Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы книжного дизайна и тенденции формирования дизайн-концепций в постсоветский период конца XX — начала XXI вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Появилась необходимость пересмотреть традиционную историческую трактовку эволюции книги как предмета материальной культуры. В результате анализа феномена книги как основного носителя информации, и в тоже время автономного резервного хранилища знаний в бурном развитии коммуникативной среды, выявлены и изложены фундаментальные проблемы и прикладные задачи книжного дизайна, определены основные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Фундаментальные проблемы и прикладные задачи книжного дизайна
    • 1. 1. Фундаментальные проблемы и прикладные задачи. Основные направления и пути в книжном дизайне
    • 1. 2. Радикальное направление
      • 1. 2. 1. Кодотворческий путь
      • 1. 2. 2. Формотворческий путь
    • 1. 3. Традиционное направление
      • 1. 3. 1. Конструктивный путь
      • 1. 3. 2. Декоративный путь
  • Глава 2. Дизайн-концепции в книжном дизайне постсоветского периода конца XX—начала XXI вв
    • 2. 1. Дизайн-концепция
    • 2. 2. Основные эстетические тенденции формирования дизайн-концепций
      • 2. 2. 1. Социокультурная тенденция
      • 2. 2. 2. Авторская тенденция
      • 2. 2. 3. Авторитарная тенденция
    • 2. 3. Организационные аспекты дизайн-концепции книгоиздательской деятельности
    • 2. 4. Дизайн-консалтинг как новая форма дизайнерской практики в книгоиздании
  • Глава 3. Модель издательства как процесс подготовки кадров
    • 3. 1. Редактор—дизайнер. Структурная связь
    • 3. 2. Редактор—дизайнер. Творческий союз
    • 3. 3. Профессиональные игры как часть учебного процесса
    • 3. 4. Методические рекомендации по дисциплине «Художественно-техническое оформление печатной продукции» (дизайн) для подготовки редакторов
      • 3. 4. 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
      • 3. 4. 2. Издательская деятельность
      • 3. 4. 3. Примерный перечень практических занятий

Проблемы книжного дизайна и тенденции формирования дизайн-концепций в постсоветский период конца XX — начала XXI вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В XXI веке книгу как системно-фундаментальное явление еще труднее определить, так же как нельзя задать границы таким понятиям как художник или ученый. Книга как символ культуры, как хранилище знаний, как объект творчества, как материальный предмет на протяжении всей истории своего существования являла собой воплощение эстетических тенденций, художественно-конструктивных концепций, свойственных тому или иному времени. Книга, как и любая вещь, живет в своем времени. А в мире предметов, создаваемых дизайнерами, как утверждал В. Н. Ляхов, «как бы аккумулируется определенным образом преломленный общественный идеал прекрасного». [80, С. 37] Книга «бесконечно разнообразно воздействует на наши чувства и разум, возбуждая их не только смыслом прочитанного, но, и это чрезвычайно важно, образной формой своей материальной организации» [80, С. 60].

С конца 60-х до середины 80-х годов XX века в отечественной искусствоведческой литературе широко освещались и обсуждались проблемы организации книжной формы, публиковались книги художников, рассказывавших о своем практическом опыте, труды теоретиков, историков и критиков. Поднимались не только частные вопросы формообразования, особое внимание уделялось целостной, эстетически осознанной форме книги, которая воздействует на человека, дополняет и активизирует комплекс функциональных качеств издания, месту книги в числе информационных систем и роли книжного дизайна. В постсоветский период встречались лишь отдельные публикации на тему дизайна книги. Между тем на рубеже XX—XXI вв. в отечественном книгоиздании сложилась совершенно иная, нежели в советское время ситуация. Децентрализация книжного дела в России в конце 80-х годов XX в. способствовала появлению и исчезновению в результате конкурентной борьбы множества издательств. Сложившаяся в 80—90 гг. социально-экономическая ситуация дала толчок к появлению все более мелких специализированных групп читателей, образующих своеобразные маркетинговые ниши, на которые ориентировались вновь созданные издательства, особенно малые. Это способствовало постоянному росту количества названий и одновременно снижению среднего тиража одного названия в отличие от громадных тиражей, характерных для централизованного книгоиздания. С развитием цифровых технологий и рыночных отношений в России острее стали вопросы о месте книги среди других средств передачи и хранения информации, специфике ее создания, проектирования и производства. Научно-техническая революция внесла существенные изменения в миропонимании людей. Появилось такое понятие как мир виртуальный, который можно увидеть, почувствовать, как бы проникнуть внутрь. Все чаще, вместо «зритель», «слушатель», «читатель» звучит слово пользователь. Компьютерный мир стал неотъемлемой частью современной жизни. Сеть Internet стала быстрым средством общения, при помощи которого информация передается со скоростью ее появления. Наряду с компьютерными играми широкое распространение получили компьютерные газеты, журналы, книги и другие издания. В полиграфии развивались новые виды оперативной цифровой печати. На смену старым способам тиражирования пришло большое количество копировальной и множительной техники. Появились целые направления в искусстве, использующие цифровые технологии.

Компьютер как инструмент дизайнера дал более широкие возможности в формообразовании изобразительной поверхности книжного разворота и книжного пространства в целом. Творческие поиски в создании художественно-выразительного языка с применением цифровых технологий позволили расширить возможности читателя-зрителя или созерцателя в эстетическом общении с книгой, найти выход за пределы плоскости листа. Теперь книга-предмет среди других вещей, окружающих человека в повседневной жизни — телевизора, компьютера, калькулятора, электронного будильника и др., уже не «кирпичик на полке», а аппарат, действия которого могут перемещать человека в пространстве и времени. В этом смысле понятие изобразительная поверхность приобрело иное понимание как грань сложной конструкции, состоящей из многих элементов, каждый из которых может существовать автономно и выполнять различные эстетические и информационные функции. Книга в ряду носителей информации не конкурирует с радио, кино, телевидением, компьютером, а является основным объединяющим элементом информационной структуры. Например, в среде художественного произведения есть книга, кино, видеофильм, телесериал, радиопостановка, компьютерная игра, комиксы и т. п. Таким образом, содержание сообщения посредством применения разных кодовых систем, передается от источника к потребителю, с учетом его интеллектуальных потребностей и эстетического вкуса.

Новый этап в практике отечественного книгоиздания потребовал пристального внимания к проблемам книжного дизайна в условиях конкурентной борьбы на рынке, нового осмысления его роли как эстетической составляющей издательского дела, влияния на процессы формообразования факторов редакционной деятельности, издательской политики, маркетинга.

Основываясь на подходе к проектированию книги как объекту синтеза, принципиально новым стало выдвижение на первый план дизайн-концепции книгоиздательской деятельности в целом, как организационно-эстетической составляющей книгоиздания, а не отдельных изданий. В рассматриваемый период времени книжный дизайн был более зависимым от потребительских требований, процесс формообразования книжного пространства оказался под влиянием эстетических вкусов различных групп читателей-потребителей книги.

Для понимания процессов в современном отечественном книжном дизайне потребовалось отойти от общераспространенной историко-временной формы рассмотрения книги как предмета материальной культуры. Новое отношение к книжному дизайну позволило выявить фундаментальные проблемы и прикладные задачи книжного дизайна, что в свою очередь дало возможность определить основные направления и пути в книжном дизайне.

В ряду актуальных необходимо отметить проблему подготовки кадров для книгоиздания, для решения которой определено новое отношение к подготовке дизайнеров книги и других специалистов Предложено ввести в методику преподавания курсы, раскрывающие принципиальную модель издательства. В процессе обучения по такому принципу, студенты могли бы научиться работать в издательских структурах, иметь полное представление о технологии издательского процесса и месте каждого подразделения и специалиста. Результатом обучения могли бы быть совместные курсовые и дипломные работы дизайнеров, иллюстраторов, редакторов, рекламистов, книговедов, экономистов, технологов, представителей всех специальностей. Модель издательства может быть внедрена и в системе послевузовского образования. Модель эффективного издательства в процессе обучения позволило бы лучше использовать творческий потенциал дизайнеров и всех специалистов, связанных в единую издательскую цепь.

Задачи исследования:

1. На базе системного подхода определить феномен книги в развитии коммуникативной среды.

2. Исследовать и дать характеристику процессам, происходящим в современном книжном дизайне.

3. Опираясь на метод дедукции выявить и определить фундаментальные проблемы и прикладные задачи современного книжного дизайна.

4. Определить основные направления и пути в современном книжном дизайне.

5. Раскрыть методологическую основу дизайн-концепции как эстетической составляющей книгоиздательской деятельности в условиях рыночной конкуренции.

6. Проанализировать эстетические тенденции, влияющие на формирование дизайн-концепций, на примере опыта различных издательств.

7. Обосновать целесообразность применения принципиальной модели издательства в процессе обучения специалистов для книгоиздания.

Объект исследования — книжная форма как продукт издательской деятельности, современные тенденции книжного дизайна в России.

Предмет исследования — теория и практика книжного дизайна в контексте проблем формообразования в книжном дизайне и формирования дизайн-концепций в дизайнерской деятельности и политике издательств постсоветского периода конца XX—начала XXI вв.

Научная новизна исследования состоит: в систематизирующем и обобщающем раскрытии понятия: «феномен книжной формы в постсоветский период конца XX— начала XXI вв." — в определении фундаментальных проблем и прикладных задач книжного дизайнав выявлении основных направлений и путей в современном книжном дизайнев анализе тенденций формирования дизайн-концепций книгоизданияв анализе экспериментальной работы со студентами. Методическая и практическая значимость исследования:

1. Разработанная и изложенная в диссертации единая, обобщающая схема процессов книжного дизайна с определением фундаментальных проблем и прикладных задач, направлений и путей в книжном дизайне раскрывает, объясняет логику и тактику современного книгоиздательского дела.

2. Данное впервые определение дизайн-концепции как организационно-эстетической составляющей книгоиздательской деятельности указывает на пользу внедрения предлагаемых методов в издательскую практику.

3. Использование результатов исследования в новой форме издательской практики — дизайн-консалтинге.

4. На основе анализа работы со студентами предложенное использование принципа модели издательской цепи в учебном процессе имеет методическое значение и может быть применено в практике подготовки специалистов.

Методы исследования. Традиционный искусствоведческий анализ, комплексно-системный подход к проблемам книжного дизайна, обобщающая классификация.

Методологическая основа исследования. Традиция российской школы теоретиков и практиков искусства книги и книжного дизайна, в первую очередь, В. А. Фаворского, А. А. Сидорова, В. Н. Ляхова (его методу художественного конструирования уделено особое внимание), в отношении целостности книги, в аспекте проблем книжного синтеза, а также труды Ю. М. Лотмана по семиотике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Автор как дизайнер-практик ставил задачей исследование и анализ проблем современного отечественного книжного дизайна, обозначив временной промежуток как постсоветский период конца XX— начала XXI вв. По мере углубления в материал, были определены три блока проблем:

1. проблемы книжного дизайна;

2. дизайн-концепция книгоиздательской деятельности;

3. подготовка кадров для издательского дела.

Появилась необходимость пересмотреть традиционную историческую трактовку эволюции книги как предмета материальной культуры. В результате анализа феномена книги как основного носителя информации, и в тоже время автономного резервного хранилища знаний в бурном развитии коммуникативной среды, выявлены и изложены фундаментальные проблемы и прикладные задачи книжного дизайна, определены основные направления и пути книжного дизайна, обозначены их соотношения. К числу фундаментальных проблем, которые необходимо учитывать относятся создание форм передачи и хранения информации, разработка графики языкового кодирования и графики неязыкового кодирования информации. В этой связи прикладные задачи книжного дизайна решаются с учетом эстетики графических форм, а также с учетом предметной формы книги, способов ее создания и тиражирования, общественной и потребительской значимости книги. Книжный дизайн основан на поиске нового в области хранения информации, создании и сохранении традиций, что определило два основных направления книжного дизайна: радикальное и традиционное, в свою очередь делящихся соответственно на кодотворческий и формотворческий, конструктивный и декоративный пути. Таким образом, было сформировано новое отношение к книжному дизайну. Что в свою очередь позволило рассматривать книжный дизайн как непрекращающуюся творческую деятельность человека в области передачи и хранения информации, утверждения определенных духовных и эстетических тенденций, а также как элемент социальных и экономических отношений. Новое отношение к книжному дизайну можно передать в виде принципиальной схемы движения содержания сообщения от источника к потребителю, посредством книги, развернув схему связей фундаментальных проблем и прикладных задач книжного дизайна в процессе движения содержания сообщения от источника к потребителю используя для этого схему движения мысли от источника к потребителю Ю. М. Лотмана и принципиальную схему художественного конструирования В. Н. Ляхова в контексте формирования дизайн-концепции. Суть движения содержания сообщения от источника к потребителю посредством книги в том, что при возникновении необходимости передать сообщение, встают вопросы, как и в какой форме? Возникают фундаментальные проблемы кодирования информации и предметной формы для ее передачи. Создаются кодирующий и декодирующие механизмы языка, графика записи информации, способы нанесения на предметную форму. При помощи кодирующего механизма языка создается текстовое сообщение. Далее решаются прикладные задачи формообразования с учетом характерных особенностей потребителя (социальный, национальный, профессиональный и другие факторы). Дизайн-концепция позволяет преобразовать текстовое сообщение в книгу, доступную и удобную для потребителя. Книга расшифровывается потребителем при помощи декодирующего механизма языка, так содержание сообщения доходит до потребителя. (Рис. 60).

Мысль (содержание сообщения).

Фундаментальные проблемы.

Радикальное направление.

Ко дотворческ и й путь.

Кодирующий механизм языка.

Текстовое сообщение.

Прикладные задачи.

Традиционное направление.

Кон структивный путь Декоративный путь.

Дизайн-концепция к н иго издательско «деятельности потребит, требования.

4 14.

Радикальное направление.

Ф ормотво рческ и путь.

Книга.

Декодирую щи й механизм языка.

Мысль (содержание сообщения).

Рисунок 60.

Принципиальная схема движения содержания сообщения от источника к потребителю посредством книги.

По результатам изучения деятельности ряда издательств было определено понятие дизайн-концепции как организационно-эстетической составляющей книгоиздания. Анализ процесса, при котором текстовое сообщение, организованное в материальную форму книги посредством той или иной дизайн-концепции становится предметом рыночной конкуренции, позволил выявить три основные эстетические тенденции формирования дизайн-концепций:

Социокультурная тенденция. Дизайн-концепция может быть создана для удовлетворения эстетических вкусов определенной социальной группы, что позволяет иметь постоянную клиентуру и соответственно прибыль.

Авторская тенденция. Реализация личной или коллективной творческой инициативы службы дизайна издательства. Первичным в дизайн-концепции становится принципиально отличающийся от существующих в данное время эстетический принцип, положенный в основу предпроектных исследований.

Авторитарная тенденция. Удовлетворение эстетических вкусов руководителя издательства. При этом выявлены объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс и результат преобразования текстового сообщения в книгу-предмет. Объективным фактором является внутренняя логика процесса формообразования, подчиненная дизайн-концепции. Субъективным фактором является вмешательство извне инородного элемента во внутреннюю логическую цепочку процесса формообразования.

В зависимости от тенденций, дизайн-концепции формировались как в русле конструктивного пути, так и в русле декоративного пути традиционного направления.

Анализ книжного дизайна постсоветского периода конца ХХ-начала XXI вв. показал, что в основном он формировался в конкурентной борьбе с учетом требований рынка. В ходе изучения дизайн-концепций различных издательств были выявлены новые виды в издательской деятельности, такие как предварительная продажа рекламных полос в тематическом издании, что является использованием книги как инструмента PR (Public Relation), и дизайн-консалтинг как инструмент формирования дизайн-концепции книгоиздательской деятельности в целом и реализации отдельных издательских проектов.

Дизайн-консалтинг — относительно новое для России явление, активно применявшееся в рекламе, архитектуре, ландшафтном дизайне, веб-дизайне и т. п. В издательском деле дизайн-консалтинг как вид профессиональой деятельности не сформировался в систему и имел эпизодический характер. Чаще это были не только консультации, но и разработка структуры, типовых схем и элементов дизайна. Возможно, что со временем дизайн-консалтинг в книгоиздании получит более широкое распространение. Это касается консультаций по созданию дизайн-концепции издательства, как вновь организованного, так и расширяющего свою деятельность или обновляющего дизайн своей продукции, а так же рекомендации по формированию дизайн-концепции производственной фирме, решившей заняться издательской деятельность. Работа дизайнера в качестве консультанта как самостоятельная профессиональная деятельность ориентирована на взаимодействие с маркетинговой службой издательства, выступающего в роли заказчика, не только в вопросе удовлетворения эстетических запросов потребителей, но и в решении задач формирования и воспитания эстетического вкуса читателей, повышения художественного уровня изданий.

На основании исследования работы издательских структур, а также изучения программ подготовки кадров для издательского дела обозначены проблемы подготовки кадров для книгоиздательского дела и предложено внедрить принцип моделирования издательских процессов в ходе обучения студентов и повышения квалификации специалистов.

Исследование показало необходимость интеграции книговедения и дизайна в разработке методик преподавания соответствующих дисциплин, а также в издательской практике.

Результаты диссертационной работы имеют научное, практическое и методическое значение для специалистов издательского дела, искусствоведов, дизайнеров, художников-иллюстраторов, преподавателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Б. Ритмическая структура книги. — М., 1974.
  2. Е.Б. Художественный образ книги. — М., 1993.
  3. Е., Белъчиков И., Быкова В., Художественное конструирование и оформление книги. — М., 1971.
  4. A.A. Бук-дизайн: итоги последнего десятилетия // Книжное дело в России: Проблемы. Анализ. Прогноз. — 1992.—№ 1.
  5. A.A. Книжный дизайн в современных условиях // Полиграфия. — 1993. — № 4.
  6. В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX в.1. М., 1987.
  7. A.A. Общее книговедение. — М., 1987.
  8. А.И. К вопросу о методах книговедческих дисциплин. // Книга: Исследования и материалы. — 1974. Сб. 29.
  9. Бауэр Фридрих. Книга как создание печатника. — М., Л., 1926.
  10. H.B. Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. — М., 1980.
  11. Г. П. Азбука книжного дизайна. — СПб., 2003.
  12. С.С. Эстетика книжных пропорций. — М., 1997.
  13. С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций. —М., 2005.
  14. И. Эсперанто-русский тематический словарь — М., 1991.
  15. ГерчукЮ.Я. Эпоха политипажей. — М., 1982.
  16. Ю.Я. Художественная структура книги. — М., 1984.
  17. Ю.Я. История графики и искусства книги. — М., 2000.
  18. ГессенЛ. Оформление книги. — JL, 1928.
  19. П.Г. Справочник художественного и технического редакторов. — М., 1988.
  20. Г. Энциклопедия по печатным средствам информации. — М., 2004.
  21. В. О дизайне. — М., 1970.
  22. А.Д. Художник и книга.— М., 1964.
  23. H.A. Композиция. Гармония формы. Форматы. — М., 1992.
  24. КН., Енгалычев В. Ф. Безмолвный мысли знак. — М., 1991.
  25. A.A. Современные проблемы типологии книги. — Воронеж, 1989.
  26. В. Границы архитектуры. — М., 1971.
  27. Г. О книге. — М., 1992.
  28. И. От Средних веков к Возрождению. — М., 1975.
  29. В.И., Мунипов В. М., Федоров М. В. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность. — М., 1990.
  30. Декоративное искусство. № 3. М., — 2000.
  31. Дизайн в высшей школе. ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. — М., 1994.
  32. Дизайн и бизнес: Как создать конкурентоспособный товар / ВНИИТЭ. — М., 1997.
  33. Дизайн на Западе. ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. — М., 1994.
  34. Добиан-Рождественская O.A. Из жизни мастерских письма. — Л., 1925.
  35. С.Ф. Оформление книги. Редактору и автору. — М., 1985.
  36. Должностные инструкции для издательских и полиграфических организаций. — М., 2001.
  37. . Роль дизайна в книгоиздании. // КомпьюАрт. — 2001. —№ 2.
  38. М.П. Феномен книги. // Книга: Исследования иматериалы. 1995. — Сб. 71.
  39. Как издать книгу: Советы. Нормативы. Справки. Адреса / Общ. ред. Мильчин А. Э. — М., 1994.
  40. K.M. Двойная спираль истории: Историософия проектизма. — М., 2002.
  41. K.M. Тысячеглазый Аргус. — М., 1990.
  42. Е.И. История письменности и книги. — М., 1955.
  43. Книга и мировая цивилизация.— М., 2004. Т.1.
  44. Книга как художественный предмет. Часть первая. — М., 1988.
  45. Книга как художественный предмет. Часть вторая. — М., 1990.
  46. Книга. Энциклопедия. — М., 1999.
  47. Книгопечатание как искусство. —М., 1987.
  48. Книга в культуре возрождения. — М., 2002.
  49. Е.И., Маковеев Н. П. Эффекшвное издательство. Менеджмент и маркетинг в издательской деятельности.—М., 2000.
  50. Композиция изданий. Особенности проектирования различных типов изданий.—М., 2000.
  51. О.В. Типографика идентификации и учета. Штрих-код. — М., 2001.
  52. В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс.— М., 1997.
  53. Е.Ф. Русская футуристическая книга. — М., 1989.
  54. В.Ф. Концепция современной книги. Система. Структура. Модель. // Книга: Исследования и материалы. — 1985. —Сб. 50.
  55. В. Типографика в терминах и образах. — М., 2000.
  56. А.И. Шрифт. История, теория, практика. — М., 2003.
  57. Э. Д. Художник и книга. — Л., 1964.
  58. М.Н. Книга в процессе общения. — М., 1927.
  59. А.Н. Лаборатория конструктивизма. — М., 2000.
  60. В.В. Путь к книге. — М., 1985.
  61. В.А. Изменение предметного облика книги в условиях компьютеризации книгоиздания. // Университетская книга. — 1999. —№ 5.
  62. Ю.Левин С. Непопулярное и отталкивающее // НОМИ: Новый мир искусства. — 2000. № 6.1.ЛеКорбюзье. Модулор. — М., 1976.
  63. Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 1985.
  64. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. — М., 1994.
  65. С. Ф. История книги. — СПб., М., 1913.
  66. Ю.М. Внутри мыслящих миров. — М., 1996.
  67. Ю.М. Об искусстве. — СПб., 1998.
  68. В.С. На заре книгопечатания. — Л., 1959.
  69. В.Н. Очерки теории искусства книги. — М., 1971.
  70. В.Н. О художественном конструировании книги. — М., 1975.
  71. В.Н. Искусство книги. — М., 1978.
  72. А.В. Делатели печатного слова. — М., 1992.
  73. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. — М., 2003.
  74. Методика художественного конструирования. Дизайн-программа // ВНИИТЭ- В. Ф. Сидоренко и др.— М., 1987.
  75. А.Э. Культура книги: Что делает книгу удобной для читателя. — М., 1992.
  76. А.Э. Культура издания. Как надо и как не надо делать книги. — М., 2002.
  77. А. Теория информации и эстетическое восприятие. — М., 1966.
  78. М. В. Книжное дело в России в XIX и XX веках. — Л., М., 1931.
  79. Д. Проблемы дизайна. — М., 1971.
  80. Е.Л. Возникновение славянского книгопечатания.1. М., 2003.
  81. Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. — М., 2000.
  82. Обложка ленинградских художников в 1927 году. — Л., 1928.
  83. Обри Бердслей. — М., 1992.
  84. Общество и книга: от Гутенберга до интернета. — М., 2000.
  85. Основы оформления советской книги. Под ред. А.А. Сидорова1. М., 1956.
  86. Т.А. Полное руководство по HTML. — Минск. 2001.
  87. В.В. Книжное искусство. Замысел оформления. — М., 1961—1962.
  88. П.А. Моделирование структуры иконических знаков в проектных языках. — М., 2000.
  89. П.А. От Палеописьменности к рекламе. Опыты моделирования единого визуального языка — рукопись.
  90. П.А. Семиология — дизайн: теория и практика. — М., 2000.
  91. Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 г.1. М., 1998.
  92. Программа по дисциплине композиция изданий для высших учебных заведений. Специальность 51 900 — «Графика». М., 1995.
  93. Проблемы международного вспомогательного языка — М., 1991.
  94. Проблемы рукописной и печатной книги. — М., 1976.
  95. В.И. Дизайн и конкуренция // США.— Экономика, политика, идеология.— 1998.— № 7, 12.
  96. Г. П. Дизайн книги. — М., 1988.
  97. .В. Пространственные построения в древнерусской живописи. — М., 1975.
  98. .В. Пространственные построения в живописи.1. М., 1980.
  99. H.A. Психология читателя и книги. — M., JI., 1929.
  100. H.A. Что такое библиологическая психология. — Л., 1924.
  101. Э. Типографика. — М., 1982.
  102. Рукопись — художественный редактор — книга / Сост. Е. Б. Адамов. — М., 1985.
  103. В.И. О художественном конструировании учебников. — М., 1980.
  104. Н. Книга в социокультурном взаимодействии России со странами ближнего зарубежья. — М., 2001.
  105. A.A. И.Ф. Рерберг. — М., 1947.
  106. A.A. Пятьсот лет после Гутенберга. — М., 1969.
  107. Современный дизайн и наследие ВХУТЕМАСа / Редкол.: С.О. Хан-Магомедов и др. / ВНИИТЭ.— М., 1982.
  108. М.П. М.В. Маторин. — М., 1948.
  109. М.П. Г.И. Фишер. — М., 1950.
  110. Средства дизайн-программирования: Методические материалы/ ВНИИТЭ.— М., 1987.
  111. Стандарты по издательскому делу. — М, 1992.
  112. Теоретические концепции и творческие школы в дизайне / Редкол.: С.О. Хан-Магомедов и дрУВНИИТЭ. — М., 1981.
  113. Товарный знак в Европе и России. — СПб., 2002.
  114. Ю.Н. Иллюстрации. — М., 2002.
  115. Р. Недизайнерская книга о дизайне. — СПб., 2002.
  116. .А. Семиотика искусства. — М., 1995.
  117. В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. — М., 1986.
  118. Д. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. — СПб, 2004.
  119. П.А. Священник Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. — М., 1996.
  120. П.А. Сочинения. — М., 1996. Т. 2.
  121. Н.И. Эль Лисицкий — конструктор книги // Искусство книги. — 1962. — Вып. 3.
  122. А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг. — М., 1984.
  123. Человек читающий. — М., 1990.
  124. М. Зверский Т. Система книги. Семиотика книги. — М., 1981.
  125. Я. Значение традиций в типографском искусстве. // Искусство книги. — 1970. — Вып. 6.
  126. Швецова-Водка Г. Н. Функциональная сущность и свойства книги. // Книга: Исследования и материалы. — 1995. — Сб. 71.
  127. Д. Эстетические критерии типизации изданий. — М., 1982.
  128. Щелкунов М. К История. Техника. Искусство книгопечатания. — М., 1926.
  129. Д.Н. Проектная концепция в дизайне систем // Труды ВНИИТЭ/ Техн. эстетика. — 1979.— Вып.22 — С.55—75.
  130. Эко У. Отсутствующая структура. — М.- Л., 1998.
  131. Энциклопедический словарь Ф. Павленкова. — СПб., 1913.
  132. Энциклопедия книжного дела. — М., 1998.
  133. Эстетская революция. // Деловая хроника — М., 2002. — № 9.
  134. Ф.И. Цвет в искусстве книги. — Киев. 1987.
  135. Barker M. Book design & production for small publisher. — San Francisco, 1990.
  136. Blyden V. Book Design and Manufacture. — Pittsburgh, 1987.
  137. Bove T., Rhodes Ch., Thomas W. The art of Desctop Publishing. — New York, 1986.149. Emigre. — 2000. № 51.
  138. Hurlburt A. Publication of Design. — New York. 1976.
  139. Karson D. The End of Print. 1995.
  140. Lee M. Bookmaking. — New York, 1979.
  141. Poinor R. The Graphic Edge.
  142. Williamson H. Methods of Book Design. — New Haven, 1983.
  143. Willson A. The Design of Books. — Layton, 1974.
Заполнить форму текущей работой