Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности в новой организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблематика феномена успеха является значимой для выявления ценностных ориентаций личности. Понятие «стремление к социальному успеху» является сложным социальным мотивом, который состоит из стремления к общественному престижу, признанию окружающих, к достижению высоких результатов в значимой для человека деятельности. Само слово успех, если вдуматься в значение его исконного смысла, связано… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ИССЛЕДОВАНИЮ ВЛИЯНИЯ МОТИВОВ СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА НА ТРУДОВУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Социально-психологические особенности трудовой адаптации
    • 1. 2. Механизмы и факторы мотивации социального успеха субъекта трудовой деятельности
    • 1. 3. Модель влияния мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности
  • Выводы
  • Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ «МОТИВА УСПЕХА» И «МОТИВА ИЗБЕГАНИЯ» НЕУДАЧ НА ТРУДОВУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Подход, методы и процедура экспериментального исследования
    • 2. 2. Выявление социально-психологических особенностей и факторов влияния мотивации социального успеха трудовую адаптацию
    • 2. 3. Социально-психологические условия оптимизации влияния мотивов достижения на трудовую адаптацию личности
  • Выводы

Влияние мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности в новой организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современное общество живет в условиях постоянно развивающихся, изменяющихся социально-экономических отношений. Социальная реальность последних лет стимулирует появление новых ориентиров в системе ценностей и норм поведения, развитие новых потребностей, формирование новых жизненных целей.

В современных условиях становится очевидным социальное значение проблемы успешности, достижения успеха в жизни. Общепринятым является тот факт, что достижение успеха в различных жизненных сферах является значимой детерминантой как для полноценного личностного развития субъекта, так и для социально-экономической стабильности человека и общества в целом.

Личность находится в непрерывном процессе адаптации, так как сегодняшний уклад жизни диктует определенные условия мобилизации сил и внутренних ресурсов, постоянного повышения профессиональных качеств. Современному человеку необходимо быстро реагировать на изменения для того, чтобы выбрать те стратегии поведения, которые позволяют успешно преодолевать трудности. Процесс адаптации является важным аспектом полноценной жизнедеятельности человека. Действия человека непосредственно связаны с теми целями, которые он ставит перед собой, теми мотивами, что побуждают его к действию и определенному поведению.

Одной из проблем работы с персоналом в организации является управление трудовой адаптацией. В процессе взаимодействия личности с организацией происходит постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда, его приспособление к системе сложившихся межличностных отношений. Приходя в новую организацию и поступая на работу, человек имеет определенные цели, потребности, мотивы, соответственно и организация имеет свои требования к новому сотруднику. Происходит процесс взаимного приспособления или трудовая адаптация сотрудника и организации. Трудовую адаптацию личности в организации невозможно рассматривать вне профессиональной и социально-психологической адаптации. Данный подход обусловлен и основан на теории системного анализа. Трудовая адаптация является социальным процессом освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.

На успешность трудовой адаптации существенно влияет мотивация трудовой деятельности и, прежде всего сформированность у субъекта труда мотивов социального успеха. Несмотря на это, в области актуализации и развитии влияния мотивов социального успеха на трудовую адаптацию в новой организации имеют место неразрешенные противоречия, которые проявляются на общесоциальном, корпоративном и индивидуальном уровнях и выражаются через несоответствия между неиспользованным ресурсом рыночных отношений в российском обществе и недопустимым расслоением между субъектами трудасистемой труда в организации и индивидуальной неудовлетворенностью субъектов труда различными его сторонамисистемой мотивации трудовой деятельности и ее влиянием на включенность в нее субъекта труда, особенно на этапе трудовой адаптациипотребностью в научно обоснованной системе эффективного влияния мотивов социального успеха на трудовую адаптацию и недостаточным уровнем теоретической разработанности проблемы мотивации ценностей вообще и социальной успешности в частности. Разрешение этих противоречий и познание мотивационной сферы человека позволит глубже раскрыть и понять адаптационный потенциал человеческих возможностей, а также влияния мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности.

Состояние научной разработанности проблемы. Исследователи все чаще обращаются к вопросам адаптации человека в современном обществе (Б.Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, Н. В. Андреенкова, С. С. Батенин, Г. А. Балл, А. А. Кроник, А. Н. Леонтьев, Л. Г. Липатова, А. К. Маркова, Б. Д. Парыгин, В. П. Петрова, А. В. Петровский, А. А. Реан, А. А. Началджан и др.) — к профессиональной адаптации (С.Г.Вершловский, Ю. Н. Кулюткин, Н. В. Кузьмина, А. А. Орлов, Г. С. Сухобская, Р. Х. Шакуров, Т. В. Щербова и др.) — стабилизации трудовых коллективов, адаптации молодых специалистов на производстве.

Т.Н.Вершинина, О. И. Зотова, Т. В. Кудрявцев, А. А. Русалинова и др.) — психологии профессионального развития и профессиональной адаптации (Е.А. Климов,.

A.А.Налчаджян, Е. Э. Смирнов, Б. С. Братусь, А. В. Мудрик, Ю. М. Орлов, Л. И. Уманский и др.). Востребованность такого рода знаний отмечается в решении практических задач сферы профессиональной деятельности, когда встает проблема развития и совершенствования личности (В.Р.Веснин, В. В. Давыдов,.

B.Е.Клочко, О. М. Краснорядцева, В. Т. Кудрявцева, А. К. Маркова, JI.M. Митина, О. В. Никифорова и др.).

В рамках социальной психологии большое значение имеют исследования социальной мотивации поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях (Г.М. Андреева, В. В. Новиков, Е. В. Шорохова и др.). Были рассмотрены отдельные аспекты самоутверждения (В.А.Сухомлинской, И. И. Кузьминков, А. Д. Глоточкин, В. П. Каширин, Л. А. Петровская и др.), власти и социальной карьеры (Д. Сыопер, Д. Мак-Клелланд, А. Н. Толстая, В. А. Чикер и др.), мотивации работы и мастерства (Дж. Спенс, Р. Хелмрайх, М. Платов, Р. Шейв и др.), изучения психологических особенностей мотивации успеха на личность (М.Л. Кубышкина, Л. Е. Адамова, Е. Б. Горчакова и др.). В качестве одного из главных социальных мотивов человека признана мотивация достижения. От уровня ее развития зависит эффективность человека практически во всех областях жизнедеятельности, что в конечном итоге достигает в своей жизни человек как в личной, так и в профессиональной деятельности. В отечественной психологии мотивация достижений рассматривается как позитивный фактор, который в значительной степени определяет эффективность деятельности и успешную социально-психическую адаптацию личности.

Вопросы содержания и структуры мотивации достижения, ее социальная обусловленность рассматривались в концепциях К. Левина и его школы, Д. Мак-Клелланда, Дж. Аткинсона, X. Хекхаузена. В зарубежной психологии разработаны теории, посвященные изучению эмоциональных и когнитивных компонентов мотивации достижения (Дж. Роттер, А. Бандура, Б. Вайнер, М. Салигман, К. Двек,.

Э.Скиннер и др.). В отечественной психологии характеристика процесса и структуры мотивации достижения представлена в работах М.Ш. Магомед-Эминова, Т. О. Гордеевой, и др. Роль мотива достижения в мотивационной сфере личности, а также его влияние на профессиональную деятельность и обучения изучались А. А. Реаном, Т. В. Корниловой, М. В. Куприной, К. Муздыбаевым, Л. П. Дмитриенковой и др.

Анализ работ отечественных и западных исследователей позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время не сложилось единого представления о влиянии мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности. Существует определенный разброс суждений у авторов в определении понятия адаптации и мотивации. Адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление нового сотрудника к социальным нормам поведения, действующим в коллективеустановление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые обеспечивали бы эффективный трудудовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон.

Цель исследования: определить социально-психологические особенности и условия оптимизации влияния мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности в новой организации.

Объект исследования: процесс трудовой адаптации личности в организации.

Предмет исследования: социально-психологические особенности и механизмы влияния мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности в организации.

Гипотезы исследования. Особенности процесса трудовой адаптация личности в организации связаны с характером внутренней мотивации «достижения успеха» или «избегания неудач». Личность под влиянием мотива «достижения» в новых жизненных условиях является более адаптированной, чем личность с мотивом «избегания неудач». Особенности предпочтения личностью отдельных жизненных ценностей определяют направленность и характер проявления ее трудовой адаптации. Актуализация мотивов достижения социального успеха способствует оптимизации их влияния на трудовую адаптацию личности.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. На основе анализа актуальных теоретико-методологических положений уточнить сущность и социально-психологические особенности влияния мотивов «социального успеха» на трудовую адаптацию личности в организации;

2. Разработать модели мотивов «социального успеха» и «трудовой адаптации личности». Экспериментально установить межкомпонентные связи между моделями;

3. Определить социально-психологические условия оптимизации влияния мотивов достижения на трудовую адаптацию личности;

4. Разработать практические рекомендации по повышению продуктивности влияния мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности в новой организации.

Теоретико-методологические основы исследования составили следующие положения социальной психологии:

— теоретические концепции личности в социальной психологии (Г.М. Андреева, В. В. Новиков, Б. Д. Парыгин, К. К. Платонов, Е. В. Шорохова и др.);

— теоретические положения о социализации личности в профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Бандура, В. В. Марченко, Дж. Мид, P.JI. Мугинов, В. В. Новиков, Г. Тард, Т. Парсонс, К. К. Платонов, Н. С. Пряжников и др.);

— положения о структуре и содержании адаптации (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, П. К. Анохин, Ж. Пиаже, А. Ф. Лазурский, А. Бандура, К. Роджерс, К.А.Альбуханова-Славская, А. А. Налчаджян и др.);

— теоретические положения по проблемам мотивации (Л.Г. Липатова, Т. А. Афонская, И. В. Григоричева, Л. Н. Симунов, В. В. Лукин, В. А. Петровский, А. Н. Сухова, О. А. Власова, С. А Ларинова, Е. В. Маркова и др.), структуры и содержания мотивации достижения, ее социальной обусловленности (Дж.

Аткинсон, Б. Вайнер, Т. В. Корнилова, К. Левин, М.Ш.Магомед-Эминов, Д. Мак-Клелланд, Дж. Ротгер, Х. Хекхаузен и др);

— философские понятия конформного поведения (А. Шопенгауэр), философии и психологии адаптивных процессов (М.В. Ромм), теории систем (Л.Берталанфи, Н. Винер и др.).

Методологическую основу исследования составили: принцип детерминизма, позволяющий обосновать причинно-следственные связи, выявить социальные, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы трудовой адаптациипринцип системности, на основании которого процесс адаптации рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью, позволяющей всесторонне оценить деятельность личностиситуационный подход, с позиции которого на адаптацию влияет конкретная ситуациясоциально-психологический подход, согласно которому на процесс адаптации влияет сознание сотрудников и характер отношений между ними. Методологическим ориентиром исследования послужили положения. синергетического подхода, который открывает новые возможности для исследования феномена самоорганизации и порядка, нелинейного, неравномерного развития процесса адаптации.

Методы и методики исследования. Для реализации цели исследования и решения поставленных задач был сформирован методический комплекс, включавший в себя различные количественные методики, среди которых многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач Т. Элерса. Методика «Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах» (УСЦЦ). Исследование личности с помощью 16 — факторного опросника Кеттела (форма С). Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера.

Этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа.

Первый этап (2005;2006 гг.) исследования состоял из разработки плана диссертации, обоснования актуальности темы, осуществления выбора объекта и предмета исследования, формулирования цели и задачи исследования.

На втором этапе (2006;2007 гг.) осуществлялось изучение проблемы на основе анализа отечественной и зарубежной литературы по психологии адаптации, по психологии мотивации, по психологии профессиональной деятельности, психологии мотивации достижения и избегания успеха.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) было проведено эмпирическое исследование.

На четвертом этапе (2008 г.) осуществлена обработка, анализ и обобщение результатов, сформулированы практические рекомендации, сделаны основные выводы.

Эмпирическая база исследования: сотрудники российской коммерческой торгово-производственной компании. Общая численность выборки — 283 человека, из них мужского пола — 140 человек, женского пола — 143 человек. Возраст испытуемых от 20 до 43 лет. Представлены три категории персонала: коммерческий персонал — 102 человека, обеспечивающий персонал — 96 человек, вспомогательный персонал — 85 человек.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивалась комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачамиспользованием методов математической статистики, согласованием результатов количественного и качественного анализа, подтверждением эмпирической частью теоретических положений в работе. При обработке результатов экспериментального исследования использовались методы корреляционного, факторного анализа. Применялись статистические критерии, адекватные статистическим гипотезам и характеристикам выборки. Обоснованность результатов теоретического анализа вытекает из их содержательной валидности, экспериментального подтверждения, логической непротиворечивости. Для обработки результатов исследования использовались статистические методы на основе компьютерных программ Excel, SPSS.

В ходе исследования была решена научная задача, которая состоит в выявлении социально-психологических особенностей социального успеха, в определении наличия и характера взаимосвязи внутренней мотивации, личностных черт, ценностей человека и трудовой адаптации.

Отличие теоретических и эмпирических данных исследования от результатов, полученных другими авторами, состоит в том, что в работе представлен авторский взгляд на социально-психологические особенности социального успеха, на его мотивы, а также разработана теоретическая модель влияния мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности, включающая стадии, этапы, уровни адаптации с учетом социально-психологических особенностей личности. Новые факты получены посредством реализации методологии синергетического и ситуационного подходов, принципа детерминизма.

У различных категорий персонала установлены разные уровни влияния мотивации на процесс адаптации личности в новой организации, а также установлено влияние различных ценностных категорий на прохождение процесса трудовой адаптации. Разработан «Тренинг социального успеха», основанный на полученных в ходе диссертационного исследования данных.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключается в следующем:

1. На основе анализа актуальных теоретико-методологических положений уточнены и конкретизированы понятия «социальный успех», «трудовая адаптация личности».

2. Разработаны теоретические модели феноменов «социальный успех», «трудовая адаптация личности», установлены корреляционные связи между структурными составляющими моделей.

3. Теоретически обоснованны и экспериментально подтверждены социально-психологические условия оптимизации влияния мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности.

4. Разработаны практические рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования, обоснована и апробирована авторская программа социально-психологического тренинга «Тренинг социального успеха», доказана ее эффективность в консультационной и коррекционной работе в различных социальных группах.

Теоретическая значимость работы. На основе теоретико-методологичского анализа был систематизирован, обобщен и проанализирован опыт исследователей в различных областях научного знания отечественных и зарубежных исследований, что позволило определить приоритетные цели исследования трудовой адаптации, роль личностных факторов в ней, прежде всего мотивов социального успеха. Проведен теоретический анализ социально-психологических факторов, влияющих на трудовую адаптацию. Показана взаимосвязь между внутренней мотивацией успеха/избегания неудач и трудовой адаптацией, а так же психологическим благополучием. Разработанная модель, обобщающая накопленный в литературе опыт исследования влияния мотивов на трудовую адаптацию, позволяет исследовать социальные и личностные детерминанты, уровневые характеристики трудовой адаптации.

Практическая значимость работы определяется тем, что разработанная социально-психологическая модель влияния мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности, апробированный инструментарий позволяют изучать адаптацию и мотивацию достижения новых сотрудников и оптимизировать этот процесс. Полученные результаты могут быть использованы психологами, работниками социальных служб и специалистами, работающими с персоналом. Разработанная и теоретически обоснованная авторская программа социально-психологического тренинга «Тренинг социального успеха» эффективна для использования в консультационной и коррекционной работе с различными социальными группами.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Интеграция актуальных положений психологической науки о социализации личности, различных сторон ее адаптации, мотивации социальной активности позволили реализовать системный подход к исследованию проблем влияния мотивов социального успеха на адаптацию субъекта труда в новой организации. В процессе адаптации личность проходит стадии трудовой адаптации и от того, насколько сложен процесс прохождения этих стадий, зависит общая адаптация человека в коллективе, в новой организации. Условием успешной трудовой адаптации личности является стабилизация профессиональной мотивации, ее развитие и совершенствование. Процесс адаптации напрямую связан с таким свойством личности, как мотив достижения успеха. Мотивация j достижения рассмотрена как качественная характеристика личности, оказывающая влияние на результативность деятельности индивида. Структура мотивации достижения состоит из мотива достижения как устойчивого социально-психологического свойства личностиценности успеха и осознания его субъектом. Мотив достижения обладает сильной связью с субъективным уровнем поведения и играет роль личностной черты.

2. В основе влияния мотивации достижения заложен • процесс формирования, моделирования поведения, ориентированного на достижение успеха через осознание и ценностное принятие личностью актуальности своего соответствия требованиям новой организации. Одним из основных условий формирования мотивации достижения является возможность апробирования сформированных навыков поведения в самостоятельной трудовой деятельности при поддержке со стороны социального окружения и создания оптимальных социально-психологических условий для взаимодействия с персоналом в процессе трудовой деятельности.

3. Социально-психологические особенности влияния «мотива успеха» и «мотива избегания» неудач на трудовую адаптацию личности показали, что в совокупности с объективными критериями материального благополучия и социального статуса, психологическое благополучие отражает общее состояние субъекта как адаптированного или дезадаптированного.

4. Основными социально-психологическими аспектами адаптации сотрудников в условиях новой трудовой деятельности являются внутренняя мотивация успеха или избегания неудач и позитивная профессиональная идентичность. Они проявляются как существенные социально-психологические факторы и имеют четкую структуру, функции, этапы и стадии процесса прохождения личностью трудовой адаптации, а также связаны с личностными особенностями субъекта труда. Практическая работа по развитию мотивации достижения будет эффективной, если специально организованная социально-психологическая программа будет основана на деятельностном, когнитивном и гуманистическом подходах, а коррекция и развитие мотивации достижения будут направлены на повышение уровня самооценки и понижение уровня тревожности личности. Программа тренинга, как эффективного коррекционно-развивающего средства, представляет собой совокупную систему социально-психологических мероприятий, направленных на решение проблем трудовой адаптации личности в новой организации.

5. Повышение продуктивности влияния мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности в новой организации достигается с учетом практических рекомендаций, выполнение которых направлено на проведение организацией системы развивающих мероприятий, направленных на актуализацию личностно-профессионального развития субъекта труда, создание стимулирующих условий для достижения этой цели. В частности, тренинг «Социального успеха», разработанный автором, будет эффективен в коррекционной и консультационной работе в различных социально-профессиональных группах для эффективной трудовой адаптации. Программа тренинга, направленная на развитие «мотивов достижения», включает в себя укрепление высокой самооценки и адекватных причинных схем, усиление внутренней причинности, обучение эффективному целеобразованию, использование кейсов, ролевых игр, аутотренингов по реализации профессиональных планов для совершенствования профессиональных качеств.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты теоретического и практического исследования обсуждались и получили одобрение на следующих конференциях: международной научно-практической конференции.

Практическая психология от фундаментальных исследований до инноваций" (Тамбов 2006), VII Всероссийском социально-педагогическом конгрессе «Современное социальное образование: опыт и проблемы модернизации» (Москва 2007). Материалы работы обсуждались на научно-методических семинарах аспирантов, заседаниях кафедры социальной психологии РГСУ в 2006;2008 гг. Они нашли свое отражение в материалах, опубликованных автором (статьи, тезисы докладов), общий объем которых составил 1,8 печатных листа.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографию, включающую 194 наименования, из которых 16 — на иностранном языке и приложение. Работа содержит 5 рисунков, 10 схем, 15 таблиц, которые иллюстрируют ход теоретического и эмпирического анализа исследуемой проблемы.

Результаты исследования дают основание считать, что цель диссертационного исследования — таким образом мотив социального успеха влияет на успешность трудовой адаптации личности в новой организации была достигнута, а гипотезы и положения, выносимые на защиту, подтверждены.

Однако, как и всякое исследование, данная работа не претендует на исчерпывающее решение представленных в ней проблем и нуждается в дальнейшем изучении.

Заключение

.

Теоретический анализ научной литературы и результаты проведенного эмпирического исследование позволяют сделать следующие выводы.

Выполненное диссертационное исследование носит теоретико-эксперементальный характер и посвящено исследованию влияния мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности в новой организации.

В целях выяснения действия мотива достижения на процесс трудовой адаптации личности нами был проведен системный анализ по следующей схеме: было раскрыто содержания понятия трудовая адаптация и определение места мотивации «достижении успеха» и «избегания неудач» в процессе социально-психологической и трудовой адаптации личности. В ходе анализа были выделены социальные и социально-психологические факторы, влияющие на успешную трудовую адаптацию. В своей работе мы систематизировали существующие определения трудовой адаптации и предложили собственное понимание содержания этого процесса.

Под трудовой адаптацией понимается приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда. Это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.

В процессе адаптации происходит двусторонний процесс взаимодействия между личностью и социальной средой. Активное личностно-средовое взаимодействие составляет смысл и сущность адаптации. В связи с этим личность, с точки зрения системного подхода, была рассмотрена в процессе адаптации как адаптирующаяся система, а окружающая среда как источник факторов адаптационных изменений.

Согласно нормативному подходу трудовая адаптация как процесс имеет достаточно четкую структуру, этапы и функциональную логику. По нормативной логике без структурного анализа выделение компонентов любой адаптивной системы будет неэффективным в силу неясности и размытости иерархии ее взаимодействий и соподчиненности с другими системами.

Построена модель процесса трудовой адаптации, которая отражает взаимосвязанные этапы процесса влияния мотивов социального успеха на адаптацию личности. Проведено эмпирическое исследование с целью проверки теоретических выводов о влиянии мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности в организации.

В соответствии с целью работы, объектом нашего исследования явился процесс трудовой адаптации личности в организации. Предмет исследованиявлияние мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности в новой организации. Для анализа нами были использованы материалы отечественных и зарубежных исследователей (психологов, педагогов, социологов, философов), т.к. многообразие подходов позволяет детально рассмотреть обозначенные проблемы.

В процессе трудовой адаптации личность проходит стадии и от того насколько сложен процесс прохождения этих стадий зависит общая адаптация человека в коллективе, в новой организации. Единым для всех рассмотренных концепций является то, что в процессе адаптации, человеку необходимо проявлять такие личностные свойства как активность усилий, направленных на преодоление жизненных трудностей.

Одним из условий успешной трудовой адаптации личности является стабилизация профессиональной мотивации, ее развитие и совершенствование.

Непосредственно процесс адаптация напрямую связан с таким свойством личности, как мотив достижения успеха. Мотивация достижения была рассмотрена как качественная характеристика личности, оказывающая влияние на результативность деятельности индивида. С позиции структуры мотивация достижения состоит из: мотива достижения как устойчивого социально-психологического свойства личностиценности успеха и осознании его субъектом. Мотив достижения обладает сильной связью с субъективным уровнем поведения и играет роль личностной черты. По стратегии поведения всех людей можно разделить по, согласно мотиву успеха или мотиву избегания неудач. Проявления различий в поведении возможно только при соответствующем побуждении и мотивации. Стремление к достижению успеха по Ф. Хоппе (F.Hoppe) или «мотив достижения» по Д. МакКлеланду (D.McClelland) — это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности.

Проблематика феномена успеха является значимой для выявления ценностных ориентаций личности. Понятие «стремление к социальному успеху» является сложным социальным мотивом, который состоит из стремления к общественному престижу, признанию окружающих, к достижению высоких результатов в значимой для человека деятельности. Само слово успех, если вдуматься в значение его исконного смысла, связано с понятием «успеть». «Успешный» — значит успевающий, «успевающий» — делающий нечто вовремя, умеющий согласовывать свои планы и устремления с реальными координатами жизненного времени. Успешный человек — это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать: своевременно, с минимальными затратами энергии, в гармонии с жизнью и обстоятельствами. Успех связан именно со способностью успевать вовремя, не опаздывать, с умением чувствовать ситуацию, применять средства, адекватные поставленной задаче, а не противоречащие ей. Каждая ступенька, ведущая к поставленной цели, достигается своевременно, и это приносит чувство глубокого удовлетворения.

Успех дает человеку предпосылку для самосознания результатов своей собственной деятельности. Успешность связана с фундаментальными потребностями человека и является феноменом, включающим в себя: во-первых потребность слиться с социумом и с другой стороны — выделиться;

— во-вторых, как основной мотив поведения и тогда анализируется в качестве цели, на достижение которой направлены значительные усилия индивида;

— в-третьих, как результат эффективной деятельности, предстающий в качестве оценки, как со стороны самого субъекта, так и со стороны окружающих.

Функция повышения эффективности деятельности заключается в том, что адаптированность человека трудовой среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности:

— эффективность труда;

— усвоение социальной информации и ее практической реализации;

— рост всех видов активности;

— удовлетворенность различными сторонами трудовой деятельности.

Адаптация человека в профессиональной деятельности является важнейшим компонентом самореализации человека. Проведенное эмпирическое исследование показало, что не у всех развит мотив достижения успеха. Успех понимается двояко: во-первых, как активность, достижение чего-то или результат достижений, во-вторых, как состояние. В зависимости от этого выделяют различные аспекты. В первом случае понятие «успех» связано с ресурсами и результатами (общественное положение, материальная обеспеченность). Во втором случае имеется в виду эмоциональная сторона, субъективная оценка или обладание чем-то: материальные блага. Можно так же констатировать тот факт, что в современном обществе существует некий ореол успешной личности.

Управление персоналом на основе мотивации трудовой деятельности является одной из важнейших задач управленческого менеджмента. С точки зрения управления, очень важно не только знать направленность действий человека, но таюке уметь, если надо, с помощью мотивирования ориентировать эти действия в направлении определенных целей. Необходимым условием компетентного мотивационного управления является наличие специально разработанной мотивационной стратегии организации, построенной на принципах ситуационного подхода. Повышение уровня мотивации возможено через ряд мотивационных тренингов, что будет способствовать успешному развитию профессиональных достижений личности. Мотивация выступает важным инструментом в успешной адаптации и повышении эффективности работы. Высокая мотивация персонала — это важнейшее условие успешного развития личности, а вместе с ней и организации. В ходе исследования были изучены мотивы трудовой деятельности персонала, уровни мотивации трудовой деятельности, ценностные ориентиры.

Для каждого в отдельности работника на первый план выступают различные мотивы. Для большей части из них эффективными мотивами к труду могут быть: предоставление большей ответственности и самостоятельности, возможности и перспективы карьерного роста, большее внимание руководства по отношению к работникам, увеличение уровня заработной платы.

Основными направлениями повышения уровня мотивации достижения успеха могут выступать следующие рекомендации. В качестве метода социально-психологической коррекции был рекомендован социально-психологический тренинг. Формирование у новых сотрудников направленности на успех может существенно повысить как уровень трудовой адаптивности, так и общую успешность в профессиональной деятельности. В основе модели развития мотивации достижения заложен процесс формирования, моделирования поведения ориентированного на достижение успеха. Одним из основных условий формирования мотивации достижения является возможность апробирования сформированных навыков поведения в самостоятельной трудовой деятельности. Немаловажным фактором является поддержка со стороны социального окружения, в нашем случае это трудовая среда. Повышение уровня самооценки и самосознания через проведение специально разработанных тренингов, направленных на развитие у сотрудников способностей ставить перед собой четкие цели и, управляя своим поведением, достигать их.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, выносимые на защиту положения и позволило определить перспективы дальнейшего исследования в данном направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г., Доходян С. В. Организационное поведение: Учебник для вузов, Минообразование РФ, учеб.-метод. Объед. Вузов России по обр. в обл. менеджмента. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательсво «Экономика», 2004. — 310 с.
  2. Альбуханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. -М, 1981. с.19−44.
  3. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1973. — 287 с.
  4. Альбуханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельнсоти // Психология формирования и развития личности. -М., 1981.
  5. Альбуханова Славская К. А. Стратегии жизни. — М., 1991. — 231с.
  6. .Г. О психологических эффектах социализации. // Человек и общество. Вып.1Х/ JL, 1971.
  7. Г. М. Психология социального познания М.: 1997.
  8. В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. М.: ВЛАДОС, 2002. — 176.
  9. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы / П. К. Анохин. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  10. Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995. С. 225
  11. Аристотель. Этика / Аристотель. СПб., 1978
  12. А.Г. Психология личности. М.:Смысл, 2001.
  13. .Б. Педагогическая психология. М.: МГППУ, 2004. -С123 (368с.)
  14. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / В. А. Бодров // Психологическиеисследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. -М., 1991.-С. 3−26.
  15. В.А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
  16. А. А. Концепция А.Н. Леонтьева о формировании личности и ее значение для модернизации системы образования //Мир психологии. 2003 № 2 135−138с.
  17. Большой психологический словарь, /сост. И общ.ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004, — с. 550 (672с.)
  18. Беляева J1.A. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания. -Социс, 2001 № 4
  19. А. Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. М.: Генезис, 2006. — 208С. — (Серия «Бизнес-психология)
  20. А.А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности // Основы социально-психологической теории. М.: 1995, с. 45−61
  21. В.А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров.-М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
  22. , А.В. О критериях субъекта и его деятельности / А. В. Брушлинский // Психология субъекта профессиональной деятельности. М.-Ярославль: ДИА-Пресс, 2001. — С. 5−23.
  23. Л.А., И.М. Карелина Психология потребностей и мотивация персонала — Харьков: изд-во Гуманитарный центр, 2005 с.67−68
  24. Л.А., Карелина И. М. Психология потребностей и мотивация персонала. 2-е изд. (дополненное) Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2005. — 156 с.
  25. Л.С. Собрание сочинений. 6 Т.: М., 1984 С 432.
  26. И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе. Л. 1985.
  27. Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков//Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 132—135.
  28. В.В., Шустова Н. Е. Социально-психологическая адаптация детей русских переселенцев в российском обществе // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 3. С. 25−33
  29. В.В. Социально-психологическая адаптация вынужденных переселенцев из близнего зарубежья в России. Автореферат, дис.. .докт. психол. наук. М., 2002.
  30. Т.О. Мотивация достижения: теория, исследования, проблемы. Современная психология мотивации./Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. — 343с.
  31. Т.О. Мотивация достижения: современные зарубежные теории. (Программа курса.) // Психология в вузе, 2005. № 3. С. 3−15.
  32. Е.Г., Бухарова О. А. Коуч-наставничество как инструмент развития бизенеса. практическое руководство. СПб.: Речь, 2006. — 144С.
  33. П. Система природы / П. Гольбах. М., 1970
  34. А. Ролевые игры и кейсы в бизнес тренингах. СПБ.: Речь, 2006. — 144 с.
  35. З.А. Социальная адаптация населения в условиях кризиса: автореф. .дис. д-ра социол. Наук/ З. А. Данилова. СПб., 2000. — 46 с.
  36. Е.В., Дружилов С. А. Профессиональная Я-концепция и профессиональная модель профессиональной деятельности // «Ананьевские чтения-2001»: Тезисы науч.-практич. Конф. / Под. Ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. СПб: Изд-во СПбГУ, 2001 — С.264−266.
  37. , А.А. Акмеология: личное и профессиональное развитие человека: В 5 кн. Кн. 2: Акмеологические основы управленческой деятельности / А. А. Деркач М.: РАГС, 2000. — 536 с.
  38. Д. А. Организационный успех в феноменологическом поле социологии управления: концептуальные основания и эмпирические методы исследования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. Волгоград 2006 г.
  39. В.Н. Экспериментальная психология. Изд. «Самарский университет», 1995. — 233с. С.211
  40. В.Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях. М.:МНЭПУ, 1996, 168с.
  41. С.А. Становление прорфессионализма человека в условиях совмествной деятельности // Объединенный научный журнал. М.: ТЕЗАРУС, 2001. — № 22. — С.44−45
  42. М.В. Психология развития. М.: МПСИ, 2000. — 376с.
  43. , Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами / Ю. М. Забродин. М.: ЗАО «Финстатинформ», ИТД ЗАО «КноРус», 2002. — 360 с.
  44. Э.Ф. Профессионально ориентированная логико-смысловая модель личности / Э. Ф. Зеер // Мир психологии, 2005, № 1. С. 141−147.
  45. Э.Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  46. Э.Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер. -М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.
  47. , В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В .А. Иванников. СПб.: Питер, 2006. — 208 с.
  48. Идея системности в современной психологии / Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. -496 с.
  49. , JI.В. Соотношение личностных потребностей и ценностей в структуре мотивации личности / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов // Известия СНЦ РАН: спец. выпуск «Актуальные проблемы психологии. Поволжский регион». Самара: СНЦ РАН, 2005. — С. 121 125.
  50. Л.И. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества / Л. И. Катаева, Т. А. Полозова // Мир психологии, 2005. № 1.- С. 147−156.
  51. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: МПСИ, 2003.-456 с.
  52. В. А. Тренинг внутренней мотивации. — СПб.: Речь, 2005. — 76 с.
  53. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения. Дис.. канн, психол. наук. Л., 1989.
  54. П.В., Карташов С.А» Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технологии управления персоналом. Настольная книга менеджера. М.: «Экзамен» 1999−43с.
  55. , Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами / Ю. М. Забродин. М.: ЗАО «Финстатинформ», ИТД ЗАО «КноРус», 2002. — 360 с.
  56. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.:Политиздат, 1986, 221с.
  57. Л.Г., Соколова М. И. Организационное поведение: учебник -М.: Экономист, 2005, с. 168
  58. С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг. Киев: Эльга-Н, Ника-центр. 2001, 349с.
  59. Д.А. Управление чужим поведением. Дубна, 1997, 252с.
  60. Мотивационный тренинг. Киев: Эльга-Н, Ника-центр,. 2001, 349с.
  61. В.П. Методические основы социально-психологического тренинга // Потребности формирования и профпригодности специалистов/ Под. Ред. Вабродина Ю. М. М.: 1985 С.99−100
  62. Э.Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  63. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. — 512 с. (Серия «Мастера психологии»).
  64. ИзрадК.Э. Психология эмоций, СПб.: Питер, 2000.
  65. С.Б. Мотивация труда / С. Б. Каверин. М.: Изд-во ИП РАН, 1998.
  66. Кочемасова А. А, Студенческий возраст как ступень социального развития человека // Циклы. Материалы Третьей международной конференции. Ставрополь: Сев Кав ГТУ, 2001. С17 (С42−45)
  67. Н.И. Словарь-справочник практического психолога, Воронеж 1999.
  68. Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности. // Автореферат канд. дис. СПб, 1995
  69. JI.B. Стратегия управления человеческими ресурсами и оценка эффективности. М.: Информ-знания, 2000
  70. , JI.B. Многомерная модель ценностно-мотивационной структуры личности / JI.B. Карпушина, А. В. Капцов // Известия СНЦ РАН: спец. выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион. 2003». Самара: СНЦ РАН, 2003. — С. 93−101.
  71. А. Как уменьшить стартовые издержки? Об управлении трудовой адаптацией. Журнал «Кадровик. Кадровый менеджмент». № 2/2008 с.4−18
  72. В.А. Тренинг внутренней мотивации. СПб.: Речь, 2006. -136 с.
  73. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности/ Кови Стивен Р.- Пер. с англ. 2-е изд. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 374 с.
  74. И.К. Социально-психологические факторы адаптированности рабочего на производстве // Прикладные проблемы социальной психологии. М. 1993.
  75. В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода// Психол. журнал., 1982. Т. З, № 3. С. З- 14- Т. 3, № 4. С. 3
  76. П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов. 2000
  77. M.JI. Психологические особенности мотивации социального успеха. Автореферат дисс.. канд. псих наук. СПб., 1997
  78. , Н.И. Человек в трудовом коллективе / Н. И. Лапин // Социология и идеология. -М., 1969. -281 с.
  79. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  80. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А. Н. Леонтьев / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. -Т.2. — 320 с.
  81. , А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. / А. Н. Леонтьев / Под ред. В. В. Давыдова и др. М: Педагогика, 1983. -Т.1. — 392с.
  82. Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / А. Н. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии, 2001, № 1. — С. 57−66.
  83. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: курс лекций. М.: МГУ, 1994.-62с.
  84. Леонтьев А. А, Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. -М.: Просвещение, 1969. С. З5
  85. А.Ф. Классификация личности // Психология индивидуальности различий. Тексты. М., 1982. 179−198с.
  86. Л.Г. Влияние мотивов социального поведения на адаптацию личности к социально-рыночным условиям. Автореферат.
  87. К. Теория поля в социальных науках СПб., 2000.
  88. К. Динамическая психология. М: Смысл, 2001. С. 12−32
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977−541с.
  90. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984−444 с.
  91. Е.Г. Адаптационные стратегии в меняющемся обществе // Социальные трансформации в России. М.:Флита, 2005 с. 364−380
  92. Н.Г. Менеджмент путь к успеху. М. 1992
  93. М. И. Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001.
  94. М.И., Курбатова М. Б. Современные персонал технологии. -М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. 388 с.
  95. А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. С. 85−88
  96. Н.Н. Стратегии адаптивного поведения в процессе социально-психологической адаптации. Дис.. канд. психол. наук. СПБ., 1999.
  97. Новые рубежи человеческой природы. А. Маслоу / Перевод с англиского. М.: Смысл 1999 с. 385 (Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. -М., 1998., С.51).
  98. Магомед-Эминов М. Ш. Мотив достижения: структура и механизмы. Автореферат дис.. канд.психол.наук. М., 1987. — С. 12−21 (23 е.).
  99. А. К. Матис Т.А., Орлов А. Б. Формировние мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. С 51 (192с.)
  100. Д. Социальная психология СПб.: Питер, 1999.
  101. С.И., Сидоренко Е. В., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. Ч. 2 СПб, 1993-
  102. Р. Шмидт Г. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономии. М.: Изво-во МГУ, 1997.
  103. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание / B.C. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1990. — 108 с.
  104. Нартова Бочавер С. К. «Coping — behaviour» — в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т.18. № 5. 20−30с.
  105. А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджян / Отв. ред. Э.А. александрян. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. — С.40−41
  106. Р.С., Синягин Ю. В. Мотивация достижения, уровень притязаний и эффективность групповой деятельности // Психологический журнал, 1987. Т. 8, № 1. С. 46−54.
  107. В.Н. Психология чеовека. Душа и тело. Организм и психика. Функции психики. СПб., 1997.
  108. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. -М: Высшая школа, 1989.)
  109. В.А. Личность в психолои: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 512.
  110. А.В. Личность, деятельность, коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  111. Ю.П. Социальная психология поведения / Ю. П. Платонов. СПб.: Питер, 2006. — 464с.
  112. Поваренков Ю. П Психологическое содержание профессионального становления человека. М: Изд-во УРАО, 2002. — 160с.
  113. А.И. Социально-психологический анализ адаптации ученых к социальным изменениям. Автореферат на соискание учебной степени к.п.н. Москва, 2006.
  114. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
  115. Психология мотивации и эмоций/ по ред. Ю. Б. Гиппенрейдер и М. Ф. Фаликман. М.: ЧеРО, 2002. — С. 489 (752с.)
  116. Психология менеджмента / Под. Ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.
  117. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, Институт тренинга, 2000. 256 с.
  118. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд. Дом «Красная площадь», 1996.
  119. О.М. Взаимодействие тендерных различий стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессии. // Вопросы психологии. 2004 № 4. С. 76−83.
  120. А.А., Кудашев А. Р., Юаранов А.А Психология личности. Анализ. Теория Практика -СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. С. 479
  121. А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие СПб.: Изд-во С-Петерб. Ун-та, 2001 г, 224с.).
  122. А.А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб.: Медицинская пресса, 2002. — 352 с.
  123. М. В. Социальная адаптация личности как объект философского анализа. Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук, Томск 2003.
  124. М. В. Философия и психология адаптивных процессов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М. В. Ромм. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2006. — 296.
  125. С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. СПб.: Речь, 2006. — 365 с.
  126. С.JI. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / С. Л. Рубинштейн. -М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.
  127. , С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. — 416с.
  128. С.Л. «Основы общей психологии», СПб., 1999 с. 436.
  129. М.А. Социальная ситуация и социальный кризис как категории социальной диалектики / М. А. Селезнев // Методологические проблемы социальной диалектики. Новосибирск, 1984. С. ЗЗ
  130. Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. М.: Медицина, 1960. — 254с.
  131. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2007. — 240 с.
  132. Е. В. Терапия и тренинг по А. Адлеру. СПб.: Речь, 2000.
  133. Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2004. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб.: Речь, 2002.
  134. Системный подход в современной науке: Сб. ст.: (К 100-летию Л. фон Берталанфи) / Отв. ред. Лисеев И. К., Садовский В. Н. М.: Прогресс-традиция, 2004. — С. 21 561 с.
  135. С. На всякое хотенье есть теория // Школьный психолог. 2004. № 12 С.3−5
  136. В.Н. Влияние мотивации достижения успеха и избегание неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии. 1981.-№ 6.-С. 59−74
  137. И.В. Уверенность в себе: развитие и реализация новых возможностей. СПБ.: Речь, 2007. — 238с.
  138. А.И. Фундаментальная структура психотерапевтического метода. М.: Логос, 1999
  139. Социальная адаптация //БСЭ. 3-е изд. — Т.24/1. — С.712−713.
  140. О., Пасс Ю., Дьякова Д., Новикова А. HR-Практика. Управление персоналом: Как это есть на самом деле. СПб.: Питер, 2005.320 е.: Серия «Практическая психология».
  141. С.И. Управление карьерой. Учебное пособие. -Новосибирск, 2000.
  142. Социально-психологические проблемы подготовки кадров в системе непрерывного образования. (Тезисы докладов научно-практической конференции. 1995 г. Киев). Общество «Знание», Украина, Киев 1991 -36с.
  143. А.П. Психология управления организациями. Учебное пособие СПб Изд-во СПбГУ, 1999 с. 35−39
  144. Тренинг развития жизненных целей / Под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2001.
  145. В.А. Современная психология труда / В. А. Толочек. -СПб.: Питер, 2006.-479 с.
  146. Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966. С. 50, с.366
  147. Д. Коучинг высокой эффективности./ Пер. с анг. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. С. 168.
  148. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностностный рост. М., 1992, 136с.
  149. С.Г., Фёдоров Б. С. Контроллинг инновационных проектов.- М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. 56 с.)
  150. А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2005. -560 с. (Серия «Библиотека психолога»),
  151. К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: практическое пособие / Пер. с нем. 2-е изд. М.: Генезис, 2000. 256 с.
  152. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам / Общ. ред. и предисл. Ю. М. Забродина и В. И. Похилько. М.: Прогресс, 1987. 236 с.
  153. Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения.
  154. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 864 с.
  155. Н.А. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала: Дис.. канд. психол. наук / Н. А. Цветкова. Ярославль, 2005. — 196 с.
  156. А., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000. 602с.
  157. А., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000.
  158. X. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2003. -860с.
  159. X. Психология мотивации достижения СПб., 2001.
  160. Хигер Б. Ю Нетрадиционные методы подбора и оценки персонала. -М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001.
  161. В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. -СПб.: Речь, 2006.-176с.164. 18 программ тренинга: Руководство для профессионалов / Под науч. Ред. В. А. Чикер. СПб.: Речь, 2007. — 250с.
  162. Шадриков В. Д Проблемы познавательных способностей в психологии труда и обучении / В. Д. Шадриков // Системный подход винженерной психологии и психологии труда / Под. Ред. В.Д. шадрикова. М.: Наука, 1992. — С. 48−60.
  163. В.Д. Влияние социальной мотивации на эффективность обучения / В. Д. Шадриков / Проблемы индустриальной психологии. -Ярославль, 1972.-С. 146−149.
  164. В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Изд-во Корпорация «Логос», 1994. — 315 с.
  165. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  166. В.Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  167. В., Швальбе X. Личность, карьера, успех. :Пер. с нем. М.: прогресс, 1993.
  168. Л.Л. Социакультурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации. Кемерово. 1992.
  169. Т. Социольная психология.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000. 377с.
  170. А. подготовка преподавателей курса менеджента. М.: НФПК, 1997. с. 38−40
  171. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Владос, 1999. С. 196 (528с.)
  172. Н.Н. Социально-психологические детерминанты мотивации достижения студентов колледжа в учебной деятельности. Автореферат, дис. .канд. псих. Наук/ Н. Н. Шенцева. Москва, 2005. -26с.
  173. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. -344с.
  174. , В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. -М.- Наука, 1975. С. 89−105.
  175. , П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. — 315с.
  176. Adler A. Menchenkenntnuss. Frankfurt am Mein- Haburg: Fischer Buchert, 1971 — 254 S.
  177. Adler A. Praxis und Theorie der Individualpsychologie. Frankfurt74 Fischer, 1974.
  178. Bandura A. Self-efficacy. The exercise of control. New-York: Freeman an Co., 1997.
  179. Csikszentmihalyi M. Beyond boredom and anxiety. San-Francisco: Jossey-Bass, 1975.
  180. Deci E. L., Ryan R. M. The «What» and «Why» of Goal Pursuits: Human Needs and the Self-Determination of Behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11.No. 4. 227−268.
  181. Deci E., Ryan R. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior.-N.Y.: Plenum, 1985.
  182. Dweck C.S. Self-theories: Their role in motivation, personality and development. Philadelphia, 1999.
  183. H.Hartmann, Ego psychology and the Problem of adaptation. N-Y., 1958, c.32.
  184. Kotter J.P. What leaders really do. Motivating prople versus controlling ans problem solving // Yarward business review, 2001, P. 85−96.
  185. Kriz J. Grundkonzepte der Psychotherapir. Osnabruck, 2001 326 S.
  186. Nicholson N. How to motivate your problem people. A new apporach to motivation // Yarward business review. January, 2003. P. 23−29.
  187. H. Т., Sheldon К. M., Gable S. L, Roscoe J., Ryan R. M. (2000). Daily well-being: The role of autonomy, competence, and relatedness // Personality and Social Psychology Bulletin. 26. 419−435.
  188. Roe, A. The psychology of occupations / A. Roe. New York: Willey, 1956.-Vol. XII.-340 p.
  189. R. M., Deci E. L. (2001). On Happiness and Human Potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being. In S. Fiske (Ed.), Annual Review of Psychology (Vol. 52- pp. 141 — 166). Palo Alto, CA: Annual Reviews, Inc.
  190. Super, D.E. Career development occupational choice and vocational adjustment / D.E. Super / Bull. AJOSP. Luxemburg, 1970. № 22. -P 15−19.
  191. Vanek M., Hosek V., Man F. Fermevanl vykeneve motivace.— Praha: Univerzita Karlova, 1982. 218 s.
Заполнить форму текущей работой