Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Научное обоснование комплексной оценки медико-экономической эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений административного центра региона (по материалам г. Тюмени)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Происходящие в России начиная с конца XX столетия радикальные социально-политические и экономические изменения во всех сферах деятельности государства, несомненно, оказывают влияние и на систему здравоохранения, в частности, нарастание негативных тенденций в состоянии здоровья населения, сохранение затратного механизма функционирования отрасли остро ставит проблему перехода отрасли на новые… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕМ НАСЕЛЕНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Методы исследования состояния здоровья жителей г. Тюмени
    • 2. 2. Методы оценки эффективности медицинской деятельности лечебно-профилактических учреждений г. Тюмени
      • 2. 2. 1. Методика анализа медицинской деятельности поликлиник
      • 2. 2. 2. Методика анализа медицинской деятельности стационаров
    • 2. 3. Методы исследования эффективности экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений г. Тюмени
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЖИТЕЛЕЙ Г. ТЮМЕНИ
    • 3. 1. Краткая социально-гигиеническая характеристика г. Тюмени
    • 3. 2. Анализ состояния здоровья населения г. Тюмени
      • 3. 2. 1. Смертность населения 2. Тюмени
      • 3. 2. 2. Заболеваемость взрослого населения г. Тюмени
      • 3. 2. 3. Заболеваемость детского населения г. Тюмени
    • 3. 3. Сравнительная оценка состояния здоровья населения муниципальных образований юга Тюменской области и г. Тюмени
  • ГЛАВА 4. АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. ТЮМЕНИ
  • ГЛАВА 5. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА МЕДИКО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОСНОВНЫХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ТЮМЕНИ)
    • 5. 1. Эффективности медицинской деятельности ЛПУ г. Тюмени
    • 5. 2. Комплексная оценка медицинской деятельности ЛПУ г. Тюмени с помощью интегральных показателей
      • 5. 2. 1. Комплексный анализ эффективности медицинской деятельности поликлиник
      • 5. 2. 2. Комплексный анализ эффективности медицинской деятельности стационаров
    • 5. 3. Эффективность экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений г. Тюмени
    • 5. 4. Сравнительная оценка эффективности медицинской и экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений г. Тюмени

Научное обоснование комплексной оценки медико-экономической эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений административного центра региона (по материалам г. Тюмени) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие в России начиная с конца XX столетия радикальные социально-политические и экономические изменения во всех сферах деятельности государства, несомненно, оказывают влияние и на систему здравоохранения, в частности, нарастание негативных тенденций в состоянии здоровья населения, сохранение затратного механизма функционирования отрасли остро ставит проблему перехода отрасли на новые технологии управления. Основная идеология реформирования здравоохранения, изложенная в «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», состояла в сохранении существующей системы и внесении в нее структурных, экономических и правовых корректив [34]. Разработанный в 2000 г. новый, дополняющий ее документ «Основные направления государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации на 2000;2010 гг.» [103] ставит задачу формирования в стране в ближайшее десятилетие ресурсосберегающей и высокотехнологичной его модели.

Для современного этапа развития российского общества характерна децентрализация процессов управления с передачей основных функций на региональный и муниципальный уровни. В этой ситуации на местные органы управления возлагается ведущая роль в: разработке стратегических планов охраны здоровьякоординации деятельности различных секторов экономики в рамках программно-целевого планированияоценке потребностей населения территории в целом и отдельных его групп в медицинском обеспечениимониторинге медико-биологических эффектов, возникающих в результате проводимых организационных и экономических изменений [108,113,118,120,124,133].

Согласно современным взглядам, в авангарде развития общества в XXI веке находятся крупные города [24,44,45,94,138,150,155], где на относительно небольшой территории имеется высокая концентрация производственных, интеллектуальных и финансовых ресурсов. Однако с точки зрения обеспечения здоровья населения и организации эффективной системы оказания медицинской помощи они представляют собой чрезвычайно сложный объект управления [84]. Исторически в крупных российских городах сложилась наиболее мощная и высокотехнологичная система здравоохранения, формировавшаяся длительный период времени по экстенсивному пути. В то же время, характерные для последних лет тенденции развития регионального здравоохранения привели к еще большему усилению технологического и кадрового разрыва между областными центрами и остальными муниципальными образованиями, расположенными на территории областей. Исходя из этих обстоятельств, структурная перестройка, остро необходимая для российского здравоохранения, прежде всего, должна осуществляться в крупных городах, где сложилась развитая, часто избыточная, а потому и недостаточно эффективная сеть медицинских учреждений. Проводимая в ряде регионов реструктуризация, тем не менее, проходит таким образом, что в результате нее закрываются преимущественно мелкие участковые больницы, что часто диктуется не столько организационной и экономической целесообразностью, сколько возможностью практической реализации [90, 100, 103].

Основной причиной именно такого развития событий является высокая сложность и ответственность задачи реформирования муниципального здравоохранения в крупных городах. Решение ее должно базироваться на результатах системного анализа, включающего в себя: оценку и прогноз медико-демографической ситуации, комплексную оценку существующего потенциала и системы финансового обеспечения системы здравоохранения, исследование эффективности медицинской и экономической деятельности основных лечебно-профилактических учреждений. Однако подобного рода исследований пока немного.

Одной из сложных и не до конца решенных проблем, стоящих перед социальной гигиеной и организацией здравоохранения как научной дисциплиной, является разработка методических подходов к оценке эффективности работы лечебно-профилактических учреждений [23, 59, 64, 72, 107, 111,116].

Если задаче определения результативности медицинской деятельности больниц и их основных структурных подразделений посвящено достаточно много исследований, то в отношении экономической эффективности их пока явно недостаточно. Между тем, в настоящее время настала необходимость рассматривать деятельность лечебно-профилактических учреждений как объектов экономики и параметры оценки эффективности работы ЛПУ, прежде всего, должны показывать экономическую целесообразность их деятельности [69, 119, 122, 123]. Не случайно именно эти вопросы стали предметом рассмотрения на выездной сессии коллегии Минздрава РФ в ноябре 2001 г. Результаты ее подтвердили несомненную актуальность и необходимость скорейшего внедрения методов экономического анализа и управления на современном этапе развития отечественного здравоохранения [101].

Очерченный кратко перечень вопросов свидетельствует об актуальности исследований, посвященных различным аспектам проблемы оптимизации деятельности системы здравоохранения, перевода ее на интенсивный путь развития. Вместе с тем, несомненно, что в их основу должен быть положен системный подход, включающий в себя методологию различных научных дисциплин, в частности, таких, как социальная гигиена и организация здравоохранения, экономика, математика и другие.

Цель.

Научное обоснование технологии комплексной оценки эффективности медицинской и экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений крупного города.

Задачи исследования.

1. Провести анализ демографической ситуации и состояния здоровья населения г. Тюмени и разработать прогноз на ближнеи среднесрочную перспективу.

2. Дать интегральную оценку состояния здоровья жителей областного центра в сравнении с другими расположенными на территории субъекта Федерации муниципальными образованиями.

3. Провести комплексную оценку потенциала системы здравоохранения города и ее финансирования.

4. Дать сравнительную оценку медицинской и экономической эффективности работы лечебно-профилактических учреждений г. Тюмени.

5. Разработать рекомендации по оптимизации системы управления здравоохранением в крупном городе.

Научная новизна.

Показано, что использование «интегральных» показателей позволяет получить обобщенное представление о состоянии здоровья населения административных образований, расположенных на территории субъекта Федерации.

На примере областных центров Уральского региона установлено, что для них характерны, с одной стороны, более высокие, чем в других административных образованиях территорий, уровни заболеваемости, и с другой, относительно низкие показатели смертности населения. Разработанные прогнозы свидетельствуют, что при сохранении на прежнем уровне социально-экономической обстановки, тенденция к ухудшению здоровья населения крупных городов продолжится.

Впервые проведен комплексный анализ медицинской эффективности работы основных лечебно-профилактических учреждений областного центра и их основных структурных подразделений (поликлиник и стационаров).

Впервые исследована эффективность экономической деятельности ведущих медицинских учреждений областного центра и дана ее сопоставительная оценка с медицинской эффективностью их работы.

Практическая значимость.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в конкретных методических и практических рекомендациях по совершенствованию организации медицинской помощи в г. Тюмени.

Материалы диссертации использованы:

— при подготовке методических рекомендаций по оценке медицинской эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений, утвержденных директором НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко РАМН;

— при подготовке концепции совершенствования оказания медицинской помощи населению г. Тюмени, программы реструктуризации сети лечебно-профилактических учреждений областного центра;

— в учебном процессе на кафедрах: гигиены и экологии Тюменской медицинской академии и экономики и управления здравоохранением Уральского государственного экономического Университета.

Положения, выносимые на защиту.

1. Особенности состояния здоровья различных групп населения г. Тюмени определяются спецификой социально-экономических и медико-демографических процессов, характерных для областных центров.

2. Методы оценки эффективности медицинской и экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений и их использование для оптимизации системы здравоохранения крупного города.

3. Система организационных и экономических технологий, направленных на реструктуризацию системы здравоохранения в г. Тюмени.

— 116-выводы.

1. Состояние здоровья жителей г. Тюмени характеризуется по сравнению с другими муниципальными образованиями области более высоким уровнем заболеваемости всех групп населения, и вместе с тем более низкими показателями смертности. Разработанные прогнозы свидетельствуют о том, что при сохранении в городе существующей в настоящее время социально-экономической ситуации, в ближнесрочной перспективе будет происходить дальнейший рост заболеваемости взрослых и детей, и сохранение на стабильном уровне смертности.

2. Использование «интегральных» показателей позволило получить обобщенное представление о здоровье населения муниципальных образований, распложенных в южной части Тюменской области. Проведение ранжирования и классификации показало, что по комплексному показателю г. Тюмень относится к категории муниципальных образований с низким уровнем популяционного здоровья: в течение 1996 — 2000 гг. он занимал 18−23 ранговые места среди 25 муниципальных образований области.

3. Расположенные на территории г. Тюмени муниципальные и областные лечебно-профилактические учреждения располагают достаточным потенциалом для обеспечения населения города амбулаторно-поликлинической и госпитальной помощью — 114,2% и 139,9% соответственно, согласно действующим федеральным нормативам.

4. Финансирование здравоохранения г. Тюмени в последние годы составляет 66,5−92,3% от потребности. Несмотря на рост в последние годы ассигнований на здравоохранение как со стороны бюджета, так и ТФОМСа, это все же не обеспечивает стабильной работы медицинских учреждений, поскольку увеличение финансирования идет главным образом за счет роста заработной платы и цен на медикаменты. Отсутствие адекватного финансирования капитальных расходов лечебно-профилактических учреждений приводит к старению их основных фондов.

5. Экономическое положение лечебно-профилактических учреждений в г. Тюмени лучше, чем в других областных центрах Уральского федерального округа: расходы консолидированного бюджета на 1 жителя города составили в 2000 г. 1376 руб., что на 35% выше по сравнению с Екатеринбургом (1015 руб.) и на 50% по сравнению с Челябинском (916 руб.) В связи с недостатком финансирования ЛПУ растут объемы оказания платных услуг — 9% единого фонда финансовых средств.

6. Эффективность медицинской деятельности большинства амбулаторно-поликлинических отделений невысока, особенно это относится к самостоятельным поликлиникам, не входящим в состав больниц. По «интегральному» показателю она может быть оценена как «низкая». Эффективность медицинской деятельности стационарных отделений высокая — «интегральные» ее оценки «выше средней» и «высокая». Причина этого — более высокая квалификация медицинских и управленческих кадров, медицинских технологий сосредоточенных в госпитальном звене. Рейтинг эффективности работы больниц является важным инструментом в управлении системой здравоохранения города.

7. Несмотря на дефицит финансирования из бюджетно-страховых источников часть лечебно-профилактических учреждений города работает экономически эффективно. Внедрение экономических методов управления и повышения экономической подготовки руководящих кадров муниципальных медицинских учреждений является приоритетным направлением работы Управления по здравоохранению города.

— 118 В большинстве лечебно-профилактических учреждений г. Тюмени существуют значительные резервы повышения эффективности их работы. Это направление является приоритетным в деятельности городских органов управления. С этой целью разработана концепция совершенствования системы оказания медицинской помощи населению г. Тюмени. Разработана и реализуется программа реструктуризации сети лечебно-профилактических учреждений областного центра.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Разработанная и апробированная на примере г. Тюмени, основанная на системном подходе методика исследований, может использоваться региональными и муниципальными органами управления здравоохранением и работающими с ними научными коллективами для разработки планов оптимизации медицинской помощи населению.

2. Разработанная и апробированная на примере лечебно-профилактических учреждений г. Тюмени методика комплексной оценки эффективности медицинской и экономической деятельности может применяться органами управления здравоохранением для оценки результативности работы медицинских учреждений и выработки соответствующих решений для повышения ее эффективности.

3. Информационные технологии и программное обеспечение (алгоритм SPACE и программа КЛАСТЕР) могут быть использованы региональными и муниципальными органами управления здравоохранения и Госсанэпиднадзора для анализа медико-статистической информации и подготовки различных управленческих решений.

4. Методика оценки экономической эффективности лечебно-профилактических учреждений, апробированная в г. Тюмени, может быть использована руководителями различных медицинских учреждений при оценке деятельности структурных подразделений и организации в целом, а также планировании их работы.

— 109 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Согласно складывающимся в последние годы новым концептуальным взглядам, при существующей ограниченности финансовых и иных видов ресурсов, повышение эффективности здравоохранения является тем важнейшим направлением, которое способно обеспечить функционирование отрасли в условиях укрепляющихся в стране рыночных отношений. В конце двадцатого столетия после нескольких десятилетий экстенсивного пути развития перед российским здравоохранением остро встала задача в сжатые исторические сроки перейти на интенсивные технологии, прежде всего в сфере организации и управления. Аналогичная проблема, возникшая в 60-е годы с странах Запада была ими достаточно успешно решена, проделать этот же, весьма непростой, путь теперь предстоит и России.

Первоначальный этап реформ отечественного здравоохранения был связан с попытками таких структурных изменений как сокращение числа коек, числа врачей и т. д., однако эти относительно простые управленческие шаги не привели к реальному улучшению ситуации [100]. Так, в частности, несмотря на финансовые трудности, период 1995;1999 гг. был отмечен дальнейшим ростом числа врачей, занятых в системе Минздрава России. По данным К. Г. Дзугаева [19], обеспеченность ими возросла с 38,4 на 10 тыс. населения в 1995 г. до 42,2 в 1999 г. или на 109,9%. Не случайно, начиная с 2000 г. в выступлениях министра здравоохранения РФ, различных программных документах подчеркивается необходимость скорейшего перехода управления отраслью на экономические методы, через активное включение научно-технического прогресса, которые должны стать основой формирования оптимальной структурно-функциональной модели системы здравоохранения.

В ситуации, уже длительное время существующей в большинстве регионов, несбалансированности государственных обязательств и реальных финансовых ресурсов первостепенное значение имеет реструктуризации здравоохранения. Очевидно, что наиболее остро эта задача стоит перед органами управления здравоохранением крупных городов, где за длительный период экстенсивного развития была создала мощная и в ряде случаев избыточная сеть медицинских учреждений [98].

В целом, крупные города рассматриваются современной управленческой наукой как авангард социально-экономического прогресса общества, поскольку именно в них сконцентрирован интеллектуальный, технологический и финансовый потенциал страны. Сказанное в полной мере относится и к системе здравоохранения. Так, по данным В. И. Стародубова и соавт. [81], в административных центрах российских регионов сосредоточено 43,4% всего коечного фонда, 56,0% врачей, в том числе 61,3% врачей стационаров и 49,9% работающих в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

В силу названных обстоятельств, проблемы управления крупными городами все более усложняются, однако, как отмечают многие специалисты [2, 8], сложившиеся в настоящее время структуры, формы и методы управления местных органов власти не в полной мере соответствуют новым требованиям. Основным недостатком существующей системы является то, что многие мероприятия проводятся без серьезной научной проработки и осуществляются эмпирическим методом проб и ошибок. Между тем, современный период развития крупных городов и, в частности, сосредоточенных там систем здравоохранения, формирует высокую потребность в сознательном управлении происходящими переменами на основе предвидения, регулирования, приспособления к меняющимся целям и внешним условиям. Решению этих проблем в наибольшей степени соответствуют получившие распространение во всем мире технологии стратегического и программно-целевого планирования [53]. Однако, очевидно, что в системе здравоохранения Российской Федерации планирование все еще в большинстве случаев основано на заявках и запросах.

Технология стратегического и программно-целевого планирования строится исходя из следующих принципов:

— ситуационный анализ, включающий оценку состояния системы и характеристику внешней среды;

— прогноз развития системы;

— определение направлений и целей развития;

— разработка конкретных мероприятий по срокам и исполнителям;

— ресурсное обеспечение достижения целей;

— контроль выполнения, оценка эффекта [53].

Проведенный согласно первому из названных принципов комплексный анализ состояния здоровья жителей г. Тюмени обнаружил ряд особенностей: наряду с достаточно высокими уровнями заболеваемости всех групп населения были отмечены и более низкие по сравнению с другими муниципальными образованиями области показатели смертности. Обращает на себя внимание, что аналогичная картина была обнаружена и в ходе исследований в других областных центрах Уральского федерального округа — Челябинске и Екатеринбурге [98].

Данный факт позволяет сделать заключение, что для крупных городов характерна отличная от других муниципальных образований региона ситуация со здоровьем населения. Очевидно, что основной причиной этого следует считать наличие в областных центрах развитой, высоко технологичной системы здравоохранения, с одной стороны обеспечивающей более высокую доступность медицинской помощи для жителей столичных городов, а с другой — оказание эффективной помощи в клинически сложных, опасных для жизни случаях. Подтверждением правильности этого вывода могут служить результаты исследований по.

Свердловской области, в ходе которых с помощью методики многофакторного анализа было показано, что вклад системы здравоохранения в формирование рассматриваемого феномена составляет 43% [85, 98].

Использование технологии расчета «интегральных» показателей (ИП) для оценки популяционного здоровья показало, что все последние годы среди 25 административно-территориальных образований Тюменской области сам областной центр стабильно занимал низкие ранговые места (18−23-е). Аналогичная картина была отмечена и в отношении других уральских крупных городов: Челябинск среди 12 наиболее крупных населенных пунктов одноименной области по ИП здоровья находился на 8−10 местах, а Екатеринбург при аналогичной классификации занимал 22−23 ранговые места среди 25-ти муниципальных образований [85]. Разработанные прогнозы свидетельствуют, что при сохранении существующей или близкой к ней ситуации в крупных городах в ближайшие годы произойдет дальнейшее ухудшение показателей здоровья населения.

Таким образом, очевидно, что отмеченная в г. Тюмени медико-демографическая ситуация является достаточно типичной для крупных российских городов и, тем самым, логичен вывод, что, находясь в авангарде социально-экономического развития страны областные центры сталкиваются с во многом специфичными только для них серьезными проблемами, к которым можно отнести плохое состояние здоровья их жителей и необходимость эффективного управления системой здравоохранения.

Анализ потенциала сложившейся на территории в Тюмени сети лечебно-профилактических учреждений показал, что даже только муниципальная ее часть располагает вполне достаточными мощностями для оказания населению города амбулаторной и основной массы госпитальной помощи. С учетом же расположенных в городе областных и ведомственных ЛПУ имеющийся потенциал явно перекрывает существующие потребности. При этом следует иметь в виду и то обстоятельство, что сеть последних исторически развивалась с учетом оказания медицинской помощи населению не только юга области, но и двух северных автономных округов — Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского. Однако, в последние годы, в связи с самостоятельным развитием здравоохранения этих территорий, востребованность в специализированных медицинских центрах г. Тюмени с их стороны заметно сократилась. Это обстоятельство привело к переориентации ЛПУ областного подчинения на оказание медицинской помощи жителям только юга области и, естественно, самого областного центра, где сосредоточено 42% всех жителей этого субъекта федерации. Все это создало предпосылки для появления излишних мощностей и нарастания конкуренции между лечебно-профилактическими учреждениями.

Финансирование системы муниципального здравоохранения в г. Тюмени в целом достаточно типичное для всей отрасли — единый фонд финансовых средств в 1999;2001 гг. составлял 66,5−92,3% от потребности. Вместе с тем, учитывая все вышеизложенное, этот факт подтверждает точку зрения, согласно которой «поддержание в рабочем состоянии созданной на протяжении длительного исторического периода структуры в период ограничения экономических возможностей становится непосильным бременем» [81]. Следует отметить, что недостаточное финансирование муниципального здравоохранения складывается даже на фоне относительно более благополучного экономического положения по сравнению с другими областными центрами УрФО, не говоря уже о других субъектах Российской Федерации [68]. Так, если расходы консолидированного бюджета здравоохранения на 1 жителя Тюмени составляли в 2000 г. 1376 рублей, то в Екатеринбурге они были 1015 рублей, а в Челябинске — 916 рублей.

Очевидно, что полностью обеспечить все потребности системы здравоохранения за счет имеющихся источников финансирования практически невозможно, поэтому основным направлением должно стать повышение эффективности имеющегося в городе потенциала. Проведенный с помощью специальных методик анализ медицинской и экономической эффективности работы основных лечебных учреждений г. Тюмени показал, что на фоне их достаточно экономически эффективной деятельности, медицинская компонента невысока, в особенности это относится к амбулаторно-поликлиническим отделениям, как самостоятельным, так и входящим в состав больниц. Сопоставление этих результатов с результатами, полученными Ю. А. Тюковым [85], с помощью тех же самых методических подходов в ходе исследования эффективности работы ЛПУ г. Челябинска обнаружило, с одной стороны, несомненное сходство, а с другой — некоторые различия. Так, обращал на себя внимание тот факт, что большинству лечебно-профилактических учреждений, как Тюмени, так и Челябинска, пока не удается совместить достижение высоких результатов по медицинской и экономической эффективности, этим двум важнейшим компонентам работы организации в рыночных условиях. Причины этого, на наш взгляд, кроются во все еще недостаточной подготовленности главных врачей и всего менеджмента больниц в Российской Федерации к работе в новой экономической обстановке. С другой стороны, если для ЛПУ г. Челябинска характерны достаточно высокие показатели в медицинской деятельности, при умеренных достижениях в экономической сфере, то в Тюмени отмечается противоположная ситуация. Объяснение этим фактам может быть следующим. Выше уже отмечалось, что финансовые поступления в систему муниципального здравоохранения г. Тюмени были в 1,5 раза выше таковых в г. Челябинске, а это, естественно, способствовало более высоким параметрам экономической эффективности работы ЛПУ. В то же время, по интегральным показателям, эффективность медицинской деятельности в ЛПУ г. Челябинска была в большинстве случаев выше, чем в тюменских. Таким образом, полученные в г. Тюмени материалы показывают, что у муниципальных органов управления имеется реальная возможность совершенствования работы медицинских учреждений. Инструментами такой политики станут разрабатываемые в городе концепция совершенствования оказания медицинской помощи населению г. Тюмени, программа реструктуризации сети лечебно-профилактических учреждений областного центра, в совокупности, определяющие стратегию и тактику проводимых реформ в системе здравоохранения областного центра.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И., Захаров И. А., Новокрещенов И. В. и др. Концептуальные подходы к созданию территориальной модели защиты прав застрахованных. // Здравоохранение, 1998. — № 6. — С.15−18.
  2. А.С., Кузьмина Н. Б., Шиленко Ю. В. Методы анализа экономической эффективности лечебно-профилактических организаций // Экономика здравоохранения 1999. — № 5,6/38. — С. 49−54
  3. Актуальные проблемы управления муниципальным здравоохранением и пути их решения.//Доктор Лэндинг.- 1996. № 5 (14). — С. 2−3.
  4. Н. А. Батина Н.П., Якушев A.M. Экономический анализ работы стационарных подразделений//Здравоохранение РФ.- 2000.-№ 6.- С.30−32.
  5. Е., Елохов А., Сухин В. Качество жизни населения крупнейших городов.- Екатеринбург, 2001.- 339 с.
  6. А.В., Макаров А. И., Николова И. Д. Ресурсное обеспечение муниципальных лечебно-диагностических предприятий.// Доктор Лэндинг.- 1995.- № 3(6). С. 21 — 24.
  7. А.Б. Научное обоснование и оптимизация процесса управления системой здравоохранения в социально-гигиенических условиях Среднего Урала//Доклад-автореферат на соиск. уч. степ. док. мед. наук.-М.-1992.-32 с.
  8. А.Б. Реструктуризация и управление ресурсами здравоохранения /Экономика здравоохранения. проблемы, поиски, решения.-Екатеринбург, 2001.- с.5−8.
  9. Д.З. Прогностический медико-социальный потенциал трудоспособности как показатель здоровья населения//Сов. Здравоохр.-1990.-№ 9.-С.38−40.
  10. Н.В., Довгума В. В., Тихонов М. Н. и др. Здравоохранение на муниципальном уровне // Проблемы соц. гигиены и истории медицины.- 1997. № 2. — С. 20−28.
  11. И. Бутова В. Г., Каплан М. З., Малахова Н. Г. и др. Методические подходы к анализу экономической среды негосударственных стоматологических организаций.// Экономика здравоохранения.- 1999.-№ 7,8/39.- С.37−39.
  12. В.Г., Каплан М. З., Мелерзанов А. В. и др. Финансовая стратегия негосулдарственных стоматологических организаций.// Экономика здравоохранения.- 1999.-№ 5,6/38.-С.32−36.
  13. Г. А. Оценка экономической эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений / В кн: Лекции по организации здравоохранения/ Под ред. А. Б. Блохина, Е. В. Ползика, Д. Никола, Р Шиффа. Екатеринбург-Манчестер: СВ-96,2000- С. 142−156.
  14. Г. А. Ползик Е.В. Тюков Ю. А. Некоторые подходы к оценке эффективности экономической деятельности лечебно-профилактических учрежденийЮкономика здравоохранения 2000.-№ 7/46.-С.39−44.
  15. Л.И., Блохин А. Б., Ползик Е. В. Проблемы экономики муниципального здравоохранения. //Менеджмент в здравоохранении: Сб.- Екатеринбург: Бонум, 1998. С. 89 — 96.
  16. М.М., Костродымова Г. М. Актуальные проблемы организации контроля качества и повышения эффективности медицинского обслуживания за рубежом: Обзор, информ. -М., 1988.-70 с.
  17. Ю.А., Доронин Б. М., Лавров Н. Г. и др. О методологических основах реформирования и оценки эффективности системы здравоохранения// Здравоохранение РФ.-1998.-№ 6.-С.16−18
  18. Н.И., Линденбратен А. Л. Управление лечебно-диагностическим процессом в целях повышения его качества и эффективности // Вопросы экономики и планирования здравоохранения: Сб. науч. тр. М., 1985. — С. 89−93.
  19. К.Т. Обеспеченность населения субъектов РФ врачами всех специальностей // Здравоохранение. 2001. — № 8. — С. 12−14.
  20. Н.В., Радионова Г. К. Об использовании основных показателей информационно-энтропийного анализа в исследованиях состояния здоровья работающих//Сов.здравоохр.-1986.-№ 6.-С.14−19.
  21. В.Г. Механизм дифференцированной оплаты труда в условиях интенсификации медицинской деятельности.// Проблемы соц. гигиены и истории медицины.-1995. № 2. — С. 41 — 44.
  22. Д.В. // Совет, здравоохранение.-1990.-№ 2.-С. 18−21.
  23. Д.В. Оценка деятельности учреждений здравоохранения // Сов.здравоохр.- 1990.- № 2.- С. 18−21.
  24. Е.А. Миллионный город «прорыв» в XXI век. — Челябинск, 1999.-352 с.
  25. Н.Г. Эмпирические предсказания // Новосибирск, Наука, 1979.-124с.
  26. С.И., Дементьева J1.A. и др. В России создается сеть «Здоровых городов» .// Межд. мед. ж. ТОПмедицина, 1996. № 6. — С. 20 — 22.
  27. К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний: приоритет основные неинфекционные заболевания. -М., 1994. — 80с.
  28. Ф.Н. Экономическая служба лечебно-профилактического учреждения. М.: Грантъ 2000, 800 с.
  29. Ф.Н. Экономический анализ и планирование деятельности медицинских учреждений. М.: МЦФЭР. 1999. — 198 с.
  30. B.C. Задачи классификации и их программное обеспече-ние//М., Наука, 1990.- 136 с.
  31. B.C. Компьютерные технологии системного анализа здоровья населения на региональном уровне//Региональная политика вусловиях реформирования здравоохранения.Вып.З.-Екатеринбург, 1999.- С.175−187.
  32. Кин С. Международный опыт определения приоритетных проблем в области воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения//Управление окружающей средой (инф.бюл.№ 5).- М., -1997.- С.64−70.
  33. А.В., Нестеренко Е. И., Полунина Н. В. К вопросу об экономической эффективности деятельности стационарных лечебно-профилактических учреждений//Экономика здравоохранения.1999.- № 7−8/39.-С.46−47.
  34. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.- М.-Екатеринбург, 1998.- С. 131−152.
  35. В.П., Найговзина Н. Б. Социально-экономические проблемы реформирования здравоохранения в России, — М., 1998.- 112 с.
  36. Г. Опыт управления: успехи и неудачи // Проблемы теории и практики управления. Международный журнал, 1997. № 1. — С. 42−47.
  37. Н.Б., Голухов Г. Н., Шиленко Ю. В. Оценка экономической эффективности здравоохранения // Экономика здравоохранения.2000. -№ 1/42. С. 23−27.
  38. Э.Н. К вопросу о совершенствовании экономических понятий в здравоохранении в период его перестройки и повышения эффективности // Сов. здравоохранение. 1988. — № 10. — С. 10−13.
  39. Э. Н. Введенская И.И. Многовариантность критериев оценок экономической эффективности в здравоохране-нии//Здравоохранение РФ.- 1998.- № 5.- С.35−39.
  40. А.Л., Третьяков А. Е., Роговина А. Г. К оценке влияния качества медицинской помощи на состояние здоровья пациентов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. 1999. — № 3. — С. 31−33.
  41. И.А., Тарасова Т. В. Комплексный анализ состояния здоровья населения г. Москвы // Проблемы соц. гигиены и истории медицины. 1997. -№ 5. -С. 9−11.
  42. А. Принципы управления крупнейшим городом// Проблемы теории и практики управления.- 1997.- № 2.- С.73−80.
  43. Ю.М. Управление развитием города: взаимодействие общественного и частного сектора // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 3. — С. 32−39.
  44. А.И. К проблеме организации муниципального здравоохранения (концептуальные подходы)//Доктор Лэндинг.- 1995.- № 3(6).-С. 4−8.
  45. А.И. Организационное, правовое и ресурсное обеспечение реформ муниципального здравоохранения.: Дис.. д-р.мед.наук -М, 1994.
  46. А.И., Тавровский В. М. Лечебно-диагностический процесс и реформа здравоохранения // Уральское медицинское обозрение. -1998.-N 1.-С. 22−25.
  47. Методические рекомендации по выбору социально-экономических критериев при оценке лечебно-профилактических мероприятий, эффекта внедрения результатов НИР, изобретений и рационализаторских предложений в практику органов здравоохранения.-Фрунзе, 1986. 11с.
  48. Ю.В. Научные основы стратегического планирования в здравоохранении // Экономика здравоохранения. 2002. — № 3(62). — С. 48−52.
  49. JI.C. К вопросу об экономическом анализе деятельности ЛПУ // Экономика здравоохранения. 1998. — № 6/30. — С. 29−31.
  50. В.А. Оценка достоверности статистических показателей заболеваемости с временной нетрудоспособностью// Здравоохранение РСФСР.- 1965.-№ 11.- С.23−26.
  51. Н.Б. Реформы в здравоохранении. Некоторые организационно-экономические аспекты.- М., 1999.- 60 с.
  52. И.Г. Размышления о низкой результативности управления здравоохранением//Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1996. — № 2. — С. 33−35.
  53. И.Д., Макаров А. И. Финансовое обеспечение муниципального здравоохранения//Доктор Лэндинг. 1995. — № 3(6). — С. 16−18.
  54. Об утверждении программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. Постановление Правительства РФ от 11.09.98.№ 1096.
  55. Очерки истории русской общественной медицины. М., 1965.
  56. Ю.В., Вишняков Н. И., Гусев О. А. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. — № 4. -С.29−32.
  57. Петрашевич В.А., llpoyc А.Р., Карпенко Д. В. Актуальные проблемы оптимизации деятельности территориального медицинского объединения // Проблемы соц. гигиены и истории медицины. 1995. — № 5.-С. 25−29.
  58. А.И., Вербилов А. А. О некоторых путях повышения эффективности использования коечного фонда больниц//Социальная гигиена, организация здравоохранения и история медицины. М., 1984.-Вып. 15.-С. 23−26.
  59. Е.В., Кацнельсон Б. А., Ножкина Н. В. и др. Диагностический подход к комплексной оценке здоровья населения//Здравоохранение РФ. 1994.-№ 6. -С. 34−36.
  60. А.Г. Экономика и планирование здравоохранения. М., 1976. -376 с.
  61. B.C. Организационные проблемы управления здравоохранением .//Здоровье и перспективы. М., 1991. — С. 142 — 158.
  62. М.Е. О мерах повышения эффективности использования ресурсов в здравоохранении // Здравоохранение. 2002, № 5. — С. 12−18.
  63. М.Е. Предисловие// Экономика здравоохранения.- 2000.- № 2 (61).- СЛ.
  64. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения/Под ред. Ю. П. Лисицина.- М.:Медицина.- 1987.- Т.1.- С 390−490.
  65. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения: в 2-х томах/ Под ред. Ю. П. Лисицына.- М.: Медицина, 1987 .-432 с.
  66. В.И., Шамшурина Н. Г. Подразделения ЛПУ и основные показатели их лечебно-хозяйственной деятельности: методика расчета. // Здравоохранение.- 1998.-№ 9.- С.20−26.
  67. В.И., Шамшурина Н. Г. Экономический анализ лечебно-хозяйственной деятельности ЛПУ в условиях становления рыночных отношений // Здравоохранение. -1997. -№ 12. С. 25−48.
  68. В.А., Равдугина Т. Г., Байдина Л. М. Финансовый тупик в здравоохранении и есть ли выход из него .//Экономика и управление здравоохранением. Материалы 2-й межрегион, конф. «Здравоохранение Сибири».- Красноярск, 1997. С. 11.
  69. А.П. Пути дальнейшего развития городского здравоохранения // Здравоохранение.- 1999. № 12. — С. 17−32.
  70. А.П. Состояние, проблемы и пути дальнейшего развития здравоохранения г. Москвы // Экономика здравоохранения, 1997.-8/9 (21)-С. 5- 12.
  71. И.А., Брускин 3.3. Методика интегрального показателя здоровья населения для комплексной гигиенической оценки территорий разного иерархического уровня//Гигиена и санитария.- 1988.-№ 7.-С.63−65
  72. В.И. Современная стратегия повышения эффективности здравоохранения // В кн.: Экономическая эффективность и развитие регионального здравоохранения. -М., 2002. С. 5−11.
  73. В.И., Рогожников В. А., Орлова Г. Г. О дифференцированных принципах управления здравоохранением на основе комплексного подхода к ресурсному обеспечению // Здравоохранение. -2002, № 5.-С. 19−24.
  74. В.А. Экономические показатели, характеризующие эффективность деятельности фармацевтического предпри-ятия.//Здравоохранение.-1997.- № 1.- С. 189−192.
  75. Е.А., Плавунов Н. Ф., Соболева Н. П. Современное состояние и тенденции здоровья населения г. Москвы // Проблемы соц. гигиены и истории медицины.- 1997. № 5. — С. 3−8.
  76. В.В. Из истории развития земской медицины на Урале // Доктор Лэндинг.- 1995. № 4(7). — С. 69−74.
  77. Ю.А. Социально-гигиенические проблемы управления здоровьем населения крупных городов. Автореф. дис.. докт. мед. на-ук.-М., 2001.- 47 с.
  78. Ю.А. Социально-гигиенические проблемы управления здоровьем населения крупных городов.- Дисс.докт.мед.наук.- Москва, 2001.- 243 с.
  79. Ю.А. Социально-гигиенические проблемы управления здоровьем населения крупных городов. Автореф. дис.докт. мед. наук. -М., 2001.-47 с.
  80. Ю.А., Бушуева Г. А., Ползик Е. В., Чернова Т. В. Оценка эффективности экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений крупного города.- Экономика здравоохранения: проблемы, поиски, решения.- Екатеринбург, 2001, с.28−36.
  81. Ю.А., Бушуева Г. А., Ползик Е. В., Чернова Т. В. Оценка эффективности экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений крупного города//Экономика здравоохранения: проблемы, поиски, решения. Екатеринбург, 2000.-С.28−37.
  82. Ю.А., Ползик Е. В., Казанцев B.C., Чирков В. И. Некоторые методические подходы к управлению здоровьем населения крупных городов. Организация здравоохранения: проблемы и решения.- Екатеринбург-Челябинск-Тюмень, 2000.- С.50−59.
  83. Ю.А., Чернова Т. В., Ползик Е. В., Казанцев B.C. К оценке эффективнсти деятельности лечебно-профилактических учрежде-ний//Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины.- 2001.-№ 1.- С.21−25.
  84. В.Б. Стратегия развития регионального здравоохранения: опыт реформирования.- М.:Раротъ.-1999.- 176 с.
  85. Р.А., Волков С. Н. Урал. Среда обитания, техногенез и здоровье человека // Ж. Вести Медицины, 1995. -№ 8.-С. 20−33.
  86. Р.А., Волков С. Н., Грибанова Т. Н. Дезурбанизация городских систем на на Урале и в России. Новая медико-демографическая реальность и перспективы // Ж. Вести Медицины, 1995. № 8. — С. 20 — 33.
  87. Р.А., Ползик Е. В., Блохин А. Б. и др. Информационные технологии в системе управления здоровьем населения Свердловской области.- Екатеринбург.- 1998.- 88 с.
  88. А.М. Екатеринбург сегодня и завтра потребности в стратегии развития // Стратегия развития Екатеринбурга: цели, задачи, направления, механизмы реализации. — Екатеринбург, 2000. — 358 с.
  89. Т.В., Васильцова Л. И., Ползик Е. В. К оценке экономической эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений/Организация здравоохранения: проблемы и решения. Вып.2.-Екатеринбург-Челябинск-Тюмень, 2001.- С. 101−111.
  90. Т.В., Тюков Ю. А., Ползик Е. В., Казанцев B.C. Оценка медицинской эффективности работы ЛПУ: современные взгляды, проблемы. методология. /Организация здравоохранения: проблемы и решения.- Екатеринбург-Челябинск-Тюмень, 2000.- С. 119−127.
  91. В.И., Блохин А. Б., Прудков А. И. и др. Проблемы здоровья и здравоохранения, пути их решения//Проблемы развития Российских городов: опыт Екатеринбурга.- Екатеринбург, 2001.- С. 305−344.
  92. В.П. Московское здравоохранение на рубеже веков: состояние, проблемы, задачи //Здравоохранение, 1999. № 12. — С. 10−16.
  93. Ю.А. Об итогах хода реформ и задачах по развитию здравоохранения и медицинской науки в стране на 2000−2004 гг. и на период до 2010 г. // Здравоохранение РФ. 2000. — № 6. — С. 3−8.
  94. Ю.А. Повышение эффективности здравоохранения -единственное условие успешного развития отрасли//Экономика здравоохранения.- 2002.- № 3 (62).- СЛ.
  95. Ю.Л. Врач и государство, здравоохранение и право // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2000.-№ 1.-С. 3- 13.
  96. О.П., Овчаров В. К., Филатов В. Б. и др. Основные направления государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации на 2000−2010 гг.// Проблемы Соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2000.- № З.-С. 3−14
  97. Alexander T.J. Health care systems in transition. The Search for Efficiency .//Organisation for economic co-operation and development (OECD) — France, Paris., 1990. 205 pp.
  98. Altenstetter Ch. Europe Beyond 1992: Implications for National Health Policies and Delivery Systems. //Int.soc.secur.Rev. 1990. — Vol. 43 -N3-P. 313 — 325.
  99. Antos J.R. Organisation for economic co-operation and development//(OECD) — France, Paris., 1990. 205 pp.
  100. Banta H.D., Andreasen P.B. The Political Dimensions in Health Care Technology Assessment Programs//Int.J.Technol. Ass.Hlth.Care.- 1990.-Vol.6.- P. l 15−123.
  101. Begley Ch., Mains D.A. Texas health expenditures, 1985.//Texas Med.-1988.- Vol.84.- N2.- P.28−33.
  102. Blaxter M. Health and lifestyles.- London, Tavistock/Routledge.- 1990.
  103. Bosanquet Nick Health Care in Developed Countries Key Changes in the 90-ies// European Union of General Practitioners Reference Book 1994/95.-P. 166−171.
  104. Chiang C.L., Cohen R.D. How to measure health: a stochastic model for an index of health.//Intern. J. Epid.- 1973.- V.2,N 1.- P.7−13.
  105. Cole G.A. Management. Theory and Practice. London, 1994 (4-th reprint) Management. Theory and Practice.//nep. с англ. И. И. Ковалевой под ред. В. В. Тхоржевского, Екатеринбург. 1996−97 гг., 460 с.
  106. Culyer A.J., Donaldson С., Gerard К. Financial Aspects of Health Services: Drawing on Experience.- London.- 1988.
  107. Culyer A.J.Health Care Expenditures in Canada: Myth and Reality, Past and Future. Canadian Tax Pater N 82 Canadian Tax Foundation.-Toronto, Canada.
  108. Dahlgren G., Whitehead M. Polices and strategies to promote equity in health.- Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 1992.- 56 p.- 132 119. Davis Karen The Future of MEDICARE system//AJHSR, USA, 1999. -V. 34. -N 1., part 2.
  109. Doucette W.R. The impact of activities in development of regulated medical help on the results of health care management//AJHSR-1999.-Aug.-V.5-N 8.
  110. Drash Daniel, Sullivan Terry Market limitations in health care reforms: successes in state sector, failure in private sector// UK., York Univers., 1999.-368 pp.
  111. Drummond M.F., Stoddart G.L., Torrance G.W. Methods for the economic Evaluation of health Care programmes.//Oxford, England, Oxford University Press .- 1987.
  112. Eastaugh S.R. Finance in health care. Economic incentives and broadening of productivity. USA, Univer. G. Washington, 1992. — 544 p.
  113. Evans K.A., Margolis L.F. The weaknesses of state health care system: marketing concept of public healMPublic Health rep.- 1992.-107 (1).- P. 110
  114. Flood A.B. Risk, trust, and the HMO // J. Health Soc.Behav., 1998. -39(3).-P. 187−188.
  115. Gerdtham U. Et al. Economic analysis of health care expenditures: a cross-sectional study of the OECD countries. CMT Rapport 1988−1989: Linkoping, Sweden Centre for medical technology assessment.- 1988
  116. Ginter P.M. et al. Preservetion of strategic thinking in strategic planning: macro-analysis with considering all the factors in state health care// Public Health.- 1992. V.106 — № 4(6). — P. 253.
  117. Graduate medical Education Directory 1994−1995., Amer. Medical Assn., 1994., publ. in USA.
  118. Grogono A.W., Woodgate D.J. Index for measuring health//Lancet.-1971.-N2.-P. 1024.
  119. Lantos John C. Do we need more doctors? // USA, Univers. Chicago. -oct. 1999. -214 pp.
  120. Levitt R., Wall A., Appleby J. Reorganized National Health Service.-July 1995.-UK-CH-320 p.
  121. Luce B.R., Elixhauser A. Estimating Costs in the Economic Evaluation of medical Technologies//Int.J.Technol.Ass.Hlth.Care.- 1990.- Vol.6.-P.57−75.
  122. Luck et al. Consumer and Market research in Health Care.- Nov. 1988.-UK.- 247 p.
  123. Maxwell R.J. Financing health care: Lessons from abroad//Brit. Med.J.-1988.- Vol.296.- N 6634.- P.1423−1426.
  124. McKee M. Yealth Services in Central and Eastern Europe: Dast Problems and Future Prospects//J.Epidemiol.Commun.Health.-1991 .-Vol.45 .-N4.-P.260−265.
  125. McMahon J.A. Health Care System in 2000: three Scenarios//Acad.Med.- 1992.- 67 (1).- P. 1−7.
  126. Miller C.A., Moos M.K. Local Health Departments. Fifteen Case Studies.- 1981.- Amer. Public Health Association 528 p.
  127. Mobley L.R. Effect of selective contracting on hospital efficiency, costs and accessiability //Health Econ., 1998. N 7(3). — P. 247 — 261.
  128. Molii J., Schubert C. Ethik der Gesundheitseconomie.- Berlin.- Springer-V ' ig.-1992.-XII.-168S.
  129. Newsom-Davis J.M., Weatherall D.J. Health Policy and Technological Innovation. Nov. 1993. — UK, Oxford -192 pp.
  130. Openheimer P. Economics and health service// Health Soc. Serv. J.-1988.-Vol.98.-N5107.-P.7−8.
  131. Oppl H., von Kardorff E. The National Health Care System in the Welfare State // Soc. Sci. Med., 1990. V. 31. — N 1.- P.43−50.- 134 145. Rivett Geoffrey The development of the London hospital system 18 231 982 // Oxford Univer. Press, 1986.
  132. Roberts C. Application of Contracts in Health Care Management// Internet-preprint UK, 1999. — 160 p.
  133. Sournia J. Ch La medicine et la Communaute europeenne au premier janvier 1993//Bull.Nat.Med.-1991,-Vol.175.- N2.- P.239−246.
  134. Sullivan D.F. Simple index of mortality and morbidity//HSMHA Health Rep.-1971.-V.86, N 4.- P.347−354.
  135. The Health of the Nation: a strategy for health in England// London, HMSO. -1996.-66 p.
  136. Townsend P., Davidson N. Ed. The Black report/ In Inequalities in health. Harmondsworth, Penguin.- 1992.
  137. Vladeck B.C. HCFA’s influence as the nation’s largest purchaser of health services //Am.J. Prev.Med., 1998. 14(3). — P. 99 — 101.
  138. Weil T.P. Merging HMOs into an all-payer system: a model to pursue //J. Health Care Finance, 1998. (24)2 — p. 56 — 64.
  139. Weinstein M.C. Principles of Cost-Effective Resource Allocation in Health Care Organizations// Int.J. Technol. Ass.Hlth.Care.- 1990.-Vol.6.- P.93−103.
  140. Welch P.J., Larson E.B. Dealing with limited resources //New England J. Medic. 1988. — V. 319. -N3. -P. 171 — 173.
  141. Welfens P.J., Addison J. T. et al. Globalization, economy growth and dynamics of innovations//Springer News international, sept. 1999. 198 p.
  142. Whitehead M. The concepts and principles of equity and health.-Copenhagen: WHO Reg.Publ. Europ. 1991.-29 p.
  143. WHO Cost-Effect Evaluation of Health Care System. Report, Germany, 91−12 Dec., 1996 r. 10 p.
Заполнить форму текущей работой