Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психодиагностика учителем трудностей в обучении младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение проблемы психологизации школы предусматривает целенаправленную подготовку учителя как психодиагноста. Но в связи с тем, что диагностическая деятельность носит опосредованный характер, данная подготовка параллельно с освоением основ теории диагноза, требует обеспечения учителя специальными средствами психодиагностики, учитывающими его компетентность и специфику проблем, с которыми… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки психодиагностики учителем трудностей в обучении
    • 1. 1. Проблемы школьной психодиагностики
    • 1. 2. Специфика психодиагностической деятельности учителя и психодиагностических средств
      • 1. 2. 1. Учитель, как субъект психодиагностики
      • 1. 2. 2. Особенности средств психодиагностической деятельности учителя
        • 1. 2. 2. 1. Средства измерения и оценки объекта психодиагностики
        • 1. 2. 2. 2. Средства описания психодиагностического процесса
        • 1. 2. 2. 3. Средства психодиагностического описания объекта диагностики
    • 1. 3. Типология неуспеваемости, как основа для построения психодиагностических таблиц
      • 1. 3. 1. Педагогические типологии неуспеваемости
      • 1. 3. 2. Типологии психологических причин неуспеваемости
  • Глава 2. Цель, задачи, организация и методы исследования
    • 2. 1. Диагностические таблицы
    • 2. 2. Диагностические задачи
    • 2. 3. Процедура эксперимента
  • Глава 3. Результаты эксперимента
  • Глава 4. Обсуждение результатов эксперимента
    • 4. 1. Оперативность диагноза
    • 4. 2. Адекватность диагноза
    • 4. 3. Количество гипотез
    • 4. 4. Время решения одной задачи
    • 4. 5. Оценка психического состояния
  • Выводы

Психодиагностика учителем трудностей в обучении младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Данная работа направлена на выявление особенностей психодиагностической деятельности учителя и на поиск средств, позволяющих оптимизировать эту деятельность. Актуальность работы вытекает из того, что:

1) Психодиагностическая способность является одним из показателей профессиональной компетентности учителя, тем не менее, изученность особенностей учителя, как субъекта диагностики является недостаточной.

2) Программы ВУЗов на сегодня не удовлетворяют студентов в плане их подготовки как диагностов. Неудовлетворенность чаще всего возникает в работе с учениками, испытывающими трудности в обучении. Учитель сталкивается с необходимостью определить причины этих трудностей, но не может эффективно провести диагностику, не смотря на то, что в ВУЗе ему дается определенный набор психодиагностических методик. Не только стажеры, но и учите-ля-практики испытывают потребность в специальной подготовке их к диагностической деятельности, что было подтверждено результатами анкетного опроса.

3) Решение проблемы психологизации школы предусматривает целенаправленную подготовку учителя как психодиагноста. Но в связи с тем, что диагностическая деятельность носит опосредованный характер, данная подготовка параллельно с освоением основ теории диагноза, требует обеспечения учителя специальными средствами психодиагностики, учитывающими его компетентность и специфику проблем, с которыми он сталкивается в своей повседневной практике. Слабая разработанность подобных средств также обосновывает актуальность проведенного исследования.

Исходя из вышеизложенного, была определена цель исследования: выявить особенности решения психодиагностических задач учителями начальных классов при опосредовании их диагностической деятельности специальными средствами.

В качестве объекта исследования выступали учителя начальных классов и студенты заочного отделения МГОПИ.

Предметом исследования являлись особенности диагностической деятельности учителя.

Гипотеза. Опираясь на исследования в области теории диагноза, мы предположили, что использование учителем специальных диагностических средств, в частности психодиагностического описания объекта диагностики, позволит значительно повысить эффективность его диагностической деятельности.

Для проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Разработать средства описания объекта диагностики для психодиагностической деятельности учителя.

2. Построить психодиагностические задачи, моделирующие трудности в обучении в начальных классах.

3. Провести экспериментальное исследование особенностей решения учителями диагностических задач с использованием и без использования разработанных средств.

В процессе исследования использовались следующие методы: анкетирование, тестирование, включенное наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент. В качестве независимой переменной в эксперименте выступала степень опосредования психодиагностической деятельности учителя (наличие и отсутствие специальных психодиагностических средств). Зависимая переменнаяэффективность решения психодиагностических задач.

Эксперимент проводился индивидуально. Испытуемые — учителя младших классов средней школы N 1041 г. Москвы, были разбиты на две группы — контрольную и экспериментальную. В первой группе задачи решались без использования каких-либо специальных диагностических средствво второй — с применением диагностических таблиц, которые выступали в качестве одной из форм средств описания объекта диагностики. Группы были однородными по полу, опыту практической работы и профессиональной подготовке.

Обработка результатов эксперимента осуществлялась с использованием специального программного обеспечения SPSS + PC (Statistical Paskaje Social Sclnces for IBM), предназначенного для исследований в области общественных наук.

Научная новизна настоящего исследования заключается:

1. В экспериментальной проверке одной из форм опосредования психодиагностической деятельности учителя.

2. В установлении особенностей решения учителем диагностических задач при использовании им психодиагностических таблиц.

3. В обосновании предположения, что таблицы являются наиболее оптимальной формой представления учителю объекта психодиагностики.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что:

1. Экспериментально подтверждено теоретическое предположение об опосредованном характере психодиагностической деятельности учителя.

2. Определены требования к построению диагностических средств для учителя.

3. Показано, что создание средств описания объекта диагностики является перспективным направлением научно-практической работы в области школьной психодиагностики.

Практическое значение работы.

1. Описаны наиболее распространенные диагностические ошибки, встречающиеся в практике учителей.

2. Разработанные и апробированные в ходе исследования психодиагностические таблицы могут найти применение в повседневной диагностической практике учителей.

3. Полученные в результате эксперимента данные могут быть использованы в процессе психологической подготовки учителя (при разработке программ по курсу «педагогическая психология», при создании спецкурса по диагностике трудностей в обучении).

3. Применяемую в исследовании методику можно рекомендовать для разработки на ее основе тренинга диагностических навыков и использовать его при подготовке педагогических кадров к психодиагностической деятельности.

Внедрение результатов исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась на базе экспериментальной школы N 1041 г. Москвы. Основные положения работы и результаты эксперимента обсуждались на аспирантском семинаре и заседаниях кафедры практической психологии МГОПИ и кафедры психологии Хабаровского пединститута. Основные результаты проведенных исследований отражены в трех публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Средства описания объекта диагностики являются важным условием для эффективного проведения учителем диагностической деятельности.

2. Данные средства должны создаваться с учетом требований к построению диагностических средств для учителя.

3. Психодиагностическая таблица является оптимальной формой представления учителю средств описания объекта диагностики.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии (149 наименований литературных источников) и приложениясодержит 6 таблиц и 9 рисунков, набор психодиагностических задач и пакет психодиагностических таблиц для учителей начальных классов. Основной текст диссертации изложен на 110 машинописных страницах.

ВЫВОДЫ.

Исследование по выявлению особенностей решения учителями начальных классов психодиагностических задач позволило провести экспериментальную проверку ряда положений теории диагноза, а именно было подтверждено, что:

1. наличие у психодиагноста диагностического описания обследуемого позволяет существенно повысить эффективность диагностического процесса;

2. попытка установления психологического диагноза без описания объекта диагностики превращает научно-практическую диагностическую деятельность в исследовательскую, что увеличивает трудоемкость постановки диагноза;

3. перспективным направлением повышения качества психоди-агнстической деятельности является разработка и оснащение ее специальными средствами, в частности средствами описания объекта диагностирования.

Выдвинуто и обосновано предположение, что диагностические таблицы являются наиболее оптимальной формой представления учителю данных средств.

Проведена экспериментальная проверка психодиагностических таблиц, разработанных с учетом требований к построению диагностических средств для учителя.

Такими требованиямми являются: учет уровня психологической компетентности педагога, специфики его терминологического аппарата, а также учет особенностей самой диагностической деятельности учителя (опора на малоформализированные методы диагностики, преобладание интуитивного компонента в диагностической деятельности, повышенные требования к оперативности).

Экспериментально установлены некоторые особенности решения учителями диагностических задач с использованием таблиц. В частности зафиксировано значительное улучшение качества диагноза и снижение его трудоемкости, а также эмоциональная удовлетворенность диагностической деятельностью.

Анализ результатов эксперимента позволил объяснить данные особенности тем, что применение таблиц оптимизирует диагностический процесс за счет того, что таблицы, выступая в качестве формы существования диагностических знаний позволяют: а) систематизировать имеющихся у учителя стихийные психодиагностические знания и опытб) конкретизировать диагностические понятияв) преодолевать характерные для стихийной диагностики диагностические ошибки, такие как: отождествление диагноза с коррекцией, ограниченность диагноза феноменологическим уровнем, ограниченность мышления диагностическими стереотипами.

Говоря о практическом значении результатов исследования, следует отметить, что:

1. Разработанные и опробированные в ходе исследования психодиагностические таблицы могут найти применение в повседневной диагностической практике учителей.

2. Полученные в результате эксперимента данные могут быть использованы в процессе совершенствования психологической подготовки учителя (при разработке программ по курсу педагогическая психологияпри создании спецкурса по диагностике трудностей в обучении).

3. Применяемую в исследовании методику можно рекомендовать для разработки на ее основе тренинга диагностических навыков и использовать его при подготовке педкадров к психодиагностическ-кой деятельности.

Перспективы дальнейших исследований связаны с созданием и апробацией новых пакетов диагностических таблиц, в частности для других возрастных групп школьников.

Большой интерес представляет также работа по дальнейшему изучению учителя как субъекта диагностики, направленная на выявление связи эффективности диагноза с личностными особенностями диагноста, его стажем, возрастом. Такая работа на наш взгляд позволит более глубоко понять природу диагностических ошибок учителей и построить определенную модель диагноста, которую можно использовать при отборе и подготовке педагогических кадров.

Белым пятном в психолого-педагогической подготовке остается разработка программ по обучению учителей коррекционным умениям. Без них диагностическая подготовка является неполной. Теория педагогической коррекции как таковая еще не сложилась. В этой области предстоит еще многое исследовать.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию.-Брест, 1993, — 144 с.
  2. И.С., Щебланова Е. И. Развитие познавательных процессов у школьников с разной успешностью // Новые исследования в психологии.- 1988.- N 1.- С. 44−49.
  3. АйкинЮ.А., Бурлачук А. Ф. Психодиагностика учителю // Вопр. психологии. 1989.- N5, — С. 84−85.
  4. М.К., Гуревич K.M., Зархин В. Г. Диагностика ин-дивидуально-психологических различий в обучении // Вопр. психологии. 1984.- N 6, — С. 71−78.
  5. Д.В. Психологические профили неуспевающих учащихся: Методика психологических исследований Г. И. Россалимо.-Н.Новгород, 1913, 7 с.
  6. А. Психологическое тестирование: В 2 кн.- М., 1982.
  7. А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М: «Альфа», — 1993, — 170 с.
  8. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. А. И. Полищука.- Киев, 1979, — 124 с.
  9. Ю.К. Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М., 1987, — 347 с.
  10. И. Бабанский Ю. К. Оптимизация педагогического процесса.-Киев, 1984.- 287 с.
  11. Ю.К. Оптимизация процесса обучения, — Ростов н/Д, 1972, — 347 с.
  12. Т.Ю. Структура и психологические условия формирования специальных диагностических умений у будущих учителей иностранного языка. Дис. канд психол наук.- М., — 1990, — 233 с.
  13. М.М., Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму.- М., — 1991.-106 с.
  14. А.С. Вопросы диагностики отклонений в нравственном развитии учащихся // Сов. педагогика.- 1976, — N 8.- С.38−42.
  15. П.П. Школьная неуспеваемость // Избранные педагогические произведения. М., 1961.- 458 с.
  16. A.A. О задачах, стоящих перед школьным психологом // Научно-практические проблемы школьной психологической службы, М., 1987, — С. 19−24.
  17. .Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способы ее коррекции на начальном этапе обучения: Ав-тореф. дис. канд. психол. наук, М., 1989.- 18 с.
  18. Е.М., Логинова Г. П. Диагностика умственного развития учащихся на основе качественного анализа теста // Вопр. психологии.- 1986.- N 2.- С. 149−155.
  19. Л.Ф. Психодиагностика личности: понятийный аппарат и методы исследований: Дис. доктора психол. наук, — Киев, 1989.- 55 с.
  20. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь- справочник по психологической диагностике.- Киев: Наукова думка, 1989.- 200 с.
  21. Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возраст-но-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей, — М.: МГУ, 1990, — 136 с.
  22. Г. А. Диагностика и коррекция умственного развития в начальных классах.- Ереван: Луйс, 1985.- 215 с.
  23. А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста,— М.:ВНИИК «Школа», 1989, — 89 с.
  24. Г. Основы психодиагностики // Психодиагностика: теория и практика, — М.: Прогресс, 1986.- С.27−103.
  25. Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике // Психодиагностика: теория и практика. М., 1986.- С.124−151.
  26. Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей. М., 1981, — 118 с.
  27. В.И., Гильбух Ю.3. Актуальные проблемы школьной психодиагностики // Сов. педагогика. 1978.- N 8.- С.53−61.
  28. В.И., Гильбух Ю.3. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопр. психологии.- 1976.- N 4.- С.16−30.
  29. В.И., Гильбух Ю.3. Школьная психодиагностика: достижения и перспективы.- Киев: Знание, 1980, — 48 с.
  30. Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства: Собрание сочинений в 6 т.- М., 1983.-Т.5.- С.257−221.
  31. В.П. Психодиагностика и коррекция специфического отставания по математике у младших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- Киев, 1981.- 25с.
  32. Ю.Ф. Педагогическое исследование дошкольников.-М., 1992.- 63 с.
  33. A.M. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления, — М., 1954, — 92 с.
  34. Гильбух Ю.3. Актуальные проблемы профессиональной психодиагностики, — Киев: Знание, 1977, — 21 с.
  35. Гильбух Ю.3. О качестве оценок учителями свойств старшеклассников // Новые исследования в психологии.- М., — 1978. -N1.- С.18−22.
  36. Гильбух Ю.3. Психодиагностическая функция учителя: пути реализации // Вопр. психологии.- 1989.- N 3, — С. 80−87.
  37. Ю.З. Психодиагностика в школе,— М.: Знание, 1989, — 79 с.
  38. Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабоуспевающим учащимся: Пособие для учителей классов выравнивания, — Киев, 1985.- 176 с.
  39. Ю.З. Учитель и психологическая служба школы.-Киев, 1993, — 143 с.
  40. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания.- М.: Педагогика, 1989.- 160 с.
  41. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьного психолога / Сост. Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушкова. М.: ВНИИК «Школа», 1989.- 88 с.
  42. Р. Основы психологического эксперимента.-М.: МГУ, 1982. 463 с.
  43. K.M., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы, — М.: Знание, 1992.- 80 с.
  44. K.M. Что такое психологическая диагностика.-М.: Знание, 1985. 80 с.
  45. Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991.- 80 с.
  46. Ю., Волраб У. Диагностические программы как вариант тестов обучаемости // Психодиагностика: теория и практика.-М., 1986, — С. 152−206.
  47. Детский практический психолог в системе народного образования / Под ред. И. В. Дубровиной, А. М. Прихожан. М., 1990, — 48с.
  48. Детский тест «Диагнотика эмоциональных отношений в семье»: методическое руководство, — Обнинск: «Принтер», 1993.-33 с.
  49. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: сб. научных трудов / Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: АПН СССР, 1987. 178 с.
  50. Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков: методические рекомендации.- Вильнюс, 1988.- 15 с.
  51. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова.- Саратов, 1989.-208 с.
  52. В.Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей: Дис. доктора психол. наук.-М., 1991.337 с.
  53. И.В. Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы: Дис. доктора пси-хол. наук, М., 1988, — 311 с.
  54. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики, — М.: Педагогика, 1991.- 232 с.
  55. Ю.М. Развитие советской психологии и задачи психологической службы // Психол. журнал, — 1984, — Т.5. N 6.-С. 3−21.
  56. Р.П. К вопросу о диагностике психологических причин отставания младших школьников // Герценовские чтения 25. Педагогика.- Л., 1972. С.141−142.
  57. Е.К. Психологическая характеристика наиболее типичных групп неуспевающих первоклассников // Обучение и развитие младшего школьника, — М., 1976, — С.30−35.
  58. Измерение интеллекта детей. Пособие для психолога-прак-тика / Под ред. Ю.3.Гильбуха.- Киев, 1992.- 133 с.
  59. С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе // Вопр. психологии. 1986, — N 3. — С.53−62.
  60. К. Педагогическая диагностика,— М.: Педагогика, 1991, — 240 с.
  61. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопр.психологии. 1984. — N 4. — С.89−95.
  62. В.Г. К анализу психологических причин, вызывающих типичные ошибки учащихся в обучении // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в средней школе с целью повышения эффективности учения школьников.- Ростов н/Д., 1976, — С.97−105.
  63. З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога,— М.: Знание, 1982.- 96 с.
  64. П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Вопр. психологии.-1983, — N 6, — С. 43−49.
  65. П.Я. Определение интеллектуальной подготовленности к обучению в школе при помощи обучающих тестов // Актуальные проблемы подготовки детей к обучению в школе.- Таллин.- 1987.-С.60−77.
  66. Е.А. дальнейшие шаги в разработке проблем психодиагностики // Вопр. психологии. 1982. — N 2. — С. 153−154.
  67. А.Ф. Особенности индивидуального психологического консультирования как диалогического общения: Дис.. какнд. психол. наук, М., 1991. — 182 с.
  68. Коррекционные классы в структуре средней общеобразовательной школы: Методические рекомендации.- М.: НИИ общ. педагогики АПН СССР, 1988, — 62 с.
  69. .Б. Актуальные проблемы и перспективы развития психодиагностики // Психол. журнал, — 1985, — Т 6, — N 4, — С.18−23.
  70. М.М. Изучение личности учащихся со слабой успеваемостью // Психология личности: теория и эксперимент.- М., 1982, — С. 145−153.
  71. А.Н., Лурия А. Р., Смирнов A.A. О диагностических методах психологического исследования // Сов. педагогика. -1968. N 7.- С. 65−77.
  72. А. Г. Методы исследования умственного развития ребенка. М.: МГУ, 1980.- 34с.
  73. Лейметс X.0. 0 психологической службе в школе // Психодиагностика и школа. Таллин, 1980, — С. 32−39.
  74. И.Г. О педологических извращениях в системе нар-компросов.- М., 1936.
  75. Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику.-М.: «Альфа», 1993. 63 с.
  76. В.И. Области применения психологической диагностики и специфические требования к методикам в различных областях // Вопросы диагностики и психического развития, — Таллин, 1974, — С. 102−104.
  77. В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.- М., 1989, — 104 с.
  78. Д.В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика.- М., 1992. 35 с.
  79. А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.- Петрозавдск, 1992, — 180 с.
  80. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Сов. педагогика. 1990.- N 8.-С.82−90.
  81. А.К. Психология труда учителя: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  82. Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников // Вопр. психологии.- 1984.- N4.- С.152−154.
  83. М.В. Мотивация учения младших школьников.- М.: Педагогика, 1984, — 144 с.
  84. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психол. труды.- М.: Педагогика, 1989, — 218 с.
  85. H.A. Психологические проблемы неуспеваемости школьников, М., 1971.- 270 с.
  86. H.A. Психологические проблемы преодоления школьной неуспеваемости // Сов. педагогика.- 1970.- N 11.-С. 70−82.
  87. Методические рекомендации по снятию адаптационных трудностей у школьников-новичков / Сост. Л. И. Закутская, — Киев, 1986. 20 с.
  88. Методы психодиагностики учащихся: методические рекомендации для студентов и учителей / Сост. И. М. Юсупов.- Казань, 1986. 38 с.
  89. О некоторых причинах неуспеваемости школьников // Вопросы психологии обучения, — Минск, 1976, — С.81−90.
  90. Н.й. Как предупредить неуспеваемость школьников, — Минск, 1977, — 80 с.
  91. Н.И. Типы неуспевающих школьников: Авто-реф. канд. психол. наук, М., 1967.- 22 с.
  92. Научно-методические основы и опыт организации школьной психологической службы // Тезисы докл. Республиканской научно-практической конференции.- Ташкент, 1988.- 229 с.
  93. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сборник научных трудов / Отв. ред. И. В. Дубровина. М.: НИИ общ. и педагогической психологии АПН СССР, 1988, — 166 с.
  94. Научно-практические проблемы школьной психологическойслужбы: Тезисы докладов всесоюзной конференции / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1987. в 2 т.
  95. Н.И. Психологический анализ обучения детей 3−7 лет. М., 1983. — ИЗ с.
  96. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет.-М., 1992.- 160 с.
  97. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сталина. М.: МГУ, 1987.- 304 с.
  98. Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А. Г. Лидерса. М., 1991, — 79 с.
  99. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера.- М.: Педагогика, 1988, — 135 с.
  100. Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития / Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, — 1986, — 204 с.
  101. Л.И., Мастюкова Е. М. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопр.психологии. 1989, — N1.-0. 55−62.
  102. Л.И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития младших школьников: Учебно-методическое пособие.- Абакан: АГПИ, 1990.- 69 с.
  103. Н.В. Психологические особенности детей с разной успешностью в обучении: Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1976.- 31 с.
  104. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии:
  105. Учебное пособие / Под ред. А. А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1990.- 272 с.
  106. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З. И. Калмыковой. М., 1975, — 207 с.
  107. Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников: Сборник научных трудов / Отв. ред. А. М. Матюшкин.- М.: НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР.- 19 857- 160 с.
  108. Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума / Под ред. К. М. Гуревича.- Таллин, 1980, — 199 с.
  109. Психодиагностика: теория и практика / Под ред. Н. Ф. Талызиной.- М.: Прогресс, 1986.- 205 с.
  110. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.- 232 с.
  111. Психологическая диагностика- ее проблемы и методы / Под ред К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М., 1975.- 177 с.
  112. Психологическая диагностика учащихся: Методические рекомендации для опытно-экспериментальной работы / Под ред. В. Н. Юренкова и др. Минск, 1988.- 40 с.
  113. Психологическая коррекция умственного развития учащихся: Пособие для школьных психологов, М., 1990.- 88 с.
  114. Психологическая служба в школе: Тезисы симпозиума.-Таллин, 1983.- Часть 2.- 196 с.
  115. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н. М. Пейсахова.- Казань: КГУ, 1977.- 280 с.
  116. Психологические особенности слабо успевающих школьников / Под ред. И. Ломпшера, — М.: Педагогика, 1984, — 184 с.
  117. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Под ред. В. И. Лубовского.- М.: Педагогика, 1989,104 с.
  118. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской.- М.: Педагогика, 1971.- 172 с.
  119. Психологический анализ причин неуспеваемости школьников: Методические разработки для педагогической практики студентов дневного и заочного отделений / ЛГПИ им А. И. Герцена.- Л.-1981.- 24 с.
  120. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -449 с.
  121. Психолого-педагогическая подготовка учителей: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. И. Рувинского.- М.: НИИОПП, 1988, — 172 с.
  122. Психолого-педагогическая диагностика и ее организация в школе: Учебные задания к практическим занятиям.- Минск, 1988.-36 с.
  123. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабоподготовленным ученикам: Пособие для учителей классов выравнивания / Сост. Ю.3.Гильбух.- Киев, 1985.- 175 с.
  124. Психологическая служба в школе: Тезисы симпозиума. В 2-х частях.- Таллин, 1983.
  125. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991, — 303 с.
  126. М. Помощь трудным детям,— М.: Прогресс, 1987, — 420 с.
  127. Е.С., Усановаа 0.Н., Потемкина О. Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии:
  128. Учебное пособие, — M., 1990, — 150 с.
  129. Д. Психодиагностика как необходимая составная часть педагогического мастерства учителя // Вопр. психологии. 1984, — N 4, — С. 149−152.
  130. P.A. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости в начальных классах: Дис.канд. психол. наук.- М., 1991, — 168 с.
  131. л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся.- М., 1961, — 695 с.
  132. Е.А. Объективный учет успешности в школе 2-й ступени, — Л., 1929, — 30 с.
  133. Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения, — М.: Педагогика, 1984, — 472 с.
  134. Ю.Л. О принципах применения психодиагностики в школьной психологической службе: Сборник научных трудов / Отв. ред. И. В. Дубровина. М.: АПН СССР, 1984, — С. 29−34.
  135. В.В. Тесты учебных способностей для первого класса, — Киев, 1992, — 72с.
  136. Г. М. Некоторые особенности поведения младших школьников в ситуации постоянного неуспеха // Проблемы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности.-М., 1984, — С. 88−91.
  137. А., Штелин С. В чем причина малоуспешности наших детей в школе. М., 1909, — 63 с.
  138. Л.М., Каплунович И. Я., Пушкина Т. А. Подготовка будущего учителя к психодиагностической деятельности, как компонент его профессиональной подготовки // Психологическая служба вшколе: Тезисы симпозиума.- Таллин, 1983.- С.75−78.
  139. B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М., 1977.- 120 с.
  140. Дж. Готовность детей к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе.- М.: Педагогика-пресс, 1992.- 128 с.
  141. В. Современные задачи психодиагностики в социалистических странах. Братислава, 1983, — 222 с.
  142. Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике, — Ростов н/Д, 1993, — 88 с.
  143. М.М. Дети второгодники.- Л., 1927.- 44 с.
  144. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха.- М.: Медицина, 1988, — 272 с.
  145. Экспериментальные исследования индивидуальных психологических особенностей детей как средство предупреждения неуспеваемости.- Куйбышев, 1976.- 87 с.
  146. Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.- 553 с.
  147. Beers C.S., Beers J.W. Early identification of learning disabilities: fact and fallacias //The elementary school journal. New York, 1980, — v 81, — N 2.- P. 67−76.
  148. Hynd A. The school psichologist: An introdaction.- New York, 1983.
  149. Reynolds C.R., Gutrin T.B. The hendbook of School psichology.- New York.- 1982, — 500 p.
  150. Stones E., Anderson D. Educational abjectives and the teaching of Educational psichology.- London, 1972.- 253 p.
Заполнить форму текущей работой