Разработка и совершенствование способов повышения безопасности условий труда работников нефтегазовой отрасли юга Тюменской области
Состояние производственного травматизма со смертельным исходом продолжает оставаться напряженным. Анализ материалов расследования несчастных случаев, поступивших в Федеральную инспекцию труда, свидетельствует о том, что по-прежнему основное число работников, тяжело и смертельно травмированных (более одной трети) пострадало из-за неудовлетворительной организации производства работ, каждый третий… Читать ещё >
Содержание
- 1. 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
- 1. 1. Основные понятия в области охраны труда
- 1. 2. Расследование и учет несчастных случаев на производстве
- 1. 3. Расследование и учет профессиональных заболеваний
- 1. 4. Методы анализа производственного травматизма
- 2. 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ И 31 ОХРАНЫ ТРУДА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
- 2. 1. Анализ состояния условий труда в отраслевом и территориальном разрезе в период с 1999 по 2003 год
- 2. 2. Анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в отраслевом и территориальном разрезе в период с 1999 по 2003 год. ^
- 3. 1. Правовое и нормативное обеспечение охраны труда
- 3. 2. Организационно-техническое обеспечение управления охраной труда
- 3. 3. Профессиональное образование, обучение и повышение квалификации в сфере охраны труда
- 3. 4. Лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия. g
- 3. 5. Информационное обеспечение и пропаганда улучшения условий ^
- 3. 6. Научное обеспечение охраны труда
- 3. 7. Безопасность населения
- 4. 1. Аттестация рабочих мести сертификация работ по охране труда
- 4. 2. Государственная экспертиза условий труда
- 4. 3. Оценка травмобезопасности. г* 4.4. Экономическая часть
Разработка и совершенствование способов повышения безопасности условий труда работников нефтегазовой отрасли юга Тюменской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность проблемы. Производственный травматизм продолжает оставаться одной из самых острых социально-трудовых проблем, как следствие неудовлетворительного состояния условий и охраны труда. Самое страшное то, что на производстве продолжает иметь место потеря людей, поэтому актуальность темы исследований несомненна.
Состояние условий труда — важнейший социально-экономический показатель, характеризующий уровень научно-технических достижений и отношение государства к сохранению жизни и здоровья своих граждан, продолжает оставаться на низком уровне.
Это обусловлено тем, что любая производственная деятельность сопряжена с воздействием на работающих вредных и опасных производственных факторов. Отсюда обеспечение безопасных условий трудаодна из основополагающих целей, к которой должно стремится государство и общество. Охрану труда, как систему мероприятий, необходимо рассматривать как средство достижения этой цели.
Прямым следствием неудовлетворительных условий труда и охраны труда на предприятиях стала профессиональная заболеваемость и производственный травматизм.
Состояние производственного травматизма со смертельным исходом продолжает оставаться высоким. Анализ материалов расследования несчастных случаев, поступающих в инспекцию труда, свидетельствует о том, что по-прежнему основное число работников, тяжело и смертельно травмированных (более одной трети), пострадало из-за неудовлетворительной организации производства работ. Каждый третий, погибший на производстве, пострадал в результате наезда транспортных средств, каждый четвертый — в результате нарушения правил дорожного движения. Свыше 20% несчастных случаев произошло в результате эксплуатации неисправных машин, механизмов, оборудования и несовершенства технологических процессов, каждый десятый погибший работник на производстве пострадал в результате грубых нарушений трудовой и производственной дисциплины, причем каждый второй из них — в результате нахождения на работе в состоянии алкогольного опьянения.
Причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости носят сложный, комплексный характер и требуют проведения целенаправленной работы, в том числе выходящей за рамки собственно проблем управления охраной труда.
Цель работы. Разработка и совершенствование способов повышения безопасности условий труда работников предприятий нефтегазовой отрасли.
Задачи исследований:
— на основании изучения данных по охране труда работников предприятий нефтегазовой отрасли Тюменской области установить закономерности для отдельных показателей условий труда;
— разработать комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда в нефтегазовой отрасли;
— разработать методические указания по охране труда и аттестации рабочих мест.
Научная новизна.
1. Найдены эмпирические зависимости для оценки риска работников оказаться в неблагоприятных (К||бу), вредных и опасных (Квр.опас.) Для здоровья условий труда при работе в промышленных, строительных и транспортных предприятиях нефтегазовой отрасли юга Тюменской области.
2. Впервые разработана целевая программа по улучшению условий и охраны труда для предприятий нефтегазовой отрасли.
3. Впервые предложено использовать передвижную лабораторию по оценке качества и экспертизы условий труда для проведения комплексной аттестации рабочих мест в нефтегазовой отрасли.
Практическая значимость и реализация результатов работы.
1. Полученные эмпирические формулы по оценке риска позволяют анализировать динамику изменения состояния условий труда для работников промышленных, строительных и транспортных предприятий нефтегазовой отрасли Тюменской области, на основании которой определять минимальный размер средств, необходимых для поддержания положительной тенденции снижения риска работников трудиться в неблагоприятных, вредных и опасных для здоровья условиях.
2. Разработанная, на основании результатов данной работы, областная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда на период до 2005 года» позволила снизить производственный травматизм в 2003 году по предприятиям нефтегазовой отрасли юга Тюменской области на 15%.
3. Разработана методика исследований условий труда в организациях с использованием передвижной лаборатории.
4. Разработанные инженерные экспресс-методы и программно-технические средства позволяют оценивать эффективность профилактических мероприятий, направленных на уменьшения степени риска в организациях нефтегазовой отрасли.
Апробация работы.
Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на: Международной научно-технической конференции «Нефть и газ Западной Сибири», посвященная 40-летию ТюмГНГУ, 12−13 ноября 2003 года, г. ТюменьДесятой Международной научнопрактической конференции «Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири (СИБРЕСУРС-10−2004), Новосибирск, 25−26 сентября 2004" — Международной научной конференции «Проблемы с природопользования и экологическая ситуация Европейской России и сопредельных стран" — IV и V областных совещаниях по охране труда в Тюменской области (в 2002 и 2004 годах) — Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию Тюменской области и 10-летию Тобольского индустриального института, 4 октября 2004 г., г. Тобольск.
Основные научные положения, выносимые на защиту.
1. Эмпирические зависимости для оценки риска работников оказаться в неблагоприятных, а также во вредных и опасных для здоровья условиях при работе на промышленных, транспортных и строительных организациях юга Тюменской области.
2. Обоснованная автором методика комплексной системы управления охраной труда работников предприятий нефтегазовой отрасли.
3. Принципы снижения технологических рисков научно обоснованными техническими и организационными методами на основе объективных количественных критериев и адекватных методов профилактических мероприятий по сокращению травматизма и профессиональных заболеваний на производстве.
4. Научные основы и концептуальные организационно-технические решения в области создания эффективной системы контроля за качеством аттестации рабочих мест.
Личный вклад автора.
1. Обоснование цели и задач исследований, разработка и развитие методологии их решения, научно-методическое руководство основными исследованиями.
2. Подготовка данных и их анализ о состоянии условий труда работников предприятий нефтегазовой отрасли юга Тюменской области.
Получение эмпирических закономерностей с целью оценки риска для трудящихся работать в неблагоприятных, а также вредных и опасных условиях.
3. Обоснование методологии комплексных мероприятий по контролю аттестации рабочих мест.
4. Участие в разработке нормативно-правовых документов, направленных на снижение травматизма и профессиональных заболеваний в организациях нефтегазовой отрасли Тюменской области.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 4-х разделов, выводов и приложения. Работа содержит 158 стр. машинописного текста, в том числе 22 таблицы, 11 графиков и список литературы из 48 наименований.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Полученные эмпирические закономерности для оценки риска людей трудиться в неблагоприятных условиях, а также проведенный анализ других показателей условий труда /травматизма, занятости тяжелым физическим трудом, в обстановке, не соответствующей санитарно-гигиеническим нормам и др./ позволяет рационально распределять материальные ресурсы на улучшение отдельных условий труда на предприятиях нефтегазовой отрасли.
2. На основании найденных эмпирических зависимостей установлены тенденции к увеличению риска работников оказаться во вредных и опасных условиях труда для определенных групп предприятий /строительных, транспортных, промышленных/ юга Тюменской области.
3. Разработан комплекс мероприятий по улучшению условий труда в организациях нефтегазового комплекса.
4. Разработаны методические указания, содержащие основные положения по ужесточению требований условий и охраны труда аттестации рабочих мест.
5. Разработаны и апробированы нормативно-правовые документы по Методическим рекомендациям к системе сертификации работ по условиям охраны труда в организациях.
6. Разработано временное положение о передвижной лаборатории контроля качества и экспертизы условий труда.
Состояние производственного травматизма со смертельным исходом продолжает оставаться напряженным. Анализ материалов расследования несчастных случаев, поступивших в Федеральную инспекцию труда, свидетельствует о том, что по-прежнему основное число работников, тяжело и смертельно травмированных (более одной трети) пострадало из-за неудовлетворительной организации производства работ, каждый третий погибший на производстве пострадал в результате наезда транспортных средств, каждый четвертый — в результате нарушения правил дорожного движения. Свыше 20% несчастных случаев произошло в результате.
145 эксплуатации неисправных машин, механизмов, оборудования и несовершенства технологических процессов, каждый десятый погибший работник на производстве пострадал в результате грубых нарушений трудовой и производственной дисциплины, причем каждый второй из них — в результате нахождения на работе в состоянии алкогольного опьянения.
Причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости носят сложный, комплексный характер и требуют проведения целенаправленной работы, в т. ч. выходящей за рамки собственно проблем управления охраной труда.
В организациях с высоким уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости главными причинами являются:
— старение основных производственных фондов, износ которых в некоторых отраслях промышленности достигает 70% и более, заметное сокращение объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования;
— резкое сокращение разработок по созданию новой техники, новых технологий и технического обновления производств на этой основе;
— ухудшение контроля за технической безопасностью производств в результате разрушения отраслевой системы управления охраной труда на предприятиях;
— ослабление ответственности работодателей за состояние условий и охраны труда, недооценка ими экономического и социального значения мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
— ухудшение производственной и технологической дисциплины;
— сокращение специалистов по охране труда в период спада производства;
— отставание нормативно-правовой базы от реальной обстановки.
Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость продолжают оставаться одной из самых актуальных социально-экономических проблем.
В Тюменской области создана нормативно-правовая основа, активно ведется работа по обучению, по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, изучаются условия труда пострадавших перед наступлением страхового случая, но уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, а также количества работников, занятых в неблагоприятных условиях труда остаются высокими.
Условия труда во многих отраслях и организациях не полностью соответствуют нормативным требованиям, не исключена вероятность возникновения аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Наибольшее количество профессиональных заболеваний в Тюменской области зарегистрировано на предприятиях сельского хозяйства — 59, в здравоохранении — 13, в строительстве — 7.
Значительная часть профессиональных заболеваний приходится на вибрационную болезнь, бруцеллез, заболевание органов дыхания. Наибольшее количество заболеваний регистрируется в профессиях: тракторист, врач и средний медработник, животновод.
Среди отраслей неблагополучными в отношении травматизма остаются сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт. В 2001 году в сельском хозяйстве произошло 39%, в промышленности — 27%, в строительстве — 12%, на транспорте — 6% от всех несчастных случаев, произошедших в Тюменской области.
Проверки органами государственного управления, надзора и контроля показывают, что практически на всех предприятиях допускается эксплуатация объектов, оборудования, машин и механизмов, не в полной мере отвечающих требованиям безопасности и потенциально угрожающих жизни и здоровью работающих.
Что же необходимо нам сделать для решения стоящих проблем?
1. Объединить усилия органов государственного управления, государственного надзора и контроля, работодателей, профсоюзов, а также специалистов по охране труда по: обеспечению охраны и безопасности труда на каждом местенадлежащему санитарно-бытовому и лечебно-профилактическому обслуживаниюобучению безопасным методам и приемам работобеспечению работников средствами коллективной и индивидуальной защитысозданию и укреплению служб охраны труда.
2. Закончить формирование системы управления охраной труда (государство — субъект федерации — муниципальное образование — предприятия);
3. Рекомендовать работодателям, всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности разработать конкретные мероприятия по улучшению условий и безопасности труда на каждом рабочем месте и обеспечить их необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. Необходимо найти способы и методы психологического преодоления недооценки работодателями важности должности специалиста по охране труда. Принять меры по создании системы финансирования мероприятий по охране труда на всех условиях;
4. Профсоюзным организациям и другим представительным органам работников активизировать деятельность по осуществлению общественного контроля и работу по заключению договоров и соглашений обеспечивающих социальные гарантии трудящихся, включая гарантии по обеспечению безопасных условий труда.
5. Обеспечить проведение на предприятиях области аттестации рабочих мест по условиям труда и на ее основе провести сертификацию работ по охране труда.
6. Надо решительно искоренять формализм в обучении и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций. Не допускать формального вручения им удостоверений о прохождении обучения и проверки знаний по охране труда без глубокой и всесторонней проверки знаний по тематике проведенного обучения. Руководители и специалисты любого направления деятельности должны разбираться в вопросах, которые представляют опасность для работающих. Если Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда предусмотрено обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, то это должно быть прямой обязанностью каждого руководителя независимо от ранга, будь то мастер, прораб или руководитель организации.
7. Необходимо найти возможности ускорения разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по охране труда и доведения их до предприятий. Хотелось бы, чтобы в проведении этой работы участвовали все федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Например, можно ускорить принятие следующих нормативных правовых актов Российской Федерации:
— о порядке упрощенного проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
— о заявительном характере сертификации работ по охране труда;
— о порядке обучения по охране труда руководителей, специалистов, отдельных категорий застрахованных;
— о порядке проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации.
Реализация этих мер будет способствовать созданию здоровых и безопасных условий труда, снижению уровня производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, а также повышению правовой и социальной защищенности работников.
Таким образом, можно выразить уверенность в том, что скоординированные совместные действия органов государственного управления, государственного надзора и контроля, объединений работодателей, профсоюзов, специалистов по охране труда позволяют повысить уровень работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и ставят важнейшей целью на ближайшую перспективу преобразования в системе управления охраной труда. Она должна быть направлена на обеспечение нового уровня социальной защиты трудящихся, исходя из приоритета человеческих ценностей, социальных гарантий, в процессе подъема национального хозяйства на основе экономико-правовой ответственности всех субъектов отношений «государство-работник-работодатель».
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. М.: Инфра М, 1997. — С. 80.
- Трудовой кодекс Российской Федерации. Екатеринбург: Уральское юридическое издательство, 2002. — С. 160.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.199 № 181-ФЗ.
- Федеральный закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 .
- Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 № 125-ФЗ.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 163-Ф3.
- Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21.12.94 №б9-ФЗ.
- Федеральный закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ,
- Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре, утвержденного постановление Правительства РФ отОЗ. 12.2001 № 841.
- О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охраны труда, утвержденного постановлением Правительства от 09.09.19 999 № 1035.
- Положение о государственной санитарно-эпидемилогической службе Российской Федерации. Положение о государственном санитарно-эпидемилогическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства от24.07.2000 № 554.
- О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности, утвержденного Указом Президента РФ от 09.11.2001 № 1309.
- О Федеральной инспекции труда, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 № 78.
- Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244.
- Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 967.
- Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.1999 № 975 с изменениями и дополнениями (постановление Правительства РФ от 26.12.2001 № 907).
- Куликов В. П. Состояние травматизма в организациях агропромышленного комплекса Тюменской области / Куликов В. П., Шантарин В.Д.
- Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (постановление Минтруда России от 08.02.2000 № 14).
- Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда.
- Правила обеспечения работников специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (постановление Минтруда России от 18.12.98 № 51).
- ГОСТ 12.0.004−90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
- Безопасность жизнедеятельности и промышленная безопасность. Учебное пособие. «Нефтегазовый университет», Тюмень, 2002 г.
- Тюменский областной комитет государственной статистики «Условия труда работников в организациях Тюменской области в 1996—2001 гг.». Тюмень, 2002 г.
- Тюменский областной комитет государственной статистики «Производственный травматизм в организациях Тюменской области в 19 962 001 гг.» Тюмень, 2002 г.
- Сборник материалов по охране труда, т. 1−3 / Маханова Е. В., Семенов A.B., Куликов В. П. и др. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2003.- 599 с.
- Типовое положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений организаций, утвержденное постановлением Минтруда России от 12.10.94.
- Положение о порядке проведении аттестации рабочих мест по условиям труда постановление Минтруда и социального развития Российской Федерации от 14.03.97 № 12.
- Крючек H.A. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. / Крючек H.A., Латчук В. Н., Миронов С.К./ — М.: Издательство НЦЭНАС, 2001 г.
- Справочник специалиста по охране труда по состоянию на 1.10.2002 г.
- Сборник нормативно-правовых документов по охране труда. Тюмень «Тюменский издательский дом», 1999 г.