Механизм формирования логистической сети трансграничных товаропотоков региона в условиях реструктуризации его производственного и инфраструктурного потенциала: На примере Юга России
Конкурентоспособность участников рынка трансграничных перевозок южного региона России и возможность его интеграции в мировой рынок определяется следующими детерминантами: геоэкономическое положениеединая таможенная территория РФ, на которой действуют единые для всех регионов законы, в том числе и единое таможенное законодательствобогатство таможенной территории Юга России полезными ископаемыми… Читать ещё >
Содержание
- 1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 17 РЕГИОНА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СЕТИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТОВАРОПОТОКОВ НА ЮГЕ РОССИИ
- 1. 1. Современное состояние экономического потенциала Юга России 17 и условия роста экспортоориентированных отраслей его экономики в контексте формирования трансграничных товаропотоков
- 1. 2. Анализ условий и факторов снижения давления импорта и разви- 35 тие импортозамещающего производства как детерминанты структурных сдвигов в трансграничных товаропотоках региона
- 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ПАРАМЕТРЫ ФОРМИРО- 48 ВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТОВАРОПОТОКОВ
- 2. 1. Конкурентоспособность транзитного потенциала Юга России и 48 его интеграция в мировую систему трансграничных товаропотоков
- 2. 2. Потенциал адаптации опыта применения режима «транзит» стра- 62 нами Европейского Союза к условиям России
- 2. 3. Развитие международных транспортно-транзитных коридоров и 75 привлечение трансграничных товаропотоков на таможенную территорию Юга России
2.4. Создание транспортно-магистральных сетей для перемещения то- 87 варов трубопроводным транспортом через таможенную территорию России как условие развития логистической сети трансграничных перевозок
3. ЛОГИСТИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИ- 98 РОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ТРАНЗИТА ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЮГА РОССИИ
3.1. Определение условий и факторов обеспечения установленного 98 порядка и процедур организации трансграничного оформления товаров, перемещаемых через таможенную территорию России
3.2. Перспективы применения информационных технологий в системе 106 регулирования и контроля за транзитным товародвижением по таможенной территории Юга России
Механизм формирования логистической сети трансграничных товаропотоков региона в условиях реструктуризации его производственного и инфраструктурного потенциала: На примере Юга России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертации определяется необходимостью формирования и развития региональной логистической сети трансграничных това-ропотоков, повышения конкурентоспособности транспортных коридоров Юга России на международных рынках, потребностью логистизации процессов транзитного товародвижения в условиях реформирования Федеральной таможенной службы России.
Юг России, расположенный на пересечении важных сухопутных, морских и воздушных коммуникаций между странами двух континентов и сам обладающий достаточно развитой транспортной инфраструктурой и сформированным многоотраслевым производственно-территориальным комплексом, может внести существенный вклад в укрепление российской экономики, предоставляя возможность экспорта транзитных услуг посредством эффективного контроля и регулирования транзитного товародвижения через южный ареал таможенной территории РФ.
Создание международного транспортного коридора «Север-Юг"1, важнейшим звеном которого станет таможенная территория Южного федерального округа (ЮФО), позволит осуществлять транзитное товародвижение из регионов Персидского залива, Индии, Пакистана в иранские порты на Каспии, затем паромами на железнодорожную сеть России либо судами «река-море» через российские внутренние водные пути в страны Восточной и Центральной Европы, а также Скандинавии. И если до сих пор транзит грузов через российскую таможенную территорию ассоциировался, в первую очередь, с транссибирским железнодорожным путем, то теперь все возрастающие грузопотоки на евроазиатском пространстве могут приобрести еще один транспортно-транзитный маршрут.
1 Соглашение подписано правительствами Республики Индия, Исламской Республикой Иран и Российской Федерации в сентябре 2000 г. в ходе Международной евро-азиатской конференции по транспорту. Свою заинтересованность к подключению к проекту проявили Азербайджан, Болгария, Казахстан, Швеция и Финляндия. Потенциальные возможности транзитного коридора оцениваются до 15−16 млн тонн грузов в год.
Актуальность темы
определяется и тем, что освоение природных ресурсов Каспийского моря, Причерноморья и Приазовья, развитие прилегающих территорий могло бы дать мощный импульс для формирования транспортно-транзитного комплекса южного региона. Действительно, прибрежные регионы Каспийского, Черного и Азовского морей располагают благоприятными предпосылками для развития международных трансконтинентальных коммуникаций, способных обеспечить доставку грузов в направлении с юга на север и обратно, связывая наиболее коротким и дешевым путем страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, Ирана, Турции и Персидского залива. В силу этого выгодное транспортно-географическое положение ЮФО является важнейшим геостратегическим ресурсом России, в том числе для перемещения товаров — энергоносителей трубопроводным транспортом.
Значимость проблемы во многом определяется и тем, что в целях сохранения имеющихся в настоящее время положительных тенденций необходимо провести реструктуризацию производственного и инфраструктурного потенциала региона, улучшить инвестиционный климат и обеспечить приток как межрегиональных, так и иностранных инвестиций.
Как показывает изучение ситуации, злободневность проблемы усиливается тем обстоятельством, что в последние годы активно реализуется принципиально иной, альтернативный стратегический подход к созданию другого транс-портно-транзитного коридора, предусматривающего улучшение структуры транзитного товародвижения между Европой и Азией за счет значительного снижения объемов транзитных перевозок и сокращения транспортных маршруо тов через таможенную территорию Юга России. Этот проект весьма органично вписался в концепции экономического развития ряда государств — партнеров (как на Западе, так и на Востоке) по созданию международного транспортно-транзитного коридора в обход территории России — Евразийского таможенного.
2 Гаджиев Ш. Г. Азербайджан на пути к мировому сообществу: стратегия внешнеэкономического развития. -Киев, 2000. — С. 200, 342−345. транзита из Европы через Закавказье в Индию, Китай — и получает значительную финансовую поддержку со стороны органов объединенной Европы, в частности, активно участвует в его продвижении Европейский союз. Программы TRACECA (Transport corridor Europe Caucasus Asia), которые ныне интенсивно реализуются 14 странами и предусматривают организацию международного транзита грузопотоков в обход таможенной территории южного региона России, направлены на возрождение так называемого Великого шелкового пути.
Степень разработанности проблемы. Фундаментальный анализ тенденций и особенностей развития мезоэкономических систем Юга России содержится в трудах А. Дружинина, А. Захарова, В. Игнатова, Ю. Колесникова, В. Овчинникова, Р. Шеховцова и др.
Существенное влияние на формирование теоретической модели реализации транспортно-транзитного потенциала территориально-хозяйственных систем мезоуровня оказали работы по методологии региональной экономики: В. Бильчака, Ю. Гладкого, А. Гранберга, А. Добрынина, Н. Некрасова, М. Шары-гина и др.
Изучению и анализу проблем реструктуризации производственного и инфраструктурного потенциала посвящены работы А. Горнева, Г. Мокрова, Т. Морозовой, В. Рыльского, М. Степанова, И. Фархутдинова и др. Весьма обстоятельно данная проблема освящена в Программе «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года», подготовленной экспертами Фонда «Центр стратегических разработок» под руководством Г. Грефа.
Значительно меньше работ посвящено исследованию методологических и теоретических основ логистизации процессов транзитного товародвижения. Среди немногочисленных ученых и практиков, затрагивающих в своих работах те или иные стороны транзита товаров по таможенным территориям РФ и иностранных государств можно назвать В. Беляшова, В. Власова, Ю. Грачева, JI. Грызунова, А. Пыжика, Д. Стаханова, В. Стаханова, Г. Чмеля и др.
По нашему мнению, на методологическом и теоретическом фундаменте осуществленных разработок одной из центральных проблем исследуемой тематики должно стать обоснование алгоритма формирования механизма эффективного функционирования управляемого со стороны государства регионального таможенно-транзитного комплекса (ТТК), предполагающего наличие: а) продукции предприятий региона, отечественных и иностранных товаров как объекта транспортно-транзитных операцийб) международных транспортно-транзитных коридоров, проходящих по таможенной территории Юга Россиив) конкурентоспособного регионального рынка трансграничных услугг) действенного механизма таможенного регулирования и контроля за транзитным товародвижением.
Такой аспект исследования механизма формирования региональной ли-гистической сети трансгранично-транзитных товаропотоков указывает на бесспорную актуальность сформулированной проблемы, ее недостаточную методологическую, теоретическую и практическую разработанность, что и предопределило выбор темы диссертации, постановку ее цели и задач, определило объект, предмет и структуру исследования.
Целью работы является исследование механизма формирования и функционирования региональной логистической сети трансграничнотранзитных товаропотоков на участке южно-российского региона международного транс-портно-транзитного коридора «Север-Юг» в условиях реструктуризации производственного и инфраструктурного потенциала.
Для достижения поставленной цели в диссертации, необходимо решить следующие основные задачи:
— оценить современное состояние и перспективы развития производственного и инфраструктурного потенциала как основы формирования логистической сети трансгранично-транзитных товаропотоков на таможенной территории Южного федерального округа;
— изучить факторы и параметры формирования региональной системы трансграничных товаропотоков;
— проанализировать основные направления развития международных транспортно-транзитных коридоров и изучение возможностей привлечения трансграничных товаропотоков на таможенную территорию Юга России;
— провести логистизацию механизма таможенного регулирования и контроля транзита товаров через таможенную территорию Юга России по процедуре МДП («операция МДП» — перевозка грузов от таможни места отправления до таможни места назначения с соблюдением процедуры так называемой процедуры МДП3);
— определить потенциал адаптации опыта применения таможенного режима «транзит» странами Европейского Союза к условиям России и оценить перспективы применения информационных технологий в целях совершенствования процессов регулирования и контроля за транзитным товародвижением через южный ареал таможенной территории РФ;
Объектом исследования является экономика региона, его производственный и инфраструктурный потенциал как основа формирования логистической сети трансграничных товаропотоков.
Предметом исследования является механизм формирования региональной сети трансгранично-транзитных товаропотоков в условиях реструктуризации производственного и инфраструктурного потенциала.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют труды отечественных и зарубежных экономистов, исследующих проблемы региональной экономики, инфраструктурнотранспортной составляющей в территориально-хозяйственных системах мезоуровня, транзитного товародвижения, а также аналитические материалы и программно-прогнозные разработки.
3 Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП). -М., 1999. — СЛ. научных коллективов отечественных исследовательских институтов по регионам Юга России.
Информационно-нормативную базу исследования составили Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие осуществление таможенного оформления и контроля режима транзит в РФ, данные государственной статистики, материалы практической деятельности Южного таможенного управления. Кроме того, соискатель использовал материалы и документы Всемирной Таможенной Организации, Всемирной Торговой Организации, Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).В процессе подготовки диссертации были использованы материалы сети «Интернет», а также программные продукты справочных систем «Гарант» и «Консультант плюс».
Хронологические рамки диссертации охватывают период 1994 — 2003 годы. В ряде случаев используются материалы, относящиеся к более ранним периодам, а также даны прогнозные статистические расчеты до 2006 года.
В качестве инструментарных средств исследования использовались методы научного познания: системно-функциональный, балансовый, нормативный, программно-целевой, картографический, экономико-статистические методы.
Основные положения, выносимые на защиту:
— формирование логистической сети трансграничных товаропотоков (и обслуживающих их финансовых и информационных потоков) осуществляется на фоне двух диаметральнопротивоположных тенденций, сложивщихся в ходе реструктуризации производственного и инфраструктурного потенциала региона: первая, негативная, тенденция обусловлена тем, что подавляющее большинство ныне действующих предприятий было создано в 50 — 70-е годы прошлого столетия и отличаются не только устаревшими основными фондами, но и не соответствующей рыночным условиям структурой управления и системой организационно — технологических взаимодействийвторая, позитивная тенденция определяется наличием таких факторов экспорторасширяющего и импортозамещающего роста базовых отраслей региональной экономики, как: снижение инвестиционных финансовых и хозяйственных рисков и повышение надежности кооперативных связейпоощрение процессов концентрации капитала на финансовых, страховых и инвестиционных рынкахпроведение целостной и сбалансированной инвестиционной политики в регионе;
— оценка имеющегося в регионе производственного и инфраструктурного потенциала позволяет заключить, что имеются все необходимые и достаточные условия для формирования в Южном федеральном округе (ЮФО) регионального таможенно-транзитного комплекса (ТТК). В основу его формирования была положена синергетика, т. е. направление междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы самоорганизации в открытых системах. В частности, синергетический подход позволяет определить таможенно-транзитный комплекс, как весьма сложную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих систем, включающих: матрицу входных параметров, которая включает ряд внешних факторов, создающих определенные условия и предпосылки становления и функционирования ТТК и его подсистем проду к-цию предприятий региона, отечественные и иностранные товары как объект транспортно-транзитных операций международные транспортнотранзитные коридорыконкурентный отечественный (региональный) рынок транзитных перевозоктаможню как оператора международных транзитных товаропотокрв матрицу выходных параметров, которая включает фактические объемы тамо-женно-транзитного перемещения товаров, вклад ТТК в валовый региональный продукт и платежи в бюджеты различных уровней;
— в целях эффективного управления региональным таможенно-транзитным комплексом (ТТК) предлагается создать в ЮФО логистический транспортно-транзитный центр, функционирование которого позволит не только формировать банк заказов на транзитные перевозки и транспортно-экспедиционное обеспечение и реализовать оптимальные схемы перевозок, но и организовать внешнеторговые транзитные перевозки в соответствии с международными стандартами, а также повысить эффективность таможенного регулирования и контроля за транзитным товародвижением на базе развития информационных технологий и использования возможностей непосредственного контакта между таможней, грузовладельцем и перевозчиком;
— необходимость государственного регулирования внешнеторговой деятельности в части управления таможенно — транзитным комплексом (ТТК) предполагает не только развитие международных транспортно — транзитных коридоров (включая создание магистральных сетей для экспортной поставки ресурсов углеводородного сырья) и привлечения транзитных грузопотоков на таможенную территорию ЮФО, но, и с одной стороны, наращивание объемов экспорта транспортно-транзитных перевозок, а с другой стороны, формирование условий роста импортозамещения транзитных услуг, доведения его до уровня конца 80-х, начала 90-х годов XX века;
— конкурентоспособность участников рынка трансграничных перевозок южного региона России и возможность его интеграции в мировой рынок определяется следующими детерминантами: геоэкономическое положениеединая таможенная территория РФ, на которой действуют единые для всех регионов законы, в том числе и единое таможенное законодательствобогатство таможенной территории Юга России полезными ископаемыми, по которой (территории) проходят транспортно-транзитные коридорыинтенсивное развитие международных транспортно-транзитных коридоров и активное привлечение трансграничных грузов на южную часть таможенной территории РФсоздание в регионе транспортномагистральных сетей для перемещения товаров трубопроводным транспортомналичием функционально-параметрических возможностей включения транспортных коммуникаций в состав инфраструктуры международных транзитных коридоровпотенциалом адаптации опыта применения режима «транзит» странами Европейского Союза к условиям России;
— настоятельная потребность в разработке новой технологической схемы управления и ускорения таможенных процедур в отношении товаров, перевозимым транзитом по процедуре МДП, позволяет создавать такие благоприятные условия для участников ВЭД, как: упрощение таможенных формальностей в пограничных таможенных органах, определение местом доставки товаров склад грузополучателяпредоставление товаров в распоряжение грузополучателя до окончания таможенного оформлениявнедрения систем электронного декларирования;
— унификация и гармонизация таможенного регулирования процессов транзитного товародвижения через таможенную территорию РФ и таможенную территорию иностранного государства направлены на: преодоление системы таможенного оформления, основанной на бумажной документации, оказавшейся уязвимой перед риском экономических преступленийнеэффективности системы транзита в экстренных случаях, ведущих к росту таможенных рисков и снижению надежности таможенного контроляконтрпродуктивности административного сотрудничества, не позволяющего таможенным службам России и других стран действовать в соответствии с международными стандартами.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней проведено системно-функциональное исследование процессов транзитного товародвижения на Юге страны в условиях формирования отечественного (регионального) рынка трансгранично-транзитных перевозок и повышения конкурентоспособности транспортных коридоров южного ареала страны на международных рынках.
К элементам научной новизны относятся следующие положения:
1. Определены факторы, влияющие на процессы реструктуризации производственного и инфраструктурного потенциала региона как основы формирования логистической сети трансграничных товаропотоков на Юге России, в т. ч.: а) позитивные факторы (увеличение размеров функционирующего капитала за счет вовлечения выведенных ранее в резерв производственных мощностейотсутствие жестких ограничений в использовании топливно-сырьевых ресурсов и пропускных способностях транспортной системыотносительное снижение внутренних издержек в связи с установившимся паритетом покупательной способности рубля) — б) негативные факторы (неэффективная структура внутреннего спросанедостаточная мобильность экономических ресурсовограниченные возможности инвестиционного комплексанеблагоприятные ценовые пропорциикорпоративные интересы инфраструктурных (естественных) монополий).
2.Раскрыты функционально-параметрические возможности включения транспортных коммуникаций Юга России в состав инфраструктуры международных транспортно-транзитных коридоров, а именно: создание коммуникационных направлений, связывающих транспортные сети России и стран Средней и Центральной Азии через таможенные территории Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и других стран, в том числе и использование паромных переправ через Каспийподключение к системе Евроазиатских транспортных коридоров транзитного маршрута, соединяющего по Волго-Донскому каналу Каспийское и Черное моряактивизация работы по использованию существующих железнодорожных маршрутов для перевозки грузов через территорию России по Транссибу и Турксибуподготовка к открытию водных путей между Россией и Европейским Союзом, что дополнит транзитный коридор TRACECA и позволит избежать двойной перевалки грузовинтенсификация работ по транспортировке казахстанской и туркменистанской нефти через порт Махачкала, а также подготовка к транзитным перевозкам узбекского хлопка через Казахстан (Актау), Астрахань и далее в страны Европы.
3. Введено в состав понятийно-категориального аппарата региональной экономики и научно обосновано новое понятие «таможенно-транзитный комплекс», который представляет собой единство таможенно-регулируемых рынков международных транзитных перевозок, транспортно-транзитных операций, субъектов, обеспечивющих управление ими с учетом конкретных объемов та-моженно-транзитного перемещения товаров, в целях обеспечения роста валового регионального продукта (ВРП), и платежей в бюджеты различных уровнейразработана его кибернетическая модель, определен состав и цели функционирования, а также место в структуре территориально-хозяйственных систем Юга России.
4.Выявлена сущность транзита как экспорта транспортно-транзитных перевозок и, соответственно, введено понятие «импортозамещения транзитных перевозок», определены тенденции их развития, на основе которых проведена оценка и дан прогноз развития объема и структуры трансграничных товаропотоков.
5. Исследована перспективная возможность участия южнороссийских регионов в транзитных перевозках экспортно-импортных грузов, обусловленная такими факторами как возрастающая потребность крупных грузообразую-щих субъектов хозяйствования региона во внешнеторговых перевозкахразвитие международных транзитных перевозок по транспортным коммуникациям регионазначительная активизация транспортно-экономических связей, обусловленных хозяйственным освоением природных ресурсовувеличение объемов контейнерных перевозоквосстановление в полном объеме железнодорожного и автомобильного сообщений с государствами Закавказья.
7. Раскрыто содержание логистизации механизма таможенного контроля и регулирование транзита как процесса распространения (внедрения) логистического подхода (на основе построения логистических систем и цепей) на практическую реализацию данного таможенного режима, связанную с установлением адекватности материальных, финансовых и информационных потоков, а также определением технологии оптимального перемещения товаров через таможенную территорию и выработке стандартных требований как к самому таможенному режиму, так и к непосредственным участникам внешнеторговой деятельности.
8.Разработана технологическая схема таможенного оформления товаров, перевозимых транзитом по процедуре МДП, позволяющая обеспечить не только внедрение в таможенные органы комплексных автоматизированных систем регулирования и контроля, но и создание системы «сквозного» набтодения за перемещенными товарами, а также доступ к информационным ресурсам и всемерное расширение практики института таможенного аудита.
9. Исследован потенциал адаптации опыта применения таможенного режима «транзит» странами ЕС к условиям России и на его основе разработаны два вектора реформирования таможенного регулирования и контроля за транзитным товародвижением: участие в формировании новой европейской модели таможенного транзита и на ее основе унификация и гармонизация транзитного товародвижения через территорию РФ, позволяющие в перспективе войти в новую европейскую компьютеризированную систему транзита (НКСТ).
Теоретическая значимость диссертации заключается в развитии концепции государственного регулирования развития региональной экономики в части совершенствования механизма таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых транзитом через южный регион таможенной территории страны и в области формирования и развития конкурентоспособного отечественного (регионального) рынка трансграничных услуг иза. щиты экономических интересов российских таможенных перевозчиков, интегрирующихся в мировой рынок.
Практическая ценность работы состоит в следующем:
1) сформулирована концепция формирования таможенно-транзитного комплекса как инструмента государственного регулирования региональной сети трансграничных товаропотоков, проходящих через южный ареал таможенной территории РФ;
2) результаты анализа тенденций в развитии компонентов таможенно-транзитного комплекса предлагается использовать в разработке краткосрочных и среднесрочных прогнозов, а также при совершенствовании нормативно-правовой базы Федеральной таможенной службы, регулирующей транзитное товародвижение через таможенную территорию РФ;
3) предложенная технология транзитного товародвижения по процедуре МДП в рамках Южного таможенного управления позволит повысить действенность таможенного контроля за изменением направления движения, номенклатуры и объемов товаров, перемещаемых транзитом через таможенную территорию РФ и вывозимых автомобильным транспортом через российско-украинский, российско-грузинский, российско-азербайджанский, российско-казахстанский участки государственной границы РФ;
4) результаты функционирования ТТК в регионе позволяют оценить эффективность режима «международный таможенный транзит» путем соотнесения объема транзитных перевозок по территории Юга России к величине регионального валового продукта.
Кроме того, полученные результаты позволяют:
— дать перспективную оценку развития транзитного потенциала региона;
— использовать результаты анализа тенденций в развитии транспортно-транзитного комплекса региона для разработки краткосрочных и среднесрочных прогнозов;
— определить механизм адаптации зарубежного опыта управления процессом транзитного товародвижения через таможенную территорию иностранного государства к условиям России;
Дальнейшая работа по внедрению в таможнях Южного таможенного управления (ЮТУ) комплексной автоматизированной системы таможенного оформления (КАСТО) «АИСТ-М» позволит создать логистический транспорт-но-транзитный центр, функционирование которого обеспечит международный уровень информационного обслуживания таможенного регулирования и контроля за транзитным товародвижением через Юг России.
Помимо этого основные положения диссертации могут быть использованы в дидактической деятельности при подготовке материалов методического обеспечения учебного процесса, а также в преподавании курсов «Региональная экономика», «Логистика», «Таможенное дело».
Апробация и внедрение результатов исследования. Положения и выводы диссертации прошли апробацию в докладах и выступлениях на ряде научно-практических конференций в г. Москве и г. Ростове-на-Дону. Основное содержание диссертации и результаты проведенных исследований изложены в четырех публикациях общим объемом 1,9 п.л.
Некоторые положения диссертации (в частности, технология таможенного оформления товаров, перевозимых транзитом по процедуре МДП) были использованы при создании пункта транзитного контроля в зоне деятельности Ростовской таможни (Южное таможенное управление).
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, восьми параграфов, объединенных в три главы, включающих таблицы и рисунки, заключения, списка использованной источников, приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Реализация целей и задач, сформулированных во Введении к диссертации, позволяет сделать следующие выводы:
1. В основу решения проблемы формирования логистической сети трансграничных товаропотоков региона была положена синергетика (т.е. направление междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы самоорганизации в открытых системах), позволившая рассмотреть сформулированный в диссертации предмет исследования через три гносеологические призмы, а именно:
• через «призму» формирования конкурентоспособного отечественного рынка международных транзитных перевозок, базирующегося на нынешнем состоянии экономического потенциала южного региона России, наличии экспорторасширяющего роста базовых отраслей экономики региона и поиске путей снижения давления на внутренний рынок региона, а также на определении факторов развития импортозамещающего производства;
• через «призму» начинающегося процесса интеграции транспортной системы южного региона России в мировой рынок транзитных услуг, определяемой тенденциями развития экспорта и импортозамещения транзитных услуг, развитием международных транспортно-транзитных коридоров и привлечением («перетягиванием») транзитных грузопотоков на таможенную территорию ЮФО, а также созданием многосторонних сетей для экспортной поставки ресурсов углеводородного сырья через территорию региона;
• через «призму» функционирования условий и предпосылок действенности работы таможни как оператора международных товаропотоков на мировом рынке транзитных услуг в части процедур таможенного режима транзита, а также определением возможности применения новой компьютеризированной системы транзита в пункте транзитного контроля в зоне деятельности Ростовской таможни Южного таможенного управления. Комплексное всестороннее исследование методологических, теоретических и практических проблем проблем механизма формирования логистической сети трансграничных товаропотоков региона позволило внести в научный оборот новое понятие «таможенно-транзитный комплекс (ТТК)», квалифицировав его не только как важное структурное звено народного хозяйства, но и как самостоятельный объект государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
2. В ходе реструктуризации производственного и инфраструктурного потенциала Юга России, являющегося основой формирования логистической сети трансганичных потоков региона (и обслуживающих их финансовых и информационных потоков), были выявлены две диаметрально противоположные тенденции:
— первая, позитивная тенденция, связанна с наличием предпосылок возрождения экономического потенциала и возможностей его наращивания, а именно: увеличение размеров функционирующего капитала за счет вложения выведенных ранее в резерв производственных мощностейотсутствие жестких ограничений по энергии, металлу и другим сырьевым ресурсам, а также по пропускным способностям транспортной системыснижения конкурентоспособности импортной продукции на внутреннем рынке в связи с девальвацией и обесцениванием рубляотносительное снижение издержек во многих отраслях обрабатывающей промышленности региона на фоне более медленного роста цен на продукцию производственно-технического назначения;
— вторая, негативная тенденция, связана с наличием ряда серьезных ограничений, мешающих реструктуризации производственного и инфрастуктурно-го потенциала региона, как то: неэффективность структуры внутрирегионального спроса, обусловленная дефицитом собственных финансовых средств в реальном секторе экономикинедостаточная мобильность экономических pens сурсов, не позволяющая «перераспределять» их между эскпортоориентиро-ванными и импортозамещающими предприятиями регионадеградация производственного потенциала предприятий инвестиционного комплекса, призванных обеспечивать воспроизводство капитала в отраслях обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйствеценовые пропорции (в частности, рост цен на топливо и энергию стал существенно обгонять динамику цены на конечную продукцию промышленности) — корпоративные интересы инфраструктурных отечественных монополий.
В целом, весь комплекс позитивных и негативных тенденций, сопровождающих ход реструктуризации производственного и инфрастуктурного потенциала региона, позволяет перенести цент тяжести на такие факторы экс-порторасширяющего и импортозамещающего роста базовых отраслей, как;
— снижений инвестиционных, финансовых и хозяйственных рисков и повышение надежности корпоративных связей;
— поощрение процессов концентрации капитала на финансовых, страховых и инвестиционных рынках;
— проведение целостной и сбалансированной инвестиционной политики в регионе;
— развитие фондового и страхового рынков.
От успехов на этом пути во многом зависит действенность реструктуризации производственного и инфраструктурного потенциала региона и на его основе интенсивность формирования региональной логистической сети трансграничных товаропотоков по территории Юга России.
3. Формирующаяся в условиях глобализации и регионализации мировой экономики структура международного рынка транзитных услуг имеет две составляющие:
• экспорт транзитных услуг, предоставляемых национальными транспортными компаниями грузовладельцу при следовании товара и транспортного средства по таможенной территории Российской Федерации;
• импорт транспортных услуг, предоставленных иностранными транспортными компаниями грузовладельцу при следовании товара и транспортного средства по таможенной территории Российской Федерации.
Развитие международного транзита рассматривается в диссертации как задача национального масштаба, решение которой позволит различными транспортными путями — железнодорожными, водными, автомобильнымипривлечь к транзиту через таможенную территорию южного региона России миллионы тонн дополнительных грузов, а значит, увеличит доходы федерального бюджета от таможенно — транзитных перевозок.
Соответственно государственное регулирование рынка трансграничных перевозок предполагает не только развитие международных транспортно-транзитных коридоров (включая создание магистральных сетей для экспортной поставки ресурсов углеводородного сырья) и привлечение транзитных грузопотоков на таможенную территорию ЮФО, но и формирование условий роста импортозамещения транзитных услуг, доведение его до уровня конца 80-х начала 90-х годов XX века.
4. В целях защиты российских интересов и предотвращения изоляции России от мирового экономического сообщества, необходимо подключение транспортной системы южного региона к международному движению грузопотоков путем: а) создания направлений, связывающих транспортные сети России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и других стран, в том числе с использованием паромных переправ через Каспийб) подключения транспортного маршрута, соединяющего Каспийское и Черное моря по Волго — Донскому каналу к системе Евроазиатских транспортных связейв) активизации работы по использованию существующих железнодорожных маршрутов для перевозки грузов через территорию России по Транссибу и Турксибуг) развитие начатой практической работы по транспортировке казакстан-ской и туркменистанской нефти через порт Махачкала, а также по подготовке к транзитным перевозкам узбекского хлопка через Казахстан (Актау), Астрахань и далее в страны Европыд) подготовки к открытию внутренних России для плавания судов типа «река — море» на участке между Черным и Каспийским морями (в рамках подготовки к взаимному открытию водных путей России и Европейского Союза), а также использование этого водного пути в системе евроазиатских транспортных связей, что дополнит коридор TRACEKA и позволит избежать двойной перевалки грузов.
С политико — экономической точки зрения, вопросы евроазиатского транзита грузов через таможенную территорию России необходимо рассматривать через призму наличия грузовой базы на концах маршрута, т. е. на Дальнем Востоке и в Западной Европе, а также с позиции грузообразующих стран по отношению к стремлению России укрепиться в новом качестве транзитной державы.
5. Анализ производственного и инфраструктурного потенциала и развитие международных транспортно-транзитных коридоров позволяет заключить, что имеются все необходимые и достаточные условия для формирования в Южном федеральном округе регионального таможенно-транзитного комплекса (ТТК), включающего: матрицу входных параметров, которая включает ряд внешних факторов, создающих определенные условия и предпосылки становления и функционирования ТТК и его подсистеммеждународные транспортно-транзитные коридорыконкурентный отечественный региональный рынок международных транзитных перевозокобъект транспортно-транзитной операциитаможню как оператора международных транзитных товаропотоковматрицу выходных параметров, которая включает фактические объемы таможенно-транзитного перемещения товаров, вклад ТТК в валовой региональный продукт и платежи в бюджеты различных уровней.
В целях эффективного управления региональным таможенно-транзитным комплексом (ТТК) предлагается создать в ЮФО логистический транспортно-транзитный центр, функционирование которого позволит не только формировать банк заказов на транзитные перевозки и транспортно-экспедиционное обслуживание и реализовать оптимальные схемы перевозок, но и организовать внешнеторговые транзитные перевозки в соответствии с международными стандартами, а также повысить эффективность таможенного регулирования и контроля за транзитным товародвижением на базе развития информационных технологий и использования возможностей непосредственного контакта между таможней, грузовладельцем и перевозчиком.
6.Логистизация механизма таможенного контроля и регулирования транзита товаров через территорию Юга России, необходимость которой объясняется все возрастающими масштабами экспортно-импортных операций, есть не что иное, как распространение (внедрение) логистического подхода (на основе построения логистических систем и цепей) на практическую реализацию данного таможенного режима, связанную с установлением адекватности материальных, финансовых и информационных потоков, а также определением технологии оптимального перемещения товаров через таможенную территорию и выработке стандартных требований как к самому таможенному режиму, так и к непосредственным участникам внешнеторговой деятельности.
7. Использование опыта применения таможенного режима транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную территорию иностранных (в первую очередь, европейских государств) позволяет выделить два вектора реформирования таможенного регулирования и контроля за транзитным товародвижением: участие в формировании новой европейкой модели таможенного транзита и на ее основе унификация и гармонизация транзитного товародвижения через территорию Российской Федерации.
8. Перспектива применения информационных технологий в целях контроля транзитного товародвижения по таможенной территории Российской Федерации позволит ей в скором времени войти в новую европейскую компьютеризированную систему (НКТС), применяемую уже в таких Европейских странах, как Германия, Нидерланды, Италия, Испания, Чешская республика, Норвегия, Швеция, с которыми Россия имеет традиционно устойчивые торгово-экономические отношения.
Список литературы
- Абалкин JI. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение// Вопросы экономики. 1994. № 12
- Абалкин ЛИ., Бекряев Б. А. и др. Термины и понятия рыночной экономики. -М.: Поиск, 1992.
- АмбарцумовАА 1000 терминов рыночной экономики. -ML: Прогресс, 1993.
- Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике// Экономист. 1997. № 10.
- Афанасьев В.Г. Международный воздушный транспорт: экономика, политика, внешнеэкономические связи. — М., 1999.
- Афанасьев Н.В. Логистические системы и российские реформы. СПб.: СПбУЭиФ., 1995.
- Бабин ЭЛ Основы внешнеэкономической полигики. М: Экономика, 1997.
- Беляшов В. А. Таможенный энциклопедический справочник. В 2-х томах.
- Бим А.С., Шмелева А. А. Анализ и перспективы институциональных преобразований в экономике России. Экономика и математические методы. -М.: Прогресс, 1994.
- Блинов НМ Таможенная политика России Х-ХХ вв. М: Русина, 1997.
- Богатуров А.Д. Геоэкономическая альтернатива геополитике.- М.: НА-ВИГУТ, 1999. № 1.
- Борисов К.Г. Международное таможенное право.- М., 1997.
- Брацун Г. П., Дзюбенко П. В., Кисловский Ю. Г. «Об основных понятиях таможенной политики и актуальных проблемах ее реализации».- М.: РИО РТА, 1996.
- Бякин Г. И., Захаров В. Н., Шамахов В. А. Совершенствование технологических процессов таможенного оформления товаров. «Теория и методология таможенного дела. М.: РИО РТА, 1999.
- Бякин Г. И., Нарышкин Е. М. Техника связи в таможенном деле СПб.: РТА СПТ филиал, 1995.
- В.А. Беляшов Таможенный энциклопедический справочник. В 2-х томах. -Минск, 1998.
- Ванин М.В. Транзит станет проще // Таможня, 2003. № 19.
- Вардомский Л.Б. Проблемы и механизмы регионального развития в России. Материалы семинара. Иркутск, 17−19 июня 1998, М., 1998.
- Ведеев А. Пороговые значения экономической безопасности России во внешнеэкономической деятельности. Аналитическая лаборатория «Веди», 1998.
- Власова В.Н. Таможенные операции. -М., 1997.
- Внешнеэкономический толковый словарь /Под ред. ИПФоминскош. -М, 2000.
- Внешняя торговля развитых капиталистических стран. Справочник под/ред. Устинова-М.: Международные отношения, 1989.
- Временное соглашение о торговле и связанных с торговлей вопросах от 17 июля 1995 г. между Россией и Европейским Союзом.
- Габричидзе Б Л Российское таможенное право. -М: Инфра М-Норма, 1997.
- Габричидзе Б.П. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. Под общей ред. Максимцева В.А.- М. 1998.
- Гаджиев Ш. Г. Азербайджан на пути к мировому сообществу: стратегия внешнеэкономического развития. Киев, 2002.
- Галасбурда В.Т., Персианов В. А. Единая транспортная система. Учебник для Вузов железнодорожного транспорта М.: Транспорт, 1996.
- Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 30 октября 1947 Г,
- Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Заключено в рамках Уругвайского раунда торговых переговоров ГАТТ/ВТО.
- Гольц Г. А., Филина В. Н. Пути развития транспорта России./Щроблемы прогнозирования М. № 3. 1998.
- Гордон М.П. и др. Как осуществить экономичную поставку товара отечественному и зарубежному покупателю. Справочное пособие для предпринимателя. -М.: Транспорт, 1995.
- Горжинский A.M. Основы логистики : Учебное пособие.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.
- Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Годовой статистический сборник за 2000 г.
- Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Годовой статистический сборник за 2001 г.
- Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Годовой статистический сборник за 2003 г.
- Грачев Ю. Транспортировка товаров при экспортно-импортных операциях, Практическое пособие. -М.: АО «Мострансэкспедиция»,
- ГрШйов Н.Н., Персианов В. А. Управление на транспорте. Учебник по специалъности-Экономика управления на транспорте,-М: Транспорт, 1990.
- Гусев Н.И., Кулешов А. Б. Проблемы совершенствования механизма таможенного оформления и контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами. // Форум. Методический сборник. -М.: РИО РТА. 1999. № 7 .
- Давыдов О. Присоединение России к ГАТТ/ВТО новый этап в освоении мировых рынков // Внешняя торговля. 1996. — № 1 — 2.
- Дмитриев С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы. // Социалистический таможенный контроль. 1967.№ 3−4.
- Договор о создании ВТО (ГАТТ-94).
- Дюмулен И., Пресняков В., Соколов В. Внешнеторговый режим ведущих зарубежных стран // Внешняя торговля. 1996. № 4. — С. 45 — 48- № 6.-С. 26−30.
- Дюмулен И.И. Барьеры на торговых путях. М.: Международные отношения, 1977.
- Дюмулен И.И. Всемирная Торговая Организация (включая деятельность ГАТТ 1947 и ГАТТ — 1994 и Генеральное Соглашение по Торговле Услугами — ГАТС). — М.: Всероссийская академия внешней торговли, 1996.
- Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом. М.: Экономика, 1990.
- Епифанов А.Ф., Некрасов Е. М. «Российская таможня между прошлым и будущим» РИО АО «Цветная печать» — Ростов-на-Дону, 1996.
- Ершов А. Д. Основы управления и организации в таможенном деле, -СПб.: Знание, 1999.
- Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб. 2000.
- Ефремов В.Б. Система организации управления транспортно-дорожным комплексом России в условиях формирования рыночных отношений, -М.: Трансконсалтинг, 1993.
- Жуков Е.А. Транспортный комплекс в структуре народного хозяйства, (вопросы теории и практики), М.: Наука. 1990.
- Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 36 15−1.
- Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730−1.
- Зубков Г. С., Стаханов В. Н., Шеховцев Р. В. Торговая логистика. Ростов-на-Дону., 1997.
- Иванов В.Н., Кухаренко В. Б. Методологические проблемы системного подхода к модернизации таможенной службы. Проблемы теории и практики таможенного дела 4.1. -М.: РИО РТА, 1997.
- Кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях». — М.: Юрид. лит., 1993.
- Козырин А.Н. Государственно-правовой механизм таможенной политики зарубежных стран.- М. 1994.
- Конвенция о временном ввозе (Стамбул, июнь 1990 г. Стамбульская конвенция). Вступила в силу 27 ноября 1992 г.
- Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества. Вступила в силу 4 ноября 1952 г.
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1993.
- Коржов Г. В. Экономическая безопасность России: внешнеэкономические связи. «Информдинамо». -М.: 1996.
- Корнилов В.Б. Специфические направления деятельности таможенных органов. Справочник, ч. 1 -М.: 1997.
- Корняков К.А. «Концептуальные основы управления развитием технологий таможенного контроля товаров и транспортных средств», М.: РИО РТА .2001.
- Корфма Ф. Упрощение таможенных процедур и совершенствование контроля // МВФ, Управление по бюджетным вопросам. 1997.
- Корфма Ф., Кастро П. Компьютеризация таможенных процедур // МВФ, Управление по бюджетным вопросам. 1997.
- Косолобов Г. И. Порядок таможенного оформления и контроля морских и речных судов загранплавания и перевозимых на них товаров. «Форум» -Методический сборник"-М.: РИО РТА, 1996.№ 2
- Кочетов Э.Г. Геоэкономика. -М.: Бег. 1999 г.
- Красин Л.Б. Вопросы внешней торговли. М. 1970.
- Краткий словарь менеджера /Под ред. В. П. Грошева. М.: 1991.
- Крыжановский Г. А., Шашкин В. В. Управление транспортными системами. Ч.1,С-Петербург, 1998.
- Куршин А.Б., В.М. Донской. Разрешительная система на международных автомобильных перевозках. (Пособие для международных автомобильных перевозчиков), М.: АСМАП., 1999.
- Кухаренко В.Б., Токарева Л. И., Графова Л. Л. Научно-методическое обеспечение модернизации таможенной службы. Сборник научных трудов. Проблемы совершенствования организации и деятельности таможенной службы М.: РИО РТА, 1999.
- Кушинов В. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Внешняя торговля. 1995. — № 11.
- Лаврова О.В. Материальные потоки в логистике, — Саратов, 1990.
- Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. Перевод с английского. М.: Издательская группа «Прогресс» Универс, 1992 г.
- Логистизация материальных и финансовых потоков экономики / под ред. СтахановаВ.Н.- Ростов- на-Дону: РГСУД997.
- Логистика: Учебное пособие / под ред. Аникина Б А- М: ИНФРА-М, 1998.
- Лозбенко Л.А. О некоторых актуальных проблемах развития таможенных служб в условиях глобализации мировой торговли. Таможня в условиях глобализации внешней торговли. М.: РИО РТА, 2000.
- Материалы форума «Реформа и модернизация таможни». ВТО / СТС. -Брюссель, апрель 1997.
- Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (подписана в Брюсселе 14 июня 1983 г.). Вступила в силу 1 января 1988 г.
- Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото). Вступила в силу 25 сентября 1974 г.
- Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (с внесенными поправками). — Совет таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация). 1999.
- Миретин А.В. Продолжительность таможенного оформления как центральная проблема модернизации технологий таможенной деятельности. //Исследование проблем таможенного дела: Сборник научных трудов адъюнктов и соискателей РТА Выпуск 1. -М: РИО РТА, 1998.
- Михайлова О.И. Введение в логистику. М., 1999.
- Могилевкин И.М. Морское судоходство в мировой экономике и международных отношениях -М., 1999 .
- Могилевский И. Мировой транспорт: устойчивый рост.// Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 8.
- Мокконел К.Р., Брю С.Т. Экономика М., 1992.
- Мокров Г. Г. и др. Экономический потенциал таможенной территории Российской Федерации. Учебное пособие. М.: РИО РТА, 2001.
- Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. М.: ЮНИТИ, 1997.
- Никитенко В.И. Производственно-хозяйственные комплексы и инфраструктура территории в условиях становления рыночных отношений. -МД993.
- Новиков О.А., Рейфе М. Е., Уваров С. А. Логистика. СПб., 1996.
- Новиков О.А., Семенко А. И. Производственно коммерческая логистика. — СПб., 1993.
- НовокшоновИ.Б. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности// Право и экономика. 1999. № 3.
- Новоселов А.С. Исследование процессов формирования и развития рыночной инфраструктуры региона, Новосибирск., 1996.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987.
- Основные экономические понятия и термины в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике. М.: ЦБНТИ ММСС СССР, 1990.
- Персианов В.А. Ключевые вопросы транспортной политики:// Железнодорожный транспорт, -М., 1999. №№ 10,11.
- Петров АА Международное торговое мореплавание. -Ведомости 1991.
- Письмо ГТК России от 11.01.02 № 05−16/925 «Об оформлении транзитных перевозок «.
- Письмо ГТК России от 13.04.94 № 01−13/3917 «О запрете импорта и транзита продуктов животного происхождения».
- Письмо ГТК России от 13.05.03 № 01−06/19 621 «О транзите товаров, перемещаемых воздушным транспортом «.
- Письмо ГТК России от 15.05.02 № 01−06/18 816 «О реализации протокола об упрощенном порядке таможенного оформления транзитных товаров, перевозимых железнодорожным транспортом в рамках союзного государства от 04.10.2001».
- Письмо ГТК России от 16.01.97 № 02- 07/825 «О применении книжки МДП при перевозке товаров в Калининградскую область».
- Письмо ГТК России от 26.03.03 № 05−18/12 897 «О транзите товаров».
- Письмо ГТК России от 28.06.02 № 05−16/25 650 «О декларировании экспедиторами товаров в соответствии с таможенным режимом транзита».
- Попова И.Н. Комментарий к Таможенному Кодексу. СПб., 1996.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2001 № 766 «О принятии поправок к Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 60. «Положение о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ «Федеральная программа развития экспорта» от 8 февраля 1996 г. № 123. Отдельный выпуск.
- Постановление Правительства РФ от 22 октября 1997 г. № 1347 «Вопросы таможенно-тарифной политики» // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4998.
- Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской
- Федерации от 18.05.2000. «О государственной поддержке российских государственных автомобильных перевозчиков».
- Постановления коллегии Таможенного Комитета Союзного государства от 16.03.2001: Утверждены приказом ТК Союзного государства № 3 от 24.04.2001 г.
- Практическое пособие по вопросам пропуска и декларирования товаров, перемещаемых через границу. Учебное пособие М.: Информбиз-нес, 1992 г.
- Пресняков В.Ю. Государственное регулирования внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы: Монография. -М.: РИО РТА, 1997.
- Пресняков В.Ю. Экономическая безопасность России: таможенные методы и средства обеспечения // Внешняя торговля. 1995. № 12.
- Приказ ГТК России № 302 от 08.05.98 «О транзите табачных изделий на территории Российской Федерации».
- Приказ ГТК России № 1192 от 21.12.2000 «О транзите вооружения, военной техники и военного имущества через таможенную территорию Российской Федерации».
- Приказ ГТК России № 216 от18.04.97 «Об усилении контроля за транзитом товаров, перевозимых автомобильным транспортом».
- Приказ ГТК России № 897 от 03.10.2000 «Об утверждения Положения о таможенном сопровождении товаров и транспортных средств».
- Приказ ГТК России № 1 от 04.01.2000 «Об утверждении Положения о применении таможенного режима транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации».
- Приказ ГТК России № 1429 от 30.12.02 «Об утверждении технологии контроля за доставкой и транзитом товаров с применением автоматизированной системы контроля за доставкой и транзитом товаров»
- Приказ ГТК России № 18 от 11.01.96 «Об использовании таможенными органами банковских гарантий при транзите и доставке товаров под таможенным контролем»
- Приказ ГТК России № 287 от 14.05.96 «Об использовании таможенными органами договоров поручительства при транзите и доставке товаров под таможенным контролем».
- Приказ ГТК России № 426 от 19.05.96 «Об утверждении нормативных актов, относящихся к надлежащему оборудованию транспортных средств (контейнеров).
- Приказ ГТК России № 490 от 21.05.2002 «Об утверждении Положения о порядке перевозки товаров под таможенным контролем между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории Российской Федерации»
- Приказ ГТК России от 04.09.2000. № 798 «О таможенных постах «Центр таможенного оформления».
- Приказ ГТК России от 15.07.2002. № 744 «О создании пунктов транзитного контроля и проведении эксперимента по его функционированию»
- Приказ ГТК России от 22.11.96 г. № 711 «Об организации работ по модернизации таможенной службы Российской Федерации».
- Приказ ГТК РФ от 04.04.96. № 203 «О типовом порядке таможенногооформления и таможенного контроля».
- Приказ ГТК РФ от 14 августа 1995 № 500. «О создании отделов таможенного оформления и таможенного контроля»
- Приказ ГТК РФ от 20 мая 1996 № 304. «О доставке товаров под таможенным контролем (с изменениями и дополнениями от 30 августа 1999, 24 февраля 2000)»
- Приказ ГТК РФ от 20.03.1996 № 156. «О свидетельствах о подтверждении доставки товаров под таможенным контролем»
- Приказ ГТК РФ от 29 декабря 2000 г. № 1255 «О совершенствованииструктуры таможенных органов Южного таможенного управления»
- Приказ ГТК РФ от 3 октября 2000 г. № 897 «Об утверждении Положения о таможенном сопровождении товаров и транспортных средств».
- Приказ ЮТУ от 30.08.2002 № 360 «О создании пункта транзитного контроля в Ростовской таможне»
- Приказ ЮТУ от 30.08.2002 № 516 «О создании и функционировании пункта транзитного контроля и утверждении временной технологической схемы проведения таможенного контроля в пункте транзитного контроля»
- Программа «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации», разработана в соответствии с Постановлением ПравительстваРФог24мая 1993 года№ 468.
- Распоряжение ГТК России от 04.10.2000 01−99/1127 «Об освобождении от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров, перемещаемых транзитом через таможенную территорию Российской Федерации»
- Распоряжение ГТК России от 15.07.02 № 457-р «О транзите товаров».
- Распоряжение ГТК России от 06.04.2000 «О мерах по упорядочению транзита через таможенную Российской Федерации товаров отдельных категорий»
- Распоряжение ГТК России от 30.12.2002 № 1429 «Об утверждении технологии контроля за доставкой и транзитом товаров с применением автоматизированной системы контроля за доставкой и транзитом товаров».
- Резник А.В. Государственно-правовой механизм регулирования внешнеэкономических связей и таможенной политики. М., 1991.
- Родников А.Н. Логистика: терминологический словарь. -М., 1995.
- Россия в цифрах, 2000: Крат. Стат. Сб. / Госкомстат России. -М., 2000 г.
- Россия в цифрах, 2001: Крат. Стат. Сб. / Госкомстат России. -М., 2001 г.
- Россия в цифрах, 2002: Крат. Стат. Сб. / Госкомстат России. М., 2003 г.
- Россия и страны мира: Стат. Сб. / Госкомстат России. М., 1999 г.
- Россия и страны мира: Стат. Сб. / Госкомстат России. М., 2000 г.
- Россия и страны мира: Стат. Сб. / Госкомстат России. М., 2001 г.
- Россия и страны мира: Стат. Сб. / Госкомстат России. М., 2002 г.
- Рудаков В.Б., Песиголовец Г. Ю., Макрусев В. В. Новые информационные технологии управления деятельностью таможенных органов в условиях их модернизации. «Теория и методология таможенного дела. — М.: РИО РТА, 1999.
- Рынок и логистика / Под ред. М. П. Гордона.- М.:Экономика, 1999.
- Самуэльсон П. Экономика. -М.: Алгон, 1992., т.2.
- Семененко А.И. Предпринимательская логистика.- СПб., 1994.
- Семина И.А. Транспортная инфраструктура региона и социально-экономический рейтинг мест (на примере Республики Мордовии).- М, 1995.
- Сергеев В.И. Логистика. СПб., 1995.
- Словарь по социологии. Н. Новгород, 1995.
- Словарь современных иностранных слов. М.: Русский язык. 1993.
- Смехов А.А. Основы транспортной логистики.-М., 1995.
- Современное управление: Энциклопедический справочник М., 1998.
- Соглашение о международном транспортном коридоре (МТК «Север-ЮГ» подписано Правительствами Республики Индии, Исламской республикой Иран и Российской Федерации. Вступило в силу 21 мая2002 г.
- Соглашение о применении Статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Вступило в силу 1 января 1981 г.
- Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года: ратифицировано постановлением Верховного Совета РСФСР 12.12.1991. Ведомости СНД и ВСРФ, 19.12.1991, № 51, ст. 1798
- Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 г.
- Социально-экономическое положение России, 2000 Статистический бюллетень/ Инффмациошсьиздатепьский центр «Сшгисшка России» М, 2001
- Социально-экономическое положение России, 2001 Статистический бюллетень/ Инффмациошо-издщельский центр «Сшгисшка России» М, 2002
- Социально-экономическое положение России, 2002 Статистический бюллетень/ Инффмациошо-тдательский центр «Статистика России» М, 2003
- Социально-экономическое положение Южного Федерального округа, 2000 Статистический бюллетень/ Информационно-издательский центр «Статистика России» М., 2001
- Социально-экономическое положение Южного Федерального округа, 2001 Статистический бюллетень / Информационно-издательский центр «Статистика России» М., 2002
- Социально-экономическое положение Южного Федерального округа, 2002 Статистический бюллетень/ Информационно-издательский центр «Статистика России» М., 2003
- СПб. ВИНИТИ «Транспорт: наука, техника, управление» М. 1997. № 8, 1998. № 12, 1999.№ 1,№ 4.
- Статистическое обозрение / Информационно-издательский центр «Статистика России» М., 2002.
- Статистическое обозрение / Информационно-издательский центр «Статистика России» М., 2003.
- Стаханов Д. В. Стаханов В.Н. Таможенная логистика. М., 2000.
- Таможенная конвенция о контейнерах. Вступила в силу 6 декабря 1975 г
- Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с использованием карнета TIR (книжек МДП) (Конвенция TIR, 1975). Вступила в силу 20 марта 1978 г.
- Таможенная конвенция о международном транзите товаров (Конвенция ITI) от 7 июня 1971 г.
- Таможенное дело. Словарь справочник, СПб., 1994.
- Таможенный кодекс Российской Федерации (новая редакция). М: Ж «Велби» 2003.
- Таможенный кодекс Российской Федерации. Принят Верховным Советом РФ 18 июня 1993 г. // Ведомости съезда народных депутатов РФ И Верховного Совета РФ. 1993. -№ 31.
- Тарасова Т.Г. Инфраструктура в регулировании экономических процессов. -М., 1994.
- Телеграмма ГТК России от 10.12.02 № ТФ-16 125 «О применении таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП».
- Телеграмма ГТК России от 12.11.01 № ТФ-30 512 «О помещении под таможенный режим транзита товаров, указанных в приложении к письму ГТК России от24.08.01 № 01−06/34 330 ДСП».
- Телеграмма ГТК России от 20.08.01 № ТФ-20 047−20 052 «О порядке перемещения транзитных товаров».
- Телеграмма ГТК России от 20.08.01 № ТФ-20 053−20 054 «О транзитных товарах».
- Телеграмма ГТК России от 21.02.02.№ ТФ- 4763 «О транзите товаров, выпущенных на таможенной территории Российской Федерации в свободное обращение».
- Телеграмма ГТК России от 28.09.01 № ТФ- 25 301 «О помещении под таможенный режим транзита товаров».
- Телеграмма ГТК России от 28.10.99 № Т-20 803 «О доставке и транзите товаров под таможенным контролем с применением ДКД Российскими автомобильными перевозчиками с 01.11.99 (с изменениями на 24 мая 2002 года).
- Аграшенков А.В., Новиков А. Б., Шамахов В. А. Государственно-правовые аспекты таможенной политики Российской Федерации.- СПб., 1998.
- Территориальное управление общественным производством: словарь -справочник. М., 1993.
- Ткаченко В.Я., Комаров K.JI. Формирование транспортных систем регионов, — Новосибирск, 1996.
- Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. -М., 1980.
- Транспорт и связь России: Стат. Сб. /Госкомстат России. Т65 -М, 2000.
- Транспорт и связь России: Стат. Сб. /Госкомстат России. Т65—М, 2001.
- Транспорт и связь России: Стат. Сб. /ГоскомстатРоссии. Т65—М, 2002.
- Транспорт и связь России: Стат. Сб. /Госкомстат России. Т65—М, 2003.
- Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 1992 г. «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. — № 4. — Ст. 176.
- Указ Президента РСФСР от 25 октября 1991 г. «О Государственном таможенном комитете РСФСР». М., 1991.
- Указание ГТК России от 28.08.1997 № 01—14/1212 «О транзитных товарах, перевозимых железнодорожным транспортом по транссибирской магистрали».
- Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России». Отдельный выпуск.
- Федеральная целевая программа «Национальная программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Российской Федерации до 2010 года «Дороги России XXI века». Отдельный выпуск.
- Федеральная целевая программа «Юг России».- Росюв-на-Дону.: Южная сюлица.2001
- Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в ред. от 10 февраля 1999 г.) // СЗ РФ. 1995. № 42.Сг3923- 1997.№ 28.Сг3305- 1999.№ 7.Сг.879.
- Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-Ф3 «О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами» // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1798.
- Фоминский И.П. Основы внешнеэкономических знаний.-«Международные отношения». —М.: 1994. т. 2.
- Х.А. Шреплер Международные организации: справочник. М., 1995.
- Чернышев М.А., Новиков О. А. Инфраструктура мегаполиса: логистический подход. -Ростов-На-Дону, 1993.
- Чешков М.А. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспектива., Pro et contra., 1999. т. 4 № 4.
- Чмель Г. Н. Малая таможенная энциклопедия. М., 1997.
- Шишаев А.И. Правовой режим доступа российских товаров на рынок Европейского Союза // Юридический мир. 1998. № 7.
- Шишков Ю.В. Глобализация и качественно новый характер взаимодействия национальных экономик //Глобальный мир. Специальный выпуск
- Южное таможенное управление в 2000 году. Информационный бюллетень.
- Южное таможенное управление в2001 году. Информационный бюллетень.
- Южное таможенное управление в2002 году. Информационный бюллетень.
- Южное таможенное управление в 2003 году. Информационный бюллетень.
- Южное таможенное управление. Таможенная статистика внешней торговли Южного Федерального Округа. Годовой статистический сборник за2000 г.
- Южное таможенное управление. Таможенная статистика внешней торговли Южного Федерального Округа. Годовой сшшсшческий сборник за2001 г.
- Южное таможенное управление. Таможенная статистика внешней торговли Южного Федерального Округа. -Годовой статистический сборник за2002 г.
- Южное таможенное управление. Таможенная статистика внешней торговли Южного Федерального Округа. Годовой сшшсшческий сборник за2003 г.
- Community Customs Code ССС: Council Regulation (EEC) No 2913/92 of 12 October 1992, OJ L 302, 19.10.1992,as amended for transit reform bu:
- European Parliament and Council Regulation (EEC) No 955/1999 of 13 April 1999,0JL 119,7.5.1999.
- Council Resolution of 21 June 1999 on the reform of customs transit systems, OJ С 193,9.7.1999, p. l
- EC/EFTA Joint Committee Resolution of 2 Dezember 1999 on the reform of the common transit system, OJ С 42,15.2.200,p.4
- European Commission «Nev customs transit systems for Europe» Preface Michel VANDEN ABEELT Direktor-General Direktorate for Taxation and the Customs Union European Commission.
- European Parliament «Report on the Community transit system» by the EP Committee of Inguiry into Community transit system, Doc. PE 220.895, 20.02.1997