Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Русская Православная Церковь и исламские организации в современной России: опыт сравнительного анализа социальных доктрин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. А. Мишучков рассматривали отдельные проблемы в доктринах. Существует также ряд работ, в которых авторы касаются социальных доктрин лишь косвенно, в ходе изучения различных проблем современного религиоведения.9 Для понимания сущности социальных доктрин определенную значимость имеют труды православных и мусульманских богословов, которые более подробно выражают позицию религиозной организации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Основы социальных учений Русской православной церкви и исламских организаций России
    • 1. Социальные установки в Библии и Коране
    • 2. Православная традиция в осмыслении социальной реальности
    • 3. Мусульманские теологи и философы об обществе и религии
  • Глава II. Социальные учения православия и ислама России
    • 1. «Основы социальной концепции Русской православной церкви» и «Основные положения социальной программы российских мусульман»: концептуализация социальных позиций
    • 2. Государство, право, политика в социальных доктринах конфессий
    • 3. Социальные доктрины о науке, культуре и образовании
  • Глава III. Конфессии, государство, общество: тенденции взаимодействия
    • 1. Положение Русской православной церкви и Совета муфтиев
  • России в современном обществе
    • 2. Внутриконфессиональные разногласия и социальные доктрины
    • 3. Противоречия в межконфессиональных отношениях — причины и способы их преодоления
    • 4. Проблемы и перспективы диалога Русской православной церкви и
  • Совета муфтиев России

Русская Православная Церковь и исламские организации в современной России: опыт сравнительного анализа социальных доктрин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Глубинные трансформации в России конца XX столетия, новые социально-экономические условия, смена политических режимов, ценностных ориентации и стремительные изменения в науке и культуре оказали огромное влияние на духовную жизнь российского общества. Изменение вероисповедной политики государства создало условия для роста религиозности населения, увелечения численности религиозных организаций, повышения их роли в общественной жизни. Наибольшую активность проявляют православие и ислам — две традиционные религии на территории Российской Федерации, численность их последователей в совокупности составляет в среднем 60% от числа всех верующих в стране. Более того, ситуация такова, что и межэтнические отношения зависят от межрелигиозного диалога. Социально-экономические и политические трансформации изменили не только положение этих двух конфессий в обществе, но и их социальную роль, расширив поле их нерелигиозной деятельности. Перед исследователем встает не столько проблема осмысления социальных функций религиозной организации, сколько вопрос конфессионального воздействия на социокультурную сферу и поведение верующих в социуме. Отмеченное воздействие возможно двумя способами: через отдельные концепты и теории богословов и религиозных философов, проповеди архиереев и клира, то есть при непосредственном контакте с верующими и светскими людьми, либо через создание доктрин. Социальные доктрины религиозных организацийофициальное выражение позиции на происходящие в общественной жизни процессы. Они создают систему координат со-существования конфессий и общества в целом и определяют ход их развития.

В 2000 — 2001 гг. Архиерейский собор Русской православной церкви (Московский Патриархат) (далее в тексте РПЦ) и Совет муфтиев России (далее СМР) определили в специальных документах свои позиции по отношению к проблемам общества. Несомненно, две социальные доктрины — «Основы социальной концепции Русской православной церкви"1 и «Основные положения.

1 Основы социальной концепции Русской православной церкви // Сборник документов Юбилейного архиерейского собора Русской православной церкви. Москва, 13−16 августа 2000 г. Н. Новгород, 2001. С. 3 социальной программы российских мусульман"2 — имеют исторический характер и позволяют выявить и оценить социальную позицию конфессий в современном российском обществе. Впервые догматические положения в рамках доктрин были связаны с динамическими социальными процессами и светским законодательством, заложив таким образом новую традицию диалога религиозных объединений и общества.

Актуальность данного диссертационного исследования определяется необходимостью выявления специфики самоопределения традиционных для России конфессий в современной социокультурной действительности с помощью социальных доктрин, а также поиском путей формирования толерантности в российском обществе.

Степень разработанности проблемы. Проблема социальных доктринэто прежде всего проблема взаимоотношения религии (религиозных организаций, в частности) и общества, она имеет междисциплинарный характер и является предметом изучения не только религиоведения и философии религии, но и социальной философии, социологии, психологии, истории. Важнейшей основой для нашего исследовании являются идеи, которые заложены в трудах Гегеля, Э. Дюркгейма, А.Р. Рэдклиф-Брауна, Р. Отто, М. Бубера, X. Ортеги-и-Гассета. Несомненно, интересны и могут быть полезны для исследования сущности социальных позиций конфессий результаты, полученные церковно-историческими наукамиагиологией, патрологией, библеистикой. Основы для осмысления социальных доктрин были заложены в православной традиции отцами церкви Иринеем Лионским, Климентом Александрийским, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, Григорием Паламой, русскими богословамиНилом Сорским, Иосифом Волоцким, Сильвестором Медведевым, Филаретом Московским. В мусульманской традиции проблема религии и общества исследовалась теологами и философами при тафсире Корана и толковании Сунны, разработке фикха, создании цельных философских концепций, данной проблемой занимались ал-Укбари, аль-Фараби, Ибн Рушд, Ибн Хальдун и другие. Для указанных авторов характерно рассмотрение общества через призму.

171−250.

2 Основные положения социальной программы российских мусульман / Совет муфтиев России. Ярославль, 2001. провиденциализма, конечности существующего мира и проблемы греховности человеческой природы. Анализ сущности социальной позиции церкви представлен в трудах русских религиозных философов — Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Г. В. Флоровского, В. В. Зеньковского, философов «исламского возрождения» М. Абдо, С. Кутба, М. Икбала, А. А. Маудуди, И. бей Гаспиринского, М. Бигиева. Указанные мыслители пытались решать актуальные проблемы общества в духе православной и исламской философии.

Определенную ценность представляют исследования советского периода, косвенно затрагивающие социальные позиции религиозных организаций и посвященные трансформации социальных учений православной церкви и исламских организаций после Великой Октябрьской революции.3.

Сами социальные доктрины, принятые Советом муфтиев России и Архиерейским собором Русской православной церкви, пока не получили достаточного философского и религиоведческого осмысления. Этой проблеме посвящены ряд статей ведущих отечественных религиоведов, коллективная монография исследовательского центра «Религия в современном обществе» Института комплексных исследований РАН (ИКСИ РАН) под руководством М. П. Мчедлова.4 В 2000 — 2004 гг. были проведены конференции и круглые столы, посвященные новым конфессиональным доктринам и их практической реализации.5.

Проблемы возникновения и «идеологическую» настроенность документов изучали Д. Кратов, О. Н. Величко, К. Н. Костюк. 6 Краткий анализ документов и перспективы их существования реализации проанализированы А. Кыржлевым, М. Мчедловым, С. Мельковым. Игумен Вениамин (Новак), И. Кантеров,.

3 См., к примеру: Новиков М. П. Современный религиозный модернизм. М., 1973; Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982; Гордиенко Н. С. Современное русское православие. Л., 1987. Ахадов А.Ф. О. Ислам в погоне за веком. М., 1988.

4 О социальной концепции русского православия / Под общ. ред. М. П. Мчедлова. М., 2002.

5 См., к примеру: Основы социальной концепции Русской православной церкви («круглый стол») // Социс. 2001. № 8.

6 Кратов Д. Размышления по поводу «Основ социальной концепции Русской православной церкви» // Русская мысль. 2000. № 4331- Величко О. Н. О социальной доктрине Русской православной церкви // Религия и политика на рубеже двух тысячелетий. Доклады Института Европы. № 72. М., 2000. С. 27 — 38- Костюк К. Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви // Общественные науки и современность. 2001. № б. С. 114 — 132.

7 Кыржлев А. Церковь и мир в социальной концепции Русской православной церкви // Русская мысль. 2000. № 4330. Мчедлов М. Светский взгляд на проблему. Социальная доктрина РПЦ: достоинства и недостатки // НГ-религии. 2000. № 23 (70). 14 декабряМчедлов М. Особенности конфессиональной социальной доктрины (К принятию «Основ социальной концепции РПЦ») // Религия и право. 2001. № 2- Мельков С. Социальная программа мусульман: к партнерству и взаимопониманию // Религия и право. 2001. № 3. о.

А.А. Мишучков рассматривали отдельные проблемы в доктринах. Существует также ряд работ, в которых авторы касаются социальных доктрин лишь косвенно, в ходе изучения различных проблем современного религиоведения.9 Для понимания сущности социальных доктрин определенную значимость имеют труды православных и мусульманских богословов, которые более подробно выражают позицию религиозной организации по социальным вопросам. 10 Продуктивным для исследования явился анализ трудов, посвященных социальному учению различных религиозных организаций — Римско-католической церкви, протестанских религиозных объединений, иудаизма.11 Анализ показал, что исследование социальных учений проходит пока только в плоскости религиозно-общественных отношений, но не в контексте межрелигиозного сотрудничества. Данные обстоятельства обусловливают цели диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является выявление сущности социальных доктрин, принятых Архиерейским собором Русской православной церкви и Советом муфтиев России в контексте межконфессионального и государственно-конфессионального диалога в современной социокультурной ситуации.

Реализация указанной цели требует решения следующих задач:

— выявить основы взаимодействия религиозных объединений и общества, заложенные в священном писании христиан и мусульман;

— реконструировать православную традицию в осмыслении проблем общества;

— выявить позиции мусульманских теологов в оценке взаимодействия общества и религии;

Вениамин (Новак), игумен. Анализ 1 — 5 глав «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» // Социс. 2002. № 4. Кантеров И. Православие и ислам о религии и науке // Мир нравственности. 2003. № 5. С. 13 — 14- Мишучков А. А. Социальная концепция РПЦ: региональный аспект // Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречие, перспективы развития. Оренбург, 2002. С. 382 -385.

9 См., к примеру: Абдулатипов Р. Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. М., 2002;

Медведко С.В., Элбакян Е. С. О религиозной ситуации в современной России // Религиоведение. 2002. № 2. С. 104 — 110- Митрохин JI.H. Христианство и политика. М., 2003; Элбакян Е. С. Христианская трудовая этика: сравнительный анализ конфессиональных особенностей // Религиоведение. 2003. № 2, С. 61 — 69. 1 См., к примеру: Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Общественное служение Церкви // Социальная концепция Русской православной церкви. М., 2001; Кирилл, митрополит. Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них православная церковь? М., 2002.

См., к примеру: Поташинская Н. Н. Социально-экономическая доктрина католической церкви: отдельные аспекты // Религии мира: Ежегодник 1987. М. 1989. С. 73 -93- Поташинская Н. П. Проблема глобализации в социальной доктрине католицизма // Религия и политика на рубеже двух тысячелетий. № 72. М., 2000. С. 39 — 52- Грубарг М. Д. К истокам социального учения иудаизма // Социс. 2002. № 4. С. 86 — 96.

— рассмотреть су тность положений «Основ социальной программы Русской православной церкви» и «Основных положений социальной программы мусульман России»;

— проследить тенденции развития современной религиозной ситуации в российском обществе;

— выявить особенности самоопределения религиозных объединений в современной России;

— выявить истоки и сущность межконфессиональных противоречий;

— сконструировать сферы взаимодействия религиозных объединений и общества в условиях реализации принципа свободы совести;

— предложить социальный прогноз развития межконфессионального диалога на т основе практической реализации социальных доктрин РПЦ и СМР.

Объектом исследования является социальная деятельность религиозных организаций.

Предметом исследования являются социальные доктрины, принятые Архиерейским собором Русской православной церкви и Советом муфтиев России, их общекультурные характеристики, способствующие развитию диалога светского и религиозного мировоззрений, межконфессионального взаимодействия.

Теоретико-методологическая база исследования. Важнейшей теоретической основой для анализа социальных доктрин в нашем исследовании являются идеи, которые заложены в трудах А.Р. Рэдклиф-Брауна, М. Бубера, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и других исследователей выявивших смысл взаимодействия религиозных организаций и общества. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания.

• действительности, а также совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания: сравнительно-исторический, обобщения и типологизации, моделирования, абстрагирования и обобщения, компаративный анализ. Были использованы принципы системного и функционального подходов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в.

• следующем:

— реконструирована модель богословской традиции, которая заложена в основание современных социальных доктрин Русской православной церкви и мусульманских общин России;

— с помощью впервые проведенного сравнительного анализа социальных доктрин крупнейших религиозных объединений России выявлены основы развития социального партнерства религиозных объединений с государством и обществом в условиях светского государства, вероисповедная политика которого строится на принципе свободы совести и свободы вероисповедания;

— представлены перспективы развития православно-мусульманского диалога, основанного на общности понимании смысла ценности человеческого бытия и помощи в его социальных невзгодах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Различия в социальных доктринах РПЦ и мусульманских организаций заложены в первоначальных социальных установках в Библии и Коране и детерминированы разным положением конфессий в социокультурном поле истории России.

2. В социальных доктринах православных и исламских организаций зафиксированы две различные модели отношения между обществом и религиозной организацией: открытая система православной церкви и закрытая, но не изолированная система исламских организаций. Если церковь постулирует взаимное невмешательство, то для исламских организаций большую роль играет сотрудничество в рамках законодательства светского государства. Важное значение в этой сфере приобретает активная позиция государства, в силах которого создать условия для равноправного и результативного межконфессионального диалога и сотрудничества в нерелигиозной сфере.

3. Православно-исламский диалог в современной России является важным фактором развития толерантности в обществе, достижения гражданского мира и согласия. Существующие межконфессиональные противоречия не имеют острого характера и могут быть урегулированы в диалоге конфессий, при участии государства и общества.

4. Социальные доктрины — основа для проявления и появления толерантности в межконфессиональном диалоге, поскольку в них представлены общность взглядов религиозных организаций по социальным вопросам, что дает основу для поискау компромисса, к развитию диалога индивидов независимо от их мировоззренческих позиций, что в конечном итоге будет способствовать решению общегосударственных социальных задач. При этом историческое соседство и единая социально-культурная среда является общей основой для такого социального служения.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейших исследований, связанных с изучением социальной деятельности религиозных организацийдля разработки политики органов власти и управления в области государственно-конфессиональных отношенийразвития толерантности в обществе, а также для подготовки основных и специальных курсов по религиоведению, философии и истории религии.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 6 научных публикациях, а также были изложены в докладах на ежегодных конференциях молодых исследователей Волгоградского области (2002 — 2004 гг.), Международной научно-практической конференции «Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе» (г. Гродно, Белоруссия) (2003 г.) — III Международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование в III тысячелетии» (Волгоград, 2004), научно-практической конференции «Православие и патриотизм» (г. Санкт-Петербург, 2004 г.) — XV краеведческих чтениях (Волгоград, 2004 г.). Работа над диссертационным исследованием была поддержана грантом для аспирантов и молодых ученых Федерального агентства по образованию (2004 г.).

Структура работы подчинена достижению цели и решению задач исследования, соответствует его логике. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Подводя итоги нашему исследованию, мы можем сделать ряд обобщающих выводов.

Несомненно, значение принятых документов велико, именно в них, несмотря на «трудности перевода» традиционных идей в современную форму, сформулированы основные положения взаимодействия Русской православной церкви и Совета муфтиев России с обществом. В них отразились не только социальные, политические, экономические и культурные трансформации, но и изначальные религиозные установки и богатейшие богословские традиции православия и ислама.

Социальные доктрины базируются на особых исторически и богословски обоснованных моделях со-существования нуменозного, социального и индивидуального. В учении РПЦ продолжается противостояние светского и духовного в жизни современного общества, существует категоричность и негибкость оценок, ярко выражено стремление к государственно-православной модели общества. Социальная доктрина СМР основана на идее «уммы» -идеального, равносильного сочетания религиозного и общественного, что определяет прагматичность учения, адаптивность его к социальной реальности.

Современная ситуация в социальных структурах и процессах, которую мы можем наблюдать, свидетельствует о резкой трансформации за последние десятилетия постсоветской жизни России. Отметим, что социальные учения конфессии — динамично развивающийся процесс, поскольку детерминантами их эволюции являются не только внутренние, но и внешние факторы — изменения в социуме. Социально-экономические и политические трансформации, таким образом, становятся детерминантой развития, хотя действуют либо опосредовано либо с «замедленным» эффектом. В религиозной ситуации в современной России мы можем констатировать, в целом, стабилизацию, что повлияет на замедление в развитии доктрин. Сохраняющиеся проправославные тенденции государственно-конфессиональных отношений не носят угрожающий и тревожный характер, что свидетельствует о неокончательном формировании демократических и абсолютно светских институтов в Российской Федерации. Существующие разногласия как внутри самих конфессий, так и в межконфессиональном государственно-конфессиональном диалогах не носят разрушающего характера, это предсказуемые и достаточно управляемые тенденции.

Взаимоотношения православной церкви с обществом представлены в форме открытой системы, в основе которой — стремление занять главенствующую роль в духовной ее сфере. Для мусульманской уммы России наблюдается обратная ситуация, при которой «закрытая» или «полузакрытая» система религиозно-социальных взаимоотношений создана для поддержания стабильного статуса конфессии в обществе.

Отсутствие единства по многим важным вопросам, различие в построении систем взаимодействия проявляются в вопросах о государстве, праве и политике, а также науке, культуре и образовании. Некоторая категоричность РПЦ в ряде утверждений может — теоретически — привести к обострению межконфессионального диалога. Но обострения между двумя крупнейшими и традиционными конфессиями Российской Федерации будут всегда решены, не столько переговорами, сколько волевым вмешательством государственных структур.

Социальные доктрины в современном их состоянии есть идеальные построения, которые работают лишь в сфере государственно-конфессиональных отношений, теоретическая сторона преобладает в их существовании. Это ни сколько не умаляет их значение, но порождает некоторую «подвешеность» социальных процессов, в которых православные и исламские организации участвуют. Религиозная организация может отрешиться от государства, быть нейтральной в политике и замкнуться в рамках религиозной культуры, но отодвинуться от социальных трудностей своих верующих она не в состоянии. Социальные проблемы .- объединяющий фактор, который, несмотря на все различия и противоречия между исламом и христианством, позволяет нам говорить о перспективах межконфессионального диалога.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы / Р. Г. Абдулатипов. — М.: Мысль, 2002. — 317 с.
  2. В.В. Истоки и содержание современного российского неоконсерватизма / В. В. Аверьянов, В. М. Сторчак // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М.: Изд-во РАГС, 2003. № 1 (30). С. 109 — 130.
  3. II. Патриарх Московский и всея Руси. Россия. Духовное возрождение. / Алексий II. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук. 1999. — 217 с.
  4. Д. Роза мира. / Д. Андреев М.: Прометей, 1991. — 288 с.
  5. И.И. Информационное общество: религиозные аспекты / И. И. Аносов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — М.: Изд-во РАГС, 2003. № 2 (31).-С. 164−171.
  6. Антоний (Сурожский), митр. Притча о блудном сыне / Антоний (Сурожский), митр. // http://www.metropolit-anthony.orc.ru/soulput/put5 .htm.
  7. А. Ф. О. Ислам в погоне за веком / А.Ф.О. Ахадов М.: Политиздат, 1988. — 80 с.
  8. А. Социальная доктрина ислама / А. Ахмедов М.: Политиздат. 1982.-270 с.
  9. П. Социальное конструирование реальности. Трактат посоциологии знания. / П. Бергер, Т. Лукман М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  10. Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. / Н. А. Бердяев М.: Издательство В. Шевчук. 2000. — 542 с.
  11. Н.А. Духовное состояние современного мира // Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. 1. М.: Искусство, 1994. — С. 485 -499.
  12. Библия. Книги Ветхого и Нового Завета. Брюссель, «Жизнь с Богом», 1989. — 2536 с.
  13. М.Д. Наследие. Сборник документов и материалов. Часть 2. / М. Д. Бигиев // сост. А. Г. Хайрутдинов. Казань: Иман, 2000. — 90 с.
  14. БлокМ. Апология истории или ремесло историка. / М. Блок М.: Наука, 1973. — 232 с. — («Памятники исторической мысли»).
  15. М. Еврей в мире. Речь в Еврейском центре во Франкфурте-на-Майне / М. Бубер // http://www.rjews.net/gazeta/buber.shtml.
  16. М. Два образа веры / М. Бубер Пер. с нем. / Под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Левезова. М.: Республика, 1995. — 464 с.
  17. С.Н. Христианский социализм: Споры о судьбах России / С. Н. Булгаков Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 350 с.
  18. А.И. Россия православная. Стратегия пути / А. И. Буркин М. 2000.
  19. А.С. Религиозный модернизм и постмодернизм / А. С. Ваторпин //Социс. 2001. -№ 11. — С. 84−92.
  20. О.Н. О социальной доктрине Русской православной церкви / О. Н. Величко // Религия и политика на рубеже двух тысячелетий. Доклады Института Европы. № 72. — М.: Экслибрисс-Пресс. 2000. — С. 27 — 38.
  21. ВерклерГ.А. Герменевтика: Принципы и процесс толкования Библии // Верклер Г. А. Герменевтика: Принципы и процесс толкования Библии / Г. А. Верклер // http://www.blagovestnik.org/books/250.htm.
  22. Вениамин (Новик) игум. Православие, христианство, демократия / Вениамин (Новик) игум. СПб., 1999.
  23. Вениамин (Новак), игумен. Анализ 1 5 глав «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» / Вениамин (Новак), игумен. //1. Социс. 2002 — № 4.
  24. Д.А. Преподавание основ православной культуры в Российской школе (критические заметки на актуальную тему) / Д. А. Владимиров // Религиоведение. 2003. — № 2. — С. 118 — 126.
  25. A.M., Михайловский Е. В., Прибыловский В. В. Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления политиков. Роль церкви. / A.M. Верховский, Е. В. Михайловский, В. В. Прибыловский М.: Панорама, 1999. — 191 с.
  26. Р., муфтий. Ислам в современной России / муфтий Р. Гайнутдин. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 320 с.
  27. В.И. Социология религии. / В. И. Гараджа. М., 1996.
  28. Гегель. Философия истории / Гегель // Соч.: в 8 т. М.- JI.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. — 470 с.
  29. Е.Е. История Русской церкви. / Е.Е. ГолубинскийТ. I II. М., 1997.
  30. Н.С. Современное русское православие. / Н. С. Гордиенко JI.: Лениздат. 1987. — 304 с.
  31. Государство и религиозные организации Нижней Волгин и Дона в XX веке / Сост. О. Ю. Редькина, Т.А. Савина- под ред. М. М. Загорулько. Волгоград: Издатель, 2002. -536 с.
  32. Григорий Богослов, свят. Собрание творений. В 2 томах. Минск: ACT, Харвест, 2000.
  33. Григорий Палама, св. Триады в защиту священно-безмолвствующих. /
  34. Григорий Палама, св. М., 1995.
  35. М.Д. К истокам социального учения иудаизма / М. Д. Грубарг // Социс. 2002. — № 4. — С. 86 — 96.
  36. . Новый взгляд на христианские истоки / Ж. Даниелю // Символ. Париж. 1983. — № 9. — С. 33 — 45.
  37. Дидахе: учение двенадцати апостолов // Символ. Париж. 1993, № 29. — С. 275−305.
  38. И. Исламский радикализм в современных этнополитических процессах на Северном Кавказе / И. Добаев // Центральная Азия и Кавказ. 2000. — № 6 (12). — С.83 — 94.
  39. А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). / А. Донини. М.: Политиздат, 1989. — 365 с.
  40. Евсевий Памфил. Церковная история. / Евсевий Памфил М.: Изд-е Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. — 446с. — (Памятники церковной письменности).
  41. Евсевий Кесарийский (Памфил). Жизнь Блаженного василевса Константина / Евсевий Кесарийский (Памфил). 2-е изд. — М.: Labarum, 1998. -352с. — (Византийская серия).
  42. А. Грозовые тучи над Тихим Доном / А. Егорцев // Русский дом.2003. -№ 1.
  43. И.А. Ислам в культуре России в очерках и образах. / И. А. Ермаков М.: Издательский сервис, 2001.-512 с.
  44. В.В. История русской философии в 2 книгах. /
  45. B.В. Зеньковскйй Л.: Эго, 1991.
  46. А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России в конце XV XVII вв. / А. А. Зимин — М.: Наука", 1977. — 356 с.
  47. Ю.П. Современные тенденции религиозно-конфессиональных отношений в России / Ю. П. Зуев // От политики государственного атеизма к свободе совести. Материалы семинара совещания. — М.: Изд-во РАГС, 2001.1. C. 99- 123.
  48. Ю.П. Религиозный плюрализм или уникальность истины? / Ю. П. Зуев // Религиоведение. 2003. — № 2. — С. 111 — 118.
  49. Ибн ал-Араби. Мекканские откровения (ал-Футхат ал-маккийя). / Ибн ал-Араби / Пер. с араб., введ., прим. и библиогр. А. Д. Кныша. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1995. — 288 с. — (Памятники культуры Востока).
  50. А. Русская женщина в эпоху «Домостроя» / А. Иваницкий // Общественные науки и современность. 1995. — № 3. — С. 161 — 172.
  51. З.И. Антиислямската полемика във Византия през Палеологовата епоха. / З. И. Иванова София, 1995.
  52. П. Не заблуждайтесь: это тот самый ислам / П. Иванов // Радонеж. 2000. — № 20. .
  53. С.И. Основные религиозные центры современной России. / С. И. Иваненко. М., 2004.
  54. А.А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья / А. А. Игнатенко. М.: Мысль, 1989. -254 с.
  55. А.А. Исламский радикализм, как побочный эффект «холодной войны» / А. А. Игнатенко // Центральная Азия и Кавказ. 2001. — № 1 (13). — С. 114−131.
  56. А.А. Зеркало ислама. / А. А. Игнатенко М.: Русский институт, 2004.-216 с.
  57. М. Реконструкция религиозной мысли в исламе. / Пер. с англ., иредисл. и коммент. М. Т. Степанянц. М.: Вост. лит., 2002. 200 с. (История восточной философии.)
  58. Иоанн XXIII Mater et Magistra, энциклика 15 мая 1961 Ватикан,
  59. Ватиканская типография, 1962 г.
  60. Иоанн Златоуст (архиепископ Константинопольский) Избранные творения: Беседы на деяния апостольские / Иоанн Златоуст (архиепископ Константинопольский). М.: Изд-во «Посад», 1994. — 484с.
  61. Иоанн Павел И. «Centesimus annus», энциклика 1 мая 1991. / Иоанн Павел II. (http://www.agnuz.info/holy.php?header=enciclics&file=1 051 991)
  62. Иоанн (Снычев) митр., Русь соборная. / Иоанн (Снычев) митр. СПб., 1994.
  63. Иоанн (Снычев) митр., Православие. Армия. Держава. Сборник статей. СПб, 1995.
  64. Ириней Лионский, св. Творения. / Ириней Лионский, св. М.: «Паломник», 1996. — 640 с. 69. Ислам в России. М., 1996.
  65. Ислам и исламский терроризм: справочник. Авторский коллектив Центра Стратегической Безопасности. М., 2003.
  66. Ислам: Карманный словарь / Ю. Б. Гаврилова, В. В. Емельянов. СПб.: Амфора, 2002. — 141 с.
  67. История религий в России. Учебник. / под общ. ред. Н. А. Трофимчука.
  68. М.: Изд-во РАГС. 2001. 591 с.
  69. А.П. От Христа к Константину. / А. П. Каждан М.: Знание, 1965. -0 305 с.
  70. И. Православие и ислам о религии и науке / И. Кантеров // Мирнравственности. лето 2003. — № 5. — С. 13−14.
  71. Л.П. Св. отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях) /Л.П. Карсавин Предисл. и коммент. С. В. Мосоловой. М.: Изд-во МГУ, 1994.-176 с.
  72. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Благовестие и культура//Церковь и время. № 1. 1998.
  73. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Общественное служение Церкви / Кирилл, митрополит // Социальная концепция Русской православной церкви. М.: Даниловский вестник, 2001. — 192 с.
  74. Кирилл, митрополит. Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них православная церковь? / Кирилл, митрополит. М., 2002.
  75. Коран. / Перев. Ю. И. Крачковского. Ростов на — Дону: «Феникс», 2001.
  76. КостюкК.Н. Православный фундаментализм / К. Н. Костюк // Полис. -2000.-№ 3.-С. 133- 155.
  77. К.Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви / К. Н. Костюк // Общественные науки и современность. 2001. — № 6. — С. 114−132.
  78. С.Э. Еврейское в мировой культуре. / С. Э. Крапивенский -Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. 164 с.
  79. Краткий словарь латинских слов, сокращений и выражений. / сост. В. Купреянова, Н. Умнова. М.: ТЕРРА, 1996. — 96 с.
  80. Д. Размышления по поводу «Основ социальной концепции Русской православной церкви» / Д. Кратов // Русская мысль. 7 сентября 2000. -№ 4331.
  81. А.И. Соотношение федерального и регионального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях / А.И.
  82. Кудрявцев // От политики государственного атеизма к свободе совести. Материалы семинара совещания. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 313 с. — С. 182 — 189.
  83. А., диакон Христианская философия и пантеизм. / А. Кураев М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997.
  84. А., диакон. Лекарство от экстремизма / А. Кураев // Известия, газ. -2003. 14 янв.
  85. А. Церковь и мир в социальной концепции Русской православной церкви / А. Кыржлев // Русская мысль. 31 августа 2000.- № 4330.
  86. Д.С. Великое наследие / Д. С. Лихачев // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Л.: Худож. лит. 1987. — Т. 2. — С. 3 — 342.
  87. Р.А. Современная религиозная ситуация в России: социологический анализ / Р. А. Лопаткин // От политики государственного атеизма к свободе совести: материалы семинара совещания. — М.: Изд-во РАГС, 2001.-313 с.-С. 41 -56.
  88. Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. / Р. А. Лопаткин М.: Изд-во РАГС, 2001. -28 с.
  89. В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. / В. Н. Лосский М.: Центр «СЭИ», 1991. — 288 с. 101. ал-Маудуди, Абу Аля Образ жизни в исламе. / ал-Маудуди, Абу Аля. М.: Сантлада, 1993. — 96 с.
  90. Ю., Огнев И. Ислам и насилие / Ю. Максимов, И. Огнев // Радонеж. -2002. -№ 9.
  91. А.В. Исламское возрождение в современной России. / А. В. Малашенко М.: Моск. Центр Карнеги, 1998. — 222 с.
  92. А.В. Ислам и политика в современной России // Мусульмане изменяющейся России. / А. В. Малашенко М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. — 336 с. — С. 7 — 24.
  93. И. П. Византийский гуманизм XIV- XV вв. / И. П. Медведев. -Л.: Наука, 1976.-256 с.
  94. С.В., Элбакян Е. С. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян / С. В. Медведко, Е. С. Элбакян //Социс.-2001. -№ 8.-С. 103−111.
  95. С.В., Элбакян Е. С. О религиозной ситуации в современной России / С. В. Медведко, Е. С. Элбакян // Религиоведение. 2002. — № 2. — С. 104 — 110.
  96. И.Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. // ТОДРЛ. Т. XXIX. Л., 1974.
  97. С. Социальная программа мусульман: к партнерству и взаимопониманию / С. Мельков // Религия и право. 2001.- № 3.
  98. А., о. История Религии: в поисках пути, истины и жизни. В 6 тт. М.: Издательство «Слово», 1992.
  99. А., о. История религии. В 2-х кн. Кн. 1-я. В поисках пути, истины и жизни. Кн.2-я: Пути христианства: Учеб. пособие. М.: «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1997.224 с.
  100. Т. Византийская экзегеза // Патристика: новые переводы, статьи. / Под общ. ред. М. Журинской. Н. Новгород: Из-во Братства кн. Ал. Невского, 2001.408 с. С. 204−253.
  101. П.Н. Очерки по истории русской культуры. / П. Н. Милюков // Соч.: в 3 т. / М.: Издательская группа «Прогресс — культура», 1994. — Т. 2, ч.1. -416 с.
  102. С. Школьные годы чудесные? / С. Минаев // Вечерняя Москва. -2004. — 22 фев. -
  103. Мировой опыт государственно-церковных отношений. Учебное пособие (2-е изд-е, дополн. и перераб.) М.: Изд-во РАГС, 1999
  104. JI.H. Христианство и политика. / JI.H. Митрохин М.: Изд-во РАГС, 2003.- 168 с.
  105. В.Я. Новое в религиозной ситуации в Астраханской области / В. Я. Миязов // От политики государственного атеизма к свободе совести материалы семинара совещания. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 313 с. — С.228 — 229.
  106. И. Министерство православного образования? / И. Мухамеджанов // Все об исламе. декабрь 2002. — № 8.
  107. Ф.М. Мусульмане России: судьбы, перспективы, надежды. /
  108. Ф.М. Мухаметшин М.: Изд-во РА ГС, 2001. — 157 с.
  109. Ф.М. Религиозная ситуация в Российской Федерации / Ф. М. Мухаметшин // От политики государственного атеизма к свободе совести: материалы семинара совещания. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 313 с. — С. 20 — 33.
  110. Ф.М. Ислам в современном российском обществе // Мусульмане изменяющейся России. / Ф. М. Мухаметшин М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. — 336 с. — С. 25 — 47.
  111. М. Светский взгляд на проблему. Социальная доктрина РПЦ: достоинства и недостатки / М. Мчедлов // НГ-религии. газ. № 23 (70). — 14 дек.
  112. М. Особенности конфессиональной социальной доктрины (К принятию «Основ социальной концепции РПЦ») / М. Мчедлов // Религия и право. 2001. -№ 2.
  113. М.П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. О социальном портрете современного верующего / М. П. Мчедлов, Ю. А. Гаврилов, А. Г. Шевченко // Социс. 2002. — № 7. — С. 68 — 77.
  114. B.C. Служение церкви в современном мире и судьба светской культуры // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято Тихоновского института. 8-я, 29 — 31января 1998 г.: Материалы./ Отв. ред. Н. А. Кулькова. М., 1998. С. 70 — 75.
  115. А. Церковь и государство (история правовых отношений). / А. Николин М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997. — 430 с.
  116. Нил Сорский. Послание великого старца пустынника к брату, вопросившему его о помыслах. / Нил Сорский. (http://stnil.narod.ru/posll21.htm)
  117. Нил Сорский. Послание второе того же старца Нила иному иному. брату о пользе. / Нил Сорский. (http://stnil.narod.ru/posll22.htm)
  118. М.П. Современный религиозный модернизм. / М. П. Новиков -М., 1973.
  119. О социальной концепции русского православия / под общ. ред.
  120. М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2002. — 399 с.
  121. Ф.Г. Политизация конфессий и кперикализация политики: тенденции развития и риски в российском обществе / Ф. Г. Овсиенко // Религиоведение. 2002. -№ 2. — С. 20 — 29.
  122. Ф.Г., Трофимчук Н. А. Конфессиональный фактор в российском политическом процессе: сущность и место. (Обзор) // Религия и культур: Реф. сб. М., 2000. С. 62−89.
  123. М.И. Государство и церковь в России: XX век. / М. И. Одинцов -М., 1994.
  124. Д.М. Психология масс. / Д. М. Ольшанский СПб., 2002.
  125. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Сб.: Пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. -М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НППП Ермак, 2003. 269 с. — (Философия. Психология).
  126. Основы социальной концепции Русской православной церкви («круглый стол») // Социс. 2001. — № 8.
  127. Основные положения социальной программы российских мусульман / Совет муфтиев России. Ярославль: ДИА-пресс, 2001.
  128. Отцы и учители Церкви III века. Антология в 2 тт. / сост. иером. Иларион (Алфеев). М.: Либрис, 1993.
  129. Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV VI вв. / Н. В. Пигулевская — М. — Л., 1964.
  130. В. Такой разный ислам. / В. Пластун // Центральная Азия и Кавказ. 2000. — № 5 (11). — С. 14−26.
  131. А. Русский путь: сделай шаг. / А. Подберезкин 3-е изд. испр. и доп. — М., 1998.
  132. Послания Иосифа Волоцкого / Подготовка текста А. А. Зимин и Я. С. Лурье. М. Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 391 с.
  133. Д.В. Русская православная церковь в XX веке / Д. В. Поспеловскйй М.: Республика, 1995. — 510с.
  134. Н.П. Проблема глобализации в социальной доктрине католицизма / Н. П. Поташинская // Религия и политика на рубеже двух тысячелетий: доклады Института Европы. № 72. — М.: Экслибрисс-Пресс, 2000. — 108 с.-С. 39−52.
  135. А. Минобразования одержимо законом Божьим / А. Пчелинцев // Независимая газета 2002. — 4 дек.
  136. Е.А. Коран в России // Исламская культура и мировая цивилизация: Сб. статей / Под ред. Д. А. Гущина, Ю. Н. Солонина, М. Санаи. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 260 с. С. 9 60.
  137. Религии в междуречья Волги и Дона. Справочно-информационный сборник. Волгоград, 2000. 376 с.
  138. В.В. Религия. Философия. Культура. / В. В. Розанов // сост. и вступ. Статья. А. Н. Николюкина. М.: Республика, 1992. — 399 с.
  139. В.В. Вопросы судебной практики по применению ФЗ «Освободе совести и о религиозных объединениях» // От политики государственного атеизма к свободе совести. Материалы семинара совещания. М.: Изд-во РАГС, 2001. 313 с. С. 253−267.
  140. А.В. «Знание» и познавательное отношение к действительности в средневековой мусульманской культуре // Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1978.
  141. К.Н. Межконфессиональный конфликт как объект социально-философского исследования (к постановке проблемы) / К. Н. Самошонков // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 1 (29). -М., 2002. С. 9- 13.
  142. И.С. Ранее христианство: страницы истории. / И. С. Свенцицкая М.: Политиздат, 1987. — 336 с.
  143. О.И. Культурное наследие в контексте государственно-церковных отношений в России: автореф. дисс. док. филос. наук / О. И. Сгибнева -М., 1999.
  144. JI.C. Закон о свободе совести и зарубежные религиозныеконфессии // От политики государственного атеизма к свободе совести. Материалы семинара совещания. М.: Изд-во РАГС, 2001. 313 с. С. 267 — 273.
  145. Совет муфтиев России: Результаты социологических опросов среди российских мусульман // (http://www.muslim.ru/razde.cgi?id=197&rid0=178&ridl=195&rid2=197)
  146. Соколов МитричД. Большинство стерпит / Д. Соколов — Митрич // Известия, газ. — 2002. — 18 нояб.
  147. B.C. О христианском единстве. Избранные работы. М., 1994.
  148. СторчакВ.М. Тема российского мессианизма в идеологии партий и организаций православно-монархического и национально-патриотического толка / В. М. Сторчак // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. -№ 3. М., 2001.
  149. М. Газават или как стать бессмертным. / М. Тагаев Махачкала, 1999.
  150. Таджутдин объявлен вне Ислама (http://www.muslim.ru/razde.cgi?id=732&rid0=8&ridl=732&rid2=)
  151. А.В. Заметки о современной ситуации в Русской православной церкви / А. В. Тасалов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. -2002.-№ 1.-С. 20−31.
  152. Толерантность. / под общ. ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. -416 с.
  153. Э. Метаморфозы власти. / Э. Тоффлер М, 2002.
  154. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. / Институт социологии РАН. 2-е изд., перераб. и допол. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. — 481 с.
  155. З.В. Законодательные реформы Юстиниана // Византийский временник. Том 26. М.: «Наука», 1965. С. 3−45. Том. 27. М.: «Наука», 1967. С. 3 -37.
  156. З.В. Церковные историки ранней Византии // Византийский временник. Том. 43. М., 1982.
  157. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон Российской Федерации от 26.09. 1997 г. № 125 ФЗ // «Собрание законодательства РФ» — 29.09.1997 — N 39 — ст. 4465.
  158. Э.Г., Мчедлов М. П. Социально политические позиции верующих в России / Э. Г. Филимонов, М. П. Мчедлов // Социс. — 1999. — № 3. — С. 103- 107.
  159. Г., прот. Пути русского богословия. / Г. Флоровский, прот. -Вильнюс, 1991.-602 с.
  160. Г. В. Восточные Отцы IV века. Из чтений в Православномбогословском институте в Париже. М.: Паломник, 1992. (репринт)
  161. Е.А. История средневековой арабо-исламской философии М., 1995.
  162. К.М. К истории распространения ваххабизма в Дагестане / К. М. Ханбабаев // От политики государственного атеизма к свободе совести: материалы семинара совещания. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 313 с. — С. 249 -253.
  163. Хашими аль М. А. Личность мусульманина, в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны. / М. А. Хашими аль /Перев. В. А. Нирша. М.: Благотворительный Фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 2003.-414 с.
  164. Й. Христианское социальное учение. / Перев. с нем. М. Шиллер и В. Песенко. М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2001.
  165. Хрестоматия по исламу. / Перв. с арабского, введ. и примечания С. М. Прозорова. М., 1994.
  166. Церковь об ИНН. Дискуссии и материалы. М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. — 80 с.
  167. Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990.
  168. Haran М. From Early to Classical Prophesy: Continuity and Change /М. Haran // Vetus Testamentum Vol. 27 — 1977. — P. 385 — 397.
  169. Radcliff-Brown A.R. The present position of anthropological studies // Method in social anthropology. Bombey, 1973.
  170. Themes of Islamic Civilization. / Ed. by J.A. Williams. California: California Press, 1971.
  171. Thoughts and reflections of Iqbal. / Ed. by S.A. Vahid. Lahore: St. Muhammad Ashraf, 1964.
Заполнить форму текущей работой