Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы и модели разработки стратегии предприятия на принципах проектного менеджмента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные методы планирования базируются на системном и ситуационном подходах менеджмента. Это нашло свое выражение в выделении переменных и выборе параметров характеризующих ситуацию, в SWOT-анализе, стратегическом сегментировании предприятия (товаров и рынков), выделении стратегических зон и стратегических центров, разработке сценариев стратегии и выборе варианта по определенным критериям… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ концепций и методов разработки стратегии предприятия
    • 1. 1. Анализ концепций стратегического планирования
    • 1. 2. Анализ возможностей применения методов проектного менеджмента для стратегического планирования российских предприятий
    • 1. 3. Постановка цели и определение общей схемы исследования
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Методические основы разработки стратегии предприятия на основе проектного менеджмента
    • 2. 1. Определение системы «Стратегия предприятия на принципах проектного менеджмента»
    • 2. 2. Определение логической структуры системы «Стратегия предприятия на принципах проектного менеджмента» и формирование ее содержательной модели
    • 2. 3. Переменные и параметры системы «Стратегия предприятия на 72 принципах проектного менеджмента
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Методика разработки стратегии бизнеса на основе проектного менеджмента
    • 3. 1. Проведение «SWOT-анализа» и определение стратегических целей функциональных областей
    • 3. 2. Инициация проектов, маркетинговое и инновационное обоснование
    • 3. 3. Разработка альтернативных сценариев стратегии предприятия и ранжирование проектов по показателю действенности
    • 3. 4. Детальное планирование проектов стратегии, их ранжирование по показателям экономичности и продуктивности
    • 3. 5. Управление проектами и управление по целям как средства агрегирования и реализации стратегии предприятия
  • Выводы по главе 3
  • Заключение 128 Библиография

Методы и модели разработки стратегии предприятия на принципах проектного менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление рыночных отношений в России предъявляет новые требования к управлению, характеру решаемых при этом задач, а также к методам их решения. Это в полной мере относится ко всем субъектам экономики. Нестабильность, сложность и непредсказуемость политической и экономической среды требуют четкого определения целей развития организаций. В условиях жёсткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации предприятия должны вырабатывать стратегию, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими в их окружении, в какой-то степени предвосхищать их и опережать. Ускорение изменений в окружающей среде, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического планирования и управления.

Проведенный анализ ряда существующих концепций и методов стратегического планирования свидетельствует о сложности этого процесса даже для предприятий стран с развитой рыночной экономикой. Несмотря на усиленное внимание к этой области, наличие большого количества концепций и моделей стратегического планирования, остается множество проблем, представляющих научный и практический интерес.

Анализ положений различных школ и направлений разработки стратегии предприятия позволяет сформулировать обобщенное представление о процессе построения стратегии. Формирование стратегии — это аналитический, развивающийся, коллективный процесс осмысления и предвидения, процесс конфигурации и трансформации предприятия.

Говорить о массовой и успешной практике создания систем внутрифирменного планирования на российских предприятиях, пока рано.

Стратегическое управление — новое для российских предприятий направление деятельности. Анализ стратегического планирования российских предприятий показывает, что существует проблема понимания сложности самого объекта планирования. Даже небольшое предприятие нелегко увидеть во всех деталях, крупные предприятия практически непостижимы.

Основная особенность разработки стратегии предприятия состоит в том, что руководители вынуждены оперировать не с количественными, а с качественными объектами, с такими понятиями как: «видение», «миссия предприятия», «критические факторы успеха», «цели», «функциональные стратегии», «сегменты рынка» и т. д. Это совершенно непривычно и необычно для «технологических профессионалов», привыкших иметь дело с количественными объектами.

По мнению автора, разработка стратегии предприятия для российских предприятий — это качественная или слабоструктурированная проблема. Такая проблема решается только на основе системного анализа, в рамках структурированного процесса.

Современные методы планирования базируются на системном и ситуационном подходах менеджмента. Это нашло свое выражение в выделении переменных и выборе параметров характеризующих ситуацию, в SWOT-анализе, стратегическом сегментировании предприятия (товаров и рынков), выделении стратегических зон и стратегических центров, разработке сценариев стратегии и выборе варианта по определенным критериям. Методы проектного управления разработаны именно в соответствие с ситуационным подходом менеджмента. Они увязывают абстрактные и конкретные области планирования, через развитые инструменты декомпозиции целей проекта до плана ежедневных действий.

Причем, опыт управления проектами у отечественного предпринимательства имеется. Управление проектами как метод планирования успешно применялся в строительстве, научных разработках. На ряде отечественных предприятий разрабатываются бизнес-планы. В свою очередь бизнес-планирование входит в состав методов проектного менеджмента в качестве экономического обоснования проектов. Кроме того, стратегическое планирование и управление проектами имеют много общего в методологии, которая носит «инвентаризационный» характер, направленный на детальное расписывание мероприятий и работ на много времени вперед.

Российская Ассоциация Управления проектами СОВНЕТ понятие «проект» определяет следующим образом: проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

Проект можно рассматривать как преследование тщательно выбранных целей, и что продвижение проекта вперед связано с достижением целей все более высокого уровня, пока, наконец, не достигается конечная цель.

Анализ инструментария проектного менеджмента позволяет сделать выводы о применимости методов управления проектами к решению задач разработки и реализации стратегии бизнеса. Переход от абстрактных идей к реальной программе многофункциональных действий можно осуществить только через управление предметной областью проектов. Применение методов управления проектами в организации планирования предприятия особенно актуально в переходной экономике, когда каждую идею необходимо реализовать в соответствии с целями стратегии предприятия, в отведенные сроки, с ограничениями финансирования и с получением максимального качества результата в условиях названных ограничений.

Можно сделать вывод, что, формирование стратегии предприятия на основе проектного менеджмента наилучшим образом соответствует существующей сегодня на российских предприятиях модели компетенции, а также позволяет активно изменять модель компетенции в процессе формирования и реализации стратегических планов.

Проведенное исследование базируется на анализе работ отечественных и зарубежных ученых.

В разработку отечественной теории долгосрочного планирования и управления большой вклад внесли: А. Г. Аганбегян, В. В. Бузырев, Д. М. Гвишиани, А. П. Градов, В.И. Данилов-Данильян, Л. И. Евенко, B.C. Ефремов, B.C. Кабаков, B.C. Кулибанов, Б. З. Мильнер, А. А. Модин, A.M. Немчин, Г. Х. Попов, B.C. Рапопорт, В. И. Рыбальский, Г. Э. Слезингер, И. М. Сыроежин, Н. П. Федоренко, Ю. И. Черняк, J1.M. Чистов и многие другие.

Различные направления современного менеджмента, в том числе и стратегического планирования, представлены в трудах: Д. Аакера, И. Ансоффа, Р. Аккофа, С. Вира, П. Друкера, Б. Карлоффа, Р. Каплана, Д. Квина, Д. Клиланда, Ф. Котлера, Г. Минцберга, Д. Нортона, К. Прахалада, М. Портера, Р. Уотермена, Г. Хамела, С. Янга и многих других.

Разработка стратегии предприятия является сложной проблемой для российских предприятий. Выверенного методического инструментария для решения этой проблемы применительно к специфическим российским условиям, пока нет. Разработка методических основ формирования стратегии предприятия на основе проектного менеджмента, является, на наш взгляд, актуальным в настоящее время, как с научной, так и с практической точек зрения.

Цель исследования — разработать методы формирования стратегии бизнеса предприятия на принципах проектного менеджмента.

Постановленная цель реализуется через комплекс исследовательских задач:

1. Анализ и уточнение возможности применения методов проектного менеджмента для целей стратегического планирования российских предприятий, в том числе:

— выявление достоинств и недостатков существующих методов разработки стратегии предприятия, определение проблемных областейанализ возможностей применения методов проектного менеджмента для целей стратегического планирования российских предприятий.

2. Разработка методических основ формирования стратегии предприятия на принципах проектного менеджмента, в том числе:

— представление стратегии предприятия в качестве системы, формирование ее содержательной модели и уточнение понятия «стратегия предприятия» для целей исследования;

— выявление первичного элемента стратегии;

— разработка логической структуры стратегии предприятия на основе проектного менеджмента (состав и содержание элементов и закономерности их появления);

— определение переменных и параметров системы «стратегия предприятия»;

3. Разработка методики формирования стратегии предприятия на принципах проектного менеджмента, включающей:

— порядок проведения «SWOT-анализа» и определения стратегических целей функциональных областей;

— разработку альтернативных сценариев стратегии предприятия;

— методы ранжирование проектов стратегии на этапе их детального планирования;

— процедуры управление целями проектов стратегии предприятия.

Объектом исследования является система стратегического управления предприятием.

Предмет исследования: методический инструментарий разработки стратегии предприятия на принципах проектного менеджмента.

Теоретической и методологической основой исследования явились положения теории познания и экономической теории, законы Российской Федерации, методические и справочные материалы, а также труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме.

Проведенные исследования базируются на теоретических основах системного анализа, ситуационного подхода менеджмента и управления проектами, методах квалиметрии и управления целями.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— обоснованы необходимость и возможность применения методов проектного менеджмента для целей стратегического планирования российских предприятий;

— определен объект исследования — стратегия предприятия в качестве системы и сформирована ее содержательная модель;

— выявлен первичный элемент планирования и уточнено комплексное понятие «стратегия предприятия» для целей исследования;

— предложена логическая структура стратегии предприятия на принципах проектного менеджмента (состав и содержание элементов и закономерности их появления);

— выявлены переменные и определены параметры системы «стратегия предприятия»;

— предложена методика разработки стратегии предприятия на основе проектного менеджмента.

Практическая значимость работы. Использование методики разработки стратегии предприятия на основе проектного менеджмента в практике управления позволит обеспечить высокую степень реализации поставленных стратегических задач, т. е. необходимую степень адаптации предприятия к изменениям внешней среды.

Получение данных на основе внедрения разработанной методики, на наш взгляд, позволит получить ряд закономерностей и нормативов планирования, которые могут быть полезны в дальнейших исследованиях данной проблематики. В этом автор видит дальнейшее направление исследований.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались на научной конференции «Реформирование российской экономики в 3-м тысячелетии: проблемы и перспективы» 2001 г., на Международной конференции «Стратегия и тактика фирмы в условиях тотальной глобализации» 2002 г., на Международной конференции «Оценочные технологии в экономических процессах» 2003 г.

По теме исследования опубликовано 7 работ, отражающих основное содержание диссертации.

Основные положения работы использованы в практике стратегического планирования АООТ «Канонерский судоремонтный завод», ОАО «Электроаппарат», а также в учебном процессе СПбГИЭУ кафедрой маркетинга и управления проектами.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по третьей главе.

К основным результатам, полученным в третьей главе можно отнести следующие:

1. Разработанная методика формирования стратегии предприятия на основе проектного менеджмента, включает: определение (уточнение) миссиипроведение SWOT-анализа, определение целей функциональных областей и структурных единиц предприятияинициацию, маркетинговое и инновационное обоснование проектовразработку сценариев стратегииранжирование и отбор проектов для включения в стратегию предприятияагрегирование проектов и представление стратегии предприятия в виде единого комплексного проекта.

2. Инструментарий SWOT-анализа сгруппирован в дополняющие друг друга ситуационный и менеджерский анализы. В процессе ситуационного анализа предприятия необходимо выполнить следующие исследования: анализ стратегической позиции, анализ сегментов рынка, анализ конкуренции, позиционный анализ. Менеджерский анализ предприятия строится на диагностическом анализе сильных и слабых сторон предприятия и включает: анализ системы целей организации и стратегий их достижения, анализ организационной структуры, анализ процессов управления, анализ структуры информации, анализ организационной культуры.

3. Рассмотрены основные области постановки стратегических целей предприятия, определены аспекты разработки функциональных стратегий: маркетинговой, инновационной, производственной, финансовой.

4. В качестве источников инициации стратегических проектов определены различные типы несоответствий между желаемым и фактическим состоянием предприятия, аргументировано проведение маркетингового и инновационного обоснования проектов.

5. Вероятность будущего изменения факторов внешней среды учтена разработкой альтернативных сценариев стратегии предприятия, на основе которых определяется приоритетность проектов по показателю действенности.

6. Детальное планирование проектов стратегии предприятия может выполняться с помощью методов управления проектами, в частности декомпозиции структуры работ.

7. Процедура отбора проектов для включения в стратегию предприятия с ограничением по стратегическому бюджету предприятия построена на оценке и ранжировании проектов по показателям экономичности и продуктивности.

8. Порядок агрегирования отдельных проектов в комплексный многофункциональный проект стратегии основан на методе управления по целям.

9. Для реализации комплексного проекта стратегии предприятия могут быть использованы основные и вспомогательные процедуры управления проектами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Главным результатом проведенного исследования является разработка методических основ формирования стратегии предприятия на принципах проектного менеджмента. Предложенная версия процесса разработки стратегии соответствует существующей сегодня на российских предприятии модели компетенции, и учитывает общий уровень подготовки руководителей и менеджеров предприятий, а также позволяет активно изменять модель компетенции в процессе формирования и реализации стратегии предприятия.

Получение данных на основе внедрения разработанной методики формирования стратегии предприятия на основе проектного менеджмента, на наш взгляд, позволит получить ряд закономерностей и нормативов планирования, которые могут быть полезны в дальнейших исследованиях данной проблематики. В этом автор видит дальнейшее направление исследований. ч.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (Основы квалиметрии). — М.: Экономика, 1982.
  2. Р. Планирование в больших экономических системах. М.: Советское радио, 1972, — 223 с.
  3. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.416 с.
  4. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989 -519 с.
  5. В.Е. Стратегическое планирование на предприятии. Учеб. пособие. СПб.: СПбГЭУФ, 1992.- 54 с.
  6. В. Менеджмент и стратегическое управление. Учеб. пособие. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.- 24 с.
  7. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1993.
  8. С.Е. Теория экономического развития. Факторы, закономерности, прогнозирование и стратегическое управление. -Тула, 1998.- 132 с.
  9. Бир. С. Мозг фирмы: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993. — 416 с.
  10. Р., Моутон Д. Научные методы управления. Киев: Наукова Думка, 1990.- 240 с.
  11. С. Стратегическое управление проектами. //PC Week/ RE, 2000, 229, N 7, (07.03.00), с 32.
  12. Д. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике.- Гамбург: 1992. 906 с.
  13. Ф. Управление проектом. Пер. с англ. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 208 с.
  14. Д. В. История менеджмента: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997−256 с.
  15. О.С. Стратегическое управление. Учебник. М.: Гардарика, 1998.- 292 с.
  16. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. М.: Дело, 1991. — 320 с.
  17. В. В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование планирование. Теория проектирования экспериментов. Моск. Обл.: НПЦ «Крылья», 1997, — 400 с.
  18. К.Ф., Ларсон Э. У. Управление проектами . Практическое руководство / Пер. с англ. М.: Дело и сервис, 2003. — 528 с.
  19. Деловое планирование (Методы, организация. Современная практика): Учеб. пособие / Под. Ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 1997. — 368 с.
  20. В.М. Системный анализ в управлении. М., 1984.
  21. П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. Москва: Фаир-Пресс, 1998.- 288 с.
  22. У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. -Москва: Дело, 1996.-271 с.
  23. Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход / Диссертация на соискание степени докторара экономических наук. Томск, 2001.
  24. B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. Учеб. пособие. -М.: Финпресс, 1998.- 192 с.
  25. Зинковская Н. В, Волкова Н. А. и др. Стратегическое планирование на предприятии. М.: ГАУ, 1993.- 74 с.
  26. A.M. Рынок и стратегия развития предприятия. СПб: СПбУЭиФ, 1993.- 164 с.
  27. А.Б., Картышев В. Б., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. Москва: Издательский дом «Филинъ», 1997.- 271 с.
  28. В.А. Технологии стратегического планирования и формирования финансово-экономической политики фирмы. Москва, 1996.- 82 с.
  29. B.C., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства: Учеб. пособие / СПбГИЭА. СПб.: 1996. — 73 с.
  30. . Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. послесл. В. А. Приписнов. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
  31. Я. Путь к свободной экономике. М.: Экономика, 1990. -149 с.
  32. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982. — 397 с.
  33. Кобринский Н. Е и др. Экономическая кибернетика. М., Экономика, 1982. — 408 с.
  34. Д. Эффективное управление проектами. М.: Олма-Пресс, 2003- 128 с.
  35. Д. и др. Стратегический менеджмент: Учебник. / Пер. с англ. М.: Издательство Проспект, 2003. — 336 с.
  36. И.И., Шапиро В. Д. и др. Управление проектами. Справочное пособие. М: Высшая школа, 2001 — 875 с.
  37. Э. Контроллинг как система мышления и управления. М.: Финансы и статистика. 1993. — 94 с.
  38. Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. М.: Финансы и статистика, 1992. — 208 с.
  39. Математика и кибернетика в экономике. Словарь-справочник. М.: Экономика, 1975. — 700 с.
  40. А. Н. Стратегическое управление деятельностью предприятий в условиях развития рыночных отношений. Казань: Казан.гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева, 1995.- 163 с.
  41. Менеджмент XXI века / Под. Ред. С. Чоудхари: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. — 448 с.
  42. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М.: Мир, 1973.- 342 с.
  43. М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы. М.: Мир, 1976. — 312 с.
  44. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -Москва: Дело, 1994.- 701 с.
  45. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.- 80 с.
  46. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000.- 336 с.
  47. Мир управления проектами. Основы, методы, организация, применение /Ред. Решке X. М.: Алан, 1994.- 303 с.
  48. Я. Тоета: методы эффективного управления. М.: Экономика, 1989.-288 с.
  49. A.M., Никешин С. Н. и др. Управление проектами Учебник для вузов // СПб.: Два-Три, 1996. — 610 с.
  50. С.Н. Внешняя среда экономических систем. СПб.: Два-Три, 1994.- 100 с.
  51. С.Н., Суслов Ю. Е. Теоретические основы и опыт разработки организационной концепции управления предприятием -СПб.: СПбИЭИ, 1993.- 64 с.
  52. C.JI. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем: Пер. с англ. М., 1969.
  53. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Пер. с англ. М., 1986. -457с.
  54. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. -М.: Высш. Школа, 1989.- 468 с.
  55. А. Н., Демидова С. Г., Буренина Г. А., Пинковская В. А. Стратегическое планирование и управление. Ч. 1 СПб.: СПбГУЭФ, 1997.- 145 с.
  56. Т., Стюарт И. Теория катастроф. М.: Мир, 1980, — 607 с.
  57. А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003 -864 с.
  58. Разу M. J1. и др. Управление программами и проектами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. М.: Инфра-М, 1999. — 392 с.
  59. . А., Пекарский JI. С. Качество работы. М.: Экономика, 1987.- 232 с.
  60. С. В. К вопросу о построении общей теории менеджмента. // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, N 6, 14−21.
  61. С. В. Стратегическое планирование. Как строить крупный бизнес. // Computer World Россия, 1999, N 27, 36−37.
  62. К., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. М.: Радио и связь, 1991.- 226 с.
  63. В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
  64. Т. и др. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1988, — 486 с.
  65. С.Д. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. М., 1989 с.
  66. Словарь справочник менеджера /Под ред. М. Г. Лапусты. -М.: Инфра-М, 1996. — 608 с.
  67. Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994. -752 с.
  68. Е.Ю. Методы формирования и оценки реализации стратегии предприятия. Дис. на соискание ученой степени к.э.н., 05.13.10, СПб.: СПбГИЭА, 1998
  69. X. Введение в исследование операций: В 2-х книгах. М.: Мир, 1985 г. Кн. 1 — 479 е., Кн.2 — 496 с.
  70. Бр. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989. — 271 с.
  71. Теория организаций и организационное проектирование: Учебное пособие/Под ред. Т. П. Фокиной, Ю. А. Корсакова, Н. Н. Слонова.-Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997.-240 с.
  72. Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. Дайджест «Бизнес и• менеджер». М.: Азимут-Центр, 1992. — С. 111−189
  73. Р. М. Энциклопедия современного управления. Т. 1. Основы управления. Планирование как функция управления. Москва, 1992.168.
  74. Р. А. Стратегический менеджмент: М.: 1997.
  75. Л., Рэнделл Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2002. — 608 с.
  76. Хан Д. П. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и статистика, 1997.- 799 с.
  77. П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. — М.: Дело, 1992−704 с.
  78. Р. Н., Варне Б. Н. Планирование инвестиций. М.: Дело Лтд, 1994, — 118 с.
  79. П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием. // Проблемы теории и практики управления, 2000, N 4, 22−25.
  80. Р., Хэтфилд Дж. Фактор справедливости. М.: Знание, 1992.-95 с.
  81. Ю. И. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975. — 125 с.
  82. Ю.И. Информация и управление. М.: Наука, 1974. — 154 с.
  83. Л.М. Эффективное управление социально-экономическими системами. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 475 с.
  84. . Корпоративное управление в XX веке: история и перспективы // Проблемы теории и практики управления, 2000, N 1.
  85. A Guide to the Project Management Body of Knowledge. USA: Project Management Institute, 1996. — 176 p.
  86. Albert К. K. The Strategic Management Handbook. New York: McGraw-Hill, 1983.
  87. Ansoff I. H. Implanting strategic management. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall International, 1984.-510 p.
  88. BCGroup. Perspectives on strategy: from the Boston Consulting Group /Ред. Carl W. Stern and George Stalk, Jr. New York: John Wiley, 1998.
  89. Below P. J., Morrisey G. L., Acomb B. L. The Executive Guide to Strategic Planning. San Francisco: Jossey-Bass, 1990.
  90. Cristensen C.R., Andrews K.R., et al. Business Policy: Text and Cases -Homewood, IL: Irwin, 1982.
  91. Drucker P. F. Next Information Revolution. // Forbes ASAP, 1998, 24 -33.
  92. Fredrickson J. W. Perspectives on strategic management. New York: Harper, 1990.- 261 p.
  93. Goodstein L., Nolan Т., Pfeiffer J. W. Applied Strategic Planning: How to Develop a Plan That Really Works.: McGraw-Hill, 1992.- 379 p.
  94. Hamel G., Prahalad С. K. Competing for the Future. Boston: Harvard Business School Press, 1994.
  95. Hellebust K. G., Krallinger J. C. Strategic Planning Workbook. New York: John Wiley, 1989.
  96. Hofer C. W., Schendel D. E. Strategy Formulation: Analytical Concepts. -St. Paul, Minn.: West Publishing Co, 1978.
  97. Makridakis S. G. Forecasting, Planning, and Strategy for the 21st Century. New York: Free Press, 1990.
  98. Manning T. Radical Strategy. Sandton, RSA: Zebra Press, 1997.
  99. McKiernan P. Historical Evolution of Strategic Management. Aldershot- Brookfield, VT: Dartmouth Pub Co., 1996.- 2 v.
  100. Mintzberg H., Quinn J. B. The Strategy Process: Concepts and Contexts. -Upper Saddle River, N.J.: Prentice Hall, Co., 1996.- 990.
  101. Moore J. I. Writers on Strategy and Strategic Management. London: Penguin, 1992.
  102. Norton D., Kaplan R. The Balanced Scorecard: translating strategy into action, Harvard Business Press, 1996
  103. Pearce J.A., Robinson R. B. Formulation, Implementation and Control of Competitive Strategy.: McGraw-Hill Higher Education, 1999.- 512 p.
  104. Porter M.E. Cases in Competitive Strategy. New York: Free Press, 1983.- 541 p.
  105. Quinn J.B. Managing Strategic Change. // Sloan Management Review, 1980, 21, (Summer), 3−20 p.
  106. Radford K.J. Strategic Planning: An Analytical Approach. Reston, Va.: Reston Publishing Co., 1980.
  107. Steiner G.A. Strategic Factors in Business Success. New York: MacMillan, 1969.
Заполнить форму текущей работой