Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Медийные манипулятивные технологии и проблемы государственного управления массовым сознанием

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См. работы: Сапунов В. И. Мировые информационные агентства: системное влияние на аудиторию / В. И. Сапунов. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. — 240 е.- Хорольский В. В. Отечественные и зарубежные ученые о медийной глобализации / В. В. Хорольский// Акценты.— Воронеж, 2007.— № 5−6.— С. 30. Акопов А. И. «Веб 2.0″ как явление и как проблема / А. И. Акопов // Журналистика электронных сетей. Сборник научных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Манипуляция массовым сознанием как проблема коммуникативистики
    • 1. Теоретико-методологические основы изучения понятия «манипуляция» в коммуникологии и теории журналистики
    • 2. Политические манипуляции как особая стратегия государственной деятельности в исторической ретроспективе: информационно-журналистские аспекты
    • 3. Проблема управления массовым сознанием посредством СМК и роль Интернет-коммуникаций в политических процессах России
  • Глава 2. Интернет как механизм реализации государственной власти на современном этапе: масс-медийный аспект
    • 1. Интернет-технологии в коммуникативном пространстве современной политики
    • 2. \^еЬ-ресурсы в арсенале официальных политических структур

Медийные манипулятивные технологии и проблемы государственного управления массовым сознанием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Возникнув на заре существования человеческого общества, манипуляции сознанием стали неотъемлемой частью социальных коммуникативных процессов. В наибольшей степени скрытое воздействие проявило себя в политике. С появлением и развитием радио, фотографии, кино, телевидения и интернета развиваются новые способы манипуляции массовым сознанием с помощью СМИ. Формирование и развитие в XX веке массового общества обусловило особое место масс-медиа в цепочке взаимосвязей лидеров мнений (в том числе политических) и аудитории. Эволюция социальных институтов, как известно, привела к существенному уменьшению роли классических институтов (например, институт семьи, институт религии, политические институты, институты образования и воспитания), к возрастанию влияния нетрадиционных видов социальных взаимодействий и новых типов коммуникации1. К последним относятся электронные СМК, достигшие значительных успехов в эпоху компьютерного научно-технического прогресса. В ходе исследования был прослежен путь развития манипулятивных технологий от их зарождения до современного состояния, выявлены характерные для каждой эпохи черты скрытого воздействия на массовое сознание, чтобы доказать закономерность возникновения интернет-манипуляций.

СМИ всё активнее становятся механизмом осуществления политического и идеологического воздействия на массовую аудиторию. Успехам массовых коммуникаций в сфере политики способствовало и бурное развитие масс-медийных средств — радио, телевидения, интернета, мобильных телекоммуникационных систем и т. д. Конец XX века.

1 Об этом свидетельствуют исследования многих современных социологов. См.: Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социологические исследования. — 1992 — № 2−4- Буданцев Ю. П. Социология массовой коммуникации / Ю. П. Буданцев. — M.: МНЭПУ, 1995.— 111 сКонецкая В. П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая.— М.: Международный институт бизнеса и управления, 1997.— 304 с.- Курбатов В. И. Современная западная социология / В. И. Курбатов. —¦ Ростов: Феникс, 2001. — 404 с. ознаменовался выходом электронных СМИ за рамки государственных границ. Доминирующим фактором в современных глобализационных процессах становится межнациональная, (трансграничная) система GMK1. Интернет занял особое место в системе СМИ, оказывая влияние не только на классические средства массовой' коммуникации, но и на общество, переживающее процесс утраты национальной идентичности, территориальной уникальности и культурнойсамобытностиИзучение сетевых коммуникаций актуально еще и потому, что Интернет становится одним из важнейших элементовСМК. Некоторые ученые, журналисты и. блоггеры предсказывают, что онлайн-журналистика в скором времени потеснит классические средства массовой информации;

Интернет превратилсяиз сети взаимосвязанных компьютеров, в коммуникативное пространство. Теперь, это не только наборэлектронных изданий, но особаямедиасреда. Это и система активноймногополярной взаимосвязи, постоянно-растущего числа абонентов, некоторые из которых проводят у компьютера по 8—16 часов в! сутки, и колоссальный объем информации, и средство, или даже способ жизни, «среда обитания». Интернет стал одним из самых мощных каналов воздействия на массовую аудиторию-по ряду причин. Во-первых, существуя вне национальных границ, world wide web (Всемирная Паутина) не подчиняется, государственным законам жесткой цензуры. Формируется’впечатление полной’свободы интернет-пространства. В' обществе, где есть стереотип ущемления свободы слова, информация в Сети считается наиболее правдивой и точной, хотя это далеко не всегда так. Во-вторых, отсутствие личного контакта акционеров Интернета приводит к.

1 См. работы: Сапунов В. И. Мировые информационные агентства: системное влияние на аудиторию / В. И. Сапунов. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. — 240 е.- Хорольский В. В. Отечественные и зарубежные ученые о медийной глобализации / В. В. Хорольский// Акценты.— Воронеж, 2007.— № 5−6.— С. 30. Акопов А. И. «Веб 2.0″ как явление и как проблема / А. И. Акопов // Журналистика электронных сетей. Сборник научных работ. Вып. 2. / Отв. ред. проф. Акопов А. И. — Факультет журналистики ВГУ. — Воронеж, 2008. — С. 4−17- Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. — М.: ACT, 2004. — 784 е.- Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. — М.: Кучково поле, 2007. — 464 с. и др. возможности построения множественного „я“ и, как следствие, к размытию смысловых границ „языковой“ личности"1. Аудитория, не имеющая базовых знаний, часто становится, неспособнойпротивостоять психологическому воздействию, в т. ч. и деструктивного характера. В-третьих, Сеть формирует иллюзию обратной» связи с высшим политическим звеном государства. Это-является результатом работы особого штата сотрудников, основная задача которого-— отслеживать поступающие письма1 от электората и-отвечать на* эти. письма от имени действующих политиков. В-четвертых, многими-пользователямиИнтернета правдивость информации проверяется количеством" повторений новости на различных сайтах, а вовсе не достоверностью источников и наличием логических связей. ¦ Очевидно несовпадение-" индекса популярности — и объективной истины, но «фильтр» популярности сообщения! дает возможность на основе' принципа, «интерсубъективности» коммуникативных актов отобрать ту информацию, которая наиболее соответствует личным представлениям каждого субъекта аудитории об адекватности информирования.

Видимая открытость политической деятельности властных-структур и их зависимость от общественного мнения, в том числе от мнения, прочих стран, обуславливает смещение управленческих механизмов, от прямого принуждения к убеждению, в т. ч. и манипулятивному. Многие исследователи согласныс С. Г. Кара-Мурзой, утверждающим, что «неважно, справедлива или нет политическая сверхзадача, примененная телевидением технология манипуляции сознанием преступна"2. Однако всё большее количествокоммуникативистов и практикующих журналистов отмечают, что скрытое воздействие в современном демократическом обществе является наиболее эффективным и неизбежным.

Актуальность работы также обусловлена рядом факторов:

1 См. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — М.: ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010.—264 с.

2 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. — М., 2000. — С. 407. возрастание роли. интернет-коммуникаций'в политической жизни- —- резкое: увеличение числа, пользователей" Интернета и количества посещаемых имисайтов (о последнем свидетельствует, необходимость постоянного' увеличения! количества доменов? — как первого, так. и вторичных уровней) — активизация* диалогическогообщенияшосредством блогов-: интерактивностьимедиакоммуникативнаяориентацияэлектората- -—планомерноепроникновение: политическоговлиянияв область, интернет-коммуникаций-,.

Изученность темы. Сегоднясетевые коммуникациистали" фактом, ежедневной жизни миллионов*. потребителей. Они изучаются* представителями разных профессий, ног особенно значимы для коммуникативистовполитологов, журналистов. Манипулятивные стороньг. данного: вида>коммуникативных-процессовшзучаются:-сравнительно недолгохотя сама проблема манипуляций в науке хорошо известна. С темой данного исследования тесно связаны работы Р. Дж. Лифтона, С. Московичи", А. Цуладзе3, А.В. Кукарктша4, А. С. Панарина5, Б. Н: Бессонова6, ВШ-.Еуднева?,. Г. F. Почепцова8, Е. Л: Доценко9,. И. И. Засурского10, K. G: Еаджиева!1," Л. АВасильевой.!2, 6. F. КорконосенкоР ш дрг,. однако?

1 ЛифтонР. Дж. Технология'"промывки* мозгов" /Р. Дж.Лифтон.— СПб.: «Прайм-Еврознак», 2005.— 576 с. ." ' ''.

2 Московичи G. Век толп / С. Московичи. -—М., 1996. — 478 с.

3 Цуладзе АБольшая манипулятивнаяигра/А.Цуладзе-.— М, 2000; — 336 с.

4 Кукаркин А. В: По ту сторону расцвета /А. ВКукаркин.— М., 1981;.-—558 с.

5 Панарин А. С. Искушение глобализмом 1 А. С. Панарин.— М., 2002 Г — 378 с.

6 Бессонов Б. Н: Идеология духовного подавления / Б. II. Бессонов. — М., 1978: — 295 с'.

7 Руднев В. П. Словарь культуры XX века/ ВП. Руднев.-— М.: Аграф, 1997. — 384 с. ,.

8 Почепцов Г. F. Теория коммуникации / F. F. Почепцов: — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001. — 234 с.

9 Доценко Е. ЛПсихология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. — М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997;— 342 с.

10 Засурский И. И. Масс-медиа второй республики / И. И. Засурский.— М-: Изд-во Моск. ун-та, 1999.— 272'с.

11 Гаджиев К. С. Политическая фгаософия / К. С. Гаджиев. — М, 1999. — 605 с.

12 Васильева Л. А. Делаем новости!: Учебное пособие / Л. А. Васильева/—- М.: Аспект Пресс, 2002. — 188 с.

13 Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / С. Г. Корконосенко.— M.: Аспект Пресс, 2002. 284 с. феномен манипулятивного воздействия посредством интернета указанными учеными не затрагивается. В трудах каждого из перечисленных выше авторов изучаются лишь отдельные аспекты манипуляции массовым сознанием в сфере масс-медиа.

Цель работы — показать специфику политической интернет-коммуникации в современной России, уделив, особое внимание манипулятивным технологиям, используемым ведущими политическими силами в сетевых публикациях и выступлениях.

Задачи работы: охарактеризовать сетевые информационные ресурсы с точки зрения коммуникативистики и теории журналистикипроанализировать основные официальные политические сайты РФ и сравнить их с сайтами легальной оппозициисравнил" особенности манипулятивных акций в интернете и в классических СМИуточнить существующие схемы классификации манипулятивных приемов в интернете с точки зрения теории и практики журналистики.

Объект исследования: политические порталы и сайты, блоги высших органов власти России, рассмотренные с точки зрения теории журналистики и коммуникативистики.

Предмет исследования: основные стратегии и приёмы политической* манипуляции массовым сознанием на политических сайтах и медиаэффективность онлайн-коммуникаций.

Методы исследования обусловлены целью и темой работы. Принципы анализа Интернет-текстов с социокультурных позиций, с частичной опорой на политологическую методологию, а также контекстный содержательно-семантический ракурс анализа медийных текстов, осуществляемого в трудах современных ученых (А. Акопов, В. Богуславская, Я. Засурский,.

JI. Землянова, Р. Лифтон, В. Сапунов, В. Хорольский), следует считать методологической базой работы.

Теоретической^ базойизучения текстов в сфере Интернет-коммуникаций являются теории массовых коммуникаций, созданные прежде.

1 л всего П. Лазарсфельдом, Ги Дебором, Hi Луманом, Ю. Хабермасом, М. М. Бахтиным3, Ю. М.1 Лотманом4. Теоретическую основу данного исследования также составляют труды западных («Введение в-социальную психологию" — Э. Аронсона, «Психология! народов имасс» Г. Лебона, «Мотивация и личность» А. Маслоу, «Манипуляторы сознанием» Г. Шиллера, «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» Э.* Шострома, «Коллективное бессознательное"К.-Г. Юнга) и отечественных («Веб 2.0» как явление и как проблема» А. И: Акопова, «Массовая коммуникация в XX веке: концепции западных исследователей» В. И. Сапунова, «Коммуникативистика и теория журналистики: общее и различное» В. В. Хорольского, «Коммуникативистика и средства информации» Л. М. Земляновой, «Манипуляция сознанием» С. Г. Кара-Мурзы) исследователей СМК, в работах которых социокультурная ориентация является доминирующей5.

Эмпирической базой данного исследования являются^ сайты российских властных структур— kremlin.ru, premier.gov.ru, government.ru, политических партий, членов Государственной Думы РФ— er.ru, kprf.ru, ldpr.ru, spravedlivo.ru, правительственные сайты США— voa.gov, ciatgov, usia.gov, а также информационные проекты news.mail.ru, news.rambler.ru и др.

1 Lazarsfeld P. Radio and the Printed Page: An Introduction to the Study of Radio and Its Role in the Communication of Ideas / Paul Lazarsfeld. —New York: Duell, Sloan, and Pearce, 1940. — 374 p.

2 Дебор Г. Общество спектакля / Дебор Г. — М.: Логос, 2000. — 183 с.

3 Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: Опыт философского анализа / М. М. Бахтин // Литературно-критические статьи / Сост. С Г Бочаров, В. В. Кожинов. — М.: Художественная лит., 1986. — С. 473−500.

4 Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров / Лотман Ю. М. // Семиосфера. — СПб.: СПБ-Искусство, 2004 — 704 с.

5 Подробнее об этом подходе см.: Хорольский В. В. Современные теории массовой коммуникации на Западе. Пособие по спецкурсу. / В. В. Хорольский. — Воронеж: Кварта. — 2011. — 104 с.

Новизна работы. Феномен манипуляции массовым сознанием изучается всесторонне1, однако политические веб-ресурсы и интернет-коммуникации не рассматривались достаточно глубоко с точки зрения теории и практики журналистики и коммуникативистики. Несмотря на тот факт, что медийные манипуляции активно обсуждаются журналистами и экспертами в различных газетах и журналах2, в научной литературе данная тема еще не получила должного освещения. В данной работе впервые рассматриваются публичные выступления современных политиков как блоггеров, т. е. представителей особой категории публицистов «we the media». Интернет-тексты политических сайтов анализируются в соответствии с обобщенной моделью функционирования манипулятивных стратегий в Сети. Вовлечение в научный оборот новых данных о сайтах российских политиков также позволяет говорить о новизне исследования.

Положения, выдвигаемые на защиту: манипуляции массовым сознанием в условиях представительной демократии становятся одним из основных методов государственного управления обществом. Органы власти различных государств, в том числе и России, поддерживая идею создания «электронного правительства» для обеспечения биполярной коммуникации между слоями общества, способствуют процессу всеобщей компьютеризации и интернетизации, создают условия для демократизации СМИ;

1 См. работы АронсонЭ. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб. изд. / Э. Аронсон, Э. Р. Пратканис. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с. (Проект «Психологическая энциклопедия») — Бессонов Б. Н. Идеология духовного подавления / Б. Н. Бессонов.— M., 1978.— 295с.- ДоценкоЕ.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко.— M.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997.— 342 с.- Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции / С. Г. Кара-Мурза.— М.: Академический проект, 2007.— 384 с.- Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. — М., 2001. — 864 е.- Кукаркин А. В. По ту сторону расцвета / А. В. Кукаркин.— М., 1981.— 479 с.- МосковичиС. Век толп / С. Московичи — М., 1998.— 480 с — Шиллер Г. «Манипуляторы сознанием» / Г. Шиллер. Пер. с англНауч. ред. Я. Н. Засурский. — М.: «Мысль», 1980. — 325 с.

2 Цуканов И. Сайт kremlin.ru не является официальным / И. Цуканов. — URL: http://vvw.vedomosti.ru/tech/news/2010/01/12/922 425 (дата обращения 13.01.2010). система государственных интернет-сайтов нуждается в усовершенствовании как на общероссийском, так и региональном уровне. Это обусловлено доминированием сетевой активности в крупных городах и околостоличных регионах при неуклонном её снижении в удаленных областях. Отсутствие единообразия и системной организации веб-ресурсов в арсенале органов Российской власти является очевидной, но еще не решенной проблемойинтернет-коммуникации являются не только стадией развития или новым каналом классических СМК, но и новым типом массовых коммуникаций. Политические выступления перед собранием избирателей все чаще сменяются виртуально-публичной речью, что во многом обусловлено наличием у значительной части электората персональных компьютеров с выходом в интернетманипуляции с использованием Интернета связаны с парадоксом современного информационного общества — парадоксом потери смысла высказывания из-за переизбытка сведений, при котором в общем потоке информации («информационный шум») теряются важные коннотации.

Научная гипотеза: Интернет-коммуникации в политической сфере неизбежны, их использование важно не только для власти, но и для избирателей. Они оказывают влияние не только на пользователей ПК, но и на общество в целом. В частности, функционирование 80% сайтов на английском языке косвенно оказывает влияние на характер коммуницирования в Сети, в т. ч. и в рунете. Манипулятивность сетевых политических дискурсов, становясь признаком современных СМК, является междисциплинарной проблемой, усугубляемой недостаточной компетентностью большого числа избирателей и корыстными интересами внешних и внутренних сил, претендующих на власть. Современные органы власти, используя интернет-технологии для создания «диалога-симулякра», формируют образы политиков, близких к народупри этом фактическая актуализация* заявляемых социальных миссий зачастую становится вторичной.

Теоретическая и практическая значимость ^работы.

В теоретическом отношении работа важна в качестве основы для дальнейшего углубления и расширения наших представлений о возможностях политических сетевых выступлений. Результаты* работы позволяют способствовать более критическому восприятию" политических текстов в* социокультурных контекстах. Практическое значение работы заключается в ее медиаобразовательном потенциале. Собранные сведения и анализ фактов можно применять при* изучении манипулятивных стратегий в политическом дискурсе в рамках ряда лекционно-практических курсов:

Структура работы. Данное диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава «Манипуляция массовым сознанием как проблема коммуникативистики» посвящена рассмотрению теоретико-методологических основ изучения понятия «манипуляция» в зарубежной и отечественной теории СМКотдельное место уделяется проблеме управления, массовым сознанием посредством, СМКполитические манипуляции рассматриваются как особая стратегия государственной деятельности в4 исторической ретроспективе для выявления сущностных моментов исследуемого феномена. Во второй главе «Интернет как механизм реализации государственной власти на современном этапе» определяется место новейших технологий в коммуникативном пространстве современной политикиизучаются УеЬ-ресурсы в* арсенале официальных политических структур и анализируются примеры интернет-выступлений политиков в интернет-среде. В заключении сформулированы итоговые выводы. Приложения демонстрируют интернет-порталы и сайты действующих в современной России политических сил и отдельные интернет-публикации действующих политиков.

Список литературы

составляет 162 источника,.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой