Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международные связи субъектов Северо-Кавказского региона Российской Федерации: 1991-2006 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Констатировано, что проведённая в 2000 году регионализация России по административно-территориальному принципу и создание федеральных округов существенно расширило возможности ускоренного социально-экономического развития территорий российских регионов и входящих в их состав субъектов РФ. Отмечено также, что внесение в российское законодательство изменений, касающихся правового регулирования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. 1. Историко-политический фон становления современной модели
  • Северо-Кавказского региона
    • 1. 2. Политико-правовые основы осуществления международной деятельности субъектов Северо-Кавказского региона
    • 1. 3. Роль и значение международного сотрудничества северокавказских субъектов в повышении их социально-экономического состояния и укреплении общих позиций региона в Российской Федерации
  • ГЛАВА II.
  • ВНЕШНИЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Региональные особенности формирования и осуществления внешних связей и их влияние на всестороннее развитие субъектов
  • Северо-Кавказского региона
    • 2. 2. Практика международного сотрудничества субъектов СевероКавказского региона в гуманитарной сфере
    • 2. 3. Состояние внешнеэкономической деятельности субъектов СевероКавказского региона
    • 3. 1. Состояние и формы международных гуманитарных связей
    • 3. 2. Внешнеэкономическая деятельность Республики Северная Осетия
  • ГЛАВА III.
  • ГУМАНИТАРНЫЕ И ВНЕШЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ — АЛАНИЯ Республики Северная Осетия — Алания
  • Алания и резервы её укрепления

Международные связи субъектов Северо-Кавказского региона Российской Федерации: 1991-2006 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена возрастающим влиянием международного сотрудничества регионов Российской Федерации в различных сферах на социально-политическое и экономическое развитие самих регионов и России в целом.

Северо-Кавказский регион РФ, включающий в себя Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края, Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Северную Осетию — Аланию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкессию и Чеченскую Республику, в силу своего геополитического положения является важным структурным звеном международных отношений современной России. Уже сегодня отчётливо проявляются признаки роста экономики открытого типа, сокращения удельного веса участия федерального центра в международной деятельности Северо-Кавказского региона РФ и заметного влияния этой деятельности на улучшение его экономического состояния.

Принципиально важно отметить асимметрию в уровнях социально-экономического развития субъектов Северо-Кавказского региона. Это свидетельствует о наличии, во-первых, некоторых специфических, свойственных отдельным субъектам, факторов, способных в большей или меньшей мере влиять на продуктивность внешних связей, осуществляемых этими субъектами, а во-вторых, — политических и экономических факторов, являющихся универсальными для всех регионов России, которые обеспечивают субъектам региона различную степень эффективности осуществляемой ими международной деятельности.

Приоритетное значение для Северо-Кавказского региона РФ, в частности, и для всей России в целом, имеет сотрудничество с независимыми государствами постсоветского пространства. С этой точки зрения выход субъектов Северо-Кавказского региона РФ к государствам Закавказья и Черноморско-Каспийского бассейна создаёт благоприятные условия для укрепления стратегических позиций России на Черном, Азовском и Каспийском морях. В том же контексте следует отметить и существование в данном регионе достаточно развитой инфраструктуры для транзита через его территорию международных транспортных потоков, включающей железнодорожные и автомобильные магистрали, морские и речные порты, а также аэропорты федерального и международного уровня. Кроме того, на территории региона проложены ветки нескольких трубопроводов, имеющих для России стратегическое значение, с целью транзита сырой нефти и газа от месторождений Центральной Азии и Закавказья через Россию в европейские страны. В этой связи Северо-Кавказский регион РФ представляет собой уникальный транспортный коридор, соединяющий Европу и Азию.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена также следующим: во-первых, необходимостью более тщательного изучения влияния исторических, политических и национальных особенностей развития отдельных регионов на эффективность осуществляемых ими внешних связейво-вторых, недостаточным учётом в процессе исследований эффективности социально-политического и экономического развития регионовв-третьих, отсутствием комплексного исследования различных сторон международной деятельности отдельных регионов и субъектов Российской Федерации. В диссертации основной исследовательский акцент сделан на выявлении и анализе особенностей формирования международных связей субъектов Северо-Кавказского региона РФ с выделением исследования внешних связей Республики Северная Осетия — Алания.

В связи с этим, диссертационное исследование позволяет восполнить существующие пробелы в научной литературе относительно комплексного изучения внешнеполитических и внешнеэкономических взаимодействий на региональном уровне и на уровне отдельных субъектов РФ, а также может иметь прикладное значение в деле планирования внешнеэкономической деятельности.

Объектом диссертационного исследования являются основные направления международных связей субъектов Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Предметом исследования выступают пути, методы и формы взаимосвязей, влияющие на процессы формирования, укрепления и развития международных контактов субъектов Северо-Кавказского региона РФ.

Цель и задачи исследования

Цель данного исследования состоит в изучении характера и особенностей международных связей, а также анализа их роли в социально-политическом и экономическом развитии субъектов Северо-Кавказского региона РФ.

Цель исследования обусловила постановку следующих задач: -выявить значение международного сотрудничества субъектов РФ для социально-политического и экономического развития самих субъектов и государства в целом;

— изучить законодательные основы, регулирующие международную деятельность субъектов Северо-Кавказского региона;

— охарактеризовать факторы, способствующие расширению и укреплению международных связей субъектов Северо-Кавказского региона;

— исследовать особенности и основные направления международного сотрудничества субъектов Северо-Кавказского региона;

— проанализировать состояние и результаты гуманитарных и внешнеэкономических связей Республики Северная Осетия — Алания.

Хронологические рамки исследования. Диссертация охватывает период с 1991 по 2006 гг. С распадом СССР и образованием независимых государств, в Российской Федерации произошли системные социально-экономические изменения, потребовавшие новых принципов в формировании политики государства в различных областях, в том числе и в сфере осуществления международной деятельности. Тщательное изучение инструментов реализации политики новой России в налаживании международных связей и важность анализа особенностей формирования международных связей ее регионами явились решающими аргументами при определении хронологических рамок нашего диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Научные труды по общетеоретическим вопросам международного сотрудничества РФ в отечественной историографии представлены довольно широко, однако, в исследованиях региональных аспектов данной проблемы, касающейся различных сторон международного сотрудничества российских регионов и учитывающей их специфику и особенности развития, существуют определенные пробелы. Необходимость их восполнения была не последним аргументом при выборе темы диссертационного исследования.

Историография. При написании диссертации были привлечены многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов, специализирующихся на исследовании международных отношений.

К числу исследований в области теории и истории международных отношений, которые были использованы при написании данной диссертации, можно отнести работы таких авторов, как Е. П. Бажанов, А. Д. Богатуров, Р. Кеохейн, П. А. Цыганков и др.1.

Большой спектр работ, посвященных проблемам федеративных отношений, представлен такими авторами, как Л. М. Дробижева, В. НЛысенко, Н. И. Михалёва, Л. И. Полищук, С. С. Митрохин, А. М. Салмин, Г. К. Садриев и др. Здесь необходимо выделить работу В. Н. Лысенко, в которой были раскрыты этапы формирования российского федерализма, пути.

1 Бажанов Е. П. Актуальные проблемы международных отношений. Избранные труды в 3 томах. — М., 2001; Системная история международных отношений в четырех томах. 1918;2003. События и документы / Под ред. А. Д. Богатурова. Том III, — M., 2003; Кеохейн P.O. Международные отношения: вчера и сегодня // Политическая наука: новые направления. — М., 1999; Моргентау Г. Международная политика // Антология мировой политической мысли. — M., 1997. T.2- Цыганков П. А. Теория международных отношений. — M.: Гардарики, 2006; Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. — М., 1999.

2 Лысенко В. Н. Разделение властей и опыт Российской Федерации. // Асимметричность федерации / под ред. В А. Захарова — M., 1997; Шутов А. Д. На руинах великой державы. — М., 2004.

3 Лысенко В. Н. Развитие федеративных отношений в современной России. — М., 1996. решения этнических вопросов в рамках Федерации. Достаточно глубокими исследованиями развития федеративных отношений в Российской Федерации являются работы Р. Г. Абдулатипова, О. Г. Гончаренко, В. А. Михайлова, А. А. Чичановского, Н. П. Медведева, В. А. Тишкова, И. А. Умновой, А.Ф.Федорова4.

Среди исследований зарубежных авторов, посвященных изучению федеративного устройства, следует отметить труды Ж. Кенвери, В. Рикера и др.'.

Региональным аспектам международного сотрудничества, включающим научный анализ направлений международных взаимодействий на региональном уровне и исследования особенностей формирования и реализации внешних связей субъектами РФ, посвящены работы Л. Ф. Болтенковой, И. М. Бусыгиной, М. В. Столярова и др.6.

Проблемам организации и регулирования внешнеэкономической деятельности регионов и анализу различных моделей экономического взаимодействия, используемых отдельными субъектами РФ, были.

4 Абдулатипов Р. Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. — М., 1996; Абдулатипов Р. Г., Михайлов В. А., Чичановский А. А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. — М., 1997; Гончаренко О. Г. Российский федерализм и зарубежный опыт. — М., 2002; Медведев Н. П. Федеративный договор и основы государственного устройства России // Российский федерализм: от федеративного договора до наших дней: к десятилетию Федеративного договора / Под ред. Р. Г. Абдулатипова. — M., 2002; Тишков В. А. Федерализм и этнический фактор на Северном Кавказе. Общая оценка ситуации и природы конфликтов. — М., 1999; Умнова И. А Конституционные основы современного российского федерализма. — M., 1998; Федоров А. Ф. Российский федерализм. Исторический опыт и современность. — М., 2000.

5 Riker W. Н. Federalism: Origin, Operation and Significance. — Boston, 1989; Simeon R., Swinton K. Introduction Rethinking Federalism in a Changing World // Rethinking Federalism: Citizens, Markets and Government in a Changing World. — Vancouver, 1995.

6 Барабанов O.H. Внутригосударственные регионы как акторы в международных отношениях: зарубежные тенденции и положение субъектов РФ // Общество, политика, наука: новые перспективы. — М., 2000; Бусыгина И. М. Концептуальные основы европейского регионализма // Федерализм и региональные отношения. — M., 1999; Бусыгина И. М. Российские регионы в международном сотрудничестве // Современные международные отношения и мировая политика. / Под ред. Торкунова — М.: Просвещение, 2005; Гельман В. Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // Полис. -М., 1998. № 1- Рыжкин Э. Развитие международного сотрудничества регионов // Вестник РАМИ. — М., 2001. № 1- Столяров M.B. Международная роль и внешнеэкономические связи субъектов/регионов федерации: интересы, права, возможности // Федерализм и региональные отношения. — М., 1998; Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика. — M., 2006. посвящены работы О. Н. Бабуриной, Л. Б. Вардомского, В. И. Бутова, В. Г. Игнатова, В. В. Покровской и др.7 о.

В некоторых трудах, материалы которых также были использованы в настоящей диссертации, анализировались политическая ситуация на Юге России и влияние международных связей субъектов ЮФО РФ на общее улучшение социально-политического климата в этой стратегически важной части государства. Здесь правомерным будет выделить исследование Ю.А.Натхо9, в котором автором был представлен анализ политической ситуации на Юге России, а также освещена международная деятельность Северо-Кавказского региона на примере Республики Адыгея.

Некоторые вопросы истории, экономики, культуры и взаимодействия с диаспорами были представлены в трудах А. С. Дзасохова, В. Н. Лысенко,.

A.С.Кантемирова, Л. Л. Супрунова, Ю. С. Давыдова, М. А. Аствацатурова,.

B.Л.Бунчук10 и других авторов. Здесь необходимо выделить работу В. Л. Бунчук, в которой автор достаточно полно проанализировал роль международного сотрудничества субъектов РФ в гуманитарной сфере.

Существует целый ряд исследований, посвященных геополитической проблематике, которые явились полезным материалом при написании.

7 Бабурина О. Н. Проблемы развития и рационализации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского экономического района (на примере РСО-Алания): Дисс. к.э.н., Владикавказ, 2000; Вардомский Л. Б. Открытие российской экономики: региональное измерение. М., 2003; Игнатов В. Г., Бутов В. И.: Южная Россия и ее регионы. Ростов-на-Дону, 2006; Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебник. — М., 1999; Климовец О. В. Развитие региональных хозяйственных связей в организации Черноморского экономического сотрудничества. Дисс. к.э.н., М., 2003; Проблемы развития международных экономических взаимосвязей: Сборник научных трудов./ Под ред. Л.М. Цаллаговой- - Владикавказ, — 2003. Вып. 2. Мировая экономика: проблемы и тенденции: Сборник статей./ Отв. ред. Деза Г. Н.- - М., 2000.

8 Акульчев А. А. Внешнеполитический аспект в региональной политике современной России (на примере ЮФО): Дисс., к.п.н. — Ростов-на-Дону, 2005; Гавриленко И. В., Пантюхина T.B. Опыт международного сотрудничества двух регионов: Ставрополье-Айова // Ставропольская земля в прошлом и настоящем. -Ставрополь, 1998; Лунев С. И. Вызовы безопасности южных границ России. — М., 1999; Международное сотрудничество субъектов Российской Федерации: состояние, проблемы, способы совершенствования (на примере Ростовской области). — Ростов-на-Дону, 2003; Степанов P.O. Южный федеральный округ: проблемы и перспективы. М., 2006, № 1.

9 Натхо Ю. А. Международные связи субъектов Федерации Южного региона России: политические аспекты. Дисс., к.п.н., — M., 2005.

10 Бунчук В. Л. Международное сотрудничество субъектов Российской Федерации: гуманитарные аспекты. Дисс., к.п.н., — M., 2004; История Северной Осетии: XX век / Гл. ред. А.С. Дзасохов- - М., 2003. Уарзиати B.C. Осетинская диаспора в Турции // Эхо Кавказа. -1994. -№ 2. диссертационной работы. Это труды таких авторов, как К. С. Гаджиев,.

К.Э.Сорокин, А. Г. Дружинин, Ю. С. Колесников, С. А. Алексеев, Е. В. Архипова.

11 12 и др. Среди них необходимо выделить работу К. С. Гаджиева, в которой была предпринята попытка комплексного исследования геополитики всего Кавказа.

Серьезный вклад в осмысление процессов, происходящих на Северном.

Кавказе, связанных с вопросами обеспечения региональной безопасности, вносят труды М. Ю. Алексеева, А. Г. Лукьянова, В. Е. Мишина, В. В. Черноуса и др.13.

Анализ правовой базы международного и внешнеэкономического сотрудничества российских регионов был представлен в работах Ф. А. Буртазовой, Ю. М. Куприной, А. А. Сергунина, М. И. Рыхтика, А. О. Подколзина, Т. И. Шрамко и др.14.

Исследования, основанные на материалах Республики Северная Осетия — Алания в различных сферах деятельности, представлены в работах таких авторов, как Б. М. Бероев, Р. С. Бзаров, Л. К. Болатова, А. Х. Галазов, А. С. Дзасохов, В. А. Дзиов, Н. Д. Малиев, Т. Д. Мамсуров, М. Т. Тогузов и др.15.

11 Дьякова Н. А., Чепелкин М. А. Границы России. — М., 1994; Проскурин С. А. Геополитические вызовы и внешнеполитическая деятельность России — М., 2002. Колосов В. А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. — М., 2001; Сорокин К. Э. Геополитика современности и геостратегия России. — М., 1996.

12 Гаджиев К. С. Геополитика Кавказа. — М.: Международные отношения, 2001.

13 Алексеев М. Ю. Политика Турции на Кавказе и ее влияние на национальную безопасность Российской Федерации. — М., 2003; Лукьянов А. Г. Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России. — M., 2004; Мишин В. Е. Безопасность Северного Кавказа в условиях глобализации. Дисс. к.п.н., — Краснодар, 2005; Хоперская ЛЛ. Факторы социально-политической стабильности и стратегия безопасности на Северном Кавказе. — M., 1999.

14 Буртазова Ф. А. Правовые аспекты международных договоров Российской Федерации с иностранными государствами. — М., 2000; Сергунин А. А., Рыхтик М. И. Правовое регулирование международной деятельности российских регионов //Российские регионы как международные акторы. — Нижний Новгород, 2000.

15 Бзаров Р. С. Развитие национального образования в Северной Осетии (на осетинском языке). // Мах дуг. -Владикавказ, 1999. № 7- Болатова Л. К. Внешнеэкономическая деятельность региона: современное состояние и пути совершенствования (на материалах РСО — Алания): Дисс. к.э.н., Ростов-на-Дону, 2001; Галазов А. Взгляд в XXI век через Осетию. Исполком ВОПД «Наш дом-Россия». — M., 1999; Гадзаов Ф. Р. Промышленно-торговая политика как фактор развития экспортного потенциала отрасли (на примере РСОАлания): Дисс. к.э.н., — Владикавказ, 2004; Дзиов B.A. Народы России в системе федеративных отношений: проблемы национального развития (на примере РСО — Алания): Дисс. к.п.н., — М., 2004; Дзасохов А. Политика, Экономика, Человек. Выступления, публикации в прессе, документы, хроника событий август 2002 — ноябрь 2004 гг., — Владикавказ, 2004; Тогузов M.T. Стратегическое управление внешнеэкономической деятельностью в регионе (на материалах РСО — Алания): Дисс. к.э.н., Кисловодск, 2002.

Научные труды на иностранных языках, посвященные проблемам международного сотрудничества субъектов южных регионов России, практически отсутствуют, а имеющимся исследованиям недостает глубины проникновения в содержательную сущность ключевых региональных проблем.

В целом, международное сообщество проявляет значительный интерес к Северо-Кавказскому региону Российской Федерации. Об этом можно судить на основании некоторых исследований зарубежных авторов о Северном и Южном Кавказе16, выступлений глав государств-участников СНГ, Европейского Союза, США, а также лидеров различных международных организаций.

Характеристика источников. При написании диссертационной работы автором был использован широкий круг источников, которые можно разделить на следующие группы: официальные документы, статистические и другие справочные материалы, периодические издания, материалы информационных агентств, а также ресурсы сети Интернет.

К официальным документам, используемым в диссертационном исследовании, относятся, прежде всего, Конституция РФ, Конституции 4 субъектов Северо-Кавказского региона, а также другие документы, регламентирующие осуществление субъектами РФ международной деятельности, послания и выступления Президента РФ, глав субъектов Федерации, а также информационно-аналитические материалы.

К числу статистических материалов, имевших для автора при написании диссертационной работы большое значение, следует отнести ежегодные данные бюллетеней таможенной статистики внешней торговли.

16 North Caucasus Humanitarian Action: Briefing Kit/ UN Office for the Coordination of Humanitarian Affaires in the Russian Federation. — Moscow, 2002; The Library of Congress. Georgia in Transition: Context and Implications for U.S. Interests/ J.Nichol. — Washington, 1993. ч.

PCO — Алания, а также содержание ежегодных сборников социально.

18 экономического положения РСО — Алания, статистических сборников Госкомстата России19 и др.

В перечне источников представлены отчёты министерств экономики и финансов субъектов Северо-Кавказского региона, департаментов и управлений по внешним связям субъектов и конкретно РСО — Алания, отчёты соответствующих подразделений региональных администраций, курирующих вопросы международного сотрудничества в различных областях.

Достаточно широко использовались материалы периодических изданий — «Обозреватель», «Экономика и социология», «Свободная мысль», «Российская Федерация сегодня», «Эксперт», «Федерализм».

Среди информационных агентств следует выделить РИА Новости, ИА Regnum, Мемо.ру20 и др., явившихся весьма полезными источниками при написании диссертационной работы. К использованным ресурсам сети Интернет относятся информационные порталы: Кавказ онлайнAuditorium. ruФонд развития парламентаризма, содержащий каталог официальных сайтов парламентов, тексты в электронном виде законопроектов РФ, конституций и уставов субъектов РФ, и другие.21 К этой группе источников правомерным будет отнести и сайты Государственной Думы РФ, Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, Министерства экономического развития и торговли, Федеральной.

17 Бюллетень таможенной статистики внешней торговли РСО — Алания, IV квартал 1994;2005. Государственный таможенный комитет РФ. Северо-Кавказское таможенное управление. — Владикавказ, 1994;2005.

18 Социально-экономическое положение Республики Северная Осетия — Алания, январь-декабрь 1992;2005 г.: Статистический сборник / РосстатТерриториальный орган Федеральной службы государственной статистики по РСО — Алания. — Владикавказ, 1992;2005.

19 Регионы России: Статистический сборник. Т.1. Госкомстат России. — Москва, 2001;2005.

20 http://www.rian.ruhttp://www.regnum.ru/- http://kavkaz.memo.ru/.

21 http://www.kavkazonline.ru/index.htmhttp://www.auditorium.ru/- http://www.legislature.ru/. службы государственной статистики, Института региональной политики,.

Межрегионального Центра Делового Сотрудничества и пр.

Методологической основой диссертационного исследования послужили принципы диалектической логики, единство логического и исторического подходов к анализу международного сотрудничества регионов и субъектов России в нынешних условиях реформирования политических институтов, совершенствования федерализма и развития экономики. Республика Северная Осетия — Алания, исследованию состояния внешних связей которой была посвящена отдельная глава этой диссертации, рассматривалась в данной работе как национально-территориальная единица Российской Федерации, имеющая статус субъекта Северо-Кавказского региона Южного федерального округа Российской Федерации и в то же время являющаяся составной частью этнонациональной системы Большого Кавказа.

Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к изучению взаимосвязи общего и частного в развитии международных связей субъектов Северо-Кавказского региона РФ на основе деятельности Республики Северная Осетия — Алания. Комплексный подход предполагает выявление проблем организации международного сотрудничества российских регионов, влияющих на экономический рост не только отдельного субъекта РФ, но и государства в целом. На основе широкого спектра документов исследованы механизмы формирования и осуществления внешних связей субъектов РФ, а также особенности применения при их реализации законодательных норм, касающихся вопросов международного сотрудничества. Научная новизна работы определяется также и тем, что в ней проанализированы изменения в сфере международного сотрудничества регионов и их субъектов, происходящие в контексте осуществляемых в стране социально-политических и экономических реформ. В диссертации.

22 http://www.mcds.ru/. также выяснены возможности роста перспективных отраслей экономики субъектов Северо-Кавказского региона РФ, рассматриваемых через призму укрепления экспортной составляющей их внешней торговли и расширения внешнеэкономических связей.

В настоящем диссертационном исследовании предпринята одна из первых попыток, на примере международной деятельности субъектов СевероКавказского региона РФ, выявить многообразие моделей организации и сценариев осуществления сотрудничества с зарубежными странами, а также определить возможные варианты их совершенствования в соответствии с новыми тенденциями развития мировых интеграционных процессов.

Кроме того, была выявлена роль нынешнего состояния международных связей собственно региона в реализации программ международного сотрудничества и отдельно взятого субъекта, в качестве которого была выбрана РСО — Алания.

Практическая значимость исследования связана с тем, что материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов «Международные отношения», «История внешней политики России», «Регионоведение», «Политология», в системе переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, а также в работе соответствующих министерств и ведомств.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены на ряде всероссийских и региональных научных конференций, отражены в публикациях диссертанта.

Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов и рекомендована к защите.

Структура диссертации определяется логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое исследование позволило сформулировать некоторые выводы и предложить ряд рекомендаций по оптимизации механизмов формирования внешних связей и повышению их эффективности, призванных способствовать укреплению социально-политического состояния и ускорению экономического развития субъектов РФ.

Констатировано, что проведённая в 2000 году регионализация России по административно-территориальному принципу и создание федеральных округов существенно расширило возможности ускоренного социально-экономического развития территорий российских регионов и входящих в их состав субъектов РФ. Отмечено также, что внесение в российское законодательство изменений, касающихся правового регулирования международной деятельности регионов РФ, предоставило новым административно-территориальным образованиям и отдельным участникам рынка России самостоятельно планировать и осуществлять акции международного сотрудничества с представителями зарубежных государств, согласовывая при этом программы такого сотрудничества с представительствами МИД Российской Федерации в соответствующих регионах либо субъектах. В диссертационном исследовании был выделен ряд Федеральных законов, в которых заложена нормативная база международного сотрудничества регионов, среди которых Федеральные Законы «О международных договорах РФ», «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности», «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», а также упомянуты соответствующие нормы, фигурирующие в конституциях и уставах субъектов РФ, указе Президента РФ о координирующей роли МИД России в организации международных связей субъектов РФ, в «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации».

Было указано, что практика последних нескольких лет свидетельствует о реальном влиянии международных связей субъектов Российской Федерации на формирование и реализацию внешнеполитического курса страны и укрепление демократических основ российского федерализма. Кроме того, зафиксировано вовлечение, благодаря вышеупомянутой либерализации международной деятельности регионов, в систему международных связей корпоративных субъектов, неправительственных организаций, муниципальных образований и отдельных предприятий и фирм, что потребовало использования новых подходов к управлению координационными процессами в системе международных отношений.

Наиболее адекватной современным условиям моделью сотрудничества российских регионов и их субъектов со странами ближнего зарубежья признана стратегия взаимодействия этих административно-территориальных образований с заинтересованными зарубежными государствами либо отдельными их областями в рамках единого экономического пространства.

Подчёркнуто приоритетное внимание, которое в Российской Федерации уделяется вопросам развития приграничного сотрудничества, считающегося важным фактором социально-экономического роста субъектов РФ, территории которых входят в соответствующие зоны страны. С этой точки зрения указано на особое значение для федерального центра осуществления эффективного международного сотрудничества СевероКавказского региона, большинство субъектов которого относятся к категории приграничных. Вместе с тем отмечено, что внешние связи российских регионов существенно сказываются на их собственном состоянии, жизненном уровне и занятости проживающего там населения, деловой активности и т. п. Иначе говоря, эти связи становятся важным фактором развития территорий и укрепления гражданского общества в регионах и субъектах РФ.

В процессе исследования состояния международных связей регионов России был выявлен их асимметричный характердоказано, что их качество и эффективность зависят от характера, объёма и направления этих связей, которые не в последнюю очередь определяются геополитическим положением того или иного региона, а также историческими традициями международного сотрудничества, потенциалом и ресурсным обеспечением конкретного административно-территориального образования.

В диссертационном исследовании было установлено, что взаимодействие субъектов РФ с федеральным центром в области международной деятельности в значительной степени определяется государственным устройством страны, которое закладывает основы такого взаимодействия и определяет его рамки. В этой связи важное значение приобретают сложившиеся в реальной практике внутренние традиции кооперации между уровнями государственной власти. Кроме этого, было констатировано, что государственное регулирование внешних связей регионов осуществляется такими институтами, как Департамент по связям с субъектами Федерации, общественно-политические организации МИД России, Консультативные советы субъектов РФ по международным и внешнеэкономическим связям, Совет глав субъектов РФ при МИД России, представительства МИД России в регионах.

В результате анализа содержания целей, которые преследуют властные структуры регионов России в области международного сотрудничества, был сделан вывод, что основными целями региональной политики в сфере международных и внешнеэкономических связей являются: использование международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ для обеспечения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Российской Федерации на международной аренереализация внешнеполитической линии РФ и ее международных обязательствсогласованность действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в выполнении международных договоров. Было также отмечено, что в большинстве федеративных государств мира внешнеэкономическая деятельность входит в федеральную компетенцию и регулируется едиными правилами на всей территории страны, однако в России координация внешнеэкономических связей центра и субъектов Федерации, как и вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, отнесены к сфере совместного ведения федеральных и региональных органов. Это является следствием содержания соответствующих норм действующего законодательства по этим вопросам, которые в основном регламентирует общие рамки участия субъектов Федерации во внешнеэкономической деятельности.

Зарегистрирована особенность взаимодействия между центром и субъектами Федерации, которая выражается в его двойственном характере, заключающимся в том, что международные связи способствуют, с одной стороны, развитию непосредственно региона, а с другой — могут принимать участие в решении общегосударственных задач.

Обращено внимание на два положения, присутствующие в законодательных актах, касающихся вопросов координации международной деятельности центра и субъектов и являющихся очень важными для последних. Это, во-первых, норма, когда предложения о заключении международных договоров до их представления Президенту или в Правительство РФ согласовываются с органами государственной власти соответствующих субъектов, а во-вторых — это наличие в законодательстве норм, в соответствии с которыми на органы власти субъектов Федерации возлагаются обязанности обеспечения, в пределах их полномочий, выполнения международных договоров РФ.

В исследовании было доказано, что международные связи субъектов северокавказского региона обладают большим резервным потенциалом. Для субъектов-лидеров региона, в числе которых фигурируют Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область, успешно осуществляющих международное сотрудничество, открываются более широкие возможности доступа к иностранным инвестиционным ресурсам и встраивания в систему мировых межгосударственных взаимодействий. В отношении субъектов, являющихся национальными республиками Северного Кавказа и представляющими собой территориальные образования с нестабильной экономической средой, было констатировано, что международные связи способствуют изменению менталитета проживающего там населения через приобщение его к достижениям и ценностям культур других стран и обеспечивают их приобщение к мировым гуманитарным, информационным и инвестиционным ресурсам.

В работе установлено, что внешнеэкономический потенциал северокавказского региона, являясь органической частью экономического потенциала страны, во многом определяет возможности развития международных экономических связей его субъектов с учётом их географического положения, особенностей структуры производственного потенциала, территориального своеобразия и социально-институциональных характеристик.

Отмечено, что для продвинутых субъектов северокавказского региона уровень развития двух наиболее ответственных направлений внешнеэкономической деятельности, коими являются внешняя торговля и инвестиционная деятельность, представляется более равноценным, чем у субъектов, имеющих статус национальных республик Северного Кавказа (в том числе и Республике Северной Осетии — Алании), для которых приоритетным направлением является внешнеторговая деятельность. В связи с этим было подчёркнуто, что недостаточная инвестиционная активность в большинстве северокавказских национальных республиках и, в частности, в Республике Северная Осетия — Алания, обусловливается невысоким социально-экономическим уровнем, последствиями деструктивных процессов в производственной сфере, высокой демографической нагрузкой, дотационным характером республиканского бюджета. Установлено, что проблема формирования инвестиционной привлекательности РСО — Алания может быть решена только на принципах информационной открытости, восстановления инфраструктуры промышленных предприятий, создания в республике институтов сопровождения инвестиционных проектов и обеспечения государственных гарантий страхования инвестиционных вложений.

Установлено, что значительное содействие развитию международного сотрудничества РСО — Алания оказывало представительство МИД России в г. Владикавказе, которое стремилось инициировать использование различных моделей расширения международных связей, согласовывало программы международного сотрудничества республики с принципами внешней политики Федерации, обеспечивало поддержание связей с зарубежными диаспорами и т. д.

Констатировано, что с начала третьего тысячелетия в субъектах северокавказского региона обозначилась и с каждым годом укрепляется тенденция постоянного роста активности в сфере внешнеэкономической деятельности его субъектов, в результате чего объёмы экспорта в регионе существенно возрослитак, прирост к началу 2007 г. составил 21%. Между тем был отмечен недостаточный уровень государственной поддержки экспорта перспективной и востребованной продукции из региона в целом: из запланированных на реализацию Федеральной программы развития экспорта в 2006 г. 1 150 млрд. рублей из бюджета было направлено лишь 755 млрд. рублей.

Анализ внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия — Алания свидетельствовал об устойчивой тенденции к увеличению удельного веса продукции производственных отраслей в общей структуре республиканского экспорта. Для подтверждения положительной динамики роста составляющих внешней торговли в работе приводились данные соответствующих таблиц, взятых из Бюллетеней таможенной статистики внешней торговли РСО — Алания, из Российских Статистических ежегодников Госкомстата России и из ежегодных отчетов о социально-экономическом положении РСО — Алания, в которых фигурировали цифровые индикаторы соответствующих показателей экспорта и импорта. Было зафиксировано существенное расширение номенклатуры экспортируемых в зарубежные страны товаров, ассортимент которых за последние три года вырос с 11 до 18 товарных групп. Отмечено также и серьёзное расширение географии экспортно-импортного товародвижения. Так, в 2005;2006 гг. продукция, произведённая на предприятиях республики, экспортировалась в восемь зарубежных стран, среди которых фигурировали как страны ближнего (Грузия, Молдова, Украина, Армения), так и дальнего (Турция, Германия, Нидерланды, Ливан) зарубежья. Как негативный фактор, ограничивающий возможности республиканских товаропроизводителей, было отмечено количественное превалирование стран, из которых в республику импортировались различные товары. Действительно, таких стран в 2005;2006 году оказалось 12, причём если по странам ближнего зарубежья их количество полностью совпадает (те же четыре страны, а именно: Грузия, Молдова, Украина и Армения), то в перечне стран дальнего зарубежья фигурирует восемь названий (Турция, Франция, Испания, Австрия, Германия, Республика Корея, Великобритания, Нидерланды).

В процессе исследования неоднократно подтверждалась справедливость тезиса об определяющей роли внешней торговли для обеспечения эффективной внешнеэкономической деятельности Республики Северная Осетия — Алания, как, впрочем, и для подавляющего большинства субъектов РФ. В свою очередь успешная внешнеторговая деятельность региона либо его субъекта определяется уровнем её экспортной составляющей. Результаты анализа указанной деятельности в РСО — Алания, который был произведён в нашей работе, позволяют с полным основанием утверждать, что для укрепления экспортной составляющей внешней торговли республики необходимо сосредоточиться на тех направлениях, которые имеют наибольший внутренний потенциал роста и к которым можно отнести производство микроканальных пластин, производство и розлив минеральной воды на основе уникальных местных источников, расширение экспорта чёрных и цветных металлов, добыча и экспорт местных доломитовых руд.

В данной работе была отмечена важная роль безошибочного выбора внешнеэкономической стратегии РСО — Алания на среднесрочную и долгосрочную перспективу и её согласования с общей внешнеэкономической стратегией государства. Подчёркнуто, что эта проблема является актуальной не только для республики Северная Осетия — Алания, но и для всего СевероКавказского региона и его субъектов, ибо эта территория является для России одной из наиболее приоритетных как с точки зрения обеспечения её безопасности, так и с позиций дальнейшего социально-экономического развития страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аналитический доклад Совета Федерации «Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы». М., 1996.
  2. Аналитический обзор конституций республик, входящих в состав РФ. Российская Федерация, № 21, 1994.
  3. Бюллетень таможенной статистики внешней торговли РСО -Алания, IV квартал 1994−2005. Государственный таможенный комитет РФ. Северо-Кавказское таможенное управление. Владикавказ, 1994−2005.
  4. Внешнеэкономическая деятельность: Сборник нормативных документов, с учетом последних изменений в законодательстве в 2005 г. -М.: ГроссМедиа, 2005.
  5. Грузия. Региональные Конфликты (Южная Осетия, Абхазия) в Документах. Предыстория и Современность. 1917 2006. Центр по Исследованию Регионализма (режим доступа http://www.rrc.ge/).
  6. А.С. Актуальные проблемы государственного строительства и совершенствования законодательства /Сборник научных трудов. / Владикавказ: СОГУ, 1997.
  7. А.С. Большое противостояние: Воспоминания и размышления/ А. С. Дзасохов. М.: Олма-Пресс, 2004.
  8. А. Политика, Экономика, Человек. Выступления, публикации в прессе, документы 1998 июль 2002 гг., М.: «Воскресенье», 2003.
  9. А. Политика, Экономика, Человек. Выступления, публикации в прессе, документы, хроника событий август 2002 ноябрь 2004 гг., Владикавказ, 2004.
  10. А.С. Формула политического долголетия. М.: Совершенно секретно, 2004.
  11. Доклад Госсовета «О совершенствовании федеративных отношений» (http://regionalistica.ru/library/documents/gossovet/).
  12. Доклад-послание Президента РСО Алания А. С. Дзасохова Парламенту РСО — Алания: Послание Президента РСО — Алания от 26 февр. 1999 г. // Стенографический отчет/ Парламент РСО — Алания. — 1999.
  13. Конституции республик в составе Российской Федерации. М. Издание Государственной Думы. Вып. 1. М., Известия. 1995. Вып. 2. М., 1996.
  14. Конституция Республики Северная Осетия Алания. Принята Верховным Советом Республики Северная Осетия, 12.11.94 г. — Владикавказ, ноябрь, 1994. (в редакции конституционного закона РСО — Алания № 10-РЗ 19.07.2000 г.).
  15. Конституции, уставы и договоры субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 1998.
  16. Концепция внешней политики Российской Федерации/Утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 28 июня 2000 г. (режим доступа http://www.ln.mid.ru/ns-osndoc.nsff0e9272befa34209743256c630042dlaa/fd86620b371b0cf7432569fb0 04872a770penDocument).
  17. Концепция Национальной безопасности Российской Федерации / Дипломатический вестник. 2000. № 2. С. 4.
  18. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации (режим доступа http://regionalistica.ru/library/documents/minregion/).
  19. Основные положения региональной политики Российской Федерации. М., 1996.
  20. В.В. Россия на рубеже тысячелетий, НГ, 30.12. 1999.
  21. В.В. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. Российская газета. 2002. 19.04.
  22. Российские регионы в 2001 г. Прогноз Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Регионология. 2000. № 3−4.
  23. Регионы России: Статистический сборник. Т.1. Госкомстат России. -М., 2001.
  24. Регионы России: Статистический сборник. Т.1. Госкомстат России.-М., 2002.
  25. Регионы России: Статистический сборник. Т.1. Госкомстат России. М., 2003.
  26. Регионы России: Статистический сборник. Т.1. Госкомстат России. М., 2004.
  27. Регионы России: Статистический сборник. Т.1. Госкомстат России.-М., 2005.
  28. Региональные конфликты в Грузии Юго-Осетинская автономная область, Абхазская автономная Республика (1989−2005). Сборник политико-правовых актов. Второе, дополненное издание, на русском языке, Тбилиси, 2005.
  29. Российский статистический ежегодник. 2004−2006: Статистический сборник /Росстат. М., 2004−2006.
  30. Социально-экономическое положение Республики Северная Осетия Алания, январь-декабрь 1992−2005 гг.: Статистический сборник/Росстат- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РСО — Алания. — Владикавказ, 1992−2005 гг.
  31. Социально-экономические процессы на Юге России в январе -марте 2004−2006 гг.: Информационно-аналитический материал по ЮФО/ Госкомстат России. Ростов-на-Дону, 2004−2006 гг.
  32. Становление новой российской государственности: реальность и перспективы (открытый доклад). М., Гуманитарный политологический центр «Стратегия», 1996.
  33. Стенограмма парламентских слушаний «О практике разграничений предметов ведениями полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов
  34. Российской Федерации и перспективах развития российского федерализма». М, 1996.
  35. Федеральный Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. № 157 ФЗ.
  36. Федеральный Закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ.
  37. Федеральный Закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № ФЗ.
  38. Федеральный Закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 г. № 63-Ф3.
  39. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» от 24 июня 1999 года, № 119-ФЗ//СЗРФ.-М. 1999. № 26.
  40. Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ». — М. 31.03.1992.
  41. Федеративный договор. Документы. Комментарии. М., 1994.
  42. Положение «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (Утверждено Указом Президента Российской Федерации № 849 от 13 мая 2000 г.).
  43. Указ Президента Российской Федерации «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» от 12 марта 1996 г. № 375.
  44. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. (Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271).
  45. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. (Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803).
  46. Р., Михайлов В., Чичановский А. Национальная политика Российской Федерации. От концепции к реализации М., 1997.
  47. Р.Г. Опыты федерализма. М.: Республика, 1994.
  48. С.В., Каламанова В. А. и Черненко А.Г. Идеологические ориентиры России. М., 1998.
  49. Е.П. Актуальные проблемы международных отношений: Избранные труды в 3 т. М.: Научая книга. — 2001.
  50. Е.П. Современный мир: Избранные труды. М.: Известия, 2004.
  51. Р.С. Развитие национального образования в Северной Осетии (на осетинском языке). // Мах дуг. Владикавказ: 1999. № 7.
  52. B.C. Эволюция конфликтов и противоречий федеральных властей и властей субъекта федерации в сфере административного управления // Эволюция взаимоотношений центра и регионов России. М., 1997.
  53. Внешняя политика и безопасность современной России, 19 911 998: Хрестоматия: В 2 т./ Сост. Шакленина Т. А. М. 1999.
  54. А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., 2000.
  55. А. Взгляд в XXI век через Осетию/ Исполком ВОПД «Наш дом-Россия». М.: Информатик, 1999.
  56. К.С. Геополитика Кавказа. М.: Международные отношения, 2001.
  57. М.И. Съезды осетинского народа. Владикавказ: Проект-Пресс, 2003.
  58. Е.О. Международные инвестиционные связи: региональный аспект. Краснодар, 2005.
  59. Н.А. Северокавказский регион: 90-е годы. Социально-политическая ситуация и межнациональные отношения/ Отв. ред. Иванов В.Н.- М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001.
  60. Н.А., Чепелкин М. А. Границы России. М., 1994.
  61. В.Г. и др. Проблемы обеспечения общенациональной безопасности на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону. 2000.
  62. В.Ю. Международные аспекты развития политических процессов на Северном Кавказе в постсоветский период. М., 1997.
  63. B.JI. Расколотая цивилизация. М., 1999-
  64. История Северной Осетии: XX век/ Гл. ред. А.С. Дзасохов- М.: Наука, 2003.
  65. Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. М., 2004.
  66. Т.Т. Опыт языковой политики и приоритеты языкового строительства в Республике Северная Осетия Алания/ Под ред. М. И. Исаева. — Владикавказ, 2002.
  67. А.С. Становление и развитие системы высшего образования в Северной Осетии: Учебное пособие/ А.С. Кантемирова- СОГУ Владикавказ, 2002.
  68. В., Шевцов А. Государство и регионы. М., 1999.
  69. Лысенко В. Н. Разделение властей и опыт Российской Федерации. // Асимметричность федерации / Под ред. В А. Захарова М., 1997.
  70. В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России / В. Н. Лысенко. М.: Институт современной политики, 1996.
  71. С.И. Вызовы безопасности южных границ России/ Сергей Иванович Лунев- Институт востоковедения РАН. М., 1999.
  72. Н.П. Федеративный договор и основы государственного устройства России // Российский федерализм: от федеративного договора до наших дней: к десятилетию Федеративного договора / Под ред. Р. Г. Абдулатипова. М.: РИО Росархива, 2002.
  73. Международные связи субъектов Российской Федерации (на примере Ростовской области) / Под ред. проф. И. М. Бусыгиной и др. М.: МГИМО, 2004.
  74. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации / Под ред. Гранберга А. Г. М., 2001.
  75. Мировая экономика: проблемы и тенденции: Сб. ст./ Отв. ред. Деза Г. Н.- ДА МИД РФ. М., 2000.
  76. Н. Правовые проблемы современного российского федерализма. Федеративное устройство России: история и современность-М. 1995.
  77. С.В. Этнополитические аспекты безопасности Ставропольского края // Кавказский регион: пути стабилизации. Доклады международной научной конференции. Ростов-на-Дону, 2004.
  78. Л.И. Российский федерализм и экономическое неравенство // Региональная социально-экономическая асимметрия и способы ее выравнивания. М., 1998.
  79. М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / Под ред. Щетинина В. Д. М.: Международные отношения, 1993.
  80. Проблемы развития международных экономических взаимосвязей: Сб. науч. тр./ Под ред. JI.M. Цаллаговой- Владикавказ: СОГУ. — 2003. Вып. 2.
  81. С.А. Геополитические вызовы и внешнеполитическая деятельность России/ Под ред. С.А. Проскурина- М.: Изд-во РАГС, 2002.
  82. Природные ресурсы Республики Северная Осетия Алания: В 18 т./ Отв. ред.: B.C. Вагин. — Владикавказ: Проект-Пресс. 2000.
  83. Россия: центр и регионы / М.: РИЦ ИСПИ РАН. 1998. Вып. 11.
  84. Северная Осетия: история и современность: 75-летию Н. Д. Малиева посвящается: Сб. науч. тр./ Под ред. Н.Д. Малиева- Владикавказ: СОГУ.-2004.
  85. Северная Осетия: Этнополитические процессы, 1990−1994 гг.: Очерки. Документы. Хроника / Под ред. Гостиева JI.K., Дзадзиев А. Б. М. 1995-Т.1.
  86. Северный Кавказ: образование, история и современность/ Авт. кол.: Супрунова Л. Л., Давыдов Ю. С., Бузаров К. И. и др. Пятигорск, 2001.
  87. JI. Типология региональных конфликтов в современной России // Эволюция взаимоотношений Центра и регионов России: от конфликтов к поиску согласия. М., 1997.
  88. Современные международные отношения и мировая политика./Под ред. Торкунова М.: Просвещение, 2005.
  89. К.Э. Геополитика современности и геостратегия России/ К. Э. Сорокин. М.: РОССПЭН, 1996.
  90. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. А. Г. Гранберга и др. М.: Экономика, 2002.
  91. А.И. Социально-экономический потенциал региона: проблемы, оценка пользования и управления. Екатеринбург, 1997.
  92. В.А. Федерализм и этнический фактор на Северном Кавказе. Общая оценка ситуации и природы конфликтов. М., 1999.
  93. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., Дело, 1998.
  94. JI.JI. Факторы социально-политической стабильности и стратегия безопасности на Северном Кавказе. М., 1999.
  95. М.А. Глобальный контекст постсоветской России. М., 1999-
  96. А.Д. На руинах великой державы. М.: Вече, 2004.
  97. Юг России на рубеже III тысячелетия: территория, ресурсы, проблемы, приоритеты/ Под ред. Дружинина А. Г., Колесникова Ю. С. -Ростов-на-Дону, 2000.
  98. Южная Осетия навеки с Россией! Историко-правовое обоснование вхождения Республики Южная Осетия в состав России: Сборник документов и материалов/ Сост. B.C. Чижевский. — М.: Книжный мир, 2004.
  99. Южная Осетия, 1988−1999: Хроника событий грузинской агрессии/ Сост.: Б. Е. Чочиев, М.К. Джиоев- Государственный комитет по делам национальностей и миграции Республики Южная Осетия. Цхинвал, 1996.
  100. Эволюция взаимоотношений центра и регионов России. М., 1997.
  101. Энциклопедия СНГ. Выпуск «Регионы России». М., 2001.
  102. I. Диссертационные исследования
  103. А.А. Внешнеполитический аспект в региональной политике современной России (на примере ЮФО): Дисс., к.п.н., Ростов-на Дону, 2005.
  104. М.Ю. Актуальные международно-правовые проблемы внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: Дисс. к.ю.н., Москва, 2003.
  105. С.А. Политика Турции на Кавказе и ее влияние на национальную безопасность Российской Федерации: Дисс. к.п.н., Москва, 2003.
  106. Е.В. Формирование границ на Кавказе в XIX начале XXI в.: Границы между Азербайджаном, Грузией и Россией: Дисс. к.и.н., Волгоград, 2005.
  107. М.А. Диаспоры в Российской Федерации, формирование и управление (на материалах Северо-Кавказского региона): Дис. д.п.н., Москва, 2003.
  108. О.Н. Проблемы развития и рационализации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации СевероКавказского экономического района (на примере РСО Алания): Дисс. к.э.н., Владикавказ, 2000.
  109. С.В. Регионализация внешнеэкономических связей как фактор социально-экономического развития региона: На материалах Ставропольского края. Дисс. к.э.н. Москва, 2005.
  110. А.Г. Основы стратегии защиты национальных интересов Российской Федерации в Каспийском регионе: Дисс. к.п.н. Москва, 2002.
  111. JI.K. Внешнеэкономическая деятельность региона: современное состояние и пути совершенствования (на материалах РСО -Алания): Дисс. к.э.н., Ростов-на-Дону, 2001.
  112. B.JT. Международное сотрудничество субъектов Российской Федерации: гуманитарные аспекты: Дисс. к.п.н., Москва, 2004.
  113. М.М. Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе: Дисс. к.п.н., Ставрополь, 2003.
  114. Н.М. Особенности формирования и развития диаспор на постсоветском пространстве (на примере России и Закавказья): Дисс. к.п.н., Москва, 2003.
  115. Ф.Р. Промышленно-торговая политика как фактор развития экспортного потенциала отрасли (на примере РСО Алания): Дисс. к.э.н., Владикавказ, 2004.
  116. И.И. Формирование и развитие международного сотрудничества субъектов Российской Федерации в 1991—2005 гг.: На материалах Краснодарского края: Дисс. к.и.н.: Краснодар, 2006.
  117. Н.М. Межрегиональные связи как фактор укрепления Российской государственности (на примере Республики Дагестан): Дисс. к.п.н., Москва, 2005.
  118. И.Г. Республики Северного Кавказа в федеративном пространстве России: Дисс. д.геогр.н., Махачкала, 2004.
  119. В.А. Народы России в системе федеративных отношений: проблемы национального развития (на примере РСО Алания): Дисс. к.п.н., Москва, 2004.
  120. М.Ю. Управление миграционными процессами в Российской Федерации в условиях постсоветских трансформаций: этнополитический аспект. Дисс. к.п.н., Москва, 2004.
  121. А.В. Религиозно-политическая ситуация на Северном Кавказе и ее учет в политике Российской Федерации. Дисс. к.п.н., Москва, 2004.
  122. Е.С. Регулирование этнополитических конфликтов на Северном Кавказе: опыт и политико-правовые проблемы. Дисс. к.п.н., Москва, 2003.
  123. В.А. Политические процессы на Северном Кавказе в контексте российского федерализма: Дисс. к.п.н., Ставрополь, 2005.
  124. Р.А. Межнациональные отношения в массовом сознании реформированного общества. Дисс. к.п.н., Москва, 2000.
  125. О.В. Развитие региональных хозяйственных связей в организации Черноморского экономического сотрудничества. Дисс. к.э.н., Москва, 2003.
  126. Ю.М. Правовые основы реализации политики разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами в условиях реформирования федеративных отношений. Дисс. к.п.н., Орел, 2004.
  127. О.Н. Миграционный обмен России и Закавказья: Дисс. к.э.н., Москва, 2005.
  128. А.Г. Этноконфессиональная ситуация в СевероКавказском регионе как угроза национальной безопасности России. Дисс. к.п.н., Москва, 2004.
  129. Д.Н. Политика России в Закавказье: Проблемы и перспективы. Дисс. к.п.н., Москва, 2003.
  130. В.Е. Безопасность Северного Кавказа в условиях глобализации. Дисс. к.п.н., Краснодар, 2005.
  131. Ю.А. Международные связи субъектов Федерации Южного региона России: политические аспекты. Дисс. к.п.н., Москва, 2005.
  132. Г. К. Субъекты Федерации в системе федеративных отношений в России и ФРГ (Сравнительный анализ исследования). Дисс. к.п.н., Казань, 2004.
  133. И.А. Региональные особенности современных миграционных процессов на Северном Кавказе: Дисс. к.г.н., Ставрополь, 2004.
  134. М.Т. Стратегическое управление внешнеэкономической деятельностью в регионе (на материалах РСО Алания): Дис. к.э.н., Кисловодск, 2002.
  135. К.Б. Основы политической стратегии защиты национальных интересов России в кавказском геополитическом регионе. Дисс. к.п.н., Москва, 2004.1. Статьи в периодической печати
  136. Р.Г. О концепции федеративных отношений // Обозреватель, 2001, № 12.
  137. А. Национальная безопасность России в многополярном мире. // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 10.
  138. Д., Шутов А. Региональные элиты в постсоветской России: особенности политического участия // Кентавр. М., — 1995. № 6.
  139. Н.Ф. Народы Северного Кавказа в системе национальных отношений России. 1990-е годы XX в. начало XXI в./ Н. Ф. Бугай // Россия и Кавказ: история и современность: Материалы научной конференции 1112.11.2004 г. — Владикавказ, 2005. — С. 63−76.
  140. И. Региональное измерение политического кризиса в России (политический анализ) / Мировая экономика и международные отношения. М., 1994. № 5.
  141. . Осетия в политике России и Грузии/ Б. Габараев // Обозреватель Observer. -2005. -№ 4. — С. 49−60.
  142. А. Северная Осетия Алания: программа «Регион"/ А. Галазов // Политика. — 1997. -№ 6. — С. 17−24.
  143. В.Я. Региональные режимы: завершение трансформации? / Свободная мысль. М., 1996. № 9.
  144. . Мы обязаны принимать в ответ адекватные шаги/ Б. Грызлов //Российская Федерация сегодня. -2004. -№ 18. С. 22.
  145. А.Б. Конституция Республики Северная Осетия -Алания: от проекта до принятия/ А. Б. Дзадзиев // Северная Осетия: этнополитические процессы 1990 1994 гг.: Очерки. Документы. Хроника. Том 1.-М., 1995.-С. 57−64.
  146. P.O. Международные отношения: вчера и сегодня // Политическая наука: новые направления. М., 1999.
  147. . Региональная асимметрия и развитие. Регион 1999. Экономика и социология. М., 1999.
  148. М.М., Мельвиль А. Ю. «Переходный возраст» современного мира// Международная жизнь. 1999. № 10-
  149. В. Перспективы сотрудничества: Республика Ингушетия // Политика. -2003. -№ 65. С. 17−19.
  150. В. Развитие федерации и Конституция России. Государство и право. 1997, № 8.
  151. Т. Национальный вопрос и безопасность России/ Т. Мамсуров // Безопасность Евразии. -2001. -N 3. С. 484−494.
  152. Т. Экономическое положение Республики Северная Осетия Алания: проблемы и перспективы/ Т. Мамсуров // Рынок ценных бумаг. -1998. -№ 14. — С. 92−95.
  153. С.С. Модели федерализма для России. В поисках альтернативы хаосу и распаду. Федерализм № 1 (5) 1997.
  154. Н. Эволюция и перспективы нового российского федерализма. Право и жизнь. -1994, № 6.
  155. Национальная и региональная безопасность на Юге России: новые вызовы. Южно-российское обозрение. Вып. 14./ Северокавказский Научный Центр Высшей Школы/Отв. Ред. В. В. Черноус. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ., 2003.
  156. Республика Северная Осетия Алания: Экономический профиль / Эксперт. — 2001. -№ 40 (300).
  157. Северо-Кавказский экономический район // Федерализм. -1997. -№ 4.-С. 155−184.
  158. Северная Осетия: экономический профиль // Эксперт. -2001. -№ 40. С. 86−87.
  159. И. В. Черноморское экономическое сотрудничество. // Международная жизнь, 1997. № 11 -12.
  160. В. А. Кризис понимания России // Эксперт. 2005 № 13 460.
  161. А.И. Новые тенденции в развитии регионов России и их асимметрия / Регион 1999. Экономика и социология. М., 1999.
  162. B.C. Осетинская диаспора в Турции/ B.C. Уарзиати // Эхо Кавказа. -1994. -№ 2. С. 24−25.
  163. И.А. Современный российский федерализм: состояние и тенденции развития / Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. М., РАН, 1999, № 4.
  164. Хоперская JI. JL Проблемы безопасности в Северо-Кавказском регионе // Бюллетень ВИУ. Вып.З. Владикавказ. -1999.
  165. В. Глобализация и периферия // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 12- 2000. № 7.
  166. A.M. Конституции Республики Северная Осетия -Алания 10 лет: становление, развитие и совершенствование/ A.M. Цалиев // Конституция и конституционная законность / Владикавказский институт управления — Владикавказ, 2004. — С. 6−15.
  167. Е. Национальные интересы России на Северном Кавказе / Е. Цедилина // Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья. -1997. -№ 11 (Нояб.). С. 39−45.
  168. П.А. Безопасность: кооперативная или корпоративная? / Политические исследования. 2000. № 3.
  169. Т.И. Проблемы формирования и развития нормативной правовой базы Республики Северная Осетия Алания // Вестник Института цивилизации. — Владикавказ, 1999. — Вып. 2. С. 276−281.
  170. А. Экономическое положение республик Северного Кавказа // Экономическое развитие России. -1997. -Том. 4. -№ 10. С. 59−63.
  171. V. Издания на иностранных языках
  172. Agnew J.A. Geopolitics: Re-visioning World Politics. N.Y. 1998.
  173. Auch Eva-Maria, ed., Lebens- und Konfliktraum Kaukasien. Gemeinsame Lebenswelten und politische Visionen der kaukasischen Volker in Geschichte und Gegenwart. Ed. Barkau, Berlin, 1996.
  174. Daghestan tradition and survival. St. Martin’s Press, New York, 1997. Curzon Press (Caucasus World), Richmond, 1997.
  175. Fukuyama, F. The End of History and the Last Man. Free Press. New York, 1992.
  176. Hewitt B.G., The Caucasus in The Times guide to the peoples of the world, Times Books, London, 1994.
  177. Herzig E., The new Caucasus: Armenia, Azerbaijan and Georgia. London, Pinter, 1998.
  178. Hill, F. Energy Empire: Oil, Gas and Russia’s Revival. The Foreign Policy Center, London, 2004.
  179. Keohane R.O., Nye J. Transnational Relations and World Politics. Cambridge, 1972.
  180. Leeuw (Charles Van der), Storm Over the Caucasus. In the Wake of Independence. Curzon Press (Caucasus World), Richmond, 1999.
  181. Mesbahi (Mohiaddin), Central Asia & the Caucasus after the Soviet Union: domestic and international dynamics. University of Florida Press, Gainesville, 1994.
  182. Morgenthau, H. Politics among Nations. McGraw-Hill Humanities, New York, 1985.
  183. North Caucasus Humanitarian Action: Briefing Kit/ UN Office for the Coordination of Humanitarian Affaires in the Russian Federation. Moscow, 2002.
  184. O’ballance E., Wars in the Caucasus. New York Univ. Press, New York, 1997.
  185. Pietzonka В., Ethnisch-territoriale Konflikte in Kaukasien. Eine politisch-geographische Systematisierung. Baden Baden, 1995.
  186. Regions and Cities and Structural Funds Reform 2000−2006. Brussels, 1999.
  187. Riker W. H. Federalism: Origin, Operation and Significance. -Boston, 1989.
  188. Roberts E., Georgia, Armenia and Azerbaijan. Millbrook press, BrookfieldCT, 1992.
  189. Simeon R., Swinton K. Introduction Rethinking Federalism in a Changing World // Rethinking Federalism: Citizens, Markets and Government in a Changing World. Vancouver, 1995.
  190. Stykow P.: Formen der Repraesentation von Wirtschaftsinteressen im Russland: Eine Fallstudie, 1994. Arbeitspapiere AG TRAP, Berlin: Max-Planck-Gesellschaft, 1994/7.
  191. The Library of Congress. Georgia in Transition: Context and Implications for U.S. Interests/ J.Nichol. Washington, 1993.
  192. The revenge of the past: nationalism, revolution, and the collapse of the Soviet Union. Stanford University Press, Stanford, 1993.
  193. Tishkov V.A. ed., The Ethnopolitical Situation in the Northern Caucasus. International Research and Exchanges Board, Washington D.C., 1994.
  194. Tolley, M.C., and Wallin, B.A. Coercive Federalism and the search for Constitutional Limits. Publius: The Journal of Federalism, vol. 25, № 4. 1995.
  195. Toffler, A. Powershift: Knowledge, Wealth and Power at the Edge of the 21st Century. Bantam Books, New York, 1990.
  196. Wollmann H., Change and Continuity of Political and Administrative Elites in Post-Communist Russia, in: Governance 1993, Vol. 6, Nr.3.1. VI. Периодическая печать
  197. Власть: общественный научно-политический журнал (Москва) —
  198. Дипломат: иллюстрированный журнал (Москва) —
  199. Известия: московский выпуск- Общенациональная газета (Москва) —
  200. Независимая газета (Москва) —
  201. Кавказский эксперт: журнал для депутатов Государственной Думы Российской Федерации (Москва) —
  202. Коммерсантъ-Юг России (Ростов-на Дону) —
  203. Мировая экономика и международные отношения: Ежемесячный журнал (Москва) —
  204. Обозреватель Observer: ежемесячный информационно-аналитический журнал- Орган Всероссийского общественно-политического движения «Духовное наследие» (Москва) —
  205. Регионология: научно-публицистический журнал (Саранск) —
  206. Российская газета (Москва) —
  207. Российская Федерация сегодня: общественно-политический журнал Федерального Собрания Парламента Российской Федерации (Москва) —
  208. Северная Осетия: республиканская ежедневная газета (Владикавказ) —
  209. Стенографический отчет РСО Алания (Владикавказ) —
  210. Осетия сегодня: республиканская ежедневная газета (Владикавказ)-219. Эксперт (Москва) —
  211. Экономист: ежемесячный научно-практический журнал (Москва) —
  212. Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика: журнал Института экономики и управления в промышленности (Москва) —
  213. Центральная Азия и Кавказ: журнал социально-политических исследований (Лулио/Швеция) —
  214. Южный Федеральный: газета Северного Кавказа-
  215. Internationale Politik/ Международная политика (официальное издание Немецкого общества международной политики (German Society for Foreign Affairs, Bonn) с краткой информацией об издании и содержании последнего номера)-225. MIBA Friday Newsletter.
Заполнить форму текущей работой