Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Физиологическая оценка, прогнозирование и оптимизация адаптации летчиков-инструкторов к условиям военно-профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общеизвестно, что не всякий летчик, имеющий глубокие знания и отличную профессиональную подготовку, большой опыт летной работы и положительную мотивацию на нее, может стать инструктором. Не вызывает сомнений, что важную роль в профессиональном становлении летчика-инструктора играет успешность его адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности. Действительно, по мнению В. П. Казначеева… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Проблема военно-профессиональной деятельности летчиков-инструкторов
    • 1. 2. Современное представление о проблеме адаптации
    • 1. 3. Методы и средства оптимизации процесса профессиональной подготовки военных специалистов
  • Глава 2. Объекты и методы исследования
    • 2. 1. Принципы и методические подходы
    • 2. 2. Организация, объекты, методы и периодичность исследования
  • Глава 3. Исследование адаптации мо. одых военных летчиков к инструкторской деятельности
    • 3. 1. Социально-психологические особенности адаптации летного состава к инструкторской деятельности
    • 3. 2. Изучение функционального состояния организма лётчиков-инструкторов в процессе наземной педагогической деятельности
    • 3. 3. Изучение функционального состояния организма лётчиков-инструкторов в процессе полётов
    • 3. 4. Изучение функционального состояния организма лётчиков-инструкторов во время первых самостоятельных полётов курсантов
    • 3. 5. Исследование функционального состояния организма летчиков-инструкторов в процессе трехлетнего цикла профессиональной деятельности
    • 3. 6. Анализ состояния здоровья летчиков-инструкторов
  • Глава 4. Обоснование путей оптимизации адаптации военных летчиков к условиям инструкторской деятельности

Физиологическая оценка, прогнозирование и оптимизация адаптации летчиков-инструкторов к условиям военно-профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Боеготовность и боеспособность авиации Вооруженных Сил во многом зависят от эффективности и качества подготовки будущих летчиков в авиационных училищах. При этом их профессиональное становление в значительной степени происходит в период летного обучения. Главную роль в этом процессе играют летчики-инструкторы. Для представителей данной профессии характерны чрезвычайно большие летная и наземная нагрузки, складывающиеся, с одной стороны, из учебных полетов с курсантами, полетов, выполняемых на личное совершенствование, с другой, — из наземной педагогической практики и специфических аспектов военной службы. С момента возникновения профессии летчика-инструктора отмечалось, что «.нигде в мире ни одна должность не требует столько напряжения, как должность инструктора-летчика» [Залуцкий Г. В., 1953; Корчемный П. А., 1986; Дрожжин А. И соавт., 1992; Пономаренко В. А., 1992]. В то же время исследование военно-профессиональной деятельности летчиков-инструкторов не нашло должного отражения в научной литературе. Так, есть сведения о «наименьшем» летном долголетии летчиков-инструкторов среди всех категорий летного состава [Волков А.К., 1993, 1996]. Отдельные работы, посвященные данной проблеме, имеют отношение к анализу психологической подготовки летчиков-инструкторов к полетам, эмоциональному стрессу, сопровождающему их профессиональную деятельность, оценке функционального состояния организма после различных видов полетов [Гандер Д.В., 1983, 1984; Пономаренко В. А., 1985, 1995; Онищенко А. Н., 1997, 1999].

Общеизвестно, что не всякий летчик, имеющий глубокие знания и отличную профессиональную подготовку, большой опыт летной работы и положительную мотивацию на нее, может стать инструктором. Не вызывает сомнений, что важную роль в профессиональном становлении летчика-инструктора играет успешность его адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности. Действительно, по мнению В. П. Казначеева (1980), А. С. Солодкова (1982), И. А. Сапова и соавт. (1984), Ф. З. Меерсона (1993), B.C. Новикова (1996), В. Ф. Киричука и соавт. (1997), В. Р. Гриценгера и соавт. (1998), Н. Г. Коршевера (1995, 2001), ведущая роль в изменениях состояния здоровья, функционального состояния организма и социально-психологической сферы в процессе обучения, труда, военно-профессиональной подготовки принадлежит адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Вместе с тем процесс адаптации летчиков-инструкторов к новым специфическим условиям военно-профессиональной деятельности изучен недостаточно. Условия, к которым должны приспосабливаться лица данной категории летного состава, целенаправленно не определялись и не анализировались. Есть необходимость в проведении комплексного изучения характеристик процесса адаптации с учетом профессионального, физиологического, социально-психологического и медицинского (заболеваемость) компонентов, их взаимосвязи.

Решение этих вопросов представляется перспективным с позиций системного подхода. Именно эта методология позволяет учесть всю сложность и многоплановость процесса освоения военной профессии летчика-инструктора. В настоящее время сложились условия, не только позволяющие, но и настоятельно требующие применения данного подхода [Анохин П.К., 1975, 1980; Шадриков В. Д., 1982; Новиков B.C., 1993; Судаков К. В., 1985, 1994, 1997, Коршевер Н. Г. и соавт., 1997, 1999, 2001; Решетников В. А. и соавт., 2001].

Не разработаны вопросы прогнозирования индивидуальной успешности адаптации летчиков-инструкторов к условиям военно-профессиональной деятельности, не обоснованы мероприятия по ее оптимизации. Эти вопросы, по-видимому, перспективно решать на основе корреляционного и многофакторного регрессионного анализа.

Отмеченные выше обстоятельства определили цель и задачи настоящей работы.

Цель работы: физиологическое исследование закономерностей адаптации летчиков-инструкторов к условиям военно-профессиональной деятельности, разработка теоретических и практических аспектов прогнозирования успешности и оптимизации этого процесса.

Задачи исследования:

1. Определить комплексный адаптационный фактор — условия, к которым приспосабливаются летчики-инструкторы в процессе военно-профессиональной деятельности.

2. Изучить физиологические и социально-психологические характеристики, заболеваемость летчиков-инструкторов в динамике их адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности.

3. Установить информативные критерии и разработать математические модели прогнозирования успешности адаптации летчиков-инструкторов к условиям военно-профессиональной деятельности.

4. Обосновать технологию оптимизации адаптации летчиков-инструкторов к условиям военно-профессиональной деятельности.

Научная новизна работы заключается в том, что с позиций системного подхода разработана программа трехлетнего мониторинга, включающая исследование функционального состояния организма (во время проведения наземной подготовки с курсантами, выполнения учебных полётов, наблюдения за самостоятельными вылетами курсантов, а также годового цикла профессиональной деятельности), социологическое изучение, анализ заболеваемости летчиков-инструкторов, и установлены закономерности процесса их адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности, определены стадии этого процесса. Установлены информативные критерии и на основе корреляционного и многофакторного регрессионного анализа разработаны математические модели прогнозирования успешности адаптации летчиков-инструкторов в виде двух уравнений множественной регрессии (четыре и семь информативных критериев). Сконструирована технология оптимизации адаптации летчиков-инструкторов к условиям военно-профессиональной деятельности, включающая взаимосвязанные элементы: первичное прогнозированиеопределение конкретных целенаправленных корригирующих мероприятий, их проведение с реализацией принципа мультипараметрического взаимодействия и последующей динамической оценкой, играющей роль обратной связи.

Практическая значимость работы определяется тем, что установлены количественные критерии, характеризующие стадии адаптации летчиков к условиям инструкторской деятельности. Разработаны математические модели, позволяющие выявлять среди летного состава лиц, которые с достаточно высокой степенью вероятности будут испытывать трудности при адаптации. Предложена для практического использования технология оптимизации адаптации летчиков-инструкторов, которая дает возможность повысить качество их военно-профессиональной подготовки путем целенаправленного воздействия на критерии, определившие результат прогнозирования успешности адаптации (благоприятный или неблагоприятный), и осуществления динамического сопровождения этого процесса.

На защиту выносятся:

1. Закономерности функционирования системы адаптации летчиков к инструкторской деятельности.

2. Способ прогнозирования успешности адаптации летчиков-инструкторов к условиям военно-профессиональной деятельности.

3. Авторская технология оптимизации адаптации летчиков к условиям инструкторской деятельности.

Апробация и реализация результатов исследования.

Результаты исследований доложены на Международной конференции «Циклы» в г. Ставрополе (2002), 1-ом Съезде военных врачей медико-профилактического направления в Санкт-Петербурге (2002), научно-практической конференции Курского государственного медицинского университета, межкафедральной конференции кафедр военной психофизиологии, организации и тактики медицинской службы, военной эпидемиологии и военной гигиены Саратовского военно-медицинского института (СарВМедИ), кафедры физиологии Саратовского государственного медицинского университета (СГМУ) 19 декабря 2002 года, используются в практике медицинского обеспечения Сызранского военного авиационного института.

По материалам исследования опубликовано 5 работ.

ВЫВОДЫ.

1. Профессиональная деятельность лётчиков-инструкторов — разновидность высоконапряжённого лётного и педагогического труда. Системное исследование профессионального становления молодых летчиков-инструкторов связано с анализом этого процесса как адаптационного. Установлен комплексный адаптационный фактор (большая летная нагрузкавысокая ответственность за исход полётов, выполняемых с курсантами или курсантамивыполнение разных видов полётов в одну сменунеобходимость установления психологического контакта с курсантомнеравномерность распределения летной нагрузкиосновной налет в летний период и другие), который определяет изменения функционального состояния организма, формирование социально-психологических отношений, динамику заболеваемости летчиков-инструкторов.

2. В мотивационной сфере молодых летчиков в период адаптации к инструкторской деятельности — приоритет стремления повысить уровень летного мастерства, продвинуться по служебной лестнице, материальной заинтересованности, желания обучать курсантов. Процесс адаптации предполагает генезис социально-психологических характеристик, в том числе мотивационной сферы — существенно (в 2 раза) возрастает значимость желания обучать будущих военных летчиков, отмечается переход от восторженно-иллюзорного восприятия своей специальности к реально-критическому отношению, возрастает уверенность в своем профессиональном мастерстве, возможности продвинуться по службе.

3. Изменение характеристик показателей функционального состояния организма лётчиков-инструкторов во время проведения наземной подготовки с курсантами к полетам свидетельствует о достаточно выраженном нервно-эмоциональном напряжении. Их адаптация к условиям военно-профессионального труда обусловливает обратную зависимость между степенью выявленных изменений и инструкторским стажем. Первый год — статистически достоверно более выраженные изменения функционального состояния организма молодых летчиков-инструкторов, чем у опытныхвторой год — значимые различия только в процессе наиболее сложного этапа учебных занятий (разъяснение техники пилотирования) и не по всем показателямтретий годотсутствие различий.

4. Выполнение учебных (с курсантом) полётов сопровождается статистически достоверным повышением частоты сердечных сокращений и дыхания, уровня артериального давления и самооценки нервно-эмоционального напряжения летчиков-инструкторов, которые находятся в прямой зависимости от сложности выполняемого полетного задания. Изменения характеристик изученных показателей у молодых летчиков претерпевают значимую динамику, характеризующую приспособление к условиям инструкторской деятельности: в первый год значимые различия от опытных летчиков в процессе всех видов учебных полетов (сложных и простых) — второй год — более высокое напряжение функционального состояния организма молодых летчиков-инструкторов только в процессе сложных видов учебных полетовтретий год — отсутствие различий.

5. Наблюдение за самостоятельными полётами курсантов вызывает существенные изменения характеристик показателей функционального состояния организма летчиков-инструкторов. Процесс адаптации военных летчиков-инструкторов определяется возрастанием нервно-эмоционального напряжения (до уровня опытных летчиков). Первый год — уровень всех изучаемых показателей у молодых летчиков ниже, чем у опытных, на протяжении всего самостоятельного полета курсантавторой год — только в конце выполняемого курсантом полетного задания. Третий год — отсутствие различий. Такие изменения, по-видимому, связаны с аналогичной динамикой отношения молодых летчиков-инструкторов к оценке опасности действий курсантов — недооценка в первые два года наблюдения (мнение большинства опрошенных).

6. Имеет место прямая зависимость уровня функционального состояния организма лётчиков-инструкторов от периодов годового цикла профессиональной деятельности — статистически достоверное снижение функциональных возможностей и физиологических резервов организма летного состава в период работы с переменным составом (с мая по сентябрь). На протяжении этого периода в первый год наблюдения у молодых летчиков-инструкторов, по сравнению с опытными, значимо хуже результаты 13 из 16 используемых тестов и проб. Второй год — существенные различия только в июне (по 13 показателям) и июле (9). Третий год — различий между группами нет.

7. Напряжение адаптационных механизмов обусловливает определенные особенности заболеваемости и дисквалификации молодых летчиков-инструкторов:

— максимальный уровень (как общий, так и по отдельным нозологическим формам) в первый год инструкторского труда с последующим достоверным снижением до характеристик опытных летчиков;

— типичная структура заболеваемости с преобладанием таких нозологических форм, как острые респираторные инфекции, остаточные явления нейро-инфекции с органической микросимптоматикой, вегетативные дисфункции;

— увеличение в 2 раза (до 34,6%) числа молодых летчиков-инструкторов с парциальной недостаточностью в состоянии здоровья.

8. Процесс военно-профессиональной адаптации молодых летчиков-инструкторов проходит три стадии. Первая — начальная (первый год инструкторской деятельности) — характеризуется напряжением механизмов адаптации. Вторая — формирования адаптации (продолжается до конца второго года инструкторской деятельности) — отличается тем, что организм молодых летчиков перестраивается на уровень функционирования, адекватный новым условиям и показателям эффективности военно-профессиональной деятельности, формируются социально-психологические отношения, снижается заболеваемость. Третья — завершения адаптации (продолжается до конца третьего года инструкторской деятельности) — характеристики показателей функционального состояния организма, социально-психологических отношений и заболеваемости стабилизируются и достигают уровня опытных летчиков-инструкторов.

9. Молодые летчики-инструкторы различаются по эффективности военно-профессиональной адаптации — 17,6% испытывают определенные трудности.

Их характеризует более низкая или отрицательная мотивация к выполнению служебных обязанностей, они тяжелее переносят эмоциональные и физические нагрузки, хуже выполняют свои служебные обязанности, не связанные с летной деятельностью, задания в процессе летной и наземной подготовки курсантов, полетов на личное совершенствование и личной наземной подготовки, нуждаются в большем времени для отдыха, имеют больше нарушений дисциплины, чаще болеют.

10. Овладение военной специальностью летчика-инструктора, предъявляющее повышенные требования ко всем системам организма, является своеобразной «функциональной пробой», на фоне которой отчетливо проявляются основные факторы, от которых зависит успешность военно-профессиональной адаптации. Наиболее высокими коэффициентами парной корреляции с успешностью адаптации военных летчиков к условиям инструкторской деятельности — внешним критерием — отличаются (связь значительная) оценки техники пилотирования и инструкторских навыков, результаты выполнения степ-теста, а также (умеренно выраженная связь) результаты определения времени простой сенсомоторной реакции, корректурной пробы с кольцами Ландольта, оценки коммуникативных и организаторских склонностей (методика КОС).

11. Выявленные закономерности военно-профессиональной адаптации летного состава и разработанный аппарат информативных критериев пригодны для создания математических моделей прогнозирования успешности данного процесса (два уравнения множественной регрессии: первое с достоверностью прогноза 0,68, второе — 0,82), а также обоснования технологии оптимизации этого процесса.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для выявления еще в начале инструкторской деятельности лиц, которые, возможно, будут испытывать трудности адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности и потребуют либо проведения комплекса профилактических мероприятий, либо соответствующего организационноштатного решения, целесообразно использовать разработанный способ прогнозирования (уравнения множественной регрессии).

2. Предлагается для практического использования технология оптимизации адаптации летчиков-инструкторов к условиям военно-профессиональной деятельности, которая базируется на разработанном способе прогнозирования:

— в случае неблагоприятного прогноза путем целенаправленного анализа определяются те показатели, которые в наибольшей степени затрудняют эффективность военно-профессиональной адаптации конкретного молодого летчика-инструктора, и целенаправленно проводятся корригирующие мероприятия с последующей динамической оценкой;

— при благоприятном результате прогнозирования осуществляются мероприятия с обязательным учетом выявленных закономерностей функционирования системы адаптации по следующим направлениям: регламентация профессиональной нагрузки (теоретической и практической) — повышение уровня физической работоспособностисовершенствование социально-психологических отношенийпрофилактика заболеваемости, в том числе снижения резистентности организма и чрезмерного психо-эмоционального напряжения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. Адаптация и дизадаптация с позиций патолога. //Клиническая медицина.- 1974.- Т. 52, N. 5. С. 3−15.
  2. Н. А., Никитюк Б. Н. От учения П. К. Анохина о функциональных системах к современной интегративной экологии и медицине. // Вестник РАМН. -1999. -№ 6. -С. 15−20.
  3. И.М., Анохин Г. А., Хаврук Н. Д. и др. Медицинское обеспечение полетов, выполняемых молодыми летчиками. //Воен.-мед. журн. -1986. -N1. -С. 43−45.
  4. .С. Основные подходы к оценке летных способностей. //Космическая биология и авиакосмическая медицина: Тез. докл. VIII Все-союз. конф. -М., 1986. -С. 161.
  5. .Г. О методах современной психологии. // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. -JI., 1976. -С. 13−34.
  6. А.И., Волкова Н. А., Десфонтейнес Л. Г. и др. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск. -1992. -319с.
  7. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М.: Медицина, 1975.- 448 с.
  8. П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного про-цесса//Бюлл. эксперим. биол. и медицины. М.: Медгиз. — 1948. — Т. 26. -Вып. 2.-С. 81−89.
  9. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980.- 196 с.
  10. Ю.Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональных системы. М.: Наука, 1980.- 196 с. 11 .Анохин П. К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию нев-рогенных заболеваний сердечно-сосудистой системы // Вестн. АМН СССР. -1965.-№ 6.-С. 10−18.
  11. А. Е. Лупанов А.И., Бухтояров О. В. и др. Синдром послепоходовых расстройств //Воен.-мед. журн. -1997. -Т.317,№ 9. -С.42−45.
  12. И.А. Очерки по возрастной физиологии. -М., 1967.- 389 с.
  13. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М., 1979.- 295 с.
  14. B.C. К вопросу правильной оценки функциональных проб с задержкой дыхания. //Вопросы курортологии и физиотерапии. -1967. -Вып.4. -С.264−266.
  15. Н.А., Миляева М. В., Тарасенко Н. П. и др. Один из способов поведенческой профилактики повышения риска сердечно-сосудистых заболеваний у студентов-медиков //Кардиология. -1995. -Т.35, № 7, -С.44−48.
  16. В.В., Григоренко Г. Ф. Некоторые пути ускорения адаптации, повышения работоспособности моряков в плавании. //Валеол.: Диагност., средства и практ. обеспеч. здоровья. Вып. 1. /РАН. ДВО. Тихоокеан. океанолог, ин-т. -СПт., 1993. -С.233−239.
  17. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  18. Боднар Э. JL, Зараковский Г. М., Чайнова JI. Д. Мотивация как фактор формирования функционального состояния напряженности оператора. // Физиология человека. -1999. -Т.25, № 3. С. 71−78.
  19. В.А. Медико-психологические вопросы восстановления профессиональной работоспособности лётного состава//Профессиональное здоровье лётчиков и лётное долголетие: Сборник. М., 1989. — С. 50−59.
  20. В.А. Методы и средства повышения работоспособности летного состава. // Воен.-мед. журн. -1983. -Nil. -С.40−44.
  21. В.А. Проблемы утомления лётного состава (понятия, причины, признаки, классификация)//Физиол. человека. 1988. — Т. 14. — № 5. — С. 835−843.
  22. В.А. Психологический стресс: развития учения и современное состояние проблемы. М., 1995. — 136 с.
  23. В.А., Кукушкин Ю. А. Прогнозирование состояний оператора методами многомерного статистического анализа. //Оценка и прогнозированиефункциональных состояний в физиологии. Тезисы докладов I Всесоюзного симпозиума. -Фрунзе: Ипим, 1980. -С.70−75.
  24. Э.В., Дьяконов И. Ф., Егоров В. А. Психодиагностические методы в практике авиационного врача. М., 1988. — С. 26−31.
  25. В., Вальченко С. «Голубые ангелы»//Авиация и космонавтика. -1993. -№ 1.-С. 34−38.
  26. В. И. Адаптация студентов младших курсов ВУЗа. Из опыта технических ВУЗов юга Украины.- М.: Изд. ВНИИ ВШ, 1975. -36 с.
  27. С.А., Лапаев Э. В., Пономаренко В. А., Ступаков Г. П. Проблема профессионального здоровья в авиационной медицине // Воен.-мед. журнал. 1993. -№ 1.-С. 61−64.
  28. С.А., Лапаев Э. В., Пономаренко В. А., Ступаков Г. П. Проблема профессионального здоровья в авиационной медицине. //Воен-мед. журн. -1993. -Nl. -С.61−64.
  29. А. Д., Гречко А. Т., Мурга Я. Т. Адаптивная фармакологическая коррекция функциональных нарушений у молодого пополнения с гипотрофией // ВМЖ. -2000. -Т. 321, № 4.- С. 66-*9.
  30. Ю.В. Психофизиологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз. -Томск.: Изд-во ун-та, 1992. -176с.
  31. Ю.С., Гофман И. А., Еремин В. П. и др. Биоэнергетика //Медицинская биофизика. -Л.: Воен.-мед.акад., 1986. -С. 18−106.
  32. Н.В. О некоторых иммунологических аспектах адаптационного процесса. //Бюл. Сиб. отделения АМН СССР. 1986. -N3. -С.21−28.
  33. Н.Е. (1901). Возбуждение, торможение и наркоз. М., 1952. — С. 291−395.
  34. Э.Р. Будущее физиологии (Вступительное слово на открытии XXXIII Международного конгресса по физиологическим наукам. Санкт-Петербург, 30 июня 1997)//Физиология человека. -1998. -Т.24,№ 4. -С.5−6.
  35. В.В. Оценка физической работоспособности у летного состава //Авиакосм, и экол. мед. -1996. -Т.30, № 5. -С.54−57.
  36. В.В., Онищенко А. Н. Лётчики-инструкторы: призвание или судьба //Человек в авиации и космонавтике: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. междунар. научн. конф. М.: Полёт, 1995. — С. 78−79.
  37. А.К. Психофизиологические особенности нормирования лётной нагрузки лётчиков-инструкторов ВУЗ ВВС // Совершенствование врачебного контроля за лётным составом: Сборник. М.: Воениздат, 1993. — С. 43−46.
  38. А.К., Пономаренко К. В. О причинах снижения профессиональной надёжности лётчиков-инструкторов/ЛСлинико-физиологические аспекты медицинской реабилитации лётного состава: Тез. докл. на конф. Гатчина, 1996.-С. 37−38.
  39. П.О., Дьяконов М. М., Ендапьцев Б. В. и др. Адаптация к условиям воинской службы и профилактика дизадаптационных расстройств (сообщение первое). //Воен.- мед. журн. -1988. -N8. -С.45−47.
  40. П.О., Товнань В. К., Литвиненко Г. В. и др. Влияние горных условий на иммунологическую резистентность организма лиц молодого возраста. //Воен.-мед. журн. -1984. -N9. -С.31−33.
  41. В.П., Баранова Т. Н., Павлова Л. П. и др. Системный подход к проблеме функционального состояния при исследовании адаптивных реакцийна холодо-итоксическое воздействие. //Мед.Т.1 /МГУ. -М., 1994. -С.159−166.
  42. Д.В. Психологическая подготовка лётчика. М.: Воениздат, 1983. -104 с.
  43. Д.В. Теория и практика психологического обеспечения лётного обучения (Психологическая служба в ВВАУЛ). Волгоград, 1984. — 170 с.
  44. А. Б., Петленко В. П. Философские проблемы теории адаптации.- М.: Мысль, 1975. -277 с.
  45. Г. А., Букина Т. Н., Васильев Л. А. и др. Использование ортостатической пробы в практике врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации. //Авиакосм, и эколог, мед. -1993. -27, N2. -С.31−35.
  46. А. Н., Моисеев В. В., Комаров А. И. Адаптация к условиям части -залог сохранения здоровья военнослужащих // ВМЖ. -1997. -Т. 318, № 12.-С. 14−15.
  47. А.Н. Роль медицинской службы в обеспечении надежности военно-профессиональной деятельности. //Воен-мед. ж. -1994. -N4. -С. 52−54.
  48. С.А., Пономаренко В. А. Основные психофизиологические проблемы лётной деятельности//Авиационная медицина (Руководство) / Под ред. Н. М. Рудного, П. В. Васильева, С. А. Гозулова. М.: Медицина, 1986. — С. 304−308.
  49. В.К. Исследование внутрисистемных взаимосвязей показателей центральной гемодинамики у высококвалифицированных пловцов. //Вопросы теории и практики физ. культуры и спорта. -1992. -N22. -С.51−54.
  50. О. С. Прогнозирование тепловой устойчивости человека по исходному состоянию организма. //Оценка и прогнозирование функциональных состояний в физиологии. Тезисы докладов 1 Всесоюзного симпозиума.-Фрунзе: Илим, 1980.- С. 86−88.
  51. П. Д. Спорные вопросы болезней адаптации и проблемы стресса. //Клиническая медицина. -1977. -Т.55, -№ 3. -С.3−11.
  52. .И. Организация и проведение профессионального психологического отбора личного состава в военно-медицинских учреждениях. М.:
  53. ГВКГ им. Н. Н. Бурденко, 1999. С. 40−45.
  54. Н.П. Нормирование учебной нагрузки первоклассников с различной степенью адаптации к обучению. //Гигиена и санитария. -1986. -N11. -С.74−75.
  55. В.Р., Решетников В. А., Коршевер Н. Г. и др. Физиологические аспекты подготовки офицеров медицинской службы на военно-медицинском факультете. Саратов: Изд-во СМУ, 1998. 192 с.
  56. Ю.С., Бова А. А., Леонов Е. П. Гемодинамические механизмы обеспечения физической нагрузки у летчиков. //Воен.-мед. журн. -1994. -№ 6. -С.50−52.
  57. М.А., Добрынин А. А., Крюковская Е. В. и др. О перспективах использования препаратов из надземных частей элеутерококка для повышения работоспособности//Сб. науч. тр. /Хабар, гос. инст. физ. культуры. Хабаровск. -1995. № 3. — С. 103−105.
  58. В.Г., Воныршенко А. П., Кирилова З. А. Динамика реакции кровообращения у летчиков на стандартную пробу. //Воен.-мед. журн. -1994. -N5. -С.43−45.
  59. В.Г., Лебедева И. Е. Способ прогнозирования угрожающих состояний при действии продольных ускорений в направлении «голова-таз». //Авиакосм, и эколог, мед. -1993. -27, N3. -С.59−63.
  60. А., Кокорев А. Не совсем так, как на земле. // Авиация и космонавтика. 1992. — № 1. — С. 32−33.
  61. А., Кокорев А. Подготовка лётного состава в ВВС США // Авиация и космонавтика. -1991. № 9. — С. 32−35.
  62. В.Г., Кеткин А. Т. Сезонные изменения кардиореспираторных показателей у человека на Севере. //Физиология человека. -1982. -Т.8. -С.481−488.
  63. В.А., Копанев В. И., Сидоров О. Ю. Лекции по физиологии лётного труда. Л., 1982. — 104 с.
  64. И. Инструктор-педагог // Авиация и космонавтика 1984. — № 6.1. С. 28−29.
  65. А.Н. Особенности труда летного состава и их влияние на летное долголетие//Профессиональное долголетие летного состава: Материалы на-учно-практ. конф. Саратов, 1991. — С. 43.
  66. Инструкция для офицеров переменного состава военной авиационной школы. Петроград, 1916. — С. 10.
  67. В.М., РябцеваЕ.Г. Сусидко В. А. и др. Повышение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам при введении аралиевых //Сб. науч. тр./Хабар. гос. инст. физ. культуры. -1995. -№ 3. -С. 105−108.
  68. В. П. Биосистема и адаптация. Новосибирск, 1973. -48 с.
  69. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1980. -192 с.
  70. П.В., Игнатович М. В., Оркин А. И. Методика лётного обучения. М.: Транспорт, 1987. — 279 с.
  71. П.В., Тарасов А. К. Методика лётного обучения. М.: Транспорт, 1974. — С. 292−300.
  72. .М. Принцип историзма в его приложении к системному анализу развития науки. В кн.: Системные исследования. -М., 1974. — С. 5−18.
  73. Килинг. Летная успеваемость в зависимости от состояния зрения.// Информационный бюллетень. Материалы 10 Европейского конгресса по авиационной и космической медицине. М. ГНИИИОКЗИАиКМ. — 1961. — Вып. 3. — С. 61−62.
  74. В.И., Барковский В. М. Проблема адаптации (методологический и медико-биологический аспект). //Тр. Благовещ. мед. ин-та. Т.2. -Благовещенск, 1992. -С.53−59.
  75. В.Ф., Коршевер Н. Г. Военно-профессиональная подготовка: системный подход и адаптация. Саратов: СГМУ, 1997. — 302 с.
  76. И.Ю. Предболезненные нервно-психические расстройства у лиц молодого возраста в начальный период военной службы (клиника, диагностика, психокоррекция): Автореферат .канд. мед. наук. -СПб, 1998. -22с.
  77. И.Ю. Роль внушаемости в начальный период адаптации к условиям военной службы //Сб. тр. юбилейн. науч. конф., посвященной 100-лет. клиники нервн. б-ней ВМедА. -СПб.: ВМедА, 1997. -С.121.
  78. С.П., Румянцева А. Г. Опыт применения комплексного метода коррекции психофизиологического состояния человека в условиях работы с постоянным зрительным напряжением. //Физиология человека. 1987. Т.13. -N1. -С.42−49.
  79. М.Н. Адаптивные возможности лиц различного телосложения в условиях высокой температуры и физической нагрузки //Актуальные вопр. практ. и теор. мед.: Матер, к научн. конф. Челяб. мед. инст-та. Челябинск- 1995. -Челябинск, 1995. -145с.
  80. И.С., Маркеева С. С. Об ускоренной адаптации в условиях жаркого климата. //Воен.-мед. журн. 1986. -N5. -С.37−39.
  81. В.И. Психофизиологические особенности лётного труда // Авиационная медицина (Учебник). Л., 1984. — С. 41−49.
  82. В.Ф., Фургал С. М., Ишкильдин М. И. Стратегия и основные направления оптимизации иммунопрофилактики в войсках. //Воен.-мед. журн. -1994. -N3.-С. 35−39.
  83. П.А. Психология лётного обучения. М.: Воениздат, 1986. — 136 с.
  84. Н.Г. Адаптация и военно-профессиональная подготовка. -Воен.-мед. журн. -1997. -Т.318, № 4. -С.51−53.
  85. Н.Г. Военно-профессиональная подготовка женщин (социально-гигиеническое исследование) //Проблемы социальной гигиены и история медицины. -1998. № 4. -С. 16−20.
  86. Н.Г. Медицинские аспекты профессионального становления молодых летчиков-истребителей. -М.: МО СССР. 1990. -С.51−53.
  87. Н.Г. Организация медицинского обеспечения и профессиональное становление военных врачей (Системный подход) // Воен.-мед. журн. -1997. -Т.318, № 10. -С.4−11.
  88. Н.Г. Оценка организации медицинского обеспечения войск в мирное время // Воен.-мед. журн. 2001. -Т.322, № 9. -С.7−13.
  89. Н.Г. Физиологическая оценка адаптации и прогнозирования успешности профессионального обучения и становления молодых военных специалистов. Автореф. дисс. докт. мед. наук. Самара, 1995. — 41с.
  90. Коршевер.Н.Г., Шевчук И. А., Шевчук J1.E. Адаптация морских пехотинцев к условиям военно-профессиональной подготовки // Доклады Академии военных наук. Серия «Военное здравоохранение и военно-медицинское образование». 2001. — Х°7. -С. 48−50.
  91. Н.Г., Шевчук И. А., Шевчук J1.E. и др. Адаптация и функциональное состояние огранизма военнослужащих // Доклады Академии военных наук. Серия «Военное здравоохранение и военно-медицинское образование». -2002. -№ 8. С. 37−42.
  92. И.Д., Клинцевич Г. Н. К оценке влияния условий труда на заболеваемость военнослужащих. //Воен.-мед. журн. -1978. -N8. -С.57−58.
  93. Л. А., Варжаленко Н. И. Особенности адаптации молодых солдат к военной службе. // Воен.- мед. Журн.-1981. -N8. -С.45−47.
  94. JI.A., Кузьмич Н. С., Барашов В. И. и др. Применение стимуляторов при больших физических нагрузках. // Воен.- мед. журн. -1972. -N12. -С.56−59.
  95. В.В., Драч Л. Г., Савченко В. И. и др. Мотивация в патогенезе профессиональной патологии летного состава //Актуальные вопр. психофизио-логич. подготовки летного состава/ Под ред. В. В. Лапы. -М.: Воен. изд-во, 1990-С. 8−14
  96. М.Ф., Рябова Н. В., Малкова Т. Г., Ползик Е. В. Прогнозирование успеваемости студентов-медиков. //Гигиена и санитария. -1989. -N11. -С.27−29.
  97. В.И., Гольдберг Е. В., Лебедев И. И. и др. Влияние индивидуально-психологических особенностей курсантов на показатели обучения летного состава.// Воен.-мед. журн. 1968. — N12. — С. 63 — 65.
  98. ИЗ. Лозинский B.C., Артемюк Н. И. Исследование психофизиологических особенностей личности курсантов (летчиков) для прогнозирования качества летной работы.// Отчет по теме НИР N4−78. Киев. -1980. — 19 с.
  99. С.И. К оценке эффективности психологического отбора в высшее авиационное училище летчиков.// Воен.-мед. журн. 1965. — N11. — С, 50 — 52.
  100. Н.Ф. Разработка комплекса психодиагностических методик оценки свойств личности курсантов летных училищ. -М., 1985. -94с.
  101. П.И. Адаптация молодежи на предприятии. //Социалистический труд.-1980. -N1. -С.84−87.
  102. Н.Ф. Некоторые особенности личности курсантов с различным уровнем летной успеваемости. //Космическая биология и авиакосическая медицина. -1977. -Nl. -С.73−77.
  103. М.Ф., Соколов Б. А., Колосков С. П. Из опыта организации предполётного медицинского осмотра в высших авиационных училищах//Воен.-мед. журн. 1963. — № 10. — С. 85.
  104. Лях Ю.Е., Середенко Л. П. Возможности психологического прогнозирования успешности профессиональной деятельности. //Воен.-мед. журн. -1989. -N5. -С.55−56.
  105. В.Л. Прогнозирование эмоциональной напряженности в полетах. //Оценка и прогнозирование функциональных состояний в прикладной физиологии. Тезисы докладов II Всесоюзного симпозиума. -Фрунзе: Илим, 1984. -Т.1. -С.36−38.
  106. В.Л., Платонов К. К., Плетницкий Е. А. Напряженность в полете. -М.Д969. 117с.
  107. А.А. Надежность биологической системы всеобщий закон онтогенеза. //Ведущие проблемы советской геронтологии. — Киев, 1972. -С. 124 136.
  108. А.Т. 1989, Игнаткин В.Н., Чиши Ю. А. и др. Влияние уровня нейротизма на развитие адаптации. //Физиология человека. -1989. -Т. 15, N4. -С.170−171.
  109. М. В., Махнев А. В. Медикосоциальные аспекты адаптации военнослужащих // ВМЖ. -2000. -Т. 321, № 9.- С. 57−64.
  110. В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации //Физиология человека. -1998. -Т.24,№ 4. -С.7−13.
  111. В.И. Классификация поведенческой адаптации. //Физиология человека. -1982. -Т.З. -С.362−374.
  112. В.И. Теоретические проблемы физиологии труда // Физиол. человека. 1975. — Т. 1. — С. 27−35.
  113. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. -Л.: Наука, 1982. -103 с.
  114. В.И. Утомление. Физиология труда. БСЭ. М., 1977. — Т. 27. -С. 362−365.
  115. В.И. Функциональные состояния оператора // Эргономика: Принципы и рекомендации. М., 1970. — С. 127−160.
  116. В.И. Функциональные состояния оператора //Введ. в эргономику.- М.: Сов. радио, 1974.-С.94−110.
  117. В.И., Афанасьев С. Э. Зависимость летного обучения курсантов от акцентуации их характера. //Физиология человека. -1991. -Т.17, N2. -С.131−134.
  118. В.И., Косенков Н. И. Закономерности взаимодействия гормональных влияний и собственной активности клеток в процессе адаптации. //Физиология человека. -1989. Т.15, N1. -С.121−130.
  119. В.И., Леонова А. Б. Функциональные состояния человека // Физиология трудовой деятельности / Под ред. В. И. Медведева. СПб., 1993. -528 с.
  120. Ф.З. Адаптационная медицина: Механизмы и защитные эффекты адаптации. -М.: СП Интер. союз, 1993. -331с.
  121. Ф.З. Защитные эффекты адаптации и некоторые перспективы развития адаптационной медицины //Успехи физиологических наук. -1991. -Т.22, N2. -С.52−89.
  122. B.C. Очерк теории темперамента. М.: /Просвещение, 1964. -304с.
  123. В.И., Чапоров В. М. Поведение кардио-респираторного аппарата человека в процессе длительной тренировки к избыточному внутрилегочно-му давлению. //Эргоном обеспеч. безопас. труда в пром-ти. /Твер. политех-нич. ин-т. -Тверь, 1992. -С.76−81.
  124. М. М. Адаптация человека к экстремальной природной среде и ее возможное значение для клиники внутренних болезней. //Терапевт, арх. -1986. -Т.58, N5.-С.3−10.
  125. В. Д. Методология систем. -М.: «Экономика», 1999. -251 с.
  126. Ф.А., Елисеев А. Ф. Психологическая модель лётного командира // Вопросы психофизиологии лётного труда и безопасности полётов. Л.: ОЛАГА, 1982. — С. 62−67.
  127. И.Л. Оценка адаптивного поведения по гемодинамическим параметрам //Гигиена и санитария. -1993. -№ 1. -С.62−63.
  128. В.Н., Царегородцев Г. И. Проблемы комплексности в медицине и системный подход //Вестн. АМН СССР. -1990. -N4. -С.33−39.
  129. В.А., Филлипович Ю. В., Уманский С. Ш. и др. Динамика физиологических сдвигов и показателей иммунологической активности организма у моряков. //Воен.- мед. журн. -1976.-N9. -С.55−57.
  130. Д. Д. Особенности адаптации выпускников восьмых классов в средних профтехучилищах. // Социологические исследования. -1984. -N3. -С.142−145.
  131. B.C. Психофизиологическое обеспечение боевой деятельности военнослужащих // Воен.-мед. журн.- 1996.- Т. 317, № 4.- С. 37−40.
  132. B.C. Физиология летного труда. СПб: «Наука», 1997. — 411 с.
  133. B.C., Андрианов В. П., Бортновский В. Н. и др. Методы исследования в физиологии военного труда. -М.: Военное изд-во, 1993. -240с.
  134. B.C., Бортновский В. Н., Шамарин И. А. Эффективность профилактического применения бемитила в условиях длительного плавания //Гигиена и санитария.-1991.- № 3.- С. 37−39.
  135. B.C., Боченков А. А., Литвинцев С. В. Психофизиологическое обеспечение боевой деятельности частей и подразделений (методические указания). М., 1995. — 58 с.
  136. B.C., Чепрасов В. Ю. Функциональное состояние лётчика. СПб, 1993.-47 с.
  137. B.C., Шустов Е. Б., Горанчук В. В. Коррекция функциональных состояний при экстремальных воздействиях. СПб: Наука, 1998. — 544 с.
  138. Г. И. Повышение устойчивости организма к воздействию высокой температуры окружающей среды. // Воен.- мед. журн. -1981. -N2. -С.142−145.
  139. Г. Н., Ломов О. П. Гигиеническая оценка микроклимата. -Л.: Медицина, 1987. -111с.
  140. А.Л. Адаптация слушателей военно-медицинского факультета и пути повышения эффективности их профессионального обучения: Дисс.канд.мед.наук. -Саратов, 1993. -171с.
  141. А.Н. Изучение нервно-эмоционального напряжения летчиков-инструкторов в процессе полетов// Доклады академии военных наук, серия «Военное здравоохранение и военно-медицинское образование». 1999. -№ 2.-С. 69−71.
  142. А.Н. К вопросу о повышении работоспособности летно-инструкторского состава ВУЗ ВВС// Психофизиологические и клинические аспекты медицинской реабилитации летного состава: Тезисы научн.-практ. конф. СПб: ВМедА, 1998. — С. 73.
  143. А.Н. Медико-социальные проблемы труда летчиков-инструкторов// Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1997. — № 2. — С. 11−13.
  144. А.Н. Некоторые аспекты профессиональной деятельности лётчиков-инструкторов и их влияние на мотивацию к продолжению лётной работы // Вопросы клинической и профилактической медицины: Тез. научн. работ. Саратов, 1995. — С. 92−93.
  145. А.Н. Оптимизация медицинского обеспечения летчиков-инструкторов армейской авиации// Актуальные проблемы военного здравоохранения и военно-медицинского образования: Тезисы докл. научн.-практ. конф. Саратов: Изд-во СГМУ, 1999. — С. 57−59.
  146. А.Н., Волков А. К. Некоторые социально-психологические аспекты профессиональной деятельности летчиков-инструкторов// Материалы научн.-практ. конференции «Психология и жизнь». Саратов, 1996. — С. 28.
  147. А.Н., Козлов А. В. Эмоциональный стресс в профессиональной деятельности летчиков-инструкторов// Материалы 1-ой Международной конференции «Актуальные проблемы человека в аэрокосмических системах». М.: «Код», 1997. — С. 183−184.
  148. А.Н., Копотев Л. И. Психофизиологические особенности профессиональной деятельности летчиков-инструкторов// Доклады академии военных наук, серия «Военное здравоохранение и военно-медицинское образование». 1999. — № 2. — С. 63−69.
  149. Л.А. Лекции по физиологии нервной системы. М. — Л.: Медгиз, 1938.-238 с.
  150. Г. Совершенствование подготовки лётчиков за рубежом // Зару-беж. воен. обозр. 1984. — № 9. — С. 49−54.
  151. А.Г., Команденко Н. И. Неврологические показатели утомления лётного состава дальней и военно-транспортной авиации // Воен.-мед. журн. 1973.-№ 1.-С. 76−78.
  152. В. В., Хазен И. М., Космолинский Ф. П. Некоторые вопросы космической биологии и медицины. //Авиакосмическая медицина. -М., 1971. -Т.З. -С.3−20.
  153. К.К. К истории отечественной авиационной психологии (Документы и материалы). М.: Наука, 1981. — 318 с.
  154. К.К. Человек в полёте. М.: Воениздат, 1957. — 152 с.
  155. К.К., Гольдштейн Б. М. Психология личности пилота. М.: МГА СССР, 1972. — 290 с.
  156. Е.С. Психологическая совместимость лётчика-инструктора и лётной группы как основа комплектования экипажа// Вопросы морально-политической и психологической подготовки лётного состава. Ростов-на-Дону, 1982.-С. 100−104.
  157. .Л. Психологический отбор курсантов в летные училища.// Воен.-мед. журн. 1962. — N10. — с. 54 — 55.
  158. .Л., Звоников В. М. Перспективное направление совершенствования профессионального отбора летчиков. //Космическая биология и авиакосмическая медицина: Тез. докл. VIII Всесоюз. конф. -М., 1986. -С. 194
  159. В.А. Категория здоровья как теоретическая проблема в авиакосмической медицине // Космическая биология. -1990.-N.3.-C. 17−23.
  160. В.А. Методы восстановления функционального состояния лётного состава. М.: Полёт, 1994. — 88 с.
  161. В.А. Авиация белое и чёрное. — М., 1995. — 456 с.
  162. В. А. Пути совершенствования профилактической работы в авиационной медицине // Воен.мед. журнал. -1999. -Т. 320, № 8, — С. 50−53.
  163. В.А. Психология жизни и труда лётчика. М.: Воениздат, 1992.-С. 30−37.
  164. В.А. Пути совершенствования профилактической работы в авиационной медицине// Воен.-мед. журн. 1999. — Т. 320, № 8. — С. 50−53.
  165. В.А., Васильев П. В. Функциональное состояние лётчика в экстремальных условиях. М.: Полёт, 1994. — 424 с.
  166. В.А., Ворона А. А. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ. М.: Воениздат, 1992. — 184 с.
  167. В.А., Завалова Н. Д. Авиационная психология. -М., 1992. -220с.
  168. В.А., Лапа В. В. Профессия лётчик / Под ред. Ю.П. Добро-ленского. — М.: Воениздат, 1985. — С. 22−23.
  169. В.А., Ступаков Г. П., Сытник С. И. и др. Здоровье летчика -проблема функциональных резервов здорового человека. //Мед. и психол. проблемы оптимиз. функционал, состояний летчика. /М-во обороны РФ, 1992. -С.4−9.
  170. А. Путь в небо // Авиация и космонавтика. 1983. — № 8. — С. 14−15.
  171. Г. С., Комаровская Р. П. Профилактика преждевременного старения //Сов. здравоохранение. 1990. — № 12. — С. 36−40.
  172. В.А. Мнения экспертов о вузовском образовании //Социологические исследования. -1994. -№ 12. -С.51−52.
  173. Н.А., Покотило Л. И. Оценка функциональных резервов и летный прогноз //XV съезд Всесоюзн. физиол. общ-ва.- Кишинев: Всесоюзн. физиол. общ-во, 1987.-Т. 2.-С. 109.
  174. А.Н. О возможности профилактики эмоционального стресса у операторов. //Выживание человека: резерв, возможности и нетрадиц. мед.: 1 Междунар. конф. Москва., 21−24 сент.1993.: Тез. докл. -М., 1993. -С. 111.
  175. В.А., Коршевер Н. Г., Гриценгер В. Р. и др. Оптимизация профессиональной подготовки военных врачей. -Саратов: Изд-во СГМУ, 1998. -75с.
  176. В.А., Коршевер Н. Г., Сафронов В. В., Лавриненко О. В. Технология оптимизации территориальной системы медицинского обеспечения. Саратов: издательство Саратовского военно-медицинского института, 2001.-161 с.
  177. М.М. К оценке профессиональной деятельности военных специалистов. // Воен.-мед.журн.- 1985.- N 7. С. 47−49.
  178. Я.И. Динамика кровяного давления у курсантов в процессе летного обучения (реф.). // Воен.-мед. журн. -1960. N10. — С.79.
  179. Н.М. Больше внимания укреплению здоровья летного состава. //Воен.-мед. журн. -1985. -N8. -С. 3−6.
  180. Н.М. Становление и развитие отечественной авиационной медицины за годы советской власти // Воен.-мед. журн. 1977. — № 10. — С. 9−14.
  181. Н.М. Медицинский контроль за лётным составом в период подготовки и проведения полётов. М.: Воениздат, 1987. — 96 с.
  182. Н.М., Бодров В. А. К понятию работоспособности летного состава. // Воен.- мед. журн.- 1983.- N. 4.- С. 49−52.
  183. И.М. Производственная активность молодых рабочих. //Социологические исследования. 1983.- № 4.- С. 92−95.
  184. И.А., Апанасенко Г. Л. Организация физической подготовки и врачебного контроля за ней у подводников. //Воен.- мед. журн. -1972. -N3. -С.67−69.
  185. И.А., Новиков B.C. Неспецифические механизмы адаптации моряков. JL: Наука, 1984. -146с.
  186. И.А., Солодков А. С. Состояние функций организма и работоспособности моряков. -JL: Медицина, 1980. -192с.
  187. И.А., Солодков А. С. Физиологическое обеспечение походов подводных лодок. //Воен.-мед. журн. -1970. -№ 10. -С.66−69.
  188. И.А., Солодков А. С., Апанасенко Г. Л. и др. Принципы оценки работоспособности и утомления у моряков//Воен.- мед. журн.- 1976.- N7.- С. 60−64.
  189. Г. Очерки об адаптационном синдроме. Пер. с англ. -М.:Медгиз., 1960. -254с.
  190. И.М. Очерк рабочих движений человека. М., 1906. — 82 с.
  191. В.И., Шамардин В. Н. Прогнозирование резистентности юных спортсменов к вестибулярным раздражителям по результатам ортостатической пробы. //Теория и практика физической культуры. -1986. -N9. -С.28−29.
  192. А.С. Адаптационные возможности человека. //Физиология человека. -1982. -Т.8, N3. -С.445−449.
  193. В.П., Лисицкий Ю. Ф. Физическая подготовка лётчиков-инструкторов высших военных авиационных училищ лётчиков. Харьков, 1988.-63 с.
  194. Я.Л., Скворцов С. А., Ландграф Л. А. и др. Оценка состояния здоровья летного состава. //Авиакосм, и экол. мед. -1992. -26, N5−6. -С.81−86.
  195. Г. П. Факторы авиационного полета проблемы адаптации и здоровья авиационных специалистов. //Выжив, человека: резерв, возможности и нетрадиц. мед.: 1 Междунар. конф., Москва., 21−24 сент. 1993: Тез. докл.-М., 1993.-С.14−16.
  196. К.В. Теоретическая физиология: развитие в научной школе П. К. Анохина. //Вестник РАМН. -1994. -N10. -С.3−11.
  197. К.В. Функциональная система организма как объект физиологического анализа. //Вестн. АМН СССР. -1985. -N2. -С.3−11.
  198. К.В. Функциональные системы организма. М.: Медицина, 1987. -432 с.
  199. К.В. Функциональные системы организма в динамике патологических состояний (100-летию со дня рождения П. К. Анохина, который глубоко вникал в проблемы клинической медицины, посвящается) //Клиническая медицина. -1997. -Т.75, № 10. -С.4−11.
  200. Л.М. Некоторые теоретические предпосылки организации профессионального обучения и труда подростков. //Вестн. Рос. АМН. -1993. -N6. -С.28−33.
  201. П., Щкитов В. Качинское ордена Ленина Краснознамённое. -Волгоград, 1980. С. 54.
  202. В. Авторитет инструктора // Авиация и космонавтика. 1982. -№ 11. -С. 30−31.
  203. Т.Л. К вопросу об использовании результатов психологического отбора в процессе обучения курсантов лётных училищ ГА//Тез. научн. со-общ. V Всесоюз. съезда общ-ва психологов СССР. Часть 1. М.: Наука, 1983. -С. 201−203.
  204. .А. Исследование функционального состояния сердечнососудистой системы и физической работоспособности. //Практические занятия по врачебному контролю. -М.: Физкультура и спорт, 1976. -С.33−62.
  205. .И. Основы физиологии человека. СПб.: Межд. фонд истории науки, 1994. — Т. 2. — С. 372−394.
  206. С.В. Адаптация военнослужащих подразделений охраны к условиям военно-профессиональной деятельности и пути ее оптимизации: автореф. дисс.канд. мед. наук. -Саратов, 2002. 25 с.
  207. В.В., Белов А. И. К вопросу изучения и оценки склонности человека к педагогической деятельности // Вопросы морально-политической и психологической подготовки лётного состава. Ростов-на-Дону, 1983. — С. 61−67.
  208. В.В., Белов А. И., Шпаченко Д. И. К вопросу отбора лётно-инструкторского состава в ВВАУЛ // Вопросы морально-политической и психологической подготовки лётного состава. Ростов-на-Дону, 1982. — С. 93−95.
  209. А.А. Возбуждение, утомление, торможение // Собрание сочинений. Л.: ЛГУ, 1951. — Т. 2. — С. 65−77.
  210. А.А. Физиологический покой и лабильность как биологические факторы // Собрание сочинений. Л., 1951. — Т. 2. -129 с.
  211. И.Б. Общая структурная (каскадная) схема изменений профессионального здоровья в авиации. //Авиакосмическая и экологическая медицина. -1994. -N5. -С.4−8.
  212. Н.И. Врачебный контроль на современном этапе // Совершенствование форм и методов медицинского контроля за функциональным состоянием и работоспособностью лётного состава. Л., 1990. — С. 60.
  213. Н.И. Оценка работоспособности лётчика в течение лётной смены // Воен.-мед. журн. 1976. — № 7. — С. 65−69.
  214. В. А. К вопросу об оценке здоровья военнослужащих. // ВМЖ. -1999. Т. 320, № 8. — С. 47−49.
  215. М.Н., Вартбаронов Р. А., Бухтияров И. В. Медицинское обеспечение и психофизиологическая подготовка к полетам на высокоманевренныхсамолетах// Воен.-мед. журн. 2000. — Т. 321, № 10. — С. 56−57.
  216. В.К. Об изучении и оценке летных способностей.// Воен.-мед. журн. 1962. — N4. — С. 67 — 69.
  217. А.П. Значение остроты зрения в летном обучении.// Воен.-мед. журнал. 1954. — N10. — С. 36 — 39.
  218. В.В., Лосев А. Я. Нейроциркуляторная дистония у молодых военнослужащих. //Научные труды Киевского военного госпиталя. Киев, 1964.-С. 78−83.
  219. А.В., Круглый М. М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. -М.: Медицина, 1977. -176с.
  220. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Изд-во «Наука», 1982. -185с.
  221. П.М. Функциональные резервы и функциональная надежность человека: Тез.докл. на III (16) Съезде Физиологического общества Рос. акад. наук. 1994.// Успехи физиологических наук. -1995. -Т.26, № 1. —С.111−112.
  222. Е.И. Уценено временем // Авиация и космонавтика. 1988. -№ 3. — С. 4−5.
  223. Л.Е. медико-психологическое обеспечение военно-профессиональной деятельности морских пехотинцев: автореф.дисс. канд. мед.наук.- Санкт-петербург, 2001.- 189 с.
  224. И.А. Адаптация морских пехотинцев к условиям военно-профессиональной подготовки и пути повышения ее эффективности. Авто-реф. дисс. канд.мед.наук.- Саратов, 1998.- 171 с.
  225. В.А. Современные теоретические представления о гомеоста-зе. -В кн.: Итоги науки и техники. Сер. Физиология человека и животных -М., 1982. -Т.25. -С.3−18.
  226. М.И., Шигаев В. Ю. Основные направления повышения им-мунорезистентности организма военнослужащих //Воен.-мед. журн. 1996. -Т.317,№ 7. -С.51−54.
  227. О.И. Промышленные предприятия. М.: Мысль, -1978.- С. 201
  228. В.И., Яньшин Л. А. Военно-профессиональная работоспособность как критерий здоровья. //Воен.-мед. журн. 1992. -№ 11. -С.54−56.
  229. Г. М. Об экспериментально-психологической оценке летных способностей курсантов (реф.).// Воен.-мед. журн. -1959. N7. — С. 75.
  230. Е.А. Системный подход как концептуальная основа исследования эмоциональных стрессов. //Вестн. АМН СССР. -1982. -N2. -С.63−69.
  231. А.И. Методика первоначального обучения на вертолётах. М.: ДОСААФ СССР, 1986. — 158 с.
  232. Г. М., Новиков B.C., Хавинсон В. Х. Резистентность, стресс, регуляция. -Л.:Наука, 1990. -237с.
  233. Amcrout A., Solomon О. From Symbolic stimulus to the pathophysiologic response: immune mechanisms. //International Journal of psychiatry in Medicine. -1974. -N 5. -P.541−563.
  234. Bertalanfy L. General theory of systems application to psychology. //Soc. Sci. Inform. -1967. -Vol.6, -N6. -P.126−136.
  235. Borkan G. A. Norris A. H. Measurement of biological age using a profile of physical parameters // J. Gerontol. 1980. — Vol. 35, № 2. -P. 177 — 184.
  236. Boyd J.C., Lacher D.A. The multivariate reference range: an alternative interpretation of multitest profiles. //Clin. Chem. -1980. -Vol.28. -N2. -P.259−265.
  237. Brisson A. de Bremond G. Pilotage militaire et psychologie experimentale.// Forces aeriennes franc. -1966. -Vol.20, N222.-P. 185−218.
  238. Д. Статистические методы в научных медицинских исследованиях. Перевод с болгарского. М.: Медицина, 1968. — 419 с.
  239. Сох R.H. Utilization of psychomotor screening for USAF pilot candidates: en-han-cing predictive validiti. //Aviat. Space and Environ. Med. 1988. — N7. -P.640−645.
  240. Doughty Paul. Testing adaptations // Quart. Rev. Biol. -1998. -73, N 3. -P. 333−336.267. (Everly G., Rosenfeld R.) Эверли Д., Розенфельд P. Стресс (природа и лечение). Пер. с англ. -М: Медицина, 1985. -С.56.
  241. Fedor D.B., Rensvold R.B., Adams S.M. An investigation of factors expected to affect feedbach seeking: A longitudinal field study. //Pers. Psychol. -1992. -Vol.45, N4.
  242. Ferrara W.B., Markovits A.S. Visual acuity and performance in tactical Naval aviators. //Aviat. Space Environ. Med. -1990. -Vol.61. -N5. -P.462−462.
  243. Gopher D. Incorporation of a test of selective attention in a pilot selection battery. // Proceedings of the Human Factors Society 25th Annual Meeting. 1981. -P.649−653.
  244. Grusenmeyer C. Za rele’ve de poste. Une phace critigue du travail en e’guipes successives. //Energ. sante Serv. etud. med. -1991. -2, N3. -P.491.
  245. Hollenbeek J.R., Klein H.J. Goal commitment and the goal -setting process: problems, prospects and proposals for future research. //J. Appl. Psychol. -1989. -Vol.72, N2. -P.212−220.273. Hiland D.A. et al. (1992)
  246. Item. Longitudinal study of cardiovascular disease in U.S. Navy pilots. //Ibid. -1986. -Vol.57. -N5. -P.438−442.
  247. Jamaji K., Shepkard P.J. Incidens of heart rate overshoot during supramaximal work on a cycle ergometer //J. Sports Med. and Phys. Fitness. -1987. -V.27,N1. -P. 92.
  248. Johnson J.A., Sample J.A., Jones J. Self-directed learning and personality type in adult degree students. //Psychology -1988. -Vol.25, N 1. -P. 32−36.
  249. Jonsson F., Sundgren N. Essential hypertension in airline pilots. //Aerosp. Med. -1969. -Vol.40, N1.-P.70−75.
  250. Knight J.A. Moral growth in medical students // Theor. Med. -1995. -V.16, N3. -P.265−289.
  251. Lambert M.I., Cheevers E.J., Coopoo J. Relationship between energy expindi-ture and productiviti of sugar cane cuttersand stackars // Occup. Med. -1994. -V.44, -N4. -P. 190−194.
  252. Lin C.L. Tissue oxygen and carbon dioxide partial pressure changes in normalsubjects during hyperventilation //Chung Hua Nei Ко Tsa Chen. -1983. -V.22,N 4.- P. 201.
  253. London P. S. Medical lessons from the Falclands islands compaign // J. Bone Joint Surgery. -1983. -V.65, N4. -P.507−510.
  254. Marcinic E.J., Hyde D.E., Taylor W.F. The relatio ship between the U.S. Navy fleet diver physical sereening test and jobtosk performence // Aviat., Space, and Environ. Med. -1995. -V.66, N4. -P.320−324.
  255. Marsh H.W., Richards G.E. The Outward Bound Briolging Cource for low-achieving high school males: Effect on academic and multidimensional selfcon-cepts. //Austral J.Psychol. 1988. -Vol.40, N3. -P.267−280.
  256. Morbut M.M., Wade A.I. Oxygen pulse as a measure of aerobic power during submaximal work in humans //J. Physiol.(Gr.Brit). -1988. -N399. -P.73.
  257. Morehouse Z.E. Beckman E.Z. Heart paced ergometry. //Biomed.Sci. In-strum. -1968. -N 3. -P.139−149.
  258. Nitko J. Continual characteis of the adaptive processes at the work at sea. //Bull Jnst. Marit. and Trop. Med. Gdynia. -1989. -Vol.40, N3−4. -P.135−139.
  259. Overcoming effects of stress offers greatest opportunity to sleep well // Hum. Fact. And Aviat Med. -1998. -45., N 5. -P. 1−8.
  260. Pettyjohn F.S., White J.T., Mitchell R.E. et al. Short PR and Normal QRS -aeromedical relook. ASMA SP 58-th Ann. Sci. Meet Las Vegas, May 10−14, 1987.
  261. Pircher L. Belastung des Kreislaufs beim Fligen von Kamffiigzengen. //Schweiz. Med. Wschr. -1972. -Bd.102, N12. -S. 444−447.
  262. Ralph A. Social skills training: How can we tell is it works? //Austral.Psychol. -1988.-Vol.23, N3.-P.305−314.
  263. Retzlaff P.D., Gibertini M. Objective psychological testing of U.S.Air Force officers in pilot training. //Aviat. Space and Environ. Med. 1988. — N7. — P.661 -663.
  264. Roman J. Cardiorespiratory functioning in fliht. //Aerospace Med. -1963. -Vol.34, N4. -P.322−337.
  265. Rostowska Т. Tendencje zmian osobowosci miodziery w swietle cpi H.G. Gougha//Acta U.L. Folia paed et psychol. -1993. -N 32. -P. 105−122.
  266. Rothe H.P. Morehouse Z.E. Heart conttolled ergometry. //Biomed. Sci. In-strum.-1968. -P.84−91.
  267. Sacurada Ichiro, Ocnbo Jasushi, Suwazono Jasubhi ct al. The presend relationship between japanese workers helth status and lipestyle //J. Occup. Health. -1999. —41, N 2. -P.69−75.
  268. Selt D.I. Moral integrity and values in medicine: Inaugurationg a new seehion // Theor. Med. -1995. -V.16, N3. -P.253−264.
  269. Simonson E. The concept and definition of normality. //Ann. N.Y. Acad. Sci. -1966. -Vol.134. -P.541−558.
  270. Soubhia Zeneide, Ruffino Ma’rcia Caron. Estrate’gias de estudo. //Semina. -1992.-13, N2. -P. 123−128.
  271. Spatling Z., Fallenstein F., Huch A. et all. The veriebility of cardiopulmonary adaptation to pregnansy at rest and during exercise. //Brit. J. Obstet. and gynaecol. -1992. -Vol.99, Suppl. N8. -P.l-40.
  272. Tafforin Carole. Synthesis of ethological studies on behavoural adaptation of the astronout to space flight conditions. //Acta astronaut. -1994. -32, N2. -P.131−142.
  273. Weder Alan В., Schock Nicholas J. Adaptation, allometry and hypertension //Hypertension. -1994. -V.24,N2. -P.145−146.
  274. Weir A. Physical activity and health: A literature review // Sports Exercise and Injury. -1999. -V. 4, N 2−3. -P.97−101.
  275. Wesorterterp Klaas R., Meijer German A.Z., Janssen Eugene M. E. et al. Long-term effect of physical activity on energy balance and body composition. //Brit. J. utr. -1992. -Vol.68., N1. -P.21−30.
Заполнить форму текущей работой