Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие способности студентов технических специальностей к профессиональному общению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях определения уровня развития способности будущего специалиста-инженера к профессиональному общению избраны следующие показатели коммуникативного компонента способности: знание этики профессионального общения, умение логично излагать информацию профессиональной направленности, сформированность приемов слушания. Основным показателем перцептивного компонента способности является наличие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование процесса развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению
    • 1. 1. Особенности профессионального общения в деятельности инженера
    • 1. 2. Характеристика процесса развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению в вузе
    • 1. 3. Структура и содержание методической системы развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению
  • Глава 2. Реализация методической системы развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению
    • 2. 1. Структура, содержание и реализация комплекса учебно-коммуникативных ситуаций для развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению
    • 2. 2. Технологии развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению
    • 2. 3. Экспериментальная проверка эффективности методической системы развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению

Развитие способности студентов технических специальностей к профессиональному общению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Вхождение отечественного промышленного производства в мировой рынок высокотехнологичной продукции требует новых подходов в подготовке инженера, который становится ключевой фигурой современности, а инженерное дело вновь начинает занимать первоочередное меI сто в экономике.

В условиях рыночной экономики для инженера, наряду с творческим мышлением, становятся необходимыми стратегическое, экологическое, экономическое мышление, умение анализировать и прогнозировать ситуацию на развивающемся рынке спроса, умение вести профессиональное общение и деловую переписку на родном и иностранном языках.

Работодателя интересует компетентность инженера, под которой понимается синтез наличных у данного специалиста знаний и умений, в котором сочетаются квалификация, модель социального поведения, способность работать в группе.

Переход на двухуровневую подготовку специалистов предусматривает, что выпускники, успешно освоившие образовательные программы в области техники и технологий соответствующего уровня, должны демонстрировать профессиональные и личностные компетенции. Последние в свою очередь характерны как для первого уровня, так и для второго и включают способности осуществлять общение в профессиональной среде, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты инженерной деятельности.

Общение, как важнейшая составная часть человеческого бытия, превращается в категорию профессионально значимую для инженера.

Сегодня возрастает роль инженера как технического руководителя управления производством. Став инженером, человек получает негласное право на управление, которое проявляется в том, что выполненный чертеж, написанная им инструкция являются документами управления. Эти документы необходимо согласовать, утвердить, что требует тесного взаимодействия с множеством специалистов. Любая деятельность инженера предполагает выполнения трудовых обязанностей совместно с другими людьми, начиная от членов той группы, в которой он трудится, где он управляет, до тех, кто им управляет и с кем приходится общаться по различным вопросам производства. Поэтому сегодня становится очевидной необходимость осмысления проблемы развития способности к профессиональному общению в подготовке будущего инженера.

Аспекты инженерного образования исследуются учеными О. Боевым, В. Приходько, 3. Сазоновой, С. Стажковым, В. Сучковым, А. Чучалиным. Проблемам повышения качества подготовки инженеров и технических работников уделено внимание в работах И. Д. Белоновской, Б. И. Беспалова, Н. Н. Грачева, С. Дворецкого, Е. Муратовой, И. Корнилова.

Профессиональную деятельность руководителя как организатора рассматривали Н. Г. Васильченко, М. Вудкок, М. В. Кларин, А. Н. Колесников, В. Ю. Кричевский, В. И. Курбатов, М. Б. Курбатова, М. И. Магура, П. А. Малуев, Е. Б. Моргунов, Э.Е. Старо-бинский, М. К. Тутушкина, А. В. Филиппов, С. В. Шекшня.

Проблемам подготовки студентов к профессиональной деятельности посвящено большое количество педагогических трудов (Э.Ф. Зеер, В. И. Земцова, Е. А. Климов, В. В. Краевский, А. А. Лобанов, С. Е. Матушкин, A.M. Новиков, В. Г. Рындак, Г. И. Щукина и др.).

Проблемам делового общения уделено внимание в исследованиях А. В. Батаршева, Г. В. Бороздиной, В. И. Журавлева, В. Н. Лавриненко, И. Д. Ладанова, А. П. Панфиловой, Э. А. Уткина, Л. И. Чернышовой, В. М. Шепеля.

Формированию и развитию коммуникативных умений посвящены исследования ученых А. Н. Ксенофонтовой, В. Д. Ширшова, Н. М. Яковлевой и др.

Теоретическими проблемами общения в науке занимались Б. Г. Ананьев, Э. Берн, B.C. Библер А. А. Бодалев, В. В. Виноградов, Л. С. Выготский, В.А. Кан-Калик, Д. Карнеги, Е.Я. Мелиб-руда, А. В. Мудрик, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. А. Петровская, С. Л. Рубинштейн и др.

Изучению особенностей профессионального общения в деятельности инженера посвящены исследования Б. В. Литвинова, Б. Ф. Ломова, Б. Д. Парыгина, Г. В. Суходольского, Ю. П. Тимофеева.

Результат анализа исследований, посвященных проблемам общения, подготовки к профессиональной деятельности, профессиональному общению, позволяет сделать вывод, что инженер должен обладать высоким уровнем знаний по предмету специальности, профессиональными навыками ведения беседы, диалога, переговоров, взаимодействия с людьми, умением убеждать, принимать эффективные решения.

Однако при большом количестве исследований, посвященных теории и методике профессионального образования, недостаточно изученными остаются вопросы, раскрывающие возможности развития способности к профессиональному общению студентов технических специальностей. Недостаточное внимание уделяется процессу развития способности к профессиональному общению средствами учебно-коммуникативной ситуации, ролевой игры на языке специальности, отсутствует единая система развития способности к профессиональному общению.

Анализ диссертационных исследований, опыт работы диссертанта в системе подготовки студентов технических специальностей к профессиональной и коммуникативной деятельности позволил выявить противоречия между:

— запросами практики, требующей высокого уровня развития способности к профессиональному общению и недостаточным уровнем ее развития у выпускников вуза и специалистов — инженеров;

— необходимостью развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению и недостаточной разработанностью ситуативного содержания данного процесса.

Существующие противоречия определили проблему исследования: каким образом повысить уровень развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению? Актуальность обозначенной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Развитие способности студентов технических специальностей к профессиональному общению».

Объект исследования: процесс подготовки студентов технических специальностей к профессиональному общению.

Предмет исследования: методическое обеспечение развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению.

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методической системы развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению.

Гипотеза исследования. Способность инженера к профессиональному общению — это комплекс индивидуальных особенностей инженера, необходимых для профессионального общения. Развитие способности будущего инженера к профессиональному общению в вузе будет успешным, если:

— выявлены особенности и функции профессионального общения в деятельности инженера;

— определены стадии развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению;

— выделены показатели и критерии оценки уровня развития способности будущего инженера к профессиональному общению;

— разработана методическая система развития способности студентов к профессиональному общению, которая имеет следующие компоненты: целеполагающий, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный, результативный.

— учтены содержание профессионального общения в деятельности инженера и показатели способности к профессиональному общению при разработке учебно-коммуникативных ситуаций различного уровня сложности, и в соответствии с основными видами деятельности инженера сконструирован комплекс учебно-коммуникативных ситуаций;

— реализованы следующие технологии: конструирования комплекса учебно-коммуникативных ситуацийприменения интерактивных методов обучения профессиональному общению.

Цель, предмет, объект и гипотеза определили задачи исследования:

1. Раскрыть сущность, структуру и содержание способности инженера к профессиональному общению.

2.Выделить и обосновать показатели, уровни и критерии оценки уровней развития способности инженера к профессиональному общению.

3. Выявить стадии развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению.

4. Разработать, описать и провести классификацию учебно-коммуникативных ситуаций, имитирующих взаимодействие инженера с субъектами технологического процесса.

5. Сконструировать комплекс учебно-коммуникативных ситуаций, позволяющий студентам осуществлять профессиональное общение при выполнении проектно-конструкторской, исследовательской, эксплуатационной, монтажно-наладочной, организационно-управленческой деятельности инженера.

6. Теоретически обосновать и смоделировать методическую систему развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению.

6. Экспериментально проверить эффективность методической системы развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению.

Методологической и теоретической основой исследования являются: концепция проектирования и развития систем общего и высшего профессионального образования (О.А. Абдуллина, В.А. Сластенин) — теоретические основы функционально-деятельностного подхода (В.И. Земцова, А. К. Маркова, JI.M. Митина) — исследования в области ситуативно-ролевой деятельности (Д.Б. Эльконин, С.А. Шмаков) и игровых технологий (С.Ф. Занько, Б. З. Зельдович, А. П. Панфилова, П.И. Пидкаси-стый, Х. Е. Пифо, Г. К. Селевко, Ж.С. Хайдаров) — концепция роли социального опыта в развитии индивидуальности человека (И.С. Кон, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).

В диссертации использовались различные методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, государственных образовательных стандартовсистематизация и классификация типов учебно-коммуникативных ситуацийизучение и обобщение практического опыта подготовки инженеров и развитие способности к профессиональному общению в образовательном процессе технического вузадиагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование) — моделированиеметоды статистической обработки результатов опытно-экспериментальной работы и их анализ.

Базой исследования явился механико-технологический факультет Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ГОУ ВПО «Оренбургского государственного университета».

Этапы исследования.

На первом этапе (2001 г.) разрабатывалась методологическая основа исследования: изучалась проблема исследования на основе теоретического анализа психолого-педагогической, философской и методической литературы, формировался понятийный аппарат, формулировались рабочая гипотеза и задачи исследования, проводился поисковый эксперимент.

На втором этапе (2002 — 2004 гг.) определялись теоретические и экспериментальные методы исследования, проводился констатирующий эксперимент с целью выявления исходного уровня развития способности к профессиональному общению. Анализировались результаты субъективной и объективной оценки уровня развития способности студентов к профессиональному общению. Осуществлялись разработка, теоретическое обоснование и моделирование методической системы развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению.

На третьем этапе (2005 — 2007 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа: в образовательный процесс вуза внедрялась методическая система развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общениюопределялись педагогические условия, необходимые для эффективного функционирования этой системыизучалась динамика роста способности студентов технических специальностей к профессиональному общению.

На четвертом этапе (2008 г.) проводился контрольный эксперимент. Анализировались, систематизировались и обобщались результаты педагогического эксперимента с целью проверки выдвинутой гипотезы.

Научная новизна исследования:

— определены структура и содержание способности инженера к профессиональному общению;

— выделены и обоснованы стадии развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению (мотивационная, деятельностная, рефлексивная) и признаки данного процесса (необратимость, направленность, закономерность), которые необходимо учитывать при организации учебно-профессиональной деятельности студентов;

— определены показатели (наличие знаний этики профессионального общенияналичие умений логично излагать информацию профессиональной направленности, использовать различные виды коммуникативной стратегиисформированность приемов слушанияосознанность соблюдения формально-ролевых принципов), а также уровни (низкий, средний, высокий, наивысший) и критерии оценки уровня развития способности будущего инженера к профессиональному общению;

— разработаны и описаны учебно-коммуникативные ситуации, имитирующие взаимодействие инженера с субъектами технологического процесса, и проведена их классификация по следующим основаниям: структура способности к профессиональному общению, характер передаваемой информации, характер связи профессионального общения, уровень сложности разрешения ситуации;

— сконструирован комплекс учебно-коммуникативных ситуаций, позволяющий студентам осуществлять профессиональное общение при выполнении основных видов деятельности инженера;

— теоретически обоснована и смоделирована методическая система развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению, состоящая из следующих компонентов: целеполагающий (цель, задачи) — содержательный (содержание дисциплин ГОС ВПО, комплекс учебно-коммуникативных ситуаций, программа спецпрактикума) — процессуальный (стадии развития способности к профессиональному общению, методика организации учебно-коммуникативной деятельности студентов) — контрольно-оценочный (показатели развития способности к профессиональному общению, уровни их развития, диагностические процедуры) — результативный (результат, коррекция).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: определено понятие «способность к профессиональному общению инженера" — разработаны требования к конструированию учебно-коммуникативных ситуаций и комплекса данных ситуаций по различным видам профессиональной деятельности инженератеоретически обоснована (адаптирован функциональ-но-деятельностный подход, выявлены закономерности развития способности к профессиональному общению) и смоделирована методическая система развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общениюразработана методика организации учебно-коммуникативной деятельности студентов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в образовательный процесс высшей школы комплекса учебно-коммуникативных ситуаций, обеспечивающего развитие способности студентов к профессиональному общениюпрограммы спецпрактикума «Разрешение учебно-коммуникативных ситуаций в развитии способности к профессиональному общению" — методических указаний для преподавателей, использующих интерактивные методы в учебном процессеучебно-методического пособия «Развитие способности студентов технических специальностей к профессиональному общению.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью теоретических положений, использованием оптимального набора методов педагогического исследования, адекватных предмету, цели и задачам исследованиязавершенностью опытно-экспериментальной работы, подтвердившей первоначально выдвинутую гипотезустатистической обработкой экспериментального материала.

Положения, выносимые на защиту.

1. Способность инженера к профессиональному общению — это комплекс индивидуальных особенностей специалиста, позволяющий успешно осуществлять коммуникативное взаимодействие с субъектами технологического процесса с целью разрешения производственных проблем и достижения планируемого результата.

2. Развитие способности к профессиональному общению проходит три стадии (мотивационную, деятельностную, рефлексивную), особенности которых необходимо учитывать при организации учебно-коммуникативной деятельности студентов в период обучения в вузе. Стадиальное развитие позволяет определить прирост знаний и умений профессионального общения студентов технических специальностей при разрешении ими учебно-коммуникативных ситуаций, сконструированных в целях актуализации компонентов способности к профессиональному общению: готовности осуществлять обмен информацией, межличностного взаимопонимания, психологического воздействия и взаимодействия.

3. В целях определения уровня развития способности будущего специалиста-инженера к профессиональному общению избраны следующие показатели коммуникативного компонента способности: знание этики профессионального общения, умение логично излагать информацию профессиональной направленности, сформированность приемов слушания. Основным показателем перцептивного компонента способности является наличие умений использовать различные виды коммуникативной стратегии, а интерактивного — осознанность соблюдения формально-ролевых принципов. Выделение уровней (низкий, средний, высокий, наивысший) дают возможность зафиксировать достоверные различия в развитии способности студентов технических специальностей к профессиональному общению.

4. Учебно-коммуникативные ситуации позволяют имитировать в учебных условиях коммуникативное взаимодействие между субъектами технологического процесса при соблюдении формально-ролевого характера общения («директор — инженер», «инженер — инженер», инженер — мастер"). Комплекс учебно-коммуникативных ситуаций включает пять блоков, соответствующих основным видам профессиональной деятельности инженера (проектно-конструкторской, исследовательской, эксплуатационной, монтажно-наладочной, организационно-управленческой), каждая из ситуаций актуализирует компоненты способности к профессиональному общению.

5. Методическая система, смоделированная на основе функ-ционально-деятельностного подхода, а также выявленных закономерностей и связанных с ними принципов развития способности студентов к профессиональному общению (профессиональная направленность содержания учебно-коммуникативных ситуаций, стадиальность, управляемость) содержит следующие компоненты: целеполагающий, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный и результативный. Реализация технологий конструирования комплекса учебно-коммуникативных ситуаций, применения интерактивных методов обучения профессиональному общению позволяет обеспечивать переход студентов на более высокий уровень развития способности к профессиональному общению.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения работы были изложены автором в докладах и выступлениях на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях (Воронеж, 2003, 2004, 2007; Москва, 2007; Новосибирск, 2008; Пенза, 2005; Ставрополь, 2002; Оренбург, 2003, 2007; Орск, 1999;2007; Челябинск, 2001). Методическая система развития способности к профессиональному общению прошла апробацию в учебном процессе механико-технологического факультета Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет».

Личный вклад автора состоит в следующем:

— выявлены особенности профессионального общения в деятельности инженера;

— определено содержание понятия «способность инженера к профессиональному общению»;

— сконструирован комплекс учебно-коммуникативных ситуаций для развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению;

— разработаны технологии, обеспечивающие развитие способности студентов технических специальностей к профессиональному общению;

— проведена экспериментальная работа, систематизированы полученные данные.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования в педагогической области. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Выводы по второй главе.

1. Под учебно-коммуникативной ситуацией понимается совокупность взаимосвязанных факторов, характеризующих событие производственной практики и требующих соответствующих коммуникативных действий, при помощи которых студенты овладевают способностью к профессиональному общению в процессе учебно-коммуникативной деятельности.

2. Разработанная классификация учебно-коммуникативных ситуаций по основаниям: структуре способности к профессиональному общению, характеру передаваемой информации, количеству субъектов профессионального общения, характеру связи, уровню сложности учебно-коммуникативных ситуаций — служит основой для конструирования комплекса учебно-коммуникативных ситуаций.

3. Комплекс учебно-коммуникативных ситуаций включает в себя пять блоков, соответствующих основным видам профессиональной деятельности инженера: проектно-конструкторской, исследовательской, эксплуатационной, монтажно-наладочной, организационно-управленческой.

4. Методическая система обеспечивает эффективное развитие способности студентов технических специальностей к профессиональному общению посредством реализации технологий: конструирования комплекса учебно-коммуникативных ситуаций, применения интерактивных методов обучения профессиональному общению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность проблемы развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению обусловлена повышением современных требований к уровню профессиональной подготовки специалистов.

1. Сопоставительный анализ используемых в исследовании педагогических категорий и понятий позволил установить, что терминологическое словосочетание «способность инженера к профессиональному общению» не раскрыто полностью в научно-педагогическом контексте. В психолого-педагогической литературе зарубежных и отечественных авторов используются словосочетания «коммуникативные способности», «способность к общению», «профессиональное общение». Анализ применения этих понятий дает возможность определить способность инженера к профессиональному общению как комплекс индивидуальных особенностей специалиста, позволяющий успешно осуществлять коммуникативное взаимодействие с субъектами технологического процесса с целью разрешения производственных проблем и достижения планируемого результата.

2. Специфика профессиональной деятельности инженера предполагает постоянное нахождение в ситуации общения при решении производственных проблем. Доказано, что развитие способности студентов технических специальностей к профессиональному общению проходит три стадии: мотивационную, деятельностную, интегративную. Результатом мотивационной стадии является возникновение системы знаний об общении, нормах и правилах профессионального языка, убеждения важности общения в профессиональной деятельности инженера. На деятельностной стадии студент, проигрывая определенные роли при разрешении учебно-коммуникативных ситуаций, планирует и организовывает свои коммуникативные действия. Рефлексивная стадия — стадия актуализации всех характеристик способности к профессиональному общению при разрешении учебно-коммуникативных ситуаций.

3. Представленная совокупность показателей, уровней и критериев их оценки создает предпосылки для прогнозирования и оценки динамики изменения уровней развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению.

4. Разработанная автором классификация учебно-коммуникативных ситуаций по следующим основаниям: структуре способности к профессиональному общению, характеру передаваемой информации, количеству субъектов профессионального общения, характеру связи, уровню сложности учебно-коммуникативных ситуаций — служит основой для конструирования преподавателем комплекса учебно-коммуникативных ситуаций.

5. Теоретическим обоснованием методической системы развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению являются функционально-деятельностный подход, выявленные закономерности и сформулированные на их основе принципы: профессиональной направленности содержания учебно-коммуникативных ситуаций, стадиальности развития способности к профессиональному общению, управляемости. Наличие ряда системных признаков (целостность, структурные компоненты, взаимосвязь между компонентами системы и образовательным пространством, иерархичность, системообразующий фактор, множественность описания) позволяет утверждать, что данная система отвечает всем признакам целостной, динамической, управляемой системы.

6. Методическая система развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению представлена находящимися в связях друг с другом и образующими единство структурными компонентами: целеполагающим (цель, задачи) — содержательным (содержание учебно-коммуникативных ситуаций, программа спецпрактикума, содержание дисциплин, разделы которых направлены на развитие способности к профессиональному общению) — процессуальным (стадии развития способностей к профессиональному общению, методика организации учебно-коммуникативной деятельности студентов) — контрольно-оценочным (показатели развития способности к профессиональному общению, уровни развития, диагностические процедуры) — результативным (результат, коррекция).

7. Зафиксированная в экспериментальной работе положительная динамика уровня развития способности студентов технических специальностей к профессиональному общению свидетельствует об эффективности предложенной методической системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Ч. Развитие коммуникативных способностей политических лидеров. Автореф. на соиск.канд.психол.наук. М., 1995. 19 с.
  2. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л., 1969, — 339 с.
  3. , А. Дифференциальная психология / А. Анастази // Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С.8−14.
  4. , Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности / Г. М. Андреева.- М.: Изд-во МГУ, 1987.- 301 с.
  5. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. -М.: Аспект Пресс, 1996. 376 с.
  6. , С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974.- 380 с.
  7. , Е.Д. Развитие научно-методической деятельности учителя инновационной школы: дисс. на соиск. степени канд.пед.наук. Оренбург, 2004. — 206 с.
  8. , А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 176 с.
  9. , Г. С. Неисчерпаемые возможности и границы применения категории деятельности / Г. С. Батищев // Деятельность: теория, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 1990. С.22−34.
  10. , В.А. Философия образования личности: дея-тельностный аспект. Монография / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
  11. , И.Д. Инженерная компетентность специалиста: теория и практика формирования. Монография / И. Д. Белоновская. М.: Зао «Дом педагогики», 2005. — 241 с.
  12. , Б.И. Психодиагностика профессионально важных качеств и профотбор диспетчеров // Вестник Московского университета. 1998. — Сер. 14. — № 3. — С. 79 — 94.
  13. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  14. , М.Р. Социальная психология: Наука, практика и образ мыслей / М. Р. Битянова. М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2001. — 245 с.
  15. , Н.Н. Учебник немецкого языка для технических университетов и вузов: учеб. — 2-е изд / Н. Н. Богданова, Е. Л. Семенова. М: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2006. — 448 с.
  16. , А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М.: Просвещение, 1982. — 199 с.
  17. , А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
  18. , А.А. Проецирование и взаимодействие в общении / А. А. Бодалев // Педагогика. 1994, — № 1. — С.5 — 11.
  19. , А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения / А. А. Бодалев // Сов.педагогика. — 1990. № 12. — С.65−71.
  20. , А.А. Психология о личности / А. А. Бодалев. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 187 с.
  21. , В.А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров. М.: ПЕРСЭ, 2001. — 1 16 с.
  22. , А.К. Психология времени в межличностных отношениях / А. К. Болотова. М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. — 120 с.
  23. , Н.В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А.А. Ре-ан. Санкт-Петербург «Питер» — Москва — Харьков — Минск, 2000. — 299с.
  24. , Н.Ф. Бизнес-курс немецкого языка / Н.Ф. Бори-ско. Киев: Изд-во «Запов1т», 1996. — 319 с.
  25. , Е.Е. Формирование межкультурных коммуникаций умений будущих учителей: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Е. Боровикова. Челябинск, 1996. — 21 с.
  26. , Г. В. Психология делового общения: уч. пособие / Г. В. Бороздина. М.: ИНФРА, 1999. — 224 с.
  27. , Н.Г. Современная система управления предприятием (учебно-практическое пособие) / Н. Г. Васильченко. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2003. — 320 с.
  28. , А.А. Актиное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высш.шк., 1991. — 207 с.
  29. , А.А. Деловая игра как метод активного обучения / А. А. Вербицкий // Совр. высш. школа. 1982. — № 3. -С. 129−141.
  30. , М. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика / М. Вудкок, Д. Френсис- пер. с англ. М.: Изд-во «Дело», 1991. — 320 с.
  31. , Дж. Круден. Зарубежный опыт управления персоналом / Герберт Дж. Круден, Артур У. Шерман- пер. с англ. — М.: Изд-во ИПКгосслужбы, 2001. 147 с.
  32. , М.А. Обучение коммуникативным умениям студентов гуманитарно-технологического вуза: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. А. Гоголева. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2005. — 23 с.
  33. , Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э. А. Голубева. Дубна: «Феникс+», 2005. — 512 с.
  34. , В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий / В. В. Горанчук. — СПб.: Издательский Дом «Нева" — М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003. 288 с.
  35. , Т.А. Концептуальные основы обучения иностранному языку делового общения: Межвузовский сборник научных трудов / Т. А. Горева // Коммуникативное обучение иностранным языкам: межвуз. сб. науч. трудов. — Пермь. — 1998. С. 49 — 57.
  36. Горчакова-Сибирская, М. П. От методики обучения к педагогической технологии / М.П. Горчакова-Сибирская // Профессиональное образование. — 2000. — № 6. — С. 13−14.
  37. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 650 900 «Электроэнергетика». — М.: 2000.
  38. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 654 500 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии». — М.: 2000.
  39. , Н.Н. Психология инженерного труда: учеб. пособие / Н. Н. Грачев М.: Высш.шк., 1998. — 333с.
  40. , B.C. Культура педагогического общения: книга для учителя / B.C. Грехнев. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 1 14 с.
  41. , М. Мастерство это технология плюс творчество / М. Громкова // Высшее образование в России. — 2001. — № 6. — С. 43−51.
  42. , О.Н. Использование ролевых игровых ситуаций при формировании коммуникативных умений: автореф. дис.. канд.пед.наук / О. Н. Гурьянова. М., 1999. — 19 с.
  43. , С. Информационные технологии в подготовке инженера / С. Дворецкий, В. Таров, Е. Муратова // Высшее образование в России. 2001. — № 3. — С.131−135.
  44. , В.Г. Деловое общение руководителя / В. Г. Деркаченко. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. -368 с.
  45. , А.В. Воспитателю о психологии общения / А. В. Добрович. М.: Просвещение, 1987. — с.32.
  46. , В.М. Профессиональное общение педагогов как средство повышения их квалификации: автореф. дис. канд.пед.наук / В. М. Дрофа. Оренбург, 1999. — 19 с.
  47. , В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
  48. , Б.А. Психология типов личности, народов и эпох / Б. А. Душков. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 736 с.
  49. , Б.А. Индустриально-педагогическая психология (труд, организация, управление): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Б. А. Душков. — М.: Просвещение, 1981. 208 с.
  50. , С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. — 189с.
  51. , Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, JI.A. Петровская, П. В. Растяников. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 96 с.
  52. , И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя / И. И. Зарецкая. М.: Сентябрь, 2002. — 160 с.
  53. , Б.З. Ситуационное обучение управленческим дисциплинам : учебное пособие / Б. З. Зельдович М.: Изд-во «Экзамен», 2008. — 542 с.
  54. , В. И. О принципах и закономерностях адаптации студентов к профессиональной деятельности / В. И. Земцова // Вестник Оренбургского государственного университета. -2000. № 1.- С.16−23.
  55. , В. И. Комплекс учебно-методических задач: содержательная основа подготовки учителя физики / В. И. Земцова // Наука и школа. 2000. — № 5.- С. 14−17.
  56. , В. И. Применение комплекса учебно-методических задач в профессиональной подготовке учителя физики: методические рекомендации к курсу «Теория и методика обучения физике» / В. И. Земцова. Орск: Изд-во ОГТИ, 2004. — 16 с.
  57. , В.И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода: Монография / В. И. Земцова. М.: Компания Спутник+, 2008. — 208 с.
  58. , В.И. Функционально-деятельностный подход в профессиональной подготовке учителя: материалы всероссийской науч.-практ. конференции / В. И. Земцова. Челябинск: ЧГПУ, 2004. — С. 79−81.
  59. , И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001. — 384 с.
  60. , С.П. Мир личности: контуры и реальность / С. П. Иванов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 160 с.
  61. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
  62. , М.С. Мир общения / М. С. Каган. М., 1988. — 134с.
  63. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 141 с.
  64. , А.В. К ценностям саморазвития / А.В. Кирья-кова // Модернизация профессионального педагогического образования: сб. научных трудов. Оренбург: ГОУ «Оренбургский госуниверситет», 2002. — С.3−5.
  65. , М.В. Корпоративный тренинг от, А до Я: науч.-практ. пособие / М. В. Кларин. М.: Дело, 2000. — 224 с.
  66. , Е.А. Введение в психологию труда: уч. пособие / Е. А. Климов.- М.: Моск. унив-т, 1988. 198 с.
  67. , Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224с.
  68. , Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-н-Дон: Феникс, 1996.- 512 с.
  69. , А.Г. Психические особенности человека / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Л.: ЛГУ, 1960. — Т.2: Способности. — 304 с.
  70. , А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А. Г. Ковалев. М.: Политиздат, 1978. -279 с.
  71. , Г. А. «Активное социальное обучение» как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: дис.. канд. психол. наук / Г. А. Ковалев. — М., 1980. 165 с.
  72. , Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Код-жаспирова, А. Ю. Коджаспирова. Москва: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
  73. , А.Н. Психология делового преуспевания / А. Н. Колесников. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 304 с.
  74. , Л.В. Теоретические основы воспитания нравственно-психологической готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности: автореф. дис.. канд.пед.наук / Л. В. Кондрашова. М., 1989. — 18 с.
  75. , М.В. Развитие педагогического творческого потенциала студентов в процессе решения ими коммуникативных задач: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Корепанова. -Волгоград, 1994. 18 с.
  76. , И. Инженерное дело в России / И. Корнилов // Высшее образование в России. 1998. — № 4. — С. 8−10.
  77. , Д. Обучение методом конкретной ситуации в России / Д. Коултер // Менеджмент. 1995. — № 1. — С. 8−13.
  78. , В.Ю. Если вы — руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / В. Ю. Кричевский. М.: Дело, 1993. — 352 с.
  79. , В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1976. 303с.
  80. , В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учебное пособие В. Г. Крысько. — СПб.: Питер, 2006. 254с.
  81. , Е.А. Педагогические задачи в курсе филисофии как фактор профессиональной направленности обучения в педвузе: автореф. дис.. канд.пед.наук / Е. А. Крюкова. Волгоград, 1996. — 19 с.
  82. , А.Н. Проблемы речевой деятельности в педагогическом процессе: учебное пособие к спецкурсу / А. Н. Ксенофонтова. Оренбург, 1995. — 125 с.
  83. , В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 176 с.
  84. , Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. — М.: Педагогика, 1985. 196 с.
  85. , В.И. Стратегия делового успеха: учебное пособие для студентов вузов / В. И. Курбатов. Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1995. — 416 с.
  86. , Н.Д. Практический менеджмент / Н. Д. Ладанов. М.: Элник, 1995. — 491с.
  87. , B.C. Методика профессионального обучения: производственное обучение: уч.-практ. пособие / B.C. Леднев.— М. 2001. — 120 с.
  88. , А.А. Психологические проблемы массовой коммуникации / А. А. Леонтьев. М. — 1974. — 509 с.
  89. , А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. -М.: «Смысл», 1997. 365 с.
  90. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  91. , Л.Ф. Психология и этика деловых отношений: учебное пособие для экономистов / Л. Ф. Лисенкова. — М.: Институт практической психологии, 1998. 336 с.
  92. , Б.В. Основы инженерной деятельности: курс лекций / Б. В. Литвинов. М.: Машиностроение, 2005. — 288 с.
  93. , А.А. Основы профессионально-педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. А. Лобанов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. -192 с.
  94. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 350 с.
  95. , Л.И. Управление организацией: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации"/Л.И. Лукичева // под ред. Ю. П. Анискина. М.: Омега-Л, 2006. — 360 с.
  96. , М.И. Обучение персонала как конкурентное преимущество / М. И. Магура, М. Б. Курбатова. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004. — 216 с.
  97. , М.И. Современные персонал-технологии / М. И. Магура, М. Б. Курбатова. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. — 388 с.
  98. , Н. Проектирование системы формирования профессионально важных качеств инженера в системе непрерывного образования / Н. Маливанов // «Alma mater» («Вестник высшей школы»). — 2005. № 1. — С.52−53.
  99. , П.А. Управление персоналом / П. А. Малуев, Ю. Е. Мелихов. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2005. 184 с.
  100. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: РАГС, 1996. — 170 с.
  101. , А. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация / А. Масленников // Директор школы. 2004. — № 7. — С.50−55.
  102. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 207с.
  103. , А. К. Педагогическая риторика: история и теория: учеб. пособие для студ. пед. университетов и институтов А. К. Михальская. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. 432 с.
  104. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие / под ред. Е. Б. Моргунова. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. 464 с.
  105. , Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение / Е. Б. Моргунов. — М.: «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. 264 с.
  106. , Е.Б. Модели и методы управления персоналом: российско-британское учебное пособие / Е. Б. Моргунов. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. — 464 с.
  107. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие / А. В. Мудрик. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
  108. , А.В. Время поисков и решений / А. В. Мудрик. М., 1990, — 187 с.
  109. , С.А., Соловьева, А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении Серия «Среднее профессиональное образование» С. А. Мухина, А. А. Соловьева. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. — 384 с.
  110. , М. Технологичность обучения в начальном образовании / М. Нарушевич // Учитель. 2003. — № 1. С. 50.
  111. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ, пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. Минск.: Высш.шк., 1998. — 522 с.
  112. , Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: пособие для уч-ся / Р. С. Немов. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
  113. , Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. М.: Просвещение. — ВЛАДОС, 1995.- 512 с.
  114. , A.M. Методология A.M. Новиков, Д.А. Новиков. М.: СИНТЕГ, 2007. — 668 с.
  115. , С.И. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 1993. — 960 с.
  116. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
  117. Основы инженерной психологии: учеб. пособие / под ред. Б. Ф. Ломова. М.: «Высшая школа», 1977. — 335 с.
  118. Основы теории коммуникации: учебник / под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2005. — 615 с.
  119. , В.Н. Искусство управлять собой: практическое руководство / В. Н. Панкратова. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 256 с.
  120. , А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие / А. П. Панфилова. -СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2005. 495 с.
  121. , А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала / А. П. Панфилова. СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. — 536 с.
  122. , А.П. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
  123. , Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971. — 351 с.
  124. , JI.A. Речевая ситуация как способ индивидуализации обучения студентов иностранному языку: автореф. дис.. канд.пед.наук / JI.A. Пасечная. Оренбург, 2002. — 18 с.
  125. , Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация) / Е. И. Пассов, JI.B. Кибирева, Э. Колларова. СПб: Изд-во Златоуст, 2007. — 200 с.
  126. , Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1991. -223 с.
  127. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 544 с.
  128. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. Пидкасисто-го П.И. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 640 с.
  129. Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации: учеб. пособие / под общ.ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2005. — 161 с.
  130. , А.В. Личность, деятельность, коллектив / А. В. Петровский. М., 1982. — 255 с.
  131. , А.В. Основы теоретической психологии: учеб. пособие / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИН-ФРА — М, 1999. — 528 с.
  132. , В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник / В. Я. Платов. М.: Профиздат, 1991. -192 с.
  133. , К.К. Проблема способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1975. — 312 с.
  134. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  135. Практикум по инженерной психологии и эргономике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. К. Сергиенко, В. А. Бодров, Ю. Э. Писаренко и др.- под ред. Ю. К. Стрелкова. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 400 с.
  136. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В.К. Гер-бачевский и др.- под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2001. — 560 с.
  137. Практическая психология для менеджеров / под.ред. М. К. Тутушкина. М.: Информационно-изд. дом «Филинъ», 1996. — 368 с.
  138. , А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников: автореф. дис — д-ра пед. наук / А. С. Прутченков. М., 1997. — 36 с.
  139. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 198 1. — 232с.
  140. Психологические тесты. / под ред. А. А. Карелина. М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. — Т.2. — 247 с.
  141. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  142. Рай, Л. Упражнения: схемы и стратегии/ Л.Рай. СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
  143. , Н. Управленческая коммуникация как основа успешной деятельности руководителя / Н. Рождественская // Народное образование. — 2001. № 1. — С. 45−57.
  144. , Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. СПб.: Питер, 2006. — 464с.
  145. Российский менеджмент: учебные конкретные ситуации / под ред. А. М. Зобова, Б. Н. Киселева, М., 1998. 195с.
  146. , C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т.2. — 322 с.
  147. , Е.В. Социальная психология: курс лекций / Е. В. Руденский. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — 224 с.
  148. , B.C. Психология человека: учебник / B.C. Саб-лин, С. П. Слаква. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. — 744 с.
  149. Сазонова, 3. Инженерное образование в третьем тысячелетии / З. Сазонова // Высшее образование в России. 2006. — № 1. — С.36−40.
  150. , Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании / Н. В. Самоукина. М.: Народное образование, 1996. -112 с.
  151. , Г. К. Технологический подход в образовании / Г. К. Селевко // Школьные технологии. 2004. — № 4. — С.22−34.
  152. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 240 с.
  153. , В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152с.
  154. Сластенин, В. А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / под ред.В. А. Сластенина. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 4.1. — 288 с.
  155. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Киев: Наук. Думка, 1989. — 200 с.
  156. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов / С. Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  157. Современный словарь иностранных слов: 4-е изд. М.: Рус.яз. 2001. — 742 с.
  158. , М.И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения / М. И. Станкин. М.: Московский психолого-социальный институт — Флинта, 1998. — 368 с.
  159. , М.И. Психология управления. Практическое пособие / М. И. Станкин. — М., «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. 344 с.
  160. , Э.Е. Как управлять персоналом / Э. Е. Старобинский. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. — 384 с.
  161. , Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Ю. К. Стрелков. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 360с.
  162. , Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности / Г. В. Суходольский. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.- 120 с.
  163. , В. Модель инженера-строителя: компетентност-ный подход / В. Сучков, В. Иванов // Высшее образование в России 2006. — № 12. — С. 110−115.
  164. , Б.М. Избранные труды: В 2 т / Б. М. Теплов. — М.: Педагогика, 1985. Т.1. 328 с.
  165. , Ю.П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: дис.. д-ра психол. наук: / Ю. П. Тимофеев.- М., 1994. 347 с.
  166. , В.А. Современная психология труда: учебное пособие / В. А. Толочек. СПб.: Питер, 2006. — 479 с.
  167. , В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учебное пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 280 с.
  168. , П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. И. Третьяков. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 368 с.
  169. , П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии / П. И. Третьяков. ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2004. — 568 с.
  170. , О.Г. Социальная психология: конспект лекций / О. Г. Филатова. СПб.: Изд-во В. М. Михайлова, 2000. -305 с.
  171. , А.В. Работа с кадрами: психологический аспект / А. В. Филиппов. М.: Экономика, 1990. — 168 с.
  172. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина.- М.: Политиздат, 1963.- 554 с.
  173. , JI.M. Психологический справочник учителя / JI.M. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  174. , Т.В. Формирование коммуникативных способностей у менеджеров социально-культурной сферы в процессе психолого-педагогической подготовки в вузе культуры: дис. канд. пед. наук: / Т. В. Христидис. М., 1995 — 158 с.
  175. , Л.И. Деловое общение: учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Чернышова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 415 с.
  176. Чучалин, А.», Боев, О. Требования к компетенциям выпускников инженерных программ / А. Чучалин, О. Боев // Высшее образование в России — 2007. № 9 — С. 25—29.
  177. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. — М.: Изд-во Корпорация «Логос», 1994. 320с.
  178. , В.Д. Способности человека / В. Д. Шадриков.- М. Воронеж: Изд-во «Ин-т практич. психологии»: НПО «МОДЭК», 1997. — 288с.
  179. , Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 384 с.
  180. , В.Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О.В. Шапарь- под общ.ред. В. Б. Шапаря.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 808 с.
  181. , С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие / С. В. Шекшня. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. — 368 с.
  182. , Н.И. Техника педагогического общения / Н. И. Шелихова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 128 с.
  183. , В.М. Имиджеология: Секреты личного обаяния / В. М. Шепель. М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 1997. — 382 с.
  184. , В.М. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие / В. М. Шепель. М.: Гардарики, 2004. — 352 с.
  185. , В.М. Управленческая этика / В. М. Шепель. -М.: Экономика, 1989. 284 с.
  186. , В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В. М. Шепель. М.: Народное образование, 1999. — 432 с.
  187. , Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студ.пед.вузов / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 288 с.
  188. , А.Д. Педагогические условия развития профессиональной общительности студентов университета: автореф. дис. канд. пед. наук: / А. Д. Щербов. — Челябинск: ЧГУ.— 1996. — 29 с.
  189. Энциклопедия профессионального образования в 3-х томах. Т.1. А-Л / под ред. С .Я. Батышева. — М.: АПО, 1999. -568с.
  190. Энциклопедия профессионального образования в 3-х томах. Т.З. Р — Я / под ред. С. Я. Батышева. — М.: АПО, 1999. -488 с.
  191. Энциклопедия психологических тестов: темперамент, познавательные процессы. — М.: Изд-во ACT, 1997. 256 с.
  192. Anastasi A. Differential Psychology. Third Edition. N-Y., 1958.
  193. Eugen N. Miller. Technik. Uljanowsk: GmbH «Sprache und Literatur», 2004. 424 S.
  194. Piepho, H.E. Das Rollenspiel//Zielsprache Englisch. -1977. В 4. — S. 13 — 14.
  195. Radcliffe D.F. Global Challenges Facing Engineering Education: Opportunities for Innovation // 35th International IGIP Symposium. Book of Abstracts. Tallinn, 2006. 127 p.
  196. Thrayer, L. Communication and Communication Systems. Homewood. 1968. 320 p.
  197. Voit, Jochen. Luge. In: Markt. Deutsch fur den Beruf. Ma-terialien aus der Presse. Goethe Institut Inter Nationes, Nr.25/2002, S. 20.
Заполнить форму текущей работой