Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методические основы управления конкурентоспособностью промышленного предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная имитационная модель оценки конкурентоспособности предприятия позволяет дать количественную оценку механизма влияния внутренних и внешних факторов позиции хозяйствующего субъекта. Состав учтенных в модели факторов и ее структура могут быть подвергнуты корректировке в ходе совершенствования модели, ее универсальный характер позволяет варьировать номенклатуру оцениваемых параметров… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    • 1. 1. Теоретические и методические основы стратегического управления предприятием
    • 1. 2. Понятие, сущность и место конкуренции в системе экономических отношений
    • 1. 3. Взаимосвязи принципов стратегического управления и конкурентных стратегий промышленного предприятия
    • 1. -4. Классификация конкурентных стратегий
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
  • ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 2. 1. Конкурентоспособность предприятия как основная рыночная категория
    • 2. 2. Критерии и показатели конкурентоспособности промышленного предприятия
    • 2. 3. Методические подходы к оценке конкурентоспособности промышленного предприятия
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО 104 ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 3. 1. Методические основы моделирования конкурентоспособности промышленного предприятия
    • 3. 2. Комплексная оценка конкурентоспособности промышленного предприятия на основе имитационного 122 моделирования
  • Методические рекомендации по обоснованию стратегических управленческих решений, обеспечивающих 147 повышение конкурентоспособности предприятия

Методические основы управления конкурентоспособностью промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Величие страны определяется не только размером ее территории, богатством природных ресурсов, мощью армии, но и конкурентоспособностью производимых товаров и услуг. Эти категории являются фундаментом качества жизни — меры достоинства нации.

Конкурентоспособность товаров и услуг — ключевой фактор качества жизни. По мнению комиссии ЮНЕСКО по народонаселению и качеству жизни [46], понятие «качество жизни» включает в себя следующие компоненты:

1) здоровье;

2) образование;

3) рациональное адекватное питание;

4) стабильную, экологически чистую окружающую среду, включая жилище;

5) безопасность;

6) здравоохранение;

7) участие в жизни общества, создание необходимых услуг для развития общества;

8) справедливость;

9) равенство мужчин и женщин.

Выполнение первых семи условий непосредственно зависит от конкурентоспособности товаров и услуг.

К сожалению, до 90-х гг. действовавшая в стране административно-командная система не ориентировала предприятия сферы производства товаров и услуг на повышение конкурентоспособности их продукции. Проблема конкурентоспособности как практическая задача стояла только перед предприятиями, ориентированными на экспорт и внешнеторговые операции. Поэтому не случайно первая отечественная монография по конкурентоспособности продукции, выпущенная в 1985 году, была посвящена анализу конкурентоспособности товаров на внешнем рынке.

Принятый в России Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности"1 предоставил предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, экономическую самостоятельность для осуществления экономической деятельности, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В связи с этим резко возросло значение финансовой устойчивости и платежеспособности субъектов хозяйствования, их конкурентоспособности.

Усилению конкурентного соперничества на внутреннем российском рынке способствовало появление на нем значительного числа зарубежных товаропроизводителей, традиционно занимающих передовые позиции в мировой табели о рангах. Кроме того, представившаяся российскому потребителю возможность сопоставлять отечественные и импортные товары объективно свидетельствует о слабости конкурентных позиций российских предприятий. Таким образом, ключевой проблемой современной экономической теории и практики является управление конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов. В связи с чем не вызывает сомнений актуальность вопросов, связанных с выработкой стратегических управленческих решений, основанных на оценке конкурентоспособности предприятия и направленных на поиск путей ее повышения.

Инструментарием для решения стратегических задач повышения конкурентоспособности может служить комплексный подход по разработке и построению модели оценки конкурентоспособности промышленного предприятия.

Исследованию проблемы конкурентоспособности посвящены труды многих ученых. Среди зарубежных специалистов заслуженным авторитетом пользуются такие авторы как М. Портер, И. Ансофф, Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен, П. Друкер, Дж. Стиглер, Дж. Хикс, П. Самуэльсон, К. Эрроу. Среди отечественных исследователей наиболее заметен вклад Г. Л. Азоева, А. Ю. Юданова, Н. К. Моисеевой, И. А. Спиридонова, Р. А. Фатхутдинова М.И. Круглова, М. И. Кныша, С. Г. Светунькова, И. М. Лифица, И.П. Че-пурного и многих других.

Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990 г. N 445−1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР.1990. N 30. Ст. 418.

Не смотря на значительное число публикаций по данной проблеме, их анализ позволяет утверждать, что в виду сложности и многогранности категории конкурентоспособности не все аспекты исследованы и разработаны в должной мере, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования, а также послужило основой для формулирования его цели.

Цель диссертации состоит в обосновании и разработке методических подходов к управлению конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе построения имитационной модели оценки его конкурентоспособности.

Реализация поставленной в диссертационном исследовании цели обеспечивается за счет решения следующих задач: исследование теоретических и методических подходов к стратегическому управлению предприятием с учетом комплексного воздействия внутренних факторов и влияния внешней рыночной средыисследование взаимосвязи стратегических подходов к управлению рыночным поведением хозяйствующего субъекта и его конкурентными позициямивыявление и группировка основных факторов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности предприятияисследование методических подходов к формированию системы показателей для комплексной оценки конкурентоспособности предприятияразработка имитационной модели для оценки конкурентоспособности промышленного предприятияразработка методических рекомендаций по формированию конкурентной стратегии рыночного поведения промышленного предприятия. Предметом диссертационного исследования являются теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности промышленного предприятия, обеспечивающие обоснования стратегических управленческих решений усиливающих конкурентные позиции хозяйствующего субъекта.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме. Методологическую базу исследования составляют материалистический подход, методы системного, статистического, экономикоматематического, логического, структурного анализа, метод экспертных оценок.

Информационную основу диссертационной работы составили статистические данные: о развитии экономической ситуации в стране и на международных рынкахплановые и отчетные данные о деятельности конкретных предприятийаналитические материалы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, консалтинговых организаций.

В ходе выполнения диссертационного исследования получены следующие результаты, характеризующиеся научной новизной: обосновано в качестве стратегической цели функционирования хозяйствующего субъекта обеспечение конкурентоспособности предприятиясистематизирована классификация конкурентных стратегий рыночного поведения предприятияобоснованы критерии оценки конкурентоспособности промышленного предприятия и предложена система показателей, характеризующих ее уровеньразработана имитационная модель для комплексной оценки конкурентоспособности промышленного предприятияразработаны рекомендации по обоснованию стратегических управленческих решений обеспечивающих повышение конкурентоспособности промышленных предприятий.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования обусловлена вкладом автора работы в развитие недостаточно изученных в отечественной науке теоретических и методических проблем управления конкурентоспособностью промышленного предприятия.

Практическое значение разработанных автором методических положений и рекомендаций по оценке уровня конкурентоспособности промышленных предприятий, обоснованию стратегических управленческих решений состоит в возможности их использования при формировании стратегии рыночного поведения хозяйствующих субъектов.

Основные положения диссертации изложены в докладах и выступлениях на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях:

1. Межрегиональная научная конференция «Экономика и управление: в поиске нового» 27−28 февраля 2001 года г. Владимир — «Проблемы оценки конкурентоспособности предприятия».

2. Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационное развитие регионов: механизмы формирования технологической политики» 5−6 декабря 2001 года г. Пенза — «Инновация как фактор обеспечения конкурентоспособности».

3. Международная научная конференция «Региональная экономика: теория, практика, проблемы» 26−27 февраля 2002 года г. Владимир — «Методические основы исследования конкурентоспособности предприятия».

4. 4-я Международная научно-практическая конференция «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» 21−23 мая 2002 года г. Санкт-Петербург — «Методические подходы к моделированию конкурентоспособности предприятия».

5. Всероссийская научно-практическая конференция «Повышение конкурентоспособности предприятий и организаций» январь 2003 года г. Пенза — «Взаимосвязи принципов стратегического управления и управления конкурентоспособностью предприятия».

6. Международная научная конференция «Проблемы развития территориальных социально-экономических подсистем» 25−26 февраля 2003 года г. Владимир — «Оптимизация доли рынка как фактор обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия». Теоретические и методические положения диссертационной работы используются в процессе преподавания дисциплин: «Менеджмент», «Стратегический маркетинг» во Владимирском государственном университете.

Отдельные положения диссертации в части методических положений и рекомендаций по оценке конкурентоспособности и разработке стратегических планов развития приняты к реализации на промышленных предприятиях ОАО «ТЕКМАШ» (г. Вязники), ОАО «ОСВАР» (г. Вязники), ООО «Завод «Автоприбор» (г. Владимир).

Основные положения диссертационного исследования получили свое отражение в 7-ми публикациях общим объемом 4,1 п.л.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях успешная коммерческая деятельность предприятия неразрывно связана с формированием долгосрочной стратегии его рыночного поведения, на основе которой обеспечивается приспособление хозяйствующего субъекта к изменяющимся условиям внешней среды его формирования.

Конкуренция представляет собой один из важнейших регуляторов, регламентирующих условия функционирования предприятий, характер и способы адаптации хозяйствующих субъектов к конкретной рыночной ситуациив качестве базового принципа стратегического управления промышленным предприятием выступает обеспечение его конкурентоспособности, что позволяет данному субъекту рынка добиваться превосходства по сравнению с другими товаропроизводителями.

Разработка конкурентной стратегии предприятия заключается в создании выгодной рыночной позиции, базирующейся на совокупности уникальных конкурентных преимуществ, постоянно возобновляемых хозяйствующим субъектом, что обеспечивает поддержание конкурентоспособности предприятия.

Достижение высокой конкурентоспособности товаропроизводителей производственных отраслей России должно стать приоритетом экономической политики страны, так как их успешное функционирование является необходимым условием национальной безопасности, включая оборонный и экономический аспекты, повышения жизненного уровня населения страны, насыщения внутреннего рынка и обеспечения успешного интегрирования Российской Федерации в мировой экономический процесс.

Конкуренция выступает в качестве одного из важнейших регуляторов экономического развития, регламентирующего условия функционирования хозяйствующих субъектов, определяющего характер и способы адаптации предприятий к конкретной рыночной ситуации.

Конкурентоспособность, как обобщенная экономическая категория, присуща только двум элементам экономической системы — объекту и хозяйствующему субъекту — в условиях свободного рынкаконкурентоспособность промышленного предприятия выражается, как совокупность возможностей хозяйствующего субъекта формировать и поддерживать отличительные конкурентные преимущества, позволяющие наиболее эффективно удовлетворять реальные и потенциальные возможности целевых рынков.

Конкурентоспособность предприятия, с одной стороны, обусловлена конкурентоспособностью производимой продукции, а с другой — формирует конкурентные преимущества отраслей и национального хозяйства в целом.

Оценка конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную задачу, для решения которой следует использовать систему критериев. В укрупненном виде основными оценочными критериями выступают: конкурентоспособность производимой предприятием продукции и конкурентоспособность рыночного субъекта.

В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности предприятия. Анализ существующих методических подходов позволяет утверждать, что формализованная количественная оценка уровня конкурентоспособности должна базироваться на комбинации различных подходов с учетом характера влияния отдельных составляющих комплексной оценки.

Повышение конкурентоспособности обеспечивается на основе выбора наиболее эффективных управленческих решений на базе аналитических моделей взаимосвязи факторов конкурентоспособности и показателей уровня управления предприятием.

Разработанная имитационная модель оценки конкурентоспособности предприятия позволяет дать количественную оценку механизма влияния внутренних и внешних факторов позиции хозяйствующего субъекта. Состав учтенных в модели факторов и ее структура могут быть подвергнуты корректировке в ходе совершенствования модели, ее универсальный характер позволяет варьировать номенклатуру оцениваемых параметров, исходя из информационных возможностей, уровня квалификации привлекаемых экспертов, степени специализации производства.

Количественная оценка факторов внутренних конкурентных преимуществ хозяйствующего субъекта базируется на совокупности следующих параметров: конкурентоспособность изделия, финансовое состояние предприятия, эффективность маркетинговой деятельности, рентабельность продаж, имидж предприятия, эффективность менеджмента.

Предложенная модель позволяет оценить не только внутренние возможности предприятия, но и действительную реакцию рынка на предполагаемый сценарий поведения хозяйствующего субъекта в конкретной ситуации. Наиболее характерными гипотезами развития рынка являются его рост, стабильность либо сворачивание, что в предлагаемой модели интерпретируется как изменение основополагающей характеристики — диаметра сферы.

Использование данной модели в практических целях обеспечивает снижение рисков управленческих решений и может служить основой для оценки их эффективности. Предложенная методика приемлема для обоснования решений относительно управления текущей деятельностью предприятия, а также может служить аргументом, подтверждающим целесообразность инвестиционных решений. Таким образом, формируется методологическая основа для разработки приемлемого сценария рыночного поведения предприятия в будущем.

Разработанная в диссертации матрица выбора стратегических решений позволяет наглядно сопоставить конкурентные позиции соперничающих на рынке предприятий и служит методической основой для разработки рекомендаций по обоснованию стратегических управленческих решений, обеспечивающих повышение конкурентоспособности промышленного предприятия.

Выполненные в диссертации расчеты и апробация основных методических положений на ряде промышленных предприятий Владимирской области, свидетельствует о практической применимости полученных научных результатов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Менеджмент: Учебник. СПб.: Издательство «Союз», 2002. -463с. — (Серия «Высшая школа).
  2. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208с.: ил.
  3. Академия рынка: маркетинг. Пер. с фр. / А. Дайан, Ф. Букерель, Л. Ланкар и др.- Науч. ред. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993.
  4. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: «Финансы и статистика», 1999.-248с.
  5. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519с.
  6. Г. Л., Новиков О. А. Маркетинг средств производства: основы планирования организации и экономики: Учеб. пособие. Л., 1991.
  7. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. — 260с. — (Серия «Высшее образование»).
  8. Е.В., Бережной В. И. Математические методы моделирования экономических систем: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. -368с.: ил.
  9. В. Маркетинг в определениях и примерах. СПб.: Изд-во «Два Три», 1993.
  10. А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2002. — 895с.
  11. УЬ.Ващекин Н. П. Маркетинг. М.: МГУК, 1999.
  12. Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб и доп. -М.: ИНФРА-М, 2003.- 283с. — (Серия «Высшее образование»).
  13. В.Р. Основы менеджмента. М.: «ГНОМ-пресс» при сод. Т.Д. «Элит-2000», 1999. — 440с.
  14. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2002. — 296с.
  15. П.Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.-480с.
  16. А. Черчиль Маркетинговые исследования. СПб: Питер, 2001. -752с.: ил. — (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  17. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. -М.: Финпресс, 1998.
  18. Е.П. Определение методов сбора маркетинговых данных // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 1. — С. 3−27.2.Голубков Е. П. Основы маркетинга. -М.: Финпресс, 1998.
  19. В.Я., Купряков Е. М. Экономика предприятия. М.: Издательское объединение «Юнити», 1996. 367с.
  20. И.П. Проблемы конкурентоспособности продукции электротехнической промышленности. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 1997.
  21. А.В. Диагностика и моделирование среды фирмы. СПб.: Изд-во СПбГУ — ЭФ, 1999. — 300с.
  22. ЪЪ.Завъялов П. Конкурентоспособность и маркетинг // РЭЖ. 1995. — № 12. -С. 50−56.
  23. ЪЬ.Иловайский И. А., Король В. А. Маркетинг в перевозках грузов. МПС РФ- ВНИИЖТ. -М.: Транспорт, 1995.
  24. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью / Под ред. проф. С. Г. Светунькова // Сайт в Интернете.
  25. И. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. под. ред. проф. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 239с.
  26. Классика маркетинга / Составители Энис Б. М., Кокс К. Т., Моква М. П. -СПб: Питер, 2001. 752с. — (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  27. М.И. Конкурентные стратегии: Учеб. пособие. СПб., 2000. — 284с.41 .Корсунская М. П. Качество жизни // Стандарты и качество. 1999. № 3. 1. С. 30−31.
  28. Аб.Лифиц ИМ. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт-М, 2001. — 224с.
  29. В.И. Эффективность механизма управления конкурентоспособностью продукции машиностроительного производства (на материалах систем электрооборудования в автомобилестроении). Автореферат дис.. канд. экон. наук. Самара, 1997.
  30. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга СПб: Питер, 2000. — 320с.: ил. — (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  31. К.Р., Ерю C.JI. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Таллинн, 1995.
  32. Маркетинг / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюбов, С. А. Красильников и др. / Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи. — ЮНИТИ, 1995. — 683с.
  33. Маркетинг / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн / под общ. ред. Г. Л. Ба-гиева, М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999. — 703с.
  34. В.Д., Кузнецова С. А. Разработка стратегии развития предприятия требование времени // ЭКО. -№ 11.- 1998. — С. 13.
  35. А.А. Маркетинг: Учеб. пособие / Владим. гос. ун-т. Владимир, 1997.- 156с.
  36. А.А., Бондарев А. А. Оценка эффективности маркетинговой деятельности как инструмент стратегического управления предприятием / Научно-методический журнал «Вестник Ассоциации «Русская оценка»», 2002-№ 2-С. 86−113.
  37. А. Принципы политической науки. М., 1993. — Т.2.
  38. А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга М.: Юристъ, 2002.-378с.5 7. Методика анализа финансового состояния заемщика ЗАО КБ «Менатеп-СПб» версия 1.0 от 29.11.1999 год, Москва, исполнители: Гребенщиков И. В., Кез С. В. 42с.
  39. Методические рекомендации по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Утверждены распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.94 г. № 31-р.
  40. O.K., Тамаров М. Н. Управление предприятием (организацией) на основе оценки и учета факторов внешней среды. Ярославль: Изд-во «Александр Рутман», 2001. 345с.
  41. Н.Н., Краев В. Н. Прогнозирование факторов конкурентоспособности станков: Моногр. / Владим. гос. ун-т- Владимир, 2001. 100с.
  42. Политическая экономия: Учебник для вузов / Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. и др. М.: Политиздат, 1988. — 735с.
  43. Е.В. Продвижение товаров и услуг. М.: Финансы и статистика, 1999.-319с.
  44. Е.В. Теория маркетинга. Екатеринбург, 1998.
  45. Е.В., Попова Л. Н. Искусство маркетинга — Екатеринбург: Терминал Плюс, 1997.
  46. Е.Б. Конкуренция. Психология победы в бизнесе и жизни. СПб.: Питер, 2002. — 256с.: ил. — (Серия «Бизнес-психология»).
  47. М. Конкуренция.: Пер. с англ.: Учеб. пос. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 495с.
  48. М. Международная конкуренция / Пер. с англ., под ред. В. Д. Щетинина. -М.: Международные отношения, 1993.
  49. X., Томпсон М. Энергия торговой марки / Пер. с англ. под ред. И. В. Крылова. СПб: Питер, 2001. — 288с.: ил.
  50. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 2004 годы) Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 г. № 910-р.
  51. Реформирование предприятий. Методика и опыт. Библиотека ЗАО «РОЭЛ Консалтинг» М.: «Издательство ПРИОР», 1998. — 320с.
  52. Реформирование предприятий. Методика и опыт. Библиотека ЗАО «РОЭЛ Консалтинг» М.: «Издательство ПРИОР», 1999. — 320с.
  53. JI.H., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 1. — С. 63−77.
  54. . Б. и др. Статистические модели в экономическом анализе, планировании и управлении непрерывными производствами / Б. Б. Розин, В. М. Соколов, М. А. Ягольницер. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991. 225с.
  55. Г. И. Основы рыночной экономики: Учебн. пособие для вузов. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. 423с.
  56. Сайт МГТУ www.mstu.ru. Ахмадов М. М. (кафедра экономики и управления, МГТУ). Конкурентоспособность фирмы: содержание категорий.
  57. Сан- Чжун Ли. Российская автомобильная промышленность: конкурентоспособность и привлечение иностранного капитала // Вопросы экономики. 2000. — № 2.
  58. С.Г., Литвинов А. А. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2000. — 256с.
  59. А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России // Экономист. 1996. — № 2. — С. 9−25.
  60. В.И., Вольдер Б. С. Конкурентоспособность и внешнеэкономическая деятельность предприятий // Стандарты и качество. 1993. — № 10. -С. 45−50.
  61. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соц-экгиз, 1962. С. 423.
  62. В.Н. Развитие экономических форм и методов управления сферой сервиса в условиях становления рыночных отношений. Автореферат дисс.. докт. экон. наук. СПб., 1997.
  63. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.-170с.
  64. Статистическое моделирование и прогнозирование: Учеб. пособие / Г. М. Гамбаров, Н. М. Журавель, Ю. Г. Королев и др./ Под ред. A.M. Грамберга.- М.: Финансы и статистика, 1990. 383с.
  65. ВВ., Песоцкая Е. В. Маркетинг в системе предпринимательства. -СПб.: Геликон Плюс, 2000. 520с.
  66. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1998.
  67. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под. ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1988.
  68. К.Ю. Конкурентное право. М.: Юридическая фирма «Контракт», «Инфра-М», 2000. — 126с.
  69. Н.Н. Стратегическое управление предприятием на основе самоорганизации // Аудит и финансовый анализ. 1998. — № 1. — С. 209 — 252.
  70. Н.Н. Стратегическое управление: Учеб. пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2002. — 288с.
  71. Э.А. Стратегическое планирование. -М.: Экмос, 1999.9 В.Фасхиев X. Оценка конкурентоспособности новой техники // Маркетинг. -1998.-№ 6.-С. 25−35.
  72. Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник, 2-е изд., доп. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
  73. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управления М.: Инфра-М, 2000.
  74. Р.А. Производственный менеджмент. М.: Интел-синтез, 2000.
  75. Р.А. Разработка стратегического решения: Учебник для вузов, 3-е изд., доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
  76. Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. -640с.
  77. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов, 3-е изд., доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
  78. В.В., Эриашвили Н. Д. Экономико-математические методы и модели в маркетинге: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. В. Федосеева.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 159с.
  79. М.А., Уткин. ЭЛ. Оценка недвижимости и бизнеса. Учебник. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2000.-352с.
  80. Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге / Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. СПб: Питер, 2001. — 352с.: ил. — (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  81. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. и дополненное. — М.: Финансы и статистика, 1999.
  82. И.П. Конкурентоспособность продовольственных товаров: Учеб. пособие. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. 120с.
  83. С.Н. Развитие торговой марки (брэнда) как фактор повышения конкурентоспособности // Материалы межрег. науч. конференции «Экономика и управление: в поиске нового». Владимир, 2001.
  84. В.Е. Об управлении конкурентоспособностью продукции на предприятии Л.: Знание, 1990. — 32с.
  85. Шеремет АД.> Негашев Е. В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА М, 2000. — 208с.
  86. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1996. 176с.
  87. Шеремет АД, Суйц В. П. Аудит: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1995.-240с.
  88. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В. Я. Горфинкель, Е. М. Купряков и др. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 367с.
  89. ИД. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998.
  90. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 1998. — 384с.
Заполнить форму текущей работой