Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование позволило экспертным путем (коэффициент конкордации — согласованности мнений экспертов = 0,755) установить роль каждой из групп выделенных базовых специальных способностей и построить модель успешного специалиста юридического консалтинга. Интегративным критерием развития специальных профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга является… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования профессиональных способностей
    • 1. 2. Специфика профессиональной деятельности специалистов юридического консалтинга
    • 1. 3. Профессиональные способности как системообразующий фактор профессионализма специалистов юридического консалтинга
  • Выводы по первой главе
    • 2. Глава II. Пути оптимизации развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга
      • 2. 1. Критерии оценки развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга
      • 2. 2. Теоретическая модель развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга
      • 2. 3. Пути оптимизации развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга
      • 2. 4. Выводы по второй главе

Развитие профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях всестороннего развития международных связей, построения эффективной системы международных отношений, усиления конкуренции на рынке юридических услуг, роста правовой культуры и правосознания потенциальных потребителей данного вида правовых услуг, проблема развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга является актуальной как с точки зрения построения теории, так и практики решения приоритетных задач развития нашей страны на современном этапе.

Профессиональные способности специалистов юридического консалтинга — это индивидуально-личностная, природно обусловленная система потенциальных возможностей специалистов юридического консалтинга, обеспечивающая успешность их профессиональной деятельности.

Развитие профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга служит основой формирования профессионализма, обеспечения успешности и высокой эффективности в решении профессиональных задач на рынке услуг юридического консультирования.

Однако, невзирая на столь высокую актуальность разрабатываемой проблемы, современной практикой юридического консалтинга выявлен целый ряд противоречий, препятствующих успешной реализации данной государственной стратегической задачи:

— между острой потребностью в решении задач юридического консалтинга и недостаточным уровнем научных разработок в этой области;

— между необходимостью повышения консультационно-правовой компетентности специалистов и отсутствием модели ее формирования;

— между необходимостью развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга и отсутствием разработок в этой области.

Все это подтвердило высокую актуальность научной разработки выбранной темы диссертационного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

В научных разработках отечественных ученых последних лет наиболее результативными являются исследования общетеоретических и прикладных аспектов профессиональных способностей в трудах Б. Г. Ананьева, K.M. Гуревича, Е. А. Климова, К. К. Платонова, C. JL Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова и др. Профессиональные способности определяются как индивидуальные свойства субъекта профессиональной деятельности, в качественном и количественном выражении определяющие эффективность формирования и функционирования субъекта профессиональной деятельности (К.К. Платонов, В.Д. Шадриков).

Теоретические основы исследования общих и профессиональных способностей разрабатывались в трудах Б. Г. Ананьева, Т. И. Артемьевой, K.M. Гуревича, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой и других авторов.

В рамках проведенных исследований структуры профессиональных способностей выявлены и описаны профессиональные особенности способностей, определяемые характером профессиональной деятельности (В.А. Бодров, Е. М. Борисова, Ю.Э. Писаренко). Профессиональные способности формируются посредством адаптации и приспособления психических процессов к системе деятельности и предметному миру в соответствии с требованиями профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков).

Профессиональные управленческие способности всесторонне рассматривались в ряде работ в контексте психологии профессиональной деятельности, психологии управления, акмеологии. В проведенных исследованиях использовались различные подходы к структуре профессиональных управленческих способностей (Е.М. Борисова, Л.Д. Кудряшова), к специфике профессиональных способностей госслужащих (В.А. Мальцев, А. И. Турчинов, В.И. Храмцов). Были показаны эвристические возможности акмеологического подхода к анализу профессионально важных качеств личности (С.А. Анисимов, О. С. Анисимов,.

A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. Ю. Панасюк, И. Н. Семенов, Ю. В. Синягин, Е.А. Яблокова).

Исследования процесса развития профессиональных способностей опираются на изучение структуры профессиональной деятельности (В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина) — анализа профессиональной деятельности государственных служащих (С.А. Анисимов, О. С. Анисимов, A.A. Деркач) — специфики профессиональных способностей государственных служащих (И.И. Бакулин, В. А. Мальцев, А. К. Маркова, Г. С. Михайлов, А. И. Турчинов,.

B.И. Храмцов) — феноменов профессионализма в рамках акмеологии (Б.Г. Ананьев, О. С. Анисимов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, А. К. Маркова, И. Н. Семенов, JI.A. Степнова, Е.А. Яблокова) — процесса рефлексии в решении задач (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов) — психологического анализа профессионального опыта (Ф.С. Исмагилова) — процесса общения и понимания человека человеком (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, И. Э Вегерчук, В. Г. Зазыкин, В. Н. Мясищев, Е.В. Селезнева), акмеологического воздействия (A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, A.B. Кириченко).

Наиболее общий перечень и соотношение акмеологических и психологических условий и факторов выявлены в ряде теоретических и эмпирических исследований по проблемам профессионального развития в трудовой деятельности, закономерностей формирования профессионализма, проблеме индивидуального стиля деятельности, профессионально важных качеств личности, выполненных в общей психологии (Б.Г. Ананьев,.

A.A. Бодалев, Б. Ф. Ломов и др.), психологии труда (Е.А. Климов, К. К. Платонов, В. Д. Шадриков и др.), психологии управления (Т.Ю. Базаров, P.JI. Кричевский, Л. Д. Кудряшова, A.B. Филиппов), акмеологии (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, A.A. Реан и др.).

В работах А. А. Деркача, А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Е. В. Селезневой, Л. А. Степновой и др. обоснованы различные виды психологической компетентности специалиста (коммуникативной, социально-перцептивной, аутопсихологической и других), интегративное развитие которых приводит к формированию акмеологической компетентности личности, обеспечивающей ее интенсивное профессиональное развитие и конкурентоспособность.

Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема исследования, сформулированы ее цель, задачи, обоснованы объект и предмет исследования.

Цель исследования — изучение процесса развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга.

Объект исследования — профессиональные способности специалистов юридического консалтинга.

Предмет исследования — развитие профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга.

Гипотезы исследования.

Предположительно проблема развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга в рамках научных исследований разработана не в достаточной степени.

Профессиональные способности специалистов юридического консалтинга определяются спецификой и особенностями профессиональной деятельности.

Профессиональные способности специалистов юридического консалтинга, интегративно проявляясь как системное образование, объединяясь структурно в рамках консультационно-правовой компетенции, значимо влияют на эффективность профессиональной деятельности.

Задачи исследования.

1. Обобщить состояние разработанности проблемы развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга.

2. Эмпирическим путем выявить наиболее значимые профессиональные способности специалистов юридического консалтинга, в большей степени определяющие эффективность их профессиональной деятельности.

3. Определить психолого-правовые критерии, показатели и уровни развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга.

4. Построить модель развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга.

5. Установить психолого-правовые условия и факторы, влияющие на процесс развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга.

Теоретико-методологической основой исследования являются основные принципы, понятийно-терминологический аппарат, система теорий, закономерности, закономерные зависимости, разработанные в различных научных направлениях, на которые опирается психологическая наука: принципы системности, активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности, субъектности.

Концептуальную основу диссертационного исследования составляют базовые принципы исследования общих и профессиональных способностей, изложенные в работах Б. Г. Ананьева, Т. И. Артемьевой, Н. В. Кузьминой,.

A.Н. Леонтьева, A.K. Марковой, C. J1. Рубинштейна, Б. М. Теплова,.

B.Д. Шадрикова и других авторов.

Теоретическими предпосылками выступили разработки в области общетеоретических и прикладных аспектов профессиональных способностей (Б.Г. Ананьева, K.M. Гуревича, Е. А. Климова, К. К. Платонова,.

C.JI. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова и др.), а также разработки проблемы способностей в области общей психологии (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Б. Ф. Ломов и др.), психологии труда (Е.А. Климов, К. К. Платонов, В. Д. Шадриков и др.), психологии управления (Т.Ю. Базаров, Р. Л. Кричевский, Л. Д. Кудряшова, A.B. Филиппов), акмеологии (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, A.A. Реан и др.).

Кроме этого, в исследовании были использованы работы К. А. Абульхановой, В. С. Агапова, A.A. Бодалева, А. А. Деркача, A.B. Кириченко, Н. В. Кузьминой, Л. Г. Лаптева, А. К. Марковой, В. Н. Маркова, Г. С. Михайлова, Е. А. Петровой, Е. В. Селезневой, Л. А. Степновой и др., разрабатывающие различные виды психологической компетентности специалиста в системе государственной службы.

Эмпирическая база исследования.

В исследовании использованы данные государственной и ведомственной статистики, а также материалы конкретных исследований юридических, психологических и акмеологических аспектов профессиональной деятельности юристов.

В исследовании приняли участие 37 экспертов, 42 специалиста юридического консалтинга. В качестве экспертов выступили специалисты в области оказания услуг юридического консалтинга, а также независимые эксперты из числа сотрудников нескольких компаний юридического консалтинга.

Методы исследования: теоретический, исторический и логический анализ, обобщение, интерпретация и реинтерпретация научных данных, сравнительный анализ, контент-анализ, моделированиеэмпирические методы: диагностические, беседа, интервью, анкетирование, опрос, включенное наблюдение, самоанализ, анализ и решение конкретных профессиональных ситуаций, а также метод экспертных оценок.

При осуществлении математической обработки использовалась компьютерная программа статистического анализа и обработки Statistic 5.0.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Обобщено состояние разработанности проблемы развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга. Уточнено содержание понятия «профессиональные способности специалистов юридического консалтинга». Показано, что профессиональные способности специалистов юридического консалтинга — это индивидуально-личностная, природно обусловленная динамическая система потенциальных возможностей специалистов юридического консалтинга, интегративно (с использованием компенсаторных механизмов) обеспечивающая надежность, успешность, высокую эффективность и конкурентоспособность их профессиональной деятельности. Данное уточнение позволяет более точно и полно описать изучаемое психолого-правовое явление.

2. Эмпирическим путем выявлены наиболее значимые профессиональные способности специалистов юридического консалтинга, в большей степени определяющие эффективность их профессиональной деятельности.

В систему базовых специальных прбфессиональных способностей специалиста юридического консалтинга вошли следующие способности: 1) интеллектуально-правовые, охватывающие реальные и потенциальные возможности специалистов юридического консалтинга- 2) социально-психологические, обеспечивающие высокий уровень эффективности в работе с клиентами юридического консалтинга- 3) регулятивные, оп-ределяющие параметры специалистов юридического консалтинга в управлении поведением и деятельностью подчиненных- 4) экспертно-консультационные, отражающие уровень специальных юридических знаний, развития умений и навыков в оказании консультативных юридических услуг- 5) информационно-аналитические, охватывающие возможности специалистов работать с обширной правовой информацией- 6) инновационно-креативные, обеспечивающие успешность и высокую эффективность в реализации творческого подхода в освоении новых направлений юридического консалтинга- 7) предпринимательские, отражающие уровень конкурентоспособности и коммерческой успешности специалистов юридического консалтинга, и 8) лингвистические — реальные и потенциальные возможности усвоения и практического использования специалистами юридического тезауруса и иностранных языков. Это позволило построить модель успешного, конкурентоспособного специалиста юридического консалтинга.

Выделенные профессиональные способности специалистов юридического консалтинга, интегративно проявляясь как системное образование, объединяясь структурно в рамках консультационно-правовой компетенции, значимо влияют на эффективность профессиональной деятельности.

3. Определены психолого-правовые: критерии: уровень развития правосознания, правовой культуры, уровень использования юридических алгоритмов в решении актуальных проблем в рамках широкой социальной практики, успешность и эффективность в работе с клиентами, высокий уровень управления профессиональной деятельностью специалистов, авторитет специалистов на рынке услуг юридического консалтинга, наличие у специалистов юридического консалтинга постоянных клиентов, уровень анализа правовой информации, конъюнктуры рынка юридического консалтинга, высокий творческий потенциал, нацеленность на создание новых направлений, подходов, продуктов юридического консалтинга, достижение высоких коммерческих результатов, уровень владения юридическим тезаурусом и иностранными языкамипоказатели: глубокие знания действующих норм права и механизмов их реализации на практикеуспешность в вопросах оказания услуг юридического консалтингаэффективное взаимодействие с различными категориями людей, умение формировать высокий авторитет, доверие в глазах реальных и потенциальных клиентов, умения и навыки по использованию технологий психологического воздействия в целях регулирования различных сторон профессиональной деятельности специалистов юридического консалтингавладение технологиями экспертной оценки сложных юридических проблемположительный практический опыт разрешения сложных юридических проблемвладение технологиями формирования высокого авторитета на рынке услугумение давать авторитетные экспертные советы, точно формулировать оптимальные решения юридических проблемвысокая ответственность за качество оказываемых услуг юридического консалтингаумение самостоятельно получать новые юридические знанияумение работать с современными поисковыми информационными системамианализировать юридические ресурсы и рассчитывать предполагаемые рискииспользование новых системных юридических подходов в разрешении проблемно-конфликтных ситуацийразработка и внедрение в широкую социальную практику новых, конкурентоспособных продуктов юридического консалтингаумение проводить высокоэффективную маркетинговую политику на рынке услуг юридического консалтинга. уровни (высокий, средний, низкий), отражающие соответствующие уровни развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга.

Выявленные критерии, показатели и уровни являются технологическими ориентирами в диагностике и последующем развитии профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга.

4. Построена модель развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга, включающая в себя следующие подсистемы: 1) задатки — как акмеологический ресурс развития- 2) психолого-правовые условия и факторы, влияющие на процесс формирования и развития профессиональных способностей- 3) саму систему профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга- 4) акмеологические технологии развития, а также 5) акме в развитии профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга. Данная модель позволяет комплексно, учитывая все необходимые элементы и подсистемы, успешно развивать профессиональные способности специалистов юридического консалтинга.

5. Установлены психолого-правовые условия и факторы, влияющие на процесс развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга. Психолого-правовые условия: 1) наличие консультативно-правовой среды- 2) престиж данного вида профессиональной деятельности- 3) наполненность портфеля заказов юридического консалтинга- 4) высокая заработная плата специалистов юридического консалтинга- 5) высокая востребованность на рынке услуг юридического консалтинга- 6) значимость данного вида профессиональной деятельности на международном уровне- 7) острая конкуренция на рынке услуг юридического консалтинга- 8) жесткий профессиональный отбор специалистов юридического консалтинга- 9) неограниченные возможности непрерывного профессионального роста.

Психолого-правовые факторы: 1) личностная значимость данного вида профессиональной деятельности- 2) потребность в непрерывном профессиональном развитии- 3) разносторонность, творческий характер профессиональной деятельности- 4) высокая мотивация профессиональной деятельности- 5) знание иностранных языков- 6) построение профессиональной карьеры- 7) престиж профессиональной деятельности- 8) получение части собственности консалтинговой компании в качестве бонуса. Учет данных психолого-правовых условий и факторов позволяет комплексно, включая все элементы и подсистемы, а также влияние других параметров, развивать профессиональные способности специалистов юридического консалтинга.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в рамках реализованного исследования теоретические результаты являются определенным научным вкладом в разработку теории формирования, развития и совершенствования субъектов юридического труда.

Данное исследование способствует углубленному изучению проблем методологии акмеологических и психологических наук, а также технологических основ социальной, прикладной и юридической психологии.

Разработанная система модель развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга имеет нормативный и прогностический характер, обеспечивает как теоретический, так и технологический уровни решения этой сложной научной проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические и эмпирические результаты исследования служат научной основой внедрения в широкую практику методов и технологий развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в системе государственной службы.

Материалы исследования нашли отражение в курсах «Юридическая психология» и «Психолого-акмеологические технологии развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга».

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена его теоретико-методологической основой, комплексностью, выбором диагностических методик, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, проверкой на практике, а также применением современных математических методов обработки и анализа результатов исследования.

Расчетная надежность эмпирической части исследования составляет 87,3%. Использованные в диссертации опросники и диагностические методики, экспертная система адаптированы для решения задач развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях проблемной группы и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Различные аспекты диссертации и выводы доложены на научной конференции: «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека». Москва, 2011; на секции «Акмеология», V съезда Российского психологического общества. Москва, 2012, а также в публикациях монографии, статей и брошюры.

Полученные данные апробированы автором при проведении занятий по курсу «Юридическая психология» и «Психолого-акмеологические технологии развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга» в 2009;2011 учебных годах. Кроме этого, результаты исследования включены в учебный план подготовки и повышения квалификации специалистов юридического консалтинга.

Положения, выносимые на защиту.

1. Профессиональные способности специалистов юридического консалтинга — это индивидуально-личностная, природно обусловленная система потенциальных возможностей специалистов юридического консалтинга, выступающая в качестве акмеологического обеспечивающая успешность их профессиональной деятельности.

Развитие профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга служит основой формирования профессионализма, обеспечения успешности и высокой эффективности в решении профессиональных задач на рынке услуг юридического консультирования.

Разработка проблемы развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга позволяет значимо повысить результативность их профессиональной деятельности.

2. Профессиональные способности специалистов юридического консалтинга в значительной степени определяются спецификой и особенностями профессиональной деятельности. Эмпирическим путем выявлены наиболее значимые профессиональные способности специалистов юридического консалтинга, в большей степени определяющие эффективность их профессиональной деятельности.

В систему базовых специальных профессиональных способностей специалиста юридического консалтинга вошли следующие способности: 1) интеллектуально-правовые, 2) социально-психологические, 3) регулятивные, 4) экспертно-консультационные, 5) информационно-аналитические, 6) инновационно-креативные, 7) предпринимательские и 8) лингвистические. Данная система базовых специальных профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга является технологическим ориентиром их развития в условиях практической профессиональной деятельности.

3. Выделенные психолого-правовые критерии, показатели и уровни развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга позволили системно описать параметры базовых профессиональных способностей. В результате все выделенные специальные профессиональные способности специалистов юридического консалтинга разделены по степени выраженности на следующие уровни: высокий (акмеологический), средний и низкий, отражающие соответственно высокую, среднюю и низкую степень развития представленных специальных способностей.

Проведенное исследование позволило экспертным путем (коэффициент конкордации — согласованности мнений экспертов = 0,755) установить роль каждой из групп выделенных базовых специальных способностей и построить модель успешного специалиста юридического консалтинга. Интегративным критерием развития специальных профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга является высокоэффективная реализация профессиональной успешности специалистов юридического консалтинга на уровне профессионализма личности и профессионализма деятельности. Таким интегративным показателем экспертным путем была определена консультационно-правовая компетенция, состоящая из выделенных наиболее значимых специальных способностей, комплексно обеспечивающая стабильность, надежность и конкурентоспособность профессиональной деятельности специалистов юридического консалтинга.

4. Построенная модель развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга, учитывающая особенности и специфику профессиональной деятельности (задатки как акмеологический ресурс развитияпсихолого-правовые условия и факторы, влияющие на процесс формирования и развития профессиональных способностейсистему профессиональных способностей специалистов юридического консалтингаакмеологические технологии развития, а также акме в развитии профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга) позволяет комплексно, учитывая все необходимые элементы и подсистемы, технологически развивать профессиональные способности специалистов юридического консалтинга.

5. Установленные психолого-правовые условия и факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на процесс развития, комплексно определяют параметры акме среды развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга.

Учет выявленной системы психолого-правовых условий и факторов позволяет комплексно, учитывая все элементы и подсистемы, а также влияние параметров акме среды, эффективно развивать профессиональные способности специалистов юридического консалтинга.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.

Выводы по второй главе.

Эмпирическим путем выявлены наиболее значимые профессиональные способности специалистов юридического консалтинга, в большей степени определяющие эффективность их профессиональной деятельности.

В систему базовых специальных профессиональных способностей специалиста юридического консалтинга вошли следующие способности: 1) интеллектуально-правовые, охватывающие реальные и потенциальные возможности специалистов юридического консалтинга- 2) социально-психологические, обеспечивающие высокий уровень эффективности в работе с клиентами юридического консалтинга- 3) регулятивные, оп-ределяющие параметры специалистов юридического консалтинга в управлении поведением и деятельностью подчиненных- 4) экспертно-консультационные, отражающие уровень специальных юридических знаний, развития умений и навыков в оказании консультативных юридических услуг- 5) информационно-аналитические, охватывающие возможности специалистов работать с обширной правовой информацией- 6) инновационно-креативные, обеспечивающие успешность и высокую эффективность в реализации творческого подхода в освоении новых направлений юридического консалтинга- 7) предпринимательские, отражающие уровень конкурентоспособности и коммерческой успешности специалистов юридического консалтинга, и 8) лингвистические — реальные и потенциальные возможности усвоения и практического использования специалистами юридического тезауруса и иностранных языков. Это позволило построить модель успешного, конкурентоспособного специалиста юридического консалтинга.

Выделенные профессиональные способности специалистов юридического консалтинга, интегративно проявляясь как системное образование, объединяясь структурно в рамках консультационно-правовой.

112 компетенции, значимо влияют на эффективность профессиональной деятельности.

Определены психолого-правовые: критерии: уровень развития правосознания, правовой культуры, уровень использования юридических алгоритмов в решении актуальных проблем в рамках широкой социальной практики, успешность и эффективность в работе с клиентами, высокий уровень управления профессиональной деятельностью специалистов, авторитет специалистов на рынке услуг юридического консалтинга, наличие у специалистов юридического консалтинга постоянных клиентов, уровень анализа правовой информации, конъюнктуры рынка юридического консалтинга, высокий творческий потенциал, нацеленность на создание новых направлений, подходов, продуктов юридического консалтинга, достижение высоких коммерческих результатов, уровень владения юридическим тезаурусом и иностранными языкамипоказатели: глубокие знания действующих норм права и механизмов их реализации на практикеуспешность в вопросах оказания услуг юридического консалтингаэффективное взаимодействие с различными категориями людей, умение формировать высокий авторитет, доверие в глазах реальных и потенциальных клиентов, умения и навыки по использованию технологий психологического воздействия в целях регулирования различных сторон профессиональной деятельности специалистов юридического консалтингавладение технологиями экспертной оценки сложных юридических проблемположительный практический опыт разрешения сложных юридических проблемвладение технологиями формирования высокого авторитета на рынке услугумение давать авторитетные экспертные советы, точно формулировать оптимальные решения юридических проблемвысокая ответственность за качество оказываемых услуг юридического консалтингаумение самостоятельно получать новые юридические знанияумение работать с современными поисковыми информационными системамианализировать юридические ресурсы и рассчитывать предполагаемые рискииспользование новых системных юридических подходов в разрешении проблемно-конфликтных, ситуацийразработка и внедрение в широкую социальную практику новых, конкурентоспособных продуктов юридического консалтингаумение проводить высокоэффективную маркетинговую политику на рынке услуг юридического консалтинга. уровни (высокий, средний, низкий), отражающие соответствующие уровни развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга.

Выявленные критерии, показатели и уровни являются технологическими ориентирами в диагностике и последующем развитии профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга.

Построена теоретическая модель развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга, включающая в себя следующие подсистемы: 1) задатки — как акмеологический ресурс развития- 2) психолого-правовые условия и факторы, влияющие на процесс формирования и развития профессиональных способностей- 3) саму систему профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга- 4) акмеологические технологии развития, а также 5) акме в развитии профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга. Данная модель позволяет комплексно, учитывая все необходимые элементы и подсистемы, успешно развивать профессиональные способности специалистов юридического консалтинга.

Установлены психолого-правовые условия и факторы, влияющие на процесс развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга. Психо лого-правовые условия: 1) наличие консультативно-правовой среды- 2) престиж данного вида профессиональной деятельности- 3) наполненность портфеля заказов юридического консалтинга- 4) высокая заработная плата специалистов юридического консалтинга- 5) высокая востребованность на рынке услуг юридического консалтинга- 6) значимость данного вида профессиональной деятельности на международном уровне- 7) острая конкуренция на рынке услуг юридического консалтинга- 8) жесткий профессиональный отбор специалистов юридического консалтинга- 9) неограниченные возможности непрерывного профессионального роста.

Психолого-правовые факторы: 1) личностная значимость данного вида профессиональной деятельности- 2) потребность в непрерывном профессиональном развитии- 3) разносторонность, творческий характер профессиональной деятельности- 4) высокая мотивация профессиональной деятельности- 5) знание иностранных языков- 6) построение карьеры- 7) построение профессиональной карьеры- 8) престиж профессиональной деятельности- 9) получение части собственности консалтинговой компании в качестве бонуса. Учет данных психолого-правовых условий и факторов позволяет комплексно, учитывая все элементы и подсистемы, а также влияние других параметров развивать профессиональные способности специалистов юридического консалтинга.

Система целенаправленной подготовки специалистов юридического консалтинга к использованию психолого-правовых технологий развития профессиональных способностей позволит решить проблему повышения компетентности, развить уровень профессионализма. Это позволит создать необходимые условия, которые обеспечат успешность их реализации в развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга. Подготовка специалистов юридического консалтинга к использованию психолого-правовых технологий развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга станет, по нашему мнению, основой повышения эффективности консультационно-правовой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В рамках проведенного исследования установлено, что профессиональные способности специалистов юридического консалтингаэто индивидуально-личностная, природно-обусловленная система потенциальных возможностей специалистов юридического консалтинга, выступающая в качестве фактора успешности их профессиональной деятельности.

Развитие профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга служит основой формирования профессионализма, обеспечения успешности и высокой эффективности в решении профессиональных задач на рынке услуг юридического консультирования.

Разработка проблемы развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга позволяет значимо повысить результативность их профессиональной деятельности.

Профессиональные способности специалистов юридического консалтинга в значительной степени определяются спецификой и особенностями профессиональной деятельности. Эмпирическим путем выявлены наиболее значимые профессиональные способности специалистов юридического консалтинга, в большей степени определяющие эффективность их профессиональной деятельности.

В систему базовых специальных профессиональных способностей специалиста юридического консалтинга вошли следующие способности: 1) интеллектуально-правовые, 2) социально-психологические, 3) регулятивные,.

4) экспертно-консультационные, 5) информационно-аналитические, 6) инновационно-креативные, 7) предпринимательские и 8) лингвистические. Данная система базовых специальных профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга является технологическим ориентиром их развития в условиях практической профессиональной деятельности.

Выделенные психолого-правовые критерии, показатели и уровни развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга позволили системно описать параметры базовых профессиональных способностей. В результате все выделенные специальные профессиональные способности специалистов юридического консалтинга разделены по степени выраженности на следующие уровни: высокий (акмеологический), средний и низкий, отражающие соответственно высокую, среднюю и низкую степень развития представленных специальных способностей.

Проведенное исследование позволило экспертным путем (коэффициент конкордации — согласованности мнений экспертов = 0,755) установить роль каждой из групп выделенных базовых специальных способностей и построить модель успешного специалиста юридического консалтинга. Интегративным критерием развития специальных профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга является высокоэффективная реализация профессиональной успешности специалистов юридического консалтинга на уровне профессионализма личности и профессионализма деятельности. Таким интегративным показателем экспертным путем была определена консультационно-правовая компетенция, состоящая из выделенных наиболее значимых специальных способностей, комплексно обеспечивающая стабильность, надежность и конкурентоспособность профессиональной деятельности специалистов юридического консалтинга.

Построенная теоретическая модель развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга, учитывающая особенности и специфику профессиональной деятельности (задатки — как акмеологический ресурс развитияпсихолого-правовые условия и факторы, влияющие на процесс формирования и развития профессиональных способностейсистему профессиональных способностей специалистов юридического консалтингаакмеологические технологии развития, а также акме в развитии профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга) позволяет, комплексно, учитывая все необходимые элементы и подсистемы технологически развивать профессиональные способности специалистов юридического консалтинга.

Установленные психолого-правовые условия и факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на процесс развития комплексно определяют параметры акме среды развития профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга.

Учет выявленной системы психолого-правовых условий и факторов позволяет комплексно и эффективно развивать профессиональные способности специалистов юридического консалтинга.

Анализ и последующая интерпретация полученных результатов подтвердили научную корректность используемой методологии, правильность избранной логики и алгоритмов концептуальных построений, валидность используемого диагностического инструментария и прикладных технологий, а также доказательно определили, что гипотеза исследования полностью подтверждена.

Перспективы дальнейших исследований автор видит в последующей разработке и внедрении в широкую социальную практику системы психолого-правовых технологий формирования, развития и совершенствования профессиональных способностей специалистов юридического консалтинга.

Кроме этого перспективным направлением является решение научной проблемы построения системы контроля и диагностики эффективности профессиональной деятельности специалистов юридического консалтинга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Управление персоналом: технология формирования команды / В. В. Авдеев. М.: Финансы и статистика, 2002. 543 с.
  2. И.А. Организаторские способности работника правоохранительной сферы и их формирование в процессе обучения: дис. к. психол. н. Иркутск, 2000. 175 с.
  3. Акмеология / под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2006. 422 с. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Д.: Изд-во ЛГУ, 1960.-336 с.
  4. .Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. М., 1962. — С. 15−31.
  5. Т.И. Методологические аспекты проблемы способностей / Т. И. Артемьева. М.: Наука, 1977. 184 с.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая шк., 1980. — 368 с. Архангельский С. Н. Очерки по психологии труда. Под ред. Н. Ф. Добрынина. М.: Трудрезервиздат, 1958. — 160 с.
  7. П.Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития / Под научной ред. В. В. Давыдова Москва Рига, 2000. 208 с. Атутов П. Р. Технологии и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 11−15.
  8. H.B. Развитие аутокогнитивных способностей специалиста: учеб.пос. / Н.В. Афанасьева- под общ.ред. A.A. Деркача- Москва: Изд-во РАГС, 2007.- 115 с.
  9. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  10. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю.Г. Та-тур. -М.: Высш. шк., 1989. 141 с.
  11. Биологическое и социальное в развитии человека / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Наука, 1977.-227 с.
  12. М.А. Развитие способности студентов технических специальностей к профессиональному общению: дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / М. А. Бирюкова. Орск, 2009. 223 с.
  13. А.Е. Педагогическое руководство самостоятельной работой и развитием познавательной самостоятельности студентов / А. Е. Богоявленекая, М-во образования Рос. Федерации, Твер.гос.ун-т. Тверь: ТвГУ, 2002. -106 с.
  14. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психол. журнал. -1995.-Т. 1.- № 5.- С. 55−59.
  15. A.A., Столин B.B. Общая психодиагностика. Спб., 2005. -351с. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.
  16. Т.В. Иностранный язык в профессиональном становлении будущих инженеров-строителей: дис. канд. пед. н.: 13.00.08 / Т. В. Борисова. -Ставрополь, 2004. 227 с.
  17. A.B. О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека // Проблемы генетической психофизиологии человека. 1978. -С. 11−21.
  18. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. психол. труды. М.: НПО «МОДЕК», 1996.
  19. В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В. Р. Веснин. М.: Юристъ, 2003. 495 с.
  20. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека / Н. В. Видинеев. М.: Мысль, 1989. 173 с.
  21. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова М.:НМЦ СПО, 1999−538с.
  22. Т.И. Формирование интеллектуальных умений студентов: учеб.-метод. пособие / Т. И. Вожиевская. Псков- 2006. 58 с.
  23. JI.C. Избранные психологические исследования / JI.C. Выготский.- М.: АПН РСФСР. 1957. 517 с.
  24. Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям //Психол. журн. 1989. — Т. 10. -№ 4. -С.75−86.
  25. Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М.: Прометей, 1993.-306 с.
  26. Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э. А. Голубева. -Дубна: Феникс+, 2005. 511 с.
  27. Д.С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий / Д. С. Горбатов // Педагогика. 1994. № 2. — С. 15−19.
  28. А.Л. К проблеме многосторонних способностей / А. Л. Готсдинер // Вопросы психологи. 1991. № 4. — С. 82−88.
  29. М.Т. Педагогика и психология профессионального образования / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003. — 416 с.
  30. В.З. Эффективность аргументации как речевого воздействия // Проблемы эффективности речевой коммуникации. — М: Просвещение, 1989. 178с.
  31. О.И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. -М.:МААН, 2000. 34с.
  32. A.A. Методология и стратегия акмеологического исследования. Монография. -М.:РАГС, 1998. -148с.
  33. A.A., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психологиря развития профессионала. М., РАГС.- 2000. — 245с.
  34. A.A., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования.- М., МПА, 1998 148с.
  35. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАГС, 1993. -23с.
  36. A.A., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: РАГС, 1995. -208с.
  37. A.A. Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: РАГС, 1998. 198 с.
  38. Диагностика психического развития / Под ред. Й.Шванцары. -Прага, 1978. -512с.
  39. E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -М.: ЧеРо, 1997. -344с.
  40. Дрейкурс-Фергюсон Е. Психология, которая принесет вам пользу. Введение в теорию Альфреда Адлера. Минск: «Адукацыя i выхованне», 1995. 54 с. Дроздов И. Н. и др. Психологические аспекты управления кадрами. -Владивосток: ПИППККГС, 1997. 345с.
  41. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 224 с.
  42. В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕРСЭ- СПб.: ИМАТОН — М, 2001.-224с.
  43. В.Н. Психология общих способностей СПб.: Издательство «Питер», 1999.-368 с.
  44. В. Н. Психология способностей. Москва: Ин-т психологии РАН, 2007. 539с.
  45. А.П. Основы управления персоналом / А. П. Егоршин. М.: ИН-ФРА-М, 2008. 352 с.
  46. М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты / М. И. Еникеев. М.: ПРИОР, 2003. 288 с.
  47. М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии / М. В. Ермолаева. М.: Ось-89, 2003. 414 с.
  48. H.H. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения. Автореф. дис.к.психол.н. М., РАГС, 1997. -25 с.
  49. A. JI. Психология способностей: Москва: Ин-т психологии РАН, 2005. 475 с.
  50. В.Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении. М.: Эко, 2004.
  51. С.И. Технология обучения взрослых / С. И. Змеев. М.: Академия, 2002. 127 с.
  52. Психол. журн. -1995. Т. 16.- № 6. — С. 55−71.
  53. Е.П. Дифференциальная психофизиология. 2002.
  54. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  55. О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н.
  56. , Т. В. Эксакусто. Изд. 4 -е. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 375 с.
  57. В. JI. Способности. Москва: Изд-во РУН, 2006. 26 с.
  58. A.B. Психология принятия решений в профессиональнойдеятельности / A.B. Карпов. Ярославль: Ярослав. ун-т, 1991. 153 с.
  59. A.B., Жук И.А., Шевко Ю. И. Акмеологический подходприменения экспертной оценки при подборе персонала. Тезисы доклада //
  60. Акмеология. Специальный выпуск. 2012. (0,5 п.л.) ISSN 2075−7577 (1000экз.) на рус.яз.
  61. A.B., Жук И.А., Шевко Ю. И. Акмеолого-психологические особенности применения экспертной оценки при подборе кадров //Новый юридический журнал. № 3. 2012. С.56−64. ISSN 2076−276Х (1200 экз.) — на рус.яз.
  62. М.В. Корпоративный тренинг от, А до Я. / М. В. Кларин. М.: Дело, 2000. 224 с.
  63. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализзарубежного опыта) / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. 75 с.
  64. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МПСИ, 1995.
  65. Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся старших классовсредней школы / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1990. 158 с.
  66. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.
  67. Климов. М.: Академия, 2004. 302 с.
  68. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. Москва: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2004. — 256 с.
  69. A.B. Психологические особенности организаторских умений и их развитие у будущих учителей: дис.. канд. псих, наук: 19.00.07 / A.B. Косов. -Москва, 1996 140 с.
  70. Ю.Д. Мир деловой игры: Опыт обучения хозяйственных руководителей / Ю. Д. Красовский. М.: Экономика, 1989. 173 с.
  71. Кричевский P. J1. Если вы руководитель.: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / P. J1. Кричевский. М.: Дело, 1996. -384 с.
  72. В. А. Проблема формирования и развития способностей //Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С.53−58.
  73. В.А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. М.: «Просвещение», 1968. 432 с.
  74. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / ВНИИ проф.-техн. образования. М.: Высш. шк, 1990.-117 с.
  75. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.
  76. Мурманск, 1997. 228 с. Левитов Н. Д. Проблема экспериментального изучения способностей //Проблемы способностей. — М., 1962. -С.32−41.
  77. Н.Д. Психология труда / Н. Д. Левитов. М.: Учпедгиз, 1963. 340 с. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избр. труды / Н. С. Лейтес. М.- Воронеж: Ин-т практ. психол.: НПО «МОДЭК», 1997.-448 с.
  78. Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Советская педагогика. 1974, — № 1, — С.97−107.
  79. А.Н. О формировании способностей //Вопросы психологии. -1960. -№ 1. С.7−17.
  80. А.Н., Теплов Б.М.: Дискуссия о проблеме способностей (1953) / А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов // Вопросы психологии. 2003. № 2. — С. 5−32.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл: Академия, 2005. 346 с.
  82. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991.-296 с.
  83. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-444 с.
  84. К.В. Развитие духовных способностей: диссертация. д-ра психол. наук: 19.00.07 Москва, 2006. 305 с.
  85. Л.Н., Шаршов И. А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся / Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов. М.: ТЦ Сфера, 2005. -96 с.
  86. С.И. Психодиагностика способности к управлению людьми в особых условиях: дис.. канд. псих, наук: 19.00.03 / С. И. Макшанов. Ленинград, 1991.- 184 с.
  87. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996.-308 с.
  88. Л.Р. Развитие способности к творческой самореализации у студентов технических вузов: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Р. Муллина. -Казань, 2003, — 175 с.
  89. В.Б. Сравнительные характеристики аутопсихологической компетентности руководителей разных профессий.// Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века. М: РАГС, 2001. — С.56−78.
  90. P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / P.C. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 632 с.
  91. Новые тесты IQ / сост.: М. А. Кошелева Ростов н/Д: Феникс, 2006. -238 с. Носс И. Н. Психология управления персоналом предприятия: (профессио-логический аспект) / И. Н. Носс. М.: Дело, 2002. 234 с.
  92. Основы профессиональной педагогики / под ред. С. Я. Батышева и С. А. Шапоринского. М.: Высшая школа. 504 с.
  93. А.Ю. Управленческое общение: практические советы / А. Ю. Панасюк. М.: Экономика, 1990. 112 с.
  94. Т.С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, JI.H. Вавилова- под ред.Т. С. Паниной. М.: Издательский центр «Академия», 2007.176 с.
  95. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. -Мн.: «Соврем. Слово», 2005. 720 с.
  96. Педагогика профессионального образования / Е. П. Белозерцев, А.Д. Го-неев, А. Г. Пашков и др.- под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
  97. Педагогическая технология / под ред. Т. Н. Кузнецовой. Белгород, 1998. 225 с.
  98. Педагогическая энциклопедия / глав. ред. И. А. Каиров. Т.4. Сн-Я. М.: «Советская энциклопедия», 1968. 912 с.
  99. Педагогические технологии / М.В. Буланова- Топоркова и др., под общей редакцией B.C. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. — 336 с.
  100. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.
  101. В.Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Питюков. М.: Рос. пед. агентство, 1997. 174 с.
  102. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение / В. Я. Платов. М.: Профиздат, 1991. 192 с.
  103. В.Я. Современные управленческие технологии / В. Я. Платов. -М.: Дело, 2006.-383с.
  104. К.К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972.-312 с.
  105. В.М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
  106. Психодиагностика персонала. Методики и тесты: учеб. пособие для фак. психологич., экономич. и менеджмента: в 2 т. / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. -Т.1. Самара, 2007.-435 с.
  107. Психодиагностика персонала. Методики и тесты: учеб. пособие для фак. психологич., экономич. и менеджмента: в 2 т. / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Т.2. Самара, 2007. — 559 с.
  108. Психологические тесты. В 2 т. / под ред. A.A. Карелина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Т. 1. — 312 с.
  109. Психологические тесты. В 2 т./под ред. А. А, Карелина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Т.2. — 248 с.
  110. Психологический словарь / под общей научн. ред. П. С. Гуревича. М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. 800 с. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1999.-440 с.
  111. Психологический словарь / авт. сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л.М. Балабанова- под общ. ред. Ю. Л. Неймера. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 640 с.
  112. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. 448 с.
  113. Психология. Словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  114. Психология менеджмента / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2004. -639 с.
  115. Психология профессиональной подготовки / Общ. ред. Никифорова Г. С. Санкт- Петербург: Изд-во С.-П. университета, 1993. 170 с. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации / В. П. Пугачев. М.: Аспект Пресс, 1999. — 279 с.
  116. В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом / В. П. Пугачев. М.: Аспект Пресс, 2002. 285 с.
  117. Развитие и диагностика способностей / под ред. В. Н. Дружинина и В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. 181 с.
  118. СЛ. О мышлении и путях его исследования / СЛ. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
  119. СЛ. Проблемы общей психологии. Изд. 2. Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
  120. СЛ. Основы общей психологии / СЛ. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999. 720 с.
  121. Г. В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность / Г. В. Сорина. М.: Гардарики, 2005. 253 с.
  122. Способности и склонности: комплексные исследования / Э. А. Голубева, В. В. Печенков, Е. П. Гусева и др.- под ред. Э.А. Голубевой- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. 197 с.
  123. Л.Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 544 с.
  124. Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 2001.-512 с.
  125. Л.Д. Психология управления: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 507 с.
  126. .М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  127. Тесты для отбора персонала / авт. сост. Л. Г. Серова. Ростов н/Д: Феникс, 2005.-253 с.
  128. В.В. Развитие управленческого потенциала. АНХ при Правительстве РФ. М.: Дело, 2007, — 127 с.
  129. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. — 719 с.
  130. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. 815с. Хруцкий Е. А. Организация проведения деловых игр / Е. А. Хруцкий. -М, 1991.-318 с.
  131. Г. Г. Формирование и развитие коммуникативных способностей будущих юристов: дис. канд. пед. н. М, 2005.
  132. Шадриков В. Д Способности человека. М.:Издательство «Институт практической психологии"-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -288с. Шадриков В. Д., Черемошкина J1. В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. — 176 с.
  133. В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. 320 с.
  134. В.Д. Ментальное развитие человека Текст. / В. Д. Шадриков. -М.: Аспект Пресс, 2007. 248 с.
  135. И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности. Сущность и технология: Учеб. пособие М., Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003. -146 с. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания / Н. Е. Щуркова. -СПб.: Питер, 2005. 365 с.
  136. Энциклопедический словарь: Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика / Под ред. Б.А. Душкова- прил. Т. А. Гришиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 462 с.
  137. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М., АПО, 1999. ТЗ-Р-Я- 547 с.
  138. С.А. Развитие коммуникативной компетентности государственных служащих в работе со средствами массовой информации. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М.:РАГС, 2002. 25с.
  139. Cattell R.B. Abilities: their structure, growth and action. Boston, 1971. Eysenek H.J. Personality, genetics and behaviour. N.Y.: Praeger, 1982. Guilford J.P. Intelligence: 1965 model. Amer. Psychologist. N.Y., 1966.
  140. Spearman C. The abilities of man. London, 1932.
  141. Thompson J. Intelligence. In: Guffin P.M., Shanks M.F., Hodgson R.J. (Eds.) The Scientific principles of psychology. N.Y. 1984.P.460−484.
Заполнить форму текущей работой