Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная политика Российской Федерации в условиях становления социального государства: на материалах областей Центрального федерального округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальная политика государства самым непосредственным образом учитывает социальную активность политических и общественных институтов, находясь с ними в различных отношениях — от конфронтации до взаимообусловленности и взаимоподдержки. Поэтому конечный результат государственной социальной политики достигается деятельностью не только государства и его институтов, но и иными субъектами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы социальной политики в условиях формирования социального государства
    • 1. 1. Сущность, основное содержание и функции социальной политики
    • 1. 2. Развитие моделей социальной политики в условиях формирования социального государства
  • Глава 2. Специфика социальной политики в контексте развития социального государства
    • 2. 1. Основные направления государственной социальной политики в Российской Федерации
    • 2. 2. Модернизация социальной политики в условиях формирования социального государства
  • Глава 3. Оптимизация социальной политики в Российской Федерации в контексте перехода к социальному государству
    • 3. 1. Перспективы совершенствования государственной социальной политики
    • 3. 2. Стратегия развития социальной политики субъектов Федерации Центрального федерального округа

Социальная политика Российской Федерации в условиях становления социального государства: на материалах областей Центрального федерального округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социальная политика является составной частью политики любого государства и занимает особое место в государственном управлении. На разных этапах развития государство может отдавать приоритет тому или иному ее направлению.

В современной отечественной практике государственного управления проблема выбора государственной социальной политики, адекватной потребностям общества, актуализируется в связи с тем, что в современном мире осуществляется общецивилизационный переход к модели социальною государства.

Так, Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил, что «для современной России ценности демократии не менее важны, чем стремление к экономическому успеху или социальному благополучию"1. Одной из важнейших демократических ценностей, безусловно, является концепция социального государства, продекларированная Конституцией Российской Федерации2.

Эта ситуация еще более усиливает актуальность темы с исследовательской точки зрения, которая обусловлена рядом обстоятельств.

Первое. В настоящее время отсутствуют комплексные разработки теоретико-методологических основ государственной социальной политики как политической деятельности и взаимодействия в контексте реализации федеративных отношений, ориентированных на совершенствование территориального разделения труда и обеспечение достойного уровня жизни населения Российской Федерации.

Второе. Процесс становления социального государства, представляющий собой наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, достижения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда, требует адекватных мер

1 Послание Президента РФ Федеральном) Собранию РФ'/ Российская газета — 2005 — 26 апретя.

2 Конституция Российской Федерации Ст7 -М Юридическая литература — 1994 С 4 государственного регулирования с учетом специфики федеративных отношений.

Третье. Существует объективная необходимость в выработке эффективных рекомендаций по оптимизации социальной политики субъектов РФ Центрального федерального округа в соответствии в принципами социального государства.

Степень научной разработанности проблемы. В зарубежной литературе социальная политика исследована всесторонне: ее природа, структура, различные формы и механизмы взаимодействия и т. п. Много внимания уделено характеристике социальной политики в условиях политических трансформаций1, что особенно актуально для современной России. Как большое достижение и как важнейший фактор сохранения демократии представляется в публикациях концепция социального государства.

От трудов основателя данной теории У. Бевериджа и до современных публикаций на эту тему утверждается мысль о социальной политике социального государства как гаранте защиты прав граждан государства2.

Отечественная наука имеет богатые традиции в изучении проблем формирования и реализации социальной политики в СССР3.

1 Adam Jan Social costs of transformation to a market economy in post-socialist countries The cases of Poland, the Czech Rep Basingstoke (Hants), New York Palgrave Macmillan, 2002, Andersson Jenn> Mellan tillvaxt och trygghet Ideer om produktiv socialpolitik i socialdem. socialpolit ideologi under efterkrigstiden Uppsala Uppsala umv, Cop 2003, Ksping-Andersen G The Thcree Worlds Welfare Capitalism Cambridge 1990, Guivant, Julia S Social policy and development № 14 Geneva UN Research inst for social development, 2003 Beveridge W Full Fmplojment in Tree Socitty London Allen? LUmvm, 1944, Titmus R Lssajs on Welfare State I ondon Allen for private provision Washington World bank, 2003.

3БаеваЛ К Социальная попишка Октябрьской революции — М, 1977, Вопков 10 h Цепи и содержание социальной попптики КПСС в социалистическом обществе // Научный коммунизм 1976 — № 5, Вопков 10 Е Роговин ВЗ Вопросы социальной попишки КПСС — М, 1981, Микульский К И, Роговин В 3, Шаталин С С Социальная нопитика КПСС — М, 1987, Клопов Э В Повышение бпагосостояния советского народа основные итоги и тенденции — В кн Рабочий класс в мировом революционном процессе — М, 1978, Попков ВД Социальная нопитика советского государства и право — М, 1979, Роговин В 3 Социальная нопитика в развитом социалистическом обществе — М, 1980, Социальная политика КПСС на современном этапе — М, 1988, Социальная нопитика КПСС — Киев, 1988, Социальная сфера попишческое и духовное развитие обществаМ, 1991 идр

Смена политического режима обусловила поиск новых подходов к пониманию сущности социальной политики в условиях перехода от планового к рыночному способу хозяйствования1.

Российские ученые плодотворно разрабатывали различные аспекты данных проблем с учетом перехода к новой модели социальной политики" .

В современных условиях наука все чаще обращается к проблемам социальной политики в связи с общей концепцией реформирования российского общества, с переходом к новой концепции государственного управления как в центре, так и в регионах. В публикациях имеет место и общенаучный подход к отдельным проблемам социальной политики: рассматриваются структура и функции социальной политики3, правовые и экономические основы4 ее реализации и перспектив в контексте государственного управления этой сферой5, а также ее отдельных наиболее.

1 Ьородкин Ф М Социальная почитика Впасть и перестройка //Постижение — М, 1989, Гордон Л, А Социальная почитика в сфере оплаты труда // Социочогические исследования — 1987, — № 4, Меньшова О Новые подходы к формированию социальной политики //Плановое хозяйство — 1991. — № 5, Очьсевич 10 А Социальная переориентация экономики — М, 1990, Перестройка в системе распредечитечьных отношенийМ, 1992 и др

2 Григорьева И, А Социальная полтика и социальное реформирование в России в 90-х годах — СПб, 1998, Денисова И П Концептуальные основы социальной политики государства Автореф дисс д-ра экон наук — М, 2005 Жуков В Модернизация социальных отношений в России замыслы, итоги, возможности // Социологические чередования — 2005 — № 6, Люблинский В В Теория и практика современной социальной политики — М, 2004, Миронов С Социальная политика уточнение задач, оттадка механизмов // Общество и экономика — 2005 — № 5, Смирнов СИ Социальная политика переходного периода от ужаса к комедии — М, 2003, Социальная почитика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред И Ярской-Смирновой, II Романова — М, 2002; Трансформация социально сферы и социальная почитика / Под общ ред Т И Засчавской — М, 1998, Шкаратан О И Социальная почитика и стратегия поведения средних слоев — М, 2005.

3 Бабич, А М, Жичьцов Н Н, Ьгоров Г В Социальная сфера в усчовиях перехода к рынку — М, 1993, Ьурджалон Ф Э Современная социальная политика между планом и рынком — М, 1996, Жуков В И Потенциал человека, индекс социального развития россиян — М, 1995, Жуков В И Россия состояние, перспективы, противоречия — М, 1995, Социальная почитика в постсоциалистическом обществе задачи, противоречия, механизмы — М, 2001.

4 Иншаков ОВ, Лебедева НИ, Набиев Г Г. Социальная ответственность как императив институционального механизма адаптации предприятия к рыночным условиям хозяйствованияВочгоград, 2003, Катков Д В Приоритеты социальной почитики в стратегии экономической безопасностиСпб, 2004, Корчагин 10 А Инвестиционная стратегия — Ростов н/Д 2006, Марцинкевич В И Инвестиция в чечовека экономическая наука и современная экономика // МЭиМО — 2005 — № 9, Негина ТВ Методические вопросы ресурсного обеспечения стратегии социальной сферы в России — Спб, 2003, Снектор БЕ Механизм инвестирования социальной иочитики п России — Спб, 2003, Эгкало О, А Концепция социальной эффективности экономики России Автореф дисс д-ра экон наук — Костома, 2003.

5 См Айбазов РУ Глобализация Федерализм Государственное управчение — М, 2005, Государственная социальная почитика и стратегия выживания домохозяйств / Н М Давыдова, II Меннинг, 1 10 Сщорина и др, Под общ ред О И Шкаратана — М, 2003, Комаровский В С и Гоман-Гочутвнна О В Бюрократия и современные пробчемы реформирования государственной счужбы // Социально-гуманитарные знания — 2006 — Лг: 2, Краснов Б И Социальная почитика в России на рубеже веков реальность! прогнозы //Социальная почитика и социочогия -1999 -Лг:2 Лаврененко И М Государственная актуальных направлений — социальной защиты населения1, занятости населения2 и др.

Наряду с рассмотрением проблем социальной политики на федеральном уровне, исследователи все чаще обращаются к вопросам политического регионализма в контексте совершенствования управления социальной сферой общества3.

Вместе с тем, необходимо отметить, что, несмотря на широкое освещение отдельных аспектов социальной политики, в отечественной научной литературе по-прежнему крайне мало комплексных исследований проблемы формирования современной социальной политики России в условиях становления социального государства, продекларированного социальная политика Российской Федерации опыт и пробами трансформации (80 — 90-е готы XX стотетия) — М, 1999, Храмцов АФ Глобализация социальной политики и российской реформы (Научно-аналитический доклад) — М, 2003.

1 Ьакалдина И С Потитика органов испотнительной впасти в сфере социальной защиты населения (региональный аспект) Автореф дисс. канд попит наук — Орел, 2001, Бондарь Н Социальная защита граждан// Российская юстиция — 2003 — № б, Кулешова Г Г1 Социальная защита и самозащита насетения в регионе//Регионология -2005 -№ 1, Лабейкин, А А Бедность — это порок// Российская Федерация сеготня -2002 — № 9, Миронова Т К Социальная защита в России (правовые вопросы) — М , — 2004, Пиконова Л С Адресная социальная защита опыт муниципальных образований — М, 2003, Никонова О В Социхтьные гарантии в Российской Федерации Автореф дисс. канд экон наук — М, 2003, Потехин Н, А, Гоповина, А Н, Вотосннкова ПА Изменения в развитии организационно-экономического механизма социальной защиты насетения на современном этане — Екатеринбург, 2004, Роик В Эволюция форм социальной защиты в России''/ Страховое дело -2005 — № I.

2 Аверьянов 10, Калашникова И Регулирование занятости с точки зрения теории //Чеювек и труд -2005 — № 5, Актуальные нробтемы труда и социальной политики / Под общ ред Потуданской В Ф — Омск, 2004, Аронова С, А Эвотюция института государственного регулирования занятости насетения в России// История государства и права — 2005. — N.8, Вишневская Н Законодательство о защите занятости и рынок труда //Вопросы экономики — 2003 — № 4, Сокотова Г Н Социальная политика государства в сфере труда и трудовых отношений//Социологические исследования — 2004 — № 4, Шибаршина 010 Региональная потитика занятости мотодежи социотогический анализ Автореф дисс канд социол паукМ, 2005.

3 Васютин 10 С Регион как субъект потитической власти — Москва — Орел, 2002, Васютин 10 С, Огнева В В, Савин В И Регион как политическая реальность — Орел, 2003, Володин Н, А Социальные приоритеты региона — М, 2004, Гладкий ЮН, Чистобаев, А И Основы региональной политики — Спб, 1998, Глотов С, А, Кочеткова Л Н Актуальные вопросы федеральной и региональной социальной политики в Российской Федерации конституционно правовые аспекты / Новое в российском и международном праве Выи 5 — М, 2005, Батанина И, А Потитическое управление и регионе состояние, тенденции развития — Тула, 1997, Игнатов В Г, Бутов В И Регионоведение (методопогия, политика, экономика, право) — Ростов н/Д, 1998, Лебедев, А А Региональная социальная попитика в Российской Федерации пробпемы формирования и реализации Автореф дисс канд ночит наук — Орел, 2004, Кузнецов С В Социальные цели развития регион (формирование и механизм реализации) — Спб, 2004, Климанов В В Региональные системы и региональное развитие России — М, 2003, Сигов И И Региональная потитика на современном этапе — Чебоксары, 1999, Морозова Е, А Социальная потитика в Кузбассе Теоретические основы Региональная практика Обратная связь — Кемерово, 2005, Стратегия макрорегионов России методоюгнческне подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред, А Г. Граибсрга — М, 2004, Строев Г С Социальные приоритеты региона — М, 1998, Хмара Н И Национальная и региональная потитика в Российской Федерации — М, 2005, Экономическое созидание в регионе. Материалы конференций / Под ред Мерцалова, А А, Давыдовой Л В, Ортова Г М, Самостроенко Г М — Орет, 2002 и др

Конституцией Российской Федерации. В этой связи следует отметить работы Гриценко H.H., Калашников C.B. Соболева H.H. и др.1.

Таким образом, проведенный автором анализ степени изученности проблемы позволяет заключить, что в рамках российской политологии создана определенная теоретико-методологическая и фактологическая база для углубленного изучения сущности государственной социальной политики в условиях становления социального государства. Однако на сегодняшний день целостных комплексных работ, посвященных проблемам социальной политики — понятию, основным концепциям, специфике в контексте развития социального государства, а также направлениям ее оптимизации и способам регулирования — практически нет. Актуальность проблемы, ее востребованность политической практикой, а также неразработанность феномена социальной политики в условиях становления социального государства в политологическом контексте обусловили выбор ее в качестве предмета анализа.

Научная гипотеза исследования состоит в том, что одним из важнейших факторов, определяющих уровень развития социального государства, является формирование и реализация эффективной государственной социальной политики, направленной на обеспечение достойного уровня социального обеспечения и оптимизацию деятельности государственной власти.

1 Аиисимов В Социальное государство от декларации к воплощению// Человек и труд — 2004 — №.

4, Гриценко Н Н Проблемы формирования социального государства в России / Социально-экономические проблемы перехоцюго общества — М, 2000, Калашников С В Социальное рыночное хозяйство и социальное государство'/ Человек и труд — 2003 — № 9, Калашников С В Функциональная теория социального гос>дарства — М, 2003, Соболева И Н Социальная политика как фактор устойчивого развития'/Проблемы теории и практики >правления — 2003 — № 3, Россия — социальное государство Декларация, реальность, перспектива — М, 2005, Социально ориентированные функции государства и регионов в контексте развития основ российского федерализма — М, 1998, Страшун БА, Мишин, А А Социальное гос>дарство В кн Конституционное (государственное право) зарубежных стран З-еизл Т 1−2 — М, 1999, Роик В Социальная модель государства опыт западноевропейских стран и выбор России'/ Человек и тр>д — 2006 — № 1, Фабрици>с Ф Права человека и европейская политика Политико-правовое н0Л0/кениетр>дящихся в европейском сообществе — М, 1995.

Объектом исследования в диссертационной работе является социальная политика государства в условиях становления социального государства.

Предмет исследования — механизм формирования и реализации государственной социальной политики в условиях становления социального государства в Российской Федерации.

Цель диссертации состоит в комплексном исследовании содержания и специфики социальной политики в Российской Федерации в процессе формирования социального государства и выработке рекомендаций по повышению ее эффективности.

Достижению данной цели способствует решение следующих исследовательских задач:

— исследовать методологические основы социальной политики в демократическом государстве;

— проанализировать процесс развития моделей социальной политики в условиях формирования социального государства;

— уточнить содержание и специфику государственной социальной политики в современной России;

— исследовать процесс модернизации государственной социальной политики в условиях формирования социального государства;

— выявить тенденции и дальнейшие перспективы совершенствования I осударственной социальной политики;

— сформулировать предложения по формированию приоритетных направлений социальной политики субъектов РФ Центрального федерального округа.

Теоретико-методологическая основа исследования. В качестве теоретической основы в работе используются труды отечественных и зарубежных ученых в области политологии, философии, юриспруденции, теории государственного управления.

Методологическую основу работы составили историко-философский, ценностно-нормативный, системный, институциональный и сравнительный подходы к исследованию современных проблем трансформации моделей социальной политики, структурно-функциональный анализ, позволившие рассмотреть социальную политику как сложную, целостную, развивающуюся систему в условиях перехода к социальному государству.

Эмпирическая база исследования представлена официальными документами федеральных и региональных органов власти Российской Федерацииматериалами текущих архивов, данными социологических исследований, статистики, материалами СМИ, включая сеть Интернет.

В диссертации проанализированы данные статистических сборников Госкомстата, статистических бюллетеней Орловского областного комитета государственной статистики, официальные аналитические материалы Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), фиксирующие отношение различных категорий граждан к реализации социальной политики в Российской Федерацииданные периодической печати.

Диссертационное исследование выполнено в рамках п. 14 «Политическое и государственное управление: сущность, виды, функции. Понятие социального государства и социальной рыночной экономики. Проблема централизации и децентрализации управления — центральные и местные правительства. Региональная политика. Политические аспекты развития местного самоуправления» Паспорта специальностей ВАК РФ 23.00.02 — политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.

Научная новизна исследования, связанная с самой постановкой проблемы, состоит в: уточнении понятия «социальная политика» как одной из форм управляющих воздействий органов государственной власти, позволяющем обосновать необходимость ее использования в отношении граждан в качестве инструмента обеспечения устойчивого социально-политического развития;

— авторской трактовке моделей социальной политики, в рамках которой социальная политика рассматривается с одной стороны, как условие, а с другой стороны — как результат развития социального государства, в связи с чем проведено разграничение субъектно-объектных отношений в данной сфере;

— обосновании вывода о том, что социальная политика в Российской Федерации обеспечивает реализацию модели в большей степени субсидиарного (помощь отдельным категориям нуждающихся), а не социального (ориентация на развитие общества в целом) государства;

— выявлении особенностей процесса модернизации государственной социальной политики и социального обеспечения в Российской Федерации;

— обосновании тенденции расширения функций государственного управления социальной сферой в процессе становления социального государства;

— выработке рекомендаций по оптимизации социальной политики субъектов РФ Центрального федерального округа в соответствии с принципами социального государства.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Аргументировано, что социальная политика играет ключевую роль в развитии современного общества, является условием его политической стабильности, социально-экономической эффективности и международной конкурентоспособности государства. Концепция социальной политики допускает разные уровни своей конкретизации, но набору субъектов, институтов и целей. Причем полисубъектность социальной политики может реализоваться только в рамках демократии.

Являясь системным эффектом деятельности различных субъектов социальной политики, конечный социальный результат может являться итогом сложения усилий отдельных субъектов, но не может быть продуктом единой социальной политики различных субъектов.

2. Модель социальной политики определяет господствующая система властных отношений, а также уровень и масштабы социальных гарантий, предоставляемых государством. Проанализировав различные подходы к изучению моделей социальной политики, автор выделяет два полюса моделей социальной политики: социальное государство (ориентирующееся на развитие общества в целом) и субсидиарное государство (ориентирующееся на помощь только отдельным категориям граждан). Принципиальный подход к целям социальной политики обусловливает и механизм их достижения в рамках активной модели социальной политики, основанной на предупреждении негативных для общества явлений, и пассивной, носящей компенсаторный характер.

3. Выбор направлений государственной социальной политики в Российской Федерации политически обусловлен. Основные направления государственной социальной политики в Российской Федерации можно представить по этапам ее развития:

— сохранение государственных институтов социальной защиты;

— формирование и активизация общественных институтов социальной политики: профессиональных союзов, общественных и благотворительных организаций;

— переход от пассивной к активной социальной политике.

Однако в настоящее время в Российской Федерации наиболее активно реализуется защитительное направление социальной политики, что соответствует модели субсидиарного государства.

4. Осуществленный анализ процесса модернизации государственной социальной политики и социального обеспечения в Российской Федерации позволяет автору утверждать о постепенном расширении приоритетов государства в социальной сфере, что расценивается соискателем как стремление Российской Федерации к наиболее полной реализации «социальной» характеристики государства.

5. Перспективы совершенствования государственной социальной политики автор связывает с переходом к активной модели социальной политики, ориентированной не на дотационную поддержку малоимущих, а на создание для всех граждан государства условий для свободного развития, что соответствует принципам социального государства. Реформирование социальной политики в этом случае должно быть ориентировано на расширение се функций, сопровождаемое увеличением объемов финансирования.

6. Стратегия социальной политики Центрального федерального округа должна стать результатом нового подхода к планированию регионального развития на основе сбалансированного и эффективного использования всех потенциалов территории: политического, экономического, финансового, социального, кадрового.

Стратегия социальной политики Центрального федерального округа в перспективе должна быть направлена на решение трех взаимосвязанных задач:

— обеспечения национальной безопасности России и се регионов, прежде всего, с помощью сбережения, воспроизводства, целевого воздействия и активного использования имеющегося человеческого потенциала;

— качественного роста уровня жизни населения как важнейшей характеристики социального государства;

— разработки и проведения единой политики семьи, детства и молодежи, в результате которой воспроизводство молодежной составляющей человеческого потенциала с заранее заданными свойствами и качествами будет отвечать ориентирам экономического и социального развития территорий региона.

• Практическая значимость исследования.

Концептуальные выводы диссертационного исследования позволяют обновить и расширить научные представления о сущности государственной социальной политики, а также определить перспективы повышения ее эффективности в условиях становления социального государства.

Отдельные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы:

— в разработке государственной и региональной модели социальной политикив законодательной деятельности, социально-политическом прогнозировании, государственном управлении системой социальной защиты населения;

— в учебных курсах таких дисциплин как «Социальная политика», «Региональная политика», «Система государственного и муниципального управления», преподаваемых в высших учебных заведениях и в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих и их резерва.

Апробация работы. Работа обсуждалась на заседании кафедры политологии, государственного и муниципального управления Орловской региональной академии государственной службы. Ряд теоретических положений и выводов обсуждался на региональных и международных научно-практических конференциях.

Структура диссертационной работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Исследование социальной политики в условиях становления социального государства позволяет заключить, что существует очевидная взаимосвязь между типами политического режима, экономикой и проводимой в государстве социальной политикой. Так, современные преддемократические режимы, как правило, ориентируются на сочетание в различной степени концепции государства «всеобщего благоденствия» и I осударственной политикой «ночного сторожа». Иначе говоря, пределы вмешательства государства в социальную сферу варьируют от крайнего минимума (что в связи с доминированием идеи «социального государства» встречается крайне редко) до разумной «золотой середины», когда государственная политика ориентируется на сочетание интересов социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения и устойчивого развития.

Применительно к нашему исследованию, социальная политика — это политика государства, общества, политических партий, социальных институтов сфере жизнедеятельности человека. Социальная политика зависит не только от состояния экономики и возможностей государства, но нередко и от политической конъюнктуры. Она является регулятивной сферой общественной жизни, ареной столкновения интересов, соперничества сил. Государство, общество и отдельный гражданин выступают в социальной политике не только как ее восприемники, объекты ее влияния, но и как активные субъекты деятельности.

В настоящее время, в период становления рыночной экономики, в России требуется повышенное внимание к проблемам социального характера. Однако успешное развитие экономики невозможно без всесторонней ее гуманизации. Это абсолютный императив современного социально-политического развития, не считаясь с которым не одна страна не сможет выйти на современный уровень цивилизационного развития.

Эффективная социальная политика предполагает учет интересов ее субъектов — органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимателей, общественных объединений, различных социальных групп. Однако эти интересы зачастую бывают разнонаправленными. Так, предпринимательство в самом общем виде стремиться к концентрации благ в руках наиболее успешных экономических субъектов, игнорируя издержки и потери в сферах, не вовлеченных в рыночный оборот. На современном этапе российских реформ несколько возрастает роль политических в разработке и осуществлении социальной политики, а также предлагаемых Правительством России федеральных целевых программ на среднесрочную перспективу.

Социальная политика государства самым непосредственным образом учитывает социальную активность политических и общественных институтов, находясь с ними в различных отношениях — от конфронтации до взаимообусловленности и взаимоподдержки. Поэтому конечный результат государственной социальной политики достигается деятельностью не только государства и его институтов, но и иными субъектами, осуществляющими собственную социальную политику, в той или иной мере совпадающую с государственной. В то же время, исходя из деятельностного подхода, возникает сомнение в возможности множественного субъекта единой деятельности. Будучи системным эффектом деятельности различных субъектов социальной политики, конечный социальный результат может являться итогом сложения усилий отдельных субъектов, функцией системы, заданной, общей для разных субъектов, целью деятельности иных систем, но не может быть продуктом единой социальной политики различных субъектов. Иначе исчезает теологический принцип выделения субъекта.

Функции социальной политики по своей смысловой нагрузке близки к понятиям цели, задачи и иногда отождествляются учеными с ними. Однако, применительно к данному исследованию, особый интерес представляет идея соотнесения функционального содержания социальной политике качеству самой социальной политики, ее соответствию нормам социального государства. По этому критерию функции социальной политики можно разделить на три группы — защитительные, активные и конструктивные.

Исследование моделей социальной политики позволило заключить, что их главным категориальным отличием является степень включенности государства и масштабы его деятельности в социальной сфере. В результате такого обобщения можно выделить две глобальные модели — активную и пассивную. В основе каждой из моделей социальной политики государства лежит свой базовый принцип, который вытекает из соотношения доли участия в реализации социальной политики ее основных субъектовгосударства, корпорации и личности.

Модель социальной политики определяет господствующая система властных отношений, а также уровень и масштабы социальных гарантий, предоставляемых государством. Проанализировав различные подходы к изучению моделей социальной политики, автор выделяет два полюса моделей социальной политики: социальное государство (ориентирующиеся на развитие общества в целом) и субсидиарное государство (ориентирующееся на помощь только отдельным категориям граждан). Принципиальный подход к целям социальной политики обуславливает и механизм их достижения в рамках активной модели социальной политики, основанной на предупреждении негативных для общества явлений и пассивной, носящей компенсаторный характер.

Указанные модели сформировались в результате социально-экономического развития различных государств и учитывают экономические, политические, исторические и прочие особенности стран, в которых они функционируют. В работе доказана зависимость выбора конкретной модели осуществления социальной политики от исторических, социокультурных и экономических условий, а также определяется конкретным типом общественно-политического устройства государства, его идеологическими, духовными принципами, особенностями переживаемого исторического этапа. Например, положение о социальном государстве ввиду его общественной важности отнесено к основам конституционного строя.

Российской Федерации и находит свое развитие в других конституционных нормах.

Главным в идеологии социального государства является социальная ответственность за благополучие граждан. В социальном государстве социальная защита и социальное обеспечение граждан практически имеет статус гражданского права.

Функция социального государства проявляется в следующем:

1. Разработка национальной концепции экономического развития общества, стратегии и тактики социальной политики.

2. Создание условий для демократического развития всех сфер общественной жизни общества, свободы частной собственности, существования многоукладной экономики, свободной деловой конкуренции.

3. Разработка приоритетов и реализация социальных программ в соответствии с финансовым и материальным обеспечением.

4. Информационное обеспечение социальной политики и социальных программ, мобилизация на их реализацию всех структур общества и граждан.

5. Формирование системы управления реализацией социальной политики на федеральном и региональном уровнях, сотрудничество государства с общественными объединениями, социальными институтами общества, политическими партиями, религиозными организациями в решении социальных программ.

6. Правовое обеспечение социальной политики, взаимодействие исполнительных и законодательных органов государственной власти.

Социальное государство в современных условиях предполагает наличие, с одной стороны, сильного государства, способного нести ответственность за развитие человеческих ресурсов, а, с другой — наличие развитых институтов гражданского общества, способных контролировать государство.

Социальная политика является результатом выбора между различными общественными интересами, приоритетами и предполагает перераспределение национального дохода. Этот выбор вытекает из самой сущности политических и экономических систем преддемократических республик. Важнейшей задачей социальной политики является обеспечение определенного уровня жизни населения, позволяющее избежать дестабилизирующих общество конфликтов и реализовать принцип социальной справедливости в зависимости от возможностей государства и общества. В диссертации большое внимание уделяется способам I осударственного регулирования социальной сферы, осуществляемого в формах:

— предоставления государственных гарантий определенного уровня жизни (обычно закрепленных в конституции) населению, в том числе социально слабым;

— перераспределения материальных средств и организационных усилий с целью достижения или сохранения определенного качества жизни для различных социальных слоев и снижения социальной напряженности в обществе;

— реализации экономических и других программ ликвидации социальных, природных и техногенных катастроф и т. д.

Ключевой проблемой формирования новой модели социальной политики государства является поиск оптимального соотношения между «распределением» ответственности за судьбу каждого индивидуума между государством и им самим. В трансформационных обществах обычно принимается модель, которая предусматривает постепенное снижение патерналистской позиции государства и повышение ответственности населения и хозяйствующих субъектов за принимаемые решения. В России же возобладала совершенно необоснованная идея о том, что рынок станет идеальным регулирующим механизмом не только для экономики государства, но и, в известной степени для социальной сферы.

Исходя из этого в диссертации предложены три обязательных составляющих социальной политики государства в транзитивный период:

— сохранение и расширение роли институтов социальной защиты населения, при этом имеется в виду не ставшее традиционным за 1990;е гг. понимание социальной защиты как инструмента раздачи всевозможных пособий и компенсаций, а более глубокое осознание ее задач и, соответственно повышение роли этого социального института;

— целенаправленные усилия по совершенствованию трудовых отношений и регулированию рынка труда;

— формирование общественных институтов, которые будут участвовать в формировании социальной политики, реализации ее положений, контроль за ее проведением.

В федеративном государстве государственная социальная политика имеет свои особенности в силу того, что само государство является многосубъектным. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации. Способами распределения являются:

— конституционное распределение пределов (предметов) ведения Федерации, субъектов Федерации и их совместного ведения;

— договорное распределение функций и фактически сложившееся, но до времени не урегулированное нормативными актами и законами выполнение функций и взаимодействие при их выполнении.

Исследование процесса модернизации социальной политики в Российской Федерации позволяет утверждать о формировании новой системы социального обеспечения в Российской Федерации, обусловленной принятием новых нормативно-правовых актов. Особую роль в этой связи сыграл Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторыми законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов: «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в августе 2004 года.

Вновь принятые социальные нормы позволяют говорить о расширении приоритетов социальной политики государства в среднесрочной перспективе. Так, если раньше гарантии государства ограничивались лишь рамками системы социальной защиты (реализация защитительного направления), то теперь у государства существует реальная возможность реализовывать и конструктивное направление социальной политики.

Однако в настоящее время законотворческий процесс в социальной сфере не может быть признан завершенным. Для наиболее полной реализации намеченных преобразований представляется необходимым принятие ряда федеральных законов: Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании" — Федеральный закон «О государственных гарантиях медицинской помощи" — Федеральный закон «Об автономном учреждении», «Об автономной государственной (некоммерческой) организации» и соответствующие изменения в Бюджетный и гражданской кодекс Российской Федерации и другиеФедеральный закон о страховании профессиональной ответственности медицинских работниковФедеральный закон о частной медицинской деятельности.

В качестве стратегических задач в социальной сфере предложено:

— дальнейшее развитие программно-целевого метода государственного управления социальной сферой;

— регулирование посредством налогов, направленное на ограничение чрезмерной имущественной дифференциации по доходам;

— индивидуализация социальной политики государства, придание ей той степени эффективности, когда она становится реальной для каждого человека;

— укрепление социальной базы реформ в лице «среднего класса», созданного в дореформенный период, перенос социального центра тяжести реформ, прежде всего, на высококвалифицированную часть рабочих промышленности, аграрного сектора экономики, интеллигенцию и работников управления;

— создание системы высокой социальной мотивации труда и образования для молодежи, которая в настоящее время все больше втягивается в «дикий» рынок и сбрасывается на нижние уровни социальной структуры;

— принятие государственной программы охраны материнства и детства по образцу развитых стран, позволяющей остановить депопуляцию общества;

— принятие государственной программы социальных гарантов и области здравоохранения, образования и фундаментальной науки по образцу лидирующих в этой области стран.

В условиях становления социального государства первостепенное значение приобретают принципы программно-целевого планирования отрасли:

— соответствие выполняемых полномочий (функций) их финансовому наполнению на каждом уровне управленияобеспечение непрерывности и преемственности властных полномочий;

— оптимизация бюджетных расходов;

— бюджетирование, ориентированное на результатреструктуризация подведомственных учреждений в целях эффективного использования имеющихся ресурсов.

Эти принципы в полной мере применимы к реализуемым в настоящее время национальным проектам «Здоровье» и «Образование».

Социальная политика будет эффективной и как концепция, и как практическая деятельность только при условии, что все ее уровни будут оптимально взаимосвязаны, взаимообусловлены (через цели, задачи, принципы, механизмы, нормативное обеспечение), если будут последовательно структурированы полномочия и обязанности субъектов по каждому из уровней и на каждом уровне будет осуществляться системный подход.

Регионализация социальной политики обусловлена необходимостью создания предпосылок для саморазвития регионов, более полным учетом интересов территориальных общностей, активизацией собственных ресурсов, в первую очередь, человеческих. Такая частичная локализация государственной социальной политики предоставляет более широкие права, и возможности региональным органам управления, но требует при этом более высокого уровня знаний о территории, позиционирования ее социальных интересов. Особый интерес представляет политическая ситуация на уровне регионов, делающая возможным (или невозможным) функционирование публичной сферы, а следовательно, проведение эффективной социальной политики, отвечающей интересам общества.

Учитывая наметившийся в 2005;2006 годы рост ключевых показателей экономического развития, условия реализации социальной политики оцениваются нами как благоприятные. Существуют резервы реализации социальной политики.

Исследование региональных аспектов совершенствования государственной социальной политики позволило нам сформулировать стратегические направления социальной политики Центрального федерального округа.

Реализация первостепенных задач социальной политики Центрального федерального округа требует активизации усилий органов государственной власти всех уровней и местного самоуправления в сфере управления процессами социально-политического развития территории.

Концептуальной основой модели социальной политики Российской Федерации на современном этапе развития должна стать идея формирования социального государства как наиболее эффективной модели государственного управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1994.
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации. М., 2005.
  3. Федеральный Закон от 22 июля 1993 года № 5487−1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»
  4. Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  5. Федеральный Закон от 17 июля 1999 г. № 178 «О государственной социальной помощи».
  6. Федеральный Закон от 19.04.91 № 1032−1 «О занятости населения в РФ».
  7. Федеральный Закон от 24 июля 1999 г. № 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  8. Федеральный закон от 28 июня 1991 года № 1499−1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации.
  9. Ю.Указ Президента РФ от 3 июля 1996 г. № 803. «Основные положения региональной политики в Российской Федерации».
  10. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300 «О концепции национальной безопасности РФ».
  11. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации»
  12. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
  13. Указ Президента РФ от 21.10.2005 года № 1226 «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов».
  14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ// Российская газета. 2005. 26 апреля.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 03 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних».
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2006 г. № 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы».
  17. Закон Брянской области «О культурной деятельности на территории Брянской области» от 14.05.2001 г. № 33−3.
  18. Закон Брянской области «О трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений» № 25−3 от 27.04.2000 г. 22.3акон Брянской области «Об охране здоровья населения Брянской области» от 14.05.2001 г. № 28−3.
  19. Закон Липецкой области «О программе социально-экономического развития Липецкой области на 2004 год» от 16.12.2003 г. № 85−03.
  20. Закон Орловской области от 26 апреля 2000 г. № 147 03 «О системе социальной защиты населения в Орловской области».
  21. Закон Орловской области от 29 октября 2003 г. № 357 03 «О государственной социальной помощи в Орловской области».
  22. Закон Орловской области от 22 августа 2005 г. № 529 03 «О гарантиях прав ребенка в Орловской области». 27.3акон Орловской области от 4 марта 2005 года № 504 «О здравоохранении в Орловской области»
  23. Постановление администрации Брянской области «Об оказании адресной материальной помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации (пожар, наводнение, потеря жилья и др.)» от 03.04.2003 г. № 143.
  24. Постановление Брянской областной Думы «Об областной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Брянской области на 2003 2005 годы» от 24.10. 2002 г. № 3−714.
  25. Постановление Курской областной Думы «Об областной целевой программе «Сохранение и развитие культуры и искусства Курской области на 2003 -2005 годы» от 14.11.2002 № 567 -III ОД.
  26. Постановление Курской областной Думы «Об утверждении областной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2003 2006 годы)» от 14.11.2002 г. № 568 — III ОД.
  27. Постановление Курской областной Думы от 06.12.2001 г. № 344- III ОД «Об областной целевой программе «Старшее поколение» на 2002 -2005 годы.
  28. Постановление Курской областной Думы от 13.11.2001 г. № 289-III ОД «Об утверждении областной целевой программы «Пожарная безопасность и социальная защита населения на 2002- 2005 годы».
  29. Постановление Курской областной Думы от 14.11.2002 № 568-Ш ОД «Об областной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Курской области на 2003- 2005 годы».
  30. Постановление Липецкого областного Совета народных депутатов «Об областной программе «Адресная медикаментозная помощь льготной категории граждан на 2003−2005 годы» от 27.11.2003 г. № 393-пс.
  31. Постановление Липецкого областного Совета народных депутатов «Об областной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 2004−2006 годы» от 30.10.2003 г.№ 357-пс.
  32. Постановление Липецкого областного Совета народных депутатов «Об областной целевой программе «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года» от 23.12.2003 г. № 431-пс.
  33. Постановление Липецкого областного Совета народных депутатов «Об областной программе «Молодежь Липецкой области (2001−2005 годы)» от 16.08.2001 г. № 656-пс.
  34. Постановление Коллегии Администрации Орловской области «Об утверждении плана мероприятий по реализации приоритетных национальных проектов в Орловской области» от 29.12.2005 г. № 194.
  35. Постановление Коллегии Администрации Орловской области «О ходе выполнения национального проекта «Образование»» от 7 апреля 2006 г. № 59.
  36. П. Н. Политика доходов и заработной платы: учебное пособие. Новосибирск: НГАЭиУ- М.: ИНФРА-М, 1999.
  37. Ю., Калашникова И. Регулирование занятости с точки зрения теории //Человек и труд. 2005.- № 5.
  38. С., Волгин И. Социальная политика-ресурс экономического развития России //Государственная служба. 2005.- № 6.
  39. Р.У. Глобализация. Федерализм. Государственное управление. М.: Лекс-Книга, 2005.
  40. Е.И. Финансовый механизм активизации социальной защищенности населения (западный опыт 1990-х годов и проблемы современной России) // Финансы и кредит. 2003. — № 5.
  41. В. Социальное государство: от декларации к воплощению// Человек и труд. 2004. — № 4.
  42. JI.M. Роль типологизации пациентов в оценке качества медицинской помощи. // Социологические исследования. 2005. — № 6.
  43. A.M., Жильцов E.H., Егоров Е. В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М., 1993.
  44. Баева J1. К. Социальная политика Октябрьской революции. М., 1977.
  45. О.В. Развитие региона как социальной системы: социальные показатели и индикаторы. Волгоград, 2002.
  46. Е.С. Политика органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения (региональный аспект). Автореф. дисс. канд. полит, наук. Орел, 2001.
  47. A.M., Кохно П. А. Влияние экономических теорий на социально-экономическое развитие России // Социально-гуманитарные знания.- 2006. № 3.
  48. В.Т. Реализация моделей социальной политики: мировая практика / Экономические интересы и социальная политика. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС, 2006.
  49. Р. Словарь социальной работы: пер. с англ. / Р. Баркер. М., 1994.
  50. И.А. Политическое управление в регионе: состояние, тенденции развития. Тула, 1997.
  51. Р., Аткинсон Д. Выполнение обязанностей и обязательств Российской Федерацией. Парламентская Ассамблея Совета Европы. Док. 110 568 от 2 июня 2005 г. Издание Совета Европы. Страсбург, 2005.
  52. Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 2 (П-Я): пер. с англ. М.: Вече- ACT, 1999.
  53. Бондаренко J1.B. Трансформация функций государства в процессе глобализации / В сборнике научн. тр. Факторы и приоритеты социальной политики трансформационного периода. Ростов н/Д. 2005.
  54. Н. Социальная защита граждан// Российская юстиция. 2003. — № 6.
  55. Ф. М. Социальная политика. Власть и перестройка //Постижение. М., 1989.
  56. И.М. Регионам России европейские зарплаты. М., 2003.
  57. Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. М., 1996.
  58. М.Э. Факторы риска в социально-экономическом развитии региона. / Факторы и приоритеты социальной политики трансформационного периода. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС. 2005.
  59. Ю.С. Регион как субъект политической власти. Москва -Орел, 2002.
  60. Ю.С., Огнева В. В., Савин В. И. Регион как политическая реальность. Орел, 2003.
  61. Н. Законодательство о защите занятости и рынок труда//Вопросы экономики. 2003.- № 4.
  62. Ю. Е. Роговин В.З. Вопросы социальной политики КПСС. М., 1981.
  63. Ю.Е. Цели и содержание социальной политики КПСС в социалистическом обществе //Научный коммунизм. 1976. -№ 5.
  64. H.A. Социальные приоритеты региона. М., 2004.
  65. В.В. Региональная политика России. Самара, 2001.
  66. М., Костина Г., Ступин И., Хисамова 3. Не называйте это проектами. // Эксперт. -2005. № 2.
  67. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. -Спб., 1998.
  68. С.Ю., Кара-Мурза С.Г., Бачиков С. А. Белая книга, экономические реформы в России 1991−2002 гг. М.: Эксмо, 2004.
  69. С.А., Кочеткова JI.H. Актуальные вопросы федеральной и региональной социальной политики в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты. / Новое в российском и международном праве. Вып. 5. М.: НИЦ * Инженер*. 2005.
  70. О.Ю. Экономические интересы субъектов социальной политики и пути их согласования. / Факторы и приоритеты социальной политики трансформационного периода. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС. 2005.
  71. JI. А. Социальная политика в сфере оплаты труда //Социс. -1987. № 4.
  72. Д. Административная реформа в сфере здравоохранения. // Государственная служба. 2005. -№ 4.
  73. Государственная социальная политика и стратегия выживания домохозяйств / Н. М. Давыдова, Н. Меннинг, Т. Ю. Сидорина и др.- под общ. ред. О. И. Шкаратана. М: ГУ ВШЭ, 2003.
  74. А. Здравоохранение: пациент скорее жив, чем мёртв? // Русский курьер. 2005. -15 ноября.
  75. И. А. Социальная полтика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998.
  76. H.H. Проблемы формирования социального государства в России / Социально-экономические проблемы переходного общества. М.: Наука. 2000.
  77. JI. Г. Практика социальной работы в современном российском обществе как объект исследования // Образование и социальное развитие региона. 1995. — № 3−4.
  78. М. Власть, бизнес и население три составляющих современного общества // Проблемы теории и практики управления.2005. № 3.
  79. В.М., Романов А. Н. Уровень жизни населения.- М.: ЮНИТИ, 2002.
  80. В. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности // Социологические исследования. -2005. № б.
  81. В.И. Потенциал человека, индекс социального развития россиян. М., 1995.
  82. В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия. М., 1995.
  83. В.Г. Технологии управления социально-экономическими процессами в регионе. Ростов, 2002.
  84. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов н/Д., 1998.
  85. Т.В. Экономические основы социальной политики / Экономические интересы и социальная политика. Ростов н/ Дону.2006.
  86. В. Несколько гипотез о мировом порядке XXI века.// Свободная мысль. -2003. -№ 11.
  87. О.В., Лебедева Н.Н, Набиев Г. Г. Социальная ответственность как императив институционального механизма адаптации предприятия к рыночным условиям хозяйствования. -Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2003.
  88. Н.И., Смирнов С. Н. Программа поддержки социальных реформ. М.: Институт экономики переходного периода, 2002.
  89. C.B. Социальное рыночное хозяйство и социальное государство //Человек и труд. 2003. — № 9.
  90. C.B. Становление социального государства в России. -М.: Экономика, 2003.
  91. C.B. Функциональная теория социального государства. -М.: Экономика, 2002.
  92. И.В. Финансовые механизмы обеспечения социальной стабильности общественного развития в XX веке: российский и зарубежный опыт. М.: Институт экономики РАН, 2003.
  93. Д.В. Приоритеты социальной политики в стратегии экономической безопасности. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2004.
  94. С.Б., Ковалевич М. К. Перспективы социальной политики в бюджете 2006.//ЭКО. 2005. -№ 11.
  95. Э. В. Повышение благосостояния советского народа основные итоги и тенденции. В кн.: Рабочий класс в мировом революционном процессе. — M, 1978.
  96. С.Ю. Реформа системы здравоохранения в России. // Регион: экономика и социология 2005. № 3.
  97. Ю4.Комаровский B.C. и Гоман-Голутвина О. В. Бюрократия и современные проблемы реформирования государственной службы // Социально-гуманитарные знания. 2006. — № 2.
  98. Комментарий официальных органов к пенсионному законодательству Российской Федерации / Под общ. ред. Ю. В. Воронина. М.: МЦФЭР, 2004.
  99. Л.В. Социальная политика: концепция и реальность. -Саратов: ГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина», 2004.
  100. Ю.А. Инвестиционная стратегия. Ростов н/Д.: Феникс. 2006.
  101. Ш. Кузнецова Н. Бедность в России: приоритетные направлениярешения проблемы // Человек и труд. 2004. — № 7.
  102. Г. П. Социальная защита и самозащита населения врегионе// Регионология. 2005. — № 1. ПЗ. Кураков B.JT. Регулирование ресурсного потенциала социальной сферы региона. — М., 1999.
  103. М. В. Взаимосвязь структурной, экономической и социальной политики в условиях рыночной трансформации// Социальная политика и местное развитие: тезисы международной научно-практической конференции. Кемерово, 2001.
  104. С.П. Реализация государственной функции по проведению социальной политики в Российской модели бюджетного федерализма./Факторы и приоритеты социальной политики трансформационного периода. Ростов н/Д. Изд-во СКАГС. 2005.
  105. А. Бедность это порок// Российская Федерация сегодня. -2002.-№ 9.
  106. И.М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации (80 90-е голы XX столетия). — М., 1999.
  107. К. Модели социальной политики // Общество и экономика. -2000. № 8.
  108. А.А. Региональная социальная политика в Российской Федерации: проблемы формирования и реализации. Автореф. дисс. канд. полит, наук. Орел, 2004.
  109. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2003.
  110. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. М., 1997.
  111. В.Н., Швецов А. Н. Новые проблемы российских городов. Муниципализация социальных объектов: правовые и финансовые решения. М., 1999.
  112. В.В. Теория и практика современной социальной политики. М.: Современная экономика и право, 2004.
  113. С. Основные системы финансирования здравоохранения. //Финансы. -2005. -№ 4.
  114. В.И. Инвестиция в человека: экономическая наука и современная экономика // МЭиМО. 2005. — № 9.
  115. О. Новые подходы к формированию социальной политики //Плановое хозяйство. -1991. -№ 5.
  116. Методы и технологии мониторинга социальной сферы региона: учебно-практическое пособие. М.: Издательство «Союз», 1999.
  117. К. И., Роговин В. З., Шаталин С. С. Социальная политика КПСС М., 1987.
  118. С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов // Общество и экономика. 2005. — № 5.
  119. Т.К. Социальная защита в России (правовые вопросы). Монография.- М., 2004.
  120. Е.А. Социальная политика в Кузбассе. Теоретические основы. Региональная практика. Обратная связь. Кемерово: Кузбассвузздат. 2005.
  121. А.Г. Комментарии к конституции Украины. 2-е изд. испр. и доп. Киев: Парламентское издательство, 2003.
  122. Е.Г. Компетенция РФ и субъектов РФ в сфере социального обеспечения// Чиновник. -2001. № 2.
  123. Н. Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? / под ред. В, Н. Садовского и В. А. Ядова. -М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  124. Н. Ф. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации // Социологический журнал. 1994. — № 1.
  125. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ / Под общ. ред. H.A. Волгина, C.B. Калашникова. М.: «АГС, 2005.
  126. Т.В. Методические вопросы формирования ресурсного обеспечения стратегии развития социальной сферы в России. Спб., 2003.
  127. Т.В. Методические вопросы ресурсного обеспечения стратегии социальной сферы в России. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2003.
  128. Никонова J1.C. Адресная социальная защита: опыт муниципальных образований. М.: Фонд «институт экономики города», 2003.
  129. МО.Никонова О. В. Социальные гарантии в Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 2003.
  130. МКНугаев М.А., Нугаев P.M. Здравоохранение на региональном уровне в контексте социальных реформ // Общественные науки и современность.-1997. № 5.
  131. Опыт общественно-политических трансформаций на постсоветском пространстве: «круглый стол» российских и польских учёных // Вести. МУ. Сер. 12. Политические науки. 2005.-№ 2.143.0садчая Г. И. Социология социальной сферы. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999.
  132. Основные направления развития Российской Федерации в 2005 году. Концепция альтернативной бюджетной политики на 2005 год. / Под общ. ред. Г. Ю. Семигина. М., 2004.
  133. Основные направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу // Реформирование России: от мифов к реальности. В 2 т. Т. 2. / Под ред. Г. В. Осипова, В. К. Левашова, В. К. Локосова. М.: ИСПИ PAII, 2001.
  134. Пенкова-Люейер П., Рагозина Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, механизмы осуществления. М., 2000.
  135. Перестройка в системе распределительных отношений М., 1992.
  136. В. Корпоративная модель социальной политики.// Человек и труд.-2003.-№ 9.
  137. И.С. К вопросу о российском менталитете // Социально-гуманитарные знания. 2006. — № 1.
  138. В.Д. Социальная политика советского государства и право. М., 1979.
  139. H.A., Головина А. Н., Волосникова Е. А. Изменения в развитии организационно-экономического механизма социальной защиты населения на современном этапе. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004.
  140. В.Ф. Актуальные проблемы труда и социальной политики. Омск, 2004.
  141. С. О приоритетах социальной политики// Общество и экономика. 2000. — № 8.
  142. Н.В. Законодательство субъектов РФ о здравоохранении// Журнал российского права. 2002. — № 2.
  143. В. Положение людей не должно ухудшаться.// Российская Федерация сегодня. 2005. — № 3.
  144. .В. Социальная политика (социально-политические отношения) на уровне предприятия (корпорации). Трудовая демократия. Выпуск 49. М.: Школа трудовой демократии. 2005.
  145. Н.П. Взаимоотношения «Центр регионы». Основные положения региональной политики/ Регионоведение: социально-политический аспект. — Н. Новгород, 2002.
  146. В.В. Системный кризис современной медицины. Стратегия выхода из кризиса// Сознание и физическая реальность. 2005. — № 6.
  147. Региональные системы и региональное развитие России / Климанов В. В. М.: ЕДИТОРИАЛ УРСС. 2003.
  148. Н. Стратегия социальных реформ в России // Свободная мысль XXI. 2002. -№ 11.
  149. В. 3. Социальная политика в развитом социалистическом обществе. М, 1980.
  150. В. Социальная модель государства: опыт западноевропейских стран и выбор России// Человек и труд. 2006. — № 1.
  151. В. Эволюция форм социальной защиты в России// Страховое дело. -2005. -№ 1.
  152. Российская юридическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 1999.
  153. Российские здравницы проходят отбор в Фонде социального страхования РФ.//Человек и труд. № 1.- 2006.
  154. Россия социальное государство. Декларация, реальность, перспектива. Материалы круглого стола 31 марта 2005 г. — М., 2005.
  155. Россия в цифрах. 2005: Краткий стат. Сб./ Росстат. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2005.
  156. Россия в цифрах. 2006: Краткий стат. Сб./ Росстат. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2006.
  157. И. Принципы формирования эффективной социальной политики//Человек и труд. 2005. — № 10.
  158. А. Вызовы глобализации и проблемы полупереферийшлх стран. //МЭ и МО. 2002. — № 2.
  159. Н. Государственная социальная политика: проблемы и приоритеты// Государственная служба. 2004. — № 5.
  160. С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М., 1999.
  161. С.Н. Социальная политика переходного периода: от ужаса к комедии. М.: Компания Спутник +, 2003.
  162. Г. Н. Социальная политика государства в сфере труда и трудовых отношений//Социс. 2004. — № 4.
  163. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001.
  164. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / под. ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: ИПИОН РАН, 2002.
  165. Социальная политика. Сб. научн. трудов. Под общ. ред. Дубенского Ю. П. Омск: Изд-во Омского государственного университета, 2003.
  166. Социальная политика. Толковый словарь. Изд. второе, дораб. / Общ. ред. д.э.н., проф. H.A. Волгина- отв. ред. д.э.н., проф. Г. А. Ракитский. -М.: Изд-во РАГС, 2002.
  167. Социальная политика: парадигмы и приоритеты. Монография / под общ. ред. В. И. Жукова. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000.
  168. Социально ориентированные функции государства и регионов в контексте развития основ российского федерализма. М.: Институт экономики РАН, 1998.
  169. Социальное расслоение и его воспроизводство в современной России./ Под. общ. ред. Шкаратана О. И. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  170. Социальное государство. Краткий словарь-справочник. M.: AT и СО. 2000.
  171. Социальное меню в программах российских партий. Обзор Вячеслава Глазычева: Сборник. / Сост. B.JT. Глазычев. М.: Европа, 2005.
  172. Социально-экономическое положение Орловской области за 2005 год. Аналитический доклад. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орёл, 2006.
  173. Социально-экономическое положение Орловской области за январь -октябрь 2005 года. Аналитический доклад. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орёл, 2006.
  174. Социально-экономическое положение Орловской области за январь -март 2006 года. Аналитический доклад. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орёл, 2006.
  175. .Е. Механизм инвестирования социальной политики в России. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2003.
  176. Стратегический план социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2010 года: проектная разработка. /Кол. авт. под науч. рук. Ю. С. Колесникова, В. Н. Овчинникова. Ростов-на-Дону. Инфро-сервис, 2004.
  177. Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. А. Г. Гранберга. М.: Наука, 2004.
  178. Стратегия социально-экономическою развития Северо-Запада России до 2015 года: основные положения шестой редакции/ С. Д. Воронцова, М. Н. Григорьев, С. М. Климов, Л. П. Совершаева, Е. Г. Слуцкий, М. Б. Скворцов. Е. В. Хазова, A.M. Ходачек. СПб: Знание, 2005.
  179. Е.С. Социальные приоритеты региона. М., 1998.
  180. П.Т. Национальная и социальная политика государства.// Социология власти. 2005. — № 1.
  181. В. Качество роста. М.: Весь мир. 2001.
  182. Трансформация социальной сферы и социальная политика / под общ. ред. Т. Н. Заславской. М.: Дело, 1998.
  183. A.M. Политическое лидерство в современной России. Региональный ракурс. М.: Мысль. 2000.
  184. С.Н. Экономическая теория. Макроэкономика. Краснодар. 1998.
  185. М.В. Транзитивное общество и его проблемы // Проблемы социальных взаимодействий в транзитивном обществе: сборник научных трудов / под общ. ред. М.В. Удальцовой- НГАЭиУ. -Новосибирск, 1999.
  186. Ф. Права человека и европейская политика. Политико-правовое положение трудящихся в Европейском сообществе. М., 1995.
  187. Федеральное Собрание РФ. Аппарат Государственной Думы. Правовое управление: Аналит. обзор о реализации Федерального закона от 24 августа № 122-ФЗ. Сер. Социальная политика. М., 2005.
  188. Н.И. Национальная и региональная политика в Российской Федерации. Монография. М.: МСЭУ. 2005.
  189. А.Ф. Глобализация социальной политики и российской реформы. (Научно-аналитический доклад). М.: ИСП РАН, 2003.
  190. A.B. Социальная политика России: проблемы развития.// Чиновник. -2005.- № 1.
  191. Ф. И. Формирование и реализация социальной политики в регионе: вопросы теории и практики // Социальная политика и социология. 2000. — № 2.
  192. О.Ю. Региональная политика занятости молодежи: социологический анализ. Автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 2005
  193. JT.T. Социальное партнерство: состояние и перспективы развития. М.: Издательство МГСУ «Союз», 2001.
  194. О.И. Декларируемая и реальная социальная политика // Мир России.-2001.-Т. 10. -№ 2.
  195. О.И. Социальная политика и стратегия поведения средних слоев. М.: ГУ ВШЭ. 2005.
  196. Шпак Л. J1. Современная социальная политика // Социальная политика и местное развитие: тезисы международной научно-практической конференции. Кемерово, 2001.
  197. Л.Г. Становление и перспектива развития ОМС в Орловской области// Актуальные вопросы научно-практическоймедицины. Вып.7 / Под ред. П. А. Яковлева. Орёл: Изд-во ОРАГС, 2003.
  198. ., Введенский В. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М., 2000.
  199. Экономические реформы в России: на пороге структурных перемен. Доклад Международного банка реконструкции и развития. М., 1993.
  200. Экономическое созидание в регионе. Материалы конференций. / Под ред. Мерцалова А. А., Давыдовой Л. В., Орлова Г. М., Самостроенко Г. М. Орел, 2002.
  201. Энциклопедия социальной работы: в 3 т.: Пер. с англ. Т. 2. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.
  202. О.А. Концепция социальной эффективности экономики России. Автореф. д-ра экон. наук. Костома, 2003.
  203. Adam Jan. Social costs of transformation to a market economy in post-socialist countries: The cases of Poland, the Czech Rep. Basingstoke (Hants.) — New York: Palgrave Macmillan- 2002.
  204. Andersson Jenny. Mellan tillvaxt och trygghet: Ideer om produktiv socialpolitik i socialdem. socialpolit. ideologi under efterkrigstiden. Uppsala: Uppsala univ., Cop. 2003.
  205. Beveridge W. Full Employment in Free Society. London: Allen &Unwin, 1944.
  206. Brook, Penelope J. Infrastructure for poor people: Publ. policy for private provision. Washington: World bank, Cop. 2003.
  207. Bryson L. Welfare and the State. London: Macmillan 1992.
  208. Hedlund S. Russia’s «Market» Economy: A Bad Case of Predatory Capitalism. L.: UCL Press, 1999.
  209. Esping-Andersen G. The Theree Worlds Welfare Capitalism. Cambridge. 1990.
  210. Eurostat. Statistics in focus. Population and social conditions. 1999. № 4.
  211. Guivant, Julia S. Social policy and development. № 14. Geneva: UN. Research inst. for social development, 2003.
  212. Heinz Lampert, Lehrbuch der Sozialpolitik, 5. Auflage, Berlin, Springer, 1998.
  213. New Webster Dictionary of the English language. College Edition. -Surgeet publications.-Fourth reprint: 1988.
  214. Schonfelder B. Sozialpolitik in der sozialististischen Landern. Munchen, 1987.
  215. Titmus R. Essays on Welfare State. London: Allen &Unwin, 1958.
  216. World Population Prospects. The 1998 Revision. Vol. U.N.O. N. Y ., 1998.
Заполнить форму текущей работой