Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-культурное развитие молодежи в деятельности студенческой театральной студии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством разработки и внедрения учебных пособий «Три круга предлагаемых обстоятельств в методологии действенного анализа» и «Проблема характера и характерности в методологии действенного анализа» (гриф Министерства культуры РФ), выступлений и публикаций на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ
    • 1. 1. Социализация личности как результат социально-культурного развития: основные концепции
    • 1. 2. Технологии социально-культурной деятельности как основа включения личности в социально-культурные процессы
    • 1. 3. Теоретическое обоснованиекомплекса педагогических условий успешного функционирования технологии социально-культурного развития в студенческой театральной студии
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОРА ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ
    • 2. 1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация технологии социально-культурного развития в деятельности театральной студии
    • 2. 3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Социально-культурное развитие молодежи в деятельности студенческой театральной студии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Новые условия и требования общества к личности обострили социальные проблемы молодежи: перестают действовать прежние стандарты поведения, новые формирующиеся ценности противоречат старым. Попытка уйти от решения реальных проблем приводит молодежь к ориентации на навязанный средствами массовой информации стандарт потребления, досуг как форму ухода от проблем, вызванных трудностями социального развития. В подобной ситуации девальвируется значение моральных норм, производство и потребление духовных ценностей сводится к воспроизводству продуктов массовой культуры, смещается ценностный аспект образования. Исследование социально-культурного развития молодежи продиктовано практическими потребностями современного российского общества, что и подтверждает актуальность анализируемой проблемы.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью. Именно эти качества личности несут социальную нагрузку, социально-культурное развитие становится неотъемлемой частью общей культуры человека, является основной для его утверждения и развития, актуализирует личностные качества, способствует становлению мировоззренческой позиции, нацеливает личность на максимальное раскрытие своих способностей.

Происходящее реформирование образования отражает требования к подготовке подрастающего поколения, однако роль образования как института социально-культурной направленности, как «агента социализации» еще недостаточно реализована, поэтому поиск путей оптимизации воспитательной деятельности в молодежной среде становится социальным заказом.

Процессы обучения и воспитания молодежи относятся к целенаправленным, организованным формам социализации личности. В то же время результаты, требования к выпускнику вуза в Государственных образовательных стандартах сформулированы в терминах «знать», «уметь», «владеть», поэтому поиск путей оптимизации социально-культурного развития молодежи становится актуальным.

Вышесказанное подтверждено результатами пилотажного исследования, проведенного среди студентов театрального факультета ФГОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств» и профессиональных актеров. Результаты исследования позволяют утверждать, что социально-культурное развитие личности большинства студентов находится на недостаточном уровне, свидетельствуя о необходимости осуществления целенаправленной деятельности педагогов по оказанию педагогического содействия процессу социализации.

Следует констатировать, что в ряде исследований раскрыты научные предпосылки социализации молодежи, в том числе и в учреждениях образования. Общетеоретический подход к социализации личности раскрывают отечественные ученые, такие как: И. В. Андреенкова, Б. 3. Вульфов, В. Н. Гурова, С. Н. Иконникова, В. А. Караковский, JI. Н. Коган, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, А. В. Мудрик и др., а так же зарубежные Э. Дюркгейм, Дж. Коул-мен, Г. Мендра, Т. Парсонс, Н. Таллмен и др.

Процесс усвоения социального опыта рассматривается в трудах Г. М. Андреевой, JL И. Божович, М. А. Галагузовой, Р. Г. Гуровой, А. Н. Леонтьева, Р. А. Литвак, Дж. Г. Мид и др.

Теоретической базой для изучения проблем молодежи являются работы Б. Г. Ананьева, М. В. Гамезо, Г. Крайга, Д. Левинсона, А. В. Толстых, Р. Хей-вигхерста и др.

Возрастные особенности молодежи раскрыты в трудах В. С. Мухиной, Е. А. Климова, И. Ю. Кулагиной, Д. И. Фельдштейна и др.

Значение педагогического содействия социализации молодежи рассматривали В. А. Беликов, И. А. Зимняя, Я. JL Коломинский, Ю. М. Орлов,.

A. А. Реан, В. А. Якунин и др.

Научные исследования и практическая деятельность показывают, что проблема социально-культурного развития недостаточно полно отражена в психолого-педагогической литературе. Переориентация учебного процесса от узкой направленности профессиональной подготовки к широкому социально-культурному развитию только в рамках педагогического процесса высшей школы не является достаточной, поэтому возрастает значение социально-культурного развития личности с учетом возможностей дополнительного образования.

В современных условиях социально-культурная деятельность трактуется как социально и культурно организованный фактор сохранения, развития и освоения культурных ценностей, направленный на культурную реформацию и гуманизацию социальной системы государства.

В связи с этим важнейшей составляющей теоретико-методологической основы нашего исследования являются концепции социально-культурной деятельности, разработанные отечественными учеными: М. А. Ариарским, Т. И. Баклановой, Е. И. Григорьевой, А. Д. Жарковым, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильниковым, Б. С. Сафаралиевым и др. В работах М. И. Должен-кова, В. Е. Новаторова, В. М. Рябкова, В. Я. Суртаева, Ю. А. Стрельцова,.

B. Е. Триодина, В. В. Туева, Н. Н. Ярошенко и др. анализируются возможности социально-культурной деятельности в образовании и воспитании личности. Вопросы совершенствования социально-культурной деятельности в вузе рассматривались в трудах А. И. Арнольдова, А. С. Запесоцкого, Д. В. Кирш, JL JL Новиковой, М. И. Рожкова и др.

На основе анализа научной литературы по социализации молодежи, изучения теории и практики социально-культурной деятельности, собственного опыта можно констатировать, что на современном этапе в учреждениях образования недостаточное внимание уделено социально-культурному развитию молодежи, использованию технологий социально-культурной деятельности в обогащении средств социализации личности. Рассмотрение специфики дополнительного образования, понимание роли социально-культурной деятельности в данном процессе требуют более пристального внимания к их исследованию.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется наличием следующих противоречий: социально-педагогического характера: между возросшей потребностью общества в средствах социально-культурного развития молодежи и не в полной мере реализованными возможностями использования потенциала социально-культурной деятельности в этом процессенаучно-теоретического характера: между богатым потенциалом уже имеющихся исследований социально-культурной деятельности и недостаточной разработанностью комплекса специальных педагогических условий, позволяющих повысить эффективность социально-культурных технологий в учреждениях образованиянаучно-методического характера: между высокими требованиями к содержанию культуротворческих технологий по реализации театральной деятельности и недостаточным содержательно-методическим обеспечением использования их в решении социальных проблем молодежи в студенческой театральной студии.

Необходимость разрешения этих противоречий позволила определить проблему, которая состоит в научном осмыслении сущности социально-культурного развития в деятельности студенческой театральной студии.

Актуальность проблемы и рассмотренные противоречия обусловливают выбор темы исследования: «Социально-культурное развитие молодежи в деятельности студенческой театральной студии».

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить комплекс педагогических условий социально-культурного развития молодежи в деятельности студенческой театральной студии.

Объект исследования — социально-культурная деятельность студенческой театральной студии.

Предмет исследования — овладение технологией социально-культурного развития молодежи в деятельности студенческой театральной студии.

Гипотеза исследования: социально-культурное развитие молодежи в процессе их творческой деятельности будет проходить более успешно, если:

— в теоретико-методологической стратегии социально-культурного развития молодежи в деятельности студенческой театральной студии будут выступать системный, контекстный и технологический подходы;

— разработана, обоснована и внедрена технология социально-культурного развития молодежи в деятельности театральной студии;

— выявлен и реализован комплекс педагогических условий, включающий: реализацию метода действенного анализа в деятельности театральной студииактивизацию саморазвития участников театральной студииосуществление приобщения студентов к социокультурным ценностям.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы и уточнить сущность понятия «социально-культурное развитие» молодежи.

2. Разработать технологию социально-культурного развития молодежи в деятельности студенческой театральной студии.

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий успешного использования технологии социально-культурного развития молодежи.

4. Разработать и внедрить научно-методические рекомендации по использованию технологии социально-культурного развития молодежи в деятельности студенческой театральной студии.

Общую теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— философские работы отечественных авторов, раскрывающих диалектико-материалистическую теорию познания, социальную сущность человека и культурно-историческую обусловленность его становления: Б. Г. Ананьева, JI. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова и др.;

— теории развития личности Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Г. И. Щукиной и др.;

— философские теории о сущности и особенностях социализации: Л. А. Беляева, Р. Г. Гуровой, А. С. Зубра, В. Т. Лисовского, В. А. Никитина и др.

— концепции, рассматривающие личность как субъект деятельности и отношений: А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.;

— системный (А. Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, М. С. Каган и др.), контекстный (А. А. Вербицкий, М. В. Кларин и др.) и технологический подходы (В. П. Беспалько, А. Д. Жарков, Г. К. Селевко и др.).

— идеи К. А. Абульхановой-Славской, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна и др. о социальной природе психической деятельности человека;

— работы В. Г. Бочаровой, Б. 3. Вульфова, М. А. Галагузовой, В. Т. Лисовского, Р. А. Литвак, Ф. А. Мустаевой, В. А. Никитина, В. Д. Семёнова и др., посвященные социализации;

— теории развития мотивации, индивидуальности студента О. С. Гребе-нюк, Т. Б. Гребешок, Д. И. Фельдштейна;

— теории ориентации личности на социально и личностно значимые ценности Т. И. Бакланова, В. П. Без духова, А. В. Кирьяковой, В. Я. Суртаева, Н. Н. Ярошенко.

Экспериментальная база исследования. Основная экспериментальная работа проводилась в течение восьми лет на базе театрального факультета Челябинской государственной академии культуры и искусств, Мастерской новой пьесы «Бабы». Дополнительной базой выступили: Центр эстетического воспитания детей и молодежи г. Оренбурга, Молодежная театральная студия «КомПас» МОУ СОШ № 62, г. Челябинск. В эксперименте участвовало 120 студентов и 15 преподавателей академии.

На первом этапе (2000;2003 гг.) — поисково-теоретическом — проводился анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, диссертационных работ, государственных образовательных стандартов поколения. Была обоснована проблема, выдвинута цель, определена гипотеза, разработаны задачи исследования, его этапы, технология социально-культурного развития, теоретически обоснованы педагогические условия ее успешной реализации. Ведущими методами исследования были теоретический анализ научной, методической литературы, нормативных документованкетирование, беседа и обобщение педагогического опыта.

На втором этапе (2003;2006 гг.) — теоретико-экспериментальномпродолжался теоретический анализ проблемы, проводилось внедрение социально-культурной технологии в деятельность театральной студии. Проверялись в практической деятельности педагогические условия, эффективной реализации авторской технологии социально-культурного развития. Ведущими методами этого этапа явились формирующий эксперимент, экспертная оценка, самооценка, анализ практической и самостоятельной работы участников театральной студии и театра Мастерская новой пьесы «БАБЫ».

На третьем этапе (2006;2008 гг.) — обобщающем — была произведена обработка, систематизация и оформление результатов эксперимента, проведено контрольное тестирование. Разработан ряд методических рекомендаций, направленных на эффективность социально-культурного развития молодежи в деятельности студенческой театральной студии. Создан и опубликован в России и за рубежом авторский Вербатим-проект «Солдатские письма» с актрисами театра Мастерская новой пьесы «БАБЫ». Ведущими методами были эксперимент, анализ, обобщение методов опытно-экспериментальной работы, экспертная оценка, практическая реализация разработанной технологии в деятельности студенческой театральной студии.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— уточнено понятие «социально-культурное развитие» молодежи, которое понимается нами как процесс социализации студенческой молодежи, проявляющийся в адаптации, инкультурации, интернализации личности в социально-культурную среду, осознанном овладении нормами и ценностями культуры.

— разработана культуротворческая технология социально-культурного развития на основе системного, контекстного и технологического подходов, которая понимается нами как технология, объединяющая реальные социальные проблемы с их художественным воплощением средствами театральной деятельности (документальный театр).

— выявлен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность реализации технологии социально-культурного развития личности в деятельности театральной студии и научно-методическое обеспечение данного процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в уточнении содержания понятия «социально-культурное развитие» молодежи, определении его сущности, содержания, роли в социализации молодежи;

— в выявлении особенностей, принципов и условий социально-культурного развития студенческой молодежи, способствующих социализации личности в деятельности театральной студии;

— в исследовании проблемы социально-культурного развития на методологическом, теоретическом и технологическом уровнях, создающих основу для социализации молодежи в условиях студенческой театральной студии;

— разработан диагностический инструментарий определения уровня социально-культурного развития молодежи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— выводы и рекомендации по социально-культурному развитию молодежи в деятельности театральной студии служат совершенствованию социализации молодежи в сфере дополнительного образования.

— разработано и реализовано научно-методическое обеспечение исследуемого процесса в рамках Мастерской новой пьесы «Бабы», студенческой театральной студии, в театральных студиях средних общеобразовательных школ и досуговых учреждений;

— материалы исследования могут использоваться в практике подготовки студентов театральных факультетов, при создании авторских курсов, а также в системе общего, дополнительного образования, учреждений социально-культурной сферы, факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

— в качестве теоретико-методологического решения проблемы социально-культурного развития молодежи в деятельности студенческой театральной студии выступают системный, контекстный и технологический подходы, позволяющие обосновать процесс социализации на принципах: субъектности по отношению к участникам театральной студии, выстраивании каждым студийцем своей ценностно-смысловой сферы, субъектного пространства в ее деятельностиравенства студийцев;

— социально-культурному развитию участников студенческой театральной студии предшествует процесс педагогического проектирования социально-культурной технологии (театральная, авторская, коррекционная), состоящая из следующих блоков: целеполагания, концептуального, проективного, репетиционного, условий и мониторинга, особенностью которой является:

— комплекс педагогичзских условий, обеспечивающих успешное социально-культурное развитие молодежи в деятельности студенческой театральной студии, включающий: реализацию метода действенного анализаактивизацию саморазвития участников театральной студииприобщение студентов к социокультурным ценностям.

Достоверность основных положений и выводов исследования обоснована достаточной научно-теоретической базойобеспечена избранными теоретико-методологическими основаниями в соответствии с системным контекстным и технологическим подходамиприменением комплекса методов исследования, адексатных его объекту, поставленным целям и задачам исследованиясоблюдением требований к проведению констатирующего и формирующего экспериментовдлительностью и повторяемостью экспериментавоспроизведением его результатов в условиях социально-культурной деятельностииспользованием апробированных в педагогике методов математической статистикиэкспериментальным подтверждением гипотезы исследованиясочетанием количественного и качественного анализов материалов исследования, контрольным сопоставлением с массовым педагогическим опытомдлительным и разносторонним опытом педагогической деятельности автора диссертационного исследования в качестве профессора Челябинской государственной академии культуры и искусств, полученными положительными отзывами.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством разработки и внедрения учебных пособий «Три круга предлагаемых обстоятельств в методологии действенного анализа» и «Проблема характера и характерности в методологии действенного анализа» (гриф Министерства культуры РФ), выступлений и публикаций на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях: «Проблема обучения режиссера на актерско-режиссерском курсе» (Харьков, 1999) — «Проблемы театральной педагогики на рубеже веков» (Орел, 2000) — «Еще раз о методе» (Москва, 2000) — «О реализме в театре» (Москва, 2000) — «Документальная драма в технике „вербатим“. Развитие в России» (Лондон, 2002) — «Zotnierskie listy» (Польша, Гданьск, 2003) — «Способы работы над характерностью, предложенные М. Чеховым» (Челябинск, 2005) — «Соотношение понятий „характер и характерность“ в процессе профессиональной подготовки студентов театрального факультета» (Москва, 2007).

В 2000 г. под руководством автора создан театр Мастерская новой пьесы «БАБЫ» из числа учеников — выпускников Челябинской государственной академии культуры и искусств. Театр является неоднократным лауреатом областных, всероссийских и международных фестивалей: «БАЛТОСКАНДАЛ» (Таллин, 2002) — «STEPS ТО SIBERIA» (Лондон, 2002) — «Apostroff» (Прага, 2004, 2006), «Сцена» (Челябинск, 2005, 2007), а также организатором мастер-классов по социально-культурным технологиям.

В реализации технологии принимают участие также: МОУ СОШ № 62 — театральный коллектив, рук. А. И. Пастернак, В. Н. КомаровскийМОУ СОШ № 13 — театральная студия «Талант» Шумин С. В, Сколова Н. В. (лауреаты всероссийского фестиваля «Волшебство театра» Сочи-2009) — МОУ СОШ № 100 — театральная студия рук. М. Ю. ДрейлингМОУ СОШ № 131 -театральная студия рук. Г. Н. ЕлагинаДЦ АМЗ г. Челябинска — театральная студия рук. Г. Н. Елагина (всего свыше 800 детей).

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы:

1. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в течение 8 лет. Формирующий этап проводился в естественных условиях учебного процесса вуза в течение 7 лет. В основу организации и проведения экспериментальной работы положены принципы, открытости гипотезы для дальнейшей проверки, объективности, эффективности, выполнения основных условий причинного вывода, которые в своей совокупности позволили получить объективные данные о процессе социально-культурного развития.

2. В ходе опытно-экспериментальной работы была осуществлена диагностика уровня сформированности социально-культурного развития, по выделенным нами критериям определялся уровень (низкий, средний, высокий). Обработка результатов проводилась с помощью качественных и количественных методов. Все расчеты выполнены с помощью статпакета Statgraphics Plus for Windows и программы Microsoft Excel. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали, что от 58% студийцев имеют низкий уровень социально-культурного развития, менее 40% средний уровень и менее 4% высокий уровень. В целом преобладают результаты, соответствующие низкому уровню социально-культурного развития, что обусловлено недостаточным вниманием к проблеме социализации в высшей школе.

3. Результаты эксперимента свидетельствуют, что технология социально-культурного развития студенческой молодежи в деятельности театральной студии успешно функционирует при использовании в учебном процессе комплекса педагогических условий. Реализация совокупности педагогических условий повышает степень воздействия на исследуемое явление.

Проведенная экспериментальная работа и анализ фактического материала позволили убедиться в правомерности выдвинутой гипотезы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. К. О понятии «ценность» / А. К. Абишева // Вопросы философии. — 2004. — № 7. — 86−98.
  2. , В. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. Агеев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 240 с.
  3. , А. Я. Самообразование: история, теория и современныепроблемы / А. Я. Айзенберг. — М.: Высш. шк., 1986. — 128 с.
  4. , Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. — М.: «Владос», 2004. — 207 с.
  5. , А. П. О характере профессиональных умений в деятельностипедагогов-мастеров // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Н. В. Кузьминой. — Л.: ЛГУ, 1973. — 37−44.
  6. П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. — 3-е изд., перераб. идоп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
  7. , Б. Театральные очерки / Б. Алперс. — М.: Искусство, 1977.400 с.
  8. , Ш. А. Педагогика сотрудничества и перспективы — вопросы образования / Ш. А. Амонашвили. — М., 1990.-102 с. Ю. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев — М.: Наука, 1979.-256 с.
  9. , И. Д. Педагогика творческого саморазвития / И. Д. Андреев.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996, — 567 с.
  10. , Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие /Г. М. Андреева. — М., 2000 — 288с. И. Андреева, И. В. Психология и педагогика. — М.: ЭКСМО, 2006. — 224 с.
  11. , Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1989. -224 с.
  12. , А. М. Типы существования / А. М. Анисов // Вопросы философии. -2001. — № 7. — С. 100−113.
  13. , М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский- СПетерб. гос. ун-т культуры и искусств, Ассоц. музеев России. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Эго, 2001. — 287 с.
  14. Аристотель, Об искусстве поэзии /Аристотель. — М.: ГИХЛ, 1957.383с.
  15. , А. И. Культура и горизонты XXI века / А. И. Арнольдов //Вестник МГУКИ. М., 2003. — № 1.-С.9−18.
  16. , А. — Как всегда — об авангарде. Антология французского театрального авангарда / А. Арто. / Составление, перевод и комментарии Исаева. — М., 1992. — 478 с.
  17. , И. Совершенствование педагогического мастерствапреподавателей / И. Архангельский. — М.: Знание, 1986. — 111 с. -•
  18. , И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности и методы : Учеб.-метод. пособие — М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
  19. , И. Лекции по теории обучения в высшей школе / И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  20. , В. Г. Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе // Психология формирования и развития личности: Сб. науч. тр. — М.: МГПИ, 1981. — С. 197−219.
  21. , А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. / А. Г. Асмолов. — М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  22. , Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей/ Н. А. Асташова. — М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 272 с.
  23. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (Дидактический аспект) / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982.-142 с.
  24. , Т. И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности : учеб. пособие / Т. И. Бакланова / Моск. гос. ин-т культуры. — М., 1992. — 102 с.
  25. , В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография / В. А. Беликов. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. — 141 с.
  26. , Н. Самопознание / Н. Бердяев. — М., 1949. — 489 с.
  27. , В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /В. П. Беспалько. — М.: Высш. шк., 1995. — 298 с.
  28. , В. П. Проблемы развития современных педагогических систем / В. П. Беспалько. — М.: Высш. шк., 1980. — 336 с.
  29. , В. М. Проблемы развития и воспитания человека / подред. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой. — М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 416 с.
  30. , Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии. Аналитический обзор / Н. Р. Битянова. — М., 1998. — 184 с. Зб. Блауберг, Н. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода / Н. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — М.: Наука, 1976. — 270 с.
  31. , В. Б. Диалектика театра /В. Блок. — М.: Искусство, 1983. — 294 с.
  32. , Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявлинская. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 1984.-173 с.
  33. , А. А. Психология личности / А. А. Болдалев. — М.: Изд-воМГУ, 1988.-187 с.
  34. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение. — 1968. — 409 с.
  35. , Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопр. психологии. — 1979. — № 2. — 27−34.
  36. , Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теорияхи системах воспитания / Е. В. Бондаревская- В. Кульневич. — Учеб. пособие. — Ростов-на- Дону: творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  37. , У. Два мира детства. Дети в США и СССР / У. Бронфеньреннер. — М., 1976
  38. , Н. 3. Судьба метафизики и судьба человека / Н. 3. Бросова //Вопр. философии. — 2005. — № 11. — 54−66.
  39. , П. Пустое пространство / П. Брук. — М.: Искусство, 1975. — 238с.
  40. , Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. — М.: Политиздат, 1978. -216 с.
  41. , А. Г. Режиссура и педагогика / А. Г. Буров. — М.: СоветскаяРоссия, 1987.-279 с.
  42. , Л. Михаил Чехов и Федор Достоевский. Спектакль «Одержимые» Театра Чехова в Нью-Йорке в 1939 / Л. Бюклинг. — М., 1989. — 345 с.
  43. , Л. Михаил Чехов в западном театре и кино / Л. Бюклинг.СПб.: Академический проект, 2001 — 560 с.
  44. , Л. Михаил Чехов и антропософия : из истории МХАТ Второго / Л. Бюклинг. — М., 1995.-467 с.
  45. , Л. Письма М. А. Чехова М. В. Добужинскому. / Публикация, предисловие и комментарии Л. Бюклинг // Театр. — 1991. — № 6. — 56−67.
  46. , Е. Б. Материалы и статьи / Е. Б. Вахтангов. — М., 1959.399 с.
  47. , А. А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе /A. А. Вербицкий //Вопросы психологии. — 1987, № 5. — 31−39.
  48. , В. Письма М. Чехова В. Масютину. Первые годы в изгнании /B. Вернер // Памятники культуры: Ежегод. — М., 1992. — 275 с.
  49. , Ю. Д. Театрально-педагогические искания Михаила Чехова/ Ю. Д. Вертман // Театр. — 1969. — № 11. — 134−149.
  50. , Ю. Д. Театрально-педагогические искания Михаила Чехова. /Ю. Д. Вертман: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. — М., 1975.-49 с.
  51. , П. Незабываемые десятилетия / П. Вине //Вопр. лит. — 1970. — № 12.-С. 35−39.
  52. , Н. Д. Театральные вечера / Н. Д. Волков. — М., 1966. — 376 с.
  53. , Б. 3. Семь парадоксов воспитания / Б. 3. Вульфов. — М.: Новая школа, 1994. — 79 с.
  54. , Л. Педагогическая психология / Л. Выготский / Подред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, — 1991. — 480 с.
  55. , Л. Психология искусства / Л. Выготский. — СПб., 2000.-411с.
  56. , М. А. Социальная педагогика : курс лекций / М. А. Галагузова. — М.: Владос, 2001.-416с.
  57. , М. В. Атлас по психологии. Информационно-методическоепособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 276 с.
  58. , А. В Любимовку! /А. В. Герасимов //Лит. газета. — 2001.№ 29. — 5.
  59. , А. В. Главное — правильно задать вопрос! /А. В. Герасимов//Культура. — 2001. — 29 нояб. — 5 дек. — 7.
  60. , В. С памятью наедине / С В. Гиацинтова. — М.: Искусство, 1985.-545 с.
  61. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Глас- Дж. Стенли. — М.: Прогресс, — 1976. — 495 с.
  62. , И. 3. Свободное время и развитие личности / И. З. Гликман //// Наука и шк. — 1998. — № 5. — 31-35.
  63. Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004.272 с.
  64. , Н.Ф. Общая педагогика: учеб. пособ. / Н. Ф. Голованова. —СПб.: Речь, 2005.-317 с.
  65. , В. В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования. Монография / В. В. Горшкова. — СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004. — 148 с.
  66. , В. и др. Категории современной науки (становление и развитие) / В. Готт, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул. — М.: «Мысль», 1984. — 270 с.
  67. , Е. Год я жил без копейки / Е. Гришковец // Веч. клуб. —2000.-1 а п р. — С. 5.
  68. , В. Михаил Чехов / В. Громов. — М. , 1970. — 583 с.
  69. , М. И. Русская современная драматургия / М. И. Громова. —М.: Искусство, 1999. — 189 с.
  70. Громова-Давыдова, А. Д. Памяти великого артиста. (Воспоминания оМихаиле Александровиче Чехове) // Родник. — 1990. — № 4. — 35−47.
  71. , Ю. В. Психология творческих способностей / Ю. В. Громыко//Вопр. философии.-2004.-№ 3. — 184−186.
  72. , Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры / Р. Г. Гурова // Педагогика. — 2000. — № 10. — 32−38.
  73. , О. Нарочно не придумаешь / О. Гусева//Независимая газета.2000−9 д е к. — С. 3.
  74. , В. В. Образование. Мышление. Культура: новое педагогическое мышление / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1989. — 98−136.
  75. , Т. Памяти М. А. Чехова / Т. Дейкарханова // Новое русское слово. — 1955. — 4. окт. — 56−69.
  76. А. В. Подготовительный этап работы режиссера над спектаклем /А. В. Дель. — Челябинск.: ЧГИИК, 1990. — 68 с.
  77. , В. А. Этюд в методике действенного анализа / В. А. Дель. — Челябинск.: ЧГИИК, 1990. — 55 с.
  78. , А. И. Рациональность власти и ее эволюция от текста к образу / А. И. Демидов // Вопр. философии. — 2005. — № 8. — 3−11.
  79. , М. И. Правовое регулирование основных видов социального обеспечения // Журнал российского права. 2002. № 7. — 6−9.
  80. , М. В. Чеховские спектакли Ф. Ф. Комиссаржевского на английской сцене 1920—30-х годов. Проблемы реализма в зарубежном театральном искусстве. / М. В. Друзина // Сб. науч. трудов. — СПб., 1979. — 689с.
  81. , В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере:Учеб. пособие / В. 3. Дуликов / МГУКИ. — М., 2003. — 86 с.
  82. , М. И. Психологический словарь: справ. / М.. Дьяченко- Л. А. Кандыбович. — Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 576 с.
  83. , А. Ф. Границы искусства / А. Ф. Еремеев. — М.: Искусство, 1987.-134 с.
  84. , О. Возвращение Михаила Чехова / О. Ефремов // Сов. культура. — 1986. — 28. авг. — 3.
  85. , А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности : учебнометодическое пособие / А. Д. Жарков. — М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. — 288 с.
  86. , Л.С. Культурно-досуговая деятельность : теория, практика иметодика научных исследований: Учеб. пособие / Л. Жаркова, А. Д. Жарков, В. М. Чижиков. — М.: МГУК, 1994. — 110 с.
  87. Законодательство Российской Федерации о культуре / Сост. Букреев Б.- М.: Аксамит-Информ, 1999. — 446 с. 96.3апесоцкий, А. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор / А. Запесоцкий // Социологические исследования, 2006. — № 12. — 98−104
  88. , Б. Г. Современники / Б. Г. Захава. — М.: Искусство, 1969.391с.
  89. , Б. И. Развитие идейных мотивов в послевоенной западной драме / Б. И. Зингерман // Современное западное искусство. — М.: Наука, 1971.-С. 84−167.
  90. , Б. Классика и советская режиссура 20-х годов : В поисках реалистической образности. Проблемы советской режиссуры 20−30-х годов/Б. Зингерман.-М., 1981.-290 с.
  91. , В. П. О душе и ее воспитании / В. П. Зинченко // Вопр.философии. — 2002. — № 2. — 119−137.
  92. , В. Русские сезоны театра «Габима» / В. Иванов. — М., 1999.-239 с.
  93. , В.П. Человеческая деятельность. Познание. Искусство /В. П. Иванов. — Киев: Наук, думка, 1977. — 251 с.
  94. Из истории советской науки о театре. 20-е годы: сб. тр. — М.:ГИТИС, 1988.-340 с.
  95. , Н. История культурологических теорий: учеб. Пособие / Н. Иконникова. — СПб.: Питер, 2005. — 474 с.
  96. , Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. — М.: Знание, 1972. — 86 с.
  97. , М. 3., Смирнов, Б. А. Социология воспитания: монография / М. З. Ильчиков и Б. А. Смирнов
  98. Какой быть новой педагогике: учеб. пособие / Сост. А. Я. Наин, А. Г. Гостев. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993. — 212 с.
  99. , Е. М. Книга о театральном актере / Е. М. Калмановский. — М.: Искусство, 1984. — 223 с.
  100. , Е. В. Документальная драма в технике «вербатим» /Е. В. Калужских // Вестник ЧГАКИ. Сер. 4: Искусствознание. — 2003. — № 4. — 127−161.
  101. , Е. В. Еще раз о методе / Е. В. Калужских // Прикладная психология и педагогика. — М.: Импринт-Гольфстрим. — 2000. — № 8. — 89−92.
  102. , Е. В. Значение антропософии в творческой жизни М.Чехова / Е. В, Калужских // Культура — искусство — образование: Материалы всероссийской науч.-практической конф. — Челябинск: ЧГАКИ, 2004. — 306−309.
  103. , Е. В. Значение эвритмии в технике актера по М. Чехов / Е. В. Калужских // Культура — искусство — образование: Новые аспекты синтеза теории и практики. — Челябинск: ЧГАКИ, 2006. — 134−138.
  104. , Е. В. О реализме в театре / Е. В. Калужских//Прикладная психология и педагогика. — М.: Импринт-Гольфстрим. — 2000. — № 8 .-С. 92−97.
  105. , Е. В. О современном способе актерской игры / Е. В. Калужских // На рубеже веков. — Челябинск: ЧГАКИ, 1999. — 26−31.
  106. , Е. В. Общение как форма творчества на примере театрального представления / Е. В. Калужских // Науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава ЧГАКИ. — Челябинск: ЧГАКИ. — 2000. — Ч. 2. — С. 124−130.
  107. , Е. В. Особенности построения документального произведения на драматической сцене / Е. В. Калужских // Теория и практика театральной педагогики. — Челябинск: ЧГАКИ, 2003. — 34 -37.
  108. , Е. В. Проблема характера и характерности в методике действенного анализа / Е. В. Калужских // Прикладная психология и педагогика. — М.: Импринт — Гольфстрим. — 1998. — № 1. — С 50−55.
  109. , Е. В. Проблема характера и характерности в методологии действенного анализа : учеб. пособие / Е. В. Калужских. — Челябинск: ЧГАКИ, 2004.-68 с.
  110. , Е. В. Проблемы профессионального обучения будущих актеров / Е. В. Калужских // Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки студийцев. — Челябинск: ЧГАКИ, 2003. — 45 — 52.
  111. , Е. В. Режиссура и актерское мастерство в драматическом театре : прогр. / Е. В. Калужских. — Челябинск: ЧГАКИ, 2004. — 52 с.
  112. , Е. В. Солдатские письма / Е. В. Калужских // Документальный театр. Пьесы. — М.: Три квадрата, 2004. — 168−191.
  113. , Е. В. Способы работы над характерностью, предложенные М. Чеховым / Е. В. Калужских // Культура — искусство — образование: Материалы всероссийской науч.-практической конф. — Челябинск, ЧГАКИ, 2005.-С. 60−64.
  114. , Е. В. Театр в России сегодня / Е. В. Калужских // Нарубеже веков. — Челябинск: ЧГАКИ. — 1999. — 23−26.
  115. , Е. В. Три круга предлагаемых обстоятельств в методологии действенного анализа : учеб. пособие /Е. В. Калужских. -Челябинск :ЧГИИК, 1993.-40 с.
  116. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Канн-Калик.- М.: Наука. — 1990. — 140 с.
  117. , И. М. Понятийно-терминологическая система педагогики/ И. М. Кантор. — М., 1980. — 98 с.
  118. , П. Ф. Педагогический процесс / П. Ф. Каптерев // Избранные педагогические сочинения-М., 1983.
  119. , В. А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Пед. общ-во России, 2000. — 256 с.
  120. , М. Системный подход и гуманитарное знание / М. Качан.-М., 1978.-354 с.
  121. А. «Гамлет» Михаила Чехова // Традиции и новаторство в зарубежном театре / А. Кириллов. — СПб., 1986. — 467с.
  122. , А. Театр Михаила Чехова / А. Кириллов // Русское актерское искусство XX века. — СПб., 1992. — 587 с.
  123. , Т. Г., Красильников, Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. — М.: МГУКИ, 2004.-539 с.
  124. , Т. Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / Т. Е. Климова. — Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 124 с.
  125. , М. О. О действенном анализе пьесы и роли. / М:0. Кнебель. — М.: Искусство, 1961. — 130 с.
  126. , М.О. О том, что мне кажется особенно важным / М. О. Кнебель. — М.: Искусство, 1971. — 674 с.
  127. , М.О. Школа режиссуры Немировича-Данченко / О. М. Кнебель. — М.: Искусство, 1971. — 168 с.
  128. , А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. — 3-е изд.М.: Просвещение, 1980. — 583 с.
  129. , Л. А. Опыт драматического человековедения (о философии маленьких трагедий Пушкина) / Л. А. Коган // Вопр. философии. — 2003. — № 4. — С. 133−152.
  130. , Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджиспиров. — М.: Академия, 2002. — № 1. — 14.
  131. Кон, И. Ребенок и общество: учебное пособие / И. Кон. —М.: ИЦ «Академия», 2003. — 336 с.
  132. , Т. Н. Экспериментальная психология. Теория и методы / Т. Н. Корнилова. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 382 с.
  133. , В. Современная философия : слов, и хрест. /В. Кохановский. — Ростов-на-Дону., 1996. — 512 с.
  134. , В. В. Общие основы педагогики : учебник / В. В. Краевский. — М.: «Академия», 2003. — 256 с.
  135. , Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2006.
  136. , Г. Воспитание актера школы Станиславского / Г. Кристи. — М.: Искусство, 1968. — 453 с.
  137. , Н. О Михаиле Чехове. Встреча / Н. О. Крымова //Моск. наблюдатель. — 1991. — № 10. — С. 9−21.
  138. , В. Г. Развитие деятельности и ее самодетерминация /В. Г. Кудрявцев // Вопр. философии. — 2001. — № 3. — 27−33.
  139. , Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т. В. Кудрявцев. — М.: МЭИ, 1985. — 437 с.
  140. , И. Ю., Колюцкий В. Н., Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий — М.: Сфера, 2008. — 464 с.
  141. , Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок. Перевод с английского / Ч. X. Кули. — М.: Идея-пресс. 2000 — 320с.
  142. Культурно-досуговая деятельность: учебник / Под науч. ред. А. Д. Жаркова и В. М. Чижикова. — М.: МГУК, 1998. — 462 с.
  143. , Ю. П. Психологические занятия и учитель / Ю. П. Кулюткин // Вопр. Психологии, 1983. — № 3. — 37−44.
  144. Курач, Михаил Чехов / Курач // Моск. наблюдатель. — 1991.- № 1 0. — С. 15−27.
  145. , В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование:учебное пособие / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001.-416 с.
  146. , В. А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия / В. А. Кутырев // Вопр. философии. — 2001. — № 8. — 56−66.
  147. Кэвелл, Должны ли мы думать, что говорим? / Кэвелл //Вопр. философии.-2001.-№ 1 2 — С. 120−128.
  148. , И. А. Воспитание творчеством / И. А. Левин. — Томск, 1992.-54 с.
  149. , Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. — 3 изд. —М.: Просвещение. — 1969. — 276 с.
  150. Левченко, Е В. Художественное творчество как переживаемоебытие. / Е. В. Левченко // Вопр. философии. — 2004. — № 10. — 145−151.
  151. , В. А. Деятельный подход: Смерть или возрождение?/ В. А. Лекторский // Вопр. философии. — 2001. — № 2. — 56−60.
  152. , Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. М.:Смысл, 1992. — 17 с. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. — 43 с.
  153. , Г. Д. Сценическое перевоплощение / Г. Д. Ливнев. — М. :ГИТИС, 1991.-78 с.
  154. , В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) / В. Т. Лисовский // Социологические исследования. 1998. № 5. 98−104.
  155. Р. А. Литвак, Р. А. Деятельность детских общественныхобъединений в современных условиях как фактор социализации подростков: моногр. / Р. А. Литвак. — Челябинск: ЧГАКИ, 2005. — 336 с.
  156. , Н.Ф. Режиссер ставит спектакль / Н. Ф. Лордкипанидзе. — М.: Искусство, 1990. — 288 с.
  157. , Д. Социальная психология / Пер. с англ. В. Гаврилова идр. / Д. Майерс. — СПб.: Питер, 1998. — 682 с.
  158. Малочевска*, И. Б. Выразительные средства спектакля / И. Б. Малочевская. — Л., 1985. — 53 с.
  159. , П. А. О театре : в 4 т. / П. А. Марков. — М., 1974, Т. 1.364 с.
  160. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. — М., 1988.
  161. , А. Трагедия художника / А. Моров. — М.: Молодая гвардия. — 1971.-256 с.
  162. , Б.Г. Досуг : Методология и методика социол. исслед.:Учеб. пособие / Б. Г. Мосалев. — М.: МГУ, 1995.- 96 с.
  163. , А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. — М., 2004.
  164. Немирович-Данченко, Вл. И. О творчестве актера / Вл. И. Немирович-Данченко. — М.: Искусство. — 1984. — 791 с.
  165. Немирович-Данченко, Вл. И. Театральное наследие: в 2 т. / Вл.И. Немирович-Данченко. — М.: Искусство, 1954. — 442 с.
  166. , Р. Психологический словарь / Р. Немов. — М.: «Владос», 2007. — 560 с.
  167. , В. Е. Современные технологии культурно-досуговойдеятельности / В. Е. Новаторов // Вестник Омского университета. Вып. 3. — Омск, 1999, 109−114.
  168. , В. Е. Траектория твоей судьбы. Маркетинг личности /В. Е. Новаторов.- Омск, 2007. 292с.
  169. О Михаиле Чехове // Моск. наблюдатель. — 1991. — № 10. — 917.
  170. , Ю. М. Характер в структуре личности / Ю. М. Орлов //Вопр. психологии. — 1989. — № 5. — 43−56.
  171. , П. Словарь театра / П. Пави. — М.: ГИТИС, 2003 .-516с.
  172. , В. А. Драматическое действие как феномен искусства / В. А. Петров. — Челябинск: ЧГИИК, 1991. — 50 с.
  173. , В. А. Основные драматические системы театрального искусства XX века / В. А. Петров. — Челябинск: ЧГИИК, 1996. — 178 с.
  174. , А. В. Психология развивающейся личности / А. В. Петровский. — М.: Педагогика, 1987. — 213 с.
  175. , К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. — М.: Высш. шк. — 1984. — 345 с.
  176. , Ю. П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях. В 2-х т.: Т. 1. / Ю. П. Платонов. — СПб.: Речь, 2007.-416 с.
  177. , В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. — М.: Высш. Шк., 2004. — 512 с.
  178. , А.Д. Творческое наследие. Художественная целостностьспектакля / А. Д. Попов. — М.: ВТО, 1979. — 478 с.
  179. , В. Н. Обжить катастрофу. Своевременные заметки о духовной культуре России / В. Н. Порус // Вопр. философии, 2005. — № 11. — 24−37.
  180. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  181. Д. Я. Психология и психоанализ характера / Д. Я. Райгородский. — М., 1997. — 455 с.
  182. , А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. — 416 с.
  183. , А. А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. — М.: Изд-во «Питер», 2000. — 416 с.
  184. , О. Я. Азбука режиссуры / О. Я. Ремез. — М.: Искусство, 1976.-386 с.
  185. , О. Я. Мастерство режиссера / О. Я. Ремез. — М.: Просвещение, 1983.-253 с.
  186. , М. Л. Режиссер — автор спектакля / М. Л. Рехельс. — М.:Искусство, 1969.-265 с.
  187. , А. Документальный театр в Москве : первые итоги / А. Родионов //Независимая газ., 2001. — 20 янв. — 2.
  188. , М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью:учеб.-метод. пособие. — М.: Владос. — 2008. — 158.
  189. , В. Процесс созидания / В. Розов // Вопр. лит. — 1968.№ 8.-С. 61−67.
  190. , А. Русский вербатим / А. Романовская // Лит. газ. —2000. — 1−7 мар. — 4.
  191. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл.ред. В. В. Давыдов — М.: «Большая российская энциклопедия», 1999. — Т.2. — 672 с.
  192. Л. Принципы и пути развития психологии / Л.Рубинштейн. — М. , I960.- 180−181.
  193. , Е. Ф. Возрастная и дифференцированная психология /Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
  194. , В. М. Антология форм просветительной культурнодосуговой деятельности России (первая половина — XX века): учеб. пособие / В. М. Рябков- Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2007. — Т. 3.-704 с.
  195. , X. Ф. Человек как социологическая проблема / X. Ф.Сабиров.- Казань, 1970.
  196. , Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е. Е. Сапогова. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 460 с.
  197. , Г. К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы : методические рекомендации по разработке / Г. К. Селевко. -Ярославль: Изд-во ИПК, 1997. — 88 с.
  198. , Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  199. , П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. — М.: Наука. — 1984. — 674 с.
  200. В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  201. , Н. Социология / Н. Смелзер. — М., 1991.
  202. , А. М. Предлагаемые обстоятельства / А. М. Смелянский. — М, 1999. — 365 с.
  203. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. — М.: Инфра-М, 1999. — 687 с.
  204. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособ. / Отв. ред. Е. И. Григорьева. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. — 504 с.
  205. , А.В. Феномен социально-культурной деятельности /А.В. Соколов. — СПб.: СПб ГУП, 2003. — 204 с.
  206. Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: коллективная монография / ред. сост. Л. Е. Осипова- науч. ред. В. Я. Рушанин- ЧГАКИ. — Челябинск, 2005. — 232 с. — Ч. II.
  207. , К. Полное собрание сочинений: в 9 т. / К. Станиславский. — М.: Искусство, 1991 -512 с.
  208. , К. Статьи. Речи. Беседы. Письма. / К. Станиславский. — М.: Искусство, 1957. — 577 с.
  209. , Ю. А. Путь актера к творческому перевоплощению / Ю. А. Стромов. — М.: Просвещение, 1980. — 79 с.
  210. А. В. Человечность как фактор саморазвития личности:автореф. дис. докт. психол. наук / А. В. Суворов. — М., 1996. — 57 с.
  211. , Л. Я. О взаимоотношениях актера и режиссера /Л. Я. Сулержитский. — М., 1970. — 247с.
  212. , М. Р. Режиссер : профессия и личность / М. Р. Сулимов. — М.: Искусство, 1991. — 175 с.
  213. , В. Я. Социально-культурное творчество молодежи : Методология, теория, практика / В. Я. Суртаев. СПб., 2000.
  214. , В.Я. Основные направления самореализации молодежив условиях досуговой деятельности : учеб. пособие / В. Я. Суртаев. — СПб., 1992.-80 с.
  215. , В. А. Избранные сочинения: в 5 т. / В. А. Сухомлинский. -Киев: Рад.шк., 1976.
  216. , А. Я. Записки режиссера / А. Я. Таиров. — М.: ГИТИС, 2002.-158 с.
  217. , Г. А. Беседа с коллегами / Г. А. Товстоногов. — М.:СТД, 1988.-526 с.
  218. , Г. А. Зеркало сцены- Л.: Искусство, 1980, Т. 1. —304 с.
  219. , А. В. Опыт конкретно-исторической теории личности / А. В. Толстых. — М.: Алетейя, 2000. — 288 с.
  220. , В. Е. Теория и история социально-культурной деятельности/ В. Е. Триодин / -Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. СПб., 2000 — 248 с.
  221. , В.В. Технология организации инициативного клуба : учеб. пособие для вузов искусств и культуры / В. В. Туев. — М.: МГУКИ, 1999.-250 с.
  222. , А. В. Методика научных исследований : курс лекций / А. В. Усова. — Челябинск: ЧГПУ, 2004. — 129 с.
  223. , А. В. Теория и практика развивающего обучения : курс лекций/ А. В. Усова. — Челябинск: ЧГПУ, 2004. — 125 с.
  224. Д.И. Психологические закономерности социальногостановления ребенка // Советская педагогика. — 1989. — № 5. — 71−77.
  225. , Д. И. Психология развития человека как личности:избранные труды в 2 т. / Д. И. Фельдштейн. Т. 1. — М.: МОДЭК, 2001. — 568 с.
  226. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 6-е изд., перераб. идоп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  227. , А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. — М. :"Академический проект", 2002. — 492 с.
  228. , Р., Фейдимен, Дж. Личность. Теории. Упражнения. Эксперименты / Р. Фрейджер, Жд. Фейдимен. — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. — 608 с.
  229. О. Евгений Гришковец — сам себе театр / Ольга Фукс //Веч.Москва. — 2001. — 28 фев. — 5.
  230. , М. Ш. Человек как незавершенная завершенность / М. Ш. Шведов // Вопр. философии. — 2004. — № 1. — 177−180.
  231. , В. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки) / B. C. Швырев // Вопр. философии. — 2001. — № 2. — 107−116.
  232. , Л. М. От студии к театру / Л. М. Шихматов. — М., 1970.-272 с.
  233. , Л. М. Сценические этюды / Л. М. Шихматов. — М.:Просвещение. — 1966. — 375 с.
  234. , В. К. «Проект» — персонологической антропологии и философия ценностей / В. К. Шохин // Вопр. философии. — 2002. — № 6. — 112−119.
  235. , П. Г.. Очерки философии образования / П. Г.Щедровицкий. — М.: Эксперимент, 1993. — 154 с.
  236. Эзенштейн, Избранные Сочинения: в 6 т. / Эзенштейн. —М., 1964, Т. 2.-493 с.
  237. , Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин.-М., 1989.
  238. Энциклопедический социологический словарь. — М., 1995. — 510 с.
  239. , Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — СПб., 2000.
  240. , А. В. Репетиция — любовь моя / А. В. Эфрос. — М.: Искусство, 1975.-367 с.
  241. , Б. Г. О человеке, его природе и его будущем / Б. Г. Юдин// Вопр. философии. — 2004. — № 2. — 16−29.
  242. , П. М. Психология сценических чувств актера / П. М. Якобсон. — М.: Гослитиздат, 1936. — 255 с.
  243. , Е. Н. Утилитаризм как тип нравственности: опыт концептуальной реконструкции / Е. Н. Яркова // Вопр. философии. — 2005. — № 8. — С. 53−66.
  244. Н.Н. Социально-культурная деятельность : парадигмы, методология, теория. — М.: МГУК, 2000.
  245. , P. М. Michael Chekhov, in Memoriam / P. M. Allen // Journalfor Anthro-posophy. — Autumn. — 1978. — N g. 28 — P. 13−19.
  246. Black L. C. Mikhail Chekhov as Actor, Director and Teacher / L. C. Black // Tieaire and Drama Series. — Michigan. — 1986. — Ng. 43. — P. 3816.
  247. Boner, G. Flommagean Michael Tscheehows / G. Boner. — Zurich. —1994.-367 p.
  248. Bonham-Carter, V. and Curry, W. B. Darlington Hall: The FormativeYears 1925 —1957 / V. Bonham-Carter and W. B. Curry. — London. — 1958. 520 p.
  249. Carnovsky, M. Chekhov as Director / M. Carnovsky // Alarums andExcursions. Fall. — Vol.2. — 1988.
  250. Chekhov, M. Michael Chekhov’s To the Director and Playwright/Compiled and written by Charles Leonard / M. Chekhov. — New York. -1963. 374 p.
  251. Chekhov, M. Michael Chekhov: On Theatre and on the Art of Acting. The Six Hour Masterclass. A Guide to Discovery with Exercises by Mala Powers / M. Chekhov. — New York. — 1992. — 173 p.
  252. Didzgalvis, V. Michailo Cechovo teatrine pedagogika Lietuvoje Teatras / Didzgalvis, V. — Vilnius. — 1995. — 327 p.
  253. Dobujinsry, M. V. Documentary booklet / M. V. Dobujinsry. — NewYork.-1973.-198 p.
  254. Gordon, M. Introduction// Michael Chekhov. On the Technique ofActing / Gordon M. — New York. — 1991. — 257 p.
  255. Grove, E. Chekhov and the Method / E. Grove //Alarums and Excursions. — Vol. 2. — Fall 1988.
  256. Kaluzskich, Jelena Zotnierskie listy / Jelena Kaluzskich // Lepsi!.Poland. — Gdansk. — 2003. — C. 133−153.
  257. Hurst du Prey, D. Preface // Michael Chekhov. Lessons for The Professional Actor. New York. — 1985. — 541 p.
  258. Melnace, R. Cehovs Mihails / Melnace, R. — Riga. -1999. — 741 p.
Заполнить форму текущей работой