Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие аутопсихологической компетентности в организаторской деятельности у офицеров-слушателей учреждений дополнительного профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этап (поисково-подготовительный, 2000 — 2001 г. г.) включал в себя: анализ психолого-педаюгической и акмеологической литературы, но проблеме исследованияобобщение, сравнение и сис1ема1изацию ieopem-ческого и практическою опыта подготовки к ор1анизагорской дея1елыюс1и в вузахопределение цели исследованияформулирование гипотезы и задач исследованияразработку критериев для диашосгирования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Теорешко-методоло1 ичсский анализ аугоисихологической ком-пе1енгносги в организаторской деятельности
    • 1. 2. Педаго! ические условия развишя аутонсихологической компетентности в организаторской деятельности
    • 1. 3. Критерии оценки уровней развишя ауюисихологической компетентности в opi анизаторской деятельности
  • Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ АУГОИСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОФИЦЕРОВ-СЛУШАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1 Методика развития аутопсихолошческой комне1ен1ности в ор-ганиза юрской деятельности.

2.2 Цель, задачи и содержание оиышо-экснерименгального исследования. Констатирующий эксперимент.

2.2.1 Цель, задачи и содержание опышо-эксперименгалыюю исследования.

2.2.2 Констатирующий эксперимент.

2.3 Формирующий эксперимент. Анализ результатов опьпно-эксперимен гального исследования.

Выводы по в юрой главе.

Развитие аутопсихологической компетентности в организаторской деятельности у офицеров-слушателей учреждений дополнительного профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальное!ь исследования. Современные задачи, решаемые российским обществом, всеми его социальными инс1и1у1ами, в юм числе и Вооруженными Силами, требуют от выпускников вузов владения конструктивными подходами и продуктивными психолою-педагошческими технологиями для выполнения профессиональных задач. Современный специалиа должен, как это отмечается в большинстве руководящих докумешов, регламеитирующих их подгоювку, не только в совершенстве владеть своей профессией, но и акшвно учас1вовать в обучении и воспитании персонала (подчиненных) — владеть методами познания психологических особенное i ей персонала, эффективного влияния на конкретного человека как индивида, субъект трудазнать сущность, содержание, наиболее продуктивные модели, алюришы и технологии организации деятельности в различных условиях.

Вместе с тем, имея в современных условиях количество вузов, почти в три раза превышающее ю, что было в Советском Союзе, Россия испытывает кадровый дефицит управленцев. В российских вутх всегда хорошо учили профессии, но явно недостаточно обращали внимание на иодюювку будущих специалистов как организаторов. Введя в постсоветское время в ряде вузов подготовку по специальности «Управление персоналом» с присвоением квалификации «менеджер», мы явно недооценили того факта, что организаторская деятельность осуществляется не только в высшем и среднем звене управления, но также присуща всем специалистам, па всех уровнях функционирования общества. Сказанное о недостатках подгоювки управленцев в полной мере относится и к военным вузам. Здесь всегда хорошо учили организации и ведению боевых действий в различных условиях, и очень мало организации повседневной жизни войск. Кроме тою, необходимо учитывать, что деятельность современных военных ортанизаций сложна, а условия их функционирования меняются столь стремительно, чю существующие уровни и стандарты управленческой (и, соответственно организаторской) подготовки уже не гарантируют удовлетворительной юговиосги офицеров как субъекюв управления.

Эти выводы подтверждаются данными опросов менеджеров, в том числе офицеров воинских частей Вооруженных Сил РФ, проведенных автором в рамках данного диссертационного исследования. Так, на вопрос «Считаете ли Вы достаточным уровень профессиональной подготовки в вузе к организаторской деятельности?» 64,6% респондентов в 2000 юду и 69,1% в 2001 году ответили отрицательно, при этом ошечае1Ся, что данный пробел в вузовском образовании они пытаются уараншь уже в ходе пракшческой деятельности, путем самообразования (см. табл. 10).

Следует также учитывать, что в условиях, когда военным специалисшм как минимум трижды приходится переучиваться, а времена когда государс1-во могло не считайся с затратами на подютовку, безвошрашо прошли, cia-новиться очевидным, что основные усилия военною образования должны бьпь направлены на решение задачи «научиib учшься самостоятельно».

В сложившейся ситуации ликвидирован, эш «пробелы» в подготовке специалисюв можно либо скоррекшровав образовательный процесс вузов, либо через систему учреждений дополнительною профессиональною образования, или посредством дистантного обучения. Второй и греши вариаш, по мнению респондентов, опрошенных в ходе диссер1ационного исследования, нредночштельнее, так как уровень мотивации, но овладению знаниями, умениями, навыками организаторской деятельносш гораздо выше у работающих специалистов, чем у будущих.

Справедливости ради необходимо ошешгь, что проблема подюювки к организаторской дея1ельпос1и опюсится к числу «вечных проблем», кот-рая переосмысливается как бы заново на каждом новом этапе развития общества. По существу, при каждом новом осмыслении эюй проблемы речь идет о том, нужно ли учить организаторской деятельности? Является ли способность к организаторской деятельности «даром божьим», основанным па врожденных специальных способное1ях? «Истинный организатор — 3ioi природный типон родшся, а не формируется» (Т. Шибутани). Или же, как считают другие авторы, чыо ючку зрения мы разделяем, оршшзация — эю искусство и наука, а значив можно исследовать, систематизирован^ опьп организации, выявить существенное и закономерное, и, опираясь на эю управлять процессом подготовки организаторов, не сбрасывая со счетов и врожденные задатки для эгого.

Именно этим, на наш взгляд, объясняется то, что в отечественной психологической и педагогической теории накоплен значительный познавательный материал, который може1 быть успешно использован как для ieope-тическою анализа, так и для разрабо1ки практических рекомендаций по иод-готовке специалистов к организаторской дея1ельности.

Самое большое внимание в нашей литературе уделялось социально-психологическим и педаго1 ическим аспектам формирования ор1анизагор-ских способностей. Они были предметом исследований В. Г. Асеева, Ф. Ф. Аунапу, Р. В. Габдреева, А. С. Гусева, O.JT. Дейнеко, JI.A. Журавлева, Г. И. Железовской, А. Н. Лутошкина, А. А. Свенцицкого, С. Г. Спасибенко, Л. И. Уманского, А. В. Филлипова, В. В. Цалобанова и др. Организаторские способности руководящих кадров исследовались Ю. Н. Емельяновым,.

A.Г.Ковалевым, Ю. Д. Красовским, И. С. Осадчим, B.II. Рубахиным, Б. М. Тепловым и др. Исследованием оргаиизаюрских качесчв снециалисюв, обучающихся в высших военных учебных заведениях, занимались А. В. Барабанщиков, М. И. Дьяченко, В. Н. Климовец, А. Н. Пахомов, Ю. М. Плюспин,.

B.Н.Устюжанин и др.

Отдельные стороны подюговки к организаторской деяюльносги рассматриваются в рамках pa6oi, посвященных формированию гоювносш выпускника вуза к профессиональной деяюльносш (Т.А.Воронова, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Н. А. Колмакова, Н. В. Останина и др.) и ее конкретных форм: готовность к труду (П.А. Атутов, С. Я. Багышев, Л. А. Васильев, M.II. Глявин, В. Г. Зубов, Е. П. Ильин, Б. Ф. Ломов, М. И. Скаткин, Н. К. Шеляховская и др.), готовность воина к боевой дея1ельности (М.М. Драюмиров, М. И. Дьяченко, Н. Б. Ивушкин, Ф. Д. Рассказов, A.M. Сголяренко, А. А. Таланкин и др.), гоювность учащихся к военной службе (М.А. Белоусов, П. И. Снимщиков, П. Ф. Феденко и др.), готовность их к педагогической дея1слыюсги (К.М. Дурай-Новакова, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюгкин, В.А. Слас1енин, А. И. Щербаков и др.).

Вместе с тем, анализ имеющейся литера! уры позволяет сделать вывод о том, что разработку проблем подготовки специалистов к организаторской деятельности нельзя считть исчерпанной. В большинстве работ рассматриваются весьма важные, но лишь отдельные стороны данной проблемы: по некоторым вопросам, особенно по проблеме развития организаторских способностей, нет единства взглядов и подходовнетрудно заметить и то, что в большинстве работ готовность к организаторской деятельности рассматривается как бы отдельно от способностей к ней.

В связи с вышеизложенным, необходимо разрешение противоречия между объективной необходимое 1ыо целенаправленною и эффективною развития готовности к организаторской деяюльносш у офицеров, с одной стороны, и реально сложившейся практикой подютовки их в вузе с использованием традиционных форм, недостаточной разрабо1анностыо теоретико-методологических и организационно-методических основ осуществления этого процесса, с друюй стороны. Эти факторы усугубляю 1ся ирошворечием между потребностью в изменении условий военно-профессиональной подютовки офицеров в процессе военной службы и 01сугс1висм у них необходимых возможностей повышения квалификации и навыков самообразования.

Указанные обстоятельства подвинули автора на обращение к данной теме, и обусловили целесообразность ее рассмотрения через категорию «ау-топсихологическая компетентность», введенную в научный оборот в рамках акмеологической теории. Рассмотрение данного понятия в рамках развивающейся концепции компетешпостною подхода в образовании (И.А.Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. В. Хуторской, Дж. Равен, Г. Халаж, Н. Хомский, В. Хутмахер, Р. Уайт и др.) меняе! мышление об оценке и квалификации специалистов, предполагает способное п> к самос юятельной деятельности на основе полученных универсальных знаний, и позволяем на наш взгляд осуществить анализ готовносш и способности к организаторской деятельности, как целостною личностного качеава и на этой основе обосновать педагогические условия развишя аутопсихологической компетентности в организаторской дея1ельности, разработан^ меюдику их реализации.

Исходя из выявленных противоречий, нами была определена проблема исследования: каковы педаго1 ические условия, обеспечивающие развише аутопсихологической компетентности офицеров Вооруженных сил Российской Федерации в организаторской деятельности.

Вышеизложенное обуславливает актуальность темы диссертации, определяв! цель, выбор объекта и предмета исследования.

Цель исследования: 1воретическое обоснование и эксперимешальная проверка эффективности педагогических условий развития аутопсихологической компетен1нос1и в организаторской деятельности у офицеров-слуишелей учреждений дополнительною профессионального образования.

Объект исследования: образовательный процесс учреждения дополнительною профессионального образования Министсрс1ва обороны Российской Федерации.

Предмет исследования: развитие ауюпсихологической компв1вН1 поста в организаторской деятельности у офицеров-слушателей учреждений дополнительно! о профессионального образования.

Гипотеза исследования: развитие ауюпсихологической компетентности в организаторской деятельности у офицеров-слушателей учреждений дополнительного профессионального образования будет эффективным, если:

— развитие аутопсихологической компетеншосги является одной из специфических задач профессиональной подютовки офицеров;

— рассматривать аутопсихологическую компе1внгносгь как сис! емпое качеово личности, определяющее ее готовносхь и способность к осуществлению организаторской деятельности;

— разработано соответствующее методическое обеспечение данною процесса, реализация которою содействует эффективному развитию данною качества у специалистов.

В соответствии с поставленной целью и 1ипотезой исследования ставились следующие задачи:

1. Раскрыть сущность аутонсихологической компетентности в организаторской деятельности как системного качества личности.

2. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития аутонсихологической компетентности в организаторской деятельности.

3. Разработать методическое и диагностическое сопровождение процесса развития аугопсихологической компетентности обучающихся в системе дополнительною профессионального образования.

Теоретико-методологической основой исследовании явились:

— системный и синерютический подходы к рассмотрению педантических явлений и процессов (А.Н. Аверьянов, В. Г1. Беспалько, И. В. Блауберг, В. Г. Буданов, Д. М. Гвишиани, В. И. Затвязинский, В. В. Краевский, И. В. Лупандин, Г. Николис, И. Р. Приюжин, В.II. Садовский, И. С теш ере, Н. М. Таланчук, Г. Ферстер, Г. Хакен, А. Холл, С. Янг и др.);

— компетенгносгный подход в образовании (II.А. Гришанова, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. В. Хуторской, Дж. Равен, Г. Халаж, Н. Хомский, В. Хутмахер, Р. Уайт и др.);

— концептуальные идеи личностно-ориеп тированного образования (Е.В. Бондаревская, В. В. Давыдов, Г. И. Железовская, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Б. Д. Эльконин и др.);

— теоретические основы формирования готовности к профессиональной деятельности (О.А. Абдуллина, Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, Г. Н. Сериков, В. А. Сластенин и др.);

— теория деятельности и развития личности (Б.Г.Ананьев, J1.C. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.).

Методы исследования. Исследование базировалось на использовании комплекса методов психолого-недаг огических исследований:

— теоретических — анализ, синтез, абстра1 ирование, сравнение, обобщение, конкретизация, моделирование;

— эмпирических — беседа, анкетирование, легирование, экспертная оценка, самооценка, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент;

— математической обработ ки с га i истических данных.

Организация исследования. Исследование проводилось с 2000 но.

2004 годы в три этапа.

Первый этап (поисково-подготовительный, 2000 — 2001 г. г.) включал в себя: анализ психолого-педаюгической и акмеологической литературы, но проблеме исследованияобобщение, сравнение и сис1ема1изацию ieopem-ческого и практическою опыта подготовки к ор1анизагорской дея1елыюс1и в вузахопределение цели исследованияформулирование гипотезы и задач исследованияразработку критериев для диашосгирования уровня развития аутопсихологической компетентности у слушателейпроведение констатирующего экспериментавыявление, исследование и 1еоретическое обоснование педагогических условий, необходимых для развития ауюпсихоло1иче-ской компетентности в организаторской дея1ельности у офицеров-слушателей образовательных учреждений дополнительною профессионального образованияразработку методики ее развитияразработку спецкурса «Основы организа юрской деятельности».

Второй этап (экспериментальный, 2002 — 2003 г. г.) предусматривал проведение формирующего экспериментареализацию и проверку эффективности методики развития аутопсихологической компетентности в opiaHH-заторской деятельности у офицеров-слушателей Военного института повышения квалификации специалистов мобилизационных органов ВС РФ.

На третьем этапе (обобщающий, 2004 г.) был завершен иеда1 огический экспериментпроведено обобщение, систематизация и интерпретация результатов исследованиявыполнена их статисшческая и математическая обработкаопределены надежность и валидное! ь результатов экспериментсформулированы выводыпроведена работа по внедрению резулыаюв исследования в образовательных учреждениях высшего профессиональною образования.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:

— уточнена сущность понятия «аугопсихоло1ическая KOMiieieniiiocib» на основе соотнесения с понятиями «готовноаь к организаюрской деятельности» и «организаторские способности»;

— выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, способствующих эффективному развитию аугопсихологической компетентности у офицеров в организаторской деятельноеIи как системною качества личности;

— разработана методика развития аугопсихологической комнеченгно-сти в организаторской деятельности у офицеров-слупшелей учреждений дополнительного профессионального образования, обеспечивающая формирование у них мотивированною отношения к оршшзагорской деятельности, навыков самоанализа, самооценки и самоконтроля;

— разработаны критерии для определения уровней сформированное! и аутопсихологической компетентности в организаюрской деятельности на основе компонентов готовности к организаторской деятельности (мотиваци-онная готовность, теоретическая готовность, практическая готовность).

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку педагогических основ развития профессиональной комиегенпю-сти военных специалистов. Постановка, поиск nyien решения проблемы, разработка методического обеспечения развшия аутопсихологической компетентности офицеров дополняют теоретические представления о направлениях и способах совершенствования профессиональной перенодюговки офицеров в условиях учреждения дополнительного образования.

Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшею расширения проблемного поля исследований повышения качеспза профессиональной подготовки и перепод! отовки офицеров. Получившие теоретическое обоснование педагогические условия развишя у офицеров-слушателей аутопсихологической компетентности в организаторской деятельности и методика их реализации в образоваюльном процессе MoiyT быть использованы в образовательных учреждениях различного типа и образовательного уровня.

Практическая значимос1ь исследования заключается в разрабо1ке методики, позволяющей без значительных ма1ериальпых и временных затра1 достшать достаточного для осуществления организаторской деятельности уровня развития аутопсихологической компетентности.

Разработана учебно-программная докумеп гация по спецкурсу «Основы организаторской деятельности», методические рекомендации по педантическому моделированию содержательною компонент (рашише ауюнсихоло-гической компетентности в организаторской деятельности) в педаю1Ическом процессе учреждения дополнительного профессионального образования. Выводы и материалы диссертационного исследования MoiyT быть использованы при проектировании и организации образовательного процесса не только в системе повышения квалификации военных специалисюв, но и в дру1их типах образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованное! ь выводов исследования обеспечена четким выбором фундаментальных методологических позицийнепротиворечивостью исходных теоретических положений и понятийно-категориального аппарата исследованияцелостностью рассмотрения предмета исследованияприменением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследованиянаучным анализом психолою-педаго1 ической и ак-меологической литературы по исследуемой проблеме.

На защшу выносятся следующие положения:

1. Аутопсихологическая компетентность в организаторской деятельности понимается как системное качество личноеiи, характеризующее ее ю-товность и способность к организаторской работе, умение развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать необходимую для деятельности обстановку nyieM изменения своею внутреннею состояния, приобретать, закреплять и контролировать новые знания, умения и навыки, перестраиваться при возникновении непредвиденных обстоятельств, создавать волевую устновку на достижение значимых в профессиональной деятельности результатов.

2. Педагогическими условиями, необходимыми для развития аугоисихо-логической компетентности в организаторской деяюльности являю 1ся: 1) формирование у обучающихся уешновки к осуществлению организаторской деятельности- 2) актуализация по гребное i и обучающихся в самообразовании- 3) стимулирование развития у обучающихся навыков самоанализа, самоконтроля, самооценки. Реализация данных недаго1 ических условий в образовательном процессе учреждения дополни гельиого образования обеспечивают достижение более высокого уровня развития аутопсихоло! ической компетентности в организаторской деятельности у офицеров.

3. Методика развития аугопсихологической компегеншосги в организаторской деятельнос1и понимается как совокупноаь иедаго1 ических условий, форм, методов и средств обучения, и механизм их реализации для достижения гарантированного результата.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические положения и результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на заседании кафедры иедаю1ики Бала-шовского филиала Саратовского государственного университета, на Всероссийской научной конференции (Саратов 2004 г.), на научно-практических и научно-методических конференциях Поволжскою оiделения академии военных наук (Саратов 2004 г., Вольск 2005, 2006 гг.), на военно-научных конференциях Военной академии военно-космической обороны (Тверь 2004, 2005 ir.), на военно-научном семинаре Ростовского военного ипсжтуш Ракетных войск (Ростов 2006 г.).

Результаты исследования используются в образовательном процессе Военного института повышения квалификации специалисюв мобилизационных органов ВС РФ, Михайловской военной артиллерийской академии, факультета заочною обучения и повышения квалификации Сараювского юсу-дарствепного аграрною университета, института дополнительного профессионального образования Саратовского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы, но второй главе.

1. Предлагаемая авторская методика развития аутопсихологической компетентности позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы обучения слушателей с учетом их индивидуальных личностных особенностейорганизация и осуществление образовательною процесса по эти методике не является жестко регламентированной, его структура такова, что она гибко реагирует на изменяющиеся особенности слушателей, что позволяет говорить о мобильности и адресности педагогического воздействия.

2. Анализ уровня развития аутопсихологической компетентности в организаторской деятельности у офицеров ВС РФ, тражданских менеджеров различного звена показал, что подготовка специалистов к организаторской деятельности в высших учебных заведениях не сооответствуег современным требованиям. Большинству опрошенных пришлось уже в ходе практической работы самостоятельно осваивать основы организатоорской деятельности.

Данное обстоятельство подтверждает актуальность и необходимость разработки методики развития аугои1сихоло1ической компетентности в организаторской деятельности. Особую роль в этом ошошении Moiyi сыграть образовательные учреждения дополнительного профессионального образования.

3. Результаты опытно-экспериментального исследования подтвердили I наше предположение, что, используя предложенную авюрскую меюдику в образовательном процессе Военого институт повышения квалификации ', специалистов мобилизационных органов ВС РФ, в условиях ограниченною/.'// времени на обучение, можно в значительной степени повысить уровень ра^- ^ вития аутопсихологической компетентности в организаторской деятельности слушателей.

4. Развитие аутопсихологической компетеншости в организаюрской деятельности у офицеров-слушателей инсгитута повышения квалификации с использованием авторской методики осуществляется последовательно по составляющим ее компонентам: мотивационный, теоретический, практический. Кроме того, на протяжении всего периода обучения в целях развития интереса слушателей к организаторской деятельноеш, навыков самоанализа, самоконтроля и самооценки предусмотрен творческий эти.

5. Предлагаемая нами методика позволяет эффективно воздействовать на формирование аутопсихологической компетентности в организаторской деятельности, чго подтверждается динамикой исследуемых показателей. В процессе реализации предлагаемой нами программы обучения произошло достоверно значимое улучшение мотивационного, теоретического и практического компонентов аутопсихологической компетентности слушателей в организаторской деятельности. Причем наиболее значимый положительный эффект определился в экспериментальной группе Эь реализующей полный комплекс условий и средств педагогического содействия развитию ауюпеи-хологической компетентности. Менее выраженное положительное влияние на динамику исследуемых качеств наблюдалось в ipynnax, изучающих отдельные компоненты предложенной программы. Достоверно значимой положительной динамики развития аугопсихолсмической компе1ентиости в контрольной группе не зафиксировано.

6. Предложенная методика легко адаптируема к образовательному процессу институтов повышения квалификации, не гребует его перестройки и позволяет без дополнительных материальных затрат создать условия, необходимые для развития аутопсихологической компетентности обучающихся в организаторской деятельности, чю подтверждается результатами внедрения данной методики в образовательном процессе Военною института повышения квалификации специалистов мобилизационных органов ВС РФ, Михайловской военной артиллерийской академии, факультета заочного обучения и повышения квалификации Саратовскою государственного аграрною университета, института дополнительного профессиональною образования Саратовского государственного университета.

7. Проведенная математическая и статистическая обработка данных исследования па валидность и надежность позволяет утверждать о достоверности резулыатов эксперимента, сформулированных выводов и предложений.

Полученные в эксперименте результаты подтвердили гипотезу исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты, полученные в ходе проведенного диссертационного исследования, позволяют сформулировать ряд общих теоретических и практических выводов, касающихся возможности и целесообразности применения методики развития аутопсихологической компетентности в организаторской деятельности у обучающихся.

1. Аутопсихологическая компетентность в организаюрской деятельности понимается нами как системное качество личности, которое характеризует ее готовность и способность к организаторской работе, его умение развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для профессиональной деятельности обстановку путем изменения своего внуфеннего состояния, приобретать, закреплять и контролировать новые знания, умения и навыки, перестраиваться при возникновении непредвиденных обстоятельств, создавать волевую установку на достижение значимых в профессиональной деятельное i и результатов.

Рассмотрение процесса подготовки специалисюв к организаюрской деятельности через категорию «аутопсихологическая компетентность» позволяет интегрировать значительный накопленный познавательный поюнци-ал психологии и педагогики в обласш исследований «ютовпости к профессиональной деятельности» и «opiанизаторских способностей», необходимых для современного специалиста, и на этой основе разработать авторскую методику, учитывающую системность подготовки современных специалистов к организаторской деятельности.

Методологической основой исследования аутопсихологической компетентности в организаюрской деятельности и построения методики ее развития может стать системно-синергетический подход. Он позволяет рассмоь реть процесс развития аутопсихологической компетентности в организаюрской деяюльности как: (1) адресно-ориентированный на обучаемых- (2) содержательно-ориентированный на социальный заказ работодателя (в нашем случае Генеральный штаб ВС РФ) — (3) методически вариативный, то ecib максимально учитывающий индивидуальные особенности обучаемых.

Система аутопсихологической компетентности в организаторской деятельности включает в себя компоненты: мотивационную готовность к opia-низаторской деятельноститеоретическую готовность к организаторской деятельностипрактическую готовность к организаторской деятельности.

Мотивационная ютовносгь к организа юрской деятельности предусматривает: активное положительное отношение к осуществлению организаторской деятельностипредрасположенность квалифицированно осуществлять основные организаторские функции (принятие решений, исполнение решений, проверка исполнения решений) — осознание значимости организаторской деятельности в структуре специалисталичностно-значимые мотивы осуществления организаторской деятельностиэмоционально-волевую направленность на осуществление организаторской деятельности.

Теоретическая готовность к организаторской деятельности определяется компетентностью в теории управления коллективом, в психологии управленческой и организаторской деятельности, в педаюгике, эшке, риторике, конфликтологии, в трудовом законодательстве и делопроизводстве, в использовании современных информационных технологий, в организации и охране труданаличием знаний по осуществлению основных функций организаторской деятельности.

Практическая готовность к организаторской деятельности связана с особенностями и качествами личности: способность оперативно принимать решения адаптироваться к быстро меняющимся ситуациям, способность к работе с документами, способность в короткие сроки осваивать технические средства, способность к творчеству, предприимчивость, способность организовывать, координировать и регулировать работу подчиненных.

2. Педа1 отическими условиями, необходимыми для развития аутопсихологической компетентности в организаторской деятельности являются:

1) формирование у обучающихся установки к осуществлению организаторской деятельности- 2) актуализация потребности обучающихся в самообразовании- 3) стимулирование развития у обучающихся навыков самоанализа, самоконтроля, самооценки. Кроме того, в качес1ве необходимых педагогических средств и методов при развитии аутопсихологической компетентности в организаторской деятельности рассматривается изучение теоретического курса по основам организаторской деятельности и закрепление полученных теоретических знаний на комплексных практических заняшях (деловых, ролевых играх, командно-штабных учениях, шрах, социально-исихоло1 ических тренингах).

Как показал педагогический эксперимент, указанные педагогические условия и педагогические средства, в совокупности с общедидактическими условиями организации учебного процесса в вузе, обеспечивают более высокий уровень развития аутопсихологической компетентности в организаюр-ской деятельности.

3. Под методикой развишя аутопсихологической компетентности в организаторской деятельности мы понимаем систему педагогических условий, форм, приемов и средств подготовки специалиста, а также механизм использования этой системы. В качестве основных структурных элементов предложенной нами системы выступают: целевая установка, педа1 огические условия, необходимые для развития аутопсихологической компетентностиметодика учебной работы со слушателями Военного института повышения квалификации по развитию у них аутопсихологической компетентности в организаторской деятельностидиашосшческое обеспечение процесса развития аутопсихологической компетентности и контроля результатов по подготовке к организаторской деятельности.

При разработке методики развития аутопсихологической компетентности в организаторской деятельности мы, основываясь на положениях лично-стно-ориентированного и компетентностпого подходов в современном образовании, исходили из следующих требований: (1) методика должна удовлетворять лично значимые потребности слушателей в организаюрской деятельности, поэтому педагогическое воздействие со стороны преподава1еля должно носить адресный и целесообразный характер- (2) развитие аутопсихологической компетентности в организаторской деятельное i и должно способствовать, в первую очередь, развитию навыков самоорганизации обучающегося, а уже затем умению организовать деятельность других- (3) формы, методы и средства развития ауюпсихологической компетентности должны обеспечивать перевод обучаемых из созерца1ельной позиции в позицию активного субъекта образовательной деятельности- (4) методика в ходе ее реализации должна стимулировать развитие установок обучающихся на организаторскую деятельность (на работу с людьми).

Реализация предложенной методики развития аутопсихологической компетентности позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы обучения с учетом индивидуальных личноешых особенностей обучаемых. Организация и осуществление образовательного процесса по этой методике не является жестко регламентированной, его структура 1акова, что она гибко реагирует на изменяющиеся особенности слушателей, позволяет говорить о мобильности и адресности педагогического воздействия.

4. Для диа! ностироваиия уровня развишя аутопсихологической компетентности применялась разработанная автором система диагностических средств: анкеты, тесты, ситуационные задания, причем характеристики каждого компонента аутопсихологической компетентности определялись, но своей системе методик. В ходе специально проведенною обследования слушателей были разработаны кршерии оценки уровней развития каждою компонента аутопсихологической компетентности: «очень низкий уровень», «низкий уровень», «средний уровень», «уровень выше среднего», «высокий уровень». В основу разработки критериев были положены требования руководящих документов по подготовке специалистов (в нашем случае руководящие документы Минобороны России).

5. Результаты опытно-экспериментального исследования подтвердили наше предположение, что, используя предложенную методику в образовательном процессе Военного института повышения квалификации в условиях ограниченного времени на обучение, можно в значительной степени иовы^ сить уровень развития аутопсихологической компетентности в организаторской деятельности слушателей.

Предложенная авторская методика легко адаптируема к образовательному процессу вузов, не требует его перестройки и позволяет без дополнительных материальных за фат создать условия для развития ауюисихоло1и-ческой компетентности в организаторской деятельности.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи, поставленные перед диссертационным исследованием, решены. Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты подтвердили гипотезу исследования.

Направлениями дальнейших исследований могут быть проблемы развития аутопсихологической компетентности в других видах профессиональной деятельности, исследование способностей, выражающих технологическую составляющую процесса самоизменепия, самосовершенствования, сущность механизмов реализации способностей личности в организаторской деятельности, механизмы реализации резервных возможностей человека в экстремальных (нестандартных) условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абуль-ханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-299 с.
  2. , А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  3. , А. Понять природу человека / А. Адлер. СПб.: Академический проект, 1997. — 256 с.
  4. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. М., 1998.-341 с.
  5. , В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1998. — 158 с.
  6. , С. И. Учебный процесс в высшей школе, ei о закономерные основы и основные методы / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1998.- 150 с.
  7. , Ф. Ф. Методы подбора и подготовки руководителей производства/ Ф. Ф. Аунапу. М.: Экономика, 1971. — 102 с.
  8. , В. Г. Научное управление обществом / В. Г. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1968.-384 с.
  9. , В. Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981.-432 с.
  10. , В. Г. Социальная информация и управление обществом / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1975. — 178 с.
  11. , В. Г. Управление как целесообразная деятельность человека / В. Г. Афанасьев // Общественные науки. 1978. — № 2. — С. 8−14.
  12. , Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. — 416 с.
  13. , Н. А. О готовности учащихся к военной службе / II. А. Белоусов // Сов. педагогика. 1985. — № 10. — С. 35−40.
  14. Бир, Ст. Кибернетика и управление производством / Ст. Бир. М.: ФМ, 1963.-214 с.
  15. , Н. В. Становление и сущносгь системного подхода / Н. В. Блауберг, В. Н. Садовский. М.: Наука, 1976. — 270 с.
  16. , Н. В. Философский принцип системности и системный подход / Н. В. Блауберг, В. II. Садовский, Э. Г. Юдин // Вопросы философии. -1978.-№ 8.-С. 39−53.
  17. , Р. Р. Научные методы управления / Р. Р. Блейк, Д. С. Моу-тон. Киев: Наук, думка, 1990. — 217 с.
  18. , Е. Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Е. Боровкова. -Челябинск, 1996.-23 с.
  19. , В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации / В. В. Василькова. -СПб.: Лань, 1999.-480 с.
  20. Веденяпин, 10. Л. Измерение готовносш студентов абигуриешов к обучению в институтах иностранных языков как предпосылка индивидуализации учебного процесса: дис.. канд. пед. наук / Ю. А. Веденяпин. -М., 1976.-195 с.
  21. , И. Е. Общая культура учителя как фактор успешности педагогической деятельности : авюреф. дис.. канд. пед. наук / И. Е. Видт. -Екатеринбург, 1995. 17 с.
  22. , Н. Вопросы управления / Н. Витке // Проблемы теории и практики управления. 1991. — № 4. — С. 115−119.
  23. Военная педагогика и психология / под ред. А. В. Барабанщикова. -М.: Воениздат, 1986.-20 с.
  24. , Т. А. Формирование у студентов готовности к педаю-гическому самообразованию в условиях университета : дис.. канд. пед. наук / Т. А. Воронова. Л., 1986. — 280 с.
  25. , II. С. Индивидуализация содержания самостоятельной работы студентов как фактор развития их профессиональной компетентности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. С. Врублевская. Магнитогорск, 2002.- 19 с.
  26. , Д. М. Теоретико-методологические основания системных исследований и разработка глобального развития / Д. М. Гвишиани // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1982. — С. 7−15.
  27. , В. А. Проблема самоорганизации в исследованиях по кибернетике и искусственному интеллекту / В. А. Герович // Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. М.: Наука, 1994. — С. 125−145.
  28. , В. Н. Основы превентивной педагогики / В. Н. Герасимов. М.: ГАВС, 1995. — 201 с.
  29. , В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике : учеб. пособие для студентов втузов. 3-е изд., перераб. и доп. / В. Е. Гмурман. — М.: Высш. шк., 1979. — 400 с.
  30. , А. С. Развитие аутопсихоло1 ических способностей личности. Методы и технолотии / А. С. Гусева, В. В. Лешин. М.: РАГС, 2000. -198 с.
  31. , Г. Наука и творчество / Г. Гиргинов. М.: Мир, 1979.217с.
  32. , В. М. Кибернетика, вычислительная техника и информатика. Т. 2. ЭВМ — техническая база кибернетики / В. М. Глушков. — Киев: Наук, думка, 199. — 216 с.
  33. , В. М. Педагогические условия в подготовке студентов педвуза к применению компьютерных и традиционных технических средств в общеобразовательной школе : дис.. канд. пед. наук / В. М. Горбунов. -Уфа, 1993.- 189 с.
  34. , Н. Н. Проектирование профессиотраммы специалиста как средство управления его профессиональным развитием / Н. Н. Деева. Екатеринбург: УН-ППУ, 1995. — 234 с.
  35. , Г. Г. Метод дополнительности в развиши ноняшй (педагогика и психология мышления) / Г. Г. Гранаюв. Ма1нигогорск: Изд-во МаГУ, 2001.- 194 с.
  36. , А. II. Развитие образования в современном мире / А. Н. Джуринский. М.: Владос, 1999. — 200 с.
  37. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педаго1 ической деятельности: дис.. канд. нед. наук / К. М. Дурай-Новакова. М., 1983. — 356 с.
  38. , М. Е. Проблемы профессиональной направленности молодежи / М. Е. Дуранов. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1991. — 109 с.
  39. , М. Е. Управленческое общение и его педагогическая адаптация / М. Е. Дуранов. Магнитогорск — Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1998.- 130 с.
  40. , А. И. Самосовершенствование личное iи / А. И. Донцов. -Ростов-н/Д.: РГУ, 1977. 149 с.
  41. , М. И. Психологические проблемы готовности к дея1ель-ности / М. И. Дьяченко, J1. А. Кандыбович. Минск: БГУ, 1976. — 175 с.
  42. Емельянов, 10. П. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1985.- 178 с.
  43. , А. Л. Социально-психологические проблемы управления / А. Л. Журавлев // Прикладные проблемы социальной психологии. -М., 1983.-С. 173−189.
  44. , А. Л. Динамика социально-психологических качеспз российских предпринимателей в изменившихся условиях / A. JI. Журавлев, Н. Кочеткова // Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. М., 1991. — С. 42−54.
  45. Модернизации профессионального образования в ФРГ // Педаю-гика. 1993.-№ 4.-С. 106−108.
  46. , Э. Ф. Аттестация руководителей: теория и практика / Э. Ф. Зе-ер, Н. С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1996. — 216 с.
  47. , Я. Ор1анизация трудовых коллективов. Введение в теорию организации и управления / Я. Зеленевский- пер. с гтольск., под ред. Г. Э. Слезингера. М.: Прогресс, 1971.-311 с.
  48. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. -С. 34−42.
  49. Зорин, J1. Я. Отражение идей самоор! анизации в содержании образования / JI. Я. Зорин // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 105−109.
  50. , А. Ф. Идеализированная модель как основа научной теории /
  51. A. Ф. Зотов // Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. М., 1976. — С. 4849.
  52. Исследования по общей теории систем / под общ. ред.
  53. B. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. — 520 с.
  54. , М. С. Человеческая деятельность / М. С. Kaian. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  55. , С. Готовим педагогические кадры / С. Калмыков, Н. Языков // Высшее образование в России. 1998. -№ 4. — С. 79−85.
  56. , Н. А. Формирование готовиосш сгудешов педагогических вузов к аналитической деятельноеiи : дис. канд. пед. наук / П. А. Катайцева. Курган, 1997. — 188 с.
  57. , В. И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя : дис.. канд. пед. наук / В. И. Кашницкий. -Кострома, 1995.- 197 с.
  58. , М. С. Человеческая деягельность Сущносгь, структура, типы / М. С. Кветной. Саратов: Изд-во Сараг. ун-ia, 1974. — 224 с.
  59. , Е. Н. Синергетика как новое мировидение: Диалог с И. Пригожиным / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. -1992.-№ 12.-С. 3−20.
  60. , А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А. Г. Ковалев. М.: Политиздат, 1978. — 7 с.
  61. , А. М. Изменяющийся и самоорганизующийся мир: Идеи, размышления, гипотезы / А. М. Ковалев. М.: Изд-во Моск. ун-га, 1999. -Т. 2.-433 с.
  62. , М. С. О функциональном разделении управленческою труда в промышленном производстве / М. С. Колов // Вопросы экономики и организации социалисгического производства. Томск, 1965. — С. 125−135.
  63. , Н. А. Формирование готовности студенюв педвузов к развитию логического мышления младших школьников : дис.. канд. нед. наук / Н. А. Колмакова. Шадринск, 2000. — 138 с.
  64. , Е. Н. Научные основы управления и организации труда / Е. Н. Комлев. М.: Высш. шк., 1987. — 335 с.
  65. , М. В. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие / М. В. Кретов. Калининград: Янтар. сказ, 2004. — 227 с.
  66. , В. Самоорганизация: генезис научной революции / В. Крон, Г. Кюпперс, Р. Пслак // Концепция caMoopi анизации в исторической ретроспективе.-М.: Паука, 1994.-С. 86−103.
  67. , П. Б. Культурология образования / П. Б. Крылова // Новые ценности образования. М.: Народное образование, 2000. — С. 173−196.
  68. , Б. А. Управление образовательной системой: Взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней / Б. А. Куган, Г. Н. Сериков. М.: Владос, 2002. — 632 с.
  69. , И. С. Логика целевого управления / И. С. Ладенко, Г. JI. Туль-чинский. Новосибирск: Наука, 1988. — 277 с.
  70. , П. Н. Социальное управление / П. Н. Лебедев. Л., 1992.255 с.
  71. , Д. Г. Практика обучения: современные образовательггьге технологии / Д. Г. Левитес. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998.-288 с.
  72. , П. Д. О психологических состояниях человека/ II. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964. — 215 с.
  73. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. II. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  74. , Б. . Цели воспитания личности / Б. Т. Лихачев // Сов. педагогика.-1991.-№ 4.-С. 12−15.
  75. , И. В. История мировоззрений на самоорганизацию oi античности до конца XVI века / И. В. Лупандин // Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. М.: Наука, 1994. — С. 7−35.
  76. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Знание, 1996.-48 с.
  77. , А. К. Формирование мотивации учения. Книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  78. Математический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988.-847 с.
  79. , Л. М. Формирование профессиональною самосознания учителя / Л. М Митина // Сов. педагогика. 1989. — № 12. — С. 52−56.
  80. , Е. А. Основные положения теории педагогической диагностики / Е. А. Михайлычев. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1993. -№ 1 (10).-С. 29−35.
  81. , А. И. Формирование профессиональной iotobhocih учителей к реализации целостною педагогического процесса : дис.. д-ра пед. наук / А. И. Мищенко. М., 1992. — 387 с.
  82. , Н. Н. Люди и кибернетика / Н. Н. Моисеев. М.: Молодая гвардия, 1984. — 384 с.
  83. , А. В. Социальная педагогика : учеб. для с гуд. Педвузов / А. В. Мудрик. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 184 с.
  84. , С. Д. Теоретические проблемы исследований процесса принятия решений в организационно-управленческой деятельности / С. Д. Неверкович, А. А. Тюков // Вопросы психологии. 1981. — № 1. — С. 81−89.
  85. , Г. Самоорганизация в неравновесных системах / Г. Пи-колис, И. Пригожин. М.: Мир, 1979. — 512 с.
  86. , Д. Л. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. М.: МЗ — Пресс, 2004. — 67 с.
  87. Няпинен, J1. Я Философский анализ попяшй «организация» и «самоорганизация» в современном научном познании: дис.. канд. философ, наук / J1. Я. Няпинен. Тарту, 1984. — 206 с.
  88. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина // Основы психодиагностики, пемедицинской психоюраиии и психологического консультирования. М.: Изд-во Моек ун-та, 1987. — 304 с.
  89. , С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов- под общ. ред. Н. 10. Шведовой. 23-е изд., стереотип. — М.: Азъ Ltd., 1992. -960 с.
  90. , И. С. Формирование умений и навыков организатора в структуре профессиональной готовности в техническом вузе : дис.. канд. психол. наук / И. С. Осадчий. Казань, 1988. — 189 с.
  91. Основы педагогики и психологии высшей школы / под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 303 с.
  92. , Н. В. Развитие готовности учителя к осуществлению дифференцированного подхода в профессионально-педагогической дея1ель-ности : автореф. дис.. канд. пед. наук / II. В. Останина. Челябинск, 2002. -23 с.
  93. , А. В. Личность в психологии с позиций системною подхода/ А. В. Пефовский //Вопросы психологии. 1981. -№ 1. — С. 57−66.
  94. , К. К. Краткий словарь сисюмы психоло1Нческих понятий / К. К. Платонов. М.: АН СССР, 1974. — 174 с.
  95. , К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972.-312 с.
  96. , К. К. Системные качества психических явлений / К. К. I bia-тонов // Психологический журнал. 1982. — № 2. — С. 27−34.
  97. , К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-56 с.
  98. , И. Р. Переоткрытие времени / И. Р. Пригожин // Вопросы философии. 1980. -№ 8. — С. 3−19.
  99. , И. Р. Время, хаос, кватп: К решению парадокса времени / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1994. — 265 с.
  100. , И. Р. Порядок из хаоса: Время и сложность в физических науках / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Наука, 1985. — 327 с.
  101. Промышленная социальная психология. JI.: ЛГУ, 1982. — 205 с.
  102. Психологическая теория коллектива / под общ. ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 240 с.
  103. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  104. Психология / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990.-494 с.
  105. , Е. Синергетический подход к системе высшего образования / Е. Пугачева // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 4145.
  106. Рабочая книга социолога / oib. ред. Д. М. Гвишиани, В. В. Кол-бановский. М.: Наука, 1976. — 510 с.
  107. , Б. А. Системный подход в перспективном планировании / Б. А. Райсберг, Е. П. Голубков, Л. С. Пекарский. М.: Экономика, 1978. — 284 с.
  108. , А. А. Педагогика / А. А. Ралдугин. М.: Центр, 2002.269 с.
  109. , Ф. Д. Теория и практика формирования морально-психологических качеств курсантов военного вуза : автореф. дис. д-ра пед. наук / Ф. Д. Рассказов. Курган, 2000. — 45 с.
  110. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 608 с.
  111. ПО.Ратанов, Т. А. Психодиагностические методы изучения личносш / Т. А. Ратанов, Н. Ф. Шляхта. М.: Флинта, 1998. — 264 с.
  112. Ш. Рубахин, В. П. Психологические аспекты управления / В. 11. Ру-бахин, А. В. Филиппов. М.: Знание, 1973. — 64 с.
  113. , С. JT. Основы общей психологии. в 2 т. — Т. 1 / С. J1. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989. — 325 с.
  114. , Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психологая / Е. Ф. Рыбалко.-Л., 1990.-321 с.
  115. , Г. И. Синергешка и системный подход / Г. И. Рузавин // Философские науки. 1985. — № 5. — С. 48−55.
  116. , В. И. Основания общей теории систем / В. П. Садовский. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  117. Самоорганизация студентов первого курса: учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1990. — 118 с.
  118. Сафина, 3. Р. Формирование у будущих учителей готовности к инновационной дидактической деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / 3. Р. Сафина. Уфа, 1997. — 19 с.
  119. , А. А. Руководи гель: слово и дело / А. А. Свенцицкий. -М.: Политиздат, 1985. 159 с.
  120. , Н. А. О способах организации обучения / Н. А. Семенов // Сов. педагогика. 1966. — № 11. — С. 66−76.
  121. , Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. — 464 с.
  122. , Г. Н. Теоретические основы системного управления / Г. Н. Сериков. Челябинск: ЧИПКРО, 1993. — 171 с.
  123. , Г. Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. Екатеринбург — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.-242 с.
  124. , Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация / Г. Н. Сериков. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. — 664 с.
  125. , М. И. Основы Функциональной теории самоорганизации: Философский очерк / М. И. Сетров. М.: Наука, 1972. — 164 с.
  126. , М. Ф. Саморегуляция психической устойчивоеi и руководителя / М. Ф. Секач. М.: КванТ, 1998. — 299 с.
  127. , А. П. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные психотехнологии / А. П. Си тиков, А. А. Деркач, И. В. Елшина. М.: Луч, 1994. — 168 с.
  128. , Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием / Е. Э. Смирнова. Л.: ЛГУ, 1977. — 136 с.
  129. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992.-740 с.
  130. Современный философский словарь. Москва — Бишкек — Екатеринбург: Изд-во «Одиссей», 1996. — 608 с.
  131. , Н. Программно-целевой подход в управлении / II. Cie-фанов. М.: Экономика, 1980 — 320 с.
  132. , Н. М. Сиаемно-синергешческая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса / Н. М. Таланчук. Казань: НИИ ССО РАО, 1993.-268 с.
  133. , В. Г. Социальные и психологические основы формирования современной цивилизованной личности / В. Г. Татаринцев, Н. М. Неупокоева. Курган: Изд-во ИПКРО, 1995. — 38 с.
  134. , Б. М. Способное!и и одаренноеib // Психология индивидуальных различий / Б. М. Теплов- нод ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — С. 129−139.
  135. , В. И. Организация и управление / В. И. Терещенко. -М.: Экономика, 1965. 48 с.
  136. , А. И. Системный подход и общая теория систем / А. И. Уемов. -М.: Мысль, 1978.-272 с.
  137. , Д. Н. Экспериментальные основы психологической установки / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1961. — 210 с.
  138. Улучшение качества подготовки экономисюв и экономической подготовки инженеров. JI.: ЛИАП, 1973. — 194 с.
  139. , Л. И. Кто может бьпь организатором / JI. И. Уманский // Молодой коммунист. 1966. — № 9. — С. 79−84.
  140. , Л. И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. -М.: Просвещение, 1980. 159 с.
  141. , Л. И. Психология и педагогика работы комсорга / Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин. М.: Молодая гвардия, 1984. — 206 с.
  142. , А. Д. Отражение и информация / А. Д. Урсул. М.: Мысль, 1973.-231 с.
  143. , А. Д. Природа информации: Философский очерк / А. Д. Урсул. М.: Политиздат, 1968. — 288 с.
  144. , А. Учение об управлении / А. Файоль. М., 1924. — 188 с.
  145. , Г. О самоорганизующихся сис1емах и их окружении // Самоорганизующиеся системы / Г. Ферстер. М.: Мир, 1964. — С. 113−139.
  146. Философский энциклопедический словарь / сост.: Л. Ф. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  147. Формирование учебной деятельности студен юв. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.-240 с.
  148. , И. Т. Системный подход к управлению педагогическим процессом в школе / И. Т. Фролов. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1984.-217 с.
  149. , Г. Информация и самоорганизация / Г. Хакен. М.: Мир, 1991.-240 с.
  150. , Г. Синергетика: иерархия неустойчивости в caMoopia-низующихся системах и устройствах / Г. Хакен. М.: Мир, 1985. — 419 с.
  151. , А. Опыт методологии для системотехники / А. Холл. М.: Мир, 1979.-214 с.
  152. , Л. Теория личности: Основные положения, исследования и применение / Л. Хъелл, Д. Зиглер. СПб.: Изд-во «Питер Ком», 1998. — 608 с.
  153. , В. А. Педагогические основы формирования у сгуденгов педвузов готовности к военпо-патриошческому воспитанию учащихся образовательных школ : дис. канд. пед. наук / В. А. Черкасов. М., 1987. — 189 с.
  154. , Э. С. Социально-психологические особенности личности инженера проектных и исследовательских институтов / Э. С. Чугунова // Психологический журнал. 1983.-Т. 4. — № 1.-С. 68−77.
  155. , Э. С. Социально-психологические проблемы инженерного клиринга / Э. С. Чугунова // Психологический журнал. 1982. — Т. 3. -№ 3.-С. 63−70.
  156. , В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. -М.: Корпорация «Логос», 1994. 320 с.
  157. , P. X. Социально-психологические функции управления трудовым коллективом / P. X. Шакуров // Научный коммунизм. 1979. -№ 6. — С. 46.
  158. , P. X. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / P. X. Шакуров. М.: Педагогика, 1982. -207 с.
  159. , П. Т. Феномен человека / II. Т. Шарден. М.: Наука, 1987.-240 с.
  160. , Е. П. Управление и исполнительская деятельность в социалистическом обществе / Е. П. Шелепов. М.: Высш. шк., 1987. — 247 с.
  161. , Т. Социальная психология / Т. Шибутани- пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. — 544 с.
  162. , В. А. Введение в методологию научного познания : учеб. пособие / В. А. Штоф. М.: Высш. шк., 1978. — 271 с.
  163. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. -391 с.
  164. , Т. А. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию : авгореф. дис.. канд. пед наук / Т. А. Яковец. Курган, 1999. — 24 с.
  165. , Е. В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект / Е. В. Яковлев. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. -136 с.
  166. , JI. В. Формирование гоювности будущих учителей к педагогической рефлексии : дис.. канд. пед. наук / JI. В. Яковлева. М., 1991.-245 с.
  167. , В. Я. Педагогическая психология : учеб. пособие / В. Я. Якунин- Европейский институт экспертов. СПб.: Полиус, 1998. — 312 с.
  168. Янг, С. Системное управление организацией / С. Ян г. М.: Мир, 1972.-276 с.
  169. , Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Ф. Янушкевич. М.: Высш. шк., 1986. — 135 с.
  170. , М. Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива / М. Г. Ярошевский // Вопросы психологии. 1978. -№ 3.-С. 40−53.
Заполнить форму текущей работой