Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Научно-педагогические основы совершенствования современного литературного образования в национальных группах высшей школы Республики Мордовия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях, семинарах, заседаниях кафедры, в частности на межвузовской зональной научно-практической конференции литературоведов Поволжья (г. Стерлитамак, 25 — 28 сентября 1990 г.), всероссийской научной конференции «Культурные традиции этносов по-волжско-уральского региона и проблемы современного образования» (г… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы литературного образования в педагогическом наследии просветителей мордовского народа
    • 1. 1. Просветительская деятельность прогрессивной русской интеллигенции среди мордовского народа и её роль в разработке теоретических основ литературного образования
    • 1. 2. Научные основы литературного образования в мордовской школе в педагогическом наследии просветителя М. Е. Евсевьева
    • 1. 3. Становление теоретических и педагогических основ литературного образования в национальных группах высшей школы Республики Мордовия
  • Глава 2. Научно-педагогические проблемы содержания современного литературного образования в национальных группах вузов Мордовии
    • 2. 1. Содержание современного литературного образования студентов в национальных группах вузов Республики: анализ учебного плана, характера учебных программ и пособий по литературным дисциплинам
    • 2. 2. Основные принципы и критерии отбора содержания учебного материала по литературному образованию студентов в национальных группах высшей школы Мордовии
    • 2. 3. Координация курсов родной и русской литературы в литературном образовании студентов национальных групп вузов республики
  • Глава 3. Пути совершенствования практики современного литературного образования студентов в национальных группах вузов Республики Мордовия
    • 3. 1. Типология лекционной работы по русской и мордовской литературе
    • 3. 2. Активные формы практических занятий по русскому и мордовскому фольклору и литературе
    • 3. 3. Специальные курсы и специальные семинары по русской и мордовской литературе и их роль в совершенствовании современного литературного образования студентов
    • 3. 4. Пути совершенствования внеаудиторной самостоятельной работы студентов на разных этапах изучения русской и мордовской литературы

Научно-педагогические основы совершенствования современного литературного образования в национальных группах высшей школы Республики Мордовия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное состояние высшего образования в нашей стране, перспективы его обновления делают настоятельной задачу улучшения вузовской подготовки преподавателей-предметников, в том числе учителей родной и русской литературы.

Такая необходимость, на наш взгляд, обусловлена двумя причинами. Во-первых, тем, что современный этап реформирования высшей школы выдвигает повышенные требования к теоретической подготовке учителей, их педагогическому мастерству, компетентности, эрудиции, интеллигентности и общей культуре. Во-вторых, в настоящее время в практике подготовки учителей в вузе имеется ряд серьёзных проблем. Наиболее значительными являются: несоответствие уровня современной подготовки учителей в вузе социальным, экономическим и нравственно-этическим запросам общества и, как следствие, неполное востребование их знанийнедостаточный учёт в существующих учебных планах и программах национально-региональных особенностей системы подготовки учителейвесьма слабая координация деятельности вузовских учёных и учителей-предметниковнедостаточное использование интеграционных возможностей в системе «школа — вуз" — отсутствие должной оперативности в обновлении форм и методов обучения и воспитания в вузенеразработанность в настоящее время стандартов педагогического образования, сопряжённых с государственными стандартами специальностинеудовлетворительный (и всё более снижающийся в последние годы) уровень научно-методического и технического оснащения учебного процесса, сковывающий работу по его качественному улучшению. Учитывая эти и некоторые другие проблемы, нетрудно убедиться в необходимости совершенствования практики литературного образования учителей в вузе, а также способов его реализации.

Историко-теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта работы преподавателей Мордовского университета и педагогического института свидетельствуют о том, что имеются определённые успехи в разработке психолого-педагогических и научно-методических основ современного литературного образования в национальных группах высшей школы. В работах психологов и педагогов С. И. Архангельского, Ф. Н. Гоноболина, В. В. Давыдова, С. И. Зиновьева, Ю. М. Колягина, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, М. Н. Скаткина и методистов В. В. Голубкова,.

A. А. Липаева, Г. И. Беленького, А. И. Ревякина, А. И. Пискунова и других в теоретическом плане рассматриваются вопросы формирования личности учителя литературы, его идейно-мировоззренческой, психолого-педагогической, методической и специальной подготовки в связи с исследованием структуры педагогической деятельности учителя и закономерностями учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте и университете. Проблемы совершенствования подготовки учителя литературы национальной школы, и в частности его профессионально-педагогической, научно-теоретической и практической направленности, исследуются в трудах М. М. Абдувалиевой, Л. С. Айзермана, С. К. Бирюковой, Т. Г. Браже, Н. Н. Вербовой, В. В. Горбунова, В. Ф. Инфатье-ва, Е. В. Квятковского, Д. А. Клумбите, Н. И. Кудряшова, Т. Ф. Курдю-мовой, И. X. Майоровой, К. В. Мальцевой, В. Г. Маранцмана, К. М. Нартова, Н. С. Русиной, 3. С. Смелковой, Н. Н. Светловской, М. И. Стаменовой, Л. В. Тодорова, М. В. Черкезовой, Л. А. Шеймана,.

B. Р. Щербины Г. Н. Волкова, М. К. Енисеева, В. К. Кириллова и других.

Созданы научные группы по проблемам высшего педагогического образования в МГПУ им. В. И. Ленина, МОПИ им. Н. К. Крупской. Значительная работа по совершенствованию системы подготовки и квалификации учителей ведётся в Мордовском государственном университете им Н. П. Огарёва. Так, решением Государственного комитета Российской Федерации по делам науки и высшей школы на базе университета создана научно-методическая секция по координации подготовки преподавательских кадров в университетах страны. Основной ее целью была определена координация научно-исследовательской и учебно-методической работы кафедр, осуществляющих общую и специальную подготовку учителей путем изучения, обобщения и распространения положительного опыта и подготовка на этой основе рекомендаций по совершенствованию учебного процесса и содержания подготовки специалистов.

К настоящему времени в вузе накоплен достаточный опыт и большой фактический материал по совершенствованию системы научно-методической подготовки учителей, в том числе преподавателей русской и мордовской литературы для национальной школы. Однако усиливающийся разрыв между уровнем подготовки учителей и запросами средней школы, реальная угроза возникновения профессиональной некомпетентности, возможность утраты функциональной грамотности и общей культуры специалиста, сложившееся несоответствие содержания образования требованиям сегодняшнего дня и несовершенство методической системы его подготовки, рассчитанной на массовый выпуск, а не на качество, — всё это вызывает необходимость совершенствования системы научно-методической подготовки учителей мордовской и русской литературы, пересмотра комплекса учебно-методических материалов (учебных планов, программ, учебных и методических пособий), форм и технологий обучения. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью подготовки учителей родной и русской литератур нового направления, в основе которого лежит концепция гуманизации и демократизации литературного образования средствами взаимосвязанного изучения русской и мордовской литератур, совершенствование концептуальной модели литературного образования, способствующая эффективной реализации в виде целостной педагогической системы. Попытки совершенствовать учебный процесс на основе локальных изменений в существующей структуре обучения не дает желаемых результатов. Нужна существенная перестройка в системе обучения, создающая необходимые условия для достижения высокой профессиональной подготовки специалистов.

Объект исследования. Научно-педагогические основы подготовки учителей в национальных группах высшей школы в системе вузовского профессионального образования.

Предметом исследования является учебно-воспитательный процесс в национальных группах высшей школы республики, а также система теоретико-методологической и специальной подготовки учителей русской и родной литератур.

Целью исследования является выявление психолого-педагогических условий повышения эффективности подготовки педагогических кадров в национальных группах высшей школы на материале родной и русской литератур, обеспечивающих методологическую, профессионально-предметную направленность учебно-воспитательного процесса в вузе, а также повышающих научно-теоретический и научно-методический уровень обучения, выработку потребностей непрерывного образования.

Цель исследования определила следующую гипотезу, теоретико-педагогическая система подготовки учителей в национальных группах высшей школы, основанная на целостной модели современного литературного образования, обеспечивает оптимальный уровень формирования специалиста-филолога и учителя предметника, способного вести курс как родной, так и русской литературы в их единстве и своеобразии, а главное воспитать специалиста, способного обеспечить целостное эстетическое и педагогическое видение литературного процесса.

В соответствии с данной гипотезой определились следующие задачи исследования:

1) разработать теоретико-методологические основы совершенствования структуры и содержания подготовки учителей в национальных группах высшей школы;

2) выявить психолого-педагогические условия, ориентированные на формирование готовности студентов к осуществлению принципов взаимосвязанного изучения родной и русской литератур в процессе педагогической деятельности;

3) определить приоритетные направления перестройки целостной методологической системы литературного образования будущих учителей мордовской и русской литературы;

4) предложить и апробировать систему педагогических методов и приемов взаимосвязанного изучения русской и родной литератур как условия формирования научно-педагогических основ образования студентов мордовской национальности;

5) осуществить опытно-экспериментальную проверку научно-педагогических рекомендаций исследования.

Методологической основой исследования являются работы дидак-тов средней и высшей школы (Б. С. Гершунского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера и других) по педагогическому прогнозированиюрезультаты исследований психологов и педагогов В. И. Дьяченко, А. Ф. Спирина, В. Д. Шадрикова и других по проблемам совершенствования профессиональной подготовки учителей. Мы опирались на идеи о составе и структуре учения, заложенные в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, И. И. Ильясова, результаты исследований методистов высшей школы, рассматривающих вопросы совершенствования специальной и методической подготовки студентов.

Настоящее исследование носило комплексный характер и потребовало совмещения различных разработанных методических аспектов проблемы с учетом достижений современной литературоведческой науки, в частности, таких методов, как анализ учебных планов, программ, методических и учебных пособий по мордовской и русской литературе для средней и высшей школысобеседование, анкетирование школьников, студентов, учителей, преподавателей университета и институтаметод экспериментальной оценки и обобщения передового педагогического опытаизучение деятельности учителей литературы и анализ качества знаний учащихся и студентов по мордовской и русской литературестатистический методпедагогический эксперимент и др. Выбор методов исследования определялся в соответствии с характером решаемых задач и спецификой изучаемых фактов и явлений литературного образования в национальных группах высшей школы республики.

Исследовательская работа по данной теме проводилась в течении десяти лет (1988 — 1999 г. г.) и велась поэтапно в соответствии с логикой ее развития.

На предварительном этапе (первые 3 года) анализировались состояние литературного образования будущих учителей мордовской и русской литературы, уровень литературной и методологической подготовки студентов национальных групп филологических факультетов университета и педагогического института. Изучались вопросы организации и состояния учебно-воспитательного процесса по мордовской, русской, зарубежной литературе в национальных группах вузов республики, уровень преподавания историко-литературных курсов и специальных дисциплин по литературе. В результате было установлено, что в работе вузов по изучению литературных курсов преобладают экстенсивные методы, подготовка учителей мордовской и русской литературы страдает рядом существенных недостатков: слабая профессионально-предметная на правленность общих курсов, недостаточность усвоения студентами историко-литературных и теоретических понятий, нескоординированность курсов мордовской и русской литературы на разных этапах литературного образования студентов. Например, анкетирование, проведённое в 1991 году, показало, что больше половины студентов второго курса затрудняются в отборе материала при написании курсовых работ по истории мордовской литературы. Уровень теоретической подготовки студентов изучался в ходе зачетно-экзаменационных сессий и посещения занятий по историко-литературным курсам.

На этом этапе проводились исследования по совершенствованию содержания литературного образования и улучшению организации учебно-воспитательной работы литературоведческих кафедр. Работа осуществлялась в ходе подготовки в 1991 году учебных программ по истории мордовской литературы, в научно-методическом совете филологического факультета и университета при подготовке рекомендаций по совершенствованию обучения студентов. Параллельно выявлялся уровень литературной подготовки студентов и учащихся национальных школ в период экзаменационных сессий, педагогических практик, на встречах со студентами во время занятий, при проведении студенческих и школьных олимпиад в школах и вузах республики, в ходе встреч с учителями на курсах в Республиканском институте повышения квалификации работников образования. На данном этапе были намечены общие подходы к совершенствованию системы литературного образования студентов в национальных группах университета и педагогического института.

На основном этапе исследования (последующие 4 года) были разработаны рабочий вариант научно-методических основ литературного образования студентов в национальных группах вузов республики и подходы к его совершенствованию, а также определены пути их реализации в учебных планах и программах по литературе для школ и вузов [168,.

169, 170, 177, 178, 179], учебниках и учебных пособиях по фольклору, литературе и методике их преподавания в университете и педагогическом институте [155, 160, 161]. Всё это позволило на заключительном этапе построить концепцию научно-методических основ литературного образования студентов национальных группах вузов республики, основные положения которой были использованы при пересмотре учебного плана 1996/97 учебного года, в учебных программах по литературе для университета и педагогического института, при подготовке нового варианта программы и государственного образовательного стандарта по родной литературе для 5−11-х классов национальных школ республики, курсов лекций по мордовской и русской литературе.

В это же время проводился обучающий эксперимент, в ходе которого внедрялись рекомендации по усилению профессионально-предметной направленности специальной подготовки, научно-теоретической и практической направленности методологического обучения, повышению научно-методического уровня литературного образования студентов. Наряду с этим исследовались эффективность и результативность различных видов учебной работы по литературе (лекций, практических и семинарских занятий, спецкурсов и спецсеминаров) при подготовке студентов к будущей профессии учителя, а также проводилась работа по активизации познавательной деятельности студентов, использования приобретённых ими навыков самостоятельной и исследовательской работы в ходе учебной и научно-исследовательской работы.

Заключительная стадия эксперимента показала, что устранить недостатки в работе вузов помогут усиление методической, профессионально-предметной, научно-методической и практической направленности литературного образования будущих учителей литературы, переход от экстенсивных методов к интенсивным, к широкой интегративной подготовке учителя литературы на межпредметной основе, а также peaлизация рекомендаций методической комиссии по отходу от дисперсной системы обучения к блочному, комплексному изучению литературных дисциплин (мордовский, русский фольклор, современная мордовская, русская, зарубежная литература и т. д.), по построению преподавания литературных курсов не только в соответствии с логикой собственного предмета, но и подготовки учителя литературы в целом.

На завершающем этапе (последние 3 года) проводилась работа по сбалансированию, обобщению, систематизации научно-методических основ современного литературного образования студентов в национальных группах университета и педагогического института. На основе анализа результатов исследования в учебном процессе, с учетом экспериментальных оценок, опыта работы молодых учителей, а также в соответствии с задачами реформирования образования получена окончательная модель системы литературного образования студентов в национальных группах вузов республики на современном этапе. Она легла в основу вузовских учебных пособий по мордовской и русской литературе, практикума по истории мордовской литературы, введённого в учебный план университета, и подготовленных в Министерстве образования республики экспериментальных программ по мордовской литературе для школ, для студентов университета и педагогического института, а также учебно-методических пособий по спецкурсам [51, 168, 169, 170, 177, 178].

Основное содержание опытно-экспериментальной работы. Была разработана теоретическая система, основанная на взаимосвязанном изучении мордовской и русской литературы, обеспечивающая формирование программ и учебной литературы нового типа. Основной опытно-экспериментальной базой послужили средние школы: Кочкуровская, Большемаресевская, Старошайговская № 1 и № 2, а также Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, в учебные планы которых как равнозначные включаются два курса — мордовская и русская литература.

На защиту выносятся:

1. Теоретико-методологические основы совершенствования структуры и содержания подготовки учителей литературы в национальных группах высшей школы в современных условиях реформирования системы образования;

2. Психолого-педагогические условия, ориентированные на формирование готовности студентов к осуществлению взаимосвязанного изучения родной и русской литератур на практике;

3. Система средств, методов и приемов работы по литературному образованию студентов с учетом их национально-психологических особенностей и региональных условий вузов;

4. Основные принципы формирования содержания современного литературного образования студентов в условиях реформирования вузовского обучения;

5. Уточненный подход к понятию активных методов обучения и разработанные автором предложения по системе таких методов, используемых в процессе литературной подготовки студентов;

6. Приоритетные направления перестройки целостной методологической системы подготовки учителей в национальных группах высшей школы республики;

7. Дидактические условия и средства активизации самостоятельной и творческой работы студентов на разных этапах изучения русской и мордовской литератур.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём на основе комплексного изучения психолого-педагогических, методических и литературоведческих аспектов проблемы разработаны научно-педагогические основы современного литературного образования студентов в национальных группах вузов Мордовии, смоделирована специальная подготовка компетентного учителя мордовской и русской литературы. Построение оптимальной модели системы современного литературного образования студентов университета и педагогического института обеспечивает высокий уровень теоретической подготовки учителей по историко-литературным и специальным курсам. Совокупность теоретических положений исследования и их компетентная реализация в практике работы вузов республики дает возможность решить научно-теоретическую задачу, направленную на подготовку учителей литературы, отвечающих запросам современного этапа развития образования. Выработанные пути решения проблемы определяют новое направление в изучении мордовской и русской литературы в национальных группах высшей школы.

Практическое значение результатов исследования определяется тем, что:

— выдвинутые теоретические положения способствуют разработке и внедрению в практику работы учебно-методических комиссий новые подходы к составлению учебных планов для национальных групп университета и педагогического института, подготовке и внедрению ряда программ по литературным курсам, учебных пособий по литературе, которые были утверждены научно-методическими советами университета и педагогического института, а также Министерством образования республики;

— конкретные рекомендации были широко использованы при разработке дидактических основ новых программ по мордовской литературе для 5−11-х классов средней школы, 1−2-х курсов университета и 1−3-х курсов педагогического института;

— полученные результаты позволяют решать более многосторонне вопросы улучшения качества литературного образования студентов национальных групп вузов республики.

Апробация. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях, семинарах, заседаниях кафедры, в частности на межвузовской зональной научно-практической конференции литературоведов Поволжья (г. Стерлитамак, 25 — 28 сентября 1990 г.), всероссийской научной конференции «Культурные традиции этносов по-волжско-уральского региона и проблемы современного образования» (г. Саранск, 23 — 24 сентября 1993 г.), научной конференции «Мордовское просветительство: истоки, проблемы, направления развития» (г. Саранск, 11 — 12 марта 1994 г.), всероссийских научных конференциях «Духовная культура: проблемы и тенденции развития» (г. Сыктывкар, 11 — 14 мая 1994 г.), «Интеграция региональных систем образования» (г. Саранск, 16 — 18 мая 1995 г.), «История, образование и культура народов Среднего Поволжья» (г. Саранска 13 — 15 марта 1997 г.) международной научной конференции «Перспективные направления развития в современном финно-угроведении» (г. Москва, 18 — 19 ноября 1997 г.), межрегиональной научно-практической конференции «И. Я. Яковлев и проблемы развития системы национального образования» (Ульяновск, 23 — 25 декабря, 1997 г.), а также на Огарёвских чтениях и совещаниях молодых учёных в Мордовском университете (1990 —1997 гг.) и других.

Автор неоднократно выступал перед преподавателями филологических факультетов Мордовского государственного университета и Мордовского педагогического института, учителями школ в Республиканском институте повышения квалификации работников образования с лекциями и докладами о совершенствовании системы литературного образования школьников и студентов национальных групп вузов республики. В исследовании обобщён 10-летний опыт работы автора в вузе, опыт руководства студенческим научным обществом, советом молодых учёных и специалистов университета, секцией национального образования Регионального учебного округа при Мордовском государственном университете, а также опыт работы преподавателей литературоведческих кафедр университета и педагогического института по методике преподавания мордовской, русской и зарубежной литератур в вузах республики.

Результаты исследования нашли отражение в 30 работах, из них 15 учебно-методических пособий, предназначенных для студентов национальных групп вузов республики, а также преподавателей мордовской и русской литературы национальных школ Мордовии. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 260 источников, в том числе 12 на иностранных языках. Общий объём работы 366 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время правомерно признать, что в условиях реформирования системы образования и решения задач, связанных с обновлением содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в высшей школе, возникает настоятельная необходимость глубокого научного осмысления вузовской подготовки преподавателей-предметников, в том числе учителей родной и русской литературы.

Ныне действующая система литературного образования университета и педагогического института, рассчитанная на подготовку специалистов широкого профиля, не учитывает требования, предъявляемые практикой к современному учителю национальной школы. Особенность предлагаемой нами системы заключается в том, что она позволяет осуществлять целенаправленную подготовку учителей литературы. В результате проведенной экспериментальной работы мы пришли к выводу, что следует пересмотреть учебные планы, в которых на первое место должны выдвинуться специальные дисциплины по мордовской, русской, зарубежной литературе, литературе народов России, литературоведению и теории литературы за счет радикального сокращения часов на социально-экономические дисциплины или чтения их на литературной основе. Учебные планы должны быть скорректированы и в содержательном плане. Основное внимание в них следует уделить раскрытию творческих принципов, эстетики и поэтики художественных систем, литературных направлений и течений. Они должны готовить студентов к правильному восприятию произведений, основанных на различных философских учениях. Все это будет возможно при условии полной методологической и теоретической перестройки историко-литературных курсов, освобождения их от классово-социологического и естественно-научного подходов к художественному творчеству.

Система занятий по литературным дисциплинам должна строиться с учетом личных качеств, способностей, кругозора, общей культуры и интересов студентов. В связи с этим особую роль в учебном процессе получает принцип индивидуализации. Он предопределяет решающую роль в учебном процессе самостоятельной работы, которая из особой формы учебной деятельности превращается в принцип построения учебного процесса. Не случайно при изучении историко-литературных дисциплин предусмотрены различные виды самостоятельной работы студентов. Кроме того, наше исследование свидетельствует, о том, что вопросы, хорошо освещенные в научной литературе, должны осваиваться студентами самостоятельно.

Важным принципом литературного образования в национальных группах высшей школы республики становится методологический. Это означает, что приоритет получает выработка у студентов общих принципов и норм осуществления литературной деятельности, прежде всего по усвоению и анализу художественных текстов, принадлежащих к разным эпохам и культурам. С этой целью на занятиях по литературным курсам шире следует практиковать дискуссии, диспуты, ролевые игры, где студенты будут выступать защитниками какой-то одной научной концепции. Следует больше внимания уделять воспитанию у них критического отношения к любой теории, навыков рефлективного анализа.

Необходимым принципом обучения в высшей школе выступает проблемный, цель которого воспитание у студентов умения видеть противоречия в научных объяснениях и трактовках тех или иных явлений литературы. Воспитание проблемного мышления способствует освещению истории изучения той или иной поэтической категории, когда оно подается как непрерывный процесс решения проблем, выявляемых в ходе развития науки. Умение видеть проблемы в общепринятых концепциях помогает развитию у студентов критического мышления.

Изучение литературы должно осуществляться на историческом основании, так как события культурной жизни, связаные с определенными социально-историческими обстоятельствами, могут быть поняты лишь в контексте времени. Историзм мышления учителя может быть воспитан лишь при исторической подаче материала, концептуальном — с точки зрения определенной теории — его освещении. Современный педагог должен уметь не только описывать явления литературы, но и раскрывать их сущность, объяснять происхождение. Эти навыки и умения он должен получить в вузе на примере подхода к ним преподавателя. Изучение литературы должно носить системный характер. Она должна подаваться как целостный мир с присущими ему определёнными элементами и связями между отдельными событиями и периодами ее развития. Каждое явление литературы учитель должен видеть в том или ином контексте, в связи с другими фактами, как слагаемое какого-то целого.

В ходе поиска путей углубления подготовки учителей русской и мордовской литературы нужно обратить внимание и на обновление содержания литературного образования студентов:

1) необходимо сократить количество непрофилирующих дисциплин, увеличив при этом часы по историко-литературным курсам и специальным семинарам по русской и мордовской литературе;

2) следует включить в программы, учебники и учебные пособия по литературным курсам вопросы изучения методологии литературы, ее специфики как вида искусства, сравнительно-типологического изучения взаимосвязей и взаимовлияния русской и мордовской литературы;

3) целесообразно пересмотреть принципы и критерии отбора учебного материала по литературе, выдвинуть в число ведущих учет познавательной ценности художественных произведений, значимости их гуманного потенциала, социально-психологических, национальных особенностей студентов и их интересов, степени подготовленности к восприятию литературы, а также принцип профессиональной направленности;

4) надо включать в программы высокохудожественные произведения, наиболее ярко представляющие основные этапы эстетического развития человечества, знакомящие студентов мордовской национальности с тем лучшим, что создано в области литературы на протяжении ее истории. При этом должны сочетаться исторический, современный, национальный и общечеловеческий критерии художественности. Главное место в программах должно быть отведено произведениям, в которых отражаются и утверждаются гуманные ценности общества. При их анализе особое внимание следует уделять рассмотрению идей добра, милосердия, сострадания, справедливости и т. д;

5) важно координировать систему работы преподавателей мордовской и русской литературы для их взаимосвязанного изучения. Реорганизация системы литературного образования в национальных группах вузов республики должна идти в направлении утверждения билингвизма, так как преподаватель, владеющий русским и мордовским языком, является «проводником» эстетической концепции автора и выполняет посредническую миссию между произведениями двух литератур и студентами;

6) необходимо соотносить учебные материалы по русской и мордовской литературе, выявляя в них философско-этические начала, нравственно-эстетические концепции. При изучении произведений русских авторов следует искать понятные, духовно близкие, родственные явления в мордовской литературе, которые в силу психологических ассоциативных законов станут опорными точками для более широкого взгляда на наследие писателей, для пробуждения активного интереса к изучению творчества того или иного художника и литературы в целом. Поэтому преподаватель-русист должен знать мордовскую литературу, а преподаватель мордовской литературы — русскую;

7) ориентировать преподавателей русской и мордовской литературы на сотворчество в плане проведения совместных литературных вечеров, конкурсов и других мероприятий как во время занятий, так и во внеаудиторное время ;

8) в рамках пропедевтического курса русской литературы (1-й курс) и практикума по современной мордовской литературе (2-й курс) следует ввести изучение творчества известных мордовских писателей С. В. Аникина, А. Я. Дорогойченко, М. Т. Петрова, Ф. К. Андрианова, Т. Ф. Якушкина и другихв список для самостоятельного чтения должны быть включены как произведения «программных» писателей, так и новые имена (М. А. Булгаков, В. В. Набоков, Б. Л. Пастернак, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам и другие).

9) в теоретических курсах русской и мордовской литературы необходимо пересмотреть список литературно-критических работ, рекомендованных для текстуального изучения, ввести работы литературоведов последних лет, отражающие новое мышление в области искусства, культуры и литературы.

Понятно, что все это предполагает иные, отличные от традиционных подходы к организации учебно-воспитательного процесса в вузе, а их практическая реализация связана с эффективным поиском методов и приемов литературного образования будущих учителей русской и мордовской литературы.

Проведенный в нашем исследовании анализ показал, что до сих пор в системе высшего литературного образования сохраняется консерватизм не только в содержании, но и в формах и методах обучения. Сложившаяся практика ориентирована главным образом на усвоение знаний, умений и навыков, а не на формирование творчески мыслящего специалиста. Сегодняшняя высшая школа является не столько школой мышления, сколько школой запоминания и воспроизведения информации. Этому подчинено все — от методики проведения занятий до экзаменов. Традиционные подходы к организации учебного процесса вступают в противоречие с требованиями, предъявляемыми к выпускникам в части как теоретической, так и практической подготовки. Достижения литературоведческой науки преподносятся иногда еще не как результат живого движения человеческой мысли, а как статичная совокупность той или иной информации, которую требуется запомнить. Студенты в таком случае не ориентируются на глубокое понимание драматизма и логики развития историко-литературного процесса, без чего не может сформироваться продуктивное творческое мышление. Такая модель обучения литературе наносит непоправимый ущерб развитию личности будущего учителя. Поэтому необходим переход от объяснительно-иллюстративного обучения к проблемному, проблемно-методологическому.

Как содержание, так и методика литературного образования должны быть ориентированы на подготовку высококомпетентного, конкурентеспособного специалиста. С этой целью процесс обучения в вузе следует строить на основе системно-деятельной концепции, которая предполагает замену преимущественно информационной модели обучения подлинной учебной деятельностью. Конечно, в этом случае кардинально меняется роль преподавателя литературы. Он не будет просто передавать информацию, а превращается в организатора и руководителя самостоятельной, учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессионально-практической деятельности студентов.

Таким образом, подготовка современного преподавателя литературы, имеющего свою творческую позицию на методику преподавания литературы в школе, возможна только в результате воздействия на личность студента взаимосвязанной системой аудиторной и внеаудиторной работы. Всё это позволит создать атмосферу творчества, которая сама по себе будет влиять на становление не только литературного образования будущих учителей мордовской и русской литератур, но и его личности, способного творчески адаптироваться к изменяющемуся содержанию общего среднего образования в национальной школе, новому педагогическому мышлению, т. е. способного решать проблемы формирования личности школьника в условиях демократизации и гуманизации общества. А это подтверждает дееспособность нашей гипотезы и достоверность положений, выдвинутых в работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Монографии и сборники научных трудов
  2. С. С. Плутарх и античная биография: к вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М.: Наука, 1973. — 112 с.
  3. Актуальные проблемы совершенствования подготовки учителя сельской школы в пединституте: Межвуз. сб. науч. тр. / Ставроп. гос. пед. ин-т. Ставрополь, 1984. — 196 с.
  4. А. В. Эпос дружбы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. -182 с.
  5. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1989. — 139 с.
  6. М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.- 404 с.
  7. М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. — 543 с.
  8. В. И. Документы о жизни и деятельности М. Е. Евсевьева. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1950. 160 с.
  9. В. И. М. Е. Евсевьев. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1958. -96 с.
  10. В. И. Научно-педагогическая деятельность М. Е. Евсевьева.- Саранск: Морд. кн. изд-во, 1960. 140 с.
  11. В. Г. Полн. собр. соч. В 13 т. Т.5. М.: Худож. лит., 1954. -628 с.
  12. В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья пятая, 1844.- М.: Худож. лит., 1985. 560 с.
  13. Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  14. А. Н. Историческая поэтика. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1940. — 116 с.
  15. Е. В. Обретение традиций. Чебоксары: Чуваш, кн. издво, 1975.- 245 с.
  16. Вопросы финно-угроведения: Сб. ст. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1975. 212 с.
  17. Г. И. Вешнемань ки лангсо (На пути поисков). Саранск: Морд. кн. изд-во, 1973. — 106 с.
  18. В. В. Поэзия душа народа. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976.- 296 с.
  19. И. А. Мильон терзаний (критический этюд). М.: Худож. лит., 1956. — 43 с.
  20. Н. Н. Два года с Л. Н. Толстым. М.: Сов. писатель, 1973.183 с.
  21. В. В. Философско-психологические проблемы развития народного образования. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  22. Документы и материалы по истории Мордовской АССР: В 3 т. Т.З.41. /Под ред. Б. Д. Грекова, В. И. Лебедева Саранск: Морд. кн. изд-во, 1939. — 345 с.
  23. Документы и материалы по истории Мордовской АССР: В 3-т. Т.2. /Под ред. Б. Д. Грекова, В. И. Лебедева. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1940. — 287 с.
  24. В. К. Организационная структура учебного процесса и егоразвитие. М.: Педагогика, 1989. — 159 с.
  25. М. Ф. М. Е. ЕвсевьеВ историк родного края. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. — 120 с.
  26. С. И. Учебный процесс в советской высшей школе. 2-е изд.
  27. М.: Высш. шк., 1975. 316 с.
  28. Д. К. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М.: Наука, 1978. — 166 с.
  29. П. В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск: Карел, кн. изд-во, 1966. — 181 с.
  30. В. С. Формирование советской интеллигенции в Мордовии.- Саранск: Морд. кн. изд-во, 1972. 119 с.
  31. Т. И. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — 314 с.
  32. И. И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.- 200 с.
  33. О. К., Куценко В. А. Студент сегодня специалист завтра.
  34. М.: Мол. гвардия, 1983. 144 с.
  35. . Е. Мордовский советский роман. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1965. — 182 с.
  36. А. И. Русское православие. М.: Политиздат, 1984. — 720 с.
  37. С. С. Декабристы братья Веденялины. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1968. — 320 с.
  38. Н. И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. — 437 с.
  39. П., Лашко В. И. Н. Ульянов и просвещение мордовского народа. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. — 168 с.
  40. Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Наука. Ле-нингр. отд-ние, 1967. — 183 с.
  41. Культурные традиции этносов поволжско-уральского региона и проблемы современного образования: Тез. науч.-практ. конф. /НИИ нац. проблем образования М.: 1993. — 84 с.
  42. Ленингр. отд-ние, 1952. 194 с.
  43. М. И. А. Д. Куторкин (Эрямозо ды творчествазо). (А. Д. Куторкин. Жизнь и творчество). Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. -136 с.
  44. ЛояЯ. В. История лингвистических учений. М.: Наука, 1968. — 121 с.
  45. В. М. Обретение зрелости. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984.-224 с.
  46. А. И. Мордовская народная эпическая песня. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1964. — 440 с.
  47. А. В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. М.: Наука, 1989. — 127 с.
  48. Народное образование в Мордовской АССР. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1962. -292 с.
  49. Научное наследие М. Е. Евсевьева и современность: Сб. ст. /Под ред.
  50. Е. Г. Осовского. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. — 144 с.
  51. Научно-методические основы проблемного обучения в вузе: Сб. науч.ст. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1988. — 176 с.
  52. Оптимизация университетского педагогического образования на современном этапе. /Межвуз. сб., науч. тр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. — 143 с.
  53. Е. Г. А. Ф. Юртов предтеча мордовского просветительства. /Мордов. пед. ин-та. — Саранск: 1995. — 35 с.
  54. Очерки истории Мордовской АССР. В 2-х т /Под ред. В. Н. Бочкарё-ва и др. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1955. Т.1. — 570 с.
  55. Ф. Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогический очерк. М.: Педагогика, 1979. — 218 с.
  56. И. Т. Книга о скудости и богатстве. М.: Худ. лит., 1937. -124 с.
  57. Просветители и педагоги мордовского края. /Сост. М. Т. Бибин, Е. Г. Осовский. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. — 196 с.
  58. М. А. Избранные труды. М.: Просвещение, 1958. — 568 с.
  59. Т. Развитие образование в Мордовии. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1969. — 215 с.
  60. Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. СПб.: Тип. Имп. Ан., 1869. — 289 с.
  61. Н. М. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 157 с.
  62. Совершенствование качества университетской подготовки преподавателей. /Межвуз. сб. науч. ст. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1985.- 152 с.
  63. Совершенствование подготовки учителя в университете: Межвуз. сб. науч. тр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. — 119 с.
  64. Советский энциклопедический словарь: В 2-х т. Т.1. М.: Наука, 1991.-694 с.
  65. Сочинение, принадлежащее грамматике чувашского языка. СПб.: Тип. Имп. Ан., 1775. — 127 с.
  66. Н. В. Очерки истории мордовской школы. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1956. — 133 с.
  67. Университетское педагогическое образование: проблемы и перспективы развития. Межвуз. сб. науч. ст. /Под ред. Н. П. Макаркина -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. 86 с.
  68. К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Просвещение, Т.1. 1953. — 637 с. Т.2. 1954. — 733 с.
  69. К. Д. Человек как предмет воспитания. М.- - Л.: Просвещение, 1950. — 213 с.
  70. Н. (Берви В. В.). Положение рабочего класса в России. -М.: 1838.-216 с.
  71. Н. И. В братском содружестве. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1969.- 383 с.
  72. Н. И. Горячее сердце большого друга. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1974. — 228 с.
  73. Н. И. Притоки. М.: Современник, 1973. — 196 с.
  74. В. Р. Л. Н. Толстой. Творческий путь. М.: Сов. писатель, 1956.-483 с.
  75. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 196 с.
  76. И. Я. Воспоминания. /Сост. О. П. Яковлева и др. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. — 285 с. 1. Статьи
  77. А. В., Ломшин М. И. Оцю хорса вайгялезе кулеви (В общем хоре голос слышится) //Мокша. 1985. — № 3. — С. 17 — 24.
  78. В. А. Краткий этнографический очерк мещеры // Памятная книжка Симбирской губернии. Симбирск, 1869. — С. 68 — 79.
  79. В. П. Митин В. Я. Оценка качества лекции // Высш. обр. в России. 1994. — № 1. — С. 160 — 165.
  80. В. Учить творчеству //Вопр. лит. 1983. — № 8. — С. 165 — 170
  81. Е. П. Русское образование: уроки истории, идеи и принципы //Вест. Высш. шк. 1994. № 5 — 6. — С. 13 -17.
  82. Н. О чтении лекций в вузах //Учительская газета. 1990. — 29 октября.
  83. Н. Классическая филология на прокрустовом ложе (О необходимости изучения классической филологии) //Культура. 1991. — № 15. — 21 декабря.
  84. В. В. Важное средство формирования личности //Русский язык в национальной школе. 1977. — № 3. — С. 66 — 71.
  85. Н. Нужны ли общие курсы? // Лит. газета. 1959. — 11 июня.
  86. И6. Закон Российской федерации об образовании //Учит, газета. 1992. -4 августа.
  87. Л., Радаев В. К. Андрей Ёндолонь творчествадо (О творчестве Андрея Ёндола) // Сятко. 1936. — № 2. — С. 46 — 52.
  88. В. Н. Становление высшей школы в Мордовии (19 311 957 г. г.): Первый вуз Мордовии. //Мордовский университет: Исто-рико-хронологический очерк. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. -С. 16−28.
  89. Н. Ф. Сон ульнесь васенце (Он был первым) // Сятко. -1993.-№ 7−8.-С. 61 -68.
  90. С. Д. Народное образование в историческом аспекте //Поволжские финны (краткий очерк истории и развития мордовского народа). М.: Изд-во ВНИИМ, 1991. — С. 96 — 97.
  91. Е. Г. Очаг просвещения мордовского народа //Солнечный край: Лит.-худ. сб. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1979. — С. 244 — 251.
  92. Самостоятельная работа студентов //Вестник высш. шк. 1986. — № 10.-С. 38 -42.
  93. А. За реалистический подход //Вопр. лит. 1965. — № 8. С. 160- 163.
  94. К. Д. Родное слово //Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1954. — С. 544 — 562.
  95. И. Заметки о В. X. Хохрякове и его деятельности среди мордвы // Лит. Мордовия. Саранск. — 1952. — № 6. — С. 251 — 258.
  96. H. М. Программа курса «Лингвистический анализ художественного текста» //Анализ художественного текста: Сб. ст. Вып 1. -М., 1975.-С. 111−119.
  97. Л. А. Искусство сопряжения художественных культур //Лит. в шк. 1972.-№ 6.-С. 64−71.
  98. Учебная и методическая литера тура
  99. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. вузов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1989. — 139 с.
  100. С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высш. шк., 1974. 384 с.
  101. Я. Методика обучения русскому языку в татарской и башкирской школах. Казань: Казан, кн. изд-во, 1926. — 105 с.
  102. Д. И. Краткий курс методики русского языка в эрзя-мордовской школе. /Под. ред. проф. Ф. Ф. Советкина. М.: Учпедгиз, 1935. — 96 с.
  103. В. В., Сокорева С. И. и др. Вузовское обучение (Проблемы активизации). Минск: Университет, 1989. — 109 с.
  104. В., Вернер С. и др. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 107 с.
  105. M. Е. Образцы мордовской грамматики. М.: Центриздат СССР, 1929.-446 с.
  106. Г. Русский язык в татарской и башкирской школах I ступени: Метод, пособие с образцами уроков. Уфа: Башкир кн. изд-во, 1934.- 111 с.
  107. П. В. Основы школьного краеведения. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. гос. ун-та, 1977. — 106 с.
  108. В. П. Принципы обучения русскому языку в мордовской школе (учет особенностей родного языка). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — 96 с.
  109. М. С. Внеаудиторная работа в педагогическом вузе. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1984. — 108 с.
  110. Мордовская грамматика, составленная на наречии мордвы-мокши Тамбовской семинарии, профессором Павлом Орнатовым. М.: Синод. Тип., 1838. — 106 с.
  111. Мордовское устное народное творчество: Учеб. пособ. /Под ред. А. В. Алёшкина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1987. — 288 с.
  112. Мордовской устной народной творчествань коряс хрестоматия (Хрестоматия по «Мордовскому устному народному творчеству») Ч.1. /Сост. Е. И. Чернов, М. И. Ломшин, М. Ф. Ефимова и др. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. 122 с. (на эрз. яз.)
  113. Мордовскяй устнай народнай творчествать коряс хрестоматия (Хрестоматия по «Мордовскому устному народному творчеству») Ч.2. /Сост. Е. И. Чернов, М. И. Ломшин, М. Ф. Ефимова и др. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. 102 с. (на мокш. яз.)
  114. Организация самостоятельной работы студентов: Метод, рекомендации. /Сост. В. Е. Осовская. /Мордов. пед. ин-та. Саранск, 1988. -24 с.
  115. Первоначальный учебник русского языка для мордвы-мокши. Казань: Тип. лит. Имп. ун-та, 1892. — 159 с.
  116. Первоначальный учебник русского языка для мордвы-эрзи. Казань: Тип. литограф. Имп. ун-та, 1892. — 167 с.
  117. Русское народно-поэтическое творчество. /Под ред. А. М. Новиковой, А. М. Кокорева. М.: Наука, 1969. — 216 с.
  118. Русское народно-поэтическое творчество. /Под ред. Н. И. Кравцова. М.: Высш. шк., 1971. — 319 с.
  119. О. Я. Из опыта постановки спецкурса по творчеству И. С. Тургенева в педагогическом институте. М.: Изд-во МГПИ, 1961.-67 с.
  120. Сборник материалов по преподаванию русского языка в нерусских школах. Ташкент: Узбек, кн. изд-во, 1926. — 128 с.
  121. Ahlguist А. Versuch einer Mokseha mordwinischen Grammatik nepest Texten und Worterverzeichniss. — Spb., 1861. — 300 1.
  122. Gabelentz H. C. Versuch einer mordwinischen Grammatk. «Zeitschrist fur die Kunde des Morgenlandes», Bd 2. Cottingen, 1839. — 359 s.
  123. Widemann F. J. Grammatik der ersa-mordwinischen Sprache nebst einer Kleinen mordwinisch deutschen und deutsch — mordwinischen Worterbuch. -Spb., 1865.-279 s.
  124. С. В. Плодная осень. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989.256 с.
  125. М. Стихт ды поэмат (Стихи и поэмы). Саранск: Морд, кн. изд-во, 1959. — 204 с.
  126. М. Стихи и поэмь!. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1958. -88 с.
  127. Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и русской азбуки. Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1884. — 103 с.
  128. Букварь для мордвы-мокши. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1892. — 55 с.
  129. Букварь для мордвы-эрзи. Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1892. -47 с.
  130. И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Их житейских обрядов, вер, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. -Спб., Тип. Имп. Акад. Наук, 1799. 178 с.
  131. А. И. Былое и думы. // Собр. соч.: В 30 т. Т. 8. М.: Худож. лит., 1956.-С. 240−267.
  132. Н. В. Собр. соч.: В 8 т. Т. 7. М.: Худож. лит., 1984. — 382 с.
  133. М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 27. М.: Худож. лит., 1954. — 424с.
  134. М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 28. М.: Худож. лит., 1954. — 419 с.
  135. Господань минек Исусань Христань Святой Евангелья. Евангелистонь Лукасто. Сёрмадозь эрзянь келсэ. Пг.: Тип. Н. Греча, 1821. — 90 с.
  136. Дорофеев 3. Ф. Собр. соч.: В 2, т. Т. 1. Стихи и песни 1908−1920. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1964. — 218 с.
  137. А. Пици палакст (Жгучая крапива). М.: ГИХЛ, 1930. -58 с.
  138. М. Е. Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии. //Избран, труды. В 5 т. Саранск: Морд. кн. изд-во. 966. Т. 5. — С. 342−348.
  139. М. Е. Избранные труды. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1961. Т. 1. — 384 е.- 1963. Т. 2. — 528 е.- 1965. Т. 4. — 472 е.- 1966. Т. 5. — 552 с.
  140. М. Е. Образцы мордовской словесности: Мокшанские песни. Вып. 1. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1897. — 32 с.
  141. Н. И. Опыты переложения христианских вероучитель-ных книг на татарский и другие инородческие языки в начале текущего столетия. Материалы для истории православного русского миссионерства. Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1883. — 197 с.
  142. Н. И. Переписка о чувашских изданиях Переводческой Комиссии. Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1890. — 204 с.
  143. Н. И. Практические занятия на инородческих языках. -Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1871. 24 с.
  144. Н. И. Система народного и в частности инородческого образования в казанском крае. Казань: Тип. В. 3. Еремеева, 1910. -55 с.
  145. Крещение Руси при святом князе Владимире: В память 900 летия крещения Руси: на эрзянском наречии мордов. яз. Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1888. — 31 е.- 1891. — 32 с.
  146. П. С. Кочказь сочиненият. Колмо томсо. (Избранные сочинения в 3-х томах). Т. 2. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987.311 с.
  147. А. Д. Лажныця Сура. Васенце книга. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1969. — 116 с.
  148. А. Д. Лажныця Cypa. Омбоце книга. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976.-408 с.
  149. А. Д. Лажныця Сура. Колмоце книга. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1987. — 392 с.
  150. И. И. Полное собрание учёных путешествий по России издаваемое Имераторск. АН. Записки путешествия академика Лепёхина. Спб.: Тип. Имп. АН., 1801. — 540 с.
  151. А. С. Стихт (Стихи). Саранск: Морд. кн. изд-во, 1948. — С. 35−36.
  152. Матфейстэ Святой Евангелья: на эрз. языке. Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1882. — 656 с.
  153. Мельников (Печёрский) П. И. Очерки мордвы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. — 136 с.
  154. Мордовский этнографический сборник. /Сост. А. А. Шахматов. -Спб.: Тип. Имп. АН, 1910. 848 с.
  155. Образцы мордовской народной словесности: песни на эрз. и некоторые на мокш. наречии. Вып. 1. /Состав. А. Ф. Юртов. Казань: Тип. губерн. Прав., 1882. — 231 с.
  156. Образцы мордовской народной словесности: Сказки и загадки. Вып. 2. /Сост. А. Ф. Юртов. Казань: Тип. губерн. Правл., 1883. — 308 с.
  157. П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч. 1. Спб., Тип. Имп. АН., 1773. — 116 с.
  158. Покш праздникть: на эрзян, наречии мордов. яз. Казань: Тип. губерн. Правл., 1881. — 37 с.
  159. А. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Худож. лит., 1935. — 637 с.
  160. А. С. Кочказь произведеният. (Избранные произведения на мордовском языке). Саранск: Морд. кн. изд-во, 1940. — 440 с.
  161. А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. //Полн. собр. соч.: В 3 т. Т. 3. М.: Худож. лит., 1952. — 392 с.
  162. П. И. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства 1769 и 1770 году. Спб.: Тип. Имп. АН., 1770. — 189 с.
  163. Салтыков-Щедрин М. Е. Пестрые письма // Собр. соч.: В 20 т. Т. 10. М.: Худ. лит., 1974. — С. 298−312.
  164. Святое Евангелие от Луки: на мокшанском наречии мордовского языка. Казань: Тип. губерн. Правл., 1891. — 94 с.
  165. Святое Евангелие от Матфея: на мокшанском наречии мордовского языка. Казань: Тип. губерн. Правл., 1884. — 87 с.
  166. Святое Евангелие от Матфея. На эрз. наречии мордовского языка. -Казань: Тип. губерн. Правл., 1882. 85 с.
  167. Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна: на эрзя-мордовском языке. Казань: Тип. В. 3. Еремеева, 1910. — 291 с.
  168. Священная история Ветхого Завета: на мокшанском наречии мордовского языка. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1897. — 76 с.
  169. Священная история Ветхого и Нового завета: на эрзянском наречии мордовского языка. Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1883.*- 141 с.
  170. Художественная проза Киевской Руси. М.: Худож. лит., 1957. 253 с.
  171. Paasonen Н. Mordwinische Volksdichtung. Hepavsgegeben und ubersetzt von Paavo Ravila. 1 Band. Helsinki, 1938. — 5091.
  172. Paasonen H. Mordwinische Volksdichtung. Ubersetzt von Kaino Heikkila und Paavo Ravila. V Band. Helsinki, 1977. — 525 1.
  173. Paasonen H. Mordwinische Volksdichtung. Uberse von Kaino Heikkila und Paavo Ravila. VI Band. Helsinki, 1977. — 236 1.
  174. Paasonen H. Mordwinische Volksliteratur. Ubersetzt von Kaino Heikkila. VII Band. Helsinki, 1980.-471 1. ,
  175. Paasonen H. Mordwinische Volksliteratur. Erste Band. Erste Heft. Helssing-issa, 1991.- 237 1.
  176. Paasonen H. Mordwinische Volksliteratur. Erste Band. Zweistes Heft. -Helssingissa, 1894. 225 1.
  177. Paasonen H. Mordwinische Lautlehree Academische Abhanlung. Helsing-fors, 1903. — 384 1.
  178. Stralenberg Philipp Johann. Von Das nord- und ostliche Theil Von Europa und Asia. Stockholm, 1730. — 317 s.
  179. Witsen H. Hoord en oost Tartarye etc. Amsterdam, 1692. — 350 s.1. Авторефераты
  180. И. А. Деятельность М. Е. Евсевьева по развитию мордовского просветительства и национальной школы (90-е годы XIX века -20-е годы XX века): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Н.-Новгород, 1995.- 16 с.
  181. Л. В. Становление и развитие начального образования в мордовском крае во второй половине XIX века начале XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Н.-Новгород, 1996. — 20 с.
  182. Е. Н. Нравственная культура мордовского этноса: Автореф. дис. канд. филос. наук. Саранск, 1994. — 17 с.
  183. Опись дел и документов личного фонда М. Е. Евсевьева, хранящихся в Государственном архиве (далее. ГА) Республики Мордовия.
  184. ГА Республики Мордовия. Ф. 267, оп. 267, д. 10, л. 73.
  185. ГА Республики Мордовия. Ф. 267, оп. 267, д. 10, л. 76.
  186. ГА Республики Мордовия. Ф. 267, д. 1, л.л. 324−325.
  187. ГА Республики Мордовия. Ф. 267, оп. 1, д. 330, л. 6.
  188. ГА Республики Мордовия. Ф. 267, оп. 1, д. 6, л. 6.
  189. ГА Республики Мордовия. Ф. р-546, оп. 1, д. 282, л.л. 48−73.
  190. ГА Республики Мордовия. Ф. р-206, ед. хр. 28, л. л. 73−78.1. ОГЛАВЛЕНИЕ1. Введение.С. 4 -16
Заполнить форму текущей работой