Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование коммуникативной компетентности студентов педвуза средствами психологической практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 1998 по 2003 гг.: научно-методический этап (1998;1999 гг.) включал в себя определение концептуального замысла исследования, включая цели, задачи и гипотезы, методологические и теоретические основы, изучение возможностей психологических дисциплин в формировании коммуникативной компетентности у студентов на ранних этапах обучения… Читать ещё >

Содержание

  • Г л, а в, а 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
    • 1. 1. Сущность коммуникативной компетентности учителя
    • 1. 2. Структура коммуникативной компетентности учителя и критерии ее диагностирования у студентов педвуза
    • 1. 3. Психологическая практика как средство формирования коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза
  • Выводы
  • Г л, а в, а 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Принципы и этапы исследования
    • 2. 2. Общая характеристика испытуемых
    • 2. 3. Методы изучения коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза
  • Выводы
  • Г л, а в, а 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 3. 1. Модель сопровождения развития коммуникативной компетентности студентов педвуза
    • 3. 2. Программа сопровождения развития коммуникативной компетентности будущего учителя
    • 3. 3. Динамика коммуникативной компетентности будущего учителя на ранних этапах профессионального обучения
  • Выводы

Формирование коммуникативной компетентности студентов педвуза средствами психологической практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Модернизация российской системы образования ставит перед высшей педагогической школой ряд задач, связанных с изменением подходов к проблеме профессионального становления учителя. Актуализировалась проблема оптимизации педагогического общения, организации обучения в контексте идей гуманизации, уважения человеческого достоинства, понимания уникальности каждой личности. Научно-теоретические и практические проблемы гуманизации общения в целом и педагогического в частности приобретают все большее значение в связи с утверждением идеологии перехода от парадигмы конфликта к парадигме толерантности и социального доверия, положенной в основу федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001;2005 гг.).

В современной психологической науке общению посвящено большое количество работ, направленных на решение различных методологических, теоретических, экспериментальных и прикладных проблем данного феномена (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, В. А. Лабунская, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин и др.).

Несмотря на различия в формулировках, почти всеми авторами общение наряду с предметной деятельностью и системой отношений рассматривается как ведущий фактор личностного развития (личностный подход В. Н. Мясищева, интерсубъектный подход Л. С. Выготского, Б. Ф. Ломова, А. В. Петровского, деятельностный подход Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна и др.), без глубокого теоретического осмысления которого невозможно понять психологическую сущность педагогической деятельности.

На прикладном уровне проблемам общения посвящены работы отечественных и зарубежных практических психологов, педагогов, чьи профессиональные интересы связаны с психотерапией, изучением и коррекцией различных нарушений общения, разработкой рекомендаций по организации психологической помощи и поддержки в процессе общения, реализующего личностную потенциальность (Э. Берн, Т. Г. Григорьева, B.JI. Данилова, А. Г. Лидере, JI.A. Петровская, Дж. Рейнуотер, К. Роджерс, В. Сатир и др.).

Среди многих, необходимых современному учителю, профессионально-педагогических характеристик особое значение имеют свойства, связанные с особенностями педагогического общения, в основе которых лежит коммуникативная компетентность. Формирование коммуникативной компетентности у будущих педагогов во многом зависит от условий организации образовательной среды в вузе, в том числе при освоении студентами дисциплин психологического цикла, непосредственно направленных на развитие профессионально важных качеств учителя.

Эффективность деятельности учителя обусловлена не только продуманным выбором предметных технологий, но и умением управлять эмоциональными контактами с учащимися, творчески выстраивать систему педагогически целесообразных взаимоотношений, конструктивно разрешать возникающие противоречия и конфликты. Профессионализм современного учителя проявляется в том, что коммуникативные задачи он решает не столько на интуитивном, сколько на сознательном уровне, опираясь на знание психологических и педагогических закономерностей.

Доказано, что низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности личности часто становится источником срывов в учебе, вызывая раздражение как самих юношей и девушек, так и их родителей и учителей. Сказанное открывает широкое поле для деятельности педагогов и психологов в плане диагностики, коррекции и развивающе-профилактической работы по преодолению трудностей общения и предъявляет серьезные требования к их умению выявлять индивидуальные особенности каждого молодого человека, подбирать адекватные для каждого воспитательные воздействия. В этой связи справедливыми являются высказывания многих авторов.

АЛ. Бодалев, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Г. А. Ковалев, А. В. Мудрик, Ю. М. Орлов, В. И. Слободчиков и др.) о том, что создание продуманной системы формирования, воспитания и развития гуманистического по своим характеристикам коммуникативного ядра личности на всех ступенях ее онтогенеза является значимой и актуальной психолого-педагогической задачей.

Проблема формирования коммуникативной компетентности личности многогранно представлена в педагогической психологии (Ю.Н. Емельянов, 1991; Ю. М. Жуков, 1983; В.А. Кан-Калик, 1986; В. А. Лабунская, 1990; Л. А. Петровская, 1989; И. И. Рыданова, 1998). Однако, проблема формирования коммуникативной компетентности учителя в процессе профессионального обучения в вузе все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопрос о сущности и закономерностях ее развитиянеобходим системный анализ научного знания о коммуникативной компетентности личности с целью выявления наиболее существенных условий ее формирования у студентов педвуза.

Изложенное выше определило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности студентов педвуза средствами психологической практики? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является профессиональное развитие будущего учителя, а его предметом — процесс формирования коммуникативной компетентности студентов педвуза средствами психологической практики.

В соответствии с целью, объектом и предметом нами сформулированы предположения, ставшие гипотезой исследования:

1. Общим условием формирования коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза является их раннее включение в процесс овладения будущей профессиональной деятельностью. У студентов начальных курсов обучения формирование коммуникативной компетентности во многом детерминировано условиями образовательной среды, в которой психологическая практика используется как средство профессионального становления будущего учителя.

2. Формирование коммуникативной компетентности у студентов педвуза может быть оптимизировано в процессе практических занятий по психологии при реализации следующих условий: а) внешних, к которым относятся: обязательная постановка и принятие цели ее развития преподавателями вуза при осуществлении любой из форм учебно-профессиональной деятельности со студентамиосвоение студентами 1−2 курсов теоретических основ общения в процессе изучения психолого-педагогических дисциплинприменение различных форм активного социально-психологического обучения на занятиях по психологииучастие студентов в специальном курсе «Психология общения" — включение студентов в систему более широких социальных отношений с целью формирования у них потребности в общении и социально-ролевой диспозиции партнероввыстраивание взаимоотношений студентов и преподавателей на принципах диалогичности и полисубъектностиб) внутренних, в качестве которых выступают такие личностные качества, как общительность, уверенность в себе, решительность, способность отстаивать свое мнениепозитивное самоотношение и чувство собственной значимостипотребность в общении.

Для доказательства выдвинутых предположений были поставлены следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ имеющихся научных источников по проблеме коммуникативной компетентности личности.

2. Обосновать и экспериментально апробировать модель формирования коммуникативной компетентности студентов педвуза при освоении ими дисциплин психологического цикла.

3. Изучить динамику коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза на ранних этапах обучения.

4. Разработать программу сопровождения развития коммуникативной компетентности студентов педвуза в контексте будущей профессиональной деятельности.

Методологическую основу исследования составляет ряд общепсихологических принципов, позволяющих оценить проблему общения в целом и коммуникативной компетентности личности в частности. Среди них особое значение имеют принципы системности, детерминизма, объективности исследования.

В исследовании широко использовались аналитический (Т.П. Гавршто-ва, JI.B. Жемчугова, А. И. Ильина, О. В. Солонкина, JI.M. Юсупов, Т. Lipps и др.), поликомпонентный (Г.С. Васильев, Н. И. Карасева, Н. В. Кузьмина, Т. А. Пироженко, К. К. Платонов и др.) и системный подходы (Л.И. Божович, В.А. Кан-Калик, А. И. Крупнов, М. И. Лисина, М. Argile и др.).

Теоретической основой исследования явились фундаментальные идеи А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, согласно которым общение — процесс, в котором участники выступают как субъекты (полисубъектный подход) — личностноориентированный подход к анализу общения К.А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анциферовой, В. А. Петровскогообщетеоретические положения о формировании и развитии личности Л. И. Божович, И. С. Кона, А. В. Петровского, Д. И. Фельдштейнаположения отечественных и зарубежных педагогов и психологов о психологической сущности профессионально-педагогической деятельности и формировании личности будущего педагога (Е.А. Климов, Я. Л. Коломинский, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. И. Раев, А. А. Реан, Л. А. Регуш, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, А. И. Щербаков и др.) — концепция психологии субъекта и его деятельности А. В. Брушлинскогодинамический подход к психологическому анализу деятельности и смысловых образований личности А. Н. Леонтьеватеории развития личности в юношеском возрасте (Л.И. Божович, М. Р. Гинзбург, М. Ф. Гинзбург, В. В. Давыдов, М. Кпе, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, А. В. Мудрик, Д. И. Фельдштейн и др.) — идеи гуманизации образования и личностноразвившощего обучения (А.Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, СЛ. Братченко, И. А. Зимняя, С. В. Недбаева, В. А. Петровский, Е. Н. Шиянов и др.).

В качестве информационной базы исследования выступили труды российских ученых по психологии, педагогике, учебники и учебные пособия по педагогической и социальной психологии, психологии личности и общения, психологии педагогического общения, монографии, диссертации, авторефераты и другие научные публикации по вопросам диагностики и формирования коммуникативной компетентности личности, а также собственные наблюдения и опыт работы.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 1998 по 2003 гг.: научно-методический этап (1998;1999 гг.) включал в себя определение концептуального замысла исследования, включая цели, задачи и гипотезы, методологические и теоретические основы, изучение возможностей психологических дисциплин в формировании коммуникативной компетентности у студентов на ранних этапах обучения в педагогическом вузеорганизационный этап (1999;2000 гг.) — осуществлялись планирование научного исследования в соответствии с концепцией, разработка и апробация методического инструментария по сбору эмпирического материалаконстатирующий этап (2000;2001 гг.) — выполнялись «срезовые» исследования по изучению детерминант формирования коммуникативной компетентности студентов педвузаформирующий этап (2001;2002 гг.) — изучалась динамика коммуникативной компетентности студентов на ранних этапах обучения в педагогическом вузеразрабатывалась модель сопровождения развития коммуникативной компетентности студентов педвузазаключительный этап (2002;2003 гг.) — обобщались полученные результаты, и разрабатывалась программа по формированию коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза.

Базой экспериментального исследования стал Армавирский государственный педагогический университетэкспериментальную выборку составили студенты 1−3 курсов факультета иностранных языков в количестве 164 человек.

Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблемеметоды сбора и интерпретации теоретического и фактологического материала: анкета-вопросник для изучения детерминант, обусловливающих коммуникативную сферу обучаемых (прилож. 2) — модифицированный вариант методики Т. В. Дембо-С. Я. Рубинштейн (прилож. 3) — вопросник для изучения интро-экстравертированной направленности и нейротизма личности [161]- методика КОС-1 для изучения коммуникативных и организаторских способностей личности [284]- методика по определению локуса контроляметоды математической статистики (прилож. 4).

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации определена структура коммуникативной компетентности учителяразработана модель ее формирования у студентов педвуза средствами психологической практикивыявлена динамика коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза на ранних этапах обучения и определены условия ее формирования в процессе освоения дисциплин психологического цикла.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней изучены существующие в психологии подходы к проблеме коммуникативной компетентности личностипроведен сопоставительный анализ представленных в отечественной и зарубежной психологии концепцийдана содержательная характеристика структурных компонентов коммуникативной компетентности личностивыделены критерии формирования данной компетентностиопределена система методов экспериментального изучения коммуникативной сферы студентов педвуза, а также методов формирования их коммуникативной компетентности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем разработаны научно-практические рекомендации по формированию коммуникативной компетентности студентов на примере практических занятий по психологии в контексте будущей профессионально-педагогической деятельности. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями кафедр психолого-педагогического цикла в работе со студентами педагогического вуза, особенно на начальных этапах их обучения: применение адекватных методов изучения личности студентов, осуществление психолого-педагогической коррекции их профессиональных установок, адаптация методик индивидуальной и групповой работы в процессе учебных занятий. Модель сопровождения развития коммуникативной компетентности студентов педвуза может быть использована в деятельности психологической службы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, разнообразием полученного фактологического материала, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом фактов, полученных при использовании диагностических процедур, репрезентативностью экспериментальной выборки и статистической значимостью полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные материалы исследования докладывались на всероссийских научно-методических и научно-практических конференциях (Армавир, 2000; Москва, 2003; Санкт-Петербург, 2003), на межрегиональных научно-практических конференциях (Ставрополь, 2002; Карачаевск, 2003; Армавир, 2003) — на годичных собраниях Южного отделения РАО (Сочи, 2003) — на научно-практических конференциях Армавирского государственного педагогического университета (2000;2003).

Результаты, полученные в процессе исследования, внедрены в образовательный процесс факультета иностранных языков Армавирского государственного педагогического университета, а также при получении студентами дополнительной специальности «Педагог-психолог образования" — социально-психологического факультета Кубанского филиала Московского открытого социального университета.

Материалы диссертации отражены в 14 публикациях.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Коммуникативная компетентность учителя представляет собой согласованность (соуровневость) между его ценностными ориентациями, знаниями, практическими умениями и реальным поведением, проявляющимися в процессе педагогического общения и характеризуется органичным единством таких личностных компонентов, как коммуникативная направленность, коммуникативные способности, коммуникативная информированность и индивидуальный стиль общения.

2. Концептуальная модель формирования коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза представлена целевым (создание условий для формирования коммуникативной компетентности студентов) — содержательно-инструментальным (личностные технологии: рефлексивная, развития диалогичности и полисубъектности, индивидуального стиля общенияприменение различных форм активного социально-психологического обучения на занятиях по психологиисовместные формы и виды межличностного взаимодействия между студентами педвуза и преподавателямиучастие студентов в специальном курсе «Психология общения») и результативно-оценочным (возрастание стремления студентов к общениюиндивидуальный стиль общения, эмпатическое общение, развитые коммуникативные умения и навыки, экспрессивные способности, адекватная самооценка, уверенность в себе, адаптированность, эмоциональная стабильность) компонентами.

3. Формирование коммуникативной компетентности студентов (ККС) педвуза наиболее эффективно происходит при наличии модели сопровождения развития ККС, включающей в себя создание внешних (обязательная постановка цели ее формирования преподавателями вуза при осуществлении любой из форм учебно-профессиональной деятельности со студентамиспециально организованная деятельность психологической службы, связывающая показатели коммуникативной компетентности со стадиями становления личности специалистаосвоение студентами теоретических основ общения в процессе изучения дисциплин психологического циклаприменение различных форм активного социально-психологического обучения на практических занятиях по психологииучастие студентов в спецкурсе «Психология общения" — выстраивание взаимоотношений студентов и преподавателей на принципах диалогичности и полисубъектности) и внутренних условий (развитие общительности, уверенности в себе, решительности, способности отстаивать свое мнение, позитивного самоотношения и чувства собственной значимостипотребности в общении, навыков социального взаимодействия, эмоциональной стабильности).

4. Динамика коммуникативной компетентности студентов на начальных этапах их обучения характеризуется возрастанием стремления к общению, в том числе профессиональному, быстроты ориентации в сложных коммуникативных ситуациях, находчивости, инициативности, настойчивости, требовательности, склонности к организаторской деятельностиповышением адаптированности к новым людям, к новому коллективупоявлением чувства большей уверенности при выступлении перед аудиторией, интереса к общественной работе, толерантностиснижением тревожности, замкнутости, невротических реакцийпроявлением самостоятельности, самокритичности, выдержки и т. п.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Основной текст работы занимает 170 страниц, общий объем — 205 страниц.

Список литературы

включает 297 работ отечественных и зарубежных авторов. Диссертация содержит 10 таблиц, 12 рисунков.

Выводы.

Анализ данных констатирующего исследования, а также программа сопровождения формирования коммуникативной компетентности студентов педвуза легли в основу определения технологий, реализованных в экспериментальном спецкурсе «Психология общения». Диагностика коммуникативной сферы личности студентов позволила выявить специфику адаптационных проблем студентов на начальных этапах обучения.

Проведенное нами исследование коммуникативной сферы студентов на начальном этапе эксперимента и интерпретация полученных данных в конце эксперимента, позволили констатировать, что в целом, студенты обладают в целом низким уровнем сформированное&tradeкоммуникативной компетентности.

Спецкурс «Психология общения», будучи направленным на формирование коммуникативной компетентности личности студента, был ориентирован, прежде всего, на повышение уверенности в себе, снижение тревожности, развитие организаторских способностей, изменение локуса контроля в сторону его интернализации, то есть на повышение коммуникативной компетентности в целом будущих учителей.

В процессе решения основных задач спецкурса «Психология общения» были использованы разнообразные педагогические и психологические технологии и реализован ряд психолого-педагогических условий. Во-первых, развертываемая работа осуществлялась целенаправленно в рамках единой системы. Во-вторых, организация взаимодействия со студентами строилась на основе принципов диалогичности и полисубъектности, личностной ориентированности и личностного развития. В-третьих, применяемые психолого-педагогические технологии были направлены на формирование ситуации развития личности и тех ее параметров, которые являются значимыми в адаптационный период: интернальность, позитивное самоотношение, рефлексия, высокий уровень притязаний, адекватная самооценка, коммуникативная компетентность.

Реализация основных целей формирования коммуникативной компетентности в рамках спецкурса на основе принципа диалогичности и полисубъектности потребовала постановки и решения задач по развитию коммуникативной активности самих студентов, обучения их в рамках спецкурса навыкам общения, взаимодействия, социальной перцепции. Это привело и к изменению позиции преподавателя по отношению к студентам, а также ориентировало его на выполнение руководящей, экспертной, аналитической, моделирующей и посреднической функций.

В целом, программа экспериментального спецкурса способствовала решению следующих задач: развития уверенности в себе и своих силахснижения тревожности, застенчивости и конформностиразвития диалогических форм общения в системе «учитель-ученик" — развития позитивного самоотношения, чувства собственной значимости.

Анализ результатов завершающего исследования показал наличие значимых изменений в коммуникативной сфере студентов, произошедших в результате реализации программы экспериментального спецкурса «Психология общения». Они проявились в повышении уровня коммуникативных и организаторских способностейв изменении локуса контроля личности в сторону большей интернализации поведенияв формировании индивидуального стиля общения. Эти данные свидетельствуют о том, что реализация программы в виде спецкурса «Психология общения» способствовала формированию коммуникативной компетентности студентов педвуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Общество на всех этапах своего исторического развития предъявляло высокие требования к любым специалистам, не является исключением и современный период развития. В настоящее время подготовка специалиста для любой сферы производства должна обеспечить высокий уровень его компетентности, мобильности, максимального благоприятного условия для развития его личности. Компетентность специалиста приобретает всё большее значение в связи с усложнением и расширением социального опыта, возникновением всё новых и весьма разнообразных форм предъявления и переработки информации, со все возрастающим уровнем тех запросов, которые предъявляет к специалисту общество.

Неслучайным можно назвать возросший интерес в науке к проблемам подготовки специалиста в области образования в условиях гуманистической парадигмы.

Подготовка специалистов в области образования в высших учебных заведениях претерпевает в последнее время существенные изменения в сторону поиска критериев оценки профессионального становления личности психолога, его конкурентоспособности на рынке труда. Получив высшее образование, выпускник вуза далеко не всегда оказывается состоятельным выполнять те задачи, которые ставит перед ним среднее и среднее специальное образование. Все это не может не сказаться на состоянии профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений, где изложенные проблемы имеют аналогичную проекцию отражения действительности.

В последнее десятилетие в теории педагогики, психологии высшей школы значительный акцент был сделан на разработку основ личностно-развивающего обучения (поиск методов, способов, технологий, позволяющих организовывать такое обучение), преимущественное внимание было обращено на роль предметной деятельности, вследствие чего эта проблема оказалась наиболее полно и обстоятельно изученной. Вместе с тем в значительной степени недооценивалась роль общения в организации учебно-познавательной деятельности студентов — будущих педагогов, которая является деятельностью социальной и коллективной.

Сфера педагогического труда относится к такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения. Общение является основным средством, благодаря которому осуществляется реализация задач обучения и воспитания.

Проблема коммуникативной компетентности как объект психолого-педагогического исследования важна не только в связи с ее формированием у студентов на бытовом уровне, но и необходимостью ее развития в структуре профессионально-педагогического становления будущего педагога.

Анализ психолого-педагогических подходов к изучению коммуникативной компетентности учителя, рассматриваемых литературе, позволил сделать следующие выводы:

— результативность деятельностных подходов в педагогическом вузе зависит не только от уровня знаний своего предмета и методов преподавания, а во многом определяется уровнем формирования коммуникативной компетентности;

— для получения более высоких результатов педагогического процесса необходима системная работа по формированию коммуникативной компетентности как значимого фактора в становлении профессионализма будущих учителей и результатах учебной успешности;

— степень успешной педагогической деятельности во многом обеспечивается коммуникативной компетентностью, которую можно формировать, совершенствовать посредством формирования коммуникативной направленности и индивидуального стиля общения, развития коммуникативных способностей, знаний и умений, составляющих основу профессионально-педагогической деятельности.

Результаты проведенного нами исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. В профессионально-педагогическом становлении будущих учителей особое место отводится формированию коммуникативной компетентности, которая является сложным многокомпонентным психологическим образованием.

2. Структура коммуникативной компетентности учителя включает в себя коммуникативную направленность, коммуникативные способности, коммуникативную информированность, состоящую из определенных знаний и умений учителя, а также его индивидуальный стиль общения.

3. Важнейшим условием формирования коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза является их раннее включение в процесс овладения будущей профессионально-педагогической деятельностью. У студентов начальных курсов обучения формирование коммуникативной компетентности во многом детерминировано условиями образовательной ситуации, в которой практические занятия по психологии занимают особое место в том случае, если реализуют связь теории и практики в контексте будущего профессионального становления учителя.

4. Результативность деятельностных подходов в педагогическом вузе зависит не только от уровня знаний своего предмета и методов преподавания, а во многом определяется уровнем формирования коммуникативной компетентности.

5. Психологическая служба вуза играет важнейшую роль в личностном развитии студентов: мотивации познавательной и учебной деятельностиразвитии потребности в саморегуляции, сформированности личностных качеств (ответственности, организованности, настойчивости, самосознания, позиций (установок) и жизненных перспектив) и эмоциональной сферы (эмоционального отношения к себе и другим) — формировании коммуникативной компетентности.

6. В профессиональном становлении будущего учителя роль практических занятий по психологии сводится, на наш взгляд, к направленному формированию коммуникативных способностей, совершенствованию профессионально важных качеств будущих педагоговширокому практикованию различных форм обучения общению и расширению коммуникативного потенциала, коммуникативной компетентности будущих педагогов посредством различных игр, занятий по психологии с элементами социально-психологического тренингавведению специальных курсов по психологии общения и педагогического общения, этике общения, делового общения, что сможет помочь их личностному и профессиональному развитию. Важнейшим направлением работы на практических занятиях по психологии можно считать выявление и осознание студентами особенностей совей коммуникативной деятельности, что создает предпосылки для формирования и совершенствования умения общаться.

7. Динамика коммуникативной компетентности на практических занятиях по психологии отмечается возрастанием стремления к общениюповышением самооценки, адаптированности к новым людям, к новому коллективупоявлением чувства большей уверенности при выступлении перед аудиториейснижением тревожности и застенчивости.

8. Развивающие возможности спецкурса «Психология общения» заключены в поэтапном формировании у студентов эффективных коммуникативных умений, знаний основ психологии общения, его механизмов, освоении навыков межличностного взаимодействия.

Таким образом, в результате проведенного нами исследования определены психолого-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности студентов педвуза средствами психологической практикивыявлена структура коммуникативной компетентности учителя, а также динамика коммуникативной компетентности студентов педвузаобозначена роль психологической практики в формировании коммуникативной компетентности будущих учителей.

На наш взгляд, результаты научной работы способствуют решению проблемы психологического сопровождения профессиональной подготовки будущих учителей и формирования их коммуникативной компетентности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: Дисс.. канд. психол. наук. — Новосибирск, 2000. -191 с. 1. WW
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. В. С. Механизмы социального восприятия //Психологический журнал, 1989.-№ 2.-С. 63−71.
  5. А. Лицом к лицу. Новосибирск, 1995.
  6. Г. Проверьте свои интеллектуальные способности. Рига: Виеда, 1992.- 176 с. у
  7. В. П. Преподаватель и студент: вопросы общения //Высшее образование в России, 1997. -№ 1. С. 87−95.
  8. .Б. Психология общения. М., 1996.
  9. А. 2001 способ сказать «нет» изящно и веско. М., 1997.
  10. Е. С., Клецина И. С. Социально-психологическая компетентностькак фактор формирования психологических способностей //Психология учителя: Тезисы докл. к VII съезду общества психологов СССР. — М., 1989.-С. 14−16.
  11. И.Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей (с помощью видеотренинга): Дисс.. канд. психол. наук. М., 1999. — 213 с.12
  12. А. Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя //Вопросы психологии, 1988. -№ 4. С. 116−120.
  13. Н. А. Диагностика педагогических способностей. М.-Воронеж: АПСН, 1997.-80 с.
  14. . Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во «Ин-тпрактической психологии" — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996.
  15. . Г. Психология педагогической оценки //Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 2. — М., 1980. — С. 128−268.
  16. А. Психологическое тестирование. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982.-318с.
  17. Г. М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности //Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. -С.152−166.1Я
  18. Г. М. Психология социального познания. М., 1997. 19 Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высш. учеб. завед. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 376 с.
  19. Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности //Психологический журнал 1984. — № 6. — С. 130−133.•J 1
  20. А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветсткой психологии /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.
  21. В. А., Кольцова В. А. Гуманизм, системность, общение //Психологический журнал, 1992. Т. 13. -№ 3. — С. 6−13.
  22. Т. Н. Психологические условия формирования рационального образа жизни студентов первого курса вуза: Автореф. дисс.. канд. психол. наук.-М., 1986.- 18 с.
  23. А. В. Организационные и коммуникативные качества личности. —
  24. Таллинн: УИСТ, 1998. 108 с.
  25. А. В. Психодиагностика способностей к общению или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 176 с. 27 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
  26. П.Х. Коммуникативное поведение и культура: (К определению предмета этнографии общения) //Советская этнография. М., 1978. — № 5.
  27. В.П., Мишина С. Е., Правдина О. В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара, 2001.
  28. Л. И. Педагогические способности, их формирование в процессе обучения студента в вузе //Актуальные проблемы перестройки высшего образования: Тезисы докл. межвуз. конф. 29−30 ноября 1988 г. Тюмень, 1988.-С. 108−110.
  29. Н.А. Проблемы педагогического общения: Учебно-педагогическое пособие. Мн.: Изд. Университетское, 1989.
  30. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997. — 256 с.
  31. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.
  32. К., Шебек М. Я — твой ученик, ты — мой учитель: Книга для учителя /Пер. с чешек. -М.: Просвещение, 1991.
  33. М.И. Нормы общения и внутренний мир личности //Проблемы общения в психологии /Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1981. — С. 241−264.
  34. А. А. Восприятие человека человеком. М.: МГУ, 1982. — 124 с.
  35. А. А. Личность и общение. -М.: Педагогика, 1983.•JQ
  36. А. А. Общение и формирование личности. В кн.: Психология познания друг друга и общения. — Кн. 2. — Краснодар, 1978. — С. 3−12.
  37. А. А. Психология общения. М.-Воронеж, 1996. — 252 с.
  38. А. А., Ковалев Г. А. О познавательных процессах в общении // Когнитивная психология. М., 1986. — С. 195−205.1. Л1
  39. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. — 351 с.
  40. В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. -СПб., 1994.
  41. Большой толковый социологический словарь /Сост. Д. Джери, Дж. Джери.- М.: Вече-Аск, 1999. 544 с.
  42. Г. В. Психология делового общения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1999.-224 с.
  43. С. JI. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы общения: Автореф. дисс.. канд. псих. н.-Л., 1987.
  44. А.А. К теории коммуникативного воздействия //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. — С. 32−49.
  45. Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.48
  46. Г. С. Коммуникативные способности и их диагностика /Научные доклады XXVII Герценских чтений. Л., 1974.
  47. Г. С. Методика изучения коммуникативных способностей личности: Труды училища. Вып. 2. — Свердловск, 1973.
  48. Г. С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1977.-222 с.
  49. Введение в практическую социальную психологию. /Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1996.
  50. Г. И., Раев А. И. Показатели готовности к профессиональной педагогической деятельности //Подготовка специалиста в области образования /Отв. ред. Г. А. Бордовский. СПб.: Образование, 1994. — С. 16−31.
  51. Т.А. Педагогические условия развития гуманистических межличностных отношений педагогов и студентов как фактора становления коммуникативных способностей будущих учителей. Дисс.. канд. психол. наук. Хабаровск, 1999. — 247 с. 1. CJ
  52. А. Е. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении. 2-е изд., дораб. и доп. — М.: Знание, 1990. — 240 с.
  53. Вопросы психологических способностей /Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. — 216 с.
  54. С. И. Особенности понимания личности студента преподавателями разных специальностей //Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1985. — С. 30−38.
  55. Т.С. Общение в образовательном процессе: Дисс.. канд. филос.наук. М., 1997.-233 с.
  56. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
  57. Т.М. Нарушение мотивационного компонента мышления: Авто-реф. дисс.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1973. — 28 с.
  58. К.В. Воспитание человечности: Книга для учителя. Мн.: Нар. асвета, 1983.
  59. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий //Психологическая наука в СССР: В 2 т. Т. 1. — М., 1959.
  60. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1986. — 272 с.
  61. JI.K. Интерактивное обучение общению: Автореф. дис. на соиск. уч. степени д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2003.
  62. JI.K. Социально-психологический тренинг как средство анализа икоррекции индивидуального стиля общения //Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991. — С. 98−100.
  63. Г. Игра в бисер. М.: Прогресс, 1975.
  64. С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога. Тюмень: ТюмГУ, 1998. — 88 с.
  65. Е.В. Педагогическое общение как фактор профессионального саморазвития будущего учителя. Хабаровск, 2000. — 268 с. О
  66. О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. М.: ИН-ФРА-М, 1997.
  67. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей //Способности и интересы. М.: Педагогика, 1962. — 349 с.
  68. В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-ий центр „Академия“, 2002. — 416 с.71
  69. Р. М. Элементы практической психологии. J1., 1988.
  70. В. С. Культура педагогического общения. -М., 1990.73
  71. Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. Новосибирск: Новосиб. ун-т- М.: Совершенство, 1997. — 116 с.
  72. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.77
  73. Двенадцатилетняя школа. Проблемы и перспективы развивающего общего среднего образования. М.: ИОСО РАО, 1999. — 264 с.
  74. И. Ф. Развитие психологической компетентности студентов — будущих учителей: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1993. — 203 с.
  75. А. А. Социально-психологическое исследование состояния готовности воспитателя к деятельности // Актуальные проблемы социальной психологии. Ч. 2. — Кострома, 1986. — С. 99−100.1. О 1
  76. И.А. Психология общения и развития личности. М., 1981. -С. 127−158.
  77. В.Ю. Анкета-опросник социально-психологического исследования подростков. Чернигов: Черниговск. области, ин-т усоверш. учителей. — 1986. — 19 с.
  78. А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М., 1987.
  79. А. Б. Общение: наука и искусство. 2-е изд. -М.: Знание, 1980. — 160 с.
  80. Н.Ф. Развитие коммуникативных умений студентов менеджеровв условиях университета: Дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 1998. — 188 с.
  81. JI.M. Становление коммуникативности как профессионально-значимого качества личности учителя. Дисс.. канд. психол. наук. Таганрог, 1999.-271 с.87
  82. А.М. Взаимосвязи структурных компонентов общения и мотивации студентов педагогического вуза. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1998. -157 с.
  83. Е. JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -М&bdquo- 1996.89
  84. В. Л., Дранков А. В. О природе коммуникативных способностей. В кн.: Психология производству и воспитанию. — Л., 1977. — С. 232−239.
  85. В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. — СПб.: Изд-во1. Питер», 1999.-368 с.
  86. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1993.
  87. С.Н. Взаимодействие преподавателей и студентов младших курсов как условие профессионального становления будущих учителей: Ав-тореф. дисс.. канд. пед. н. М., 1997. — 21 с.
  88. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дисс. докг. псих. н. Л., 1991. — 375 с.
  89. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л., 1983.
  90. Л. В. Исследование динамических характеристик общительностив юношеском возрасте: Автореф. дисс.. канд. псих. н. -М., 1987. 17 с.
  91. Ю.М., Петровская Л. А. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности и педагогическом общении //Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. М., 1983.07
  92. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии. — М., 1990.1. QO
  93. А.А. Роль общительности личности в руководстве коллективом // Психологические исследования общения. М., 1985.
  94. В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. М.: Российск. пед. агентство, 1995.
  95. Д.Н. Психологическая структура способностей //Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.
  96. И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности //Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания /Под общ. ред. И. А. Зимней. М., 2003.
  97. И.А. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 1997.
  98. И.А., Малахова В. А., Путиловская Т. С., Хараева JI.A. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач //Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся /Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980.
  99. В. С. К вопросу о коммуникативной активности личности. Формирование творческой активности личности ученика и студента. Омск, 1978.
  100. Т. В. Особенности развития психологической готовности студенчества к педагогической деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1983.
  101. Е.Н. Искусство общения //Педагогический поиск. М., 1988.
  102. А.Г. Стиль педагогического общения как системное явление //Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991.- С. 102−103.
  103. В.И. Психология коммуникативного развития человека как личности: Дисс.. докт. психол. наук. СПб., 1993. -427 с.
  104. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. -Грозный, 1979.
  105. Кан-Калик В. А Учителю о педагогическом общении. -М.: Просвещение, 1987.
  106. В., Новак Т. Сам себе психолог. 3-е изд. /Пер. с чеш. — СПб.: Питер, 2002.-224 с.
  107. Д. и др. Ваше преуспевание в ваших руках /Д. Карнеги, Л.Дж. Питер, С. Н. Паркинсон, А. Блох. — М., 1993.
  108. А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование.
  109. Дисс.. канд. психол. наук. -JI., 1981.- 199 с.
  110. А.В. Положение детей в системе общения в классном коллективе. В сб.: Проблемы общения и воспитание. — Ч. 2. — Тарту, 1974.
  111. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
  112. Е. А. Коммуникативные способности //Энциклопедия профессионального образования. М.: РАО Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. — 568 с.117
  113. А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1963. — 391 с.
  114. А.Г. и Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. -JI.: Изд-во ЛГУ, 1960.
  115. В.И. К проблеме мотивов//Психологический журнал, 1981. -№ 1. -С. 29−44.
  116. Г. А. Активное социально-психологическое обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Дис.. канд. психол. н. М., 1980.1 «У 1
  117. Г. А., Радзиховский Л. А. Общение и проблема интериоризации. //Вопросы психологии, 1985. -№ 1. 122 Козлов Н. Н. Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день. М., 1993.
  118. Я. Л. Актуальные проблемы формирования у будущих учителей психологической готовности к педагогической деятельности //Психология подготовки к педагогической деятельности: Республ. меж-вуз. науч. сб. Вып. 2. — Минск, 1990. — С. 3−7.
  119. Я.Л. Психология общения.-М.: Знание, 1975.
  120. Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальном периоде обучения: Дис. канд. психол. наук. Л., 1989.
  121. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1980. 1
  122. С.В. Педагогическая деятельность и понимание учителем учащихся //Педагогическое общение: Респ. межвуз. науч. сб. Вып. 4.1. Минск: Нар. асвета, 1994.
  123. Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996.120
  124. А.А., Тамбовцева Т. С. Стиль педагогического общения как фактор формирования творческой индивидуальности педагога //Системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991.- С. 30−48.
  125. А.А., Тамбовцева Т. С. Характеристика связей операций педагогического общения со свойствами различных уровней индивидуальности педагога //Проблемы интегрального исследования индивидуальности и её педагогические аспекты. Пермь, 1985 — С. 30−48.
  126. Р. Н. Развитие у студентов педвуза потребности в психологических знаниях: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1994. — 168 с.1
  127. Краткий психологический словарь. -М.: Политиздат, 1985.
  128. Краткий словарь современных понятий и терминов. М.: Республика, 1993.-510 с.
  129. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М., 1999.
  130. А., Кроник Е. В главных ролях: ВЫ, МЫ, ОН, ТЫ, Я: Психология значимых отношений. М., 1989. — 204 с.
  131. В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. уч-щ. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 336 с.137
  132. Н. В. Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: JI.: ЛГУ, 1967.-287 с.1
  133. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  134. Н. В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дисс.. докт. пед. н. -М., 1965. -39 с.
  135. Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32 с.
  136. Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997. — 315 с.
  137. В.Н. Стиль общения и его формирование. Л.: Знание, 1985.
  138. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  139. В.И. Искусство управлять общением. Ростов н/Д, 1997.
  140. В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д.: Изд. РГУ, 1986. -134 с.
  141. В.А. Эмоциональные и познавательные характеристики педагогического общения. Ростов на/Д., 1990.
  142. В. Искусство быть другим. М., 1980.
  143. В. Искусство быть собой. -М.: Знание, 1991.
  144. К.М. Культура педагогического общения: Уч. пособие. Иркутск, 1985.
  145. Н.Д. Психология характера. -М.: Просвещение, 1969. -423 с.
  146. Леонтьев, А А. Общение как предмет психологического исследования //Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975. С. 106−123.1
  147. А.А. Педагогическое общение.-М.: Знание, 1979.
  148. А. А. Психология общения. Тарту: Изд-во Тартусского ун-та, 1974.-219 с.
  149. А. Н. О формировании способностей //Вопросы психологии, 1960.-№ 1.1 ГС w
  150. Х.И. Групповая работа на уроке. М., 1975. 156 Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым. — Ростов н/Д, 2000.1 S7
  151. М.Е. Психологический вампиризм. Ростов н/Д., 1997. -416 с.1SR
  152. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
  153. .Ф. Проблема общения в психологии. //Проблема общения в психологии /Под ред. Б. Ф. Ломова. -М., 1981.
  154. М.И. Проблема психолого-педагогической компетентности учителя. Омск, 1998. — 120 с.
  155. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. -Петрозаводск, 1992. 372 с.
  156. Г. С. О роли иерархических индивидуальных свойств учителя вформировании некоторых компонентов стиля педагогического общения //Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985. — С. 69−76.
  157. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
  158. Р.А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности: Дисс. кан. псих. н. —Л., 1981. — 186 с.
  159. А.К. Психология профессионализма. -М., 1996.
  160. Э.И. Индивидуальный стиль общения в совместной деятельности //Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь, 1985. — С.14−30.167
  161. .М. Психология саморазвития: психотехника и правила безопасности. М.: Интерпракс, 1994. — 160 с.168
  162. Н.М. Социально-психологическая компетентность старшеклассников в общении: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1992. — 176 с.
  163. B.C. Индивидуальный стиль общения //Психологический журнал. 1982. — Т. 3. — № 4. — С. 26−36.170
  164. В. С. Очерк психологии личности. Пермь: Пермское книжное издательство, 1959. — 172 с.171
  165. X. X. Роль коммуникативных движений в межличностном общении: Автореф. дисс.. канд. псих. н.-М., 1977.- 17 с. 1 ТУ
  166. JI.M. Психология профессионального развития. М., 1998.17^
  167. Дж. Социометрия (пер. с англ.). М.: Инлит, 1958. — 285 с. 1. Т 7<1
  168. Ю.В. Формирование и развитие коммуникативных способностей в процессе дифференциального обучения. Дисс.. канд. психол. наук. -Самара, 1997.-133 с.175
  169. А. В. О подготовке школьников к общению. В кн.: Проблемы подготовки к общению. Таллинн, 1979.11С
  170. А.В. Общение как фактор воспитания. М.: Педагогика, 1984. 177 Мэер К. А. Структура коммуникативных способностей учителя: Дисс.. канд. психол. наук. — СПб., 1993. — 146 с.
  171. В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.179
  172. Е.Б. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативных способностей подростков в процессе внешкольной деятельности. Дисс.. канд. психол. наук. -Курган, 2000. 182 с. 1 ЯП
  173. В. Д. Избранные психологические труды /Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1990. — 408 с.181
  174. С. В. Психологические практики в отечественном образовании XX столетия. СПб: Образование, 1999. — 172 с.
  175. С. В. Психологические практики в отечественном образовании: виды, статус, кадры, методический инструментарий. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 342 с. 1 ЯЛ
  176. С. В. Становление и развитие личностно-ориентированной психологической практики в Российском образовании: Дисс.. докт. психол. наук. Ставрополь, 2001. — 400 с.1RS
  177. С.В., Галустов Р. А. Психологические проблемы диагностики и формирования коммуникативных умений в практике педвуза /Теория и практика профессиональной подготовки студентов педвузов. Армавир: АГПИ, 1993.-С. 36−43.
  178. Р.С. Практическая психология. М., 1998. — С. 138−140.
  179. Р.С. Психология. М.: Просвещение-Владос, 1994. — 574 с. 1 60
  180. Н.Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности //Проблема общения в психологии. М., 1981.-С. 24.
  181. Н.Н. Психология делового общения: Метод, пособие. СПб.: МАПН, 1995.-32 с.
  182. Общение и диалог в практике обучения воспитания и психологической консультации /Ред. А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1987. — 164 с.10
  183. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987. — 302 с.
  184. Е.Б. Формирование коммуникативных умений студентов в процессе педпрактики. Метод, пособие. Пятигорск, 1998. — 40 с.
  185. В.В. Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях. Дисс.. канд. психол. наук. Омск, 2000. — 169 с.
  186. А.О. Мудрость общения. -М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1990.-334 с.
  187. В.Н. Психотехнология управления людьми: практическое руководство. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 336 с. 1 0*7
  188. В. Н. Восприятие внешности людей и общение /В сб. Человек и общество. -JI.: Изд-во ЛГУ, 1971. Вып. XIII.1ОЯ
  189. В. Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1983. -468 с.
  190. В.Н. Социально-психологическая характеристика ролевой структуры общения в ступенчатой учебной группе //Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973. — С. 91−212.
  191. А.П. Проблемы формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста. Хабаровск, 1998. — 96 с. 1. ЛЛ1
  192. . Д. Анатомия общения: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 301 с.
  193. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /С.А. Смирнов, И. Б. Котова, Е.Н.
  194. , Т.И. Бабаева и др.- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. Центр «академия», 1998. — 512 с.2Q3
  195. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. -М., 1989.
  196. JI.A. Обучение общению как форма социально-психологического воздействия на межличностное воспитание. В кн.: Психология познания людьми друг друга и общения. Кн. 2. — Краснодар, 1978.-С. 22−29.205
  197. А. В. О совершенствовании психологического образования учителя //Вопросы психологии, 1978. № 3. — С. 3−8.206
  198. А. В., Петровский В. А. «Я» в других и «другие» во мне. // Будущее науки. -М., 1987. С. 238−255.
  199. В.А., Виноградова A.M., Кларина JI.M. Учимся общаться с ребенком. -М., 1993.
  200. К. К. Краткий словарь системы психологический понятий. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
  201. К. К. Способности и характер //Теоретические проблемы психологии личности /Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1974. — С. 187−225.
  202. Л.А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. М., 1987. I
  203. Прикладная социальная психология /Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. -М., 1998.-С. 584−597.
  204. A.M. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1994.
  205. Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе высшего профессиональногообразования. Хабаровск, 1998. — 215 с. 1 f
  206. А.С. Свет мой, зеркальце, скажи. М.: Новая школа, 1996. — 144 с. 217 .-.
  207. А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М., 2001.-640 с
  208. А. С. Тренинг коммуникативных умений. М.: Новая школа, 1993.-47 с.219
  209. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред. А. Коссаковски, X. Кюна, И. Ломпшера, Г. Розенфельда. -М.: Педагогика, 1981.-224 с.
  210. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1998.-440 с.
  211. Психология: Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. М.: Политиздат, 1990.
  212. Е.А. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.230
  213. Е.А. Психология общения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-336 с.
  214. К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем //Семья и школа, 1987. № 10.232
  215. К. Эмпатия /Психология эмоций: Тесты, 2-е изд. М.: Изд. Моск. ун-та. 1993.
  216. В.Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал практического психолога, 1999. -№ 9.
  217. С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  218. И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Беларуская навука, 1998.-319 с.236
  219. В. В. Взаимосвязь общения и свойств личности студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки: Автореф. дисс.. канд. псих. н. М., 1980. — 25 с.
  220. Н.Б. Игра как метод и проблемы современной психологии //Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987.23R
  221. Н.В. Игры, в которые играют. Психологический практикум. -Дубна: Феникс, 2002. 128 с.30
  222. Л.Г., Кагерманьян B.C., Жукова Е. С., Иванова Л. Н., Карпанюк Г. А., Леонтьева М. Ф. и др. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов средних специальных учебных заведений. М., 2001.
  223. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. -350 с.
  224. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности.-М.: Наука, 1989.
  225. Т.П. Психология доверия. Ростов н/Д., 1997.243
  226. Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий //Вопросы психологии, 1999. -№ 5.
  227. В. А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М., 1991.
  228. В. А, Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя //Советская педагогика, 1991. -№ 10. С. 79−84.246
  229. В. А., Филиппенко Н. И. Профессиональная культура учителя. -М., 1993.
  230. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 1600 с.
  231. В. А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения. М.: Изд. центр «Академия», институт психологии РАН, 1996.-220 с. 1. Л 1Л
  232. Социальные технологии: Толковый словарь /Под ред. B.C. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.-Белгород: Луч, «Центр социальных технологий», 1995.-С. 58−59.гл
  233. М.В. Психология общения (курс лекций). М., 1996. — 296 с. 1. ЛС 1
  234. А.Н. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М.: Педагогика, 1977. — С. 126−128. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966. — 452 с.257
  235. Л.И. Психология организационной деятельности. М.: Просвещение, 1980. — 152 с.258
  236. Л.И. и др. Критерии диагностики общественной активности. В сб.: Социально-психологические вопросы общественной активности группы как коллектива школьников и студентов. Курск, 1971.
  237. Э. Иметь или быть. М., 1990.260
  238. А. У. Личность в общении //Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушек. М., 1987.261
  239. X. Мотивация и деятельность. В 2-х тт. М., 1986. — Т. 1. — С. 289.263
  240. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1995.
  241. Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.265 .
  242. В. Д. Педагогические способности как духовные //Образование, 1997.1.-С. 66−72.266
  243. В. Д. Психология деятельности и способности человека. 2-изд. перераб. и доп. — М., 1996.
  244. В. Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и диагностика способностей /Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.
  245. Н.И. Техника педагогического общения /Под общ. ред. М. Р. Гинзбурга. М., 1998.271
  246. Т. Социальная психология. Ростов на/Д.: Феникс, 1999. — 535 с.272
  247. Е. Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя: Учеб. пособ. М.: Изд-во Моск. гос. пед. ун-та им. В. И. Ленина, 1991.- 180 с.
  248. Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов на/Д.: РИО АО «Цветная печать», 1995.-314 с.
  249. Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие. М.: Академия, 1999. — 288 с.276
  250. Е.Н., Недбаева С. В. Личностноразвивающая психологическая практика в российском образовании: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов на/Д.: ООО «Ростиздат», 2002. — 432 с.277
  251. А. И. Значение и место курса психологии в учебном процессе подготовки учителей в педагогических институтах //Психология познания в процессе обучения: XXXI Герценские чтения. Л., 1978. — С. 41−46.
  252. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
  253. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.- 144 с.
  254. Д.Б. Послесловие к четвертому тому собрания сочинений JI.C. Выготского. М.: Педагогика, 1984.283
  255. Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978.284
  256. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М.: ООО «Издательство ACT», 1997. — 256 с.285
  257. П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. -М., 1973.286
  258. Т. С. Психологические основы активной подготовки будущего педагога к общению с учащимися: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. — Киев, 1989. лот
  259. Allport G.W. Gestalt und Wachtum in der Personlichkeit Meisenheim am Glans Verlag Anton Hain, 1970. — 589 s. лоо
  260. Allport G.W. La personal idad, su configuracion у desarollo. Habana, 1971. — 691 p. л QQ
  261. Argyle M. The Psychology of Interpersonal Behavior. Penguin Books, 1974. 290 Berns P. V. (Берне P. В.) Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. -С. 302−332.1. Q I
  262. Brooks W.D., Emmert Р.Н. Interpersonal communication. Dubuqne (Jowa), Brawn, 1976.-IX.-324 p.
  263. Clark B. Early development of cognitive abilities giftedness //J. Children Con-temp. Soc., 1986.- 18. -№ 3−4. P. 5−15.
  264. Clark B. Early development of cognitive abilities giftedness //J. Children Con-temp. Soc., 1986. 18. -№ 3−4. — P. 5−15.
  265. Danzinger K. Interpersonal communication. New York, 1976. — 315 p.
  266. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1954.
  267. M., Kaplan H.B. (Eds.) Social Psychology of the Self-Concept-Harlan Davidson, 1982.1. Л Q<7
  268. F. (Зимбардо Ф.) Застенчивость: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1991.
Заполнить форму текущей работой