Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Программно-методическое обеспечение процесса обучения учащихся 5-7 классов технологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Программа «Технология» проходит экспериментальную апробацию в нескольких регионах страны. Создана международная программа «Технологическое и предпринимательское образование в России», которая явилась продолжением диссертационного исследования М. Б. Павловой, сравнившей дизайн" подход к предмету «Технология» и традиционную концепцию трудового обучения. Проведена серия семинаров совместно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Теоретическое обоснование программно-методического обеспечения процесса обучения учащихся 5−7 классов технологии
    • 1. 1. Обучение учащихся технологии как потребность общества и личности
    • 1. 2. Нормативно-правовая база проектирования содержания обучения учащихся технологии
    • 1. 3. Сущность и принципы проектирования учебно-методического обеспечения
    • 1. 4. Критерии эффективности программно-методического обеспечения
  • Выводы по 1-ой главе
  • Глава 2.
  • Разработка и экспериментальная проверка программно-методического обеспечения процесса обучения учащихся 5−7 классов технологии
    • 2. 1. Проектирование содержания и программы обучения учащихся 5−7 классов технологии
    • 2. 2. Проектирование технологии обучения. li 2.3. Проектирование образовательной среды по технологии
    • 2. 4. Методика проведения эксперимента и результаты экспериментальной работы
  • Выводы по 2-ой главе

Программно-методическое обеспечение процесса обучения учащихся 5-7 классов технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происшедшие в конце 80-х годов XX в. социально-экономические изменения в стране, быстрый рост наукоемких технологий приводят к тому, что приобретенные знания и навыки быстро устаревают. Сегодня обществу нужны специалисты, способные приобретать знания по мере необходимости, умеющие быстро адаптироваться в новой обстановке, находить проблемы, потребности людей, выдвигать идеи, оценивать технические возможности и экономическую целесообразность их воплощения, уметь претворять их в жизнь в сфере промышленности, в сфере услуг и бизнеса, оценивать промежуточные и окончательные результаты своей деятельности. Современное производство с его разделением труда и коллективной ответственностью за его результаты, изменило психологию работника, произошла переориентация ценностей, снизился уровень культуры труда, причем, как физического, так и умственного. Необходимо больше внимания уделять нравственному воспитанию в процессе обучения,.

• формировать новую трудовую этику, развивать общечеловеческие ценности: трудолюбие, добросовестность, творческое отношение к делу, ответственность за результаты своего труда, навыки самоконтроля и самооценки.

Существенную роль в решении проблем стоящих перед обществом и личностью должно сыграть образование. В законе РФ об образовании, принятом Государственной Думой и одобренном Советом Федерации 1 июня 1995 г. [ 62 ] принципы государственной политики в области образования изложены следующим образом:

0 ст. 2.п.1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. п. 2. Единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие семейного образования, национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. п.З. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. ст. 9.п.2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. п.З. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы или основной профессиональной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Ст. 14.п.1 Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентированно на:

— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее реализации;

— развитие общества;

— укрепление и совершенствование правового государства, п. 2. Содержание образования должно обеспечивать:

— адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

— формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения), картины мира;

— интеграции личности в национальную мировую культуру;

— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. п. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно. ст. 15. п.З. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок (формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся).

Особая роль в формировании и всестороннем развитии личности и подготовки ее к самостоятельной жизни на благо общества принадлежит трудовому и профессиональному обучению. Для этого в учебном плане общеобразовательных школ [21 ] 24 марта 1993 г. на базе предмета «Трудовое обучение» появилось образовательная область «Технология».

Многие ученые работают над разработкой концепции образовательной об* ласти «Технология», содержанием программы и методическим обеспечением: В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев, М. В. Ретивых, Н. В. Матяш, М. Б. Павлова, В. А. Поляков, П. Р. Атутов, И. А. Сасова, С. Н. Чистякова, П. Н. Андрианов, В. М. Казакевич, и др.

Программа «Технология» проходит экспериментальную апробацию в нескольких регионах страны. Создана международная программа «Технологическое и предпринимательское образование в России», которая явилась продолжением диссертационного исследования М. Б. Павловой, сравнившей дизайн" подход к предмету «Технология» и традиционную концепцию трудового обучения [ 122 ]. Проведена серия семинаров совместно с Британским специалистом Джеймсом Питт о теории, содержании и методах дизайн-подхода к Технологии. В рамках данной программы В. Д. Симоненко был организован семинар в г. Брянске для деканов факультетов «Технологии и предпринимательства», что способствовало дальнейшему расширению регионов-участников и распространению данного подхода. На базе Российских учреждений проведено несколько международных конференций по проблемам технологического образо-^ вания.

В результате министерство общего и профессионального образования России поддержало программу, создание экспериментальных регионов, отслеживание и оценку их результатов, разработку учебных материалов по итогам работы и подготовку проекта стандартов, соответствующих предлагаемому подходу. Новый предмет учитывает мировой и отечественный опыт личностно-ориентированной педагогики и сохраняет опыт традиционного трудового обучения, придавая ему более развивающий характер. Обучение по предмету формирует у выпускника систему общетрудовых и специальных знаний и умений: от поиска потребностей общества в той или иной продукции или услуге, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности выполнения работ, поиске идеи и технологии ее воплощения, выполнении идеи в материале, до оценки промежуточных и окончательных результатов своей деятельности, развивает инициативность и творческие способности личности.

Однако в процессе реализации данной программы в 5−7 классах возникают некоторые трудности и противоречия.

1. Использование на уроках технологии комплексного обучающего метода проектов начинается со 2-го класса и предполагает, чтобы учащиеся имели определенную графическую подготовку. Однако на практике не ведется целенаправленной систематической работы по формированию у школьников 2−4 класса графической грамотности и графической культуры. В школах России графику преподают в основном в 7−9 классах, иногда в 10−11 классах. Уровень на.

• чальной графической подготовки при переходе в 5 класс низкий. Дети не умеют в достаточной мере различать графические изображения и условные обозначения на них, правильно проводить линии разной толщины, строить прямоугольники с помощью угольника и линейки на нелинованной бумаге, определять форму развертки конусов, цилиндров, пирамид, строить правильные многоугольники, откладывать размеры в миллиметрах [ 103 ].

Причины отсутствия у младших школьников графических знаний, умений и навыков заключаются в следующем:

Фуроки технологии в начальной школе ведут, как правило, учителя не имеющие технологической, в том числе графической подготовки. Опросы и анкетирование учителей начальной школы показывают, что большинство из них сами не могут прочитать простейшие чертежи, правильно определить форму разверток геометрических тел;

— количество часов, выделяемых начальной школе на графику в курсе «технология» настолько мало, что даже графически грамотный учитель не сможет сформировать у учащихся младших классов изложенные в программе [ 1 ] графические навыки за 4−6 часов учебного времени;

— во многих образовательных учреждениях учащиеся начальной школы изучают интегрированный курс «Математика и конструирование» по программе МО РФ [ 130 ]. Программа данного курса предлагает изучение геометрического материала, использование на уроках конструктора и содержит большое количество графических терминов: чертеж, эскиз, технический рисунок и др. Тестирование учителей начальных классов, преподающих курс «математика и конструирование», показало, что все они не знают истинного значения слов «чертеж», «эскиз», «технический рисунок». Поэтому учителя либо вообще не используют на уроках эту графическую терминологию, либо называют эскизом и техническим рисунком совершенно другие графические изображения [ 103].

Как показывает практика, учащиеся 5−7 классов не могут правильно выполнять проекты на уроках технологии из-за отсутствия навыков работы чертежными инструментами, работы с конструкторской документацией, из-за отсутствия навыков чтения и выполнения чертежей деталей и простейших сборочных единиц. Не имея знаний о видах графических изображений и способах передачи информации графическими средствами, ученики 5−7 классов не могут изобразить свои идеи графическими средствами при выполнении проектов.

Одним из важных этапов процесса проектирования является разработка дизайнерского решения, придания изделию наибольшей выразительности с помощью специальных средств композиции. Отсутствие в программе 5−7 классов ф сведений по основам композиции приводит учащихся в затруднительное положение, вынуждает искать решения долгим путем проб и ошибок.

Анализ проблемы в теории и практике приводит к мысли о необходимости пропедевтического обучения учащихся 5−7 классов основам графической грамоты и композиции. Пропедевтический курс «Основы графической грамоты и композиции» должен стать важной составной частью обучения технологии на этом этапе.

2. Успешное освоение общетрудовых умений и навыков, навыков творческой деятельности детерминировано наличием развитого пространственного воображения и мышления. Практика показывает, что определенная часть детей 5−7 классов не готова к овладению технологическими операциями, связанными с обработкой конструкционных материалов и проектирования изделий. Это связано с отсутствием у детей развитого пространственного представления, во* ображения, мышления. Возникает противоречие: с одной стороны, освоение практических навыков и навыков творческой деятельности развивает имажина-тивные способности детей, с другой стороны — эта деятельность не возможна без определенного уровня их развития.

Для преодоления этого противоречия необходимо проводить диагностику готовности учащихся к обучению и систематическое постоянное, непрерывное развитие имажинативных способностей с помощью специальных упражнений. Отбор содержания и введение в практику развивающих упражнений • должно стать частью обучения в 5−7 классах технологии и обеспечить принцип перманентности развития.

3. С целью формирования положительной мотивации учащихся к творческой деятельности в последнее время все чаще стали использовать активные формы деятельности: олимпиады, конкурсы трудового мастерства, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы проектов. Однако методика их проведения требует совершенствования. Необходим поиск методов стимулирования творческой активности учащихся, формирования банка данных этого опы.

Ф та.

4. Отсутствие в программе «Технология» 1993 г. и программах трудового обучения 1983, 1986 г. критериев и норм оценки деятельности учащихся с одной стороны вызвано необходимостью обеспечения демократизации образования, выраженной в Законе об образовании (ст. 15 п. З), с другой стороны, создает трудности в объективной оценке учителем работы учеников и обеспечении единого подхода к аттестации выпускников в соответствии со стандартом технологического образования. В 1987 году Антонов А. Ф. и Бобыкин В. Н. опубликовали свои рекомендации к оценке знаний и умений учащихся в трудовом обучении [11]. Однако изучение мнения учителей и личный опыт автора показывает, что качественная оценка в относительных единицах и вариативный способ выставления отметок не очень удобны в повседневной практике и практически мало используются. Необходим поиск критериев оптимального варианта оценки, удобного в повседневной практике, подходящего для итоговой аттестации, отражающего не только уровень знаний и умений учащихся, но и уровень нравственных качеств личности. Необходим контроль и оценка не только результата труда, но и процесса деятельности.

5. Освоение учителем программы технологического образования требует от него не только знания содержания программы и методов обучения, но и перспективного и оперативного планирования отдельных занятий с учетом личных возможностей, учебно-материальной базы, уровня способностей и подготовленности учащихся и т. д. Авторским коллективом ВНИК Технология: В. Д. Си.

• моненко, М. В. Ретивых, H. J1. Бронников, Н. В. Матяш и др. выпущены учебники «Технологии» с 1 по 11 классы, издана методика проведения занятий по технологии в 5 классе.

Однако разные условия (личностные, материальные, региональные и др.) требуют разных вариантов, возможности выбора. Необходим поиск альтернативных вариантов программ и методик проведения занятий, обеспечивающих этот выбор в рамках единого образовательного пространства и адаптивность к местным условиям.

Наличие перечисленных выше противоречий и трудностей свидетельствует об актуальности темы исследования.

Цель исследования: Разработка программно-методического обеспечения процесса обучения учащихся 5−7 классов технологии.

Объект исследования: Процесс обучения учащихся 5−7 классов технологии в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: Программно-методическое обеспечение процесса обучения учащихся 5−7 классов технологии.

Гипотеза: В основу исследования положена гипотеза, что обучение учащихся технологии в 5−7 классах будет эффективным если: Щ 1. Будет разработана программа, учитывающая потребности общества и личности, региональные и местные особенности и разработаны методические пособия для учителя по всем разделам программы обучения учащихся 5−7 111- классов технологии.

I" 2. Будет проводиться диагностика уровня готовности учащихся к освоению навыков в практической, репродуктивной и творческой деятельности, осуществляться целенаправленное развитие зрительной памяти, пространственного представления, воображения и технического мышления, обеспечивающее адаптивность программы к уровню развития детей, повышающее качество знаний, умений и навыков учащихся.

3. Будут использоваться методы стимулирования непрерывной творческой деятельности: конкурсы проектов, присвоение званий, наглядная пропаганда достижений учащихся, способствующие повышению интереса к предмету.

4. Будут разработаны и использованы в практике критерии и нормы оценки не только результатов труда, но и самого процесса деятельности учащихся, позволяющие обеспечить объективность контроля, возможность для учащихся соотносить свои действия с ориентиром в развитии навыков самоконтроля, самоуправления, повышении культуры труда, формировании и развитии нравственных качеств личности. соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить объем, уровень знаний, умений по графике и композиции, усвоение которых позволит детям оперировать образами воссоздающего и творческого воображения, выражать свои творческие идеи графическими средствами, придавать идеям наибольшую выразительность с помощью дополнительных средств композиции, формировать навыки работы с чертежными инструментами, навыки выполнения и чтения чертежей при работе с технической документацией, справочной литературой, во время выполнения проектных работ.

2. Определить методы формирования графических знаний, умений и навыков. Адаптировать методы обучения технического рисунку к уровню развития учащихся 5 классов.

3. Определить способы диагностики уровня развития имажинативных способностей.

4. Разработать упражнения для развития зрительной памяти, глазомера, пространственного представления, воображения, мышления, определить условия их выполнения.

5. Разработать методику проведения конкурсов проектов включающую:

— положение о конкурсе проектов;

— положение о призе победителю конкурса проектов;

— положение о галерее трудовой славы;

— форму наглядной пропаганды творческих достижений;

— критерии оценки творческой деятельности учащихся на уроках технологии.

6. Разработать и экспериментально проверить модель программно-методического обеспечения процесса технологического образования учащихся 5−7 классов, соответствующую концепции образовательной области «Технология» и требованиям, поставленных в исследовании задач.

Общетеоретическая и методологическая база исследования:

Теоретико-методологическую базу диссертации составляют труды отечественных и зарубежных ученых и педагогов в области проблем образования трудовой и технологической подготовки учащихся, педагогики, психологии.

— О разработке концепции образовательной области «Технология», содержании программ и методического обеспечения (В.Д. Симоненко, М. Б. Павлова, Н. В, Матяш, Н.Л. IO.JI. Хотунцев, М. В. Ретивых, Н.В. А. Н. Иванов, П.Р. Ату-тов, И. А. Сасова, С. Н. Чистякова, О. А. Кожина и др.).

— О преподавании графики, как научно-методической дисциплины (А.Д. Ботвинников, В. А. Гервер, И. М. Государский, С. М. Дембинский, В.И. Кузьмен-ко, Н. Г. Преображенская, В. В. Степанова и др.).

— Об использовании занимательных творческих, развивающих задач на уроках графики и технологии (Е.А. Василенко, И. А. Воротников, P. J1. А.И. Иеру-солимский, Ю. З. Гильбух, Г. С. Альтшуллер, В. Д. Симоненко, Г. И. Кругликов, И. С. Якиманская, А. Б. Селюцкий и др).

— О проблемах активизации учебной деятельности учащихся (Д.Н. Богояв-линский, Л. И. Божович, А. А. Вербицкий, А. С. Выготский, П. И. Гальперин, В. В. Давыдов, В. А. Крутицкий, А. Н. Леонтьев, М. И. Махмутов, А. В. Петровский, Н. В. Талызина, Л. М. Фридман, Д. Б. Эльконин и др.).

— О принципах, формах и методах обучения (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скат-кин, Н. Ф. Харламов, Б. Т. Лихачев, Д. А. Тхоржевский, В. Д. Симоненко, В. Д. Фомин, Е. М. Муравьев и др.).

— Об основах проблемного обучения и методе проектов (С.И. Архангельский, В. И. Андреев, Ф. Брунор, Дж. Питт, М. Б. Павлова, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко и др.).

Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез в исследовании использовались следующие методы:

— методы содержательного анализа: научных источников, включая диссертационные исследования по проблемам, примыкающим к проблемам нашего исследования, нормативных актов и документов федерального уровня для установления содержания, целей, концептуальных идей и программ технологической подготовки учащихся общеобразовательных школ;

— методы психолого-педагогического исследования: непосредственное наблюдение за процессом технологического образования, беседы, анкетирование, анализ результатов технологической деятельности обучаемых, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок: тестирование, сравнение, обобщение;

— методы математической статистики;

— экспериментальное преподавание;

Сроки исследования: сентябрь 1995 — июнь 1998.

Этапы исследования:

Первый этап (1995;1996) — изучение литературы по теме исследования, отбор содержания, форм и методов обучения в 5 классе. Подбор и разработка дидактического материала для упражнений по развитию пространственного мышления, диагностика уровня развития способностей к обучению, разработка и изготовление образцов изделий, технологических карт, плакатов по технологии выполнения определенных операций, основам графической грамоты и композиции и других средств обучения, подготовка тестов, анкет, разработка перспективного и поурочного планирования. Экспериментальное апробирование программно-методического обеспечения технологического образования в 5 классе.

Второй этап (1996;1997) — анализ и обобщение результатов первого этапа исследования, разработка методического пособия для учителя «Уроки технического труда в 5 классе». Разработка и подбор упражнений по развитию про.

• странственного мышления в 6 классе. Отбор содержания, форм, методов обучения, разработка перспективного тематического поурочного планирования, разработка и изготовление средств обучения: образцов изделий, наглядных пособий, плакатов, таблиц, технологических карт, подготовка тестов, экспериментальное апробирование программно-методического обеспечения технологического образования в 6 классе.

Третий этап (1997;1998) — анализ и обобщение результатов второго этапа исследования, разработка методического пособия для учителя: «Уроки техни-ф ческого труда в 6 классе», разработка и подбор упражнений для развития пространственного мышления в 7 классе, отбор содержания, форм и методов обучения, разработка перспективного тематического и поурочного планирования занятий, разработка и изготовление средств обученияобразцов изделий, наглядных пособий, плакатов, таблиц, технологических картподготовка тестов, экспериментальное апробирование программно-методического обеспечения технологического образования учащихся 7 класса, анализ и обобщение результатов третьего этапа, разработка методического пособия для учителя «Уроки технического труда (технологии) в 7 классе».

Фактический материал исследования дополнен опытом 19-летнего стажа работы диссертанта в качестве учителя черчения, рисования и труда базовой для исследования школы.

База исследования: Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального образовательного учреждения Верещагинская общеобразовательная средняя школа № 1 Пермской области. Контрольный объект: 5 класс, экспериментальные объекты: 5"а", 5"б", 5"в", 5 «г», 5"д" кл., соответственно эти же группы в 6 и 7 классе.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость исследования:

1. Разработана и экспериментально апробирована авторская программа обучения учащихся 5−7 классов технологии учитывающая потребности общества и личности, региональные и местные особенности.

2. Разработан метод обучения учащихся техническому рисунку с помощью графического диктанта «След невидимки», позволяющий осуществлять развитие глазомера и моторных графических навыков за счет целенаправленных многократных изображений разных вариантов следа предполагаемого невидимки параллельно координатным осям, образующего, запрограммированное учителем изображение.

3. Уточнены критерии оценки репродуктивной и творческой деятельности учащихся 5−7 классов, позволяющие оценить не только результат, но и сам процесс деятельности, обеспечить объективность контроля, возможность для учащихся соотносить свои действия с ориентиром в развитии навыков самоконтроля, самоуправления, повышении культуры труда, формировании и развитии нравственных качеств личности.

4. Обобщен опыт использования диагностики и развития имажинатив-ных способностей (пространственного представления, воображения и мышления) с помощью специальных графических упражнений для повышения качества общетрудовой и технологической подготовки.

5. Раскрыто содержание специальных графических упражнений для развития имажинативных способностей учащихся и технического мышления: «Геометрические фигуры», «Вырезы», «Часы», «Проецирование на одну плоскость», «Проецирование на две плоскости», «Проецирование на три плоскости», «След невидимки», «Перевертыши», «Развертки», «Барьер», «Черный ящик», «Конструирование предмета по известным параметрам», «Конструирование предмета по неполным данным». «Конструирование предмета с неизвестными параметрами».

6. Выявлено содержание обучения учащихся 5−7 класса основам графической грамоты и композиции, позволяющее учащимся приобрести навыки оперирования образами воссоздающего и творческого воображения, выражения творческой мысли графическими средствами, придания технической мысли наибольшей привлекательности за счет дополнительных средств.

Практическая значимость исследования:

Разработано и опубликовано программно-методическое обеспечение процесса обучения учащихся 5−7 классов технологии включающее методические пособия для учителя:

— Брагин В. Я. 34 урока технического труда в 5 классе. — Пермь, Изд-во ИП-КРО 1997, 95с.;

— Брагин В. Я. 34 урока технического труда в 6 классе. — Верещагино, Изд-во РЦПИ 1999, 105с.;

— Брагин В. Я. Вопросы теории и методики изучения раздела Проект в курсе Технология. -Пермь, Изд-во ИПКРО 1995, 54с.;

— Брагин В. Я. Образовательная программа Трудовое обучение (Технология) 5−9 класс. -Верещагино Изд-во РЦПИ 2001,40с.;

Внедрение и апробация результатов исследования:

Данные настоящего исследования использовались на курсах повышения квалификации работников образования в ПОИПКРОна областных конференциях в г. Пермина районных и областных семинарах, проводимых на базе Верещагинской средней школы № 1- использованы в работе 2-х годичной педагогической мастерской автораосвещены в докладе на VI международной конференции «Технология-2000» в г. Самареиспользуются учителями Пермской области в своей работеиспользованы НМЦ «Технология» при разработке методического пособия для учителя «Методика обучения учащихся 5 класса технологии» [25] и могут быть использованы для дальнейших методических разработок по изучению курса «Технология».

На защиту выносятся:

— теоретическое обоснование программно-методического обеспечения процесса обучения учащихся 5−7 классов технологии;

— авторская программа: Трудовое обучение (технология) 5−7 класс;

— методические разработки уроков в 5−7 классах.

Выводы по 2-ой главе.

1. Результаты эксперимента подтверждают правильность отбора содержания технологической подготовки и показывают, что:

— С помощью графических упражнений можно добиться повышения уровня развития пространственного воображения и мышления.

— Обучение основам графической грамоты и композиции повышает качество творческих работ.

— Развитие способностей к обучению влияет на уровень качества знаний, умений и навыков.

— Использование конкурсов проектов, награждений призами, присвоение званий и пропаганда достижений учащихся повышают интерес к учебной и творческой деятельности.

2. Технологическое образование будет эффективным, если обеспечивает:

— Включение в разнообразные виды деятельности.

— Постепенное нарастание нагрузки (сложность и количество этапов творческой деятельности).

— Учет принципа непрерывности развития способностей.

— Управление процессом образования (мотивация, создание условий, обучение творческим видам деятельности).

— Учет сензитивных особенностей подросткового периода.

3. Критериями отбора содержания технологического образования являются:

— Направленность на всестороннее развитие личности.

— Гуманистическая направленность.

— Связь теории с практикой.

— Системность.

— Интегративность.

— Активизация умственной деятельности, развитие образного и технического мышления.

Соответствие возрастным особенностям учащихся.

4. При выборе методов обучения необходимо учитывать их соответствие: целям и задачам обученияпринципам обучениясодержанию конкретной темы занятияучебным возможностям учащихсяимеющимся условиям и времени в учебном планевозможностям учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие общие выводы:

1. Разработка проблемы диагностики и развития способностей к обучению с целью повышения качества обучения является одним из важных направлений современного образования.

2. Пропедевтическое обучение основам графической грамоты и композиции способствует развитию у учащихся пространственного воображения, образного мышления, эстетического вкуса и повышению уровня технологической культуры, формированию навыков чтения и выполнения технической документации, выражению творческих идей графическими средствами.

3. Экспериментальная проверка программы технология в 5−7 классах доказывает ее эффективность в технологической подготовке школьников.

4. Разработанное содержание программы и ее методическое обеспечение соответствуют возрастным особенностям детей.

5. Использование творческих видов деятельности и специальных методов стимулирования повышает интерес учащихся к обучению, повышает уровень знаний и умений учащихся.

6. Применение творческих проектов позволяет интегрировать знания из многих школьных дисциплин, усиливает самостоятельный характер учебной деятельности, развивает инициативу, предприимчивость, ответственность за результаты деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н., Богданов А. О., Бобовский Н. Г. и др. Экспериментальная программа образовательной области «Технология».- М.: ВНИК Технология, 1994 267с.
  2. Ю.П. Трудовое начало в школе: уроки прошлого. // Школа и производство 1999 № 1 С. 15.
  3. Н.Н. Окраска изделий: знания и художественный вкус.// Школа и производство, 1988 № 5. (53)
  4. Г. С. Алгоритм изобретения. -М.'Московский рабочий. 1973.
  5. Г. С. Как научиться изобретать. Тамбов, 1961.
  6. Г. С. Найти идею. -Новосибирск.: Наука, 1986.
  7. Г. С. Поиск идей: от озарения к технологии. Кишинев. 1989.
  8. Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара. Как решать изобретательские задачи. Петрозаводск.: Карелия, 1980.
  9. Г. С. Творчество, как точная наука. -М.'Советское радио, 1979.
  10. А.Ф., Бобыкин В. Н. Критерии оценки знаний, умений учащихся в трудовом обучении. // Школа и производство 1987 № 12 С16.
  11. Е.Я., Нисневич Г. Я., Петрилин А. Е. Проектируем с помощью компьютера. -М.: Издательство «Университетское». 1991−127с.
  12. П.Р. Образование и труд: Сборник научных трудов. Политехническое образование и труд. -М.: АПН СССР. 1985.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М. .Просвещение, 1982, 192с.
  14. П.Д. Конструирование столярно-мебельных изделий, -М: Высшая школа, 1989.
  15. В.И. П.П.Блонский о народной трудовой школе. //Школа и производство 1999 № 2 С. 4.
  16. А.К., Крепкая Т. П. Российский стандарт трудового обучения в I-XI классах общеобразовательной школы. //Школа и производство 1994 № 3 С.21−28.
  17. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах /под ред. А. В. Петровского / -М.: Педагогика, 1979.-304с.
  18. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т.1. ~М., 1979. -421с.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, (психологическое исследование), -М.: Просвещение, 1968, -464с.
  20. В.А. О базисном учебном плане общеобразовательных учебных заведений России. // Школа и производство 1993 № 4 С.3−5.
  21. А.Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение: Учебник для 7−8 классов средней общеобразовательной школы 2-е изд. -М.: Просвещение, 1989.-224с.
  22. В.Я. 34 урока по техническому труду. 5 класс /учебно-методическое пособие/. -Пермь, изд-во ИПК РО, 1997, 95с.
  23. В.Я. 34 урока по техническому труду. 6 класс /учебно-методическое пособие/. -Верещагино, изд-во РЦПИ, 1999, 105с.
  24. В.Я. Вопросы теории и методики изучения раздела «Проект» в курсе «Технология» /учебно-методическое пособие/.- Пермь, изд-во ИПК РО 1995, 54с.
  25. В.Я. Изобретение «Метод обучения техническому рисунку. Упражнение «След невидимки». Бюллетень «Идеи, гипотезы и решения» -М.: Издательство ВНИИЦ Министерства науки, технологии РФ, 1999 № 2.
  26. В.Я. Метод проектов в технологическом образовании. Сборник трудов VI Международной конференции «Технология-2000». Самара М.: МПГУ, 2000 (16−18 мая 2000 г.), С. 166−167.
  27. В.Я. Стимулирование и оценка творческой деятельности учащихся //Школа и производство, 2000 № 7 С 21−27.
  28. Бронников H. JL, Сорокин И. В., Симоненко В. Д. Методические рекомендации по применению некоторых новых методов активизации творческой деятельности учащихся.
  29. Н.Л., Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Методика обучения учащихся 5 класса технологии /книга для учителей технологии и предпринимать тельства. Брянск, Изд-во БГПУ, 1999, -147с.
  30. В.Г., Власов В. Н. Домовая резьба. -М.: Нива России, 1992 -352с.
  31. В.Г., Власов В. Н. Домовая резьба, -М.: Нива России, 1992.
  32. Л.С. Избранные психологические исследования. -М.: Издательство АПН СССР, 1956, -519с.
  33. В.Н. Искусство предметного мира. -М.: Знание, серия «Искусство», 1977 № 8.
  34. Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования и требования к уровню подготовки выпускников по образовательной области «Технология» //Школа и производство 1999 № 5-С.16.
  35. Л.С. Педагогическая психология.-М. 1991.
  36. А.Ф. Трудовая школа. //Новая школа, 1918 № 9−10, С.481−490.
  37. В.А. О единстве приемов формирования графических знаний на — уроках черчения и труда //Школа и производство 1987 № 3 С. 48.
  38. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М: Школа-Пресс, 1995.
  39. Ю.З. Воспитание внимательности. //Школа и производство 1988 № 11, С.21−24.
  40. Ю.З. Зрительная память и ее формирование в трудовом обучении. //Школа и производство 1989 № 6, С. 26.
  41. Ю.З., Удодова Л. П. Оперативная память и ее диагностика у школьников, //Школа и производство, 1990 № 2, С. 18.
  42. Ю.З. Головоломки как средство диагностики и тренировки технического мышления школьников. //Школа и производство, 1990 № 6, С. 18.
  43. Ю.З. Логические задачи для тренировки технического мышления, //Школа и производство, 1990 № 5, С, 21.
  44. Ю.З. Тренировка пространственного воображения. // Школа и производство 1989 № 8, С. 22.
  45. Ю.З. Тренировка пространственного мышления. //Школа и производство 1989 № 10. С. 24.
  46. Ю.З. Формирование глазомера. //Школа и производство 1989 № 4, С. 8.
  47. Ю.З. Что такое техническое мышление. //Школа и производство 1990 № 3, С. 20.
  48. Ю.З., Верещак Е. П. Формирование конструкторе ко- изобретательских умений.//Школа и производство 1995 № 3, С.24−32.
  49. Ю.З. Воспитание внимательности. //Школа и производство 1988 № 11, С.21−24.
  50. Ю.З., Верещак Е. П. Психологические основы формирования двигательных навыков. //Школа и производство 1995 № 5, 6.
  51. Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга /Под ред. О. Е. Лебедева, -С.Пб.: Комитет по образованию Санкт-Петербурга, 1995.
  52. В.В. Теория развивающего обучения. -М., 1996.
  53. С.И., Севастопольский- Н.О. Уроки черчения в средней школе. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1975 -191с.
  54. Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. -М.: Мир. 1976−374с.
  55. Дидактика средней школы /Под ред. М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение 1982,-219с,
  56. Дидактика технологического образования. Часть первая. Книга для учителя. /Под ред. П. Р. Атутова, Москва: ИОСО РАО, 1997 -230с.
  57. К. Психология продуктивного (творческого) мышления. // Психология мышления. -М., 1965, С. 86 -230с.61. Ёлкин В. Н. Дерево рассказывает сказки. М.: Просвещение, 1970.
  58. Закон РФ Об образовании. М.: Изд-во «Ось-89», 1996 -64с.
  59. JI.B. Дидактика и жизнь. -М., 1968.
  60. Е.И. Психология младшего школьника. -М.: Изд-во Академии Педагогических Наук РСФСР, 1960 -329с.
  61. Информационно-методическре письмо МО РФ"Об образовательной области «Технология» и профориентации школьников.№ 403 от 21.04.94. //Школа и производство 1994.
  62. Информационно-методическое письма МО РФ"Об экспериментальных программах образовательной области «Технология» № 350/11 от 28.07.95. //Школа и производство 1995.
  63. Информационно-методическое письмо МО РФ «Об особенностях обучения по программам образовательной области «Технология». № 760/14−12 от 17.06.97 //Школа и производство 1997.
  64. Информационно-методическое письмо МО РФ «О минимуме содержания образовательных программ основной образовательной школы». № 974/1412 от 18.07.97. //Школа и производство 1997.
  65. П.Ф. Избранные педагогические сочинения /под ред. A.M. Ар-сеньева. -М.: Педагогика, 1982 -704с.
  66. B.C. Методика занятий по разделу «Проект» в 5−7 классе // Школа и производство 1999 № 4 С. 33.
  67. И.А. Технология обработки древесины: учебное пособие для учащихся 5−9 классов общеобразовательных учреждений. 2-е изд. —М.: Просвещение, 1997.-191с.
  68. У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.:Брок-гауз Ефрон, 1925. С. 10.
  69. В.И., Кулененок В. В. Объекты труда: 5 класс. Обработка древесины и металла, электротехнические работы: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1993, -191с.
  70. В.И., Кулененок В. В. Объекты труда: 6 класс. Обработка древесины и металла. Электротехнические работы: Пособие для учителя. -М.: Просвещение. 1991.-160с.
  71. Коваленко В, И., Кулененок В, В, Объекты труда: 7 класс: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1993−191с.
  72. В.И., Кулененок В. В. Объекты труда: пособие для учителя. -М.:Просвещение, 1990.
  73. Н.П. Вторая жизнь вещей. Сделай сам. —М.: Просвещение, 1993.
  74. Концепция трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ. Материал для обсуждения. -М.: АПН СССР. 1988.
  75. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе
  76. Концепция содержания образования по «Технологии» (в 12-летней школе) Проект. //Школа и производство2000 № 3 С. 10.
  77. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) Проект. //Школа и производство 2000№ 3 С. 4.
  78. Концепция общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования. Проект. -М.: Педагогика, 1988
  79. С.И. Современные подходы к проблемам трудового воспитания. //Школа и производство 1994 № 2 С. 4.
  80. Е.Б. Организация и гигиена умственного труда, -М.:3нание, 1983, — 96с. (Нар. ун-т, Фак. Здоровья- N°12).
  81. Е.Б. Организация и гигиена умственного труда. -М.: Молодая гвардия, 1994. (89)
  82. Н.К. Педагогические сочинения в 10-ти томах, т.4 /под ред. Н.К. Гончарова-М., 1959, -630с.
  83. B.C. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. -М., 1994 -144с.
  84. Г. И. Рисунок и основы композиции. М.: Высшая школа, 1989.
  85. А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Политиздат. 1975 304с.
  86. И .Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.- 186с.
  87. .Т. Педагогика. Курс лекций. -М.: Юрайт, 1999 521с.
  88. Ю. Только индивидуально. //Народное образование, 1991, N23 С. 19−82.
  89. Т. Дизайн и будущее окружающей среды. Доклад на IV конференции ИКСИД. -М., 1975.
  90. С.А. Интенсифицирующее проектирование. -М.: 1992 -132с.
  91. К., Энгельс Ф. Сочинения Т.23.- С. 189.
  92. А.В. Об обязательном минимуме содержания общего среднего (полного) образования по технологии и особенностях профессиональной подготовки обучающихся. //Школа и производство 1999 № 5 С. 18.
  93. А.В. Программно-методическое обеспечение образовательной области «Технология». //Школа и производство 1999 № 6 С. 4.
  94. А.В. Технология. Программно-методические материалы, 5−11 классы. М.: Издательский дом «Дрофа», 1999.
  95. Н.В. Проектная деятельность школьников. -М.: Высшая школа. 2000.
  96. Н.В., Семенова Н. В. Подготовка будущих учителей технологии к обучению школьников проектной деятельности. -Брянск, Изд-во БГПУ, 2000 -120с.
  97. Д.А. Проектирование содержания обучения в образовательной области «Технология». Автореферат канд. Дисс.-М., 2000.
  98. О.В. Черчение в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, черчения, студентов педвузов, слушателей курсов повышения квалификации. Самара СИПКРО, 1996, -34с.
  99. О.В. Дидактические условия пропедевтического обучения графике учащихся 2−6 классов в процессе изучения образовательной области «Технология». -Брянск БГПУ 1998.
  100. Н.А. Мышление в процессе обучения (исследование мышления в советской психологии) .-М.: Наука, 1966 -349−387с.
  101. Методика обучения технологии. Книга для учителя, /под ред. В. Д. Симоненко -Брянск: Изд-во ИГПИ, 1998. -296с.
  102. Методика обучения учащихся технологии /под ред. В. Д. Симоненко. -Брянск, Изд-во ИГПИ, 1998.
  103. Методика трудового обучения ./под ред. Д. А. Тхоржевского. -М.: Просвещение -1997, С. 18.
  104. П.Х., Рихвк Э. В. Обработка металла в школьных мастерских, -М.: Просвещение, 1991.
  105. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.'.Просвещение. 1986−160с.
  106. Е.М., Симоненко В. Д. Общие основы методики преподавания технологии. Брянск. Изд-во БГПУ, 2000 — 235с.
  107. О.И. Краткая энциклопедия дизайна. -М.: Молодая гвардия, 1994.
  108. О базисном учебном плане общеобразовательных учебных заведений России //Школа и производство, 1993 № 4 С.З.
  109. В.А. Древнее искусство народов Прикамья. -Пермь, кн. Изд-во, 1976.-190с.
  110. Об утверждении временных требований к обязательному минимуму Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по образовательной области «Технология». Приказ МО РФ от 30.06.99. № 56. //Школа и производство 1999 № 5 С. 16.
  111. Обучение основам проецирования. Из опыта работы. Пособие для учителей -М.: Просвещение, 1975,-191 с.
  112. О проекте обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по образовательной области «Технология». //Школа и производство 1999 № 1 С. З
  113. О проблемах и перспективах развития образовательной области «Технологи» в общеобразовательных учреждениях РФ и подготовка учащихся к трудовой деятельности. Приказ МО РФ от 05.07.2000 //Школа и производство 2000 № 7 С, 2.
  114. Содержания основного общего образования. Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.98. //Школа и производство 1998 № 5.
  115. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание, дополненное.-М. 1999.
  116. Очерки истории школы и педагогики в России /под ред. Л. А. Зятевой. -Брянск: БГПУ -73с.
  117. А.А., Чурикова И. З. Графика в «Технологии». Тезисы докладов II Международной конференции (9−12 окт. 1995 г.0 -М. 1995 С.58−60.
  118. М.Б., Питт Д. Образовательная область «Технология». Теоретические подходы и методические рекомендации, -Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997. -81с.
  119. М.П. Дидактические основы применения проектного обучения учащихся 5−7 классов техническому творчеству процессе изучения образовательной области «Технология».-Дисс. канд.пед. наук- Брянск, 1997.
  120. Педагогика /под ред. П. И. Пидкасистого. -М., Роспедагенство, 1995. -637с.
  121. Педагогика /под ред. Ю. К. Бабанского. -М., 1988 -385с.
  122. А.В. Популярные беседы о психологии. -М: Педагогика, 1976 -С.25.
  123. К.К., Голубев Г. Г. Психология. -М., 1977.
  124. В.Г. Уровневая дифференциация обучения в школе. -М.: Просвещение, 1995−100с.
  125. Программы: трудовое обучение: Технология 1−4 классы, 5−11 классы. -М.: Просвещение, 1996.
  126. Программа МО РФ «Математика и конструирование» для учащихся 13 классов (авторы: С. И. Волкова, O.JI. Пчелкина), -М.: Просвещение, 1986 -160с.
  127. Программа по черчению 9 класс. //Школа и производство 1999 № 3.
  128. Развитие творчества учащихся в процессе изучения основ наук и трудовой подготовки. Межвузовский сборник научных трудов /под ред. Симоненко В. Д., Прядехо А. Н., Бронников H.JI., Рубина Г. В. -Брянск, Изд-во БГПИ, 1992,-89с.
  129. Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства в вузе. Докт. дисс. -Магнитогорск 2001
  130. Э.В. Мастерим из древесины. Книга для учащихся 5−8 классов средней школы. -М.:Просвещение, 1989, -128с.
  131. Сборник документов по трудовому и профессиональному обучению, (составители: Аверичев Ю. П., Кулешов С.М.) -М.: Просвещение, 1987 —208с.
  132. Г. К. Современные образовательные технологии. -М.: Народное образование, 1998, -255с.
  133. Ю.О. Уроки черчения в средней школе. -М.: Просвещение. 1984- 156с.
  134. П.К. Композиция в декоративном искусстве: Альбом. -Киев- Радяньска школа, 1988 -78с.
  135. В. Д. Воронин A.M. Педагогические теории, системы, технологии. Издание 2-е дополненное и переработанное, -Брянск, изд-во БГПУ,• 1998−191с.
  136. В.Д., Фомин Н. В. Современные педагогические технологии. Брянск. Издательство БГПУ, 2001 -394с.
  137. В.Д., Ретивых М. В. Технологическое образование в школе: сущность, основные черты и пути развития. //Школа и производство 1999 № 5 С. 2.
  138. Словарь иностранных слов: / под ред. А. Г. Спиркина. -М.:Русскийj язык, 1980 -624с.1.c 143. Соснова Т. Д., Фрид Ю. В. Цветовое оформление на железнодорожномтранспорте. -М.: Транспорт, 1984.
  139. Справочник по трудовому обучению 5−7 класс. -М.: Просвещение, 1992.
  140. Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы: Пособие для учащихся 5−7 классов / И. А. Карабанов, А. А. Деркачев, В. А Юдицкий и др.- Под ред. И. А. Карабанова,-М.: Просвещение, 1991−239с.
  141. Р 146. Степченко Т. А. Дидактические условия обучения учащихся 8−9 классов лицея основам потребительской культуры. Канд. дисс. Брянск 1998.
  142. В.А. Избранные педагогические сочинения. -М., 1979, TI-C.131.
  143. Е.В. Об итогах работы системы образования в 1995г. и задачах развития отрасли на 1996 г. (отчетный доклад) //Вестник образования, 1996 № 3.
  144. Технология 5 класс. /Пробный учебник для мальчиков 5 класса / под редакцией Симоненко В.Д.- Брянск, БГПУ 1995, -176с.
  145. Технология 6 класс. /Пробный учебник для мальчиков 6 класса/.под редакцией Симоненко В. Д. Брянск, БГПУ 1996, -173с.
  146. Технология 7 класс. /Пробный учебник для мальчиков 7 класса /под редакцией Симоненко В. Д. Брянск, БГПУ 1996, -181с.
  147. Технология 5−11 класс. Программно- методические материалы. М.:
  148. Изд. дом «Дрофа» 1999 С37−40.
  149. Трудовое обучение 5 класс (учебное пособие для учащихся) М.: Просвещение, 1989.
  150. Трудовое обучение 6 класс (учебное пособие для учащихся) М.: Просвещение, 1989.
  151. Трудовое обучение 7 класс (учебное пособие для учащихся) М.: Про-\ свещение, 1990.
  152. Д.Р., Гетто В. Г. Проблемное обучение на уроках труда.
  153. Минск: Новая Асвета, 1986 -296с.
  154. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990−192с.
  155. К.Д. Собрание сочинений,-Т.1−8. М., 1950.
  156. В.А., Шошин А. И. Справочник по машиностроительному черчению, JI.: Машиностроение, 1977, -328с.
  157. А.В. Художественная обработка металлов (Практические ра-9 боты в учебных мастерских), -М.: Высшая школа, 1976 -223с.
  158. Философский энциклопедический словарь /С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-оглы, Л. Ф. Ильичев и др./ 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. -815с.
  159. Хрестоматия по педагогике /под ред. Н. С. Поменского /: пособие для учащихся педучилищ. -М.: Просвещение, 1972, -512с.
  160. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России, М.: Просвещение, 1986. С 324−325.
  161. Н.Ф. Опыт исследования пространственных представлений и пространственного воображения учащихся. -Известия АПН РСФСР- 1949- вып.21.
  162. А.В., Ремизов В. Б. и др. Азбуки Льва Толстого: книга для * учителя /под научн. ред. Ремизова В. Б. Тула, 1995.
  163. Эксперимент в школе /Под ред. д.п.н. М. М Поташника/ -М.: НИИ управления, экономики и развития образования АПН СССР, 1992.
  164. И.С. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1970.- 144с.
  165. И.С. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1979. -144с.I
  166. В.А. Учителю о педагогической технике /под ред. Л. И. Рувинского / -М.: Педагогика, 1987. -155с.ib 171. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. -Самара: изд. «Самарский университет», 1995 —329с.
  167. Е.А. Школа для всех. -М: Новая школа, 1996.
Заполнить форму текущей работой