Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Акмеологические аспекты самостоятельной учебной деятельности студентов физкультурных вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработано методическое обеспечение самостоятельной учебной деятельности как предпосылка успешного акмеологического сопровождения. В работе получены экспериментальные данные свидетельствующие, что совершенствование методического обеспечения способствовало повышению познавательной активности, возросшей за экспериментальный период на 20%, что выразилось в увеличении посещаемости методического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ В
  • НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Обеспечение эффективности самостоятельной учебной деятельности в вузе
    • 1. 2. Специфика организации самостоятельной учебной деятельности студентов физкультурных вузов
    • 1. 3. Формирование педагогической компетентности студентов инсшгутов физической культуры

Акмеологические аспекты самостоятельной учебной деятельности студентов физкультурных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Демократизация управления системой высшего образования и жизни вузов, предоставление большей самостоятельности высшей школе, переход на межвузовскую систему подготовки кадров с присвоением академиями степеней бакалавров физической культуры и магистров, не только расширили возможности высшей школы, но и поставили ряд проблем (А.Г. Барабанов, 1995).

При массовом переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе, специалистами вузовского образования^ отмечаете", что для достижения высокого уровня нау"шонЕ1рактической подахггошш бакалавров и специалистов необходимо решить две главннепроблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации самостоятельной учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть интересы студентов в самоопределении и самореализащда (А. Вербищщй, Ю. Попов, В. Подлеснов, Е. Ацдросюк, 1995).

Самостоятельная учебная деятельность студентов активно исследуется в современной психолого-иедагогической науке — как составная часть непрерывного и многоуровневого образования (Т.А Воронова, 1986, И.Л. Наум-ченко, 1989 и др.) — - как средство индивидуализации обучения студентов (В.А. Бессонова 1986, Н. В. Кузьмина, Р. Ф. Жуков, Ю. Н. Параходов, 1988, Л. Б. Сосновская, 1989 и др.) — разрабатывается проблема управления самостоятельной учебной деятельностью (Н.Ф. Талызина, 1984; A.A. Реан, 1983; A.M. Гасанов, 1990; Е. В. Гапон, Г991 и др.).

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию рассчитывает, что по мере совершенствования учебного процесса, методик и технологий образования, обеспечения учащейся молодежи комплектами учебных пособий нового поколения кафедры будут последовательно двигаться в направлении сокращения аудиторных занятий и соответствующего увеличения времени, отводимого на самостоятельную работу студентов (В. Г. Кинелев, 1995).

Специфика институтов физической культуры, где студенты много времени уделяют спортивной подготовке (В.М. Выдрин, Г. А. Шашкин, 1996 и др.) актуализирует самостоятельную учебную деятельность как средство повышения профессиональной и педагогической компетентности (В^У. Агеевец, 1989;М. В. Прохорова, 199ЯН.Э. Пфейфер, 1996; В. Ф. Коспоченко, 1997 и др.).

Исследования готовности выпускников вуза физкультурного профиля к профессиональной деятельности (К.В. Ваганова, 1996; О. И. Дранюк, 1996; М. Г. Егоров, 1996; Е. В. Катрич, 199?- (ХВ. Петунии, 1996 и др.) показывают наличие значительных резервов в ее повышении. В то же время самостоятельная учебная деятельность как средство формирования педагогической компетентности студентов ИФК изучению не подвергалась.

Актуальность предпринятого исследования определяется социальным заказом общества на подготовку специалиста в области физической культуры, обладающего высокой педагогической компетентностью, способного самостоятельно приобретать новые знания, имеющего опыт самостоятельной работы, позволяющий успешно решать профессиональные задачи.

Работа соответствует Координационному плану (выполнения) научных разработок институтами физической культуры РФ (начиная с 1996 г.) проблема — 04, направление -01, тема — 06 (04.01.06).

В связи с переходом на гуманистическую парадигму образования усилением внимания к личности и постановкой задач ее максимального развития, достижения «акме» а избранном виде деятельности актуальными становятся вопросы разработки акмеолошческих аспектов формирования профессиональной компетентности специалиста, путей обеспечения акмеологиче-ского сопровождения в процессе индивидуального образовательного маршрута.

Объект исследования — педагогическая компетентность, формируемая в процессе самостоятельной учебной деятельности студентов.

Предмет исследования — акмеологические аспекты формирования педагогической компетентности студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности (педагогические условия акмеологического сопровождения, его характер и особенности).

Научная новизна исследования выражается:

• в анализе и систематизации научной литературы по самостоятельной учебной деятельности студентов и формированию педагогической компетентности у студентов физкультурных вузов;

• в определении акмеологической эффективности самостоятельной учебной деятельности студентов физкультурных вузов в процессе изучения педагогических дисцигадан, на основе определения удовлетворенности студентов характером и содержанием самостоятельной учебной деятельности, разработки форм учета и контроля качества самостоятельной учебной деятельности студентов;

• в выявлении резервов повышения эффективности самостоятельной учебной деятельности студентов;

• в разработке акмеолошческих аспектов формирования педагогической компетентности студентов (педагогических условий акмеологического сопровождения, его характера и особенностей);

• в разработке технологии организации самостоятельной учебной деятельности студентов по курсу акмеологии в АФК.

Таким образом, вносится определенный научный вклад в психологию развития, акмеологию, педагогику высшей школы, теорию и методику физической культуры по направлению подготовки физкультурных кадров.

Практическая значимость работы — результаты исследования имеют практическое значение д ля совершенствования организации педагогического процесса в вузах физической культуры. Разработанные средства и методы формирования педагогической компетентности средствами самостоятельной учебной деятельности могут быть учтены в фактической работе ИФК при планировании и осуществлении самостоятельной учебной деятельности студентов.

Акмеологическое сопровождение самостоятельной учебной деятельности студентов позволит не только повысить их педагогическую компетентность, но и избежать необоснованных перегрузок, повысить интерес к будущей профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию личности и ее профессиональной самореализации.

Цель исследования — изучить возможности повышения акмеологи-ческой эффективности формирования педагогической компетентности студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

• самостоятельная учебная деятельность студентов является сложным пси-холого-акмеологическим феноменом, имеющим свою педагогическую специфику в физкультурном вузе, определяемую особенностями организации учебного процесса, компоновкой групп по спортивным специализациям, наличием опыта саморазвития в процессе занятий спортивной деятельностью и опытом индивидуального общения с педагогом. эффективность самостоятельной учебной деятельности по формированию педагогической компетентности может рассматриваться с акмеологиче-ских позиций, предусматривающих ориентацию студентов на самопознание и саморазвитие, творческую самореализацию личности, обеспечивающуюся специально разработанной технологией организации самостоятельной учебной деятельности по педагогическим дисциплинам, резервы повышения эффективности самостоятельной учебной деятельности обеспечиваются ее акмеологическим сопровождением, построенном на учете интересе" — студентов, уровня их притязаний (предложением заданий различного уровня сложности), разнообразием заданий на самостоятельную работу, включением заданий творческого продуктивного характера, включением элементов акмеологического проектирования на основе формулировки задач самосовершенствования и саморазвития как в профессиональном, так и в личностном планах.

ВЫВОДЫ:

1. Самостоятельная учебная деятельность как педагогический и психологический феномен рассматривается специалистами с позиций ее целевого назначения и технологического обеспечения. Исследования, проведенные в вузах физкультурного профиля свидетельствуют о наличии специфики организации обучения в целом, и самостоятельной учебной деятельности, в частности.

Самостоятельная учебная деятельность ориентирована на формирование профессиональной компетентности, творческое развитие личности и подготовку к послевузовскому образованию. Результаты проведенных исследований в институтах физической культуры носят, в основном, локальный характер и направлены на оптимизацию преподавания отдельных учебных дисциплин. Ак-меологические аспекты формирования педагогической компетентности средствами самостоятельной учебной деятельности студентов вузов физкультурного профиля исследованиям не подвергались.

2. Выявлена достаточно высокая акмеологическая эффективность самостоятельной учебной деятельности студентов, которая определяется тщательно разработанной технологией ее осуществления, ориентированной на саморазвитие личности студента и повышение уровня педагогической компетентности. Развивающий эффект самостоятельной учебной деятельности выразился в: в изменении взгляда на себя, появлении желания разобраться в себе (64%) — в изменении самооценки своих «сильных» и «слабых» сторон (85%) — в более четком определении перспектив и направлений своего совершенствования в профессиональном и личностном планах (77%);

3. Исследование выявило основные причины затруднений в самостоятельной учебной деятельности студентов. Они определяются прежде всегонеготовностью ряда студентов к самостоятельной учебной деятельности, осуществляемой без поэтапного контроля преподавателянеумением работать с научной литературой, недоступностью научного языка, неумением выделять главное в текстеслабым опытом самостоятельного творчества, ориентацией на работу по образцуотсутствием умений осуществлять операции сравнения, анализа и прогноза.

4. Выявлены особенности самостоятельной учебной деятельности студентов отдельных учебных групп (в зависимости от специализации по курсу «Социальная педагогика»). Наименьшей эффективностью самостоятельной учебной деятельности отличаются представители групп футбола и вело-гребли, что объясняется в первом случае недостаточно регулярной посещаемостью студентов, а во втором — разнородностью группы. Полученные данные показали, что группы характеризуются разным уровнем готовности к самостоятельной учебной деятельности, отношением к ней, степенью успешности. Это обусловлено уровнем ориентации группы на учебу, в целом, степенью ее однородности, влиянием ведущего преподавателя, что должно стать значимым фактором в оценке акмеоло-гичекой эффективности самостоятельной учебной деятельности и обеспечении акмеологического сопровождения.

5. Выявлены и экспериментально проверены резервы повышения акмео-логичеекой эффективности самостоятельной учебной деятельности в формировании педагогической компетентности студентов. Такими резервами являются: разработка и принятие преподавателями единых критериев оценки качества самостоятельной учебной деятельностиразработка технологий самостоятельной учебной деятельностипредоставление студентам возможности выбора разноуровневых, по сложности, заданийакмеологическое сопровождение студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности.

6. Разработано методическое обеспечение самостоятельной учебной деятельности как предпосылка успешного акмеологического сопровождения. В работе получены экспериментальные данные свидетельствующие, что совершенствование методического обеспечения способствовало повышению познавательной активности, возросшей за экспериментальный период на 20%, что выразилось в увеличении посещаемости методического кабинета и выполнении дополнительных заданий и заданий повышенной сложности. Разработаны пути оптимизации методического обеспечения, направленные на повышение акмео-логической эффективности самостоятельной учебной деятельности, основными из которых являются: пополнение фонда учебной и научной литературы, разработка и обновление конкретных методических рекомендаций и указаний, с учетом тематики предлагаемых заданий для самостоятельной учебной деятельности, совершенствование консультативных возможностей методистов кабинета.

7. Эффективность акмеологического сопровождения самостоятельной учебной деятельности студентов обеспечивается установкой преподавателя на получение обратной связи, определения эффективности предлагаемой организации педагогического взаимодействия, принятием студентом средств и методов обучения, системы контроля и оценивания, степенью удовлетворенности самостоятельной учебной деятельностью и интереса к учебной дисциплине, учетом пожеланий большинства студентов в совершенствовании технологии преподавательской деятельности.

8. На основании проведенного исследования были сформулированы педагогические условия, обеспечивающие эффективность акмеологического сопровождения самостоятельной учебной деятельности, которые включают две основные позиции (группы условий): ориентацию преподавателя на акмеологическое сопровождение и технологическое обеспечение самостоятельной учебной деятельности. Первая группа условий предусматривает ориентацию на развитие познавательной активности и саморазвитие студента, на учет познавательных интересов и потребностей студента, на обеспечение и стимулирование положительной мотивации самостоятельной учебной деятельности. Технологическое обеспечение (вторая группа условий) включает: наличие продуманной технологической цепочки, разноуровневые задания и задания по выбору, эмоциональную насыщенность заданий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М., 1990 .- 141 с.
  2. В.У., Прохорова М. В., Попова Н. В. Формирование готовности студентов институтов физической культуры к управленческой деятельности преподавателя физического воспитания вуза // Теория и практика физ. культуры. 1988. — № 11. — С. 8−11.
  3. O.A. Учитель и перестройка процесса физического воспитания в школе // Теория и практика физ. культуры .- 1990. № 9.- С. 35.
  4. Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск: ОГИФК, 1990. -186с.
  5. И.Д. Фомирование у будущего учителя ценностного отношения к педагогической теории: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1987. -22с.
  6. А.Г. Новые условия новые кадры физической культуры и спорта // Теория и практика физ. культуры. — 1995.- № 12.- С. 2−4
  7. С.Н. Влияние индивидуально- психологических особенностей на развитие творческих способностей будущих учителей физической культуры. // Теория и практика физ. культуры. 1995.- № 5−6.- С. 41.
  8. В.А. Творческая самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональных умений: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1986.-21 с.
  9. Е.П. Обучение учащихся самоконтролю знаний как средство повышения их учебной успешности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Л., 1985.-22 с.
  10. С.Н. Вузовское обучение как средство формирования информационных потребностей студентов АФК// Физкультурное образование: проблемы и перспективы: Матер, межвуз. науч. практ. конф.- СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. — С. 68−69.
  11. Е.П., Сластенин В. А. Всесоюзный съезд работников народного образования и проблемы подготовки учителя // Теория и практика высшего педагогического образования: Межвуз. сб. науч. тр./ МГЛУ.- М., 1991.-С. 247.
  12. Т.Н. Познавательная мотивация в становлении профессионально-педагогической культуры: по материалам физкультурных вузов // Мировоззренческие основы формирования и развития педагогической культуры: Матер, конф. Ч.11/БГПИ.-Брест, 1990.-С. 36.-39.
  13. Л.Ф., Литвиенко Т. Н. Индивидуальный подход как средство активизации самостоятельной работы студентов // Новые подходы к организации самостоятельной работы студентов по общественным наукам. -Киев, 1991.-С. 45- 47.
  14. Ю.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя средствами учебного процесса // Мировоззренческие основы фоми-рования и развития педагогической культуры: Матер, конф. Ч. 11/ БI НИ. -Брест, 1993.-С. 5−7.
  15. К.В. Педагогическое руководство самовоспитанием профессионально-педагогической направленности личности студентов ИФК: Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 207 с.
  16. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
  17. А., Попов Ю. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высшее образование в России. 1995. — № 2.- С. 137.
  18. М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1993. — С. 9−12.
  19. М.Я., Зайцева С. Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя. М.: Прометей, 1993. -С.40.
  20. H.H. Топчиян B.C. Моделирование личности и деятельности тренера и совершенствование высшего физкультурного образования // Теория и практика физ. культуры. 1989. — № 10. — С. 7−9.
  21. Т.А. Формирование у студентов готовности к педагогическому самообразованию в условиях университета: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1986.- 24с.
  22. В.М. Модель специалиста широкого профиля // Теория и практика физ. культуры. 1976. — № 8. — С.48−50.
  23. В.М. Перестройка в области физической культуры (проблемы и пути) // Теория и практика физ. культуры. 1987. — № 8. — С.22−24.
  24. Ю.А. Концепция педагогической акмеологии и ее преемственность // Вестник Балтийской академии. СПб., 1998. — Вып. № 18. — С. 26.
  25. Ю.А. Акмеологическое проектирование развития индивидуальности на основе концепции потенциальной осуществимости человека. -СПб.: БПА., 1994. -С.З.
  26. Э.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов: Автореф. дисс. .канд. пед.наук. Киев, 1991. — 30с.
  27. Л.В. Использование рейтинговой системы контроля в организации самостоятельной работы студентов // Современные проблемы университетского образования: Матер. III Всероссийской науч.- метод, конф. -Волгоград, 1993.-С.63.
  28. Гасанов Азер Мурсал Оглы. Совершенствование педагогического руководства самостоятельной работой студентов младших курсов педагогических вузов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Баку, 1990. — 26 с.
  29. Н.И. Педагогические основы управления самостоятельной работой студентов в процессе обучения: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. -Тбилиси, 1988. -51с.
  30. А.Г., Пометова В. М., Баулин В. П. Становление личностно-ориентированного образования // Специалист. 1995.- № 1.- С. 21.
  31. Т.В. Факторы учебной успешности студентов заочного технического вуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Д., 1986. — 24 с.
  32. И.Л., Никитина Е. Д. Профессиональное самовоспитание тренера. Малаховка: МОГИФК, 1989. — С.29.
  33. Г. Б. Перспективные пути реализации принципа опережающей подготовки студентов в ИФК // Теория и практика физ. культуры. 1989. -№ 10. — С.24.
  34. А.Ю. Об условиях эффективности самостоятельной работы школьников по иностранному языку // Вопросы интенсификации обучения иностранным языкам в школе/ НИИ школ МП РСФСР.- М., 1987. С. 55.
  35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. — С. 228 — 299.
  36. В.М. Активизация самостоятельной работы студентов институтов физической культуры посредством активных методов обучения (педагогических игр): Дисс. канд. пед. наук. М., 1990.- 24с.
  37. В.М. Применение тестирования для педагогического контроля в институтах физической культуры. Львов: ЛГИФК, 1990. — С. 4 — 5.
  38. Л.В. Формирование готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности в процессе самостоятельной работы: Дисс.. канд. пед. наук. Кривой рог, 1991. — 18с.
  39. Г. И. Подготовка студентов к педагогическому самообразованию в процессе их самостоятельной работы по педагогике: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1974. — 23с.
  40. В.В. Учебная деятельность: состояние проблемы исследования // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С.5 — 14.
  41. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления: Новое педагогическое мышление. М., 1989. — С.80.
  42. А.М. Комплексный программированный контроль педагогических знаний // Теория и практика физ. культуры. -1991. № 7. — С. 13 -14.
  43. A.A. Перспективность акмеологических исследований // Матер. I-ой годовой научной сессии РАУ. М., 1993.- С. 46−50.
  44. Л.С. Система организации самостоятельной работы студентов на основе диагностики типа учебной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1989. — 16 с.
  45. М.П. Дворжецкая, И. В. Чмыхало. Развитие форм сотрудничества студентов и преподавателей в учебной и исследовательской работе // Углубление социалистической демократии и подготовка учителя средней школы. -Киев, 1989.-С.89.
  46. О.И. Формирование гностических умений у студентов института физической культуры: Дисс.. канд. пед. наук СПб., 1996. — 195 с.
  47. А.М. Проблема развития творческих способностей студентов.-М. 1974-С. 28.
  48. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.-М, 1989.-132 с.
  49. Евсеев С. П, Колодий О. В., Костюченко В. Ф., Специальное профессиональное образование в вузах физической культуры в современных условиях // Теория и практика физ. культуры. 1996. — № 8. — С.2−4.
  50. М.Г. Формирование у студентов ИФК компетентности в области педагогической диагностики: Дисс. канд. пед. наук СПб., 1996. — 173с.
  51. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989. -189 с.
  52. Н.Г. Деятельность библиотеки физкультурного вуза по формированию познавательной активности студентов // Педагогическая позиция специалиста по физической культуре и спорту: Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. СПб., 1996.- С. 17−18.
  53. Н.Г. Обоснование путей формирования познавательной активности студентов // Физкультурное образование: проблемы и перспективы: Матер, межвуз. науч.-практ.конф./ ГАФК им. П.Ф.Лесгафта- СПб., 1996. С. 72−73.
  54. H.H., Маслов В. И. Квалификационная характеристика специалиста по физической культуре и спорту // Принципы разработки и использования квалификационной характеристики «нового поколения"/ ГЦОЛИФК М., 1990.- 112 с.
  55. И.А. Педагогическая психология: Учебн. пособие Ростов на До* ну, 1997. -480с.
  56. Ю.А., Шамардин А. И. Особенности применения основных форм и методов проблемного обучения в процессе активизации познавательной деятельности студентов ИФК // Теория и практика физ. культуры, — 1995. -№ 12.- С. 9.
  57. Е.П. Перестройка и проблемы теоретической подготовки физкультурных кадров // Теория и практика физ. культуры. 1989.- № 8.- С. 6.
  58. В.В., Макаров Т. В. Организация самостоятельной работы студентов // Проблемы высшей школы -1991.- Вып. 75.- С.46−50.
  59. Е.И., Тряшщына А. П. Диалог на лестнице успеха. СПб., 1997.-С. 124.
  60. Т.Б. Профессионально-педагогическая направленность личности тренера: Автореф. дисс.канд.пед.наук.- СПб., 1992.- 24 с.
  61. С. С. Исследование эффективности самостоятельной работы студентов // Вопросы обучения и воспитания в вузе. Томск, 1992. -С.70−74.
  62. Кан-Калик В. А. Восхождение к студенту // Вестник высш. шк.- 1987. -№ 3, — С. 7−11.
  63. Как провести социологическое исследование: Учеб. пособие / Под ред. Горшкова М. К. и Шеречи Ф. Э. М.: Политиздат, 1985. — С.119.
  64. Е.П. Социальная модель преподавателя по физической культуре и спорту: Автореф. дисс. .канд. пед. наук Л., 1981. — 26 с.
  65. Е.П. Проблемы построения обобщенной модели специалиста по физической культуре и спорту // Теория и практика физ. культуры. -1985.- № 1. С.42−44.
  66. Е.П. Психолого-педагогическая характеристика деятельности и личности тренера: Метод, разработки. М.: ГЦОЛИФК, 1986. — 39с.
  67. Е.В. Педагогическая позиция преподавателей по физической культуре учебных заведений нового типа: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Л.: ГДОИФК, 1993, — С. 57−58.
  68. Е.В. Семинар-дискуссия как средство активизации самостоятельной работы студентов // Высшее образование в сфере меняющихся потребностей экономики и рынка труда: Тез. докл. Всерос. науч.-метод. конф. Барнаул, 1994. — С.93−94.
  69. В. И. Сущность самостоятельной работы студентов при многоуровневом образовании // Современные проблемы университетского образования: Матер. III Всерос. науч.- метод, конф. Волгоград, 1993.- С. 65 .
  70. В. Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России.- М.: Республика, 1995.- 328 с.
  71. Н. И. Активизация процесса обучения в институтах физической культуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Л.: ГДОИФК, 1993.- С. 5758.
  72. С. П. Диагностические межпредметные задачи в оценке подготовленности специалистов в институте физической культуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М.: ГЦОЛИФК. 1990.- 21 с.
  73. А. С. Система РИТМ: методическая информация для студентов // Высшее образование в сфере меняющихся потребностей экономикии рынка труда: Тез. докл. Всеросс. науч.- метод, конф.- Барнаул, 1994, — С. 95−96.
  74. И. X. Коммуникативная компетентность тренера и ее формирование у студентов института физической культуры: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Малаховка, 1987. -22с.
  75. В. А. Самостоятельная работа студентов как дидактическая проблема.- Киев: УМКВО, 1990.- 61с.
  76. О. Н. Руководство самостоятельной работой студентов в условиях заочного и вечернего обучения // Проблемы гуманитарной подготовки учителя в условиях вечернего и заочного обучения. М., 1991, — С. 5-Н.
  77. Т. А. Новое поколение учебных пособий по психологии как средство управления самостоятельной работой студентов МФК// Теория и практика физ. культуры .-1989. № 10.- С. 36.
  78. В.Ф. Концепция специального профессиональногообразования в современных условиях: Дисс.. д-ра пед. наук.- СПб.:1
  79. ГАФК им П. Ф. Лесгафта, 1996. 419с.
  80. Л. А., Советова О. С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям: Учеб. пособие. СПб.: ЦИПКРР, 1995.- С. 25.
  81. Е.Д., Булатова М. М., Матвеев С. Ф. Пути адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе // Теория и практика физ. культуры, — 1990. № 4. — С.57.
  82. А. Я. Психолого-педагогическая характеристика деятельности и личности тренера: Метод, разработки. М.: ГЦОЛИФК, 1986. — 39с.
  83. Ю.Г., Толмачев А. А. Психология формирования основ профессиональной зрелости у учащихся профтехучилищ: Метод, пособие. М.: Высш.шк., 1990.- 60 с.
  84. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989. -€.61.
  85. Н. В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л., 1970−68 с.
  86. Н. В., Жуков Р. Ф., Пароходов Ю. Н. Рационализация самообразования, самоорганизации, самоконтроля. Л., 1988.- 75 с.
  87. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980.- 53 с.
  88. Н.В. Стратегия развития системы акмеологических наук.- СПб.: Изд-во «СПб», 1996. С.7−33.
  89. Н.В. Предмет акмеологии. -Шуя: ШГПУ, 1995.- 45 с.
  90. Т.Н., Резгокова Л. В., Федотова Л. П. Развитие навыков самостоятельной работы студентов как фактор интенсификации учебного процесса: Тез.докл. Республ. науч.-метод, конф, — Иваново, 1990.- С.48−50.
  91. Н. Е. Формирование профессионально-педагогических качеств, но проведению спортивной ориентации детей и подростков у студентов
  92. ИФК в системе непрерывной педагогической практики: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1995 — 23 с.
  93. И. Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики //Сов. педагогика 1989. -№ 11.-С. 11−17.
  94. А. Н. Луцюк Л. Ф. Социально психологические проблемы формирования педагогической культуры // Мировоззренческие основы формирования и развития педагогической культуры: Матер.конф. 4.11/ БГПИ.- Брест, 1990.- С. 32−34.
  95. А. Н. Деятельность сознание, личность. М.: Политиздат, 1975,158 с.
  96. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1.-М: Педагогика, 1983.- 197 с.
  97. Т. П. Формирование готовности студентов ИФК к профессионально-педагогической деятельности в процессе практики: Автореф. дисс.. кавд. пед. наук.- Малаховка. МОГИФК, 1992. 24 с.
  98. Ю. Н., Левин Б. М. Рейтинговая система как способ повышения качества подготовки инженерных кадров // Высшее образование в сфере меняющихся потребностей экономики и рынка труда: Тез. докл. Всерос. науч.- метод, конф.- Барнаул, 1994. С. 101.
  99. В. А. Учет типовых особенностей познавательной деятельности студентов при организации их самостоятельной работы // Организация иуправление самостоятельной работы студентов в медицинском вузе. М., 1991. -С. 43−47.
  100. Л. М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент, 1986.- 47 с.
  101. Л. Г., Игнатенков Н. Е. Использование контрактов при изучении студентами дисциплины подвижные игры // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и образования: Тез. докл. науч.- практ. конф./ ВГИФК.- Великие Луки, 1994.- С. 17−18.
  102. Н. А. Пути совершенствования методов лбучения студентов 1 курса приемам самостоятельной работы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-СПб., 1995.-23 с.
  103. Л. И., Шевелев Ю. И., Белоусова В. Н. Структура методического обеспечение самостоятельной работы студентов // Вопросы обучения и воспитания в вузе. Томск, 1992.- С. 39−40.
  104. Т. А. Формирование профессиональной педагогической компетентности студентов института физической куль туры в процессе изучения педагогических дисциплин: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1994. -127 с.
  105. А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя// Сов. педагогика,-1990 № 8, — С. 82−88.
  106. Я. Ц. Особенности мотивационной сферы студентов института физической культуры // Теория и практика физ. культуры.- 1995, — № 5−6.-С.44.
  107. В. И., Зволинская Н. Н. Новое поколение квалификационной характеристики для институтов физической культуры // Теория и практика физ. культуры, — 1987. -№ 2.- С. 15−18.
  108. В. И., Зволинская Н. Н. Высшее физкультурное образование сегодня и завтра // Теория и практика физ. культуры. -1990, — № 2.- С. 5.
  109. О. С. Учебный семинар творческая мастерская: фрагменты подготовки спортивно- педагогических кадров за рубежом // Теория и практика физ.культуры. — 1995.- № 5−6.- С. 59.
  110. Методы сбора информации в социологических исследованиях: Социологический опрос / Ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука, 1990−232 с.
  111. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Организа-циошго-мегодологические проблемы опроса: Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент / Ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова М.: Наука, 1990.- 224 с.
  112. А. И. Формирование педагогического мастерства тренера: Метод, разработка. -М.:ГЦОЛИФК, 1986.- 36с.
  113. И. X. Формирование педагогических умений у студентов-гимнастов II курса ИФК в процессе педагогической практики и учебных занятий: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л.: ГАФК, 1990. -21 с.
  114. И. Л. Самостоятельная работа в системе непрерывного образования // Сов. педагогика. 1989. — № 5. — С. 19.
  115. С. Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1988, — 31с.
  116. С. Д., Киршева Н. В. Теоретические аспекты дидактических игр в подготовке специалистов в ИФКах // Теория и практика физ. культуры. 1990. 12. — С. 14.
  117. Т. А. Организационно- педагогические факторы активизации самостоятельной работы студентов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-СПб.: СПбГУ, 1992, — 24 с.
  118. Е. Д., Кобер И. X. Обучение преподавателя тренера основам педагогического мастерства // Теория и практика физ. культуры. -1987. -№ 5.-€.20.
  119. Е. Д., Решетень И. Н. О квалификационных характеристиках педагогических профессий в области физической культуры и спорта. -М,-ГЦОЛИФК, 1982.- С. 15.
  120. Г. В., Саулина О. П. Самостоятельная работа студентов, как основа довышения эффективности процесса обучения по ИФК // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Матер, науч.-метод. конф. Вып. 3, — Челябинск, 1993.- С. 31−32.
  121. Новые подходы к организации самостоятельной работы студентов по общественным наукам: Сб. науч. тр./ Под ред. В. А. Паламарчука. Киев: Книга, 1991.- 86 с.
  122. Л. И. К вопросу о формировании у студентов навыков и умений самостоятельной работы // Психолого-педагогические основы активизации самостоятельной работы студентов по овладению будущей профессией. -Днепропетровск, 1990,-С. 127.
  123. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И. А. Зазюна. М., 1989. -302с.
  124. Основы педагогического мастерства тренера: Учеб. пособие / Под ред. И. Н. Решетень, И. X. Кобера, М. В. Прохоровой. Малаховка: МГОИФК, 1986. — 55с.
  125. В. И. Развитие самостоятельной деятельности обучаемого как условие его перехода к самообразованию // Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов. Вып. 2,-М., 1991. С. 127−132.
  126. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.- С. 126.
  127. О. В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры- Автореф, дисс, . д-ра пед. наук. СПб., 1996. — 39с.
  128. Л. А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989 — С. 15.
  129. П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972, -184 с.
  130. В.Н. Актуальные проблемы высшей школы и пути перестройки физкультурного образования // Теория и практика физ. культуры. 1990.4,-С, 7−10.
  131. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1977. — С.58.
  132. Пути совершенствования профессиональной подготовки учителя физической культуры на заочном отделении: Тез. докл. метод, совещ. преподавателей каф. фак-тов физ.культуры. Саранск: Мордовск, Гос. пед. ин-т, 1992. — 56 с.
  133. В., Самойленко П., Дмитриева В. Самостоятельная работа в межсессионный период // Альма-Матер. 1995, — № 5.- С. 47.
  134. М.В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетентности специалистов по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования- Дисс.. д-ра лед. наук. СПб., 1993. — С. 378 — 3 $) .
  135. Программа курса «Основы акмеологии» для студентов, обучающихся по специальности 22 300 физическая культура и спорт. / Сост. М. В. Прохорова. — СПб., 1997. — С.27.
  136. М.В. Совершенствование подготовки физкультурных кадров на основе акмеологического проектирования // Проблемы научно-педагогической подготовки специалистов в области физического воспитания- Сб. науч. тр. Калининград, 1998. — С.34,
  137. Рабочая книга социолога / Ред. Г. В. Осипов, Д. М. Гвишиани М.: Наука, 1983.-С.289.
  138. Т.И. Самостоятельная и индивидуальная работа ключ к подготовке специалиста // Труды ученых ГЦОЛИФКа: Ежегодник. — М., 1993.-СЛ36.
  139. Т.Н., Манжосов В. Н. Лабораторный практикум на профилирующей кафедре ИФК // Теория и практика физ. культуры. 1989. — № 10. -С.31.
  140. A.A. Психология познания педагогом личности учащегося. М.: Высш. шк., 1990, — С.38−39.
  141. A.A. Акмеология личности: Проблемы развития системы акмеоло-гических наук / Под. ред. Кузьминой Н. В. и Зимичева A.M.- СПб., 1996.-С.118−136.
  142. Ю.А. Самостоятельная работа студентов важнейший компонент подготовки специалистов в системе физкультурного образования // Теория и практика физ. культуры. — 1989. — № 10.- С. 29.
  143. Г. В. Факторы, определяющие эффективность методической под-говленности будущих учителей физической культуры в процессе педагогической практики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Малаховка, 1987. -23с.
  144. И.Н. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов в процессе обучения в институте физической культуры: Метод, указания. М.: ГЦОЛИФК, 1981. — 23с.
  145. H.H., Редхер Г. В. Воспитательная работа студентов в процессе педагогической практики: Метод, указания. М.:ГЦОЛИФК, 1985.- 36с.
  146. И.Н., Каргаполов Е. П., Никитина Е. Д., Андриади И. П. Методология и методика моделирования при решении проблем физкультурного образования.- М.: ГЦОЛИФК, 1998, — С.4−21.
  147. В.М. Азбука педагогического труда. М.: Высш. шк., 1990. -111с.
  148. Рубинштейн Л С. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. — № 3.- С. 9 — 14.
  149. A.A., Прохорова М. В., Синюхин Б. Д. Педагогика: У^ебник.-СПб., 1996. С. 272.
  150. Л.П. Формирование творческого подхода к профессиональной деятельности у студентов ИФК: Дисс.. канд. пед. наук. СПб. 1995. -221 с.
  151. Н.Ф. Особенности педагогической подготовки тренера в системе высшего физкультурного образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.:ГЦОЛИФК, 1991. -23с.
  152. В.А. Формирование методической компетентности будущего учителя // Теория и практика высшего педагогического образования: Межвуз.сб. науч.тр. / МГПУ.- М., 1991.-С.74.
  153. Совершенствование содержания, форм и методов организации учебного процесса: Матер, межрег. науч.- практ. конф. Ижевск: Ижевский гос.мед.ин-т., 1991. — 177с.
  154. Совершенствование учебного процесса и новые формы обучение в университетах: Сб.тез. науч.-метод. конф.- Пермь., 1990. 70с.
  155. Современные проблемы подготовки специалистов фармацевтического профиля: Матер, конф. по науч. основам учебного процесса. Курск: Курский гос.мед. ин-т, 1994.- 138с.
  156. Г. П. Педагогическое тестирование: классификация тестов (контрольных заданий) // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Матер, науч. метод. конф. Вып.З.Челябинск, 1993. — С. 6 — 9.
  157. Л.Б. Педагогические аспекты организации самостоятельной работы студентов на основе принципа индивидуальнодифференцированного подхода: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. JL, 1989. — 14с.
  158. Н.Ф. Управление процесом усвоения знаний. М, 1984. — 344с.
  159. В.П. Педагогика в вузе: Самостоятельная работа студентов // Сов. педагогика.- 1989.- № 5. С. 83.
  160. Д.Д. Повышение эффективности самостоятельной работы учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1987. — 19 с.
  161. Теоретические основы и практический опыт организации систематической работы студента: / Метод, рекомендации/. Якутск: ЯГУ, 1994. -С.60.
  162. Э.Л. Формирование у студентов отношения к овладению профессией тренера-преподавателя: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1987. — 189 с.
  163. Ю.Г. Основные принципы УИРС и ее организация в институтах физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1979.- № 10.-С.39.
  164. И.М. Организация и планирование самостоятельной работы студентов на ФФК //Подготовка студентов факультета физической культуры к профессиональной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. / МОПИ.-М., 1991.-С.103−114.
  165. С.И. Формирование готовности специалиста физической культуры к педагогической самореализации: Дисс.. канд. пед. наук/ СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1997. — 165 с.
  166. С. С. Система информационного обеспечения советской культуры: Автореф. дисс. д- ра. наук. JL, 1991. — 47 с.
  167. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: МГУ, 1989.- 240 с.
  168. Г. И. Основы акмеологии: Слагаемые профессионализма и творческой самореализации человека. — М., 1997.- С.9−10.
  169. . К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1996. — 60 с.
  170. Н. В., Павлова Т. Л., Пенькова Р. И., Горшкова В. В., Бочкина Н. В. Организация самостоятельной работы студентов в вузе// Непрерывное педагогическое образование. Вып. 11. СПб.: Образование, 1993.-С.30−31.
  171. В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 150 с.
  172. Ф. Я. Пути формирования профессионально- педагогических умений у студентов ИФК : Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1981. — 19 с.
  173. Г. А. Спортивная подготовка студентов физкультурных студентов физкультурных вузов. Физическая культура, спорт и здоровье нации: Матер, междунар. конгресса. СПб.: Россия, 1996.- С. 87.
  174. Г. А., Прохорова М. В., Сидоров А. А. Теории человеческого учения и технологии обучения. СПб.: ГАФК., 1996. — 72 с.
  175. Г. А. Организационно-педагогические аспекты системы подготовки специалистов вузами физической культуры Российской Федерации в условиях реформ высшего образования: Дисс.. д-ра пед. наук / СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1998. — 274с.
  176. И. И. Физкультурному образованию непрерывный характер // Теория и практика физ.культуры. -1990. — № 7.-С. 7−9.
  177. О. В. О четырех самоопределениях педагога в современной России // Образование взрослых в России на рубеже 21 века: проблемы и перспективы: Матер, науч. практ. конф. 4.11/ РАО.- СПб., 1995. — С. 3−5.
  178. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 246 с.
  179. В. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. СПб., 1998. -639 с.
  180. М. Т., Tate P. J. What next in experiential learning? Learning by experience, what, why, how. / / New directions for experiential learning. № 19. -San Francisco, 1978-
  181. Bank A. Experience based curriculum / / The international encyclopedia of education: Research and studies / Ed. By T. Husen, T. N. Postlethwaite. Oxford, 1985.-Vol.3.-P.1795.
  182. Wagemans L., Dochy F. Principles in the use of experiential as a source of prior learning / / Distance Education. 1992. — Vol. 12. — No. 1. — P.85 — 108.
  183. Lipman M., Philosophy goes to school. Philadelphia, 1998. P. 67.
  184. Scardamalia M., Bereiter С/ Computer support for knowledge bul ding communities / / The Journal of the Learning Sciences. 1993 / 94. No. 3. P.270.
  185. Gluckel H. Vom Untemcht: Lerhbuch der Allgement Didaktik. Bad Heilbrunn: 1990.
  186. The Journal of the Learning Sciences. 1993 / 94. No.3. P.255.
  187. Dimensions of thinking,. 1989.
  188. Developing minds: A resource book for teaching / Ed/ by A/ L/ Costa Alexandria, 1985.
  189. Driver D., Bell B/ Student’s thinking and the learning of science: A construc-tivist view / / Science in science education. 1986. — Vol.13. — P.443−455 — as quot. in.
  190. Kreitzberg P. The legitimation of aims: paradigms and metaphors. Lund, 1993.-P.151.
  191. Anderson L. W., Ryan D. W., Shapiro B. J. The EEA classroom environment study. Oxford, 1989- Anderson L. W. Increasing teacher effectiveness. -Paris, 1991.
  192. Naisbitt J, Aburdene P. Mega trends 2000. — N.Y., 1990- Towards developing new teacher competencies in response to mega — trends in curriculum reforms. -Bangkok, 1992.
Заполнить форму текущей работой