Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема сердца в русской религиозной философии XIX века: Этический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование этического аспекта учения о сердце приобретает актуальность в связи со сменой духовной и культурной ситуации в России, которая выражается в отходе от идеологических, относительных ценностей и стремлении к возрождению абсолютных ценностей. Именно «этика сердца» является отли4 чительной чертой русской духовно-философской мысли, в отличие от западноевропейской «метафизики разума… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Истоки и предпосылки возникновения этического учения о сердце
    • 1. Кардиагнозис в восточно-христианском учении
    • 2. Категории сердце и разум в европейской традиции: от этики Августина Аврелия — к этике Б. Паскаля
    • 3. Сердечное познание как условие нравственного совершенствования субъекта в этической концепции Г. С. Сковороды
  • Глава II. Нравственный аспект учения о сердце в русской религиозной философии XIX века
    • 1. Традиции умо-сердечного делания и «оптинский ренессанс»
    • 2. Сердце как орган «цельного знания» в этике славянофилов
    • 3. Сердце как этическая категория в духовно-академической философии П. Д. Юркевича

Проблема сердца в русской религиозной философии XIX века: Этический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования.

В русской религиозно-философской мысли XIX века сердце предстает как одна из центральных этико-философских категорий. Понятие «сердце», к которому обращаются русские религиозные мыслители, обозначает не анатомический орган, а осмысляется как глубинное ядро человека, средоточие полноты духовной, нравственной и телесной жизни субъекта, центр его подлинного существования.

Осмысление сердца как символа, а не метафоры или аллегории, имеет значимость для дальнейшего развития этической науки. Сердце — это материально-метафизический символ, соединяющий эмпирический и духовный планы действительности. Понятие «сердце» могло бы войти в категориальный аппарат этики, так как оно соотносится с другими этическими категориями, такими, например, как совесть, добро, зло, и в некоторых случаях выступает их смысловыми эквивалентами, а также не уступает этим категориям по своим ценностным характеристикам.

Категория «сердце», представленная в учениях И. В. Киреевского, А. С. Хомякова и П. Д. Юркевича, имеет аксиологический характер, ибо сердце выполняет нравственно-регулирующую и ценностно-формирующую функции, сопряженные с гносеологическим планом. Подобное представление о сердце как об органе морального чувства, способного различать ценности и осуществлять познание истины, вносит новое понимание процесса познания, придавая ему этический смысл. Понятие «кардиагнозис» обогатит терминологический аппарат этики и теории познания.

Исследование этического аспекта учения о сердце приобретает актуальность в связи со сменой духовной и культурной ситуации в России, которая выражается в отходе от идеологических, относительных ценностей и стремлении к возрождению абсолютных ценностей. Именно «этика сердца» является отли4 чительной чертой русской духовно-философской мысли, в отличие от западноевропейской «метафизики разума» и рассудочной американской философии, и обращена она к переустройству нравственной сферы человека. Нравственным идеалом русского народа испокон веков была «чистота сердца», которая основывалась на уцеломудривании личности. В связи с этим, исследование этического плана учения о сердце создает теоретические предпосылки формирования прочной основы для духовного и нравственного здоровья нации. Обращение к морально-аксиологической функции сердца, к процессу «сердечного делания» поможет преодолеть нарастающую деструкцию современного человека. «Этика сердца» способна заметно повлиять и на социальную сферу, так как улучшение нравственного состояния человека отражается на состоянии общества в целом.

Степень разработанности проблемы.

Проблема сердца в русской религиозной философии XIX века в ее этическом аспекте является одной из малоисследованных тем как в дореволюционной критике, так и в современной этико-философской литературе.

В статьях и книгах, вышедших в свет до 1917 года, данная тема представлена описательно, в русле общей характеристики этико-философского учения И. В. Киреевского, А. С. Хомякова и П. Д. Юркевича. Такими работами являются книги H.JI. Бродского «Ранние славянофилы. А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К.С. и А.С. Аксаковы», A. JL Волынского «Русские критики. Литературные очерки», Г. Г. Шпета «Философское наследство П.Д. Юркевича», Б. Щеглова «Ранние славянофилы как религиозные мыслители и публицисты. К вопросу о сущности учения А.С. Хомякова», статья А. Ходзицкого «Проф. философии Памфил Данилович Юркевич. Очерк жизни, литературной деятельности и бо-гословско-философского мировоззрения». Русские философские критики, в целом, обращались к исследованию социально-политической концепции представителей славянофильства, их интересовало само мировоззрение И. В. Киреевского и А. С. Хомякова, а также литературное творчество этих мыслителей. Проблема сердца не стала объектом внимания исследователей данного периода. 5.

В отличие от вышеперечисленных критиков, философы русского Зарубежья обращались к анализу основных положений учения о сердце в христианской антропологии, которая является одним из источников этого учения. Значительный вклад в исследование духовно-этического аспекта «метафизики сердца» внес Б. П. Вышеславцев. Его работы «Сердце в христианской и индийской мистике» и «Значение сердца в философии и религии» свидетельствуют об оригинальном подходе мыслителя к осмыслению человеческого «Я». Вышеславцев впервые выдвигает положение о том, что сердце есть религиозный символ, соединяющий в себе одновременно добро и зло, обозначающий сокровенную глубину личности.

К исследованию феномена сердца проявляют интерес В. В. Зеньковский («Принципы православной антропологии»), И. А. Ильин («Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»), а также Г. В. Флоровский, который в работе «Восточные отцы IV века» проводит анализ антропологических категорий «ум» и «сердце» на основе святоотеческих сочинений.

В целом, мыслители русского Зарубежья выстраивают свою кардиагно-стическую систему на основе концепции сердца П. Д. Юркевича. Они акцентируют свое внимание, главным образом, на исследовании религиозного и гносеологического аспектов учения о сердце, указывая на сердце как на центр человеческой личности и орган богопознания. Б. П. Вышеславцев и И. А. Ильин поднимают вопрос о так называемой «культуре сердца», противопоставляя русскую «сердечную» и западную «рассудочную» культуры. Думается, что Ильин и Вышеславцев впервые философски обосновали концепцию сердечного энергетизма.

В советский период отечественная исследовательская литература проявила равнодушие к анализу проблемы сердца в русской религиозной философии XIX века, ибо данная тема не входила в круг тем, разрешенных официальной идеологией. б.

Интерес к проблеме сердца вновь возродился лишь в девяностых годах XX века и был связан с обоснованием новых принципов и подходов к постижению символики сердца.

Значительный вклад в изучение проблемы сердца внес современный исследователь С. С. Хоружий, который рассматривает этот орган как метафизический центр, как ядро сосредоточения духовно-душевных и телесных энергий субъекта. Этому посвящена его работа «К феноменологии аскезы», в которой автор исследует феномен сердца с позиции синергетики, через принципы христианского холизма, связывающего духовный рост человека со степенью его нравственности.

Особого внимания заслуживают монографии современного петербургского философа Б. В. Маркова «Разум и сердце. История и теория менталитета» и «Философская антропология. Очерки истории и теории». На наш взгляд, Б. В. Марков впервые в современной русской философии определяет сердце как гносеологическую категорию, о чем свидетельствует, по мнению автора, весь духовный патриотический опыт. Марков проводит четкую грань между западноевропейским (рационально-дискурсивным) и русским (сердечным) менталитетом, тем самым выводя проблему сердца в культурологически-философский план. Гносеологический аспект проблемы сердца рассматривается в работах современных исследователей русской религиозной философии А. Буланова (104) и А. Горелова (111).

Принципиально новое осмысление категории сердца как энергийно-экзистенциального центра представлено в книге В. Ш. Сабирова «Русская идея спасения. Жизнь и смерть в русской философии». Сабиров акцентирует внимание на гносеологической функции сердца, ибо сердце является органом высшего гнозиса. Философ выявляет экзистенциальные аспекты категории сердца, состоящие в осмыслении мистической глубины этого средоточия человека.

Интересные положения относительно феномена сердца в практике оптин-ского старчества выдвинули литературоведы В. А. Котельников (131) и 7.

Ю.В. Манн (140). Они впервые в русской философско-художественной мысли проводят и обосновывают смысловые реминисценции между этикой и антропологией старцев Оптиной Пустыни и антрополого-этическими взглядами русских философов и писателей: Ф. М. Достоевского, И. В. Киреевского и JI.H. Толстого, что является предпосылкой более глубокого изучения славянофильского представления о сердце.

Отдельные аспекты учения о сердце анализируются в работах Г. Я. Стрельцовой «Паскаль и европейская культура» и И. И. Семаевой «Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века», где сердце рассматривается в связи с нравственным идеалом восточной патристики.

Тема сердца нашла свое отражение в современных философских словарях. Так, в 1995 году вышел в свет словарь «Русская философия» (под общ. ред. М. Маслина), переизданный в 1999 году. Этот словарь содержит статью «Сердца метафизика», в которой рассматриваются основные этапы учения о сердце в русской философии и этике, а также в русской духовной традиции. Статья «Сердце» появилась и в новейшем издании — «Святая Русь. Энциклопедия русской цивилизации».

Духовно-этические идеи, связанные с учением о сердце, являются актуальными и в богословской литературе XX века, осмысляющей сердце с позиций теологии в связи с сотериологическими и этическими проблемами. К таким работам относятся: фундаментальный труд архимандрита Киприана (Керна) «Антропология св. Григория Паламы», сочинение архиепископа и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого) «Дух, душа и тело». С православно-теологических и медицинских позиций анализирует проблему сердца митрополит Сурожский Антоний (Блум) в статье «Исцеление тела и спасение души». В указанных работах феномен сердца рассматривается как центр пересечения духовных, душевных и телесных сил человека. Архиепископ Лука и митрополит Антоний исходят из принципов православного холизма и энергетизма, а также из учения о сердце 8.

П.Д. Юркевича, и в этом смысле они являются продолжателями многоаспектного подхода к исследованию проблемы сердца, систематизированного этим русским философом. Культурологический подход к символике сердца обнаруживается в работе JI. Этингена «Символика сердца», в которой философ обращается к анализу многообразия символа сердца в русской иконописи, мировой эмблематике.

На основании изучения данных исследований мы можем сделать вывод, что сердце в них рассматривается, в основном, как гносеологическая и онтологическая категория, хотя, на наш взгляд, в русской религиозно-философской мысли имеет место осмысление сердца как категории этической. Кроме того, не исследованным остается экзистенциальный характер категории «сердце» и вопрос о его символической сущности.

Объектом диссертационного исследования является процесс развития русской философско-этической мысли XIX века.

Предмет исследования — идея сердца как средоточия духовно-нравственных сил человека, представленная в работах русских религиозных мыслителей XIX века.

Целью диссертационного исследования является доказательство правомерности рассмотрения сердца как этической категории, связанной с проблемами нравственного совершенствования человека.

Достижение поставленной цели требует постановки и решения следующих задач:

Выявить истоки и предпосылки исследуемой проблемы.

Обнаружить специфику учения о сердце в трудах религиозных мыслителей XIX века.

Доказать правомерность рассмотрения категорий «сердце» и «разум» не в их кардинальном противопоставлении, а в значимом единстве. 9.

Обосновать идею о сердце как об интегрирующем центре рациональной, эмоциональной, чувственной, волевой сфер духовно-нравственной жизни человека.

Провести категориальный анализ понятий «совесть», «ум», «разум», «рассудок» и выявить особенности их соотношения с категорией «сердце».

Обосновать подход к понятию «сердце» не как к метафоре или аллегории, а как к символу.

Установить новизну вклада И. В. Киреевского, А. С. Хомякова и П. Д. Юркевича в разработку учения о сердце и степень согласованности их учения с традиционным осмыслением сердца в русской православной духовности.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема сердца явилась одной из самых оригинальных и трудноразрешимых проблем, ставших объектом исследования русских религиозных мыслителей XIX века. Учение о сердце как о глубинном метафизическом центре субъекта, концентрирующем духовные, нравственные и телесные силы человека, стало особенностью именно русской религиозной философии XIX века. Ее представители, такие, как И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, П. Д. Юркевич исходили из идеи духовно-нравственного совершенствования личностив основу же концепции сердца в отечественной религиозной философии был положен принцип внутриличной целостности человека.

Учение о сердце в его этическом аспекте было представлено в диссертации, исходя из соотношения славянофильских идей и положений учения Юркевича с теми идеями, которые стали основополагающими для развития учения о сердце в русской религиозной философии XIX века: библейского представления о сердце как об органе живой нравственности и органе познания Абсолюта, восточно-христианской концепции сердца и этико-философских учений о сердце, разработанных Б. Паскалем и Г. С. Сковородой.

В диссертационном исследовании была предпринята попытка доказательства того, что основным истоком этического учения о сердце явилась восточная патристика и византийский исихазм, которые заимствовали и теоретически расширили ветхозаветное и новозаветное представление о сердце, в том числе и духовно-этическое учение апостола Павла. Восточная патристика обусловила осмысление сердца как духовно-нравственного ядра человека, предвосхитив многие идеи русской религиозно-философской мысли XIX века. Она стала истоком представления о синергийной сущности сердца, указав на него как на центр со-трудничества человека с Богом, а также представления о нравственно-регулятивной, энергийно-экзистенциальной и этико-гносеологической функции сердца.

Философскими истоками концепции сердца как средоточия нравственности субъекта явились этико-философские учения Б. Паскаля и Г. С. Сковороды, в концепциях которых, несмотря на принадлежность мыслителей к разным эпохам и культурам, наблюдается несколько общих моментов. Оба мыслителя подходят к сердцу с точки зрения экзистенциальных и эссенци-альных характеристик и переносят на философскую почву этико-антропологическую дихотомию — «внешний» и «внутренний» человек, впервые упоминаемую апостолом Павлом. Большую роль в формировании идеи сердца в русской религиозной философии сыграл русский исихазм, который получил воплощение в духовной практике оптинского старчества и его предшественников — Нила Сорского и Паисия Величковского. В диссертации было указано, что именно наследие старцев Оптиной Пустыни заложило основы нравственного совершенствования человека в процессе умо-сердечного делания, а идеи оптинцев существенно повлияли на славянофильскую концепцию сердца и связанную с ней учение о соборности и о «цельном знании».

Автор диссертации показал, что этическое учение о сердце в религиозно-философской мысли России XIX века развивалось по двум направлениям — славянофильскому и духовно-академическому.

Первое направление представлено философией И. В. Киреевского и А. С. Хомякова, которые рассматривали сердце в рамках этико-гносеологической концепции «живознания» и как предпосылку учения о соборности. Разработанная славянофилами концепция соборности включает в себя две тенденции развития: так называемую «внутреннюю», или психологическую соборность, исследованную, в основном, И. В. Киреевским, и «внешнюю», которую разрабатывал А. С. Хомяков. «Внешняя» соборность как нравственный идеал недостижима без внутренней цельности человека, без стяжания «внутренней» соборности. Автор диссертационного исследования показал взаимосвязь идей славянофилов с принципами христианского холизма.

Органическим результатом развития этического учения о сердце в XIX веке стала многоаспектная концепция сердца П. Д. Юркевича, который, по нашему мнению, вновь возвращается к полноте восточно-христианского учения о сердце, но уже на философской основе. Мыслитель адаптирует библейские и святоотеческие идеи к современной ему философии, добавляя к ним рассмотрение категории «сердце» через призму физиологии. В работе было показано, что основным аспектом, интегрирующим другие, становится этический аспект учения о сердце.

Исходя из проанализированных источников и учений, автор работы сделал следующие выводы:

Категория «сердце», разработанная представителями русской религиозной философии XIX века, исследована в ряду таких этических категорий, как «совесть», «добро», «зло», «счастье», «добродетель», «долг». В некоторых случаях она выступает смысловым эквивалентом к понятиям «совесть», «душа», поэтому можно определить «сердце» как этико-антропологическую и этико-гносеологическую категорию.

Понятие «сердце», варьируемое в работах А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, П. Д. Юркевича и их предшественников, обретает символический смысл: «сердце» означает соединение двух планов действительности — эмпирического и метафизического, а также облеченное материей духовно-нравственное начало в человеке. По нашему мнению, определение «сердца» как символа обусловлено влиянием на русскую религиозную философию XIX века христологической идеи соединения в одной Личности человеческого и Божественного, небесного и земного. Достижение заданности — иерархической цельности всех частей человека невозможно без приобретения «чистоты сердечной», смирения и любви. Понятие «сердце» употребляется русскими религиозными мыслителями XIX века в символическом, а не иносказательном смысле.

Специфика этического учения о сердце заключается в экзистенциальном характере этого учения, который выражается в следующем:

Категория «сердце» определятся русскими религиозными мыслителями XIX века как экзистенциальный центр личности, где человек обретает свое подлинное существование.

Этико-философским и этико-теологическим идеалом, экзистенциальным по своей сути, становится состояние «чистоты сердца». Процесс очищения сердца от внутреннего зла, от чужеродных элементов также экзистенциален: он совершается в таинственных сердечных глубинах как собственными духовно-нравственными усилиями человека, так и под воздействием нетварных Божественных энергий.

Экзистенциальную окраску имеют такие этико-философские характеристики сердца, как «глубина» и «бесконечность». Они сообщают человеку ан-тиномичный характер: субъект предстает одновременно как незамкнутая, открытая сердцем в мир Абсолюта сущность, и как сущность автономная, ограниченная разумом.

Совесть в исследуемых концепциях предстает экзистенциальным ядром человека, внутренним проявлением моральной интуиции, определяющим подлинную сущность личности.

Таким образом, идея сердца в русской религиозно-философской мысли XIX века прошла несколько стадий развития и получила систематизированное воплощение в многоаспектной концепции сердца П. Д. Юркевича. Но на этом ее развитие в отечественной философии не завершилось: к сердцу как этико-религиозному символу обращались представители русской религиозной философии XX века — Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, П. А. Флоренский и другие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. М.: Актис, 1991, —306 с.
  2. Августин Аврелий. Исповедь / Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. — 335 с.
  3. С.И. И Слово стало плотию. Иконография Спасителя. С-Пб.: «Сатисъ», 1998. — 61 с.
  4. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Исцеление тела и спасение души//Человек, 1995, № 5. С. 109−124.
  5. А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память // Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992. — 336 с.
  6. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. М.: Паломник, 1998, —248 с.
  7. Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. Воспоминания духовных детей о старце Варсонофии. М.-Рига.: Благовест, 1995 — 255 с.
  8. Благочестивые размышления о внутреннем состоянии сердца человеческого при жизни праведной и греховной. М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1912. — 32 с.
  9. Варнава (Беляев). Основы искусства святости: опыт изложения православной аскетики. В 4-х ч. Ч. 1. Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1998. — 476 с.
  10. .П. Бессмертие, перевоплощение и воскрешение // Христианство и индуизм. М.: Издательство Свято-Владимирского братства, 1994. — 120 с.
  11. .П. Кризис индустриальной культуры. Марксизм, неосоциализм, неолиберализм // Сочинения. М.: Раритет, 1995. — 459 с.
  12. .П. Образ Божий в грехопадении // Русская религиозная антропология: Антология. В 2-х т. Т. 2 / Сост., общ. ред. и предисловие173
  13. Н.К. Гаврюшина. М.: Московская духовная академия, Московский философский фонд, 1997. — 478 с.
  14. .П. Образ Божий в существе человека // Русская религиозная антропология: Антология. В 2-х т. Т. 2 / Сост., общ. ред. и предисловие Н. К. Гаврюшина. М.: Московская духовная академия, Московский философский фонд, 1997. — 478 с.
  15. .П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии, 1990, № 4. С. 62−87.
  16. .П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994, —368 с.
  17. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т. М.: «Терра». — 1995.
  18. Д.Д. К познанию Абсолюта: Духовный опыт индийских и христианских мистиков. М.: Интеграф, сервис, 1996. — 175 с.
  19. Р. Правила для руководство ума // Сочинения в 2-х т. T.l. М.: Мысль, 1989. — 654 с.
  20. Р. Страсти души // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1989, —654 с.
  21. Душа человеческая: Положительное учение православной Церкви и Святых Отцов. Выписки из разных духовных книг. Репринтное издание. Б. м.: Свято-Троицкий Ново-Голутвинский монастырь, 1992. — 160 с.
  22. Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского. Козельск: Введенская Оптина пустынь, 1997. — 830 1. с.174
  23. Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями / Сост. Протоиерей Серафим Слободской. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1993. — 713 с.
  24. В. Принципы православной антропологии // Русская религиозная антропология: Антология. В 2 т. Т. 2 / Сост., общ. Ред. и предисловие Н. К. Гаврюшина. М.: Московская духовная академия, Московский философский фонд, 1997. — 478 1. с.
  25. Н. И сказал Бог. Библейская онтология и библейская антропология. Опыт истолкования книги Бытия (гл. 1−5). Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. — 368 с.
  26. Из жития святаго Григория Паламы, архиепископа Солунскаго, чудотворца. О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться // Доб-ротолюбие в 5 т. Т. 5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. — 482 с.
  27. Иже во святых отца нашего святителя Григория, епископа Нисскаго, об устроении человека. С-Пб.: Аксиома, 1995. — 173 1. с.
  28. И. Сочинения. В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль. — 1965. — 478 с.
  29. И.В. Библиографические статьи // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 2. М., 1861, —343 с.
  30. И.В. Девятнадцатый век // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 1.М., 1861,—200 с.
  31. И.В. Критика и эстетика / Сборник. Сост., вступ. ст. и примечание Ю. В. Манна. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1979. — 439 1.
  32. И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 2. М., 1861. — 343 с.175
  33. И.В. О Стихотворениях г. Языкова // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 1.М., 1861, — 200 с.
  34. И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России (Письмо к гр. Е.Е. Комаровскому) // Критика и эстетика / Сборник. Сост., вступ. ст. и примечание Ю. В. Манна. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1979. — 439 1. с.
  35. И.В. Отрывки // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 2. М., 1861. —343 с.
  36. И.В. Отрывок из романа: две жизни // Полное собрание сочинений в 2-х т. Т. 1. М., 1861, — 200 с.
  37. Кто нас корит, тот нам дарит: Пути к очищению сердца // Сборник. М.: Издательство Московской Патриархии: Центр «Благо», 1998. — 155 3. с.
  38. И.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. — 399 с.
  39. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, «Русское зерцало», 1999. — 174 с.
  40. Малый энциклопедический словарь в 4-х т. Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона. М.: «Терра», 1994
  41. .В. Введение в христианскую психологию. Размышление священника-психолога. М.: Школа-ПРЕСС, 1994. —232 с.
  42. Об умной или внутренней молитве сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского, настоятеля Нямецкаго и других мо176настырей в Молдавии и основателя Русского Ильинского скита на Афоне. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1897. — 39 с.
  43. Паисий (Величковский П.И.). Крины сельные, или Цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания: о заповедях Божиих и о святых добродетелях. М.: «Ключ», 1998. — 191 с.
  44. . Мысли. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1995. — 480с.
  45. . Соображения относительно геометрии вообще. О геометрическом уме и искусстве убеждать // Вопросы философии, 1994, № 6. С. 125−143.
  46. Письма оптинского старца иеромонаха Амвросия к мирским лицам. М.: «Скит», 1991, — 48 с.
  47. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайскай горы. Лествица. С-Пб, 1996, —352 с.
  48. Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова. Репринтное издание. М.: «Правило веры», 1998. — 467 с.
  49. А. Из лекций по психологии. Седалище души // Русская религиозная антропология: Антология. В 2-х т. Т. 2. / Сост., общ. ред. и предисловие Н. К. Гаврюшина. М.: Московская духовная академия, Московский философский фонд, 1997. — 528 с.
  50. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвинский женский монастырь, 1995.— 246 303. с.
  51. Г. Благодарный Еродий // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1973.—486 с.
  52. Г. Книжечка о чтении Священного Писания, нареченная Жена Лотова // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1973. — 486 с.
  53. Г. Наркисс // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1973. — 511 с.177
  54. Г. Начальная дверь к христианскому добронравию // Сочинения в 2-х т. Т. 1.М.: Мысль, 1973, —511 с.
  55. Г. Пря беса со Варсавою // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1973, —486 с.
  56. Г. Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1973. — 511 с.
  57. Г. Сад Божественных песен // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1973, —511 с.
  58. Г. Симфония, нареченная книга Асхань, о познании самого себя // Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1973. — 511 с.
  59. Собрание писем преподобного Амвросия, старца Оптинского, к превосходительной NN и настоятельнице N общины. Козельск: Введенская Оптина пустынь, 1997. — 208 с.
  60. Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Козельск: Введенская Оптина пустынь, 1995, —526 1. с.
  61. П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и пре-дисл. А. Ю. Соломонов. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  62. Творения древних отцов-подвижников. М.: Мартис, 1997. — 428 с.
  63. А.Н. Что новаго внесло христианство в созидание идеи личности и ея прав по сравнению с античной этико-политической философией. Харьков: тип. «Печатное дело» кн. К. Н. Гагарина, 1906. — 2. 15 с.
  64. Феофан (Затворник), епископ. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М.: Издание Московской Патриархии, 1991, — 196 с.
  65. Г., протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991, —600 с.178
  66. А.С. Аристотель и всемирная выставка // Благова Т. И. Родоначальники славянофильства. Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М.: Высшая школа, 1995. — 350 2. с.
  67. А.С. Еще несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу различных сочинений латинских и протестантских о предметах веры // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Московский философский фонд, «Медиум», 1994. — 478 с.
  68. А.С. Несколько слов о «Философическом письме» (Телескоп № 15) (Письмо к Г-же N) // Хомяковский сборник / Ред. совет: Н. В. Серебренников (отв. ред.) и др.). Томск: «Водолей», 1998. — 350 с.
  69. А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу брошюры г. Лоранси. Господину издателю сочинений г. Вине // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Московский философский фонд, «Медиум», 1994. — 478 с.
  70. А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания парижского архиепископа // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Московский философский фонд, «Медиум», 1994. —478 с.
  71. А.С. О старом и новом: Статьи, очерки / Сост., вступ. ст. и ком-мент. Б.В. Егорова- Т. М. Фридлендера. М.: Современник, 1988. —462 с.
  72. А.С. По поводу статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» // Благова Т. И. Родоначальники славянофильства Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М.: Высшая школа, 1995. — 350 2. с.
  73. А.С. Церковь одна // Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Московский философский фонд, «Медиум», 1994. — 578 с.
  74. Г. И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. М.: Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнарев и К., 1912. — 319 с.
  75. Н.Г. Антропологический принцип в философии // Собрание сочинений в 5 т. Т. 4. М.: Издательство «Правда», 1974. — 415 с.
  76. П.Д. Идея // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990.— 669 с.
  77. П.Д. Из науки о человеческом духе // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
  78. П.Д. Курс общей педагогики (с приложениями). М.: Типография Грачева и комп., 1869. — 404 с.
  79. П.Д. Материализм и задачи философии // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
  80. П.Д. Мир с ближними как условие христианского общежития // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
  81. П.Д. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта. (Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Московского университета, 12-го января 1866 года) // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
  82. П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
  83. П.Д. Язык физиологов и психологов // Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с. 1801. Исследования:
  84. А.И. Памфил Данилович Юркевич // Юркевич П. Д. Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
  85. А.А., Галахтин М. Г., Егоров Ю. Л. Основные проблемы философской мысли России XIX — начала XX века.: Учебное пособие. М: МГИЭТ (ТУ), 1994, —71 с.
  86. Е.И. Проблема соотношения искусства и религии в восприятии славянофилов // Славянофильство и соременность: Сборник статей / Отв. ред. Б. В. Егоров, В. А. Котельников, Ю. В. Стенник. С.-Пб.: Наука, 1994, —260 с.
  87. М.Ф. Проблема русского нравственного идеала в трудах И.В. Киреевского. Новосибирск: Книжное издательство, 1990. — 33 с.
  88. В.К. Философская антропология: смена парадигм. Екатеринбург: Издательство «Внешторг-полиграфия — XXI», 1998. — 24 с.
  89. Н.А. Русские святыни. Очерки русской аксиологии: Монография. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 1998. — 194 с.
  90. Т.И. Родоначальники славянофильства. Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М.: Высшая школа, 1995. — 350 2. с.
  91. И.И. Анри Бергсон и философия длительности // Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. М.: Московский клуб, 1996. — 336 с.
  92. В.М. Паскаль о достоверности наших знаний // Вопросы философии, 1994. № 6. С. 111−119.181
  93. Н. Вступительная статья // Оптина Пустынь: монастырь и русская культура: Сб. статей. Вып. 1. / Под ред. проф. Каухчишвили Н. М. и Бонецкой Н. К. М.: Помовский и партнеры, 1993. — 340 с.
  94. Боровкова-Майкова М. Нил Сорский и Паисий Величковский. С.-Пб.: тип. М. А. Александрова, 1911. — 8 с.
  95. А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М.: Мартис, 1998. — 446 с.
  96. Бродский H. J1. Ранние славянофилы. А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К.С. и И. С. Аксаковы. М: Т-во И. Д. Сытина, 1910. — 206 с.
  97. К.Я. Человек и духовное развитие. Нижний Новгород: Издательство ВИПИ, 1997.— 114 с.
  98. А.И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991, —592 с.
  99. А. Основы веры и знания (религии и науки) по данным языка // Вера и разум. Харьков: Епархиальная типография, 1914. № 21. 356−377с.
  100. А.А., Никандров П. Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли // Вопросы философии, 1966, № 6. С. 120−130.
  101. А.В. Концепция цельного духа Ивана Киреевского и его педагогические взгляды // Человек, 1998. № 2. С. 139 -148.
  102. Ш. Горелов А. А. Расщепленный человек и целостная личность. М.: Б.и., 1990, —255 с.
  103. М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X—XII вв.еков: Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, 1990. — 287 с.182
  104. .В. Этюды о русской философии. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1995. —264 с.
  105. .В., Исаева М. В. Славянофилы: поиск идентичности / Фонд творческой педагогики. Екатеринбург, 1999. — 195 с.
  106. В.З. Русские славянофилы и их значение в деле уяснений идей народности и самобытности. Киев, 1917. — 46 с.
  107. А.Ф. Лепты: Исследования по русской философии. С.-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. — 320 с.
  108. С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. (Этико-богословское исследование). М., 1996 — 696 с.
  109. В.В. История русской философии: в 2-х т. Т. 1. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — 544 с.
  110. В.В. Русские мыслители и Европа / Сост. П. В. Алексеева. М.: Республика, 1997. — 368 с.
  111. Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М.: Московский рабочий, 1995. —212, 2. с.
  112. И.В., Шинкарук В. И. Философское наследие Г. Сковороды // Сковорода Г. С. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1978. — 501 с.
  113. Иларион (Алфеев). Жизнь и учение святого Григория Богослова. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, Общество любителей церковной истории, 1998.— 507 с.
  114. Иоанн, архимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М.: Братство святителя Алексия, 1993. — 189, 1. с.183
  115. Н.М. Русский монастырь и русская культура // Оптина Пустынь: монастырь и русская культура: Сборник статей. Вып. 1 / Под ред. Каухчишвили Н. М. и Бонецкой Н. К. М.: Помовский и партнеры, 1993. —340 с.
  116. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. М.: «Паломник», 1996. —449 с.
  117. Киприан (Керн К.Э.). Патрология. М.-Париж: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Институт, 1996. — 182, 12. с.
  118. Н.А. Теоретические основы изучения духовности личности / Коваль Н.А.- Рос. Акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. М.: ТГУ, 1997, —64 с.
  119. Л.А., Конева А. В. Антропологические идеи в русской религиозной философии: Пособие по спецкурсу / Самарский государственный университет, кафедра философии гуманитарного факультета. Самара: Самарский университет, 1995. — 123 с.
  120. В.А. Русские писатели в Оптиной Пустыни // Оптина Пустынь: монастырь и русская культура: Сборник статей. Вып. 1. / Под ред. проф. Каухчишвили Н. М. и Бонецкой Н. К. М.: Помовский и партнеры, 1993, —340с.
  121. В.А. Философские искания И.В. Киреевского и развитие русского художественного сознания // Проблемы художественного метода и жанра. Сборник науч. трудов / XXXI Герценовские чтения под ред. А. А. Григорьева. Ленинград, 1978. — 96 с.
  122. В.А. Парадоксы Хомякова // А. С. Хомяков. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. М, 1994,—476, 2. с.
  123. С.П. Заметка об отношении русского славянофильства к панславизму. Киев, 1917. —21 с.184
  124. C.JI. О красоте духовной: (П.А. Флоренский: религиозно-нравственные воззрения). М.: Знание, 1990. — 63, 1. с.
  125. В. Онтология человеческой телесности. (Философские очерки) Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1993. — 172 с.
  126. А.И. Внутренний мир человека / РАН. Уральское отделение. Екатеринбург, 1994. —290 с.
  127. В.Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Красный пролетарий, 1991. — 288 с.
  128. Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991, — 559 с.
  129. Ю.В. Иван Киреевский, Гоголь и Оптина Пустынь // Оптина Пустынь: монастырь и русская культура: Сборник статей. Вып. 1. / Под ред. проф. Каухчишвили Н. М. и Бонецкой Н. К. М.: Помовский и партнеры, 1993, — 340с.
  130. .В. Разум и сердце. История и теория менталитета. С.-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993. — 232 с.
  131. .В. Философская антропология: Очерки истории и теории. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. С.-Пб.: Лань, 1997. — 380, 1. с.
  132. Мейендорф, Иоанн. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введ. в изучение. С.-Пб.: Византинороссистика, 1997. —479 с.
  133. Ф.М. Рациональное и иррациональное: человек и бытие / Министерство внутренних дел Рос. Федерации, Уфим. Высшая школа. Уфа: УВШ МВД РА, 1996. — 168 с.
  134. Е.Н. Живая истина: Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX в. / Институт «Открытое общество». М.: «Мартис», 1997. — 158, 2. с.
  135. В.И. Наука о человеке. В 2-х т. Т. 1. Издание 2-е, испр. и доп. Казань: Казанская духовная академия, 1898. — 394 с.185
  136. Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время // Вопросы философии, 1998, № 10. С. 112−125.
  137. О Русь, волшебница суровая / Сборник. Сост., вст. ст. и примеч. JI.E. Шапошникова. Нижний Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1991, — 255, 2. с.
  138. Т.А. Антропологические проблемы в русской философии XIX — начала XX века. Екатеринбург: Банк Культур, информ., 1994. — 54, 1. с.
  139. С.В. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века. М.: Прометей, 1996. — 431 с.
  140. В.А. Феноменология тела: Введ. в философскую антропологию / Материалы лекционных курсов 1992 — 1994. М.: Издательская фирма «Ad Marginum», 1995. — 339 с.
  141. Русская философия. Словарь./Под общей ред. М. А. Маслина. М.: «Терра», Книжный клуб, Издательство «Республика», 1999. — 656 с.
  142. В.Ш. Русская идея спасения. Жизнь и смерть в русской философии. С.-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1995, — 152 с.
  143. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации / Сост. О. А. Платонов. М.: Православное издательство «Энциклопедия русской цивилизации», 2000. — 1040 с.
  144. И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии в первой половине XX века: Учебное пособие по спецкурсу. М., 1993. — 243 с.
  145. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. 5-е изд. М.: Политиздат, 1983, — 445 с.
  146. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров, М. С. Гиляров и др. М.: Советская энциклопедия, 1980. — 1600 с.
  147. Современные зарубежные исследования в области философской теологии / Ред. сост. Ю. А. Кимелев. М.: ИНИОН, 1991. — 101 с.
  148. В.В. Философия духа и материи Рене Декарта // Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. — 654, 2. с.
  149. B.C. О философских трудах П.Д. Юркевича // Юркевич П. Д. Философские произведения. М.: Издательство «Правда», 1990. — 669 с.
  150. Д., Попова С. Прикладная этика и культура Православия // Человек, 1996, № 1. С. 82−90.
  151. Г. Я. Паскаль и европейская культура. М.: «Республика», 1994.-494 с.
  152. А.Д. Илья Муромец славянофильства. (АС. Хомяков). М.: Общество «Знание» РСФСР, 1990. — 79, 1. с.
  153. M.JI. О рукописном наследии Памфила Юркевича // Вопросы философии, 2001, № 7. С. 113−119.
  154. Ю.Я. Христианская антропология: Текст лекций. Владимир: Издательство Владимирского университета, 1997. —- 70 с.
  155. Г. В. Восточные отцы IV века. Репринтное издание. М.: ПАИМС, 1992, —233 с.187
  156. Французский мудрец Паскаль, его жизнь и труды. / Сост. А. И. Орловым. Репринтное издание. М.: Совместное предприятие «Бук чембэр интер-нейшнл», 1991, — 61, 2. с.
  157. С.С. Диптих безмолвия: Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М.: Центр психологии и психотерапии, 1991. — 137 с.
  158. С.С. После перерыва. Пути русской философии: Учеб. Пособие. Русский христианский гуманитарный институт. С.-Пб.: Алетейя, 1994.— 445, 2. с.
  159. С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке // Вопросы философии, 1994, № 11. С.52−62.
  160. С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия// Вопросы философии, 1991, № 5. С. 26−57.
  161. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т. / Ред. коллегия: С. С. Аверинцев и др. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993.
  162. С. Молдавский старец Паисий Величковский: Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Париж: УМСА-press, 1988.— 307 с.
  163. А.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига: Зинатне, 1991. — 300 с.
  164. JI.E. Идеология славянофильства и современное православие. М.: Знание, 1985. — 64 с.188
  165. JI.E. Консерватизм, новаторство и модернизм в русской православной мысли XIX—XX вв.еков: Монография. Нижний Новгород: Издательство НГПУ, 1999. — 277 с.
  166. Шапошников J1.E. Русская религиозная философия XIX—XX вв. Нижний Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1992. —221 с.
  167. JI.E. Философские портреты: (Из истории отечественной мысли). Нижний Новгород, 1993. — 221 с.
  168. A.M. На путях русской мысли: Иван Васильевич Киреевский. М.: «Святитель Киприанъ" — Общество содействия изучению литургических рукописей, 1997. — 58 с.
  169. ШпетГ.Г. Философское наследство П. Д. Юркевича. М., 1915. — 75 с.
  170. . Ранние славянофилы как религиозные мыслители и публицисты. Киев, 1917. — 140 с.
  171. JI.E. О символике сердца // Человек, 1998, № 5. С. 44−56.
  172. Эрн В. Русские мыслители. Г. С. Сковорода. М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1912. — 344 с.
  173. Этос религиозного опыта // Т. Б. Любимова, А. Н. Лазарева, Д. Н. Казаков и др. Отв. ред. д.ф.н. И. Н. Михеев. Российская академия наук, Институт философии. М.: ИФ РАН, 1998. — 130 с.
  174. Oxford Student’s Dictionary of Current English. Moscow-Oxford, 1984, —769 p.
Заполнить форму текущей работой