Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика и информационно-программное обеспечение игрового проектирования моделей предметных областей для экспертных систем поддержки принятия решений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, недостаточная исследованность проблемы инженерии знаний остается главным тормозом для дальнейшего развития ЭС, СППР, СУЗ и, в этой связи, сохраняет актуальность проблемы поиска новых форм и методов получения, структурирования и формализации знаний. Эта же проблема существует и при подготовке специалистов по разработке информационных систем с «интеллектом» в высшей школе, проявляясь… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современное состояние и проблемы разработки экспертных систем поддержки принятия решений
    • 1. 1. Современное состояние экспертных систем
    • 1. 2. Уровни знаний и их связь с этапами разработки экспертных систем
    • 1. 3. Проблемы инженерии знаний
    • 1. 4. Краткие
  • выводы к главе 1
  • Глава 2. Методологические и теоретические основы проектирования моделей предметных областей для экспертных систем поддержки принятия решений
    • 2. 1. Ситуационная абстракция и ее свойства
    • 2. 2. Семиотический подход к описанию объектов управления и моделирования
    • 2. 3. Основные принципы метода ситуационного управления
    • 2. 4. Методология концептуального анализа и проектирования
    • 2. 5. Краткие
  • выводы к главе 2
  • Глава 3. Метод ситуационного анализа и проектирования модели предметной области произвольной природы
    • 3. 1. Концептуальная структура единичного решения
    • 3. 2. Концептуальная модель предметной области
    • 3. 3. Вопросы инженерии знаний
    • 3. 4. Точки эффективного использования игрового подхода
    • 3. 5. Краткие
  • выводы к главе 3
  • Глава 4. Методика игрового проектирования моделей предметных областей, типы игр и сценарии их реализации
    • 4. 1. Методика игрового проектирования
    • 4. 2. Идентификационная игра
    • 4. 3. Концептуальная игра
      • 4. 3. 1. Уровни концептуализации предметной области
      • 4. 3. 2. Сценарий концептуальной игры на проектирование моделей предметных областей
      • 4. 3. 3. Пример концептуальной игры на проектирование модели предметной области «Управление интеллектуальным домом»
      • 4. 3. 4. Сценарий концептуальной игры на обучение проектированию модели предметной области
      • 4. 3. 5. Пример концептуальной игры на обучение проектированию модели предметной области «Волшебные сказки»
    • 4. 4. Ситуационно-деятельностная игра
    • 4. 5. Краткие
  • выводы к главе 4
  • Глава 5. Программное обеспечение игрового проектирования моделей предметных областей
    • 5. 1. Система оценки понятий «ЭкспИдент»
    • 5. 2. Обучающая система «Концепт»
    • 5. 3. Программное обеспечение ситуационно-деятельностных игр
    • 5. 4. Краткие
  • выводы к главе 5

Методика и информационно-программное обеспечение игрового проектирования моделей предметных областей для экспертных систем поддержки принятия решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наша современность характеризуется несколькими новыми свойствами, отличающими ее от всех других этапов развития цивилизации:

• появилось огромное количество и типов предприятий, благодаря деятельности малого, среднего и крупного бизнеса, а также государственных, муниципальных и общественных структур, в каждой из которых обязательным элементом является система управления с лицами, принимающими решения (ЛПР);

• в связи с вступлением цивилизации в стадию информационного общества, благодаря глобальным сетям связи, новым возможностями вычислительной и другой цифровой техники, у человечества появились принципиально новые возможности, изменившие все традиционные сферы жизни человека: общение, обучение, работа, искусство и т. д.;

• огромное количество новых вызовов и угроз человечеству породило большое число новых задач, требующих незамедлительных решений, и, самое главное, хороших решений, поскольку плохие решения могут нести колоссальные опасности для всей цивилизации.

В этих условиях роль ЛПР и систем управления неизмеримо выросла, по сравнению с предыдущими этапами, по ответственности перед обществом. Также неизмеримо выросла роль информатизации, информационных систем, особенно интеллектуальных. Общество доросло до понимания необходимости интеллекта у информационных систем, у систем управления корпорациями, даже у систем, с которыми работают небольшие предприниматели. Осознание этого привело к новым типам информационных систем — систем с «интеллектом», таких как хранилища данных (ХД), системы управления знаниями (СУЗ). Практически всегда в их «интеллект» входят системы поддержки принятия решений (СППР), в том числе экспертные системы (ЭС). ЭС исторически возникли в 70-е гг. и прошли большой путь развития, имеют четко утвердившуюся технологию, инструментальные средства и языки реализации. Поэтому естественно, что эти технология, языки и средства вошли в арсенал, например СУЗ, СППР, став технологиями их разработки. Сравнение показывает, что технология разработки СУЗ и ЭС практически совпадают (идентификация —> концептуализация —> формализагрш —у реализация —> тестирование). Но это означает, что и проблемы развития ЭС стали проблемами СУЗ и СППР. Известно, что основой любой ЭС является модель предметной области (ПрО), или база знаний (БЗ). Важность и даже первостепенность модели ПрО подчеркивается тем, что в этой связи, появилось целое направление, связанное с системами искусственного интеллекта (СИИ) -«Инженерия знаний» и профессия «Инженер по знаниям» (системный аналитик, инженер-когнитолог, менеджер по знаниям). При разработке ЭС от качества его работы, от его опыта, способности к системному и концептуальному мышлению, его психологичности, т. е. умения разговорить эксперта, внушить ему доверие и желание по новому познавать ту ПрО, специалистом которой он является, зависит все: время на разработку ЭСее качественные характеристики — быстродействие, функциональные возможности, полнота покрытия ситуационного пространства управления и принятия решенийкомфортностьвыбор инструментальных средств. Фактически, опытный инженер по знаниям должен быть, и психологом, и философом, и педагогом, и лингвистом, и специалистом в областях получения, структурирования и формализации знаний, разбираться в инструментальных программных средствах проектирования и разработки ЭС, знать и уметь еще очень многое. Ко всему, он должен иметь хороший опыт практической разработки ЭС для произвольных ПрО. Вот таким в идеале должен быть хороший инженер по знаниям. Очевидно, что в рамках тех академических часов, которые отводятся в вузах на лекции, лабораторные и курсовые работы, еще и при отсутствии возможности участия студентов в НИРах, за редкими исключениями, подготовить хорошего специалиста, инженера по знаниям, невозможно.

Разработке теоретических основ инженерии знаний и реализации соответствующих методов в ЭС посвящены работы Андрейчикова А. В. и Андрейчиковой О. Н., Гавриловой Т. А., ОсиповаГ.С., Рыбиной Г. В., Стефанюка В. Л., Тарасова В. Б., Финна В. К., Хорошевского В. Ф., и др. Но, несмотря на огромный арсенал разработанных методов (более 200), проектирование моделей.

ПрО до сих пор остается искусством, т.к. эти методы не обеспечивают единого подхода, целостного видения проблемы-и, соответственно, технологии разработки ЭС.

Известно, что исторически наиболее популярной формой стимулирования и активизации деятельности и, особенно обучения, являются игры различных форм и направленности. Разработке теории и практики деловых игр как наиболее популярного и распространенного метода активного обучения посвящены работы Вербицкого А. А., ГеронимусаЮ.В., ДанчулаА.Н., Емельянова Ю. Н., Красовского Ю. Д., Крюкова М. М. и Крюковой Л. И., Ладенко И. С., Сыроежина И. М., Щедровицкого Г. П. и др. Применение деловых игр как метода инженерии знаний (экспертные игры), делалось (Гинкул Г. П.), но относительно решения узких (частных) задач, но не к технологии разработки СППР в целом.

Таким образом, недостаточная исследованность проблемы инженерии знаний остается главным тормозом для дальнейшего развития ЭС, СППР, СУЗ и, в этой связи, сохраняет актуальность проблемы поиска новых форм и методов получения, структурирования и формализации знаний. Эта же проблема существует и при подготовке специалистов по разработке информационных систем с «интеллектом» в высшей школе, проявляясь как несоответствие имеющихся методов традиционного обучения сложностям современных задач и объемам информации для обработки.

В этой связи, данное исследование посвящено проблемам инженерии знаний и разработке именно игрового подхода к проектированию моделей ПрО для ЭСППР как комбинации связанных игр различных типов: идентификационных, концептуальных, ситуационно-деятельностных. Теоретической основой для реализации стал метод ситуационного анализа и проектирования моделей ПрО произвольного типа, методические и инструментальные средства, разработанные Болотовой (Загадской) Л.С. и под её руководством.

Цель работы: повысить качество и скорость проектирования моделей произвольных ПрО для ЭСППР и, соответственно, качество подготовки инженеров по знаниям в вузах путем введения игровой формы проектирования и обучения.

Для достижения этой цели в работе необходимо было решить следующие задачи:

• исследовать современное состояние и проблемы инженерии знаний в ЭС;

• исследовать технологии проектирования моделей ПрО и ЭС;

• исследовать существующие формы обучения, в т. ч. игровые;

• разработать теоретические основы метода ситуационного анализа и проектирования в части, необходимой для применения игрового подхода;

• разработать методику игрового проектирования моделей ПрО для ЭСППР;

• разработать информационно-программное обеспечение игрового проектирования;

• исследовать эффективность методики и информационно-программного обеспечения путем проведения конкретных игр.

Объект исследования — сам процесс проектирования ЭС, методы инженерии знаний, программные средства поддержки инженера по знаниям в процессе проектирования.

Предмет исследования — игровое проектирование моделей произвольных ПрО для ЭСППР.

Методы исследования. При выполнении диссертации использовались методы извлечения, структурирования и формализации знаний, методы активного обучения, метод ситуационного управления (Поспелов Д.А., Болотова (Загадская) JI.C.), метод концептуального анализа и проектирования систем организационного управления (Никаноров С.П., Кучкаров З.А.), методы экспертных оценок, методы формализованного представления систем (Волкова В.Н., Денисов А.А.).

Достоверность и обоснованность результатов работы подтверждена данными игрового проектирования моделей конкретных ПрО, а также сравнением полученных результатов с результатами решения этих же задач без игрового моделирования, в том числе с компьютерной поддержкой.

Научная новизна.

1) Интерпретация и применение игрового подхода к проектированию моделей ПрО для ЭСППР.

2) Теоретические основы проектирования моделей ПрО в части разработки возможных типов взаимодействия концептуальных структур единичных решений и уровней концептуализации ПрО.

3) Методика игрового проектирования моделей ПрО.

4) Сценарии игр: для идентификации ПрО на соответствующем этапеидентификационные, для обучения концептуализации — концептуальныедля проектирования модели ПрО — ситуационно-деятельностные.

На защиту выносятся.

1) Типы взаимодействия концептуальных структур единичных решений.

2) Уровни концептуализации ПрО.

3) Методика игрового проектирования моделей ПрО.

4) Сценарии идентификационных, концептуальных и ситуационно-деятельностных игр. у.

5) Программные средства реализации идентификационных игр «ЭкспИдент» и концептуальных игр — «Концепт».

Практическая значимость результатов работы.

Теоретические основы проектирования моделей ПрО, методика, сценарии и информационно-программное обеспечение игрового проектирования внедрены: в учебный процесс на кафедре Вычислительной техники МИРЭА, на кафедре Государственного и муниципального права и управления Таганрогского технологического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет" — в разработку проекта ЭСППР для управления элементами бортового и наземного сегментов глобальных спутниковых коммуникаций в ООО «ГЛОБСАТКОМ" — в разработку базы знаний ЭСППР для управления трудовойдисциплиной в ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева».

Апробация работы. Основные положения работы докладывались и обсуждались на следующих конференциях:

• 55, 56, 57 и 58-ой НТК МИРЭА, Москва, 2006;2009;

• 3-ей НТК студентов, аспирантов и молодых специалистов РГУИТП, Москва,.

• 1 и 2-ой международных молодежных конференциях «Искусственный интеллект: философия, методология, инновации», Москва — Санкт-Петербург, 20 062 007;

• 2-ой Всероссийской НИК «Перспективные системы и задачи управления», Домбай, 2007;

• Международных НТК AIS'08 «Интеллектуальные системы» и CAD-2008 «Интеллектуальные САПР», Дивноморск, 2008;

• 8-ой НПК «Современные информационные технологии в управлении и образовании: новая волна», НИИ «Восход», Москва, 2008.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ, из них 1 в ведущем рецензируемом научном журнале, определяемом Высшей аттестационной комиссией.

Вклад автора в проведенное исследование.

Все результаты проведенного исследования получены автором самостоятельно.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников, содержащего 105 наименований, и пяти приложений. Объем основного текста составляет 151 печатную страницу, 9 таблиц и 77 рисунков. Объем приложений — 147 печатных страниц.

Заключение

.

1) Исследовано современное состояние и проблемы инженерии знаний в ЭС и сделан вывод о том, что прохождение этапов идентификации и концептуализации остаются искусством и полностью зависят от подготовленности инженера по знаниям и его способностей. Предложено этапы концептуализации, формализации и реализации рассматривать как единый нерасчленимый процесс, решая при этом задачу автоматического программирования базы знаний.

2) Исследованы методологические и разработаны теоретические основы метода ситуационного анализа и проектирования моделей произвольных ПрО для ЭСППР в части: выявления уровней концептуализации ПрО и возможных типов взаимодействия концептуальных структур единичных решений.

3) Разработана методика игрового проектирования на этапах идентификации и (концептуализации —> формализации —>реализации).

4) Разработаны сценарии идентификационных, концептуальных и ситуационно-деятельностных игр.

5) Разработаны программные средства реализации идентификационных игр «ЭкспИдент» и концептуальных игр — «Концепт».

6) Проведены конкретные игры на разработку ЭСППР для ПрО «Администрирование локальной вычислительной сети, Интернет-кафе», «Управление интеллектуальным домом», «Управление трудовой дисциплиной на предприятии», «Управление муниципальным образованием» и др. и на обучение концептуализации на тематике «Волшебные сказки». Сравнение результатов с традиционным неигровым способом проектирования показало, что при проведении игр повысилась скорость проектирования и качество моделей ПрО.

7) Дальнейшее развитие работы видится в расширении тематик и сценариев игр, возможностей средств программной поддержки, во внедрении игрового подхода к проектированию моделей ПрО на базе ситуационного центра.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Feigenbaum Е.А. Knowledge Engineering: The Applied Side of Artificial Intelligence. Stanford University, 1980.
  2. Giarratano J.C., Riley G.D. Expert Systems: Principles and Programming, 4th Edition. Course Technology, 2004.
  3. Han J., KamberM. Data Mining: Concepts and Techniques. San Francisco: Morgan Kaufmann Publishers, 2001. — 550 p.
  4. HandD., MannilaH., Smyth P. Principles of Data Mining. Cambridge: Massachusetts Institute of Technology, 2001. — 546 p.
  5. Hastie Т., Tibshirani R., Friedman J. The Elements of Statistical Learning: Data Mining, Inference, and Prediction. New York: Springer, 2001. — 533 p.
  6. Hayes-Roth F., Waterman D., LenatD.B. Building Expert Systems. Addison Wesley, 1983.
  7. Jackson P. Introduction to Expert Systems, 3rd Edition. Addison Wesley, 1998.
  8. Kelly G.A. Psychology of personal constructs. New York: Norton, 1955.
  9. Kintsch W. The representation of meaning in memory. — New York, 1974.
  10. Luger G.F. Artificial Intelligence: Structures and Strategies for Complex Problem Solving, 6th Edition. Addison Wesley, 2008.
  11. Patterson D.W. Introduction to Artificial Intelligence and Expert Systems. -Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1990. 448 p.
  12. Russell S.J., NorvigP. Artificial Intelligence: A Modern Approach, 2nd Edition. Prentice Hall, 2003.
  13. Turban E. Decision support and expert systems: management support systems. -Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1995. 887 p.
  14. Waterman D.A. A Guide to Expert Systems. Addison Wesley, 1985.
  15. Wittenl.H., Frank E. Data Mining, 2nd Edition: Practical Machine Learning Tools and Techniques. San Francisco: Morgan Kaufmann Publishers, 2005. — 525 p.
  16. A.B., Андрейчикова O.H. Интеллектуальные информационные системы: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2006. — 424 с.
  17. Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. — М.: Наука, 1974.-368 с.
  18. А.Н. Народные русские сказки. Полное издание в одном томе.- М.: Альфа-книга, 2008. С. 143−144.
  19. А.И., Башмаков И. А. Интеллектуальные информационные технологии: Учеб. пособие. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. — 304 с.
  20. А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003. — 616 с.
  21. Богатова, Татьяна. Деловые игры это совсем не игрушки. Электронный ресурс. // PC Week. — 2000. — № 32(254). — URL: http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=55 224 (дата обращения: 01.09.2009).
  22. JI.C., Иноземцев С. П., Ященко Н. Ю. Модели и методы представления знаний в системах искусственного интеллекта. СПб.: ВШСИ им. А. Ф. Можайского, 1991. — 116 с.
  23. Л.С., Смирнов Н. А., Смольянинов А. А. Системы искусственного интеллекта. Теоретические основы СИИ и формальные модели представления знаний: Учеб. пособие. -М.: МИРЭА, 2003. 124 с.
  24. Л.С., Смольянинов А. А. Неформальные модели представления знаний в системах искусственного интеллекта: Учеб. пособие. — М.: МИРЭА, 1999. — 99 с.
  25. В.Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами. М.: Синтег, 1997.- 188 с.
  26. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. — М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  27. В.Н., Денисов А. А. Теория систем: Учеб. пособие. М.: Высш. шк, 2006.-511 с.
  28. Гаазе-Рапопорт М. Г. Поиск вариантов в сочинении сказок // Зарипов Р. Х. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. М.: Наука, 1983.-С. 213−223.
  29. Т.А., ГулякинаН.А. Визуальные методы работы со знаниями: попытка обзора // Искусственный интеллект и принятие решений. 2008. — № 1. — С. 15−21.
  30. Т.А., Муромцев Д. И. Интеллектуальные технологии в менеджменте: инструменты и системы: Учеб. пособие. 2-е изд. СПб.: Высшая школа менеджмента- СПбГУ, 2008. — 488 с.
  31. Т.А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2000. — 382 с.
  32. Т.А., Червинская К. Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем М.: Радио и связь, 1992. — 200 с.
  33. Ю.В. Игра, модель, экономика. М.: Знание, 1989. — 208 с.
  34. С.Р., Сыроежин И. М. Игровое моделирование экономических процессов (деловые игры). — М.: Экономика, 1976. — 116 с.
  35. Г. П. Игровой подход к приобретению знаний и его реализация в системе КАПРИЗ // Проблемы применения экспертных систем в народном хозяйстве: Тез. докл. респ. школы-семинара. Кишинев, 1989. — С. 71−74.
  36. В.В. Системы искусственного интеллекта: Учеб. пособие для вузов. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001.-352 с.
  37. ., Оделл П. Кластерный анализ: Пер. с фр. М.: Статистика,
  38. П.М., Глуховенко Ю. М. Ноу-хау обучающих программ и деловых игр: Научно-популярное издание. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.- 222 с.
  39. Т.Ю. Психолого-педагогические основы моделирования игровых занятий в системе профессионального образования: Метод, рек. для преп. — М.: Компания Спутник+, 2007. — 56 с.
  40. Ю.В. Активное социально-психологическое обучение. — JL: ЛГУ, 1985.- 165 с.
  41. А.П., РыбинаГ.В. Подготовка специалистов в. области искусственного интеллекта: состояние, проблемы, перспективы: Политехнические чтения: Сб. тр. Вып. 7: Искусственный интеллект — проблемы и перспективы. — М.: РАИИ, 2006.-С 122−127.
  42. Н.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие.- СПб.: Каро, 2008. 128 с.
  43. М. Иерархический кластер-анализ и соответствия. — М.: Финансы и статистика, 1988.
  44. А.В., Зубова И. И. Основы искусственного интеллекта для лингвистов: Учеб. пособие. — М.: Университетская книга- Логос, 2007. —320 с.
  45. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. / Леванова Е. А. и др. СПб.: Питер, 2008. — 208 с.
  46. Игровое моделирование: методология и практика. / Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. — 228 с.
  47. Искусственный интеллект: В 3 кн. Кн. 1. Системы общения и экспертные системы: Справочник / Под. ред. Э. В. Попова. М.: Радио и связь, 1990. — 464 с.
  48. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб.-метод. пособие / Под ред. А. Н. Данчула. М.: РАГС, 2009. — 228 с.
  49. Ю.И. Ситуационное управление большими системами. — М.: Энергия, 1974.- 135 с.
  50. Компьютерные деловые игры серии БИЗНЕС-КУРС Электронный ресурс. URL: http://www.vkkb.ru/ (дата обращения: 01.09.2009).
  51. Ю.Д. Мир деловой игры: Опыт обучения хоз. рук. М.: Экономика, 1989. — 175 с.
  52. В.Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. — СПб.: П-2, 2006. — 190 с.
  53. М.М., Крюкова Л. И. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх. — М.: Наука, 1988. — 205 с.
  54. З.А. Методы концептуального анализа и синтеза в теоретическом исследовании и проектировании социально-экономических систем: Курс лекций. 3-е изд., доп. и исп. — М.: Концепт, 2008. — Т.1. — 264 с.
  55. Т.К., Пашинин Н. Д. Деловые имитационные игры в экспертных системах // Деловые игры и их программное обеспечение: Тез. докл. — Пущино, 1987.-С. 63−64.
  56. Г. Н. Интеллектуальные системы управления и их обучение с помощью методов оптимизации: Учеб. пособие. — М.: МАИ, 2002. 112 с.
  57. А.Л. Деловые игры в управлении. — Л.: Лениздат, 1989. 172 с.
  58. Н.Д. Кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1988.
  59. Методы и модели анализа данных: OLAP и Data Mining: Учеб. пособие для вузов / Барсегян А. А. и др. СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — 336 с.
  60. .Г. Анализ качественных признаков и структур. М.: Статистика, 1960.
  61. С.П., Никитина Н. К., Теслинов А. Г. Введение в концептуальное проектирование АСУ: Анализ и синтез структур. М.: РВСН, 1995. -234 с.
  62. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом, 2003.-1280 с.
  63. A.M., Новиков Д. А. Методология. М.: Синтег, 2007. — 668 с.
  64. .Е., Романов А. Н. Проектирование экономических экспертных систем: Учеб. пособие для вузов. -М.: Компьютер- ЮНИТИ, 1996. — 166 с.
  65. Н.В. Методы искусственного интеллекта и новые информационные технологии в проектировании приборных комплексов: Учеб. пособие. -М.: МАИ, 2000. 104 с.
  66. Н.Б., Орешков В. И. Бизнес-аналитика: от данных к знаниям. — СПб.: Питер, 2009. 624 с.
  67. А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. — 368 с.
  68. Д.А. Большие системы. Ситуационное управление. — М.: Знание, 1975. 64 с.
  69. Д.А. Ситуационное управление: Теория и практика — М.: Наука, 1986.-284 с.
  70. Д.А., Пушкин В. Н. Мышление и автоматы — М.: Сов. радио, 1972.-224 с.
  71. В.Я. Морфология волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 2007. —128 с.
  72. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления: Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. — М.: Дело, 2003. — 160 с.
  73. В.Н. Оперативное мышление в больших системах. — М.: Энергия, 1965.-375 с.
  74. В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. М.: Политиздат, 1967. — 272 с.
  75. Г. И., Самохвалов Э. Н., Чистов В. В. Базы и банки данных и знаний: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Четверикова. М.: Высш. шк., 1992. -367 с.
  76. Г. В. Введение в интеллектуальные системы: Учеб. пособие. — М.: МИФИ, 2006. 140 с.
  77. СапунцовВ.Д. Компьютер в экономическом образовании. М.: Новый век, 1999.-232 с.
  78. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учеб. пособие для вузов / Болотова J1.C. и др.- Под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. — М.: Высш. шк., 2004. 616 с.
  79. Э.Ф. Информационно-поисковая система БИТ. — Киев: Наук, думка, 1968. — 120 с.
  80. Э.Ф. Семантические сети и автоматическая обработка текста. Киев: Наук, думка, 1983. — 218 с.
  81. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов и др. Мн.:. Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
  82. Статические и динамические экспертные системы: Учеб. пособие / Попов Э. В. и др. М.: Финансы и статистика, 1996. — 318 с.
  83. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учеб. пособие / Баринов В. А. и др.- Под ред. В. Н. Волковой, А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006. — 848 с.
  84. А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. — М.:. Наука, 1986. t
  85. А.Г. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. СПб.: Питер, 2009. — 288 с.
  86. А.Г. Концептуальное проектирование сложных решений.v — СПб.: Питер, 2009. 288 с.
  87. В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: Учеб. пособие для студ. вузов. -М.: Владос, 2005. 303 с.
  88. ТрайневВ.А., ТрайневИ.В. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика). М.: Дашков и К, 2006. — 282 с.
  89. В.Б., Балдин К. В. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 335 с.
  90. А.Г., Елманова Н. З. Введение в OLAP-технологии Microsoft. — М.: Диалог-МИФИ, 2002. 268 с.
  91. Фонд Хайнца Никсдорфа в России Электронный ресурс. — URL: http://www.nixdorf.ru/ (дата обращения: 01.09.2009).
  92. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.
  93. Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб.-метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений. — М.: Высш. шк., 1991. — 320 с.
  94. А.П., Гаврилова Т. А., Белов Д. Л. Разработка экспертных систем. Среда CLIPS. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. — 608 с.
  95. К.Р. Медицинская психодиагностика и инженерия знаний. -М.: Академия, 2002. 624 с.
  96. С.А. Деловые игры: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2005. — 166 с.
  97. Ю.И. Семантика самоорганизующихся систем. М.: Академический проект, 2003. — 176 с.
  98. Ю.А. Равенство, сходство, порядок. М.: Наука, 1971. — 256 с.
  99. Ю.А. Семиотические основы информатики. М.: ИПКИР, 1975.-80 с.
  100. Ю.А., Шаров А. А. Системы и модели. М.: Радио и связь, 1982., — 152 с.
  101. Л.Н. Введение в искусственный интеллект: Учеб. пособие для вузов. -М.: Академия, 2005. 176 с.
Заполнить форму текущей работой