Научно-педагогические основы совершенствования современного литературного образования в национальных группах высшей школы Республики Мордовия
Апробация. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях, семинарах, заседаниях кафедры, в частности на межвузовской зональной научно-практической конференции литературоведов Поволжья (г. Стерлитамак, 25 — 28 сентября 1990 г.), всероссийской научной конференции «Культурные традиции этносов по-волжско-уральского региона и проблемы современного образования» (г… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы литературного образования в педагогическом наследии просветителей мордовского народа
- 1. 1. Просветительская деятельность прогрессивной русской интеллигенции среди мордовского народа и её роль в разработке теоретических основ литературного образования
- 1. 2. Научные основы литературного образования в мордовской школе в педагогическом наследии просветителя М. Е. Евсевьева
- 1. 3. Становление теоретических и педагогических основ литературного образования в национальных группах высшей школы Республики Мордовия
- Глава 2. Научно-педагогические проблемы содержания современного литературного образования в национальных группах вузов Мордовии
- 2. 1. Содержание современного литературного образования студентов в национальных группах вузов Республики: анализ учебного плана, характера учебных программ и пособий по литературным дисциплинам
- 2. 2. Основные принципы и критерии отбора содержания учебного материала по литературному образованию студентов в национальных группах высшей школы Мордовии
- 2. 3. Координация курсов родной и русской литературы в литературном образовании студентов национальных групп вузов республики
- Глава 3. Пути совершенствования практики современного литературного образования студентов в национальных группах вузов Республики Мордовия
- 3. 1. Типология лекционной работы по русской и мордовской литературе
- 3. 2. Активные формы практических занятий по русскому и мордовскому фольклору и литературе
- 3. 3. Специальные курсы и специальные семинары по русской и мордовской литературе и их роль в совершенствовании современного литературного образования студентов
- 3. 4. Пути совершенствования внеаудиторной самостоятельной работы студентов на разных этапах изучения русской и мордовской литературы
Научно-педагогические основы совершенствования современного литературного образования в национальных группах высшей школы Республики Мордовия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное состояние высшего образования в нашей стране, перспективы его обновления делают настоятельной задачу улучшения вузовской подготовки преподавателей-предметников, в том числе учителей родной и русской литературы.
Такая необходимость, на наш взгляд, обусловлена двумя причинами. Во-первых, тем, что современный этап реформирования высшей школы выдвигает повышенные требования к теоретической подготовке учителей, их педагогическому мастерству, компетентности, эрудиции, интеллигентности и общей культуре. Во-вторых, в настоящее время в практике подготовки учителей в вузе имеется ряд серьёзных проблем. Наиболее значительными являются: несоответствие уровня современной подготовки учителей в вузе социальным, экономическим и нравственно-этическим запросам общества и, как следствие, неполное востребование их знанийнедостаточный учёт в существующих учебных планах и программах национально-региональных особенностей системы подготовки учителейвесьма слабая координация деятельности вузовских учёных и учителей-предметниковнедостаточное использование интеграционных возможностей в системе «школа — вуз" — отсутствие должной оперативности в обновлении форм и методов обучения и воспитания в вузенеразработанность в настоящее время стандартов педагогического образования, сопряжённых с государственными стандартами специальностинеудовлетворительный (и всё более снижающийся в последние годы) уровень научно-методического и технического оснащения учебного процесса, сковывающий работу по его качественному улучшению. Учитывая эти и некоторые другие проблемы, нетрудно убедиться в необходимости совершенствования практики литературного образования учителей в вузе, а также способов его реализации.
Историко-теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта работы преподавателей Мордовского университета и педагогического института свидетельствуют о том, что имеются определённые успехи в разработке психолого-педагогических и научно-методических основ современного литературного образования в национальных группах высшей школы. В работах психологов и педагогов С. И. Архангельского, Ф. Н. Гоноболина, В. В. Давыдова, С. И. Зиновьева, Ю. М. Колягина, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, М. Н. Скаткина и методистов В. В. Голубкова,.
A. А. Липаева, Г. И. Беленького, А. И. Ревякина, А. И. Пискунова и других в теоретическом плане рассматриваются вопросы формирования личности учителя литературы, его идейно-мировоззренческой, психолого-педагогической, методической и специальной подготовки в связи с исследованием структуры педагогической деятельности учителя и закономерностями учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте и университете. Проблемы совершенствования подготовки учителя литературы национальной школы, и в частности его профессионально-педагогической, научно-теоретической и практической направленности, исследуются в трудах М. М. Абдувалиевой, Л. С. Айзермана, С. К. Бирюковой, Т. Г. Браже, Н. Н. Вербовой, В. В. Горбунова, В. Ф. Инфатье-ва, Е. В. Квятковского, Д. А. Клумбите, Н. И. Кудряшова, Т. Ф. Курдю-мовой, И. X. Майоровой, К. В. Мальцевой, В. Г. Маранцмана, К. М. Нартова, Н. С. Русиной, 3. С. Смелковой, Н. Н. Светловской, М. И. Стаменовой, Л. В. Тодорова, М. В. Черкезовой, Л. А. Шеймана,.
B. Р. Щербины Г. Н. Волкова, М. К. Енисеева, В. К. Кириллова и других.
Созданы научные группы по проблемам высшего педагогического образования в МГПУ им. В. И. Ленина, МОПИ им. Н. К. Крупской. Значительная работа по совершенствованию системы подготовки и квалификации учителей ведётся в Мордовском государственном университете им Н. П. Огарёва. Так, решением Государственного комитета Российской Федерации по делам науки и высшей школы на базе университета создана научно-методическая секция по координации подготовки преподавательских кадров в университетах страны. Основной ее целью была определена координация научно-исследовательской и учебно-методической работы кафедр, осуществляющих общую и специальную подготовку учителей путем изучения, обобщения и распространения положительного опыта и подготовка на этой основе рекомендаций по совершенствованию учебного процесса и содержания подготовки специалистов.
К настоящему времени в вузе накоплен достаточный опыт и большой фактический материал по совершенствованию системы научно-методической подготовки учителей, в том числе преподавателей русской и мордовской литературы для национальной школы. Однако усиливающийся разрыв между уровнем подготовки учителей и запросами средней школы, реальная угроза возникновения профессиональной некомпетентности, возможность утраты функциональной грамотности и общей культуры специалиста, сложившееся несоответствие содержания образования требованиям сегодняшнего дня и несовершенство методической системы его подготовки, рассчитанной на массовый выпуск, а не на качество, — всё это вызывает необходимость совершенствования системы научно-методической подготовки учителей мордовской и русской литературы, пересмотра комплекса учебно-методических материалов (учебных планов, программ, учебных и методических пособий), форм и технологий обучения. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью подготовки учителей родной и русской литератур нового направления, в основе которого лежит концепция гуманизации и демократизации литературного образования средствами взаимосвязанного изучения русской и мордовской литератур, совершенствование концептуальной модели литературного образования, способствующая эффективной реализации в виде целостной педагогической системы. Попытки совершенствовать учебный процесс на основе локальных изменений в существующей структуре обучения не дает желаемых результатов. Нужна существенная перестройка в системе обучения, создающая необходимые условия для достижения высокой профессиональной подготовки специалистов.
Объект исследования. Научно-педагогические основы подготовки учителей в национальных группах высшей школы в системе вузовского профессионального образования.
Предметом исследования является учебно-воспитательный процесс в национальных группах высшей школы республики, а также система теоретико-методологической и специальной подготовки учителей русской и родной литератур.
Целью исследования является выявление психолого-педагогических условий повышения эффективности подготовки педагогических кадров в национальных группах высшей школы на материале родной и русской литератур, обеспечивающих методологическую, профессионально-предметную направленность учебно-воспитательного процесса в вузе, а также повышающих научно-теоретический и научно-методический уровень обучения, выработку потребностей непрерывного образования.
Цель исследования определила следующую гипотезу, теоретико-педагогическая система подготовки учителей в национальных группах высшей школы, основанная на целостной модели современного литературного образования, обеспечивает оптимальный уровень формирования специалиста-филолога и учителя предметника, способного вести курс как родной, так и русской литературы в их единстве и своеобразии, а главное воспитать специалиста, способного обеспечить целостное эстетическое и педагогическое видение литературного процесса.
В соответствии с данной гипотезой определились следующие задачи исследования:
1) разработать теоретико-методологические основы совершенствования структуры и содержания подготовки учителей в национальных группах высшей школы;
2) выявить психолого-педагогические условия, ориентированные на формирование готовности студентов к осуществлению принципов взаимосвязанного изучения родной и русской литератур в процессе педагогической деятельности;
3) определить приоритетные направления перестройки целостной методологической системы литературного образования будущих учителей мордовской и русской литературы;
4) предложить и апробировать систему педагогических методов и приемов взаимосвязанного изучения русской и родной литератур как условия формирования научно-педагогических основ образования студентов мордовской национальности;
5) осуществить опытно-экспериментальную проверку научно-педагогических рекомендаций исследования.
Методологической основой исследования являются работы дидак-тов средней и высшей школы (Б. С. Гершунского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера и других) по педагогическому прогнозированиюрезультаты исследований психологов и педагогов В. И. Дьяченко, А. Ф. Спирина, В. Д. Шадрикова и других по проблемам совершенствования профессиональной подготовки учителей. Мы опирались на идеи о составе и структуре учения, заложенные в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, И. И. Ильясова, результаты исследований методистов высшей школы, рассматривающих вопросы совершенствования специальной и методической подготовки студентов.
Настоящее исследование носило комплексный характер и потребовало совмещения различных разработанных методических аспектов проблемы с учетом достижений современной литературоведческой науки, в частности, таких методов, как анализ учебных планов, программ, методических и учебных пособий по мордовской и русской литературе для средней и высшей школысобеседование, анкетирование школьников, студентов, учителей, преподавателей университета и институтаметод экспериментальной оценки и обобщения передового педагогического опытаизучение деятельности учителей литературы и анализ качества знаний учащихся и студентов по мордовской и русской литературестатистический методпедагогический эксперимент и др. Выбор методов исследования определялся в соответствии с характером решаемых задач и спецификой изучаемых фактов и явлений литературного образования в национальных группах высшей школы республики.
Исследовательская работа по данной теме проводилась в течении десяти лет (1988 — 1999 г. г.) и велась поэтапно в соответствии с логикой ее развития.
На предварительном этапе (первые 3 года) анализировались состояние литературного образования будущих учителей мордовской и русской литературы, уровень литературной и методологической подготовки студентов национальных групп филологических факультетов университета и педагогического института. Изучались вопросы организации и состояния учебно-воспитательного процесса по мордовской, русской, зарубежной литературе в национальных группах вузов республики, уровень преподавания историко-литературных курсов и специальных дисциплин по литературе. В результате было установлено, что в работе вузов по изучению литературных курсов преобладают экстенсивные методы, подготовка учителей мордовской и русской литературы страдает рядом существенных недостатков: слабая профессионально-предметная на правленность общих курсов, недостаточность усвоения студентами историко-литературных и теоретических понятий, нескоординированность курсов мордовской и русской литературы на разных этапах литературного образования студентов. Например, анкетирование, проведённое в 1991 году, показало, что больше половины студентов второго курса затрудняются в отборе материала при написании курсовых работ по истории мордовской литературы. Уровень теоретической подготовки студентов изучался в ходе зачетно-экзаменационных сессий и посещения занятий по историко-литературным курсам.
На этом этапе проводились исследования по совершенствованию содержания литературного образования и улучшению организации учебно-воспитательной работы литературоведческих кафедр. Работа осуществлялась в ходе подготовки в 1991 году учебных программ по истории мордовской литературы, в научно-методическом совете филологического факультета и университета при подготовке рекомендаций по совершенствованию обучения студентов. Параллельно выявлялся уровень литературной подготовки студентов и учащихся национальных школ в период экзаменационных сессий, педагогических практик, на встречах со студентами во время занятий, при проведении студенческих и школьных олимпиад в школах и вузах республики, в ходе встреч с учителями на курсах в Республиканском институте повышения квалификации работников образования. На данном этапе были намечены общие подходы к совершенствованию системы литературного образования студентов в национальных группах университета и педагогического института.
На основном этапе исследования (последующие 4 года) были разработаны рабочий вариант научно-методических основ литературного образования студентов в национальных группах вузов республики и подходы к его совершенствованию, а также определены пути их реализации в учебных планах и программах по литературе для школ и вузов [168,.
169, 170, 177, 178, 179], учебниках и учебных пособиях по фольклору, литературе и методике их преподавания в университете и педагогическом институте [155, 160, 161]. Всё это позволило на заключительном этапе построить концепцию научно-методических основ литературного образования студентов национальных группах вузов республики, основные положения которой были использованы при пересмотре учебного плана 1996/97 учебного года, в учебных программах по литературе для университета и педагогического института, при подготовке нового варианта программы и государственного образовательного стандарта по родной литературе для 5−11-х классов национальных школ республики, курсов лекций по мордовской и русской литературе.
В это же время проводился обучающий эксперимент, в ходе которого внедрялись рекомендации по усилению профессионально-предметной направленности специальной подготовки, научно-теоретической и практической направленности методологического обучения, повышению научно-методического уровня литературного образования студентов. Наряду с этим исследовались эффективность и результативность различных видов учебной работы по литературе (лекций, практических и семинарских занятий, спецкурсов и спецсеминаров) при подготовке студентов к будущей профессии учителя, а также проводилась работа по активизации познавательной деятельности студентов, использования приобретённых ими навыков самостоятельной и исследовательской работы в ходе учебной и научно-исследовательской работы.
Заключительная стадия эксперимента показала, что устранить недостатки в работе вузов помогут усиление методической, профессионально-предметной, научно-методической и практической направленности литературного образования будущих учителей литературы, переход от экстенсивных методов к интенсивным, к широкой интегративной подготовке учителя литературы на межпредметной основе, а также peaлизация рекомендаций методической комиссии по отходу от дисперсной системы обучения к блочному, комплексному изучению литературных дисциплин (мордовский, русский фольклор, современная мордовская, русская, зарубежная литература и т. д.), по построению преподавания литературных курсов не только в соответствии с логикой собственного предмета, но и подготовки учителя литературы в целом.
На завершающем этапе (последние 3 года) проводилась работа по сбалансированию, обобщению, систематизации научно-методических основ современного литературного образования студентов в национальных группах университета и педагогического института. На основе анализа результатов исследования в учебном процессе, с учетом экспериментальных оценок, опыта работы молодых учителей, а также в соответствии с задачами реформирования образования получена окончательная модель системы литературного образования студентов в национальных группах вузов республики на современном этапе. Она легла в основу вузовских учебных пособий по мордовской и русской литературе, практикума по истории мордовской литературы, введённого в учебный план университета, и подготовленных в Министерстве образования республики экспериментальных программ по мордовской литературе для школ, для студентов университета и педагогического института, а также учебно-методических пособий по спецкурсам [51, 168, 169, 170, 177, 178].
Основное содержание опытно-экспериментальной работы. Была разработана теоретическая система, основанная на взаимосвязанном изучении мордовской и русской литературы, обеспечивающая формирование программ и учебной литературы нового типа. Основной опытно-экспериментальной базой послужили средние школы: Кочкуровская, Большемаресевская, Старошайговская № 1 и № 2, а также Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, в учебные планы которых как равнозначные включаются два курса — мордовская и русская литература.
На защиту выносятся:
1. Теоретико-методологические основы совершенствования структуры и содержания подготовки учителей литературы в национальных группах высшей школы в современных условиях реформирования системы образования;
2. Психолого-педагогические условия, ориентированные на формирование готовности студентов к осуществлению взаимосвязанного изучения родной и русской литератур на практике;
3. Система средств, методов и приемов работы по литературному образованию студентов с учетом их национально-психологических особенностей и региональных условий вузов;
4. Основные принципы формирования содержания современного литературного образования студентов в условиях реформирования вузовского обучения;
5. Уточненный подход к понятию активных методов обучения и разработанные автором предложения по системе таких методов, используемых в процессе литературной подготовки студентов;
6. Приоритетные направления перестройки целостной методологической системы подготовки учителей в национальных группах высшей школы республики;
7. Дидактические условия и средства активизации самостоятельной и творческой работы студентов на разных этапах изучения русской и мордовской литератур.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём на основе комплексного изучения психолого-педагогических, методических и литературоведческих аспектов проблемы разработаны научно-педагогические основы современного литературного образования студентов в национальных группах вузов Мордовии, смоделирована специальная подготовка компетентного учителя мордовской и русской литературы. Построение оптимальной модели системы современного литературного образования студентов университета и педагогического института обеспечивает высокий уровень теоретической подготовки учителей по историко-литературным и специальным курсам. Совокупность теоретических положений исследования и их компетентная реализация в практике работы вузов республики дает возможность решить научно-теоретическую задачу, направленную на подготовку учителей литературы, отвечающих запросам современного этапа развития образования. Выработанные пути решения проблемы определяют новое направление в изучении мордовской и русской литературы в национальных группах высшей школы.
Практическое значение результатов исследования определяется тем, что:
— выдвинутые теоретические положения способствуют разработке и внедрению в практику работы учебно-методических комиссий новые подходы к составлению учебных планов для национальных групп университета и педагогического института, подготовке и внедрению ряда программ по литературным курсам, учебных пособий по литературе, которые были утверждены научно-методическими советами университета и педагогического института, а также Министерством образования республики;
— конкретные рекомендации были широко использованы при разработке дидактических основ новых программ по мордовской литературе для 5−11-х классов средней школы, 1−2-х курсов университета и 1−3-х курсов педагогического института;
— полученные результаты позволяют решать более многосторонне вопросы улучшения качества литературного образования студентов национальных групп вузов республики.
Апробация. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях, семинарах, заседаниях кафедры, в частности на межвузовской зональной научно-практической конференции литературоведов Поволжья (г. Стерлитамак, 25 — 28 сентября 1990 г.), всероссийской научной конференции «Культурные традиции этносов по-волжско-уральского региона и проблемы современного образования» (г. Саранск, 23 — 24 сентября 1993 г.), научной конференции «Мордовское просветительство: истоки, проблемы, направления развития» (г. Саранск, 11 — 12 марта 1994 г.), всероссийских научных конференциях «Духовная культура: проблемы и тенденции развития» (г. Сыктывкар, 11 — 14 мая 1994 г.), «Интеграция региональных систем образования» (г. Саранск, 16 — 18 мая 1995 г.), «История, образование и культура народов Среднего Поволжья» (г. Саранска 13 — 15 марта 1997 г.) международной научной конференции «Перспективные направления развития в современном финно-угроведении» (г. Москва, 18 — 19 ноября 1997 г.), межрегиональной научно-практической конференции «И. Я. Яковлев и проблемы развития системы национального образования» (Ульяновск, 23 — 25 декабря, 1997 г.), а также на Огарёвских чтениях и совещаниях молодых учёных в Мордовском университете (1990 —1997 гг.) и других.
Автор неоднократно выступал перед преподавателями филологических факультетов Мордовского государственного университета и Мордовского педагогического института, учителями школ в Республиканском институте повышения квалификации работников образования с лекциями и докладами о совершенствовании системы литературного образования школьников и студентов национальных групп вузов республики. В исследовании обобщён 10-летний опыт работы автора в вузе, опыт руководства студенческим научным обществом, советом молодых учёных и специалистов университета, секцией национального образования Регионального учебного округа при Мордовском государственном университете, а также опыт работы преподавателей литературоведческих кафедр университета и педагогического института по методике преподавания мордовской, русской и зарубежной литератур в вузах республики.
Результаты исследования нашли отражение в 30 работах, из них 15 учебно-методических пособий, предназначенных для студентов национальных групп вузов республики, а также преподавателей мордовской и русской литературы национальных школ Мордовии. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 260 источников, в том числе 12 на иностранных языках. Общий объём работы 366 страниц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В настоящее время правомерно признать, что в условиях реформирования системы образования и решения задач, связанных с обновлением содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в высшей школе, возникает настоятельная необходимость глубокого научного осмысления вузовской подготовки преподавателей-предметников, в том числе учителей родной и русской литературы.
Ныне действующая система литературного образования университета и педагогического института, рассчитанная на подготовку специалистов широкого профиля, не учитывает требования, предъявляемые практикой к современному учителю национальной школы. Особенность предлагаемой нами системы заключается в том, что она позволяет осуществлять целенаправленную подготовку учителей литературы. В результате проведенной экспериментальной работы мы пришли к выводу, что следует пересмотреть учебные планы, в которых на первое место должны выдвинуться специальные дисциплины по мордовской, русской, зарубежной литературе, литературе народов России, литературоведению и теории литературы за счет радикального сокращения часов на социально-экономические дисциплины или чтения их на литературной основе. Учебные планы должны быть скорректированы и в содержательном плане. Основное внимание в них следует уделить раскрытию творческих принципов, эстетики и поэтики художественных систем, литературных направлений и течений. Они должны готовить студентов к правильному восприятию произведений, основанных на различных философских учениях. Все это будет возможно при условии полной методологической и теоретической перестройки историко-литературных курсов, освобождения их от классово-социологического и естественно-научного подходов к художественному творчеству.
Система занятий по литературным дисциплинам должна строиться с учетом личных качеств, способностей, кругозора, общей культуры и интересов студентов. В связи с этим особую роль в учебном процессе получает принцип индивидуализации. Он предопределяет решающую роль в учебном процессе самостоятельной работы, которая из особой формы учебной деятельности превращается в принцип построения учебного процесса. Не случайно при изучении историко-литературных дисциплин предусмотрены различные виды самостоятельной работы студентов. Кроме того, наше исследование свидетельствует, о том, что вопросы, хорошо освещенные в научной литературе, должны осваиваться студентами самостоятельно.
Важным принципом литературного образования в национальных группах высшей школы республики становится методологический. Это означает, что приоритет получает выработка у студентов общих принципов и норм осуществления литературной деятельности, прежде всего по усвоению и анализу художественных текстов, принадлежащих к разным эпохам и культурам. С этой целью на занятиях по литературным курсам шире следует практиковать дискуссии, диспуты, ролевые игры, где студенты будут выступать защитниками какой-то одной научной концепции. Следует больше внимания уделять воспитанию у них критического отношения к любой теории, навыков рефлективного анализа.
Необходимым принципом обучения в высшей школе выступает проблемный, цель которого воспитание у студентов умения видеть противоречия в научных объяснениях и трактовках тех или иных явлений литературы. Воспитание проблемного мышления способствует освещению истории изучения той или иной поэтической категории, когда оно подается как непрерывный процесс решения проблем, выявляемых в ходе развития науки. Умение видеть проблемы в общепринятых концепциях помогает развитию у студентов критического мышления.
Изучение литературы должно осуществляться на историческом основании, так как события культурной жизни, связаные с определенными социально-историческими обстоятельствами, могут быть поняты лишь в контексте времени. Историзм мышления учителя может быть воспитан лишь при исторической подаче материала, концептуальном — с точки зрения определенной теории — его освещении. Современный педагог должен уметь не только описывать явления литературы, но и раскрывать их сущность, объяснять происхождение. Эти навыки и умения он должен получить в вузе на примере подхода к ним преподавателя. Изучение литературы должно носить системный характер. Она должна подаваться как целостный мир с присущими ему определёнными элементами и связями между отдельными событиями и периодами ее развития. Каждое явление литературы учитель должен видеть в том или ином контексте, в связи с другими фактами, как слагаемое какого-то целого.
В ходе поиска путей углубления подготовки учителей русской и мордовской литературы нужно обратить внимание и на обновление содержания литературного образования студентов:
1) необходимо сократить количество непрофилирующих дисциплин, увеличив при этом часы по историко-литературным курсам и специальным семинарам по русской и мордовской литературе;
2) следует включить в программы, учебники и учебные пособия по литературным курсам вопросы изучения методологии литературы, ее специфики как вида искусства, сравнительно-типологического изучения взаимосвязей и взаимовлияния русской и мордовской литературы;
3) целесообразно пересмотреть принципы и критерии отбора учебного материала по литературе, выдвинуть в число ведущих учет познавательной ценности художественных произведений, значимости их гуманного потенциала, социально-психологических, национальных особенностей студентов и их интересов, степени подготовленности к восприятию литературы, а также принцип профессиональной направленности;
4) надо включать в программы высокохудожественные произведения, наиболее ярко представляющие основные этапы эстетического развития человечества, знакомящие студентов мордовской национальности с тем лучшим, что создано в области литературы на протяжении ее истории. При этом должны сочетаться исторический, современный, национальный и общечеловеческий критерии художественности. Главное место в программах должно быть отведено произведениям, в которых отражаются и утверждаются гуманные ценности общества. При их анализе особое внимание следует уделять рассмотрению идей добра, милосердия, сострадания, справедливости и т. д;
5) важно координировать систему работы преподавателей мордовской и русской литературы для их взаимосвязанного изучения. Реорганизация системы литературного образования в национальных группах вузов республики должна идти в направлении утверждения билингвизма, так как преподаватель, владеющий русским и мордовским языком, является «проводником» эстетической концепции автора и выполняет посредническую миссию между произведениями двух литератур и студентами;
6) необходимо соотносить учебные материалы по русской и мордовской литературе, выявляя в них философско-этические начала, нравственно-эстетические концепции. При изучении произведений русских авторов следует искать понятные, духовно близкие, родственные явления в мордовской литературе, которые в силу психологических ассоциативных законов станут опорными точками для более широкого взгляда на наследие писателей, для пробуждения активного интереса к изучению творчества того или иного художника и литературы в целом. Поэтому преподаватель-русист должен знать мордовскую литературу, а преподаватель мордовской литературы — русскую;
7) ориентировать преподавателей русской и мордовской литературы на сотворчество в плане проведения совместных литературных вечеров, конкурсов и других мероприятий как во время занятий, так и во внеаудиторное время ;
8) в рамках пропедевтического курса русской литературы (1-й курс) и практикума по современной мордовской литературе (2-й курс) следует ввести изучение творчества известных мордовских писателей С. В. Аникина, А. Я. Дорогойченко, М. Т. Петрова, Ф. К. Андрианова, Т. Ф. Якушкина и другихв список для самостоятельного чтения должны быть включены как произведения «программных» писателей, так и новые имена (М. А. Булгаков, В. В. Набоков, Б. Л. Пастернак, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам и другие).
9) в теоретических курсах русской и мордовской литературы необходимо пересмотреть список литературно-критических работ, рекомендованных для текстуального изучения, ввести работы литературоведов последних лет, отражающие новое мышление в области искусства, культуры и литературы.
Понятно, что все это предполагает иные, отличные от традиционных подходы к организации учебно-воспитательного процесса в вузе, а их практическая реализация связана с эффективным поиском методов и приемов литературного образования будущих учителей русской и мордовской литературы.
Проведенный в нашем исследовании анализ показал, что до сих пор в системе высшего литературного образования сохраняется консерватизм не только в содержании, но и в формах и методах обучения. Сложившаяся практика ориентирована главным образом на усвоение знаний, умений и навыков, а не на формирование творчески мыслящего специалиста. Сегодняшняя высшая школа является не столько школой мышления, сколько школой запоминания и воспроизведения информации. Этому подчинено все — от методики проведения занятий до экзаменов. Традиционные подходы к организации учебного процесса вступают в противоречие с требованиями, предъявляемыми к выпускникам в части как теоретической, так и практической подготовки. Достижения литературоведческой науки преподносятся иногда еще не как результат живого движения человеческой мысли, а как статичная совокупность той или иной информации, которую требуется запомнить. Студенты в таком случае не ориентируются на глубокое понимание драматизма и логики развития историко-литературного процесса, без чего не может сформироваться продуктивное творческое мышление. Такая модель обучения литературе наносит непоправимый ущерб развитию личности будущего учителя. Поэтому необходим переход от объяснительно-иллюстративного обучения к проблемному, проблемно-методологическому.
Как содержание, так и методика литературного образования должны быть ориентированы на подготовку высококомпетентного, конкурентеспособного специалиста. С этой целью процесс обучения в вузе следует строить на основе системно-деятельной концепции, которая предполагает замену преимущественно информационной модели обучения подлинной учебной деятельностью. Конечно, в этом случае кардинально меняется роль преподавателя литературы. Он не будет просто передавать информацию, а превращается в организатора и руководителя самостоятельной, учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессионально-практической деятельности студентов.
Таким образом, подготовка современного преподавателя литературы, имеющего свою творческую позицию на методику преподавания литературы в школе, возможна только в результате воздействия на личность студента взаимосвязанной системой аудиторной и внеаудиторной работы. Всё это позволит создать атмосферу творчества, которая сама по себе будет влиять на становление не только литературного образования будущих учителей мордовской и русской литератур, но и его личности, способного творчески адаптироваться к изменяющемуся содержанию общего среднего образования в национальной школе, новому педагогическому мышлению, т. е. способного решать проблемы формирования личности школьника в условиях демократизации и гуманизации общества. А это подтверждает дееспособность нашей гипотезы и достоверность положений, выдвинутых в работе.
Список литературы
- Монографии и сборники научных трудов
- Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография: к вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М.: Наука, 1973. — 112 с.
- Актуальные проблемы совершенствования подготовки учителя сельской школы в пединституте: Межвуз. сб. науч. тр. / Ставроп. гос. пед. ин-т. Ставрополь, 1984. — 196 с.
- Алешкин А. В. Эпос дружбы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985. -182 с.
- Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1989. — 139 с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.- 404 с.
- Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. — 543 с.
- Беззубов В. И. Документы о жизни и деятельности М. Е. Евсевьева. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1950. 160 с.
- Беззубов В. И. М. Е. Евсевьев. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1958. -96 с.
- Беззубов В. И. Научно-педагогическая деятельность М. Е. Евсевьева.- Саранск: Морд. кн. изд-во, 1960. 140 с.
- Белинский В. Г. Полн. собр. соч. В 13 т. Т.5. М.: Худож. лит., 1954. -628 с.
- Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья пятая, 1844.- М.: Худож. лит., 1985. 560 с.
- Белозерцев Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
- Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1940. — 116 с.
- Владимиров Е. В. Обретение традиций. Чебоксары: Чуваш, кн. издво, 1975.- 245 с.
- Вопросы финно-угроведения: Сб. ст. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1975. 212 с.
- Горбунов Г. И. Вешнемань ки лангсо (На пути поисков). Саранск: Морд. кн. изд-во, 1973. — 106 с.
- Горбунов В. В. Поэзия душа народа. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976.- 296 с.
- Гончаров И. А. Мильон терзаний (критический этюд). М.: Худож. лит., 1956. — 43 с.
- Гуляев Н. Н. Два года с Л. Н. Толстым. М.: Сов. писатель, 1973.183 с.
- Давыдова В. В. Философско-психологические проблемы развития народного образования. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
- Документы и материалы по истории Мордовской АССР: В 3 т. Т.З.41. /Под ред. Б. Д. Грекова, В. И. Лебедева Саранск: Морд. кн. изд-во, 1939. — 345 с.
- Документы и материалы по истории Мордовской АССР: В 3-т. Т.2. /Под ред. Б. Д. Грекова, В. И. Лебедева. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1940. — 287 с.
- Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и егоразвитие. М.: Педагогика, 1989. — 159 с.
- Жиганов М. Ф. М. Е. ЕвсевьеВ историк родного края. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. — 120 с.
- Зиновьев С. И. Учебный процесс в советской высшей школе. 2-е изд.
- М.: Высш. шк., 1975. 316 с.
- Зюзин Д. К. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М.: Наука, 1978. — 166 с.
- Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск: Карел, кн. изд-во, 1966. — 181 с.
- Ивашкин В. С. Формирование советской интеллигенции в Мордовии.- Саранск: Морд. кн. изд-во, 1972. 119 с.
- Ильина Т. И. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — 314 с.
- Ильясов И. И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.- 200 с.
- Карпухин О. К., Куценко В. А. Студент сегодня специалист завтра.
- М.: Мол. гвардия, 1983. 144 с.
- Кирюшкин Б. Е. Мордовский советский роман. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1965. — 182 с.
- Клибанов А. И. Русское православие. М.: Политиздат, 1984. — 720 с.
- Конкин С. С. Декабристы братья Веденялины. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1968. — 320 с.
- Конрад Н. И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. — 437 с.
- Кузнецов П., Лашко В. И. Н. Ульянов и просвещение мордовского народа. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. — 168 с.
- Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Наука. Ле-нингр. отд-ние, 1967. — 183 с.
- Культурные традиции этносов поволжско-уральского региона и проблемы современного образования: Тез. науч.-практ. конф. /НИИ нац. проблем образования М.: 1993. — 84 с.
- Ленингр. отд-ние, 1952. 194 с.
- Ломшин М. И. А. Д. Куторкин (Эрямозо ды творчествазо). (А. Д. Куторкин. Жизнь и творчество). Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. -136 с.
- ЛояЯ. В. История лингвистических учений. М.: Наука, 1968. — 121 с.
- Макушкин В. М. Обретение зрелости. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984.-224 с.
- Маскаев А. И. Мордовская народная эпическая песня. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1964. — 440 с.
- Михайлов А. В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. М.: Наука, 1989. — 127 с.
- Народное образование в Мордовской АССР. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1962. -292 с.
- Научное наследие М. Е. Евсевьева и современность: Сб. ст. /Под ред.
- Е. Г. Осовского. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. — 144 с.
- Научно-методические основы проблемного обучения в вузе: Сб. науч.ст. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1988. — 176 с.
- Оптимизация университетского педагогического образования на современном этапе. /Межвуз. сб., науч. тр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. — 143 с.
- Осовский Е. Г. А. Ф. Юртов предтеча мордовского просветительства. /Мордов. пед. ин-та. — Саранск: 1995. — 35 с.
- Очерки истории Мордовской АССР. В 2-х т /Под ред. В. Н. Бочкарё-ва и др. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1955. Т.1. — 570 с.
- Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогический очерк. М.: Педагогика, 1979. — 218 с.
- Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. М.: Худ. лит., 1937. -124 с.
- Просветители и педагоги мордовского края. /Сост. М. Т. Бибин, Е. Г. Осовский. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1986. — 196 с.
- Рыбникова М. А. Избранные труды. М.: Просвещение, 1958. — 568 с.
- Сандина Т. Развитие образование в Мордовии. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1969. — 215 с.
- Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. СПб.: Тип. Имп. Ан., 1869. — 289 с.
- Скаткин Н. М. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 157 с.
- Совершенствование качества университетской подготовки преподавателей. /Межвуз. сб. науч. ст. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1985.- 152 с.
- Совершенствование подготовки учителя в университете: Межвуз. сб. науч. тр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. — 119 с.
- Советский энциклопедический словарь: В 2-х т. Т.1. М.: Наука, 1991.-694 с.
- Сочинение, принадлежащее грамматике чувашского языка. СПб.: Тип. Имп. Ан., 1775. — 127 с.
- Талдин Н. В. Очерки истории мордовской школы. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1956. — 133 с.
- Университетское педагогическое образование: проблемы и перспективы развития. Межвуз. сб. науч. ст. /Под ред. Н. П. Макаркина -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. 86 с.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Просвещение, Т.1. 1953. — 637 с. Т.2. 1954. — 733 с.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. М.- - Л.: Просвещение, 1950. — 213 с.
- Флеровский Н. (Берви В. В.). Положение рабочего класса в России. -М.: 1838.-216 с.
- Черапкин Н. И. В братском содружестве. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1969.- 383 с.
- Черапкин Н. И. Горячее сердце большого друга. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1974. — 228 с.
- Черапкин Н. И. Притоки. М.: Современник, 1973. — 196 с.
- Щербина В. Р. Л. Н. Толстой. Творческий путь. М.: Сов. писатель, 1956.-483 с.
- Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 196 с.
- Яковлев И. Я. Воспоминания. /Сост. О. П. Яковлева и др. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. — 285 с. 1. Статьи
- Алешкин А. В., Ломшин М. И. Оцю хорса вайгялезе кулеви (В общем хоре голос слышится) //Мокша. 1985. — № 3. — С. 17 — 24.
- Ауновский В. А. Краткий этнографический очерк мещеры // Памятная книжка Симбирской губернии. Симбирск, 1869. — С. 68 — 79.
- Багмутов В. П. Митин В. Я. Оценка качества лекции // Высш. обр. в России. 1994. — № 1. — С. 160 — 165.
- Баранов В. Учить творчеству //Вопр. лит. 1983. — № 8. — С. 165 — 170
- Белозерцев Е. П. Русское образование: уроки истории, идеи и принципы //Вест. Высш. шк. 1994. № 5 — 6. — С. 13 -17.
- Володин Н. О чтении лекций в вузах //Учительская газета. 1990. — 29 октября.
- Вулих Н. Классическая филология на прокрустовом ложе (О необходимости изучения классической филологии) //Культура. 1991. — № 15. — 21 декабря.
- Горбунов В. В. Важное средство формирования личности //Русский язык в национальной школе. 1977. — № 3. — С. 66 — 71.
- Гудзий Н. Нужны ли общие курсы? // Лит. газета. 1959. — 11 июня.
- И6. Закон Российской федерации об образовании //Учит, газета. 1992. -4 августа.
- Кавтаськин Л., Радаев В. К. Андрей Ёндолонь творчествадо (О творчестве Андрея Ёндола) // Сятко. 1936. — № 2. — С. 46 — 52.
- Куклин В. Н. Становление высшей школы в Мордовии (19 311 957 г. г.): Первый вуз Мордовии. //Мордовский университет: Исто-рико-хронологический очерк. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. -С. 16−28.
- Мокшин Н. Ф. Сон ульнесь васенце (Он был первым) // Сятко. -1993.-№ 7−8.-С. 61 -68.
- Николаев С. Д. Народное образование в историческом аспекте //Поволжские финны (краткий очерк истории и развития мордовского народа). М.: Изд-во ВНИИМ, 1991. — С. 96 — 97.
- Осовский Е. Г. Очаг просвещения мордовского народа //Солнечный край: Лит.-худ. сб. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1979. — С. 244 — 251.
- Самостоятельная работа студентов //Вестник высш. шк. 1986. — № 10.-С. 38 -42.
- Татуйко А. За реалистический подход //Вопр. лит. 1965. — № 8. С. 160- 163.
- Ушинский К. Д. Родное слово //Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1954. — С. 544 — 562.
- Фёдоров И. Заметки о В. X. Хохрякове и его деятельности среди мордвы // Лит. Мордовия. Саранск. — 1952. — № 6. — С. 251 — 258.
- Шанский H. М. Программа курса «Лингвистический анализ художественного текста» //Анализ художественного текста: Сб. ст. Вып 1. -М., 1975.-С. 111−119.
- Шейман Л. А. Искусство сопряжения художественных культур //Лит. в шк. 1972.-№ 6.-С. 64−71.
- Учебная и методическая литера тура
- Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. вузов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1989. — 139 с.
- Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высш. шк., 1974. 384 с.
- Богданович Я. Методика обучения русскому языку в татарской и башкирской школах. Казань: Казан, кн. изд-во, 1926. — 105 с.
- Богоявлинский Д. И. Краткий курс методики русского языка в эрзя-мордовской школе. /Под. ред. проф. Ф. Ф. Советкина. М.: Учпедгиз, 1935. — 96 с.
- Бокуть В. В., Сокорева С. И. и др. Вузовское обучение (Проблемы активизации). Минск: Университет, 1989. — 109 с.
- Граф В., Вернер С. и др. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 107 с.
- Евсевьев M. Е. Образцы мордовской грамматики. М.: Центриздат СССР, 1929.-446 с.
- Еникеев Г. Русский язык в татарской и башкирской школах I ступени: Метод, пособие с образцами уроков. Уфа: Башкир кн. изд-во, 1934.- 111 с.
- Иванов П. В. Основы школьного краеведения. Петрозаводск: Изд-во Петрозав. гос. ун-та, 1977. — 106 с.
- Киржаева В. П. Принципы обучения русскому языку в мордовской школе (учет особенностей родного языка). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — 96 с.
- Кобзев М. С. Внеаудиторная работа в педагогическом вузе. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1984. — 108 с.
- Мордовская грамматика, составленная на наречии мордвы-мокши Тамбовской семинарии, профессором Павлом Орнатовым. М.: Синод. Тип., 1838. — 106 с.
- Мордовское устное народное творчество: Учеб. пособ. /Под ред. А. В. Алёшкина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1987. — 288 с.
- Мордовской устной народной творчествань коряс хрестоматия (Хрестоматия по «Мордовскому устному народному творчеству») Ч.1. /Сост. Е. И. Чернов, М. И. Ломшин, М. Ф. Ефимова и др. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. 122 с. (на эрз. яз.)
- Мордовскяй устнай народнай творчествать коряс хрестоматия (Хрестоматия по «Мордовскому устному народному творчеству») Ч.2. /Сост. Е. И. Чернов, М. И. Ломшин, М. Ф. Ефимова и др. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. 102 с. (на мокш. яз.)
- Организация самостоятельной работы студентов: Метод, рекомендации. /Сост. В. Е. Осовская. /Мордов. пед. ин-та. Саранск, 1988. -24 с.
- Первоначальный учебник русского языка для мордвы-мокши. Казань: Тип. лит. Имп. ун-та, 1892. — 159 с.
- Первоначальный учебник русского языка для мордвы-эрзи. Казань: Тип. литограф. Имп. ун-та, 1892. — 167 с.
- Русское народно-поэтическое творчество. /Под ред. А. М. Новиковой, А. М. Кокорева. М.: Наука, 1969. — 216 с.
- Русское народно-поэтическое творчество. /Под ред. Н. И. Кравцова. М.: Высш. шк., 1971. — 319 с.
- Самочатова О. Я. Из опыта постановки спецкурса по творчеству И. С. Тургенева в педагогическом институте. М.: Изд-во МГПИ, 1961.-67 с.
- Сборник материалов по преподаванию русского языка в нерусских школах. Ташкент: Узбек, кн. изд-во, 1926. — 128 с.
- Ahlguist А. Versuch einer Mokseha mordwinischen Grammatik nepest Texten und Worterverzeichniss. — Spb., 1861. — 300 1.
- Gabelentz H. C. Versuch einer mordwinischen Grammatk. «Zeitschrist fur die Kunde des Morgenlandes», Bd 2. Cottingen, 1839. — 359 s.
- Widemann F. J. Grammatik der ersa-mordwinischen Sprache nebst einer Kleinen mordwinisch deutschen und deutsch — mordwinischen Worterbuch. -Spb., 1865.-279 s.
- Аникин С. В. Плодная осень. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1989.256 с.
- Безбородое М. Стихт ды поэмат (Стихи и поэмы). Саранск: Морд, кн. изд-во, 1959. — 204 с.
- Безбородое М. Стихи и поэмь!. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1958. -88 с.
- Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и русской азбуки. Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1884. — 103 с.
- Букварь для мордвы-мокши. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1892. — 55 с.
- Букварь для мордвы-эрзи. Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1892. -47 с.
- Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Их житейских обрядов, вер, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. -Спб., Тип. Имп. Акад. Наук, 1799. 178 с.
- Герцен А. И. Былое и думы. // Собр. соч.: В 30 т. Т. 8. М.: Худож. лит., 1956.-С. 240−267.
- Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 8 т. Т. 7. М.: Худож. лит., 1984. — 382 с.
- Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 27. М.: Худож. лит., 1954. — 424с.
- Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 28. М.: Худож. лит., 1954. — 419 с.
- Господань минек Исусань Христань Святой Евангелья. Евангелистонь Лукасто. Сёрмадозь эрзянь келсэ. Пг.: Тип. Н. Греча, 1821. — 90 с.
- Дорофеев 3. Ф. Собр. соч.: В 2, т. Т. 1. Стихи и песни 1908−1920. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1964. — 218 с.
- Дуняшкин А. Пици палакст (Жгучая крапива). М.: ГИХЛ, 1930. -58 с.
- Евсевьев М. Е. Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии. //Избран, труды. В 5 т. Саранск: Морд. кн. изд-во. 966. Т. 5. — С. 342−348.
- Евсевьев М. Е. Избранные труды. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1961. Т. 1. — 384 е.- 1963. Т. 2. — 528 е.- 1965. Т. 4. — 472 е.- 1966. Т. 5. — 552 с.
- Евсевьев М. Е. Образцы мордовской словесности: Мокшанские песни. Вып. 1. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1897. — 32 с.
- Ильминский Н. И. Опыты переложения христианских вероучитель-ных книг на татарский и другие инородческие языки в начале текущего столетия. Материалы для истории православного русского миссионерства. Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1883. — 197 с.
- Ильминский Н. И. Переписка о чувашских изданиях Переводческой Комиссии. Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1890. — 204 с.
- Ильминский Н. И. Практические занятия на инородческих языках. -Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1871. 24 с.
- Ильминский Н. И. Система народного и в частности инородческого образования в казанском крае. Казань: Тип. В. 3. Еремеева, 1910. -55 с.
- Крещение Руси при святом князе Владимире: В память 900 летия крещения Руси: на эрзянском наречии мордов. яз. Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1888. — 31 е.- 1891. — 32 с.
- Кириллов П. С. Кочказь сочиненият. Колмо томсо. (Избранные сочинения в 3-х томах). Т. 2. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1987.311 с.
- Куторкин А. Д. Лажныця Сура. Васенце книга. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1969. — 116 с.
- Куторкин А. Д. Лажныця Cypa. Омбоце книга. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1976.-408 с.
- Куторкин А. Д. Лажныця Сура. Колмоце книга. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1987. — 392 с.
- Лепёхин И. И. Полное собрание учёных путешествий по России издаваемое Имераторск. АН. Записки путешествия академика Лепёхина. Спб.: Тип. Имп. АН., 1801. — 540 с.
- Малькин А. С. Стихт (Стихи). Саранск: Морд. кн. изд-во, 1948. — С. 35−36.
- Матфейстэ Святой Евангелья: на эрз. языке. Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1882. — 656 с.
- Мельников (Печёрский) П. И. Очерки мордвы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. — 136 с.
- Мордовский этнографический сборник. /Сост. А. А. Шахматов. -Спб.: Тип. Имп. АН, 1910. 848 с.
- Образцы мордовской народной словесности: песни на эрз. и некоторые на мокш. наречии. Вып. 1. /Состав. А. Ф. Юртов. Казань: Тип. губерн. Прав., 1882. — 231 с.
- Образцы мордовской народной словесности: Сказки и загадки. Вып. 2. /Сост. А. Ф. Юртов. Казань: Тип. губерн. Правл., 1883. — 308 с.
- Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч. 1. Спб., Тип. Имп. АН., 1773. — 116 с.
- Покш праздникть: на эрзян, наречии мордов. яз. Казань: Тип. губерн. Правл., 1881. — 37 с.
- Пушкин А. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Худож. лит., 1935. — 637 с.
- Пушкин А. С. Кочказь произведеният. (Избранные произведения на мордовском языке). Саранск: Морд. кн. изд-во, 1940. — 440 с.
- Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. //Полн. собр. соч.: В 3 т. Т. 3. М.: Худож. лит., 1952. — 392 с.
- Рынков П. И. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства 1769 и 1770 году. Спб.: Тип. Имп. АН., 1770. — 189 с.
- Салтыков-Щедрин М. Е. Пестрые письма // Собр. соч.: В 20 т. Т. 10. М.: Худ. лит., 1974. — С. 298−312.
- Святое Евангелие от Луки: на мокшанском наречии мордовского языка. Казань: Тип. губерн. Правл., 1891. — 94 с.
- Святое Евангелие от Матфея: на мокшанском наречии мордовского языка. Казань: Тип. губерн. Правл., 1884. — 87 с.
- Святое Евангелие от Матфея. На эрз. наречии мордовского языка. -Казань: Тип. губерн. Правл., 1882. 85 с.
- Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна: на эрзя-мордовском языке. Казань: Тип. В. 3. Еремеева, 1910. — 291 с.
- Священная история Ветхого Завета: на мокшанском наречии мордовского языка. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1897. — 76 с.
- Священная история Ветхого и Нового завета: на эрзянском наречии мордовского языка. Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1883.*- 141 с.
- Художественная проза Киевской Руси. М.: Худож. лит., 1957. 253 с.
- Paasonen Н. Mordwinische Volksdichtung. Hepavsgegeben und ubersetzt von Paavo Ravila. 1 Band. Helsinki, 1938. — 5091.
- Paasonen H. Mordwinische Volksdichtung. Ubersetzt von Kaino Heikkila und Paavo Ravila. V Band. Helsinki, 1977. — 525 1.
- Paasonen H. Mordwinische Volksdichtung. Uberse von Kaino Heikkila und Paavo Ravila. VI Band. Helsinki, 1977. — 236 1.
- Paasonen H. Mordwinische Volksliteratur. Ubersetzt von Kaino Heikkila. VII Band. Helsinki, 1980.-471 1. ,
- Paasonen H. Mordwinische Volksliteratur. Erste Band. Erste Heft. Helssing-issa, 1991.- 237 1.
- Paasonen H. Mordwinische Volksliteratur. Erste Band. Zweistes Heft. -Helssingissa, 1894. 225 1.
- Paasonen H. Mordwinische Lautlehree Academische Abhanlung. Helsing-fors, 1903. — 384 1.
- Stralenberg Philipp Johann. Von Das nord- und ostliche Theil Von Europa und Asia. Stockholm, 1730. — 317 s.
- Witsen H. Hoord en oost Tartarye etc. Amsterdam, 1692. — 350 s.1. Авторефераты
- Зеткина И. А. Деятельность М. Е. Евсевьева по развитию мордовского просветительства и национальной школы (90-е годы XIX века -20-е годы XX века): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Н.-Новгород, 1995.- 16 с.
- Кудаева Л. В. Становление и развитие начального образования в мордовском крае во второй половине XIX века начале XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Н.-Новгород, 1996. — 20 с.
- Ломшина Е. Н. Нравственная культура мордовского этноса: Автореф. дис. канд. филос. наук. Саранск, 1994. — 17 с.
- Опись дел и документов личного фонда М. Е. Евсевьева, хранящихся в Государственном архиве (далее. ГА) Республики Мордовия.
- ГА Республики Мордовия. Ф. 267, оп. 267, д. 10, л. 73.
- ГА Республики Мордовия. Ф. 267, оп. 267, д. 10, л. 76.
- ГА Республики Мордовия. Ф. 267, д. 1, л.л. 324−325.
- ГА Республики Мордовия. Ф. 267, оп. 1, д. 330, л. 6.
- ГА Республики Мордовия. Ф. 267, оп. 1, д. 6, л. 6.
- ГА Республики Мордовия. Ф. р-546, оп. 1, д. 282, л.л. 48−73.
- ГА Республики Мордовия. Ф. р-206, ед. хр. 28, л. л. 73−78.1. ОГЛАВЛЕНИЕ1. Введение.С. 4 -16