Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История Таврической и Симферопольской епархии: Вторая половина XIX — начало XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гроздов В. Сведения о Бахчисарайской Успенской церкви, устроенной в каменной скале//ИТУАК.-Симфер опо ль, 1890.-I.-С.62−87.-Корсуньский первоклассный мужской монастырь Таврической епархии.-Симферополь:Танр.губ.типогр., 1897.-36 С.- Никанор, архиепископ. Херсонский монастырь в Крыму. История его и настоящее состояние.Сост.архиеписк.Никанор.-Варшава, 1907,-64 С.- Никон, архимандрит. Балаклавский… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ — С. 3 «
  • 1. глава. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ — С
  • Этапы развитая православия в Крыму я причины учреждения Таврической епархии — С
  • §-2.Влияние духовной консистории на внут-ряцерковные я межконфессиональные от» ноиения в Таврия — С
  • 2. глава. ПРИХОДЫ И МОНАСТЫРИ ТАВРИЧЕСКОЙ ЕПАРХИИ «С
  • 51. Деятельность приходов и благочиняй Таврической епархяя в XIX — начале XX веков — С
  • 2. Монастыри Таврия в XIX — начала XX веков. — С
  • 3. глава.СИСТЕМА ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАВРИИ — С
  • §-1.Начальное я духовное образование
  • Таврической епархяя — С. 134 $ 2.Таврическая духовная семинария — С. 147 «

История Таврической и Симферопольской епархии: Вторая половина XIX — начало XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Христианство являлось важнейшим элементом духовной культуры многих народов"проживавших на территории Крыма* За XX веков своего существования «пройдя периоды бурного развития и медленного угасания, выполнив роль государствнной идеологии Российской империи и Атытав гонения в годы Советской власти, христианство вновь стало возрождаться"В истории христианства Крыма можно выделить ряд этапов*Первый этап — с I века нашей эры и до 1475 года — времени завоевания Крыма турками». В этот период идет процесс становления христианства на полуостровесоздаются монастыри, воз водятся храмы-базилики" В Крыму было учреждено 5 самостоятельных епархий — Боспорская, Готская, Херсонская, Сугдейская и Тульская* В это время христианство распространяется не только по всей территории Крыма, но и за его пределы. Принятие христианства восточными славянами приходится на период бурного развития православия в Таврии"Второй период — с 1475 по 1859 годы" Это время угасания традиций христианства на полуострове, время ликвидации христианских епархий, большинства монастырей и десятков храмов" Угасание христианства в Крыму связано не только с притеснениями со стороны ислама, но и в ввязи с миссионерской пассивностью православия" Особый удар по православию был нанесен в результате вывода христиан из Крыма в 1778 году" И только лишь после присоединения Крыма к России наблюдается медленное восстановление традиций православия в Таврии" В это время ла полуострове открывается ряд монастырей и киновий"Очередной этап бурного развития православия начинается после учреждения в 1859 году Таврической и Симферопольской епархии (вофициальных документах XIX — начала XX в.в. епархия называлась сок ращенно «Таврическая» — это название будет использоваться и в диссе тационном исследовании). В это время идет активное строительство церквей и соборов, открываются духовные учебные заведения, в епархии действуют сотни церковно-приходских школ и народных училищ. Церковь значительно усиливает свое влияние на духовную жизнь общест ва. Активное развитие православия Таврии продолжается до 20*"х годов XX века.

В 20-е годы XX века наступает период гонений не только в в отношении православия, но и в отношении всех конфессий Крымабыли закрыты все монастыри, духовные учебные заведения, большинство приходов, многие священники были репрессированы. В начале 8 $ -х годов XX века на территории Крыма действовало лишь 14 православных приходов.

Со второй половины 80-х годов начинается период возрождения христианства в Крыму. Это время реабилитации религии, восстановления разрушенных монастырей и церквей. События этого периода имеют много общих моментов и аналогий со временем деятельности Таврической епархии. Поэтому автор избрал в качестве диссертационного исследования анализ событий, происходивших в Крыцу и Таврии в XIX — начале XX веков. Несомненно, что возрождение религии и цер-ви на нынешнем этапе происходит в качественно иной ситуации, однако, по нашецу мнению, исследование процессов второй половины XIX-начала XX веков позволят открыть еще одну неизученную страницу исто рии Крыма и Украины и ответить на ряд спорных ыопросов, дискутируемых в средствах массовой информации, и, возмяжно, позволит православной церкви избежать многих ошибок, исходя из опыта своего исторического развития.

Регион исследования включает территорию Таврической губернии в XIX — начале XX веков — Крым и серные уезды губернииМелитопольский, Днепровский и Бердянский. Для Таврииэтого периода были характерны сложные исторические процессы, которые оказывали серьезное влияние на духовную жизнедеятельность народов, проживавших на этой территории"Особую роль в игралаэто время^Таврическая епархия русской православной церкви, являвшаяся частью государственной системы Российской империи.

2.Дулуман Е. К., Глущак А*С" Введение христианства на Руси'.легенды, события «факты* -Симферополь:Таврия, 1988*- 184 С. же в различных справочниках, издававщихся в Крыму в XIX — начале XX веков.* К сожалению для этих справочников характеренодин недостаток — очень часто по одному и тому же году в них даются разные данные по количеству церквей, социальному составу верующих и т. д.

До средины 90-х годов XIX века в Крыму было издано достаточно большое количество работ о возникновении и деятельности2 работкрымских монастырей. Для всех этихттсарактерны православные1″ Календарь и памятная книжка Таврической губернии на 1882 1900 г. г.-Симферополь:Из-во Тавр.губ.стат комитета, 1882,-96 С": Там же.-1892.-107 С.- Там же — 1894,-161 С.-Там же.1896.-200С.-Обзор о состоянии Таврической губернии (за 1908 г.)-Симферополь Тип. Тавр"губернии, 1909.-36 С.-Сметное исчисление приходов по го роду Феодосии.-Симферополь:Из-во Таврич. губернии, 1874.-31 С" — Справочник Таврической губернии на 1911 год.-Симферополь:Тип. из-ва Тавр.губ.земства, 1911"-156 С" — Справочная книга по Симферополю на 1913 год.- Симферополь: Тип. Эпеля, 1913.-136 С.

2. Гроздов В. Сведения о Бахчисарайской Успенской церкви, устроенной в каменной скале//ИТУАК.-Симфер опо ль, 1890.-I.-С.62−87.-Корсуньский первоклассный мужской монастырь Таврической епархии.-Симферополь:Танр.губ.типогр., 1897.-36 С.- Никанор, архиепископ. Херсонский монастырь в Крыму. История его и настоящее состояние.Сост.архиеписк.Никанор.-Варшава, 1907,-64 С.- Никон, архимандрит. Балаклавский Георгиевский первоклассный монастырь. -Чернигов:Тип.Ильинского монастыря, 1862.-23 С.- Панагия или Бахчисарайский Успенский скит в Крыму. Краткое историческое описание, составленное настоятелем оного.-Симферополь, 1870.-24 С.- Вторая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии в Бахчисарай и его окрестности.Отчет.- Симферополь, 1888.-124 С.- И.Солопов.Георгиевский Балаклавский монастырь в 1фыму.-Изд.2-е. — Спб.:Тип.Поздняковой, 1901.-15 С.- Струков Д. Древние памятники христианства в Тавриде.-М.:Унив.тип., 1876.-51 С. версии их происхождения, связанные с христианскими знамениями или деятельностью христианских святых на полуострове" Эти работы носили скорее пропагандистский характер, чем являлись научными исследованиями. Для работ о крымских монастырях этого периода характерна идеализация их деятельности, отсутствие критических материалов о проблемах стоящих перЯ обителями"В начале 90-х годов XX века в периодической печати появиласьмасса статей, посвященная крымским монастырям* и их историческо-рму прошлому. Из а^урнальных статей следует вццелить работу мосоковского историка В. Козлова «Горькие судьбы обитателей Крыма», в которой речь идет о судьбе православных монастырей после установления Советской власти в Крыму"Для большинства газетных статей характерно наличие чрезмерно эмоционального пафоса и отсутствие конкретных материалов по факту изложения. В целом тональность изложения материалов сов-^ременI" Баз алий И. Ист очник Косты и Домиана 1Козьмо-Домиановский монастырь в Крыму//Таврические ведомости.-1992.-Ю28.-С.З.- А. Баскакова «Спор вокруг святых I История Успенского христианского храма//Крымск.извеетия"-1993"-21 января.- Георгиевский монастырь.//Правда Украины.-Х992.-28 ноября.- В.Ена.Тайны «Крымской Швейцарии» ! 0 Кизильташском мужском монастыре близ Судака//Таврич.ведомости.-1993.-№ 4.-С.4. Е.Непомнящая.Успенский монастырь//Курортный Крым.-1991.-13 декабря" — 0 Колодяжная. Горит свеча надежды негасимой I Успенский монастырь в Бахчисарае1//Крымский комсомолец, -1991,-$ 35.-С. 8.

2.В.Зарубин.Новомученники Таврические I 0 репрессиях против православной церкви в Крыму в 1918 году/Даврич.ведомости.-1962. -№.2.-С.4.

3.В.Козлов.Горькие судьбы обитателей Крыма I Оправославных крымских монастырях." У/Наука и религия"-1991, -116.-С. 16−19.ных газет близка к тональности периода XIX — начала XX веков, а многие материалы являются перепечаткой фактов из литературы этого периода"Особое внимание в литературе XIX-начале XX веков уделялось вопросам деятельности в Таврии православных сект — духоборов, скопцов, молокан и старообрядческой церкви, а так же представителей протестантизма — меннонитов, баптистов, штундистов и др. Для этих работ характерно жестко критическое отношение к идеологии и практической деятельности сектантов. Среди всех работ следует выделить работу епископа Гурия «0 скопческом учении, по последним о нем известиям» .* Работа * написана в пеяемическом тоне. Епископ пытается показать мировоззренческую несостоятельность учения скопцов на основе анализа христианского вероучения. В 7080 годы XIX века вышел еще ряд работ о сектах Таврии* В это же время в журнале «Таврические епархиальные ведомости» был опубликован ряд палемических статей о сектантах Таврической губернии.

Работы о протестантах, действовавших в Таврии носили более сдержанный характер. В них анализировались основы вероучения и практической деятельности организаций, назывались причины их переселения в Таврию. Особо следует вьщелить ряд статей о протестантах и иных конфессиях Таврии, опубликованных преподавателемСимферопольской мужской гимназии В. Д. Адександровым «Лютеранская I. Гурий. 0 скопческом учении по последним о нем известиям (Сочинение Первосвященника Гурия, Епископа Таврического)-Симферополь :Т».врич"губ.типогр., 1877.-184 С.

2. Молокане в Таврических степях//0теч"записки.-1870.-№б": 0 раскольниках Мелитопольского уезда Таврической губернии (духоборы) //Отечеств.записки.-1828.-№ 02,церковь" ," Католики в Крыму" «» Армяно-григорианская церковь", «Армяно-католическая церкввь», в которых автор достаточнообъективно рассказывает о деятельности этих конфессий на территории Крыма.*Автобиографические материалы о деятельности иерархов Таврической епархии Алексии, ГурииИннокентии>Гермошене освещаются в ста*-тьях преподавателей Симферопольской ьяужской гимназии Н. ИЬИльинского и А. И. Маркевича в сборнике «Третья учебная экскурсияоСимферопольской мужской гимназии.» В литературе этого периода встречается достаточно большоеколичество статей о деятельности учебных заведений в Таврии. Для этих работ характерно объективное освещение положения делв учебных заведениях. В работах не скрываются недостатки системы образования Таврии — слабая посещаемость, недостаточное финансирование, отсутствие квалифицированных кадров и т. д. В общем объеме информации о деятельности учебных заведений встречаются материалы и о деятельности учебных заведений, находившихся в юрисдикции православной церкви — церковно-при-ходских школ, народных училищ и духовной семинарии.

1. См, Дашков. Третья учебная экснурсия Симферопольской цужс ко й гимназ ии,-Симфер опо ль, 1890.-С.120−127.

2.См.Там же. — С.234−235. — С.243−248.

3. Обзор положения народного образования в Таврической губернии за 1908 и 1909 годы.-Симферополь:Тип.Тавр"губ.земства, 19 10. -73 С.-Статистические сведения по начальному неродному образованию в Таврической губернии.-Общие сведения о школах за 1900;1901 год.-Симферополь, 1902.-78 С.- А*Дьяконов.Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1892 год.-Бердянск:Тип.:Киллиуса и К., 1883.-320С.- его же. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1892 год.-Бердянск:Тип.Киллиус и К., 1893.-165 С. и др*В историографии отсутствуют ра<^тьисвязанные с проблемой взаимоотношений государства и церкви ш / 20-е годы нынешнегостолетия" Исключение составляет лишь работа Б. Каццидова «Церковь и гралщанская война на юге (материалы к истории религиозной контрреволюции в годы гражданской войны)» ¡-для которой характерна жестко негативная оценка церкви как «оплотн контрреволюции» .

Кратко проанализировав литературу по избранной теме можно придти у следующим выводам" Во-первых, несмотря на наличие достаточно большого круга литературы о деятельности православия в Крыму, практически отсутствуют монографические исследования по периоду — вторая половина XIX века — начало 20-х годов XX века,-времени существования Таврической и Симферопольской епархии* Во-вторых, вся ранее изданная литература была написана с позиций конкретной идеологии — православия или же материализма" Поэтому требуется объективное, научное изучение проблемы, основу которого должны составить ранее не исследованные архивные документы"Источниковедческая и теоретико-методологическая база исследования" При радении поставленных задач диссертант опирался на современные достижения в области методологии исторических исследований. Исходя из поставленной цели исследования автор вынужден был критически относится к болыпинс"ву работ, написанных по избранной теме, так как помимо объективного рассмотрения проблем, для них характерны идеологические установки, диктуемые конкретной историяеской ситуацией. Так для работ/написанных в Х1Х-нача-ле XX веков, в условиях, когда православная церковь являлась частью государственной системы Российской империи и любое неуважение к религии сурово наказывалось, невозможно было ожидать объективных исследований и оценок в отношении православной церкви и ее институтов. Этот же подход касается и большинства работ изданных в условиях коммунистической идеологии, когда все, что было связано с религией и ее носителями считалось реакционным и освещалось с позиций атеизма" Однако автор полностью не отрицает значения этих исследований и активно использовал фактический материал, собранный в этих работах.

Источниковедческую бащу исследования можно разделить на. 3 группы. К первой группе источников относятся документы и материалы, хранящиеся в фондах архивов. При работе над диссертацией автором было исследовано более 7 тысяч дел, хранящихся в фондах Центрального государственного архива Крыма, Российского государственного исторического архива, Российского государственного архива ВМФ, и Севастопольского городского государственного архива.

Подавляющая часть архивных документов, использованных в работе, взята из фондов Таврической епархии хранящихся в Центральном государственном архиве Крыма, в частности! Таврической духовной консистории — 6670 ед. хрБлагочинного церквей Таврической епархии — 496 ед" храненияТаврического епархиального ревизионного комитета — 37 единиц храненияОсобого присутствия по обеспечению духовенства — 97 ед. храненияТаврическогоепархиального училища — 97 ед. храненияТаврической духовной семинарии -403 ед. храненияСоборов Таврической епархии — 448 едгхраненияЦерквей Таврической епархии — 582 ед. хранения и Монастырей -411 ед.хранения. Фонды ЦГА Крыма послужили основой для рассмотрения всех вопросов диссертационного исследования, выработке новых подходов к разнообразным проблемам исторического прошлогоТаврии, в частности взаимотношений ислама и христианства на территории Крыма, деятельности крымских монастырей, участия священников Таврии в еврейских погромах в 1882 голу и т. д.

При изучении фондов Сената, Святейшего Синода и Концелярии оберпрокурора Святейшего Синода (Ф.ф. 1385,796 и797) в Российском государственном историческом архиве (РГИА) нас заинтересовали материалы о деятельности Таврической епархии с 1859 по1917 годы — журналы заседаний, переписка с епархиями, донесения о ревизии духовной консистории, сведения о проявлении религиозного скептицизма и атеизма, деятельности протестантских и православных сект Таврии, отчеты о проверке деятельности монастырей и приходов епархии и т. д.

В Ф. 243 Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ) собраны документы о службе монахов и священников Таврической епархии на Черноморском флоте. Значительная часть документов рассказывает о деятельности на флоте моназюв Балаклавского Георгиевского монастыря.

В фондах Севастопольского государственного городского архива (СГТ’А) хранятся документы о деятельности на юге Украины Балаклавского, Херсонского и Инкерманского монастырей с момента их создания и до начала XX века. Значительная часть документов о деятельности этих монастырей передана в 90 — е годы XX века Севастопольское государственному городскому архиву из фондовКрымского республиканского архива.

Благодаря использованию архивных материалов удалось создать цельную картину деятельности Таврической епархии в XIX — начале XX веков, а так же пересмотреть трактовку многих вопросов из истории прошлого Крыма.

Вторую группу источников составляют Указы Св. Синода и законы царского правительства, издававшиеся в исследуемый периода так же первые декреты и постановления органов Советской власти Крыма, касающиеся русской православной церкви. Критическая оценка данных материалов будет дана в соответствующих разделах диссертации.

Третью группу источников составляют документы и'/ материалы, опубликованные в периодической печати * в журнал©— «Таврические епархиальные ведомости», газетах — «Крымские известия» «» курортный Крым" и др. Особую ценность представляют материалы, опубликованные в журнале «Таврические епархиальные ведомости», подборка которого хранится в Крымском республиканском краеведческом музее.

Таким образом, мы полагаем, что изучение вышеназванных источников, большинство которых впервые вводится в научный оборот, помогут по-новому представить основные проблемы исторического развития христианства на юге Украины в исследуемый период.

Целью диссертационного исследования является изучение истории Таврической и Симферопольской епархии, исследование ее влияния на социальную и духовную жизнь общества в XIX начале XX веков.

Этого можно достигнуть, решив следующие задачи:•- для более полного осмысления деятельности Таврической епархии важно проанализировать этапы Становления ¡-христианства в Крыму, чтопоможет убедительнее представить причины учреждения самой епархии— на основании архивных материалов объективно проанализировать де ятельность всех элементов структуры Таврической епархии — духовной консистории, благочиний, приходов, попечительств, духовных учебных заведений и монастырей— выявить отношение православной церкви к другим конфессиям, действовавшим в Таврии— исходя из анализа исторического прошлого показать возможные пути становления православия в Крыму на современном этапе.

Научная новизна заключается в том, что автор впервыевсесторонне рассматривает деятельность Таврической епархии вXIX — начале XX веков и показывает ее влияние на социальную и духовную ¡-жизнь общества в исследуемый период. Авторомсовершенно по новому трактуются вопросы взаимоотношения ислама и христианства в Крыму, даются новые оценки вывода христиан из Крыма в 1778 году, с объективных позиций оценивается деятельность монастырей Таврии, впервые рассказывается о деятельности сект, возникших в Таврии в XIX веке.

На защиту выносятся следующие положения: — учреждение Таврической епархии способствовало укреплению государственности на территории Таврии и оказало серьезное влияние на духовное развитие православного населения. Особую роль в решении данных вопросов сыграла Таврическая духовная консистория— в историческом развитии Крыма не существовало антогонистичес-ких межконфессиональных отношений. Причина упадка христианства до начала XIX века заключалась не столько в давлении со стороны ислама, сколько в миссионерской пассивносаи христиан. Это привело к тоцу, что на определенных этапах развития Крыма ислам оказал поддержку православному населению в решении вопросов деятельности христианских храмив и монастырей С пе^од после 1778 года и Крымская война 1853 — 1856 годов) — крымские монастыри не выполнили своей функщи как центров духовной и миссионерской деятельности. Единовременное открытие 10 монастырей являлось ошибочным—открытие в Таврии духовных училищ и духовной семинарии способствовало культурному развитию губернии. Значительную роль в пропаганде начальных знаний сыграли церковно-приходские школы и народные училища, действовавшие в большинстве приходов православнойцеркви.

Практическое значение работы заключается в том, что ав— тор, впервые обобщив и введя в научный оборот архивные материалы, создал общую историческую картину деятельности православной церкв в Таврии в XIX — начале XX веков и показал ее роль в сложных процессах исторического развития Крыма. Положения и выводы, изложен" ные в диссертации могут быть использованы не только в курсе истории Крыма и курсе «История и теория религий», но и могут послужить практическими рекомендациями для решения вопросов возрождения христианства в Крыму на современном этапе.

Апробация работы. Материалы исследования неоднократно излагались автором на методологических заседаниях кафедры культуры и научных конференциях Симферопольского государственного университета. С информацией по теме исследования автор выступал в апреле 1993 года на Крымской республиканской конференции, посвященной культурному развитию Крыма в XIX — начале XX веков, а так же на Международной научно-теоретической конференции по вопросам философии, которая проходила в г. Симферополе в октябре 1993 года. Материалы исследования используются автором при чтении курса «История и теория религий» для студентов всех факультето Симферопольского госуниверситета. I г лам. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАВРИЧЕСКОЙЕПАРХИИ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ. $ I. Этапы развития православия в Кричу и причины учреждения Таврической епархии.

Первые христианские поселения появляются в Крыму в I • IIвеках нашей эры, сразу же после возткновения раннехристианскихобщин на территории Римской империи. Вопрос о причинах и времени появления христианства в Таврии является дискуссионным. Можновыделить две противоположные точки зрения по этой проблеме•По версии православной церкви возникновение христианских общин в Крыму связывается с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного, & так же с деятельностью погибшего в Крыму папы Римского Климента и семи христианских епископовсвя-иенноцученников. В соответствии с точкой зрения церкви, основанной на трудах Евсевия Кесарийского (1У в.), Евхерия Лионского (У в.) и Епифання (конец ЛИ * начало IX в.в.) — составите* ля хождений апостола Андрея, а так же на поздних варианта^ древнерусских летописей, апостол Андрей посетил ряд п городов Крыма и Киевской Руси. Епифаний отмечал, что «из Боспора Андрей прибыл в Феодосию, город многолвдный и образованный, и котором царем был Савромат. Уверовали здесь немногие. Оставив их, апостолотправился в Херсон. Херсаки же народ коварный и до нынешнего дня туги на веру. Андрей, пробыв у них несколько дней, воротился в Боспор и нашедщи корабль херсонский, переплыл в Синоп» .*.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

".

На протяжении веков христианство играло важную роль в историческом развитии Крыма" Пройдя периоды сложного становления с УП по ХУ века, христианство, наряду с исламом, и другими религиями, оказало серьезное влияние на кудьтуру и быт населения Крыма" Со второй половины ХУ века и до начала XIX века происходит значительное ослабление влияния Христианства в Таврии — прекратили существование 5 самостоятельных крымских епархий, были ликвидированы монастыри, в упадок пришли церкви и соборы" Причина этого заключается на только в давлении со. стороны ислама, но и в миссонерсаой пассивности православной церкви".

Особый удар по христианству в Крыму был нанесен в 1778 году — в результате вывода представителей христианства в Приазовье и ликвидации Готской епархии. Это привело к «усилению влияния ислама на христианскую часть неселения, оставшуюся в Крыму» Многие крестьяне перенимали крымскотатарский язык, обычаи и обряды ислама. Не верна точка зрения о том, что это происходит по принуждению. Ислам в Крыму являлся достаточно веротерпимой религией" Более того, сразу же после вывода христиан из Крыма мусульмане поддержали деятельность заброшенных христианских обителей. В годы Крымской войны турки-мусульмане были более лояльны в отношении к христианским святыням — церквям и соборам, нежели христиане-сокйшки-англичане и французы, устраивавшие в культовых зданиях магазины, арсеналы и склады".

И только лишь после присоединения Крыма к России начинается возрождение христанства. С конца ХУШ века в Таврии было начато активное строительство новых церквей и соборов, возводимых за счет прихожан" В Крыму было открыто 10 монастырей. Однако сложные процессы, связанные с активным заселением пустующих земель Таврии представителями протестантских и раскольнических организаций обусловили необходимость создания самостоятельной Таврической епархии. Учреждение еонрхии сыграло важную роль не только в духовно-нравственном возрождении Таврии, но и. в укреплении административно-государственной системы, а именно:

1. Ко времени присоединения Крыма к России в Таврии сформировалась достаточно сложная смешанная этноконфессиональная культура, в рамках которой сосуществовали народы-носители разнообразных религий — армяно-григориане, мусульмане, иудеи, караимы, католиь. ки и православные. С началом активного заселения пустующих земелььТаврию переселяются представители православного сектантства и протестантизма* Это определенным образом нарушало существующие этноконфессиональные отношения и требовало создания системы активно противодействующей возрастающему влиянию новых религий. К сожалению на протяжении 70 лет после присоединения Крыма к России православная церковь была достаточно пассивна в отношении к новой православной пастве, заселяющей Таврию и это приводило к усилению воияния на духовную жизнь православных со стороны протестантизма, сектантства и ислама. И только лишь с учреждением Таврической епархии была заполнена эта духовная ниша в системе этноконфессиональных отношений Таврии. Создание Таврической еянрхии не привело к нарушению устойчивой этноконфессио-нальной общности народов, населяющих юг России. Православие достаточно гармонично вписалось в духовную жизнь народов Таврии, восстановив свое историческое влияние в Крыму.

2.Перенесение духовного центра из Одессы в Симферополь, в связи с учреждением новой епархии, способствовало более оперативномгу решению задач, возложенных на церковь государствомзаписи актов гражданского состояния и организации начального образования среди населения Таврии, так как административные органы епархии были значительно приближены к приходам. Значительно экономилось время и денежные средства, затрачиваемые прихожанами и священниками для поездки в Симферополь, а не в Одессу, в связи с рассмотрением дел в духовной консистории. Приближение епархиального центра к приходам позволяло духовной консистории более оперативно оказывать всестороннюю помощь бла-гочиниям, монастырям, а так же достаточно эффективно контролировать их деятельность.

3. Духовная консистория, являвшаяся административно-распорядительным органом Таврической епархии, организовывала деятельность всех структур православной церкви в Таврии" Для эффективного руководства епархией и реализации предписаний Св. Синода Таврическая духовная консистория была разделена на 4 стола. Ежегодно духовная консистория рассматривала тысячи разнообразных вопросов, значительную часть которых составляли судные дела. Наличие достаточно большого количества дел о нарушениях дисциплины и разнообразных проступков со стороны прихожан, священников и монахов, с одной стороны, свидетельствует о достаточно сложном морально-нравственном климате, существовавшем на территории епархии, а с другой стороны свидетельствует о наличии эффективной системы выявления и предупреждения этих нарушений со стороны духовной консистории".

4. Создание самостоятельной епархии способствовало укреплению приходов в южных и северных районах Таврии, организации проектирования и строительства церквей и соборов, поддержке деятельности приходских священников, многие из которых имели большие семьи и низкий уровень материального обеспечения. С целью материальной поддержки священников было создано попечительство о бедных духовного звания, которое, к сожалению, не всегда целенаправлено использовало денежные средства по назначению — для обеспечения семей духовенства.

5. В 60 -е годы XIX века в Симферополе для обучения детей священников были открыты два духовных училища, а в 1873 году была основана духовная семинария, основное количество учащихся которой составляли дети духовенства. Открытие духовных училищ и духовной семинарии способствовало формированию дополнительных культурных центров в Таврии. Для работы в духовных учебных заведениях приглашались преподаватели, многие из которых впоследствии стали знаменитыми учеными. Преподаватели духовной семинарии, настоятели соборов и приходские священники систематически издавали сборники статей и монографические работы, в которых рассматривались вопросы исторического, этнического, географического и культурного развития Крыма. Особую роль в формировании духовной культуры Таврии сыграл журнал «Таврические епархиальные ведомости», издававшийся Таврической епархией со второй половины XIX века до начала 20-х годов XX века. Наряду со статьями о жизни церкви в журнале публиковались разнообразные статьи о материальной и духовной культуре народов Крыма.

6, Создание Таврической епархии способствовало организации системы начального образования, в виде народных училищ, церковно-приходских школ, действовавших при большинстве приходов православной церкви. Несмотря на определенные недостатки, система училищ и церковно-приходских школ позволяла государству экономить значительные средства, а церкви усилить нравственное влияние на детей школьного возраста. В школах и училищах, действовавших при церкви, наряду с Законом Божьим, изучались азы грамотности и счета. Следует отметить, что, в целом, уровень знаний, который давала церковь был достаточно низким, он зависил от уровня подготовки священников, проводивших занятия.

7.Учреждение новой епархии позволило церкви не только усилить влияние на духовную жизнь общества, но и организовать систему пожертвований в десятки миллионов рублей ежегодно собираемых храмами и монастырями России для нужд государства и православной церкви. Многие священники Таврической епархии были образцом нравственности и проявляли личный героизм и мужество в сложных ситуациях, спасая церковное шф/тцество во время военных действий Крымской войны. Благодаря мужеству священников православной церкви многие люди остались живы вовремя еврейских погромов 1882 года. Проповедуя веру в И. Христа, церковь поддерживала тысячелетние традиции, сформированные в десятках покалений граждан Таврии.

8. Однако православная церковь, являвшаяся частью государственной системы Российской империи и пользовавшаяся правом юридической защиты, использовала в своей деятельности принцип принуждения к вере, а не убеждения. Для России XIX начала XX веков было характерно нарушение принципа свободы совести. За посягательство на устои православной церкви или богохульство виновник наказывался по очень жестким законам. Используя юридическое правот? церковь подавляла любые попытки инакомыслия, преследуя сектантские и раскольнические течения среди населения епархии. Это привело к тому, что с ослаблением юридического давления со стороны государства на раскольнические и протестантские тввения в конце XIX и начале XX веков, церковь не смогла самостоятельно противостоять усилению их влияния на население. Метод убеждениятв сочетании с активной миссионерской деятельностью, практически не применялся в деятельности церкви и это привело к ослаблению ее влияния на духовную жизнь населения Таврии в начале века. Несмотря на открытие при Таврической духовной семинарии кафедры по обличению раскола, врпархии так и не удалось подготовить кадры священников, способ ных убедительно противостоять влиянию сектантов на население губернии,.

9. Одним из недостатков в деятельности епархии являлась слабая кадровая политика, проводимая как руководством епархии, так и благочинными священниками и настоятелями монастырей, что приводило к появлению большого количества дел о нарушениях цер ковной дисщплины и нравственных устоев со стороны определенной части церковно и священнослужителей, а так же монахов. Руководство епархии не устраняло причины, порождавшие нарушения, а боролось с ними по факту их возникновения. Вывод об этом можно сделать на основании анализа дел о нарушениях, допущенных служителями церкви в XIX — начале XX веков,.

10, Созданные в Таврии и XIX веке монастыри, скиты и кино-вии должны были сыграть роль духовных центров по распространению христианства среди населения юга России. Они были открыты в местах, почитаемых не только христианами, но и представителями других религий — у священных источников или историч ческих почитаемых мест. Использование этих факторов должно «было привести к созданию христианских поломнических центров в Крыму и сыграть значительную роль в возрождении традиций христианства на полуострове» Однако в погоне за количеством открываемых обителей был упущен вопрос качественного подбора монашествующих. Это привело к тому, что в крымские обители переселились некоторые монахи-растриги из центральных монастырей России. Многие монахи страдали тяжелыми^ недугами и не в|Ьостоянии были активно участвовать в монашеской подвижнической деятельности. Об этом неоднократно упоминается в отчетах крымских иерархов, направленны* Синоду. В крымских монастырях изначально не сформировалась духовная аура, привлекающая богомольцев и полом-ников* В монастырях сформировался дух противостояния. Очень частыми были случаи нарушения монастырских уставов, связанные с неподчинением, пьянством и другими пороками* Братия многих монастырей была разделена на враждующие группировки. Это вынуждало руководство епархии применять суровые методы воздействия, вплоть до закрытия монастырей.

Таким образом можно сделать общий вывод о том, что несмотря на все сложности развития Таврическая епархия сыграла серьезную роль в духовном возрождении христианства в Таврии в XIX — начале XX веков. И в настоящее время православной церкви Крыма предстоит решать многие вопросы, с которыми она сталкивалась столетие назад. Поэтоа^у изучение и обобщение опыта исторического развития может помочь ей избежать многих ошибок, характерных для недавнего прошлого.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российский государственный исторический архив: Фонд 1385 Сената- Фонд 796 — Святейшего Синода- Фонд 797 — Канцелярии обер-прокурора Синода.
  2. Российский государственный архив военно-морского флота:
  3. Фонд 243 Духовного управления флота .
  4. Севастопольский городской государственный архиЕ-Фонд 2 $
  5. Таврические епархиальные ведомости -ЛГ# 1−380, — 1869 1920. Материалы Таврической архивной комиссии.-1918.-№ 54- -1890. Записки Одесского общества истории и древностей.-1910.-т.ХХУ1II- т.XXIX.
  6. Крымские известия,-1883 год"
  7. Таврические ведомости .-1990−1994 г. г.
  8. Южный курьер,-1990−1994 г. г.
  9. Курортная газета.-1992 -1994 г. г.
  10. Архимандрит Теодор С А.М.Бутарев).0 духовных потребностях жизни:! Сборник/сост., вступ.ст.' и коммент.К.Кокшеновой! -М.:Столица, 1991,-316 С,
  11. Адрес-календарь и справочная книга Таврической губернии на 1908 год.-Симферополь:Тавр.губ.тип., 1908, — 30 С.
  12. Арсений, архимандрит. С#ва и речи ректора Таврической духовной семинарии, говоренные в Крыму в 1873—1881 гг. г.-Симферополь :Тавр"губ.тип., 1881.-243 С.
  13. Арсений, Лжехристы монтано-молоканские. Иван Григорьев и Григорий Верещагин. К истории монтано-молоканской секты.-М.: Тип.Л. О. Сне гир ева, 1885.
  14. Александров В, Д. Армяно-григорианская церковь I Крым. Симферополь//Лашков 3. Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии.-Симферополь, 1890.-С.124−125.
  15. В.Д. Католики в Крыму.Внутреннее устройство католических церквей:! сообщение священника//Лашков Ф"Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии.-Симферополь, 1890.-С.120−122.
  16. В.Д. Лютеранская церковь ®Крым1//Лашков Ф. Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии.-Симферополь, 1890. -С Л 25 127.
  17. Александров И, К истории учреждения Таврического магометанского духовного правления.//ИТУАК,-1918.-№ 54,-С.316.
  18. ф.Н. Мусульманский мектеб и его роль среди татарского народа на крымском полуострове (историч.очерк) -Симферополь:Изд.Тавр.губ.земства, 1908, — 39 С,
  19. Арсений. Готская епархия в Крыму//ШШ.-Спб, 1873"1. С.60−86.
  20. А. Борьба с католичеством и умственное пробуждение южно** Руси в конце ДУ1 века,//Киевская старина, 1886.-Ш5−6.
  21. Бессонов М. Н Православие в наши дни.- М.'.Политиздат, 1990,-301 С.
  22. Библия для детей.-М.:Водолей.- 392 С.
  23. Библия" Книга Священного Писания Ветхого и Нового ЗаветаМ, 1986.
  24. В.Д.Бондаренко. Современное православие: тенденции эволюции, — Симферополь: Таврия, 1989.-174 С.
  25. Н.С. Церковные деяиели средневековой Руси ХШ-ХУП в" — М. :Из-во МГУ, 1988.-198 С.
  26. В.И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в русской церкви.у -М.?Политиздат, 1991,-526 С.• Булгаков С. Н. Православие: очерки учения православной церкви. I Авт.предисл.Л.Зендерн! М.:Терра, 1991.-413 С.
  27. А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом.- М.: Политиздат, 1990.- 278 С.
  28. И.В. Крымская война 1853−56 г.г.-М.:Из-во Акад. наук СССР, 1956.-174 С.
  29. И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в Х1У-ХУ1 веках С по житиям святых) М, —.Наука, 1966.- 392 С.
  30. И. Источник Косты и Домиана I Козьмо-Домиа-новский монастырь в Крыму// Таврич, ведомости.- 1992.-№ 28, — С.З.
  31. А. Спор вокруг святыни I История Успенского христианского храма//Крымские известия"-1993 .-21 января.
  32. Бахчисарайский Успенский Скит. По случаю 50-летия восстановления//Таврические епархиальные ведомости.-1900.-№№ 1б -17.
  33. Бертье-Делагард А. П, К истории христианства в Крыму исследования// 300ИД,-Одесса, 191С.-Т.ХХУШ.-СД-108 .
  34. М.И. Божий избранник: крестный путь святителя Тихона, патриарха Московского и всея Р^си. М.?Современник, 1990. -189 С.
  35. Введение христианства на Руси I- М.?Мысль, 1987.-302 С.
  36. Весь Крым, 1920−25 (За пять лет) Симферополь: Из-во Крым Цика, 1926.- 572 С.
  37. Вторая учебная экскурсия Симферопольской ь^ужской гимназии в Бахчисарай и его окрестности.-Симферополь:Тавр.губ, тип., 1888, — 131 С.
  38. Высотский А, Записки по обличению молоканства.-Симферополь: Тавр .губ, тип. 1892,-155 С.
  39. Гантаев Н. М, Церковь и феодализм на Руси. М.:Из-в Академии наук СССР, i960.- 168 С.
  40. Гермоген, епйскоп Таврический. Справочная книжка о приходах и храмах Таврической епархии. Гермогена, епаскопа Таврического (ныне Псковского) — Симферпполь, Таврич.губ.типог., 1886.-271 С.
  41. Герфсиманско-Черниговский скит при Свято-Троицкой СергиевоГ' лавре {краткий очерк истории 1844−1990) .-Сергиев Посад, 1992.-47 С.
  42. Н"С.Гордиенко Новые православные святдае.-Киев'.Украина, 1991.- 334 С.
  43. Гордиенко Н"С. Современное православие, — М.:Мысль, 1968, — 143 С.
  44. Н.С. Спвременное русское православие,-Л: Лениздат, 1987.-302 С.
  45. Н.С. Эволюция русского православия $ 20 -80 г.г. XX столетия) М, .-Знание, 1984, — 64 С.
  46. Гордиенко Н.С."Комарова П. М. Обреченные: 0 русской эмигрантской псевдоцеркви./-Л:Лениздат, 1988.-207 С.
  47. Грекулов Е, ф. Православная инквизиция в России.-М: Наука, 1964.-168 С.
  48. Е.ф. Православная церковь враг просвещения.- М: Из-во Академии наук СССР, 1966.-192 С.
  49. Гурий" 0 скопческом учении, по последним о нем известиям (Сочинение Дреосвященника Гурия, епископа Таврического) Симферополь: Тавр.губ.тип., 1877.-184 С.
  50. Гавриил, архиепископ. Хронолого-историческое описание церковной епархии Херсонской и Таврическо"//300ИД.-1848,-Т.2
  51. Гергиевский монастырь (История)//Правда Украины.-1992, — 28 ноября.
  52. А.Г., Махнева O.A. Пещерные города Крыма.Пу-теводитель.- Симферпполь: Таврия, 1989.- 101 С.
  53. А.Г., Могаричев Ю. М. 0-, возникновении Готской епархии в Таврике. (Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии) Симферополь, 1991, — Зып.2.- С, 119−122,
  54. В. Сведения о Бахчисарайской? Успенской церкви, устроенной в каменной скале //ИТУАК./-Симферополь, 1890,
  55. Дело «митрополита Вениамина (Петроград, 1922)-М: КЗгудия „ТРИТЭ“, 1991,-94 С.
  56. М.В. Православие и реформация:реф-ормационные двидения в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине ХУ1 века. М:й3-во МГУ, 1990, — I34 С,
  57. Емелях Л, И. Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции. М,-Л:Наука, 1962, — 201 С*
  58. Дулуман Е. К, Глущак А, С. Введение христианства на Руси: легенды, события, факты" — Симферополь: Таврия, 1988,-184 С.
  59. Дружинина Е"И. Южная Украина в период кризиса феода' лизма, 1825-Г860 годы. M.: Наука, 1981, — 215 С.
  60. Доклад губернской Земской управы об ощедоступности начального обучения в Таврической губернии.Б.м., 1903.-32 С.
  61. Дьяконов А, Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1882 год, — Бердянск: ТипКиллиус и К, 18НЗ, — 32 С,
  62. Дняконов А, Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1892 год, — Бердянск: Тип, Киплиус и К, 1983. 165 С.
  63. Дубровин История Крымской войны и обороны Севастополя: в 3-х томах, — Спб.: Тип.тов."Обществ.польза», 1900.~ Т, 2,-- 516 С.
  64. Н. Блаженной памяти архиепископа Онуфрия I Материалы подготовлены Крымским епархиальным управлением //Курорт.Крым.- 1992.- II января.
  65. Емелях Л. И, Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции, — М,-Л": Наука, 1962.-201 С,
  66. Еременко В. П, В поисках исторической истины.- Днепропетровск: Пром1нь, 1989, — 220 С,
  67. Ена В, Тайны «Крымской Швейцарии» I 0 Кизильташском мужском монастыре близ Судака№//Таврич, ведомотси, — 1993.-№ 4.-С.4.
  68. Жизнь и жития Сергия Радонежского М.:Сов.Россия,! 199!.- 366 С.
  69. Зарубин В, Новомученники Таврические I О рсИ^З ,'сиях против православной церкви Крыма s 1918 году//Таврич.ведомости- 1992 -№ 2.- С. 4.•Зеленогорский М, Жизнь и деятельность архиепискош Андрея (князя Ухтомского) — М.:Терра, 1991.- 334 С.
  70. В.М., Павлюченко Ю. В. Херсонес Таврический и распространение христианства на Руси. Киев: Наукова думка, 1988″, — 208 С.
  71. В.Ф. Национализация монастырского имущества в Советской Росии (I9I7-I92I г. г.) — М.:Наука, 1975.-205 С.
  72. Закревский Н, Морской сборник.-Спб., 1862.-№ 11.
  73. А.Н. Православие и русская культура.- М.: Советская Россия, 1985, — 128 С.
  74. Исповедание веры молокан Донского толка Таврической губернии" — Симферополь: Тип, Спиро, 1875" — 108 С.
  75. Н.И. Алексий архиепископ Тверской и Калининский, бывший епископ Таврический и Симферопольский//Лашков & Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии.- Симферополь, 1890, — С.243−244.
  76. Ильинский Н. И, Иннокентий. Архиепископ Таврический и Симферопольский (Иван Алексеевич Борг-Усов)// Дашков Ф. Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Симферополь, 1890, — С" 235−248″
  77. A.B. Очерки истории русской церкви.- М. :Наука, 1991.-Т. I.
  78. . Церковь и гражданская война на юге (материалы истории религиозной контрреволюции в годы гражданской войны)"-M.:Безбожник, I93I.-295 С,
  79. Календарь и памятная книжка Таврической губернии на 1897 год" — Симферополь: Тав"губ.тип", 1897.-206 С,
  80. И. Моя жизнь во Христе. М.?Сов.Россия, 1991.-77 С.
  81. Н.Л. Русское православие, государрвво и культура.М:Цнание, 1989, — 62 С.
  82. Крещение Руси.-М.-Книга, 1990.-15 С, Крывеле, в И. А. Русская православная церковь в первой четверти XX века, М.- Знание, 1982.- 64 С.
  83. Ю.А. К истории Готской епархии в Крыму в УШ веке//ЖМШ.-Спб, 1898.-С. 173−202.
  84. Ю. Прошлое Тавриды:Краткий историческиГ очерк.-Киев, 1914.- 156 С.
  85. Культурно-бытовые процессы на юге Украины, — М.:Наука, 1979, — 191 С.
  86. В.Х. Универсальное описание Крыма.-Спб, б.м.1875.-87 С,
  87. Козлов В. Горькие судьбы обитателем Крыма I 0 православных крымских монастырях//Наука и религия.- 1991.-1=6" — С. 1619.
  88. В. Судьбы христианства в Крыму! Конец XIX -начало XX века/Даврические ведомости.- 1993.-№ 18.- С. 4.
  89. Корсуньский первоклассный мужской монастырь Таврич-ческо1/ епархии.- Симферополь: Тавр, губтипогр., 1897.- 32 С.
  90. А.И. Русское православие: история и современность.- М.: Московский рабочий, 1988.-75 С,
  91. А.И. Религиозное сектаншгство в прошлом и настоящем" — М.?Наука, 1973.-256 С.
  92. Критика религиозного сектанстства. Опыт изучения религиозного секиантства в 20-начале 30-х годов М,?Мысль, 1974.- 263 С*
  93. Котова Е. В, Зубарь В, М, Павленко Б, В. Херсонес Таврический и распространение христианства на Руси//Укр. ист, журнал" — 1991, — № 3.-0,151−152.
  94. Н. Трудное возрождение I Церкви Крыма//Кры-мские известия, — 1992Г2 июля.
  95. Кричинский А, Очерки политики на окраинах. К истории религиозных притеснений крымских татар.-Баку, 1919.
  96. Дашков Ф, Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Симферополь: Тип. Гордиевского, 1890,-225 С.
  97. В.В. Страдания святых священномученников и епископов Херсонских Василия, Капитона и иных с ними//ИАК. -Спб., 1907, — Вып.23, — С.108−112.
  98. Ф.В. Раскольники и острожники. Очерки и рассказы. В 4-х томах.- Спб., 1872,•Ливанов Ф.В. Чуфут-Калу (иудейская крепость) в Крыму С присоединением истории малоисследованной еще в России секты караимов.- М,-Тип «Совр^известия», 1874.-96 С.
  99. Лебедев А, Архирейское самоубийство//ТУАК -Симферополь, 1910.-С.50−59.
  100. Лука (архиепископ) 0 посте: в неделю сыропустную. Проповедь, произнес 18 марта 1945 года. Архиепископ Лука (Вой-но-Асенецкий//Журнал Московской патриархии, — 1991.-№ 2, — С.40−42, • Марков А. С. Подознаменем Христа.- Волгоград, 1970.- 143 С.
  101. Е. Мертвый город. Успенский скит//Марков Е, Очерки Крыма.- 4-е изд.-Спб.б.т.- С, 30- 72.
  102. С. История русских мистических и рацио-наяистических сект, — Симферополь: Тин.губ. типогр., 1919.- 228 С,
  103. АД. К вопросу о положении противо-мусуль-манской массии в Тавриде.- Симферополь: Тавр"губ.типог., 1911.- 31 С.
  104. А.И. Епископ Гермоген (Конатантин Петрович Добронравов)//Лашков $* Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии, Симферополь* 1890.-С.234−235″
  105. ДОаслов П. Один из русских пленников в Крыму, св. Варсо-нофий, епископ Тверской, просветитель Казанского края, — Симферополь: Тип, Тавр. губ, земст., 1912,-14 С,
  106. И.А. Духовные христиане, — М, — Политиздат, 1970.- 128 С.
  107. Медведева И, Н. Русская Таврида. Исторические очерки и рассказы, — Л, -.Лениздат, 1956, — 442 С,
  108. Мелитопольская уездная земская управа. Доклад Мелитопольской уездной земской управы ХУ1Х очередному уездному земскому собранию. Мелитополь, 1892.-22 С.
  109. Мелитопольская уездная земская управа о введении всеобщего начального обучения в Мелитопольском уезде Таврической губернии, — Мелитополь, 1909, — 27 С.
  110. Муравьев А, Н. Путешествие по святым местам русским,-В 2-х частях, — М.:Книга, 1990.-384 С.
  111. Милюков П, Очерки по истории русской культуры. Н, 2, Церковь и школа С вера, творчество, образование) — Спб,"Тип.Скороходо-ва, 1899.-373 С.
  112. Мещеряков В. Ф, Проникновения християнства у Херсонес Таврийський//ВIсник Харк"держ, ун-ту,-№ 118.-1сторХя,-Вып, 9−1975, -С.Х00-Ю8,
  113. Молокане в Таврических степях //Отеч, записки,-1870,-№б.
  114. Мурзакевич Н, Митрополит Евгений и академик Кеппен//, ЗООИДЗ- Одесса, 1872.-Т.8, — С, 404−411.
  115. П.Н. Очерки по истории Крыма.- ч. Х, — Симфн-рополь:Крымиздат, 1951.
  116. Н.М. История русской церкви.- Минск: Бела-русв, 1990.- 540 С.
  117. Никольский П, А. Крым- От Крымского ханства до наших дней, — Симферополь: Крымиздат, 1929, — 40 С.
  118. М.И. Святыни народов Крыма. Симферополь: Таврия, 1991.-68 С.
  119. М.В. Земельный вопрос, — Симферополь:Тип, губ, земства, 1906.-40 С.
  120. Е. Успенский монастырь//Курортный Крым.-199:'.- 13 декабря.
  121. В. Крым при Врангеле, Мемуары белогвардейца.- М.-Л.:Госиздат, 1927, — 86 С,
  122. Обзор деятельности за 1913 год с приложением важнейших статистических данных о положении сельского хощяйства и промышленности. -Пгр., 1915,-183 С.
  123. Обзор о состоянии Таврической губернии С за 1908 год) — Симферополь: Тил, губ, земства, 1909.-36 С.
  124. Обзор положения народного образования в Таврической губернии за 1908 и 1909 годы. Симферополь: Тип, губ. земства,
  125. Опалов В, 1905 год з Крыму. Симферополь, 1961.40 С.
  126. М.И. Государство и церковь (история взаимоотношений 1917 1938 годы) — М.: Знание, 199I, — 63 С. 0 раскольниках Мелитопольского уезда Таврической губернии (духоборы)//Отеч.записки.- 1828.-ДО92.
  127. Панагия или Успенский Бахчисарайский монастырь в Крыму.
  128. Краткое историческое описание, составленное настоятелем Онага А.Д.- Симферополь, 1870,-24 С.
  129. Памятная книжка Таврической губернии- Симферополь: Тавр.губ.тип., 1916.-287 С.
  130. Р. Ю. Крах церковной контрреволюции 19 171 923 годы.- М.?Наука, 1968.- 192 С.
  131. Р.Ю. Тихоновщина и ее крах. Позиция православной церкви в период Великой Октябрьской революции и гражданской войны" Л.?Лениздат, 1987.- 206 С.
  132. Полный православныйбогословский энциклопедический словарь-Репр. изд.- М., 1992 .
  133. П.Г. Черное воинство? русские православные монастыри. Легенды и быль.- М.?Политиздат, 1988.- 350 С.
  134. Проблемы истории «пещерных городов» в Крыму.- Симферополь- Таврия, 1992.-372 С.
  135. А.Н. Поездка с учениками Симферопольской гимназии для осмотра достопримечательностей в Севастополе и его окрестностях (28,29,30 и 31 августа 1886 года)-Симферополь, 1886.
  136. А.Н. Первая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии, Севастополь и его окрестности.Отчет.- Симферополь, 1888.- 124 С,
  137. А.Н. Вторая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии в Бахчисарай и его окрестности.Отчет.-Симферополь, 1888, — 124 С,
  138. Д. Русская православная церковь: испытания начала XX века//Вопросы истории.- 1993.-Щ.-С.42−54-.
  139. Перечень начальных школ всех типов Тавриче с-г j 1−1 губернии с краткими данными о них за 1905-I9C6 учебный год.- Симферополь, 1907,-101 С.
  140. A.C. Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола.- М., 1904.-281 С.
  141. Религия и церковь в истории России М.-.Мысль, 1975.- 255 С.
  142. Русское православие: Вехи истории, — М. Политиздат, 1989.- 719 С.
  143. Роль православной церкви в истории России. Круглый стол.//Вопросы истории.-1990.-№ 3.-С.84−106″
  144. Родионов М, Статистико-хронолого-историнеское описание Таврической епархии: общий и частный обзор, — Симферополь: Тип. Спиро, 1872.- 269 С.
  145. Революционное движение в Таврической губернии 19 051 907 годы.Сб.документов и материалов.- Симферополь: Крымиздат, 1953.-214 С.
  146. Свод уездных земских расходов Таврической губернии по утвержденным сметам на 1881 год. Симферополь: Тип?пиро, 1890.- С.129−150.
  147. Сметное исчесление приходов по г. Феодосии.- Симферополь: Из-во Тавр. губ.тип., 1874, — 31 С.
  148. Слащов-Крымский H.A. Белый Крым, 1920 г. Мемуары и документы .-И:Наука, 1990.-267 С.
  149. Справочная книга по г, Симферополю.- Симферополь: Тип.Г. М. Эпеля и Ф. Т. Коршунова, 1911.- 319 С.
  150. И. Гергиевский Балаклавский монастырь в Крыму. -Спб.:Тип.Поздняковой, 1901,-15 С.
  151. Состояние учебной и|воспитательной частей в Таврической духовной семинарии за 1877−1878 учебный год. Симферополь: Тавр.губ.типогр., 1879.- 72 С.
  152. Д. Древние памятники христианства в Тавриде,— М.:Универс, типогр., 1876.-51 С.
  153. Смета расходов губернского Земского собора Таврической губернии за 1880 г. Б.в.д.-210 с.
  154. Статистические сведения по начальному народному образованию в Таврической губернии. Общие сведения о школах за 19СС-1901 учебный год. Симферополь, 1903.-104 С,
  155. Таврический епархиальный съезд духовенства. Протоколы Таврического епархиального съезда духовенства сессии 1910 года Со духовных учебных заведениях) — Симферополь, 1910.- 164 С.
  156. Таврическая Губернская земская управа. Известия отдела народного образования Таврической управы.-Симферополь: Тип.Таз.губ.земства, 191И.-С.31.
  157. П. Очерк Таврической губернии в историко-географическом отношении. Учебное пособие по родиноведению для городских училищ (для народных училищ Таврической губернии) — Симферополь: Тип. Спиро, 1894.-168 С,
  158. .Е. Православие, — М.?Политиздат, 1967.-336 С, Усов С, А. Историко- экономические очерки Крыма: Прош-лое и настоящее крымского сельского хозяйства, — Симферополь. Б.и., 1925.- 320 С.
  159. УмаровскиЙ В. Херсонес 2 Возникновение христианства! //Курортный Крым, 1991,-7,12 ноября.
  160. S.A. Крым с Севастополем, Балаклавою и другими его городами. С описанием рек, озер, гор и долин. С его историею, жителями, их нравами и обычаями и образом жмзни.-Спб.: Тип. Веймара, 1855.-245 С.
  161. Феодальная Тарика. Материалы по истории и археологии Крыма I Сб.статейХ.- Киев: Наукоза думка, 1974.-216 С.
  162. Г. Пути русского богословия.- Киев, 199Х.- 599 С.
  163. К. Христианство в Крыму. Оттиск из кн. Памятная книга Таврической губернии. Вып.1 Симферополь: Из-во губ. стат комит., 1867, — 70 С.
  164. Херсонес Таврический: путеводитель по музею и раскопкам. Симферополь: Таврия, 1975.-97 С.
  165. Христианство и церковь в Росси феодального периода.-Новосибирск: Наука, 1989.- 356 С.
  166. Церковь в истории России СIX в.- X9I7 г.) Критические очерки.- М.?Наука, Х967.-336 С,
  167. Церковь, общество и государство в феодальной России. -М.:Наука, 1990.-351 С.
  168. Частно-вакуфное владение в Крыму.- Симферополь: Тип. Спиро, Х892.- Х50 С.
  169. Четыре года Советской власти в Крыму (I920-X924).- Симферополь: Крым ЩК и Совнарком, 1924.-409 С.
  170. A.B. Крах.- М.- Мол.гвард., 1968.- 176 С. Эзрин Г. И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества" М.:Политиздат, 19 — 135 С.
  171. X. Х!ерсонес во время крещевия в нем св. Владимира и дальнейшая судьба города. Киев, 1888, — 1С С.
  172. A.A. Средневековый Крым. Очерки истории и ма териальной культуры. М.-Л.:Наука, 1964. -232 С.
  173. A.A. Крым в средние века.-М.:Наука, 1973.- Г
Заполнить форму текущей работой