Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Динамика структуры и содержания субъективной модели профессии психолог на разных этапах профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с возросшей популярностью профессии «психолог», наряду с расширением рынка образовательных услуг, зачастую не соответствующих (отвечающих) требованиям качества, увеличивается количество специалистов психологов, профессиональная подготовка которых не соответствует задачам которые перед ними ставит жизнь. Возникшая ситуация, прежде всего, негативным образом сказывается на качестве… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Моделирование окружающего мира и профессии
    • 1. Общие теоретические основы моделирования
    • 2. Элементы субъективной модели профессии
      • 2. 1. Подструктура гностических элементов субъективной модели профессии, выраженных в основных характеристиках профессионального психологического мышления

      § 2.2. Подструктура регулирующих элементов субъективной модели профессии, выраженных в основных характеристиках структуры профессиональной мотивации (Особенности мотивационной структуры личности субъекта) в процессе профессиональной подготовки).

      § 3. Теоретический анализ феномена образа мира и роль образа профессии в

      § 3.1. Взаимодействие образа мира и образа профессии.

      § 4. Особенности деятельности психолога (Цели, задачи, содержание и структура профессиональной деятельности психолога).

      § 5. Структура профессиональной подготовки психолога.

      Глава 2. Психодиагностика динамики структуры и содержания субъективной модели профессии в процессе профессиональной подготовки психолога.

      § 1. Методологические основы экспериментального исследования.

      § 2. Описание основной части эксперимента.

      § 3. Модель профессии психолога для студентов 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го курсов (КГТУ, НФ ИЭУП, МарГУ).!.

      § 4. Моделирование и мышление.

      § 5. Моделирование и мотивы.

      § 6. Психологические механизмы и закономерности динамики содержания субъективной модели профессии психолога.

      Выводы.

Динамика структуры и содержания субъективной модели профессии психолог на разных этапах профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В связи с возросшей популярностью профессии «психолог», наряду с расширением рынка образовательных услуг, зачастую не соответствующих (отвечающих) требованиям качества, увеличивается количество специалистов психологов, профессиональная подготовка которых не соответствует задачам которые перед ними ставит жизнь. Возникшая ситуация, прежде всего, негативным образом сказывается на качестве оказываемой психологической помощи, что может, отразиться на восприятии профессии психолога и отношении к ней общества в целом. В результате сложившейся ситуации возникает необходимость тщательного контроля уровня и качества профессиональной компетентности на раннем этапе профессионального развития специалиста психолога — этапе профессиональной подготовки. Осуществление данного контроля предполагает анализ системы профессиональной подготовки специалиста психолога, анализ системы профессиональных, личностных качеств и свойств, обусловливающих эффективность профессиональной деятельности и решение профессиональных задач, а так же выделение факторов, влияющих на профессиональное развитие специалиста психолога. При анализе системы профессиональной подготовки психолога можно выделить проблему определения содержания обучения, с учетом основных характеристик профессиональной деятельности, обусловленных спецификой профессиональных задач (структура, содержание, цели, требования и т. д.), а при анализе системы профессиональных, личностных качеств и свойств, и факторов, влияющих на профессиональное развитие специалиста, обусловливающих эффективность решения профессиональных задач, профессиональной деятельности, особого внимания заслуживает проблема формирования «образа профессии», «субъективной модели профессии» в процессе познавательной деятельности. Поскольку процесс профессионального развития специалиста является не стихийным, а регулируемым и управляемым посредством субъективной модели профессии (по Р.В. Габдрееву), возникает необходимость более подробного и тщательного исследования ведущих характеристик субъективной модели профессии, для того чтобы на ее основе построить (сконструировать) систему адекватной (отражающей ведущие аспекты профессиональной деятельности) и эффективной (формирующей высокий уровень необходимых ЗУН) профессиональной подготовки, систему ее контроля и оценки. Исследования процесса профессиональной подготовки, профессионального становления субъекта, развития профессионального самосознания и др. широко представлены в работах Е. А. Климова, Н. С. Глуханюк, И. В. Дубровиной, Д. Н. Завалишиной, Т. В. Кудрявцева, А. К. Марковой, Ю. К. Стрелкова, В. Д. Шадрикова, Р. В. Габдреева и др. Однако, в рассмотренных выше исследованиях специально не ставилась задача системного построения профессиональной подготовки психолога с учетом уровня способности к моделированию, не исследован и вопрос формирования и управления субъективной моделью профессии, факторов, детерминирующих ее структурные и динамические особенности. Обозначенный выше круг вопросов определяет актуальность и значимость данного исследования.

Целью работы является исследование психологической структуры и содержания субъективной модели профессии психолога на разных этапах профессиональной подготовки.

Исходя из поставленной цели, предполагается решение ряда задач, отражающих сущность сформулированной проблемы:

1. Осуществить обзор научной и методической литературы в области профессиональной подготовки психологов и выявить основные характеристики лежащие в основе построения субъективной модели профессии «психолог»;

2. Исследовать ведущие компоненты профессионального психологического мышления, определяющие построение субъективной модели профессии и учебной деятельности;

3. Исследовать компоненты профессиональной мотивации на разных этапах профессиональной подготовки психологови их влияние на построение субъективной модели профессии.

4. Провести анализ психологической структуры, содержания и выявить динамические характеристики субъективной модели профессии «психолог» на разных этапах профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования:

Успешность профессиональной подготовки можно повысить, если в ее систему включить задачу по формированию модели профессии на основе ее составляющих: субъективных моделей познавательной деятельности и профессиональной подготовки, а также воздействуя на систему мотивационных составляющих этого процесса.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки психологов.

Предмет исследования — моделирование профессии «психолог» стуЧ дентами специальности психология на разных этапах профессиональной подготовки.

В исследовании приняли участие студенты специальности «психология» Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева (КГТУ), Марийского государственного университета (МарГУ) и Нижнекамского филиала института экономики, управления и права (НФ ИЭУТТ) 1−5 курсов в количестве 255 человек.

Общеметодологические основы исследования: -принцип единства сознания и деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — -системно-деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В.Д.Шадриков);

— субъектно-деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский);

— концепция профессионального самоопределения (Е.А.Климов) — -моделирование в мышлении (А.В.Брушлинский) — -моделирование в познавательной деятельности (Р.В.Габдреев);

— концепция построения психологической службы и требований к психологу (И.В.Дубровина, Н.С. Глуханюк).

Методы исследования:

— теоретический: обзорно-аналитический;

— эмпирический: анкетирование, опрос («Профессиональная мотивация», «Сфера профессиональных предпочтений (модифицированный опросник Ио-вайши)», «Опросник мотивации В.К. Гербачевского», «Когнитивный стиль» адаптированный A.A. Алексеевым), стандартизированные тесты «IQ Айзенка», «Методика изучения оперирования психологическими данными (технология, разработанная на основе программы профессиональной подготовки специалиста психолога, автор — Р.В.Габдреев)», экспертный метод (Группы экспертов составили доктора, кандидаты психологических наук — направления: 1 — психология труда, 2 — общая психология);

— интерпретационные: методы статистической обработки эмпирических данных.

Научная новизна исследования:

В осуществлении — анализа моделирования студентами специальности психология на разных этапах профессиональной подготовки профессии «психолог»;

Выявлении и описании психологических механизмов мышления и мотивации, обусловливающих моделирование студентами профессии «психолог» на разных этапах профессиональной подготовки;

Определении возможности диагностики успешности профессиональной подготовки по основанным (ведущим) характеристикам (процесса моделирования) и модели профессии и познавательной деятельности.

Практическая ценность исследования:

В том, что:

— разработана методика изучения (диагностики) оперирования психологическими данными (технология, разработана на основе программы профессиональной подготовки специалиста психолога, автор — Р.В. Габдреев);

— проведена оценка психологической готовности к решению профессиональных психологических задач в системе профессиональной психологической деятельности;

— осуществлена диагностика уровня сформированности, адекватности субъективной модели профессии, познавательной деятельности, с целью прогнозирования дальнейшего профессионального развития студентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Структурные и динамические особенности субъективной модели профессии «психолог», проявляющиеся в иерархических (выделение учебных дисциплин в порядке их значимости), качественных (характер выделяемых учебных дисциплин, их предметная отнесенность), количественных (количество классов в структуре субъективной модели), структурных (тип и структура модели), функциональных характеристиках элементов, их соотношений, в характеристиках связей между ними, различны на разных этапах профессиональной подготовки.

2. Успешность профессиональной подготовки определяет адекватная субъективная модель профессии, лежащая в основе модели познавательной деятельности, формирование которой обусловливают особенности структурно-функциональных (тип мышления, стиль мыслительной деятельности) и операциональных компонентов («направление — путь» решения задачи) мышления студентов на разных этапах профессиональной подготовки, а также особенности структуры профессиональных мотивов (сбалансированность, структурированность). 3. Адекватность субъективной модели профессии обусловливает не только совокупность дисциплин (курсов) учебной программы, но и порядок их расстановки в процессе профессиональной подготовки и референтометриче-ская группа профессорско-преподавательского состава.

Апробация результатов: основные положения исследования изложены в 4 опубликованных статьях, обсуждены на заседаниях кафедры инженерной психологии и педагогики Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, на межрегиональных научно — практических конференциях (Пермь 2001,2002; Самара 2001; Шадринск 2003; Казань 2002, 2003, Санкт-Петербург 2003).

Структура работы: диссертация содержит введение, две главы, заключение, список литературы (198 наименований) и приложение.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Выявленные структурные и динамические особенности субъективной модели профессии «психолог», проявляющиеся в иерархических, качест венных, количественных, структурных, функщюнальных характеристи ках элементов, их соотношений, в характеристиках связей между ними, имеют существенные различия на разных этапах профессиональной подготовки. Различия эти обусловлены действием факторов объективно го (программа профессиональной подготовки, уровень интеллектуально го развития и т. д.) и субъективного (особенности компонентов мышле ния, особенности структуры профессиональных мотивов) характера.2. Полученные результаты свидетельствуют о том, что адекватная субъек тивная модель профессии, лежащая в основе модели познавательной дея тельности, определяет успешность профессиональной подготовки.3. Выявленные особенности структурно-функциональных (тип мышления, когнитивный стиль) и операциональных компонентов («направление — путь» решения задачи) мышления студентов на разных этапах профес сиональной подготовки обусловливают уровень сформированности и адекватность субъективной модели профессии.4. Выявленные особенности структуры профессиональных мотивов (сба лансированность, структурированность) обусловливают адекватность субъективной модели профессии.5. Выявленные особенности субъективной модели профессии, уровень ее сформированности и адекватность на разных этапах профессиональной подготовки обусловлены факторами профессиональной подготовки в условиях разных вузовских систем, причем адекватность субъективной модели профессии обусловливает не только совокупность дисциплин.

(курсов) учебной программы, но и порядок их расстановки, а так же ста тус преподавателя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М: Наука, 1980.
  2. Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.
  3. Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994.
  4. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., Советское радио, 1970.
  5. Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев — Наукова думка, 1965. — 303 с.
  6. Н.М. Моделирование сложных систем. Киев — Наукова думка, 1968. — 87 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды. Т. 2. М.: Педагогика, 1980.-287 с.
  8. .Г. Сенсорно перцептивные характеристики индивидуального развитиячеловека//Вопр. психологии. 1968. № 1. с. 3- И.
  9. .Г. Человек как предмет познания. М., 2000. 287 с.Ю.Андронов В. П. Психология профессионального мышления. Саранск, 2000. 206 с.
  10. А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и кн. 2. М., 1982. Антология современной психологии конца 20 века (По материалам конференции ПСИХОЛОГИЯ СОЗИДАНИЯ). Ежегодник. Российское психологическое общество. Том 7, выпуск 3., Казань, 2001. 378 с.
  11. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971. Анохин П. К. Теория отражения и современная наука омозге. М., 1969.
  12. Л.И. К психологии личности как развивающейся систе-мы//Психология формирования и развития личности. М., 1987. С. 3 -19.
  13. Е.Ю., Стрелков Ю. К. Профессиональная составляющая образа мира. В кн.: Мышление, общение: активное взаимодействие с миром. Сб. науч.тр. /Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1988. С. 52−65.
  14. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  15. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М, 1984.
  16. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  17. М.Я. Личность и профессия. М., 1926.
  18. H.A. Моделирование в биологии. М.: Наука, 1963. — 217 с.
  19. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., Медицина, 1966.
  20. Д.Б. Интеллектуальная активность, как проблема творчества. -Ростов-на-Дону, 1983.
  21. A.A. Профессионализм ученого психолога: характеристики, типология / Вопросы практической психологии. Саратов, 1996.
  22. A.A. Психологу быть профессионалом обязательно//Вестн. Балтийской академии. Вып. 3. 1996.
  23. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
  24. А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественных психологов практиков/Московский психотерапевтический журнал. 1999. № 1. С. 63 — 76.
  25. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991.
  26. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 411.
  27. A.B. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  28. A.B. Субъект, мышление, учение, воображение. М.- Воронеж, 1998.
  29. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
  30. Л.М. Психические процессы: В 2-х томах. Л.: Т. 1. 1974. Т.2. 1976.
  31. .М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
  32. В.А. Моделирование в науке и технике. В кн.: Наука и человечество. — М.: знание, 1966, с. 376 — 395.
  33. В.А. К вопросу о классификации моделей и методов познания. -Известия вузов. Энергетика, 1961, № 10, с. 123−137.
  34. В.А. Некоторые методологические вопросы моделирования. Вопросы философии, 1964, № 11, с. 73 74.
  35. В.А. Принципы моделирования и высшее образование. Вестник высшей школы, 1972, № 11, с. 29−34.
  36. A.A., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М.: НИИВШ, 1986. 40 с.
  37. М. Продуктивное мышление. М. 1987.
  38. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  39. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя-практика. М, Дело, 1991.
  40. Л.С. Собрание сочинений в 6 -ти томах. Т.З. М., 1983.
  41. П.Я. исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. с. 236.
  42. Р.В. Психологические аспекты профессиональной диагностики // Психологические резервы инженерной подготовки / Тез. докл. науч.-практич. конф. Казань, 1987, с. 28−29.
  43. P.B. способность студентов к моделированию. В кн.: Теоретические и прикладные исследования по психологии. Казань: Изд-во КГУ, 1977, с. 83−90.
  44. Р.В. К вопросу использования моделирования в учебном процессе. Сборник аспирантских работ. Казань: Изд-во КГУ, 1977, с. 187 — 193.
  45. Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. Издательство Казанского университета, 1983.
  46. Р.В. Структура профессиональной самостоятельности и содержание ее компонентов. Тез. докладов научно-практич. конф. «Проблемы перестройки высшего образования». Казань, 1990. с. 19.
  47. Р.В., Тугушев Р. Х. Системные исследования когнитивных процессов субъекта деятельности. Саратов- Казань, 1999. 100 с.
  48. Р.В., Фукин А. И. Психологические механизмы овладения профессиональной деятельностью. Набережные Челны, 2000, 143 с.
  49. Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М.: Наука, 2001. — 167 с.
  50. Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург, 2000.
  51. И.Л. Связь между целями обучения и обучающими системами. Человеческий фактор. Т. 3. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов/Под ред. Е. К. Масловского. Часть II. М.: Мир, с. 56 81.
  52. A.A. Актуальные проблемы изучения образного мышления//Вопр. психологии. 1984. № 1. С. 114 119.
  53. A.A., Дружинин В. Н., Дрынков A.B. Проблемы психологии образа //Психол. журнал. 1984. Т.5, № 2. С. 124 128.
  54. И.Б. Кибернетические модели творчества. М., Знание, 1969. с. 8.
  55. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойстванервной системы. М., 1977.
  56. K.M. Профессиональная пригодность и проблема закрепления кадров//Вопросы теории и практики профориентации. М., 1972. с. 69 -76.
  57. М.А., Крылов A.A., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 220 с.
  58. .А. индустриально-педагогическая психология. М.: Просвещение, 1981,208 с.
  59. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. БГУ, -1976.
  60. С.А. Субъектность как фактор формирования учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов. Автореф. дисс. кандидата психол. наук. Казань, 2003. 23 с.
  61. Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. М.: Наука, 1985.221 с.
  62. Д.Н. Оперативное мышление и принятие решения // Проблема принятия решения. М., 1976. с. 105 — 112.
  63. Д.Н. Конкретное мышление профессионала. В кн.: Образ в регуляции деятельности / под ред. Н. Л. Мориной, В. И. Козлова. М.: Российское психологическое общество, 1997. -218 с. с. 56 — 65.
  64. Д.Н. Профессиональные способности как синтез психических потенциалов человека. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.
  65. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика. 1984. 152 с.
  66. H.H. Профессиональная ориентация школьников. М., Просвещение, 1989.
  67. H.H., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. М., Просвещение, 1989.
  68. Э.Ф. Психология профессионального образования. Екатеринбург, Уральский проф. пед. Ун-т. 2000. 397 с.
  69. Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.
  70. В.П. От генезиса ощущений к образу мира В кн.: А. Н. Леонтьев и современная психология (Сборник статей памяти А.Н. Леонтьеву) / Под ред. A.B. Запорожца и др. М., 1983. С. 140 — 149.
  71. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., МГУ, 1987.
  72. Интеллектуальные процессы и их моделирование. Изд-во Наука, 1987. 397 с.
  73. Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М., Педагогика, 1983.
  74. A.B. Психологический анализ процессов принятия решения в деятельности. Ярославль, 1985. 80 с.
  75. A.B. Психологический анализ трудовой деятельности: Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1988.
  76. A.B. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1991.
  77. . М. Обобщения как логическая операция. Вопросы философии, 1965, № 12, с. 46−57.
  78. .М. О творчестве в науке и технике. М.: Мол. Гвардия, 1987. 192 с. >
  79. В.Н. Структурная модель мышления и проблема генезиса психики.-Л., 1984.
  80. А. А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. Казань, 1978. — 112 с.
  81. Е. А. Индивидуальный стиль деятельности.— Казань: Изд-во КГУ, 1969.-277 с.
  82. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
  83. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов -на-Дону, 1996.
  84. Е.А. Психология профессионала. М., 1996. 400 с.
  85. Ю. И., Поспелов Д. А. Модель отображения ситуации в мозгу человека. В кн.: Основные подходы к моделированию психики и эвристическому программированию. — М., 1968. — 513 с.
  86. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.
  87. Когнитивная психология. М.: Наука, 1986. 204 с.
  88. O.A. Психологические механизмы саморегуляции деятельности. М., 1980.
  89. H.H. Модель специалиста: Назначение. Содержание. Принципы и методы построения // Формирование личности специалиста в вузе. Грозный, 1980. с. 29 37.
  90. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-304 с.
  91. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика. 1970. 221 с.
  92. Т.Б. Мотивационная структура профессиональных намерений в процессе оптации и профессиональной подготовки в вузе: Автореф. Дисс. Кандидата психол. Наук. 1997.
  93. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  94. А.Н. К психологии образа // Вестн. Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 1986. № 3. С. 72 — 76.
  95. А.Н. О механизме чувственного отражения // Вопр. психологии. 1959. № 2. С. 19−41.
  96. А.Н. Психология образа //Вести. Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. С. 3 — 13.
  97. А.Н. Мышление. // ФЭ. т. 3. — М., 1964.
  98. Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа / Вестн. Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 1988. № 2. С. 3 — 14.
  99. .Ф. Системность в психологии. Избранные психологические труды. Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В.А. Понома-ренко. Москва Воронеж, 1996.
  100. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.444 с.
  101. А.Р. Высшие корковые функции. МГУ., 1969.ЮЗ.Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. 162 с.
  102. C.B. Психологические механизмы теоретического мышления: теория в науке и учебной деятельности: Монография / Map. Гос. Ун-т. -Йошкар-Ола. 2001. — 260 с.
  103. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
  104. А.К. Психологические проблемы повышения квалификаций / Педагогика. 1992. № 9 10. С. 65 — 67.
  105. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  106. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 203 с.
  107. А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.ПО.Мережников А. П. Формирование концептуальной модели профессиональной деятельности педагога. СПб, 1999.
  108. П.Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учеб. пособие по спецкурсу «Основы психологии личности». Пермь, 1990.
  109. Модели. Алгоритмы. Принятие решений. М.: Наука, 1979 — 250 с.
  110. В.А. Психология конструкторской деятельности. М.: Машиностроение. 1983. 134 с.
  111. В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978.
  112. Н. М. Методы проблемного обучения и границы их применения.— Казань: Изд-во КГУ, 1979.- 158 с.
  113. В. Н. Проблемы отношений человека и его место в психологии.— Вопросы психологии, 1957, № 5, с. 142 154.
  114. Мышление: Процесс, деятельность, общение. М.: Наука, 1982. 287 с.
  115. Мышление учителя. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990.104 с.
  116. H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ. 1988. 166 с.
  117. H.H. Проектное моделирование как творческая деятельность: Автореф. докторской дисс. М., 1987. — 40 с.
  118. И. Моделирование сложных систем.— М.: Мысль, 1965. 334 с.
  119. Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вестн. Моек .ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. № 2. с. 41 -49.
  120. Образ в регуляции деятельности. Под ред. H.JI. Мориной, В. И. Козлова. М.: Российское психологическое общество, 1997. — 218 с.
  121. Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
  122. А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопр. психологии. 1996. № 1. С. 5 19.
  123. Основы инженерной психологии/Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1977.
  124. Д.А. Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение/Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М.: Наука, 1977. гл. 7.
  125. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
  126. В.Ф. Психосемантический анализ профессиональных стерео-типов//Вопр. психологии. 1986. № 3. С. 133 143.
  127. В.А. К проблеме активности личности в познавательной деятельности. В кн.: Проблемы коммуникативной и познавательнойдеятельности личности. Ульяновск, 1981. — 121 с.
  128. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышле-ния//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 4. С. 13 -21.
  129. П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980.-240 с.
  130. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. 309 с.
  131. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255 с.
  132. Познавательные психические процессы /Сост. и общая редакция А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. — 480 е.: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»)
  133. Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967.
  134. Я.А. Психика и интуиция. М., 1967.
  135. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  136. В.А. Одухотворение профессиональной подготовки // Антология современной психологии конца XX века (по материалам конференции психологии созидания). Казань, 2001. С. 148 156.
  137. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е изд. / Под ред. A.A. Крылова и С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000.
  138. Проблема субъекта в психологической науке. Ответственные редакторы: A.B. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. М.: Изд-во Академический проект. 2000. с. 297 314.
  139. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. Воронеж, 1996.
  140. Профессиональная ориентация молодежи. Под ред. К. К. Платонова. М., Высшая школа, 1978.
  141. Профориентация и проблемы занятости молодежи. Омск, 1994.
  142. Психология. Словарь. М., Изд-во полит, лит-ры, 1990.
  143. Психология мышления. Хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, B.B. Петухова. M., 1981.
  144. Психологические основы профессионально-технического обучения. Под ред. Т. В. Кудрявцева. М., Педагогика, 1988.
  145. Психологические этюды: проблемы взаимодействия подсистем психики: Учебно-научное пособие для психологов. Вып. 2 / Под ред. Р.Х. Ту-гушева. Саратов: СЮИ МВД России, 1999. — 277 с.
  146. З.А. Психологические основы профессионального обучения. M.: Изд-во МГУ, 1985. — 207 с.
  147. K.M. Формирование психологического мышления учителя. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1994. 108 с.
  148. Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1992.
  149. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. Минск, 1984.
  150. СЛ. Основы общей психологии. В 2 х томах. М., 1989.
  151. C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.
  152. C.JI. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1973.
  153. П.В. Мотивированный мозг (ВИД и естественнонаучные основы общей психологии). М.: Наука, 1987.
  154. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -Спб.: ООО «Речь», 2002. 350 е., ил.
  155. A.B. Наглядный образ в структуре познания. М., 1971.
  156. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
  157. Е. Э. Пути формирования модели специалистов с высшим образованием. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 136 с.
  158. E.H. Механизмы памяти. МГУ, 1969.
  159. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  160. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия" — Высшая школа, 2001. — 360 с.
  161. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во Ленинградского. Университета. 1988. — 168 с.
  162. .М. Избранные труды: В 2-х томах. М: Педагогика, 1985. Т. 1.330 с. Т. 2. -360 с.
  163. .М. Ум полководца// Проблемы индивидуальных различий. -М., 1961. с. 252−344.
  164. O.K. Психология мышления: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 288 с.
  165. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во МГУ. 1969. — 259 с.
  166. Н.Д. Образ в структуре образов. В кн.: Образ в регуляции деятельности / под ред. Н. Л. Мориной, В. И. Козлова. М.: Российское психологическое общество, 1997. -218 с. с. 152−165.
  167. X. Исследование способностей к наукам. М.: 1960.
  168. Л.М. Моделирование в психологии и психология моделирования. Вопросы психологии, 1977, № 2, с. 15 — 28.
  169. И.Б., Артемьева Е. Ю., Древаль A.B. Образная репрезентация как элемент обучающего общения//Вопросы повышения эффективности обучения и воспитания студентов в медицинском вузе/ 1 Моск. мед. ин т им. И. И. Сеченова. М., 1983. с. 113−118.
  170. И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей структурыобраза мира //Вести. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1990. № 3. с. 42 -50.
  171. X. Мотивация и деятельность. В 2 х т. T.I. М., Педагогика, 1986.
  172. К. Мотивация. Человеческий фактор. Т. 1. Эргономика комплексная научно-техническая дисциплина. / Под ред. А. И. Назарова. М.: Мир, с. 268−297.
  173. Человеческий фактор. Под ред. Г. Салвенди. Пер. с англ. под общей редакцией В. П. Зинченко и В. М. Мунипова: В 6-ти томах. М.: Мир. 1991.
  174. Э.С. Связь профессиональной мотивации и творческой активности инженеров / Вопросы психологии, 1986, № 4.
  175. Э.С., Чикор В. А. Опыт социально-психологического изучения личности инженеров различного должностного статуса. Вильнюс, 1977.
  176. Э.С., Панугеров В. Н., Михеева С. М. Моделирование социально значимых качеств личности инженера различного должностного статуса // Партийная и общественная организация в вузе. Каунас, 1975.
  177. П. А. О некоторых аспектах моделирования студентов в условиях университетов. В кн.: Методология и методы исследования проблем педагогики высшей школы. Тюмень, 1980, с. 79 — 88.
  178. В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль, 1981.
  179. В.Д. Методология инженерной психологии, психологии труда и управлений // Методологические проблемы психологии профессионального обучения. М.: Наука, 1981. с. 43 58.
  180. В.Д. Формирование психологической системы деятельности. Проблемы системогенеза деятельности. — Ярославль, 1980, с. 5 — 31.
  181. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
  182. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 512 е.: ил.
  183. В.А. Моделирование и философия. Л.: Наука, 1966. — 301 с.
  184. Экспертные системы. Ч. Гарт-Янардан, Р. Е. Эбертс, Б. Зимолонг, Ш. Й. Ноф, Г. Салвенди Человесеский фактор. Т. 3. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов / Под ред. Е. К. Масловского. Часть I. М.: Мир, с. 132 220.
  185. В.А. Личность как субъект социальной активности. В кн.: Активность личности в социалистическом обществе. М., Варшава, 1974. -385 с.
  186. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения лично-сти//Методологические проблемы социальной психологии/Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1975.
  187. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., Просвещение, 1969, с. 137.
  188. И.С. Основные направления исследований образного мышления // Вопр. психологии. 1985. № 5. С. 5 16.
  189. М.Г. История психологии. М., Мысль, 1976.
  190. Anthony P. Atkinson. Wholes and their parts in cognitive psychology: systems, subsystems, and persons. Psychology Group, King Alfred’s University College, Winchester, Hampshire, S022 4NR, U.K. email: [email protected].
  191. Harnad Stevan. Grounding symbols in sensorimotor categories with neural networks. Cognitive Sciences Centre Department of Psychology University of Southampton Highfield, Southampton SO 17 1BJ UNITED KINGDOM [email protected]
  192. Hamad Stevan. The symbol grounding problem. Department of Psychology Princeton University Princeton NJ 8 544 [email protected]
  193. Hartzberd F. Motivation to work. N.Y.: Willey, 1959.
  194. Mc. Clelland D.C. The Achieving society. Princeton: Van Nostrand, 1961,213 р.
  195. Super D. E. Vocational development. N.Y., 1957. Инструкция:
  196. Проранжируйте данные дисциплины по их значимости для учебы.
  197. Укажите, каким психологом Вы планируете работать.
  198. Проранжируйте данные дисциплины по их значимости для профессиональной подготовки психолога.
  199. Проранжируйте данные дисциплины с позиции их значения для будущей профессии.
  200. Физиология ВНД и сенсорных систем
  201. Безопасность жизнедеятельности
  202. Введение в специальность 17. Общая психология.Экспериментальная психология 19.0бщий психологический практикум20. История психологии
  203. Зоопсихология и сравнительная психология22. Психогенетика23 .Психодиагностика
  204. Математические методы в психологии25. Педагогическая психология26.Социальная психология27. Психология труда28.Медицинская психология29. Психофизиология30. Инженерная психология
  205. Методика консультационной работы44. История45. Педагогика
  206. Системная диагностика человека47. Психология креативности48.Психосемантика
  207. Психология спец. деятельности 50. Этнопсихология51.Психология менеджмента
  208. Русский язык и культура речи
  209. Методика преподавания психологии
  210. Методологические проблемы эмпирических исследований в психологии
Заполнить форму текущей работой