Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-гигиеническая оценка формирования здорового образа жизни у детей как элемента реализации воспитательной функции семьи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рекомендации, советы, информацию профилактического характера более половины респондентов (55,2%) получают от врачей достаточно редко Одной из причин недостаточного внимания к профилактической работе у медицинских работников можно считать отсутствие заинтересованности в ней самих пациентов Об лом свидетельствует то. что 14,5% респондентов ¦re интересуются информацией о сохранении и укреплении… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • Введении
  • Глава. I,
  • ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У
  • ДЕТЕЙ.IО
  • Глава. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Глава. РАСПРОСТАНЕНИОСТЪ ПАТОЛОПШ СРЕДИ ДЕТЕЙ г. НОВОСИБИРСКА <."0 явмиии обращаемости п ЛПУ и ежегодных
  • ЛрйфкЛВКПГЧКХЖ MKBHBINCKH-T осмотрел) —. г
    • 3. 1-Заболеваемость детей, но данным обращаемости
      • 3. 2. Результата Всероссийской диспансеризации детей и подростков по мйкрмипи г Новосибирска
      • 3. 3. Анализ результатов ежегодных профилактических медицинских осмотров
    • 34. Динамика нарушений здоровья у детей от 6 до 8 лет
  • Глава 4.
  • СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
    • 4. 1. Анализ лонных медицинских осмотрел Детей перед поступлением в школу (по материалам школьных медицинских карт)
    • 1. 2. Харакгерне-тиха состояния здоровы и обрам ЖИЗНИ детей на основе монологической оценки. .".".-м
  • Гя"а
  • ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ
    • I. Социо.тогическаяоценка.,""".,."+
      • 5. 2. Эксперта* оценка

Социально-гигиеническая оценка формирования здорового образа жизни у детей как элемента реализации воспитательной функции семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Здоровье детей и подростков во миопии определяет трудовой и репродуктивный потенциал взрослого населении страны. Результаты научны* исследований свидетсдьсгиукгт о том. что спгашшнк! в предшествующие годы тенденции ухудшения эдорои-ъя детей приняли устойчивый характер 11ри этом отмечается высокая распространенность миогоснстемных морфо-фунхщюнальных отклонений и начало разлития многих хронических та бол е-ианнй к детском всирастс I.A.A. Баранов, 2003. ВФ Капитонов, 2002*, Т. М Максимова с соавт., 2004; С-И. Ишх с соавт. 2004; АР. Вайгант. 2003; АЛ Поляхо®с сопит., 2004,2006 н др,>,.

В создавшихся условиях крайне важно не только своевременно фиксировать уже вдгшикцик отклонения в здоровье детей, но и научиться мегюль-эоаатъ их м" предвидения всевозможных негативных последствий, выяснения КС причин н способов противодействия им, На современном этане итуче-Hiu условий формирования здоровья докатано, что otto на 50% обусловлено образом жизни (К > П. Лисицын, 1990} В Кон пениин охраны здоровья детей в РФ до 2010 года одной in ключевых задач является содействие здоровому образу жизни (Б.Г. Хурлтовл с совят., 2005). Практнчсско. му адрллйо.ирл*гению для планирования и осуществления профилактической работы, но сохранению здоровья детей необходимы научно-обоснованные предложения по оптимизации формирования норового образа жизни (НОЖ).

В комплексе различных факторов педиатрическая служба имеет существенное значение и сохранении здоровья летей, формировании базовых элементов здорового образа жизни, осуществлении медико-профилактической помощи (ГМ Максимова е соавт, 2003; Е. П, Какориия, 1999 и лр.). Она призвана отслеживать всю динамику рпштш детскою организма и образ жизни данного контингента населения В системе формирования ЗОЖ медикам отводится роль не только era проводника, но и эксперта, оцени мкпиего всю систему сохранения «римпти здоровья новых поколений.

Среди причин шимющих на шрпи лсиЛ особое мест эмнмдот факторы внутрншхольиоЛ среды" в емш с чем ««тема сбпкпо образования должна создать условия, блш"приятые Для сохранения здоровья и правильного физического развития детеЛ, и дать им необходимые знании о принципах ЗОЖ. В последние годы немало ншкавнний бшн направлены на разработку программ по и обучению навыкам ЭОЖ в образовательных учреждениях {З.И, Чуюшоиа, 1999; С. А, Лядова. 2002; А-И Цурханои с соавт., 14%- X. Купят, I9S7 ндрЛ.

Внимание к еемье как основной сониааьно-демографической группе общества обусловлено значением ее специфических функций, п соотиетствип с которыми она обеспечивает воспитание нсивдго поколения, Перспективы формирования здоропо-го поколении строятся, прежде всего, на семейном воспитании ценностных ориентации. знаний и навыков повеления в процессе формирования здорового образа лизин у ребенка В этой связи исследование реализации воспитательной функции семьи и рамках формирования ЭОЖ у детей п выделение основных направления по се ралвтию яыиются весьма актуальными.

Ut.it.Ki исследования является разработка научно-обоснованных направлений формирования здорового обраш жизни у детей кпх элемента реализации воспитательной функции семьи.

В соогвегсганн с целью исследован ни решались следующие jaiiant I, Разработать методику социально-гигиенической оценки формирования здорового образа жизни у детей в ссмье 2 Прознан тировать состояние здоровья детей по данным обрлшасмо-сти за медицинской помошыо в ЛПУ г Новосибирска в 2001;2004 гг., профилактических медосмотров 2002;2004п и ВсероеснЯской дис-паиссртацнн 2002 года.

Пронести медико-социаяьную оценку состояния здоровья первоклассников на основе результатов углубленного медицинского осмотра, проведенного перед поступлением детей, а школу, мнений родителей и педагогов начальных класСОй.

4. Нтучить мнение родителей первоклассников, педагогов начальны* классов н врачей-пелиатров о формировании отдельных наныкоп (гигиенических, двигательных, принципов питания, атпшснц-с к вред-)шм привычкам, медицинская активность} ТОЖ у детей.

5. Разработан. основные направления фори1грогаинв навыков ЗОЖ у детей через реикНЦНЮ воспитательной функции семьи.

В процессе исследования были проанализированы структура заболеваемости летел г. Новосибирска по отдельным классам болезнен, уровень распространенное&tradeпатологии, удельный вес первичной пболемемостн в общей как фактор ХРОШПИРИ бояежЯ, а также динамика накопления дефектов здоровья Состояние здоровья первоклассников оценивалось, но результатам углубленного медицинского осмотра, проведенного перед поступлением детей в школу, к социологического опроса родителей и педагоге" на-ишнш классов.

Провели" социологическая оценка мнения родителей первоклассников. педагогов начальных классов средних общеобразовательных учреждений и врачей-педилтров о формировании отдельных навыков 30Ж у детей.

Особенности формирования здорового образа житии у детей определялись по результатам соадюлопргесгой и экспертной опенок. Составлен каталог значимости влиянии элементов социальной среды на формирование навыков ЭОЖ у детей, разработана ыоледь формирована ЗОЖ у детей дошкольного возрасти, включающаядоменты сошильной среды в соошеггетвин с их роль" и значимостью в этом процессе, на основе которых определяются основные направления формирования навыков ЗОЖ у детей, лучная itatuiita исследотния заключается в том. что впервые: — разработана методика соцнвльно-гнгиеиической сикнки формнрон-шия здорового образа жизни у детей как адечеитв реализации воспитательной функции семьи, включающая пиал из состояния здоровья, социологическую оценку образа жизни и формирования навыков здорового образа жизниопределена значимость влияния отдельных элементов социальной среды (родители, педагоги, йрачи-иедиатры. средства массовой информации, старшие лета) иа формирование тыки UOpOKM) образа жизни (гигиенические, двигательные, принципы питания, медицинская активность, отношение к вредным привычкам) у детеА с использование si разработанной методики социально-гшненичсской оценкиразработана модель и определены основные направления формирования навыков здороюго образа жизни у детей дошкольного возраст Практическая значимость.

Проведенное социально-гигиеническое исследование позволило научно обосновать основные направления, способствующие формированию навыков здорового образа жизни у детей в процессе семейного воспитания с учетом влияния элементов социальной среды.

Результаты исследования используются органами управления здравоохранения и образования г Новосибирска, городским iteirrpoM профилактики, врачами-педиатрами ЛПУ, работниками общеобразовательных учреждений.

Материалы диссертации включены в учебнопедагогичесхий процесс на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения ФПК и ПНСЗ Новосибирского государственного мелициисксно университета.

Публикации. По материалам исследовании опубликовало 9 рабог, м том числе 4 в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации,.

Лпрлйания, Основные положения диссертации доложены на V молодежной научной конференции СО РАМН «Фундаме"ти1ьные и прикладные проблемы современной медицины (Новосибирск, 2004 г.), научно-практической конференции с международным участием Здоровье работающего населения» (Новокузнецк, 2004 г.), I международной научнопрактически конференции «Обфвспешме здоровье: Инновации о экономике, управлении и правовые вопросы здравоохранения» (Новосибирск, 2005 гЛ конференции молодых ученых «Актуальные вопросы охраны иоровьч населения регионов Сибири — 2006» (Красноярск* 2006 г.) и других научно-практических конференциях.

Проведенное исследование позволило обосновать ряд положений, которые *иц"сят?" на защиту:

I. Методический подход к сониидьиО’Гигзкничеекой оценке формирований здорового образа жизни у детей как элемента реализации вое* питательной функции семь" включает в себя анализ состояния здоровья детей, «ненку их образа жизни и пронесен формирования навыков здорового образа жизни с учетом влияния родителей, педагогов и врачсЛ-ледиитров па основе статистических и еониологиче^ ских методов.

2- Элементы социальной среды (родители, педагоги, меднци некие работники, СМИ, старшие дсги| обладают различии ч уровнем значимости влияния на формирование отдельных кавыкой (гнгяенкче-ских, двигательных, принципов питания, отношение к вредным привычкам, медицинская пктапиостъ) здорового образа жизни у детей 3. Разработанная модель н выделенные направления формирования навыков здорового образа жизни у детей являются основой для определения приоритетных мероприятий в деятельности врачей-педиатров и педагогов при работе с детьми н семьями, а также для рекомендация родителям по воспитанию здорового ребенка.

06be.tr и структура диссертации. ОбишЙ Обим 170 страниц. Работа изложена иа J 60 страницах машинописного текста и состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов. предложений. списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована 27 таблицами и 25 рисунками, Синеок наюльэованной литературы содермгг 214 источников, в том числе 20 иностранных,.

6 Результаты исследования, методика социальио-гипмшгческой оценки, модель и основные направления формирования навыков здорового образа жнзии у детей через реализацию воспитательной функции семьи могут использоваться в учебно-педагогическом процессе медицинских и педагогических высших и средних учебных заведений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Согласно литературным данным на сегодняшний лень нет единого общепринятого определения здорового образа жизни. Тем не меже выделение отдельных хрнтериев и аспектов, а различных его интерпретациях, а целом выражает общий смысл как взаимосвязь образа жизни человека с состоянием его здоровья. Многочисленные исследования, посвященные изучению этих связей у детей. свидетельствуют о значительной роли образа жизни в формировании их здоровья, в том числе образа жизни семьи. Эти закономерности говорят о необходимости формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения, уровень здоровья которого имеет негативные теплен-цнн. В решении задачи сохранения здоровья детей путем формирования здорового образа жизни одной из отправных точек является анализ распространенности заболеваний и дефектов здоровья среди гтой категории населения.

Анализ общей заболеяаемост детей показал, что наибольшую долю в структуре обращений аа медицинской помощью занимают болезни органов дыхания (53,6%), Далее следуют болезни органов пищеварения 47.8%), травмы и отравления (6,7%), инфекционные и паразитарные болезни (4,7%). болезни глаза и его придаточного аппарата (4,5%), болезни нервной системы (4,0%), болезни кожи и подкожной клетчатки (3,7%).

При оценке структуры первичной заболеваемости у детей еще более аыделяется преобладание болезней органе" дыхания (62,0%), На второе место вышли травмы и отравления с удельным весом 8,2% от суммы всей патологии Заслуживают внимания в первичной заболеваемости также инфехци-онные и паразитарные болезни (5,4%), болезни органов пищеварения, кожи и подкожной клетчатки (по 3.9%), отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальном периоде (3.0%). Преобладание mix классов патологии в структуре первичной заболеваемости детского населения указывает на их высокую частоту встречаемости при относительно легком течении без перехода в хроническую форму.

В свою очередь, структура заболеваний, определяющих постановку детей на диспансерный учет, свидетельствует о переходе патологического со-стопина, а хроническую форму. Более И (28.1%) диспансерного учета приходится на болезни органов пищеварения, 11,5% на болезнн органов дыхания Следует отметить болезни нервной и мочеполовой систем, занимающие по 8,7% в структуре пртпин диспансеризаций-, отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде 7,7%, врожденные аномалии — 6,9%. болезни глаза н его придаточного аппарата — 6,4%. болезни костио-мышечиой системы — 4.6%. а также психические расстройства — 3.7%.

Общий уровень заболеваемости детей г. Новосибирска средний за 2003;2004 гт составляет 2144.1 на 1000 детского населения При этом на первичную заболеваемость приходится 80,2% всех обращений, что соответствует 1742.0%". a in каждой 1000 детей л возрасте 0−14 лет 308,2 состоят на диспансерном учете. Высокие показатели обращаемости за медицинской помощью имеют место при заболеваниях органов дыхания (1149.94″) н пищеварения (1б6,9%д). травмах и отравлениях (143,1%*), а также при инфекционных и паразитарных болезнях < 100,.

Согласно интегрированной опенке обшей, первичной заболеваемости детей и причин диспансерного учета боле (ИИ органов дыха Пня и пищеварения имеют «высокие» уровни заболеваемости, с удельным весом значимосгн, но 9.7%, «Выше среднего"4 уровни заболеваемости наблюдаются при травмах н отравлениях, а также инфекционных н паразитарных болезнях с равными долями по 7,6% от всего комплекса болезней,.

При характеристике состояния здоровья детей застуживают внимания результаты Всероссийской диспансеризации 2002 года, которая охватила профилактическими осмогроми всех детей н подростков города и выявила отклонения в состоянии здоровья у 52.0%. Отмечено, что с возрастом уменьшается число детей с первой группой здоровья: с 48.3 до 30,2% у девочек и с 44,9 до 31,1% у мальчиков. При этом увеличиваются доли детей со второй н третьей гру ппами здоровья: с 44,5 до 53,5% у девочек и с 47 J до 55.6% у мальчиков и соответственно с 7,2 до 17,7% и с 7,8% до 16,4, Физическое развитие девочек и мальчиков соответствует возрасту у 94,0% детей.

3 отлично от разового массового обследования регулярные профилактические медицинские осмотры отражают распространенность и характер дефектов здоровья в определенные возрастные периоды, динамику накопления патологии.

Дефекты речи имеют максимальный уровень выявляемости (10,9%) у детей за год до поступления в школу, а затем прирост количества ее дефектов снижается до 0.01% (в возрасте 15 лет), Понижение остроты зрения с возрастом 1ю мере повышения учебкой нагрузки имеет выраженную тенденцию к росту с 3,0 из 100 осмотренных детей перед поступлением в ДЦУ до 6,9 в возрасте 15 лет. Наблюдаемая тенденция свидетельствует о наличии негативных факторов в образовательном процессе, влияние которых усугубляет состояние здоровья детей, а также недостаточной эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий.

Рост распространенности нарушений осанки у детей не столь постоянный и последовательный. Перед посту плением в ДЦУ у 2.3 ИЗ 100 осмотренных детей отмечены нарушения осанки Пик выявляемости данной патологии приходится на нрофосмотр в конце первого года обучения (у 14,8% первоклассников). Следующие профилактические осмотры школьников показывают постепенное уменьшение выявления детей с развитием патологических форм осанки, Это объясняется, в том числе, увеличением у школьников распространенности сколиоза с 1,6% до 3.2%.

Выявляемостъ понижения остроты слузса в детском н подростковом возрасте практически не меняется, составляя 0,04−0,09 новых случаев на 100 осмотренных детей при проведении очередного медицинского осмотра,.

Характеристику динамики накопления опойопт и дефекта* здоровья у детей позволяет лить анализ данных ежегодных медицинских осмотров группы детей одного возраста та трехлетний период.

Первый профилактический медицинский осмотр, проведенный за год до поступления детей, а школу, показал, что в этом возрасте наиболее часто выявляются нарушения осанки и дефекты речи (у 12.9 и (2,1 из 100 осмотренных детей соответственно) Сколиоз отмечен у 1,4 детей из каждых 100 осмотренных. Понижение острота зрения встречается значительно чаще (4.6%), чем слуха (0.4%).

И" следующем медицинском осмотре, проведенном перед поступлением п школу, впервые диагностировано понижение остроты слуха у 0,1% детей, понижение остроты зренш у 5.3%. Ранее не учтенные дефекты речи отмечены у 7,5 из каждых 100 осмотренных Нарушения осанки выявлены у 11,9 из каждых 100 осмотренных будущих первоклассников доноямнтелыю к диагностированным ранее Ухудшение осанки с формированием сколиоза обнаружено у 1,6 ребенка на J 00 осмотренных.

Медицинский осмотр в конце первого года обучения в школе дает проставите! псе не только об изменениях в состоянии здоровья детей, но и косвенно о влиянии учебного процесса на организм ребенка и ею адаптационных возможностях Й первую очередь тго касается коспю-мышечной системы н органа зрения, на которые приходится основная нагрузка. Количество детей с различными нарушениями осанки и сколиозом к концу первого класса увеличивается на 13.4 м 1,7% соответственно. Из каждых 100 осмотренных детей выявлены 4,6 с понижением остроты зрения, а с понижением остроты слуха — 0,1, К концу первого года обучения дефекты речи впервые отмечены у 1,7 на 100 осмотренных детей.

В результате обобщения результатов медицинских осмотров с данными о впервые выявленных патологических состояниях н Дефектах здоровья к окончанию первого года обучения в школе 0,6 детей из каждых 100 имеют пониженную остроту слуха, 14*5 — пониженную остроту зрения, 21,3 — дефекты речи, Ж2 — нарушения осанки, а у 4.7 — сколнсп. Таким образом. распространенность дефекта" здоровья составляет 79,3 случая на 100 осмотренных первоклассников.

Регулярные профилактические медицинские осмотры, проводимые в определенные возрастные периоды, дают Солее подробную информацию о состоянии %-юровь* детей. Однако, учет их результатов, а статистической отчетности является неполным, о чем свидетельствуют результаты анализа материалов школьных медицинских карт, которые выявили более высокие значения показателей распространенности морфо-функцнональных отклонений в состоянии здоровья детей, поступающих в школу.

Материалы школьных медишгнеких карт по результатам углубленного медицинского осмотра, проведенного перед посту плением в школу, свидетельствуют о том. что большинство будущих 1"рвоклассни*ов (77,9%) в связи с функциональными отклонениями я работе органов и систем отнесены ко второй группе здоровья. При наличии хронических заболеваний дети имеют третью ((4,7%) и четверню (0.4%) группы. Один ребенок (0.1%), попавший в выборку, имеет инвалидность и отнесен к пятой группе Первую группу здоровья имеют лишь 6,9% детей, поступающих в школу.

Наиболее распространенными среди них являются патологические изменения костно-мышечной системы — &2.9 случаев иа 100 осмотренных Нарушения осанки различных форм и степени выраженности проявляются у 42.3% первоклассников, а у 2,5% - уже сформировавшийся сколиоз. Плоскостопие разных форм и степени выраженности выявлено У 31.3% обследованных Перечисленные нарушения оворпо-двипгтедьиога аппарата свидетельствуют о слабости мышц спины, брюшного пресса, свода стопы, что является результатом низкой физической тренированности н подтверждается особенностями образа жизни детей.

Так каждый лень делит зарядку Только 8,8% детей. Однако стоят отметить, что 12,5% первоклассников посещают различные спортивные секции. 14.0% - бассейн. Между1 тем 12,0% детей Предпочитают играть в компьютерные игры любым другим занятиям, а 34,4% - проводят перед экраном телевизора более 1.5 часов ежедневно. Таким образом, свободное время 6−7-летннх детей характеризуется ле только недостаточной двигательной активностью, длительной статичной позой. но н дополнительной нагрузкой на органы зрения и нервную систему.

Согласно результатам профилактического осмотра 20.8% детей в начале школьного обучения имеют различные формы нарушения зрения. У 48.6 детей из каждых 100 осмотренных зарегистрированы патологические изменения центральной нервной системы приобретенного характера и проявления гипокснчсеко-ншемичсских поражений перинатального периода. К заболеваниям нервно я системы также относятся психические расстройства и расстройства поведения, отмеченные у 4.8% первоклассников.

Ддя адекватного становления у детей физиологических н цервно-пснхическнх процессов важную роль играет соблюдение режима для соответствующего данному возрасту По мнению родителей, только 19,0% первоклассников соблюдают все режимные моменты Нерегулярный режим питания присутствует у 26,4% детей, а его качество назвали неполноценным, а разной степени 60,2% родителей.

Качество питания и регулярность приемов пищи оказывают непосредственное влияние ни состояние органов пищеварения, заболевания и функциональные отклонения которых отмечаются у 5.7% детей перед поступлением в ШКолу Среди них можно выделить дискниеппо желчсяыводящнк путей (24.2%), воспалительные процессы желчного пузыря, поджелудочной железы, жслулка и двенадцатиперстной кишки (по 4,6%). Хроннтацни патологических изменений способствует ин’шш медицинская активность родите" лей в отношении здоровья детей, одним «п проявлений которой является реякое обращение (к 13.4% семей) л нспомше учреждения с профилактической целью.

Медицинская активность также имеет значение при заболеваниях органов дыхания, встречающихся у каждого третьего ребенка (33,0%). начинающего школьное обучение. Зввчятсдьную долю (90,1%) в нх структуре со-стовлянт хронические воспалительные заболевания носоглотки как проявление слабости защитных сил организма, изменения реактивности иыыупноЯ системы. Снижению сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям способствуют недостточиость продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе соотвстствснзю у 52,4 и 88,0% детей. К числу фактором риска развития бронхиальной астмы, встречающейся у 2,1% будущих перно-ииишю. относится пассивное куреине. которое имеет место в 30.0% семей, где родителей хур*г в присутствии своих детей. Тем не менее для большинства родителей по данным ранжированного опроса здоровье ребенка является самым важным среди прочего (воспитание и образование ребенка, его отношение с родителями).

Простудными заболеваниями, согласно результатам опроса родителей, большинство первоклассников (56,4%) болеют менее трех pai в год, от трех до пяти раз — 36.6%, а более пяти раз в течение года ОРВИ переносят 7.0% первоклассников. Наличие хронических заболеваний у ребенка отмстили 36,0% родителей. 54,1% говорят об их отсутствии, а 9.9% родителей затруднились ответить на этот вопрос. 13 своей опенке состояния здоровья детей родители опираются, прежде всего, на частоту и тяжесть заболеваний, но степени ограннчешея активности ребенка, сравнивают его со здоровьем окружающих детейВ целом состояние здоровья своего ребенка 33,3% родителей оценили ка* хорошее, 64.7% - удовлетворительное, 2,0% - плохое.

С началом обучения в школе происходит изменение образа жизни детей. в нем появляются факторы и условия образовательного процесса, влияние которых значимо уже в первой классе, т.к. 58.0% первоклассников проводят в школе 4−5 часов ежедневно, я 26,1% - более 5 часов н только 15,9% -меньше 4 часов,.

Для учителей начальной школы (96,5% опрошенных педагогов) очевидно. что хорошее здоровье является необходимым условием для рост н развитая ребенка, а также успешною освоения им учебной программы, поэтому 74,5% педагогов при встрече с родителями интересуются состоянием здоровья учеников. 54,6% - внутрисемейными отношениями. 48,9% - внешкольными занятиями детей.

Таким образом, результаты еошюлогнчеекото опроса родителей свидетельству зот о том. что и настоящее время обр" жизни первоклассников имеет существенные недостатки, а невысокое материальное положение основного числа семей и низкая медицинская активность родителей в отношении здоровья ребенка позволяет прогнозировать дашилйивд ухудшение вопрас-тной динамики в формировании здоровья и оздоровлении образа жизни детей.

99,0% родителей рассказывают детям о ценности здоровья, способах етч сохранения н у крепления, а 50.5% отметили положительный эффект проведенных бесед в том. что irk ребенок имеет представления о том как сохранить и укрепить свое здоровье Анализ ответов родзггелей. касающихся аспектов сохршкиия и укрепления собственного здоровья показал, что онн отдают предпочтения соблюдению гигиеиичвеких (фанид (58.7%1, приему витаминов, микроэлементов и лекарств (58,0%), полноценному питанию (49,0%). Такие способы сохранения здоровья как утренняя пробежка или гимнастика (7.7%). занятия в спортивном зале или бассейне (24.3%). регулярное закалнвщшс (3.6%) имеют значительно меньшее распространение среди них Кроме того, почти половина роадггелей (48.1%) курят, причем около 2/3 из них (62.4%) в присутствии своих детей, несмотря на важность для них здоровья ребенка. При этом свое здоровье 30,0% родителей считаю! хорошим, удовлетворительным — 67.7%. плохим — 2,2%. Таким образом, средн родителей недостаточно распространено владенн-с навыками здорового образа жизни. Следовательно, процесс воспитания здорового образа у детей в семье осуществляется t данным образом при помощи обучающего воздейсг-вня. я не на личном примере путем предоставления образцов поведения.

Наиболее естествешюй формой обучения и воспитания дли ребенка является игровая деятельность По данным опроса родители чате всего итрпют со своими детьми в интеллектуальные игры (71.0%). В 4,1% семей первоклассников родители пе играют со своими детьми. Одной из причин может быть состав семьи. По результатам опроса 78.0% детей жниут в полных семьях, 21, 4% воспитываются только мигрант, а 0,6% их не имеют.

Воспитанием детей главным образом (в 77,4% семей) занимаются родители. при згом они чаще всего (55.6%) придерживаются собственных взглядовТретья часть опрошенных родителей (33,4%) в воспитании ребенка руководствуются сто желаниями и возможностями. Определенная роль в воспитании детей отводится и другим членам семьи: в 13, Wo семей бабушкам и дедушкам, в 2,9% ¦ старшим детям Кроме того, в 6,7% семей основную роль в воспитании ребенка, по мнению родителей, играют недагопг Таким образом, ведущим является влияние родителей.

Рекомендации, советы, информацию профилактического характера более половины респондентов (55,2%) получают от врачей достаточно редко Одной из причин недостаточного внимания к профилактической работе у медицинских работников можно считать отсутствие заинтересованности в ней самих пациентов Об лом свидетельствует то. что 14,5% респондентов ¦re интересуются информацией о сохранении и укреплении здоровья Среди заинтересованных в ней наибольшее число (35,6%) опрошенных пользуются СМИ, а около трети (29,8%) обращаются за ней в лечебные учреждения. В результате свою информированность по вопросом воспитания морового ребенка оценили как достаточную 55,5% опрошенных родителей первоклассников уровень общсмедицинскнх знаний н личный опыт в воспитании ребенка, а шок наличие или отсутствие отдельных аспектов 'ЮЖ у дегей обусловливает выбор родителями тех или иных условий поддержания здоровья ребенка. Первоочередными мероприятиями родители назвали полноценное питание (79,9%) и ежедневные прогулки («я свежем воздухе (64,3%). Достаточная продолжительность сна (47.5%), утренняя гимнастика н спортивные занятия (36,5%) являются также необходимыми для поддержания здоровья детей на высоком уровне. Соблюдение гигиенических правил (28,5%) и режима лия (27.0%) отмечаются родителями как менее необходимые детям или чаше встречающиеся в их образе ногти.

Назначения и советы врачей в полной объеме выполняются 33,4% ро-дизелей, а в отношении детей в 53,6% семей Вероятно полученные результаты являются следствием величины доверия к медицинским работникам. Так полностью доверяют врачам только (0,5% опрошенных родителей, не всегда, но псе же чаше доверяют врачам 75,7% родителей В больше! степени (42,7%) родители ловерязот тем врачам, у которых они наблюдаются длительное время, в том числе участковым терапевтам и педиатрам.

В формировании здоровья школьников важную роль играют условия обучения в образовательных учреждениях. Качество и организация питания в школах не удовлетворяет 34,5% родителей, которые ечнтшот, что школьным врачам необходимо следить за приготовлением пиши в школьных столовых Кроме контроля качества питания, но мнению родителей, школьный врач должен осуществлять профилактику заболеваний у детей главным образом с помощью регулярных медосмотров и направления при необходимости к узким специалистам (58,8%). Значительная часть респондентов (46.5%) назвали обязанностью врача рассказывать ученикам о мерах профилактики заболеваний н принципах ЭОЖ. Наименее значимым аспектом работы школьного врача опрошенные считают распространение рекомендаций профилактического характера среди детей и родителей (25.0%). Таким образом, родители предлагают направить деятельность ШКОЛЬНЫХ врачей па информационное обеспечение н гигиенические аспекты.

Педагоги отмечают низкий уровень сформированное&tradeнавыков ЗОЖ в дошкольный период и недостатки семейного воспитания в этом аспекте. Об ¦згтом говорит тот факт, что практически все опрошенные (911,6%) считают необходимым предоставлять детям такую информацию в школе.

Мероприятия на темы хтороиого обрата жизни проводятся ие во всех школах н нерегулярно, а их эффективность признается лишь 60,3% педагогов. В связи с этим респонденты предлагают акцентировать внимание на более эффективных, по их мнению, видах деятельности, таких как проведение дней здоровы, соревнований, конкурсов (отметили 80.9% педагогов) — никлы уроков по данной теме (51.1%) — общение с родителями (49,6%) — постоянное обращение внимания детей на различные аспекты здорового образа жизни (46,1%). Кроме того, по мнению педагогов, существует необходимость в изменении условий образовательного процесса путем совершенствования организации питания учеников (68.8% педагогов, проведения бесед и лекций для родителей, педагогов и детей о здоровом образе жизни (48,2%), увеличения возможностей для занятий физкультурой и спортом (46,1%), регулярного медицинского наблюдения детей (45,4%), оптимизации учебной нагрузки (39,7%),.

Большинство педагогов считают гкобходимым взаимодействовать с родителями в процессе формирования здорового образа жизни у детейОднако как показывают результаты социологического опроса ии родители, ни педагоги не впадсют в достаточном объеме информацией о принципах здорового обрата жизни, его навыками и способами их передачи детям. Сложившаяся ситуация требует организаций взаимодействия родителей и педагогов с медицинскими работниками педиатрической службы, которые являются специалистами в области факторов образа жизни и степени их влияния на здоровье детей.

По материалам экспертной опенки пронесся формирования циников здорового об рай жизни у детей отмечено, что наиболее важными условиями для повышения эффективности своей работы по формированию навыков здорового образа жизни у детей и членов их семей врачи-педиатры считают организационные (увеличение времени, отведенного на одного ребенка, уменьшение числа наблюдаемых детей) н экономические (повышение заработной платы, включение профилактической работы в стандарты ОМС) Почти 1ыхзовииа респондентов указали на недостаточную медицинскую активность родителей, которая также как и перечисленные ранее условия является независимой от врачей. Условия же, которые напрямую зависят от педиатров (повышение уровня знаний о формировонии навыков здорового образа жизни у детей, знание особенностей образа жизни семьи), являются для них менее важными нлн более реализованными.

Оценка врачамн-педнатрамн уровня собственных знаний по формированию здорового ойраза жюии у детей несколько проясняет ситуацию, Оказалось, что 47,0% считают свои знания по этому вопросу вполне достаточными. 46.9% хотели бы достичь большего уровня, и только 6,1% указали на их недостаточность. То есть менее половины врачей считают, что они могут оказывать реальное содействие родителям, а формировании ЗОЖ у детей.

Постоянное внимание к вопросам здоровья, личные беседы. об*"атель-ные занятия и игровые мероприятия являются, по мнешно врачей, наиболее эффективными в процессе приобретения штыков здорового образа жизни в школе, Лекции для родителей, вероятно, будут содержать не столько мелн-иннскую информацию, сколько педагогические аспекты воспитания В целом, по мнению респондентов, школьная среда может оказывать значительное влияние на формирование навыков ЗОЖ у шхольннков,.

I) свою очередь, деятельность СМИ должна быть более активной и ориентированной на популяризацию ценности здоровья человека, привлекательности ЗОЖ. расширение двигательной активности (физкультура и спорт) с использованием при этом разнообразных средств вербалыюго и невербально го характера, в том числе понятных и притягательных дня детей Старшие дети, вероятно, по мнению врачей, подают в основном отрицательный пример первоклассникам, потому что респонденты предлагают уменьшить их влияние I" все аспекты образа жизни, Следователи", образ жизмн старшеклассников характеризуется педиатрами как нечюровый, что в свою очередь roaopirr об острой необходимости изменения образа жизни современной российской семьи, чтобы старшие дети, также как и родители, могли бы служить положительным примером для детей младшего возраста.

Анализ мнения родителей и педагогов о характере формирования навыков здорового образа жизни у детей показал, что родители, определив приоритет и необходимость отдельных аспектов ЗОЖ для сохранения и укрепления здоровья детей согласно своим взглядам иа воспитание ребенка и широте медицинских знаний, тем не менее, не реализуют их, о чем свидетельствует низкий уровень состояния здоровья детей. Поэтому необходимо в целом увеличить роль семейного воспитания в отношении всех перечисленных аспектов ЗОЖ в силу его высокой эффективности и обязательств родителей перед своими детьми. Влияние медицинских работников также должно быть усилено, так как они владеют медицинскими знаниями и должны вести профилактическую работу с семьями.

Сложивштмся на основе экспертной оценки врачей-педиатров взаимосвязи между формированием отдельных навыков «ЗОЖ у детей и влиянием на них элсмстгтов социальной среды легли в основу определения количествен' ной величины приоритета каждой пары навык — элемент социальной среды, исходя Hi коэффициента относительной важности (КОВ).

Наиболее приоритетным в формировании навыков ЗОЖ е КОВ-0,275−0,553. степенью значимости кочень высокой" и «высокой» является влияние родителей по развитию гигиенических навыков, принципов правильного питания, отрицательного отношения к вредным привычкам, двигательного стсростом. Ливн. а формировании медицинской активности ведущая роль при-и вал сжит медицинским работникам (ROB^) с высокой степенью значимости, а участие родителей второстепенно (КОЙ-0.2 26. оценка «выше средней»). Группу элементов социальной среды, имеющих среднюю степень значимости п процессе формирования отрицательного отношения к вредным привычкам у детей, принципов питания, двигательных и гипкннчссхнх навыков, медицинской активности составляют медицинские работники, педагоги и СМИ с КОВ" 0,084−0,202 К наименее значимым и отношении формирования ЗОЖ у детей относится влияние старших детей на все рассматриваемые навыки, а также формирование ипиеиических навыков педагогами и СМИ, двигательного стереотипа — медиками, медицинской активности и принципов питания — педагогами.

Таким образом, формирование родителями у детей навыков ЗОЖ, в особенности гигиенических навыков и принципов питания, в процессе се-мейиого воспитания является, по мнению врачей-педиатров, наиболее перспективными мерами по сохранению здоровья детей.

На основании проведенного исследования была разработано модель формирования ЗОЖ у детей дошкольного возраста, включающая элементы социальной среды в соответствии с их ролью и значимостью в этом процессе Родители, осуществляя свою воспитательную функцию с первых лет жизни ребенка, имеют наибольшее влияние на формирование ЗОЖ с долей его значимости 50.?%, а также исполняют роль посредника между детьми и другими социальными элементами. Значимость медицинских работников ««диатриче-с кой службы составляет 2], Ж от влияния всея элементов социальной среды в связи с их информационной н координирующей ролью в области сохранения здоровья подрастающего поколения. Определенное воздействие на формирование навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста (удельный вес значимости 9,2%) имеет система образования, Существенное влияние (14.4% от всех элементов) оказывают СМИ в связи с их широкой доступностью и непользованием методов психологического воздействия. Дети старшего возраста в семье и детских коллективах не имеют значимого влияния (удельный вес 3.9%) на формирование ЮЖ у детей дошкольного возраста, тем не менее, этот элемент необходимо учитывать ко* оказывающий влияние, так н гак результат воздействия других элементов социальной среды,.

Таким образом, социально-пизюническая оценка формирования ЮЖ у детей как элемента реализации воспитательной функции семьи п разработанная на ее основе модель формирования ЗОЖ у детей дошкольного возрасти позволяют определять основные направления формирования навыков ЮЖ у детей с высокой степенью значимости влияния родителей на формирование гигиенических н двигательных навыков, принципов питания, отношения к вредным привычкам и медицинской активности, реализация которой во многом зависит от мелзшизкких работников и их взаимодействия в семьей Также участие медицине"оработников необходимо для установления в семье принципов рационального тетания, отрицательного отношения к вредным привычкам, гигиенических навыков. Для системы образования, в частности педагогов, приоритетными направлениями являются ptSBirme двигательных навыков н отрицательного оптошения к вредным привычкам. Значительная роль принадлежит СМИ в направлениях формирования отношения к вредным привычкам, медицинской активности и принципов рационального питания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АА. Проблемы изучен&trade- структуры самооЮфШгительного повеления /.'Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни /Под ред. И В. Журавлевой. Л. С. Шиловой. М. 1989. — С. 25−3!
  2. Агеевец В, У Проблемы использования СМИ для пропаганды здорового образа жизни /В, У Агссвсц, Д-И- Васильев, И. В. Поляков Л’Мсднцнна н СМИ /Под ред, В, И, Покровского. ДС. Сйркиеова. АМН СССР. М: Медицина. 1991. — С. 130−134.
  3. Александров, А А Профилактика курен it* среди детей и подростков /А.А, Александров, В, Ю- Александрой //Профилактика заболеваний н укрепление здоровья, -004 — № 6, — С, 29−31.
  4. Алексеев МА Режим дня школьника залог здоровья /М Алексеев, Г-Н Богданова //Роль лечсбно-профнллктзгческих учреждений в санитарно-гигиеническом воспитании населении и формировании здорового обраа житии: Тезисы докладов — Уфа, 1988. — С. 31−32,
  5. Алексеев С В, Научио-тсхническнИ прогресс, гигиена и педиатрия: единство и противоречия /С В. Апекссев, В. П. Пстленко //Методология н социология педиатрии: Сб. науч. трудов /Под ред. С С Сизова, Г. Г Ершова. СПб, 1991- - С- 42−57.
  6. Алешина Л И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя и процессе профессиональной подготовки. Автореф диос канд. пед. наук, — Волгоград, 1998.-20 с.
  7. Ананьев В, А Психогигиенические и пеихопрофилактичеекче основы здорового образа жкзнн /Здоровый обрат жизни: Сборник научных трудов /Под ред. С .А. Симбнриеяа. Ленинград, 1988. — С. 85−111.
  8. Антонов, А Н. Кризис семьи и родитеякгпм Шроблемы родительства и планирования семьи /Под ред. А. И. Леонова. М., 1992. — С. 11−27
  9. Базарный В Ф. Здоровый образ жиэнн н учебно-познавательная деятельность в детских садах и школах //Физическая культура н проблемы
  10. Активизации жизнедеятельности человек" — Тезисы Всесоюзной научно-факт конф «Физическая культура и здоровый образ жизни», М, 1990.-С. 16,
  11. Бедный МС Демографические факторы здоровья. М Финансы и статистика, 1984. — 246 с.
  12. Белов В. Б, Уровень образования и самооценка здоровья населением ''¦Проблемы социальной гигиены, здравоохранения н истории медицины. 2003, О* I,-С. 14−19
  13. Березина И Г Медико-социологические аспекты формирования здорового образа жизни семьи в современных условиях. Автореф, лисе канд. мед. наук. — М, 2002. — 18 с.
  14. Березина ИХ- Участие меднцнискн* работников в формировании здорового Образа жизни семьи (но данным социологического исследования) /ИГ, Березина, Т. В. Карасей, К. Ю. Лакуинн //Бюлл. НИИСГЭиУЗ им, Н. А Семашко -М., 2002. Вып.4, часть I. — С. 29−32.
  15. Боев С, В Отношение сельских жителей к здоровому образу жизни ¦'/Проблемы сощ1вльноЙ птгиены, здравоохранения и истории медицины. 2002.-Л5 -С-14−16.
  16. Боженко Л. Ф, Досуг школьников ЛСоиис. 1990. -JM. — С. 87−88.
  17. Веселое Н. Г Актуальные проблемы социальной педиатрии /комплексные соцнвльно-гигнсншкские исследования: Респуб. сборник научных трудов. 'Под ред. ЮЛ, Лисицына М: 2-Й МОЛГМИ им. НИ- Пирогова, 1988. — С, 84−88.
  18. Веселой Н Г. Оценка влияния «медицинских» факторов на здоровье детей и задачи по совершенствованию лечсбно-профнлактнчсского обслуживания //Комплексные социально-гигиенические исследования:
  19. . сб. иауч. трудов под ред. ЮЛ Лисицына. М: 2-й МОЛГМИ им. НИ Пирогом, 1983.-С. 82−88.
  20. Веселое Н Г Социально-тгиеническис н организационные проблемы охраны здоровья Детей //Педиатрия. (987. -№ 7--С. 8I-S6.
  21. В.А. Эффективность школьных оздоровительных программ /.'Здравоохранение Рос Фсд. 2004. — № 2. — С. 49−50.
  22. Л.В. Роль семьи в формировании здорового образа жизни //Гигиена и санитария. 198S. — № 5. — С. 42−44.
  23. Г. М. Образ жизни н состояние здоровья детей из многодетных семей: Комплексное клинико-социальное исследование по материалам Респ. Татарстан Казань, 1998, — 24с.
  24. Воронцов И М, Здоровье детей как цель н проблема педиатрии .','Социально-гигиенические исследования образа жизни и состояния здоровья: Сборник науч. трудов /Под ред. Ю. П. Лисиньия, М-: 2-Й МОЛГМИ им Н. И. Пнрогова, 1985.-С. 67−73.
  25. ИМ. К обоснованию некоторых общеметоднческих и частных подходов для формирования валсологнчсских кинпегншй в педиатрии н педологии /Методология и социология педиатрии: Сб. ноуч, трудов /Под ред. С. С, Сизова, ГГ. Канона. СПб, 1991. — С. 5−27.
  26. Р.С. Качество наблюдения детей раннего возраста в городских поликлиниках ¦'Р.С. Гаджнсв, Э. М Мусшхоеа //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения к истории медицины. -2004. № 3. -С 44−46,
  27. Г. И. Роль семьи в формировании здорового образа жизни //Семья и общество Тезисы илучно-практич коиф. «Укрепление семьи и охрана здоровья населения в системе мер демографической политики». Москва, Ростов-на-Дону. 1984. — С. 153−154.
  28. Гигиена детей и подростков >Т1од ред. В Н. Кардашеико, 1988. -511с.
  29. С.И. К вопросу о дефиниции хтрролого образе жизни /Здоровый образ жнзнн Социально-философские н медико-биалогнчеекне проблемы: Сборник статей. Кишинев. «Штиница». -1991. -С, 19−39.
  30. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 году //Здравоохранение Рос. Фсд, 2001 — № 4. — С 10−29.
  31. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2003 году //Здравоохранение Рос. Фел. 2005. — № 5. — С 3−19.
  32. Гребеиква И, И, Актуальные задачи первичной профилактики в педиатрии ''/Медико-социальные аспекты развития н воспитания здорового ребенка: Тезисы докладов, М. 19ЯЗ. -C.S-7.
  33. О.В. Семья важнейший фактор в сохранении здоровья населения /Семья и общество — Тезисы научно-нракпгг конф, кУкрсялсние семьи н охрана здоровья населенна я системе мер демографической политики", Москва, Роетам"-Двцу, 1984. — С. 48−49.
  34. Дорвиш 0,6, Возрастная психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов /Под ред. В. Е. Клочко. М., 2003. — 264 е.
  35. Р.Г. Психолого-педагогичсскне условия формирования навыков здорового образа жизни у первоклассников. Аатореф. лисе, кацд психол. наук. — Томск, 1999. — 23 с
  36. Жизнедеятельность семьи: Тенлеиини и проблемы /Отв. Ред. АЛ. Антонов. М — Наука, 1990, — 128 с,
  37. Жук Е Г Гигиеническая концепция здорового образа жизни //Гигиена и санитария 1990. — № 6. — С. 68−71.
  38. Здсрихина О В Исследование образа жизни детей школьного возраста г. Вологды/ О. В. Здернхнна. Е. С- Скворнова //Июля. НИНСГЭнУЗ им. Н А. Семашко М., 2003. — Вып. 1, — С. 30−37.
  39. Здоровье взрослого населения Сибири, стратегия профилактики основных соматических заболеваний в свете проблем иеднатригчсской службы /А А. Николаева, К. Ю. Никоваев, Т А. Отсна н др, /.'Педиатрия 2003, — - С. 58−61
  40. Иванова П К Ортнизационио-педагогнческне условия формирования здорового образа жизни школьников. Автореф днсс. канд. псд. наук. — Самара, 2 ООО — 23 с.
  41. Н.Г. Подходы к нснольэованюо средств массовой информации в формировании навыков здорового образа жизни /Н.Г. Игнатов, ТА Сибурина //Медицинская помощь. 1996. — - С. 22−24.
  42. Изаак С, И. Возроспю-половые особенности физического развития школьников /СИ Изаак, Т В. П&наспк /Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004, — Ht 5, — С-11−13.
  43. СЛ. Комплексная оценка физического здоровья детей, подростков, молодежи Восточной Сибири /С.И. Изаак, В. Ю. Лебединский, Н, П. Глеькона /''Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и историк медицины 2004. ¦ № 4, — С-18−20.
  44. Ильин В А. Проблемы здорового детства: региональный аспект /В. А. Ильин. А. А, Шабунова Вологда: Вологодский научно-коордн-нанионный центр ЦЭМИ РАН, 2000. — 59 с.
  45. Ишухина Е В Формирование здорового образа жизни младших школьнике®-. Автореф. диес. канд. пел- наук. — Шуя, 2000-- 24 с
  46. Казначеев В П. Здоровье нации Просвещение Образование. Москва — Кострома, 1996, — 248 с.
  47. В.П. Этиология здоровья /В.П. Казначеев, Н А- Склянова /Педагогические и медицинские проблемы падеологин Сборник трулов международной конференции Новосибирск: Издательство НГПУ, 1999.-С, 164−166
  48. Е.П. Социально-гигиенические особенности формирования здоровья населенна и современных условиях Автореф днсс до#-чел наук. — М-, 1999. — 48 с.
  49. Калмыкова И В Рать семьи в формировании гигиенического поведения подростка /'Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2003. • № 5, — С, 16−19.
  50. Кольченко ЕЛ Человеческий фактор здоровья //Врачебное дело. -1990. -JW.-C. 110-И2.
  51. Карлсен И Г. Состояние здоровья и организация медицинского обслуживания школьников //Комплексные социально-гигиенические исследования: Рееиуб, сб. науч. трудов /Под ред. Ю Н. Лисицына. М.: 2-й МОЛГМИ им Н И Пирагоп, 1983 , — С. 88−92
  52. Кириченко Ю Н, СТОШТОЛОПГКСХЖ аспекты здоровья детей и подростков Курской области /Ю.Н. Кириченко, И В Тврвсенко. А. С Хачат-ряи //Проблемы con, гигиены, здравоохранения и истории медицины -2005.С, 35−37,
  53. Г. С. Проблемы здорового образа жюнн в профессиональной подготовке врача //Проблемы «шиной гаптаи, здравоохранения н истории медицины. 2002. — № 2 — С, 39−41.
  54. Колесим И Д Модель общественного здоровья //Гигиена it санитария 1997 — - С. 44−46.
  55. Кононова С-Р- Всемирный день здоровья /СР. Кононова, Л. П. Чичерин, Е. П. Жнляева //Бюлл. НИИСГЭиУЗ им. Н. А. Семашко М. 2003 -Вып.З.-С. 123−134).
  56. Красавина Н, А Профилактическая работа детских городских поликлиник (г Пермь) /НА Красавина, М JL Поддужная '.'Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003- - Ms 6, -С. 26−28.
  57. Кузнецов, А А Комплексная опенка влияния факторов окружающей среды н образа жизни на здоровье детей различных административных территория Автореф дисе. канд. мед наук -СПб. 1997 — 16е
  58. ДА. Медико-социальный анализ н обоснование органивд. цниооиых форм работы детского врача-стоматолога, Автореф. лисс. канд. мед. наук. — СПб, 2003. — 22 с.
  59. Е.В. Образ жизни современной семьи и сто влияние на здоровье детей //Охрана здоровья детей и подростков (лекции врачей н педагогов) — Российская ассоциация общественного здоровья М&bdquo- 2000 -С, 26−33.
  60. Куликов В И Формирование мотивов здорового образа жизни у подростком в средней общеобр&эовател ы i ой школе. Лвтореф. днсс. ниш. лед, тук. — Киров. 2002- - 17 с
  61. Куликов ВII Трехмерная модель здоровья //Педагогические и меди-щшскне проблемы валеологин. Сборник трулов международной конференции. Новосибирск: Издательство НГПУ. 1999. -С. 213−215.
  62. ЕВ. Воспитание привычек морового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, Лвтореф днсС- МИД Нед наук, -Барнаул, 2002. — 19с.
  63. Л.Р. Комплексное соинадьно-гипгеническос исследование здоровья детей первых б лег жизни в семьях рабочих. Лвтореф, лисе, канд мед. наук- - Москва, 1990- - 23 с,
  64. Л.Р. Социально-гигиеническая характеристика семьн школьника, имеющего хроническое заболевание .'/Проблемы социальной гигиены, здравоохршйиня и исторош медицины. 2000. — ЛЬ 4. — С- 14−18.
  65. .М. Экономическая фунющ* семьи /Б.М. Левин, М.В. Плро-пич М.: Финансы и статистика, 1984, — 198 с.
  66. Лнснныи ЮЛ Образ жизни и здоровье детей ЛОП. Лисицын,. С В. Полунина//Педиатрия 1990. — № 7, — С. 61−69.
  67. Д.Н. Некоторые особенности проявления отношения личности к здоровью в условиях города //Социально-гигнсннчсскис аспекты Iсаучно-техНкческого прогресса: Сборник научи, трудов /Под ред А. Ф, Серенко, О. А. Александрова, М, 1980. — С. 229−235.
  68. Д.Н. Гигнен1гческое воспитание населения по вопросам охраны здоровья ребенка .'/Медико-социальные аспекты развития и воспитания здорово! о ребенка: Тезисы докладов М&bdquo- 1983. -С. 18−20.
  69. В.М. Некоторые гипотезы о зависимости здоровья детей от порядка рождения (меди ко-генетический аспект) //Социальный потен-шил семьи /Пол ред А-И. Антонова, Институт сониолопш, М-, 19&8. -С. 65−71
  70. Лядова С. А Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы. Авторсф, дисс. канд. пед. наук. — Барнаул, 2002, — 19с.
  71. Т.М. Социальный градиент в формировании здоровья населения, М, — ПЕР СЭ, 2005- - 240 с.
  72. Максимова Т, М. Особенности самосохранителыюго поведения и профилактической активности в разных группах населения Т, М Максимова. П К. Белов> О. Н. Гаенко //Бюлл. НИИСГЭнУЗ им. НА. Семашко М. 2002. — Вып.4, часть 2. — С 44−47.
  73. Максимова Т-М. Физическое развитие н здоровье детей России (20 002 001гг.) /ТМ Максимова, В. Б, Белов, Н. П. Лузикннв //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004, -JfeS.-С. 6−11.
  74. Т.М. Некоторые особенности образа жизни в группах пнцс различными Ценностными ориентациямк /Т.М. Максимова, В. Б. Белов. АГ. Роговина /''Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. — № 3. — С. 8- II.
  75. Т.М. Здоровье населения и социально-экономические проблемы общества /Т-М Максимова. О. Н. Гаеико //Проблемы социальной гигиены, злравоохранстгия и истории медицины. 2003. — № I — С-3−7.
  76. Максимова Т. М Система здравоохранения кок фактор формирования здоровья ТМ- Максимова. О Н- Гаенко //Бюлл. ННИСГЭиУЗ им. Н. А. Семашко М-. 2003. — Вып. 7 — С 17−20,
  77. Т.М. Здоровье детей в условиях социально Я лнфференциа-цни общества /Т М. Максимова. О Н. Гаенко, В-Б. Белов //Проблемысоциальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2004. -№ 1, -С, 9*14,
  78. Т.М. Состояние здоровья детей и факторы, способствующие егоформировонюо Л».М- Максимова, Л.В. Хз<�ль, КН. Гаврнлова//Еюлл. НИИСГЗиУЗ им. НА. Семашко-М, 2003.- Вып. 7, -С. 12−14.
  79. Мартынова Н. М Социальные факторы здоровья человека (философский июли-!), Лвтореф, дне. канд. филос, наук. — М. 1988 -23 с,
  80. Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья Новосибирск: ВО «Наука». Снб1грская издательская фирма, 1992, — 159 с.
  81. Матрос Л-Г. Концептуальные основы изучения взаимодействия объективных и субъективных факторов здоровья человека //Социальные проблемы здоровы и продолжительности жизни /Под ред. И В Журавлевой, Л. С. Шиловой. М., 1989 -С. ЗМ1
  82. Л.Г. Философско-методологические проблемы формирования здорового образа житии //Здоровье человека в условиях НТР: Методологические аспекты: Сб. научн. тр. Новосибирск: Наука. Снб. Отделение. 1989.-С 58−66
  83. МацкоаосиЛ М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М, — Наука, 1989. — 116 с,
  84. Медик В, Л, Особенности состояния здоровья детей (но результатам Всероссийской диспансеризации) /ВА Медик, Т. Е. Котова, Л. В. Сеченова //Здравоохранение Рос. Фсд. 2004. — - С- 46−49.
  85. ИЗ Митрофанов, А И Изучение медицинской активности семей, имеющих детей дошкольного возраста .'Комплексные социально-гигиенические неслеломния- Реси^Л сборник науч трудов, М 2-й МОЛТМН мм. Н И Пирогова. 19Я7.-С-139−142.
  86. Л.В. Воспитание представлений о здоровом образе жизни у школьников в условиях сельского района Автореф. лисе., канл пел наук. — Шу я, 2000 — 16 с.
  87. Л.В. Современные тенденции здоровья н образа жизни сельских школьников /Л. В. Нестерова. АН Нестеров, М. А Нестеров /Лмодд. ИИИСГЭнУЗ им. Н-А. Семашко М. 2003, — Вып. 7, — С. 60−64.
  88. Об оценке здоровья детей /ЛЯ Мозжухина, ПЛ. Черная, Е В. Шубина и др. //Проблемы сошюльиой пилены, здравоохранения и истории медицины. 2003. — Л 4. — С. Э-7,
  89. В.К. Условия и факторы формирования здоровья детей /В.К. Овчаров, Т. М. Максимова /ЪюлЛ- НИИСПЗиУЗ им. НА. Семашко М., 2001.- Вып.4. — С 11−12,
  90. Огонов ' Г Здоровый o6pai жизни н здоровье населения России //Вестник Российской академии медицинских илу к. 2001 — - С. 1417,
  91. Организация ШКПйНПМНПИ интеграции по охране здоровья детей в школе /ЛА. Жданова, И. Е бобошко, Н И. Нежкина и др, /Лмолл. ННИИ общественного здоровья. М., 2Q05. — Вып, 7. — С. НИМ 12.
  92. Основы семейной диспансеризации /Под ред СМ Гавалова. Новосибирск, 1990. -125 с. 12. Отношение населения к здоровью /Институт социологии РАН. М-, 1993.- 178 с
  93. Павлычева Л И Изучение режима дня н состояния здоровья старшеклассников медицинских лицеев /Д.И. Павлычена, Н-Г. Чеканона //Бюлл. НИИСГЭиУЗ им, НА. Семашко- М, 2003, Вып. 9- -С 51−54.
  94. Паиачниа МЛ, Семья и диспансеризация /М.И Панвчина, ТВ. В «ж нова //Семья и общество: Тезисы научно-практнч конф. <*Укрепление семьи и охрана здоровья населения в системе мер демографической политики». -Москва, Ростов-На-Доиу,. 984. С. 61−62.
  95. Перекопская Л-Г, Пути формирования медицинской активности //Социально-гигиенические исследования образа жизни и состоят" здоровья: Сборник науч. трудов /Под ред. Ю. П. Лисицына. М.: 2-й МОЛ-ПИИ IIM. II И Пнрогова, 1985.-С-41−44
  96. Пивснь ЕА- Состояние здоровья детей первых трех лет жизни н мелн-кО-Соанальный шалю их семей (но материалам г. Москвы). Автореф. днес, канд. мед наук, — М, 2003. — 25 с
  97. Нивень F. A Состояние здоровья детей раннего возраста и функции семы! //ЕюдЯг НИИСГЭиУЗ им. НА, Семашко М., 2003, — Вып. б, — С 52−55.
  98. План действий по разработке региональных программ по укреплению здоровья детей, Руководство. Часть 2. /И, С- Глазузгов, А. К. Демин. Г. Ю
  99. Евсгифеева н др. //Профилактика заболеваний н укрепление здоровья. -20М.-М2.-С 48−56
  100. План -кйст*ий ио разработке региональных программ, но укреплению здоровья детей. Руководство. Часть 3. НС Глазунов, А. К Демин, Г-Ю. Квстнфесяа н др. //Профилактика заболеваний н укрепление здоровья -2004. -ЛИ.- С. 19−31.
  101. Повеикико HJL Охрана здоровья подрастающего поколения как педагогическая проблема: история, современность. Автореф. дик. канд. лед. наук, — Владимир, 1996. — 22 с.
  102. Н.В. Образ жизни семьи н состояние здоровья детей раннего возраста /Н.В Полунина, С. М Степаном //Комплексные сошюлыю-пизгеннческие исследования: Респуб. сборник нвуч, трудов М.: 2-й МОЛГМИ им Н И Пирогова, ?987 -С. 149−1 Я.
  103. Попова И М Социально-гигиеническая характеристика условий и образа жизни подростков //Бюлл. ИНИН общественного здоровья- м. 2005. — Вып 5. — С. 95−99.
  104. Е.И. Характеристика методов оценки фшнческого развития детей Л6.И. Прахнн, ВJ1. Грицкнская //Педиатрия. 2(КН. — № 2. -С 6062.
  105. Савельева Е. Н Методика расчета показателей динамики здорови школьников //Комплексные соцнапьно-гигненические исследования.: Респуб. сборник научных трудов. /Под ред. Ю.П. Лисицына- М: Второй МОЛГМИ им. Н. Н. Пирогова, 1988, — С. 104−106.
  106. Семья здоровье — общество /Под ред. М, С. БСДИОГО, — М": Мысль,
  107. Сергеев, А Л. Формирование змоцнонвльно-иснностиого отношения к здоровому образу жзпни у младших школьников с отклоняющимся поведением {на материале внеучсбноП работы) Авторсф диес. канд пед- наук. — Волгоград, 2002. — 23 С,
  108. Сердюковская Г 11 Профилактика нсспсцнфичсскнх заболеваний в дошкольном и школьном возрастах ЛМеднко-сониальные аспекты развили и воспитания здорового ребенка: Тезисы докладов, М&bdquo- 1983. — С. 17−18,
  109. Н.А. Образование и здоровье семьи /Н.А. Склянова, В. В, Иванова, J1-A. Черкашина //Консилиум. 2000, — >e-t — С, 27−29.
  110. SI. Социальный маркетинг как система опенки потребностей г укреплении здоровья школьников /Г.Ю- Евстнфсева, С. Е. Лебедькова, Б В, Сумснко и др //Здравоохранение Рос. Фсд. 2004. — № 2. — С. 43−46.
  111. Способствующий сохранению здоровья образ жизни молодежи /Документ, разработанный, но поручению Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения Дрезден, 1985. — 131с.
  112. Српят’тельиая опенка здоровья детей по результатам медицинских осмотров и опросов Т М Максимова, В, Б. Белов, ЦП Лувдкина. Н. А. Барабанов //Проблемы социальной гигиены, хчравоохранення и истории медицины. -2004.-Jfe4.-С, 9−13.
  113. Степанов А. Д Здоровый образ жизни //СоциалЬно-ги! ионические исследования образа жизни и состояния здоровья: Сборник науч трудов Шал ред ГОЛ Лисицына. М/. 2-Я МОЛГМИ им. Н И Ниратова, 1985, -С, 10−15.
  114. Судьба семьи судьба человечества ФII. Архангельский, О Н. Дуд"мн-ко, А. В. Мытнль. Л. С. Шилова /.'Проблемы родительства и планирования семьи /Под ред. А.И. Ajttohoh — М. 1992, — С. 28−59.
  115. Тихвинский С-Б, Социальные н медико-бнологнчсские проблемы здоровья детей /''Методология и социология педиатрии: Сб. науч. трудов /Под ред. С, С. Олова, ГГ. Ершова, СПб. 1991. — С. 27−42
  116. Типнш, А С, Проблемы и профилактика стоматологических заболсадлнй У Детей (по данным социологического опроса). //Меднко-соииальныс аспекпм здоровья н воспроизводства населения Роста в 90-е годы: Млтс-риалы научной конференции Москве. 1997. — С.214−218.
  117. Туюв С Л. Семья и формирование здорового образа жизни детей и подростков /СЛ. Тузов. Е.И. ИЗ олух .'Проблемы мс-днцннской экологии и здоровья детей II подростков: Тез, докл. Республиканской нвуч.-практ конф. Владивосток, 1991. — С. 174−175,
  118. Укрепление здоровья детей школьного возраста план действий по разработке региональных программ в России Часть I. /Н.С- Глазунов, А. К. Демин, Г. Ю. Г. пстифсева и др. ^"Профилактика здбскдемоиЩ и укрепление здорова 2004,-Л1.-С, 14−20.
  119. Усамой*? Г! Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздорогигтельной работы в школе Автореф. дисс. док. мед. наук. — Н. Новгород, 1997. — 43 с.
  120. Факторы риска, влияющие на состояние здоровья современных школьников ! И. А Камлев, А. В. Леонов, Е. С. Богомолова н др. //Бюлл. НИИС-ГЭиУЗ им. Н А, Семшшо-М 2003 Выл.9,-С. 31−34.
  121. Формирование основ здорового образа жизни у школьников /Л.Л. Пономарева, П К. Абдукадырова, С А. Шлркпова, И Т Юлдашбасв ЛГипмиа н санитария. -2002.-Jftt.-C. 44−45.
  122. Формирование хронических заболеваний у подростков /О.Л, Голева, НА. Закоркина. 8. Г Лопушансхнй, Е. Г. Блинова //Проблемы соц. гигиены, злравоохр. н истории медицины 2005 -№ 6 -С. 16−18.
  123. Фрамкена В О. Совершенствование организации медицинского обеспечения детей и подростков в образовательных учреждениях иа муниципальном уровне, Автореф лисе. канд. мед. наук. — М, 2003. — 26 с.
  124. Холмогорова I T Журналисты о медицинских публикациях для населения /.Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2002. -С. 45−47.
  125. Хурптоаа Б, Г- Роль профилактики * охране и укреплении здоровья населения /Б Г Хуратова, Я Д. Ногорслов* Н. З. Зубкова //Еюшт. ННИИ общественного здоровья М-. 2005. — Вып. 5. — С. 139−145,
  126. Чехоишккя* НИ. Эпидемиология поведенческих факторов риска ненн-фекциоииых заболеваний в подростковой и взрослой популяции Политика и стратегия целевых школьных профилактических программ Авторсф диес.-- канд мед. щук. — Оренбург, 2003. — 23 с.
  127. Л.П. Некоторые аспекты профилактической работы детский поликлиник г. Москвы /л.II- Чичерин, НЗ, Зубкова, MB. АсаеваШп. ННИС1"ЭиУЗ км-11-А, Семашко М., 2001 — Вып I — С. 77−85.
  128. Чичерин Л Л. Реформирование деятельности учреждений педиатрической службы по принципу врача обшей практики /ЛЛ. Чичерин. Н. З, Зубкова //Бк>лд. НИИСГЭиУЗ им НА, Семашко М-, 1999 — Bun 3 С.76-«7,
  129. Чудиново Т. А Оптимизация первичной профилактики стоматологических заболеваний у школьников на уровне семьи. Авторсф. диес. канд. мед. наук. ¦ Казань. 2000. — 23 с»
  130. Чудинова Т А. Роль семьи и профилактике болезней полости рта у детей ПЛ. Чудинова. 3-А. Хуснутдииова //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. — Jfe 6. — С. 8−1L
  131. Чукдиовп 3 И Формирование здорового образа жизни сельского школьника (педагогический аспект). Авторсф дисс канд пел наук — Красноярск, 1999.-23 С
  132. Шарапова О-В. Основные направления деятельности службы охраны материнства и детства V Ледиатрия, 2004. — № 5. — С. 6−13.
  133. Шафнков ММ Роль семьн в профилактике курения детей /Лйол.т, НННМ общественного здоровья. М. 2005. — Вып. 3- - С. 147−150.
  134. В.II. Анализ медико-социальных и экономических особснзю-стей взаимосвязи здоровы) населения к системы питания (на примере территории Челябинской области) //Билл. НИИСГЭнУЗ им. НА. Семашко М&bdquo- 2003. — Вып. 7. — С. 32−34.
  135. Щс.чбелев Л С О роли врача-педиатра в формировании у детей здорового образа жнзин /.'Социально-гигнсинческне исследования образа жизни и состояния здоровья. Сборник научи, трудов /Под ред. Ю. П. Лисицына М. 2-й МОЛГМИ им. Н И Пиротова, 1985,-С. 104−107
  136. Педагогические проблемы нлешмл№ /Пол ред В. В. Колбанова. -СПб, 1999.-С. 216−218.
  137. Яковлева Т В. Проблемы laKoiюдатеяь н 0J о регулирования охраны здоровья детей //Педиатрия 2004. — № 5, — С. 4−6,
  138. Якунина Л-А. Пути улучшения профилактической работы со здоровым ребенком в условиях детской поликлиники //Медико-с синильные аспекты развшия и восшлания здорового ребенка: Тезисы докладов М, 1983.-С 94−95.
  139. Вгепст N.D. Assessment of factors affecting the validity of self-reponed health-risk behavior among adolescents: Evidence from the scientific literature /N D. Brener, J O G. Billy, W R Grady !!}, of adoletMM health 2003. -Vol. 33. N6.-P. 436−457,
  140. Curne C. Health and Health Behavior Among Young People /С- Carrie, K. Hiarelmana, W. Setsrcrtobuhc ct al. //World Health Organ i/дИоп Regional Office far Europe- Denmark. 2000. — P. 9-tl.
  141. Illich J. limits to medicine Medical nemesis- The expropriation of health Harmondsworthr Penguin Books, 1977 296p.
  142. Langilte D, B, Association of socio-economic Factors wtth health risk behaviors among high school students in rural Nova Scotia’D В Langille, L, Curtis,) — Hughes, G.T. Murphy //Can. J. Publ. Health Rev. Can. San. 2003. -Vol. 94, N 6- - P- 442−447.
  143. LeVine RA. Maternal literacy and health behavior a Nepalese case study IR.A. LeVine, S, E. LeVine, M, L Rcme, B. Schnell-Anwl* //So*. Sd. Med, -2004. Vol. 58, N 4. — P. S63−877.
  144. Lmdblandh E. Habit versus choice- the process of decision-making in health-related behaviour /Е. LindMandh. CH. Lytlkens ItSoc. Set- МЫ 2002, -Vol. 55, m.-P, 451−465.
  145. Loucaides С A, Differences in physical activity levels between urban and rural school children in Cyprus /СЛ Loucaidcs, S. M Chedzoy, N. Bennett /.'Health Education Research -2004. Vol 19, Nl-P 138−147
  146. MacrnilLan R Linked lives: Stability and change in maternal circumstances and trajectories of araisocial behavior in children /R. Mtcmilhn, B, J, McMor-risfC Kruitschnitt//Child, Develop, 2004. — Vol. 75, N 1. — P. 205−220.
  147. Shorn J W. the role of adolescent friends, romantic partners, and siblings in the emergence of the adult antisocial lifestyle /J.W. Shorlt, DM CapatdL, TJ.
  148. Diihiofi, L. Ba**, UXOwcn //J Family hsychology. 2003. — Vol 17. N 4, -P. 521−533.
  149. Soubhi H. The social context of childhood injury in Can win- ntCfcnitkJn of Ни NLSCY findings /.'American J. Health Behavior, 2004. — Vol, 28, — P S38-S50.
  150. Ungar M Hie importance of parents and other caregivers to the resilience of high-Tisk adolescentsfamily process 2004. -Vol. 43, N I — P 23−41,
  151. Wiley J.A. Life-style and Future Health1 Evidence from the Alameda Country Study /J, A, Wiley, LC. Camncho //Prcv. Med, ¦ 1980, Vol, 9. № 1. — P. 1−2 L
  152. Worobey J. Diet and behavior in at-risk children: Evaluation of an early intervention program /J. Worobey, i, Pisufc, K. Decker //Public health nursing, -2004, Vol 21. N 2, — P 122−127.
Заполнить форму текущей работой