Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социокультурные основания развития платности образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая тот факт, что сегодня формирование рынка образовательных услуг находится лишь в начальной стадии, практически все те, чьи интересы задействованы в этом процессе, испытывают недостаток информации и опыта. В этих условиях в качестве важнейших факторов принятия решений оказываются авторитет и привлекательность вуза (источником которых большей частью служат хорошая история, показатели роста… Читать ещё >

Содержание

Актуальность темы исследования определяется рядом обстоятельств. Одной из глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., является обеспечение необходимого образования подрастающим поколениям. Причем высшая школа становится все более значимой частью образовательных систем во всем мире. Постоянно растет число высших учебных заведений и увеличивается численность студентов. Выживание человечества, как глобальная проблема, в значительной степени связано с образованием, конкурентоспособностью новых поколений, ибо в XXI в. низкий уровень образования создает огромные трудности восприятия культуры формирующегося информационного общества.

Несмотря на различие систем и подходов в отдельных странах, на их региональные, национальные и другие особенности, мировые тенденции развития образования включают в себя достаточно много общего. К их числу относятся:

— изменение целей и функций образования, усиление его инновационной составляющей, связанной с особенностями трансляции культурных ценностей в динамически развивающихся странах-

— повышение качества образования в соответствии с изменяющимися реальными потребностями общества, что предполагает реализацию новых образовательных технологий, изменение всей системы подготовки и переподготовки специалистов высшей квалификации-

— ориентация на принципы непрерывного образования, которая предполагает как внедрение новых педагогических технологий, так и поиск новых способов предоставления образовательных услуг, учитывающих потребности выпускников средних школ и студентов дистанционное образование, компьютерные обучающие программы, использование сети Интернет-технологий и т. п.) —

— утверждение новых целей высшей школы, которая накануне XXI в. становится социальным институтом, удовлетворяющим существующие в обществе потребности в профессиональном образовании.

Для XXI в. принципиально важной задачей является обеспечение максимальной доступности высшего образования для всех членов общества. Только при этом условии окажется возможной реализация права любого члена общества на образование, которое входит в неотъемлемые Права Человека. Институт высшего образования, осуществляющий непрерывный процесс воспроизводства интеллектуального потенциала общества, претерпевает в условиях современной развитой экономики существенные изменения. В таких странах доступность высшего образования для основной части выпускников средней школы создает предпосылки эволюции самой вузовской системы. Она при сохранении демократического Начала трансформируется в направлении формирования моделей селективного и элитарного образования. Поэтому в условиях современной России выход надо искать не в закрытии или в сокращении численности высших учебных заведений старого (государственных) или нового (негосударственных) типов, а напротив, в максимальном расширении и росте всей системы высшего образования. Совершенно не случайно, что в тяжелые годы экономического кризиса (1991−1999 гг.), когда закрывались и ликвидировались многие производственные предприятия и учреждения обслуживания, высшее образование оказалось одним из немногих социальных институтов, который не только сохранился численно, но и демонстрировал устойчивый количественный рост как вузов, так и численности обучающихся в них.

В связи с этим особенно остро встает проблема объективного научного, а не тенденциозного анализа механизмов включения высшей школы в систему существующих рыночных отношений, определение оптимального соотношения между государственными и рыночными регуляторами в сфере образования.

Радикальные преобразования в российской жизни, в первую очередь ее экономики, сопровождаются противоречивыми тенденциями включения высшей школы во вновь формируемые хозяйственные отношения. Сложность этого процесса обусловлена самой природой высшего образования, специфика которого состоит в том, что оно реализует не только инструментальную функцию воспроизводства высококвалифицированных, профессиональных кадров, но и ряд других функций: социальной мобильности, наращивания интеллектуального потенциала общества, формирования культурных норм и т. п. Иными словами, высшее образование сочетает решение ряда разнопорядковых задач: социальных, политических, индивидуально-личностных и др. Для высшей школы наших дней характерна как комплексность оказываемых ею услуг, так и различный уровень их профильности.

В исследовании процессов включения российской высшей школы в рыночную среду зачастую как раз и недооценивается описанный выше многоаспектный характер ее функционирования. Поэтому высказываются крайние взгляды как в теоретическом обосновании путей реформирования, так и противоположные оценки уже осуществленных шагов преобразования высшей школы.

Отмеченная разноголосица находит свое выражение в том, что, с одной стороны, преувеличивается роль рыночного механизма в функционировании высшей школы и его противопоставление общественно-государственному механизму. На этой основе теоретически оправдывается сокращение государственных ассигнований на высшую школу, одобряется легализация приватизации государственных образовательных учреждений, размывание правового статуса государственного и негосударственного вуза.

С другой стороны — целый ряд специалистов обращает внимание на постоянное недофинансирование высшей школы из госбюджетных поступлений, на нерациональное использование этих скудных бюджетных ресурсов. На практике подобное положение дел породило усиление централизованного управления государственными высшими учебными заведениями и привело к существенному ограничению вузовской автономии.

Описанные ранее актуальные проблемы современной высшей школы позволили соискателю: сформировать основную цель и задачи исследования, выдвинуть исследовательские гипотезы, определить методологию решения основных задач и методику обоснования гипотез, а также способы анализа и интерпретации первичных данных.

Степень научной разработанности проблемы. В качестве самостоятельной науки, социология образования восходит к Э.Дюркгейму. Предметом социологии образования является система образования как социальный институт и ее взаимодействие с обществом. В дальнейшем за рубежом эта проблема разрабатывалась в трудах многих ученых, таких как П. Бурдье, Р. Будон, Дж. Флауд, Дж. Коулмэн, К. Дженкс и др.

Вторая половина XX в. характеризуется большим количеством работ, подготовленных в том числе и по заказу ЮНЕСКО, в которых анализируя весь накопленный опыт в области образования, выявляя основные тенденции его развития, делаются попытки создать концепцию образования будущего, отводя образованию интегрирующую роль.

В частности, определению места образования в будущем мировой цивилизации посвящен доклад «Учиться чтобы быть. Мир образования сегодня и завтра» («Learning to be. The world of education today and tomorrow»), выполненный под руководством Э. Фора в 1972 г. [117]. В нем отмечалось, что человек может реализоваться как личность только в результате получения на протяжении всей своей жизни новых знаний, нового опыта и постоянного использования уже накопленного багажа. Такое понимание расширяло представление об образовании, наделяло его важными социальными функциями. Еще один доклад этого же плана «Просвещение в ходе перемен» (1975 г.), в котором представлен практически весь перечень наиболее важных проблем, связанных с образованием. В этих документах были намечены направления возможных реформ и определены их основные принципы — демократизм, преемственность, гибкость.

Среди других исследований, посвященных образованию, можно выделить доклад Римского клуба «Нет пределов обучению» («No limits to learning. Bridging the human gap»), подготовленного в 1979 г. Д. Боткиным, М. Эльмандиром, М.Малитцем. В нем авторы попытались определить роль и место образования в решении глобальных проблем современности, в преодолении разрыва между человеком и цивилизацией. В этом докладе также была подтверждена необходимость непрерывного образования, обеспечивающего возможность неоднократного вхождения человека в образовательную систему по мере столкновения его с новыми проблемами. Помимо этого, авторы предложили свое видение современного образования, (в частности, инновационное обучение) и его связи с жизнью.

С начала 70-х до конца 90-х гг. было создано свыше 20 докладов, посвященных анализу состояния образования в отдельных регионах и странах. Среди наиболее известных следует выделить «Философия образования в перспективе XXI века» («Учиться жить» — 1990 г.), главная идея которого — образование должно содействовать обеспечению преемственности и обновлению общества.

Такие важные вопросы в теории образования как проблемы непрерывности, диверсификации и гуманизации рассматриваются в работах Т. Хьюсена, П. Даве, Ж. Делора и др., а также российских исследователей В. В. Власова, О. П. Купцова, Б. Л. Вульфсона, работавших по заказу ЮНЕСКО.

В бывшем Советском Союзе после длительного общего застоя в социологии, начиная с 60-х годов, проблемам образования уделялось достаточно много внимания. Существенным толчком к развитию социологии образования стала школьная реформа 50−60 годов. Первые исследования, проведенные на Урале, нашли свое продолжение в работах ученых Ленинграда и Новосибирска, республик Прибалтики, на Украине и в ряде других регионов.

Социология образования активно разрабатывалась в СССР в трудах таких ученых, как Л. Н. Коган, Ю. И. Леонавичус, В. Т. Лисовский, М. Н. Руткевич, М. Х. Титма, Ф. Р. Филиппов, В. И. Чупров, В. Н. Шубкин, Е. А. Якуба, а в 80−90 гг. — В. Я. Нечаев, А. А. Овсянников, Т. Э. Петрова, В. В. Сериков, В. А. Харчева, В. Н. Шаленко, Ф. Э. Шереги, 1 и др.

Для выявления причин и механизмов изменения системы образования актуальным оказалось историческое рассмотрение

1 Лисовский В. Т. Советское студенчество: социологические очерки. — М., 1990. Нечаев В. Я. Социология образования. Курс лекций.Ч. 1, — М., 1998, — 190 е.- Петрова Т. Э. Российское студенчество и высшее образование. — М., 1995. — 169 е.- Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: Прикладной аспект.-М.: Юристъ, 1997, — 300 е.- Филлипов Ф. Р. Социология образования. — М., 1980- Чупров В. И. Социальное развитие молодежи: теоретические и прикладные проблемы. — М., 1994. преобразований института образования, изменения его статуса в работах И. В. Захарова, А. Е. Иванова, Е. С. Ляхович.

Социокультурные проблемы образования рассматриваются в работах И. С. Болотина, В. И. Добрыниной, О. В. Долженко, Т. Н. Кухтевич, Ф. И. Минюшева, Н. Н. Пахомова, В. М. Розина.1

Модернизация целей образования в связи с изменяющимися требованиями общества анализируется в работах А. А. Вербицкого, О. В. Долженко, В. М. Зеличенко, С. Т. Гаврилова, В. Н. Турченко, В. Е. Шукшунова. и др.

Большой вклад в разработку проблемы экономики высшего образования, связи деятельности высшей школы с рынком, обоснования негосударственного образования внесли российские авторы — Е. Н. Богачев, А. А. Воронин, Е. В. Егоров, В. И. Ерошин, Е. Н. Жильцов, В. М. Зуев, А. П. Панкрухин, В. В. Солоницин, Т. Н. Юрьева, 2 а также зарубежные -Г.Беккур, Д. Белл, М, Блауг, В. Камба, Ф. Майор, Г. Нив, М. Хоберт, Т. Шульц и ряд других авторов.

В последние годы коллективами авторов был разработан и предложен ряд концептуальных подходов к организационно-экономической реформе системы образования в России. В частности это работы А. Асмолова, М. Дмитриева, В. Зинченко, Т. Клячко, Я. Кузьминова,

Молодежь-97: Социально-экономическое положение молодежи и ее политические ориентации. М.: 1998, -127 е.- Долженко О. В. Очерки по философии образования. — М.: Компания «Кворум»: Промо-медиа, 1995. — 239 с.

2 Жильцов E.H. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учеб. пособие для экон. специальностей вузов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. — 182 е.- Солоницин В. А. Негосударственное высшее образование в России. —М.: Изд-во Моск. открытый соц. ун-т, 1998, — 273 с.

A.Тихонова, Ю. Галкина, В. Гордиенко, А. Анохина, Н. Г. Безуглова,

B.А.Зернова, Е.Н.Шиянова1 и других.

В последние годы, также появился ряд работ, представленных на соискание степеней кандидата и доктора наук по проблемам адаптации высшей школы в условиях рынка, создания рынка образовательных услуг и негосударственному образованию.2

Однако в теоретическом и методологическом плане недостаточно разработанным остался вопрос о степени воздействия рынка на функционирование высшей школы, на основные направления государственного регулирования этого процесса, а также на возможные социокультурные последствия коммерциализации образования. Малоисследованными остались проблемы платности высшего образования и возможности адаптации различных сторон деятельности высшей школы к условиям рынка.

Предметом диссертационного исследования являются механизмы становления рыночных отношений в российской высшей школе и отношение к ним потребителей образовательных услуг.

1 В. Борисенкова, Ю. Громыко, В. Давыдова, В. Зинченко, В. Шукшунова За качество надо платить. Учительская газета, №, 1997- Ю. Галкин, В. Гордиенко, А. Анохин Негосударственное профессиональное образование в России: проблемы и социологический «портрет». Учительская газета, №, 1998- А. Асмолов, М. Дмитриев, Г. Клячко, Я. Кузьминов, А. Тихонов Концепция организационно-экономической реформы системы образования России. Учительская газета, №, 1998.

1 Жильцов Д. Е. Высшая школа и условия ее хозяйствования в рыночной экономике:

Цис.к.эконом.наук. — М., 1999- Кичева И. В. Финансирование высших учебных заведений России в условиях перехода к рыночной экономике. Автореф. цис. .к. экон. наук. — М., 1994. — 24 с- Смоленцева А. Ю. Социальные конфликты в высшей школе в условиях перехода к рыночной экономике. Дис.к.социолог.наук. -М&bdquo- 1998.-154 с.

Объектом исследования является система высшего образования в двух ее основных разрезах и секторах — государственного и негосударственного высшего образования.

Определение предмета и объекта позволило сформулировать основную цель и исследовательские задачи диссертации.

Цель диссертационного исследования состоит в определении социокультурных оснований развития платности образования, механизмов включения высшей школы в рыночные отношения, а также выявлении тенденций и перспектив развития государственных и негосударственных высших учебных заведений.

В соответствии с сформулированной целью, соискатель ставит следующие исследовательские задачи: проанализировать традиционные и новые социокультурные основания, обеспечивающие распространение достаточно эффективной платности в высшей школе-

исследовать основные источники и способы финансирования высшей школы-

определить перспективы для разработки механизмов включения высшей школы в рыночные отношения-

обосновать необходимость сочетания государственного (бесплатного) и негосударственного (платного) образования на основе анализа современной системы высшего образования в России, а также изучения тенденций и перспектив развития государственных и негосударственных высших учебных заведений-

исследовать существующий спрос и мотивации на получение образовательных услуг среди учащихся средних школ, выявить потребности в высшем образовании и степени их удовлетворенности-

разработать прогностические модели возможных социальнокультурных последствий распространения платности в высшей школе.

Основные гипотезы исследования: процесс включения высшей школы в новые хозяйственные отношения реализуется в условиях ограниченной законодательной базы, преодолевая при этом предубеждения определенной части общества-

создание системы негосударственных (платных) вузов осуществляется на основе текущего спроса на образовательные услуги и ведет к формированию рынка образовательных услуг-

в условиях системного кризиса и падения уровня жизни большинства населения страны, массовый спрос на платные услуги образования оказывается возможен только благодаря признанию в обществе ценности высшего образования, как особого социального блага-

на уровне семьи установка на получение подрастающим поколением высшего образования трансформируется в конкретные действия, направленные на целевое перераспределение семейного бюджета в пользу формирования новой статьи расходов, обеспечивающих получение детьми платного образования-

введение платности образования порождает ряд социально-культурных проблем, связанных с отступлением от принципов социальной справедливости и ведет к росту значимости таких характеристик, как уровень доходов и место жительства-

в краткосрочной перспективе реализация целей обеспечения принципов социальной справедливости и доступности высшего образования связана с огромными трудностями и большими материальными затратами.

Теоретико-методологическая основа диссертации. Разработка темы диссертации осуществлена соискателем на основе методологии системного подхода и принципов плюрализма мнений и толерантности по отношению к разным точкам зрения на проблемы высшего образования. При этом высшая школа рассматривается как целостная институциональная система, различные элементы которой дополняют и разнообразят друг друга путем обеспечения взаимодействия на основе свободного выбора, прямых и обратных связей.

Социокультурные проблемы образования рассматриваются соискателем как неотъемлемый элемент социализации и непрерывного развития личности в период формирования нового информационного общества.

Научная новизна диссертационной работы во многом определяется недостаточной разработанностью проблемы места и социокультурной роли негосударственного высшего образования и необходимостью междисциплинарного и одновременно целостного подхода к ее решению. В исследовании выявлены и теоретически обоснованы социокультурные альтернативы, обуславливающие основные тенденции развития высшей школы, среди которых важнейшая роль принадлежит распространению платных форм образования. Указанные процессы реализуются в противоречивом единстве, для которого характерны: переход к новым хозяйственным отношениям- прогрессирующее падение доходов и качества жизни большинства населения- сохранение в обществе высокой ценности получения высшего образования. Фиксация указанных противоречий позволила сформулировать основные социокультурные альтернативы, а также разработать прогностические модели развития высшего образования на краткосрочную перспективу (до 2005 г.).

Основные научные положения, выносимые на защиту: высшая школа представлена в ее новой социокультурной функции в российском обществе переходного периода-

выявлены специфические особенности государственного и негосударственного высшего образования-

обосновано единство и различие содержания, методов и форм государственного и негосударственного образования-

сформулированы основные социокультурные альтернативы, обуславливающие возможности и последствия развития платности образования-

проанализированы современные источники финансирования высшего образования и определена их перспективность-

раскрыты специфические особенности формирования рынка образовательных услуг и показана взаимосвязь с платежеспособным спросом населения-

разработаны параметры, на основе которых строятся прогностические модели развития системы высшего образования.

Эмпирическая база исследования. Работа базируется на материалах и данных социологических опросов, выполненных в Центре социологических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова при участии соискателя, а также вторичного анализа информации по теме диссертации, полученной в ряде социологических центров Российской Федерации.

В работе используются данные государственной статистики, материалы Министерства образования РФ, Ассоциации негосударственных университетов, Совета ректоров вузов России, а также информационные ресурсы русскоязычного Интернета.1

Практическая значимость диссертации: установлено различие между содержанием и методами услуг платного и бесплатного высшего образования, что позволяет более обосновано подойти как к формированию сети высших учебных заведений, так и к

1 См.: сетевые адреса — www.iiveps.ru:www.ug.ru:www.educom.ru:www.informika.ru:www.ibi.spb.ru- www.pub.mirea.ac.ru-www.courier.com.ru-www.emissia.spb.su. определению современного перечня образовательных услуг-

обосновано значение дифференцированного подхода к реализации принципа доступности высшего образования для представителей различных социальных слоев, доходных групп и региональных общностей-

объяснены возможные социокультурные последствия и выявлены пределы распространения платности в высшей школе, необходимые для разработки перспектив развития высшей школы-

сформирован набор основных количественных показателей высшей школы и выполнен многовариантный анализ их изменения на краткосрочный период-

теоретические положения диссертации и предложенные прогностические модели развития системы высшего образования могут быть использованы при разработке и чтении учебных курсов по социологии, социологии культуры, образования и воспитания, социальному управлению, социальным процессам и институтам, а также в реальной практике реформирования высшего образования.

Апробация результатов исследования. Методологические

выводы и практические рекомендации диссертации докладывались и были положительно оценены научной общественностью на Ломоносовских чтениях в МГУ им. М. В. Ломоносова, конференциях в Институте молодежи и НИИ Высшей школы.

Цель, задачи и методы исследования определили структуру работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, каждая из которых включает три параграфа, Заключения, Приложения и Библиографии.

Социокультурные основания развития платности образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эти выводы, вытекающие из приведенных нами результатов опросов молодежи, подтверждает и практика формирования сети негосударственных вузов. В настоящее время в России их уже насчитывается около 400 единиц. При этом, несмотря на сравнительно высокие цены обучения, отсутствие гарантий качества образования, наличие трудностей в последующем трудоустройстве с дипломом «частного вуза» и прочие факторы обучения в негосударственном вузе, все возрастающее число молодых людей идут в них получать образование.

Существенным моментом в экономическом поведении населения на рынке услуг образования является тот факт, что его расходы в этой сфере, с одной стороны, растут несмотря на очевидное снижение уровня жизни, а с другой стороны, они выполняют компенсаторную функцию в условиях постоянного сокращения государственных бюджетных расходов на финансирование образования. Видимо, население расчитывает, что вложения в человеческий капитал (оплата за обучение детей) рано или поздно окупятся, компенсируя финансовые затраты и моральные издержки.

Говоря об изменяющейся социокультурной ситуации в связи с платным образованием, нельзя не остановиться на проблеме карьеры выпускников высшей школы. Нынешняя ситуация на рынке труда такова, что ослабленной оказалась взаимосвязь между специальностью, полученной в вузе, и реальной карьерой выпускника.

По имеющимся данным, до 77% студентов при удачном стечении обстоятельств хотели бы стать предпринимателями, около 60% студентов и выпускников получают вторую профессию в различных формах дополнительного обучения, примерно 16% выпускников намерены работать по специальности и ориентируются на возможность сделать карьеру в одной из сфер экономики, независимо от полученной специальности, и лишь 7% [40] связывают свои устремления с карьерой ученого (в 70-е годы таких было более 20%).

Таким образом, в рыночной ситуации нацеленность карьеры студенческой молодежи на предпринимательство как бы «снимает» проблему работы по специальности. И хотя ценности и приоритеты профессионализма явно имеют высокий рейтинг, под этим в большей мере понимается профессионализм предпринимателя, менеджера.

Сегодня отчетливо проявляется дифференциация молодежи по ее возможностям самореализации в системе образования. Учитывая, что создавать равные условия для молодежи в данной области не представляется возможным, надо максимально разнообразить их выбор. И этому в полной мере соответствует создание негосударственной высшей школы.

ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.

2.1. Формирование спроса на платное образование.

Переход от командно-административной системы управления к рыночной экономике — сложный и ответственный этап в развитии народного хозяйства страны и общества в целом. Смена приоритетов, огромные структурные сдвиги, доминирование спроса в организации производства и предложения, все это неизбежно влечет за собой пересмотр места и роли большинства секторов экономики в развитии общества, а также разработки новых механизмов планирования и управления.

Сфера образовательных услуг — это целостный социокультурный комплекс, имеющий свою специфику и особенности функционирования и взаимодействия со всеми секторами общества.

Как уже отмечалось выше, в истории России негосударственное (платное) высшее образование относительно новое явление. Хорошо известно, однако, что в процессе возникновения любого нового сектора в обществе очень важны формирование взглядов и его оценки различными социальными группами.

Чьи же интересы представлены сегодня на рынке образовательных услуг? В работах, исследующих данный сектор экономики [43, С.44], агентами рынка образовательных услуг определяются: выпускники школ (абитуриенты), работодатели, государство и сами вузы (независимо от формы собственности как государственные, так и негосударственные). Рассмотрим интересы каждой из этих групп.

1. Абитуриент заинтересован в выборе вуза и специальности, позволяющих, при доступных ему материальных затратах, затратах времени и пространственной доступности, найти определенный баланс между требованиями при поступлении, вероятностью быстрого последующего трудоустройства и потенциальными возможностями высокого заработка. В предельном случае действия абитуриента выглядят как сугубо рациональные. В своей основе они имеют многократно описанную в экономике мотивацию на «минимизацию затрат при максимизации прибыли».

2. Работодателя интересует способность выпускника вуза быстро включиться в работу и выполнить ее на высоком профессиональном уровне. Кстати сказать для работодателя, описанное выше требование «минимизации затрат при максимизации прибыли» не всегда существенно. Во-первых, потому, что отнюдь не каждый работодатель преследует коммерческие цели, а во-вторых, в современных условиях (особенно в наукоемких отраслях) капитал очень часто инвестируется в молодых работников с целью получения отдачи в будущем.

3. Вуз для достижения устойчивого положения и привлекательности заинтересован в привлечении материальных и финансовых ресурсов из различных источников. Его процветание (хорошая материально-техническая база и высококвалифицированный преподавательский состав) позволяют ему надеяться на привлекательность в глазах как абитуриентов, так и работодателей.

4. Интересы государства обуславливаются общественной потребностью в необходимом количестве и качестве подготовки специалистов различного профиля, и приемлемыми общественными затратами на реализацию этих целей.

Учитывая тот факт, что сегодня формирование рынка образовательных услуг находится лишь в начальной стадии, практически все те, чьи интересы задействованы в этом процессе, испытывают недостаток информации и опыта. В этих условиях в качестве важнейших факторов принятия решений оказываются авторитет и привлекательность вуза (источником которых большей частью служат хорошая история, показатели роста числа студентов, известность отдельных выпускников и научная активность ректора), а также платежеспособный спрос на рынке образовательных услуг.

Говоря о высоком уровне востребованности высшего образования, надо отметить, что в настоящее время практически 90% выпускников школ, которые настроены на продолжение учебы, решили пойти в вузы. Об этом со всей убедительностью свидетельствуют данные различных социологических исследований (табл. 10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В конце XX века очевидна приоритетность образования, которая является характерной чертой внутренней политики всех государств, добившихся в настоящее время наиболее значительных успехов в экономике, культуре и повышении качества жизни населения.

Кризисные явления в российском обществе затронули и систему образования. Они повлекли за собой распад старой государственной системы высшего образования и стали толчком для формирования новой, модернизированной, многоуровневой и многовариантной образовательной модели, отвечающей современным требованиям. Причинами, повлекшими за собой эти процессы, стало следующие.

Во-первых — недостаточная мобильность и гибкость государственной высшей школы, ее неприспособленность к быстрому реагированию на изменяющиеся потребительский спрос и социально-экономическое положение в стране. С трудом закрывались непопулярные специальности и открывались новые. В рамках любого направления и специальности существовала жестко регламентированная система подготовки, не предусматривающая изменение сроков, количества и видов изучения дисциплин, выбора преподавателя и т. п.

Во-вторых, ориентация на устойчивое государственное финансирование вела к тому, что при первом же его нарушении вузы оказались фактически без средств к существованию.

Вместе с тем, несмотря на многочисленные трудности, с которыми столкнулась отечественная система высшего образования, ей удалось сохранить свой престиж и востребованность. В последние годы наблюдается рост спроса на высшее образование, увеличивается число вузов всех форм собственности, растет количество студентов, в том числе и обучающихся на платной основе. Это дает основание полагать, что развитие высшей школы в стране идет в верном направлении.

Однако, уже сложившаяся система финансирования в сфере образования не вполне соответствует современным рыночным условиям. Возмещение затрат на образование исключительно за счет общества, лежащее в основе бюджетного (государственного) финансирования образования на всех его этапах, создает условия для недооценки этого блага. С одной стороны, бесплатное образование становится для учащегося и специалиста своеобразным «даром природы», что приводит к его недооценки как самим носителем этой ценности, так и предъявителем спроса на него. С другой стороны, отсутствие должных стимулов для повышения квалификации сказывается на качестве подготовки специалиста и тем самым ограничивает спрос на него со стороны общества.

В этих условиях появление новых негосударственных (платных) образовательных учреждений представляется вполне жизнеспособным и важным шагом в нужном направлении.

К середине 90-х годов были приняты законы, определившие необходимость реформирования образовательной системы (ст. 43 Конституции РФ, законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и т. д.). В них были определены основные принципы государственной политики в области образования, а также подготовлена законодательная база появления негосударственных вузов.

Надо отметить, что в процессе возникновения каждого нового социального института важнейшим моментом является отношение к нему различных групп общества и формирование общественного мнения, связанного с обоснованием целесообразности его возникновения. Как правило, судьба того или иного социального института во многом зависит от установок и точек зрения на него со стороны ключевых групп общества. Применительно к институту высшего негосударственного образования такими ключевыми группами выступают властные структуры, образующие группы законодательной и исполнительной власти, непосредственное руководство государственных и негосударственных высших учебных заведений, и, наконец, само население.

В диссертационной работе показано, что ключевые группы общества приняли негосударственное (платное) высшее образование как важный шаг в направлении формирования рынка образовательных услуг и обеспечения более полной доступности образования.

В целом, коммерциализация высшей школы и создание рынка образовательных услуг, как показано в работе, связаны и предполагают решение ряда социокультурных альтернатив и противоречий (параграф 1.3). Среди них, соискателем выделены следующие четыре альтернативы:

— снижение возможностей вертикальной социальной мобильности одних общественных групп (рабочие, крестьяне) происходит на фоне повышения таких возможностей для других социальных групп (предприниматели, служащие). Подобное развитие событий в качестве одного из своих следствий неизбежно будет вести к усилению социального расслоения в обществе по принципу достигнутого уровня образования;

— общее расширение оснований возможностей получения высшего образования: личные способности при прохождении конкурсных испытаний постепенно уступают место плате за обучение в вузе. Неоднозначность возникающих при этом оценок последствий коммерциализации высшего образования вполне естественна и может быть преодолена только во времени;

— снижение возможностей территориальной подвижности населения, обусловленное ростом тарифов на транспорте и общим снижением уровня жизни, сопровождается сохранением и углублением неравномерности размещения вузов по главному периметру расселения. Следствием этого становится ограничения доступности образования и рост дифференциации достигнутого уровня образования по территориальному принципу (крупный город, средний город, малый город, село);

— нарастание спроса на специальности социально-гуманитарного профиля, пользующиеся успехом на рынке труда, сопровождает медленно изменяющаяся структура специальностей огромного числа инженерных вузов, ориентированных на подготовку специалистов технического профиля. Указанное обстоятельство, как и отсутствие выбора необходимых специальностей в государственных вузах, заставляют потребителей идти в негосударственную высшую школу, которая возникла и получила развитие в последние годы именно благодаря удовлетворению платежеспособного спроса на образовательные услуги.

Решение сформулированных выше социокультурных альтернатив может рассматриваться в качестве критериев эффективности реформирования высшей школы нашей страны. Одновременно, снятие этих противоречий будет способствовать повышению вертикальной социальной мобильности и укреплению социальной структуры общества.

Соискателем на примере расчета трех вариантов краткосрочного прогноза развития высшей школы на период до 2005 г. предложены основные пути решения сформулированных выше социокультурных альтернатив.

Как показано в работе (параграф 2.3) независимо от реализации того или иного варианта, общие тенденции развития высшего образования в краткосрочной перспективе будут связаны: с медленным расширением сети вузов, ростом численности студентов, а также с существенными изменениями в соотношении платного и бесплатного образования в пользу первого. Однако темпы этих изменений и реализации указанных тенденций в каждом из приведенных вариантов различны. Они изменяются в соответствии с изменениями основного результирующего показателя системы высшего образования, а именно степени удовлетворения личных и общественных потребностей в высшем образовании. Здесь следует обратить внимание на несколько основных моментов. Во-первых, восстановление в новых условиях даже ограниченных элементов социальной справедливости в обеспечении доступности высшего образования возможно лишь в случае реализации третьего варианта. Во-вторых, достижение равновесия спроса и предложения на рынке образовательных услуг опять-таки возможно только по третьему варианту. В третьих, пространственная доступность услуг образования может быть достигнута лишь в случае реализации второго или третьего вариантов развития.

В целом, следует отметить, что развитие событий по первому варианту ведет скорее к накоплению проблем и противоречий, чем к их решению. Напротив, реализация второго и, особенно, третьего вариантов связана с решением многих координальных проблем реформирования и развития высшей школы.

Третий вариант, хотя и предполагает рост бюджетных ассигнований на образование, но основу развития при этом составят привлеченные средства. Среди таких средств, поступающих в первую очередь за счет расширения платности, должны быть как предусмотренные законом «Об образовании», так и другие новые, пока еще не реализованные механизмы финансирования, например, целевые образовательные кредиты, ваучеры, персональные стипендии различных фондов и предприятий, страховые взносы на образование и др.

Таким образом, перспективы развития высшего образования в России надо рассматривать комплексно в единстве со всеми многообразными социокультурными процессами. Это и создание новых моделей образования, и формирование новых педагогических технологий, дистанционного образования, и развитие лучших традиций как российской, так и зарубежной высшей школы.

Кроме того, перспективы образования, и в первую очередь, негосударственного (платного), сегодня тесно зависят от законодательной политики государства, от того, насколько четким и взвешенным будет подход властных структур к реформированию всей образовательной системы, и в особенности, высшей школы. Большое влияние на становление и дальнейшее развитие системы негосударствееного образования оказывает желание значительной части населения страны, которое невзирая на все материальные трудности последнего десятилетия, находит (и во все возрастающем объеме) средства для инвестирования в образование своих детей. Рассмотрение образования, как одного из основополагающих факторов экономического и социального прогресса и духовного обновления общества предполагает признание приоритетности его социокультурной функции.

Цивилизация и наука сами по себе не могут обеспечить духовный прогресс общества. Для целей его достижения необходима культура как совокупное духовное образование, включающее в себя весь набор интеллектуальных, нравственных и эстетических достижений человечества. Создание многовариантной, мобильной, и гибкой образовательной системы, которая подразумевает ориентацию на потребности и возможности широких слоев общества, в полной мере отвечает решению этой проблемы.

1. Актуальные проблемы высшего образования. Сб. науч. тр. — М., 1991.

2. Андреев Е. Г. Московский кооперативный вуз: прошлое и настоящее: Док.-публицист. Очерк. М., 1998. — 226 с.

3. Андреев Е. Г., Гретченко А. И. Рынок труда и профессиональное образование: (Развитие кадрового потенциала о-ва на этапе реформирования нац. экономики России). М-во общ. и проф. образования РФ. Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. М., 1998. — 134 с.

4. Асейнов С. А., Асейнов P.C. Ценообразование на рынке образовательных учреждений. Астрах, ин-т Моск. междунар. ун-та бизнеса и информ. технологий. М.: ЦНТЭП, 1998. — 7 с.

5. Бессонов Б. Н., Ващекин Н. П., Тихонов М. Ю., Урсул А. Д. Образование прорыв в XXI век — М., 1998. — 242 с.

6. Васильев Ю. С., Кинелев В. Г., Колосов В. Г. Стратегия инноваций. -СПб.:СПбГТУ, 1997. 128 с.

7. Вуз и рынок. В 3-х кн./Редкол.: Тихонов А. Н. и др. М., 1994.

8. Высшая школа: испытание рынком (по материалам социологических исследований). М. 1993. — 159 с.

9. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г./Под ред. В. Г. Кинелева. М., 1995.

10. Гневко В. А. Высшая школа на пути реформ СПб.: Ин-т упр. и экономики, 1998. — 239 с.

11. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. М.: «Сигналь», 1997, 176 с.

12. Гражданский кодекс. Часть 1. М.: «Ось-89», 1994,-208 с.

13. Доклад о положении дел в области образования в мире за 1993 г. М.: Изд. корпорация «Логос», 1995. — 186 с.

14. Документы и материалы Ассоциации негосударственных высших учебных заведений России.

15. Долженко O.B. Очерки по философии образования. М.: Компания «Кворум»: Промо-медиа, 1995. — 239 с.

16. Дюргейм Э. Социология образования/Под ред.В. С. Собкина и В.Я.Нечаева-Пер. с фр.Т. Г. Астаховой.Рос.акад.образования.Центр социол. образования.- М.:Интор, 1996.-77 с.

17. Дятлов С. А. Экономика образования в условиях переходного периода/Санкт-Петербург, ун-т экономики и финансов.-Спб., 1995 г.-160 с.

18. Жизненные ориентации учащихся и проблемы современного образования: Сб.науч.тр./АПН СССР. Центр пед. инновацийПод ред. В. С. Собкина.-М., 1990. 130 с.

19. Жильцов E.H. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учеб. пособие для экон. специальностей вузов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. — 182 с.

20. Жуков В. И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М.: Финстатинформ., 1998. — 175 с.

21. Загороднева А. М. Государственное регулирование занятости и рынка труда. Учеб.пособие. /МГУ им. М. В. Ломоносова. 1996. 97 с.

22. Егоров Ю. Л., Костина Т. Н., Тихонов М. Ю. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность: Фолос.-методол.аспектыРос.акад.гос.службы при Президенте РФ.- М.: Изд-во РАГСД996. 160 с.

23. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX века. — М., 1991.

24. Ильинский И. В. Инвестиции в будущее юбразование в инновационном воспроизводстве.-СПб. :Изд-во Санкт-Петербург.ун-та экономики и финансов, 1996.-163 с.

25. Итин Ю. К. Финансирование высшей школы России: Теорет.-прикл. пробл. М.: Магистр, 1998. — 113 с.

26. Князев Е. А. Высшее государственное образование в России: история и современность. — М., 1993.

27. Колесников Ю. С. Особенности формирования рыночных стандартов поведения студенческой молодежи. Ростов-на-Дону, 1998.

28. Комаров М. С.

Введение

в социологию: Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. — 317 с.

29. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере /И.М.Шейман, Л. И. Якобсон, Л. С. Демидова и др.-Рос.акад.наук.Ин-т мировой экономики и междунар.отношений.- М.:Наука, 1995.-155 с.

30. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» /Буслов Е.В., Верещака И. М., Вильчек М.И.и др.- Отв.ред. В.И.ШкатуллаИн-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве РФ.-М.:Юристь, 1998.-556 с.

31. Кинелев В. Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций.- М.:Владос, 1998.-518 с.

32. Кинелев В. Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы высшего образования России. М.: Республика, 1995.

33. Концептуальные основы формирования содержания высшего образования в соответствии с потребностями и перспективами развития науки, техники, экономики, культуры. Отчет НИР М., НИИВО, 1996 — 272 с.

34. Кураков Л. П. Индустрия образования: состояние и перспективы. -М., 1996.

35. Лапшов В. А., Чмыхова Е. В. Профессиональная социализация студентов в современном российском вузе. М., 1999.

36. Лисовский В. Т. Советское студенчество: социологические очерки. М., 1990.

37. Макальская М. Л., Пирожкова М. Л., Трехалина Ф. В. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. -М.: ИКЦ «Дис», 1997, 352 с.

38. Материалы ЮНЕСКО. Международная конференция по образованию. 40-я сессия. Женева, 1986. М.: 1996.

39. Материалы парламентских слушаний «О Концепции реформирования системы образования РФ». М., 20 января 1998.

40. Молодежь 97: надежды и разочарования. М., 1998. 339.

41. Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов. -М.: Юрид. лит., 1987. 336 с.

42. Негосударственное высшее образование: теория и современные проблемы: Сб. науч. тр. /Моск. открытый соц. ун-т. Науч.-метод. центрСост.: Безуглова Г. А., Шабанов Г. А. М.: Изд. Моск. открытого соц. унта, 1999.-231 с.

43. Негосударственное образование в России. Материалы научно-практической конференции 22−23 апр. 1996 г. Новосибирск, 1996 136 с.

44. Нечаев В. Я. Социология образования: Курс лекции /Рос.акад.образования. Центр социологии образования.-М., 1998.

45. Нив Г. Европа перемен: проблемы исследования высшего образования: Высшее образование в Европе. Т. ХУ1. М.: 1991.

46. Образование в мире. Общество и образование в современном мире. М., 1993.

47. Образование спасет мир: Сб. материалов по прогр.: Всемир. десятилетие образования. Нац. доктрина образования: В 2 ч. -М., 1997.

48. Основания концепции и доктрины российского образования в XXI веке: Третья сес.науч.совета Петр.акад. и искусств по пробл. Образования /Под.науч.ред.А.И.СубеттоНауч.совет.Петров.акад.наук и искусств и др.-Спб., 1996.-216 с.

49. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира. /Под ред. Татура Ю. Г. М., 1994. — 118 с.

50. Отчеты по результатам ежегодных мониторингов ЦСИ МГУ (социальные, учебные, профессиональные проблемы студентов и преподавателей МГУ) за 1995;1999 гг.

51. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учеб. пособие для студентов экон. и пед. вузов и фак.- М.: Интерпракс, 1995.-238 с.

52. Петрова Т. Э. Институт высшей школы в социальной системеобщества. М. 1994.

53. Петрова Т. Э. Российское студенчество и высшее образование. -М., 1995. 169 с.

54. Перспективные направления и методология обновления содержания различных видов подготовки студентов в вузе. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзорн. Информ. НИИВОВып. 10). -М., 1997.

55. Подшибякина E.H. Экономика системы образования России в условиях кризиса: анализ и перспективы СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1999. — 149 с.

56. Проблемы и перспективы совершенствования негосударственных образовательных учреждений: Сб. науч. тр. Самара: Изд-во Сам. ин-т упр., 1998. — 77 с.

57. Развитие образования и науки на пороге XXI века: Сб.науч.сообщений.-СПб.-1997.-127 с.

58. Российская школа на рубеже 90-х:социологический анализ /В.С.Лазарев, П. С. Писарский, Р. М. Сельцер, В.С.Собкин-Под ред. Собкина B.C.- Центр социол. образования Рос.акад.образования.- М., 1993.-147 с.

59. Россия в зеркале реформ. Хрестоматия по социологии современного российского общества. М., 1995.

60. Россия: Социальная доктрина переходного периода и концепция программы действий. М.: ИСЭПН РФ, 1996. — 250 с.

61. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции /Н.М.Воскресенская, Б. Л. Вульфсон, О. И. Долгая и др.- Рос.акад. образования. Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании, Рос. открытый ун-т.- М., 1995.-269 с.

62. Сагинов К. А. Маркетинг сферы образовательных услуг. М.: Триада, 1998. — 309 с.

63. Садовничий В. А. Отечественная высшая школа и российская государственность //Бюллетень Министерства общего ипрофессионального образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. 1998.

64. Социология молодежи: Учеб. //Н.М.Боенко, Я. И. Гилинский, С. И. Голод и др.- Отв.ред. В. Т. Лисовский.- Спб.: Изд-во С.-Петербург.ун-та, 1996.-457с.

65. Сериков Т. Н. Управление образованием: системная интерпретация Челябинск: Факел, 1998. — 660 с.

66. Смелзер Н. Социология.- М., 1994.

67. Солоницин В. А. Негосударственное высшее образование в России. —М.: Изд-во Моск. открытый соц. ун-т, 1998, 273 с.

68. Сорокнин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

69. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования (анализ и оценка).- М., 1998. 352 с.

70. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе: Материалы социол. опроса /Авт. В. С. Собкин, П.С.ПисарскийРос.акад.образования. Респ. центр социол.образования.- М., 1992.-159 с.

71. Студент и общество: противоречия, различия (социологический аспект). -М., 1989.-80 с.

72. США: бизнес и бразование: Аналит. обзор/Рос.акад.наук.ИНИОН.-М., 1993.-36с.

73. Тенденции развития высшего образования в современном мире. Социально-эконом. аспект. /Под ред. Жильцова E.H. М., 1992.

74. Тенденции развития и роль сферы образования экономический и социальный аспекты /В.И.Марцинкевич, Г. К. Никольская, Е. А. Лебедева, Е.В.ЯроваяРос.акад.наук, Ин-т мировой экономики и междунар.отношений.- М., 1994.-228 с.

75. Указ Президента РФ № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР».

76. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» .

77. Закон РФ «Об образовании» М., 1992.

78. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» .

79. Федеральная программа развития образования в России.

80. Филлипов Ф. Р. Социология образования. М., 1980.

81. Чупров В. И. Социальное развитие молодежи: теоретические и прикладные проблемы. М., 1994.

82. Чупрунов Д. И., Жильцов E.H. Экономика, организация и планирование высшего образования: Учеб. пособие. -М., 1988. 175 с.

83. Шаповалов B.JI. Высшее образование: современные модели, перспективы развития. Ставрополь, 1996.

84. Шевелева С. С. Открытая модель образования: (Синергетический подход) /Ин-т «Открытое о-во» .- М.: Магистр, 1997.-47 с.

85. Шнейдер Б. Глобальная революция //Свободная мысль. 1993.

86. Шереги Ф. Э. Кризис высшего образования // Вестник РАН. -1997;Т.67.

87. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: Прикладной аспект.-М.: Юристъ, 1997. 300 с.

88. Шкатулла В. И. Образовательное законодательство: теорет. и практ. пробл. Общ. часть /Исслед.центр качества подгот. специалистов, Акад. труда и социал.отношений.- М., 1997.-164 с.

89. Экономика переходного периода: Учеб. пособие /Под ред.

90. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М., 1995. — 410 с.* *.

91. Воронина Т. П. Философские проблемы образования в информационном обществе: Дис. д-ра филос. наук /МГУ им. Ломоносова.-М., 1995,-353 с.

92. Долженко О. В. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования. Автореф. дис.д.философ.наук. М., 1995.-82 с.

93. Жильцов Д. Е. Высшая школа и условия ее хозяйствования в рыночной экономике: Дис. .к.эконом.наук. М., 1999.

94. Кусжанова А. Ж. Взаимодействие общества, личности и государства в сфере образования: Дис. д-ра филос. наук /МГУ им. Ломоносова. М., 1996. 391 л.

95. Кичева И. В. Финансирование высших учебных заведений России в условиях перехода к рыночной экономике. Автореф. дис.к.экон.наук. -М, 1994.-24 с.

96. Сиверцева Н. Л. Высшее образование как социальный институт и фактор социализации человека: Дис. д-ра филос. наук/МГУ им. Ломоносова.-М., 1996.-249 л.

97. Смоленцева А. Ю. Социальные конфликты в высшей школе в условиях перехода к рыночной экономике. Дис.к.социолог.наук. М., 1998.-154 с.* *.

98. Борисенков В., Громыко Ю., Давыдов В., В. Зинченко, Шукшунов В. За качество надо платить. Учительская газета, №, 1997.

99. Гаврилов В. Вузы Москвы в цифрах и фактах // Высшее образование в России, № 3, 1997.

100. Галкин Ю., Гордиенко В., Анохин А. Негосударственное профессиональное образование в России: проблемы и социологический «портрет». Учительская газета, №, 1998.

101. Ковалева А. И. Кризис системы образования //Социологические исследования. 1994. № 3.

102. Ковалева Т. В. Российское студенчество в условиях переходного периода//Социс, 1995. № 1.

103. Концепция организационно-экономической реформы системы образования (аналитическая записка) //Поиск. 1997. № 38.

104. Панкрухин А. П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога. //Aima mater, 1997, № 3.

105. Преловская И. Что изменит реформа в высшей школе // Известия, 12 ноября 1997 г., № 214.

106. Саркисов П. Д. Новые подходы к организации высшей школы //Высшее образование в России. 1997., № 3.

107. Сиволапов А. В. К новой модели обучения: социокультурный подход // Социологические исследования. 1994. № 3.

108. Состояние, развитие и проблемы негосударственных образовательных учреждений в России. //Высшее образование в России, 1994, № 1.

109. Турченко В., Колесников JI. Стратегия образования в России: кризис и перспективы. //Обозреватель. 1997. № 9−12.

110. Чебышев Н., Каган В. Основа развития современной высшей школы //Высшее образование в России. 1998. — № 2.

111. Шукшунов В. Остановите реформу! //Поиск. 1998. № 3.111. Магистр, № 9−10, 1 998 112. Магистр, № 3−4, 1999.113. Магистр, № 5, 1999.

112. Учительская газета. 3.09.99.

113. Финансовая газета. 1.09.99* *.

114. Demain J. Contemporary Theories in Sociology of Education. L., 1981.

115. Faure E. Learning to be: The world of education today and tomorrow. Paris, 1972.

116. Foucault M. (Paris). Hermeneutigue du Sujet. Cours au College de France (1982). Extraits. — Concordia 12. Revue Internationale de Philosophie, 1988.

117. Goombs Ph. H. The world crisis in education: The view from the eighties.-N.Y.: Oxford, 1985.

118. Swift D.F. The Sociologi of Education. Introductury to Analitical Perspectives. L., 1969.

119. Woodhall M. Economics of Education // International Encyclopedia of Education, v.3, 1985.

120. Zeichner K., Teitelbaum K. Perzonalized and inquiry-oriented teacher education. Journal of Education for Teaching. N 8, 1982.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой