Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философско-этические аспекты теории коллектива А. С. Макаренко

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Макаренко в своем опыте удалось найти эффективные психологические механизмы не только правового, но и нравственного воспитания именно через переживание воспитанником ценности своего коллектива и каждой личности в нем, через переживание ответственности и долга. Новаторское понимание Макаренко дисциплины как процесса и результата добровольного самоограничения личности ради коллективных целей… Читать ещё >

Содержание

Философское осмысление воспитания, взаимосвязь философии и педагогики имеет длительную историческую традицию, проявившуюся наиболее интенсивно в течение XX века. История философии свидетельствует о том, что проблемы воспитания зачастую служили сближению противоположных мировоззренческих позиций различных социальных групп, классов, общностей, поколений. В этой связи становится очевидной задача познания именно философскими методами разнообразного воспитательного опыта, а также теоретических моделей, основных парадигм, зафиксировавших его.

Более сорока лет в СССР наследие A.C. Макаренко интерпретировалось как только педагогическое (исключения из общего правила были редки). В конце 80-х годов в России стала набирать силу тенденция более широкого восприятия Макаренко, без узко педагогических штампов, хотя и с разной степенью убедительности. Новым контекстом современного мака-ренковедения стала гуманистическая психология (К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм), педагогическая философия (Ф. Шлейермахер), реальный опыт католического воспитания (Германия, Италия).

Свидетельством международного признания A.C. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Это — Д. Дьюи, Г. Кершенштайнер, М. Монтессори, А. Макаренко.

Отражением новых процессов в мировой общественной мысли стала инициатива Международного бюро просвещения в составе ЮНЕСКО, назвавшего в конце XX века 100 педагогов-философов, образующих собой «Галактику пайдейи», отражающую разные культуры, цивилизации, эпохи. Русская культура представлена именами П. П. Блонского, A.C. Выготского, A.C. Макаренко, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.

В современном отечественном и зарубежном макаренковедении необходимость философского, междисциплинарного осмысления теоретического наследия в широком историко-культурном контексте не просто осознается, но и выдвигается как первоочередная исследовательская задача.

Особенностью современного макаренковедения можно считать смещение доминанты с наследия на изучение самой личности педагога: его характерологических и мировоззренческих особенностей, нравственных ценностей, скрытых и явных источников творчества, основных тем, интуиций, направлявших жизненный путь Макаренко. Появление такого ракурса исследования вполне оправдано. Нельзя считать малозначимым вопрос, какая личность берется за осуществление воспитания, тем более в значительном масштабе, какую программу действий она с собой несет и, наконец, что она может «дать» своим воспитанникам.

В настоящее время «социальная вменяемость» личности, имеющей возможности широкого воздействия на людей, становится гарантом личной и общественной безопасности. О противоположном свидетельствует трагический опыт тоталитарных сект всего мира.

Актуальность работы вызвана также самой темой коллектива. Вполне объяснимая в современном российском обществе «усталость» от идеологической эксплуатации темы коллектива и коллективности привела почти к полному ее исчезновению из научного обращения. Скептицизм и даже некоторый страх перед коллективом в современном общественном сознании, конечно, не носит всеобщего характера, но, тем не менее, безусловно, отражает угрозу «диктата большинства». Нельзя не признать определенной справедливости таких настроений, тем более, что твердые правовые основы гражданского общества еще не стали повседневностью российской жизни.

Появление беспризорности в результате острых социальных катаклизмов в 90-е годы породило третью волну социального сиротства (первые две связаны с мировыми войнами). Этот процесс совпал по времени с фактически полным отказом общества от своих приоритетов в воспитании в пользу обучения, который существенно дегуманизировал социальную среду. В результате оно (общество) оказалось не готово квалифицированно справиться с таким социальным бедствием как беспризорность: отсутствие правовой базы, ценностных оснований воспитательной работы, специальных педагогических технологий, подготовленных специалистов.

С 1995 — 96 гг. появляются различные социальные организации (приюты, отделения медико-социальной помощи и пр.). В течение двух последних лет наметился явный поворот общества и государства в сторону воспитания, не сводимого лишь к задаче семьи. Были приняты важные документы: федеральная программа «Дети-сироты» (1999), закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999), «Концепция воспитания и образования» (2000).

Достигнутые в 20 —30-е годы успехи в борьбе с беспризорностью до сих пор не привлекли широкого общественного внимания к реальному опыту «безрецидивной» .макаренковской педагогики. Пока нет сведений о каком-либо новом опыте, сопоставимом с деятельностью Макаренко. Особенно актуально в настоящее время проанализировать ценностные основания его высокотехнологичной педагогики.

Анализ исторического воспитательного опыта, позволяющий избежать простых заимствований из советского прошлого, отлаживание механизма постановки целей воспитания обществом (что является важнейшей функцией гражданского общества), поиск оптимального соотношения принципов индивидуализма и коллективизма, процессов социализации и самовоспитания, по нашему мнению, определяют ближайшие задачи, стоящие перед всеми субъектами социального воспитания.

Теоретическое наследие А. С. Макаренко и его центральное звено — воспитательный коллектив — всегда были в центре педагогических исследований. Отечественное макаренковедение существует с 1941 г., начатое кандидатской диссертацией И. Ф. Козлова. Библиографические указатели по творчеству Макаренко содержат сведения о сотнях авторов.

В 1983—1986 гг. было издано собрание сочинений A.C. Макаренко в 8 т. Отечественное макаренковедение в 90-е годы стало стремительно освобождаться от идеологической узости, конфронтации с западным макаренкове-дением. В результате этих процессов в 1992—1993 гг. вышли ценные сборники (Нижний Новгород) с публикацией части архивных материалов (РГАЛИ), а также актуальных аналитических материалов, посвященных разным аспектам творчества и биографии педагога. Важной вехой в исследованиях стало Постановление Президиума РАО «Открытие и использование источников и архивных материалов для фундаментальных исследований жизни и деятельности A.C. Макаренко» (1995). В педагогических журналах появились проблемные публикации, касающиеся, прежде всего, «белых пятен» в биографии, наследии и опыте Макаренко (М.А. Виноградова, Л. И. Гриценко, В. В. Кумарин, В. И. Малинин, С. С. Невская, H.H. Окса, М. П. Стурова, A.A. Фролов и др.).

Однако собственно философских исследований среди них нет. Существует всего две кандидатские диссертации, выполненные почти 50 лет назад. Это работы П. М. Степанова «Философские основы педагогических взглядов A.C. Макаренко» (1953) и Я. Т. Ивандикова «Философские основы воззрений A.C. Макаренко на коммунистическое воспитание подрастающего поколения» (1955).

Существует обширное зарубежное макаренковедение, возникшее в 50-е годы в Германии. Центром его является лаборатория «Макаренко-реферат», существующая с 1968 года при философском факультете Мар-бургского университета. К 25-летию лаборатории вышел указатель ее работ, насчитывающий 220 наименований. Исследования ведутся и в других странах: Венгрии, Великобритании, Италии, Китае, Польше, США, Франции, Чехии, Японии. Сравнительному анализу отечественного и зарубежного мака-ренковедения посвящена монография Л. И. Гриценко (1997). Одно из направлений зарубежных исследований посвящено разработке гуманитарных, философско-социологических, этико-психологических основ макаренковско-го наследия и связано с именами 3. Вайтца и В. Зюнкеля (Германия), Ф. Па-таки, А. Петрикаша, Э. Фаркаша (Венгрия). Сторонники этого направления видят необходимость комплексного контекстуального изучения наследия Макаренко, переступая границы педагогического пространства.

Вместе с тем междисциплинарного исследования, позволяющего осуществить синтез философско-этических и социально-психологических аспектов проблемы коллектива в наследии Макаренко, пока не осуществлялось.

Тема коллектива в отечественных философско-социологических и социально-психологических исследованиях никогда не была обойдена вниманием. Особенно интенсивно она разрабатывается в 60 —80-е годы, после восстановления в правах социальной психологии и социологии. Философско-социологические проблемы коллектива нашли отражение в работах B.C. Барулина, Л. П. Буевой, Г. М. Гака, Б. В. Князева, В. П. Ратникова и др.

В социально-психологической литературе история становления проблем малой группы и коллектива наряду с позитивной разработкой их актуальных проблем содержатся в работах Г. М. Андреевой, А. И. Донцова, Е. М. Дубовской, Я. Л. Коломинского, P.A. Кричевского, Е. С. Кузьмина, А.Н. Лу-тошкина, P.C. Немова, A.B. Петровского, Л. И. Уманского, A.C. Чернышева.

Все названные авторы считают опыт Макаренко и его теоретическую интерпретацию исходной точкой становления проблемы коллектива, ее «золотым фондом», но каждый видит в макаренковском наследии грань, созвучную собственным научным интересам. Есть попытки обобщения вклада Макаренко в современное социально-психологическое знание, однако они носят характер либо компендиума (P.A. Кричевский, Е. М. Дубовская, 1991), либо играют вспомогательную роль относительно целей работы (А.И. Донцов, 1984). Тем не менее теоретические позиции Макаренко остаются вне актуальных интересов исследователей, поскольку существует распространенное мнение, что эти позиции хорошо известны.

В 90-е годы вместе с процессом деиделогизации общественных наук проблема коллектива практически уходит из поля зрения исследователей. За десятилетие можно насчитать чуть более десятка работ, причем это, как правило, малодоступные депонированные сборники.

Фактически нет работ по изучению этического наследия Макаренко. Есть лишь монография Л. Зрински (на венгер. яз., 1964), статья Э. Фаркаша (на рус.яз., 1988) и статья О. П. Целиковой (1989). Философско-этическим аспектам воспитания ответственности в трудах A.C. Макаренко посвящен раздел в монографии H.A. Минкиной «Воспитание ответственностью» (1990).

Единственная работа, в которой осмысляется мировоззрение Макаренко — это «Самоутверждение или конформизм? К вопросу идейно-политического становления A.C. Макаренко» (Ф. Патаки, Г. Хиллиг- на рус.яз., 1987).

Что же касается разработки биографии Макаренко, соотнесенной с его творчеством, то этому посвящены работы М. Быблюка (Польша), С. С. Невской (Россия), H.H. Оксы (Украина), Л. Пехи (Чехия), Ф. Патаки (Венгрия), A.A. Фролова (Россия), Г. Хиллига (Германия). Руководитель лаборатории «Макаренко-реферат» Г. Хиллиг — безусловный лидер историко-биографических и текстологических исследований наследия педагога.

Цель исследования состоит в том, чтобы всесторонне (междисциплинарно) рассмотреть проблему коллектива в теоретическом наследии Макаренко, выявить особенности макаренковского мировоззрения и нравственного кредо педагога в единстве с его реальным коллективным опытом.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: рассмотреть истоки творчества Макаренко в контексте русской культуры рубежа XIX—XX вв.еков- установить основные детерминанты интеллектуальной биографии Макаренко, характер его мировоззрения, личные нравственные ценности-

раскрыть теоретические основы обсуждения проблемы коллектива в отечественной философско-социологической и социально-психологической литературе 20 —30-х гг.-

определить методологическую и социальную значимость открытий Макаренко для последующего развития социальной психологии, социологии, педагогики в 60 —90-е гг.-

целостно описать (с соблюдением хронологии) становление реального макаренковского коллектива колонии им. М. Горького и коммуны им. Ф. Э. Дзержинского (1920—1935 гг.), отразив поэтапное усложнение этико-воспита-тельных задач и возможностей коллективного воспитания-

выявить основные понятия и категории этической концепции.

Методология исследования определяется задачами диссертации. В работе используются основные методы и принципы историко-философского анализа и в частности: принципы научной объективности и целостности охвата исследуемого явления. Это требует восстановления текстологической полноты наследия Макаренко на основе публикаций архивных материалов и данных специального текстологического анализа, осуществляемого «марбурж-цами».

Специфическими методами данного исследования следует считать анализ тезауруса педагога, его научных и литературных предпочтений на основе автобиографического документа Макаренко «Вместо коллоквиума». Использование сравнительно-исторического метода исследования мировоззрения Макаренко через «горьковскую призму» обусловлено тем, что Горький оказал формирующее влияние на педагога. Этот же метод позволяет выявить зависимость мировоззрения от конкретно-исторических условий его формирования. Проблемно-биографический метод дает возможность рассмотреть взаимосвязь основных детерминант мировоззрения с теми целями и моральными ценностями, которые Макаренко стремился утвердить в своей жизни. Проблемно-хронологический метод позволяет целостно описать этико-педагогический опыт Макаренко, восстановить понятия и категории этической концепции.

Основой настоящего исследования стали научные труды A.C. Макаренко, современные публикации архивных материалов, эпистолярного наследия, рабочие отчеты, доклады, материалы проверок с 1920 по 1935 гг., а также художественные произведения педагога, публицистика, работы отечественного и зарубежного макаренковедения.

Для наиболее полного раскрытия темы в работе используются: исследования по историко-философскому и культурологическому анализу русской культуры рубежа XIX—XX вв.еков, труды русских религиозных мыслителей и философов-

труды представителей русской дореволюционной общественной мысли (по социологии, психологии, политэкономии, правоведению) —

социально-психологические, философско-социологические и психолого-педагогические работы по коллективу и малой группе 20 —30-х гг. и 60 — 90-х гг.-

работы зарубежной реформаторской педагогики начала XX века, отечественной педагогики советского и постсоветского периода, исследования по истории отечественной социальной психологии, социологии, педагогики, философии-

современные зарубежные историко-социологические труды, а также работы по этике.

В диссертации впервые осуществлен междисциплинарный синтез проблемы коллектива в наследии Макаренко в его философско-социологических, социально-психологических и этико-воспитательных аспектах. На статус научной новизны могут претендовать следующие положения: установлены основные детерминанты интеллектуальной биографии Макаренко, обнаружены «скрытые» и «явные» источники творчества, впервые определен характер философского мировоззрения, личных нравственных ценностей педагога в границах философии активизма: как западника, цивилизатора, культуртрегера-

реконструирована философско-этическая модель коллектива, имплицитно содержавшаяся в наследии Макаренко. Она позволяет понять обоснование им коллектива как посредующего звена между личностью и обществом, социальной сущности и функций коллектива. Социализм как солидарное общество, по Макаренко, порождает новые принципы и нормы морали, предполагает общественное воспитание-

выявлено, что максимума своих возможностей — быть гарантом прав личности и условием ее развития — коллектив достигает на зрелой стадии своего существования-

определены потенциально «опасные» точки взаимодействия коллектива и личности-

получили интерпретацию некоторые труднообъяснимые положения теории и практики Макаренко, особенности его публицистики. Это относится к соотношению педагогики и психологии, этики и религии- к определению «границ» педагогического вмешательства в развитие личности, к использованию педагогом технических метафор «перековка», «штамповка» и АРЯ

сформулированы причины успешной деятельности Макаренко как педагога и социального реформатора.

Полученные в диссертации

выводы, теоретические положения, новые сведения (в силу её междисциплинарности) могут быть использованы в разработке курсов по «философии воспитания», «социальной философии», философии культуры", «истории педагогики». Теоретическое использование результатов диссертации может быть использовано при разработке пограничных проблем философско-педагогического характера, критическом анализе прошлых и современных мировоззренческих систем, а также при осуществлении практической работы в качестве источника знаний о поэтапном становлении коллектива в опыте Макаренко, а главным образом — в качестве вдохновляющего примера деятельности самого Макаренко, побуждающего к самостоятельному социальному творчеству.

Основные идеи и результаты диссертационного исследования отражены в публикациях автора. Многие положения диссертации нашли отражение в выступлениях на российских и международных конференциях, а также в публичных лекциях по широкому кругу актуальных проблем воспитания и образования.

Философско-этические аспекты теории коллектива А. С. Макаренко (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Заключение

.

В предпринятом диссертационном исследовании впервые проанализировано философское мировоззрение A.C. Макаренко, его гражданские и нравственные принципы, особенности интеллектуальной биографии в единстве с его реальным коллективным опытом.

Макаренко соединяет в своем творчестве три значительные идеи для русской дореволюционной и постреволюционной общественной мысли. Это идеи социализма, правового государства, общественного воспитания. Конкретизация их ведет к поиску эффективного инструмента социализации личности — коллективу, — где личность может и должна научиться на практике взаимосогласовывать личные и коллективные (общественные) интересы.

Признавая диалектичность целей обучения и воспитания, Макаренко, тем не менее, не отождествлял их. Существуют цели обучения — формирование знаний, навыков, привычек. Существуют цели творческой реализации личности. Общественное (социальное воспитание) предполагает формирование потребностей, мотивов, видов деятельности личности, взятых в соподчинении индивидуальной и общественной направленности. Личность, по Макаренко, является личностью лишь постольку, поскольку у нее развиты не только индивидуальные потребности, даже самые богатые и разнообразные, но и общественные интересы и потребности.

Переход от личностной мотивации к общественной есть практический вопрос, не решаемый лишь логически. Личность, находясь в состоянии постоянного выбора между самоутверждением себя как «эго-индивида» и необходимостью нравственного самоограничения себя как личности, осуществляет этот «переход» на основе признания существования равноценных личности «других» индивидов, через переживание их как ценности.

Макаренко в своем опыте удалось найти эффективные психологические механизмы не только правового, но и нравственного воспитания именно через переживание воспитанником ценности своего коллектива и каждой личности в нем, через переживание ответственности и долга. Новаторское понимание Макаренко дисциплины как процесса и результата добровольного самоограничения личности ради коллективных целей и ценностей, в которых заинтересован каждый, делает дисциплину в теории Макаренко нравственным явлением.

Макаренковский коллектив будучи производным от всего социума был организован на тех же принципах, Что и все общество. В силу того, что коллектив был еще и педагогическим явлением он воспроизводил общественя ные отношения в «очищенной», педагогически выразительной форме, способствуя гармоничной социализации и ресоциализации личности.

В последнее время эффективная и высокотехнологичная педагогика Макаренко совершенно справедливо рассматривается без узко идеологических штампов, получив название «контекстуальной педагогики» (З.Вайтц, Германия). Множественность оценок наследия Макаренко присущи как отечественным, так и зарубежным исследователям. Примером их полярности может быть сосуществование утверждений об «идеальном советском воспитании» и об «образцовом западном воспитании в условиях социалистического общества» (Г.Нооль, Германия). И тех, и других в воспитательных учреждениях Макаренко привлекает достоинство и гордость «свободного субъекта», не показная самостоятельность, инициативность детей, их умение сочетать в себе качества хозяина, организатора и работника.

Предшествующая история осмысления и принятия макаренковского наследия в разных странах показала, что все попытки понять макаренков-скую педагогическую систему без учета органически свойственного ей «контекста» — свободного, гуманного и солидарного общества, ведут к ошибочным выводам (З.Вайтц). Ценностный анализ наследия Макаренко, осуществленный в данной работе, позволяет согласиться с данным утверждениям. Следует добавить к этому, на наш взгляд, что конкретные условия жизни коллектива (особенно в колонии им. М. Горького), «бросовость» того «педагогического «материала», с которым работал Макаренко, обеспечили Макаренко известную свободу деятельности даже в условиях общества, далекого еще от норм и принципов правового государства. Эта свобода выявила его личные нравственные ценности, определила моральную атмосферу в коллективе.

Антидоктринальность мышления, педагогический энтузиазм, вера в возможности человека, неутомимость в работе, ясность целей коллективного воспитания, реалистичность требований, предъявляемых к личности, смелость социального реформатора, уравновешенная здравым смыслом и чувством меры обеспечили Макаренко редкую результативность педагогического труда. Безрецидивное преодоление антиобщественного поведения у трех тысяч выпускников Макаренко до сегодняшнего дня не имеет аналогов в отечественном и зарубежном опыте пенитенциарных учреждений.

Современное российское общество все более, по нашему мнению, будет нуждаться в воспитательных технологиях, способных преодолеть социальное иждивенчество, распространенное не только в детских домах, приютах, колониях, но и в массовой школе, многие годы страдающей от безделья, от отсутствия необходимого для молодого человека поприща, где он может достойно самоутвердиться в общественно ценных формах.

Несомненно трудными являются задачи постановки целей воспитания складывающимся у нас гражданским обществом. Это весьма проблемная часть гуманитарного прогнозирования. В связи с этим, как представляется, необходимо «будет учесть макаренковский опыт целеполагания, его поиск компромиссов в согласовании интересов личности и коллектива, особенно в условиях современного плюралистического общества.

Дальнейшие исследования, по нашему мнению, могут идти в направлении целостной интерпретации этической концепции Макаренко, его реального опыта нравственного воспитания в сравнении с другими воспитательными системами в единстве с мировоззренческими и нравственными установками создавших их педагогов. В задачу данного исследования не входило намерение утверждать необходимость немедленного «воплощения» или «внедрения» опыта Макаренко несмотря на остроту социальных катаклизмов в современном российском обществе, породивших новую волну социального сиротства — беспризорности. Практические перспективы, по нашему мнению, состоят в побуждении педагогов к самостоятельному социальному творчеству на основе вдохновляющего примера Макаренко.

1. Агурский М. Великий еретик. Горький как религиозный мыслитель//Вопросы философии. — 1991. — № 8. — с.54 —73.

2. Азаров Ю. Не подняться тебе, старик. — М.: Молодая гвардия, 1989. 302 с.

3. Александров В. И. Процесс формирования понятия «коллектив» и его социальная сущность: Автореф. дис. канд. филос. наук: — М., 1978. — 23 с.

4. Алексеев В. А., Маслин М. А. Русская социальная философия конца XIX — начала XX века: психологическая школа. — М.: МГУ. — 1992. — 192 с.

5. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ. — 1980. — 415с.

6. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ. — 1988. — 432 с.

7. Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1997. — № 4. — с.6 — 17.

8. Андреева Г. М., Шевелева А. Ю. К дискуссии о проблеме группы в социальной психологии //Вестник Моск. Ун-та. — Сер. 14. Психология. — 1998. № 1. — с.41 —47.

9. Аннинский Л. А. Откровение и сокровение. Горький и Платонов //Литературное обозрение. — 1989. — № 9. — с. 15—19.

10. Апресян Р. Г. Социальная активность личности: нравственные измерения //Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. — М.: Политиздат. 1988. — с. 118−135.

11. Аркин Е. А. Задачи и методы изучения детского коллектива. Предисловие // Деринг В. Психология школьного класса. — М.: ГИЗ. — 1929. — с.3 — 9.

12. Аркин Е. А. Об изучении детского коллектива. — М.: Новая Москва. 1927. — 37 с. ¦

13. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М.: Из-дат.группа «Прогресс— Политика». — 1992. — 608 с.

14. Архивные материалы о дёятельности A.C. Макаренко по объединению детских учреждений Харьковского округа в 1926;1928 гг. (публикация1. Я".

15. H.H. Оксы, г. Мелитополь) //A.C. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. — Нижний Новгород, 1992, (А). — с.59 —68.

16. Асатурова К. З. Организация коллектива воспитанников детских домов в свете идей А. С. Макаренко. — М.: Учпедгиз. — 1955. — 16 с.

17. Балабанович Е. 3. А. С. Макаренко. Очерк жизни и творчества. — М&bdquo- 1951. 256 с.

18. Баландина В. Ф., Баландин A.M. Коллективистская педагогика A.C. Макаренко //Отношения коллективности, типы коллективов и проблемы управления развитием коллективности. — Пермь, 1988. — с.38 —41.

19. Баранов В. Ф. Педологическая служба в советской школе 20−30-х годов //Советская педагогика. — 1990. — № 3. — с.93 —96.

20. Барулин B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии.- М.: МГУ. 1987. — 186 с.

21. Басинский П. Логика гуманизма (об истоках трагедии Максима Горького) //Вопросы литературы. — 1991. — № 2. — с.129—154.

22. Бекешкина И. Э. Воспитание в трудовом коллективе и суверенность личности //Воспитательный потенциал трудового коллектива. — Киев.: Наукова думка. — 1990. — с.6—19.

23. Вельский П. Г. Новейшая система перевоспитания беспризорных //Вопросы изучения и воспитания личности (педология и дефектология). —1928. -№ 2. с. 14 -23.

24. Вельский П. Г. Типология этически дефективных несовершеннолетних //Вопросы воспитания нормального и дефективного ребенка. — М., 1924. с.82— 175.

25. Беляев Б. В. Проблема коллектива и его экспериментально-психологического изучения (методологическое введение) //Психология. —1929. т.2, вып.2. — с. 189−223.

26. Беляев Б. В. Проблема коллектива и его экспериментально-психологического изучения (обзор экспериментальных работ) //Психология.- 1930, (А) т. З, вып.З. — с.326 — 368.

27. Беляев Б. В. Проблема коллектива и его экспериментально-психологического изучения (методика и результаты экспериментального исследования) //Психология. — 1930, (Б) — т. З, вып.4. — с.60 —98.

28. Белянова А. О. Достоинство личности как ведущая морально-психологическая и педагогическая категория //A.C. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике. — Н. Новгород: НГПИ. 1992, (Б). — С-22.

29. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: Наука.- 1990. 221 с.

30. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //О России и русской философской культуре. — М.: Наука. 1990 т — с.43−271.

31. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. — Птг.: Колосс. — 1921. с. 418.

32. Бим-Бад Б. М. Идеи «педагогической антропологии» в России //Советская педагогика. 1990. — № 9. — с. 102−109.

33. Блонский П. П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2-х т. — М.: 1979. — т.1. 303 с.

34. Богданов A.A. Философия современного естествоиспытателя //Очерки философии коллективизма. — Сб.1. — Спб., 1909. — с.138 — 143.

35. Богуславский М. В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века //Педагогика. — 1996. — № 3. — с.72 —75.

36. Болтон Ф. Общественные черты в детстве и юности //Ребенок, его природа и потребности. — М., 1926 — с. 56 —76.

37. Буданов A.B. Педагогические взгляды на детские группы //Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли. — М.: Педагогика. — 1973. — с.137—151.

38. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М: Наука. — 1983. — 232 с.

39. Буева А. П. Социальная среда и сознание личности. — М.: МГУ. — 1968. с. 268.

40. Буева А. П. Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности. — М.: Наука. — 1983. — 231 с.

41. Буева А. П. и др. Теоретические проблемы воспитания коллектива.- Тарту, 1975. 308 с.

42. Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип. (Его отношение к религии человекобожества А. Фейербаха) //Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество. — М.: Русская книга. — 1992. с. 54 — 105.

43. Бухарин Н. И. Теория исторического материализма (популярный учебник марксистской социологии). — М.: Госизд. — 1921. — 383 с.

44. Быблюк М. Исправительно-воспитательные заведения дореволюционной России — предшественники педагогического творчества A.C. Макаренко //A.C. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт.- Нижний Новгород, 1992, (А). с.108−115.

45. Вайтц 3. Воспитательная концепция Макаренко по пути в жизнь. Промежуточный итог, подведенный в Германии с особым вниманием // Международные макаренковедческие исследования. Макаренко на Востоке и Западе Ш. Н. Новгород, 1994. с. 129−141.

46. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Опыт преодоления критических ситуаций. — М., 1984. — 212 с.

47. Вехи. Из глубины. М.: Правда. — 1991. — 607 с.

48. Воронский А. К. Избранные статьи о литературе. — М.: Художественная литература. — 1982. — 527 с.

49. Воронский А. К. О Горьком //Воробченко Н.И. Публицист-ленинец. — Кишинев, 1986. — с.99—107.

50. Выготский A.C. Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование // Выготский A.C. Собр.соч. в б-т. — М.: Педагогика. 1982. — т.1. — с.291−436.

51. Выготский A.C. Методика рефлексологического и психологического исследования //Выготский A.C. Собр.соч. в 6-ти т.- М.: — Педагогика.- 1982. т.1. — с.43 —62.

52. Выступление A.C. Макаренко в Высшем коммунистическом институте просвещения (из архива A.C. Макаренко) //A.C. Макаренко. — Львов: изд-во Львовского университета. — 1969. — кн. 7. — с. 142— 147.

53. Выступление М. И. Тутан-Барановского на собрании Петербургского религиозно-философского общества 26 ноября 1914 г. (публикация С.Н.Татарниковой) //Вестник Москов. ун-та. — Сер. 7. Философия. — 1990. № 1. с. 73 —76.

54. Газман О. С. Детский коллектив как субъект воспитания //Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли. — М.: Педагогика. — 1973. — с.72—109.

55. Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. М., 1967. 167 с.

56. Гегель Г. Ф. Философия права. — М.: Мысль. 1990. — 524 с.

57. Гейжан Н. Ф. Проблема личности в наследии A.C. Макаренко и современных психолого-педагогических исследованиях //Педагогическое наследие A.C. Макаренко и формирование личности современного рабочего.- Л., 1990. с. 12 —32.

58. Гловели Г. Д. На тризне по социализму //Труды комиссии по научному наследию A.A. Богданова. — М.: Ин-т экономики РАН. — 1992. — с.3−113.

59. Гловели Г. Д. Трагедия коллективиста. Предисловие //Вопросы социализма: Работы разных лет. — М.: Политиздат. — 1990. — с.3 — 27.

60. Гловели Г. Д. «Социализм науки»: мебиусова лента A.A. Богданова.- М.: Знание. 1991. — 63 с.

61. Голёнев Р. Д., Барбанель М. В., Попов В. Г. Типология трудовых ассоциаций (коллективов) как основа социологических исследований. — Пермь, 1992. — 46 с. —Депон.рук. ,.

62. Голосенко И. А. Социологические взгляды Н. К. Михайловского //Из истории буржуазной социологической мысли в дореволюционной России. М&bdquo- 1986. — с.25 —55.

63. Горький А. М. Разрушение личности //Очерки философии коллективизма. Сб.1. Спб., 1909. — с.353 —403.

64. Горький М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. — Птг.: Культура и свобода. 1918. — 115 с.

65. Гриценко Л. И. Дичностно-социальная концепция A.C. Макаренко в современной педагогике (сравнительный анализ отечественного и зарубежного макаренковедения). — Волгоград: Перемена. — 1997. — 264 с.

66. Грищенко В. М. Собственность и коллективизм: к анализу феномена группового эгоизма //Трудовой коллектив: саморазвитие и самоуправление, тенденции, перспективы. СПб., 1992. — с.62 —81 — Депон.сб.

67. Грэхэм Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. — М.: Политиздат. — 1991. — 480 с.

68. Гусейнов A.A. Противоречие должного и сущего: исторические корни и теоретическая интерпретация //Диалектика и этика. — Алма-Ата: Наука. 1983. — с.211−219.

69. Гусейнов A.A. Этика Троцкого //Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. — М.: Республика. — 1992. — с.264 —285.

70. Гусейнов A.A., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарика. — 1998. 472 с.

71. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М.: Мысль.- 1987. 589 с.

72. Давыдова К. Д. К вопросу о понимании коллектива и коллективности //Роль народного образования в активизации человеческого фактора. — Новосибирск, 1991. — с.27 —33.

73. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). — М.: Пед. общ-во России. — 1998. 331 с.

74. Двадцать пять лет лаборатории «Макаренко-реферат». — Мар-бург, 1993. 288 с.

75. Детский дом и борьба с беспризорностью (Всероссийская конференция работников детских домов 15 —20.11.1927г.). — М.: НКП РСФСР. — ГИЗ. 1928. — 72 с.

76. Деринг В. Психология школьного класса. — М.-А.: Госиздат. — 1929. 224 с.

77. Десев Любен. Психология малых групп: Социальные иллюзии и проблемы. — М.: Прогресс. — 1979. — 208 с.

78. Джуринский А. Н. Французские педагоги об идеях и опыте A.C. Макаренко//Советская педагогика. — 1978. — № 3. — с.128—132.

79. Дискуссии в социальной философии и этике //История философии: Запад — Россия — Восток. Книга четвертая. Философия XX века. — М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина. — 1999. — с.421—441.

80. Дичек Н. П. Наследие А.С.Макаренко в США: освещение и интерпретация//Советская педагогика. — 1989. — № 10. — с.134—139.

81. Донцов А. И. О понятии «группа» в социальной психологии //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1997. — № 4. — с.17−25.

82. Донцов А. И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования). М.: МГУ. — 1984. — 207 с.

83. Дополнительные штрихи к портрету A.C. Макаренко. Беседа Г. Хиллига с В. В. Кумариным (Марбург, 2 ноября 1988 г.). — Марбург, 1989. — C.LIII.

84. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. — М. Наука. — 1977. 332 с.

85. Дробницкий О. Г Понятие морали. — М.: Наука. — 1974. — 387 с.

86. Дука A.B., Здравомыслова Е. А. Фазы развития гражданского общества (к методологии исследования общественных движений) //Социология общественных движений: концептуальные модели исследования 1989;1990. М&bdquo- 1992. — с.14−28.

87. Дьюи Д. Школа и общество. — М.: Работник просвещения. — 1923. 46с.

88. Дьюи Д. Школы будущего. — М.: Работник просвещения. — 1922. 151с.

89. Забота, контроль, вмешательство. Шесть отчетов об инспекторских и других проверках колонии им. М. Горького (1922;1928 гг.). — Составитель Гетц Хиллиг. — Марбург, 1994. — 60 с.

90. Залкинд А. Б. Основные вопросы педологии. — М.: Работник просвещения. — 1930. — 264 с.

91. Залкинд А. Б. Очерки культуры революционного времени. — М.: Работник просвещения. — 1924. — 196 с.

92. Залужный A.C. Детский коллектив и методы его изучения. — М.-Л.: Госиздат 1931. — 145 с.

93. Залужный A.C. Учение о коллективе. Методология. Детский коллектив. — М, — Л.: Работник просвещения. — 1930. — 300 с.

94. Зеньковский В. В. Русская педагогика в XX веке. — Париж: Изд-во религ.-педагог, каб. при Православном Богословском ин-те. — 1960. — 49 с.

95. Зеньковский В. В. Русская философия. — В 2-х т. (4-х кн.): — Л.: Эго. 1991.

96. Зимовец С. Н. Марксизм и тоталитаризм: следствие или альтернатива? //Альтернативность общественного развития. — М.: ИФ РАН. — 1992. с. 62 —69.

97. Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. — М.: МГУ.- 1978. 269Vc.

98. Зотова О. И. Развитие теории коллектива в советской науке //Коллектив и личность. — М.: Наука. — 1975. — с.28 —42.

99. Зюнкель В. В Эрлангене изучают Макаренко //Советская педагогика. 199а! — № 4. — с.131 — 139.

100. Ивандиков Я. Т. Философские основы воззрений A.C. Макаренко на коммунистическое воспитание подрастающего поколения: Автореф. .дис.канд пед.наук. — Л., 1955. 18 с.

101. Иванова В. Ф., Фриш A.C. Трудовой коллектив как социальная форма реализации человеческого фактора. — М.: Знание. — 1987. — 64 с.

102. Иванов В. Г. Коллектив и личность. Л.: ЛГУ. — 1971. — 120 с.

103. Иванов Вс. Переписка с А. М. Горьким. Из дневников и записных книжек. — М.: Советский писатель. — 1985. — 479 с.

104. Ильинский И. П. Социалистическое самоуправление народа. — М.: Мысль. 1987. — 238 с.

105. История социологии: Учеб.пособие. — Минск: Выш. школа. — 1997. 381 с.

106. История теоретической социологии. — М.: Наука. — 1995. — с.270с.

107. Итоги дискуссии по реактологической психологии: Резолюция общего собрания ячейки ВКП (б) Государственного института психологии, педологии и психотехники от 6 июня 1931 г. //Психология. — 1931. — т.4. № 1. — с.1−12.

108. Каган М. С. Система и структура //Системные исследования. Методологические проблемы. — М., 1983. — с.49 —65.

109. Кан Л. А. Психологическое направление в русской буржуазной социологии конца XIX — начала XX века //Из истории буржуазной социологической мысли в дореволюционной России. — М., 1986. — с.111 — 127.

110. Кант И. О педагогике. — М.: «К. Тихомиров». — 1907. — 94 с.

111. ИЗ. Князев Б. В. Коллектив — ассоциация коммунистической формации. М&bdquo- 1979. — 117 с.

112. Князев Б. В. Социальная природа коллектива. — М.: Знание — 1977. 40 с.

113. Кобрин K.P. Фабрика и ее работник. Л. С. Выготский и глобальные общественно-культурные проекты XX века //Звезда. — 1998. — № 6. — с.208 —219.

114. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: ИПЛ. — 1975. — 271 с.

115. Козлов И. Педагогический опыт A.C. Макаренко и основные положения его педагогического учения: Дис .канд. пед.наук. — М.: 1941. — 18 с.

116. Козлова Г. Н. Воспитание в отечественной общеобразовательной средней школе: цели, сфера действия, результаты (с начала XIX до середины XX в.). Н.Новгород.: НГПУ. — 1999. — 294 с.

117. Козлова О. Н. Гуманизм в воспитании: социокультурные проблемы реализации: Автореф. .докт.социол.наук. — МГУ, 1994. — 32 с.

118. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группахТ.

119. Общие и возрастные особенности). — Минск: БГУ. — 1976. — 350 с.

120. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. — Минск.: Народная асвета. — 1984. — 239 с.

121. Кольцова В. А. Система психолого-педагогических взглядов A.C. Макаренко. — Психологический журнал. — 1988. — № 6, том 9. — с.42— 51.

122. Кондаков Н. И. Логический словарь. — М.: Наука. — 1971. — 656с.

123. Конникова Т. Е. Организация коллектива учащихся в школе. Обобщение опыта работы школы № 210 г. Ленинграда. — М.: Изд-во АПН РСФСР. 1957. — 400 с.

124. Коэн С. Бухарин. Политическая биография. 1888 — 1938. — М.: «Прогресс». 1988. — 571 с.

125. Кричевский P.M., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. — М.: МГУ — 1991. — 207 с.

126. Кропоткин П. А. Этика. М.: ИПЛ. — 1991. — 496 с.

127. Крутова О. Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. М.: Наука. — 1990. — 139 с.

128. Кузнецова Г. В., Максимов Л. В. О стереотипах нравственного воспитания. — Горький, 1985. — 42 с. — Депон.рук.

129. Кузьмин Е. С. Из опыта изучения производственных коллективов //Проблемы общественной психологии. — М., 1965. — с.402 —425.

130. Кузьмин Е. С. Развитие социальной психологии в СССР //Социальная психология. — Л., 1979. — с.6 —40.

131. Кузьминых H.A. Историографические проблемы исследования организационно-социологической концепции A.A. Богданова: Автореф. дисс. .канд.социол.наук. М., 1993. — 24 с.

132. Куликов В. Б. Педагогическая антропология: Истоки направления проблемы. — Свердловск: УрГУ. 1988. — 192 с.

133. Кумарин В. В. A.C. Макаренко и реформа школы. — Челябинск, 1989. 56 с.

134. Кумарин В. В. Методологические проблемы теории воспитания в трудах A.C. Макаренко: Автореф. докт.пед.наук. — М., 1988. — 38 с.

135. Кумарин В. В. Теория коллектива в трудах A.C. Макаренко. — Киев: Вища школа. — 1979. — 120 с.

136. Лазарев В. В. Этическая мысль в Германии и России. Кант — Гегель В. Соловьев. — М.: ИФ РАН. — 1996. — 305 с.

137. Лазуркина Ю. М. Параллельное педагогическое воздействие в воспитательной работе детских домов г Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Л., 1958. 19 с.

138. Лазурский А. Ф. Общая и экспериментальная психология. — Спб.: изд-во М. К. Костин. 1912. — 264 с.

139. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. — Спб.: — 1908.

140. Лапин Н. И. Трудовой коллектив — основная ячейка социалистического общества. — М.: Знание. — 1975. — 32 с.

141. Лихачев Б. Т. Коллективизм и индивидуализм //Педагогика. — 1992. № 9−10. — с.13−19.

142. Логинова H.A. Комплексный подход к проблеме человека в научной школе В. М. Бехтерева. — Алма-Ата, 1990. — 66 с. — Депон. рук.

143. Луначарский A.B. Мещанство и индивидуализм //Очерки философии коллективизма. — Сб.1. — Спб., 1909. — с.221 —349.

144. Луначарский A.B. Основные принципы единой трудовой школы //Коммунист. 1983 — № 16. — с.50−62.

145. Лысенко П. Г. О личной библиотеке A.C. Макаренко //A.C. Макаренко и современность. — М., 1978. — с.86 —93.

146. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика. 1988. — 127 с.

147. Макаренко A.C. Собр.соч. в 8-т. М.: Педагогика. — 1983;1986 гг. — (А).

148. Макаренко A.C. Собр. соч. в 7-т. М.: Изд-во АПН РСФСР. -1950;1952 гг. — (Б).

149. Макаренко A.C. К вопросу об организации кабинета научной педагогики (публикация и комментарий A.A. Фролова, г. Н.Новгород) //А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. — Нижний Новгород, 1992, (А). с.32−46.

150. Макаренко B.C. Мой брат Антон Семенович. — Марбург, 1985. —201 с.

151. Максимов Л. В. Проблема обоснования морали: логико-когнитивные аспекты. — М.: ФО СССР. — 1991. — 136 с.

152. Малинин В. И. К дискуссии о наследии A.C. Макаренко //Педагогика. 1994. — № 2. — с.86−92.

153. Малинин В. И. Макаренко и сталинизм: правомерно ли сопоставление? //Педагогика. — 1993. — № 3. — с. 65 — 70.

154. Малинин В. И. Продолжим диалог //Советская педагогика. — 1989. -№ 11−12. с.133−139.

155. Малинин В. И. Сухомлинский о Макаренко: незавершенный труд //Советская педагогика. — 1990. — № 3. — с.85 —93.

156. Маро. Работа с беспризорными. Практика новой работы в СССР.- Харьков: Труд. 1924. — 94 с.

157. Материалы дискуссии по педологии в обществе педагогов-марксистов //На путях к новой школе. — 1932. — № 6. — с.33 —54.

158. Медушевский А. Н. История русской социологии. — М.: Высшая школа. — 1993. — 317 с.

159. Миллз Т. М. О социологии малых групп //Американская социология. М: — 1972. — с.82 —92.

160. Милюков П. Н. Интеллигенция и историческая традиция. — Вопросы философии. 1991. — № 1. — с.106—159.

161. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. — В 3-х т., (4-х книгах). — М.: Прогресс. — 1994.

162. Минкина H.A. Воспитание ответственностью. — М.: Высшая школа. 1990. — 145с.

163. Минкина H.A. Социальная ответственность и объективность отношений ответственной зависимости: Автореф. дис .докт.филос.наук. — М&bdquo- 1991. 32 с.

164. Михеева И. Н. Проблема гармоничности нравственного развития личности //Диалектика и этика. — Алма-Ата: Наука. — 1983. — с.274 —281.

165. Москва, октябрь 1936 г. Издание протоколов двух встреч A.C. Макаренко с читателями «Педагогической поэмы». — Марбург, 1987. — 93 с.

166. Московский дневник Ромен Роллана. Наше путешествие с женой в СССР. Июнь июль 1935 //Вопросы литературы. — 1989. — № 5. -с.151- 190.

167. Мосолов В. А. Парадигмы воспитания в педагогической мысли России XI—XX вв.: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. — Спб., 2000. — 41 с.

168. Муздыбаев К. Психология ответственности. — А.: Наука. — 1983. 239 с.

169. На вершине «Олимпа». Подборка документов о конфликте Макаренко с представителями украинского «соцвоса» (февраль — март 1928). — Марбург, 1991. 178 с.

170. На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. — М.: Политиздат. — 1990. — 528 с.

171. На путях к новой школе. — 1928. — № 1. — 54 с.

172. Невский В. Политический гороскоп ученого-академика //Под знаменем марксизма. — М.: Книгоизд-во «Материалист». — 1922. — № 1−2. с. 55 —61.

173. Неизвестный Макаренко. — Литературная серия. — Выпуск 2. — М., 1993. 48 с.

174. Немов P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. — М.: Педагогика. — 1984. — 200 с.

175. Ницше Ф. Соч. в 2-х т. М.: Мысль. — 1990.

176. Новиков Н. В. Социология в России. — Висбаден, 1988 //Российская социология. — Спб., 1993. — с.6—13.

177. Новикова А. И. A.C. Макаренко и его современники (к постановке проблемы) //Советская педагогика. — 1978. — № 3. — с.39 —46.

178. Новикова Л. И., Козлова H.H., Сиземская И. Н. История русской общественной мысли. Теоретический курс. — М., 1993. — 167 с.

179. Овсянико-Куликовский Д.Н. A.M. Пешков в 90-х гг. Рассказы «Ошибка» и «Тоска» //Вестник воспитания. — 1911. — № 6. — с.1—26.

180. Овсянико-Куликовский Д.Н. A.M. Пешков в 90-х гг. Излюбленные герои Горького. Челкаш//Вестник воспитания. — 1911. — № 7. — с.22 —37.

181. Овсянико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции. — В 2-х т. М.: Госиздат. — 1923. — 434 с.

182. Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы. — В 2-х т. М.: Худ. лит-ра. — 1989. — 359 с.

183. О Коннор Т. Э. Анатолий Луначарский и советская политика в области культуры: — М.: Прогресс. — 1992. — 223 с.

184. Осипов В. Британия глазами русского. — М.: АПН. — 1976. — 208 с.

185. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.: Прогресс. — 1987. — 527 с.

186. Очерки по истории теоретической социологии XIX — начала XX вв. М., 1994. — 96 с.

187. П. Л. Лавров. Петербург: Колос. — 1922. — 414 с.

188. Парамонов Б. Горький, белое пятно //Октябрь. — 1992. — N° 5. — с.146— 167.

189. Парсонс Т. Теория современных обществ. — М.: Аспект-пресс. — 1997. 270 с.

190. Партийная этика. Документы и материалы дискуссии 20-х годов.- М.: ИПЛ. 1989. — 509 с.

191. Патаки Ф., Хиллиг Г. Самоутверждение или конформизм? К вопросу идейно — политического становления A.C. Макаренко. — Марбург, 1987. 75 с.

192. Переписка A.C. Макаренко с М. Горьким. Академическое издание. Марбург, 1990. — 257 с.

193. Петражицкий Л. И.

Введение

в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. — Спб.: Тип. Ю. Н. Эрлих. — 1905. — 311 с.

194. Петривняя И.В. Р. Эдварс: рецепция идей и опыта A.C. Макаренко в США //A.C. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике. — Н. Новгород: НГПИ. — 992, (Б). — с.37 —39.

195. Петрикаш А. Теоретические основы педагогической системы A.C. Макаренко и концепции контрпедагогики //A.C. Макаренко — видатний педагог XX столгггя. — Полтава, 1999. — с.23 —25.

196. Петровский А., Ярошевский М. История психологии. — М.: РГГУ.- 1994. 447 с.

197. Петровский A.B. Непрочитанные страницы истории — тридцатые годы//Психологический журнал. 1988. — № 4. — с. 126—136.

198. Петровский A.B., Шпалинский B.B. Социальная психология. — М.: Просвещение. — 1978. — 224 с.

199. Петровский A.B. История советской психологии. Учеб.пособие.— М.: Просвещение. — 1967. — 367 с.

200. Пеха Л. Опыт характерологического анализа личности A.C. Макаренко как педагогического деятеля //A.C. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. — Нижний Новгород, 1992, (А). — с.120— 126.

201. Пинкевич А. П. Советская педагогика за 10 лет (1917— 1927 гг.). — М.: Работник просвещения. — 1927. — 146 с.

202. Пионеры макаренковедения. М.: НИИТиМВ АПН СССР. -1991. — 192 с.

203. Пистрак М. М. Педагогика. Учебник. — М.: Госучпедиздат. — Полиграф книга. — 1934. — 418 с.

204. Плахотный А. Ф. Проблема социальной ответственности. — Харьков: Высшая школа. — 1981. — 176 с.

205. Повшедный A.B. З. Вайтц: вклад A.C. Макаренко в контекстуальную педагогику (ФРГ) //A.C. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике. — Н. Новгород: НГПИ. — 1992, (Б). с. 36 —37.

206. Погребинский М. А. Трудовая коммуна ОГПУ. — М.: Гос. изд-во типо-лит. им. Воровского (в Москве) — 1928. — 123 с.

207. Покровский И. В. Некоторые аспекты определения коллектива. — Горький, 1988. — 10 с. — Депон.рук.

208. Постановление Президиума Российской Академии Образования «Открытие и использование новых источников и архивных материалов для фундаментальных исследований жизни и деятельности A.C. Макаренко». — М.: РАО. 1995. — с.1−12.

209. Примочкина H.H. «Донкихоты большевизма». Максим Горький и Николай Бухарин //Свободная мысль. — 1993. — № 4. — с.62 —69.

210. Пришвин. М. М. Дневники. 1914—1917. — М.: Московский рабочий. 1991. — 432 с.

211. Программы и методические записки школ крестьянской молодежи. М.-Л.: -Госиздат. — 1928. — 35 с.

212. Психологическая теория коллектива. — М.: Педагогика. — 1979. 239 с.

213. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика. — 1987. —239 с.

214. Пьяных М. Богоборец с сердцем Христа. 100 лет со дня рождения В. В. Маяковского //Свободная мысль. — 1993. — № 5. — с.45 —51.

215. Ратников В. П. Коллектив как социальная общность. — М.: МГУ.- 1978. 215 с.

216. Ратников В. П. Коллективность как предмет социально-философского исследования: Автореф.. докт. филос. наук. — М., 1983. — 48 с.

217. Ривес и Шульман. Опыт коммунистического воспитания. От школы-коммуны к детскому городку им. Октябрьской революции. — М.: Госиздат. 1924. — 168 с.

218. Родганин Е. Г., Зязюн И. А. Об истоках философско-педагогических воззрений В. А. Сухомлинского //Советская педагогика. — 1988. — № 10. — с. 14−19.

219. Родин А. М. Из истории запрета педологии в СССР //Педагогика.- 1998. № 4. — с.92 —98.

220. Российская педагогическая энциклопедия: — В 2-х тт. — М.: Большая Российская энциклопедия. —1993. — Т.1. — А — М — 1993. — 608 с.

221. Русская философия: Словарь. — М.: Республика. — 1995. — 655 с.

222. Русский позитивизм: Лесевич, Юшкевич, Богданов. — Спб.: Наука. 1995. — 362 с.

223. Сагатовская А. Г. Уровни коллективности и развитие индивидуальности //Воспитательный потенциал трудового коллектива. — Киев.: Наукова думка. 1990. — с.20−37.

224. Свидетельства искренней дружбы: Воспоминания К. С. Кононен-ко о A.C. Макаренко. — Издатели Г. Хиллиг, В. Марочко. — Марбург, 1997. 102 с.

225. Семенов В. Д. Перевоспитание трудных подростков в коллективе //Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли. — М.: Педагогика. — 1973. — с.110—136.

226. Сиземская И. Н. Время «Вех»: к истокам дискуссии //Философские науки. — 1991. — № 6. — с.64 —70.

227. Синягин Ю. В. Динамика процесса коллективообразования //Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — с. 111 — 117.234. .Скифы. Спб.: Скифы. — 1917.

228. Словарь по этике. Изд-е 3-е. — М.: Политиздат. — 1975. — 392 с.

229. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. — М.: Наука. — 1994. 395 с.

230. Солбвьев Э. Ю. Даже если Бога нет, человек — не Бог //Марксизм: pro и contra. — М.: Республика. — 1992. — с.115—129.

231. Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). — М.: Политиздат. — 1991. — 431 с.

232. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. — М.: Педагогика. 1991. — 240 с.

233. Сорокин П. Система социологии. В 2-х т. — Пгд: Колосс. — 1920.

234. Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995. — 356 с.

235. Спиридонова A.A. М. Горький: диалог с историей. — Серия «Наследие». М.: Наука. — 1994. — 189 с.

236. Степанов П. М. Философские основы педагогических взглядов Макаренко: Автореф. дис.. канд.пед.наук. — М., 1953. — 16 с.

237. Стурова М. П. Макаренко и Франкл о ценностных ориентациях личности//Педагогика. — 1993. — № 1. — с.99—103.

238. Субботина О. С. Советская педагогика после 1931 года //Русская педагогика в XX веке. — Париж: Изд-во религ.-педагог, каб. при Православном Богословском ин-те. — 1960. с. 45 —48.

239. Субботский Е. В. Личность. Три аспекта исследования. — Вестник Моск. ун-та. — Сер. 14. — Психология. — 1987. — № 3. — с.3—16.

240. Сулейманов Ф. М. Под знаком «любви к дальнему» //Научные и вненаучные формы социального знания: ответственность теоретика. — М.: ИФ РАН. 1992. — с.7−10.

241. Сухомлинский В. А. «Идти вперед!» //Народное образование. — 1989. № 8. — с.70 —78.

242. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — М.: 1981. 192 с.

243. Татарникова С. Н. Туган-Барановский: в поисках новой соборности (к 125-летию со дня рождения) //Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1990. — № 1. — с.65 —73.

244. Тезисы о самоуправлении //На путях к новой школе. — 1923. — № 2 (5). с.6−8.

245. Тезисы Международной научно-практической конференции «Наследие A.C. Макаренко и современность» (10—12 марта 1993 г.). — Мм 1993. 138 с.

246. Трапезников С. М. Издержки универсализации отдельных идей A.C. Макаренко о коллективе //A.C. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике. — Н. Новгород, НГПИ.- 1992, (Б). с.12— 13.

247. Троцкий Л. Д. Их мораль и наша //Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. — М.: Республика. — 1992. — с.212 —245.255. «Ты научила меня плакать.». Переписка A.C. Макаренко с женой (1927;1939). В 2-х т. — М.: Витязь. — 1994. — т.1. — 215 с.

248. Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива //Коллектив наличность. — М., 1975. — с.77 —87.

249. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. — М.: Просвещение. — 1980. — 160 с.

250. Фаркаш Э. Мораль и революционность. Размышления об этическом наследии К. Маркса и Ф. Энгельса. — М.: ИПЛ. — 1979. — 167 с.

251. Фаркаш Э. Этический вызов Макаренко //Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. — М.: Политиздат. — 1988. — с.191—201.

252. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. В 2-х т. — Спб.: София. —1992.

253. Фельдштейн Д. И. Идеи А.С.Макаренко и психолого-педагогические проблемы воспитания. — Вопросы психологии. — 1978. — № 3. с.9−20.

254. Филатова Т. И. Социальная ответственность как фактор преодоления отчуждения: Автореф. дисс. .канд.филос.наук. — Харьков, 1990. — 18 с.

255. Филонов Г. Н. Антон Семенович Макаренко //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. — ЮНЕСКО. — В 4-х т. — М.: Издат. группа «Прогресс». 1995. — т. З, № S, (89/90). — с.75−88.

256. Философско-энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983. — 840 с.

257. Фортунатов Г. А. Изучение детских коллективов //Вестник просвещения. М., 1925. — № 9. — с.45 —54.

258. Фрадкин Ф. А. Педагогическая технология в исторической перспективе//История педагогической технологии. — М., 1992. — с.3—12.

259. Франк С. А. Духовные основы общества. — М.: Республика. — 1992. 511 с.

260. Фролов A.A. A.C. Макаренко и педагогика его времени. — Горький. 1988. — 80 с.

261. Фролов A.A. A.C. Макаренко: московский период творчества (1937—1939 гг.). Хроника дел и мыслей. — Н. Новгород, 1997. — 125 с.

262. Фролов A.A. A.C. Макаренко: основы педагогической системы. — Горький. 1990. — 116 с.

263. Фролов A.A. Становление педагогических взглядов A.C. Макаренко в 20-х годах //Советская педагогика. — 1976. — № 9. — с. 103— 110.

264. Фролов A.A. Организация воспитательного процесса в практике A.C. Макаренко. — Горький. — 1976. — 98 с.

265. Фролова И.А. Д. Ааутер: A.C. Макаренко в работе церкви с молодежью (ФРГ) //A.C. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике. — Н. Новгород: НГПИ. — 1992, (Б). — с.34 —36.

266. Харчев А. Г., Яковлев Б. Д. Очерки истории марксистско-ленинской этики в СССР. А.: Наука. — 1972. — 218 с.

267. Хиллиг Г., 1992, (А): — Хиллиг Г. A.C. Макаренко и Болшевская коммуна //A.C. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. Нижний Новгород. — 1992, (А). — с.97−108.

268. Хиллиг Г., 1990 (А): Хиллиг Г. A.C. Макаренко и НКВД //Советская педагогика. — 1990. — № 9. — с. 118−125.

269. Хиллиг Г., 1994: — Хиллиг Г. A.C. Макаренко и Н. К. Крупская //Педагогика. 1994. — № 3. — с.84−93.

270. Хиллиг Г., 1989, (А): — Хиллиг Г. К вопросу национального самосознания A.C. Макаренко — (Языковая интерпретация — совместно с И. Виль и Ю. Токаревым) — на рус.яз. Париж. — 1989. — № 1—2, с. 137 — 158.

271. Хиллиг Г., 1989, (Б): — Хиллиг Г. Легенды смутного времени (1938—1941 гг.). О хождении по мукам Макаренко-писателя, о внезапной кончине Макаренко-человека и о чудесном возрождении Макаренко-педагога. — Марбург, 1989. — 158с.

272. Хиллиг Г., 1998: — Хиллиг Г. Макаренко в год «большого террора». Марбург, 1998. — 100 с.

273. Хиллиг Г., 1995: — Хиллиг Г. Макаренко и сталинизм (Размышления и комментарии к дискуссионной теме). — Марбург, 1995. — 22 с.

274. Хиллиг Г., 1992, (Б): — Хиллиг Г. О судьбе дипломной работы A.C. Макаренко //Педагогика. 1992. — № 7−8. — с.91−93.

275. Хиллиг Г., 1987: — Хиллиг Г. Он родился и вырос в России. Вместо некролога. — Марбург, 1987. — с.XXXIII.

276. Хиллиг Г., 1997: — Хиллиг Г. Прометей Макаренко и «главбоги» Педолимпа: Соколянский, Залужный, Попов. — Марбург, 1997. — 154 с.

277. Хиллиг Г., 1984: — Хиллиг Г. Святой Макаренко. К изданию произведений A.C. Макаренко Академией педагогических наук РСФСР/СССР (1950;1983 гг.). Марбург, 1984. — 163 с.

278. Хиллиг Г., 1990, (Б): — Хиллиг Г. Царапины на образе «святого». Некоторые результаты историко-биографического макаренковедения. — Континент. Париж. — 1990. — № 65. — с.255−280.

279. Ходасевич В. Воспоминания о Горьком. — М.: Правда. — 1989. —47 с.

280. Целикова О. П. Идеал и действительность //Диалектика и этика.- Алма-Ата: Наука. 1983. — с. 194−200.

281. Целикова О. П. Этико-воспитательная система A.C. Макаренко //Марксистская этическая мысль в СССР (20-е — первая половина 30-х годов). М.: Ин-т философии РАН. — 1989. — с.367−399.

282. Чаликова В. А. Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. — М., 1991. — 405 с.

283. Челпанов Г. И. Учебник логики. — М.: Прогресс. — 1994. — 242 с.

284. Черник С. А. Ученическое самоуправление в школе 1917—1931 гг. //Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли. М.: Педагогика. — 1973. — с. 169−223.

285. Чернуха В. Н. Поездка М. Горького на Соловки (свидетельства очевидцев //Неизвестный Горький. — М.: Наследие. — 1995. — вып.4. — с.124— 135.

286. Чернышев A.C. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. дисс.. докт.психолнаук. М., 1980. 45 с.

287. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. — М.: Педагогика. — 1981. — 208 с.

288. Чуковский К. Две души Максима Горького. — Л.: «АФ.Маркс» — 1924. 80 с.

289. Чуковский К. От Чехова до наших дней. Литературные портреты. Характеристики, — Спб.: Издат. бюро. — 1908. — 183 с.

290. Чуковский К. И. Современники: портреты и этюды. — Минск: Народная асвета. — 1985. — 703 с.

291. Шварц Л. М. Рефлексологические извращения в учении о коллективе //Психология. — Гос.соц.-эк. изд-во. — т.1У. — вып. 1. — 1931. — 128 — 140.

292. Ширяев В. Камни с дороги надо убирать. — М.: Молодая гвардия.- 1990. 332 с.

293. Ширяев В. А. Время жить не выбирают //Советская педагогика. — 1990. № 9. — с.125 — 131.

294. Шитова Ю. Ю. Гармонизация интересов личностей и общностей в период перехода к рыночным отношениям: Автореф. дис.. канд.социол. наук. — Морд. Гос. унив-т.: — Саранск, 1996. — 19 с.

295. Шкловский В. Удачи и поражения Максима Горького. — Тифлис.1. Заккнига. — 1926. — 66 с.

296. Шнейдер К. И. Проблема коллективности в советской литературе 20-х годов //Отношения коллективности, типы коллективов и проблемы управления развитием коллективности. — Пермь, 1988. — с.36 —38.

297. Шпет Г. Г. Предисловие //П.Наторп. Философия как основа педагогики. — М.: изд-во H.H. Клочкова. — 1910. — с. З —8.

298. Штекли А. Э. Истоки тоталитаризма: виновен ли Томас Мор? //Анархия и власть. — Наука, 1992. — с.4—16.

299. Шубинский B.C. Человек как цель воспитания //Педагогика. — 1992. № 3. — с.37 — 42.

300. Щукин В. Г. Культурный мир русского западника //Вопросы философии. 1992. — № 5. — с.74 —86.

301. Эдеме Д. Психология класса //Эскпериментальная психология и изучение ребенка. — М., 1927. — с.34 —39.

302. Эльконин Д. Б. Развитие коллективов у детей //В кн.: Учебник педологии для педтехникумов. Часть II. — М.-Л.: — 1932. — с.121— 140.

303. Эткинд A.M. От психоанализа к педологии //Человек. — 1990. — вып. 1. с. 20 —28.

304. Эткинд A.M. Эрос невозможного. История психоанализа в России. Спб.: Медуза. — 1993. — 463 с.

305. Ярошевский М. Г., Гургенидзе Г. С. Послесловие //Выготский A.C. Исторический смысл психологического кризиса //Выготский Л. С. Собр.соч. в 6-т. М.: Педагогика. — 1982. — т.1. — с.437−458.

306. Bowen J. Anton Makarenko. — The University Press. — Viskonsin. — 1962. 209 p.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой