Дракохруст В. Г. Профессиональное становление молодого специалиста // Социолог, исслед. 1990. — № 8. — С.130−133.
  146. И.Л. Государственная молодежная политика в отношении студенчества в условиях социально-политических трансформаций российского общества (федеральный и региональный аспекты): Автореф. дис.. канд. социол. наук. Казань, 2000. — 24 с.
  147. Социальные проблемы образования. Свердловск, 1991. — 121 с.
  148. Социокультурный и интеллектуальный статус молодежи в республике Татарстан / Общ. ред. М.Х. Бариева- Авт.-сост. Л. Л. Волович. Казань: Госкомстат, 1995. — 35 с.
  149. Социологический словарь / Сост. А. Н. Ел суков, К. В. Шульга. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск, 1991. — 528 с.
  150. Социологический энциклопедический словарь- На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1998. — 488 с.
  151. Социология молодежи: Учебник / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. — 458 с.
  152. Социология: Словарь-справочник. М.: Наука, 1993. — Т. 4. — 357 с.
  153. А.Л. Высшая школа в условиях рыночной экономики // Высшее образование в России. М.: МГУ, 1992. — С. 56−59.
  154. А.Н., Бендюков Х. А., Соломин И. Л. Азбука профориентации: Как молодому человеку преуспеть на рынке труда. СПб.: Литера плюс, 1995.-222 с.
  155. И.С. Профессиональная направленность студентов вузов: Опыт всесоюзного опроса // Социолог, исслед. 1992. — № 3. — С.77−84.
  156. Стратегия занятости / Отв. ред. Л. С. Чижова. М.: Экономика, 1990. -208 с.
  157. Студент на пороге XXI века / Отв. ред. Н. И. Рейнвальд. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1990. — 152 с.
  158. Студенчество в условиях реформ в России // Гос. акад. нефти и газа им. И. М. Губкина. М., 1995. — 98 с.
  159. Н.В. Маркетинговые исследования в сфере образования // Специалист. 1993. — № 4.
  160. Т.А. Принципы регулирования рынка труда и трудоустройства молодых специалистов в развитых капиталистических странах. М.: НИИВО, 1991. — Вып.З. — 56 с.
  161. Ю. Высшее образование в России в XX веке // Высшее образованиев России.- 1994. № 3. — С.140−155- № 4.-С.111−125.
  162. Н.А. Гуманизация высшего образования и проблема формирования философской культуры студентов // Философия и культура: История и современность. СПб., 1995. — С.71−75.
  163. A.M., Кашбразиев Р. В. Интеллектуальный потенциал как базовая основа повышения уровня жизни // Экономическое образование и развитие региона: Материалы XVI Международного симпозиума. Казань: Форт-Диалог, 1999. — С. 63−67.
  164. Условия жизни молодежи Татарстана: реальность и оценки: социологический анализ / Под ред. A.M. Габутдиновой- Сост. Г. В. Морозова. Казань, 1994. — 87 с.
  165. Ф.С., Курлов А. Б., Сулейманов М. Н. Профессионализация и проблемы совершенствования инженерной подготовки. М.: Изд-во «Философское общество», 1990. — 145 с.
  166. Э.Н. Доминирующие ценностные ориентации студентов // Вестник МГУ. 1995. — № 4. — С.96−102.
  167. Э.Н. Жизненные ценности студентов в новых социокультурных условиях (по материалам социологического исследования). М.: НИИВШ, 1995. — 38 с.
  168. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990. — 158 с.
  169. Формирование социально-профессиональных качеств будущего специалиста. М.: НИИВШ, 1992. — Вып.1. — 56 с.
  170. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием: Сборник типовых методик. Томск: Изд-во Томского унта, 1991.-191 с.
  171. С.С. Основы социологии. М.: Юрист, 1997. — 344 с.
  172. В.Г. Студенты технических вузов и гуманитаризация высшего образования // Вестник РАН. М., 1995. — № 3. — С.228−230.
  173. Е. Вторичная занятость как способ адаптации к экономическим реформам // Вопросы экономики. М., 1995. — № 5. — С.71−79.
  174. В.В. Республиканское экономическое развитие и подготовка кадров // Экономическое образование и развитие региона: Материалы XVI Международного симпозиума. Казань: Форт-Диалог, 1999.- С. 19−21.
  175. Человек природа — технология (безопасность через образование). -Иркутск, 1991. — 62 с.
  176. Т.Е. Ценностные ориентации и жизненные условия современного студенчества / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1995. — 18 с.
  177. И.М. Профессиональная и ценностные ориентации будущих педагогов в условиях рынка (по итогам социологического опроса) // Профессиональная ориентация молодежи в условиях рыночной экономики. Красноярск, 1994. — С.85−88.
  178. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социолог, исслед. М., 1998. — № 3. — С. 93−106.
  179. В.И. Современная молодежная политика: что принять за «норму» развития // Социально-политический журнал. 1994. — № 8. — С. 144−154.
  180. В.А. Высшее образование в социокультурном контексте. -М.: Высшая школа, 1996. 220 с.
  181. Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юрист, 1997.-361с.
  182. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Инновационное образование: идеи, принципы, модели. -М., 1996. 65 с.
  183. Е.В. Мотивация студентов на получение высшего образования (социологический аспект): Автореф. дис.. канд. социол. наук. -М., 1996.- 17 с.
  184. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Осипова Г. В.- РАН, Институт социально-политических исследований, 1995. 939 с.
  185. В.К. Роль и место вуза в системе рыночных отношений // Высшее образование в России. 1994. — № 1. — С.96−107.
  186. А.В., Зотов А. А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов // Социолог, исслед. 1997. — № 3. — С.84−92.
  187. Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society.- New Jersey: Princeton University Press, 1990.
  188. Parsons T. Action theory and the human condition. New York: OUP, 1978. — 245 p.-vie-?*1- ¦ —у,.т-л-Ьлг
Заполнить форму текущей работой