Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Муниципальное управление как объект социально-политического изучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российское общество вступило в XXI век с новыми политическими, экономическими, социокультурными реалиями, развитие которых требует нетрадиционных решений. В связи с тем, что на протяжении многих десятилетий человеческий фактор не рассматривался в качестве важнейшего элемента производительных сил, были потеряны целевые ориентиры функционирования мировых и региональных сообществ — комфортность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: 16 ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА
    • 1. 1. Дуализм содержания и формы муниципального управления: тео- 16 ретические дискуссии и историческая практика
    • 1. 2. От местного управления к местному самоуправлению
    • 1. 3. Муниципальное образование как объект местного управления
  • ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО — ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 106 МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • 2. 1. Социально-политические детерминанты процесса взаимодейст- 1 вия формирования демократического государства и местного самоуправления
    • 2. 2. Зарубежный опыт муниципального управления
    • 2. 3. Опыт строительства системы муниципального управления в России
  • ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 179 ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
    • 3. 1. Законодательные основы перехода к местному самоуправлению
    • 3. 2. Специфика социально-политических технологий процесса ста- 201 новления местного самоуправления
  • Глава IV. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
    • 4. 1. Модель процесса и механизм перехода от муниципального 237 управления к местному самоуправлению
    • 4. 2. Результативность социально-политических технологий преобра- 24 зования местного управления

Муниципальное управление как объект социально-политического изучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Российское общество вступило в XXI век с новыми политическими, экономическими, социокультурными реалиями, развитие которых требует нетрадиционных решений. В связи с тем, что на протяжении многих десятилетий человеческий фактор не рассматривался в качестве важнейшего элемента производительных сил, были потеряны целевые ориентиры функционирования мировых и региональных сообществ — комфортность жизнедеятельности общества, благосостояние личности и социальных общностей. Доминирующей направленностью управленческой деятельности всех уровней государственной власти стал принцип экономического детерминизма, который, как правило, базируется на приоритетах экономических процессов, рассматривая человека как средство их реализации. При этом происходит разрушение тех отраслей социальной сферы, которые определяют высокий уровень общественного развития: здравоохранение, образование, социальное и жилищно-коммунальное обслуживание.1 Н. Римашевская прогнозирует возможность определенного решения этих проблем через систему механизмов перераспределения налоговых обязательств различных социальных групп, введения наряду с трудовой негосударственной пенсии, обязательное страхование всех работников и другое. Это позволит, по ее мнению, уже к 2010 году увеличить прожиточный минимум в 2−2,2 раза, минимальную заработную плату — в 6,9 раза, среднюю заработную плату — в 3,2 раза, средний денежный душевой доход — в 3,5 раза, снизить коэффициент дифференциации фондов доходов с 14 до 10. Подводя итоги результатам своих исследований, Н. Римашевская подчеркивает, что для реализации подобного рода прогнозов требуется одно — политическая воля.2 Можно согласиться с вышепредставленными выводами, отметив при этом необходимость участия в реализации этих прогнозов властных структур всех уровней. Особую роль в решении данных задач играет.

1 Римашевская Н. Социальные реформы и стратегические задачи. Журнал «Свободная мысль — XXI», 2004 г. № 11, с. 3044.

2 Там же, с. 44. местное управление, в связи с тем, что оно непосредственно связано с интересами, потребностями личности и различных групп муниципального сообщества. Именно на местном уровне, по утверждению многих политологов, социологов решается около 80-ти процентов всех вопросов, которые ставятся пред властью населением.3.

Местное или муниципальное управление — сложный по природе, многообразный по формам и последствиям социально-политический феномен. Оказывая огромное влияние на общественное развитие, оно само подпадает под воздействие политических, социально-экономических и иных факторов.

Более того, именно муниципальное управление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который, наряду с принципом разделения властей, представляет основу системы управления в демократическом правовом государстве.

Признание муниципального управления в качестве конституционного принципа организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления не только на федеральном уровне, но и на внутрирегиональном, включая и местный уровень управления, с передачей его отдельных функций органам местного управления. Такая децентрализация представляет собой передачу определенных функций верхнего на нижние уровни власти, но ни коим образом не является методом становления местного самоуправления. Тем не менее, российские законодательные документы, многие теоретические разработки, инструктивные материалы исполнительных органов власти рассматривают процесс децентрализации в качестве факта наличия местного самоуправления в России. Но практика реализации этих законов и нор-мотворческих актов опровергает эти принципы. Не случайно, поэтому отложено до 2009 года исполнение Федерального Закона «Об общих принци.

3 Гольдберг Т. С., Жирова Л. А. Становление гражданского общества в Тюменском регионе. Книга Тюменская область: общество и наука/ Тюмень, Институт исследования общества ТюмГНГУ, 2005 г., с. 511 533. пах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ 2003 года. о.

Формирование местного самоуправления невозможно без параллельной демократизации общества, становления и развития правового социально ориентированного государства.

Понять происходящие в России процессы — значит, осознать их неизбежность и необратимость, обусловленность историческим ходом развития и теми экономико-политическими реалиями, которые существуют в мировом сообществе. Но это означает также и осознание тех закономерностей, которые присущи этим процессам.

Во всем мире местное самоуправление один из важнейших институтов демократического общества. Но ни в одной стране оно не реализовано в полной мере, отдельным государствам присущи некоторые элементы самоуправления. Фактически происходит процесс перехода от муниципального управления к местному самоуправлению. Для России такой переход является чрезвычайно важным в связи с необходимостью перестройки социально-политической системы, показавшей свою неэффективность на протяжении ряда десятилетий.

Знаковая важность местного самоуправления, как института демократии состоит в том, что оно выражает право граждан данной территории на самостоятельное решение местных задач. Реализуя такое право, государство представляет самостоятельность местному самоуправлению, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления.

В то же время, самоуправление можно рассматривать и как способ организации и осуществления населением власти на местах, которая обеспечивает самостоятельное решение гражданами местных жизненно важных вопросов с учетом исторических и иных местных обычаев и традиций.

Наконец, не нужно забывать, что значимость самоуправления в том для чего оно собственно и создавалось — то есть в принятии решений местного значения. Россия — это огромная страна, которая вмещает в себя совершенно разные социальные и географические образования. Поэтому попытки полностью централизованного управления в таком государстве с одной стороны были сопряжены с целым рядом издержек (раздутый бюрократический аппарат, низкая оперативность), а с другой приводили к росту напряженности внутри социальных групп.

Таким образом, формирование местного самоуправления позволило бы на основе развития социальной активности граждан решать проблемы жизнедеятельности в интересах каждой личности и всех социальных групп.

Но фактически в России только начинается процесс перехода к местному самоуправлению. Можно согласиться с утверждением С. Рыженкова о том, что разделение государственного управления и местного самоуправления пока является скорее намерением, стремлением, целью, но не институциональным фактом российской действительности.4.

Подтверждая этот тезис, Ж. Т. Тощенко и Г. А. Цветкова подчеркивают, что пока на разных уровнях власти нет полного понимания и осознания идеи местного самоуправления, большинство руководителей не видят его нового качества. Фактически местные органы включены в систему государственной исполнительной власти, и все управленческие органы в городах и районах по сути дела являются низовым звеном государственной власти и находятся в полной зависимости от вышестоящих органов власти. Население, которое в соответствие с принципами самоуправления должно определять стратегию и тактику избранных ими органов и субъектов власти, реально отстранены от исполнения данной функции.5.

Ф.М. Бородкин также отмечает, что можно вполне серьезно утверждать, что в России сейчас нет местного самоуправления, что. процесс де.

4 Рыженков С. Перспектива развития политического анализа реформы местного самоуправления в России // Сборник «Местное самоуправление в современной России: политика, практика, право». М.: изд-во ИГПИ, 1998. 127 с.

3 Тощенко Ж. Т., Цветкова Г. А. Местное самоуправление: проблемы становления. /Журнал СОЦИС, 1997. -№ 6.-с. 109−119. централизации не разрушает централизованной системы государственного управления, и что самоуправление возможно только в случае, если субъект и объект управления совпадают. Совпадение рассматривается таким образом, что те, кто осуществляют самоуправление, обладают властью на его организацию, исключая прямое нерассуждающее подчинение.6.

Данные суждения, высказанные еще в 1997 году, являются весьма актуальными для современных российских реалий, свидетельствующих о несостоятельности продекларированных принципов местного самоуправления.

Реализация разделения полномочий федеральной, региональной и местных органов власти в решении проблем муниципального сообщества не возможна при любом формальном (даже законодательно оформленном) делегировании государственных полномочий органам местного самоуправления. Более того, представляется некорректным рассматривать институт местного самоуправления в качестве реально существующего факта российской действительности. Местное самоуправление является, как было подчеркнуто выше, пока лишь целью политического развития России, а не данностью. Процесс его формирования требует дальнейшей теоретической разработки, четкого определения содержания категориального аппарата, скрупулезного анализа исторически сложившейся российской специфики не только различных сфер жизнедеятельности населения и форм управления, но и российской ментальности, то есть всего того, что определяет общие закономерности развития России.

Правовая база местного самоуправления в современной России пока только складывается. С момента принятия новой Конституции РФ (1993 год) нормативно-законодательная база сводилась к указам Президента, декларировавшим гарантии прав местного самоуправления, не снижающим роль представительных органов власти. Принятые Государственной Думой Зако.

6 Бородкин Ф. М. Ценности населения и возможности местного самоуправления. /Журнал СОЦИС, 1997. -№ 1.-с. 98−111. ны «Об общих принципах организации местного самоуправления» также не дали ответов на многие вопросы, о чем свидетельствуют почти ежегодно принимаемые поправки, дополнения, изменения к этим законам.

Меры правовой, экономической, организационной, методической поддержки государства местному самоуправлению пока не определены, правотворческий процесс снизу еще только разворачивается. Поэтому в деле создания основ правового пространства местного самоуправления Россия находится в самом начале пути. Отстает и правовая наука, отсутствуют современные технологии местного самоуправления, призванные регулировать процессы формирования муниципальной службы, местной власти и экономики, социальной защиты населения, его общественной безопасности, недостаточно совершенна система подготовки и переподготовки муниципальных служащих. Не ставится вопрос ни в законотворческих актах, ни в теоретических концепциях о необходимости в России переходного периода от местного управления к местному самоуправлению, и в связи с этим разработки моделей и механизмов его становления.

В этой связи тема данной диссертации является актуальной, значимой не только в теоретическом плане, но и для практики реализации исторически и законодательно поставленных целей и задач.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы управления обществом и человеком, проблемы власти и его субъектов были в центре внимания мыслителей еще в период становления государств. Так Конфуций (VI век до н.э.) писал о том, что управлять людьми — это не только труд, но и п большое искусство.

Сюнь-Цзы (III век до н.э.) отмечал, что люди не могут поддерживать свою жизнь не объединяясь, при этом люди различны между собой, поэтому нуждаются в более мудрых и сильных, которые должны стать правителями. Небо, по его мнению, родит простолюдинов не для правителя, оно возводит.

7 Конфуций. Об управлении страной на основе ритуала и «исправления имен». Антология мировой философии. — М.: Мысль, 1969. Том 1. — 576, с.192−193. на престол правителя для простолюдинов. Отношения между правителем и подданными, отцом и сыном, старшими и младшими братьями, мужем и женой управляются одними и теми же законами. Главный закон — это справедливость".8.

Такой взгляд на взаимодействие правителей и подданных характерен для китайской философии раннего государственного периода. В отличие от приоритета этических основ методов управления в Китае античные философы акцентировали внимание на решающей роли законодательных принципов организации управления. В связи с тем, что для Древнего Междуречья, Древней Греции и Древнего Рима было характерно становление городов-государств, Платон, Аристотель, Исократ и другие анализировали процессы становления демократии как народовластия. Именно на анализе городов-государств Спарты, Афин и др., Платон в своей работе «Государство» дает характеристику идеальному государству как единству четырех добродетелей: мудрости, мужества, рассудительности и справедливости, рассматривая их в качестве необходимого условия благоденствия граждан. Именно по этому принципу, как он считал, должен происходить не только отбор правителей, но и законодательное оформление их власти.9.

Социально-политические детерминанты процесса взаимодействия формирования демократического государства и местного самоуправления детально анализировали в своих работах идеологи буржуазных революций XVII—XVIII вв.еков — Монтескье, Руссо, Франклин, Джефферсон, А. Смит, Дидро и др. В их работах развивается концепция фактического становления местного самоуправления как основы общегосударственного управления. Так Ж. Ж. Руссо обосновывает договорные взаимоотношения верховной власти и власти в городах, поселениях, в результате которых местные власти передают часть своих полномочий (охрану городов, проведение общих мер защиты населения, дипломатические отношения с другими государствами и т. д.) вер

8 Сюнь-Цзы. О порядке правителя. Там же, с. 233−234.

9 Платон Государство. Избранное. — М.: ACT, 2004. — 49бс., с.37−386. ховной власти. И на исполнение этих функций города обязаны в соответствие с договором выделять определенные средства.

Монтескье, исследуя взаимосвязь между политическим строем и типом социального порядка, подчеркивал, что важную роль играет не форма правления (монархия, республика), а способ осуществления власти на основе соблюдения законов. В работе «О духе законов» он подчеркивает, что сущностью управления являются целевая направленность законов, ценностные и моральные ориентиры.

А. Токвиль считал, что результатом демократического правления является свобода, которая предполагает отсутствие произвола и осуществление власти в соответствии с законами, что обуславливает безопасность индивидов.

Макс Вебер считал, что бюрократическое господство представляет собой значительный фактор любого политического режима. Но государственный служащий существует для того, чтобы следить за исполнением установленных законов, правил и т. д.10.

Основой этих концепций были положения о безусловной ценности человеческой личности, изначальном равенстве всех людей, о безусловных правах человека на жизнь, свободу, собственность, о необходимости создания государства, основной целью которого было бы сохранение и защита естественных прав человека.11.

Значительный вклад в разработку теории местного самоуправления внесла германская юридическая школа в лице ее таких выдающихся ученых.

1 -у.

XIX века, как Ф. Гнейст, JI. Штейн, Лабанд и др. Первоначально немецкие ученые, обосновывая природу и сущность местного общинного самоуправления, выдвинули теорию свободной общины.

10 Раймон Арон. Этапы развития социологической мысли. М.: «Прогресс», «Универс», 1993. — 608 с. с. 36−84, 227−273,489−569. Токвиль. А. Демократия в Америке. — Москва: «Прогресс», 1992 г. — 265 с.

11 Митрошенков О. А. Либерализм. Социологическая энциклопедия, т.1., М.: «Мысль», 2003 г. — с. 559−560.

12 Местное самоуправление в зарубежных странах. Информационный обзор под общей редакцией Н. П. Медведева и др. М.: Юридическая литература, 1994. — 86 с.

Идеи организации общинного управления, нашедшие отражение в бельгийской Конституции, были выражены ранее французом Турэ, который в 1790 г. обосновал их в своем докладе по законопроекту о реформе местного управления в Национальном собрании Франции. Турэ сформулировал две основные проблемы учения о местном самоуправлении, которые впоследствии получили свое развитие в различных теориях местного самоуправления.

Специфику становления местного самоуправления в России достаточно детально описал Прокопий Кессарийский, подчеркивая, что славяне и анты не управляются одним человеком, а издревле живут в народовластии, счастье и несчастье в жизни считается у них общим делом.13.

Ибн-Русте, описывая быт киевских славян, подчеркивает идентичность условий для всех групп населения.14.

Н.М. Коркунов, раскрывая своеобразие становления местного управления в России с эпохи Петра I, дает характеристику трем созданным в то время их системам: бюрократической, земской и сословной, которые, взаимодействуя друг с другом, нередко утрачивают свой первоначальный характер.15.

Современные теоретические концепции (Абрамов В.Ф., Агапонов А. К., Алексеев О. Б., Ашин Г. К., Кравченко С. А., Лозаннский Э. Д., Барабышев Г., Барбакова К. Г., Барбаков О. М., Гаврин А. С., Костко Н. А., Великая Н. М., Бо-родкин Ф.М., Воронин А. Г., Гольдберг Т. С., Жирова JI.A., Демченко Г. Л., Дилигенский Г. Г., Митрохин С., Нечепоренко B.C., Римашевская Н., Соловьев Э. Г., Силин А. Н., Симонов С. К., Тихонов Д. А., Цибульский В. Р., Скрын-ников Р.Г., Калиниченко Л.А.) рассматривают местное самоуправление как один из видов политических процессов, свойственный муниципальному уровню организации жизнедеятельности конкретного типа населения, разделяя местное управление и местное самоуправление, считая их разными эта.

13 Прокопий Кессарийский. О войне с готами //Вестник древней истории, 1941. № 1 -с.23 7−240.

14 Ибн-Русте. Книга драгоценных сокровищ. Хрестоматия по истории СССР, 1978. — т.1. — с.41−42.

15 Коркунов Н. М. Русское государственное право. СПб- 1909. — т.2. — 489 с. пами управленческой деятельности властных структур.16.

Проблемы социальных технологий раскрывают в своих работах Бестужев-Лада И.В., Вобленко С., Огнев Г., Цыганков С., Иванов В. Н., Патрушев В. И., Курбатов В. И., Курбатова О. В., Грандберг А. Г., Мкртчян Г. М.,.

Тощенко Ж.Т., Хайруллина Н. Г., Голенкова З. Т., Нарбут Н.П.

Взаимообусловленность местного самоуправления, свободы, демократического государства, исторически сложившейся ментальности населения, социальной активности граждан и личностными качествами субъектов власти разных уровней подчеркивается теоретическими разработками Бакшта-новского В.И., Бабичева И. В., Виноградова В., Галумова Э. А., Иноземцева В. Л., ИрхинаЮ.В., Конева Ю. М., Крамника В. В., Левашова В. К., Леви.

1 о на И.Б., Леонтьева Г., Митрошенкова О. А., Москвичева Л. Н., Пантина В.И.

Проведенный анализ многочисленных работ, посвященных исследованию проблем становления, развития муниципального управления и местного самоуправления в Европе, Азии, Америке на различных исторических этапах показал, что многие аспекты рассмотрены классиками и современными авторами достаточно детально. Но один из самых актуальных для современности вопрос о необходимости переходного этапа от местного управления к местному самоуправлению с разработкой соответствующих моделей и механизмов до сих пор не стал предметом социально-политического изучения.

Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен, во-первых, наличием в обществе проблемы, решение которой необходи.

16 Ашин Г. К., Кравченко С. А., Лозаннский Э. Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. М.: Экзамен, 2001. — 608 е.- Барбакова К. Г., Барбаков О. М., Гаврин А. С., Костко Н. А. Искусство управления городом. Курган: Зауралье, 2005. — 272 е.- Калиниченко Л. А. Муниципальное управление: организационные основы. М.: Логос, 2001. — 64 с. и др.

17 Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества /опыт систематизации/. ИСИ АН СССР. М.: Наука, 1987. — 213 е.- Голенкова 3.T., Нарбут Н. П. История социологической мысли в странах Центральной и Восточной Европы. М.: изд-во РУДН, 2003. — 237 е.- Иванов В. Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. 2-е изд. М.: «Экономика», 2001. — 327 е.- Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М.: Гардари-ки, 2001.-400 с. и др.

18 Бакштановский В. И. Городские профессионалы: ценности и правила игры среднего класса. Тюмень: Вектор Бук, 1999. — 272 е.- Конев Ю. М. Федерализм — принцип государственного управления: ретроспектива, современность. Тюмень: Вектор Бук, 2004. — 272 е.- Левашов В. К. Социополитические процессы: Россия и Тюменский регион. Тюмень: изд-во ТюмГНГУ, 2005. — 778 е.- Хайруллина Н. Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. Тюмень: изд-во ТюмГНГУ, 2000.-466 с. и др. мо для России в целом и ее регионов, муниципальных образований, в частности, и, во-вторых, тем фактом, что, несмотря на огромное количество опубликованных работ по данной проблематике, многие ее аспекты остались вне теоретического анализа, в том числе, включение в процесс становления местного самоуправления этапа перехода к нему от муниципального управления, целевой социальной направленности формирующегося местного самоуправления и его результативности на различных периодах внедрения.

Объект исследования — муниципальное образование.

Предмет исследования — система муниципального управления.

Цель исследования — разработка модели и механизма перехода от муниципального управления к местному самоуправлению.

В рамках поставленной цели определены следующие задачи исследования.

1. Систематизация методологических принципов социологического анализа процесса становления и развития местного самоуправления.

2. Выявление социально-исторических факторов влияния на форму и содержание муниципального управления.

3. Обоснование взаимообусловленности специфики местного самоуправления и демократического государства.

4. Определение общемировых закономерностей и региональных особенностей становления и развития муниципального управления.

5. Доказательство социально-исторической необходимости переходного этапа от местного управления к местному самоуправлению.

6. Разработка социально-политических технологий преобразования муниципального управления в местное самоуправление.

7. Создание модели и механизма процесса перехода от муниципального управления к местному самоуправлению.

Теоретическая и методологическая основа.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются теоретические концепции классиков философии, истории, социологии, права и политологии, а также современных зарубежных и отечественных ученых в сфере государственного и муниципального управления, социально-политических технологий, прогнозирования, моделирования и проектирования социально-политических процессов. Эмпирическая база и методы исследования.

В качестве эмпирической базой исследования взяты законодательные акты дореволюционной России, СССР, Российской Федерации, Тюменской области, Европейская Хартия городов, Европейская Хартия о местном самоуправлении, Градостроительные, Бюджетные, Земельные Кодексы Российской Федерации, результаты ежегодного социологического мониторинга различных проблем жизнедеятельности горожан, проводимого в городе Тюмени с 1997 года (под руководством автора диссертации), а также материалы других авторских социологических исследований, документы государственной статистики и данные социологических исследований, проводимых органами государственной статистики РФ регионального и местного уровней.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она представляет собой комплексное исследование социально-исторических форм, принципов, методов и этапов процесса становления и развития местного самоуправления, в рамках которого: обоснована недостаточность современных концепций формирования местного самоуправленияпроведено теоретическое и операциональное уточнение категориального аппаратасистематизированы методологические принципы социологического анализа формирования местного самоуправленияопределены общемировые закономерности и региональные особенности становления и развития муниципального управлениявыявлены социально-исторические детерминанты форм и содержания муниципального управлениядоказана социально-историческая необходимость переходного этапа от местного управления к местному самоуправлениюразработана система социально-политических технологий преобразования муниципального управления в местное самоуправлениепостроены модели и разработан механизм процесса перехода от муниципального управления к местному самоуправлению. Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его основные положения могут стать основой принятия законодательных актов о специфике, содержании, форме и методах введения переходного этапа в процесс становления местного самоуправления в Российской Федерации. Материалы диссертации целесообразно использовать при подготовке и переподготовке государственных и муниципальных служащих и в практике управления различных уровней власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование, анализ литературных источников, правовых и статистических материалов, законодательных и нормотворческих актов, а также собственные социологические исследования позволили автору работы разработать модели процесса и механизма перехода от муниципального управления к местному самоуправлению.

В диссертации доказано, что современный этап государственного строительства представляет собой переходный период от муниципального управления к местному самоуправлению в муниципальных образованиях. На протяжении этого периода меняются содержание, сущность, формы, методы, механизмы управления муниципальным образованием, что убедительно доказывает, что в настоящее время необходимо законодательное обеспечение этого переходного периода.

Диссертант в своем исследовании делает следующие выводы.

• На основании анализа сложившегося категориального аппарата муниципального, местного управления, самоуправления, неоднозначности понимания содержания этих категорий определены противоречия в практике перехода от местного, муниципального управления к местному самоуправлению, выявлено смешение понятий «местное самоуправление» и «местное управление». Двойственный характер муниципальной деятельности (самостоятельность в чисто местных делах и осуществление определенных государственных функций на местном уровне) находит свое отражение в теории дуализма муниципального управления, согласно которой муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной администрации.

• Проведенный в диссертации обзор процесса становления местного самоуправления в зарубежных странах и России, экскурс в историю становления и развития городов как основных носителей элементов самоуправления, центров демократизации общества, показал неадекватность содержания понятия местного самоуправления его названию. Фактически, самоуправления, как такового в этих странах и городах не было, наблюдались лишь его отдельные элементы, и это продолжается и в сегодняшние дни.

• Диссертант показал, что многочисленные трактовки местного самоуправления определяют его как низший уровень государственных форм управления, отличающийся от федерального и регионального только лишь отсутствием законодательных полномочий. Структура местного самоуправления, выборы его субъектов (управленческий аппарат), права и обязанности, взаимодействие с населением идентичны первым двум уровням. Более того, в современной России субъекты государственного управления не готовы отдать свои властные полномочия, а население не подготовлено реализовать их своей непосредственной деятельностью. Предполагается, что постепенно происходит эволюция, в ходе которой местное управление переходит в местное самоуправление. Этот процесс может быть очень долгим, и не исключена возможность, что, данная эволюция муниципального управления приведет не к местному самоуправлению, а к абсолютизму государственной власти. Возможность такого процесса зависит не только от принимаемых законов, но и от степени способностей и желания субъектов всех уровней власти дать функции организации самоуправления муниципальным сообществам, а гражданам — взять эти функции. Поэтому возникает необходимость в переходном этапе от местного управления к местному самоуправлению.

• В диссертационном исследовании муниципальное образование рассматривается как объект управления местных властных структур, и автор характеризует его, прежде всего, как пространственно-временную подсистему социума, среду обитания муниципальных общностей, управление которой должно быть направлено на создание комфортных условий жизнедеятельности муниципального сообщества. На основе проведенного ретроспективного анализа развития городов в диссертации обосновывается принцип определения города как муниципального образования в двух ипостасях: как объект и как субъект местного самоуправления так как, город — это не только населяющие его люди — городская община или общность, но и инфраструктура.

• В работе показано, что процесс преобразования муниципального управления в местное самоуправление непосредственно связан с решением задачи формирования демократического государства. При этом речь идет не столько о демократизации общества, сколько о становлении демократии, как форме государственного управления. Безусловно, эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены, что предполагает осуществление власти народа в непосредственной среде его жизнедеятельности.

• В диссертационном исследовании представлен ретроспективный анализ становления и развития демократии с древних веков, который свидетельствует о том, что классики не только сумели обобщить имеющийся опыт формирования различных типов государственного управления, но и спрогнозировали перспективу поэтапных управленческих государственных форм, выявив причины их становления, развития и гибели. До сих пор, так называемые демократические государства, являясь представительной демократией, фактически демократическими не были. Продекларированная демократия, таким образом, не представляет собой демократическую сущность и направленность ни государства, ни общества. Элементы подлинной демократии сегодня существуют в отдельных странах в процессе функционирования муниципального управления, как местного самоуправления.

В работе проведен анализ становления и развития муниципального управления в странах Западной Европы, США и Канады. Общие закономерности муниципального управления в Европейских государствах конкретизируются в отдельных странах на основе исторически сложившейся традиции и современной специфики взаимодействия властных структур различных уровней.

В диссертационном исследовании проведен ретроспективный анализ строительства системы муниципального управления в России. В работе приведены законодательные основы перехода от муниципального управления к местному самоуправлению.

В диссертационном исследовании подчеркивается, что в современном российском обществе существуют отдельные элементы местного самоуправления: референдум, выборы, объединение граждан по месту жительства для волеизъявления — внесения населением предложений по правовым актам, демонстрации и т. д. Но, как правило, все это происходит по инициативе сверху. Весьма незначительна политическая активность граждан, даже явка избирателей на выборы в органы местного самоуправления колеблется по России от 7-ми до 60-ти процентов. Проведенный сравнительный анализ принимаемых с 1991 года законов «О местном самоуправлении», «Об общих принципах местного самоуправления» дает основание сделать вывод о наибольшей эвристичности и оптимальности Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 1Э1-ФЗ 2003 года, так как в нем заложены гораздо в большей степени, чем в предыдущих законах, правовые основы становления и развития местного самоуправления в России. Однако еще не сложились наиболее действенные формы самоорганизации жителей, обеспечивающие эффективное исполнение вопросов местного значения, перечень которых не ограничен.

Диссертант обосновывает тезис, что местное самоуправление должно опираться на четкую правовую базу. Ее составляют, прежде всего, Конституция РФ, федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации, которые в настоящее время не представляют собой гарантию реализации подлинного самоуправления и народовластия. Диссертант систематизировал формы и содержание основных этапов внедрения реформы местного самоуправления в отдельных регионах России, основные проблемы, цели, задачи и рекомендации по реформированию. На основании этого в диссертационном исследовании предложена система социально-политических технологий преобразования муниципального управления.

Непосредственный анализ социально-политических технологий современного российского государства и, в частности, муниципальных организаций, предпринятый в данном диссертационном исследовании, показал, что их можно систематизировать следующим образом: социально-политические технологии управления, предвыборные социально-политические технологии и поствыборные социально-политические технологии.

В диссертационном исследовании проведен теоретический анализ результативности применения социально-политических технологий на примере определенного муниципального образования, в качестве которого взят город Тюмень, для выявления специфики этих технологий. В качестве одной из важнейших социально-политических технологий городская администрация использовала мониторинг общественного мнения, который в отличие от статистических методов, представляющих усредненные количественные показатели различных сторон жизнедеятельности населения, давал возможность проведения качественного анализа.

Проведенный в диссертации сравнительный анализ важнейших показателей жизнедеятельности населения свидетельствует о том, что социально-политические технологии, применяемые тюменской администрацией, явились достаточно результативными в процессе улучшения условий жизнедеятельности горожан.

На основе приведенных в предыдущих разделах теоретических концепций, международной и российской практики функционирования муниципального управления как основы становления и развития демократического государства была построена модель и предложены механизмы перехода от муниципального управления к местному самоуправлению. В результате анализа литературы диссертант выделил основные методы, которые предпочтительнее использовать при моделировании процесса и механизма перехода от муниципального управления к местному самоуправлению. В качестве основных он предложил имитационное моделирование на основе сценарного и факторного подходов. В работе построена концептуальная модель поэтапного перехода от муниципального управления к местному самоуправлению. При моделировании перехода от муниципального управления к местному самоуправлению в качестве базовой принимается конкретная социальная общность — муниципальное образование. В процессе перехода изменяются принципы взаимодействия системы со средой (местного самоуправления с различными уровнями и формами государственного управления) и сама система местного самоуправления. В системе местного самоуправления усиливается свойство самоорганизации, что приводит к формированию своих собственных целей и ограничений внутри самой системы, а также формирования собственных ресурсов и благ, продуктов и услуг на свои собственные нужды. Автор выявил проблемную ситуацию в системе муниципального управления, которая заключается в децентрализации государственного управления обществом, в появлении новых форм местного управления, которые можно назвать элементами самоуправления, и сделал вывод, что современный уровень муниципального управления в России нельзя квалифицировать как местное самоуправление, а следует рассматривать его как возможный переходный этап от местного управления к местному самоуправлению.

• Диссертант построил итоговую модель процесса и механизма перехода от муниципального управления к местному самоуправлению, которая включает в себя три среза времени развития муниципального управления в России: прошлого, настоящего и будущего. В недавнем прошлом муниципальное управление представляло собой нижний — третий уровень государственного управления, а вся система государственного управления — достаточно жесткую иерархическую структуру, в которой управление строилось по принципу «сверху вниз»: максимум прав у верхних уровней и минимум — у нижних. Современный срез развития государственного управления демонстрирует действительный переход от муниципального управления как его нижнего уровня к местному самоуправлению, когда население муниципального образования делегирует свои полномочия выборным органам муниципального управления для решения все увеличивающегося количества вопросов жизнедеятельности муниципального сообщества. В будущем в системе местного самоуправления как основы демократического общества в России управление строится по новому принципу «снизу вверх». Местное самоуправление, заменяя нижний уровень городского управления — муниципальное, превращается в подлинную структуру демократического общества, средство волеизъявление народа и вовлечение населения в государственное управление и законотворческую деятельность.

• В качестве одного из примеров мониторинговых исследований, проводимых информационно-аналитическим управлением Администрации г. Тюмени под руководством диссертанта, в диссертации представлено исследование по изучению мнения населения о состоянии общественной безопасности на улицах г. Тюмени (март-июнь 2005 года), которое продемонстрировало достаточно высокую социальную результативность применяемой социально-политической технологии управления муниципальным образованием.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Европейская Хартия городов / Постоянная конф. места, и регион, органов власти Европы (27 сес., Страсбург, 17−19 матра 1992 г.). -Страсбург, 1992.-59 с.
  2. Европейская Хартия о местном самоуправлении // МСУ в Российской федерации / Сб. нормативных документов. М.: ИИА «Обозреватель», 1998.-30 с.
  3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г.// СЗ РФ 1998, № 31.
  4. Градостроительный Кодекс Российской Федерации от 07.05.1997, № 73-Ф3.
  5. Конституция Российской Федерации Екатеринбург: «Уралюриз-дат», 2002 г. — 47 с.
  6. Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления. // Распоряжение Правительства российской Федерации от 03.07.1996 г. № 1036-р.
  7. Закон Российской Федерации «О безопасности» введен в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2646/1−1 от 05.03.92 г,
  8. Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления» // Российская газета. -1997, -17 сентября.
  9. Федеральный закон «Об общих принципах организации МСУ в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.
  10. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1988 г. /Сборник законов РФ. 1998. — № 35.
  11. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ (СЗ РФ. 1997. № 38).
  12. Федеральный Закон от 2 августа 1995 г. № 121 ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СЗ РФ, 1995, № 32.
  13. Федеральный Закон РФ от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ». //СЗ РФ 1998, № 31.14.3акон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости Верховного Совета и Съезда народных депутатов РСФСР, № 29.
  14. Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21.09.1993 № 1400.
  15. Указ Президента РФ «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в российской Федерации» от 3 октября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. — № 24. — ст. 2598.
  16. Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 г., № 40.
  17. Указ Президента РФ от 29.10.1993 г. «Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления». // Российская газета. — 1993. 3 ноября.
  18. Указ Президента РФ от 9 октября 1993 года «О некоторых мерах по оказанию государственной поддержки местному самоуправлению» // Собрание актов президента и Правительства Российской Федерации. 1993.-№ 41.-ст. 1010.
  19. Устав Тюменской области от 25.06.1995 г. / Сб. законов тюменской области. Т.1. изд. 3-е, доп. Тюмень, 2001.
  20. г. Тюмени, решение № 65 от 17.11.1995.22.3акон Тюменской области «О выборах органов и должностных лиц МСУ в Тюменской области» /Законы Тюменской области 1994−97 гг. -Екатеринбург: «Путиведъ», 1997. 512 с.
  21. Абаев JI.4. Методы моделирования социально-политических процессов. М.: «Наука», 2003. — 179 с.
  22. Ю.В. Муниципальная экономика: тенденции и перспективы развития. Екатеринбург: изд-во «Вестник», 2000. — 108 с.
  23. В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт // Социологические исследования. 1997. № 1. — с. 120−126.
  24. Л.Я. Социология: что она может и знает. М.: Социолог, 1993.-150с.
  25. А.К. Регионы и муниципальное самоуправление: вопросы ответственности // Социологические исследования, 2002 г. № 2 — с.42−43.
  26. Н.Т., Исляев Р. А. Основные положения концепции перевода российской Федерации на модель устойчивого развития. СПб: ИСЭП РАН, 1995.-69 с.
  27. О.Б. Обследование и диагностика организационных структур. // городское управление. 1998. № 11. — с. 23−27.
  28. С.С. Государство и право. М.: «Юрист», 1994. — 283 с.
  29. А.П. Административное право Российской Федерации. Часть 1. М.: «Юрист», 1994. — 129 с.
  30. Американская социологическая мысль. / под ред. В.И. Добренькова/ М.: изд-во МГУ, 1994. 496 с.
  31. Е. Г., Тертышиый А. Г. Основы местного самоуправления, -М.- ИНФРА-М, 2000 г. -208с.
  32. В., Винслов Ю. Муниципальный уровень промышленной политики: специфика, опыт, принципы совершенствования // Российский экономический журнал, 2001. № 8 — с. 13−23.
  33. Анна Каджумуло Тибайджука, исполнительный директор ООН-ХАБИБАТ. т.9. — 2003. — № 1.
  34. Антология мировой философии. -М.: «Мысль», 1969. том 1. 576 с.
  35. О.В. Социальные основы местного самоуправления в крупном городе. // Городское управление, 2002. № 7 — с. 80−87.
  36. Аристотель Политика. Афинская политика. М.: «Мысль», 1997. -462 с. 41 .Аристотель Политика. Книга 7. Антология мировой философии. Т.1, М.: «Мысль», 1969. 576 с.
  37. А.А. Социалистическое самоуправление в экономике: политический аспект.-М.: «Экономика», 1987. 151 с.
  38. Г. К., Кравченко С. А., Лозаннский Э. Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий -М.: «Экзамен», 2001. 608 с.
  39. Д.Ф. Кадровый потенциал органов МСУ: проблемы и опыт оценки. Саратов: Поволж. акад. гос. службы, 2001. — 134 с.
  40. И.В. Субъекты местного самоуправления и их взаимодейст-вие-М.- Изд. дом «Восточный рубеж"-2000. -208с.
  41. В. И. Городские профессионалы- Ценности и правила игры среднего класса, Тюмень: изд-во ТюмГНГУ, 1999. -272 с.
  42. Г. В. Идеалы самоуправления и российская действительность // государство и право. 1996. — № 11.-е. 137−142.
  43. Г. В. Местное самоуправление трудное дитя России. // Сегодня! 1992. № 1, с. 11−15.
  44. Г. В. Муниципальные органы современного капиталистического государства. М.: МГУ, 1971. — 73 с.
  45. Г. В. О хартиях местного самоуправления в США. // государство и право. 1994. — № 5 — с.126−134.
  46. Г. В. Самоуправление в начале пути. // Народный депутат. -1990.-№ 4.-с. 6−11.
  47. Г. В. Совет и мэр в «упряжке» самоуправления // Народный депутат. 1991. — № 11.-е. 36−40.
  48. О.М. Региональное управление: реалии и перспективы, СПб: «Лань», 2000. 288 с.
  49. О.М., Линник Г. Л. Приоритеты региональной политики в системе управления регионом. Тюмень: «Вектор Бук», 1999. 160 с.
  50. К.Г. Интеллектуальный и нравственный потенциал общества и личности как основа перспективного развития региона // Глобализация, федерализм и региональное развитие: сборник материалов. Тюмень: изд-во ТГУ, 2001. — с. 106−109.
  51. К.Г. Социальная политика или социальность политики. Региональные социокультурные процессы. Тематический сборник. РАН, Тюменское отделение. Тюмень: изд-во ТюмГНГУ, 2004. 256 с.
  52. К.Г., Барбаков О. М., Гаврин А. С., Костко Н. А. Искусство управления городом: социальные эксперименты на виртуальном пространстве. Курган: «Зауралье», 2005. — 272 с.
  53. Э. Глобальный кризис демократии? // Теоретический и политический журнал «Свободная мысль XXI», 2005. — № 2(1552). — с. 13−25.
  54. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер с англ. М.: Academia, 1999. — 956 с.
  55. В.В. Особенности современной концепции местного самоуправления. // Известия вузов. Правоведение. 1993. — № 5. — с. 36−44.
  56. В. Самоуправление будущее человечества или новая утопия? -М.: «Интер-Версо», 1992. — 159 с.
  57. А.К. Управление и самоуправление. Социалистическое управление: сущность и перспектива развития. JL: «Наука», Ленинградское отделение, 1972. — 209 с.
  58. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества / опыт систематизации / ИСИ АН СССР. М.: Наука, 1987.-213 с.
  59. Н.С., Чернышев М. А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. Ростов н/Д: Ростовский гос. университет, 1996. — 210 с.
  60. Ф.М. Возможно ли местное самоуправление в Росси наших дней? // Местное самоуправление и ценности населения. Новосибирск, 1995. (на правах рукописи).
  61. Ф.М. Ценности населения и возможности МСУ // Социологические исследования. 1997. № 1. — с. 98−110.
  62. Е.С. Социологический анализ концепции самоуправления в СФРЮ / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М.: МГУ им. Ломоносова, 1990. — 20 с.
  63. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. М., Ростов н/Д, 2000.-448 с.
  64. Н.И. Проблемы теории и практики социализма. М.: Политиздат, 1989.--512с.
  65. С.И. Теория информации и образование. Условия выживания России. Проект «Хронотрон», http://imperia.lirik.ru/.
  66. В.И. Местное самоуправление и государственная власть. // Вестник государственной службы. 1993. — № 11.-е. 14−19.
  67. А.И. О самоуправлении // Российская провинция. -1993.-№ 4.-с. 65−67.
  68. М. Город. -М.: «ЮНИТИ», 1994 г. 100 с.
  69. М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М.: «Юрист», 1994. -704 с.
  70. Н., Шишкин В. Местное самоуправление: еще одна попытка реформы. // Теоретический и политический журнал «Свободная мысль XXI», 2003. — № 6. — с. 16−31.
  71. Н.М. Основные тенденции политического участия в местном самоуправлении / Социологические исследования. 2003. — № 8, -с. 45−49.
  72. JI. А. Основы городского хозяйства, М.: «ЮНИТИ», 1991. -216 с.
  73. И.А. Городское самоуправление в России. М.: изд-во скоро-печати А. А. Левенсона, 1906. — 32 с.
  74. В. Формирование корпоративного имиджа местного самоуправления // Городское управление, 2001. № 8 — с. 26−30.
  75. С., Огнев Г., Цыганков С. Совершенствование механизма гражданского участия в управлении территорией проживания: опыт дореволюционной России, опыт регионов, зарубежный опыт. // Городское управление, 2002. № 10. с. 28−35.
  76. Воллес Роджерс. Вовлечение общественности в дела местного самоуправления / пер. О. Никишенкова /. М.: Национальный демократический институт международных отношений, 1998. — 15 с.
  77. А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. /Под ред. В. А. Гневко, В. А. Бабурина -СПб: ИУЭ, 1996.-110 с.
  78. А.Г. Все жители акционеры / Муниципальная власть, № 45, 1999.
  79. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: «Финансы и статистика», 2002. 176 с.
  80. И.Д., Егоров Е. А. Факторный подход к управлению развитием социальных систем регионального уровня. М.: «Мысль», 1999. -117с.
  81. И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. Изд-во НОРМА, И, 2001.-368с.
  82. А.Н., Силин А. Н. Тенденции развития социального управления в системе «северный город регион» // Глобализация, федерализм и региональное развитие. — Тюмень: изд-во ТГУ, 2001. — с.124−126.
  83. А.С. Модели и механизмы социального управления городом — Тюмень: «Вектор Бук», 2001. 182с.
  84. А.С. Проблема субъектно-объектных отношений в системе местного самоуправления в многофункциональном городе. // Вестник Сибирского отделения Академии наук высшей школы. № 1(7). -2001. -с.36−46.
  85. А.С. Социальное управление многофункциональным городом. М.: «ЮНИТИ», 2000. — 218 с.
  86. К.С. Введение в политическую науку. М.: «Центр», 1997. -486 с.
  87. Газета «Сегодня», № 39,1 марта 1995.
  88. Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: «Известия», 2003. — 450 с.
  89. Г. А. Земское самоуправление в России. М.: ИЭУ, 1990.-131 с.
  90. В.М. вопросы МСУ. СПб.: «Право», 1904. — 235 с.
  91. Э. Социология: учебник 90-х гг. Челябинск, 1991. -276 с.
  92. JI.B. Из истории становления МСУ в России // Государство и право. 1996. — № 2. — с. 142−152.
  93. JI.B. Новый этап реформы МСУ // Власть. 1997. -№ 3. — с. 19−22.
  94. А.Г., Иванов В. Н., Мельников С. Б., Патрушев В. И. Основы современного муниципального управления. -М.: «ЮНИТИ», 2000.-198 с.
  95. С. Период реформ завершен? / Теоретический и политический журнал «Свободная мысль XXI», 2004. — № 12(1550). — с. 3−16.
  96. В.А. Особенности организации подготовки муниципальных служащих / Сборник докладов международной конференции «МСУ: проблемы, поиски, решения», Санкт-Петербург-Хельсинки, август 1995.-с. 98−104.
  97. В.А., Когут А. Е. Развитие МСУ и проблемы кадрового обеспечения. СПб.: ИСЭП РАН. Институт управления и экономики (IME), 1996.-105 с.
  98. Т.С. Самоуправление: воспоминание о будущем. // ССР: демографический диагноз. -М.: «Наука», 1990. 184 с.
  99. З.Т., Нарбут Н. П. История социологической мысли в странах Центральной и Восточной Европы. М.: изд-во РУДН, 2003. -237 с.
  100. Город как самоорганизующаяся система. /Под общ. ред. Ю. В. Кириллова. -М.: «Терра», 1995.-271 с.
  101. Город: проблемы социального развития (А.В.Дмитриев, М. Н. Межевич, Л. С. Березин и др.). Л.: «Наука», 1982. 173 с.
  102. Города Сибири: экономика, управление и культура городов Сибири в досоветский период. Новосибирск- 1974. — 308 с.
  103. Е.Е., Иванова Т. И. Социальная база местного самоуправления. // Сибирская деревня в период трансформации социально-экономических отношений, /под ред. З. И. Калугиной. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1996. — 148 с.
  104. А.Д. Сбор. Соч. СПб. 1904, т.9, С. 135.
  105. A.JI. Основные начала, необходимые нашему местному самоуправлению. -М.: Газета «Земство», 1881. -24 с.
  106. Р. Гражданская ответственность интеллектуалов: против нового страха перед просвещением. // Политические исследования, 1997. № 6 — с. 5−14.
  107. Дебаты Хабитаб, Ивес Кабаннес. / Сб. статей: т.9. 1997. — № 1.
  108. Дж. Масионис. Социология. 9-е издание. М., СПб., Екатеринбург, Новосибирск, Киев, Минск: «Питер», 2004. — 752 с.
  109. Джагдиш Бхагвати. В защиту глобализации / пер. с англ. под. ред. В. Л. Иноземцева. М.: «Ладомир», 2005. — 448 с.
  110. Г. Г. Демократия на рубеже тысячелетий. Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна: «Феникс», 2001. -280 с.
  111. В.И., Харчева В. Т. Муниципальная служба: проблемы и перспективы развития // Вестник МГУ. Социология и политология. 1996. — № 3. — с. 12−17.
  112. .З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л.: «Наука», 1979. — 128 с.
  113. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М., 1992. 192 с.
  114. А.П. Управление персоналом. 2-е изд. -Н.Новгород: НИМБ, 1999. — 624 с.
  115. Г. Общее учение о государстве. СПБ., 1908. — 466 с.
  116. Н.Н. опыт самоуправления за рубежом. Киев: Ук-рИНЭИ, 1992.-56 с.
  117. В., Иванова JI. Схема анализа системы муниципального управления города Красноярска // Городское управление, 2002. № 3-е. 30−33.
  118. Н.М., Лаптева Л. Е. история земства и перспективы развития МСУ // Государство и право. 1993. — № 11.-е. 150−153.
  119. Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 2004.-383 с.
  120. А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М.: «Мысль», 1969. 208 с.
  121. Земское самоуправление в пореформенной России (1864−1918 гг.). документы и материалы: учеб. пособ.- М.: ГАУ, 1995. 257 с.
  122. Г. П. Социология государственной и муниципальной службы: программа-концепция. // Социологические исследования. — 1996.-№ 6.-с. 102−110.
  123. В.Б. Территориальное управление: методология, теория, практика. М.: ИМ-Информ, 1998. 320 с.
  124. Ибн Русте. Книга драгоценных сокровищ. Хрестоматия по истории СССР, 1978.-т.1.~ с. 41−42.
  125. В.Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления, 2-е изд. М.: «Экономика», 2001. 327 с.
  126. И.И. План и рынок в системе регулирования развития общества. Сиб.: ТОО «Петрополис», 1994. — 24 с.
  127. Имитационное моделирование и сценарный подход в системах поддержки принятия решений. /Андрианов Д.Л. и др. Русский гуманитарный интернет-университет, библиотека, www. i-u.ru.
  128. Имитационное моделирование социальных процессов. Концепции и практика реализации. Информационно-аналитический сайт «Телекоммуникации».
  129. В. Несколько гипотез о мировом порядке XXI века. // Теоретический и политический журнал «Свободная мысль XXI», 2003.-№№ 10, 11, 12.-с. 3−10, 3−9,3−11.
  130. В. Стратегия и тактика российских демократов оставляют им немного шансов на успех. // Теоретический и политический журнал «Свободная мысль XXI», 2005. — № 2(1552). — с. 48−57.
  131. В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: «Логос», 2000. 304 с.
  132. Информационное обеспечение автоматизированной информационной системы дистанционного обучения служащих и подразделений органов МСУ / Под ред. Гневко В. А., Ивановского Л. В. СПб.: Институт управления и экономики, 1999. — 426 с.
  133. Ю.В. Демократия. Социологическая энциклопедия, том 1. Москва: «Мысль», 2003. 694 с.
  134. Н.А. О земском, городском и областном самоуправлении. М.: Московский городской склад учебных пособий, 1917. — 136 с.
  135. В.М. Введение в системный анализ и моделирование. Электронный учебник, http://www.isuct.ru/~ivt/books/IS/IS5.
  136. Л.А. Муниципальное управление: организационные основы. М.: «Логос», 2001. 64 с.
  137. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  138. С.М. Деятельность органов местного самоуправления в переходный период. / Известия высших учебных заведений: нефть и газ, № 5, 2005. с. 107−110.
  139. С.М. Межмуниципальное сотрудничество: пути повышения эффективности, социальной ответственности. / Вестник Тюменского нефтегазового университета: региональные социальные процессы, № 3,2004. с. 83−86.
  140. С.М. Местное самоуправление фундамент российской государственности. / Современный федерализм: края, области в составе Российской Федерации: материалы международного научно-практического семинара. 1997. — с. 60−65.
  141. С.М. От местного управления к местному самоуправлению. Тюмень: «Вектор Бутс», 2005. — 262 с.
  142. С.М. Социально-политический аспект муниципального управления. / Известия высших учебных заведений: нефть и газ, № 5, 2005.-с. 103−107.
  143. С.М. Социальный мониторинг основа муниципального управления. — Тюмень: «Вектор Бук», 2004. — 232 с.
  144. С.М. Управление муниципальным образованием (курс лекций). Тюмень: «Вектор Бук», 2003. — 400 с.
  145. С.М. Федеральное законодательство о местном самоуправлении основе развития местной демократии в России. / Правовые, экономические, социокультурные проблемы: общероссийские закономерности и региональная специфика, выпуск 4, 2004. — с. 26−30.
  146. С.М. Формирование местного самоуправления в России (на материалах социально-политических исследований в г. Тюмени). -Тюмень: «Вектор Бук», 1998. 160 с.
  147. С.М., Андрейкин В. Г. Муниципальный менеджмент (курс лекций). Тюмень: изд-во ТюмГНГУ, 2001. — 192 с.
  148. С.М., Андрейкин В. Г. Система местного самоуправления. Тюмень: «Вектор Бук», 2003.-252 с.
  149. С.М., Бакштановский В. И. Городские профессионалы: путь к успеху. Тюмень: «Экспресс», 2004. — 206 с.
  150. Ю.Н. МСУ в системе политических отношений региона (социологический аспект). Саратов: изд-во СГУ, 1996. — 24 с.
  151. Л.Б. Города и политика: российские уроки. Обнинск: институт муниципального управления, 2003. — 216 с.
  152. Н.Ф. начальник отдела общественной безопасности мэрии г. Новосибирска, www.OXPAHA.ru, Общественная безопасность на муниципальном уровне.
  153. П. М. Герасимова С.Б., Киселева И. П., Низамова А. Э. Эволюция социального самочувствия россиян и особенности социально-экономической адаптации (1994−2001 гг.) // Россия реформирующаяся. М.: Academia, 2002. — 368 с. — с. 160−184.
  154. А.А. Города как самоуправляющиеся земские единицы. Вологда: типография А. В. Гудкова, 1908. — 28 с.
  155. Компьютерное моделирование социально-политических процессов / Шабров О. Ф., Анохин М. Г., Дзлиев М. И. и др. Под общей редакцией О. Ф. Шаброва. — М.: Интерпракс. 1994. — 112с.
  156. Ю.М. Регионы как объект федерального управления. — Тюмень: «Вектор Бук», 2003. 160 с.
  157. Ю.М. Федерализм принцип государственного управления: ретроспектива, современность. — Тюмень: «Вектор Бук», 2004. — 272 с.
  158. Н.М. Русское государственное право. СПб, 1909 г. Т.2.-489 с.
  159. Л.Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. М.: Эдиториал УРСС, 1998. — 368 с.
  160. . народ — как законодатель. / Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1973. — т.7. — 280 с.
  161. Н.А. Приоритеты социального управления городом. -Тюмень: «Вектор Бук», 2004. 272 с.
  162. Н.А. Социальное управление развитием региона. Тюмень: «Вектор Бук», 2003. — 285 с.
  163. Н.А., Полякова А. Г. Роль историко-культурного наследия в развитии современного города. XIV Уральские социологические чтения. Тюмень: изд-во ТГУ, 2003. — 224 с.
  164. В.В. Власть и мы: ментальность российской власти -традиции и новации. Общество и политика, /под ред. В. Ю. Большакова. СПб: изд-во С-Петербургского университета, 2000. — 540 с.
  165. Крупнейшие города капиталистических и развивающихся стран (Л.И. Банифатьева, В. И. Харитонов, Н. М. Польская и др.): под ред. В. В. Вольского. М.: изд-во МГУ, 1987. — 252 с.
  166. В. Местное самоуправление: правовое регулирование и структуры. // Советское государство и право. 1992. — № 1. — с.20−29.
  167. А.В. Новгородская земля // Древнерусские княжества XXIII веков. М.: «Наука», 1975. — с. 148.
  168. Г. Ю., Любовный В. Я. Монопрофильные города: мониторинг и возможные подходы к решению их проблем // Федерализм. 2002. — N 2. — с. 121−142.
  169. А.В. Управление социальное. Социологическая энциклопедия. Т.2. М.: «Мысль», 2003. с.682−685.
  170. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 416 с.
  171. Г. Ф. Человек на Севере. М.: Политиздат, 1989. 217 с.
  172. ЛагуткинА.В. МСУ как форма народовластия в российской Федерации. -М.: «Манускрипт», 1995. 33 с.
  173. Н.И. Мелкая земская единица. В 2-х Т. СПб. 1903−1904.-179 с.
  174. А.П. Органы территориального общественного самоуправления. Саранск, 1993. — 67 с.
  175. Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993. — 235 с.
  176. В.К. Глобализация и социальная безопасность. Журнал «Социологические исследования», 2002 г., № 3, с. 19−28.
  177. В.К. О социальной сущности концепции устойчивого развития. // Социологические исследования, 1997. № 4 — с. 3−14.
  178. В.К. Социополитические процессы: Россия и Тюменский регион. Тюменская область: общество и наука. Социально-экономическое и этнокультурное развитие // под ред. В. К. Левашова, Н. Г. Хайруллиной, Тюмень: изд-во ТюмГНГУ, 2005. 778 с.
  179. В.К. Социополитические стратегии развития России. // Социологические исследования. 2000. — № 7. — с. 16−23.
  180. И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис, 1996. № 5, с. 116.
  181. С. Муниципальная собственность как основа реального самоуправления. // Жилищное и коммунальное хозяйство. — 1993. -№ 1. — с. 10−12.
  182. В.Н. Местное общественное самоуправление: идеи, практика, проблемы. // Сб. «Управление развитием городов в новых условиях хозяйствования». -М.: УРСС, 1990.-е. 103−115.
  183. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. 2-е изд. М.: УРСС, 1999. — 368 с.
  184. В.Н., Швецов А. Н. Программные методы регулирования территориального развития. // Российский экономический журнал, 1996. № 6.
  185. М.Я., Панченко А. И. Комплексные программы в планировании народного хозяйства. -М.: Экономика, 1973. 167 с.
  186. Г. Местное самоуправление — ресурс государства для управления развитием. // Муниципальная власть, 2002. № 4 — с. 430.
  187. А. Между «клановым капитализмом» и «управляемой демократией». // Теоретический и политический журнал «Свободная мысль XXI», 2004. — № 6(1544). — с. 97−112.
  188. В.В. Социологическая энциклопедия. М.: Мысль, 2003., т.1.-694с.
  189. Д.С. Экономика развития. М.: «Экзамен», 2002. 512 с.
  190. Е. Сценарный подход и экономическое моделирование.-М.: ЮНИТИ, 1998.-215 с.
  191. В.М., Касьянов В. В. Правовые основы управления: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 480 с.
  192. М.Ю. Местное сообщество и социально-экономическая основа местного самоуправления. // Социологические исследования, 2003. № 8(232). — с. 50−54.
  193. Е.Н. Час X. Россия XXI век. М.: АО «Астра-семь», 1996.-672 с.
  194. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 703 с.
  195. Местное самоуправление в России. Теория и практика. // Государство и право. М. — 1993. — № 6. — с. 27−41.
  196. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. М.: «Грамота», 1994. — 166 с.
  197. Местное самоуправление в современной России. / под ред. А. Г. Воронина, JI.B. Гильченко. М.: Транспечать, 1998. — 137 с.
  198. Местное самоуправление глазами муниципальных управляющих. / материалы социологического исследования. М.: МОНФ, 2000.-25 с.
  199. Местное самоуправление за рубежом. Опыт, комментарии и рекомендации по применению /под ред. А. Е. Когута СПб: ИСЭП РАН, 1995.-54 с.
  200. Местное самоуправление. / Сб. статей, подг. Национальной ассоциацией местных властей Дании и Союзом Российских городов. Отв. редактор спец. выпуска Холгер Пиндт. Москва, 1995.- 439с.
  201. Местные органы в политической системе капитализма. М.: «Наука», 1984. — 64 с.
  202. Местные органы власти в Европе / Пер. с англ. и предисл. В. И. Камышанова. М.: «Финансы и статистика», 1992. — 208с.
  203. С. Местное самоуправление: аргументы, проблемы, мифы. Библиотека местного самоуправления. Выпуск 35, М.: МОНФ, 1999.-с. 43.
  204. О.А. Либерализм. Социологическая энциклопедия, т.1., М.: «Мысль», 2003. — с. 559−560.
  205. А.А. Эволюция системы правового регулирования органов местного самоуправления в США на современном этапе. / Реформы местного управления в странах Западной Европы. М.: «Грамота», 1993. -156 с.
  206. Моделирование социально-экономического развития территориальных систем (отв. ред. А. Г. Гранберг, Г. М. Мкртчян). Новосибирск: «Наука», 1983.-288 с.
  207. Монтескье. О духе законов. Антология мировой философии, т.2. М.: «Мысль», 1970. — 776 с.
  208. Л.Н. Идеология. Социологическая энциклопедия. Т.1. М.: «Мысль», 2003. — 696 с.
  209. Муниципальный мир, 2001. № 1.
  210. А. Местное самоуправление: изъяны законотворчества // Земский вестник, 2001. № 3.
  211. B.C. Муниципальное управление: правовые основы муниципальной службы. -М.: «Логос», 2001. 64 с.
  212. Общество и политика. Современные исследования, поиск концепции. / под ред. В. Ю. Большакова / СПб.: изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000. — 512 с.
  213. Опросы в городе и для города: теория, методология, результаты, рекомендации / Под общ. ред. М. А. Бокий, Ю. В. Кириллова, Л. В. Шапиро М.: «Терра», 1995. — 100 с.
  214. Организация самоуправления в Тобольской губернии (2 пол. XIX нач. XX вв.). / Составители: С. Г. Бучельников, И. И. Ермаков, Г. И. Иванцова, А. Ю. Конев, Е.В. Фоминых/ - Тюмень: «Вектор Бук», 1995.-371 с.
  215. Основы современного социального управления: теория и методология: учебное пособие / под ред. В. Н. Иванова. М: ОАО НПО «Экономика», 2000. — 271 с.
  216. Р. Собственность и свобода. М.: Московская школа политических исследований, 416с.
  217. В.И. Глобализация и проблемы развития демократических институтов в России. Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна: «Феникс+», 2001.-480 с.
  218. Т. О социальных системах. М.: академический проект, 2002. — 832 с.
  219. Платон Государство. Избранное. М.: «АСТ», 2004. — 496 с.
  220. В., Шинкин А. Самоуправление или самоуправство? // российская газета. 1994. — 9,10 июня.
  221. Политические институты на рубеже тысячелетий (XX-XXI в.)./ под ред. К. Г. Холодковского / Дубна: ООО «Феникс+», 2001. — 480 с.
  222. В.А., Яковлева Н. Н., Шестакова А. В. Моделирование системы общественного самоуправления как сферы психосистемных отношений. Минск: ВЭВЭР, 2000. — 124с., с.36−39.
  223. Представительные и исполнительные органы власти в системе местного самоуправления Российской Федерации. М.: ИНИОН, 1994.-84 с.
  224. Прокопий Кессарийский. О войне с готами. «Вестник древней истории», 1941. № 1. с.237−240.
  225. В.Т., Кашо B.C. Органы территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления. // государство и право. 1992. — № 7. — с. 46−53.
  226. Н.В. Муниципалитет. / Социологическая энциклопедия. М.: «Мысль», 2003. с.690−692.
  227. Раймон Арон. Этапы развития социологической мысли. М.: «Прогресс», «Универс», 1993. — 608 с.
  228. JI.C. Социальный состав Сибирских магистратов 4080-х гг. XVIII в. // Известия СО АН СССР. Новосибирск, 1966. — 198 с.
  229. Региональные проблемы социальной мобильности / Н.В. Анд-рущак, К. Г. Барбакова, Л. Г. Гафт и др./ отв. ред. Ф. Р. Филиппов, АН СССР институт социологии. М.: «Наука», 1991. — 141 с.
  230. Н. Стратегии социальных реформ в России. // Теоретический и политический журнал «Свободная мысль XXI», 2002.-№ 11(1525).-с. 4−14.
  231. Н. Социальные реформы и стратегические задачи. // Журнал «Свободная мысль XXI», 2004 г. № 11. — с. 30−44.
  232. О.О. Местное самоуправление: новые социальные технологии Русский гуманитарный интернет-университет, библиотека, www. i-u.ru.
  233. Российская социологическая энциклопедия. / под общ. ред. Г. В. Осипова. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
  234. Россия реформирующаяся. / Под ред. Л. М. Дробижевой. М.: Academia, 2002. — 368 с.
  235. Россия: трансформирующееся общество, /под ред. В.А. Ядова/ -М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. 640 с.
  236. С. Перспектива развития политического анализа реформы местного самоуправления в России // Сборник «местное самоуправление в современной России: политика, практика, право». М.: изд-во ИГПИ, 1998. — 127 с.
  237. А. О политических ограничителях социальных реформ. // Теоретический и политический журнал «Свободная мысль XXI», 2005.-№ 3(1553).-с. 59−67.
  238. А.Н., Хайруллина Н. Г., Лихтенштейн Б. М. Менеджмент организации: субъектно-объектные взаимодействия. Тюмень: изд-во ТюмГНГУ, 2004. — 240 с.
  239. С.Г., Корякина Е. А. Богатство: социально-экономический анализ. Тюмень: «Вектор Бук», 2004. — 168 с.
  240. Р.Г. Древняя Русь. Летописные мифы и действительность. / Журнал «Вопросы истории», 1997. № 8. — с. 4.
  241. Ю.О. О негативных процессах в практике применения законодательства о местном самоуправлении // Городское управление. 1997. — № 3. — с. 35−41.
  242. Э.А. Основы теории организации, М.: ЮНИТИ, 1998. — 375 с.
  243. Современная американская социология. /под ред. В.И. Добренькова/ М.: изд-во МГУ, 1994. — 296 с.
  244. Современный словарь иностранных слов. /вед. ред. Л. Н. Комарова. СПб.: «Дуэт», «Комета», 1994. — 742 с.
  245. Современный федерализм: края, области в составе Российской Федерации. // Материалы международного научно-практического семинара. Тюмень: «Вектор Бук», 1997. — 152 с.
  246. Э.Г. Местное управление. Социологическая энциклопедия. М.: «Мысль», 2003., с. 622−623.
  247. Социальная инженерия. В 2-х ч., ч.1. Теоретико-методологические проблемы: Курс лекций // Под ред. Ю. М. Резника и В. В. Щербины. М.: «Союз», 1994. — 147 с.
  248. Социальное положение и уровень жизни населения России. / Статистический сборник. М., 2002. — 456 с.
  249. Социологическая энциклопедия. — М.: «Мысль», 2003. т.1. -697 с.
  250. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика. Словарь справочник // Социология. — т.4. — Под ред. Г. В. Осипова. — М.: Наука, 1991. — 400с. — с. 178.
  251. Социология в странах Центральной и Восточной Европы. Хрестоматия. /Авторы-составители: Голенкова З. Т., Нарбут Н.П./ М.: изд-во РУДН, 2005. — 720 с.
  252. Статистический ежегодник: Тюменская область. / Статистический сборник в 4 частях. Тюмень, 2002. — 256 с.
  253. Н. Теория и метод в общественных науках. М.: «Прогресс», 1967.-272 с.
  254. Стратегическое планирование в Мюнхене: принципы, методы, участие граждан. Научный отчет для городов участников международной программы ЕВРОГРАД — XXI по итогам 2001 г. под рук. Б. М. Гринчель. — СПб, 2001. — 112 с.
  255. М. местное самоуправление и развитие территорий. // Вопросы экономики. 1994. — № 5. — с. 133−140.
  256. А. Местное самоуправление в условиях кризиса. // городское управление. 1997. — № 3. — с. 13−16.
  257. В. О методологии математического моделирования самоорганизации городских структур. E-mail: [email protected].
  258. А. Демократия в Америке. М.: Весь мир, 2000. — 559 с.
  259. .Т. Парадоксальный человек. М.: «Гардарики», 2001.-400 с.
  260. .Т. Прогнозирование социальное. Социологическая энциклопедия, т.2. М.: «Мысль», 2003. — с.259−263.
  261. .Т. Социология. Учебник, 3-е изд. М.: «ЮНИТИ», 2005., 640 с.
  262. .Т., Цветкова Г. А. Местное самоуправление: проблемы становления // Социологические исследования. 1997. № 6. -с. 109−119.
  263. .Т., Цыбиков Т. Г. Развитие демократии и становление местного самоуправления в России. // Социологические исследования, 2003. № 8(232). — с. 31−39.
  264. Тэтчер Маргарет Искусство управления государством. Стратегия для меняющегося мира. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 504 с.
  265. .М. Начало Москвы // Журнал «Вопросы истории» № 1, 1997. -с.25.
  266. Тюмень ворота Сибири. / состав. В. Н. Клепиков. Хроника. Документы. 1586−1986 гт. — Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1986. — 144 с.
  267. А.Д. Математическое моделирование как метод в фонетических исследованиях (методологические аспекты процесса математического моделирования). Рига.: Балт. рус. инст., 1998. — с.4−6, 16.
  268. Уве Лохсе. Совершенствование финансирования на муниципальном уровне глобальная задача, Т.9 № 1, 2003 г.
  269. А. Криминальное самоуправление. Независимая газета. 30.09−01.10.2005 г., № 210−211 (3606−3607), с. 1,4.
  270. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства. М. — 2000.
  271. Финансовые и экономические модели. — www.finmodel.ru.
  272. З.Г. Волостное самоуправление. М., 1999. 123 с.
  273. Н.Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. Тюмень: изд-во ТюмГНГУ, 2000. — 466 с.
  274. Э. Местные органы власти в Европе. М.: «Финансы и статистика», 1992.-208 с.
  275. В.Р. Тюмень в начале XXI в. Тюмень, 2002 — 317 с.
  276. Г. Н. Развитие конституционных основ местного самоуправления в РФ. Тюмень: ТГУ, 1995. — 147 с.
  277. А.Н. Законодательное регулирование в сфере местного самоуправления. // Городское управление. 1996. — № 2. — с. 30−38.
  278. А.Н. Рекомендации по формированию структуры органов МСУ // Городское управление 1995. — № 2. — с. 35−38.
  279. А.Н., Юркова С. Н. Реформа местной власти в России. СПб.: «Вести», 1995. — 140 с.
  280. Н. Ключевые вопросы России. // Теоретический и политический журнал «Свободная мысль XXI», 2005. — № 9(1559). — с. 33−45.
  281. Шумер: города Эдема / Пер. с англ. В.Хренова. М.: «Терра», 1997.-c.57.
  282. С.Н., Широков А. Н. Местное самоуправление: рыночный облик местной власти. // Экономист. 1996. — № 1.-е. 12.
  283. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. -М.: ЗАО изд-во «Экономика», 2001. 346 с.
Заполнить форму текущей работой