Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологическая коррекция задержки речевого развития в период кризиса трех лет средствами малых фольклорных форм

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения диссертационной работы обсуждались на заседании кафедры специальной психологии и педагогики Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ) — на научно-практических конференциях НГПУ: «Личностно — ориентированное обучение в системе многоуровневого образования в высшей педагогической школе» (1997) — «Профессиональная ориентация в области специальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Особенности применения малых фольклорных форм в коррекции речевых нарушений детей в кризисе трех лет
    • 1. 1. Анализ нормативного психологического развития детей
      • 1. 1. 1. Психолого-педагогическая характеристика периода
      • 1. 1. 2. Психологический анализ кризиса трех лет
      • 1. 1. 3. Характеристика речевого развития
    • 1. 2. Современные представления о задержке речевого развития
      • 1. 2. 1. Условия, факторы возникновения
      • 1. 2. 2. Клинико-педагогические виды ОНР
      • 1. 2. 3. Психолого-педагогическая характеристика ОНР
    • 1. 3. Характеристика малых фольклорных форм
      • 1. 3. 1. Общие принципы
      • 1. 3. 2. Психологические механизмы воздействия МФФ
  • Глава II. Задачи и методы экспериментального исследования
    • II. 1. Принципы организации эксперимента
      • 11. 1. 1. Задачии, гипотезы исследования
    • II. 1.2. Этапы эксперимента
      • II. 2. Методы исследования
    • II. 2.1. Констатирующий эксперимент
    • II. 2.2. Статистическая обработка данных
      • II. 3. Общая психолого-педагогическая характеристика
    • II. 3.1 .Возрастно-половые соотношения
      • 11. 3. 2. Общие психологические особенности
  • Глава III. Анализ данных констатирующего эксперимента
    • III. 1. Оценка креативных способностей
    • 111. 2. Исследование аффективного профиля
    • 111. 3. Изучение типов воображения
    • III. 4. Анализ речевого развития
    • III. 5. Особенности аффективно-речевых соотношений
  • ГЛАВА IV. Оценка данных формирующего эксперимента
    • IV. 1. Организация формирующего эксперимента
    • IV.
      • 1. 1. Принципы формирующего эксперимента
    • IV. 1.2. Программа эксперимента
      • IV. 2. Контрольный эксперимент
    • IV. 2.1. Общие результаты эксперимента
    • IV. 2.2. Динамика психологической дезадаптации
    • IV. 2.3. Дифференциация воображения
    • IV. 2.4. Изменения речевого статуса
    • IV. 2.5.Аффективно-речевые взаимодействия

Психологическая коррекция задержки речевого развития в период кризиса трех лет средствами малых фольклорных форм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (Т.А. Власова, И. А. Коробейников, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назаров, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, Б. П. Пузанов, У. В. Ульенкова, О. Н. Усанова, Л. Ф. Обухова, С. Г. Шевченко и.

ДР-).

Особое значение в последнее время приобретает проблема задержки речевого развития (ЗРР) (Н.С. Жукова, М. М. Кольцова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова, Н. В. Серебрякова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева и др.). При этом важной задачей является ранняя диагностика и своевременная коррекция отклонений этой категории детей (А.И. Захаров, И. А. Чистович Я.Н. Шапиро, Л. М. Шипицына и др.). Поэтому весьма актуальным является исследование ЗРР в возрасте трех лет, на рубеже раннего и дошкольного детства (B.C. Мухина, Е. И. Радина, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева, Н. М. Щелованов, А. А. Павлова и др.).

Л.М. Гурович, М. Л. Панкратова, А. Е. Шибицкая изучали значение сказки в работе с детьми. С. И. Заморева, Е. Ю. Петрова, С. В. Кудрявцева, Г. И. Репринцева, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева разработали коррекционно-развивающую сказкотерапию для детей с отклоняющимся развитием. Народные песни являлясь предметом исследования Р. П. Боши. Ю. Г. Илларионова исследовала такую малую фольклорную форму (МФФ), как загадка.

В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались Н. Д. Бордюг, С. В. Григорьев, Н. П. Кузьмина, И. В. Сабитова и др. Л. И. Павловой (1990) сформулированы некоторые принципы и методы работы с детьми раннего возраста в цикле статей «Фольклор для маленьких». Методика знакомства старшего дошкольного возраста с фольклорным материалом описана М. Ю. Новицкой. Д. Л. Сергеева изучала тему «Малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников».

Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение МФФ. По мнению К. Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов.

Такой яркий и выразительный материал, как МФФ, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым и эмоциональным развитием. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи в кризисе трех лет.

В настоящее время разрабатывается новая стратегия исследования: формирование психических процессов, активное вмешательство, построение процесса с заданными свойствами (Обухова Л.Ф., 1996). Коррекционное воздействие предусматривает систему мероприятий, направленную на раннее преодоление отклонений в развитии речи и предупреждение вторичных психоэмоциональных нарушений (Стребелева Е.А., 1994). В связи с этим программы коррекции отклонений в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии детей третьего года жизни и их реализация имеют особое значение для полноценного воспитания и обучения (188, 216).

Малые формы отечественного фольклора, применяемые в коррекционной работе с детьми третьего года жизни, могут играть важную роль в развитии их речи. Они выполняют также и воспитательную функцию, способствуют формированию личности ребенка, его эмоционально-волевой сферы. Они помогут корригировать недостатки восприятия и звукопроизношения. При этом особое значение приобретают МФФ, непосредственно созданные для детей.

Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.

МФФ называют также народной дидактикой. Они настолько разнообразны и выразительны, что позволяет психологу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале. Простота и лаконичность МФФ помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления ЗРР.

МФФ созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи. JI.C. Выготский (1960) указывал, что детское воображение развивается в непосредственной связи с усвоением речи, которая способствует формированию представлений ребенка о предмете, позволяет ему представить порой и такой предмет, которого он никогда не видел. JI.C. Выготский указывал на то, что у детей с ЗРР отстает и развитие воображения.

Сегодня ранняя коррекция недостатков психического развития ребенка становится наиболее актуальной проблемой коррекционной педагогики и психологии в России (63). Известно, что третий год жизни ребенкаэто период интенсивного овладения языком, поэтому психологическое исследование коррекционного воздействия МФФ на психическое развитие ребенка имеет чрезвычайно актуальное значение.

Проблемы развития речи в раннем детстве отражены в работах А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, М. И. Лисиной, С. Л. Рубинштейна (129,131), Д. Б. Эльконина и других авторов. В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей раннего и начала младшего дошкольного возраста (134). В специальной литературе встречаются следующие группы речевых нарушений в возрасте 2−4 лет: ЗРР, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые по своим проявлениям во многом схожи. В связи с недостаточной дифференцированностью диагностики этих нарушений в данной работе использован общий эмпирический диагноз — ЗРР, который наиболее широко распространен сегодня в представленной возрастной группе.

Д. Б. Эльконин (1960) в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм.

• являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя МФФ.

Таким образом, многочисленные исследования подтверждают, что процесс развития речи в раннем возрасте неразрывно связан с фольклором. При этом изучение практики специальных дошкольных учреждений и домов ребенка, в которых воспитываются дети третьего года жизни, показало, что МФФ как средство коррекционного воздействия не получили должного применения. Они используются без необходимого учета специфики коррекционной работы при речевых отклонениях.

Опубликованная литература по раннему детству обычно ограничивается ^ признанием воспитательного значения МФФ. Однако сам процесс воздействия форм устного народного творчества на речевое развитие детей мало изучен. Педагогам необходимы практические рекомендации по содержанию и методам коррекционной работы с использованием МФФ.

Данное исследование осуществляется в рамках общего научного направления «Возрастные кризисы у детей с отклоняющимся развитием» «(ТрошинО.В., 1996;2000).

Цель исследования: на основании комплексного изучения эмоционального воображения и речевых функций разработать и научно обосновать психологическую систему применения МФФ для коррекции ЗРР в кризисе трех лет.

Объект исследования: особенности эмоционального развития и речевой сферы у детей с ЗРР в условиях кризиса трех лет.

Предмет исследования: психологические механизмы коррекционного воздействия МФФ на речевое и эмоциональное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Гипотезы исследования:

1. МФФ характеризуются комплексным аффективно — коммуникативным воздействием в период кризиса трех лет, который отличается эмоционально-речевой дезадаптацией с образованием у детей в ряде случаев ЗРР и задержки эмоционального развития (ЗЭР).

2. Воздействие МФФ осуществляется опосредованно через формирование новых функциональных отношений, преимущественно в системе эмоционального воображения ребенка. Это сопровождается активацией аффективного и коммуникативного типов экспрессивности, креативности.

3. Эмоциональное воображение интегрирует аффективно-личностные, коммуникативные особенности детей с ЗРР, нормализует психологические отношения между ними, способствует творческому развитию эмоциональной экспрессивности, экспрессивности речи.

2. В свою очередь это обуславливает выраженный коррекционный эффект МФФ при речевых нарушениях с компенсацией эмоционально-речевой дезадаптации в период кризиса трех лет.

В соответствии с целью, предметом, гипотезами в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Теоретически обосновать психологическое значение МФФ в разработке коррекционной программы речевого развития ребенка в период кризиса трех лет.

2. Изучить возрастные особенности, психологические механизмы кризиса трех лет, уровень развития речи и эмоционального воображения детей раннего и младшего дошкольного возраста.

3. Разработать классификацию, экспериментально уточнить коррек-ционные функции МФФ, которые могут быть эффективно использованы в работе по преодолению ЗРР.

4. Разработать и апробировать в условиях диагностико-коррекционных групп психологическую систему МФФ.

5. Проанализировать в динамике эффективность разработанной системы применения МФФ для коррекции ЗРР в кризисе трех лет.

Методологические основы исследования определены на основании положений об объективных законах психологического развития ребенка с отклоняющимся развитием, основы которых заложены в теории культурно-исторического развития психики JI.C. Выготского. Такое «особое» развитие обусловлено как отклонениями в развитии ЦНС, так и факторами социальной среды.

Данное исследование опиралось на фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные Б. Г. Ананьевым, JI. И. Божович, М. Г. Елагиной, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, М. И. Лисиной, А. А. Люблинской, С. Л. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным и др. Большую помощь оказала теория деятельностного подхода П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева к пониманию становления механизмов психики ребенка.

Значительную роль в постановке и обосновании основной проблемы диссертационного исследования сыграли работы ведущих специалистов в коррекционной педагогике и психологии — Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, В. Г. Петровой, Б. П. Пузанова, У. В. Ульенковой, О. Н. Усановой, И др.

Теоретический фундамент исследования, его организация базировались на работах выдающихся ученых в области психологии детей раннего возраста.

Н.М. Аксариной, А. Н. Гвоздева, В. В. Гербовой, М. М. Кольцовой, Г. Л. Розенгарт-Пупко, О. С. Ушаковой, Е. А. Флёриной, М. Е Хватцева и других. % Методы исследования. Реализация программы исследования осуществлялась посредством методов: теоретического анализа психолого-педагогических исследований в области коррекционной психологиитеоретико-прикладного моделирования программ констатирующего и формирующего экспериментовиндивидуального и группового констатирующего эксперимента с детьми с отклоняющимся и нормальным темпом психического развитияформирующего эксперимента с детьми с ЗРР с применением МФФ- • контрольного экспериментаметодов математической обработки экспериментальных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: -теоретически обосновано психологическое значение МФФ в формировании эмоционального воображения ребенка третьего года жизни. Это достигается на основе комплексного аффективно-коммуникативного воздействия на эмоциональное и речевое развитие детей;

— выявлены возрастные особенности, психологические механизмы кризиса трех лет у детей с ЗРР. Создана структурно-функциональная модель наблюдаемой гипокреативности, снижения эмоциональной экспрессивности и дезадаптации экспрессивной речи;

— рассмотрены представления о роли вербального и поведенческого негативизма в развитии эмоционально — речевой дезадаптации у детей данной ^ группы;

— определены уровни эмоционально — речевой дезадаптации- -уточнены понятия креативной экспрессивности, эмоционально-экспрессивной и экспрессивно-речевой форм дезадаптации в условиях кризиса трех лет.

Практическая значимость работы:

1. Разработана классификация МФФ, экспериментально обоснованы их коррекционные функции, психологические механизмы воздействия, которые могут быть широко использованы в практической специальной психологии.

2. Предложена комплексная диагностическая программа, позволяющая повысить эффективность дифференциальной диагностики уровней эмоционально — речевой дезадаптации, а также форм гипокреативности, аффективной гипофункции, задержки развития экспрессивной речи.

3. Создана коррекционная система применения МФФ, обеспечивающая повышение эффективности коррекции эмоционально-речевой дезадаптации в кризисе трех лет у детей с ЗРР.

4. Сформулированы психологические принципы индивидуализации коррекционной системы для специальных психологов дошкольных учреждений.

5. Результаты работы обобщены в учебных программах и курсах: «Методике дошкольного воспитания», «Психолого-педагогические технологии социальной адаптации и трудовой реабилитации». Результаты исследования могут быть использованы при переподготовке специалистов в системе повышения квалификации.

Опытно-экспериментальная база и этапы исследования.

Основными экспериментальными площадками явились ясельные группы детских дошкольных учреждений и группы, детей третьего года жизни, домов ребенка. Исследования были начаты в 1997 году на базе специализированного дошкольного учреждения ДМОУ № 266, ДОУ № 83 Московского района, ДОУ № 464 Сормовского района Нижнего Новгорода, ДОУ № 57, ДОУ № 17, ДОУ № 58 города Дзержинска.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (1997;1998 гг.) поисково-теоретический был посвящен сбору и анализу данных по проблемеанализу работ по специальной психологии, коррекционной педагогике и логопедии. Подготовлен и проведен констатирующий эксперимент, в процессе которого выявлены особенности речевого и эмоционального развития детей с ОНР.

Второй этап (1998 — 2000 гг.) характеризуется проведением формирующего эксперимента, в процессе которого осуществлялась проверка эффективности применения МФФ в практике обучения и воспитания детей третьего года жизни с ЗРР и изучением результатов абилитационного воздействия на речевое и эмоциональное развитие детей.

Третий этап (2000 г.) заключительно-обобщающий связан с проведением контрольного эксперимента, обобщением результатов и оформлением диссертации. Он включил разработку психолого-педагогические рекомендаций для специальных психологов, дефектологов, логопедов. Обобщены и систематизированы результаты исследования, сформулированы его основные выводы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы обсуждались на заседании кафедры специальной психологии и педагогики Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ) — на научно-практических конференциях НГПУ: «Личностно — ориентированное обучение в системе многоуровневого образования в высшей педагогической школе» (1997) — «Профессиональная ориентация в области специальной психологии и коррекционной педагогики» (1998) — «Пограничные нервно-психические расстройства детского возраста» (1999) — «Нервно-психическое здоровье детей и подростков» (1999) — «Задержка нервнопсихического развития» (1999). По теме работы опубликованы три статьи.

Положения, выносимые на защиту:

1. Применение МФФ повышает эффективность коррекции ЗРР за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия на эмоционально-речевую дезадаптацию в кризисе трех лет.

2. Коррекционное воздействие МФФ оптимизирует функциональные отношения в системе эмоционального воображения с активацией аффективного и коммуникативного типов креативности, экспрессивности детей.

3. Наблюдается творческое развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, что создает предпосылки для дальнейшей дифференциации воображения.

Структура работы. Диссертационное исследование содержит: введение, четыре главы, заключение, список литературы (222 наименования, в том числе 31 на иностранном языке), приложение. Работа иллюстрирована 40 таблицами, 31 рисунками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одной из важнейших задач, стоящих перед специальными психологами является творческий поиск и разработка методик диагностического обследования и коррекционного воздействия для детей раннего и младшего дошкольного возраста, особенно с ЗРР. Своеобразие возрастных особенностей обусловило применение МФФ как основного дидактического материала для создания коррекционной программы. Усвоение детьми лучших образцов народного творчества способствуют духовному, нравственному возрождению нашего народа, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, закрепленный в произведениях фольклора. Так, К. Д. Ушинский отмечал, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое». Устное народное творчество, включает в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни. Это неоценимое духовное богатство каждого народа. Народное творчество в соответствии с идеей социального наследования психики и культурно-исторической теорией Л. С. Выготского рассматривается как система социального наследования, так как несет в себе все формы общественного сознания, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.

МФФ играют важную роль в коррекционной работе с детьми с ЗРР в кризисе трех лет. От уровня и динамики коррекции эмоциональной и речевой сферы зависит характер взаимодействия ребенка с окружающим миром, степень адаптации в нем. У детей с ЗРР она существенно снижена из-за замедленного формирования психических структур. У них наблюдается проявление эмоционально — речевой дезадаптации на фоне кризисного симптомокомплекса.

Коррекционная программа построенная на МФФ позволяет осуществить комплексное аффективно-коммуникативное воздействие. В процессе работы были выделены два психологических синдрома эмодионально-личностых и речевых расстройств — это ЗРР и ЗЭР. Эти отклонения при неблагоприятных условиях жизни могут способствовать патологическому формированию личности. (Власова Т.А., Певзнер М. С., Лубовский В. И., Пузанов Б. П., Петрова В. Г., Ульенкова У. В., Усанова О. Н., Обухова Л. Ф. и др.).

Своевременная коррекция и «правильное и своевременное распознавание природы и особенностей отклонений в развитии детей, своевременное и квалифицированное лечебно-педагогическое воздействие позволят добиться определенных положительных результатов и обеспечат дальнейшее развитие этих детей.» (Власова Т.А., Певзнер М.С.1967).

АКД" дает возможность осуществить комплексное психологическое диагностирование ребенка с ЗРР в кризисе трех лет и на основании полученных дифференцированных результатов построить коррекционную работу по программе «ЭП».

Применение МФФ также способствовало формированию новых функциональных отношений в системе эмоционального воображения. Этому и посвящалась исследовательская часть нашей работы.

В проведенном исследовании была поставлена цель — на основании комплексного исследования эмоционального воображения и речевых функций разработать и научно обосновать психологическую систему применения МФФ для коррекции ЗРР в кризисе трех лет (рис. 25). Она достигалась посредством решения поставленных задач. В частности, на основании анализа данных литературы теоретически обосновано психологическое значение МФФ в формировании эмоционального воображения ребенка третьего года жизни. Выявлены возрастные особенности, психологические механизмы кризиса трех лет и уровень сформированности речи и эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста. Разработана классификация, экспериментально уточнены коррекционные функции МФФ, которые рекомендованы для коррекционной работы с детьми с ЗРР.

Психологическая мишень.

МФФ метод воздействия).

Аффскшвпо- ¦ k’OMMYUIIU’U I ПИШИ' но) u’iiciHiu1.

На что?

Как?

Психический процесс.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ.

Формирование.

1ШВЫ функциональных.

1 ИОНК’НИИ.

Психологические свойства.

КРЕАТИВНОСТЬ.

Hum рання норма. I и tii nil".

Психологические реакции.

АФФЕКТИВНЫЕ ТИПЫ.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТИПЫ.

Творческое развш не.

Психологический механизм.

Кризисная реакция.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИВНОСТЬ Экспрессивная речь лг.

V Компенсация.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-РЕЧЕВАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ.

Коррекция.

Типы отклонений в пси хическом развитии Ў ЗЭР Ў ЗРР.

Рис. 25. Механизмы коррекционного воздействия малых форм фольклора на задержку речевого развития в период кризиса трех лет.

Разработана и апробирована в условиях диагностико-коррекдионных групп психологическая система применения МФФ. Проанализирована в динамике эффективность разработанной системы применения МФФ. В ходе исследования были выдвинуты и впоследствии нашли подтверждение следующие гипотезы:

1.МФФ характеризуются комплексным аффективно-коммуникативным воздействием в период кризиса трех лет, который отличается эмоционально-речевой дезадаптацией, с образованием у детей в ряде случаев задержек речевого и эмоционального развития.

О комплексном аффективно-коммуникативном воздействии МФФ свидетельствуют данные о достоверной корреляции показателей уровней дезадаптации данных двух психологических сфер. По показателям аффективной дезадаптации эффективность коррекционного воздействия составила 15.7% (р > 0,05). По уровням развития воображения наибольшие различия определены для рефлексивного типа — 35% (р <0.05), по показателям аффективного типа — 26% (р < 0,05). Наименьшие различия отмечены по когнитивному типу — 8% (р > 0,05). Оценка уровней речевого развития показала, что применение коррекционной программы было более эффективно по структурному компоненту, его динамика составила 26.5% (р < 0,05). Изменения по функциональному компоненту дают нам возможность проследить только положительную тенденцию- 5% (р > 0,05), которая отражена в сводной таблице. Это значит, что использование МФФ позволяет целенаправленно воздействовать в период кризиса трех лет на механизмы эмоционально-речевой дезадаптации, способствовать компенсации ЗРР и ЗЭР. В свою очередь по JI.C. Выготскому, программа «Экспрессивная проекция» коррегирует отклонения по аффективно коммуникативной линии развития детей, способствует выравниванию их эмоционально-личностных свойств, стабилизации коммуникативной деятельности, в системе эмоционального воображения ребенка. Это сопровождается активацией аффективного и коммуникативного типов экспрессивности, креативности.

2.При этом воздействие МФФ опосредованно через формирование новых функциональных отношений сначала преимущественно в системе эмоционального воображения ребенка. Это сопровождается активацией аффективного и коммуникативного типов экспрессивности, креативности.

Выявлена динамика дифференциации воображения от слабовыраженного уровня до умеренного, что подтверждает формирование новых функциональных отношений в системе эмоционального воображения. Средний коррекционный эффект составил 23%(р < 0.05). По данным исследования можно проследить процесс дифференциации по видам воображения.

Увеличение показателей экспрессивности выражаются аффективно-речевых соотношениях видов креативности, которые по аффектикному типу составили 20%(р < 0.05), а ко когнитивному 22%(р < 0.05), что подтверждает эффективность комплексного аффективно-когнитивного воздействия (табл. 40).

3. Эмоциональное воображение интегрирует аффективно-личностные, коммуникативные особенности детей с ЗРР, нормализует психологические отношения между ними. Наблюдается творческое развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивности речи. Результаты, полученные по методике «МАП» свидетельствуют о снижении общего уровня психологической дезадаптации.

Данная методика дала возможность проследить динамику смещения пиков возрастного кризиса и их корреляцию со степенью отклонения: чем больше степень отклонения, тем больше смещение «пика» кризиса. Также произошли изменения экспрессивной речи, особенно в 3 ЭГ их общий уровень изменений составил 27.3% (р < 0.05). Это свидетельствует о нормализации отношений между аффективно-личностными и коммуникативными психологическими особенностями у детей с ЗРР.

Наблюдается развитие эмоциональной экспрессивности и экспрессивной речи, которое выявлено изменениями показателей по методике «МАР».

Показать весь текст

Список литературы

  1. АксаринаН.М. Развитие речи. М.: Просвещение, 1961. — 230 с.
  2. Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1969.-248 с.
  3. .Г. Чувственное познание. М.: АПН РСФСР, 1969. — 486 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 341 с.
  5. Н.Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца у истоков общения и творчества. М.: ACT, 1996. — 384 с.
  6. В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 1957. — 132 с.
  7. В.П. Русский фольклор. М.: Высшая школа, 1987. — 286 с.
  8. В.П. К мудрости ступенька. М.: 1988. — 154 с.
  9. А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Просвещение, 1999. -272с.
  10. В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Международ, пед. академия, 1994.-102 с.
  11. Л.И. Этапы формирования личности. М.: Воронеж, 1995. — 317с.
  12. О.А. Речь и общение Ярославль., Академия развития., 1998.- 240 с.
  13. Л.А., Мухина B.C. Психология. М.: МПА, 1995. — 328 с.
  14. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
  15. Вопросы педагогики раннего детства (речевое и умственное воспитание детей в группах второго года жизни)/ Под ред. Аксариной Н. М., Радиной Е. И. М.: Просвещение, 1964. — 178 с.
  16. Л.А., Мухина B.C. Психология. М.: МПА, 1995. — 328 с.
  17. Внешняя среда и психическое развитие ребенка/ Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. М.: Медицина, 1984. — 210 с.
  18. Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Мысль, 1997. — 247 с.
  19. Л.С. // Собр. соч. М.: Просвещение, 1983. — Т.З. — 340 с.
  20. Л.С. Мышление и речь// Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. М.: Просвещение, 1983. — Т.2. — 504 с.
  21. Л.С. Раннее детство // Собр соч. М.: Просвещение, 1984. — Т.4. — 240 с.
  22. Л.С. Кризис трех лет // Собр соч. М.: Просвещение, 1984. -Т.4.-320 с.
  23. А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны языка. М.: АПН РСФСР, 1948. 230 с.
  24. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Просвещение 1961.-210 с.
  25. Г. М., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи-Чебоксары., 1980.- 170 с.
  26. В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию// Дефектология. 1994. — № 2. — С.56−73.
  27. А.Д., Ялпаева Н. В., Лифинцева Н. И. Основы коррекционной педагогики. М.: Педагогика, 1986. — 430 с.
  28. О.Е. К проблеме анализа коммуникации детей с речевой патологией // Дефектология. 1985. — № 6. — С. 7−16.
  29. .М., Ляпидевский С. С. О классификации речевых расстройств // Расстройства речи у детей и подростков. М.: Просвещение, 1969. — С. 40−59.
  30. Т.В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет// Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С.78- 85.
  31. Ф. На стороне ребенка. СПб.: Петербург — XXI век, 1997. — 230 с.
  32. Дошкольная педагогика/ Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. -М.: Просвещение, 1988. 270 с.
  33. О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника// Вопросы психологии. -1988. № 6, — С. 52−59.
  34. Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985.- 210 с.
  35. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 160с.
  36. Н.И. Интеллект, язык и речь// Нарушение речи у дошкольников. -М.: Просвещение, 1972.- С.9−31.
  37. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург.: APT ЛТД, 1998.- 320 с.
  38. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Если ваш ребенок отстает в развитии. М.: Просвещение, 1993. — 210 с.
  39. С.И., Кудрявцева С. В. От игры к развитию личности: Практическое руководство «Оздоровление детей в организованных коллективах». СПб.: Детство Пресс, 1997. — 210 с.
  40. А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником// Дошкольное воспитание. 1948. — № 9. — С. 34−41.
  41. А.В. Развитие мышления // Психология детей дошкольного возраста. -М.: 1964. С. 183- 246.
  42. А.В. Вопросы психологии обучения и воспитания детей раннего и дошкольного детства // Советская педагогика. -1968. № 7. С. 55−64.
  43. А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности// Принцип развития в психологии. -М.: 1978. С. 243 267.
  44. А.И. Игровая психотерапия неврозов у детей: Руководствопо психотерапии /Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент.: Медицина, 1985. -210с.
  45. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. — 243 с.
  46. Т.Д. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. -СПб.: Златоуст, 1996.- 347 с.
  47. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: Златоуст, 1998. — 352 с.
  48. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии .- СПб.: Речь, 2000.-310с.
  49. Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1985.- 120 с.
  50. Е.К. О развитии речи детей первых лет жизни. М.: Медгиз, 1950. -210 с.
  51. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Российское пед. Агенство, 1997. — 230 с.
  52. А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Владос, 1998. — 208 с.
  53. Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1971. 230 с.
  54. Е.Д. Специальное образование за рубежом и международные программы помощи и поддержки детям с проблемами в развитии // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. СПб., Петербург XXI век, 1995. — С. 26−40.
  55. Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Класс, 1993. -210 с.
  56. Князева O. JL, Маханева М Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно методическое пособие. — СПб.: Детство — Пресс, 1998. — 210 с.
  57. В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Просвещение 1979.-325 с.
  58. Е.В. Руководство по раннему вмешательству. СПб.: Петербург XXI век, 1995. — 130 с.
  59. М.М. Ребенок учится говорить. СПб.: МиМ, 1998. — 192 с.
  60. И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980.- 23с.
  61. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 1999. -144с.
  62. И.Ю. Возрастная психология М.: УРАО, 1998. — 176 с.
  63. Н.И. Воспитание речи у детей. М.: Прсвещение 1989.-210 с.
  64. Р.И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. -СПб.: Союз, 1999. 160с.
  65. В. А. Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
  66. В. В. Никольская О.С., Баенская Е. Р. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция М.: МГУ, 1990. — 197 с.
  67. К.С., Никольская О. С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма // Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. М.: Академия пед. Наук, 1988. — С. 152−163.
  68. К.С. Медикаментозная терапия раннего аутизма// Дефектология. 1994. — № 2. — С.3−8.
  69. Г. Л. Игровая терапия. Пер. англ. М.: МПА, 1994. — 365 с.
  70. К., Ленктон С. Волшебные сказки (ориентированные на цель метафоры при лечении взрослых и детей)/ пер. с анг. Воронеж., 1996.-320 с.
  71. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -303 с.
  72. A.M. О своеобразии образов в речи маленьких детей// Учебные записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1946. — Т.53. — С. 17−27.
  73. Ю. Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми. М.: 1985. — 210 с.
  74. М.И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни// Проблемы общей, возрастной, и педагогической психологии. М.: 1978. -С. 238 -252.
  75. М.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев.: Штиинца, 1983.- 320с.
  76. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1996.-143с.
  77. Д.С. Экология культуры. М.: Просвещение, 1979. — 320 с.
  78. Логопедия./ Под ред. Л. С. Волковой М.: Просвещение, 1989. — 528 с.
  79. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей, (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  80. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 104 с.
  81. В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития// Дефектология. 1994. — № 1. — С.3−5.
  82. А.А. Очерки психического развития ребенка. М.: АПН РСФСР, 1959, — 210 с.
  83. А.А. Детская психология. М., Просвещение, 1971. — 340 с.
  84. М. Сигналы личности: Ролевые игры и их мотивы. Воронеж.: Модек 1993. — 152 с.
  85. Е.М. Лечебная педагогика. М.: Владос, 1997. — 304с.
  86. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М.: Просвещение 1992.-95 с.
  87. С. Психология игры. СПб.: Университетская книга, 1999. — 210 с.
  88. С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М.: Просвещение, 1991. 208с.
  89. Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во С. — Петерб. ун-та, 1999. — 272с.
  90. Народное искусство в воспитании детей. Под ред. Комаровой Т. С. -М.: Российское педагогическое агенство, 1997. 208 с.
  91. Е.И., Шахнорович A.M. Язык и дети. М.: Наука, 1981.-210 с.
  92. Р.С. Психология. М.: Владос, 1997. — Т.2. — 608 с.
  93. Р.С. Психология: Учеб. Пособие. М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
  94. Р.С. Психология. М.: Просвещение, Владос, 1995. 320 с.
  95. JI. Ф. Возрастная психология. М.: Российск. Пед. Агенство, 1996.-372 с.
  96. JI. Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1996.-360 с.
  97. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира / Сост. Л. М. Шипицына. СПб., Турусел, 1997. — 256 с.
  98. Общение и речь: Развитие речи детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. -М.: Педагогика, 1985. 320 с.
  99. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта/ Под ред. Носковой. М.: Педагогика, 1984.- 144 с.
  100. А. А. Диагностика и коррекция речевого развития детей// Современные модели психологии речи и психолингвистики. М.: Просвещение, 1990. — 210с.
  101. Л.И. Фольклор для маленьких. Третий год жизни: первые сказки.//
  102. Дошкольное воспитание, 1991. № 4. — С. 38−44.
  103. Павлова J1. И. Фольклор для маленьких// Дошкольное воспитание. 1991. -№ 6. — С.46−53.
  104. Л.И. Фольклор для маленьких// Дошкольное воспитание. 1991. -№ 7. — С.37−41.
  105. ПалагинаН.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике// Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 69−73.
  106. Ш. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей -олигофренов. М.: Просвещение, 1978. — 68 с.
  107. . Речь и мышление ребенка М.: Педагогика Пресс, 1994.- 527 с.
  108. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -659 с.
  109. Н.Н. Мышление дошкольника. М., Педагогика, 1977. — 272 с.
  110. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль.: «Академия развития», 1997. — 197 с.
  111. Практикум по дошкольной логопедии/ Под ред. В. И. Селиверстова.- М., Просвещение, 1988. 222 с.
  112. Проблемы постнатального сомато-психического развития/ Под ред. Г. К. Ушакова. М.: Медицина, 1974. — 320 с.
  113. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/ Под ред. Запорожца А. В., Эльконина Д. Б. М.: Просвещение, 1964.-353 с.
  114. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста/ Под ред. Е. Н. Стребелевой. М., 1998. — 230 с.
  115. Психология личности и деятельности дошкольников/ под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещения, 1965 — 195 с.
  116. Психолого педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями/ Под ред. В. Н. Раскина. — М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1997.-210 с.
  117. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет/ Под ред. Н. М. Щелованова. -М.: Просвещение, 1965. 118 с.
  118. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Сохина Ф. А. М.: Просвещение, 1984. — 253 с.
  119. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А. Г. Рузской. М.: Просвещение, 1989. 216с.
  120. Развитие общения у дошкольников/ Под ред А. В. Запорожца, М. И. Лисиной.- М.: Педагогика, 1974. 320 с.
  121. Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка// Дефектология-1998.- № 3. С. 57 -63.
  122. Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем// Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968. — С. 271−337.
  123. Розенгарт-Пупко Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста.- М.: Просвещение, 1963.- 210 с.
  124. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории// Проблемы общей психологии. М.: 1976 С. 219−234.
  125. С.Л. Речь и общение //Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. — Т.1. — 485 с.
  126. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.- 416 с.
  127. А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками// Дошкольное воспитание. 1988. -№ 3. — С. 37−45.
  128. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Конспекты занятий и сценарии праздников/под ред. А. В. Орловой -Владимир., Владимирский областной институт усовершенствования учителей, 1995. 184 с.
  129. Руководство по оценке развития младенцев до 16 месяцев на основе русифицированной шкалы/Ж. Рейтер, Я. Н. Шапиро, И. А. Чистович.- СПб.: Институт раннего вмешательства, 1997. 143 с.
  130. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия/ Сост. Ю. Г. Круглов. Ленинград.: — Просвещение, 1987. — 655 с.
  131. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990.-252 с.
  132. Л.В. Введение в психолингвистику. Л.: ЛГУ, 1989. — 184 с.
  133. Сборник загадок/ Сост. Карпенко МТ.-М.: Просвещение, 1988. 170 с.
  134. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
  135. В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994.-344с.
  136. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М.: Просвещение, 1985. 210 с.
  137. Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976. — 310 с.
  138. Е.О. Психология ребенка. -М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1997. 384с.
  139. М., Снайдер Р. Ребенок как личность. М.: Смысл, СПб.: Гармония, 1994. — 215 с.
  140. Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. — 600 с.
  141. Ф.А. О задачах развития речи//Дошкольное воспитание.-1975.- № 9. С.43−49.
  142. А.С. Нарушения игровой деятельности. М.: Просвещение, 1980, — 210 с.
  143. А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция.- М.: Просвещение, 1988. 243 с.
  144. Е.А. «Ранняя диагностика умственной отсталости // Дефектология. 1994. — № 1. — С.53−55.
  145. Е.А. Наглядно действенное мышление у умственно отсталых детей дошкольного возраста // Дефектология. — 1991. — № 3. — С. 77−82.
  146. Е.В. Ребенок открывает мир. -М.: Просвещение, 1991.- 153 с.
  147. О.В. Кризология. Н. Новгород.: 1997. — 47с.
  148. О.В. Основы специальной психологии. Н.Новгород.: 2000.- 83 с.
  149. О.В. Речевые нарушения // Основы неврологии / Руководство. -Н.Новгород.: 1998. — Т. 2. — С. 190−196.
  150. О.В. Мотивации и их нарушения // Основы неврологии/ Руководство.- Н. Новгород.: 1998.Т.2., С. 237−244.
  151. JI.E. Сочини сказку.- М.:Перспектива, 1995. 373с.
  152. . Первые три года жизни. М.: Педагогика, 1982. — 245 с.
  153. У.В. Дети с задержкой психического развития. -Н.Новгород.: НГПУ, 1994.-230 с.
  154. У.В. Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития у детей// Дети с нарушениями развития. М., 1995. -С.93−102.
  155. У.В. Шестилетние дети с ЗПР. Н. Новгород, 1995.
  156. Г. А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1999. — 336 с.
  157. Г. А. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. -М.: ВЛАДОС, 1995.-291 с.
  158. О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. М., 1990. — 243 с.
  159. О. Н. Шаховская С.Н. К проблеме психолого-педагогического изучения детей// Дефектология. 1995. -№ 3. -С. 23−26.
  160. О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи. Автореферат. -М.: 1996. 40 с.
  161. М.В. Фадеева дис. «Влияние небыличного фольклора на словесное творчество дошкольников». М.: 1997. — 203с.
  162. Э.И. Психология становления личности. М.: МПА, 1994. -192 с.
  163. Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии.-М.: Просвещение, 1989. 223 с.
  164. Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи.-М.: Издательство Гном и Д, 2000. 128с.
  165. JT. Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. Харьков: Фолио- М.: Издательство ACT, 2000. — 464 с.
  166. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1981. — 213 с.
  167. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Прогресс, 1990. — 448 с.
  168. . Художественнгое слово глазами врача. JL: ЛГУ, 1992, — 203 с.
  169. Н. Язык и мышление. М.: Просвещение, 1972. — 243 с.
  170. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Академия, 1999.-560 с.
  171. Л., Кожевникова Е., Разум, чувства и способности младенца. -СПб., Петербург XXI век, 1996. — 240 с.
  172. М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
  173. К.И. От двух до пяти. М.: Педагогика, 1990. — 384 с.
  174. С.Н., Кочергина B.C. Развитие речи у детей в процессе онтогенеза// Расстройства речи детей и подростков. М.: Просвещение, 1969.-С. 30−39.
  175. Шванцара Й и др. Диагностика психического развития.-Прага 1978.-388 с.
  176. Н. X. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте. «Известия АПН РСФСР». М.: АПН РСФСР, 1948. — № 13 — С.42−54.
  177. Г. П. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста// Дошкольное воспитание. 1990. -№ 10. — С.42−50.
  178. Н.М., Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. -М.: Медгиз, 1955. 210 с.
  179. Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника// Дошкольное воспитание. 1947, — № 11. — С.21−30.
  180. Д.Б. Детская психология.(Развитие ребенка от рождения до семи лет.) М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
  181. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. 1971. -№ 4.- С.6−20.
  182. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 345 с.
  183. Юн Г. Дети с отклонениями: Родители о своих детях. Кишинев.: 1987. — 243 с.
  184. ЮнгК.Г. Сознание и символы. СПб.: Турусел, 1994. 221 с.
  185. В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. М., Просвещение, 1996.-96 с.
  186. Alston F. Caring for other people’s children. A complite guide to famile day care. Baltimor. University Park Press, 1994. 207 p.
  187. Axline V. Dibs: In search of self. New York. Bfllfntine Books, 1971. 216 p.
  188. Bruner J.,& Haste H. Making sense. The child’s construction of the world. New York. Methuem, 1987. 139 p.
  189. Bowlby J. Attachment. Tavistock Institute of Human Relaitions. 1992. 217 p. De Villiers P.A. & De Villiers., J.G. Early Language. Cambridge, M.A.
  190. Hardvard University Press, 1979. 206 p.
  191. Child Development Inventory Manual. Ireton H. Minneapolis Behavioral Science Sistem, Inc., 1992. 253 p.
  192. The Carolina Curriculum for Infants and Todders with Special Needs / by N. Johnson-Martin, K. Jens, S. Attermeier, B. Paul H. Brooks Publishing Co. 1991. 288p.
  193. Dennis W. Infants development under condishions of restrict praktice and minimum social stimulashion. 1938.- P.149−158
  194. Defly J. Criative fmrarplays and action rhymes. Phoenix: Oryx press, 1992. 206 p.
  195. Dolto F. Tout est lanfafe. Vertiges du Nord. Paris.: Carrere, 1997. P. 67−84.
  196. Dolto F. La cause des enfants. Paris.: Carrere, 1969. 312 p.
  197. Dittmann, L.L. The infants we care for. Washington, DC National Association for the Tducation of Young Children, 1984. P 64−78.
  198. Elkind, D. Imagis of the young child. Washington, DC National Association for the Tducation of Young Children, 1993. P 21−48.
  199. Eysenck H. The measurement of emotion: psychological parametrs and measure.N.Y.: Raven Press. 1975. 439 p.
  200. Emotions. Tteir parametrs and masure. N.Y.: Raven Press. 1975. 234 p.
  201. Field, T. Infancy. Cambridge, M.A. Hardvard University Press, 1990. 247p.
  202. Franr L. Therapeutic play technigues: Play in personality development. American Journal of Orthopsychiatry, 1955. P. 49−86.
  203. Garvey, C. Children’s talk.- Cambridge, M.A. Hardvard University Press, 1984. 216 p.
  204. Garvey, C. Play. Cambridge, M.A. Hardvard University Press, 1990. 164p.
  205. Grace J. Craig Human Development. Сакт-Петербург .Питер, 2000.- 992c.
  206. Ginnies E. Emotionality and perceptual defence// Psychol. Pev. 1949 V.56 P.249.
  207. Rtnneway E. Finger, Knuckles and Thumbs. London.: Hamlyn Publishing Group Limited 1978. 312 p.
  208. Rime B. Les theories des emotion// Cah. Phychol cognitive. 1984.V.4.P.5−24
  209. Paivio A. Bad guys don’t have birthdays. Fantasy play at four/ Chicago University of Chicago Press, 1988. P.84−99.
  210. James W. What is emotion// Mind.- N.Y.: 249 p.
  211. Hughes, F.P. Children, play, and development. Boston Allyn & Bacon, 1991. 210 p.
  212. The effectivness of Early Intervention / Ed. by M. Guralnick Baltimore Paul
  213. H. Brooks Publishing Co, 1997. 310 p.
  214. Leach P. Babyhood. London. Penguin Books Ltd, 1988. 119 p.
  215. Lean P. D. Cerebral evolution of emotion// Handbook of emotion. 1993.132 p.
  216. The Kent Infant Development (KID) Scale (Third Edition). User’s Guide & Technical Manual/ Reuter, J.M.& Wornniak, J.R.- Kent Developmental Metrick, Inc. 1996. P. 142−170.
  217. Simonov P. The emotional brain. N.Y.: Plenum Press 1086. P.267
  218. Van Hasselt, V. В., & Hersen МУ Handbook of social development. New York., Plenum Press, 1992. 198 p.
  219. Zamorev S. Jeu-therapie groupale pour les enfantes. Annemasse (France), 1997. 206 p.
Заполнить форму текущей работой