Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психофизиологические характеристики военнослужащих с разным уровнем адаптации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Люди, привыкающие работать в экстремальных условиях, часто пренебрегают контролем за своим здоровьем (Бусленко Т.Т., 2005; Белевитин А. Б. и др., 2010.). Так известно, что работники скорой помощи, точно знающие о необходимости раннего вмешательства при изменении состояния здоровья, реже обращаются сами за необходимой помощью при существенном ухудшении своего состояния (Tillett R., 2003). Это… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ 14 ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АДАПТАЦИИ
    • 1. 1. Определение адаптации
    • 1. 2. Психофизиологические характеристики адаптации 23 разного уровня
    • 1. 3. Индивидуальные особенности адаптивного поведения в 37 чрезвычайных ситуациях
    • 1. 4. Психологические и психофизиологические параметры, 44 свидетельствующие о напряжении или перенапряжении адаптивного процесса
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Общая характеристика исследуемой выборки
    • 2. 3. Методики исследования
    • 2. 4. Методы статистической обработки результатов
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Оценка напряженности регуляции сердечного ритма у 80 военнослужащих
    • 3. 2. Сравнительный анализ эффективности сенсомоторной 85 интеграции у военных с разным уровнем адаптации
    • 3. 3. Оценка адаптационных возможностей испытуемых разных групп
    • 3. 4. Особенности индивидуально-личностных показателей испытуемых с разным уровнем адаптации
    • 3. 5. Апробация использования эффективности психофизиологических характеристик для выявления группы риска в отношении срыва процесса адаптации
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ВЫВОДЫ

Психофизиологические характеристики военнослужащих с разным уровнем адаптации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема эффективности деятельности человека в экстремальных условиях стала актуальной в начале 20-го столетия и не утрачивает своей значимости и в настоящее время. Существуют большие группы людей, специфика работы которых связана с необходимостью выполнения деятельности вне зависимости от состояния. К таким группам относятся вахтовые рабочие, пожарные, врачи скорой помощи, работники Министерства чрезвычайных ситуаций, сотрудники милиции и, в частности, военнослужащие.

В связи с реорганизацией армии и необходимостью резкого сокращения ее численности, и, прежде всего офицерского состава, поднимается множество сложных и пока нерешенных вопросов. Основная масса исследовательских работ направлена на поддержку военнослужащих, уволенных в запас (Березовец В.В., 1997; Булгаков A.B., 1999; Дмитриев И. В., 1999; Деркач А. Ю., 2000; Бирюля Е. И., 2007), на изучение процессов реабилитации после пребывания в горячих точках (Бравве А.Д., 1999; Волошина И. А., 2001; Деркач А. Ю., 2001; Коржиков О. Н., 2004), на социальную адаптацию молодых офицеров к жизни в воинской части (Дунин Г. С., 1995; Буянов П. В., 1996; Данилов В., 1999; Глебов В., 2005). Однако нет необходимых данных, позволяющих разработать прогностические критерии психофизиологического состояния офицера, работа которого сопряжена с регулярными рисками.

Известно, что эффективность деятельности в экстремальных условиях зависит не только от наличия профессиональных навыков, но в значительной степени — от психофизиологического состояния (Ильин Е.П., 2003; Илюхина В. А., 2010), на фоне которого эта деятельность протекает, а также от индивидуально-личностных особенностей, таких как мотивация и психологическая готовность к разрешению встающих проблем (Газенко О.Г., 1955; Карпухин С. В., 1995; Бундзен П. В. и др., 1996;

Лебедев В.И., 2001 Караяни А. Г., Сыромятников И. В., 2006; Bono J.E., Judge Т.А., 2003).

Люди, привыкающие работать в экстремальных условиях, часто пренебрегают контролем за своим здоровьем (Бусленко Т.Т., 2005; Белевитин А. Б. и др., 2010.). Так известно, что работники скорой помощи, точно знающие о необходимости раннего вмешательства при изменении состояния здоровья, реже обращаются сами за необходимой помощью при существенном ухудшении своего состояния (Tillett R., 2003). Это обусловлено, прежде всего, особым отношением к своему состоянию вследствие специальной подготовки к деятельности в процессе обучения (Коршевер Н.Г., 2007; Wrate R., Baldwin P., 1997). Успешность в такого рода деятельности имеют люди с высокой социальной зрелостью, самодостаточностью, высоким интеллектом, эмоциональной устойчивостью и самоконтролем (Бочкарева H.A. и др., 2009). Есть основание говорить о доминировании в процессе адаптации к деятельностив экстремальных условиях у этих людей не столько биологических механизмов регуляции состояния, сколько психофизиологических (Абабков В.А., Перре М., 2004; Бочкарева H.A. и др., 2009).

Возникает существенная проблема, которая состоит в том, что у людей с высокой социальной зрелостью и ответственностью нарушаются биологические механизмы отказа от деятельности, что препятствует раннему выявлению лиц с чрезмерным напряжением механизмов адаптации. Существует большое количество работ по оценке эффективности деятельности в экстремальных условиях (Бехтерева Н.П., 1974; Александровский Ю. А., 1976; Короленко Н. П., 1978; Анцыферова Л. Н., 1994; Бодров В. А., 2000) и выявлению механизмов срыва адаптивного процесса (Куликов Л.В., 1995; Криволапчук И. А., 1997). Однако практически нет исследований, направленных на описание группы риска в отношении срыва адаптации у людей с высокой социальной зрелостью, привыкших не обращать внимания или подавлять биологические проявления чрезмерного напряжения (Бондарев И.П. и др., 1983; Кулганов В. А., 1994).

Более того, до определенного момента нет возможности увидеть начало срыва адаптационного процесса у этих лиц, поскольку в состоянии покоя, когда и происходит типичный ежегодный профосмотр, у них нет различий в типичных параметрах здоровья по сравнению с нормой (Бочкарева H.A. и др, 2009; Кондратов В. В., Онищенко А. Н., 2010). Поскольку большинство психологических тестов направлено на самооценку, привыкнув к преодолению, эти люди отвечают на поставленные вопросы в соответствии с требованиями логики, а не реальными ощущениями. Именно поэтому. они до некоторого времени остаются вне подозрения специалистов, а потому не могут вовремя получить необходимую помощь.

Все вышесказанное в большой мере касается офицеров, проходящих военную службу по контракту. Специфика подготовки офицера связана, в том числе, с умением эффективно действовать и руководить подчиненными вне зависимости от собственного психофизиологического состояния, но в соответствии с боевой обстановкой (Богатырев Е.Д., 1992; Высоцкий В., 2001; Дохолян С., Степанов А., 2002; Задорнов И. Т., 2005). Это, в свою очередь, ведет к. тому, что человек, привычно контролируя свое состояние, утрачивает способность оценивать серьезность изменений в организме. Следствием этого может быть позднее обращение за врачебной помощью и недостаточное внимание к изменениям, происходящим в организме в связи с регулярно-испытываемым стрессом. Однако в настоящее время нет методов, эффективно определяющих принадлежность человека к группе риска.

Все это определило цель данного исследования.

Цель исследования: изучить психофизиологические характеристики военнослужащих с разным уровнем адаптации.

Объект исследования: 170 офицеров действительной службы в возрасте 25−45 лет.

Предмет исследования: психофизиологические характеристики военнослужащих с разным уровнем адаптации.

Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу исследования.

Гипотеза исследования:

• Выявление группы риска в отношении срыва адаптационного процесса возможно на основе оценки спектральных характеристик кардиоритма в фоне, под эмоциональной нагрузкой и при снятии этой нагрузки.

• Психофизиологическими и психологическими характеристиками, имеющими прогностическую значимость в отношении срыва адаптационного процесса, могут быть специфика сенсомоторной интеграции, уровень общего интеллекта, инверсия эмоционального отражения, особенности темперамента, копинг-стратегии.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к изучению психофизиологических характеристик военнослужащих с разным уровнем адаптации.

2. Описать специфику вариабельности кардиоритма у военнослужащих в экспериментальных условиях и сформировать группы с разным уровнем адаптации.

3. Изучить особенности сенсомоторной интеграции у военнослужащих с разным уровнем адаптации.

4. Сравнить индивидуально-личностные характеристики военнослужащих с разным уровнем адаптации.

5. Выделить психофизиологические характеристики, являющиеся прогностическими в отношении описания уровня адаптации военнослужащих и апробировать набор методик, позволяющих эффективно выявлять группы риска в отношении срыва адаптационного процесса.

Методологической основой исследования явились представления A.A. Ухтомского (2002) о состоянии покоя как особом виде нервной активности, которая определяет «детальную картину рабочего поведения" — концепция функциональных систем, согласно которой «все функциональные системы независимо от уровня своей организации и от количества составляющих их компонентов имеют принципиально одну и ту же функциональную архитектуру, в которой результат является доминирующим фактором, стабилизирующим организацию систем» (Анохин П.К., 1978, С. 85), идеи системной организации высших психических функций, их изменчивости и пластичности (Лурия А.Р., 1973; Выготский JI.C., 1984; Александров Ю. И., 2003) — концепция единства сознания и деятельности (Рубинштейн С.Л., 1948; Леонтьев А. Н., 1981; Ломов Б. Ф., 1984; Ананьев Б. Г., 2001), представления о функциональном состоянии (Левитов Н.Д., 1964; Бехтерева Н. П., 1974; Лебедев В. И., 2001; Ильин Е. П., 2005; Илюхина В. А., 2010) — теоретические подходы к пониманию механизмов адаптации (Березин Ф.Б., 1988; Василевский H.H., 1993; Меерсон Ф. З., 1993; Медведев-В.И., 1998, 2003; Баевский P.M. и др., 2000; Леутин В. П., Николаева Е. И., 2008) и деятельности в экстремальных условиях (Газенко О.Г., 1955; Бундзен П. В. и др., 1996; Лебедев В. И., 2001).

Для решения поставленных, задач использовался комплекс диагностических психологических и психофизиологических методик:

• Оценка характеристик кардиоритма с использованием метода кардиографии с помощью программно-аппаратного комплекса «Омега-М» (Центр биомедицинских исследований «Динамика», патент № 2 191 539);

• Описание особенностей сенсомоторной интеграции с помощью простой и сложной сенсомоторных реакций (методика разработана.

А.Е. Хильченко и модернизирована Е. Г. Черепановым и К. В. Сугоняевым, Методики., 2005);

• Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»;

• Анкета, направленная на оценку числа негативных событий за последние 12 месяцев;

• Стандартизированная методика выявления уровня развития невербального и общего интеллекта «Цветные Прогрессивные Матрицы» Дж. К. Равена- (2001, 2002);

• Тест инверсии эмоционального отражения (Леутин В.П., Николаева Е. И., 1988).

• Опросник Я. Стреляу (2007) для выявления психодинамических характеристик темперамента;

• Тест «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С.Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М.И.Паркер) в адаптации Т. А. Крюковой (2001).

Организация и этапы исследования.

Исследования были проведены на базе Новосибирского Высшего военного командного училища (военного института) с 2007 по 2010 г. г. Исследование включало три этапа.

Первый этап (2007;2008 гг.) состоял в изучении и анализе литературы по проблеме исследованияформулировке основного противоречия, связанного с проблемой исследования, определению гипотез, задач, методовподготовке диагностических методик.

Второй этап (2008;2010 гг.) был посвящен сбору экспериментальных данных.

Третий этап (2009;2010 гг.) был направлен на обработку полученных данных, их анализ и интерпретациюсистематизацию и обобщение результатов исследования. На этом этапе были уточнены основные положения исследования, сформулированы выводы, а также оформлены материалы диссертационного исследования.

Все исследования проводились в свободное время с 15 до 18 часов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена изучением и анализом научных источников по проблеме исследования, необходимым объемом выборки, применением психологических, психофизиологических и физиологических методов, соответствующих цели и задачам исследования, использованием инструментальных методов измерения изучаемых параметров, применением современных методов статистической обработки результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выявление группы риска в отношении срыва адаптационного процесса возможно на основе оценки спектральных характеристик кардиоритма в фоне, под эмоциональной нагрузкой и при снятии этой нагрузки. Данный метод позволяет выявить три группы, различающиеся по уровням адаптации.

2. Психофизиологическими характеристиками, имеющими прогностическую значимость в отношении срыва адаптационного процесса, являются специфика сенсомоторной интеграции, уровень общего интеллекта, инверсия эмоционального отражения и особенности темперамента.

3. При оценке уровня адаптации военнослужащих неэффективными оказываются характеристики, получаемые с помощью опросников, предполагающих социально одобряемый ответ. Военнослужащие с разным уровнем адаптации не отличаются особенностями копинг-стратегий.

Научная новизна исследования. Впервые выявлен и апробирован набор прогностических характеристик у военнослужащих в отношении оценки разных уровней адаптации. Доказано, что с помощью спектрального анализа кардиоритма в фоне, под эмоциональной нагрузкой и после ее снятия можно выявить группу риска в отношении срыва адаптации. Установлено, что военнослужащие, относящиеся к группам с разным уровнем адаптации, отличаются особенностями сенсомоторной интеграции, выявляемыми при выполнении сложной сенсомоторной реакции, выраженностью инверсии эмоционального отражения, уровнем общего интеллекта и спецификой темперамента. Показано, что копинг-стратегии не отличаются у военнослужащих с разным уровнем адаптации.

Теоретическая значимость исследования. Проанализированы различные подходы к определению адаптации и ее уровней. Определены особенности спектральных характеристик кардиоритма, являющиеся прогностическими в отношении1 срыва адаптационного процесса. Расширены представления о роли регуляторного и вегетативного уровней в формировании функционального состояния. Углублены представления о психофизиологических механизмах формирования адаптационных реакций. Описаны психофизиологические характеристики, свойственные разным уровням адаптации.

Практическая значимость исследования.

Предложен психофизиологический метод оценки уровней адаптации. Результаты исследования могут использоваться для организации воспитательного процесса в воинском коллективе, позволяют разработать психологические программы, направленные на формирование психологических условий и факторов, способствующих оптимизации психофизиологической адаптации личности, разработать приемы коррекции социальной дезадаптации.

Область применения результатов исследования. Материалы исследования могут быть использованы в воинских коллективах при диагностике состояния адаптации офицеров, проходящих военную службу по контракту, при проведении ежегодных профилактических осмотров. Кроме того данные материалы можно использовать при определении степени адаптации офицера к службе при назначении на новую (как правило: высшую) должность. Они могут применяться для оценки состояния адаптации сотрудников МЧС, МВД, пожарных и сотрудников других ведомств и организаций, вынужденных регулярно осуществлять деятельность в экстремальных условиях. Полученные результаты могут учитываться: прт чтении лекций по дисциплинам «Общая психология», «Психофизиология», «Психология труда" — как при обучении слушателей и курсантов в военных вузах, студентовв профильных вузах, так и в системе повышения квалификации-психологов и военнослужащих.

Апробация ивнедрение результатов исследования происходили на методических совещаниях на кафедре психологии Новосибирского высшего военного командного училища (военного института), на заседаниях кафедры, специальной психологии института филологии, ' массовой информации и психологии Новосибирского государственного^ педагогического университета, кафедры психологии и психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета им. А. ИГерцена (Санкт-Петербург), на Межвузовской (с международным участием) научной конференции молодых ученых, аспирантов, и студентов «Проблемы и перспективы общетеоретической, прикладной и специальной психологии» (Новосибирск, 2010) и Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические технологии^ вусловиях инновационных процессов в медицине и образовании» (Кемер, Турция, 2010).

Публикации. Основные положения и результаты работы отражены в 8 публикациях, в том числе 4 — в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего отечественные и зарубежные работы (219 наименований, из них 28 — на иностранном языке), приложения. Основной текст диссертации занимает 124 страницы, общий объем диссертации 139 страниц. Работа иллюстрирована 11 таблицами и 6 рисунками.

выводы.

1. Спектральный анализ кардиоритма в фоне и под эмоциональной нагрузкой позволяет выявить три группы военнослужащих, отличающих по типам реакций симпатического и парасимпатического звеньев. Первый тип реакций (43,3% испытуемых) связан с активацией симпатической нервной системы под нагрузкой и быстрым расслаблением после ее снятия. Второй тип реакции связан с отсутствием изменений кардиоритма под нагрузкой по отношению к фоновым значения (42,5% испытуемых). Третий тип реакций связан с активацией симпатической нервной системой под нагрузкой и отсутствием изменений в вегетативной регуляции после снятия нагрузки (14,2% испытуемых).

2. Испытуемые группы риска в отношении срыва процесса адаптации значимо чаще, чем испытуемые других групп, упоминают о негативных эмоциональных событиях, произошедших с ними за последние 12 месяцев.

3. Военнослужащие с разным уровнем адаптации отличаются свойствами сенсомоторной интеграции, обнаруживаемыми с помощью исследования сложной сенсомоторной реакции. Испытуемые, относящиеся к группе риска в отношении срыва адаптации, менее динамичны, обнаруживают меньшую пропускную способность сигналов и достигают меньшей предельной скорости в их анализе, они проявляют большую импульсивность. Военнослужащие разных групп не отличаются качеством выполнения в простой сенсомоторной реакции.

4. Военнослужащие группы риска в отношении срыва адаптационного процесса имеют более низкий уровень общего интеллекта, чем военнослужащие, относящиеся к норме, однако значения интеллекта соотносятся со средним уровнем.

5. Военнослужащие с разным уровнем адаптации не различаются по тем характеристикам, которые описываются с помощью опросников, предполагающих возможность оценить социально одобряемые ответы.

6. Военнослужащие группы риска в отношении срыва процесса адаптации обнаруживают ярко выраженное явление инверсии эмоционального отражения, проявляющееся в создании ассоциаций на эмоционально значимые слова, противоположные знаку слова-стимула.

7. Военнослужащие группы риска в отношении срыва адаптации отличаются от других групп свойствами темперамента. Они обнаруживают меньшую динамичность, настойчивость и выносливость, им в большей мере свойственны эмоциональная реактивность и сенсорная чувствительность.

8. Военнослужащие разных групп не отличаются в отношении эффективной копинг-стратегии — решения задач. В то же время у испытуемых группы риска в отношении срыва адаптационного процесса более выражена эмоциональная копинг-стратегия.

9. Выявлены и апробированы прогностические факторы срыва адаптационного процесса. К ним относятся: сниженные показатели сенсомоторной интеграции, инверсия эмоционального отражения, свойства темперамента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность нашего исследования обусловлена потребностью оценить возможность, срыва адаптационных механизмов у таких групп лиц, которым^ в процессе подготовкик- профессиональной деятельности непосредственно в процессе обучения прививается мысль о необходимости преодолевать себя, работая в экстремальных условиях" (Гагарин Ю. А., Лебедев В. И., 1968; Космолинский Ф. П., 1984; Карылаев К. М., 1986; Коршеверр Н. К и др., 2007): В силу особенностей деятельности такие люди могут утратить возможность чувствовать в себе ранние предикторы* перенапряженияорганизма-, поскольку достаточно часто- ' находятсяв состоянии напряжения (Thayer R. Е., 1978; Tillett R., 2003).

G точки зрения индивидуально-личностного подхода, который пронизывает все: исследования.- современной^ психологиинастоятельно требуется научиться выявлять группу риска в, отношении возможного срыва! адаптационных процессов, которые пока не видны, в состоянии, покоя, но могут быть зафиксированы в условиях нагрузки как. на психологическом, так и психофизиологическом уровне. ;

В теоретическом анализе мы показаличто согласно5 современным, данным выделяется вегетативный и регуляторный уровни, адаптации (Немчин Т.А., 1983). Оценить изменения вегетативного. уровня можно с помощью записи вариабельности кардиоритма и дальнейшим спектральным анализом его в фоновом состоянии и в условиях эмоциональной1 нагрузки и ее отмены. Мьг предположили, что выбор нагрузки* должен быть связан с возможностьюобхода механизмовпсихологической защиты, поскольку первыми признаками перенапряжения на психологическом уровне являются невротические-, реакции, и сопровождающий их подъем механизмов психологической защиты (Никольская1 И.: М., Грановская Р. М., 2001; Каменская В. Г., Томанов Л. В., 2010).

Если оценка спектральных характеристик кардиоритма — надежный показатель перенапряжения процессов вегетативной регуляции (Урицкий В.М., Музалевская Н. Й. 1995; Berntson G. G. е.а., 1994; Yoshino К., Matsuoka К., 2005), то в отношении других психофизиологических и психологических показателей нет столь однозначных данных (Бехтерева Н.П., 1974; Медведев В. И., Леонова А. Б., 1993; Медведев В. И., 2003). В то же время показано, что в качестве таких предикторов перенапряжения могут быть особенности сенсомоторной интеграции (Ильин Е.П., 2003), уровень общего интеллекта (Каменская В.Г., Томанов, Л.В., 2010), копинг-стратегии (Крюкова Т.Л., 2001'), специфика темперамента (Стреляу Я. И др, 2007), инверсия эмоционального отражения (Леутин В.П., Николаева Е. И., 1988).

Темперамент в этом случае рассматривается как определенная предрасположенность или устойчивая особенность, «благодаря которой психические и психомоторные явления возникают легче или труднее, медленнее или быстрее, слабее или сильнее и т. д.», темперамент может проявляться не только в эмоциональных реакциях, но и в интеллектуальных действиях (Стреляу Я. и др, 2007).

В настоящее время для оценки уровня адаптации военнослужащих предлагается методика «Адаптивность», которая эффективна в отношении определения уровня напряжения у абитуриентов и курсантов, но неэффективна в отношении выявления группы риска в отношении срыва адаптации у офицеров. Однако до сих пор не было объяснения этому феномену.

Мы выявили среди 120 военнослужащих группу риска в отношении срыва адаптации с помощью оценки вариаций кардиоритма в разных условиях эксперимента: в условиях спокойного фона, эмоциональной нагрузки и при снятии этой нагрузки. Известно, что лучше всего параметры функционального состояния описывают переходные состояния (Баевский P.M. и др, 1984). Мы предположили, что оптимальное состояние будет связано с быстрым включением симпатического звена в ситуации нагрузки и столь же быстрым расслаблением, после того, как нагрузка будет снята. Состояние напряжение мы связали с некоторым повышением индекса напряжения уже в фоновом состоянии и отсутствием дальнейших значимых изменений вариаций сердечного ритма как в процессе эмоциональной нагрузки, так и после ее снятия. Наконец, группу риска в отношении срыва ¦ адаптационного процесса мы определили как предсказуемое наоснове отсутствия^ изменений в, состоянии' регуляции кардиоритма после напряжения, возникшего под эмоциональной нагрузкой.- Затем мы сопоставили психологическиеи психофизиологические характеристики с помощью комплекса методик:

Было обнаружено, что простая сенсомоторная реакция, методика- «Адаптивность» и оценка копинг-стратегий не позволяют выявить различий, между группами, выделенными с помощью спектральных характеристик кардиоритма в разных условиях эксперимента. Было сделано предположение, что при работе с офицерами не стоит использовать: вопросники, в которых можно предвидеть социально одобряемый ответ.

В то же время с помощью1 сложной сенсомоторной реакции, оценки уровня общего интеллектатеста инверсии эмоционального отражения и оценки темперамента с помощью теста: ЯСтреляу мы смогли обнаружить значимые различия между группами.

Апробация набора методик на группе военнослужащих, не участвующих в предварительном исследовании показала, эффективность применения данных психофизиологических характеристик для оценки группы риска в: отношении срыва адаптационного процесса у военнослужащих.

Представляется^ важным дальнейший этап исследований, связанный с лонгитюдом, при которомчерез несколько лег нужно1 оценить психофизиологическое состояние испытуемых, оказавшихся в группе риска.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии.- СПб: Речь, 2004.
  2. JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.- Казань: изд-во КазГУ, 1987
  3. H.A., Торшин В. И. Экология человека. М.: Крук, 1994
  4. М.К. Формирование скоростного двигательного навыка в связи с индивидуальными особенностями по силе и лабильности нервных процессов //Психофизиологические вопросы становления профессионала/Под ред. К. М. Гуревича.- М.: 1974, — с.76−101.
  5. Ю.И. Введение в системную психофизиологию // Психология XXI века.- М.: Пер Се, 2003.
  6. А.Ф., Егоров П. И., Лебединский A.B. и др. Влияние на организм человека активного парашютирования с самолета // Военно-медицинский журнал. 1932. — № 4.
  7. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно-психические расстройства). М.: Наука, 1976. — 272 с.
  8. А. Н. Этапы психической адаптации человека к экстремальным условиям профессиональной деятельности // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях.-2009.-№ 3.-С. 76−81.
  9. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика. — 1980.-Т. 1.-230 с — Т. 2−288 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -282с.
  11. P.A. Психология военнослужащего, СПб.: Питер, 2005. -335с.
  12. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
  13. Анохин П. К Узловые вопросы теории функциональных систем.- М.: Наука, 1978. -85с.
  14. А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. -2008. № 1. — С. 6586.
  15. Л.Н. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал.- 1994.- Т. 15, № 1, — С.3−18.
  16. В.Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. -СПб., 1999.- 86 с.
  17. И.А. Психологическая безопасность среды: условие активной работы и направление научных исследований // Вестник практической психологии образования. 2007.- № 4 — С. 47−50.
  18. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Медицина, 1984. — 222с.
  19. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. — N 1. — С. 92 — 100.
  20. A.B. Основы военной психологии и педагогики. М.: Эксмо, 2004. — 271 с.
  21. A.C. Высшие интегративные системы мозга. Л.: Наука, 1981. — 253 с.
  22. М. М., Фарбер Д. А. Психофизиология: энциклопедический словарь / под ред. А. В. Петровского. М.: Пер Се, 2006. — 128 с.
  23. В.В. Функциональная роль типа темперамента в индивидуальной и совместной деятельности людей //Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 102−106.
  24. В.А. Информационный стресс. — М.: Пер Се, 2000. 153с.
  25. В.А., Лукьянова Н. Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность // Психологический журнал.- 1981.-№ 2.- С. 51−65.
  26. Е. И. Время реакции человека. М.: Медицина, 1964.
  27. А.Б., Мирошниченко Ю. В., Горячев А. Б. Организационные аспекты оказания лекарственной помощи в военном здравоохранении. // Вестник Росздравнадзора.- 2010. № 1. — С. 69−74.
  28. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.-270 с.
  29. ЗО^Березовец В. В. Социальная защита и социально-психологическая реабилитация ветеранов локальных войн, — М., 1997.- 110 с.
  30. В.М. Об эмоциях как мимико-соматических рефлексах // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. -Л., 1929.
  31. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. 2-е изд., доп. и перераб. -Л1.: Наука, 1974.
  32. Е.И. Социально-психологическая адаптация увольняемых в запас//Веды. 2007. — № 23. — С.3−7.
  33. Е.Д. Образ жизни военнослужащих ВС: сущность, противоречия, проблемы. М.: ГА ВС, 1992. — 120 с.
  34. Н.В. Психология о личности. М.: Просвещение, 1998. — 318с
  35. Е.И. Время реакции человека. — М., Наука, 1964.
  36. H.A., Нечаев В. Н., Тимофеев Д. А. Прогнозирование успешности деятельности врачей-интернов в экстремальных условиях // Доклады Академии Военных наук.- 2009.- № 14. С 52−57.
  37. А. Д. Медико-социальные аспекты инвалидности у военнослужащих и пути их социальной реабилитации: Автореф. дис.. канд. мед. наук: 14.00.33 / ЦНИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов.- М., 1999.- 24 с.
  38. A.B. Социально-психологическая помощь офицерам расформируемых экипажей кораблей ВМФ // Армия и общество. -1999.-№ 3.- С.23−29.
  39. П.В., Евдокимова О. М., Унесталь Л.-Э. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения // Теория и практика физической культуры.- 1996. № 8. — С.57−63.
  40. Т.Т. Военная психология. М.: Олма-пресс, 2005. — 334с.
  41. В.И. Психологическая коррекция затруднений социально-психологической адаптации молодых офицеров к условиям службы в воинской части: Дис. канд. псих. наук. М., 1996. — 254 с.
  42. П.В., Космолинский Ф. П. Значение эмоций в профессиональной деятельности летчика // Военно-медицинский журнал. 1966. — № 6. — С. 63−65.
  43. П.В., Космолинский Ф. П. Нервно-эмоциональное напряжение в профессиональной деятельности летчика // Авиационная и космическая медицина. М., 1968. — С. 32−42.
  44. H.H. Саморегуляция функций и состояний.- Л.: Наука, 1982.-157с.
  45. О.С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2001. — 352с. t 1
  46. Ф. Е., Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 4. С. 134−152.
  47. В.Р., Рубанова М. П., Жмайлова С. В., Лютина Е. А. Иерархия систем управления сердечным ритмом // Тез. докладов. Междисциплинарные проблемы систематологии, Великий Новгород, 2004. — С.61−62.
  48. Ю.Л., Мельников А. Х., Корнеева Л. Н. Показатели вариабельности ритма сердца в оценке уровня адаптации лиц молодого возраста // Вестник аритмологии. 2000. — Т. 16. — С.53−55.
  49. И.А., Жидунова Л. Г., Кузнецова Л. Г. и др. Психологическая поддержка военнослужащих. Москва, 2001. — 118 с.
  50. Л.С. Собрание сочинений: Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. 367с.
  51. В. Влияние современного боя на психику воина // Ориентир. 2001. — № 3.- С.12−19.
  52. .А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях //Стресс и тревога в спорте.- М.: ФиС, 1983.
  53. Ю. А., Лебедев В. И. Психология и космос. М.:Мир, 1968. -387с.
  54. О.Г. Некоторые данные по физиологическому анализу явления утомления у летчиков // Военно-медицинский журнал.- 1955. № 1.-С.34−42.
  55. В. Психологическая адаптация военнослужащих к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта // Ориентир. -2005. -№ 12.С.2−19.
  56. Д. Н. Здоровый образ жизни : учеб. пособие. СПб., 1996. -32 с. 5 8. Давыдовский И. В. Приспособительные процессы в патологии// Вестник АМН СССР. 1962.№ 4. С.27−37.
  57. В. Психологическая готовность воина к бою // Ориентир. -1999.-№ 1.С. 15−21.
  58. H.H. Психофизиологическая диагностика функциональных" состояний. М.: Изд-во МГУ, 1992. 192 с.
  59. Данилова Н. Н: Сердечный ритм и информационная нагрузка// Вестник Московского университета. Серия 14. психология. 1995.№ 4. С. 14−27.
  60. H.H., Астафьев C.B. Изменение вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова- 1999.- Т. 49,№Т.- С. 28−38.
  61. , А.Ю. Реальная помощь психолога.// Информационный бюллетень «Социальная адаптация». 2000. — № 2. — С.10−11.
  62. Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных, условиях деятельности: Автореф. дис. д. психол. наук. М., 2002. — 40 с.
  63. И.В. Социально-психологическая адаптация офицеров, уволенных в запас, к условиям гражданской среды: Дис.. канд. псих, наук. М., 1999.- 192 с.
  64. С., Степанов А. Психологическая готовность к выполнению поставленных задач // Ориентир. 2002. -№ 6.
  65. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
  66. Г. С. Социально-психологическая адаптация молодых офицеров: (На материале внутренних войск МВД России): Автореф.• дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / Санкт-Петербургский государственный ун-т.- СПб., 1995, — 21 с.
  67. М.И., Кандыбович Л:А., Пономаренко В-А. Готовность летчика// Готовность к деятельности в напряженных ситуациях.—Минск: Университетское, 1985.—С. 101−114.
  68. О. IO., Марютина Т. М. Введение в психофизиологию. М.: Флинта, 2004. — 400 с.
  69. Т.Н. Особенности службы в армии Мн.:Тесей, 2005. — 96с.
  70. Д. М. Вегетативная регуляция синусового ритма у здоровых и больных//Анализ сердечного ритма/Под ред. Д. Жемайтите. Л. Телыссниса. Вильнюс1 Москлас, 1982. С. 22—32.
  71. И.Т. Военная психология— М.: Пресс, 2005. — 385 с.
  72. A.M. Сознание и рефлекс // Журн. высш. нерв. деят. 1990. Т. 40. № 6. С. 1058-} 1062.
  73. С.Н., Малых С. Б. Природа изменчивости скоростных характеристик сенсомоторных реакций в- различных экспериментальных: условиях. // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. -С. 80.
  74. B.A. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека.- СПб: Изд-во Н.-Л, 2010.-368с.80-ИльиН'Е.П. Структура психомоторных способностей // Психомоторика. Л, 1976.-С. 4−22.
  75. Е. П. Теория функциональных систем в физиологии: и психологии.- М.: Наука, 1978.
  76. Е.П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема // Психологический журнал. 1981. -Т. 2. — № 5. — С.13−17.
  77. Е. П. Психофизиология состояний человека. Питер, 2005. 412с.
  78. Е.П. Психомоторная организация человека. СПб., 2003.—384 с.
  79. В.П. Современные проблемы адаптации. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1980.- 191 с.
  80. СВ. О месте пластичности в структуре формально-динамических свойств личности // Психологические аспекты человеческой деятельности. М., 1978. -С. 122 — 124.
  81. В.Г. Сенсомоторная интеграция как маркер интеллектуального развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Природные факторы и социальные условия успешности обучения». СПб.: САГА, 2005. — С. 3−24.
  82. В.Г., Томанов JI.B. Психофизиология развития интеллекта: теоретическое и экспериментальное исследование. — СПб. Елец, 2007. -216 с.
  83. А.Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. -М.: Олма-пресс, 2006. 480 с.
  84. C.B. Социальная ответственность как фактор профессиональной деятельности личности офицера: Автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 .СПб.: СПбГУ, 1995. 20 с.
  85. K.M. Адаптация к высокой температуре // Физиология адаптационных процессов. М.: Наука, 1986. -С.303−370.
  86. Н.М. Социально-педагогические условия адаптации студентов в педагогическом колледже : Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Оренбург, 2000 201 с.
  87. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. М.: Медицина, 1988.- 234 с.
  88. В.В., Онищенко А. Н. Физиологическая оценка военно-профессиональной адаптации и функционального состояния организмаслушателей ординатуры военно-медицинских вузов // Саратовский научно-медицинский журнал. 2010.- № 3. С. 505−509.
  89. В.В. К вопросу о понятии «адаптация». СПб.: Питер, 2006.-376с.
  90. , О.Н. Социальная и психологическая реабилитация военнослужащих-участников конфликтов в постсоветском пространстве: Автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / Астраханский государственный технический ун-т.- М., 2000. — 19 с.
  91. А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома//Вопросы психологии, № 5 — 1995.
  92. Н.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. JL: Медицина, 1978. — 272 с.
  93. Н.Г., Крупнов П. А. Медицинская служба войскового звена ВС ' РФ: многокритериальная оценка деятельности // Врач и информационные технологии. 2007.- N 6.- С.65−68.
  94. Н.Г., Давыдов В. М., Лобачев И. В. Организационно-методические аспекты оптимизации подготовки будущих военных врачей// Военно-медицинский журнал. 2007.- NJ1.- С.11−14.
  95. Ф.П. Эмоциональный стресс в космическом полете // Щей Циолковского и проблема космонавтики. -M., 1984.
  96. С.А., Ноздрачев А. Д., Шустов Е. Б. Вариабельность ритма сердца: представления о механизмах // Физиология человека. -2002. -№ 1.- С. 130−143.
  97. И.А. Профилактика эмоционального напряжения, обусловленного «радиационной угрозой»: эффекты двигательной адаптации.// Экологическая антропология: ежегодник. В.2 Минск-Люблин-Лодзь, 1997. — С. 364−367.
  98. Т. Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения //
  99. Психология и практика: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В. А. Соловьева.-Кострома: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 2001, — С.70−82.
  100. В.А. Психофизиологическое обеспечение деятельности операторов // Академия. Межакадемический информационный бюллетень. 1997.- № 2 (5). — С.43−48.
  101. Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности Л.В. Куликов Теоретические и прикладные вопросы психологии: Сб. ст. Вып. 1. 4.1. СПб., 1995. 15−21.
  102. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования// Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции / Под ред. Л. Леви, В. Н. Мясищева. Л., 1970. 160 с.
  103. В.И. Личность в экстремальных условиях: психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 431 с.
  104. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6. С.
  105. Н.Д. О психических состояниях человека.- М., 1964.
  106. А.Б., Кузнецова A.C. Психопрофилактика стрессов М.: Наука, 1993.- 120 с.
  107. А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  108. В.П. Адаптационная доминанта и функциональная асимметрия мозга // Вестник РАМН. М., 1998. С. 10−14.
  109. В.П., Николаева Е. И. Тест инверсии эмоционального отражения (методические рекомендации). Новосибирск, 1988. -21с.
  110. В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга.- Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1988. 193 с.
  111. A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 2000. — 549 с.
  112. X. Система психофизиологического саморегулирования. М.: Наука, 1992. — 132с.
  113. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-444. с.
  114. А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 1. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР., 1963. — 479 с.
  115. Н.В., Пухов В. А., Кольченко Н. В. (ред) Основы профессионального психологического отбора. Киев: Наукова думка, 1987.
  116. А.Г., Чермянин С. В., Шустов Е. Б. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов // Психологический журнал. 1998. — Т. 19, N 2. — С. 15−26.
  117. В.Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса: Учебное пособие. М.: Изд Дом «Сентябрь», 2001. -260 с.
  118. Е.Л., Мурашко Н. К., Чабан Т. И. Вариабельность ритма сердца в зависимости от типа течения синдрома вегетативной дистонии // Вестник аритмологии. 2000. — Т.16. — С. 17−20.
  119. В.И. Адаптация человека. СПб: Изд-во института мозга человека РАН, 2003. 584с.
  120. В.И., Леонова А. Б. Функциональные состояния человека // Физиология трудовых процессов. СПб.: Наука, 1993.-С. 123−137.
  121. Ф.З. Концепция долговременной адаптации. М., Дело, 1993.- 135с.
  122. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. — 332с.
  123. И.Е. Особенности адаптации детей и подростков к различным видам деятельности. — СПб: Речь, 2005. С. 164.
  124. Методики военного профессионального психологического отбора. Методическое пособие, М.: Воениздат, 2005. 21с.
  125. Н.И., Каменская В. Г. Оценка адаптационного ресурса и состояния здоровья старшеклассников методом нелинейной стохастической кардиоинтервалометрии // Физиология человека. — 2007. Т. ЗЗ, № 1. — С.1−9.
  126. К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2.
  127. В.Н., Ковалев А. Г. Психические особенности человека. Характер, способности. Т. 1−2, 1957.
  128. II. И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976.
  129. Нартова-Бочавер, К. «Coping Behavion> в системе понятийчпсихологии личности // Психологический журнал. 1997. — V25. — С. 20−30.
  130. А.Д., Тарасов С. Г. Применение математических методов в психологии. СПб.: СПбГУ, 2001.- 208с.
  131. В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 221с.
  132. Т.А. Состояния нервно психического напряжения. Л.: Медицина, 1983.
  133. Е.И. Психофизиология. Уч. для вузов. Реком. МО РФ. М.:ПЕР СЕ.- 2008. 420с.
  134. И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001. — 321с.
  135. А.Д., ред. Общий курс физиологии человека и животных. 1,2 кн. — М.: Высшая школа, 1991.
  136. Отбор и распределение военных специалистов по результатамjпсихофизиологического обследования. Учебно-методическое пособие. М.: МО, 1983.
  137. Отбор и распределение молодого пополнения. М.: Воениздат, 1986.
  138. В.Е., Рукавишников A.A., Сенин И. Г. Разработка русскоязычной версии личностного теста NEO PI-R. Депон. в ИНИОН № 52 220 9.10.97.
  139. , Н.Г. Жизнь после армии: психологические проблемы адаптации // Армия и общество. 1999. — № 2. — С. 137−141.
  140. И.П. Поли. собр. соч.: В 6 т., Т. 1−6. —М.-Л., 1951.
  141. С.Е. Адаптация. М., «Паруса», 2000. — 282 с.
  142. В.Н. Психодидактика образовательных систем: теория и практика СПб.: Питер, 2007.- 352с
  143. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону, 1996. -С.252
  144. . Психология интеллекта // Избр. психол. труды. — М: Наука, 1969.
  145. М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам // Физиология адаптационных процессов: Руководство по физиологии / Под ред. О. Г. Газенко, Ф. З. Меерсона. М., 1986. — С. 124−221.
  146. Дж. К. Цветные Прогрессивные Матрицы. М.: Когито-Центр, 2001.
  147. Дж., Равен Дж. К., Корт Дж.Х. Руководство для Прогрессивных Матриц Равенна и Словарных шкал: Раздел 1 и 2 / Пер с англ. М.: Когито-Центр, 2002. — 80 с.
  148. Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности. М: МПСИ, МОДЭК, 2008.- 160с.
  149. А.А., Кудашев А. Р., Баранов A.A. Психология адаптации личности.- СПб.: Прайм-еврознак, 2006.
  150. В.В., Чернова И. Н. Результаты экспериментальной проверки «закона» исходного уровня // Физиология человека. 1983. — Т. 9. — № 3. -С. 481−487
  151. СЛ. Основы общей психологии. М.: Просвещение. -1946.- 596с.
  152. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий М.: Наука, 1979 — 356с.
  153. В.М. Измерение темперамента человека //Психологический журнал. 1992.- Т.13, № 2. — С. 133−140.
  154. Г. В., Соболев A.B. Анализ вариабельности ритма сердца.// Кардиология. 1996. № 10.- С. 87 97.
  155. В.А. Влияние типологических особенностей нервной системы на различные проявления быстроты // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. Л., 1981. — С. 113−117.
  156. Г. Стресс без дистресса.- М.: Прогресс, 1979.
  157. В., Дерюгин Ю. Социология армии. М.: ИСПИ РАН, 1996.-304 с.
  158. И.М. Рефлексы головного мозга. — М.: Изд-во АН СССР, 1961.- 100 с.
  159. Симонов П. В Мозговые механизмы эмоций // Журнал высшей нервной деятельности. 1997. — Т. 47, вып. 2. -С. 320−328
  160. E.H. Восприятие и условный рефлекс. М.: Изд-во МГУ, 1958.-344с
  161. Е. Н. Принцип векторного кодирования в психофизиологии // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1995. — № 4. — С. 3−13.
  162. Е. Н., Станкус А. И. Типы психофизиологических реакций на информационную нагрузку // Анализ сердечного ритма / Под ред. Д. Жемайтите, JI. Тельксниса. Вильнюс: Мокслас, 1982. С. 83−89.
  163. И. Посттравматический стрессовый синдром: причины, условия, последствия. Оказание психологической помощи и реабилитация. М., 2000.
  164. В.Н. Физическое здоровье как интегральный показатель уровня адаптации оганизма студентов к учебному процессу // Современные проблемы науки и образования. — 2005. — № 2 С. 0−0
  165. Я. Роль темперамента в психическом развитии /Под ред И.В.Равич-Щербо.- М.: Прогресс, 1982.
  166. Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): Учебно-методическое пособие. —М.: Смысл, 2007. — 104 с.
  167. К.В. Механизмы устойчивости к эмоциональному стрессу: преимущества индивидуального подхода // Вестник РАМН. -1998. № 8.-С. 8−12.
  168. K.B. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем. М.: Медицинское информационное агенство, 1999. — 334с.
  169. H.A. Психофизиологическая адаптация военнослужащих по призыву к условиям военного труда с позиции восточной философии и медицины // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. I2009.- Т.12, В.58.С. 12−28.
  170. .М., Небылицын В. Д. Экспериментальное изучение основных свойств нервной системы у человека // Журнал высшей нервной деятельности. 1963. — Т. 13, В. 5, — С. 789−797.
  171. Д. Н. Общая психология. М.: Смысл, 2004.
  172. Л.С. Эмоциональный стресс и экстракардиальная регуляция // Физиологический журнал. 1994.- Т.80. — № 2. — С.23−33
  173. В.М., Музалевская Н. И. Физические механизмы фрактальной организации живых систем // Биомедицинская информатика. СПб, 1995.-С. 108−129.
  174. A.A. Физиология двигательного аппарата // Собрание соч. Т. 3. Л. Изд-во ЛГУ, 1951. — 344с.
  175. .М. Стресс, кардиологические аспекты // Физиология человека. 1997. — Т. 23. — № 2. — С. 89−99
  176. Н. А. Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М., ФиС, 1991. — 224с.
  177. Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е.В.i
  178. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Российское пед. агенство, 1997
  179. В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. —2003 — № 3. — С.3−15.
  180. Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связаны // Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С. 65−114.
  181. , Ю.Н. Военный интеллект и предпринимательство // Социальная адаптация. 2000. — № 3−4.
  182. И.С., Грацианский Н. А., Зуйков Ю. А. Вариабельность ритма сердца при острых коронарных синдромах: значение для оценки прогноза заболеваний (часть 1) // Кардиология. 1997. -№ 2. — С. 6169.
  183. Н.В. Динамика диспозиций личности в процессе производственной адаптации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. JI.: Ленингр. гос. ун-т, 1990.-20 с.
  184. Berntson G. G., Cacioppo J. T. and Quigley K. S. Autonomic Determinism: the Modes of Autonomic Control, the doctrine of Autonomic Space, and the Laws of autonomic Constraint //Psychological Review. -1991. V. 98, N 4. — P. 459−487.
  185. Berntson G. G., Cacioppo J. T. and Quigley K. S. Respiratory sinus arhythmia: autonomic origins, physiological mechanisms andpsychophysiological implications // Psychophysiology. 1994b.- V. 30, N 2. -P. 183−196.
  186. Berntson G. G., Cacioppo J<. T., Quigley K. S. and Fabro V. T. Autonomic Space and Psychophysiological Responce // Psychophysiology.-1994. -V. 31, N 1, — P. 44—61.
  187. Bono J. E., Judge, T. A. Self-concordance at work: Toward understanding the motivational effects of transformational leaders // Academy of Management Journal. -2003. 46. — P. 554−571.
  188. Frydenberg E., Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal. 2000.- V. 37, N.3. -P. 727−745.
  189. Garlick D. Understanding the Nature of the General Factor of Intelligence: The Role of Individual Differences in Neural Plasticity as an Explanatoiy Mechanism //Psychological Review. 2002. — V.109, N.l. — P. l 16−136.
  190. Graham F. K. Distinguishing among orienting, defense and startle reflexes // The orienting reflex in humans/Eds.: H. D. Kjmmel, G. H. van Olst and J! F. Orlebeke. Hillsdale, N. Y, Lawrence Erlbaum, 1979. — P. 137−169.
  191. Greenhoot A.F., McCloskey L., Glisky E. A longitudinal study of adolescents' recollections of family violence // Applied and Cognitive Psychology. 2005. -V.19.-P. 719−743.
  192. Heart rate variability. Standatds of Measurement, Physiological interpretation and clinical use // Circulation. 1996. — V.93. — P. 1043−1065.
  193. Lazarus R.S. Emotion and Adaptation. New York: Oxford University Press, 1991.-451 p.
  194. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York, Springer, 1984. 242p.
  195. Mulder G., Mulder L. J. M. Information Processing and cardiovascular control // Psychophysiology.- 1981. V. 8, N4.- P. 392−402.
  196. Myrtek M. Heart and emotion: ambulatory monitoring. Cambridge: Hogrefe & Huber, 2004. 20lp
  197. Parsons A., Frydenberg E., Poole C. Overachievement and coping strategies in adolescent males // British Journal of Educational Psychology. -1996. V.66.-P.109−14.
  198. Porges S. W. Vagal tone: an autonomic mediator of affect // Development of affectregulation and dysregulation / Eds.: J. A. Garber and K. A. Dodge. -N. Y.: Cambrige Univ. Press, 1991.- P. 111−128.
  199. Rahman I., Adcock I.M. Oxidative stress and redox regulation of lung inflammation in CORD // European Respiratory Journal. 2006. — Vol. 28. — N7.-P.219−242.
  200. Ratcliff R. A Comparison of Sequential Sampling Models for Two-Choice Reaction Time // PsychologicalReview. 2004. -V. 111, N 2. — P. 333−367.
  201. Sharman S., Manning C.G., Garry M. Explain this: explaining childhood events inflates confidence for those events // Applied and Cognitive Psychology.- 2005. -V.19. -P.67−74.
  202. Sobolewski A., Strelay J., Zawadzky B. The temperamental determinants of stressors as life changes: A genetic analysis // European Psychologist. 2001. — V. 6. — P. 287−295.
  203. Thayer R. E. Toward a Psychological Theory of Multidimensional Activation (Arousal) // Motivation and Emotion. 1978.- V. 2, N1. — P. 1−34.
  204. Tillett R. The patient within psychopathology in the helping profession //Advances in Psychiatric Treatment. — 2003. — V. 9. — P. 272 279.
  205. Tsuda I. Toward an interpretation of dynamic neural activity in terms of chaotic dynamical systems // Behavioral and brain sciences. 2001. — V.24.- P. 793−847.
  206. Wrate R., Baldwin P. Health of tomorrow’s doctors: obstacles to appropriate help-seeking // Advances in Psychiatric Treatment. 1997.- V. 3.-P. 290−296.
  207. Yoshino K., Matsuoka K. Causal coherence analysis of heart rate variability and systolic blood pressure variability under mental arithmetic task load // Biological Psychology.- 2005. -V. 69. P. 217−227.
Заполнить форму текущей работой