Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Протестантские конфессии в Иркутском регионе в середине XIX — начале XXI веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если говорить о евангельском движении (баптисты и евангельские христиане), то в начале XX века это достаточно молодое религиозное направление находилось в стадии становления. Из среды новообращенных верующих начали выявляться способные лидеры, налаживались связи с общинами в европейской части России, налаживалось снабжение духовной литературой и т. д. Фактически, в тот момент евангельское… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Появление и развитие протестантизма в дореволюционный период
    • 1. Причины возникновения и дальнейшего распространения протестантизма в России и в мире
    • 2. Протестанты на территории Иркутской губернии до года
  • Глава 2. Положение протестантизма в Советский период
    • 1. Влияние государственной политики на развитие протестантских конфессий
    • 2. Внутренняя жизнь общин
  • Глава 3. Протестантизм в конце XX — начале XXI веков
    • 1. Взаимодействие протестантских конфессий, власти и общества на современном этапе
    • 2. Основные направления деятельности протестантов на территории
  • Иркутской области

Протестантские конфессии в Иркутском регионе в середине XIX — начале XXI веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Последние десятилетия российское общество находится в процессе трансформации политической, экономической, социальной и культурной сфер. Одной из областей общественной жизни, в которой произошли наибольшие трансформации за это время, можно назвать религиозную. Это выражается в изменении отношения общества как к религии в целом, так и к религиозным организациям, и возрастающем интересе к религиозным традициям и т. д. Таким образом, религиозный фактор все активнее влияет на развитие общества.

В последнее время все больше исследователей подчеркивают важность этого фактора в жизни общества, поэтому на современном этапе развития страны большое значение приобретает всесторонний анализ данного феномена. Однако если такие религиозные течения, как православие или ислам получили определенное социально-историческое осмысление, то ряд течений до сих пор нуждается в исследовании, особенно в региональном контексте. К одному из малоизученных религиозных феноменов России можно отнести протестантизм.

Представители этого христианского движения все активнее участвуют в жизни современного российского общества, но недостаток научного осмысления этого явления задает, в конечном итоге, неправильный вектор развития взаимоотношений представителей протестантских конфессий, общества и власти. Проведение кропотливой работы по изученшо социокультурного феномена протестантизма позволит оценить место данного религиозного движения в прошлом и настоящем России, а также даст возможность выстроить взаимоотношения, благодаря которым будут реализовываться нормы о свободе совести, заложенные в Конституции РФ.

Как представляется, особого изучения требует протестантизм в контексте государственно-конфессиональных отношений. Это объясняется рядом факторов. Во-первых, растущим многообразием религиозных движений внутри страны, которые требуют выработки четкой позиции как со стороны общества, так и власти. Однако недостаток научно выверенной информации о вероучении, социальной' позиции и< истории данных конфессий затрудняет построение диалога между верующими и обществом. '.

Во-вторых, представители протестантских общин все активнее участвуют в социальной и экономической жизни страны, однако недостаток информации и отсутствие четкой государственной политики по отношению к ним не позволяют использовать потенциал церквей в полной мере на благо всего общества.

В-третьих, недостаток объективной информации" о жизни и вероучении протестантских конфессий приводит к искаженному восприятию этих общин в глазах общества, и, в конченом итоге, к повышению социальной напряженности в России, что препятствует построению гражданского общества.

Необходимо отметить тот факт, что изучение протестантизма осложнено тем, что это религиозное течение не является целостным, а состоит из множества конфессий, существенно различающихся между собой как по некоторым вопросам вероучения, так и взглядами на общественные процессы.

Под конфессией понимается определение, предложенное советскими учеными, которые считали, что конфессия — это религозное объединение, имеющее свое вероучение, культ и организацию1. В целом аналогичное определение дают и зарубежные ученые. В частности американский исследователь Алистер МакГрат" полагал, что конфессия — это группа церквей, определяющая себя с помощью вероисповедания, которое.

1 Атеистический словарь. Абдусамедов А. И., Алейник P.M., Алиева Б. А и др.: под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., исп. и доп. — Москва: Политиздат, 1986.

2 МакГрат Алистер Богословская мысль реформации, Одесса: Богомыслие, 1994 отражает основные принципы вероучения, культа и организации. Стоит отметить, что вероисповедания необходимо отличать от символов веры, выходящих за рамки отдельных конфессий и характерных для христианства в целом.

В работе широко используется такой термин, как русский протестантизм. Важно подчеркнуть, что это социально-историческое явление имеет ряд существенных отличий, от, мирового протестантизма. Прежде всего, историческими предпосылками появления. Русский протестантизм изначально развивался в двух направлениях, практически никак не связанных между собой. К первому направлению можно отнести традиционный западноевропейский протестантизм, представленный лютеранством и кальвинизмом. В основном последователями этого учения в России были этнические меньшинства — немцы, прибалты и финны. Такое положение сохранялось в стране практически до 1990;х гг.

Ко второму направлению молено отнести самобытный русский протестантизм, представленный духоборами и молоканами, а также более мелкими ответвлениями, возникшими на базе этих религиозных учений. Такие протестантские конфессии, как баптизм, евангельские христиане и пятидесятничество, появившиеся на территории России в конце XIX — начале XX вв., соединили в себе черты того и другого направлений. В своем догматическом богословии они опирались на западную традицию, а во взглядах на социальные явления и< в вопросах организационной структуры и устройства жизнедеятельности поместных общин — на русские самобытные традиции.

Следующей особенностью русского протестантизма является относительно небольшое конфессиональное разнообразие. В целом это объясняется государственной политикой контроля над религиозной деятельностью. Такая политика была характерна1 как для Российской империи, так и для Советской власти и современной России. В общих чертах она заключалась в том, что вести легальную деятельность могут лишь те общины, которые входят в какое-либо централизованное религиозное объединение, признанное официальной властью. Добиться такого признания смогли лишь несколько конфессий, обладавших хорошей организационной структурой, которая, в свою очередь, создавалась выдающимися лидерами — Иваном Прохановым, Василием Павловым, Иваном Воронаевым и другими.

Таким образом, можно утверждать, что такой социально-исторический феноме^как русский протестантизм является комплексным явлением, соединившим в себе черты западноевропейского протестантизма и элементы самобытного русского богоискательства, и сформировавшимся под активным воздействием государственной политики.

Необходимо отметить актуальность изучения истории протестантизма на территории Иркутской области. Потребность такого исследования обусловлена тем, что представители этой ветви христианства проживают на территории Иркутского региона более 300 лет, однако до сих пор нет научного осмысления этого феномена. Такое исследование в разрезе данного региона тем более актуально, что Сибирь и Иркутская г область, .в частности, являются одним из традиционных регионов распространения протестантизма на территории России.

Степень научной изученности темы. Взаимодействие государства и протестантизма в России в тот или иной исторический период, протекало в различных плоскостях, что, в свою очередь, способствовало появлению многообразия взглядов на это религиозное явление.

Изучение феномена русского протестантизма (имеется в виду по большей части евангельское движение) началось в XIX в. Первые исследования, посвященные этому вопросу, были проведены практически одновременно с появлением самого религиозного течения. К ним можно отнести работы A.C. Пругавина3 и H.H. Животова4, в которых описано.

3 Пругавин A.C. Раскол внизу и вверху Спб., 1882- Его же. Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде. Спб., 1909 зарождение движения' евангельских христиан, получивших в Петербурге название «пашковцы» и «редстоковцы». В начале XX века стали появляться исторические исследования, дающие более широкий охват этого феномена. ¦ В частности, книга профессора протоиерея Т.И. Буткевича5. В своей работе этот автор • подробно рассмотрел историю и вероучение сект и движений, возникших в России в XVII — начале XX вв., а также провел анализ духовного и организационного взаимодействия, с другими религиозными движениями.

В начале XX века стали издаваться работы, симпатизирующие евангельскому движению, получившему после 1905 г. мощный толчок для развития. Средиj них наиболее известны труды социал-демократа В.Д. Бонч-Бруевича, например «Преследования баптистов евангелической секты» и другие работы6. Эти исследования посвящены изучению* евангельского движения в Российской империи, кроме того, Бонч-Бруевич способствовал развитию протестантизма pi после 1917 г.

В это же время религиозные лидеры евангельского движения предприняли попытку написания собственной истории. Так, в 1905 г. была написана «Краткая записка о возникновении, развитии и о настоящем положении евангельского движения в России и о нуждах русских евангельских христиан». Ее авторами стали И. П. Кушнеров, В. И. Долгополов и В. Н. Иванов. Данная работа во многом определила дальнейшее развитие всей историографии евангельского движения. Авторы пришли к выводу, что корни евангельского движения находятся в русском самобытном богоискательстве и инакомыслии. В работе определены первые точки роста евангельского движения в Российской империи — Украина, Закавказье и Петербург.

4 Животов H.H. Церковный раскол Петербурга. Спб., 1891.

5 Буткевич Т. И. проф., прот. Обзор русских сект и их толков. П., 1915.

6 Бонч-Бруевич В. Д. Преследование баптистов евангелической секты. Hants, 1902; Его же. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Вып.1. Спб., 1908.

7 Савинский С. Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии Часть I (18 671 917)/ «Библия для всех», Санкт-Петербург, 1999. Стр.< 12.

Интересные сведения содержат и автобиографические воспоминания выдающихся деятелей российского протестантизма — И.П. Проханова8 и В.Ф. Марцинковского9. Они также основывались на том, что евангельское движение уходило своими корнями в Х1У-ХУ1 вв., когда были зафиксированы первые попытки религиозной реформации внутри православия.

В советское время, в связи с неприятием религии как части жизни общества, работ по изучению религиозного фактора было мало. В основном опубликованные работы, особенно в 1920;1930;е гг., носят выраженный антирелигиозный характер.

В 1960;1980;х гг. стали появляться работы, посвященные изучению вопросов развития протестантизма. Среди авторов этого периода можно выделить А.И. Клибанова10, Г. С. Лялину11 и Б.И. Гальперина12. В частности, А. И. Клибанов делает различие между русскими протестантами и сектами русского происхождения, а также проводит системный анализ вероучения различных конфессий. Б. И. Гальперин в своих работах расширяет религиозную терминологию и предлагает использовать вместо термина «секта» термин «община».

Параллельно с светскими историками продолжалось изучение феномена появления и развития протестантизма представителями конфессий, в частности евангельскими христианами-баптистами (ЕХБ). В 1989 г. была опубликована первая крупная работа, посвященная этому вопросу — «История ЕХБ в России"13. Она продолжала историческую.

8 Проханов И. С. В котле России Автобиография Берлин, 1933.

9 Марцинсковский В. Ф. Записки верующего Из истории религиозного движения в Советской России (1917;1923) Прага, 1929.

10 Клибанов А. И. Религиозное сектантство в наши дни М, 1964, Его лее История религиозного сектантства в России. М., 1965; Его же. Религиозное сектантство и современность М, 1969; Его же. Проблемы изучения и критики религиозного сектантства М, 1971; Его же Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М, 1973 и др.

11 Лялина Г. С. Баптизм иллюзии и реальность. М., 1977; Ее же. Новые тенденции идеологии баптизма М., 1979 {.

12 Гальперин Б. И. Баптизм и его идеология. Фрунзе, 1962; Его же. Отголоски прошлого. г. Фрунзе И Наука и религия, 1971. № 10. С.69−71- Его же. Боязнь прозрения. Фрунзе, 1977; Его же. Ссылаясь на Библию // Наука и религия. 1980. № 7. С.29−32- Его же. Религиозный экстремизм: кто есть кто. Киев, 1989 и др

13 История ЕХБ в СССР. М., 1989. традицию дореволюционных исследователей этого вопроса — поиск корней среди русского самобытного богоискательства, определение трех основных центров возникновенияфусского евангельского движения и т. д.

После распада СССР и законодательного, закрепления принципа свободы совести, а также открытого доступа к архивным идругим историческим сведениям, появлось достаточное количество работ, исследующих историю протестантизма в России.

Говоря о современном, изучении протестантизма, необходимо выделить такой проект, как «Энциклопедия современной религиозной жизни России», который стал результатом сотрудничества Кестонского университета и российских социологов. Основную часть материала составляют данные полевых исследований, проведенных в 1994 — 2001 гг. в различных субъектах Российской Федерации. Результатом этих исследований стала публикация работы «Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания"14.

В исследованиях отдельных конфессий необходимо выделить работы.

15 16.

O.A. Лиценбергер о русском лютеранстве и С. Н. Савинского 1 о баптизме: Оба автора провели исследование исторического феномена появления и дальнейшего развития данных конфессий. Кроме того, можно.

17 отметить публициста И. В. Подберезского, который является на сегодняшний день одним из самых серьезных апологетов протестантизма в России. В своих работах он дает анализ вероучения и социальной позиции большинства протестантских конфессий в России.

В последнее время по данной теме был защищен ряд диссертаций. В частности, следует отметить работы Т. К. Никольской «Русский протестантизм и государственная власть в 1905;1991 гг», Р. Н. Лункина.

14 Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания в 2 т. / Отв.ред. М. Бурдо, С. Филатов — М.: Логос, 2004.

15 Лиценбергер O.A. Евангелическо-лютеранская церковь в Российской истории (XVI-XX вв.) Москва Лютеранское культурное наследие, 2003.

16 Савинский С. Н. История русско-украинского баптизма. Учебное пособие. Одесса, 1995 и другие издания.

17 Подберезский И В Быть протестантом в России М., 1996.

Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России", С. Э Лавренова «Постсоветсткая модернизация и протестантизм в современной России: социально-философский анализ», О. В. Курило «Лютеране в России (XVI-XX вв.)» и другие исследования.

Рассматривая историографию сибирского протестантизма, необходимо отметить, что до настоящего времени не было проведено ни-одного исследования, отражающего общие закономерности появления, и развития протестантизма в масштабе всей территории. Однако необходимо i о отметить такого автора как А. И. Савин, составителя сборника документов по истории взаимоотношений государственной власти и евангельского движения на территории. Сибирского региона в начале становления Советской власти. В последнее время проведено исследование протестантизма в ряде отдельных регионов, в частности, Республике Бурятия — О. Н. Волкова «Культурно-философский анализ теории и практики протестантизма в Бурятии».

В Иркутском регионе историей протестантизма занимался! ряд местных исследователей. В частности, вопросами появления и развития баптизма в Иркутской губернии интересовался один из иркутских исследователей А. Троицкий19, чьи исследования этой темы были опубликованы в журнале «Иркутские епархиальные ведомости» и издательством братства Иннокентия. Йркутского. В его сравнительно' небольшой по объему работе был дан анализ вероучения* баптистов, подкрепленный рядом местных фактов.

Также интерес представляет работа М.В. Муратова", в которой исследован феномен появления на территории Иркутской губернии одного из самобытных русских религиозных движений — духоборства. В своей.

18 Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920;1941 гг. Документы и материалы./ Составление," вступительная статья и комментарии А. И. Савина. Новосибирск: Посох, 2004.

19 Троицкий А. Баптизм — история появления и распространения секты. Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям № 19, 1913.

20 Муратов М. В. «Духоборцы Иркутской губернии», Иркутск, 1923 год. работе он проанализировал основные причины появления этого движения на территории губернии и закономерности его развития в 1860—1920 гг.

В 1930;1960 гг. исследованием истории протестантизма занимались.

О1 00.

A.A. Козьмина" pi И.С. Валисевич", но их работы носят, скорее, не исследовательский, а пропагандистский характер, хотя в их изданиях есть интересный материал по развитию протестантизма на территории региона.

На современном этапе вопросы религиозной жизни Байкальского региона затрагивал И. А. Арзуманов в своей работе «Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX — XI вв.)» «, где он рассматривал появление феномена постпротестантизма, методы миссионерской работы представителей этой конфессии. Внимание развитию евангельского движения, в основном в контексте православной миссионерской деятельности, уделили такие исследователи как A.B. Дулов, А.П. Санников24.

Источниковая база исследования включает в себя архивные данные, законодательные акты, статистические источники, материалы средств массовой информации. В работе используются сведения, полученные из личных бесед автора с представителями протестантских конфессий, а также информация, опубликованная на официальных Интернет-ресурсах протестантских организаций региона.

В частности, в исследовании были использованы следующие неопубликованные документы:

1. Государственного Архива новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО) — фонд 1 (Иркутский губком РКП (б), фонд 16 (Иркутский окружной комитет ВКП (б), фонд 123 (Восточно-Сибирский краевой.

21 Козьмина A.A. «О религиозных сектах в Иркутской области». Иркутск, Облиздат, 1939.

22 Валисевич И. С. «Религиозные секты», Иркутское книжное издательство, 1957 год.

23 Арзуманов И А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX-XXI вв.) монография /И.А. Арзуманов.- Иркутск: издательство.

Иркутского государственного университета, 2008.

Дулов, А В., Санников А. П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII-начале XX веков Часть 2 — Иркутск, 2006 комитет ВКП (б), фонд 127 — (Иркутский областной Союз воинствующих безбожников). Данные документы содержат информацию о проведении ! антирелигиозной пропаганды на территории Иркутского региона, а также ряд аналитических сведений о развитии протестантизма. Следует отметить, что авторы материалов стоят на позиции атеизма, соответственно все данные содержат отрицательную оценку деятельности верующих и большинство выводов сделаны как предложения по ослаблению протестантизма и активизации антирелигиозной пропаганды. Эти материалы использовались для определения. позиции власти по отношению к верующим в различные периоды времени, а также изучению, методов противодействия христианству.

2. Государственного архива Иркутской области (ГАИО) — фонд р-2951 — материалы Уполномоченного по делам религии по Иркутской области. Данный фонд содержит дневники наблюдений Уполномоченного, переписку с местной и московской' властью по различным вопросам, аналитические отчеты о развитии протестантизма на территории региона. Материалы из фонда относительно объективны, так как в задачи Уполномоченного входил сбор максимально полных данных о состоянии г протестантизма в области, которые затем использовали в своей деятельности* другие государственные структуры. Таким образом, материалы этого фонда представляют собой скурпулезные сведения, практически лишенные аналитической обработки, и использовались в совокупности с другими источниками.

3. Интервью, проведенные с представителями различных конфессий, а) руководителем Регионального объединения церквей христиан веры евангельской Иркутской области Дмитрием Маслаком. б) старшим пастором" Кайской баптистской церкви (г. Иркутск) Иваном1 Толмачевым в) руководителем местной религиозной организации «Церковь «Новая1 Жизнь» Алексеем Воложаниным и другими. Данные, полученные в ходе интервью, представлют собой богатый фактический материал о жизни протестантских общин, как на современном этапе, так и советского периода, а также о направлениях их деятельности и взглядах на различные социально-нравственные вопросы.

К опубликованным источникам относятся:

1. Архивные материалы из государственного архива Новосибирской области (ГAHO) и государственного архива Омской области (ГАОО), опубликованные в сборнике «Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920;1941 гг. Документы и материалы» под редакцией А. И. Савина. Как и данные, полученные из архивов Иркутской области, документы отличаются антирелигиозной позицией. Авторы документов уделяют значительное внимание методам борьбы с христианством, а статистические и аналитические данные служат лишь иллюстрацией. Документы использовались для определения государственной политики в отношии протестантизма и оценки ее влияния на деятельность верующих.

2. Законодательные акты Российской империи, советского периода, Российской Федерации, касающиеся вопросов религиозной политики. Данные материалы были использованы для определения официальной политики государства в отношении протестантизма, однако, следует отметить, что законодательные акты не всегда соответсовали религиозной политике, проводимой на местах.

3. Официальные Интернет-сайты администрации Иркутской области, города Иркутска, где размещена информация о проводимой в настоящее время религиозной политике в регионе. Эти материалы позволили определить отношения власти и протестантских организаций, но за рамками официальной информации остался ряд проблем, которые обозначили протестантские лидеры.

4. «Социальная позиция протестантских церквей России» — документ, отражающий позицию большинства протестантских конфессий по различным аспектам жизни общества таким, как военная служба, труд и собственность, образование, взаимоотношения с государством и другими религиями и т. д.

5. Газетные и журнальные публикации местной, центральной и зарубежной печати — «Иркутские епархиальные ведомости», «ВосточноСибирская Правда», «Советская молодежь», «СМ-1», «Пятница», «Копейка», «Кто есть кто в Иркутске и Иркутской области», «Христианский вестник Иркутска» и ряд других изданий. Данные материалы позволили определить различные взгляды, существовавшие в обществе, на протестантизм.

Характеризуя источники, используемые в данной работе, необходимо отметить, что ни один из источников не дал абсолютно объективной информации о развитии протестантизма в регионе, поскольку в вопросах религии свойственен субъективизм, обусловленный либо принадлежностью к другой конфессии или религии, либо атеистическими взглядами, либо, наоборот, желанием максимально позитивно представить свои убеждения. Однако в каждом из источников были представлены ценные данные, касающиеся изучаемой проблемы. Таким образом, комплексное использование всех источников позволило провести анализ темы достаточно полно.

Целью данного исследования является изучение истории возникновения и развития протестантских конфессий на территории Иркутского региона в середине XIX — начале XXI в. как в целом, так и в разрезе отдельных конфессий.

Исследовательские задачи данной диссертации были поставлены исходя из основной цели научной работы.

1) определить основные тенденции, внутренние и внешние, развития протестантизма в различные исторические периоды, систематизировать направления деятельности конфессий, описать внутреннюю жизнь общин;

2) сопоставить исторические периоды между собой для выявления1 общих черт и тенденций;

3) рассмотреть государственную политику в отношении протестантских конфессий, степень ее влияния на развитие этого религиозного течения;

4) изучить отношение общества и средств массовой информации к протестантам в различные исторические периоды, определить, каким образом оно менялось под действием государственной политики;

5) выявить тенденции развития протестантизма в разрезе отдельных конфесий;

6) определить региональные особенности появления и развития протестантизма на территории Иркутского региона.

Объектом исследования выступают протестантские конфессии, а также отдельные представители этого религиозного движения.

За пределами данного исследования остался ряд протестантских конфессий. Было решено сузить исследование до трех конфессий — лютеранство, баптизм и пятидесятничество. В силу исторических причин, которые нашли отражение в данной работе, именно эти направления протестантизма получили наибольшее развитие в Иркутском регионе.

Предмет исследования — особенности появления и развития протестантизма на территории Иркутского региона, тенденции, характерные для протестантских конфессий в середине XIX — начале XXI вв. и государственная политика в отношении протестантских конфессий и ее влияние на религиозную жизнь.

Территориальные границы исследования охватывают территорию Иркутского региона. Под Иркутским регионом следует понимать хронологическую последовательность политико-административных образований, располагавшихся на территории Приангарья — Иркутскую губернию, Восточно-Сибирский край и Иркутскую область.

Кроме того, автор счел нужным^ в работе дать краткое описание развития протестантизма на территории России и Сибири, которое позволяет провести сопоставительный анализ тенденций в появлении и трансформации этого религиозного течения в контексте страны и региона.

Хронологические рамки исследования истории протестантских конфессий в Иркутском регионе охватывают период с середины XIX в. до начала XXI в. Необходимость таких значительных временных рамок исследования обусловлена целью данной работы: проведением сравнительного анализа закономерностей развития* протестантизма на территории региона в различные исторические периоды для выделения общих тенденций и характерных для конкретного периода.

Методология диссертационного исследования опирается на общенаучные методы изучения представленной проблемы. Работа отличается междисциплинарным подходом, поскольку изучение и осмысление религиозного фактора требует комплексного изучения собственно исторических, а также политических, социологических, экономических, культурных аспектов, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой.

В своем исследовании автор также опирается на принцип историзма, требующий рассматривать изучаемый феномен в процессе развития и взаимосвязи с другими историческими событиями и на принцип объективности, который позволяет провести анализ фактов, относящихся к изучаемой теме, в их совокупности.

При исследовании был проведен источниковедческий анализ, позволивший определить фактологическую базу исследования, который в совокупности с аналитическим методом дал возможность провести комплексный анализ такого феномена как протестантизм, опираясь > на различные источники.

Непосредственно в основу исследования был положен проблемно-хронологический принцип.

В работе автор не использует слово «секта» и «сектантство» (за исключением случаев, когда цитируется оригинальный текст) для обозначения протестантизма в целом или отдельных конфессий. Это делается по ряду причин.

Во-первых, в России слово «секта» в подавляющемI большинстве случаев используется не в своем первоначальном значении — как школаучение или направление, а имеет ярко выраженную негативную окраскукак религиозная организация, представляющая опасность для психического здоровья людей. Такая негативная переориентация термина началась еще в дореволюционной печати, впоследствии* термин стал использоваться органами советской антирелигиозной пропаганды, и сейчас данное определение не может быть использовано в своем первоначальном значении.

Во-вгорых, причина отказа от термина «секта» и «сектантство» — это отсутствие правового наполнения. То есть современое законодательство в отношении религиозных сообществ предполагает только два определения — группа или организация. Соответственно, использование термина «секта» не имеет легитимного основания.

Также автор отказался и от использования в отношении протестантских конфессий термина «нетрадиционные религии», поскольку у данного определения также отсутствует правовое наполнение (Конституция России отвергает преимущество одной* религии перед другой) и историческое обоснование, подтверждением чему служит ряд фактов, приведенных в этой работе.

Научная новизна работы заключается в следующем: впервые на региональном. уровне было проведено исследование истории протестантизма в перспективе трех периодов — дореволюционного, советского и постсоветского, выделены основные тенденции каждого / из периодов, проведены исторические параллели между ними.

В работе систематизированы причин^появления протестантизма в Иркутском регионе, проведены параллели с зарождением протестантских конфессий в центральной части страны.

В исследовании была установлена периодизация государственно-конфессиональной политики в середине XIX — начале XXI вв. с точки зрения свободы вероисповедания в контексте протестантизма. Было выделено пять основных периодов: 1900;1917 гг. — выборочно-свободная политика- 1917;1929 гг. — относительно свободная- 1929;1944 гг. — крайне жесткая- 1980;2000 гг. — достаточно свободная политика. В работе была прослежена закономерность, как политика государства влияла на численность протестантов в Иркутском регионе в указанные периоды.

В работе было разработано системное описание методов борьбы гражданской власти с протестантскими конфессиями, особенности каждого из методов, периоды их применения и результаты. Результаты были рассмотрены как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

К научной новизне работы можно отнести описание внутренней жизни общин (порядок богослужений и некоторые особенности вероучения), изучение отношения верующих к различным социальным вопросам (военная служба, труд, брачно-семейные отношения, образование) систематизацию основных направлений деятельности общ н (миссионерская работа, благотворительность, работа с детьми и молодежью и т. д.) в середине XIX — начале XXI в.

В исследовании было выявлено место сибирского протестантизма и Иркутского региона в общероссийском протестантизме. Определены основные особенности развития протестантизма в данном регионе, взаимоотношения с единоверацми в других регионах.

В научный оборот были введены ранее неопубликованные источники — сведения, полученные из архивов Союза воинствующих безбожников Иркутского региона, Уполномоченного по делам религий по Иркутской области. Обработана информация о протестантизме, содержащаяся в печатных средствах массовой информации различных периодов, а также представлены сведения, полученные из личных бесед с представителями различных конфессий.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в работе всестороннн рассмотрен феномен развития протестантизма на территории Иркутского региона в исторической перспективе. Полученные результаты работы могут быть востребованны представителями муниципальной и региональной власти для определения политики в отношении протестантских конфессий. Работа может послужить для дальнейших исследований, посвященных развитию протестантизма на территории Иркутской области. Представленные в работе материалы могуть быть использованы для обучающих программ в высших и средних учебных заведениях, в том числе и конфессиональных, основой для обучающих программ, в том числе и конфессиональными учебными заведениями, и использоваться в краеведческой работе.

Апробация работы. Промежуточные результаты исследования были представлены на нескольких конференциях: научно-практической «Новые технологии в образовательном процессе: гуманитарное направление» (Иркутск, 2003 г.) и всероссийской научно-практической конференции «Проблемы социальной и административной консолидации Байкальской Сибири» (Иркутск, 2008 г.). Результаты исследования были опубликованы автором в научных сборниках, журналах и региональных средствах массовой информации.

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, состоящих из шести параграфов, с выводами к каждой главе, заключения, приложений, список основных терминов и таблицы.

Заключение

.

В данном исследовании автор изучил историю протестантизма в Иркутской области в XX в. Были проанализированы причины появления этой ветви христианства в регионе, а также закономерности дальнейшего развития этого религиозного движения. Исследование проводилось по трем основным историческим периодам: дореволюционный, советский и постсоветский. Каждый из периодов был отмечен определенными особенностями развития этой ветви христианства.

Таким образом, в данном исследовании автор пришел к следующим выводам:.

1. Основные причины появления протестантизма на территории Иркутской губернии: во-первых, хозяйственное освоение региона. Первыми поселенцами-протестантами стали иностранные специалисты (инженеры, чиновники) лютеранского вероисповедания. Однако подавляющее большинство первых протестантов на территории региона появилось вследствие принудительного переселения представителей этих конфессий. К ссылке на территории Сибири в целом и Иркутской губернии в частности приговаривались представители протестантских общин вплоть до 1905 года. На территории губернии отбывали наказание духоборы, штундисты, баптисты и т. д. Также отдельные случаи ссылки по религиозным убеждениям были отмечены в период Первой мировой войны: в Иркутске отбывали ссылку некоторые лютеранские пасторы. Массовое появление протестантов в регионе отмечено в период столыпинских реформ, поскольку некоторые из тех, кто решил переселиться в Сибирь, были протестантами, также следует отметить, что активизация миссинерской деятельности протестантов на территории губернии началась после появления регулярного транспортного сообщения — Транссиба. Таким образом, в 1900;1910 годах на территории Иркутской губернии проживало около 1,5 тысячи представителей различных протестантских конфессий.

Основной тенденцией дореволюционного периода являлось становление протестантизма на русской почве, его адаптация к социально-политическим условиям страны, выработка богословских взглядов и социальной позиции. Однако следует отметить, что этот период отличается неоднородностью развития отдельных конфессий. Так, лютеранство представляло собой достаточно хорошо организованную религиозную систему, которая отличалась стабильным членским составом, хорошо организованной образовательной системой, определенными государственными гарантиями и терпимостью со стороны православной церкви. Евангелическо-лютеранская церковь не отличалась миссионерской деятельностью и была достаточно закрыта для тех, кто не относился к этой церкви по своему этническому происхождению.

Если говорить о евангельском движении (баптисты и евангельские христиане), то в начале XX века это достаточно молодое религиозное направление находилось в стадии становления. Из среды новообращенных верующих начали выявляться способные лидеры, налаживались связи с общинами в европейской части России, налаживалось снабжение духовной литературой и т. д. Фактически, в тот момент евангельское движение в Иркутской губернии не было самодостаточным. Хотелось бы отметить, что оно всегда являлось частью общероссийского движения и входило в те или иные конфессиональные объединения, поэтому в идеологическом смысле оно всегда находилось под влиянием общих для страны тенденций. Одной из отличительных черт евангельского движения являлось повышенное внимание к миссионерской деятельности, в том числе и в среде нерусского населения, например, бурят. Поскольку основными членами этих общин стали выходцы из православия, то были отмечены серьезные конфронтации с духовенством и проправославно настроенной общественностью. Тем не менее, евангельские идеи пользовались некоторым успехом у населения, особенно в сельской местности.

В аналогичных условиях на территории Иркутской губернии находились и представители самобытных протестантских конфессий — духоборы и молокане. Однако, по сравнению с евангельским движением, они развивались более замкнуто, зачастую не имели связей со своими единоверцами в центральной части России. Такие условия приводили к появлению уникальных форм этих конфессий на территории губернии.

Советский период развития протестантизма на территории Иркутского региона весьма неоднороден. Он, как и дореволюционный этап, характеризуется серьезным влиянием власти на религиозные процессы, но здесь ведущая роль принадлежит не православной церкви, а госструктурам, партии и атеистической общественности. Кроме того, влияние власти проявлялось как в законодательном регулировании, так и антирелигиозной пропаганде и работе агентурной сети.

На первом этапе (до 1929 года) протестанты имели определенную свободу (за исключением лютеранских общин, которые, как и православная церковь, были практически полностью уничтожены), что привело к увеличению численности последователей этой ветви христианства в разы. Так, если в 1919 году в губернии проживало порядка 300 евангелистов, то в 1925 году их было уже около 1,5 тысяч. В этот период наметилось изменение членского состава общин от крестьянства к пролетариату. Такой рост не мог остаться незамеченным со стороны власти, поэтому в 1930;ые годы (и вплоть до Великой Отечественной войны) проводилась политика полного запрета легальной деятельности религиозных общин и репрессий как по отношению к руководителям церкви, так и к рядовым членам. Большинство общин перестало существовать, и только единицы продолжали собираться нелегально. Хотя стоит отметить, что в Иркутском регионе политика власти по отношению к протестантам были несколько мягче, чем в центральных регионах страны.

С 1944 года и до конца 1980;ых религиозная жизнь была легализована, но находилась под жестким контролем государства, в частности Уполномоченного по делам религий. Этот период характеризуется маргинализацией протестантизма, общим старением членского состава церквей и «вымываением» наиболее смелых и талантливых лидеров. Эти процессы были, во многом, инициированы властью — органами государственной безопасности, партией. Тем не менее, количество протестантов увеличивалось. Так, если в середине 1940;ых годов в евангельских общинах было около 500 человек, то в середине 1980* ых — уже более тысяч прихожан. Однако, стоит отметить тот факт, что после проведенных в 1930;ых годах репрессий на территории региона значительно уменьшилось конфессиональное разнообразие. Например, с религиозной карты региона исчезли самобытные русские конфессии, такие как молокане, духоборы. Также до начала 1990;ых годов в Приангарье не было постоянно действующих зарегистрированных лютеранских общин.

Третий масштабный период (с 1989 и до настоящего времени) можно также условно разделить на два этапа: до 1997 года и после этой даты. Первый этап характеризуется бурным развитием протестантизма, произошедшем в том числе и благодаря усилиям иностранных миссионеров. В это время государственная власть практически не вмешивалась в дела религиозных общин, не проводилась никакой определенной религиозной политики по отношению к протестантам. Общество с большой симпатией относилось к этому движению, хотя и был определенный протест со стороны атеистической общественности.

Второй этап характеризуется принятием закона о религиозных организациях, который существенно ограничил юридические возможности регистрации новых общин. В это же время на неофициальном уровне преференции стали отдаваться православной церкви, что зачастую приводило к дискриминации прав других религиозных движений. Однако взаимоотношения власти и протестантов в большинстве случаев зависят от религиозных предпочтений региональной и местной власти. Если говорить о внутренних тенденциях развития, то это стремление протестантов стать.

частью общества, осмыслить свое место в истории России, ее культурном достоянии. Однако, пока такая тенденция только наметилась и о серьезных изменениях в этой сфере говорить рано. Существенное внимание современными протестантскими общинами уделяется благотворительной и миссионерской деятельности.

По различным данным, на территории Иркутской области в начале 2000;ых годов проживает порядка 10 тысяч представителей различных протестантских деноминаций, часть которых принадлежит к централизованным религиозным организациям, другие посещают автономные общины.

2. В работе было доказано, что общей закономерностью для всех периодов является влияние серьезных перемен, происходящих в обществе, на динамику роста протестантизма. Например, наибольший численный рост протестантские церкви получали в периоды серьезных политических, экономических преобразований и серьезных потрясений — Революция, Первая и Вторая мировые войны, Перестройка и т. д.

Можно говорить о единых принципах организации религиозной жизни и миссионерской деятельности протестантских общин. То есть, миссионерская деятельность всегда сопровождалась личными контактами представителей религиозных общин и потенциальных членов религиозных организаций. В общинах наблюдается серьезный упор на благотворительность и стремление к духовному образованию.

В работе отмечена эволюция взглядов различных протестантских конфессий на некоторые социально-культурйые вопросы, как например, отношение к военной службе.

3. Автор доказал, что развитие протестантизма в России целом, и в Иркутском регионе в частности, было тесно связано именно с политикой государства, в том числе и в долгосрочной перспективе (Таб. 6). В исследовании было показано, как политика власти, проводившаяся в советский период, оказывает влияние на протестантиз в настоящее время.

4. В работе, основываясь на опубликованных данных, было показано, что общество и СМИ вырабатывали свое мнение о протестантизме преимущественно на основании государственной политики и пропаганды.

5. В исследовании был сделан основной упор на лютеранстве, баптизме и пятидесятничестве, которые стали наиболее распространенными конфессиями как на территории России в целом, так и Иркутского региона в частности. Как было показано в исследовании, эти конфессии получили наибольшее распространение в силу ряда причин: прочность организационной структуры, опора на национальные меньшинства, яркие лидеры, готовность сотрудничать с государством и т. д.

6. Проведенное исследование показало, что в Иркутском регионе (как и в Сибири в целом) протестантизм получил большее развитие, чем в европейской части России, и отношение общества к этому религиозному направлению было более лояльным, чем в других областях и краях, что позволяет говорить о некоторой религиозной переориентации Иркутского региона.

Таким образом, начиная с XVIII века, протестантизм является неотъемлемой частью религиозной жизни Иркутского региона. Не смотря на конфессиональную неоднородность, сегодня это одно из самых динамично растущих религиозных движений региона.

Результаты данного исследования могут быть использованы в краеведческой работе, при составлении образовательных программ по религиоведению, также исследование может использоваться представителями власти при выработке политики в отношении протестантских организаций.

Перед исследователями, которые в последующем будут изучать данный вопрос, встанет ряд серьезных вопросов: межконфессиональные отношения в целом, а также влияние православия на развитие протестантизма и наоборот, изменение общественной жизни посредством данного религиозного движения и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Неопубликованные материалы 1. Архивные документы
  2. Протоколы заседаний президиума Иркутского губкома РКП (б), Архив новейшей истории Иркутской области Ф.1, оп. 1, д. 549, л. 66
  3. Материалы Иркутского окружкома ВКП (б), Архив новейшей истории Иркутской области Ф.16, оп. 1, д.580
  4. Протоколы заседаний Иркутского окружкома ВКП (б), Архив новейшей истории Иркутской области Ф.16, оп. 1, д.584
  5. Протоколы заседаний бюро Иркутского окружкома ВКП (б), Архив новейшей истории Иркутской области Ф.16, оп. 1, д.973
  6. Протоколы заседаний бюро Иркутского окружкома ВКП (б), Архив новейшей истории Иркутской области Ф.16, оп. 1, д. 1324
  7. Архив новейшей истории Иркутской области Ф.127, оп. 1, д. 108, л. 355 358
  8. Материалы Иркутского областного отделения Союза безбожников СССР, Архив новейшей истории Иркутской’области Ф.127, оп. 16, д. 155
  9. Материалы Иркутского областного отделения Союза безбожниколв СССР, Архив новейшей истории Иркутской области Ф.127, оп. 16, д.44
  10. Архив новейшей истории Иркутской области Ф.127, оп. 16, д. 234, л. 29, 44, 61
  11. Архив новейшей истории Иркутской области ф.127, оп. 88, д. 40, л. 6870
  12. Архив новейшей истории Иркутской области Ф.127, оп. 109, д. 36, л. 6467
  13. Переписка с Советом по делам религий о деятельности религиозных общин на территории Иркутской области, Государственный архив Иркутской области р-2951, оп. 1, д. 4
  14. Сведения о общине ЕХБ в г. Иркутск, Государственный архив Иркутской области р-2951, оп. 1, д. 18
  15. Сведения о общине ЕХБ в г. Свирск, Государственный архив Иркутской области р-2951, оп. 1, д. 19
  16. Сведения о общине ЕХБ в г. Тайшет, Государственный архив Иркутской области р-2951, оп. 1, д. 20
  17. Дневник наблюдений Уполномоченного по делам религий по Иркутской области Том I. 1955 гг., Государственный архив Иркутской области р-2951, оп. 1, д. 46
  18. Дневник наблюдений Уполномоченного по делам религий по Иркутской области Том II. 1955−1957 гг., Государственный архив Иркутской области р-2951, оп. 1, д. 47
  19. Дневник наблюдений Уполномоченного по делам религий по Иркутской области 1958 г., Государственный архив Иркутской области р-2951, оп. 1, д. 50
  20. Сведения единовременного учета религиозных объединений Иркутской области 1961 г., Государственный архив Иркутской области р-2951, оп. 1, д. 58
  21. Годовые сведения о деятельности религиозных общин в Иркутской области в 1963 году, Государственный архив Иркутской области р-2951, оп. 1, д. 62
  22. Докладные записки о деятельности религиозных общин, Государственный архив Иркутской области р-2951, оп. 1, д. 63
  23. Переписка с Советом по делам религий, Государственный архив 23. Иркутской области р-2951, оп. 1, д. 64
  24. Годовые сведения о деятельности религиозных общин в Иркутской области в 1964 году, Государственный архив Иркутской области р-2951, оп. 1, д. 66
  25. Годовые сведения о деятельности религиозных общин в Иркутской области в 1965 году, Государственный архив Иркутской области р-2951, оп. 1, д. 80
  26. Авторефераты диссертаций и диссертации
  27. Волкова, Ольга Николаевна. Культурно-философский анализ теории и практики протестантизма в Бурятии: диссертация на соискание научной степени кандидата философских наук: 09.00.13 Чита, 2005 126 с.: 61 059/552
  28. Корнилов, Игорь Петрович. Протестантизм в Татарстане: основные этапы и особенности развития: XVIII в. 80-е гг. XX в.: диссертация на соискание научной степени кандидата исторических наук: 09.00.13 Москва, 2003 173 е.: 61 03−7/809−0
  29. Курило, Ольга Вадимовна. Лютеране в России (ХУ1-ХХ вв.): автореферат диссертации на соискание научной (стоепени кандидата исторических наук: 07.00.07 Москва, 1995 15 е.: 9 95−4/679-х 9 95−4/680−3
  30. Лункин, Роман Николаевич. Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России: автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата философских наук: 09.00.13 Москва, 2005 28 е.: 9 052/1000−7 9 05−2/999−8
  31. Интервью с председателем правления Регионального объединения церквей ХВЕ Иркутской области Д.А. Маслаком
  32. Интервью со старшим пастором общины ЕХБ г. Иркутск (Кайская церковь) И. С. Толмачевым
  33. Интервью с пастором церкви «Новая Жизнь» г. Иркутск А. Ю. Воложаниным
  34. Именной царский указ «Об укреплении начал веротерпимости», 17 апреля 1905 год// Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье 1 марта 1881 1913 гг.(в 33 томах). — СПб: до 1916 г.
  35. Постановление ВЦИК «О религиозных объединениях», 8 апреля 1929 год// Свод законов РСФСР. Том 1. М., 1988 год. — С. 432−434
  36. Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», 1990 год// Ведомости СНД и ВС СССР. № 41. — 1990. — С. 813
  37. Закон РСФСР «О свободе вероисповедания», 25 октября 1990//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного совета РСФСР. № 21. — 1990. — С. 240
  38. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях"// М.: Омега-JI, 2006 год. ». .2. Справочные издания
  39. Протестантство / Авторы-сост. A.A. Грицанов, В. Н. Семенова. — Мн.: Книжный Дом, 2006. — С. 3
  40. Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник P.M., Алиева Б. А. и др.: Под общ. Ред. М. П. Новикова. 2-ое изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1986. — С. 246−247
  41. Памятная книжка для Иркутской губ. на 1861 год. Иркутск, 1861.- С. 108, 138
  42. Научно-исследовательские и научно-популярные работы53. 26-ой Всесоюзный съезд баптистов СССР. М., 1927 год. 87 с.
  43. , В.А. Иллюзии и догмы текст./В.А. Алексеев. М., 1994 год. -371 с.
  44. , И.А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX-XXI вв.): монография текст./ И. А. Арзуманов. Иркутск: издательство Иркутского государственного университета, 2008 гож. — 319 с.
  45. , А.В. Секты, сектантство, сектанты текст./ А. В. Белов. М.: Наука, 1978 год. — 323 с.
  46. Бонч-Бруевич, В. Д. Материалы к истории и изучению русского сектанства и раскола. Вып.1. текст./ В.Д. Бонч-Бруевич. — СПб., 1908 год.-361 с.
  47. Бонч-Бруевич, В. Д. Преследование баптистов евангелической секты текст./ В.Д. Бонч-Бруевич. Hants, — 1902 год. — 298 с.
  48. , Т.И. Обзор русских сект и их толков текст./ Т. И. Буткевич. — П., 1915 год, -364 с.
  49. , И.С. Религиозные секты текст./ И. С. Валисевич. — Иркутск: Иркутское книжное издательство, 1957 год. — 87 с.
  50. Вебер Макс, Избранное. Протестантская этика и дух капитализма текст./ Макс Вебер. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2006 год. — с 656
  51. , Б.И. Баптизм и его идеология текст./ Б. И. Гальперин. -Фрунзе, 1962 год. 289 с.
  52. , Б.И. Боязнь презрения текст./ Б. И. Гальперин. Фрунзе, 1977 год. — 187 с.
  53. , Б.И. Религиозный экстремизм текст./ Б. И. Гальперин. -Киев, 1989 год.-276 с.
  54. , В.И. Кризис совремернного протестантизма и поиски «новой теологии» текст./ В. И. Гараджа. М., 1973 год. — 312 с.
  55. , В.И. Современный протестантский теологический модернизм текст./ В. И. Добреньков. М., 1980 год. — 384 с.
  56. , А. Церковь и сектантство в Западной Сибири текст./А. Долотов. Новосибирск, 1930 год. — 179 с.
  57. , A.B., Санников, А.П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII начале XX веков Часть II текст./ A.B. Дулов, А. П. Санников, — Иркутск, 2006. — 467 с.
  58. , И. Дочери света текст. / И. Емельянова // Озерлаг: как это было/ составитель A.C. Мухин. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992.- 534 с.
  59. , H.H. Церковный раскол Петергбурга текст./ H.H. Животов. -СПб., 1891 год.-291 с.
  60. Иванов-Клышников, П. В. Доклад на 26-ом Всесоюзном съезде баптистов текст./ П.В. Иванов-Клышников// 26-ой съезд баптистов СССР. -М., 1927.-214 с.
  61. История ЕХБ в СССР. М., 1989 год. 342 с.
  62. , М.И. Деятели Октября о религии и церкви текст./ М. И. Калинин. М., 1968 год. — 187 с.
  63. , З.В. Социальная сущность баптизма текст./ З. В. Калиничева. Л., 1972 год. — 351 с.
  64. , А.И. История религиозного сектантства в России текст./ А. И. Клибанов. М., 1965 год. — 271 с.
  65. , А.И. Проблемы изучения и критики религиозного сектантства текст./ А. И. Клибанов. -М., 1971 год. 312 с.
  66. , А.И. Религиозное сектантсво в наши дни текст./ А. И. Клибанов, — М., 1964 год. 389 с.
  67. , А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем текст./ А. И. Клибанов.- М., 191 973 год. 421 с.
  68. , A.A. О религиозных сектах в Иркутской области текст./ A.A. Козьмина. Иркутск: Облиздат, 1939. — 47 с.
  69. , В.Ф. Меннониты текст./ В. Ф. Крестьянинов. М., 1967 год. — 312 с.
  70. , O.A. Евангелическо-Лютеранская церковь в российской истории (XVI-XX вв.) текст./ O.A. Лиценбергер.- М.: Фонд «Лютеранское культурное наследие», 2003. 496 с.
  71. , М. Избранные произведения текст./ М. Лютер. СПб.: 1994 год. — 487 с.
  72. , Г. С. Баптизм: иллюзии и реальность текст./ Г. С. Лялина. М., 1977 год.-318 с.
  73. , Г. С. Новые тенденции идеологии баптизма текст./ Г. С. Лялина. М., 1979 год. — 298 с. ^
  74. МакГрат, Алистер Богословская мысль реформации текст./ Алистер МакГрат. Одесса: Богомыслие, 1994 год. — 316 с.
  75. , В. Записки верующего текст./ В. Марцинковский. — Санкт-Петербург: Христианское общество «Библия для всех», 1995. — 272 с.
  76. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Вып. 1. СПб., 1908 год. -218 с.
  77. , М.В. Духоборцы Иркутской губернии текст./ М. В. Муратов. Иркутск, 1923 год. — 32 с.
  78. , М.И. Государство и церковь в России. XX век текст./М.И. Одинцов. М., 1994 год. — 412 с.
  79. , М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны, 1941−1945 текст./ М. И. Одинцов. М., 1995 год.-389 с. 910 религии и церкви. М., 1977 год. 257 с.
  80. Ответное письмо ветерана евангельского движения в России Ивана Вениаминовича Каргеля Ленинградскому и Всесоюзному Совету ВСЕХ. СПб., 1991 год.-264 с.
  81. , И.В. Быть протестантом в России текст./ И. В. Подберезский. — М.: Благовестник, 1996. — 332 с.
  82. Протестантизм в Тюменском крае: история и современность: / Под ред. И. В. Боброва. Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — 222 с.
  83. , И.С. В котле России. Автобиография текст./ И. С. Проханов.- Germany: Druckhaus Gummersbach, 1992. — 263 с.
  84. , A.C. Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привелегированной среде текст./А.С. Пругавин. СПб., 1909 год. — 236 с.
  85. , A.C. Раскол внизу и в вверхутекст./А.С. Пругавин. СПб., 1882 год.-156 с.
  86. , Ф.М. Политическая роль и тактика сект текст./Ф.М. Путинцев.- М., 1935. 211 с.
  87. , С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии Часть I (1867−1917) текст./ С. Н. Савинский.- СПб.: Библия для всех, 1999 год. 424 с.
  88. , С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии Часть II (1917−1967)/ С. Н. Савинский. СПб.: Библия для всех, 2001 год. — 417 с.
  89. , В.А. Очерки по истории пятидесятничества текст. / В. А. Слободяник. Ирпень: Ирпенская библейская семинария В СО ЕХБ, 2000. -368 с.
  90. Советское государство и евангельские церкви Сибири в 19 201 941 гг. Документы и материалы/ Составление, вступительная статья и комментарии А. И. Савина. Новосибирск: Посох, 2004 год. — 427 с.
  91. Современная жизнь России. Опыт систематического описания Том II / Отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. -М.: Логос, 2003 год. 480 с.
  92. , И.И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв. текст./ И. И. Соколов. М., 1880 год. — 341 с.
  93. , В.Е. Пятидесятники текст./ В. Е. Солдатенко. — Донецк: Донбасс, 1972 год. -215 с.
  94. , A.B. История Английской духовной миссии в Забайкалье. (Начало XIX столетия) текст./ A.B. Тиваненко. — Улан-Удэ, 2009 год. -251 с.
  95. , В.И. Просила Россия дождя у Господа текст./ В. И. Франчук. — Мариуполь: предприятие «Газета «Приазовский рабочий», 1999 год. 295 с.
  96. , Д.В. Обрусение немцев-протестантов в Московском государстве текст./ Д. В. Цветаев. -М., 1887 год. —278 с.
  97. , Д.В. Положение иноверия в России: историческое обозрение текст./ Д. В. Цветаев. Варшава, 1904 год. — 149 с.
  98. , М.И. Коммунизм и религия текст./ М. И. Шахнович. Л., 1966 год. — 250 с.
  99. , И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири. 1917−1937 текст./ И. Д. Эйнгорн. — Томск, 1982 год. 341 с.
  100. Периодические издания Журналы
  101. , А.Б. Церковь и исполнительная власть текст:./ А.Б. Агапов// Государство и право. 1998. — № 4. — С. 19−25
  102. , Н. В гостях у иркутских духоборцев текст.:/ Н. Астырев // Северный вестник.- 1891. № 4. — С. 53−54
  103. , А. История и правовое положение Лютеранской церкви в России до 1917 года текст.:/А. Бобылев// Наша Церковь. 1996. — № 3−5. — С. 9−11
  104. Вероисповедальный состав России текст.:// Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. — 1902. № 5. — С. 220
  105. , П.В. Отделение церкви от государства в СССР текст.:/ П. В. Гидулянов // Христианин. 1925. — № 5. — С. 365−368
  106. Заметки о сектантском движении в России текст .:// Прибавление к Иркутским епархиальным ведомостям. 1911. — № 2. — С. 27−28
  107. , В. Котинские духоборы текст.:/ В. Конилов// Прибавление к Иркутским епархиальным ведомостям. 1875. — № 28. — С. 375−381
  108. Конфессии текст.: // Кто есть кто в Иркутске и Иркутской области. -2008.- № 21.- С.40−45
  109. , А. Миссионерская деятельность в Сибири текст.:/ А. Коптев // «Сибирские вопросы». 1912. — № 7−8. — С.54−61
  110. , Р. «Русские» регионы России: степень православности и политические ориентации текст.:/ Р. Лункин// Социологические исследования. 2008. — № 4. — С. 32−35
  111. , П. Православная миссиология текст. :/П. Пенер // Богомыслие. 1999. — Вып. № 8. — С.217−240
  112. , Ю.А. Житомирская, А.Б., Киселев, И. Н. Полвека молчания (Всесоюзная перепись населения 1937 года) текст.: / Ю. А. Поляков, А.Б.
  113. , И.Н. Киселев // Социологические исследования. 1990. -№ 7. — С. 69
  114. , B.C. Конфессиональный портрет современной России текст.:/ B.C. Слобожникова// Известия Саратовского университета. Т.7, Сер. Социология. Политология, вып. 1. 2007. — С. 259
  115. , И. О начале и распространении лютеранских и реформаторских церквей в Москве текст.:/ И. Снегирев // Московитянин. 1846.-№ 11.-С. 271−280
  116. Третий Всемирный конгресс баптистов в Стокгольме с 21 по 27 июля 1923 г. текст.:// Баптист. 1925. — № 2. — С. 12−14
  117. Троицкий, А Баптизм (история появления и распространения секты) текст.: / А. Троицкий // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1913. — № 19. — С. 598−600
  118. , С., Струкова, А. От протестантизма в России к русскому протестантизму текст.:/ С. Филатов, А. Струкова// Неприкосновенный запас. № 32 http://nz-online.ru/index.phtml?cid=5 010 235
  119. , Н. Духоборы в Котах текст.: / Н. Успенский // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1910.- № 5.- С. 147−150
  120. , С. Российский протестантизм: успех в равнодушном к вере обществе текст.: / С. Филатов // Вопросы философии. 2004. — № 5. — С. 15−17
  121. , П.Н. Штундисты текст.: /П.Н. Харламов// Русская мысль. -1885. -№ 10−11.-С. 121−124
  122. JT.H. Переводческая деятельность православных миссионеров в Сибири в XIX в. текст.: / JI.H. Харченко// «Ефремовские чтения», Улан-Удэ, 2004. С. 90−95
  123. , И. В. Хронологический перечень событий истории немецкой школы Сибир (XVIII в. 1919 г.) текст.: / И. В. Черказьянова // Известия ОГИК музея. — 1999. — № 7. — С. 224 — 2371. Газеты
  124. Водное крещение текст.:// Восточно-Сибирская правда. 1990. — 14 августа.
  125. Вячеслав Пляскин: «Мы ощущаем себя русскими лютеранами» текст.:// Русскш Востокъ.- 2002. № 5.
  126. , М. Сектанты текст.:/ М. Искринский// ВосточноСибирская правда. -1941.-5 января.
  127. , Е. Антисоветская деятельность церковников и баптистов текст.: / Е. Маслов// Восточно-Сибирская правда. 1937. — 8 декабря.
  128. , Р. Протестантизм по-русски текст. :/Р. Лункин// Независимая газета Религии. — 2005. — 21 сентября.
  129. Савченко, А Триста лет вместе: или в поисках истинной свободы текст.:/ А. Савченко // Восточно-Сибирские вести. 2003. — 21−23 августа.
  130. , А. Через призму веры текст.:/ А. Семенов // ВосточноСибирская правда. 1989. — 22 июля.
  131. , Е. Иногда они возвращаются текст.:/ Е. Старшинина // Пятница. 2006. — 24 февраля.
  132. , Е. Конфликт на концерте текст.:/ Е. Старшинана // Пятница. 2008. — 4 июля.
  133. , М. Старые протестанты и новые «секты»: статистика показывает, что псевдохристианские религиозные движения имеют успех прежде всего у русских текст.:/ М. Тульский// Независимая газета — Религии. 2005. — 21 сент.
  134. , О. Алексей Мишин: Конфессии ищут новые методы привлечения паствы текст.:/ О. Хлебникова// Областная. -2008. 18 июля.
  135. , О. Во имя читателя и прихожанина. Как СМИ Приангарья освещают жизнь конфессий текст.:/ О. Хлебиникова// Областная. 2009. — 16 марта.
  136. , JI. Экстатические образы в практиках некоторых российских конфессий, или измененные формы сознания электронный ресурс./ JI. Андреева. режим доступа http://religare.ru
  137. , А. Выступление на круглом столе «Традиционный русский протестантизм сегодня», электронный ресурс. / А. Зайченко- Режим доступа http://www.religare.ru/analitics5 025 .htm
  138. , а. Сила и слабость современного российского протестантизма электронный ресурс./ А. Зайченко. — Режим доступа — http://www.religare.ru/analytics 143 79. htm
  139. Открытое обращение к администрации Иркутской области электронный ресурс. //Официальный сайт церкви христиан веры евангельской «Слово Жизни» г. Иркутск. — Режим доступа. -http://www.wolirk.ru/news/08−06−06.html
  140. Официальный сайт Правительства и Губернатора Иркутской области.- Режим доступа www.govirk.ru
  141. , И.В. Роль и задачи российского протестантизма в XXI веке электронный ресурс./ И. В. Подберезский. Режим доступа -http://baptist.org.ru/2/664 1 .html
  142. В Иркутске, у неопятидесятников весеннее обострение. электронный ресурс.//Официальный сайт Иркутской епархии МП РПЦ. Режим доступа- http://irkutsk.orthodoxy.ru/main news. php?ID= 1287
Заполнить форму текущей работой