Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные теоретические и I методологические положения исследования сообщались на научно-практических конференциях в г. Шадринске (апрель 1996, май 1997, декабрь 1997, май 1998), на заседаниях т кафедры методик дошкольного воспитания Шадринского ы педагогического институтапо материалам исследования проведен спецкурс со студентами факультета дошкольной педагогики и психологии… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Историко-логический анализ проблемы взаимодействия человека и природы
    • 1. 2. Основные направления экологического образования дошкольников в психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 3. Взаимосвязь человека и природы как содержательный компонент программ вос питания и обучения дошкольников
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕ НИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
    • 2. 1. Характеристика представлений детей старшего дошкольного возраста о природе, человеке и их взаимодействии
    • 2. 2. Изучение опыта работы по экологическому воспитанию и образованию в детских дошкольных учреждениях
  • ГЛАВА III. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
    • 3. 1. Методика опытно-экспериментальной работы
    • 3. 2. Технология формирования экологических представлений у старших дошкольников о взаимодействии человека и при
    • 3. 3. Динамика экологических представле нии у детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Интерес к проблеме человека, в настоящее время, необычайно возрос и расширил ся. Как отмечал Б. Г. Ананьев, изучение человека на современном этапе характеризуется «всевозрастающим многообразием аспектов человекознания, связанным с взаимодействием естественных, технических и общественных наук, результатом чего является небывалое расширение и углубление междисциплинарных знаний, возникновение новых пограничных дисциплин, известная „антропологизация“ естественных и технических наук». [4,33].

Внутренне проблема человека связана с проблемой отношения между обществом и природой. На наш взгляд, это закономерно, так как человек тесно связан с природой происхождением, материальными и духовными потребностями. ъ.

В результате научно-технического прогресса деятельность общества оказывает огромное влияние на природу, вторгается в ее естественный механизм саморегуляции, резко видоизменяет условия существования живой материи. Согласно статистическим данным на сегодняшний день цифры, суммирующие геологическую и геохимическую деятельность человека, способны потрясти своими размерами. За последние десятилетия исчезли многие виды животных и растений, кислотные дожди привели к закислению почв и гибели лесов/ вследствие сброса технологических отходов изменился видовой состав флоры и фауны, увеличилось количество новорожденных с патологическими отклонениями. Таким образом, нарушая гармонию в природе, человек действует прежде всего против себя самого.

Потребительским отношением к природе, неразумным вмешательством в нее, человек создал многие экологические проблемы, которые теперь вызывают оправданную тревогу.

Безусловно, прогресс человечества невозможен без воздействия на окружающую природу, без расходования ее ресурсов. Но преобразование природы должно заключаться в разумном, рациональном ее использовании в интересах живущих сейчас и будущих поколений. А это невозможно без воспитания нового, качественно отличного от прежнего отношения к природе, выработки новой морали.

С принятием закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Постановление Правительства РФ «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» возводит экологичеh ское образование в разряд первостепенных государствен1 ных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное детство. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миРУ.

В педагогической науке показана возможность усвоения детьми старшего дошкольного возраста элементарной системы знаний о взаимосвязях и зависимостях, существующих в природе. Наиболее изученными являются вопросы усвоения детьми зависимостей в растительном мире (В.Г.Грецова, Л. Ф. Захаревич, Т. А. Ковальчук,.

П.Г.Саморукова, Н. К. Постникова, И. А. Хайдурова и другие). В результате была доказана доступность старшим f дошкольникам знаний о зависимости роста и развития растений от наличия внешних факторов среды.

Особый интерес представляют исследования, направленные на отбор знаний о животных, проведенные Е. И. Золоивой, Г. Ф. Лозой, С. Н. Николаевой, Е.Ф.Терентье-вой, К. Э. Фабри и другими. В этих экспериментальных работах рассматриваются различные стороны единства организма животного со средой обитания, определяется степень доступности этих знаний для дошкольников.

Исследование Н. Н. Кондратьевой доказало возможность освоения старшими дошкольниками системы знаний о животных и растениях как живых организмах. Позднее именно ч она дополняет объем знаний дошкольников — «наряду с растениями и животными к живому в природе должен быть отнесен и человек». [87 с. 24].

Безусловно, показывая дошкольникам сходство в проявлении жизни всех живых организмов (все питаются, двигаются, дышат, растут, размножаются и так далее), необt ходимо представить своеобразие этих процессов у человека.

Известно, что у детей, особенно к старшему дошкольному возрасту, накапливается много разнообразных знаний об окружающей действительности. Естественно, имеются знания и о человеке. Однако, проведенный А. М. Федотовой эксперимент с целью выяснить, что дошкольники 5−6 лет знают о человеке, показал, что у детей данного возраста постепенно формируются знания о нем как живом существе, его некоторых потребностях и условиях их удовлетворяющих. Но эти знания характеризуются недостаточной полнотой и конкретностью, малой степенью обобщенно" сти, отсутствием системности.

Наряду со знаниями о человеке как биологическом организме, о его потребностях, присущих любому живому существу, необходимо показать и отличие человека от животного, то есть представить его существом разумным. В целом, разумность как качество, присущее людям должно быть представлено детям как способность думать, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя пог следствия своих поступков, разумно относиться к себе, к другим живым объектам, к природе вообще.

Сформировать у детей представления о человеке как элементе экологической системы и общественном существе, показать взаимосвязь человека и. среды его обитаниязадача современности. Однако, в программных документах определяющих воспитательно-образовательный процесс ознакомления дошкольников с природой в детском саду, данная задача не ставилась, ограничиваясь постановкой задачи бережного и заботливого отношения к природе. Недостаточно внимания в них уделяется изучению связей между живыми существами, их взаимодействиям, нечетко обозначены возможности охраны природы детьми, личной от/ ветственности за состояние окружающей природы. Налицо проявившееся противоречие между необходимостью формирования у дошкольников представлений о взаимодействии человека и природы и недостаточной разработанностью тео ретических и методических аспектов этой проблемы.

Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как осуществить отбор экологических представлений для детей старшего дошкольного возраста, с тем чтобы реализовать задачи экологического образования. Для решения данной проблемы очевидной необходимостью является усвоение детьми представлений о природе (многообразие живых организмов, ' среды их обитания, цепи зависимостей живой природы от неживой) — о человеке понимание человека как живого существа, части природы и общественного индивида) — о их взаимодействии (зависимости жизнедеятельности и здоровья человека от состояния окружающей природной среды).

Актуальность и неразработанность перечисленных вопросов обусловили выбор темы диссертационного исследования «Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников» .

В исследование введены ограничения:

1. Рассматривая проблему экологического образоваh ния дошкольников мы ограничились только формированием 1 представлений (а не понятий). Основываясь на положении Поддъякова Н. Н. о том, что в дошкольном возрасте активно развивается наглядно-образное мышление, когда решение задач происходит в плане представлений. Допонятий-ные формы мышления позволяют ребенку познать как сущег ч Л ственные, так и несущественные свойства объектов.

2. В исследовании мы рассматриваем детей старшего дошкольного возраста (6−7 лет), так как в этом возрасте согласно психологическим исследованиям (Б.Г.Ананьева,.

JI.С.Выготского, А. А. Венгера, А. Г. Ковалева, B.C. Мухиной, ч.

Д.Б.Эльконина и другие) расширяются и углубляются имеющиеся представления об окружающей действительности. Отличительной особенностью восприятия детей данного возраста является резкое увеличение его осмысленности, поэтому само восприятие сливается с пониманием. Кроме того, к шестому году жизни у дошкольников развиваются начальные формы логического мышления, необходимые для формирования представлений о взаимосвязях, существующих в природе. Основываясь на вышеизложенных факторах развития, для проведения исследования нами выбраны дети старшего дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в изучении особенностей формирования представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольj.

НИКОВ.

Актуальность темы

исследования обусловила выбор предмета и объекта исследования.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — педагогический процесс экологического образования дошкольников.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — формирование экологических представлений о взаимодействии человека и природы у детей старшего дошкольного возраста.

В основе исследования лежит ГИПОТЕЗА о том, что.. ., * j 4 формирование экологических представлений о взаимодействии человека и природы будет успешным, если процесс формирования представлений будет осуществляться в определенной последовательности: природа — человеквзаимодействие. если определено содержание представлений о взаимодей ствии человека и природы, ориентирующее на гуманнодеятельностное поведение детейI если педагогические условия обеспечивающие эффективность процесса формирования экологических представлений включают: учет особенностей детейб-7 года жизниинтег-ративный подход в системе работы по формированию представлений о человеке и природе, включающий разнообразие средств и методов обучения.

Исходя из определения цели и формулировки гипотезы в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ философской, биоло- ¦ гической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Уточнить сущность понятия «экологические представле.

НИЯ". '.

3. Определить педагогические условия, способствующие эффективному формированию представлений о взаимодействии человека с природой у детей старшего дошкольного возраста. Разработать и экспериментально проверить содержание представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников. г.

4. Разработать и экспериментально проверить технологию формирования экологических представлений о взаимодейи ствии человека и природы.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ основой исследования являются основополагающие философские концепции о единстве природы, человека и общества. (Ф.Энгельс, г.

В.А.Лось и другие) — психолого-педагогические положения о единстве знаний, чувств и деятельности в формировании отношений человека к окружающей действительности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие) — возможность понимания природы как единого целого и диалектической взаимосвязи природы и общества (А.Н.Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина и другие) — о необходимости и возможности формирования системных у знаний о природе у дошкольников (А.И.Васильева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентье ва, И. Д. Хайдурова и другие) — о формах и методах экологического воспитания (А.Н.Захлебный, И. Д. Зверев, С. Н. Николаева, В1.Г.Фокина, З. П. Плохий й другие).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинуг той гипотезы использовался комплекс методов, адекватных Ц объекту и предмету исследования: историко-логический анализ философской и психрлого-педагогической литературыстандартизированные беседы с детьми, интервьюировал ние и анкетирование родителей и воспитателейизучение I продуктов детской деятельностианализ документации- 4 наблюдение за дошкольниками на занятии и в повседневной жизниобработка полученных результатов. Основным методом исследования является педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в 4 этапа:

1- теоретико-поисковый этап (1995; 1996 гг.), на котором изучались и анализировались философские, психолого-педагогические исследования в контексте экологического воспитания и образования дошкольников.

П этап — методический (1995;1996 гг.). На этом этапе выявлялись и структурировались первоначальные экологические представления у детей старшего дошкольного возраста.

Ш этап — экспериментальный (1996;1997 гг.) — апробировалась педагогическая технология формирования экологических представлений о взаимодействии человека и приро ды.

Работа на данном этапе проводилась по специально выработанной программе, реализация которой становилась возможной благодаря интегративному подходу к экологи* ческому воЬпитанию и образованию, позволяющему формиро вать у дошкольников целостное, системное представление о сложных взаимосвязях между человеком и природой. Интегративный подход заключался в отборе содержания экологических представлений, включающих разнообразные представления о природе, человеке, их взаимодействии и 9 интегративной системе работы. Интегративная система работы включала: нетрадиционные формы проведения занятий по сообщению первичных экологических представлений ъ ч о природе и человекенаблюдения за изменениями живой природы в зависимости от сезонных явлений, за животными и растениями ближайшего окружения (в уголке природы и на территории детского сада) с целью выявления признаков живого и необходимых условий для жизни всех этих л организмов, включая человекатрудовую деятельность в природедидактические игрысоставление и рассказывание экологических сказокчтение литературы биологического характераиндивидуальную работу с детьми и так далеем.

1У этап — аналитический (1997;1998 гг.) — систематизировались и обобщались данные опытно-экспериментальной работы, уточнялись выводы, оформлялись результаты исследования.

Научная’новизна заключается в следующем: • определены и обоснованы особенности формирования представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников, предполагающие определенную последовательность: природа — человек — взаимодействиеобосновано и экспериментально проверено содержание представлений о взаимодействии человека и природы базирующиеся на трех основных положениях: целостность Щ t и неповторимость природыбиологические потребности человека как любого другого живого существаохрана природы как необходимое условие существования человека.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: конкретизировано понятие «экологические представления». Поскольку стержнем экологической науки являются I различного рода связи и зависимости, существующие в едином комплексе «природа — общество», этот стержень становится отправным в нахождений специфики и содержа* ния экологического образования. Следовательно, экологическими следует считать только те представления, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости. определены педагогические условия, содействующие эффективному формированию экологических представлений о взаимодействии человека и природы.

Пр актич е с к ая з начимо с т ь состоит в разработке и «апробировании технологии формирования представлений о взаимодействии человека с природой. Материалы исследования могут быть использованы при разработке различных программ экологического воспитания в детском саду, включены в спецкурсы, спецсеминары при подготовке специалистов дошкольного образования и курсах повышения квалификации практических работников дошкольных учреждений.

Апробация работы. Основные теоретические и I методологические положения исследования сообщались на научно-практических конференциях в г. Шадринске (апрель 1996, май 1997, декабрь 1997, май 1998), на заседаниях т кафедры методик дошкольного воспитания Шадринского ы педагогического институтапо материалам исследования проведен спецкурс со студентами факультета дошкольной педагогики и психологии ШГПИ. С изложением отдельных аспектов проблемы и результатами исследования автор выступал на заседаниях педагогического совета дошкольных работников детских садов г. Шадринска, где и применялась разработанная методика. Основные результаты исследования использовались в системе повышения квалификации педагогов Курганской области в институте повышения квалификации (февраль 1998 год).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Деятельность по формированию экологических представлений должна осуществляться в определенной последова1 тельности предусматривающей усвоение детьми представлений о природе (многообразии живых организмов, среды их обитания, цепи зависимостей живой природы от неживой) / о человеке (понимание человека как живого существа части* природы и общественного индивида) — о их взаимодействии (зависимости жизнедеятельности и здоровья человека от состояния окружающей природной среды).

2. Процесс экологического образования дошкольников будет успешным при определении содержания конкретных представлений о взаимодействии человека и природы, ориентирующего на гуманно-деятельностное поведение детей. К основным педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность формирования представлений о взаимодействии человека и природы относятся: учет особенностей детей старшего дошкольного возрастаинтегративный подход, заключающийся в отборе содержания разнообразных экологических представлений и в системе работы, включающей многообразие форм и методов экологического воспитания и обучения.

выводы о качественных изменениях в имеющихся у старших дошкольников экологических представлениях.

Данные полученных срезов подтверждаются высказываниями педагогов, экспериментальных групп о том, что после проведенной работы у детей появился огромный интерес к познанию природы и себя, желание защищать и охранять живые объекты природы. Во избежания эффекта тестирования некоторые диагностические задания были несколько видоизменены по форме.

Результаты выполнения детьми первого задания (см. 2.1), показали, что дошкольники проявили большую заинтересованность к изображению объектов природы. Рисунки детей характеризовались более разнообразной тематикой.

Старшие дошкольники изображали наряду с деревьями (100% рисунков), солнцем (100%) и травой (85%), наиболее часто встречающихся представителей животного мира: насекомых (35%), зверей (80%), птиц (30%). Большинство рисунков (60%) изобразили человека, как часть природы.

Комментарии рисунков дошкольниками были наиболее обоснованными. Так, 70% детей подробно описывали сюжет нарисованного.

Саша С. «Это лес. Я пошел посмотреть, как живут звери в лесу. На дереве сидит птичка, к ней летит еще одна. Небо голубое, а солнце яркое, поэтому у меня хорошее настроение» .

Лена П. «Я нарисовала полянку. На ней растут два дерева, цветочки, возле цветов летают бабочки, они собирают пыльцу. А еще я нарисовала девочку, она гуляет и дышит свежим воздухом, а бабочек она не ловит. Они как и люди живые, они дети Матери-природы» .

Анализ детских работ позволил отметить значительное увеличение количества изображенных детьми объектов природы, а также разнообразие цветовой гаммы, используемой дошкольниками.

По выделенным в констатирующей части исследования л критериям мы отнесли рисунки 35% детей к первой группе, наиболее высокой по качеству изображения и количеству объектов природы и комментированию своих рисунковко второй группе отнесены рисунки 60% детейк третьей.

— 5%. Отсутствие схематически изображенных объектов природы позволило нам сделать вывод о повышении интереса дошкольников к природе.

Результаты анализа рисунков детей отражены в таблице ч.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенная работа по формированию экологических представлений у старших дошкольников о взаимодействии человека и природы подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения изучаемой проблемы:

1. Экологическое воспитание и образование дошкольников — новое направление в дошкольной педагогике, значение которого уже не дискутируется, а является общепризнанным. Исследованием показано, что формирование представлений о взаимодействии человека и природы требует серьезного теоретического осмысления. Задача экологического образования на современном этапе — показать различные аспекты отношений человека с природой (познавательный, эстетический и рационально-потребительский) .

2. Экологическими представлениями следует считать представления дошкольников, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости. То есть, I экологические представления должны носить такой же интегративный характер, какой имеет сама природа.

3. Исследованием доказана доступность детям старшего дошкольного возраста представлений о взаимодействии человека и природы.

4.' Эффективности формирования представлений о взаимодействии человека и природы способствуют педагогические условия. В качеств наиболее значимых из них выдвинуты: учет особенностей детей 6−7 летинтегративный подход, заключающийся в отборе содержания экологических представлений и системе работы, включающей разнообразие форм и методов экологического воспитания и обучения.

5. На основе выявленных педагогических условий t разработана и апробированна программа «Человек и природа» для детей старшего дошкольного возраста, содержащая экологические представления о человеке, природе и их взаимодействии.

6. Обоснована и экспериментально доказана эффективность технологии формирования экологических представлений.

Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов проблемы формирования представлений о взаимодействии человека и природы как основы экологического образования дошкольников. Представляет научный и практический интерес эколого-валеологическое рассмотрение проблемы, в частности такой ее аспект как формирование представлений о здоровье (здоровом образе жизни) на основе взаимосвязи человека и природы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. Ключи к экологии. — J1.: Гитрометиздат, 1982. — 190 с.
  2. А.И. Биология в познании человека. М., 1989. — С.150−171.
  3. .Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 486 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Изд-во Ленингр. унив-та, 1968. — 339 с.
  5. Е.К. Зеленый мир: Ноосферное воспитание в педагогической системе В.А.Сухомлинского
  6. Учит.газета. 1987. — 5 сентября.
  7. В.П. Формирование представлений о биоценозе у детей старшего дошкольного возраста (на примере луга): Автореф. Дис.. канд.пед.наук. М., 1998. -17 с.
  8. O.JI. О воспитании и любви к природе // Дошкольное воспитание. 197 9. — № 6. -с. 20−22.
  9. В.Г. О структуре целостной системы //Философские науки. 1980. — № 3. — с. 84
  10. А.С., Бараковская Н. И. и другие. Основы педагогических технологий (краткий толковый словарь) / Под ред. А. С. Белкина. Екатеринбург, 1995. — 22 с.
  11. С.В., Барбинов Ф. А., Козьянов А. Ф. и другие.
  12. Охрана окружающей среды. М.:Высшая школа, 1991.- 319 с.
  13. JI.C., Яншин A.JI. Современное состояние проблемы экологии человека //Изв. ВГО., 1991. Т. 123. Вып.2.- с.113−121.
  14. В.О. Интересы, их взаимодействие и функции: Дис.. д-ра философ, наук. М., 1988. — 313 с.
  15. Н.М. Формирование познавательных интересов учащихся подготовительных классов в процессе знакомства с окружающим миром: Дис.. канд.пед.наук. Киев, 1984. — 168 с.
  16. П.П. Избранные психологические произведения. М., 1964, гл.З. — 198 с.
  17. А.А. Восприятие человека человеком. JI-, 1965. — 123 с.
  18. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. JI.: ЛГУ, 1970. — 135 с.
  19. Божович Л^И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  20. Большая советская энциклопедия / Под ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1978, Т. 29. — 640 с.
  21. Брезкун С. Т. Единственный абсолютный императивh
  22. Международная жизнь. 1992. — № 11. — с. 119.
  23. И.И. Проблема обучения человека здоровью // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток: Дальнаука, 1995. Вып. 2. -с. 40−49.
  24. М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1997. — 327 с.
  25. А.И. Учите детей наблюдать природу.- Минск: Народная асвета, 1972. 128 с.
  26. Н.Н. Мы Земляне //Дошкольное воспитание.- 1994. № 12. — с. 23.
  27. Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников //Дошкольное воспитание. 1993. — № 7. — с. 39−43.
  28. Н.Н. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания /на материале экспериментальной учебной программы по основам экологии для детей 6-ти лет /: Автореф. дис. канд.психол. наук. М., 1991. — 16 с.
  29. С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1980. — 129 с.
  30. В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. М.:Наука, 1965. — 374 с.
  31. Ветрова Н*.И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед.наук. J1., 1973.- 23с.
  32. JI.C. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избран, психол. исследов.- М.: АПН РСФСР, 1956. с.426−437.
  33. Гаврилова A.M. Особенности мышления старших дошкольников при классификации природоведческого материала
  34. Психолого-педагогические проблемы обучения им воспитания. Душанбе, 1974. — Ч. 1. — с. 60−80.
  35. А.Н., Тийттанен Т. Социально-экологический идеал //Дошкольное воспитание. 1990. — № 1 с. 71−77.
  36. A.M., Курок М. Л. Методические основы экологического образования и воспитания //Биология в школе.- 1981. № 2.- с.6−14.
  37. П.Я., Запорожец А. В., Карпова Н. С. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.- 177с.
  38. Геккель"Э Чудеса жизни. Общедоступные очерки биологической философии /Доп. том к кн.: Мировые загадки /. СПб., 1908. — 220с.
  39. А. Человек и животное: Этика отношений //Наука и жизнь. 1976.- № 12.- с. 133−139.
  40. Э. Опасность «дыр» в экологическом воспитании //Народное образование. 1989. — № 4.- 120−127 с.
  41. Э. От экологического знания к экологическому сознанию //Взаимодействие общества и природы. М.: Наука, 1986.- с. 79.
  42. Е.В. Экологическая направленность труда дошкольников в природе //Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. Шадринск, 1992.- с.88−90.
  43. А.А. и другие. Экологическая проблема и пути ее решения. М., 1987. — 50с.
  44. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации в 1993» //Зеленый мир. 1994. — № 24.- с. 30.
  45. JI.B. Педагогические условия развития образа «Я» ребенка старшего дошкольного возраста: Дис.. канд.пед.наук. Ростов н /Д., 1996. — 190 с.
  46. В.Г. Влияние знаний о природе на воспитаниеположительного отношения к ней: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1969.- 382 с.
  47. JI.H. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. — 554 с.
  48. Н.А. Отношение к природе как нравственная проблема // Философские науки. 1975. 5.-е.27- 32.
  49. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544с. Щ
  50. Р. Основы экологии / Перевод с франц. М.: Прогресс, 1975. — 415с.
  51. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Боткина и другие / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович.t- СПб.: Изд-во «Акцидент», 1995. 288с. ч
  52. В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещение, 1981.- 80с.
  53. Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка /Перевод с англ.- М.: Аквариум, 1995. 500с.
  54. Н.П., Платонов Г. В. и другие. Диалектика живой природы. В 8 кн. Кн. 5. Изд-во: МГУ, 1984. — с.26−96.
  55. Н.П. Философские и социологические аспекты генетики человека //Вопросы философии. 1971. — № 1. С. 37.
  56. Э.И. Наблюдение природы и умственное развитие ребенка // Знакомство детей с природой /Под ред. Е. И. Волковой. М.: Просвещение, 1968. — с.31−41
  57. А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников //Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1985. — с. 16.
  58. Л.Ф. Особенности возникновения и развитияпознавательного интереса к сезонным изменениям в жизнирастений у детей среднего и старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М., 1984. 21с.
  59. А.Н. Педагогические принципы и условия экологического образования. -М.:НИИ СиМО, 1983. 98с.
  60. А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическоеобоснование и пути реализации: Автореф. дис.. д-ра пед.наук. М., 1986. — 32с.
  61. А.Н., Суравегина Т. И. К определению понятия «'Охрана природы» //Советская педагогика. 1975. -№ 2. — с. 30−40.
  62. И.Д. Ведущие идеи и понятия в содержании школьного экологического образования //Совершенствование содержания образования в школе. М.: Педагогика, 1985. — с. 224−239.
  63. И.Д., Суравегина Т. И. Экологическое образование школьников. М.: Педагогика, 1983. — 160с.
  64. И.Д. Формирование ответственного отношения к природе //Советская педагогика. 1983. — № 12.с.12−19.
  65. Т.В. Умственное воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с неживой природой: Ав-тореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1982. — 23с.
  66. А.С. Восприятие человека и развитие представлений о нем ребенка дошкольника: Дис. канд.пед.наук. JI., 1968. — 305с.
  67. Е.И. Использование сравнения при ознакомлении дошкольников с природой / На материале животного мира /: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1973.- 25с.
  68. Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных /Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 1988. -159с.
  69. JI.C. Ознакомление дошкольников с ростом иразвитие*животных: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1989. 18с.
  70. Игнаткина JI.C. Умственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с ростом и развитием животных
  71. Формирование познавательной активности дошкольников.- Шадринск, 1992., с.35−43.
  72. .Г. Основные принципы и формы природоохранного просвещения /О преподавании основ охраны природы в педвузах. М.: Просвещение, 1972. — с.102−121.
  73. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений / Учеб. мет. пособие Ж. Ю. Генко,
  74. Е.В.Гончарова, Н. Г. Капустина и другие. Шадринск:1. Исеть, 1997. 96с.
  75. Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника /Т.И.Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и другие, научн. ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Дарвидчук, К. В. Тарасова и другие. — М.: Карапуз, 1997. — 288с.
  76. История зарубежной дошкольной педагогики /Сост. Н. Б. Мчелидзе и другие. 2 изд., доп.- М.: Просвещечние, 1986. 464с.
  77. В.П. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. Новосибирск: Наука, 1987.- 221с.
  78. И.Л. Настоящее и будущее атмосферного азона //Природа. 1988. — № 9. — с.10−19.
  79. Г. А. Педагогическая диагностика семьи: Методические рекомендации для классного руководителя. -Екатеринбург: УрГУ, 1997, — 37с. I
  80. Н.Н. Мировоззрение и экология. Киев, 1990.- с. 56
  81. Г. В. Воспитание экологически направленной личности старшего дошкольника: Сб. научн. тр. /Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. Шадринск, 1992. — с.90−92.
  82. Г. В. Экологическое воспитание детей 6-го года жизни: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1993.- 18с. г
  83. О.С. Конференция ООН по окружающей среде и развитию //Изв. РАН. Сер. География. 1992. — № 6.с.47−54.
  84. С.А. Формирование общественной направленности дошкольника в процессе познания социальной действительности: Автореф. дис.. д-ра пед.наук.- М., 1988. -39с.
  85. . Замыкающийся круг: Природа, человек, технология /Пер.с англ. JI.:Гидрометеоиздат, 1974. -279с.
  86. Кон И. С. Категория «Я» в психологии //Психологич. Журнал. 1981. — № 3. -с.25−38.
  87. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.- 269с.
  88. Н.Н. Воспитание заботливого отношения к животным //Дошкольное воспитание. 1988. 6. -с.36−37.
  89. Н.Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. ди?.канд.пед.наук. JI., 1986. — 16с.
  90. Н.Н. Теоретические основы Программы экологического воспитания дошкольников //Теоретические основы программы воспитания в детском саду. СПб., 1992. — с.48.
  91. Н.А. История педагогики. М.: Просвещение, 1982.- 444с.
  92. Контакт. Экологический информационный бюллетень ЮНЕСКО ЮНЕП, июнь 1992. — 8с.
  93. Е.И., Фокина В. Г. Труд детей в природе /Под ред. В. Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1983.с.84−124.
  94. В.К. Воспитание гуманных чувств у людей. -Киев, 1987.- 172с.
  95. А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. -Новосибирск: Наука, 1987. 182с.
  96. Красная книга СССР. Т.1. М: Лесная промышленность, 1984. — 392с.
  97. В.Н. и другие. Детская картина мира //Дошкольное воспитание. 1994. — № 6. -с.22
  98. Т.А. Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста /На материале экскурсий в природу: /Автореф. дис.. канд.психол.наук.- М., 1984., 21с. к
  99. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. t
  100. М.: Политиздат, 1977. 307с.
  101. А.Н. Проблемы развития психики. М.:АПН РСФСР, 1959.- 496с.
  102. И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981. 185с.-к
  103. М.И. Проблемы онтогенеза общения. -М.:Педагогика, 1986. 144с.
  104. В.А. Взаимодействие человека и природы как глобальная проблема //Вопросы философии. 1982. — № 5. -с.128−136.
  105. В.А. Человек и природа: /Социально-философские аспекты экологических проблем /. -М. :Политиздат. 1978. — 223с.
  106. В.А. Экологический срез современного научногоа- с.69−70
  107. М.В. Детям о природе. М.: Просвещение, 1989. — 144с.
  108. А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1975. — 415с.
  109. А.С. Сочинение /В 7-ми т./. Работа воспитателей. Т.5. М.: АПН РСФСР, 1951. — с.87−100
  110. В.Л. Методические рекомендации к Программе «Природа и человек». Омск, 1994. — 24с.
  111. А.С. О форме и содержании в живой природе. Л.: Наука, 1968. — 208с.
  112. Л.М. К программе знаний детей младшегодошкольного возраста о животных /Содержание знаний иумений в обучении детей дошкольного возраста. Л.: ЛГПИ, 1984. -с.53−61.
  113. В.М. Экологическое воспитание в нальных классах. Минск: Народное асвета, 1987. — 109с.
  114. Мир природы и ребенок /Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л. М. Маневцовой, П.Г.СаморуКовой. СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. — 319с.
  115. Л.И. Формирование обобщенных представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Киев, 1986. — 19с.
  116. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.- 352с.
  117. Н.Н. Экология, нравственность и политика //Вопросы философии.- 1989. № 5. -с.З
  118. Л.В., Колтунова И. Р. О взаимосвязях структурных компонентов экологического отношения у дошкольников и младших школьников //Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста /Тезисы докладов и сообщений /. -Шадринск, 1992. с.92−93.
  119. М. Дом ребенка /гл. Природа в воспитании /. -Казан, отд. Гос. изд-ва, 1920. с.25−32.
  120. B.C. Детская психология /Под ред.
  121. Л.А.Венгера. 2-е изд. — М.'.Просвещение, 1985.- 272с.
  122. B.C. Проблемы генезиса личности: Учеб. Пособие к спецкурсу. М.: МГПИ, 1985. — 105с.
  123. А.Г. Идея создания целостной концепции человека //Человек в системе наук. М., 1989.с. 43−49.
  124. А.Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972. — 190с.
  125. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности /Доклады на совещание по вопросам психологии личности. М.: АПН РСФСР, 1956.- с.10−14.
  126. НарочнаяГ J1.K. Руководство усвоением младшими школьниками первоначальных знаний о взаимоотношениях в природе: Дис. .канд.пед.наук. Киев, 1974. -146с.
  127. Т.Б. Педагогические условия реализации интегративного подхода к экологическому воспитанию молодежи: Дис.. канд.пед.наук. Кемерово, 1997.- 188с.
  128. С.Н. О некоторых подходах к экологическому воспитанию //Дошкольное воспитание. 1988.- № 2.-с.51−54.
  129. Л. Г. Формирование у дошкольников представлений о человеке как элементе экологической системы //Формирование гуманистической направленности учебно-воспитательной работе в педвузе и дошкольных учреждений. Шадринск, 1995. — с.56−62.
  130. О.А. Социально-экологическое воспитание ребенка в семье и дошкольном учреждении: Автореф. дис.. канд.пед.наук.- Брянск, 1997. -16с.
  131. Ю. Основы экологии /Пер.с англ. М.:Мир, 1975. — 740с.
  132. Ю. Экология /Пер.с англ. М.:Мир, 1986.-704с
  133. Орлов ВЛ*., Краснов Г. С. О природе человеческой биологии // Философия пограничных проблем науки. Вып. 3. Ученые записки. Пермь, 1970.- № 224. -с.210.
  134. Основы дошкольной педагогики /Под ред. к
  135. А.В.Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1986. — с.46
  136. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. — 352 с.
  137. Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М.:МГУ, 1989. — 178с.
  138. К.К. К теории личности //Личность и труд.- М., 1965, с.21
  139. А.А. Программа факультативного курса «Экология для младших школьников» для 3-го класса 4-хлетней начальной школы //Начальная школа.- 1993.- № 7. с.38−41.
  140. А.А. Формирование знаний об экологическихсвязях при изучении природоведения в начальной школе: Дис.. канд.пед.наук. М., 1990. — 187 с.
  141. З.П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5-го и б-го года жизни: Дис. .канд. пед.наук. Киев, 1983. — 189с.
  142. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1972. — 272 с.
  143. В.М. К проблеме биологического и социального в воспитании //Дж. Локк, К. Гильвеций, Д. Дидро /Новые исследования в педагогических науках. М. -1974. — № 10. — с.5−7.
  144. Л.И. К постановке проблемы формирования у старших дошкольников представлений о себе как части природы //Современные проблемы учебно-воспитательногопроцесса в различных образовательных учреждениях. к1. Шадринск, 1996. с. 5 6−63.
  145. Л.И. Проблема взаимосвязи человека и природы в альтернативных программах дошкольных учреждений //Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах. Шадринск, 1996. — с.95−102.
  146. Л.И. Характеристика представлений старших дошкольников о человеке как части природы //Новые педагогические технологии в работе дошкольных образовательных учреждений и начальные школы. Шадринск, 1997. — с.124−134.
  147. Развитие. Программа /Основные положения/. М.:к
  148. Родной край /Р.И.Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С.А.Козлова4- Под ред.С. А. Козловой 3-е изд.-М.:Просвещение, 1990. — 176с.14 9. Ростовецкая Л. А. Самостоятельность личности в познании и общении. Ростов -на- Дону, 1975. — 297с.
  149. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 416с.
  150. .Ж. Эмиль, или о воспитании //История заруЩбежной дошкольной педагогики. М.: Просвещение 1986.- с.102−132.
  151. Н.А. Я и природа: Учеб. метод, комплектпо экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИН-КА — ПРЕСС, 1996. — 56с.
  152. A.M. Тревожные антропогенные изменения природной среды //Вестник МГУ.Сер. география, 1990.2. с.3−14.
  153. Л.П. Практическая деятельность как факторформирования у младших школьников гуманного отношения к природной среде //Трудовое и нравственное воспитание в процессе экологического образования школьников. -М.: Просвещение, 1984. с.41−45.
  154. Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе: Дис.. канд.пед.наук. -М., 1973.-217с.
  155. П.Г. Как знакомить детей с природой. -М.: Просвещение, 1983. 207с.
  156. П.Г. Систематизация знаний детей о природе //Дошкольное воспитание. 1973. — № 4. -с.18.
  157. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1994. — 104с.
  158. Н.Д. Формирование бережного отношения к природе у младших школьников в воспитательной работе по месту жительства: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1988.- 16с.
  159. Н.Д. Экологическое воспитание младших школьников: Учебн. пособие.- Свердл. пед. ин-т. -Свердловск, 1991. 65с.
  160. В.Е. Фундаментальные биологические и экологические исследования//Вестник РАН. 1994. -Т.64. -№ 9. — с.797−809.
  161. Состояние окружающей среды и природоохранная деятельность на территории б. СССР от Стокгольма к Рио
  162. Под ред. В. И. Данилова -Данильяна. Т.Н. М., 1994.- 121с.
  163. И.Т. Система природоохранных понятий в курсе биологии 9-го класса: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1977. — 27с.
  164. И.Т. экологическое обучение и воспитание в курсе биологии. М, 1980. — 32с.
  165. В.А. Природа и школа //Советская педагогика. 1970. — № 5. — с.36.
  166. Е.Ф. Формирование у детей 6-ти лет первоначальных знаний о единстве организма и среды : Дис.. канд.пед.наук. Д., 1980. — 166с.
  167. З.И., Аменд А. Ф. Экологическое строительство детской души: Учебн. пособие. Челябинск, ЧГПИ, 1994. — 240с.
  168. О.Ю. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд пед.наук. М., 1994. — 18с.
  169. А.П. Обучение в детском саду /Под ред А. В. Запорожца. 2-ое изд. М.: Просвещение, 1970.- 206с.
  170. К.Д. Собран, соч. В 5-ти т. Т.З. М.: Педагогика, 1989.- 510с.
  171. К.Э., Николаева С. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром животных //Умственное воспитание дошкольников /Под ред. Н. Н. Поддъякова. М.: Педагогика, 1972. — с.121 153.
  172. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года //С3. РФ. 1995. — № 48. — с.456.
  173. A.M. К проблеме изучения знаний дошкольников о человеке как живом существе: Сб. научн. трудов /Проблемы изучения и развития личности дошкольника.1. Пермь, 1995. с.82−84.
  174. A.M. Экологическое воспитание дошкольников. -Пермь, 1992.- с.5−20
  175. Д.И. Социальное и биологическое в развитие личности //Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1985. — с.32−48.
  176. Д., Саймон Н., Винсент Д. Красная книга /Пер.с англ. М.: Прогресс, 1976. — 478с.
  177. Г. В. Экологическое воспитание это воспитание нравственности, духовности и интеллекта //Дошкольное воспитание. — 1995. — № 7. — с. 11−14.
  178. Н.М., Былова A.M. Экология. М.: Просвещение, 1988. — 272с.
  179. JI.T. Влияние эстетического воспитания средствами природы на экологическое мышление дошкольника: Дис.. канд.пед.наук. Ташкент, 1990. -192с.
  180. Экологическая безопасность России. Вып. 2 Материалы межведомственной комиссии по экологической безопасности /Сентябрь 1994 октябрь 1995 г./. — М.:V1. Юрид. лит-ра, 1996. 336с.
  181. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М. :Знание, 197 4.- 64с.
  182. Эмоциональное развитие дошкольника /Запорожец А.В.
  183. Я.И., Кошелева А. Д. и другие- под ред. Коше-левой А.Д. М.: Просвещение, 1985. — 176с.
  184. Ф. Диалектика природы//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.- с. 495−496.
  185. Н.С. Возможные виды природоведческой информации в классной и внеклассной работе //Нач.школа. 1987. — № 12. — с.39.
  186. А.В., Остроумов С. А. Уровни охраны живой природы. М.: Наука, 1985. — 175с.
  187. А.В. Экологические проблемы: острота ситуаций //Биология в школе. 198 9. — № 3. — с.5−10.
  188. П.М. Психология чувств. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 216с.
  189. Danoff' Jidith. Open for children. New Youk. Mc.Grow. Hill Book Company, 1977−222 p.
  190. Unes со, 1980. Finel report, intergovermental conference in environmental education, Tbilissi, USSR, 14−26 October, 1977, UNESCO, Paris.- 101 p.1. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТ ЕЛЕЙ.
  191. Знакомите ли Вы ребенка с природой (подчеркните): считаю необходимым, не придаю особого значения, считаю не обязательным, не задумываюсь, другое дополните
  192. Чему Вы придаете особое значение при ознакомлении с природой (подчеркните): изменениями в природе, ее красоте, ее значении для людей, другое дополните
  193. Какой метод приобщения ребенка к природе Вы используете чаще других (подчеркните): специальные экскурсии, труд в природе, чтение книг, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач, собственный рассказ, другое дополните
  194. Принимает ли ребенок участие в уходе за животными, растениями Вашего дома? Что он делает? Если они отсутствуют, почему?
  195. Как по Вашему, поступит ребенок, если увидит, чтоего сверстники портят деревья или обижают животное? подчеркните): присоединится к друзьям, пройдет мимо, сообщит взрослым, сделает замечание.
  196. Задает ли Ваш ребенок вопросы, связанные со своимпроисхождением и строением своего организма? Если да, то какого рода эти вопросы?
  197. Как по- Вашему, нужно ли давать дошкольникам знанияо взаимодействии человека и природы?
  198. Считаете ли Вы, что (подчеркните): человек часть природы/ человек — царь природы. b
Заполнить форму текущей работой