Влияние системы Интернета на психо-семантическое пространство пользователя
И в самом деле, за последнее десятилетие появилось некоторое количество, как отечественных, так и зарубежных, теоретических и экспериментальных исследований, посвященных этой проблематики (А. Е. Войскунский, Ю. Д. Бабаева, А. Жичкина, О. Н. Арестова, Greenfield D. N., Surratt С., Young К. S. и др.). Однако следует отметить, что предметно эти исследования группируются вокруг частных проблем… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические проблемы исследования системы «человек-Интернет»
- 1. Глобальнаять как механизм обратнойязи в системе «человек-Интернет»
- 2. Теоретические представления о взаимодействии системы «человек-машина»
- 2. 1. Психология компьютеризации
- 2. 2. Исследования 90-х годов XX века
- 3. Проблемы изучения оценочного отношения к
- Интернет-зависимости и компьютерным играм
- 3. 1. Изучение оценочного отношения к феномену
- Интернет-зависимости
- 3. 2. Компьютерные игры
- Глава II. Экспериментальное исследование особенностей психо-семантических значений понятия Интернет
- 1. Планирование и проведение эксперимента
- 2. Результаты эксперимента и их анализ
Влияние системы Интернета на психо-семантическое пространство пользователя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современную ситуацию, сложившуюся в нашей стране, можно охарактеризовать как нестабильную не только в экономическом и политическом, но и в психологическом плане. Человек стоит перед необходимостью реагировать на динамично меняющиеся условия жизни. Все возрастающие разнообразные информационные потоки являются не только важными ресурсами, но и зачастую выступают в качестве стрессогенного фактора, приводя к неврозам и дезориентации. На данном этапе социокультурного развития человек сталкивается с задачей всеобщей интеграции информационных технологий.
Феномен Интернета представляет собой уникальное виртуальное пространство, которое во многих отношениях являет собой качественный прорыв по сравнению со своими предшественниками. Этот феномен, по своей масштабности и потенциалу, является уникальным. В определенной степени Интернет настолько приблизился к той сфере, где растворяется расстояние, насколько это вообще возможно для изобретенных человеком технологий. С точки зрения пространства, Интернет стирает огромные расстояния, разделяющие народы. С точки зрения времени, информация, хранящаяся в цифровом виде, практически не подвержена влиянию тех сил, которые разрушают материальные средства информации.
С одной стороны, трудно представить современную жизнь без существования этой новой информационной среды. Она пронизывает все области жизни, начиная от телекоммуникаций, образования, экономики, безопасности, науки и пр. С другой стороны существует неоднозначное отношение к этому феномену. От полного отказа, «демонизации» Интернета, до t восторженной его «фетишизации». В этой связи перед психологической наукой встает реальная теоретическая и практическая проблема изучения этого феномена, его роли в жизни человека, его силы и ограничений, последствий его воздействия.
Объясняется это тем, что за последние несколько лет Интернет и WWW превратились в чрезвычайно существенный фактор индивидуального и общественного развития. Исследовательская деятельность в данной области, на сегодняшний момент, носит не целостный характер, не будучи привязанной к конкретному разделу психологической науки. Так, например, психология.
Интернета изучается с позиций психологии сознания, этнической, когнитивной, социальной, возрастной, педагогической психологии, психологии личности, клинической психологии, тендерной психологии, психологии труда и др., т. е. существующие на сегодняшний момент исследования носят частичный, фрагментарный характер.
Интернет, который включает в себя все многообразие служб, представляет несомненный интерес для ученых в социальной области научного знания. Например, в Интернете не существует какой-либо ограничивающей политики, также как нет и каких-то особых условий для доступа к узлам.
• коммуникации. В широком смысле Интернет видится как пространствокиберпространство, где каждый пользователь несет ответственность за свои действия.
При всей своей неоднозначности Интернет все больше входит в жизнь людей во всем мирев нашей стране реальный рост численности пользователей Интернета происходит чрезвычайно быстро, опережая многие прогнозы сделанные совсем недавно. Вне зависимости от реальной включенности, «близости» Интернета, он входит в жизни людей опосредовано: СМИ, бюрократические системы, общение, обучение. Этот факт также вынуждает психологов уделить пристальное внимание относительно новому объекту исследования.
И в самом деле, за последнее десятилетие появилось некоторое количество, как отечественных, так и зарубежных, теоретических и экспериментальных исследований, посвященных этой проблематики (А. Е. Войскунский, Ю. Д. Бабаева, А. Жичкина, О. Н. Арестова, Greenfield D. N., Surratt С., Young К. S. и др.). Однако следует отметить, что предметно эти исследования группируются вокруг частных проблем, специфически отражающих многомерную реальность Интернетапричем эти проблемы специфичны именно для пользователей Интернета. Например, есть исследования посвященные использованию Интернета в образовании, работы связанные с реальными или воображаемыми угрозами от использования Интернета, особенностям связаным с идентификацией личности в этом пространстве и пр. Особую ценность, с нашей точки зрения, имеет изучение различий представлений восприятия Интернета между пользователями и непользователями, причем в субъективно-личностном аспекте. Вне зависимости является человек пользователем или непользователем, отношение к Интернету и представление о нем, существует у всех групп населения, причем оно различно. В этой связи мы сформулировали цель работы.
Цель работы: выявить особенности психо-семантических значений понятия Интернет у различных групп (пользователей и непользователей).
Данная цель подразумевает решение следующих задач:
1. Выявить и обосновать теоретические и методические принципы изучения системы «человек-Интернет».
2. Выявить ключевые компоненты понятия Интернет у двух групп (пользователей и непользователей) испытуемых.
3. Выявить различия в психо-семантических значениях понятия.
Интернет и его основных компонентов у пользователей и непользователей.
4. Сформулировать принципы и основные подходы оптимизации процесса обучения использования Интернета.
Гипотеза исследования состоит в том, что.
— психо-семантические значения понятия Интернет существенно различаются в зависимости от степени включенности человека в систему «человек-Интернет»;
— для пользователей Интернет выступает как виртуальная реальность, как пространство встречи смыслов, органично отражающим внутренний мир человека;
— для непользователей Интернет представляется механистической, технологической, сверхсложной реальностью.
В качестве объекта исследования выступают люди от 17 до 37 лет, в различной степени «включенные» в Интернет. Важно отметить, что говоря о степени включенности пользователей, речь идет о субъективном критерии, о самоопределении испытуемых.
Предметом нашего исследования являются психо-семантические значения понятия Интернета у различных групп испытуемых.
В настоящем исследовании были применены следующие методы и методики: анкетирование, интерьвьюирование, метод семантического дифференциала (Ч. Осгуда), метод беседы и самоотчетов, метод наблюдениякластерный анализ, непараметрические методы выявления уровня значимости различий и — критерий Манна-Уитни, выявление корреляционных связей, вычисление средних значений, мод.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась использованием взаимодополняющих методов и методик, адекватных цели и задачам исследования, а также достаточным количеством выборки испытуемых, применение статистических методов обработки материала.
Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в данной работе Интернет рассматривается как пространство встречи смыслов, как виртуальная реальность. Так же впервые взаимодействие с Интернетом выступает в качестве механизма обратной связи в системе «человек-Интернет», опосредуя осознание внутреннего мира человека, его общение и пр. Экспериментально выявлены ключевые компоненты понятия Интернетасуществующие различия между психо-семантическими значениями пользователей и непользователей относительно понятия Интернета и его основных компонентов.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что выявленные различия в психо-семантических значениях пользователей и непользователей Интернета могут быть полезными в процессе обучения, для снятия состояния тревожности и страха перед использованием новой информационной технологии, для формулирования методических рекомендаций при освоении навыков работы в Интернете. Новый взгляд на взаимодействие системы «человек-Интернет» как механизма обратной связи способен помочь по-иному понять и осмыслить, то воздействие, которое оказывает Интернет на человека.
Положения выносимые на защиту:
1. Взаимодействие субъекта с Интернетом выступает в качестве механизма обратной связи, опосредуя процесс самопознания и самореализации человека.
2. Основными содержательными характеристиками психосемантического значения понятия Интернет являются понятия Информация и Общение.
3. Особенностью различий в психо-семантических значениях у пользователей и непользователей, связанных с феноменом Интернета является фактор Структурности, который наиболее ярко выражается дихотомией упорядоченный-хаотичный.
4. Существующие различия в психо-семантических значениях понятия Интернета у пользователей и непользователей адекватно описываются в виде двух дихотомичных моделей. Для пользователей Интернет представляется живой, органичной моделью. Для непользователей Интернет представляется механистичной, технологичной, сверхсложной моделью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Подводя итог нашего исследования, необходимо отметить все возрастающий интерес к выбранной нами теме — влиянию новой информационной технологии — Интернета на человека. Эта проблема лежит на пересечении интересов многих отраслей науки — психологии, социологии, философии, физиологии и др. Сложность проблемы обусловлена сложностью и неоднозначностью трактовок самого феномена Интернета, различных психических феноменов, сопряженных с процессом использования Интернета. Одним из наиболее спорных моментов во взаимодействии с Интернетом является возникновение Интернет-аддикции.
Применение целостного подхода в нашей работе и рассмотрение взаимодействия в системе «человек-Интернет» как механизма обратной связи позволило глубже проникнуть в суть возникающих трудностей и противоречий, увидеть это взаимодействие в новом аспекте, как дающее возможность для самопознания и самореализации человека.
Исходя из предпринятого нами анализа литературы и экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:
1. Принцип обратной связи является адекватным для рассмотрения взаимодействия в системе «человек-Интернет" — этот принцип позволяет глубоко понять природу данной системы, сложным образом опосредующую самопознание и самореализацию человека, вскрыть психологические особенности ее функционирования.
2. В отличие от сложившейся тенденции в психологических исследованиях Интернета, ограничивающихся одним элементом этой системы (только пользователи, отвечающие пользователи, инициативная выборка). Мы полагаем наиболее продуктивным применение методологического принципа целостного и системного подхода.
3. Основными составляющими характеристиками понятия Интернет являются понятия Информация и Общение.
4. Психо-семантические значения о понятии Интернет различаются между двумя полярными группами: опытными пользователями и непользователями. Так для опытных пользователей понятие Интернет более соответствует природной, органичной модели мира. Представления непользователей о понятии Интернет характеризуются практицизмом, целеустремленностью, механистичной моделью.
5. Понятийное пространство «Информации в Интернете» в значительной степени пересекается с понятием Интернет у обеих групп пользователей. И при этом существует некоторое различие. Так опытным пользователям Информация в Интернете представляется немного сильной, средне кратковременной и немного логичной. А для непользователей понятие Информация в Интернете, является максимально сильным, максимально длительным и средне логичным.
6. Семантическое пространство понятия «Общение в Интернете» слабо коррелирует с понятием Интернет.
7. Существуют различия психо-семантических значений понятия Интернет и его основных компонентов: Информации и Общения у пользователей и непользователей.
8. Важным фактором в понятии Интернет является фактор Структурности, который наиболее ярко выражается дихотомией упорядоченный-хаотичный.
Таким образом, основные положения выдвинутой нами гипотезы можно считать подтвердившимися в ходе исследования.
Список литературы
- Александров Ю. И. Основы системной психофизиологии // Современная психофизиология / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра, 1999
- Александров Г. Н., Белогуров А. Ю. Математические методы в психологии и педагогике. Владикавказ. Алания, 1997
- Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т.1), СПб: «Изд-во ДНК», 2000
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988
- Анохин П. К. Теория функциональной системы как основа для понимания компенсаторных процессов организма // Вопросы восстановления психофизиологических функций: Уч. записки МГУ. Психология / Под ред. С. Л. Рубинштейна. М., 1947. Вып. 111. Т. 2
- Анохин П. К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Вопр. психол. 1974. № 4
- Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
- Анохин П. К. Избр. труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
- Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980.
- Анохин П.К. Идеи, ради которых я живу// Петр Кузьмич Анохин: Воспоминания современников, публицистика. М., 1990
- Аренсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Пер. с англ. М. А. Ковальчука под ред. В. С. Магуна, М.: Аспект Пресс, 199 912