Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессиональный психологический отбор в суворовские военные училища и кадетские корпуса Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение данных проблем осложняется тем, что до настоящего времени глубокие, фундаментальные научные исследования особенностей ранней адаптации подростков к условиям военно-профессиональной деятельности, их жизни в военно-учебном заведении закрытого типа при современной социально-экономической ситуации не проводились, а также отсутствием системы и единого методологического подхода к осуществлению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ литературы по проблеме
    • 1. 1. Современное состояние профессионального психологического отбора юношей в суворовские военные училища и кадетские корпуса
    • 1. 2. Особенности физиологического и психологического развития в подростковом и раннем юношеском возрасте
    • 1. 3. Теоретические и методические основы психодиагностики способностей, определяющие успешность обучения
  • Глава 2. Организация, методы, объем исследований и их обоснование
    • 2. 1. Организация исследования по проблеме
    • 2. 2. Объем социальной выборки и общая характеристика обследуемых
    • 2. 3. Характеристика психодиагностических методов, используемых в исследовании и их обоснование
    • 2. 4. Методы математико-статистической обработки данных и проверка психодиагностических методик
  • Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
    • 3. 1. Общая характеристика результатов исследования
    • 3. 2. Динамика психологических характеристик современного подростка и его готовности к военно-профессиональному обучению
    • 3. 3. Взаимосвязь общего интеллектуального развития воспитанников СБУ (КК) с успешностью военно-профессионального обучения
    • 3. 4. Взаимосвязь личностных особенностей воспитанников СБУ (КК) с успешностью обучения и военно-профессиональной адаптацией
    • 3. 5. Обоснованность и прогностичность различных групп методов профессионального психологического отбора, используемых в СБУ (КК)

Профессиональный психологический отбор в суворовские военные училища и кадетские корпуса Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Актуальность проблемы совершенствования системы профессионального психологического отбора (ППО) юношей, для обучения в суворовских военных училищах (СВУ) и кадетских корпусах (КК), обусловлена рядом негативных социально-экономических тенденций, отмечаемых в последнее время. Падение престижа Вооруженных Сил и воинской службы в глазах общества, отсутствие социальной защищенности военнослужащих привело к снижению интереса молодежи к военной службе. Как следствие, усиливается отток офицеров из армии, особенно молодых в возрасте до 30 летснизился конкурс среди поступающих в военные учебные заведения и, в первую очередь, на специальности командного и инженерно-технического профиля. Вместе с тем, возрос уровень отчис-ляемости курсантов из ВВУЗов страны (до 40%). Все это определяет необходимость реформирования системы военного образования, военно-профессиональной подготовки и комплектования ВС РФ.

В условиях сокращения ВС и повышения требований к уровню профессиональной подготовки военных кадров, система довузовского военного обучения, со временем, должна стать основной для комплектования ВВУЗов России. Поэтому довузовская военная подготовка должна рассматриваться как неотъемлемая составная часть современной системы непрерывной, поэтапной подготовки офицерских кадров. В связи с чем, на первый план выдвигается проблема профессионального отбора и всестороннего изучения личности кандидата на военно-профессиональное обучение.

В настоящее время в России развертывается новая система довузовской военной подготовки, включающая суворовские (нахимовские, музыкальные) военные училища, кадетские корпуса различного профиля и ведомственной подчиненности, военные (военно-технические) лицеи, кадетские и специализированные классы в общеобразовательных заведениях. Уже сегодня в Российской Федерации создано более двух десятков кадетских корпусов и кадетских классов, в ряде которых обучение начинается с 11−12 лет, что выдвигает ряд дополнительных сложных проблем, связанных с учетом особенностей развития не только юношеского, но и подросткового возраста. Другая проблема данной системы обучения состоит в том, как совместить суровые и жесткие рамки специализированного учебного заведения, его повышенные требования, физические и пси-хо-эмоциональные нагрузки с особенностями подросткового и раннего юношеского возраста. А также, какими обоснованными научно-методическими критериями руководствоваться при профессиональном психологическом отборе подростков (юношей) в эти учебные заведения.

Решение данных проблем осложняется тем, что до настоящего времени глубокие, фундаментальные научные исследования особенностей ранней адаптации подростков к условиям военно-профессиональной деятельности, их жизни в военно-учебном заведении закрытого типа при современной социально-экономической ситуации не проводились, а также отсутствием системы и единого методологического подхода к осуществлению процедур ППО, отсутствием необходимых руководящих документов по организации и проведению профотбора в СВУ (КК) России. В тоже время, с учетом имеющегося к настоящему времени многолетнего экспериментального опыта, представляется возможным создание единой системы профотбора в СВУ (КК) на основе использования базового комплекса психодиагностических методик, учитывающего особенности и специфику общеобразовательных военно-учебных заведений.

Этим характеризуется актуальность представленной работы, которая также вписывается в тематику комплексного исследования, заказанного Управлением военного образования Сухопутных войск и Главным военно-медицинским управлением МО РФ и проводимого Военно-медицинской академией на тему: «Психологическое и психофизиологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в СБУ (КК) РФ» (1996;1998).

Таким образом, недостаточная методологическая и практическая разработка существующих проблем, необходимость дальнейшего совершенствования существующей системы профотбора в СВУ (КК) РФ в соответствие с требованиями современного этапа развития военного дела, определили выбор темы диссертационного исследования.

Цель исследования.

Совершенствование профессионального психологического отбора в СБУ (КК) как начального этапа единой системы профотбора в ВВУЗы МО РФ.

Основные задачи исследования.

1. Изучить динамику психологических характеристик современных подростков и их готовность к военно-профессиональному обучению.

2. Исследовать взаимосвязь общих способностей и личностных характеристик воспитанников СВУ (КК) с успешностью их обучения и военно-профессиональной адаптацией.

3. Разработать базовый комплекс психодиагностических методик, позволяющий прогнозировать успешность обучения и адаптации подростков к условиям военно-профессионального обучения в СВУ (КК).

4. Разработать диагностические критерии уровня развития общих способностей с учетом возрастных особенностей воспитанников СВУ (КК).

Научная новизна.

Предложены новые принципиальные подходы по совершенствованию системы ППО в СВУ (КК). В основе которых лежит обеспечение системности, этапности и преемственности в изучении психологических характеристик кандидатов на военно-профессиональное обучение.

Выявлены особенности динамики отдельных психологических характеристик воспитанников СВУ (КК) в сравнении с учащимися общеобразовательных школ, гимназий за период 1986;1997 г. г. Установлено снижение абсолютных показателей в уровне физического, интеллектуального развития, нервно-психической устойчивости и адаптационных способностей подростков.

Выявлена взаимосвязь успешности обучения и служебной деятельности воспитанников СВУ (КК) с уровнем развития их интеллектуальных и адаптационных способностей.

Практическая значимость.

Доказана возможность и необходимость создания единой системы профессионального психологического отбора в СБУ (КК) РФ как начального этапа профотбора в ВВУЗы МО РФ на основе оценки уровня общего интеллектуального развития, адаптационных способностей и военно-профессиональной направленности кандидата на обучение.

Разработан и апробирован базовый комплекс методов психодиагностики общих способностей и военно-профессиональной направленности кандидатов на обучение в СБУ (КК). Показана его высокая про-гностичность, надежность и валидность при решении задач профотбора в СБУ (КК) и возможность использования при психологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса.

Разработаны диагностические критерии, с учетом возрастных особенностей воспитанников СБУ (КК), и алгоритм вынесения итогового заключения о пригодности кандидата к военно-профессиональному обучению.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Профессиональный психологический отбор в СВУ (КК) должен рассматриваться как первоначальный этап современной системы непрерывной, поэтапной подготовки офицерских кадров. Его психодиагностический инструментарий должен обеспечить преемственность в изучении социально-психологических характеристик личности на последующем этапе обучения в ВВУЗах МО РФ.

2. Уровень развития общих способностей и психологические особенности личности подростка, поступающего в СВУ (КК), имеют большое значение для успешной его адаптации и сохранения здоровья в процессе военно-профессионального обучения. К числу наиболее значимых личностных качеств, определяющих успешность военно-профессионального обучения и нормальное психическое развитие относятся: уровень общего интеллектуального развития, адаптационные способности и выраженность военно-профессиональной направленности, устойчивость мотивации подростка.

3. Разработанный комплекс психодиагностических методик по оценке уровня развития общих способностей и военно-профессиональной направленности является базовым элементом создания единой системы профессионального психологического отбора подростков (юношей) в СВУ (КК). Данный психодиагностический комплекс учитывает особенности возрастного развития, специфику военно-профессионального обучения и обеспечивает преемственность при изучении психологических характеристик воспитанников СВУ (КК) в процессе их дальнейшего военно-профессионального самоопределения.

Апробация и практическая реализация работы.

Основные положения диссертационной работы реализованы во Временном руководстве «О порядке организации и проведении профессионального психологического отбора юношей для обучения в Суворовских военных училищах и кадетских корпусах Российской Федерации» (1998) — практических рекомендациях и методических разработках по психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса в Санкт-Петербургском СБУ и КРАК, школах и гимназиях.

Отдельные положения работы представлены в докладе на учебно-методическом сборе начальников суворовских военных училищ Российской Федерации (ноябрь 1997 г.), в докладах на двух международных научно-практических конференциях Санкт-Петербургской академии МВД России (март и июль 1997 г.). Результаты исследований рассматривались на заседании секции Российского общества физиологов (апрель 1997).

выводы.

1. Уровень развития общих способностей и психологические особенности личности подростка, поступающего в СВУ (КК), имеют большое значение для его успешной адаптации к условиям военно-профессионального обучения. К числу профессионально значимых качеств относятся: достаточный уровень физического, общего интеллектуального развития, наличие адаптационных способностей, выраженность военно-профессиональной направленности и устойчивость мотивации выбора будущей профессии подростком.

Выявлена достоверная взаимосвязь уровня развития познавательных психических процессов и адаптивных способностей с успешностью обучения и служебной деятельностью воспитанников СВУ (КК). Установлено, что уровень развития общих способностей является определяющим в успешности обучения и военно-профессиональной адаптации подростка (юноши) к условиям военного обучения.

2. В динамике общего интеллектуального развития, характеристик личности и мотивационной сферы современных подростков (юношей) выявлены негативные тенденции, требующие учета при проведении мероприятий профотбора в СВУ (КК). Отмечено снижение общего уровня интеллектуального развития среди учащихся школ, гимназий с 6,9 до 6,3 баллов и среди воспитанников СВУ (КК) до 5,94 баллов. Существенно снизились адаптационные возможности подростков: у 66% школьников и 37% суворовцев и кадет, наблюдается снижение адаптационных характеристик и преобладание разнообразных акцентуаций.

Отмечено снижение мотивации к военно-профессиональной деятельности, что отражается в уменьшении числа желающих продолжить обучение по командно-инженерному профилю и увеличение количества (более 50%) желающих получить специальность связанную с обеспечивающим профилем деятельности.

3. Разработанный комплекс психодиагностических методик по оценке уровня развития общих способностей и военно-профессиональной направленности позволяет на более высоком достоверно значимом уровне дифференцировать воспитанников по группам профпригодности и прогнозировать эффективность дальнейшего обучения в СВУ (КК). Данный психодиагностический комплекс может быть рекомендован в качестве базового элемента создания единой системы профессионального психологического отбора подростков (юношей) в СВУ (КК). Он учитывает особенности возрастного развития, специфику военно-профессионального обучения и обеспечивает преемственность при изучении психологических характеристик воспитанников СВУ (КК) в процессе их дальнейшего военно-профессионального самоопределения. Прогностич-ность психодиагностического комплекса составляет для 1 и 2 группы профпригодности до 78%, для 4 группы до 65%).

4. Система профессионального психологического отбора подростков (юношей) в СВУ (КК) должна рассматривать как первоначальный этап системы подготовки офицерских кадров, обеспечивающий преемственность последующих этапов в подготовке офицеров, изучение и учет психологических особенностей юношей в процессе их военно-профессионального обучения и дальнейшей специализации.

Профессиональный психологический отбор в СВУ (КК), в качестве начального этапа, должен быть нацелен, в первую очередь, на диагностику у подростка (юноши) общих способностей: уровня интеллектуального развития, адаптационных возможностей и военно-профессиональной направленности.

5. Выявленные негативные тенденции в ряде психологических характеристик современных подростков требуют не только разработки эффективных мероприятий профотбора в СВУ (КК), что было осуществлено в данном исследовании, но и проведения целенаправленной работы по психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса, психокоррекционных мероприятий с подростками (юношами), испытывающими затруднения в социально-психологической и профессиональной адаптации, а также совершенствования всей системы довузовского военно-профессионального образования: организационно-штатной структуры, профотбора, учебно-воспитательного процесса, его психологического и материально-технического обеспечения, создания психологической службы СВУ (КК).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию комплексного психодиагностического блока в процедурах профотбора в суворовские военные училища и кадетские корпуса Российской Федерации.

Профессиональный психологический отбор в СВУ (КК) Российской Федерации — это комплекс мероприятий, направленный на обеспечение качественного комплектования общеобразовательных военно-учебных заведений юношами, обладающими психологическими качествами и свойствами личности, которые соответствуют требованиям раннего военно-профессионального обучения, военно-профессионального самоопределения и последующей военно-профессиональной деятельности.

Профессиональный психологический отбор является частью военно-профессионального отбора, включающего также оценку состояния здоровья и физической подготовки.

Профессиональный психологический отбор юношей, рассматриваемых в качестве кандидатов для обучения в СВУ (КК) РФ, состоит из социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования и включает в себя оценку общего уровня развития познавательных психических процессов, оценку адаптационного потенциала личности и нервно-психической устойчивости, а также изучение военно-профессиональной направленности кандидатов.

Психологическое обследование, в соответствие с основными задачами возлагаемыми на СВУ (КК), предполагает, преимущественно, оценку уровня развития общих способностей юноши, который определяет вероятность успешного обучения кандидата в СВУ (КК) и является базой для эффективного формирования профессионально важных качеств в процессе дальнейшего военного обучения и профессиональной деятельности. Требования, предъявляемые к уровню развития общих способностей кандидата, определяются спецификой раннего военно-профессионального обучения и самоопределения.

При проведении профессионального психологического отбора в общеобразовательные военно-учебные заведения, суждение об уровне развития общих способностей личности кандидатов формируется на основе характеристик развития основных познавательных психических процессов (уровень общего интеллектуального развития) и адаптационного потенциала личности.

Уровень общего интеллектуального развития является одной из основных характеристик психического развития личности и определяет возможность успешного обучения юноши в военно-учебном заведении.

Адаптационный потенциал личности (ЛАП) — это устойчивая характеристика развития адаптационных способностей индивида, которая является одним из интегральных показателей психического развития личности и во многом определяет эффективность процесса адаптации. Основными слагаемыми ЛАП являются: поведенческая регуляция и нервно-психическая устойчивостькоммуникативные способностиморальная нормативность.

Социально-психологическое изучение юношей, поступающих в СВУ (КК) предполагает анализ основных мотивов деятельности, изучение общей военно-профессиональной направленности, а также оценку развития социально-психологических характеристик личности кандидата, необходимых для успешного раннего военно-профессионального самоопределения и становления.

Итоговое заключение о профессиональной психологической пригодности кандидатов для обучения в СВУ (КК) носит юридический характер и обязательно учитывается при вынесении решения о зачислении кандидата в военно-учебное заведение. Юноши, которые по итогам профессионального психологического отбора были отнесены к группе не пригодных к обучению", к зачислению в СВУ (КК) не рекомендуются.

В исключительных случаях, решение об изменении группы профессиональной психологической пригодности юношей, не прошедших ППО, и их допуске к обучению выносится лично начальником СВУ (КК). Решение о зачислении в военно-учебное заведение юношей, не прошедших ППО, должно юридически оформляться отдельным приказом начальника СВУ (КК).

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений:

— рекомендуется в первую очередь — первая категория профессиональной пригодности (полностью соответствует требованиям успешного военно-профессионального обучения);

— рекомендуется — вторая категория профессиональной пригодности (в основном соответствует требованиям успешного военно-профессионального обучения);

— рекомендуется условно — третья категория профессиональной пригодности (минимально соответствует требованиям военно-профессионального обучения);

— не рекомендуется — четвертая категория профессиональной пригодности (не соответствует требованиям военно-профессионального обучения).

Юноши, которые по результатам обследования показали соответствие третьей категории подлежат зачислению в СВУ (КК) при наличии вакантных мест. Юноши, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности к обучению в военно-учебном заведении не ре-комедуются.

Психологические методики, составляющие содержание профессионального психологического отбора кандидатов для обучения в СВУ (КК) РФ, делятся на два структурных блока: блок общих способностейблок мотивации и военно-профессиональной направленности личности (ВПН).

Итоговое заключение о профессиональной психологической пригодности юноши к военно-профессиональному обучению в СВУ (КК) выносится на основании его показателей по указанным структурным блокам. Для вынесение итогового суждения о профессиональной пригодности необходимо определить группу ППО по каждому из структурных блоков, после чего определяется общая группа ППО.

Блок общих способностей предназначен для оценки уровня общего интеллектуального развития (ОИР), а также адаптационных способностей и нервно-психической устойчивости (личностный адаптационный потенциал (ЛАП).

Блок общих способностей составляют методики: «Батарея интеллектуальных тестов» и тест Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» .

Итоговая группа профпригодности по всему блоку общих способностей определяется по результатам выполнения методик ОИР и МЛО (Таблица 29).

Блок общих способностей и методики, которые его составляют, рекомендуется в качестве обязательного для выполнения во всех СВУ (КК) Российской Федерации независимо от профиля военно-учебного заведения.

Блок социально-психологического изучения (мотивации и военно-профессиональной направленности), также является обязательным структурным элементом процедур профессионального психологического отбора. В тоже время, методики по социально-психологическому изучению личности являются рекомендуемыми и в каждом конкретном случае зависят от специфики учебного заведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация.- М.: Медицина, 1976.-272 с.
  2. Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей к школе.- В кн.: Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха.- М., 1983.-С. 32−39.
  3. В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1985.-19 с.
  4. Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа / Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России.- М.: Учпедгиз, 1958.- 244 с.
  5. .Г. О соотношении способностей и одаренности.- В сб.: Проблемы способностей.- М., 1962.
  6. .Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.- 339 с.
  7. .Г. Избр. психол. тр.: В 2-х т.- М., 1980.
  8. Н.В., Зиневич А. К. История русской армии. Эпоха Петра Великого.- Чугуев, 1911.- 86 с.
  9. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы.- М.: Наука, 1980.- 197 с.
  10. Л.Т., Сердюковская Г. Н. О проблеме состояния детей и подростков в гигиенических исследованиях // Гиг. и сан.- 1995.-№ 6.- С. 22−28.
  11. М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности.-М.: Просвещение, 1968. -251 с.
  12. М.В. Гигиена детей и подростков.- М.: Медицина, 1977.- 334 с.
  13. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопр. психологии.- 1978.- № 1.- С. 37−50.
  14. Р. Человеческая память и процесс обучения.- М., 1980.- 527 с.
  15. А.К. История русской армии: Курс военных училищ.-СПб., Вып.1.-1912.- 242 с.
  16. В.М. Социальное и биологическое в современной проблеме человека.- В кн.: Соотношение биологического и социального в человеке // Материалы к симпозиуму в г. Москве, сентябрь 1975 г.-М., 1975.-С. 6−21.
  17. М.Я. Проблема развития человека.- В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова и В .Я. Ляудис.- Изд-во МГУ, 1980.- С. 131−138.
  18. В.П. Аномальные (невротические) реакции у детей.- В кн.: Проблемы постнатального соматического развития / Под ред. Г. К. Ушакова, Г. Гельница, Г. Эггерса.- М.: Медицина, 1974.- С. 265−281.
  19. П.П. Развитие мышления школьника // Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения, в 2-х т.-Т.2.- М., 1979.
  20. П.П. Память и мышление.- М., 1935.- 214 с.
  21. А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопр. философии.- 1984.- № 1.- С. 119−124.
  22. А., Сяров Н., Батоева Д., Епидемиологично и експе-риментално проучване на истерзите в училищноте възраст.- Хигиена и здравеопазване, 1971.- № 1.- С. 70−75.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
  24. JI.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии.- 1976.- № 6.- С. 45−53.
  25. А. Им служить в России XXI века // Красная звезда.- 1996.- 23 июля.
  26. Г. В. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста при профилированном обучении // Педиатрия.- 1994, — № 4.-С. 77−80.
  27. А.В. О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека.- В кн.: Проблемы генетической психофизиологии.- М., 1978.- С. 11−21.
  28. Д.Д. Социально-философские проблемы здравоохранения // Вопр. философии.- 1980.- № 4.- С. 137−149.
  29. Ф.Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет.- СПб., 1852.- 208 с.
  30. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: Изд-во МГУ, 1990.- 283 с.
  31. Возрастные и индивидуальные особенности младшего подростка / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой.- М., 1967.- 360 с.
  32. Вопросы профессиоведения / Всесоюзный научно-исследовательский институт профессионально-технического образования.- М.: Высшая школа, 1982.- 62 с.
  33. И.М., Рутенбург Э. С. Анатомо-физиологические особенности и закономерности физического развития подростков.- В кн.: В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Медицина, 1982,-С. 28−39.
  34. JI.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка.- В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова и В. Я. Ляудис.- Изд-во МГУ, 1980.- С. 114−120.
  35. Л.С. Динамика и структура личности подростка.-В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова и В .Я. Ляудис.- Изд-во МГУ, 1980.- С. 138−142.
  36. Л.С. Собр. Соч.- Т.4. М., 1984.
  37. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.- В кн.: Исследования мышления в советской психологии.- М., 1966.- С. 236−277.
  38. В.А., Головей Л. А. Отношения между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности.- В кн.: Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология // Межвузовский сб. Вып.11.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.- С. 3−7.
  39. З.А. Развитие доказательного рассуждения в период юности // Вопр. психологии.- 1987.- № 3.- С. 133−135.
  40. Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений 1700−1910.-М., 1910.- 192 с.
  41. С.М. О критериях оценки состояния детей и подростков // Вестн. АМН СССР.- 1981.- № 1.- С. 29−34.
  42. С.М. Проблема адаптации детей и подростков: Сб. тр. АМН СССР.- Вып.4.- М., 1977.- С. 13−28.
  43. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.- М.: Наука, 1970.- 271 с.
  44. К.М. Тесты интеллекта в психологии // Вопр. психологии.- 1980.- № 2.- С. 53−64.
  45. Е.П. Особенности свойств нервной системы у подростков и их соотношения с некоторыми характеристиками познавательной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук М., 1979.- 23 с.
  46. В.Ф. Особенности распространения неврозов среди различных групп городского населения // Журн. невропатол. и психиатр.- 1974.- № 11.- С. 1687−1690.
  47. Т.В. Психологические особенности подростка // Советская педагогика.- 1972.- № 8.- С. 778−786.
  48. В.Н. Психологическая диагностика способностей: Теоретические основы.- Саратов, 1990.- 4.1 и 2.
  49. Н.П., Булаева К. Б. Изменчивость и структурные связи ряда нейродинамических и психодинамических параметров человека // Проблемы дифференциальной психофизиологии/ Под ред. Э. Голубевой и И. Равич-Щербо.- Т.10.- М.: Педагогика, 1981.- С. 6−22.
  50. Н.П., Шевченко Ю. Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека.- М.: Наука, 1976.- 235 с.
  51. Н.М., Логинова М. С., Лебедев М. А. Изучение факторов дезадаптации подростков в условиях школы.- В кн.: Пограничные нервно-психические расстройства.- М., 1983.- С. 54−57.
  52. Л.Н. Социально-психологическая адаптация учащихся ПТУ.- В кн.: Экспериментальная и прикладная психология. Вып. И / Личность и деятельность.- Л., 1982.-С. 151−159.
  53. В.М., Пономаренко В. А., Цуварев В. И. К вопросу о психологическом отборе профессионалов // Психол. журн.- 1988. № 3 -С. 93−101.
  54. Е.С. Подростковый возраст и неврозы, — В кн.: В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Медицина, 1982.- С. 126−139.
  55. В.Н., Казаков К. В. Влияние акцентуаций характера военнослужащих на адаптацию к военно-профессиональному обучению // Военно-медицинский журн.- 1995, — № 2.- С. 54−57.
  56. С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе // Вопр. психологии.- 1986.- № 3.- С. 53−52.
  57. Е.П. Сущность и структура мотива // Психол. журн.-1995.- Т.16, № 2.- С. 27−41.
  58. Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра.- М.: Медицина, 1984.- 192 с.
  59. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопр. психологии.- 1984.- № 4.- С. 89−95.
  60. В.П. Адаптация человека (социальные и медико-биологические аспекты).- В кн.: Клинические и экспериментальные аспекты общей патологии.- Новосибирск, 1980.- С. 5−17.
  61. В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1980.- 191 с.
  62. Н.С. Здоровье, развитие, личность, — М., 1990.-С. 257−268.
  63. .Д. Медицинская психология.- Л.: Медицина, 1982.- 271 с.
  64. В.Н., Суханова Н. Н. К вопросу о состоянии здоровья детей школьного возраста // Сов. здравоохранение.- 1990.-№ 1.- С.55−56.
  65. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 304 с.
  66. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса.- М.: Наука, 1983.368 с.
  67. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.- Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 1969.- 278 с.
  68. Е.А. Социальное и биологическое в контексте проблемы формирования профессиональной пригодности.- В кн.: Соотношение биологического и социального в человеке // Материалы к симпозиуму в г. Москве, сентябрь 1975 г.- М., 1975.- С. 210−220.
  69. Г. А. Методика изучения самооценки школьников // Вопр. психологии.- 1984.- № 1, — С. 111−113.
  70. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека.- Т.2: Способности.- JL, I960.- 264 с.
  71. А.Г. Психология личности.- М., 1970.- 391 с.
  72. В.В. Психиатрия детского возраста.- М.: Медицина, 1979.- 608 с.
  73. В.И. Мотивы поведения и деятельности.- М.: Наука, 1988.- 191 с.
  74. В.А. Узловые вопросы организации психоневрологической помощи детям и подросткам с пограничными нервно-психическими заболеваниями.- В кн.: Труды ЦОЛЙУВ.- М., 1973, — Т.176.- С. 171−184.
  75. Кон И. С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989.- 255 с.
  76. Кон И. С. Психология старшеклассника.- М.: Просвещение, 1982.- 207 с.
  77. Кон И. С. Некоторые особенности психосексуального развития.- В кн.: В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Медицина, 1982.-С. 228−236.
  78. Кон И.С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста.- В кн.: В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Медицина, 1982.- С. 16−28.
  79. С.А. Физиологические основы производственного обучения.- М.: Высшая школа, 1975.- 264 с.
  80. В.А. Психология математических способностей школьников.- М.: Просвещение, 1968.- 431 с.
  81. В.А. Психология обучения и воспитания школьников.- М., 1976.- 260 с.
  82. В.П., Сафронова С. А. Клиника и лечение астенических состояний у детей школьного возраста.- В кн.: Опыт организации внебольничной помощи детям и подросткам / Под ред. В.А. Коле-говой и Ф. П. Янович.- М.: Медицина, 1975, — С. 78−84.
  83. Д.Н., Кулакова Т. П., Кантонистова Н. С., Хамаганова Т. Г. Наследственность и среда в формировании интеллектуальных и нейрофизиологических функций у детей и подростков.- В кн.: Охрана здоровья детей.- М., 1979.- Вып. 7.- С. 145−165.
  84. .В. Основы профессиональной психодиагностики.-JL: Медицина, 1984.- 216 с.
  85. Куликов J1.B. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Наука, 1994.- 119 с.
  86. В.Р., Суханова Н. Н. и др. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников // Гиг. и сан.- 1996.-№ 1.-С. 27−28.
  87. Н.С. Умственные способности и возраст.-М., 1971.279 с.
  88. Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников // Вопр. психологии.- 1985.- № 1.-С. 9−19.
  89. К. Акцентуированные личности: Пер. с нем.- Киев: Выща школа, 1981.- 392 с.
  90. А.Б., Медведев В. И. Функциональное состояние человека в трудовой деятельности.- М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1981.- 112с.
  91. А.Н. О формировании способностей // Вопр. психологии.- I960.- № 1.-С. 7−20.
  92. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Курс лекций.-М., 1971.- 39 с.
  93. А.Н. Деятельность и личность // Вопр. философии.-1974.-№ 4.-С. 87−97.
  94. А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М.: Изд-во полит, лит-ры, 1975.- 304 с.
  95. А.Н. Проблемы развития психики,— М.: Изд-во МГУ, 1981.- 574 с.
  96. Н., Крышталь А. Рыцарская академия // Спец. выпуск: гардемарин / На страже Родины.- Лен ВО, 1993.- 26 августа.
  97. А.И. Самооценка школьника.- М., 1976.- 64 с.
  98. С.В., Маклаков А. Г., Чермянин С. В. Методологические аспекта оценки нервно-психической устойчивости военнослужащих.- СПб.: ВМедА.- 1995.- 12 с.
  99. А.Е. Подростковая психиатрия.- Л.: Медицина, 1985.208 с.
  100. А.Е., Иванов М. Я. Акцентуации характера у подростков как причина школьной дезадаптации.- В кн.: Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста. Тез. докладов.- Ташкент, 1984.-С. 182−183.
  101. А.Е., Иванов М. Я. Патохарактерологические исследования у подростков // Труды психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева.- Л., 1985.- 375 с.
  102. Личность и труд / Под ред. К. К. Платонова.- М.: Мысль, 1965.- 365 с.
  103. В.Н. Об исследовании особенностей развития самосознания на рубеже младшего школьного и подросткового периода формирования личности.- В кн.: Проблемы психологии современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М., 1982.- С. 28−34.
  104. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопр. психологии.- 1975.- № 2.- С. 31−45.
  105. .Ф. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема психологии // Вопр. философии.- 1976.-№ 4.- С. 89−95.
  106. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности.- М., 1980.- 279 с.
  107. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.- 444 с.
  108. .Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психол. журн.- 1985.- Т.6, № 6.- С. 828.
  109. А.Р. Мозг человека и психические процессы.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-Т.1.- 479 с.
  110. А.Р. Мозг человека и психические процессы.- М.: Педагогика, 1970.-Т.2.
  111. А.Р. Основы нейропсихологии.- М.: Изд-во МГУ, 1973.- 376 с.
  112. В.Я. Память в процессе развития.- М., 1976.- 255 с.
  113. В.И., Дегтева Г. Н., Коноплев О. Н. и др. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения // Гиг. и сан.- 1997.- № 3.- С. 33−36.
  114. А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. .д-ра психол. наук.- СПб., 1996.- 37 с.
  115. А.Г. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» / Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации: Методические рекомендации, — М, 1994.- С. 164−174.
  116. B.JI. Составление профессиограмм и психограмм.-В кн.: Материалы совещания по комплексной проблеме «Профориентация».- Л., 1969.- С. 82−86.
  117. В.Л. Критерии профессиональной пригодности в профотборе.- В кн.: Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Л.: ЛГУ, 1974.
  118. В.Л. Педагогические основы изучения личности военослужащего, проблемы профотбора и профориентации.- Л.: ВДКИФК, 1977.- 30 с.
  119. B.JI. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис. .д-ра психол. наук.- СПб., 1983.- 32 с.
  120. Н.А., Кузьмичев Ю. Г. и др. Динамика физического развития школьников Нижнего Новгорода // Гиг. и сан.- 1997.- № 2.- С. 26−28.
  121. Ф.С. Уже не школьники, еще не рабочие // Вопр. психологии.- 1980.- № 6.- С. 148−153.
  122. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособие для слушателей ИПК. М.: Просвещение, 1985.- 319 с.
  123. B.C. Лекции по психологии мотивов человека.-Пермь, 1971.- 120 с.
  124. B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности.- В кн.: Психология формирования и развития личности.- М., 1981.-С. 87−105.
  125. B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности человека // Психол. журн. 1980.- Т.1, № 1.- С. 58−71.
  126. Методика исследования содержания труда рабочих и классификация рабочих профессий / Н. Е. Колесников.- М.: Высшая школа.-1982.- 96 с.
  127. Методические рекомендации по проведению психодиагностического обследования юношей, поступающих в Санкт-Петербургский кадетский ракетно-артиллерийский корпус.- СПб.: КРАК, 1993.52 с.
  128. Методические указания по профессиональному психологическому отбору кандидатов в суворовские военные училища.- М.: УВО СВ, 1994.- 51 с.
  129. Мир детства: подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой.- М.: Педагогика, 1982, — 432 с.
  130. Мир профессий: Человек техника / Сост. Р. Д. Каверина.-М.: Молодая гвардия, 1988.- 335 с.
  131. В.Д. Исследование наследственной детерминации произвольного внимания.- В кн.: Проблемы генетической психофизиологии человека.- М., 1978.- С. 244−253.
  132. В.Н. О связи склонностей и способностей.- В сб.: Склонности и способности, — J1., 1962.- 308 с.
  133. B.C., Боченков А. А., Маклаков А. Г., Чермянин С. В. Психологическое обеспечение учебного процесса ВВУЗов.- СПб.: ВМедА, 1997.- 255 с.
  134. Общая психология: Учебник / Под ред. А. В. Петровского.-М., 1976.- 479 с.
  135. О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации: Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 г.
  136. О введении в действие Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ министра обороны Российской Федерации N 202 от 4 июля 1994 г. М., 1994.
  137. Отчет о НИР. Разработка методических основ и обоснование методов професионального психологического отбора кандидатов для пдготовки в военно-учебных заведениях. СПб.: ГВМУ, ВМедА.- 1993.345 с.
  138. Отчет о НИР. Эколого-гигиеническая характеристика Северо-Западного региона РФ и влияние вредных факторов окружающей среды на состояние здоровья и работоспособность допризывной молодежи. СПб.: ВМедА., 1994, — 158 с.
  139. Отчет Московского СВУ о НИР.-Б.и.- 1997.- 15 с.
  140. Отчет Тверского СВУ о НИР.- Б.и.- 1998.- 23 с.
  141. Отчет Санкт-Петербургского КРАК. Анализ результатов психологического обследования уровня общего интеллектуального развития кандидатов, поступающих в СПб КРАК в 1993 году.- Б.и.-1994.- 32 с.
  142. .Д. Основы социально-психологической теории.-М.: Мысль, 1981.- 351 с.
  143. .Д., Рыжиков Г. В. Закономерности распространения психических болезней в современном мире. Научный обзор.- М.: ВНИИМИ, 1976.- 92 с.
  144. А.В. О психологии личности.- М.: Знание, 1971.64 с.
  145. . Психология интеллекта: Избр. психол. труды.- М., 1969.- 659 с.
  146. Письмо Министра обороны к офицерскому составу ВС РФ от 1997 года.
  147. К.К. Психологическая структура личности / Личность при социализме.- М., 1968.- 254 с.
  148. К.К. Проблемы способностей.- М., 1972.- 312 с.
  149. К.К. Система психологии и теории отражения.-М.: Наука, 1982.- 309 с.
  150. К.К. Структура и развитие личности.- М.: Наука, 1986.- 255 с.
  151. Подготовка военных кадров и традиции Российского офицерского корпуса: Учебное пособие. Новосибирск: ВВПОУ, 1992 .47 с.
  152. Положение о группе профессионального психологического отбора военно-учебного заведения Министерства обороны СССР.- М., 1988.- 15 с.
  153. Проблема диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З. И. Калмыковой.- М., 1975.- 208 с.
  154. Проблемы формирования профпригодности специалистов / Под ред. Ю. М. Забродина.- М.: Экономика, 1985.- 256 с.
  155. Профессиональный психофизиологический отбор военных специалистов / Методическое пособие. М.: Воениздат, 1973.- 206 с.
  156. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения МО РФ / Методические рекомендации. М.: ГВМУ, 1994.-295 с.
  157. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича.- М.: Педагогика, 1981.- 232 с.
  158. Психология / Под ред. В. М. Мельникова.- М.: Физкультура и спорт, 1987.- 367 с.
  159. Психофизиологическое обеспечение боевой деятельности частей и подразделений: Методические указания / В. В. Горанчук, С. В. Литвинцев, А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин, Е.Б. Шустов- Под ред. B.C. Новикова.- СПб.: ВМедА, 1995.- 57 с.
  160. А. Системный подход в психологии // Психол. журн.- 1994.- Т.15, № 3.- С. 3−16.
  161. И.И. Философские основы теории индивидуальности.- Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1973.- 175 с.
  162. М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы // Вопр. психологии.-1986.-№ 3.-С. 35−44.
  163. С.Л. Основы общей психологии.- М., 1946. 701
  164. С.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории.- В кн.: Проблемы общей психологии.- М., 1976.- С. 219−234.
  165. С.Л. Основы общей психологии.: в 2-х т.- М.: Педагогика, 1989.-Т. 1,11.
  166. С.Л. Проблемы общей психологии / Под ред. Е. В. Шороховой.- М.: Педагогика, 1973.- 423 с.
  167. П.А. Психология: Учебник.- М., 1976.- 512 с.
  168. Е.Ф., Во Тхи Нгок Чау. Интраличностная структура как фактор учебной деятельности.- В кн.: Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология // Межвузовский сб., Вып.11, Изд-во ЛГУ.-Л., 1982.-С. 68−74.
  169. Е.Ф. О закономерностях мнемических функций в раннем онтогенезе, — Вестник ЛГУ. Серия экономика, философия, право. Вып.З.- С. 58−65.
  170. Н. Охрана психического здоровья в начале 80-х годов: некоторые перспективы.- Бюл. ВОЗ, 1983, 61.- № 1.- С. 4−5.
  171. И.В., Сухарев А. Г. Личностные особенности организма современных подростков и пути их коррекции // Гиг. и сан.- 1996.-№ 1.- С. 29−31.
  172. В.Е. Проявление способностей в юношеском возрасте: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис.- М.: Изд-во МГУ, 1980.- С, 100−106.
  173. Т.В. Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1978.- 23 с.
  174. Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту / Под ред. В. А. Похвощева, А. А. Симакова, В. И. Лазуткина.- М.: Нива России, 1997.- 288 с.
  175. Г. В. Основы математической статистики для психологов.- JL: Изд-во Лен. ун-та, 1972.- 428 с.
  176. К.Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека.- М.: Мысль, 1979.- 366 с.
  177. .М. Проблемы индивидуальных различий.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 536 с.
  178. .М. Избр. труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.-Т.1- 329 е., Т.2- 359 с.
  179. .М. Проблемы индивидуальных различий,— М.: АПН РСФСР, 1961, — 535 с.
  180. Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности: Словарь.- СПб., 1996.- 320 с.
  181. Г. К. Детская психиатрия. М.: Медицина, 1973.392 с.
  182. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства.- М.: Медицина, 1978.- 400 с.
  183. П.Н. Проблема социального и биологического в философии и социологии // Вопр. философии.- 1976.- № 3.- С. 56−74.
  184. Д.И. Трудный подросток. Душанбе, 1972.184 с.
  185. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков, — М., 1981, — 224 с.
  186. Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе // Вопр. психологии.- 1981.- № 6.- С. 36−46
  187. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопр. психологии.- 1985. № 6.-С. 27−37.
  188. Физиологические основы профессиональной ориентации школьников / Под ред. С. А. Косилова, Л. А. Леоновой, Д.П. Бу-креевой.- М.: Педагогика, 1977.- 143 с.
  189. М.М. Информационные неврозы.- JL: Медицина, 1978.- 143 с.
  190. М.М. Информационная патология поведения и некоторые механизмы саморегуляции высшей нервной деятельности // Физиология человека.- 1984.- Т. 10.- № 5.- С. 778−786.
  191. X. Мотивация и деятельность.- М., 1986.- Т.1,11.
  192. М.И., Пичужкина Н. М., Фуфаева О. А. Состояние здоровья детей в учебных заведениях нового типа // Гиг. и сан.- 1997. -№ 2.- С.21−23.
  193. В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопр. психологии.- 1986.- № 3.- С. 69−89.
  194. В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психол. журн.- 1982.- Т.5.- № 5.- С. 13−26.
  195. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психол. журн.- 1983.- Т.4, № 5.- С. 3−10.
  196. В.Д. О структуре познавательных способностей // Психол. журн.- 1985.- Т.6, № 3.- С. 38−46.
  197. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха.- М.: Медицина, 1988.- 271 с.
  198. Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека.- В кн.: Соотношение биологического и социального в человеке // Материалы к симпозиуму в г. Москве, сентябрь 1975 г.- М, 1975.-С. 22−36.
  199. Е.В. Тенденции исследований в советской психологии // Психол. журн.- 1980.- Т.1, № 1.- С. 45−57.
  200. Е.И., Молчанов С. С., Самотолкина Н. Г. Проблема социальной дезадаптации детей и подростков и принципы ее профилактики.-М., 1993.-С. 108−117.
  201. Е.А. Психологические особенности старшеклассника.- М., 1979.- 152 с.
  202. М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: Проблемы и подходы // Психол. журн, — Т. 16, № 2.- 1995.-С. 103−113.
  203. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии.- 1971.- № 4.- С. 6−20.
  204. Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи. Психодиагностика и школа.- Таллин, 1980.- С. 60−68.
  205. Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей.- В кн.: Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.- М., 1981.- С. 2−13.
  206. П.О. Мир восприятий и мышление ребенка.- В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова и В .Я. Ляудис.- Изд-во МГУ, 1980.- С.107−114.
  207. Ahmaavara G.Y. On the unified factor theory of mind / Ann. Finish, a cad. sci.- Helsinki, 1957.- Ser.B.- P. 106.
  208. Brody E.B., Brody N. Intelligence. Nature, determinants and consequences.- New York et al.: Acad. Press, 1976.
  209. Buss A.R., Poley W. Individual differences traits and factor.- New York: Gardner Press, 1976.
  210. Cattell R.B. Abilities: their structure, growth and action.- Boston: Houghton mifflin company, 1971.
  211. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the sixteen personality factor Questionnaire (16 PF). Champaing, Illinois: Institute for Personality and Ability Testing, 1970.
  212. Cattell R.B. Personality and Mood by Questionnaire.- San Francisco, Washington, London: Jossey-Bass Publishers, 1973.
  213. Dunnette M.D. Aptitudes, abilities and skills.- In: Handbook of indistrial and organizational psychology / Ed. M.D. Dunnete.- Chicago, 1976.- P. 473−520.
  214. French J.W. The description of aptitude and achievement test in terms of rotated factors.- Chicago, 1951.
  215. Gagne R.M. The aquisition of knowledge / Psychol. Rev.- 1962.-Yol.69.- P.355−365.
  216. Guilford J.P. The nature of human intelligence.- New York: Mc Graw-Hill, 1967.
  217. Hunt E., Frost N., Lunneborg C. Individual differences in cognition: a new approach to intelligence.- In: The psychology of learning and motivation / Ed. G.Bower.- New York, 1973.- Vol.7.- P. 40.
  218. Hult E. Varieties of cognitive power.- In: The nature of intelligence / Ed. L.B. Resnick.- New York et al., 1976.- P. 237−259.
  219. Kahl H., Schmidt-Kolmer S., Mader U. Zur Beurteilung von Gesundheit und Leistungfahigkeit der jungen Generation // Padiatrie und Grenzgebiete.- 1985.- Bd 1.- S. 9−14.
  220. Lipkova V. Deti a skola / Zdrawie.- 1984.- N 9.- S. 3−8.
  221. Maslow A.H. Motivation and Personaliti.- N.Y., 1945.
  222. Neisser U. General, academic and artificial intelligence / Ed. L.B. Resnick.- New York et al., 1976.- P. 135−144.
  223. Pawlik K. Concepts in human cognition and aptitudes.- In: Handbook of multivariate experimental psychology / Ed. R.B. Cattell.-Chicago, 1966.- P. 535−562.
  224. Popielarsne A. Analiza nerwic dzieckych napodstawie wlasnego materials- Pediatria Polska, 1964, — 8.- 923−928.
  225. Resnick L.B., Glaser R. Problem solving and intelligence.- In: The nature of intelligence / Ed. L.B. Resnick.- New York et al., 1976.- P. 205−230.
  226. Royce J.R. The conceptual framework for a multi-factor theory of individuality.- In: Multivariate analysis and psychological theory / Ed. J.R. Royce.- London- New York, 1973.- P. 305−382.
  227. Schetelig H. Psychologienische Problem des Schulkindes.-Sozialpadiatrie.- 1984.- 6.- 1.- S. 41−45.
  228. Schlicksbier M. Stress der Schuler.- Therapiewoche 34.- 1984.- V. 52.-S. 7197.
  229. Simon H.A. Identifying basic abilities underlying intelligent performance of complex tasks.- In: The nature of intelligence / Ed. L.B. Resnick.- New York et al., 1976.- P. 65−98.
  230. Strauzenberg A. Pravention und sozialisnisher Gesundheit// Medizin und Sport.- 1983.- Bd 5.- S. 137−140.
  231. Super D.E., Crites J.O. Appraising vocational fittness by means of psychological test.- New York a. Evanston: Harper and Row Publishers, 1962.
  232. Thurstone L.L. The criterion problem in personality rearch II Educ. Psychol. Measmt.- 1955.- Vol.15.- P. 353−361.
  233. Tyler L.E. The intelligence we test-an evolving ccfeept.- In: The nature of intelligence / Ed. L.B.Resnick.- New York at al., 1976.- P. 13−26.
  234. Yandenberg S.G. Comparative studies of multiple factor ability measures.- In: Multivariate analysis and psychological theory / Ed. J.r. Royce.-London, 1973.
  235. Yoss J.F. The nature of «the nature of intelligence».- In: The nature of intelligence / Ed. L.B. Resnick.- New York et al., 1976.- P.307−315.
Заполнить форму текущей работой