Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Состояние физиологических систем и психологические особенности подростков разных условий обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования. В теоретическом отношении полученные результаты расширяют имеющиеся представления о закономерности изменения функционального состояния учащихся в зависимости от типа и профиля обучения, позволяют выявить особенности реагирования организма на интенсивные учебные нагрузки и определить «физиологическую стоимость» успешности обучения. Показано, что учебная… Читать ещё >

Содержание

  • Список основных сокращений
  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Адаптация к учебной деятельности школьников разных условий обучения
      • 1. 1. 1. Общие закономерности адаптации организма
      • 1. 1. 2. Влияние условий среды на формирование и развитие функций организма и адаптацию обучающихся
      • 1. 1. 3. Состояние здоровья обучающихся как один из критериев адаптации к учебной нагрузке
    • 1. 2. Функциональные состояния в оценке адаптации к учебной деятельности
      • 1. 2. 1. Общие представления о функциональном состоянии
      • 1. 2. 2. Состояние умственного утомления
    • 1. 3. Диагностика функциональных состояний
      • 1. 3. 1. Нейродинамические показатели в оценке функционального состояния
      • 1. 3. 2. Вегетативные показатели в оценке функционального состояния
      • 1. 3. 3. Субъективные показатели функционального состояния
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика объекта исследования и организация наблюдений
    • 2. 2. Методы психофизиологического, физиологического и психологического исследования
      • 2. 2. 1. Методы психофизиологического исследования
      • 2. 2. 2. Вариабельность сердечного ритма
    • I. 2.2.3. Методы психологического исследования
      • 2. 2. 4. Методы статистической обработки экспериментального ф материала
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Особенности организации учебного процесса и режима дня подростков лицея и общеобразовательной школы г. Тамбова
    • 3. 2. Состояние физиологических систем у подростков разных условий обучения
      • 3. 2. 1. Особенности максимальной частоты движений у подростков разных типов и профилей бучения
      • 3. 2. 2. Время реакции в оценке состояния физиологических систем учащихся
      • 3. 2. 3. Исследование фоновой моторики у подростков разных условий обучения
      • 3. 2. 4. Лабильность нервной системы, ее психологические и физиологические корреляты
    • 3. 3. Психологические особенности подростков разных условий обучения
      • 3. 3. 1. Субъективная оценка своего состояния школьниками разных технологий обучения
      • 3. 3. 2. Исследование психоэмоционального состояния методом цветовых предпочтений
    • 3. 4. Механизмы регуляции сердечного ритма у подростков разных условий обучения
      • 3. 4. 1. Особенности регуляции сердечной деятельности подростков разных типов и профилей обучения
      • 3. 4. 2. Индивидуальные особенности механизмов вегетативной регуляции у подростков разных условиях обучения
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Состояние физиологических систем и психологические особенности подростков разных условий обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Функциональное состояние является интегративной характеристикой человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности. Изучение функционального состояния организма человека имеет как общетеоретическое, так и практическое значение (Е.П.Ильин, 1978; Э. А. Голубева, 1980; А. Б Леонова, В. И. Медведев, 1983; Е. Н. Соколов, 1987; Ф. Б. Березин, 1988; В. Н. Кирой, 1989; Н. Н. Данилова, 1992; В. И. Медведев, 1993; P.M. Баевский, 1997).

Проблема изучения функциональных возможностей организма учащихся и состояния их здоровья является весьма актуальной в связи с внедрением новых форм обучения на современном этапе модернизации системы образования. Особое внимание исследователей вызывает вопрос о связи закономерностей регуляции функций организма и условий обучения (т.е. типа школ, интенсивности учебной нагрузки, профиля обучения). Выявление механизмов формирования адаптационного процесса организма обучающихся приобретает особую значимость в условиях учебных учреждений нового типа, предусматривающих повышение интенсивности интеллектуальной деятельности, а также введение профильного обучения.

В физиолого-гигиенических исследованиях, проведенных в последние годы, показано, что воздействие учебных нагрузок с высоким уровнем психоэмоционального и интеллектуального напряжения, интенсификация учебного процесса, повышение требований к объему и качеству знаний отрицательно влияют на функциональные возможности организма учащихся и приводят к снижению адаптационных резервов (В.П. Казначеев, P.M. Баевский, А. П. Берсенева, 1980; А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер, 1990; О. Г. Чароян, 1996; М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Г. В. Бородкина, 1997; М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, 2002). В ряде работ были исследованы отдельные показатели, свидетельствующие о неблагоприятной динамике функционального состояния организма у старшеклассников лицеев и гимназий (Б.О. Аджелян, 1987; В. В. Алферова, 1988; Н. П. Гребняк, 1999; Э. Р. Валеева, 2003). Вместе с тем, следует отметить, что большая часть представленных в литературе исследований по обозначенной проблеме имеет либо морфофункциональный уклон (В.Н.Матвеева, 1991; Н. Н. Суханова, 1999; С. П. Левушкин, И. Б. Чмиль, 2002), либо адресована младшему и среднему школьному возрасту (В.В.Давыдов, 1986; Г. И. Палеев, 1996; Л. А. Жданова, Г. В. Руссова, 1999; Л. Р. Аветисян, 2001). В то же время в имеющихся работах недостаточно освещено состояние физиологических функций организма учащихся старшего школьного возраста, обучающихся в профильных классах инновационных учебных учреждений по программам углубленного изучения ряда предметов. Кроме того, существуют лишь единичные исследования комплексного характера, показывающие закономерности регуляции функций организма обучающихся, при этом отсутствуют комплексные работы, изучающие функциональное состояние старшеклассников профильных классов инновационных учебных учреждений с углубленным изучением ряда предметов, в частности естественно-математического и гуманитарного блока, что еще раз подчеркивает актуальность настоящего исследования.

Известно, что эффективность адаптационного процесса зависит от многих условий, в том числе от функционального состояния организма. Поиск причин, приводящих к напряжению и перенапряжению адаптационных механизмов, невозможен без учета многокомпонентной природы этого процесса. Многоуровневая функциональная система адаптации формируется при взаимодействии и взаимовлиянии психологических и физиологических компонентов приспособительных реакций, которые определяются соотношением двух целей адаптации — сохранности гомеостаза и выполнения задач деятельности (В.И.Медведев, 1998). В связи с этим очевидна необходимость использования комплексного подхода. Использование методов физиологической и психологической диагностики в комплексе для выявления функционального состояния организма и динамики его изменений позволяет дать прогностическую оценку успешности деятельности, «физиологической стоимости» этой деятельности, вероятности развития пограничных состояний между нормой и болезнью (Г.М. Зараковский, В. И. Медведев, Н. А. Разыграева, 1997).

В сложной иерархии структур, реализующих адаптационный процесс, важнейшая роль принадлежит центральной нервной системе. Чем выше уровень функциональной деятельности ЦНС, зависящей в значительной степени от развития ее адаптационно-регуляторных механизмов, тем больше возможности организма (Ю.А.Александровский, 1986). Тонкими и надежными индикаторами адаптации являются показатели состояния сердечно-сосудистой системы, от которых зависят особенности формирования адаптационного психовегетативного комплекса (А.Д. Ноздрачев и др., 2001; P.M. Баевский, 2002). Интенсивные учебные нагрузки сопряжены с определенным психическим состоянием, которое отражает уровень нервно-психического напряжения, повышающегося в условиях дефицита времени, при предъявлении повышенных требований к качеству и объему результатов деятельности (Ф.Б. Березин, 1988).

Для комплексной оценки функционального состояния человека прогностическими являются нейродинамические, вегетативные и психологические показатели, объективность и информативность которых общеизвестна (А.А.Ухтомский, 1952; Н. В. Макаренко, 1991; Н. Н. Данилова, 1992; С. Р. Иванченко, 1994; P.M. Баевский, 1999; А. Д. Ноздрачев, 2001).

Изучение закономерностей регуляции физиологических систем в вариативных условиях образовательной среды является одним из ключевых вопросов физиологии, требующих дальнейшего разностороннего и глубокого анализа.

Цель исследования. Целью настоящего исследования явилось изучение закономерностей регуляции функций организма подростков разных условий обучения.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Выявить закономерности адаптации подростков к учебным нагрузкам разной интенсивности.

2. Проанализировать нейродинамические показатели у подростков разных типов и профилей обучения, определить исходные различия функционального состояния ЦНС, а также характер вовлечения этих параметров в ответ на умственную нагрузку.

3. Установить характерные особенности вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы у подростков разных условий обучения в исходном состоянии и после выполнения умственной нагрузки.

4. Дать оценку состоянию организма подростков разных технологий обучения с позиции особенностей их функционального состояния и состояния здоровья.

5. Провести сравнительный анализ психоэмоционального состояния подростков, обучающихся в профильных классах лицея и общеобразовательных классах школы, и его динамики на предъявление умственной нагрузки.

6. Исследовать индивидуально-типологические особенности функционального состояния подростков разных условий обучения.

7. На основании изучения закономерностей регуляции функций организма разработать рекомендации, направленные на прогнозирование риска неблагоприятных воздействий образовательной среды.

Научная новизна исследования. Впервые установлены закономерности регуляции нейродинамических, психофизиологических и вегетативных функций в их совокупности у учащихся 10−11 классов математического и гуманитарного профилей и их динамика при моделировании ситуации интенсивной умственной деятельности.

1. Показано, что нейродинамические процессы существенно различаются у учащихся 10−11 классов и зависят от условий обучения. Обнаружена связь между показателями лабильности нервной системы, физиологическими характеристиками организма и психологическими особенностями подростков.

2. Выявлены закономерности адаптации учащихся 10−11 классов разных типов и профилей обучения к учебной деятельности разной интенсивности и специализации с позиции функционального состояния и состояния здоровья.

3. Доказано, что в оценке адаптации организма подростков к разным типам и профилям обучения целесообразен индивидуальный подход, учитывающий типы вегетативной регуляции сердечного ритма и нейродинамические особенности.

Теоретическая значимость исследования. В теоретическом отношении полученные результаты расширяют имеющиеся представления о закономерности изменения функционального состояния учащихся в зависимости от типа и профиля обучения, позволяют выявить особенности реагирования организма на интенсивные учебные нагрузки и определить «физиологическую стоимость» успешности обучения. Показано, что учебная нагрузка вызывает специфические изменения функционального состояния учащихся в зависимости от условий обучения, что находит отражение в характере протекания нейродинамических процессов и особенностях вегетативной регуляции. Выявленное напряжение механизмов регуляции у подростков профильных классов лицея позволяет оценить их функциональное состояние как состояние утомления и хронического утомления, что является предпосылкой ухудшения здоровья. Полученные данные о закономерностях регуляции функций организма подростков разных условий обучения позволяют осуществлять разработку более эффективных приемов диагностики донозологических состояний.

Практическая значимость и внедрение результатов. Полученные данные о закономерностях регуляции функций организма подростков разных условий обучения позволяют определить новый подход к разработке более эффективных приемов диагностики донозологических состояний. Полученные данные о закономерностях регуляции функций организма и психологических особенностях позволяют более эффективно подходить к оценке адаптационных возможностей организма. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут послужить основой для разработки профилактических и коррекционных мер, направленных на усиление адаптационно-защитных механизмов и снижение напряжения функциональных систем организма с целью сохранения здоровья учащихся.

Показано, что профилактика и коррекция дезаптационных и донозологических состояний должна проходить с учетом индивидуальных особенностей состояния механизмов регуляции, лежащих в основе адаптационного процесса, и особенностей образовательного процесса.

Материалы диссертационного исследования используются в преподавании курсов «Физиология ВНД и сенсорных систем», «Физиология ЦНС», «Возрастная физиология», «Психофизиология» для студентов биологических и психологических специальностей Института естествознания и Института психологии ТГУ им. Г. Р. Державина, а также внедрены в учебный процесс МОУ гимназии № 12 им. Г. Р. Державина г. Тамбова.

Диссертационное исследование выполнено при поддержке научно-технической программы МО «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», подпрограммы «Технологии живых систем» 2003;2005 гг. Номер государственной регистрации 01.20.03 3 596.

Основные положения, выносимые па защиту: 1. Исходное состояние физиологических систем и психофизиологические особенности подростков определяют характер и выраженность адаптивных реакций в процессе обучения.

2. Динамика функционального состояния организма подростков разных типов и профилей обучения характеризуется специфическими изменениями, обусловленными как типологическими особенностями, так и условиями образовательного процесса.

3. Интенсификация учебных нагрузок в классах с углубленным уровнем обучения отдельных дисциплин приводит к чрезмерному напряжению адаптационных механизмов, что позволяет рассматривать функциональное состояние организма подростков как донозологическое.

Апробация работы. По материалам диссертации опубликовано 13 печатных работ, в том числе 2 статьи в рецензируемых журналах. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на.

Всероссийской научно-практической конференции «Человеческое измерение в.

11 информационном обществе" (Москва, 2003), IX научной конференции преподавателей и аспирантов «Державинские чтения» (Тамбов, 2004), XIX съезде Физиологического общества им. И. П. Павлова (Екатеринбург, 2004), II Всероссийской Internet-конференции «Потенциал личности: комплексная проблема» (Тамбов, 2004), Международной научной конференции «Физиология развития человека», посвященной 60-летию института возрастной физиологии РАО (Москва, 2004), III Всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека» (Волгоград, 2004), II международной научно-практической конференции (заочной) «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2004), X научной конференции преподавателей и аспирантов «Державинские чтения» (Тамбов, 2005), Всероссийской научно-практической конференции «Природные факторы и социальные условия успешности обучения» (Санкт-Петербург, 2005), XI научной конференции преподавателей и аспирантов «Державинские чтения» (Тамбов, 2006).

Структура и объем диссертации

.

Диссертация изложена на 157 страницах машинописного текста и состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций. Работа иллюстрирована 14 таблицами и 20 рисунками.

Список литературы

включает 305 источников, в том числе 264 отечественных и 41 зарубежных авторов.

выводы.

1. Механизмы адаптации к учебным нагрузкам разной интенсивности у учащихся разных условий обучения определяются их типологическими особенностями и текущим функциональным состоянием.

2. Выявлено, что у учащихся профильных классов лицея, в отличие от учащихся школы, нейродинамические процессы характеризуются высокой скоростью и лабильностью, при этом длительное поддержание такого функционального состояния сопряжено с высоким психоэмоциональным напряжением.

3. Механизмы регуляции сердечного ритма характеризуются у мальчиков математического класса лицея весомым вкладом доли симпатических и центральных влияний, что отражено в высоких значениях LFи VLF-компонентов в общей мощности спектра. У мальчиков общеобразовательного класса школы состояние регуляторных механизмов отражает активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, на что указывают показатели pNN 50, SDNN, RMSSD, HF, LF/HF. Регуляция сердечной деятельности у девушек гуманитарного класса лицея определяется высоким уровнем активности парасимпатического звена, что отражается в высоких значениях RMSSD, TP, HF и низких — LF, LF/HF. Вегетативная регуляция сердечного ритма девушек общеобразовательного класса школы отражает сбалансированные симпато-вагусные взаимодействия.

4. Адаптация к интенсивным умственным нагрузкам у учащихся лицея сопряжена с высоким напряжением, что проявляется в характеристиках нейродинамических процессов и особенностях регуляции сердечного ритма, а также подтверждается субъективными отчетами. Выявленное напряжение механизмов регуляции у подростков лицея свидетельствует о состоянии хронического утомления, является предпосылкой ухудшения состояния здоровья и характеризует состояние их организма как донозологическое.

5. Моделирование умственной нагрузки выявило специфические изменения функционального состояния учащихся в зависимости от условий обучения. У учащихся лицея в результате выполнения умственной нагрузки отмечается возрастание подвижности и лабильности ЦНС по отношению к исходным величинам. Изменения состояния сердечно-сосудистой системы указывают на низкие функциональные возможности и отсутствие функциональных резервов. У учащихся школы в результате выполнения умственной нагрузки, выявленные увеличение латентного периода сенсомоторных реакций, снижение лабильности нервных процессов, а также изменения со стороны сердечно-сосудистой системы отражают закономерную динамику развития умственного утомления.

6. Выявлены индивидуально-типологические особенности адаптивнных реакций подростков в условиях интенсивной умственной деятельности на основании динамики КЧСМ и групп вегетативной регуляции. Наиболее высокими адаптивными возможностями по отношению к интенсивной учебной нагрузке обладают подростки с выраженной вагусной активностью при низких центральных влияниях, стабильным показателем КЧСМ и оптимальным психоэмоциональным состоянием.

7. Полученные результаты являются основой для разработки физиологически рациональной организации учебного процесса в учебных заведениях нового типа с интенсивными технологиями обучения. Методическое сопровождение обучения должно быть направлено на своевременное выявление и снижение риска возникновения перенапряжения и хронического утомления, создание условий для сохранения работоспособности и повышения эффективности обучения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для выявления детей и подростков с риском развития донозологических состояний необходимо проводить комплексное обследование учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и особенностей образовательного процесса. Комплексное исследование состояния регуляторных механизмов функциональной системы адаптации позволит выявить факторы, препятствующие оптимальной адаптации.

2. Комплексная коррекционно-профилактическая работа, направленная на повышение возможностей учащихся адекватно реагировать на интенсивные учебные нагрузки, увеличение их функциональных резервов организма, должна основываться на индивидуальных исследованиях состояния механизмов регуляции, лежащих в основе адаптационного процесса и определяющих функциональное состояние организма учащихся. В соответствии со степенью выраженности функциональных изменений профилактическая работа должна быть направлена на создание условий для устранения или снижения неблагоприятного влияния на организм обучающихся повышенных учебных нагрузок.

3. Проведение комплексной профилактической работы по снижению напряжения основных функциональных систем организма и сохранению здоровья учащихся должно осуществляться за счет групповых и индивидуальных мероприятий.

4. Проводимая групповая работа по повышению и сохранению адаптационного потенциала основывается на формировании у учащихся сознательного отношения к своему здоровью, использовании комплекса упражнений по профилактике утомления и повышении неспецифической резистентности организма за счет организации правильного режима дня и полноценного питания.

5. Индивидуальная работа по усилению адаптационно-защитных механизмов, сохранению высокого уровня умственной работоспособности при интенсивных нагрузках предусматривает подбор и использование музыкотерапии, биологической обратной связи, психотехник с целью психологической разгрузки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е.И. Характеристика разных типов регуляции гемодинамики в оценке адаптации организма школьников к физической нагрузке / Е. И. Абрамова // Научн. основы гигиен, нормирования физ. нагрузок для детей и подростков. М., 1980. — С. 53 — 90.
  2. , Л.И. Возрастные изменения гемодинамики при физической нагрузке субмаксимальной мощности у школьников / Л. И. Абросимова,
  3. B.Ф. Киселев, Н. М. Скорнякова // Возраст, особенности физиолог, систем детей и подростков. -М., 1981. 73 с.
  4. , B.C. Физиологические механизмы работоспособности / B.C. Аверьянов, К. Г. Капустин, О. В. Виноградова // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. — С.62.
  5. , Л.Р. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащегося / Л. Р. Аветисян, С. Г. Кочарова // Гигиена и санитария. 2001. -№ 6 — С.31−33.
  6. , В.И. Гигиеническая оценка функциональных состояний младших школьников в условиях интенсивного обучения / В. И. Агарков, Н. П. Селиванов, Е. Н. Полунин // Гигиена и санитария. 1981. -№ 2. — С. 30 -32.
  7. , Б.О. Физиолого-гигиенические вопросы адаптации учащихся к школе и ВУЗу / Б. О. Аджелян // Гигиена и санитария. 1987. -№ 10.1. C.81−82.
  8. , Ю.А. Состояние психологической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. -М.: Педагогика, 1986. С. 89.
  9. , Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. Школа и психическое здоровье учащихся / Э. М. Александровская, под ред. С. М. Громбах. -М., 1988. С.32−42.
  10. Александрова, Т. Б. Влияние нервно-эмоционального напряжения на тонус артериальных и венозных сосудов кисти и предплечья
  11. , П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин.-М., 1975.-447с.
  12. , В.П. Узловые вопросы теории функциональной системы / В. П. Анохин. М., 1980.- 196 с.
  13. , М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной деятельности /М.В. Антропова. -М.: Просвещение, 1968. -70 с.
  14. , М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников / М. В. Антропова и др. М.: Педагогика, 1974. -136 с.
  15. , М.В. Нормализация учебной нагрузки школьников / М. В. Антропова, В. И. Козлов.-М., 1988.-158 с.
  16. , М.В. Гигиенические аспекты обучения учащихся 5 -7 классов / М. В. Антропова // Гигиена и санитария. 1994. — № 4. — С. 46−49.
  17. , М.В. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индивидуально-дифференцированного обучения учащихся / М. В. Антропова и др. // Гигиена и санитария. 1997. -№ 1. — С.24−26.
  18. , Э.А. О роли торможения в феномене утомления / Э. А. Асратян // Механизмы регуляции физиологических функций JL: Наука. 1971. -С. 6−9.
  19. , P.M. Проблема стресса и вопросы прогнозирования состояния человека при экстремальных воздействиях / P.M. Баевский // Актуальные проблемы стресса. Кишинев: ШТИИНЦА, 1976. — С. 23−33.
  20. , P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии /P.M. Баевский. М.:Медицина, 1979.-205с.
  21. , P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе./ P.M. Баевский, О. И. Кириллов, С. З. Клецкин.-М.: Наука, 1984. -221 с.
  22. , P.M. Оценка функционального состояния организма при трудовых нагрузках по показателям активности регуляторных систем: Методические рекомендации / P.M. Баевский, Ж. В. Барсукова. -Челябинск, 1986. 20 с.
  23. , P.M. Основные положения автоматизированного прогностического комплекса «Вита-87» в системе массовых медицинских обследований населения: Методические рекомендации / P.M. Баевский и др.- М., 1990.-40 с.
  24. P.M. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья и экологии человека / P.M. Баевский, А. П. Берсенева, A.JI. Максимов. -Магадан, 1996. -55 с.
  25. , P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний/ P.M. Баевский. -М., 1997.
  26. , А.С. Роль различных кортикальных областей в зрительно-моторной координации / А. С. Батуев, Е. В. Черенкова, Г. А. Куликова // Сенсомоторные системы. — JL, 1982. С. 101.
  27. , М.М. Динамика статистических характеристик сердечного ритма у подростков 14−16 лет в процессе учебной деятельности / М. М. Безруких // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1985. -Вып. 2.-С. 58−62.
  28. , М.М. Система школьного обучения и здоровья учащихся /М.М. Безруких // IV Всерос. Научн. практ. конференции «Образование и здоровье». Тез. докл. — Калуга. 1998. — С.30−31.
  29. , Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека/ Ф. Б. Березин. Л.: Наука, 1988. — 270 с.
  30. , М.Г. Роль психофизиологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности: Автореф.. дисс. канд. биол. наук. /М.Г. Березина. Кемерово, 2000. — 15 с.
  31. , А.П. Исследование вариабельности сердечного ритма ушкольников как метод возрастной валеологии / А. П. Берсенева, 129
  32. И.А. Берсенева // Валеология: Проблемы и перспективы развития. Тез. Междунар. научн. практ. конф — 11−13 ноября 1998 г. — Ижевск. — С. 5759.
  33. , Н.Г. Комплексный подход к оценке состояния здоровья и развития субъектов образовательного процесса / Н. Г. Блинова и др. // Валеология. 1997. -№ 3. — С. 16−22.
  34. , В.А. Проблемы утомления летного состава / В. А. Бодров // Физиология человека, 1988. -Т. 14, № 5. С. 835−843.
  35. , М.В. Исследование соотношений формально-динамической стороны активности с интегральными ЭЭГ- параметрами / М. В. Бодунов // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности.-М.: Наука, 1980.
  36. , Е.И. Время реакции человека / Е. И. Бойко. М.: Медицина, 1964. -440 с.
  37. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В Зинченко, СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672с.
  38. , А.И. Некоторые методологические подходы к изучению различных функциональных состояний в физиологии труда / А. И. Вайсман, Г. И. Вольпер // Актуальные проблемы физиологии труда и профилактической эргонимики. М. — 1990. — С. 14−16.
  39. , И.И. Эмоциогенные структуры мозга и сердце / И. И. Вайнштейн, П. В. Симонов. М.: Наука, 1979. — 93 с.
  40. , Э.Р. Функциональное состояние центральной нервной системы школьников при различных технологиях обучения / Э. Р. Валеева // Информац. бюллетень ЗНиСо. 2003. — № 9. — С. 26−28.
  41. , Э. Р. Физиологические особенности адаптации учащихся при различных формах обучения / Э. Р. Валеева, А. И. Зиятдинова // Альманах «Новые исследования» М.: Вердана, 2004, -№ 1−2(6−7) — С. 102.
  42. , Ю.Л. Влияние характера учебного процесса на напряжённость адаптации учащихся и педагогов/ Ю. Л. Веневцева, А. Х. Мельников, Н. Н. Макаров // Валеология. 1997. — № 2. — С.21−24.
  43. , А.А. Механизм общей адаптации / А. А. Виру // Успехи физиол. наук. 1980.- Т. 11.- С.27−47.
  44. , А.А. Гормоны и спортивная работоспособность/ А. А. Виру, П. К. Кырге. -М.: ФиС, 1983. 159 с.
  45. , В.А. Анализ школьного расписания с учетом здорор.ья / В. А. Вишневский // Гигиена и санитария. 2005. -№ 1. — С.43−44.
  46. , А.А. Развитие нервной системы в раннем возрасте // Возрастная физиология: Руководство по физиологии / А. А. Волохов. Л.: Наука, 1975.-С. 443.
  47. , И.Н. Сравнительная оценка некоторых абсолютных и относительных показателей гемодинамики у детей и подростков /И.Н. Вульфсон // Вопросы охраны материнства и детства. 1975. — № 10. — С. 13−15.
  48. , Л.Б. методика исследования направленных речевых реакций / Л. Б. Гаккель // Физиол. журн. СССР им. И. М. Сеченова. -1951. -Т. 37, № 5. -С.547.
  49. , Л.Х., Квакина Е. Б. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма / Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина // Валеология. 1996. — № 2. — С. 15−17.
  50. Геворкян, Э. С Влияние умственных и психоэмоциональных нагрузок на кардиогемодинамические показатели абитуриентов /Э.С. Геворкян и др. // Гигиена и санитария. 2004. -№ 3. — С.67−71.
  51. Гигиенические требования к расписанию уроков // Официальные документы в образовании. 2003.-№ 3. — С.34−35.
  52. , Е.К. Биокибернетическая оценка регулирования физиологических функций у школьников в процессе учебной деятельности / Е. К. Глушкова, Т. Н. Сорокина // Гигиена и санитария. 1982. -№ 3. — С. 45 -48.
  53. , Э.А. Свойства нервной системы человека как факторы продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания / Э. А. Голубева, Е.П. и др.// Проблемы дифференциальной психофизиологии. -М.: Педагогика, 1972, -Т. VII, -С. 176−193.
  54. , Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: психофизиологические исследования / Э. А. Голубева.-М., 1980.-151 с.
  55. , Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М.: Прометей, 1993.
  56. , B.C. Свойства нервной системы, вызванные потенциалы и гормоны плазмы крови /B.C. Горожанин*// Психолог, журн. 1987. — Т.8, № 6. -С. 57−68.
  57. , Б.И. Реакции системы кровообращения при психоэмоциональном напряжении /Б.И. Горнаев, В. М. Дорничев // Кровообращение. 1986. — № 5. — С. 7- 11.
  58. , С.И. Методики исследования в физиологии труда / С. И. Горшков, З. М. Золина, Ю. В. Мойкин. -М.: Медицина, 1974. 311 с.
  59. , Н.П. Влияние профиля обучения в лицеях на функциональное состояние организма учащихся / Н. П. Гребняк и др. // Гигиена и санитария. 1999.-№ 1.-С.31−34.
  60. , Э.И. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма у школьников 7−12 лет / Э. И. Гринене // Физиология человека. 1982. -Т. 8, № 6.-С. 957−961.
  61. Э. Напряжение сердечно-сосудистой системы под влиянием учебного процесса / Э. Гринене, В. Вайткявичус и др. // Гигиена и санитария. 1983. -№ 10. — С.33−36.
  62. , B.C. Сенсорные комплексы и сенсомоторная интеграция /
  63. B.C. Гурфинкиль, Ю. С. Левик // Физиология человека. 1979. -Т.5.1. C.339.
  64. , В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.:Педагогика, 1986.-239с.
  65. , Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Данилова М.: Изд-во МГУ, 1992.- 192 с.
  66. , Н.Н. Изменения вариабельности сердечного ритма при информационных нагрузках / Н. Н. Данилова, С. Г. Астафьев // Журн. высш. нервной деят. 1995. -Т.49, — Вып. 1. — С.28−38.
  67. , Н.Н. Измерение вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке / Н. Н. Данилова, С. В. Астафьев // Журн. высш. нервной деятельности. 1999. — Т.49. -Вып. 1. — С.28.
  68. , ДМ. Принципы физиологической классификации профессий: тез. докл. / Д. М. Демина, И. С. Кандрор // 4-я Междунар. конф. стран-членов СЭВ по эргономике. -М., 1981. С. 28−29.
  69. , ДМ. Вариабельность сердечного ритма при умственной работе разной напряженности / Д. М. Демина, М. Н. Евлалениева, П. С. Нандор и др. // Физиология человека, 1986. -Т. 12. -№ 6. С. 971−975.
  70. , С.Б. Влияние статических нагрузок на центральную и периферическую гемодинамику у детей 8 и 11 лет / С. Б. Догадкина // Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980.-С. 80−89.
  71. , Е.Г. О периодической структуре физиологического и патологического тремора / Е. Г. Дубенко, В. А. Неботов // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. М., Медицина, 1976. -Т.76. — Вып. 7. — С. 967−973.
  72. , А.С. Психофизиология умственного труда / А. С. Егоров, В. П. Загрядский. -JI.: Наука, 1973. 132 с.
  73. , Т.С. КЧСМ в определении зрительно работоспособности слабовидящих школьников / Т. С. Егорова, К. В. Голубцова электронный ресурс. / Т. С. Егорова. Элекрон. дан. — Режим доступа: http: // www. Jip. га/ 2002 /goll.htm.
  74. , Е.П. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга / Е. П. Ермаков // Ростовский университет. 1988. — С. 63−68.
  75. , И.В. Особенности регуляции сердечного ритма у студентов с различным уровнем двигательной активности / И. В. Ефимова, Е. В. Ениколопова // Физиология человека. 1987. -Т.13, № 5. — С. 859.
  76. , JI.A. Роль адаптационных реакций в формировании здоровья школьников /Л.А. Жданова, Г. В. Русова // Рос. педиатр, журн. 1999. -№ 2. — С.52−55.
  77. , С.М. Лабильность зрительного анализатора как показатель функционального состояния человека / С. М. Жужгин, Т. М. Семешина // Физиология человека. — 1991. -Т. 17, № 6. — С. 147−150.
  78. , В.И. Медведев, Н.А. Разыграева // Физиология человека. -1997.-Т. 23, № 2.-С. 33−42.
  79. , С.Р. Природа изменчивости скоростных характеристик сенсомоторных реакций в различных экспериментальных условиях / С. Р. Иванченко, С. Б. Малых // Вопросы психологии. 1994. -№ 6. — С.80−86.
  80. , Е.П. Зависимость максимальной частоты движений от типологических особенностей проявления основных свойств нервной системы / Е. П. Ильин, М. Н. Ильина // Психофизиологические особенности спортивной деятельности. -JL, 1975. -С. 66.
  81. , Е.П. Теория функциональных систем и психофизиологических состояний / Е. П. Ильин // Теория функцион. систем в физиологии и психологии. М. — 1978. — С. 325−347.
  82. , Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин- СПб.: Питер, 2001.-164 с.
  83. , P.O. Запоминание человеком эмоционально значимой и нейтральной информации в процессе адаптации к различным климато-географическим условиям / P.O. Ильюченок, В. П. Леутин, Е.И. Николаева//Физиология человека.-1981. -Т.7, № 1.-С.145−151.
  84. Э.М. Исследование автоматизированных программ для комплексной прогностической оценки индивидуальных адаптативных возможностей организма / Э. Казин и др. // Физиология человека. -1993.-T.3.-C. 98−113.
  85. , В.П. Современные проблемы адаптации человека / В. П. Казначеев //Адаптация и проблемы общей патологии. Новосибирск: Изд-во АМН СССР, 1974. — Т.2. — С.3−9.
  86. , В.П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
  87. , В.П. Донозоологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В. П. Казначеев, P.M. Баевский, А. П. Берсенева. -Л., 1980.-225с.
  88. , Е.Л. Моделирование интеллектуально эмоционального напряжения как метод изучения физиологического статуса операторов / Е. Л. Канн // Диагностика психических состояний в норме и патологии. -Л., 1980.-С. 261−267.
  89. , В.Л. Фазовый анализ сердечной деятельности / В. Л. Карпиан. М., 1965. — 205с.
  90. , А.И. Сенсомоторная реактивность детей, проживающих в радиационно неблагоприятной зоне /А.И. Киеня, О. В. Кириченко // Физиология человека. 2001. -Т.27, № 2. — С.98−103.
  91. , В.Н. Электроэнцефалография / В. Н. Кирой. Ростов-на-Дону, 1988.-239 с.
  92. , В.Н. Локальные и дистальные биоэлектрические явления как отражение различных аспектов интегративной деятельности мозга / В. Н. Кирой // Принципы и механизмы деятельности мозга человека / II Всесоюзн. конф. Л.: Наука. 1989. — С. 125.
  93. , В.Н. Физиологические методы в психологии / В. Н. Кирой. -Ростов-на-Дону, 2003. -224 с.
  94. , JI.В. Адаптационные возможности и физическая подготовленность сельских школьников / Л. В. Киселев // Гигиена и санитария. 1985. — № 4. — С.51 -53.
  95. , И.И. Динамика топограмм потенциалов и функциональное состояние коры больших полушарий / И. И. Книпост, Н. С. Курова, А. В. Корниевский. -М.: Наука, 1982.
  96. Компоненты адаптационного процесса / под ред. В. И. Медведева. — Л.: Наука, 1984.-111 с.
  97. , В.А. Динамика умственной работоспособности и некоторые показателей сердечно-сосудистой системы подростков, обучающихся по разным режимам в течение учебного года / В. А. Копылова // Тезисы I Международной конференции. Дубна, 1992. — 204 с.
  98. , Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке: психолог, проблемы самореализации личности / Л. А. Коростылева, под ред. А. А. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ., 1997. — С. З-19.
  99. , И.И. Параметры сенсомоторной реакции, психофизиологические характеристики, успеваемость и показатели ЭЭГ человека / И. И. Коробейникова // Психолог. Журн. 2000. -№ 3. — С. 132 136.
  100. , П.Г. Структура и функция нисходящих систем спинного мозга / П. Г. Костюк. Л., 1973. — 280 с.
  101. , Н.Н. Закономерности развития деятельности сердца в онтогенезе / Н. Н. Кочкин // Возрастные особенности физиолог, систем детей и подростков. М., 1981.-101 с.
  102. , С.В. Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения / С. В. Кравков. -4-е изд., перераб. и доп. М., — Л.: Изд-во АН СССР, 1950.-531 с.
  103. , Н.А. Критическая частота световых мельканий как показатель развития утомления при учебной нагрузке у глухих и слабослышащих детей 6−9 лет/ Н. А. Красноперова // Дефектология. -1998. -№ 2.~ С. 18−21.
  104. , А.А. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / А. А. Крылов. Л., 1990. — 272 с.
  105. , Л.М. Некоторые данные о динамике артериального давления и пульса у подростков с ранними проявлениями вегетативно-сосудистой дисфункции в течение учебного года / Л. М. Кудаева // Проблемы умственного труда. М., 1983 — Вып. 6. — С. 23−28.
  106. , В.И. К вопросу о прогнозировании умственного утомления при длительной монотонной работе: Авгореф. дис.. канд. мед. наук / В. И. Кудрявцева. М., 1974- 19 с.
  107. , Г. А. Вызванные потенциалы сенсомоторной и теменнойобластей коры мозга кошки на тональные стимулы / Г. А. Куликов, В.Ю.
  108. , Л.А. Васильева // Журн. высш. нервная деят. 1984. -Т.34. -С.89.
  109. , Г. А. Нейрофизиологические основы сенсомоторной координации / Г. А. Куликов // Физиология поведения (нейрофизиологические закономерности): рук. по физиологии- JI.: Наука, 1986.-С.334.
  110. , О.О. Математический анализ сердечного ритма здоровых подростков и детей с повышенным артериальным давлением / 0.0. Куприянова, И. Г. Нидеккер, И. М Вульфсон // Физиология человека. -1978. -Т.4, № 4. С.734−741.
  111. , Г. А. Функциональная межполушарная асимметрия мозга и проблемы валеологии / Г. А. Кураев, И. В. Соболева // Валеология. 1996. -№ 2.-С. 29−34.
  112. , Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Автореф. дис.. канд. био. наук.-СПб., 1997.-19 с.
  113. , В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. / В. Р. Кучма. М., 2000. — С.32.
  114. , О.С. Тремор / О. С. Левин // Рос. Мед. журн. 2001.- № 5. -С.36−40.
  115. , С.П. Оценка физического состояния школьников с использованием компьютерных технологий / С. П. Левушкин // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 1. — С.60−63.
  116. , А.Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности / А. Б. Леонова, В. И. Медведев. М., 1981. — 112 с.
  117. , А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
  118. , М.Н. Диагностика и прогнозирование функционального состояния мозга человека / М. Н. Ливанов, В. С. Русинов, П. В. Симонов и др. -М.: Наука, 1988.-208 с.
  119. , Д.Б. Ретикулярная система и процесс раздельного восприятия / Д. Б. Линдсли // Ретикулярная формация мозга. Наука.: Медгиз. 1962. — С. 451−470.
  120. , Л.А. Возрастные показатели критической частоты слияния световых мельканий / Л. А. Линник, 0.10. Макарова, С. В. Скицюк // Офтальмол. жури.- 1998-N5.-С. 382−385.
  121. , Т.Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции / Т. Д. Лоскутова // Физиологический журнал СССР. -1975. Т.51. № 1. -С. 311.
  122. , А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1973.-376 с.
  123. , Н.В. Психофизиологические функции человека и операторский труд / Н.В. Макаренко-Киев.: Наукова Думка, 1991. -216 с.
  124. , Н.В. Сенсомоторные функции в онтогенезе человека и их связь со свойствами нервной системы / Н. В. Макаренко и др. // Физиология человека. 2001. -Т.27. № 6. — С.52−57.
  125. , Н.Б. Нейрофизиологическая картина генеза утомления, хронического утомления и переутомления человека-оператора / Н. Б. Маслов, И. А. Блощинский, В. Н. Максименко // Физиология человека.- 2003. -Т.29. № 5. С. 123−133.
  126. , В.Н. Скрининг-тест оценки физического развития школьников / Н. В. Матвеева, Ю. Г. Кузьмичев, Е. П. Усанов // Медсестра.- 1991. -№ 12.-С. 10−14.
  127. , В.И. Введение ./В.И Медведев Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. — С.10.
  128. , В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации / В. И. Медведев // Физиология человека, 1998. -Т. 24. -№ 4. С. 7−13.
  129. , Ф.З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность / Ф. З. Меерсон. М.: Наука, 1975. — 262с.
  130. , Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон. -М., 1988 .
  131. , Т.С. Характеристика параметров двигательных реакций при развитии и купировании стойких эмоциональныхнарушений / Т. С. Мельникова, М. В. Алфимова // Физиология человека. -1992.-Т. 18, № 4.-С.78.
  132. , И.А. Метод повышения надежности распознавания и классификация функциональных состояний организма работника в задачах физиологии труда / И. А. Меркурьев, Е. Г. Тышлек // Физиология человека, 1982. Т. 8, № 2. — С. 323−327.
  133. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: Триада-фарм. — 2002. — 114 с. ISBN-5−94 699−017−9.
  134. Методы исследования в физиологии труда / Под ред. Новикова B.C. -М.: Воениздат, 1993. 239 с.
  135. , Ю.В. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения / Ю. В. Мойкин и др. М.: Медицина. -1987. -256 с.
  136. , Г. Р. Изменение характера кровообращения в головном мозге при умственном утомлении / Г. Р. Мокиенко // Умственный труд и физ. Культура: сб. ст. -М.: МГУ, 1970. -С.З.
  137. , М.В. Изучение соотношения показателей теппинг-теста с профессионально значимыми качествами практического психолога / М. В. Молоканов // Психол. Журн. 1995. -Т. 16. -№ 1. — С. 7578.
  138. , И.М. Влияние высокой температуры на некоторые показатели функционального состояния и работоспособности / И. М. Моммадов и др. // Физиология человека. 1989. — Т. 15 № 1. — С. 105.
  139. , А.О. Влияние умственного труда с различной степенью нервно-эмоционального напряжения на сердечно-сосудистую систему / А. О. Навакатикян, Ю. И. Кундиев, Г. Г. Лисина // Кардиология. -1973.-№ 3.-С.50 56.
  140. , А.О. Возрастная работоспособность умственного труда / А. О. Навакатикян, В. В. Крыжановская. Киев: Здоров’я, 1979. — 207 с.
  141. , А.О. Здоровье и работоспособность при умственном труде / А. О. Навакатикян, А. И Ковалева-Киев, 1989. 88с.
  142. А.О. Физиологические механизмы утомления / А. О. Навакатикян // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993-С.83.
  143. , В.И. Нервно-психическое напряжение и профилактика состояний здоровья студентов / В. И. Натаров, Т. А. Немчин // Психолог, журн. 1988. -Т.9, № 3. — С. 87−92.
  144. , Т.А. Состояние нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. 167 с.
  145. , С.А. Показатели свойств основных нервных процессов школьников в зависимости от возраста и пола / С. А. Нетопина // Гигиена и санитария. 1988. -№ 6. — С. 16.
  146. , B.C. Функциональное состояние летчика / B.C. Новиков, В. Ю. Чепрасов. СПб.: Воен.-мед. акад. 1993. — 48 с.
  147. , B.C. Психофизиологическая оценка острого физического утомления / B.C. Новиков и др. // Физиология человека. 1995. Т. 21, № 2.-С. 24−29.
  148. , А.Д. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы / А. Д. Ноздрачев, Ю.В. Щербатых//Физиология человека.-2001.-Т.27, № 6.-С.95−101.
  149. , С.Е. Адаптация / С. Е. Павлов. М.: Паруса, 2000. — 282 с.
  150. , И.П. Полное собрание трудов: в 5 т. / И. Павлов. -М., JL: Изд-во АН СССР. 1949. -Т.З. — 603 с.
  151. , Г. И. Вариант методики валеологической оценки развития школьников / Г. И. Палеев //Валеология. 1996. -№ 3. — С.21−24.
  152. , JI.E. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении / JI.C. Панин, В. П. Соколов. -Новосибирск, 1981.
  153. , Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Н. Б. Пасынкова // Психол. журн. 1996.- Т. 17, № 1. — С. 169−174.
  154. , В.П. Филосовские основы теории адаптации человека /В.П. Петленко, И. А. Сапов // Военно-мед. журн. 1980. — № 6. — С. 12−17.
  155. , В.Д. Взаимосвязь субъективных оценок состояния гимнастов функциональными показателями / В. Д. Пешков // Теория и практика физ. культуры. 1985. -№ 10. — С.11−13.
  156. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-256 с.
  157. , И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида / И. В. Пляскина // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С.62−64.
  158. , С.Т. Психология адаптирующейся личности: Монография /С.Т. Посохова. -СПб.:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. -240 с.
  159. Практикум по валеологии / Под ред. Г. А. Кураева. Ростов н / Д, 1999.-194 с.
  160. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. — 672 с.
  161. , О.В. Состояние центральной нервной системы у учащихся инновационных школ / О. В. Прасолова // Альманах «Новые исследования» М.: Вердана, 2004, -№ 1−2 (6−7) — С. 317.
  162. , Ю.М. Мозговые и гемодинамические показатели острого и хронического умственного утомления / Ю. М. Пратусевич // Физиолог, характеристика умствен, и твор. труда: материалы симпозиума. М., 1969.-С. 105−106.
  163. , Ю.М. Комплексное тестирование хронического утомления у школьников / Ю. М. Пратусевич, А. В. Соловьев, Г. И. Квасов // Психофизиолог. Исслед. в гигиене детей и подростков. М., 1981. — С. 111 -118.
  164. , Ю.М. Психофизиологический анализ изменения функционального состояния ЦНС школьников в течение учебного года / Ю. М. Пратусевич, А. В. Соловьев, Г. И. Квасов // Гигиена и санитария. -1981. —№ 4. С.30−32.
  165. , В.Д. Взаимосвязь субъективных оценок состояния гимнастов функциональными показателями / В. Д. Пешков // Теория и практика физ. Культуры.- 1985. -№ 10.-С. 11−13.
  166. , В.В. Сенсорная информация важный фактор онтогенеза / В. В. Раевский и др. // ЖВНД. — 1997. — Т.47, Вып. 2. — С.299−307.
  167. , В.В. Реорганизация функциональных систем в онтогенезе / В. В. Раевский //Журнал эволюционной биохимии и физиологии, 2002 ., -Т. 38. -№ 5.
  168. Развивающийся мозг и среда / под ред. А. А. Волохова. -М.: Наука, 1980.-273 с.
  169. , В.В. Проблема утомления / В. В. Розенблат. М., 1975. -228 с.
  170. , В.В. Утомление / В. В. Розенблат // Руководство по физиологии труда. -М.: Медицина, 1983. С. 227−248.
  171. Роль сенсорного притока в созревании функций мозга / Под ред. Е. В. Максимова, К. В. Шулейкина. -М.: Наука, 1987. -207 с.
  172. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. -М.: Педагогика, 1988. -334 с.
  173. , С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С. Я. Рубенштейн. СПб., 1998. -168 с.
  174. , В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В. М. Русалов. М.: Наука, 1979. -352 с.
  175. , С.О. Циркадный ритм физиологических, процессов и трудовая деятельность человека / С. О. Руттенбург, А. Д. Слоним. Фрунзе: Илим, 1976.- 188 с.
  176. , А.П. Варианты анализа латентных периодов простой зрительно-моторной реакции / А. П. Салей // Физиология и психология мотиваций, межрег. сб. науч. работ, посвящ. 80- летию Воронеж, гос. ун-та. Воронеж, 1998. -С.92−95.
  177. , К.О. Особенности психолого-педагогической адаптации / К. О. Сантросян. Ереван, 1977.-381 с.
  178. И.А. Некоторые физиологические и медицинские аспекты адаптации / И. А. Сапов // Морской мед. журн. 1998. -№ 6. — С.24.
  179. . А.Е. Исследование и разработка методического подхода к оценке и прогнозированию функционального состояния человека-оператора сложных систем управления. Автореф.. дисс. канд. мед. наук. Тюмень, 2003. — 19 с.
  180. , Е.Н. Электрофизиологические исследования в офтальмологии / Е. Н. Семеновская М.: Медгиз, 1963. — 279 с.
  181. , Л.П. Генетика и спорт / Л. П. Сергиенко. Киев, 1990.
  182. , Г. Н. Влияние факторов внешней среды на уровень артериального давления у детей и подростков / Г. Н. Сердюковская // Вестник АМН СССР. 1978. -№ 8.- С. 63−67.
  183. , Н.П. Физиолого-гигиенические аспекты сохранения индивидуального здоровья школьников / Н. П. Сетко и др. // Рос. Педиатр, журн., 2003. -№ 2. С.48−49.
  184. , П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. М.: Наука, 1981.-213 с.
  185. , П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / П. В. Симонов М.: Наука, 1987. — 269 с.
  186. , Т.М. Частота сердечных сокращений и дыхания при различной успешности выполнения умственной работы / Т. М. Синицина, Р. П. Чекурда // Физиология человека. 1986. — № 2. — С. 199 — 203.
  187. , С.В. Прибор для определения критической частоты слияния мельканий / С. В. Скицюк, О. В. Ращенко // Офтальмол. журн-1988.-N8.-С. 504−505.
  188. Словарь физиологических терминов / отв.ред. О. Г. Газенко. М. «НАУКА», 1987.-447с.
  189. , А.Д. Среда и поведение. Формирование адаптивного поведения / А. Д. Слоним J1. Наука, 1976. — 211 с.
  190. , Е.Н. Представление функциональных состояний точками в многомерном пространстве/ Е. Н. Соколов // Функцион. состояния. -М.: Наука.-1978.-С.53−54.
  191. , Е.Н. Эмоциональное напряжение и реакции сердечнососудистой системы / Е. И. Соколов, В. П. Подачин, Е. Б. Белова. -М.: Наука. 1980.-212с.
  192. Солсо, P. J1. Когнитивная психология / P. J1. Солсо. -М.: Тривола, 1996.-600 с
  193. , А.И. Методические аспекты адаптации / А. И. Сорокин //Философ, и соц.-гигиен. аспекты учения о здоровье и болезни. М.: Медицина, 1975.-С.59−70.
  194. , А.И. Метод количественной оценки адаптационного состояния организма и возможности практического его использования / А. И. Сорокин, И. Б. Ушаков // Валеология. 1996. — № 2. — С.38−40.
  195. , В.В. Психофизиология стресса / В. В. Суворова. М.: Педагогика, 1975.
  196. , К.В. Функциональные системы организма / К. В. Судаков. -М., 1987.-С. 104−121.
  197. , К.В. Эмоциональный стресс в современной жизни: обзор. /К.В. Судаков, Е. А. Юматов. М, 1991. — С.83−99.
  198. , К.В. Рефлексы и функциональная система /К.В. Судаков. Новгород, 1997. — 399 с.
  199. , О.Е. Половые и возрастные различия времени реакции на движущийся объект у детей и взрослых / О. Е. Сурнина, Е. В. Лебедева // Физиология человека. 2001. -Т. 27. -№ 4. — С.56−60.
  200. , Н.Н. Физическое развитие школьников к концу XX века: анализ и прогноз / Н. Н. Суханова // Рос. Педиатр, журн. -1999. № 2. — С. 36−41.
  201. , А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. М., 1991.- 270 с.
  202. , А.Г. Гигиенические аспекты нормирования двигательной активности в свободном времени подростков /А.Г. Сухарев, И. В. Сергета // Гигиена детей и подростков. 1996. — № 1. — С.25−30.
  203. , О.Л. Влияние психовегетативных характеристик подростков на адаптацию к повышенным учебным нагрузкам / О. Л. Тарасова, Л. Н. Игишева // Валеология. 1997. — № 3. — С. 32−37.
  204. , Д. Физиология обмена веществ и эндокринной системы / Д. Тепперман, X. Тепперман. М.: Мир, 1989. — 656 с.
  205. Требования к режиму образовательного процесса / Официальные документы в образовании. 2003.-№ 3. — С.48−54.
  206. , О.И. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников / О. И. Тупицын. М.: Педагогика, 1985. — 86 с.
  207. , О.И. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников: автореферат дис. д-ра мед. наук / О. И. Тупицын. М., 1986 — 42 с.
  208. , Г. А. Состояние зрительных функций у рабочих конверторного цеха Карагандинского металлургического комбината в офтальмо-эргономическом аспекте / Г. А. Ульданов, Е. К. Мамбетов, Л. Б. Лобах // Офтальмол. журн. 1988. — № 5. — С. 296−299.
  209. , В.Л. Оптимальные режимы двигательной деятельности у детей и взрослых в норме и патологии / В. Л. Уткин. М., 1981. — 82 с.
  210. , А.А. Физиология двигательного аппарата. Утомление / А. А. Ухтомский. Собр. соч. Л.: Медгиз, 1952. -Т.З.
  211. , Б.Н. Влияние напряженной умственной работы в стрессовых условиях на сердечную деятельность, гемодинамику и кровообращение головного мозга / Б. Н. Федоров и др. // Физиология человека. 1986. — № 1. — С. 65 — 72.
  212. , А.Н. Медленные колебания гемодинамики / А. Н. Флейшман. Новосибирск, 1999. — С.264.
  213. , П. Экспериментальная психология: пер. с французского / П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс. — 1966. — Т.2. — С.314−345.
  214. , Н.И. Человеческий фактор в авиации. Утомление. / Н. И. Фролов, В. Ф. Токарев, В. А. Сергеев. М.: Возд. транспорт, 1992. — 244 с.
  215. , Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Ю. Л. Ханин // Вопросы психологии. 1978. -№ 6. — С. 96−106.
  216. , Е.Д. Мозг и активация / Е. Д. Хомская.-Л.: Наука, 1972. 416 с.
  217. , А.Г. Возрастная физиология / А. Г. Хрипкова. М., 1975. -320 с.
  218. , А.Г. Физиолого-гигиенические исследования учебной нагрузки учащихся /А.Г. Хрипкова, В. И. Козлов, М. В. Антропова // Советская педагогика. 1983. -№ 12. — С.34−42.
  219. , А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер М., 1990, — 319с.
  220. , Т.Н. Функциональные резервы центральной нервной и кардиореспираторной систем как критерий физической работоспособности / Т. Н. Цонева, А. И. Босенко // Физиологические факторы, определяющие и лимитирующие спортивную работоспособность М., 1982.
  221. , Э.П. Изменение некоторых показателей функционального состояния центральной и периферической нервной системы при продолжительном питании малокалорийным рационом / Э.П. Цыганов//Физиология человека, 1987.-Т. 13.-С.513.
  222. , О.Г. Норма здоровья: проблемы, подходы к их решению / О.Г. Чароян//Валеология. 1996,-№ 1.-С.51−54.
  223. , В.Г. Вариабельность синусового ритма у здоровых детей в возрасте 8−14 лет / В. Г. Часнык // Вопросы охраны материнства и детства. -1981. -№ 8. -С.13−15.
  224. , Т.С. Профилактика заболеваемости старшеклассников при интенсивном обучении путем коррекции дизаптационных и донозологических состояний / Т. С. Чернякина //Вестн. СПб ГМА им. И. И. Мечникова. 2004. — № 3. — С.26−33.
  225. , Н.Б. Гигиеническое обоснование оптимального двигательногорежима девочек 11−14 лет: Автореф. дис.канд. мед. наук. -М., 1992.-30 с.
  226. , И.Б. Возрастная динамика антропометрических показателей. Красноярск / И. Б. Чмиль, П. Н. Медведев // Гигиена. 2002. -№ 2.-С.49−51.
  227. , П.М. Динамика функционального состояния курсантов авиационного училища в период первоначального летного обучения / П. М. Шалимов, В. В. Книга, Д. М. Глухов // Военно-мед. журн. 1994. -№ 1.-С.57−59.
  228. , A.M. Функциональные методы исследования в офтальмологии / A.M. Шамшинова, В. В. Волков, — М.: Москва, 1999. -С. 82.
  229. , Н.И. Ритм сердца и центральная гемодинамика у детей при различной физической активности: тезисы докладов на III съезде физиолог, об-ва при РАН / Н. И. Шлык, Т. В. Коробейникова, И.В. Гуштурова//Успехи физиолог.- 1995.-Т.26,№ 2.-С. 123.
  230. , Ю.П. Оценка адаптационных возможностей организм аподростков с различным темпом полового созревания по вегетативным, морфометрическим и гормональным показателям / Ю. П. Шорин // Физиология человека. 1993. — Т. 19, № 3. — С. 104−109.
  231. , А.Ж. Детерминанты функциональных состояний в условиях монотонной деятельности / А. Ж. Юрьевиц, Ю. Е. Бриднес // XIV съезд Всесоюз. физиол. о-во им. И. П. Павлова. JL, 1983. — Т. 1. — С. 480.
  232. Autzen, Т. The effect of learning and age on short-term fluctuation and mean sensitivity of automated static perimetry / T. Autzen, R. Work // Acta Ophthalmol (Copenh.). 1990. — Vol. 68. -№ 3. — P. 327−330.
  233. Bartley S.H. Fatigua and impairment in man / S. H. Bartley, E.E. Chute -N.Y., 1947.
  234. Bolter, C.P. Temperature sensitivity of the human cardiac pacemaker during exercise / C.P. Bolter, V.K. Lebas // Arch. int. physiol. et biochim. -1989. Vol. 97. -№ 6. — P. 493−497.
  235. Borst, C. Time delays in the human baroreceptor reflex / C. Borst, J.M. Karemaker // J. Auton. Nerv. Syst. 1983. — V. 9. -№ 2/3. — P. 399.
  236. Bouton, M.E. Conditioned fear assessed by freezing and by suppression of three different baselines / M.E. Bouton, R.C. Bolles // Anim. Learn. Behav. 1980. — Vol. 8. — № 3. — P. 429−434.
  237. Bradley J. Extraversion and the detection of deception: comments on the paper by Bradley and Janisse. / J. Bradley // Personal, and Individ. Differ. -1982.-Vol. 3.-№ 2.-P. 215−216.
  238. Burke, D. Postural effects on muscle nerve sympathetic activity in man / D. Burke, G. Sundlof, B.G. Wallin // J. Physiol. 1977. — V. 272. — № 2. -P.399.
  239. Cameron C.A. Theory of fatique / C.A. Cameron // Man undar stress (ed. Welford). -L., 1974.-P.68.
  240. Candinas, R.A. Evaluation of cardial arrhythmias by exercise testing / R.A. Candinas, P.J. Podrid//Herz.- I990.-Vol. 15.-№ l.-P. 21−27.
  241. Carpentier J. Night work. Its effects on the health and welfare of the worker / J. Carpentier, P. Cazamian // Lausanne. 1977. — 82 p.
  242. Cevese A. Vascular resistance and arterial pressure low-frequency oscillations in the anesthetized dog / A. Cevese, R. Grasso, R. Poltronieri, F. Schena//Am. J. Physiol.-1995.-V. 268.-№ l.-P. 117.
  243. Eysenck, H.J.(ed.). A model for intelligence / H.J. Eysenck. N.Y.Berlin-Heidelberg, 1982.
  244. Fahcenberg, I. Covariation and consistency of activation parameters / I. Fahcenberg, F. Foerster // Biol. Psyhol. 1982. — Vol. 15. — № 3−4. — P. 151 169.
  245. Farland, R.A. Understandig of fatique in modern life / R.A. Farland // Ergonomics.-1971.-V. 14.-№ l.-P. 1−10.
  246. Grandjean, E.P. Fatique: its physiological and psychological significaus / E.P. Grandjean // Ergonomics. 1968. — V. 11. -№ 5. — P. 427.
  247. Harting, J.K. Evolution of the pulvinar / J.K. Harting, W.C. Hall, J.T. Diamond // Brain, behav. and evolut 1972. — V.6. — P.424.
  248. Heart rate variabilis Standards of Measurements, Physiological Interpretation, and Clinical Use // Circulation. 1996. — V.93. — P.1043−1065.
  249. Helms, P. Lung function testing / P. Helms // Curr. Paediat. 1993. -Vol. 3.-№ 2.-P. 92−95.
  250. Hull, S.S. Exercise training confers anticipatory protection from sudden death during acute myocardial ischemia / S.S. Hull, E. Vanoli, P.B. Adamson et al. // Circulation. 1994. — V.89. — p.548.
  251. Jennings, J., Choi, S. Type A components and psychophysiological responses to an attention-demanding performance task / J. Jennings, S. Choi // Psychosom. Med. 1981. — Vol. 43. — № 6. — P. 475−487.
  252. Kamada, T. Power spectrum analysis of heart rate variability in type As and type By during mental work load /Т. Kamada, S. Miyake, M. Kumashiro // Psychosom. Med. 1992. — V.54. — P. 462−470.
  253. Kollai, M. Cardiac vagal tone in generalized anxiety disorder / M. Kollai, B. Kollai // Br. J. Psychiat. 1992. -V. 161, — P. 831−835.
  254. Lombardi, F. Spectral analysis of sympathetic discharge in decerebrate cats / F. Lombardi, N. Montano, M. L. Fnocchiaro et al. // J. Auton. Nerv. Syst. 1990.-V. 30, Suppl.-P. 97.
  255. Lundgvist, A. Heart rate variability, cardiac mechanics and subjectively evaluated stress during simulator flight / A. Lundgvist, E. Keskinen, B. Antila, L. Halkola, T. Peltonen, I. Valimaki // Aviat. Space Enviton. Med. 1983. — V. 54.-№.8-P. 685−690.
  256. Malliani A. Cardiovascular neural regulation explored in the frequency domain / A. Malliani, M. Pagani, F. Lombardi, S. Cerutti // Circulation. 1991. -V. 84.-P. 1482.
  257. Matthews, Karen. Cardiovascular reactivity to stress predicts future blood pressure status / Karen Matthews, Karen Woodall, Michael Allen // Hypertension, 1993.- Vol.22. -№ 4. — P. 479−485.
  258. Meister Jean-Jacques. La physique du systeme cardiovasculaire / Jacques Jean // Polyrama. 1992. — Vol. 90. — P. 32 — 35.
  259. Miki, K. An increase in noradrenaline expretion during prolonged mental task load / K. Miki, A. Sudo // Ind. Health. 1997.- V. 35. -№. 1. — P. 55−60.
  260. Pagani, M. Power spectral analysis of heart rate and arterial pressure variabilities as a maker sympatho-vagal interaction in man and conscious dog / M. Pagani, E. Lombardi, S. Guzzetti et al. // Circ. Res. 1986. — V. 59. -№ 2. -P. 178
  261. Patricia, H. Individial Psychology / H. Patricia, S. Elkins. London, 2000. — P.20−27.
  262. Pomeranz, M. Assessment of autonomic function in humans by heart rate spectral analysis / M. Pomeranz, R.B. Macaulay, M.A. Caudill et al. // Am. J. Physiol.- 1985. -V.248. P. l 11−153.
  263. Preiss, G. Patterns of sympathetic neuron activity associated with Mayer waves/ G. Preiss, C. Polosa // Am. J. Physiol. 1974. — V. 226. -№ 3. -P. 724.
  264. Richter, D.W. Cardiorespiratory control / D.W. Richter, K.M. Spyer / Central regulation of autonomic functions. -N.Y.: Oxford Univ. Press, 1990. -P. 189.
  265. Saul, J.P. Heart rate and muscle sympathetic nerve variability during reflex changes of autonomic activity / J. P. Saul, R.F. Rea, D.L. Eckberg et al.// Am. J. Physiol. 1990. — V. 261. -№ 3 (Pt. 2). — P. 1231.
  266. Schwindt, P.C. Control of motoneuron output by path ways descending from the brain stem / P.C. Schwindt // Handbook of behavioral neurobiology. V.5. Motor coordination. -New York- London, 1981. -P. 139.
  267. Sekiguchi, C.J. at oth. Frequency analysis of heat rate vatiability under flight conditions / C.J. Sekiguchi // Aviat space environment medicine. 1979. -P.50.
  268. Selye, H / Stress in health and disease. -L., 1976.
  269. Sloan, R.P. Effect of mental stress throughout on cardiac autonomic control / R.P. Sloan, P.A. Shapiro, E. Bagiella, S.M. Boni, M. Paik, K.C. Steinman, J.M. Gorman // Bio Psychol. 1994, — V37 (March). — P. 8999.
  270. Takakuwa, E. Evolution of fatigue and the function of maintaining concentration (TAF) / E. Takakuwa. Sapporo, 1982. — 100 p.
  271. Tandon, O. P. Visual evoked potential in rubber factory workers / O.P. Tandon, V. Kumar//Occup.Med. 1997. -Vol. 47.-№ 1.-P. 11−14.
  272. Willirams, R. Type A behavior and elevated physiological and neuroendocrine responses to cognitive tasks / R. Willirams, J. D. Lane, C. M. Kuhn, W. Melosh // Science. 1982. — V. 218. — P.483−485.
Заполнить форму текущей работой