Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие системы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость результатов исследования состоит прежде всего в том, что основные положения диссертационной работы и рекомендации направлены на сохранение и повышение конкурентоспособности российских бизнес-единиц в условиях неопределенности деловой среды. Основные положения диссертационной работы использованы в учебном процессе при проведении практических и теоретических занятий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования системы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур
    • 1. 1. Становление и развитие теорий конкуренции и конкурентоспособности в системе предпринимательства
    • 1. 2. Формирование системы конкурентных действий субъектов предпринимательств
    • 1. 3. Позиционирование предпринимательских структур в условиях конкурентного взаимодействия
  • Глава 2. Формирование методического инструментария управления конкурентоспособностью предпринимательства в деловой среде
    • 2. 1. Тенденции развития бизнеса в современных условиях российской деловой среды
    • 2. 2. Система мониторинга конкурентоспособности предпринимательских структур на региональном уровне
    • 2. 3. Перспективы развития системы управления конкурентными преимуществами в предпринимательских объединениях
  • Глава 3. Развитие стратегического конкурентного потенциала предпринимательских структур в деловой среде
    • 3. 1. Проектирование предпринимательских коалиций в условиях неопределенности деловой среды
    • 3. 2. Разработка методики эффективности участия в предпринимательских коалициях

Развитие системы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В координатах современного развития экономики особое значение для России приобретает способность отечественного бизнеса эффективно позиционировать и развивать свои конкурентные преимущества в условиях глобальной конкуренции.

Именно поэтому одной из приоритетных задач укрепления отечественной экономики становится создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности субъектов предпринимательства, функционирующих в динамично изменяющихся условиях деловой среды.

Опыт социально-экономических преобразований в России указывает на необходимость создания эффективной системы взаимодействия государства и бизнеса с последующим развитием прозрачных механизмов и процедур реализации комплекса управленческих решений. В конечном счете эффективно выстроенная система координации действий государства и бизнеса, построенная на принципах партнерства, обеспечивает наиболее рациональное перераспределение ограниченных ресурсов страны в пользу наиболее значимых стратегических проектов. Поэтому эффективная государственная политика в области развития предпринимательства должна учитывать всю палитру деловых интересов национального бизнес-сообщества.

В этой связи актуальной остается проблема дальнейшего развития механизмов формирования и функционирования предпринимательских коалиций, способствующих улучшению делового климата в стране и создающих предпосылки к устойчивому развитию конкурентного потенциала предпринимательства на региональном, национальном и мировом уровнях.

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы содержания, механизмов и методов конкурентной борьбы в системе предпринимательства были заложены в работах А. Смита, Д. Рикардо, Р. Кантильона, Д. Мура, К. Нордстрема, Ф. Хайека, Й. Шумпетера, Э.Чемберлена.

Мировой опыт и практика развития конкурентоспособности национальной экономики и предпринимательских структур представлены трудами И. Ансоффа, Б. Карлофа, И. Кирцнера, Ф. Котлера, Ф. Мура, Дж. Нейлбаффа, К. Прахалада, М. Портера, Р. Рэнделла, А. Стрикленда, М. Треси, Р. Фостера, Д. Харта, Г. Хэмела, Дж. Чампи.

Существенный вклад в развитие теоретико-методологических основ конкурентоспособности предпринимательских структур, функционирующих в условиях неопределенности деловой среды, внесли отечественные ученые: Г. Азгальдов, Г. Азоев, А. Асаул, А. Аузан, Г. Багиев, В. Белоусов, А. Брандербургер, А. Бревнов, С. Валдайцев, И. Данилов, А. Градов, Е. Горбашко, А. Дегтярев, В. Кантор, Н. Калюжнова, В. Катькало, М. Кетенев, П. Крючкова, А. Мухамедьяров, Р. Маликов, Ю. Рубин, А. Шаститко, Р. Фатхутдинов, А. Юданов, К. Юдаева.

Но несмотря на значительное число научных трудов по данной проблеме, их анализ позволяет утверждать, что ввиду сложности и многогранности проблемы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур далеко не все факторы и аспекты учтены, исследованы и разработаны в достаточной мере, что и определило выбор темы диссертационного исследования и послужило основой формирования его цели.

Цель исследования состоит в развитии теоретико-методологических положений и методического инструментария по управлению конкурентоспособностью предпринимательских структур.

Для реализации этой цели в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи:

— систематизировать факторы, воздействующие на состояние конкурентоспособности предпринимательских структур в деловой среде;

— разработать методический подход к реализации программ мониторинга управления конкурентоспособностью предпринимательских структур;

— выявить формы деловых объединений предпринимателей, способствующих повышению уровня конкурентоспособности субъектов предпринимательства;

— предложить методический инструментарий, определяющий параметры и условия формирования деловых объединений предпринимателей в целях наиболее эффективного управления конкурентоспособностью;

— разработать методику оценки эффективности функционирования предпринимательских структур в деловых объединениях.

Область исследования соответствует специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (предпринимательство) по пункту 10.11. «Формирование и развитие конкурентоспособности системы управления предпринимательскими структурами» паспорта специальности ВАК РФ.

Объектом исследования является система управления конкурентоспособностью предпринимательских структур.

Предмет исследования составляют отношения, складывающиеся в процессе управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в системе взаимодействия различных групп деловых интересов.

Теоретической и методологической основами диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, затрагивающих вопросы теории конкуренции и конкурентоспособности субъектов предпринимательства, с учетом особенностей деловой среды. Исследование выполнялось с использованием теоретико-эмпирических (абстракции, анализа, синтеза, дедукции, индукции) и специальных экономико-статистических методов.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты федерального и регионального уровнейматериалы Федеральной службы государственной статистики РФ и субъектов РФ, региональных и отраслевых статистических органов, научно-исследовательских институтов, а также публикации и монографии, представленные в периодических печатных и электронных изданиях.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Предложена схема взаимодействия факторов, воздействующих на уровень конкурентоспособности предпринимательских структур и стимулирующих внедрение институтов саморегулирования бизнеса в условиях неопределенности деловой среды.

2. Разработана система мониторинга результативности управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в субъектах РФ на основе интегрального индекса конкурентоспособности, включающего характеристики институционального развития предпринимательской среды, уровня интеллектуального потенциала, инновационной и инвестиционной активности предпринимательских структур и ресурсно-инфраструктурного обеспечения деятельности предпринимательских структур.

3. Доказано, что одной из наиболее эффективных форм делового партнерства предпринимателей в российской практике становятся предпринимательские коалиции, > способствующие улучшению делового климата и повышению конкурентоспособности субъектов предпринимательства.

4. Предложена методика проектирования предпринимательских коалиций, позволяющая систематизировать эффекты и издержки установления стабильного сотрудничества субъектов предпринимательства в условиях неопределенности деловой среды.

5. Разработан методический подход, позволяющий принимать обоснованные решения по оценке эффективности функционирования предпринимательской коалиции для каждого члена в коалиции, с целью повышения качества принимаемых решений по управлению конкурентоспособностью.

Практическая значимость результатов исследования состоит прежде всего в том, что основные положения диссертационной работы и рекомендации направлены на сохранение и повышение конкурентоспособности российских бизнес-единиц в условиях неопределенности деловой среды. Основные положения диссертационной работы использованы в учебном процессе при проведении практических и теоретических занятий по курсам «Основы предпринимательства», «Государственная поддержка предпринимательства в РФ и РБ», «Управленческие решения», «Управление малым бизнесом». Предложения и выводы диссертационной работы были учтены при разработке Концепции развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2009;2012 годы в части направления взаимодействия общества, органов государственной власти и бизнеса. Предложения по разработке методики проектирования предпринимательских коалиций могут быть использованы в управленческой деятельности предпринимательских структур различных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, а также при освоении программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов малого и среднего бизнеса.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Наука и образование» (Нефтекамск, 2006) — Всероссийской научно-практической конференции «Управление и экономика в современных системах» (Волгоград, 2008). Отдельные положения диссертационной работы вошли в разделы коллективных монографий: «Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами» (Новосибирск, 2008) — «Современная модель эффективного бизнеса» (Новосибирск, 2008).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ, общим объемом 1,7 п.л. Автор имеет 2 научных статьи в изданиях, выпускаемых в РФ и рекомендованных ВАКом для публикации основных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. 7.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 165 наименований. Основное содержание исследования изложено на 159 страницах, работа включает 18 таблиц, 28 рисунков. Диссертационное исследование дополнено 12 приложениями.

Основные выводы:

1.Предпринимательские коалиции выступают формой развития конкурентного потенциала предпринимательских структур, поскольку обеспечивают для ее участников предсказуемость и стабильность в деловой среде, одновременно снижая, как трансакционные издержки взаимодействия друг с другом и внешней средой, так и удельные издержки по нормативно-правовому и методическому сопровождению деловых отношений в различных секторах экономики.

2. Предпринимательские коалиции являются одной из форм развития институтов деловой этики, репутации, партнерства, контрактных отношений, без которых не может быть получено развитие цивилизованного бизнес-сообщества.

Несмотря на достаточно широкий диапазон проблем, ограничивающих развитие деловых отношений субъектов малого и среднего бизнеса, предпринимательские коалиции, функционирующие в регионах РФ, добились успеха в улучшении делового климата и повышении собственной конкурентоспособности (таб.16).

Участники предпринимательских коалиций ставили перед собой и дополнительные задачи: упорядочить проверки предприятий с целью снижения коррупцииусовершенствовать законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, в первую очередь — в сфере налогообложенияразработать механизмы финансирования (кредиты и гарантии) и программы обучения предпринимателей, улучшить доступ к информации, особенно данным о том, как законы отражаются на предпринимательской деятельностидобиться большей прозрачности, улучшить общественное мнение о предпринимателях.

Воодушевленные успешными результатами, достигнутыми коалициями предпринимателей восьми регионов, сотрудники CIPE распространили программу создания коалиций и поддержки предпринимательства еще на четыре региона: Камчатку, Кировскую, Смоленскую и Нижегородскую области. Бизнес-ассоциации этих регионов присоединились к своим коллегам из восьми регионов для выработки программы действий и проведения анти-коррупционных кампаний.

К тому же, благодаря усилиям, предпринимавшимся на уровне этих регионов, общенациональная кампания «Малый бизнес 2004», проходившая при содействии ЮСАИД, получила дополнительную поддержку. Рекомендации, разработанные партнерами CIPE — Российской торговоо промышленной палатой и «ОПОРОЙ» — были включены в федеральные законы, подписанные президентом Владимиром Путиным в июле 2005 г. Принятие этих законов позволило улучшить систему налогообложения предприятий малого и среднего бизнесасократить список видов коммерческой деятельности, подлежащих лицензированию со 125 до 103- усилить защиту прав предпринимателей за счет внесения дополнительных положений, касающихся проверок, которые осуществляются государственными органами лицензированиягарантировать малым и средним предприятиям участие в конкурсах на получение государственных заказов.

Растет понимание и признание того факта, что деловое сообщество может играть конструктивную роль в процессе формирования политики, и что бизнес является неотъемлемой частью общества, и поэтому заслуживает того, чтобы его интересы поддерживались и защищались.

По-нашему мнению к ряду потенциальных проблем, способных возникнуть при создании предпринимательских коалиций можно отнести следующие: недостаточно эффективное институциональное сопровождение деятельности коалиций и отсутствие правовых норм, регулирующих их отношенияособенности деловой этики российского предпринимательстваотсутствие детально проработанных механизмов взаимодействия участников коалиции.

Представляется, что субъекты предпринимательства перед вступлением в коалиции по деловым интересам, должны обосновывать и рассчитывать эффективность своего участия в данных коалициях, как на основании эмпирического опыта, полученного в ходе функционирования коалиций в российской практике, так и в рамках методического сопровождения комплекса принимаемых решений.

Векторы развития механизмов управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в пространстве делового взаимодействия требуют создания методического инструментария, описывающего эффекты от формирования и последующего функционирования предпринимательских коалиций для их участников.

Таким образом, значимость методического сопровождения по проектированию предпринимательских коалиций обусловлена необходимостью систематизации эффектов и издержек, возникающих на этапе формирования данных коалиций.

Так, в состав издержек, для вновь создаваемой предпринимательской коалиции на наш взгляд, необходимо включить следующие: С, — издержки создания оптимальной институциональной, организационно — функциональной и других компонент будущей коалиции, обеспечивающих формирование институционально устойчивого консенсуса интересовС2 -издержки инициатора по поиску потенциальных участников коалиции в формате предпроектных издержекС3- издержки аналитической и экспертной проработки по созданию коалиции (научные, статистические, экспертные) — С4 — издержки по принятию агентов в коалицию (проведение идентификации, соответствующих процедур по согласованию действий) — С5 — издержки адаптации возникновения и развития коалиции (в целях снижения различных эффектов «отторжения» обществом, в том числе самими членами коалиции) — С6 — издержки создания и функционирования структур, необходимых для функционирования коалиции (службы юридического сопровождения, службы по связям с общественностью, службы регионального развития и т. д.) — С7 -издержки контроля и мониторинга за деятельностью участников коалиции (соблюдение и правоприменение институтов коалиции) — С8 — издержки по применению санкций в результате различных нарушений (разрешение споров, конфликтов между участниками коалициивозможное исключение агентов из коалиции) — С9 — иные сопутствующие издержки (которые могут включать в себя издержки по ведению конкурентной борьбы между коалициями, издержки расширения «зон влияния коалиции» и т. д.).

Соответственно, потенциальные эффекты, получаемые участниками предпринимательской коалиции, можно объединить в следующие группы: Э, — снижение стоимости трансакционных издержек от взаимодействия участников в рамках коалиции (причем, в состав Э, могут быть включены компоненты от экономии по следующим составляющим: АТа— снижение стоимости времени, необходимого на создание и возможную формальную регистрацию коалиции прохождение административных и иных барьеров, в случае такой.

128 необходимости) — АР f — снижение затрат на неформальное обеспечение защиты и мониторинг выполнения контрактных отношенийATms — альтернативная стоимость времени по поиску достоверной информации о будущих (потенциальных) участниках коалиции) — Э2— снижение трансформационных издержек в экономической деятельности (в частности в результате улучшения производительности труда) — Э3 — получаемые участниками коалиции социально-экономические эффекты от успешной ее деятельности (не существовавшие до вступления в коалицию) — Э4 — стоимостная оценка последствий институционального проектирования от различных групп экспертов при формировании коалицииЭ5 — оценка эффекта от улучшения делового климата для конкретного участника коалицииЭ6 — элиминирование искажений экономических стимулов.

Таким образом, в качестве интегрального эффекта институционального проекта по созданию деловой коалиции выступает Uco в виде: исо = z, (S^-SLcJ хО+г)-1. (3).

Соответственно, индекс институционального проектирования Ua для вновь создаваемой деловой коалиции будет выглядеть следующим образом:

I, S?., C, x (l + rr ' W где г — фактор дисконтирования, определяемый на уровне не ниже ставки рефинансирования Центрального Банка.

Тем не менее, высокая неопределенность, характерная для современной деловой среды, вызывает необходимость обоснования метода, учитывающего уровень достижимости поставленных целей (инфраструктурных, инновационных, институциональных, инвестиционных), с учетом предпочтений потенциальных участников коалиции по параметрам риска.

Так, под уровнем девиантности (коэффициента риска) в данной работе будет подразумеваться вероятность недостижения установленных целей (уровень отклонения от ожидаемых решений) участников коалиции.

Оценка уровня девиантности реализации институциональных решений коалиции будет иметь следующий вид:

ЭКт =(1-Х) X ЭК1т тах + Л X 3Kms, шп, (5) где ЭКтх — совокупный эффект от институциональных ожиданий коалицииЭК1Ш тах — максимальный эффект от принятия институциональных решений при наиболее благоприятных условиях (к примеру, в результате реализации сопутствующего законодательного проекта поддержки функционирования коалиции) — ЭК1т min — существующий уровень эффективности, достигнутый вне коалиции, либо его снижение (к примеру, в результате «отторжения» законопроекта внекоалиционными участниками).

X — показатель, используемый в условиях неопределенности для учета предпочтений институционального инвестора (в данном случае участника коалиции) определяемый следующим образом:

CP я = (6).

СРа, где СРЫ — совокупная величина оценки социально-экономических выгод участниками коалиции до принятия проекта формирования коалицииСРа, -совокупная величина оценки социально-экономических выгод участниками коалиции после принятия проекта формирования коалиции.

В общем виде уровень девиантности (коэффициент риска) реализации институционального проекта формирования предпринимательской коалиции может быть описан формулой: х (1 + (1 -77)/т7×1п (1 -77)). (7).

Таким образом, коэффициенты S и rj можно описать следующим образом:

S =—-(8).

Э К — к ms шах ^ ms min где 8 — коэффициент неустойчивости реализации проекта формирования коалиции- 7- граница зоны риска проекта по формированию коалиции.

Далее преобразуем формулу (7) с учетом выражений (6) и (8), получим:

Формула (10) позволит определить степень девиантности реализации проекта формирования коалиции с учетом двух параметров: коэффициента неустойчивости реализации проекта формирования коалиции и показателя, используемого в условиях неопределенности для учета предпочтений институционального инвестора.

Если участники большой группы рациональным образом пытаются максимизировать свое индивидуальное благосостояние, они не станут прилагать никаких усилий для достижения общегрупповых целей до тех пор, пока на них не будет оказано давление или каждому из них не будет предложен индивидуальный мотив к подобному действию. Большие группы не будут формировать организацию, направленную на достижение общегрупповой цели, при отсутствии какого-либо принуждения или индивидуальных побудительных мотивов. Эти положения справедливы даже в случае существования единогласного решения в группе относительно содержания общественного блага и методов его получения [29].

В условиях коалиционного взаимодействия принятие решений участниками коалиции неизбежно будет отражаться на показателях деятельности каждого участника коалиции (инвестиционной стоимости, реноме предпринимательской структуры и т. д.). Именно поэтому важна методическая проработка оценки эффективности функционирования коалиций для каждого ее члена в условиях взаимодействия групп деловых интересов, которая позволит избежать неоправданных рисков и спрогнозировать приемлемые условия для каждого участника предпринимательской коалиции в отдельности. Причем, о.

— Dxlnd-^) .

10) вопросы формирования коалиции отражают лишь «вершину айсберга» будущих отношений и, на наш взгляд, необходимо создание соответствующего инструментария описывающего:

• принципы отнесения различных, на первых взгляд несовместимых друг с другом групп к тем или иным группам интересов, а так же создание соответствующих статистических массивов информации о результатах таких расчетов;

• возможные «ходы» и решения участников коалиции, в условиях ее развития, расширения и последующего преобразования либо распада;

• побудительные факторы взаимодействия с другими коалициями и инструментария повышения их сотрудничества в реализации проектов различной направленности;

• конфликтные равновесия в условиях коалиционного взаимодействия участников с целью выявления соответствующих резервов наиболее «безболезненного» выхода из сложившегося комплекса ситуаций;

• возможные негативные сценарии коалиционных взаимодействий с целью определения эндогенных и экзогенных факторов их вызывающих, а так же создание корректирующих блоков в системе институционального проектирования и сопровождения взаимодействия коалиций на различных уровнях проектирования механизмов и элементов системы государственночастного партнерства.

В таких условиях изменится и угол зрения на определенные, устоявшиеся в практике явления и процессы. К примеру, конкурентоспособность предпринимательских структур будет определяться не только эффективным позиционированием своих конкурентных преимуществ и возможностью соперничества с другими субъектами рынка на основе инновационных технологий и разработок, но и созданием предпосылок к сотрудничеству по различным приоритетам.

Все больше вовлекаясь в «водоворот» слияний, поглощений, объединений агенты рынка должны будут искать новые технологии представления своих преимуществ и интересов, так как эти преобразования будут способствовать созданию устойчивого фундамента их функционирования и развития в информационном обществе.

Формирование предпринимательских коалиций при положительно значимых величинах эффектов от институциональных ожиданий участников коалиции позволяет упорядочить взаимодействие предпринимательских структур, снизить тем самым трансакционные издержки взаимодействия предпринимательских структур друг с другом и повысить их взаимную конкурентоспособность.

3.2. Разработка методики эффективности участия в предпринимательских коалициях.

Развивающееся пространство общественной жизни и проявляемые особым образом экономические связи, должны способствовать перераспределению ресурсов государства и деловых коалиций (причем выделяют так же формальные и неформальные коалиции, коалиции политической, экономической, социальной направленности, региональные, географические и другие) для проектов, которые имеют стратегическую важность для страны.

Значительная часть россиян заинтересована в защите гражданских прав, но, в то же время, совсем немногие готовы их реально защищать. Так, по убеждению В. М. Полтеровича: «Однако группы интересов еще не определяют коалиции действия. Для выявления таковых надо как минимум знать издержки и выгоды от вступления в коалицию. Более того, для предсказания поведения индивида нужно уметь сопоставлять издержки и выгоды от вхождения в каждую из потенциально возможных коалиций — задача, которая кажется безнадежно трудной» [101].

Некоторые концепции решения пришли в теорию игр из теорий общественного благосостояния и коллективного выбора. Предметом исследования этих теорий является задача выбора коллективных решений в обществе. Понятно, что коллективный выбор должен быть (или желательно, чтобы был) единственным. Для сужения круга возможных решений эти теории пользуются аксиоматическими предположениями о стратегии принятия коллективных решений. В этих аксиомах широко используется понятие «справедливого» распределения.

Основная идея теории кооперативных игр состоит в том, чтобы, не рассматривая переговорный процесс как таковой, анализировать возможные его исходы и делать выводы о реализуемости того или иного результата переговоров. Поэтому и элементами описания игры в форме характеристической функции — базовой модели теории кооперативных игр — являются не стратегии игроков, а выигрыши, которые может себе гарантировать та или иная коалиция.

В 2007 году в экономической литературе появляется амбициозный труд экономистов «СИГМА»: «Коалиции для будущего. Стратегии развития России» под руководством А. Аузана, вызвавший достаточно большой интерес представителей различных научных кругов.

В феврале 2008 года в Лондоне под титулом «Russia's Future Under Medvedev» вышло переложение этой работы на английском языке, выполненное под редакцией профессора лорда Роберта Скидельского.

Важно учитывать, что «скрепляющим» элементом модернизационной.

30 стратегии являются даже не столько потоки материальных ресурсов, которые могут генерировать группы, сколько ценностные доминанты, закладываемые в ее основу и их отражение, в частности, в ее целях.

Ключевое отличие модернизации от любых других стратегий, по мнению экономистов «СИГМА» состоит в проведении качественных преобразований в социально-экономической и политической сферах России для преодоления проблемы «колеи», уже проторенной предыдущем вектором развития, которая в свою очередь, способна препятствовать появлению новых «траекторий развития».

Коллектив экономистов «СИГМА» выделяет стратегии: «рантье», «мобилизация», «инерция», «модернизация».

О необходимости созданий коалиций высказываются также авторы проекта «Институциональная реформа в России: переход от проектирования к реализации в условиях многоуровневой системы государственного управления», говоря следующее: «Важными элементами методов управления изменениями являются создание сетевых структур общения и формирование коалиций (выявление и воспитание проводников перемен), интерактивное обучение и совещания по обмену опытом, схемы ротации и размещения государственных служащих, процессы функционального анализа и т. п.».

Успешной реализацией сообществ в практику для различных отраслевых компаний становятся так же проекты РУСМЕКО, организованные в регионах РФ с целью обмена опытом, повышения квалификации, перераспределения потоков деловой информации. В конечном счете, в 2007 году выходит в свет книга авторов А. Аблязова, И. Алексеевой, П. Вольфа, и др. объединяющая в себе опыт результатов проекта РУСМЕКО, по программе INCO Европейской комиссии, основной целью которого является повышение конкурентоспособности российского бизнеса.

Одним из важнейших направлений стратегии снижения трансакционных издержек является системное накопление информации о потенциальных клиентах, конкурентах, группах стратегического влияния, которых можно рассматривать в качестве потенциальных партнеров по рыночным трансакциям.

Коалиционные взаимодействия, рассматриваются группой экономистов «СИГМА» преимущественно в рамках «игры внутри государства», среди интеллектуальной элиты, политического класса, Федеральной власти, богатых и бедных регионов, крупного бизнеса, регионального бизнеса, малого бизнеса,.

Ч 1 высокодоходного, среднедоходного и бедного населения (таб. 17) [18, 72].

По мнению представленной группы экономистов: «Конкурентоспособное государство — это государство, издержки на содержание которого и транзакционные издержки граждан и бизнеса в котором не выше, а качество услуг которого не ниже, чем в государствах — конкурентах».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В ходе исследования были структурированы факторы, оказывающие воздействие на уровень конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях неопределенности деловой среды. Предложенная схема управленческих воздействий на формирование деловой среды предпринимательства учитывает три взаимосвязанных блока воздействий (деструктивного, стимулирующего, конструктивного) на конкурентоспособность предпринимательских структур и позволяет систематизировать факторы, стимулирующие внедрение институтов саморегулирования бизнеса.

2. В результате мониторинга результативности управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в разрезе субъектов РФ были получены результаты, которые могут стать исходной базой для принятия управленческих решений субъектами предпринимательства и государственными органами. В пятерку лидеров среди регионов РФ, создающих наиболее благоприятные условия для развития конкурентоспособности предпринимательских структур, вошли следующие субъекты: г. Москва (1 место), г. Санкт-Петербург (2 место), Тюменская область (3 место), Новосибирская область (4 место), Свердловская область (5 место).

3. На основе анализа практики функционирования предпринимательских объединений было установлено, что одной из наиболее эффективных форм партнерства предпринимателей становятся предпринимательские коалиции, способствующие повышению потенциала конкурентоспособности субъектов предпринимательства. Между тем для привлечения новых членов в предпринимательские коалиции и укрепления собственных позиций необходимо: консультировать предпринимателей по различным вопросам, связанным с потенциальными преимуществами и ответственностью при вхождении в коалициисовместно с центрами общественного мнения проводить регулярные исследования о динамике изменения делового климата в регионахкоординировать связи с общественностьюреализовывать взвешенную политику в отношениях с властью и представителями иных групп интересов (политических, социальных и т. д.).

4. Значимость методического сопровождения по проектированию предпринимательских коалиций обусловлена необходимостью систематизации эффектов и издержек, возникающих на этапе формирования данных коалиций.

Формирование предпринимательских коалиций при положительно значимых величинах эффектов от институциональных ожиданий участников коалиции позволяет упорядочить взаимодействие предпринимательских структур друг с другом, снижая тем самым трансакционные издержки взаимодействия и повышая взаимную конкурентоспособность.

5. В рамках реализации методики проектирования предпринимательской коалиции в работе предложена модель расчета эффективности от вхождения в коалицию потенциальных участников с целью повышения качества принимаемых решений по управлению конкурентоспособностью.

Разработанная методика позволяет обосновывать рекомендации для различных субъектов предпринимательства по вхождению в предпринимательские коалиции, функционирующие в режиме саморегулирования с целью повышения качества принимаемых решений по управлению конкурентоспособностью в условиях неопределенности деловой среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Текст.: Часть первая, 30.11.1994 г., № 51 -ФЗ (ред. от 03.01.2006).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Текст.: Часть вторая, 26.01.1996 г., № 14-ФЗ (ред. от 02.02.2006).
  3. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный Закон Текст.: 08.08.2001 г., № 129-ФЗ.
  4. О саморегулируемых организациях: Федеральный Закон. Текст.: 1.12.2007 г., № 315-Ф3.
  5. О защите конкуренции: Федеральный закон. Текст.: 26.07.2006 г., № 135-Ф3.1. Монографии и сборники
  6. Административные барьеры в экономике: институциональный анализ. Текст.: Под ред. А. Аузана, П. Крючковой. М.: ИИФ СПРОС КонфОП, 2002. С. 28.
  7. Р. Расчет экономической устойчивости коммерческих организаций Текст.: / Р. Акбашев, А. Мищенко // Маркетинг/ Гл. ред. А. П. Челенков. М.: — 2002. — № 4. — С. 101−108.
  8. А.Н. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей Текст.: / А. Н. Асаул, Е. Г. Скуматов, Г. Е. Локтева. -СПб.: Гуманистика, 2004. С. 256.
  9. Л.С. Предпринимательство в России. Экономика и организация. Текст.: СПб., 1995.-С. 18.
  10. С.Н. Природа и структура экономических субъектов Текст.: Монография. С. Н. Булганина Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2003. — 340 с.
  11. А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. Текст.: / А.В. Виленский- Инт эконом. РАН. М.: Наука, 2007. — 237 с. — ISBN 978−5-02−35 400−5 (в пер.).
  12. А.Н. Институциональные основы развития малого предпринимательства в XIX XX в.в., Текст.: / А. Н. Дегтярев./ Уфа УГИС, 2001. -С. 64−71.
  13. Т.Ю. Теория и методология синергетического подхода в управлении организационными изменениями. Текст.: // Автореферат диссер. на соискание уч. степени докт. эконом, наук. Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2006. — 45 с.
  14. Н. Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации. Текст.: / Н. Я. Калюжная- М.: ТЕИС, 2003.- 526 с.
  15. B.C. Эволюция теорий стратегического управления. Текст.: // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2006. — 45 с.
  16. Коалиции для будущего. Стратегии развития России. Текст.: / Коллектив экономистов «СИГМА». М.: ООО «Издательство «Промышленник России», 2007. — 112 с.
  17. JI.A. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. Текст.: / Л. А. Колесникова. М.: Новый Логос, 2000.-С. 87−95.
  18. Р.И. Институциональное проектирование деловой предпринимательской среды. Текст.: монография./ Р. И. Маликов Мурманск -Уфа: Изд-во НЦ РАН, 2006. — 242 с.
  19. Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций. Текст.: / Р. Брюк, Е. В. Калинкин, Ж. Виане, Д. Десхулместер //. М., 2001. — 214 с.
  20. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России. Текст.: / Аналит. сб. М., 2001. — 384 с.
  21. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами. Текст.: монография / И. М. Балахонова, В. А. Бочкарев, В. И. Харисов и др./ Под общ. ред. С. С. Чернова. Кн. 2. — Новосибирск: ЦРНС — Изд-во «СИБПРИНТ», 2008. — С. 21−32.
  22. В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. Текст.: /В.В. Радаев. М.: Центр политич. технологий, 1998.-С. 128−136.
  23. Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности / Текст.: отв. ред. ак. Д. С. Львов, д.э.н. Д. Е. Сорокин. М.: Наука, 2005.- 508 с. (Экономическая наука современной России).
  24. Современная модель эффективного бизнеса. Текст.: монография / Р. Т. Абдрашитов, А. А. Вдовенко, В. И. Харисов и др. / Под ред. Н. И. Горбачева, С. С. Чернова. Новосибирск: ЦРНС — Изд-во «СИБПРИНТ», 2008. — С. 278−286.
  25. Экономические парадоксы или парадоксальная экономика. Текст.: монография / Под ред. А. А. Куклина, А. Н. Дегтярева. М.: Экономика, 2005. — С.184 -217.
  26. Учебники и методические пособия
  27. М.В. Управление организационными системами с коалиционным взаимодействием участников. Текст.: М.: ИПУ РАН, 2003. — 140 с.
  28. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. Текст.: / Ю. Б. Рубин. 2-е изд. — М.: Маркет ДС, 2006. — 458 с.
  29. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональномбизнесе. Текст.: / Ю. Б. Рубин. М.: Маркет ДС, 2008. — 464 с.148
  30. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах): Текст.: учеб. метод, пособие / Тарануха Ю. В. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2008. — 272 с.
  31. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология). Текст.: / И. П. Данилов. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. — 368 с.
  32. Ю. И. Теория и практика конкуренции. Текст.: / Саратов: Саратовская гос. эконом, академия, 1996.
  33. А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах. Текст.: учеб. пособие. Кулешова А. Б. / М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 256 с.
  34. Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. Текст.: Г. В. Куликов М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика»», 2000. — С. 12−33.
  35. .Н. Россия в пространстве и времени: история будущего. Текст.: / Б. Н. Кузык М.: Инс -т эконом, стратегий, 2004. — 336 с.
  36. Курс профессионального предпринимательства. Текст.: / Ю. Б. Рубин. — 4.2. 9 -е изд. М.: Маркет ДС, 2007. — 416 с.
  37. М.Г. Предпринимательство. Текст.: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2004. — 224 с.
  38. Р.И. Предпринимательская деятельность. Текст.: Р. И. Маликов. Учебное пособие./ Уфа: Уфимск. гос. акад. экон. и сервиса, 2006. 245 с.
  39. К., Энгельс Ф. Сочинения. Текст.: /2-е изд. Т. 46. Ч. I. М., 1968. -С. 391.
  40. Г. А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии. Текст.: Г. А. Медведев / М.: Дашков и К, 2005.
  41. Мировая экономика и международный бизнес. Текст.: учебник / кол. авт. — под общ. ред. д-ра. экон. наук, проф. В. В. Полякова и д-ра. экон. наук, проф. Р. К. Щенина. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2007. — 688 с.
  42. А.А. Экономическая и информационная безопасность. Текст.: Справочник / А. А. Одинцов. М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 576 с.
  43. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. Текст.: / кол.149авторов- автор проекта и координатор исследований А. Ю. Юданов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2008. — 464 с.
  44. Н. Модели развития региональных политических элит. Текст.: // Трансформация региональных элит в сравнительной перспективе. М.: МОНФ, 1999.-С. 17−28.
  45. М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. Текст.: / Майкл Портер- Пер. с англ. — 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — С. 100.
  46. Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности. Текст.: / отв. ред. ак. Д. С. Львов, д.э.н. Д. Э. Сорокин. М.: Наука, 2005. — 508 с.
  47. Р., Фаэй Л. Курс МВА по стратегическому менеджменту. Текст.: / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2002. — 608 с.
  48. Э.Р. Теория конфликтных равновесий. Текст.: М.: «ЭДИТОРИАЛ УРСС», 2005. — 304 с.
  49. В.Н. Смена парадигм системного мышления. Системные исследования. Текст.: -М.: «ЭДИТОРИАЛ УРСС», 1996.-С. 72−73.
  50. П. Конкуренция. Текст.: / Пер. с англ. Г. Е. Алпатова. Спб.: Из дат. Дом «Нева», 2004. — 96 с.
  51. С.А. Малое предпринимательство: государственная поддержка и содействие развитию. Текст.: М.: ТОО «КОНТУР», 1999. — 290 с.
  52. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Текст.:/ М., 1962. — 332 с.
  53. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Текст.: // Антология экономической классики. У. Петти. А. Смит. Д. Рикардо. М., 1993.-С. 186.
  54. К.В. Связные структуры экономических событий. Текст.: Учеб. пособие. / К. В. Сомик М.: Финансы и статистика, 2005. — 176 е.: ил.
  55. В.А. Основы инновационного предпринимательства. Текст.: Учебно-методическое пособие / В. А. Сергеев. Ульяновск: УлГТУ, 1998. — С. 108 -114.
  56. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для150анализа. Текст.: А. Стрикленд, Дж. Томпсон,/ 12-е издание: Пер. с англ. М.: Издат. дом «Вильяме», 2006. — 928 е.: ил. — Парал. тит. англ.
  57. Ю.П. Теория систем и системный анализ. Текст.: Учеб. пособие./ Ю. П. Сурмин. К.: МАУП, 2003. — 368 е.: Библиогр. в конце глав.
  58. Т.Н. Системный анализ в управлении. Текст.: Учеб. пособие./ Т. Н. Тимченко М.: РИОР, 2008. — 161 с.
  59. А. Выборы 1995−1997 г.г. и региональные политические элиты // Трансформация региональных элит в сравнительной перспективе. Текст.: / А. Титков. М.-МОНФ, 1999. С.95−127.
  60. Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. Текст.: / Р. Уотермен. М.: Прогресс, 1988.
  61. Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Текст.: Учебник. 2-е изд., испр. и доп./- М: Изд-во Эксмо, 2005. — 544 с.
  62. Р. А. Стратегический менеджмент. Текст.: Р. А. Фатхутдинов / Учебник. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, — 2002. — 448 с.
  63. Р. К теории экономической динамики // Классики кейнсианства. Текст.: Р. Харрод /В 2-х т. Т. 1. М., 1997.
  64. Н.Ю., Конкурентоспособность и реинжиниринг в антикризисном управлении. Текст.: / В. Д. Дорофеев, Ю. Т. Шестопал П.: «ПИЭРАУ», 2002.- 180 с.
  65. А.Е. Внешние эффекты и трансакционные издержки. Текст.: А. Е. Шаститко / М.: Экон. факультет МГУ, ТЕИС, 1997. С. 9.
  66. А.Е. Новая институциональная экономическая теория. Текст.: А. Е. Шаститко., С.541- 542.
  67. Статьи в журналах и сборниках научных трудов
  68. С. Промышленная и конкурентная политика: проблемывзаимодействия и уроки для России. Текст.: С. Авдашева, А. Шаститко // Вопросы экономики. 2003. -№ 9. — С. 18−31.
  69. Н., Курбатова М. Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона. Текст.: Н.
  70. , М. Курбатова //Вопросы экономики. 2003. — № 11. — С.110−119.
  71. A.M. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Текст.: А. М. Архипов // Региональная экономика: теория и практика 2007. — № 4 (43). — С.56−65.
  72. А. Коалиции за модернизацию: анализ возможности возникновения. Текст.: А. Аузан, А. Золотов // Вопросы экономики. 2008. — № 1. — С.99−100.
  73. Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования. Текст.: / Е. Балацкий, А. Потапова // Экономист.2001. № 4. — С. 45−54.
  74. В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы. Текст.: В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. 2001, № 5.
  75. М. Стратегические межфирменные альянсы. Текст.: М. Бобина //Вопросы экономики. 2002. — № 4. — С.96−111.
  76. Л.С. Конкурентоспособность фирмы в глобальной контрактной экономике. Текст.: Л. С. Бляхман. // Проблемы современной экономики. 2006. -№ 3−4. — С.91.
  77. С.Г. Конъюнктура конкурентоспособности региона. Текст.: С.Г. // С. Г. Важенин. Регион: экономика и социология. -2004. № 3. — С.-23.
  78. Р.Ф. Малые предприятия в 2001 году. Текст.: / Р. Ф. Галимзянов // Эпиграф. 2001. — № 22. — С. 5−6 .
  79. М.И. Национальная конкурентоспособность: понятие, факторы, показатели. Текст.: М. И. Гельвановский, В. М. Жуковская, И. Н. Трофимова, Н. Т. Чертко // Вопросы статистики. -1999. № 12. — С. 15−21.
  80. М. И., Жуковская М. В. О методах межстранового сопоставления показателей конкурентоспособности. // Вопросы статистики. -2000.-№ 3.
  81. М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности. Текст.: М. Грановеттер // Экономич. социология .2002. Т.З. -№ 3. С. 54.
  82. А.Н. Коррупционная основа административных барьеров.152
  83. Текст.: / А. Н. Дегтярев, Р. И. Маликов // Вопросы экономики. 2003. — № 11. — С. 78−87.
  84. С. М. Конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке: тенденции спада и линии укрепления. Текст.:/ С. Иовчук // Проблемы прогнозирования. 1999. — № 1. — С. 113−125.
  85. В.И. Сетевая экономика: новый методологический подход к организации предпринимательства. Текст.:/ В. И. Катенев // Проблемы современной экономики. 2007. — № 2 (22).
  86. B.C. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка. Текст.:/ B.C. Катькало // Российский журнал менеджмента. -2003.-№ 1. — С.7−30.
  87. Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика. Текст.:/ Г. Б. Клейнер // Общественные науки и современность. 2007. — №№ 2,3.
  88. Конкурентоспособность регионов: факторы и стратегии управления: Текст.: сб. материалов Всерос. Науч.-практич. конференции, 28 мая 2007. Уфа.: Уфимская гос. акад. экономики и сервиса, 2007. — 314 с.
  89. Г. Факторы мирохозяйственной конкурентоспособности японской экономики. Текст.:/ Г Куликов // Российский эконом, журнал. 1998. -№ 1.
  90. Ю. Конкурентоспособность России в мировой экономике. Текст.: / Ю. Куренков, В. Попов // Вопросы экономики. 2001. — № 6. — С.36−49.
  91. М.Г. Развитие малого инновационного предпринимательства. Текст.: / М. Г. Лапуста, Ф. Х. Хэу // Экономика и коммерция. 2003. — № 3−4. — С. 122−131.
  92. А. Доверие и трансакционные издержки. Текст.: А. Ляско //Вопросы экономики. 2003. — № 1. — С.42−58.
  93. Р.И. О преодолении административных барьеров в развитии153российского предпринимательства. Текст.: / Р. И. Маликов // Общество и экономика. 2003. — № 3.
  94. А. Суха теория, но древо жизни зеленеет. Малый бизнес на постсоветском пространстве обладает мощным экономическим потенциалом. Текст.: / А. Медведев // Рос. газ. 2000. — 12 сент. — С. 5 (Бизнес в России).
  95. Н. Трансакционные издержки и их влияние на конкурентные позиции фирмы. Текст.: / Н. Моисеева, М. Слушаенко // Маркетинг. 2002. — № 3.
  96. P.M. Джеймс Бьюкенен и теория общественного выбора. Текст.:/ Сер. Нобелевские лауреаты по экономике. Фонд экономической инициативы.// М.: Таурус-Альфа, — 1997. — Т. 1. — С. 445−482.
  97. В. П. Российская экономика в глобальных мирохозяйственных связях: проблемы конкурентоспособности. Текст.: /В.П. Оболенский // Проблемы прогнозирования. 2001. — № 4.
  98. А. Институциональные особенности саморегулирования бизнеса. Текст.:/ А. Оболенский //Вопросы экономики. -2003. № 11. — С.88−98.
  99. Е.К. К проблеме взаимодействия малого и крупнокорпоративного предпринимательства в современном общественном производстве. Текст.:/ Е. К. Омельченко // Российский экономический журнал. -2002. № 8. — С.84−87.
  100. А. «Бизнес по понятиям»: об институциональной модели российского капитализма. Текст.:/ А. Олейник// Вопросы экономики. 2001. -№ 5.-С. 19.
  101. В.М. Стратегии модернизации, институты и коалиции. Текст.: / В. М. Полтерович // Вопросы экономики. 2008. — № 4. — С.11.
  102. Регионы России. Социально-экономические показатели. Текст.: 2003: Статист, сб. / Госкомстат России. М., 2007. — 895 с.
  103. Россия в глобализирующемся мире: новые требования к стратегии развития Текст.:/ Л. С. Вартазарова, В. Д. Кровов, Г. И. Климантова и др. //Регион: экономика и социология. 2002. -№ 21. — С. 130−193.
  104. И. Российский малый бизнес: система координат. Текст.:/ И.154
  105. Рукина // Человек и труд. 2002. — № 7. — С.76−81.
  106. У. Сети и хозяйственная жизнь. Текст.:/ У. Пауэлл, JI. Смит-Дор // Экономич. социология. -2003. Т. 4. — № 3. — С. 76 — 77.
  107. Дж. Альтернативные подходы к макроэкономике: методологические проблемы и неокейнсианство. Текст.: / Дж. Стиглиц // Мировая экономика и международные отношения 1997. — № 5.
  108. В. Институциональная динамика в переходной экономике Текст.:/ В. Тамбовцев // Вопросы экономики. 1997. — № 5. — С. 33−34.
  109. В. Теоретические вопросы институционального проектирования. Текст.:/ В. Тамбовцев // Вопросы экономики. 1997. — № 3. — С. 82−88.
  110. И. Н. Технологический и трудовой ресурсы конкурентоспособности России: состояние, перспективы Текст.: /И.Н.Трофимов // Вопросы статистики. 2000, № 9.
  111. В.И. Эконофизика предпринимательства Текст.: / В. И. Харисов // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена: Аспирантские тетради: Ч. 1. (Общ. и гуман. науки): Научный журнал. 2008. — № 23(54). — С. 241−244.
  112. А. Условия и результаты формирования институтов Текст.: // Вопросы экономики. 1997. — № 3. — С. 73−74.
  113. А. Фридрих Хайек и неоинституционализм. Текст.:/ А. Шаститко //Вопросы экономики. № 6. — 1999. — С. 51.
  114. А.Е. Конкуренция и антимонопольная политика в неоавстрийской теории Текст.: / А. Е. Шаститко // Экономическая политика. — 2007.-№ 7.-С. 65−75.
  115. О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России Текст.: / О. Шестоперов // Вопросы экономики. — 2001.-№ 4.-С. 65−83.
  116. К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов Текст.:/ К. Эрроу // THESIS. Вып. 2. С. 66 — 67.
  117. Эффективность поддержки малого предпринимательства Текст.:/ А. Дадащев, Н. Гловацкая, С. Лазуренко, А. Нешитой // Вопросы экономики. 2002. -№ 7.-С. 127−139.
  118. А. Корпоративное управление и реструктуризация предприятий в России: формальные институты и неформальные интересы собственников Текст.: /А. Яковлев // Эконом, журнал ВШЭ, 2003, т.7, № 2.
  119. Е. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики Текст.:/ Е. Ясин, А. Яковлев // Вопросы экономики. 2004. — № 7. — С.4−34.
  120. Зарубежные источники и отечественный опыт
  121. Asilis С.М., Juan-Ramon V.H. On Corruption and Capital Accumulation // International Monetaiy. Fund Working Paper. 1994.- Basu K., Bhattacharya S., Mishra A. Notes on Bribery and the Control of Corruption \ Journal of Public Economics. 1992. № 48.
  122. Caufield, Catherine. Masters of Illusion: The World Bank and the Poverty of Nations, New York, Henry Holt & Co., 1996.
  123. Kaplan J. V. Managing Next Generation IT Infrastructure // McKinsey Quarterly. Winter 2004. P. 2−9.
  124. Porter M. Clusters and New Economy of Competition // Harvard Business156
  125. Review. November-December, 1998.
  126. С. K., Hamel G. 1994. Strategy as a field of study: why search for a new paradigm? Strategic Management Journal 15 (1): 5−16.
  127. Mizruchi M. Social Network Analysis: Recent Achievements and Current Controversies// Acta Sociologica. 1994. Volume 37. P. 330 331.
  128. Operations Evaluation Department, World Bank, Poverty Assesment: A Progress Review, report No. 15 881 (Washington, D.C.: World Bank, August 1996).
  129. Sectoral Structure and Entry Regulations J Messina — 2003 — University of Frankfurt, Germany.
  130. Williamson O.E. The Economics of Governance: Framework and Implications /Langlois R.N. Economics as a Process: Essays in the New Institutional Economics Cambridge: Cambridge University Press, 1986. P. 185
  131. World Economic Forum, Global Competitiveness Report, 2003, 2004, 2005. IMD World Competitiveness Yearbook 2005.
  132. В. Как поддерживают малый бизнес в Америке /
  133. B.Бондаренко // Бизнес для всех. 2002. — Сент. (№ 18). — С. 11- Ноябрь (№ 25).1. C. 13.
  134. Е. Малое предпринимательство в переходной экономике Юга / Е. Брагина // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 1. — С. 87−96.
  135. И. Тенденции научно-технического развития малого бизнеса в Японии / И. Лебедева // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 3. — С. 74−79.
  136. Отчеты научных и консультационных исследований и ссылки в1. Интернет
  137. Аналитический центр Юрия Левады Электронный ресурс.: // http://www.levada.ru
  138. О. Сетевое взаимодействие участников экономических трансакций: основные принципы и способы осуществления Электронный ресурс.: // http://www.ecsocman.edu.rU/db/msg/l 53 810. html
  139. Бюро экономического анализа Электронный ресурс.: // http://www.wood.ru
  140. Н.В. Фирма в глобальной экономике: эволюция и конкурентоспособность Электронный ресурс.: // http://www.m-economy.ru
  141. Всемирный банк Электронный ресурс.: // http://www.worldbank.org
  142. Галерея экономистов Электронный ресурс.: // http://gallery.economicus.ru
  143. Глобальный мониторинг предпринимательства Электронный ресурс.: // http://www.gsm.pu.ru
  144. И.Б., Тубалов B.C. Стратегический архетип российской промышленной фирмы: конкурентное позиционирование, корпоративные траектории и паттерны стратегического выбора Электронный ресурс.: // http ://booksateh.h 15 .ru/
  145. А.Н. Теоретико-методологические основы исследования концептуальной конкурентоспособности Электронный ресурс.: // http://journal.bagsu.ru
  146. Динамика развития малого предпринимательства в регионах Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. Январь 2007.
  147. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России. Интернет-сайт НИСИПП Электронный ресурс.: [Электронный ресурс]: // www.nisse.ru
  148. Доклад о состоянии делового климата в Российской Федерации //Бюро экономического анализа Электронный ресурс.: // http://www.beafnd.org/ru/
  149. Конкурентоспособность и деловой климат России. ГУ ВШЭ- Всемирный Банк, 2005−2006. Электронный ресурс.: // http://www.hse.ru
  150. Мониторинг административных барьеров предпринимательской деятельности Электронный ресурс.: //www.cefir.ru158
  151. Московский общественный научный фонд Электронный ресурс.: //www.mpsf.org
  152. А. Применение теории нечетких множеств к задачам управления финансами Электронный ресурс.: // www.vmgroup.sp.ru
  153. Оценка конкурентоспособности экономики России: отраслевой и кластерный анализ Электронный ресурс.: // http://www.wood.ru
  154. Предпринимательский потенциал российского общества. GEM Russia- ГУ ВШЭ, 2006. Электронный ресурс.: // http://smb.economy.gov.ru
  155. А.А. Конкуренция в банковском секторе экономики России: теоретико-методологические основы исследования Электронный ресурс.: // www.hist.msu.ru
  156. Ю.Б. Стратегии конкурентного поведения субъектов предпринимательства: Поиск рационального выбора Электронный ресурс.: // http://www.mifp.ni
  157. Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности Электронный ресурс.: // http://www.sro.ru
  158. Системы развития человека // http://www.ariom.ru
  159. Сообщества практики для инновационных компаний Электронный ресурс.: //http://www.rusmeco.net
  160. Совет по национальной конкурентоспособности Электронный ресурс.: // http://www.naco.ru
  161. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России. ОПОРА, ВЦИОМ, 2007. Электронный ресурс.: // www.wciom.ru.
  162. Частное дело государства Электронный ресурс.: // http://www.hse.ru
  163. Т.И. Анализ инновационных проектов в свете институциональной теории Электронный ресурс.: // http://ie.boom.ru
  164. Центр международного частного предпринимательства Электронный ресурс.: // http://www.cipe.ru
  165. К.В. Инвестиционный климат и инфраструктура и их влияние на конкурентоспособность предприятий Электронный ресурс.: / http://www.mevriz.ru
Заполнить форму текущей работой