Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идеи, содержащиеся в диссертации, нашли своё отражение в депонированной публикации «К проблеме равенства в нравственной философии русского зарубежья (И.А.Ильин и Н.А.Бердяев)» (1993) и статье «И. А. Ильин о русском духовно-нравственном складе» (1994), а также тезисах: «У истоков русской этноэти-ки (подход И. А. Ильина к проблеме русского национального характера) (1994), «Проблема духовного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И.А.ИЛЬИНА И
    • 1. 1. Идейные истоки нравственной философии И.А.Ильина
    • 1. 2. Основные этапы развития нравственных воззрений И.А.Ильина
  • ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И НОРМАТИВНОЙ ЭТИКИ В НАСЛЕДИИ И.А.ИЛЬИНА
    • 2. 1. О русском духовно-нравственном складе
    • 2. 2. Проблема насилия в нравственной философии
  • И.А.Ильина
    • 2. 3. Проблема социального ранга и нравственной справедливости, '

Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И. А. Ильина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Продолжающийся духовный кризис современной культуры, и в особенности русской культуры, возникший в силу известных исторических условий и сопровождающийся потерей в обществе истинных ценностных ориентиров, со всей определённостью обнаруживает потребность в пересмотре всех её духовных основ. В связи с этим, вполне естественным видится обращение к прошлому, дабы обрести в лучших образцах его источник вдохновения, сил и опыта на пути к творческому обновлению.

Таким духовно-нравственным источником является этическое наследие русской религиозной философии, ярким представителем которой был и остаётся профессор И. А. Ильин (1883−1954). Выдающийся ученый, оригинальный мыслитель, чьё творчество до недавнего времени было предано полному забвению, он внёс значительный вклад во все области знания, которыми занимался.

Для данного исследования прежде всего представляют интерес нравственные воззрения русского философа. Им был сформулирован ряд важнейших этических проблем, сохранивших свою значимость и по сей день.

Актуальность исследования бесспорна и обусловлена следующим: во-первых, проблемы, поднимаемые в трудах И. А. Ильина, не сошли ни со сцены теоретических дискуссий, ни с арены политической борьбы. В настоящее время имеется немало поводов задуматься над самыми серьёзнейшими и последними вопросами жизни. В чём состоит её смысл? Что представляют собой истинные ценности и каков критерий их определения? Какой морали следует придерживаться, на какие нравственные принципы должно ориентироваться в надежде осуществить свою жизнь на законах веры и любви.

Поэтому рассмотрение в рамках данного диссертационного исследования таких острых и актуальных в нынешних условиях теоретических и одновременно во многом практических проблем, как проблемы преодоления морального и социального зла, русского национального характера и его воспитания, справедливости и связанного с ней равенства и неравенства и др., представляет несомненный интерес и жизненную потребность.

Во-вторых, этико-социальные взгляды русского мыслителя до сих пор не получили должного освещения и оценки в отечественной этической науке, что выдвигает на первый план необходимость целостного анализа его нравственной философии.

В-третьих, своеобразие подхода И. А. Ильина к сущности многих изучаемых им вопросов, определялось тем, что в центре его внимания неизменно находилось будущее России. Им были разработаны не только стратегические, но и тактические пути и способы её духовного возрождения, что особенно ценно в условиях современного состояния нашего Отечества.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Несколько лет назад имя профессора И. А. Ильина было малоизвестно как в нашей стране, так и за рубежом. Известные историки русской философии либо обошли его полным умолчанием (Г.В.Флоровский), либо удостоили недобросовестной критики (В.В.Зеньковский), либо упоминали по случаю (Н.0.Лосский), что можно объяснить лишь тем, что основные труды мыслителя увидели свет на излёте его жизненного пути и по окончании оного.

В отечественной философской литературе отсутствуют исследования, в которых нравственная философия И. А. Ильина была бы предметом специального целостного изучения. Тем не менее, работы русского философа, которые в той или иной степени затрагивали этическую проблематику, зачастую становились объектом пристального внимания со стороны научного мира.

Ещё при жизни И. А. Ильина отдельные положения его этических воззрений были подвергнуты критическому анализу со стороны ряда видных деятелей русского зарубежья, его непримиримых оппонентов, Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, З. Н. Гиппиус, Ю. Айхенвальда, Л. Добронравова и Ф. А. Степуна. Те же аспекты, но уже с совершенно иных позиций рассматривались митрополитом Антонием, А. Билимовичем, В. X. Даватцом, П. Б. Струве, Н.0.Лосским.

Наиболее значительный вклад в изучение философского наследия И. А. Ильина в целом и этического в частности, внесли: его ученик Р. М. Зиле, крупнейший исследователь и популяризатор его творчества Н. П. Полторацкий, а также католический священник из Бонна В.Офферманс.

Первой попыткой исследования творчества И. А. Ильина в пределах России следует считать во многом, на наш взгляд, идеологизированную статью А. Г. Вашестова, вышедшую в свет в 1984 году. Однако лишь с 1989 года, когда начали публиковаться фрагменты из книг русского философа, происходит его постепенное возвращение к русскому читателю, введение в широкий научный оборот его идей, а в связи с этим возрастает и количество работ, посвященных его творчеству.

Из современных авторов, так или иначе затрагивавших в своих публикациях этические воззрения И. А. Ильина, следует назвать Н. К. Гаврюшина, И. И. Евлампиева, В. И. Кураева, Ю. Т. Лисицу, И. Н. Смирнова и А. И. Тимофеева. Однако следует отметить, что все эти обращения либо фрагментарны, либо носят в целом общий характер.

Отдельные аспекты философского наследия И. А. Ильина были рассмотрены в рамках Всероссийской научной конференции «Русская философия: преемственность и роль в современном мире» в мае 1992 года в Санкт-Петербурге, а также 2-го Санкт-Петербургского симпозиума историков русской философии в 1993 году. Кроме этого представляют несомненный интерес материалы апрельского семинара 1993 года, также проходившего в Санкт-Петербурге и специально посвятившего свою работу социальной философии русского мыслителя. Таким образом, отечественная этическая мысль находится лишь на пороге глубокого осмысления духовно-нравственного наследия И. А. Ильина.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель данного исследования состоит в анализе этических воззрений И. А. Ильина. В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи:

— определить идейные истоки нравственной философии И. А. Ильина;

— рассмотреть основные этапы развития нравственных воззрений русского мыслителя;

— определить аксиологические основы его нравственной философии;

— выделить круг ключевых проблем теоретической и нормативной этики в творчестве И. А. Ильина;

— выявить отношение мыслителя к проблеме насилия и процессу преодоления морального и социального зла;

— рассмотреть выделяемый И. А. Ильиным комплекс специфических нравственно-психологических черт русского народа;

— выяснить отношение исследователя к проблеме справедливости;

— определить своеобразие этических взглядов И. А. Ильина и их место в истории отечественной мысли.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА. Теоретической и методологической основой исследования являются философско-этические работы отечественных и зарубежных авторов, среди которых в первую очередь следует отметить труды Р. И. Александровой, С.Ф.Аниси-мова, Р. Г. Апресяна, Л. М. Архангельского, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, Е. Л. Дубко, А. П. Скрипника, Ю. М. Смоленцева, А. И. Титаренко и других. Разработанный ими категориальный аппарат этической науки использован в данной работе.

Кроме того, к исследованию творчества И. А. Ильина, применён им же самим сформулированный метод, основное требование которого сводится к овладению изучаемым предметом изнутри. По своему содержанию этот метод является феноменологическим. Для его реализации необходимо, согласно утверждению И. А. Ильина, принять рассматриваемый предмет в себя, потерять себя в нём и усвоить его стиль, акт и содержание. Применительно к философии И. А. Ильина это будет выражаться в посильном концептуальном воспроизведении его философской рефлексии и попытке увидеть тот предмет, который он видел и которым он жил. Всякой критике и всякому научению предшествует понимание отвергаемого и приемлемого, что, на наш взгляд, особенно ценно.

С целью сравнительного анализа и определения места и значения творчества И. А. Ильина в области отечественной философской мысли, были использованы работы Н. А. Бердяева, Н.0.Лосского, В. В. Зеньковского, В. С. Соловьёва и других её представителей.

Выводы сделанные в результате проведённого исследования, основаны на изучении:

— книг и статей И. А. Ильина по методологии философского исследования («Шлейермахер и его «Речи о религии», «Религиозный смысл философии. Три речи» и др.);

— собственно философских работ мыслителя («Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», «0 сопротивлении злу силою», «Путь духовного обновления», «Аксиомы религиозного опыта»);

— произведений, составивших своеобразный «триптих», пос-вящённых философскому осмыслению жизни, по своему жанру близких к духовному писательству («Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности»);

— публицистики И. А. Ильина (журнальных и газетных статей);

— опубликованных писем;

— работ представителей философской отечественной мысли конца Х1Х-ХХ веков;

— православной святоотеческой литературы;

— философских исследований наследия И. А. Ильина, как отечественных, так и зарубежных авторов;

— воспоминаний об И. А. Ильине.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что в нём впервые осуществлён систематический анализ этических воззрений И. А. Ильина;

— рассмотрены основные этапы их развития и определены идейные истоки;

— раскрыты ценностные ориентации его этических взглядов;

— указаны особенности его нравственной философии;

— сделана попытка определения её места в русской философской культуре.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по этике и истории философии, а также оказать помощь в дальнейшем изучении философского наследия И. А. Ильина.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные результаты исследования обсуждались на заседании кафедры этики МГУ имени Н. П. Огарёва, на Огарёвских чтениях в г. Саранске, международной теоретической конференции «Культура и этноэтика» (Киев, 1994) и Всероссийской научной конференции «Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья» (Саранск, 1994).

Идеи, содержащиеся в диссертации, нашли своё отражение в депонированной публикации «К проблеме равенства в нравственной философии русского зарубежья (И.А.Ильин и Н.А.Бердяев)» (1993) и статье «И. А. Ильин о русском духовно-нравственном складе» (1994), а также тезисах: «У истоков русской этноэти-ки (подход И. А. Ильина к проблеме русского национального характера) (1994), „Проблема духовного обновления человека в философии И.А.Ильина“ (1994),» И. А. Ильин и проблема духовно-нравственного воспитания русского народа" (1994), «Традиции русской нравственной философии (И.А.Ильин и М.М.Бахтин)» (1995). Материалы и выводы диссертации были использованы при подготовке учебного пособия по этике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ воззрений И. А. Ильина, как нам кажется, продемонстрировал глубокую идейную содержательность и непреходящее значение его нравственной философии. Истоки питавшие её разнообразны и уходят своими корнями в традиции как западноевропейской, так и отечественной философской мысли.

Своеобразие его подхода к рассмотрению многих этических проблем, в том числе, проблемы нравственного отношения к насилию, русского национального характера, социального ранга и справедливости и т. д., на наш взгляд, определялось двумя исходными моментами: связью с традициями русского православия и серьёзной, искренней озабоченностью судьбой России. Не подлежит сомнению то, что в основе нравственной философии И. А. Ильина лежит соединение христианских ценностей святости, добра, истины, красоты, любви с высоким духом народности и патриотизма.

В философии И. А. Ильина подлинным фундаментом нравственности выступает духовность, т.к. благочестивое отношение к Богу всегда предшествует любви к ближнему и вообще любить ближнего означает любить в нём божественный принцип, принцип живого добра. Только любовь к Богу открывает человеку новый взгляд на вещи и их соразмерность, стало быть, только духовность является необходимым и достаточным условием подлинного бытия. Любовь не объединяет любящего со всем существующим и живым без исключения, но только с Божественным, что есть и живёт. В полной мере принцип духовной любви, сформулированный И. А. Ильиным, в соответствии с пафосом Священного Писания, дал возможность обосновать оригинальный подход к решению проблемы преодоления морального и социального зла.

Главными отличительными чертами нравственной философии И. А. Ильина, по нашему мнению, является утверждение абсолютного приоритета духовного над телесным, убеждение в духовном единстве людей и требование абсолютной ответственности за всё совершающееся вокруг.

Анализ творчества И. А. Ильина позволил определить три основных этапа в развитии его нравственных воззрений: этап становления, этап «сопротивления злу» и этап «духовного водительства», что можно соотнести с главным принципом его философствования «сначала — быть, потом — действовать и лишь затем из осуществлённого бытия и из ответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания — философствовать» [82, 505−506].

В ходе изучения данных этапов удалось выявить ключевые этические проблемы в философии И. А. Ильина, ставшие, по нашему мнению, достойным вкладом мыслителя в развитие отечественной этической науки. На первом этапе этот вклад заключался в конкретизации представлений о природе морали и нравственности, в выявлении их сущностных различий, в изучении возможности применения феноменологического метода к нравственным явлениям.

На втором этапе своей творческой эволюции И. А. Ильин смог в точной форме поставить, до конца продумать и дать оригинальное решение роковой для христианского сознания проблемы сопротивления злу силой. В этом решении он вскрыл слабости и внутренние противоречия поведенческой практики, основанной на полном исключении силового воздействияконцептуально определил ситуации, в которых применение силы является возможным и необходимым.

На заключительном этапе творчества предметом преимущественного интереса И. А. Ильина стала область этноэтики, где он выделил целый комплекс специфических нравственно-психологических черт русского народа, а также определил факторы обусловившие их появление. В тот же период была развёрнута теория ранга, основу которой составило понятие распределяющей (воздающей) справедливости, выдержанное в духе духовного аристократизма. Метафизический фундамент нравственной философии И. А. Ильина составило учение о семи вечных основах духовного бытия: вере, любви, свободе, совести, семье, родине, нации.

Нравственная философия И. А. Ильина — это философия «поющего сердца». Его заслуга состоит в том, что он вернул сердце на первый план как центральный орган человеческого познания. В сердце действуют силы сверхрационального и сверхчувственного элемента любви, разума и воли. Только когда принцип любви и разумности вместе с волей образуют внутреннее единство, возникает истинное познание, которое одухотворяет человека. Именно такое познание является единственно достойным и подобающим для нравственной философии.

Велико практическое значение духовного наследия русского мыслителя. В последнее время различные его аспекты находят всё больший отклик и начинают играть всё более значительную роль в деле духовного обновления России.

Нравственные идеи И. А. Ильина, кроме сферы философской этики, могут сослужить добрую службу в процессе воспитания подрастающих поколений. Им неоднократно подчёркивалась мысль о необходимости создания новой системы национального воспитания. Образование без воспитания не формирует человека, а портит его. Формальная «образованность» вне веры, чести и совести создаёт не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации.

Идеи И. А. Ильина и сегодня самым непосредственным образом вовлечены в круговорот политической борьбы. Их применяют при составлении предвыборных программ различных движений в основном правой патриотической ориентации. Самый впечатляющий пример тому — избирательная платформа Ю. Т. Лисицы, целиком построенная на книге И. А. Ильина «Наши задачи» [104]. Они наполняют содержанием документы политических партий. Так Народно-монархическая партия провозглашает: «Изменение нравственной атмосферы российского общества представляется первостепенной задачей. Сегодня это особенно важно, т.к. действующая кадровая политика сознательно делает, по крылатому выражению И. Ильина, ставку на подлеца, и люди отбираются по степени своей явной низости или скрытой беспринципности. НМД выступает за утверждение такого строя, который организует приход к власти лучших людей. Здоровая Государственная Власть означает волевую ставку на благородство: патриотизм, совесть, честь, верность и служение Отечеству» [36, 2].

В высказываниях ряда современных политиков и учёных можно обнаружить сходные мотивы, что позволяет говорить о некоторой общей положительной тенденции к пониманию того, что политика должна быть высоконравственной.

Идеалы, которые выдвинул И. А. Ильин, могут показаться некоторым слишком трезвым наблюдателям сегодня нереалистичными и принципиально нереализуемыми, однако не надо забывать, что человек без идеалов не жизнеспособен. Сила идеалов, помимо всего остального, заключается в том, что становясь чьей-то «плотью и кровью» они придают жизни высокий смысл и цену. Жизнь и творчество И. А. Ильина с начала и до конца есть воплощённый призыв ко всем людям доброй воли «обрести значительность», найти свой смысл жизни и на основе этого жить самостоятельно и ответственно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. Злое добро. // Сегодня. — Рига, 1926. -N196. — 3 сент. — С. 2.
  2. Р.И. Нравственная философия и творческое наследие М.М.Бахтина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — 176 с.
  3. Р.И. Ответственность как проблема нравственной философии. // Философия М. М. Бахтина и этика современного мира. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1992. — С. 5 — 13.
  4. Архиепископ Анастасий Иерусалимский Письма к И. А. Ильину. // Записки русской академической группы в США. Т.XIX. -Нью-Йорк, 1986. — С. 345 — 349.
  5. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. — 253 с.
  6. Митрополит Антоний 0 книге И.Ильина. О сопротивлении злу силой. // Новое время Белград, 1925. — N 1356. — 4 но-яб. — С. 2- N 1357. — 5 нояб. — С. 2.
  7. Р.Г. Заповедь любви. // Человек. М., 1994. -N 2. — С. 5−14.
  8. Р.Г. Постижёние добра. М.: Мол. гвардия, 1986. — 207 с.
  9. Аристотель Большая этика. // Соч. В 4-х т. М.: Мысль, 1984. — Т.4. — 830 с.
  10. Л.М. Марксистская этика- Предмет, структура, основные направления. М.: Мысль, 1985. — 239 с.
  11. И. Аскольдов С. А. Религиозный смысл русской революции // Из глубины: Сборник статей о русской революции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — С. 20−54.
  12. З.А. Справедливость как социально-философская категория. М.: Мысль, 1983.
  13. H.A. Духи русской революции. // Из глубины: Сборник статей о русской революции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — С. 55−89.
  14. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. — 224 с.
  15. H.A. Кошмар злого добра (о книге И. Ильина «О сопротивлении злу силою») // Путь. Париж, 1926. — N4.- Июнь-июль. С. 103−116.
  16. H.A. Самопознание. JI. :Лениздат, 1991. — 235 с.
  17. H.A. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 1990. — 285 с.
  18. А. Критикам И.А.Ильина. // Возрождение. Париж, 1926. — N534. — 18 нояб. — С. 2.
  19. А.Г. Критика феноменологического метода И.А.Ильина. // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. М., 1984. — N5. — С. 50−55.
  20. .П. Русский национальный характер. // Вопросы философии. М., 1995. — N6. — С. 65.
  21. Н.К. Антитезы «православного меча». // Вопросы философии. М., 1992. — N4. — С. 79−83.
  22. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.
  23. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Соч. В 3-х тт. Т.2. М.: Мысль, 1975. 695 с.
  24. Гершензон М.0. Письма к брату. М., 1927.
  25. З.Н. Меч и крест. // Современные записки. Париж, 1926. — Кн.XXVII. — С. 346−368.
  26. З.Н. Предостережение. // Последние новости. -Париж, 1926. N1800. — 25 февр. — С. 2.
  27. Л.Г., Новиков А. И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. -Л., 1977.
  28. A.A. Введение в этику. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 208 с.
  29. A.A. Этика ненасилия. // Вопросы философии. -М., 1992. N3.
  30. A.A. Понятия насилия и ненасилия. // Вопросы философии. М., 1994. — N6. — С. 35.
  31. A.A. Моральная демагогия как форма апологии насилия. //Вопросы философии. М., 1995. — N5. — С. 5−12.
  32. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. // Вопросы философии. М., 1992. — N7.
  33. Э. Логические исследования. СПб., 1909.
  34. В.Х. Сопротивление злу. //Новое время. Белград, 1925. — N1263. — 17 июля. С. З- N1264. — 18 июля,. — С. 2.
  35. Декларация Народно-монархической партии. М., 1995.С. 1−3.
  36. Л. Единый путь. Оправдание ме^а и убийства. // Родная земля. Париж, 1925. — N26. — 10 авг. -С. 2−3.
  37. Ф.M. Дневник писателя. // Полн. собр. соч.: В 30 т. М. 1982. Т. 25. С. 61.
  38. Дробницкий 0.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. -388 с.
  39. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. — 333 с.
  40. Е.Л., Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 188 3. с.
  41. И.И. «Драма творящего духа»: Бог и человек в философии И.Ильина. // Ступени. СПб., 1992. — N3(6).
  42. И.И. Иван Ильин и его книга о Гегеле. // И. А. Ильин Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб.: Наука, 1994. — С. 5−12.
  43. И.И. Философские и правовые взгляды И.А.Ильина. // Известия высших учебных заведений, Правоведение.- М., 1992. N3. — С. 81−93.
  44. Жизнь Святого Иоанна Златоуотаго, архиепископа константинопольского. М.: Типография В. Готье, 1860. — 451 с.
  45. В.В. История русской философии. Париж, 1950. — Т.2. — С. 365−369.
  46. В.В. По поводу книги И.А.Ильина «О сопротивлении злу силою». // Современные записки. Париж, 1926. — Кн.XXIX. — С. 284−307.
  47. Р.М. Сообщение, посвященное памяти профессора И.А.Ильина, сделанное 1 мая 1955 года на собрании членов Русского Обще-Воинского Союза в г. Касабланка, Романом Мартыновичем Зиле. // Наши задачи, Т.2. Париж, 1956. -С. 648−667.
  48. И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т.1−2. М.: ТОО «Рарогъ», 1993. — 446 с.
  49. И.А. Государственное дело Столыпина. // Возрождение. Париж, 1926. — N481. — 26 сент. — С. 2−3.
  50. И.А. Духовный смысл войны. М., 1915. — 48 с.
  51. И.А. Идея Корнилова. Из речи, произнесённой в Праге, Берлине и Париже. // Возрождение. Париж, 1925. -N15. — 17 июня. — С. 2.
  52. И.А. Кошмар Бердяева. Необходимая оборона. // Возрождение. Париж, 1926. — N514. — 29 окт. — С. 2.
  53. И.А. Кризис демократии. I. Отбор лучших. // Возрождение. Париж, 1932. — N2660. — 13 сент. — С. 2, 5.
  54. И.А. Кризис безбожия. // Собр. соч. В 10-ти тт. -М.: Русская книга, 1993. Т.1. — С. 333−358.
  55. И.А. Логика Гегеля и её религиозный смысл. // Вопросы философии и психологии. М., 1916. — Кн.135(5). -С. 513−545.
  56. И.А. Молитва перед решением. // Московский журнал.- М., 1993. N11. — С. 2−3.
  57. И.А. Наши задачи. // Собр. соч. В 10-ти тт. М.: Русская книга, 1993. — Т.2. — Кн.I. — 494 с.
  58. И.А. Наши задачи. // Собр. соч. В 10-ти тт. М.: Русская книга, 1994. — Т.2. — Кн.II. — 480 с.
  59. И.А. Общее учение о государстве и праве. // Собр. соч. В 10-ти тт. М.: Русская книга, 1994. — Т.4. -С. 45−147.
  60. И.А. 0 возрождении гегелианства. // Русская мысль.- М., 1912 N33. — Кн.4. — С. 35−41.
  61. И.А. 0 грядущей России (избранные статьи). Джор-данвилл, Н.Й. США, 1991. — 365 с.
  62. И.А. О любезности. М.: Московский философский фонд. Издательство «Медиум», 1994. Соч. В 2-х тт. Т. 2. С. 475−512.
  63. И.А. О монархии и республике. // Собр. соч. В 10-ти тт. М.:Русская книга, 1994. — Т. 4. — С. 415−576.
  64. И.А. О незыблемых основах. // Голос русской молодёжи, N6, май. 1939.
  65. И.А. О равенстве. // Возрождение. Париж, 1927. -N701. — 4 мая. — С. 2−3.
  66. И.А. О России. Три речи. 1926−1933. София: Издательство «За Россию», 1934. — 32 с.
  67. И.А. Основное нравственное противоречие войны. //
  68. Вопросы философии и психологии. М., 1914. — Кн.125(5).- С. 797- 826.
  69. И.А. Основы христианской культуры. // Собр. соч. В 10-ти тт. М.:Русская книга, 1993. — Т.1. — С. 285−330.
  70. И.А. 0 сопротивлении злу (Открытое письмо В.Х.Да-ватцу) // Новое время. N1663, 1664, 1665. 1926.
  71. И.А. О сопротивлении злу силою. // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — С. 6−132.
  72. И.А. О сущности правосознания // Собр. соч. В 10-ти тт. М.-.Русская книга, 1994. — Т.4. — С. 149−414.
  73. И.А. Отрицателям меча. // Возрождение. Париж, 1925. — N57. — 29 июля. — С. 2−3.
  74. И.А. О христолюбивом воинстве. // Православная Русь. Женева, 1939. — N6.
  75. И.А. Памяти П.И.Новгородцева. // Русская мысль. -Прага Париж, 1923/24. — Кн.9−12. — С. 369−374.
  76. И.А. Понятия права и силы. // Собр. соч. В 10-ти тт. М.: Русская книга, 1994. — Т. 4. — С. 5−44.
  77. И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. // Собр. соч. В 10-ти тт. М.: Русская книга, 1994. — Т.З.- С. 227−380.
  78. И.А. Проблема оправдания мира в философии Гегеля. // Вопросы философии и психологии. М., 1916. Кн.132−139(2−3). — С. 280−355.
  79. И.А. Путь духовного обновления. // Собр. соч. В 10-ти тт. М.: Русская книга, 1993. — Т.1. — С. 39−282.
  80. И.А. Путь к очевидности. // Собр. соч. В 10-ти тт.- М.: Русская книга, 1994. Т. З — С. 381−560.
  81. И.А. Религиозный смысл философии. Три речи. 1914−1923. // Собр. соч. В 10-ти тт. М.: Русская книга, 1994. — Т.З. — С. 15−88.
  82. И.А. Родина и мы. Белград: изд. «Общества Галли-полийцев», 1926. — 16 с.
  83. И.А. Творческая идея нашего будущего. // Возрождение. Париж, 1934 — I — N3415. — 9 окт. — С. 2,5- II -N3459 — 22 нояб. — С. 2,4.
  84. И.А. Учение Гегеля о морали и нравственности. // Вопросы философии и психологии. М., 1917.
  85. Кн.139−140(4−5). С. 151−227.
  86. И.А. Учение Гегеля о реальности и всеобщности мысли. // Вопросы философии и психологии. М., 1914. -Кн.123(3). — С. 413−476.
  87. И.А. Учение Гегеля о свободе воли. // Вопросы философии и психологии. М., 1917. — Кн.137−138(2−3), -С. 165−224.
  88. И.А. Учение Гегеля о сущности спекулятивной мысли. // Логос. М., 1914. — Т.1. — Вып. 2. — С. 250−306.
  89. И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2-х томах. СПб.:Наука, 1994. 541 с.
  90. И.А. Философия Фихте как религия совести. М.: Московский философский фонд. Издательство «Медиум», 1993. — Соч. В 2-х тт. — Т. I. — С. 54−69.
  91. И.А. Что дало России Православное Христианство. // Россия. Нью-Йорк, 1938. — N1114. — 6 марта.
  92. И.А. Шлейермахер и его «Речи о религии». // Собр. соч. В 10-ти тт. М.: Русская книга, 1994.- Т.З.- С. 5−14.
  93. И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. // Собр. соч. В 10-ти тт. М.: Русская книга, 1994. — Т.З.- С. 89−226.
  94. Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. // Теперь и прежде. М.: Республика, 1994. -С. 6−198.
  95. Т. Прошлое и настоящее. // Теперь и прежде. -М.: Республика, 1994. С. 200−294.
  96. Т. Этика жизни. // Теперь и прежде. М.: Республика, 1994. — С. 296−368.
  97. К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. — 367 с.
  98. К. Что такое национальный характер. // Родина.- М., 1994. N11. С. 10−15.
  99. М. Омоложенное евангелие. // Правда. М., 1925. — N137. — 19 июня. — С. 1.
  100. В.И. Философ волевой идеи. // И. А. Ильин Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — С. 404−414.102. фон Лампе A.A. Профессор И. А. Ильин. // Пути верных. -Париж, 1960. С. 193−195.
  101. Ю.Т. Иван Александрович Ильин. Историко-биогра-фический очерк. // Собр. соч. В 10-ти тт. М.: Русская книга, 1993. — Т.1. — С. 5- 36.
  102. Ю.Т. Предвыборная платформа Лисицы Ю.Т., внепартийного, независимого кандидата в Моссовет. // М., 1990. Янв. — 49 с.
  103. Ю.Т. Творческое и идейное наследие И.А.Ильина. // В сб. «Социальная философия Ивана Ильина» (материалыроссийского семинара 9−10 апреля 1993 г.), ч. II, СПб., 1993. С. 30−34.
  104. Д.С. Раздумья. М.: Дет. лит., 1991. — 318с.
  105. В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991. — 288 с.
  106. Лосский Н.0. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. — 480 с.
  107. И.О. Условия абсолютного добра. // Условия абсолютного. М.: Политиздат, 1991. — С. 24−236.
  108. И.О. Характер русского народа. // Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. — С. 238−360.
  109. Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968.
  110. В.Н. Рёв племени. // Из глубины: Сборник статей о русской революции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — С. 186−203.
  111. ИЗ. Ненасильственные движения и философия ненасилия: состояние, трудности, перспективы. // Вопросы философии. -М., 1992. N8.
  112. Архиепископ Никон Христиане ли мы? // Московский журнал. М., 1993. — N10. — С. 39−42.
  113. Ф. По ту сторону добра и зла- К генеалогии морали. Минск: Беларусь, 1992. 333 с.
  114. П.И. Об общественном идеале. М.: Изд-во «Пресса», 1991. — 638 с.
  115. П.И. О задачах современной философии права. СПб., 1902.
  116. О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М.: Мол. гвардия, 1992. — 270 2. с.
  117. Ортега-и-Гассет Восстание масс. // Вопросы философии. -М., 1989. N3.| - С. 119−155.
  118. В. Человек, обрети значительность! // Московский журнал. М., 1993. — N7. — С. 16−21.
  119. Полторацкий Н. гк И. А. Ильин и полемика вокруг его идеи о сопротивлении злу силой. // Лондон Канада, 1975. -С. 223−279.
  120. Н.П. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение. Тенефлай, Нью-Йорк, 1989. — 320 с.
  121. Н.П. Русская религиозная философия. // Вопросы философии. М., 1992. — N2. — С. 126−140.
  122. Принципы ненасилия: Классическое наследие. М.: Прогресс, 1991. — 232 с.
  123. Пространный Христианский Катехизис православной церкви.- М.: Синодальная типография, 1904.
  124. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. М.: Прогресс, 1994. -464 с.
  125. Н.С. Философия ненасилия. // Вестник Мордовского ун-та. Саранск, 1994. — N1. — С. 27−31.
  126. В., протоиерей. Простой взгляд на простую и серьёзную философию. // В кн. «О церкви, России, нравственном мире». М., 1993. — С. 59−68.
  127. А.П. Моральное зло в истории этики и культуры.- М.: Политиздат, 1992. 351 с.
  128. А.П. Христианская концепция зла. // Этическая1мысль. М.: Республика, 1992. С. 56−73.
  129. И.Н. И.А.Ильин о духовном обновлении России. // И.А.Ильин «Наши задачи». М., 1992. — С. 6−15.
  130. И.Н. Жизненный и творческий путь И.А.Ильина. // И. А. Ильин Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.1. С. 3−33.
  131. Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 199 с.
  132. Современная буржуазная философия. М.: Высш. школа, 1978. — 582 с.
  133. B.C. Оправдание добра. // Собр. соч. В 2-х тт. М.: Мысль, 1988. — Т.1. — 892 с.
  134. B.C. Три разговора. М.: Фирма «ПИК», 1991. -191 с.
  135. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Республика, 1992.
  136. В. Памяти русского философа. // Русская мысль. Париж, 1955. — N728. — 14 янв.
  137. Ф.А. Мысли о России. // Современные записки. -Париж, 1926. N28. — С. 365−392.
  138. П.Б. Дневник политика. 7. // Возрождение. Париж, 1925. — N24. — 25 июня. — С. 2.
  139. П.Б. Дневник политика. 82. О брошюре И. А. Ильина и о нём самом. // Возрождение. Париж, 1926. — N478. -23 сент. — С. 1.
  140. А.И. И.А.Ильин: право, сила, мораль. // В сб. «Социальная философия Ивана Ильина» (материалы российского семинара 9−10 апр. 1993 г.), ч.II. СПб., 1993. -С. 3−6.
  141. А.И. Иван Ильин: мораль и «сопротивление злу силою». // В сб. «Русская философия: новые решения старых проблем» (тезисы докладов и выступлений на 2-ом Санкт-Петербургском симпозиуме историков русской философии), ч.II. СПб., 1993. — С. 56−57.
  142. А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этикофилософского исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984.- 199 с.
  143. Л.Н. На каждый день. // Полн. собр. соч. В 90 т. Юбилейное изд. 1828−1928. М., 1932. — Т.44.
  144. Л.Н. Не убий никого. // Этическая мысль 1991. -М.: Республика. 1992. С. 154−167.
  145. Л.Н. Произведения, дневники, письма 1835−1910. // Полн. собр. соч. В 90 т. М., 1958. — 475 с.
  146. К.А. Антология ненасилия, принципы ненасилия, этика ненасилия. // Вопросы философии. М., 1993. — N2.
  147. И.Г. Назначение человека. СПб., 1906.
  148. И.Г. Ясное как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности Новейшей философии. М.: Тетра, 1993. — 120 с.
  149. Франк С.Л. De profundis. // Из глубины: Сборник статей о русской революции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -С. 251−269.
  150. А. Э.Гуссерль и феноменологическое движение в России 10-х и 20-х гг. // Вопросы философии. М., 1994.- N5. С. 57.
  151. Д.Б. И.А.Ильин: сопротивление силы духу зла большевизма. // В сб. Всероссийской научной конференции «Русская философия: преемственность и роль в современном мире». Тезисы докладов и выступлений, ч.I. СПб., 1992. — С. 7−8.
  152. Шеллинг Ф.В.Й. О конструировании в философии. // Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1987. — Т. 2. — С. 3−26.
  153. Шеллинг Ф.В. Й. Система трансцендентального идеализма. // Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1987. -Т.1. -С. 227−489.
  154. А. Избранные сочинения. М.: Просвещение, 1992. — 479 с.
  155. Г. Г. Введение в этнопсихологию. // Сочинения. М.: Правда, 1989. С. 475−574.
  156. Этические миры и культурные универсалии. Культура и эт-ноэтика. Материалы международной конференции. Киев, 1994.
  157. Iljin I.A. Wesen und Eigenart der russischen Kultur. Drei Betrachtungen. Ahren Verlag, Affolterna A. Zweite erganzte Auflage. Zurich, 1944, — 199 S.
  158. W. «Mench, werke wesentlich! Das Lebenswerk^ des russlchen religiosen Denkers Ivan Iljin fur Erneuerung der geistigen Grundlagen der Menschheit». // Erlangen, 1979. 305 S.
Заполнить форму текущей работой