Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема «либерального равенства» в концепции Рональда Дворкина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Алексеева T.A. Либерализм как политическая идеология// Полития.2000 — № 1- Алексеева Т. А. Проблемы политической философии. М. Издательство Института философии АН СССР, 1991; Алексеева T.A. Справедливость: Морально — политическая философия Джона Роулса. М. Наука, 1992; Баталов Э. Я. Противоречия современного американского капитализма и идейная борьба с США. М. Наука, 1990; Бурлацкий Ф. М. Диалоги… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. «Теория равенства» в политической философии Рональда Дворкина
    • 1. Два понимания равенства Р. Дворкина
    • 2. Концепция «равенства ресурсов» в теории Р. Дворкина
    • 3. Политическая деонтология Р. Дворкина: равенство и справедливость
  • Глава 2. Проблема «либерального равенства» в контексте пространства свободы
    • 1. «Равенство в свободе» Р. Дворкина
    • 2. Правовая «нейтральность» и принципы свободы
    • 3. Политическая антропология Р. Дворкина: власть и либеральное общество

Проблема «либерального равенства» в концепции Рональда Дворкина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Долгое время в научно-политических исследованиях господствовала, и достаточно обоснованно, точка зрения, согласно которой понятие «равенство» — центральная категория политической теории социализма, в отличие от либеральной теории, в которой исходным системообразующим концептом выступала категория «свободы».

Социально — политические изменения второй половины двадцатого столетия изменили содержание и «размыли» границы этих понятий. Различные аспекты концепции «свободы» стали занимать все большее место, получать все большее значение в социалистических теориях, соперничая с ценностями равенства. С другой стороны, само теоретическое пространство категории равенства все активнее осваивалось новой волной либерализма.

Наметилась тенденция очень важного «сдвига» внутри либеральной парадигмы: «свобода» перестала быть всеопределяющей ее категорией, ослабла система иерархии либеральных ценностей. На место «иерархии» пришла система «плюрализма», в которой важнейшие ценности постепенно превращались из «соподчиненных» в «сопряженные». В результате в лоне либеральной мысли начали возникать новые теории, или получать новое «звучание» старые, активно интегрирующие равенство в либеральную сферу. Одной из них стала теория американского политического философа и юриста Рональда Дворкина, которому, по общему признанию, принадлежит приоритет в оформлении развернутой концепции особого типа равенства- «либеральное равенство».

Рональд Дворкин (род. 1931) — американский политический философ и юрист, который предложил оригинальную политическую концепцию «либерального эгалитаризма» в системе которой понятия равенства, свободы и личной ответственности не находятся в непреодолимом конфликте, но, решая разные задачи, дополняют, а подчас и взаимозаменяют друг друга. Такое «сопряжение», основанное на принципах толерантности и плюрализма, во — многом составляет фундамент современной либеральной практики.

Концепция Дворкина оказала значительное влияние на различные направления либеральной теории, эгалитаризм в которых стал определяющей характеристикой. Отличительной чертой этой концепции было то, что свобода и равенство не являются независимыми друг от друга, но скорее представляют собой различные аспекты одного политического идеала, сопряженные понятиями единого концептуального «поля». Подобное методологическое положение лежит в основе многих современных либеральных концепций и позволяет представить либерализм в качестве последовательного политического идеала. Это актуально и для современной российской демократии, которая находится сегодня в состоянии выбора собственной конкретной политической модели. Думается, знакомство с основными идеями философа, раскрытие его места в пространстве политической мысли, будет способствовать освоению ценностей равенства, что вызовет интерес не только к теоретическим положениям современного либерализма, но и к нахождению решений конкретных проблем через призму либеральной теории. Степень разработанности темы.

Теоретической основой данного исследования послужили идеи и концептуальные положения Рональда Дворкина, отечественных и зарубежных авторов по проблеме «либерального равенства», широко дискутируемые на страницах научных журналов, в статьях и книгах ряда зарубежных и отечественных исследователей. < Проблема «либерального равенства» получила освещение во многих работах ученого1.

Работы приведены в хронологической последовательности: Dworkin R. Taking rights seriously. London: Duckworth, 1977; Dworkin R. Liberalism// Public and Private Morality/ Ed. Hampshire S.Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1978; Dworkin R. What is Equality. Parti: Equality of Welfare. Philosophy and Public Affairs, 10. Summer 1981; Dworkin R. What is Equality. Part 2: Equality of Resources. Philosophy and Public Affairs, 10. Fall 1981; Dworkin R. In Defence of Equality// Social Philosophy and Policy.1983, Vol.1.Dworkin R. A Matter of Principle. London: Harvard Univ. Press, 1985; Dworkin R. Can A liberal State Support Art? / R. Dworkin// Dworkin R. A Matter of Principle/.Dworkin R. — London: Harvard Univ. Press, 1985;Dworkin R. Is Wealth a Value? / R. Dworkin// Dworkin R. A Matter of Principle/.Dworkin R. — A Matter of Principle. London: Harvard Univ. Press, 1985; Dworkin R. Liberalism. / R. Dworkin // Dworkin R. A Matter of Principle/.Dworkin R. — A Matter of Principle. London: Harvard Univ. Press, 1985; Dworkin R. The Original Position.// Reading Rawls.: Ed. by Norman Daniels. New York: Basic Books, 1975; Dworkin R. What Justice Isn’t./ R. Dworkin // Dworkin R. A Matter of Principle/.Dworkin R. — A Matter of Principle. London: Harvard Univ. Press, 1985; Dworkin R. Why Efficiency./ R. Dworkin// Dworkin R. A Matter of Principle/.Dworkin R. — A Matter of Principle. London: Harvard Univ. Press, 1985; Dworkin R. Why Liberals Should Care about Equality ./R.Dworkin// Dworkin R. A Matter of Principle/.Dworkin R. — A Matter of Principle. London: Harvard Univ. Press, 1985; Dworkin R. Law’s empire/ R. Dworkin — Cambridge (Mass.): Harvard Univ. Press. 1985; Dworkin R. Sovereign Virtue: The Theory and Practice of Equality. Cambridge MA.: Harvard Univ. Press, 2000; Dworkin R. Liberty and Rights/ R. Dworkin// Dworkin R. Taking rights seriously./ Dworkin R. — Duckworth, L.1994.

Образование юриста и политического философа позволило Рональду Дворкину представить оригинальный взгляд на понимание политических дисциплин и работ2. Основные работы ученого и политического исследователя, большинство из которых до сих пор не переведены на русский язык, представляют собой как исследование ключевых категорий либерализма, так и основных идеологических концептов в духе позитивистской структуры права.

В 1977 году автор публикует свою первую монографию «Серьезное отношение к правам"3, представленную рядом статей, где, наряду с другими положениями, выдвигает концепцию, которую он позднее называет «равенством ресурсов. В ряде статей и монографий второй половины 1970;х — начала 1980;х гг, вызвавших так наз. дискуссию «Равенство чего?» Дворкин переосмыслил и заново определил для себя конституирующее ядро либеральных идей, в основе которых находится идея «либерального равенства"4. Закрепление либеральных позиций ученого нашло отражение в работе «Дело принципа» (1985)5, в которой философ подверг жесткой критике представителей научной представителей телеологического утилитаризма с.

2 Труды Рональда Дворкина во многом свидетельствуют о нем, не только как о крупном теоретике, но практике — политологе, философе и юристе, успешно сочетающем академическую деятельность с практической работой в области политологии и права. Рональд Дворкин родился в 1931 году в Вустере, шт. Массачусетс, в США. Окончил Гарвардский и Оксфордский университеты, где получил степени бакалавра. Затем посещал Гарвардскую школу права и работал помощником судьи в апелляционном суде США. В эти годы Дворкин успешно сочетает теоретическую и практическую деятельность. Так, работая в юридической компании Салливан и Кромвель, расположенной в Нью-Йорке, Дворкин вместе с тем получает звание профессора права в Йельском университете, где продолжает свою научную деятельность на кафедре права.

В 1969 году ученого приглашают работать в Оксфордский университет, где ранее же преподавал другой не менее известный мыслитель ГЛ.А.Харт. Проработав на кафедре философии, Дворкин перешел на работу в университет Лондона и параллельно начал преподавательскую практику в НьюЙоркском Университете, где он до сих пор ведет курс семинаров с со своим известным коллегой, политическим философом Томасом Нагелем.

3 Dworkin R. Taking rights seriously. London: Duckworth, 1977.

4Dworkin R. Social Sciences and Constitutional Rights // The Educational Forum, XLI, 1977, March. Dworkin R.

Liberalism// Public and Private Morality/ Ed. Hampshire S.Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1978; Dworkin R. What is Equality. Parti: Equality of Welfare. Philosophy and Public Affairs, 10. Summer 1981; Dworkin R. What is Equality. Part 2: Equality of Resources. Philosophy and Public Affairs, 10. Fall 1981; Dworkin R. In Defence of Equality.// Social Philosophy and Policy. 1983, Vol.l.№-.Dworkin R. A Reply by Ronald Dworkin. In M. Cohen, ed. Ronald Dworkin and Contemporary Jurisprudence (Totowa, NJ: Rowman and Allanheld, 1984. 3 Dworkin R. A Matter of Principle. London: Harvard Univ. Press, 1985. одной стороны и эгалитарного утилитаризма с другой. В ходе этой критики, особенно в статьях «Либерализм», «Почему эффективность?», «Является ли богатство ценностью"6 он стал проводить идею дистрибутивного равенства, в основе которого находится понимание того, что к индивидам должны относиться равным образом, возможное лишь тогда, когда жизни каждого человека предоставлен равный набор ресурсов, которым обладает и которое оценивает общество.7 Однако равный набор ресурсов как раз и может быть определен только в ходе распределения, поскольку оно должно быть «чувствительным, насколько это возможно к выбору различных людей в определении их собственных планов и проектов.

В появившейся в 2000 году книге «Sovereign Virtue: The theory and Practice of equality"8 концепция либерального равенства находит свое закрепление. В ней автор выдвигает несколько ключевых положений, в основе которых лежат принципы равной ответственности всех людей за процветание общества, а также равной доли ответственности каждого за индивидуальное процветание в обществе. Эти принципы формируют главное основание равенства — отношение к людям как к равным, что означает, что каждый человек имеет право на равную заботу и уважение.

Проблема «либерального равенства» Рональда Дворкина нашла отражение в ряде работ зарубежных исследователей. Прежде всего, обращает внимание монография Стивена Геста «Рональд Дворкин"9, в которой представлены основные положения концепции, развернутая критика Дворкиным равенства благосостояния и анализ выдвинутого им варианта равенства, который философ назвал «равенством ресурсов». Автор пытается проникнуть в творческую лабораторию мыслителя, показать каким образом личные установки ученого-юриста коррелируют основаниям либерализма ученого политического философа10.

6 Dworkin R. Why Efficiency./ R. Dworkin// D work in R. A Matter of Principle/.Dworkin R. — A Matter of Principle. London: Harvard Univ. Press, 1985;Dworkin R.Liberalism. / R. Dworkin // Dworkin R. A Matter of Principle/.Dworkin R. -A Matter of Principle. London: Harvard Univ. Press, 1985; Dworkin R. Is Wealth a Value? / R. Dworkin// Dworkin R. A Matter of Principle/.Dworkin R. — A Matter of Principle. London: Harvard Univ. Press, 1985.

7 Dworkin R. A Matter of Principle. London: Harvard Univ. Press, 1985, p.273.

8 Dworkin R. Sovereign Virtue: The Theory and Practice of Equality. Cambridge MA.: Harvard Univ. Press, 2000. Guest S. Ronald Dworkin. Stanford: Stanford University Press. 1991.

10 Второе издание книги было выпущено в 1997 году.

Важным шагом в исследовании проблемы «либерального равенства» стала книга Джерри Коэна «Если ты эгалитаринец, почему ты настолько богат?"11. Профессор политической теории в Оксфорде Джерри Коэн выявляет основные дискуссионные аспекты проблемы, справедливо обозначая вопрос «свободного выбора» и «объективных обстоятельств» как ключевой в философии Дворкина. В анализе проблемы, начатой еще в статье «О ценности эгалитарной справедливости» в 1989.

1 «У году в научном журнале «Этика», и продолженной в этой монографии Коэн раскрывает основные механизмы, при помощи которых Дворкин пытается «увязать» категории «равенство» и «свобода» в рамках одной политической концепции. Коэн справедливо отмечает, что деонтологические основания работ философа помогают глубже понять гносеологические процедуры познания морали и на протяжении всей работы отмечает важность первичных благ, как отправной точки построении аргументации теории.

В этой связи хотелось бы отметить книгу Иэна Шапиро «Моральные основания политики"13, который, причисляя Дворкина к сторонникам ресурсисткого подхода, исследует проблему «общественного договора», как основу аргументации философа. По мнению Шапиро, Дворкин, как и Роулс, рассматривая проблему справедливости в контексте «либерального плюрализма», выстраивает систему прав и свобод, которыми наделяются все индивиды в ходе подписания «гипотетического соглашения». И хотя причины подписания соглашения двух политических философов не совпадают, Дворкин во многом развивает идеи теоретика современного политического либерализма Джона Роулса.

В свое время на Дворкина большое влияние оказали идеи Г. X.JI. Харта, Б. Уильямса, И. Берлина, и это подчеркивает современный британский исследователь Дж. Грей. В своей книге «Поминки по просвещению"14, политический философ рассматривает теорию «либерального равенства» в контексте «агонального плюрализма» ценностей. По мнению Грея для теории Дворкина характерна определенная «нейтральность», обеспеченная в первую очередь отношением к.

Cohen G.A. If You’re an Egalitarian, How Come You’re So Rich? Harvard University Press.2000.

12 Cohen G.A. On the currency of egalitarian justice// Ethics. VoI.99.№ 4 (July 1989).

13 Шапиро И. Моральные основания политики. М. Университет. Книжный Дом.2004.

Грей Дж. Поминки по просвещению. Политика и культура на закате современности. М.2003 проблеме политики и морали с точки зрения права. Однако общий корпус права должен быть дополнен рядом индивидуальных прав, которые предоставляют людям отдельные свободы, необходимые для общей теории «равенства». Подобные права позволяют ограничить плюрализм ценностей, не разрушая ценность свободы для каждого человека.

Поскольку теоретическая школа «либерального равенства» только начинает складываться, в работах ряда авторов исследуются отдельные аспекты исследований политического философа, затрагивающие те или иные проблемы. Так, во вступлении к книге «Современная политическая философия» У. Кимлика уделяет внимание сравнительному анализу проектов Роулса и Дворкина и рассматривает основные понятия, которые вводит Дворкин: «гипотетический аукцион», «тест на зависть», «система страхования и налогообложения"15. Особое внимание при сравнении, по мнению Кимлики, вызывает проблема компенсации и критерии определения подобной компенсации. При этом система Дворкина, по мнению Кимлики более эффективно решает эту проблему, поскольку разделяет «чувствительные к стремлениям» и «нечувствительные к одаренности» идеалы.

Ряд проблем, поставленных Дворкиным, выявляют в своих работах Брайан Барри и Майкл Сендел16. Однако в коммунитарном контексте их анализа проблема «либерального равенства» представляет в большей степени рассмотрение вопроса групповой или индивидуальной принадлежности при распределении, а также критика Дворкиным утилитаризма, и в частности такого его проявления, как велферизм.17.

Интересное исследование проблем методологии философа представлены в книге: «Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роулса» Т.А.Алексеевой18. По мнению российского ученого Дворкин, как и Роулс при построении теоретических концепций пользуется методом «рефлексивного равновесия», позволяющего создавать теоретические заключения различных уровней.

15 Kymlicka W. Contemporary Political Philosophy: Introduction. Clarendon Press, 1990. pp.50−94.

16 Barry B. Liberty and Justice. Clarendon Press: Oxford. l991-Barry B. Justice as Impartiality. Oxford Univ.Press.1993; Sandel M. Liberalism and the Limits of Justice. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1982.

17 подробнее о велферизме см в работах А. Сена: Sen A Utilitarianism and Welfarism// The Journal of Philosophy, 1979, Vol.76- Sen A. Equality of What? The Tanner Lectures on Human Values/ ed. S.M.McMurrin. Cambridge Univ. Press, 1980.

18 Алексеева Т. А. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роулса. М. Наука, 1992.

При этом, подобный метод позволяет не только деонтологически объяснить основные положения теории, но и применить их на практике, в «реальном мире».

На мой взгляд, особый интерес, однако, вызывает дискуссии, развернувшиеся на страницах научных журналов сразу после выхода первых статей философа. В ней можно хронологически выделить два этапа. Первый — первая половина 80-х гг, когда обсуждения сконцентрировались вокруг проблем определения самого равенства — JI. Александр и М. Шварцчайлд, Б. Броди, У. Кимлика, Т. Иагель, Я. Нарвесон, Ч. Фрайд, Шапиро и др., 19 второй — вторая половина 80-х — 90-е гг., когда полемика развернулась вокруг проблем моральных оснований равенства — Б. Барри, Дж. Коэн, Т. Иагель, П. Нил,.

М.Мэки, М. Мэтреверс, М. Холмгрен и др.

Дискуссии эти являются очень важной составляющей политике — философской проблематики ученого. Они не просто очерчивают когнитивные границы исследования, но «рефлексируют» относительно проблем, которые существовали в то время и «встраивают» их в поле реальности, составляющей эмпирическую основу политической философии.

Значительный вклад в анализ концепции «либерального равенства», в частности концепции «равенства ресурсов» внесли также работы Дж. Коэн, Э. Арато, Дж Рэза, Дж. Роулса, П. Сингера, Ч. Тейлора, Дж. Уолдрона, И. Шапиро и др.21.

См. например. Кимлика У. Либеральное равенство/ У. Кимлика// Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тэйлор, Уолдрон. М. Дом интеллектуальной книги, 1998; Alexander L.&Schwarzchild М. Liberalism, Neutrality and Equality of Welfare vs. Equality of Resources. Philosophy and Public Affairs, Winter 1987, Vol.16, № 1- Brody B. Redistribution without egalitarianism// Social Philosophy and Policy. 1983, Vol.l.№l-Fried Ch., Distributive Justice.//Social Philosophy and Policy. 1983, Vol. 1.№ 1- NagelNarveson J. On Dworkinian Equality//. Social Philosophy and Policy. 1983, Vol. 1.№ 1- Shapiro D. Does Ronald Dworkin Take Rights Seriously// Canadian Journal of Philosophy, 1983, Vol XII, № 3.

20Barry B. Liberty and Justice: Essays in Political Theory 2. Oxford: Oxford University Press, 1991; Cohen G., On the Currency of egalitarian Justice// Ethics, 99 (4) — Holmgren, M. Wide reflective equilibrium// Metaphilosophy.-Oxford, I987. Vol.18, № 2- Mackie J.L. Can there be a rightbased moral theory// Midwest studies in philosophyMinneapolis, 1980, vol.3- Matravers M. Responsibility, Luck and the «Equality of What?» Debate. Political Studies. Vol.50, № 3, Aug.2002; Neal, P. Liberalism and neutrality// Polity. -Amherst (Mass.), 1985. — vol.17, № 4- Nagel T. Moral Conflict and Political Legitimacy// Philosophy and Public Affairs. 1987, Vol. 16.

21Коэн Дж. JI., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М.2003; Роулс Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995; 3- Тейлор Ч. Пересечение целей: спор между либералами и коммунитаристами/ Ч. Тейлор// Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тэйлор, Уолдрон. М. Дом интеллектуальной книги, 1998; Уолдрон Дж. Теоретические основания либерализма/.

В работе мы также будем опираться на теоретические разработки отечественных авторов, анализирующих современные неолиберальные концепции. Значительный вклад в изучение либеральных тенденций, нашедших в той или иной степени отражение в полемике вокруг проблемы «либерального равенства» представляют работы Т. А. Алексеевой, Ф. М. Бурлацкого, Г. Г. Водолазова, Б. Г. Капустина, М. В. Ильина, А.А. Кара-Мурзы, О. Ю. Малиновой, А. Ю. Мельвиля, А. И. Никитина, Кулинченко В. А., И. К. Пантина, A.M. Салмина, А. В. Шестопала и др.22.

Цели и задачи исследования.

Основной целью данного исследования является анализ концепции.

Дж.Уолдрон// Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тэйлор, Уолдрон. М. Дом интеллектуальной книги, 1998; Шапиро И.

Введение

в типологию либерализма// Полис № 3.1994; Bellami R. Liberalism and Modern Society. An Historical Argument. Cambridge. Polity Press, 1992; Kernohan A. Liberalism, Equality and Cultural Oppresion.Cambridge. Cambridge University Press.1998; Raz J. The Morality of Freedom/ J. Raz. — Oxford: Clarendon press, 1986; Singer P. Sidgwick and Reflective Equilibrium, The Monist 58.

22 Алексеева T.A. Либерализм как политическая идеология// Полития.2000 — № 1- Алексеева Т. А. Проблемы политической философии. М. Издательство Института философии АН СССР, 1991; Алексеева T.A. Справедливость: Морально — политическая философия Джона Роулса. М. Наука, 1992; Баталов Э. Я. Противоречия современного американского капитализма и идейная борьба с США. М. Наука, 1990; Бурлацкий Ф. М. Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. М. Политиздат, 1989; Бурлацкий Ф. М. Народ и власть: Научнопопулярный очерк политической системы социализма/ Ф. М. Бурлацкий, В. О. Мушинский. — М. Политиздат, 1986; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Социология. Политика. М. Международные отношения. 1974; Водолазов Г. Г. Дано иное (от номенклатурного социализма к номенклатурной демократии). М. 2001; Водолазов Г. Г. Диалектика и революция. М. 1975; Водолазов Г. Г. От Чернышевского к Плеханову. Об особенностях развития социалистической мысли в России. М. 1969; Водолазов Г. Г.О перспективах политического плюрализма в России// Политический плюрализм в политической России. М. 2001; Капустин Б. Г. Три рассуждения о либерализме и либерализмах// Полис, № 3. 1994; Капустин Б. Г., Что такое политическая философия?/ Б.Г.Капустин// Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. Отв. Ред. Воскресенский А. Д. М, 1999; Кара — Мурза А. А. Либерализм против хаоса (Основные интенции либеральной идеологии на Западе и в России)/ А. А КараМурза.// Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. Отв. Ред. Воскресенский А.Д.М, 1999; Кулинченко В. А. Демократический централизм и развитие внутрипартийных отношений. М. Мысль, 1985; Малинова О. Ю. Либерализм в политическом спектре России. МЛ998- Мельвиль А. Ю. Консерватизм в идеологии и политике США. М. Прогресс, 1988; Никитин А., Кортунов А. «Американская модель на весах истории. М. Прогресс, 1985; Салмин A.M. Современная демократия: очерки становления. М. Ad Marginem. 1997;Шестопал А. В. Иберо — американистика: традиции, тенденции, перспективы. М. Издательство МГИМО (У) МИД РФ, 2002. либерального равенства» Р. Дворкина в контексте концепций «равенства» современных неолиберальных теорий, оценка ее значимости для развития современной политической теории, оценка возможностей и границ воплощения ее установок и ценностей в социально-политической практике.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие исследовательские задачи:

• Определить и рассмотреть политико-теоретические аспекты понятия либерального равенства в современных научно — политических теориях;

• Показать особенности концепции либерального равенства Р. Дворкина;

• Охарактеризовать значение концепции в деле формирования новых теоретических установок современного либерализмаРаскрыть научнопрактическую значимость концепции Р. Дворкина.

Объектом исследования является концепция равенства в общем контексте либеральных идей как структурообразующее понятие либеральной системывзаимосвязь равенства и свободынормативная и этическая составляющая этого понятия.

Методологическая и теоретическая основа исследованиия. •.

Для исследования темы в диссертации было использовано несколько методологических подходов в той мере и в тех границах, в которых они помогают раскрыть сущность и особенности тех или иных аспектов проблемы. В большей части исследования был использован метод «рефлексивного равновесия», применение которого неизбежно возникает, когда анализируются деонтологические работы подобного уровня. Этот метод предполагает отбор наиболее сильных и убедительных с точки зрения исследователя, моральных убеждений в качестве условно зафиксированных точек с позднейшем возвращением назад к принципам, узаконивающим этот в целом интуитивный подход.23.

В рамках диссертационного исследования, метод «рефлексивного равновесия» был использован для решения одной из задач этической философии — представить.

23 Алексеева Т. А. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роулса / Т. А. Алексеева — М. Наука, 1999. с. 38 структуру принципов, поддерживающих непосредственные убеждения. Эта структура принципов должна поддерживать убеждения, демонстрируя лежащие в их основе предпосылкиа также давать ориентир в тех случаях, относительно которых мы не имеем убеждений, либо имеем убеждения слабые и противоречивые. При этом принципы должны не только объяснять суждения, но и поддерживать их, и это означает, что эти принципы должны обладать независимой убедительностью для нравственного чувства человека.

При сопоставлении либеральной и социальной теорий, а также при сопоставлении различных версий современного либерализма особое внимание будет также уделено компаративному методу. Неизбежные варианты сравнений таких парных в концепции Дворкина понятий как «свобода» — «равенство», «равенство» -«справедливость», «свобода — справедливость» требуют общих критериев анализа в рассмотрении проблем их взаимодействия.

Также предполагается использование системного метода при определении взаимосвязей и сопряжении важнейших ценностей либерализма.

Научная новизна исследования.

В российской научной литературе работы Р. Дворкина практически не известны. Некоторые из его теоретических положений нашли отражение в трудах отечественных исследователей, занимающихся общими проблемами либерализма, однако широкого освещения, соответствующего их влиянию в современной мировой политической теории, они еще не получили. Настоящее диссертационное исследование расширяет границы знания о современных либеральных теориях вообще и вводит концепцию «либерального равенства» Рональда Дворкина как ценностную модель, основанную на взаимосвязи понятий «равенства ресурсов» и «свободы» в особой интерпретации деонтологического либерализма — «либеральном равенстве».

В диссертации также предлагается новый подход к исследованию взаимосвязанных проблем, связанных с сопоставлением категорий «равенство» и «свобода», основанный на деонтологическом понимании основ современной либеральной теории.

Исследование по-новому представляет соотношение социальной и либеральной теорий, основанного не на конфликте и напряженных отношениях внутри основных их категорий, но на их консенсусе и сопряжении, дополняет представления о сущностных аспектах и специфических признаках теорий неолиберализма. Думается, знакомство с основными идеями Р. Дворкина, раскрытие его места в пространстве политической мысли, будет способствовать освоению ценностей равенства, что вызовет интерес не только к теоретическим положениям современного либерализма, но и к нахождению решений конкретных проблем через призму либеральной теории.

Положения, выносимые на защиту.

1.Теория Рональда Дворкина основана на сопряжении либеральных и социалистических оснований, «свободы» и «равенства». В итоге подобного сопряжения «свобода» перестала быть всеопределяющей категорией либерализма, ослабла система либеральных ценностей, либеральные концепции приобрели социалистические основания.

2.Подход Дворкина представляет собой сочетание теории «естественных прав» и деонтологической «концепции справедливости», распространенной в 1970;х гг. с появлением работ Джона Роулса. В основе либеральной теории находится концепция «равенства ресурсов», основанная на сочетании либерального и социалистического подхода. Подход представляет собой определенный вариант (пере)распределения равных долей всего, что могут получить в собственность люди. В центре подобного (пере)распределения находится модель рынка, дополненная институтами налогообложения и страхования. Конечная цель подобного распределенияобеспечения равенства между людьми в нормативном понимании равной заботы и уважения, так как различия между ними — отражение лишь их различных стремлений и представлений о том, что составляет ценность их жизни.

3.Концепция «равенства ресурсов» дополняется концепцией «индивидуальных прав», основанной на принципе неразрывной связи права индивида и его моральных оснований. Индивидуальные права вводят концепцию в контекстуальное поле «свободы», в которой каждый индивид обладает определенным набором прав. Дворкин берет за основу понимание позитивной свободы, определяемой как сфера осуществления действий в политической сфере.

4.Свобода и равенство не могут находиться друг с другом в конфликте, поскольку равенство не может быть определено без занимаемой определенного места свободы, и в нашем реальном мире не может быть улучшено политикой, ограничивающей ее пространство. Они не являются независимыми друг от друга, но скорее аспектами одного и того же политического идеаластратегия «увязывания» предполагает, что они являются сопряженными аспектами одной политической идеи, поскольку эта стратегия использует свободу, чтобы определить равенство, и на более высоком уровне абстракции, равенство, чтобы определить свободу. В контексте сопряжения возникает политическая проблема особого рода — проблема «либерального равенства», трансформирующая либеральные и социалистические основания идеологий в пространстве парадигмы нового содержания.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке новых подходов к пониманию концепции равенства в современных англоамериканских либеральных теориях, одним из главных представителей которых является Рональд Дворкин. Полученные результаты данного диссертационного исследования могут быть использованы при подготовки докладов, записок и других аналитических материалов для государственных структур Российской Федерации, а также при преподавании курсов «История политических учений», «Современные политические теории», «Современные политические идеологии» и других, в Университетах России. Апробация исследования.

Основные положения и выводы диссертации апробированы на:

Третьем Конгрессе политологов, секция гражданское общество, апрель 2003 г, Московской конференции «Административная реформа в России: задачи для Президента» Российской ассоциации политической науки и Федерации мира и согласия при участии Российской Академии политической науки, март 2004; Третьем международном Конвенте Российской ассоциации международных исследований (РАМИ): «Внешнеполитический процесс в России: приоритеты и стратегии, участники и эффективность, секция Философия международных отношений, май 2004 г, МоскваДевятых Кантовских Чтениях, апрель 2004, г. КалининградДесятых Кантовских Чтениях, июнь 2004, г. МоскваМеждународном симпозиуме по проблемам современной идентичности и правам человека, июль, 2004, г. Москва.

Основное содержание исследования.

Структура диссертации определяется ее целями и задачами, включает Введение, две главы: «Теория равенства» в политической философии Рональда Дворкина" и «Проблема „либерального равенства“ в контексте пространства свободы», состоящие из трех параграфов каждая, Заключение и Библиографию.

Заключение

.

Проблема «либерального равенства» в концепции Рональда Дворкина представляет значительный интерес, как для теоретического изучения, так и для практического анализа. Во многом, работы философа и исследователя опираются на концептуальный анализ с целью разрешения «напряжения» в решении конкретных политических проблем. В работах Рональд Дворкин преследует триединую задачу: предложить последовательную политическую теорию, основанную на центральной категории «равенство», интегрировать ее в общее пространство современного либерализма, институционально обосновать подобную интеграцию, увязав категорию с нормативной теорией права.

При этом поиск исследователя направлен не столько на осмысление и последующее артикулирование общефилософских проблем, сколько на построение связной и логичной концепции. Как политического философа, Дворкина интересуют концептуальные вопросы «равенства» в контексте конкретного анализа проблем «политического человека" — как юриста — правовое оформление содержание проблемы равенствакак гражданина — мораль и справедливость, находящиеся в центре данной проблемы. Предмет исследования ученого — действительность и те задачи, которая она с непрекращающимся постоянством ставит и которыми «испытывает на прочность» теоретические модели и концепции. Действительность же порождает и совершенно новые вызовы нашего времени, одним из которых является приближение к гуманистическому идеалу человека.

Гносеологические процедуры политического философа направлены не столько на осмысление и артикулирование общефилософских проблем, сколько на построение определенной философской модели, позволяющей теоретически осмыслить проблемы политической действительности, которые ставятся перед современным обществом. Для построения модели Дворкин синтезировал взгляды различных мыслителей, поэтому, по его утверждению, теорию «либерального равенства» нельзя полностью причислить ни к позициям деонтологии, ни к консеквенциализму. Как политического философа, его интересуют общефилософские вопросы в контексте конкретного анализа проблем «политического человека» и политики в целом.

Теория Рональда Дворкина, основанная на сопряжении либеральных и социалистических оснований, «свободы» и «равенства», представляет собой сочетание.

теории «естественных прав» и деонтологической «концепции справедливости». В основе его либеральной теории, находящейся на пространстве фундаментальных идейполюсов либеральной мысли второй половины 20 века — теории «ценностного» или «атонального» либерализма И. Берлина, ставящего в центр плюрализм, «сосуществование» различных ценностей — свободы, равенства, и теории политического либерализма Дж. Роулса, основанного на центральной категории справедливостилежит концепция «равенства ресурсов», основанная на сочетании либерального и социалистического подхода. Концепция «равенства ресурсов», в свою очередь дополняется концепцией «индивидуальных прав», в которой каждый индивид обладает определенным уровнем свобод.

Свобода и равенство, таким образом, не могут находиться друг с другом в конфликте, поскольку равенство не может быть определено без занимаемой определенного места свободы, и в нашем реальном мире не может быть улучшено политикой, ограничивающей ее пространство. Они являются элементами одного политического пространства, в контексте их «сопряжения» возникает политическая проблема особого рода — проблема «либерального равенства», трансформирующая либеральные и социалистические основания идеологий в пространстве парадигмы нового содержания.

Гуманистический «заряд» работ философа во многом отражает те изменения, которые, в очередной раз, произошли с либерализмом в 70−80-е годы. В этот период либерализм снова стал ставить во главу угла «позитивную» свободу человека, свободу, присущую каждому из граждан общества, культивируемую в нем и пронизывающую все сферы жизнедеятельности. Но подобная свобода не может существовать «свободно» в концептуальном поле без определенного стержня, которым является «равенство». Именно равенство, являющееся неотъемлемой частью свободы, помогает человеку максимально хорошо для себя прожить эту жизнь, в «беспристрастном» сочетании этих двух понятий находится ее полноценность. При помощи «рефлексивного равновесия» Дворкин описывает многоаспектную картину «свободы» и «равенства», определяет характер и причины возникновения проблем.

Критика философом теории равенства благосостояния в основном происходит потому, что все политико-философские проблемы Дворкин рассматривал с точки зрения личности, вовлеченной в процесс самоеозидания, а не с точки зрения общих.

структур. Однако в то же время ученый считал, что личность недостаточно понимать как некий «чистый» субъект, лишенный всех определяющих его качеств, данный «до» и «отдельно» от каких бы то ни было ценностей, целей, социальных связей и отношений. Во многом Дворкин рассматривает человека в социокультурном контексте, понимая, однако, что личность при этом не может быть полностью обусловленной социальными связями, ролями, той социальной общностью, к которой она принадлежит.

В концепции Рональда Дворкина существует определенное «плюралистическое» поле, в котором понятия равенства, свободы и личной ответственности не находятся в непреодолимом конфликте, по, решая разные задачи, дополняют, а подчас и взаимозаменяют друг друга. Такое «сопряжение», основанное на принципах толерантности и плюрализма, во — многом составляет фундамент современной либеральной практики. В своих работах автор выдвигает несколько ключевых положений, в основе которых лежат принципы равной ответственности всех людей за процветание общества, а также равной доли ответственности каждого за индивидуальное процветание в обществе. Эти принципы формируют главное основание равенства — отношение к людям как к равным, что означает, что каждый человек имеет право на равную заботу и уважение.

Теория Дворкина оказала значительное влияние на различные направления либеральной теории, эгалитаризм в которых стал определяющей характеристикой. Отличительной чертой ее было то, что свобода и равенство не являются независимыми друг от друга, но скорее аспектами одного политического идеала, сопряженными понятиями единого концептуального «поля». Подобное методологическое положение лежит в основе многих современных либеральных концепций и позволяет представить либерализм в качестве последовательного политического идеала. Это актуально и для современной российской демократии, которая находится сегодня в состоянии выбора собственной конкретной политической модели. Думается, знакомство с основными идеями философа, раскрытие его места в пространстве политической мысли, будет способствовать освоению ценностей равенства, что вызовет интерес не только к теоретическим положениям современного либерализма, но и к нахождению решений конкретных проблем через призму либеральной теории.

Идеи Дворкина во много дополнили и расширили деонтологическое направление в либерализме, получившее мощный толчок к развитию с появлением.

работ Джона Роулса. Опровергая понимание совершенной человеческой жизни и совершенного общества, демонстрируя их утопичность, философ, тем не менее, не отказывается от рассмотрения связанных с ней вопросов, понимая в первую очередь насущную необходимость в их решении. Однако решения эти должны, как считает ученый, носить комплексный характер, поскольку лишь единичное разрешение той или иной дилеммы порождает нестабильность и разбалансированность всей системы. Именно в комплексности всей системы либерального равенства Дворкин видит решение многих современных политических вопросов.

Пересматривая основания либерализма философ пытается «заострить» внимание на том, что политическая философия должна постоянно анализировать реальность и решать вопросы, возникающие в ней. Проблема «либерального равенства» позволяет по — новому обозначить решение этих проблем, требующих совместных усилий как на государственном, так и на международном уровнях. И в этой связи можно сказать, что идеи Рональда Дворкина оказывали и оказывают значительное влияние на развитие всей западной либеральной мысли, в его трудах содержится достаточное количество идей, которые становятся главными влиятельными темами для современной политической науки.

Еибл иограф ия.

1. Дворкин, Р. Либерализм / Р. Дворкин // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тэйлор, Уолдрон. М. Дом интеллектуальной книги, 1998.

2. Дворкин, Р. Объективность и права / Р. Дворкин // Отечественные записки. № 6, 2003.

3. Dworkin, R. Can A liberal State Support Art? / R. Dworkin// Dworkin R. A Matter of Principle/.Dworkin R. — London: Harvard Univ. Press, 1985 (a).

4. Dworkin, R. Can Rights be Controversial?// Dworkin R. Taking rights seriously/ Dworkin R. — London: Duckworth, 1977(a).

5. Dworkin, R. Civil Disobedience// Dworkin R. Taking rights seriously/ Dworkin R. -London :Duck worth, 1977(b).

6. Dworkin, R. Constitutional Cases// Dworkin R. Taking rights seriously/ Dworkin R. -London :Duck worth, 1977©.

7. Dworkin, R. In Defence of Equality.// Social Philosophy and Policy. 1983, Vol.l.№l.

8. Dworkin, R. Hard Cases// Dworkin R. Taking rights seriously/ Dworkin R. -London :Duckworth, 1977(d).

9. Dworkin, R. Is Wealth a Value? / R. Dworkin// Dworkin R. A Matter of Principle/.Dworkin R. — A Matter of Principle. London: Harvard Univ. Press, 1985(b).

10. Dworkin, R. Justice and Rights// Dworkin R. Taking rights seriously./ Dworkin R. -London :Duckworth, 1977(e).

11. Dworkin, R. A Matter of Principle. London: Harvard Univ. Press, 1985 ©.

12. Dworkin, R. Law’s empire/ R. Dworkin — Cambridge (Mass.): Harvard Univ. Press, 1986.

13. Dworkin, R. Liberalism// Public and Private Morality/ Ed. Hampshire S.Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1978.

14. Dworkin, R. Liberalism. / R. Dworkin // Dworkin R. A Matter of Principle/Dworkin R. — A Matter of Principle. London: Harvard Univ. Press, 1985 (d).

15. Dworkin, R. Liberty and Liberalism/ R. Dworkin// Dworkin R. Taking rights seriously./ Dworkin R. — Duckworth, L. 1977(e).

16. Dworkin, R. Liberty and Moralism// Dworkin R. Taking rights seriously./ Dworkin R. -London:Duckworth, 1977(0;

17. Dworkin, R. The Model of Rules I// Dworkin R. Taking rights seriously/ Dworkin R. -London:Duckworth, 1977 (g).

18. Dworkin, R. The Model of Rules II// Dworkin R. Taking rights seriously/ Dworkin R. -London ?Duckworth, 1977(h).

19. Dworkin, R. Objectivity and Truth: You’d Better Beleive It. Philosophy and Public Affairs 25, Spring 1996.

20. Dworkin, R. The Original Position.// Reading Rawls.: Ed. by Norman Daniels. New York: Basic Books, 1975.

21. Dworkin, R. A Reply by Ronald Dworkin. In M. Cohen, ed. Ronald Dworkin and Contemporary Jurisprudence. Totowa, NJ: Rowman and Allanheld, 1984.

22. Dworkin, R. Reply by Ronald Dworkin. Symposium Page: Objectivity and Truth: You’d Better Beleive It. Posted 04/09/97.

23. Dworkin, R. Reverse Discrimination // Dworkin R. Taking rights seriously./ Dworkin R. -London:Duckworth, 1977(i).

24. Dworkin, R. Social Sciences and Constitutional Rights // The Educational Forum, XLI, 1977, March.

25. Dworkin, R. Sovereign Virtue: The Theory and Practice of Equality. Cambridge MA.: I larvard Univ. Press, 2000.

26. Dworkin, R. Taking rights seriously. London: Duckworth, 1977.

27. Dworkin, R. What Justice Isn’t // R. Dworkin // Dworkin R. A Matter of Principle/.Dworkin R. — A Matter of Principle. London: Harvard Univ. Press, 1985(e).

28. Dworkin, R. What is Equality. Parti: Equality of Welfare. Philosophy and Public Affairs, 10. Summer 1981(a).

29. Dworkin, R. What is Equality. Part 2: Equality of Resources. Philosophy and Public Affairs, 10. Fall 1981(b).

30. Dworkin, R. What Rights Do We Have?// Dworkin R. Taking rights seriously/ Dworkin R.

• London: Duckworth, 1977(0;

31. Dworkin, R. Why Efficiency?/ R. Dworkin// Dworkin R. A Matter of Principle/.Dworkin R.

• A Matter of Principle. London: I larvard Univ. Press, 1985(0;

32. Dworkin, R. Why Liberals Should Care about Equality/R.Dworkin// Dworkin R. A Matter of Principle/.Dworkin R. — A Matter of Principle. London: Harvard Univ. Press, 1985(g).

33. Абрамов, М. А. Воздух свободы.// О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина 20 века). М. Прогресс. Традиция, 2000.

34. Алексеева, Т. Л. Либерализм как политическая идеология// Полития.2000 — № 1.

35. Алексеева, Т. А. Проблемы политической философии. М. Издательство Института философии АН СССР, 1991.

36. Алексеева, Т. А. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роулса / Т. А. Алексеева — М. Наука, 1999.

37. Балашов, Л. Е. Либерализм и свобода. / Л. Е. Балашов — М. Academia, 1999.

38. Баталов, Э. Я. Противоречия современного американского капитализма и идейная борьба с США. М. Наука, 1990.

39. Бенгам, И.

Введение

в основании нравственности и законодательства / И. Бентам. — М. РОССПЭН, 1998.

40. Берк, Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к данному событию / Э.БеркМ. Рудомино, 1993.

41. Берлин, И. Два понимания свободы./ И. Берлин// Берлин И. Философия свободы. Европа/ И. Берлин. — М. Новое литературное обозрение, 2001.

42. Берлин, И. Чувство реальности / И. Берлин // Берлин И. Философия свободы. Европа./ И.БерлинМ. Повое литературное обозрение, 2001.

43. Боуз, Д. Либертарианство: История, принципы, политика. Челябинск, Социум, 2004.

44. Бурлацкий, Ф.М.- Галкин, A.A. Социология. Политика. Международные отношения. М., 1974.

45.Бурлацкий, Ф. М. Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. М. Политиздат, 1989.

46. Бурлацкий, Ф. М. Парод и власть: Научнопопулярный очерк политической системы социализма/ Ф. М. Бурлацкий, В. О. Мушинский. — М. Политиздат, 1986.

47. Валлерстайн, И. После либерализма. М. УРСС, 2003.

48. Витгенштейн, Л. Логико — философский трактат. М. Гнозис, 1994.

49.Водолазов, Г. Г. Дано иное (от номенклатурного социализма к номенклатурной демократии). М., 2001.

50. Водолазов, Г. Г. Диалектика и революция. М., 1975.

51.Водолазов, Г. Г. О перспективах политического плюрализма в России// Политический плюрализм в политической России. М., 2001.

52. Водолазов, Г. Г. От Чернышевского к Плеханову. Об особенностях развития социалистической мысли в России. М., 1969.

53. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по философии истории / Г. В.Ф.ГегельСпб.: Паука, 1993.

54. Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс. Собрание сочинений в 2-х томах. Том 1.М. Мысль, 1989.

55. Грей, Дж. Поминки по просвещению. Политика и культура на закате современности/ Дж. Грей — М.2003.

56. Де Руджейро, Гв. Что такое либерализм//0 свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина 20 века). М. Прогресс. Традиция, 2000.

57. Гобхаус, Л. Т. Либерализм //О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина 20 века).М.Прогресс. Традиция, 2000.

58. Даль, Р. О демократии. М. Аспект Пресс, 2000.

59. Кант, И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. в 6-ти томах. Т.4 (1), М. Мысль, 1965.

60. Кант, И. О поговорке «Может быть это верно в теории, но не годится для практики» // Кант И. Соч. в 6-ти томах Т.4, М. Мысль, 1965.

61. Кант, И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч. в 6-ти томах Т.4, М. Мысль, 1965.

62. Капустин, Б. Г. Три рассуждения о либерализме и либерализмах// Полис, № 3,1994.

63.Капустин, Б.Г., Что такое политическая философия?/ Б.Г.Капустин// Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. Отв. Ред. Воскресенский А. Д. М, 1999.

64. Кара — Мурза, А. А. Либерализм против хаоса (Основные интенции либеральной идеологии на Западе и в России)/ А. А Кара — Мурза.// Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. Отв. Ред. Воскресенский А. Д. М, 1999.

65. Классический французский либерализм. М. РОССПЭН, 2000.

66. Коэн Д. Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М., 2003.

67. Либерализм в России.- М.: Институт философии РАН, 1996.

68. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

69. Кулинченко В. А. Демократический централизм и развитие внутрипартийны? отношений. М. Мысль, 1985.

70. Локк Дж. Два трактата о правлении. Сочинения в трех томах. Том третий. М, 1988.

71. Милль Дж. Утилитаризм. О свободе. Спб., 1900.

72. Малинова, О. Ю. Либерализм в политическом спектре России. М., 1998.

73. Мельвиль, А.10. Консерватизм в идеологии и политике США. М., Прогресс. 1988. 74.11икитин, А.- Кортунов А. Американская модель па весах истории.М. Прогресс, 1985.

75. Оукшот, М. Рационализм в политике. М., Идея — Пресс, 2002.

76.Салмин, A.M. Современная демократия: очерки становления. М. Ad Marginem, 1997.

77. Сен А. Развитие как свобода. М., Новое издательство, 2004.

78.Сэндел, М. Дж. Либерализм и пределы справедливости/ М.Дж.Сэндел//Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тэйлор, Уолдрон. М. Дом интеллектуальной книги, 1998.

79. Роулс, Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

80.Тейлор, Ч. Пересечение целей: спор между либералами и коммунитаристами/ Ч. Тейлор// Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тэйлор, Уолдрон. М. Дом интеллектуальной книги, 1998.

81.Уолдрон, Дж. Теоретические основания либерализма/ Дж. Уолдрон// Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тэйлор, Уолдрон. М. Дом тггеллектуалыюй книги, 1998.

82. Уолцер, М. О терпимости. М., Дом интеллектуальной книги, 2000.

83. Фаге, Э Либерализм./ Э. Фаге// О свободе. Антология мировой либеральной мысли (1 половина 20 века). Прогресс — Традиция. М., 1999.

84. Фридмен, М. О свободе./ М.Фридмен.//Фридмен М., Хайек Ф. О свободе. Социум, Челябинск. М., Три квадрата. 2003.

85. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек. М. ACT. Ермак, 2004.

86. Хайек, Ф. А. Дорога к рабству. М. Экономика, 1992.

87. Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. М. Повости, 1992.

88. Шабанова, М. Социология свободы: трансформирующееся общество. М., 2000.

89. Шапиро, И.

Введение

в типологию либерализма// Полис № 3.1994.

90.Шапиро, И. Моральные основания политики. М. Университет. Книжный Дом.2004.

91.Шестонал, А. В. Иберо — американистика: традиции, тенденции, перспективы. М. Издательство МГИМО (У) МИД РФ.2002.

92. Ackerman, B. Social Justice in the Liberal State. Yale University Press, 1980.

93. Alexander, L.&Schwarzchild, M. Liberalism, Neutrality and Equality of Welfare vs. Equality of Resources. Philosophy and Public Affairs, Winter 1987, Vol.16, № 1.

94. Altman, A. Legal realism, critical legal studies and Dworkin// Philosophy and Public affairs. Princeton, 1986.-vol.15, № 3.

95.Arneson, R. Equality and Equal Opportunity for Welfare// Philosophical Studies, 1989. Vol.56.

96. Arneson, R. Liberalism, Distributive Subjectivism and Equal Opportunity for Welfare// Philosophy and Public Affairs. 1990.№ 19.

97. Arrow, K. Note on Freedom and Flexibility// Choice, Wei fare and Development/ Ed. by Bazu, Pattanaik and Suzumura, 1995.

98. Berlin, I. Does political theory still exist?/1. Berlin// Berlin I. Concepts and Categories/1. BerlinOxford: Ox. Univ. Press, 1980Berlin I. Two concepts of liberty /1. Berlin // Berlin I. The proper study of mankind/1. BerlinN.Y.Farrar, Strauss and Giroux, 2000.

99. Barry, B. Theories of Justice. HarvesterWheatsheaf, London, 1989.

100. Barry, B. Liberty and Justice. Clarendon Press: Oxford, 1991.

101. Barry, B. Justice as Impartiality. Oxford Univ. Press, 1993.

102. Brody, B. Redistribution without egalitarianism// Social Philosophy and Policy. 1983, Vol.l.№l.

103. Bentham, J. An Introduction to the Principles of Morals and Legislation. N.Y. Hafner Publishing Co., 1948.

104. Blackburn, S. Reply to Dworkin’s «Objectivity and Truth: You’d Better Beleive It». Symposium Page: Objectivity and Truth: You’d Better Beleive It. Posted 11/11/96.

105. Cohen, G.A. If You’re an Egalitarian, How Come You’re So Rich? Harvard University Press, 2000.

106. Cohen, G.A.On the Currency of Equalitarian Justice// Ethics, 1989, Vol.99, № 4.

107. Cohen, G.A. SelfOwnership, Freedom and Equality. Cambridge:Cambridge University Press, 1995.

108. Connolly, W. The Dilemma of Legitimacy// Legitimacy and the State/ Ed. Connolly W.Oxford:Black well, 1984.

109.Greenwalt, D. Conflicts of Law and Morality, 1991.

110. Gauthier, D. Morals by Agreement. Clarendon Press, Oxford, 1986.

111. Guest, S. Ronald Dworkln. Stanford: Stanford University Press, 1991.

112. Gutmann, A. Liberal Equality. Cambridge:Cambridge Univ. Press, 1980.

113. Mew A. Freedom is Slavery// Of Liberty/ Ed. Grifflts A.P., Cambridge, 1983.

114. Flew A. Justice: Real or Social.// Social Philosophy and Policy.1983, Vol.1.№ 1.

115. Fried Ch. Distributive Justice// Social Philosophy and Policy. 1983, Vol.l.№l.

116. Friedman M. Capitalism and Freedom/ with the assistance of Rose D. Friedman.-Chicago and London: The University of Chicago Press. 1982.

117. Hayek F.A. The Constitution of Liberty, Routledge & Kegan Paul, London.1960. Hayek.

118. Hare, R.M. Ethical Theory and Utilitarianism, ed. 1 I.D.Lewis, Contemporary British Philosophy. London: Allen and Unwin, 1976.

119. Ilarsanyi J. Can the maximin principle serve as a basis of morality? A critique of John Rawls' theory// American Political Science Review.Vol.69.№ 2 (June, 1975).

120. Ilarsanyi J. Cardinal Welfare, Individualistic Ethics and Interpersonal Comparisons// Journal of Poltical Economy, 1995,№ 63.

121. Hart H.L.A. Are There Any Natural rights? // II.L.A.IIart. Philosophical Review, № 64.

122. Hart H.L.A. Rawls on Liberty and its Priority. Reading Rawls// Ed. by N.Daniels. New York: Basic Books, 1975.

123. Holmgren M. Wide reflective equilibrium// Mctaphilosophy.- Oxford, 1987. Vol.18, № 2.

124. Kant I. Groundwork of the Metaphysics of Morals. N.Y., 1956.

125. Kolm, S.C. Modern Theories of Justice. MIT Press, 1996.

126. Kvmlika W. Liberalism, Community and Culture. Oxford, Clarendon Press, 1989.

127. Kymlicka W. Contemporary Political Philosophy: Introduction. Clarendon Press, 1990.

128. Mackie J.L. Can there be a rightbased moral theory// Midwest studies in philosophyMinneapolis, 1980.-vol.3.

129. Mapcl D. Social Justice Reconsidered. Urbana, III.:Univ.of Illinois Press, 1989.

130. Matravers M. Responsibility, Luck and the «Equality of What?» Debate. Political Studies. Vol.50, № 3, Aug.2002.

131. Minogue K. Freedom as a Skill//of Liberty/ Ed. Griffits A. P, 1983.

132. Mill J.St. On Liberty. Indianapolis: Ilachctt, 1978.

133. Miller, D. Principles of Social Justice. Cambridge: Harvard University Press, 1999.

134.Nagel T. «Equality», Mortal Questions. New Rochelle, N.Y.: Cambredge Univ. Prcss, 1979.

135. Nagcl T. Equality and Partiality. Oxford University Press. 1991.

136. Narveson J. On Dworkinian Equality// Social Philosophy and Policy. 1983, Vol. l.№ 1(a).

137. Narveson J. Reply to Dworkin// Social Philosophy and Policy. 1983, Vol. lJVo (b).

138. Narveson J. The Libertarian Idea. Temple University Press. 1988.

139. Neal P. Liberalism and neutrality// Polity. -Amherst (Mass.), 1985. — vol.17, № 4.

140. Nozick R. Anarchy, State and Utopia. Basic books, 1974.

141,Otsuka M. Reply to Dworkin’s «Objectivity and Truth: You’d Better Beleive It». Symposium Page: Objectivity and Truth: You’d Better Beleive It. Posted 12/03/96.

142.Pogge, T.W. Realizing Rawls. Cornell University Press, Ithaca, 1989. Postema G.Y. Recensio]// Political Theory.- Beverly Hills, L.1987. Vol.15, № 2.

143. Posner R. The Economics of Justice. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1981.

144. Rae D. Maximin justice and an alternative principle of general advantage// American Political Science Review. Vol. 69.№ 2 (1975).

145. Raw ls J. A Theory of Justice. London: Oxford Univ. Press, 1971.

146. Rawls J. Political Liberalism. New York: Columbia University Press, 1993.

147. Reading Nozick// Ed. by Paul, J. Basic Blackwell, Oxford, 1986.

148. Roemer J. Equality of resources implies equality of welfare// Quaterly Journal of Economics.Vol. 101.№ 4 (1986).

149. Roemer J. Equality of Talent// Economics and Philosophy, 1985, Vol.1 № 2.

150. Roemer J. Theories of Distributive Justice. Harvard University Press, 1996.

151. Rotenstreich, N. Background and justification// Journal of value inquiry. Dodrecht, 1986.-Vol.20 № 3.

152. Sandcl M. Liberalism and the limits of Justice, Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1982. 153. Scanlon Th. Equality of resources and equality of welfare: A forced marriage?//Ethics. Vol.97.№ 1 (1986).

154. Sen A. Choice, Welfare and Measurement. Oxford: Blackwell-Cambridge, Mass.:MIT Press. 1982.

155. Sen A. Equality of What? The Tanner Lectures on Human Values/ ed. S.M.McMurrin. Cambridge Univ. Press, 1980.

156. Sen A. Inequality Reexamined, Clarendon Press, Oxford, 1992.

157. Sen A Utilitarianism and Welfarism// The Journal of Philosophy, 1979, Vol.76.

158. Scanlon T. Preference and Urgency // Journal of Philosophy, Vol. LXXII.

159. Sidgwick II., Methods of Ethics. London: Macmillan. 1962.

160. Singer P. Sidgwick and Reflective Equilibrium, The Monist 58, 3.

161. Taylor Ch. What’s Wrong with Negative Liberty?// The Idea of Freedom/ Ed. Ryan A. Oxford, 1979,.

162.Varian H. Dworkin on Equality of Resources// Economics and Philosophy, 1985, Vol.1 № 1.

163. Waldron, J. The Right to Private Property. Clarendon Press, Oxford, 1988.

164. Walzer M. Spheres of Justice: A Defense of Pluralism and Equality. N.Y.: Basic Books, 1983.

165. Williams B. The Idea of Equality. Philosophy, Politics and Society/ ed.P.Laslett and W.G.Runciman. Blaxwcll Publishers, 1979.

166. Wolf R.P. In the Defense of Anarchism. N.Y.Harper and Row, 1970.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой