Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политические механизмы обеспечения безопасности туристской деятельности в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Андронова И В Политико-правовые и социокультурные условия становления гражданского общества в современной России / И В Андронова — Саратов Изд-во Сарат ун-та 2004 Борисенков, А, А О соотношении государственного и политического управления / А, А Борисенков//Вестник ун-та Серия Гос и муниц упр, 2000 -№ 2, Баврин, А И Пути совершенствования механизма государственного управления в современной России… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Понятие и специфика туристской деятельности как источника опасности
    • 1. 2. Политологическая концептуализация проблем безопасности туристской деятельности
  • Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ И НОРМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Сущность, принципы и основные направления государственной туристской политики
    • 2. 2. Политические практики обеспечения безопасности туристской деятельности

Политические механизмы обеспечения безопасности туристской деятельности в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В сфере туризма в последние пятнадцать лет происходят существенные изменения, отражающие те серьезные процессы социально-экономических и политических преобразований, которые происходят в российском обществе. Туризм стал отраслью, весьма привлекательной для предпринимательства, с каждым годом появляется все больше коммерческих организаций, оказывающих туристские услуги населению. Постепенно развивается и совершенствуется туристская инфраструктура, формируется соответствующий сегмент рынка труда, создается и новая система государственного регулирования туристской деятельности, возникают новые подходы к формированию государственной политики в сфере туризма как составной части внутренней и внешней политики государства, которая включает в себя систему вырабатываемых государством целей и приоритетов, а также реализуемых механизмов и способов регулирования туристской деятельности, направленных на поддержку и развитие доступного и безопасного туризма.

Государственная стратегия развития туризма в России предполагает совершенствование всей туристской отрасли, придавая особое значение обеспечению приемлемого уровня безопасности при совершении туристской деятельности.

Туристская деятельность напрямую связана со сферой, непосредственно затрагивающей человека, его здоровье, безопасность, социально-экономические права и личное достоинство. Туристское путешествие, как бы оно не было грамотно подготовлено, практически всегда содержит элементы потенциальных рисков, которые необходимо учитывать субъектами туристского рынка. В случае несбалансированного процесса организации туристской деятельности с учетом интересов лишь отдельных его участников, а также вопреки концепции устойчивого развития туризм и его элементы могут представлять реальную угрозу безопасности личности, общества и государства, окружающей природной среде.

Всемирная туристская организация системы Организации объединенных наций провозглашает безопасность туризма главнейшим из его условий. В связи с этим резко возрастает значимость повышения уровня безопасности граждан и организаций, осуществляющих туристскую деятельность, как приоритетного направления реализации государственной политики в исследуемой сфере.

Государственная туристская политика еще не стала предметом серьезных политологических исследований. Туризм довольно обстоятельно рассматривается в экономических и социологических науках как инструмент достижения общенациональных целей, а также решения многих экономических и социальных проблем общества. Однако следует заметить, что туристская деятельность, непосредственно затрагивающая интересы развития культуры, занятости населения, транспортного сектора, гостиничного и санаторно-курортного комплекса, охраны окружающей среды, поддержания безопасности, укрепления международных отношений, представляет собой систему взаимодействующих элементов не только между собой, но и с государственными структурами. В таком качестве турбизнес не только формирует политические способы, методы и средства развития туризма в стране, но и содействует (хотя и косвенным образом) решению некоторых политических задач, стоящих перед государством, что свидетельствует о политологической принадлежности заявленной темы.

В настоящее время в России нет единой национальной политики в области защиты и безопасности туристской деятельности, в которой определялись бы основные направления и цели для властей, организаций и туристского бизнеса. Поэтому изучение и использование международного опыта в этой области, а также научное обоснование происходящих процессов позволит ускорить принятие важнейших решений в этом направлении.

Необходимость рассмотрения этих вопросов на комплексной системной основе в рамках политической науки обусловливает актуальность 1емы данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследуемая диссертантом проблема в отечественной науке С1ала предметом специального внимания относительно недавно. Тем не менее, уже накоплен некоторый пласт трудов, положения и выводы которых образуют основу для ее углубленной проработки. С известной долей условности все работы, авторы которых в гой или иной степени касаются изучаемого предмета, можно разделить на несколько групп.

К первой относятся исследования непосредственно туристской деятельности как системного процесса и источника опасности. Так, вопросам организации и развития туризма посвящено множество фундаментальных трудов, позволяющих выявить специфику туристской деятельности как источника опасности. К таким ключевым для нашего исследования работам следует отнести работы И. В. Зорина, Е. Н. Ильиной В. А. Квартальнова, В. С. Петровского, М. М. Маринина1. Достаточно обстоятельно определяются источники опасности в туризме в работах, А П. Бгатова, Н. И. Гаранина, И. А. Заниной, А. Б. Косолапова, Е. Л. Писаревского, Ю. Г. Сапронова, у.

О. В. Соколовской, Л. П. Шматько". Представляют значительный интерес работы Л. В. Васильевой, В. Г. Гуляева, М. А. Жуковой, Г. А. Карповой, В. Н. Макарова, Е. М. Максаровой, С. А. Севастьяновой, И. Н. Селиванова,.

1 Зорин И В Туристика / И В Зорин, В, А КвартальноеМ Советский спорт, 2001, Ильина Е Н Туро-перейтинг организация деятельности / Е Н Ильина — М Финансы и статистика 2008 Квартальное В, А Туризм теория и практика Избранные труды В 5-ти томах / В, А Квартальное — М Финансы и статистика, 1998 Петровский В С Торизм как общественное явпение / В С Петровский — Киев Спутник т) риста 1983, Маринин М М Туристские формальности и безопасность в туризме / М М МарининМ Финансы и статистика, 2004.

Бгатов, А П Безопасность в туризме / А П Бгатов — М Форум 2007 Гаранин Н И Менеджмент безопасности в туризме и гостеприимстве /НИ Гаранин — М Советский спорт 2005 Сапронов Ю Г Безопасность жизнедеятельности Обеспечение безопасности в туризме и туристской индустрии / Ю Г Сапронов И, А Занина О В Соколовская — Ростов н/Д Феникс 2009 Косолапов, А Б Управление рисками в туристском бизнесе / А Б Косолапов — М Кнорус 2009 Писаревский Е Л Безопасность туризма Правовое обеспечение В 3-х кн Кн 1 Основы безопасности туризма /ЕЛ Писаревский — М Финансы и статистика, 2007, Шматько Л П Страхование и риски в туризме / Л П Шматько — Ростов н/Д МарТ, 2010.

В. В. Слесарева, А. Д. Чудновского, посвященные региональным аспектам развития доступного и безопасного туризма3.

Вторую группу составляют труды, посвященные общим проблемам безопасности и теории риска. Сюда можно отнести таких авторов, как У. Бек, О. А. Бельков, Э. Гидденс, М. Дуглас, В. И. Зубков, Н. Луман, В. М. Мирошниченко, А. В. Мозговая, Ф. X. Найт, О. Н. Яницкий4. Большой интерес представляют исследования В. А. Бачинина3, который, изучая природу опасностей, предложил классификацию, явившуюся основой концепции безопасности нашего диссертационного исследования.

Третья группа включает в себя труды, посвященные исследованию государственной политики Российской Федерации в сфере туризма и туристской деятельности. Так, вопросам государственного регулирования в сфере туризма посвящены работы Т. В. Абрамовой, Ю. А. Барзыкина, Н. И. Волошина, Н. И. Кабушкина, Л. Е. Калининой, Б. М. Осадина, Я. Е. Парция, Е. Л. Писаревского, А. А. Терещенко6. Кроме того, за послед.

Васильева Л В Организационно-экономический механизм обеспечения устойчивого развития туризма в регионах Автореф дис канд эконом наук — СПб 2006, Гуляев В Г Туризм экономика, управление устойчивое развитие / В Г Гуляев, И Н Селиванов — М Советский спорт, 2008, Жукова М, А Управте-ние индустрией туризма России в современных условиях / А Д Чудновский М, А Жукова — М Кнорус 2010 Карпова Г, А Торизм как фактор повышения) СТОп |пвОС" т раЗВпТнЯ рСГнОпа /ГА Карпова // ! ри-стские фирмы вып 20 — СПб, Невский фонд, 2000, Макаров В Н Проблемы обеспечения безопасности туристов в регионах / В Н Макаров // Горячая линия Туризм, 2006 — № 6, Максарова Е М Основные направления реализации принципов устойчивого развития в туризме /ЕМ Максарова // Известия Российского государственного педагогического университета им, А И Герцена, 2008 — № 12 (85), Севастьянова С, А Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства / С, А Севастьянова — М Кнорус 2010, Слесарев В В Развитие туризма в регионах Российской Федерации (проблемы взаимодействия бизнес-сектора органов государственной власти и некоммерческих организаций) / В В Слесарев // Власть 2009 -№ 09 Чудновский, А Д Социально-экономическое развитие регионов России как фактор формирования спроса на туристские услуги /АД Чудновский — М Кнорус 2008.

4 Бек У Общество риска На пути к другому модерну / У БекМ Прогресс-Традиция 2000 Бельков О, А Опасность как социальное явление и научное понятие / О, А Бельков, В М Мирошниченко // Проблемы безопасности Бюллетень научно-исследовательского центра «Наука XXI», 2008 -№ 1, Гидденс Э Судьба риск и безопасность / Э Гидденс//Альманах THESIS 1994 — № 5 Douglas М Risk and Blame Essays in Cultural Theoiy / M Douglas — London Routledge 1992 Зубков В И Comionoi ическая теория риска / В И ЗубковМ Изд-во РУДН 2003 Луман II Понятие риска / H Луман//Альманах THESIS 1994 -№ 5, Комплексное обеспечение безопасности в субъекте Российской Федерации курс лекций / под ред В М Мирошниченко — СПб Изд-во Политехи ун-та 2006 Мозговая, А В Социология риска возможности синтеза теории и эмпирического знания / А В Мозговая //Риск в социальном пространстве — М Ин-т социологии РАН, 2001, Найт Ф X Риск, неопределенность и прибыль / Ф X Найт — М Дело, 2003 Яницкий О H «Критический случай» социапьный порядок в «обществе риска» /ОН Яницкий // Социологическая теория история, современность перспективы — СПб «Владимир Даль» 2008.

5 Бачинин В, А Политология энциклопедический словарь / В, А БачининМ Изд-во Михайлова В, А 2005.

6 Абрамова Т В Актуальные вопросы государственной политики Российской Федерации в сфере туризма / Т В Абрамова, Ю, А Барзыкин Е Л Писаревский // Туризм право и экономика, 2004 — № 4, Волоние годы выполнены диссертации Н. И. Ильиной, С. А. Кузнецовым, Е. М. Максаровой, В. И. Стржалковским, Ю. С. Путриком и др.7 по политическим и смежным наукам, подтверждающие факт усиления интереса к государственной туристской политике.

Еще одну группу образуют исследования политологического характера, авторы которых достаточно обстоятельно рассматривают политические практики управления в современном государстве. Сюда можно отнести работы И. В. Андроновой, А. А. Борисенкова, А. И. Баврина, Н. И. Глазуновой, В. И. Жукова, В. Л. Романова, Л. В. Сморгунова, В. А. Титаренко, О. Н. Фомина, А. Д. Хлопина, О. Ф. Шаброва и др8.

Анализ изученных материалов показывает, что к настоящему времени созданы серьезные научные предпосылки, сформирован круг основных положений и подходов к изучению государственной туристской политики с шин Н И Правовое регулирование в торизме /НИ Волошин — M Советский cnopi, 2007 ЬСаб>ш-кин H И Государственное регулирование туристской дея 1ельности в РФ / H И Кабушкин — Минск Изд-во БГЭУ, 2001 Калинина ЛЕ Государственное управление в сфере туризма отраспевые принципы / Л Е Калинина // Туризм право и экономика, 2007 -№ 2, Осадин Б Российский туризм в ветвяч законодательной и исполнительной власти / Б Осадин // Туризм практика, проблемы, перспективы, 2003 — № 1, Парций Я Туристская деятельность должна регулироваться на федеральном уровне / Я Парций // Туризм практика проблемы, перспективы 2001 -№ 2 Ппсаревский Е Л Стратегия развития туризма как кпюче-вос паправлСпнС госу дарствс п, но го рсгу чировапня турпстскои деятельности в Российской Федерации ^ Е Л Писаревский//Юридический мир 2011 — № 5, [ерешенкоА, А Государственное регулирование iy-ристской деятельности в правовом пространстве туризма В 2-х ч / А, А Терещенко — M Московский центр Академии туризма, 2000.

7 Ильина H И Государственное регулирование развития туризма в России Автореф дис канд эконом наук — Ульяновск 2000 Кузнецове, А Формирование современной государственной политики Российской Федерации в сфере туризма Дис канд полит наук — M, 2008, Максарова Е H Формирование концепции устойчивого развития туризма для дестинации (на примере Республики Бурятия) Автореф дис канд эконом наук — СПб 2009 Путрик Ю С Формирование и развитие государственной политики в области туризма в Российской Федерации в 1991 — 2009 годах Автореф дис докт ист наук — M 2009 Стржалковский В И Макроэкономические условия развития сферы туризма Автореф дис канд эконом наук — M 2005.

8 Андронова И В Политико-правовые и социокультурные условия становления гражданского общества в современной России / И В Андронова — Саратов Изд-во Сарат ун-та 2004 Борисенков, А А О соотношении государственного и политического управления / А, А Борисенков//Вестник ун-та Серия Гос и муниц упр, 2000 -№ 2, Баврин, А И Пути совершенствования механизма государственного управления в современной России политико-правовой аспект Автореф канд полит наук — M 2007, Глазунова H И Система государственного и муниципального управления / 11 И ГлазуноваМ Велби, Проспект 2008, Политический менеджмент / Под общ ред В И Жукова и дрМ Изд-во института психотерапии, 2004, Романов В Л Социальная самоорганизация и государственность / В Л Романов — M Изд-во РАГС, 2000, Государственное управление и политика / Под ред Л В Сморгунова — СПб Изд-во СПетерб ун-та 2002 Титаренко В, А Политические механизмы управления в Российском государстве Дис докт полит наук — Саратов, 2005, Фомин О H Политические механизмы в зонах социальной конвергенции / О H ФоминСаратов, Изд-во Сарат ун-та, 2002, Хлопин, А Становление гражданского общества в России Институциональная перспектива / А Хлопин // Pio et contia 1998 -№ 4 Шабров О Ф Политическое управление проблема стабильности и развития / Л Ф ШабровМ Интеллект, 1997 учетом особенностей переходного периода. Однако, несмотря на весьма широкий круг ученых и практиков, исследующих в своих работах различные аспекты развития туризма, обращает на себя внимание факт недостаточной научной проработки особенностей государственной политики в области обеспечения безопасности туристской деятельности как приоритетного ее направления. Практически нет работг, посвященных механизмам и способам реализации государственных целей и задач, направленных на развитие и поддержание доступного, ответственного и, главное, безопасного туризма.

Объектом исследования в диссертации является безопасность туристской деятельности в России.

Предмет исследования — формирование политических механизмов, обеспечивающих безопасность туристской деятельности в России.

Целью диссертационного исследования является выявление институциональных характеристик безопасности туристской деятельности.

Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующих исследовательских задач:

— выявить специфику туристской деятельности как источника опасности;

— концептуализировать проблемы безопасности туристской деятельности с точки зрения политической науки;

— определить сущность, принципы и основные направления государственной туристской политики в России;

— выявить возможности и способы применения политических механизмов в практике обеспечения безопасности туристской деятельности в рамках реализации государственной туристской политики в России.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общие научные принципы и методы познания, широко используемые в изучении социально-политических процессов, а также научные подходы, связанные с особенностями избранной проблемы, характеризующейся многогранностью и многофакторностью ключевых понятий (государственная турист8 екая политика, обеспечение безопасности, политический механизм). Так, системный подход способствовал более глубокому осмыслению сущности современной туристской деятельности, выявлению внутренних и внешних особенностей ее функционирования, определению ее структуры. В свою очередь, институциональный подход способствовал раскрытию проблемы как многомерного общественно-политического явления, выделению внутри нее функционально и системно важных элементов и изучению их взаимовлияния. л.

Наиболее важное применение в исследовании получил структурно-функциональный метод, позволивший всесторонне проанализировать сложную, развивающуюся структуру государственной политики в сфере туризма в России, вычленить и рассмотреть ее отдельные элементы и их функциональные отношения в процессе организации туристской деятельности, выражающиеся во множестве политико-управленческих решений, которые предстают в качестве политических механизмов государственного регулирования.

Существенное применение в рамках диссертационного исследования нашел нормативный метод, поскольку одним из важнейших его источников являются законодательные и нормативные акты. Этот метод использовался при отборе и анализе законов и актов различного уровня и направленности, определении их юридического статуса, идеологического содержания в соответствии с современным состоянием изучаемой сферы, а также их адекватности выявленным в исследовании проблемам. Данный метод в дополнение к методу сравнительного анализа применялся при рассмотрении правового пространства политических механизмов регулирования туристской деятельности.

Выводы и рекомендации, предложенные автором, основаны на концепции политического процесса, представляющей государственную политику как результат политической деятельности, имеющей фиксированные ступени и этапы: определение проблем, постановка целей, формирование политики, легитимация, выполнение, оценка и мониторинг в процессе решения общественно-значимых проблем.

Совокупность указанных методов создала, на наш взгляд, прочную исследовательскую базу диссертационной работы, позволила на научной основе решить поставленные задачи.

Источниковую базу исследования составили материалы различных социологических исследований, подлежащие вторичному анализу, а также документы статистического характера, в том числе данные Федерального агентства по туризму, материалы и рекомендации международных туристских организаций (ООН, Всемирной туристской организации), научных конференций, симпозиумов и семинаров.

К источникам, которые подвергались анализу, относятся, во-первых, законодательные акты — Федеральные законы РФ, указы Президента России, постановления Правительства РФ, регламентирующие туристскую деятельность в государстве, международные правовые документыво-вторых, материалы различных туристских компаний, влиятельных объединений туристской сферы, таких как Российский союз туриндустрии и Всероссийское национальное туристское общество.

Также в ходе работы над диссертацией были использованы сведения, собранные автором, и собственные практические наблюдения в сфере туристского бизнеса.

Научная новизна работы заключается в самой постановке и решении значимой политологической проблемы, до настоящего времени не являвшейся предметом специального научного изучения. Она определяется также результатами, достигнутыми в процессе решения поставленных задач — теоретическими выводами, сформулированными предложениями и практическими рекомендациями. Новыми для отечественной науки положениями, выдвинутыми и обоснованными диссертантом, являются следующие:

1. Обоснована необходимость реализации активной государственной туристской политики, вызванная влиянием туризма на социально-экономическую и политическую сферы.

2. Уточнено понятие туристской деятельности как комплексной системы с позиции непосредственного участия политических институтов в ее функционировании.

3. Определена специфика туристской деятельности как источника опасности, так как она изначально содержит условия и факторы, которые при определенных обстоятельствах сами по себе или в различной совокупности обнаруживают враждебную природу.

4. Предложена классификация факторов риска в туризме, адекватных современным угрозам социально-экономического и политического характера, и разработана система мер, предотвращающих или снижающих их негативное воздействие.

5. Разработаны рекомендации по совершенствованию государственной туристской политики, направленной на поддержание и развитие безопасной туристской деятельности в России.

6. Диссертация дополняет и развивает существующие научные представления о туризме в рамках политической науки, предлагает ряд новых направлений анализа взаимодействия публичной власти и туристского бизнеса.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Туристская деятельность по своей специфике представляет собой систему, включающую различные структурные элементы (туристские организации и предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельностьграждане, имеющие намерение совершить путешествиеполитические институты, прямо или косвенно воздействующие на сферу туризма), которые находятся в постоянном взаимодействии. В случае несбалансированного процесса организации туристской деятельности с учетом интересов лишь отдельных его участников, а также вопреки концепции устойчивого развития туризм и его элементы могут представлять реальную угрозу безопасности личности, общества и государства, окружающей природной среде.

2. Источниками опасности могут выступать различные субъекты туризма и их деятельность. Основываясь на научном подходе к определению источника опасности с точки зрения теории деятельности, мы полагаем, что туристская деятельность может быть определена как источник опасности, так как изначально содержит условия и факторы, которые при определенных обстоятельствах обнаруживают враждебную природу, причем источник может находится и внутри деятельности как системы (внутренняя опасность), и вне ее (внешняя опасность).

3. Туристская деятельность, как бы она не была квалифицированно организована, практически всегда содержит элементы потенциальных рисков, которые необходимо учитывать абсолютно всеми субъектами туристского рынка. Анализ проблем безопасности показал, что очевидная разносторонность источников опасности, а также разрозненные действия органов политической власти всех уровней, снижение их ответственности и проявление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в этой области свидетельствуют о необходимости выработки комплексного и последовательного подхода к решению поставленной проблемы. Такой подход заключается, прежде всего, в формировании институтов и норм обеспечения безопасности туристской деятельности.

4. Государственная туристская политика в России находится в процессе формирования как составная часть внутренней и внешней, а также социальной политики государства. Исследуя деятельность государства по развитию туристской индустрии, совершенствованию форм туристского обслуживания населения, что является основой реализации государственной политики в процессе функционирования туристской деятельности, автор приходит к заключению, что имеющиеся механизмы и средства государственного регулирования туризма направлены, в первую очередь, на его предпринимательскую сущность, оставляя без должного внимания социальную сферу, связан.

12 ную непосредственно с благополучием населения, а также с обеспечением безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, совершающих или имеющих намерение совершить путешествие.

5. Принимаемые сегодня меры на разных уровнях государственной власти зачастую тормозят развитие, туристской деятельности во всех ее аспектах, в т. ч. в безопасности. Это проявляется в недостаточно твердом регулировании развития приоритетных туристских направлений и форм, отсутствии четко структурированной системы вертикали управления отраслью, несовершенстве нормативно-правовой базы и неисполнении действующего федерального и регионального законодательства в сфере туризма.

6. Эффективное обеспечение безопасности туристской деятельности в России может быть достигнуто только путем проведения единой государственной политики, системой мер политического характера, включая выработку действенных политических механизмов. Так, первоочередной задачей представляется необходимым создание государственной структуры, в ведомстве которой находились бы все вопросы безопасности туризма. В числе общих функций координации исследуемой области особое внимание необходимо уделить политико-правовым и легализующим механизмам, т. е. разработке государственной политики и проектов нормативно-правовых актов, усилению государственного контроля и надзора за деятельностью субъектов туристского рынка, а также осуществлению взаимовыгодного партнерства бизнеса, власти и общественных организаций по вопросам обеспечения безопасности туристской деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования определена тем, что оно создает основу для более глубокого раскрытия проблемы формирования и реализации государственной туристской политики, применения эффективных политических механизмов в достижении государственных целей и задач, обеспечивающих функционирование безопасной туристской деятельности. Полученные результаты являются определенным приращением научных знаний в данной области.

Введение

в оборот новых материалов могут помочь специалистам государственного сектора и практикам туристского бизнеса увидеть и осознать определенную их взаимозависимость, что будет способствовать совершенствованию модели их взаимодействия и, вследствие этого, более устойчивому развитию туристской сферы и соответствующей государственной политики.

Полученные результаты и предложения могут быть использованы Министерством по физической культуре, спорту и туризму Российской Федерации, Федеральным агентством по туризму и региональными комитетами по туризму при администрациях регионов и федеральных округов при совершенствовании процессов регулирования туристской деятельности.

Научные и практические результаты также могут быть использованы в качестве основ при дальнейшей разработке федеральных и региональных программ развития туризма в России.

Наряду с этим материалы диссертации представляется целесообразным использовать в учебном процессе при разработке и преподавании дисциплин, связанных с государственной политикой и проблемами обеспечения безопасности граждан и государства.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены автором в докладах на Всероссийской научно-практической конференции «Современный город: повседневность и экстремальность» (Саратов, 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Сфера туризма и гостеприимства: проблемы и перспективы развития» (Саратов, 2010), Всероссийской научной конференции с международным участием «Современные общественно-политические системы в условиях модернизации: состояние и перспективы развития» (Орел, 2011), международной научно-практической конференции «Основные направления обеспечения безопасности в туризме на современном этапе и их научное обоснование» (Орел, 2011).

Основное содержание работы отражено в 9 научных публикациях (в т.ч. 2 в изданиях, рекомендованных ВАК), общим объемом 3,4 п.л.

Структура работы подчинена проблемно-логическому принципу и со стоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источни ков, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В последнее десятилетие в России, как и во всем мире, наблюдается интенсивное развитие сферы туризма, который становится приоритетной отраслью.

Туризм как понятие отражает множество аспектов. Проблемы терминологии носят весомый характер, т.к. на сегодняшний день не существует единого определения туристской деятельности. Основываясь на системно-структурном анализе, мы можем обозначить туристскую деятельность как некую структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных элементов: деятельности туристских организаций, граждан и государства. Несомненно, большую роль играют различные политические институты, прямо или косвенно воздействующие на сферу туризма.

На данный момент реализуемые направления государственной политики в России утверждают туризм как перспективную отрасль экономики, охватывая вопросы защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности. Туристское путешествие, как бы оно не было грамотно подготовлено, практически всегда содержит элементы потенциальных рисков, которые необходимо учитывать абсолютно всеми субъектами туристского рынка.

Говоря о том, что туризм может приносить вред, мы видим в нем своеобразный источник опасности, то есть то, что дает начало бедствию, катастрофе и т. д., служит основой, причиной возникновения урона, ущерба и прочих несчастий. Так, основываясь на научном подходе к определению источника опасности с точки зрения теории деятельности, мы полагаем, что туристская деятельность может быть определена как источник опасности, так как изначально содержит те условия и факторы, которые при определенных обстоятельствах обнаруживают враждебную природу. Причем, источник может находиться и внутри деятельности как системы (внутренняя опасность), и вне ее (внешняя опасность).

Следовательно, проблемы безопасности не могут остаться без внимания всех участников туристского процесса, т. е. всех элементов системы туристской деятельности, что определяет важность их всестороннего и детального рассмотрения.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации в перечне основных задач в этой области названо своевременное выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. Практическая реализация этой концептуальной установки предполагает ясное понимание природы, источников и характера реальных и потенциальных угроз объектам безопасности. Это означает, что успешное решение проблем безопасности предполагает решение методологических проблем отбора и оценки исследовательских методик, а также изучение философско-социологической и политической характеристик природы и сущности рисков, определение источников опасности.

Следовательно, понять, описать и оценить безопасность можно только посредством выявления тех факторов риска, которые подрывают ее. В результате исследования мы пришли к выводу, что наиболее ориентированной на рассматриваемую проблему безопасности туристской деятельности, самой простой и логичной классификацию факторов риска, построенную на их дифференциации по природе происхождения: факторы риска в социальной среде, факторы риска в туристском секторе, климатические и биологические факторы риска, а также факторы риска политического характера. Последние усугубляются отсутствием единой национальной политики в области защиты и безопасности туристской деятельности, в которой определялись бы основные направления и цели для властей, организаций и туристского бизнеса.

Также можно констатировать, что разрозненные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и проявление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в этой области, а также отсутствие эффективных механизмов.

134 контроля за деятельностью субъектов сферы туризма требуют незамедлительных действий по формированию политических институтов и норм обеспечения безопасности туристской деятельности в рамках государственной туристской политики.

В настоящее время в России активно формируются основы туристской политики как составной части внутренней и внешней, а также социальной политики государства, которая включает в себя систему вырабатываемых государством целей и приоритетов, а также реализуемых механизмов и способов регулирования туристской деятельности, направленных на поддержку и развитие ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма. Государственная туристская политика в узком смысле представляет собой деятельность государства по развитию туристской индустрии и субъектов туристского рынка, совершенствованию форм туристского обслуживания населения и укреплению на их основе своего политического, экономического и социального потенциала.

Следует заметить, что процессы реализации государственной туристской политики в России на современном этапе не достигают максимальной своей эффективности. Этому свидетельствует недостаточное государственное регулирование развития приоритетных направлений в туристской деятельности, отсутствие четко структурированной системы вертикали управления отраслью, несовершенство нормативно-правовой базы и неисполнение действующего федерального и регионального законодательства в сфере туризма.

Действующая в настоящее время законодательная и нормативно-правовая база в сфере туризма не способствует, а порой даже препятствует устойчивому развитию туристской отрасли. Например, существующее законодательство, регулирующее вопросы использования природных ресурсов, является сдерживающим фактором развития туризма. Не определен механизм администрирования и исполнения законодательных норм, что приводит к разночтениям на уровне исполнения подзаконных актов. В некоторых.

135 субъектах Российской Федерации нет региональных законов о туризме и Программ развития туризма, сбалансированных программ рекреации и туризма на муниципальном уровне, не разработаны условия для инвестиций в инфраструктуру туризма.

Следовательно, направления реализации государственной туристской политики, а именно развитие туристской индустрии и совершенствование форм туристского обслуживания, охватывают, в первую очередь, предпринимательскую сферу, делая акцент на обеспечении экономической безопасности субъектов туристской деятельности, тем самым оставляя без должного внимания социальные аспекты развития общества, важнейшим из которых выступает безопасность.

Анализ зарубежного опыта, который прямо или опосредованно следует учитывать в развитии национальной туристской политики, показал, что практически во всех странах, лидерах по развитию туризма, успех был достигнут благодаря активной поддержке государства. Вместе с тем, в сфере туризма действуют законы рынка, что определяет взаимоотношения государства и рыночных структур. Только в этом случае возможен мониторинг масштабов и степени угроз жизни, здоровью, имуществу туристов и экономическим интересам субъектов туристской деятельности. Следовательно, формирование и осуществление государственной политики в области безопасности туризма должно происходить с учетом предотвращения потенциальных рисков, идентификация которых представляет сложность в связи с нестабильностью мировых туристских процессов.

Следуя нашим выводам о необходимости создания государственной структуры, ответственной за координацию всех аспектов безопасности туризма, мы рекомендуем разработанную нами схему взаимодействия органов власти с целью осуществления управления безопасностью туристской деятельности в России. Так орган, который по нашему мнению необходимо создать в целях усовершенствования процесса управления безопасностью туристской деятельности в России в сфере рассматриваемой задачи — это Отдел.

136 по обеспечению безопасности туризма, входящий в структуру Управления анализа и организации гостиничной и туристской деятельности Федерального агентства по туризму, который взял бы на себя функции по организации работ в исследуемой сфере.

Предполагается, что указанная нами структура будет владеть всеми необходимыми политическими механизмами, обеспечивающими безопасность туристской деятельности. В рамках формирования и реализации государственной туристской политики стоит выделить политико-правовые и легализующие механизмы, а также механизм социального партнерства.

В диссертации обстоятельно рассматривается содержание и порядок применения указанных политических механизмов, представляющих систему мер политического характера, адекватных угрозам безопасности туристской деятельности. Выводы и рекомендации, представленные автором, относятся к аспектам формирования и реализации в России единой национальной политики в области защиты и безопасности туристской деятельности, определяя основные направления и цели для властей, различных организаций и туристского бизнеса. Они основаны, в первую очередь, на изучении международного опыта в этой области, а также на научном обосновании происходящих процессов в исследуемой сфере в России.

Заявленная тема диссертации не исчерпывает своего исследовательского потенциала и допускает дальнейшие научные разработки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. В. Актуальные вопросы государственной политики Российской Федерации в сфере туризма / Т. В. Абрамова, Ю. А. Барзыкин, Е. Л. Писаревский // Туризм: право и экономика, 2004. № 4 (7).
  2. А. К. Туризм на современном этапе. Социальные аспекты развития туризма / А. К. Абуков. М.: Профиздат, 1983.
  3. В. И. Методологическое введение к программам регионального туристского развития / В. И. Азар // Труды Академии туризма. Вып. 1. -СПб: ТОО «ОЛБИС», 1995.
  4. Н. М. Национальная идеология и культурно-воспитательная функция государства / Н. М. Азаркин // Власть. 2000. — № 3.
  5. Актуальные вопросы реализации приоритетных направлений государственного регулирования туризма в Российской Федерации. М.: Академия туризма, 2009.
  6. И. В. Политико-правовые и социокультурные условия становления гражданского общества в современной России / И. В. Андронова. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004.
  7. В. П. Метрология, стандартизация и сертификация (в сфере туризма): учебное пособие / В. П. Анисимов, А. В. Яцук. М.: Альфа-М- Инфра-М, 2006.
  8. А. А. Региональные проблемы социального развития. / А. А. Анохин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
  9. Т. В. В России нет неблагоприятных для туризма мест, есть разное к ним отношение / Т. В. Архипова // Моя информационная газета. -2000. -№ 11.
  10. Ю.Афанасьев В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980.11 .Баврин А. И. Пути совершенствования механизма государственного управления в современной России: политико-правовой аспект: Авто-реф.. канд. полит, наук. -М: 2007.
  11. JI. В. Из истории развития туризма / JL В. Баталова // Социально-политическое развитие России: проблемы, поиски, решения: Сб. научных статей. Вып. 2. Ижевск, 1999.
  12. В. А. Политология: энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. -М.: Изд. Михайлова В. А., 2005.
  13. А. П. Безопасность в туризме: учеб. пособие / А. П. Бгатов. М.: Форум, 2007.
  14. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  15. О. А. Опасность как социальное явление и научное понятие / О. А. Бельков, В. М. Мирошниченко // Проблемы безопасности. Бюллетень научно-исследовательского центра «Наука XXI», 2008. № 1.
  16. В. Б. Деятельность зарубежных туристских администраций на территории Российской Федерации / В. Б. Бессонова // Туризм и культурное наследие. Вып.2. Саратов: СГУ, 2005.
  17. П. Н. Правовое регулирование туристской деятельности: учебное пособие / П. Н. Бирюков, Ю. А. Хамова. М.: Юристъ, 2009.
  18. Ю. И. Концепция социально-экономической модели развития туризма в крупном туристском центре или регионе / Ю. И. Блохин // Туристские фирмы. Вып. 17. СПб: Невский фонд, 1998.
  19. С. Государственное регулирование турпотоков: быть или не быть вот в чем вопрос / С. Богданова //Туризм: практика, проблемы, перспективы, 2003. — № 10.
  20. A.A. О соотношении государственного и политического управления / А. А. Борисенков // Вестник ун-та. Серия: Гос. и муниц. упр., 2000,-№ 2.
  21. В. К. Этика бизнеса / В. К. Борисов, Ю. Ю. Петрукин. М.: Вел-би Проспект, 2008.
  22. Васильева JL В. Организационно-экономический механизм обеспечения устойчивого развития туризма в регионах: Автореф. дис.. канд. эконом. наук. СПб: 2006.
  23. О. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный) / О. Н. Викулова. М.: ЗАО Юстинформ, 2008.
  24. А. О передаче контрольных и регулирующих функций государства объединениям малых предпринимателей / А. Виленский // Вопросы экономики, 2002. -№ 3.
  25. В. Г. Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации: научно-практическое пособие / В. Г. Вишняков. М.: Юр. лит., 2005.
  26. Н. И. Правовое регулирование в туризме: учебник / Н. И. Волошин. М.: Советский спорт, 2007.
  27. JI. П. История туризма и гостеприимства: учебник / JI. П. Во-ронкова. М.: Гранд, 2004.
  28. Гаагская декларация по туризму от 14 апреля 1989 г. Принята Межпарламентской конференцией по туризму: Гаага 10−14 апреля 1989 г. // Международный туризм: правовые акты. М.: 2000.
  29. Н. И. Социально-экономические проблемы развития туризма и туристического бизнеса в Российской Федерации / Н. И. Гаврильчак. -СПб: Спб. гос .ин-т сервиса и экономики, 2000.
  30. А. В. Система защиты прав человека в современной России: Автореф. дис.. канд. полит, наук. -М.: 2005.
  31. Н. И. Менеджмент безопасности в туризме и гостеприимстве / Н. И. Гаранин. М.: Советский спорт, 2005.
  32. Э. Судьба, риск и безопасность / Э. Гидденс // Альманах THESIS, 1994.-№ 5.
  33. Н. И. Система государственного и муниципального управления / Н. И. Глазунова. М.: Велби, Проспект, 2008.
  34. В. Э. Управление социальной сферой: учебное пособие / В. Э. Гордин. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  35. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: сборник нормативных документов / Составитель Ю. Ф. Волков. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  36. Государственная политика и управление. В 2 ч. / Под ред. JI.B. Сморгуно-ва. М.: Российская политическая энциклопедия, 2007.
  37. Государственное управление и политика / Под. ред. JI. В. Сморгунова. -СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.
  38. Н. Н. Закон о туризме краеугольный камень государственной политики в сфере туризма / Н. Н. Губенко Электронный ресурс. URL: http://www.tpprf.ru/ru/main/committee/komtur/ng (дата обращения 12.07.2010).
  39. Н. Н. Законодательство о туризме в России и за рубежом. Состояние и перспективы / Н. Н. Губенко, Е. Л. Писаревский Электронный ресурс. URL: http://www.travel.rin.ru/cgi-bin/pages-tree.pl?n=3337 (дата обращения 12.07.2010).
  40. В. Г. Организация туристской деятельности: Учебник/ В. Г. Гуляев -М.: Нолидж, 1996.
  41. В. Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие / В. Г. Гуляев, И. Н. Селиванов. М.: Советский спорт, 2008.
  42. М. Г. Россия для россиян / М. Г. Делягин. М.: Алгоритм, 2007.
  43. Г. М. Стандартизация и сертификация в туризме: учебное пособие / Г. М. Дехтярь. М.: Финансы и статистика- Инфра-М, 2009.
  44. М. В. Моделирование систем безопасности на национальном уровне / М. В. Довлатов // Горячая линия. Туризм, 2007. № 4.
  45. В. Е. Правовое регулирование отношений в туристской деятельности / В. Е. Егоров // Туризм: право и экономика, 2008. № 3.
  46. М. В. Основы технологии туристского бизнеса / М. В. Ефремова. М.: Меркурий, 2005.
  47. М. Культурный шок от туризма / М. Жукова, Е. Кнышова // Туризм. Практика. Проблемы. Перспективы, 2000. № 6.
  48. М. А. Управление индустрией туризма России в современных условиях / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. М.: Кнорус, 2010.
  49. И. В. Туристика: монография / И. В. Зорин, В. А. Квартальное. М., Советский спорт, 2001.
  50. В. И. Социологическая теория риска / В. И. Зубков. М.: Изд-во РУДН, 2003.
  51. Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник / Е. Н. Ильина. М.: Финансы и статистика, 2008.
  52. Н. И. Государственное регулирование развития туризма в России: Автореф. дис. .канд. эконом, наук. Ульяновск, 2000.
  53. Индустрия туризма. Правовые основы социально-культурного сервиса и туризма / Составитель Г. М. Дехтярь. М.: Инфра-М, ФиС, 2008.
  54. Институты коллективного договора и коллективного действия в современных политико-экономических системах: опыт сравнительного исследования / Под ред. Т. В. Павловой, С. В. Патрушева. М.: Институт сравнительной политологии РАН, 2005.
  55. Н. И. Государственное регулирование туристской деятельности в РФ / Н. И. Кабушкин. Минск: Изд-во БГЭУ, 2001
  56. Л.Е. Государственное управление в сфере туризма: отраслевые принципы / Л. Е. Калинина // Туризм: право и экономика, 2007. № 2.
  57. А.Л. Этапы развития туризма: краткое методическое пособие для практической работы / А. Л. Каплицкая // Российский творческий союз работников культуры. СПб., «ОЛБИС», 1995.
  58. Г. А. Туризм, как фактор повышения устойчивости развития региона / Г. А. Карпова // Туристские фирмы. Вып. 20. СПб: Невский фонд, 2000.
  59. В. А. Туризм: теория и практика: Избранные труды. В 5-ти томах / В. А. Квартальное. М.: Финансы и статистика, 1998^
  60. В. А. Туризм / В. А. Квартальное. М.: Финансы и статистика, 2003.
  61. Н. И. Государственное регулирование туристской деятельности в РФ / Н. И. Кабушкин. Минск: Изд-во БГЭУ, 2001.
  62. A.B. Политические механизмы обеспечения безопасности государств в экономической сфере / A.B. Козлова. Автореф. дис.. докт. полит. наук. — М.: 2009.
  63. Комплексное обеспечение безопасности в субъекте Российской Федерации: курс лекций / под ред. В. М. Мирошниченко. СПб: Изд-во Политехи. ун-та, 2006.
  64. Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации // Туринфо. 1996.-№ 1.
  65. А. Б. Управление рисками в туристском бизнесе / А. Б. Косолапое. М.: Кнорус, 2009.
  66. С. А. Управление социально-политическими рисками в условиях глобализации: Автореф. дис.. докт. полит, наук. -Н. Новгород, 2008.
  67. С. А. Государственная политика в сфере развития туризма: задачи исследования / С. А. Кузнецов // Современные проблемы региональной политики. Вып. 1.-М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
  68. О. Б. Комплексная модель взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций в стратегии развития региона / О. Б. Кузнецова. Орел: ОГУ, 2009.
  69. В. Нынешняя модель глобализации и Россия / В. Куликов // Российский экономический журнал, 2002. -№ 10.
  70. Е. В. Особенности современной социокультурной ситуации в России /Е. В. Листвина // Туризм и культурное наследие: сб. науч. трудов. Вып.1. Саратов: СГУ, 2002.
  71. Н. Понятие риска / Н. Луман // Альманах THESIS, 1994. № 5.
  72. В. Н. Проблемы обеспечения безопасности туристов в регионах / В. Н. Макаров // Горячая линия. Туризм, 2006. № 6.
  73. Е. М. Основные направления реализации принципов устойчивого развития в туризме / Е. М. Максарова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, 2008. -№ 12 (85).
  74. Е. Н. Формирование концепции устойчивого развития туризма для дестинации (на примере Республики Бурятия): Автореф. дис.. канд. эконом, наук. СПб: 2009.
  75. М. М. Какие меры нужны по защите отечественного туризма / М. М. Маринин // Туризм: практика, проблемы, перспективы, 1998. -№ 2.
  76. М. М. Туристские формальности и безопасность в туризме / М. М. Маринин. М.: Финансы и статистика, 2004.
  77. Е. С. Системный подход к исследованию основных проблем туризма / Е. С. Милинчук // Туризм и культурное наследие. Вып. 1. Саратов: СГУ, 2004.
  78. Мир вокруг России: 2017. Контуры недалекого будущего / Ред. С. Караганов. М.: Культурная революция, 2007.
  79. А. В. Социология риска: возможности синтеза теории и эмпирического знания / А. В. Мозговая //Риск в социальном пространстве. М.: Ин-т социологии РАН, 2001.
  80. Е. Г. Туризм ресурс социокультурного развития страны / Е. Г. Моисеева // Туризм: право и экономика, 2008. — № 1.
  81. А. Ф. Лоббирование социальных интересов в политике / А. Ф. Нагайчук // Под ред. А. И. Стребкова. СПб.: РОО «С-Петербург. филос. о-во», 2004.
  82. Ф. X. Риск, неопределенность и прибыль / Ф. X. Найт. М.: Дело, 2003.
  83. Национальная идея: страны, народы, социумы / Отв. Ред. Ю. С. Оганись-ян.-М.: Наука, 2007.
  84. А. В. Контроль в социально-политической системе современного российского общества / А. В. Новиков. М.: Современная экономика и право, 2005.
  85. Г. А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме / Г. А. Папирян. М.: Финансы и статистика, 2000.
  86. ПарцийЯ. Туристская деятельность должна регулироваться на федеральном уровне / Я. Парций // Туризм: практика, проблемы, перспективы, 2001.- № 2.
  87. Е. А. Государство и право: теория, история, современность: уч,-метод. пос. / Е. А. Певцова Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.
  88. В. С. Туризм как общественное явление / B.C. Петровский. -Киев, Спутник туриста, 1983.
  89. Д. Социальная справедливость в экономических отношениях: институциональные аспекты / Д. Петросян // Вопросы экономики, 2007. -№ 2.
  90. Е. Л. Законодательство в области туризма. Тенденции и перспективы / Е. Л. Писаревский // Туристские фирмы. Вып.27. М.: 2002.
  91. Е. Л. Безопасность туризма. Правовое обеспечение. В 3-х кн. Кн. 1. Основы безопасности туризма: учеб.-метод, пособие / Е. Л. Писаревский. М.: Финансы и статистика, 2007.
  92. Е. Л. Стратегия развития туризма как ключевое направление государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации / Е. Л. Писаревский // Юридический мир, 2011. № 5.
  93. Политический менеджмент / Под общ. ред. В. И. Жукова и др. М.: Изд-во института психотерапии, 2004.
  94. Постатейный комментарий Федерального закона «О техническом регулировании» по вопросам оценки соответствия / И. 3. Аронов, А. М. Рыбаков, А. Л. Теркль, Л. М. Штерн. М.: ЧеРо, 2007.
  95. Приказ Федерального агентства по туризму «О принятии неотложных мер в связи с ситуацией в Арабской Республике Египет» от 29 января 2011 года № 13 Электронный ресурс. URL: http://www.russiatourism.ru/news/-33 557 065/ (дата обращения 21.09.2010).
  96. Ю. С. Формирование и развитие государственной политики в области туризма в Российской Федерации в 1991 2009 годах: Автореф. дис.. докт. ист. наук. -М: 2009.
  97. Д. В. Управление рынком туристских услуг в РФ: проблемы и перспективы в современных условиях: Автореф. дис.. канд. эконом, наук.-СПб.: 2009.
  98. Рекомендации Парламентских слушаний на тему: «О совершенствовании государственного регулирования в сфере туризма и гостиничного хозяйства в Российской Федерации» / Турбизнес, 1999. № 5.
  99. М. А. Об источнике повышенной опасности / М. А. Рожкова // Вестник ВАС, 2002. № 2.
  100. В. Л. Социальная самоорганизация и государственность / В. Л. Романов. М.: Изд-во РАГС,"2000.
  101. Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме и туристской индустрии / Ю. Г. Сапронов, И. А. Занина, О. В. Соколовская. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  102. С. А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства / С. А. Севастьянова. М.: Кнорус, 2010.
  103. С. Ф. Роль государства в экономике / С. Ф. Серегина. М.: Дело и сервис, 2002.
  104. В. В. Развитие туризма в регионах Российской Федерации (проблемы взаимодействия бизнес-сектора, органов государственной власти и некоммерческих организаций) / В. В. Слесарев // Власть, 2009. -№ 9.
  105. В. И. Въездной и внутренний туризм в России / В. И. Стржалковский. М.: Дело, 2002.
  106. В. И. Макроэкономические условия развития сферы туризма: Автореф. дис.. канд. эконом, наук. М.: 2005.
  107. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика, 2008. № 2.
  108. Е. П. Исследование социально-экономических и политических процессов / Е. П. Тавокин. М.: Инфра-М, 2008.
  109. А. А. Государственное регулирование туристской деятельности в правовом пространстве туризма: В 2-х ч. / А. А. Терещенко М.: Московский центр Академии туризма, 2000.
  110. В. А. Политические механизмы управления в Российском государстве: Дис.. докт. полит, наук. Саратов, 2005.
  111. Е. А. Взаимодействие государственной власти и формирующегося гражданского общества в современной России / Е. А. Федорова: Автореф. дис.. канд. полит, наук. Ставрополь, 2006.
  112. И. Н. Социальные проблемы развития индустрии туризма в России: основные тенденции и перспективы / И. Н. Филатова // Туризм и культурное наследие. Вып. 3. Саратов: СГУ, 2006.
  113. И. Формирование политики и институциональная основа оценки риска в ЕС / И. Филопоулос. М.: Аспект Пресс, 2007.
  114. О. Н. Политические механизмы в зонах социальной конвергенции / О. Н. Фомин. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002.
  115. О. Н. Политические механизмы регулирования общественных отношений: Дис.. докт. полит, наук. Саратов: 2002.
  116. Р. П. Россия на пути к рынку экономика, государство, безопасность и качество / Р. П. Чапцов. — М.: 2001.
  117. А. Д. Социально-экономическое развитие регионов России как фактор формирования спроса на туристские услуги / А. Д. Чудновский. М.: Кнорус, 2008.
  118. Ф. И. Государство и экономика (власть и бизнес) / Ф. И. Шахмалов. М.: Дело и сервис, 1999.
  119. JI. Т. Общественные неправительственные организации и власть / JI. Т. Шинелева. М.: «Дашков и К», 2002.
  120. А. П. Страхование и риски в туризме / А. П. Шматько. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ" — Феникс, 2010.
  121. С. Для развития туризма в России нужны не столько федеральные ассигнования, сколько меры организационного характера / С. Шпилько // National Export Today, 2005. № 5.
  122. С. НДС в сфере туризма: борьба продолжается / С. Шпилько, К. Гайдаров // Туризм: практика, проблемы, перспективы, 1999. № 7.
  123. Н. В. Введение в правовую теорию мер безопасности / Н. В. Щедрин. Красноярск, 1999.
  124. Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978.
  125. В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие / В. А. Ядов. -М.: Омега-Л, 2007.
  126. Н. Н. Религии в «государстве законов». Электронный ресурс. URL: http://trubnikovann.narod.ru/NaraO 1 .htm (дата обращения: 05.08.2010).
  127. А. Становление гражданского общества в России. Институциональная перспектива / А. Хлопин // Pro et contra, 1998. № 4
  128. О. Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития / Л. Ф. Шабров. М.: Интеллект, 1997.
  129. О. Н. «Критический случай»: социальный порядок в «обществе риска» / О. Н. Яницкий // Социологическая теория: история, современность, перспективы. СПб: «Владимир Даль», 2008.
  130. Cavlec N. Tour operators and destination safety / N. Cavlec // Tourism security and safety: from theory to practice. Oxford: Butterworth-Heinemann, 2006.
  131. Douglas M. Risk and Blame: Essays in Cultural Theory / M.Douglas. -London: Routledge, 1992.
  132. Handszun H. Safety and security as a fundamental issue: risk management and partnership / H. Handszun Электронный ресурс. URL: http://unwto.org/ publish/hhandszun9 (дата обращения: 21.11.2010).
  133. Holden A. Environment and Tourism / A. Holden. -New York: Routledge, 2005.
  134. Irvine W. The effect of disaster on peripheral tourism places and the disaffection of prospective visitors / W. Irvine, A. Anderson // Tourism security and safety: from theory to practice. Oxford: Butterworth-Heinemann, 2006.
  135. Jeffries D. Governments and tourism / David Jeffries. Oxford: Elsevier Butterworth-Heinemann, 2007.
  136. Kaas R. Modern Actuarial Risk Theory / R. Kaas, M. Goovaerts, J. Dhaene, M. Denuit. Kluwer Academic Publishers, 2001.
  137. Mansfeld Y. Tourism security and safety: from theory to practice / Edited by Y. Mansfeld, A. Pizam. Oxford: Butterworth-Heinemann, 2006.
  138. Stiglitz J. E. Globalization and discontents / J. E. Stiglitz. New York, London: W.W. Norton & Company, 2002.
  139. Sustainable Tourism a Global Perspective / Edited by Harris B., Griffin T., Williams P. Oxford: Butterworth-Heinemann, 2002.
Заполнить форму текущей работой