Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-акмеологические методы и технологии преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С психолого-акмеологических позиций профессиональный кризис работника прокуратуры имеет два вектора изучения: хронологический и событийный. Первый вектор позволяет изучить долговременные, эмоционально-временные и специфически-деятельностные кризисы профессиональной жизни работников прокуратуры, то есть кризисы, возникшие в результате работы по данной профессии в течении определенного временного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры
    • 1. 1. Состояние разработанности проблемы
    • 1. 2. Сущностная характеристика акмеологических методов и технологий личностно-профессиональнош развития специалистов
    • 1. 3. Психолого-акмеологическая модель преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры
  • Выводы по I главе
  • Глава 2. Эмпирическое изучение психолого-акмеологических методов и технологий преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры
    • 2. 1. Психолого-акмеологические критерии, показатели и уровни преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры
    • 2. 2. Психолого-акмеологические условия и факторы оптимизации процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры
    • 2. 3. Психолого-акмеологическое сопровождение процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры
  • Выводы по П главе

Психолого-акмеологические методы и технологии преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что одной из проблем современного специалиста выступают профессиональные кризисы работников различного профиля, их психологические трудности в процессе овладения мастерством.

Сложность и противоречивость личностно-профессионального развития конкретного специалиста отмечена во многих современных исследованиях. Именно профессиональные кризисы позволяют личности пересмотреть свое отношение к профессии и профессионализму, оценить себя как специалиста, прислушаться к субъективным оценкам других специалистов. Процесс преодоления профессиональных кризисов важен для работников прокуратуры, так как они достаточно часто находятся в стрессовой ситуации по характеру своей профессиональной деятельности. С одной стороны, выступая на страже закона, работникам прокуратуры приходится общаться не только с подозреваемыми и осужденными лицами, но, и с гражданами и своими коллегами. С другой стороны, работнику прокуратуры, как и любой личности, присуще переоценка ценностей, возникновение и разрешение проблем в личностно-профессиональном развитии.

Решение задач преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры становится все более затруднительным в силу влияния различных факторов и условий на этот процесс и выявляет ряд противоречий между:

• увеличивающейся потребностью в создании психолош-акмеологического алгоритма процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры, соответствующего современному состоянию психологии и акмеологии, и отсутствием четкой научной системы изучения данного процесса;

• возросшей возможностью психолого-акмеологаческих методов и технологий личностно-профессионального развития специалиста и неразработанностью проблемы преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры с их помощью;

• необходимостью оптимизации процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры и отсутствием психолого-акмеологических технологий процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры.

Поэтому важно изучить психолого-акмеологические условия и факторы оптимизации процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры, выявить критерии, показатели, уровни. Состояние проблемы исследования.

В отечественной научной литературе последних лет появился целый ряд работ, посвященных исследованию трудностей в профессиональной деятельности и личност-но-профессиональном развитии специалиста, а также вопросам профессиональным кризисам, деструкциям, «эмоционального выгорания».

В психолого-акмеологической литературе деформация рассматривалась как «профессиональная деформация» (Б.Г. Ананьев, P.M. Грановская, С. Г. Геллерштейн, A.A. Крылов, Е. С. Кузьмин, В. Н. Мясищев, В. Е. Орел, Е.И. Рогов), «деформация личности» (В.П. Подвойский, ЕВ. Руденский, ДЛ Трунов, ИА Хоменко), «деформация профессиональной деятельности» (A.A. Деркач, А.К. Маркова), психосоциальная дезадаптация (С.А. Беличева), «деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности» (Э.Ф. Зеер), «профессиональное выгорание или синдром «психического выгорания» (английский термин «burnout») (Г.С. Абрамова, В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, Е. П. Ильин, Т. В. Форманюк, ЮА Юдчиц, Е. Aronson, HJ. Freundenberger, Е. Hartman, С. Maslach, В. Pelman, A. Pines, W. Schaufeli, A. Shirom и др.).

В отечественной психологии психологические трудности определяются как проблемы и задачи, требующие дополнительных временных, ресурсных затрат. Психологические трудности рассматриваются в образовательном и воспитательном процессах взрослых и детей (Е.Г. Бастракова, HB. Вачков, З. И Калмыкова, HB. Кузьмина, Н. И. Лифинцева, H.H. Локалова, H.A. Менчинская, В. О. Мидова, Л. М. Митина, Е. С. Пешкова, Н. В. Попель, Т. Н. Серова, С. А. Чернов и др.). Проблема психологических трудностей в развитии личности взаимосвязана с психологической защитой, которая представляет собой многомерное, многокачественное явление (А. Адлер, Б. Г. Ананьев, Ф. В. Бассин, Э. Берн, Л. И. Божович, Б. В. Зейгарник, Э. А. Костандова, В. К. Мягер, В. Н. Мясищев, A.A. Налчаджян, Р. Плутчик, P.M. Рановская, В. Райх, B.C. Роттенберг, Е. С. Романова Л.С. Славина, X. Салливен, Е. Т. Соколова, 3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон и др.).

Значительный вклад в разработку проблем кризисов внесли Б. Г. Ананьев, Д.Б.

Бромлей Ш. Бюллер, Д Вейлант, Р. Гаудц, Д. Левинсон, Э. Эриксон и др., которые осуществляя пфиодизацию человека описывают зрелость по фазам — временным интервалам в 7−10 леткаждую фазу заканчивает нормативный кризис развития, успешность разрешения и сроки которого могут варьировать в зависимости от характера протекания предшествующего периода, индивидуальных особенностей и обстоятельств жизни в целом, в процессе смены стабильных фаз развития и кризисов изменяются особенности личности человека. Существуют и другие периодизации: развития человека как субъекта труда (Е.А. Климов) — уровней профессионализма и этапов освоения профессии (А.К. Маркова) — психологические особенности кризисов профессионального становления (Э.Ф. Зеер, ЕЮ. Пряжникова, Н.С. Пряжников), ото — и социогенеза профессионального самосознания личности (О.В. Москаленко) — профессиональная идентичность как основа личностного выбора в ситуации кризиса (Е.П. Ермолаева) — личностно-профессионалъные кризисы безработных. (Е.В. Рябова) — психологические кризисы личности (Д Сьюпер. Б. Ливехуд).

В отечественной психологии глубоко исследованы кризисы детства (Л.И. Божо-вич, Л. С. Выготский, ТВ. Драгунова, ДБ. Эльконин и др.), их зависимость от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье и педагогической системы в целом (РА. Ахмеров), возраст и его пфиодизации (В.И. Слободчиков), типология кризисов личности (Э.Ф. Зеер),.

В психологии профессиональной деятельности изучались не только кризисы личностно-профессионального развития, но и различные их проявления: противоречивые (амбивалентные) тенденции, влияющие на становление профессионала (А.К. Маркова) — психологические трудности в развитии профессионального самосознания учителя (О.П. Золотова) — адаптационные затруднения в профессиональной деятельности молодого учителя (Л.В. Кандыбович) — профессиональные деформации (Ю.З. Шогенов) и деструкции (Э.Ф. Зеер) и др.

Важно при анализе профессиональных кризисов личности учитывать специфику профессиональной деятельности человека (Е.А. Климов). В настоящее время профессиональная деятельность юриста рассматривается в области юридической психологии (Ю.В. Чуфаровский, ВЛ. Васильев, В. В. Романов, МИ. Еникеев, В.М. Розин), что позволило выделить основные компоненты деятельности юриста: поисковая (познавательная) — коммуникативнаяудостоверительнаяорганизационнаяреконструктивная (конструкционная) — социальная. Особенности отдельных познавательных процессов у различных правоохранительных органов были изучены в юридической психологии (В.М. Богданов, В. А. Данилов, НЛ. Гранат, В. П. Трубочкин, В.М. Шевченко), в том числе и профессионального мышления (СВ. Горностаев, В. П. Новиков, И.Н. Соколов).

Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости была определена тема исследования, сформулированы ее цели, задачи, обоснованы объект и предмет исследования.

Цель исследования — выявить психолош-акмеологические методы и технологии преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры.

Объект исследования: личностно-профессиональное развитие работников прокуратуры.

Предмет исследования: психолош-акмеологические методы и технологии преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры. Гипотезы исследования.

Профессиональными кризисами работника прокуратуры считаются как осознаваемые, так и неосознаваемые трудности в выполнении профессиональной деятельности работников прокуратуры, имеющие различные объективные и субъективные причины, условия возникновения, динамику протекания и результаты.

Профессиональные кризисы могут оказывать дифференцированное влияние на эффективность профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития работников прокуратуры.

Процесс преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры может быть эффективно изучен и претворен в практику только с помощью психолого-акмеологических методов и технологий как психолош-акмеологический феномен, имеющий критерии, показатели и уровни.

Акмеологическое сопровождение процесса преодоления профессионального кризиса работников прокуратуры способствует оптимизации профессиональной деятельности работников прокуратуры и включает следующие методы и формы: диагностику, индивидуальное и групповое обучение и консультирование, организованные с учетом психолого-акмеологических факторов и условий оптимизации работников прокуратуры.

Задачи исследования.

1. Выявить состояние разработанности проблемы и проанализировать сущностную характеристику акмеологических методов и технологий личностнопрофессионального развития специалистов с позиций психологии и акмеологии.

2. Разработать психолого-акмеологическую модель преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры.

3. Выявить психолого-акмеологические критерии, показатели и уровни преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры.

4. Эмпирически обосновать психолого-акмеологические условия и факторы оптимизации процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры.

5. Разработать психолого-акмеологическое сопровождение процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры.

Теоретико-методологаческой основой исследования являются основные принципы, разработанные в общественных, естественных и технических науках усилиями отечественных и зарубежных учёных, которые использует и развивает акмеология: принципы системности, активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельностиспециальные и конкретные методологические принципы акмеологии: субъекта деятельности (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А.К. Маркова) — жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, A.A. Бодалёв, А. Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев) — потенциального и актуального (A.A. Деркач, С.Л. Рубинштейна) — моделирования (О.С. Анисимов, A.A. Деркач, Е. Б. Старовойтенко, Г. П. Щедровицкий) — оптимизации (A.A. Деркач, Г. С. Михайлов) — акмеологические исследования развития и профессионального становления личности (A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Р. В. Кузьмина, А. К. Маркова, О. В. Москаленко, ЕВ. Селезнева, И. Н. Семёнов, Л.А. Степнова) — подходы к психолого-акмеологическому анализу профессиональной деятельности: системный (A.A. Бодалев, A.A. Дфкач, Б. Ф. Ломов, В.Д. Шадриков), субъектный (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.

Ананьев, AB. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн), мотивационно операциональный (ВГ. Асеев, ЮБ. Гиппенрейтер, А.Н. Леонтьев), профессиографический (Е.А. Климов, Г. С. Никифоров) и др.

Эмпирическая база исследования: В исследовании (2004;2007г.г.) приняли участие работники прокуратуры г. Тольятти и слушатели Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Всего было обследовано 226 человек в возрасте от 24 до 52 лет. Всего было изучено 2034 протокола.

Методы исследования: теоретико-методологический, логический анализ и интерпретация научных данных, сравнительный анализ, моделирование, эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, тестирование, самоанализ, самохарактеристики (мини-сочинения), контент-анализ творческих работ, анализ и решение конкретных профессиональных ситуаций, разработанные соискателем методика: «Профессиональные кризисы работников прокуратуры», «Анкета работников прокуратуры», психолого-акмеологического анализа деятельности работников прокуратуры, методики: МИЦ М. Рокича, адаптированная А. Готштраусом, A.A. Семёновым и В.А. Ядовым- «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова- «Изучение мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана- «Изучение профессиональной готовности личности» Л. Н Кабардовой- «Самооценка» Л. Д Столяренко- «Уровень притязаний» К. Шварцладера- «Диагностика личности на мотивацию к успеху» Т. Элерсатест-опросник А. Мехрабиана ТДМ в модификации МШ. Магомед-Эминоватест «Осознанность жизненных целей» и др.

При осуществлении математической обработки мы использовали компьютерную программу статистического анализа и обработки Statistika 5.0.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена его теоретико-методологической основой, комплексностью, выбором диагностических методик, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, проверкой на практике, а также применением математических методов обработки и анализа результатов исследования.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Уточнено содержание понятия «профессиональные кризисы личности», показано, что профессиональные кризисы — это закономерные и поворотные моменты индивидуальной жизни человека, сопровождающиеся значительными эмоциональными переживаниями, нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности. Дня профессионального кризиса личности характерно: неудовлетворенность возможными перспективами в профессиональной деятельности, то есть будущее видится непредсказуемым и тревожным, а докризисная модель не обладает до становится невыносимым, а прошлые достижения ставятся под сомнениепроисходит генерация отрицательного отношения к жизни. Профессиональный кризис является жизненным событием, то есть таким этапом жизненного пути, который характеризуется необходимостью поиска смысловых оснований, направлений, способов реализации активности, что проявляется в процессах выработки и принятия личностно-значимых решений на достаточно длительный период жизни. В такие кризисные периоды происходит переосмысление себя и перестраивание собственного «Я».

Показано, что каждый профессиональный кризис имеет свою динамику и детерминирован определенными условиями и факторами, учет которых может привести к эффективному преодолению профессионального кризиса и оптимизации этого процесса.

Доказано, что в качестве основных показателей наличия профессионального кризиса статочной смысловой ценностьюнастоящее выступают: наличие трудностей в самооценке и самоориентации в профессиональной деятельности, профессиональном самоопределении, в профессиональной деятельности, в выявлении профессиональных намерений, перспектив и интересов, появление признаков профессиональных деформаций и деструкции, ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания», ухудшение профессиональных взаимоотношений, разные формы психологических защит (рационализации, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение и др.) — эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния (синдром «эмоционального сгорания») — снижение уровня профессиональной активности и возникновение условий для стагнации профессионального развитияснижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что часто вызвано особенностями нормативной деятельности, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными (невостребованные способности быстро угасают).

2. Разработана психолого-акмеологическую модель преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры, включающая три блока: 1. Теоретико-прикладной: диагностико-гносеологический — изучение и самоисследование профессиональной ситуации и наличия профессиональных кризисов работников прокуратуры, 2. Теоретико-методологический: пшотетико-иссл едовательский: отражение наличного и желательного уровней процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры изучения наличного и желательного уровней процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры и его развития: акмеологические критерии и показатели, уровни, условия и факторы оптимизации преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры- 3. Практический: формирующее-оптимизирующий: формирование совершенного уровня преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры — психолого-акмеологическое сопровождение процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры.

3. Выявлены психолого-акмеологические критерии и показатели преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры и доказательно представлено, что каждый критерий раскрывается через следующие показатели: когнитивный — стиль и время решения профессиональной задачиуровень осознания работником прокуратуры и понимания личностно-профессионального самоопределения, выбора профессии, профессиограммы, профессиональных целейхарактер и особенности образа профессиональной деятельности и личности профессионала как эталонов для осознания своих качеств, самопознание и оценка экспертов профессионала по профессиональным качествам, степени сформированное&tradeосновных профессиональных навыков, усвоенных профессиональных знанийосведомленность, аналогии, классификации, обобщения, оперирование количественными отношениями, гибкость мышлениямотивационныйхарактер мотивации и ценностных ориентации, лежащих в основе ее, мотивационный профиль, уровень притязанийотношение к выбранной профессии, желание овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыкамисоподчинение личных мотивов профессионально значимымэмощюнапьный — самопонимание своих личностных особенностейэмоциональное отношение и оценивание себя как профессионала, оценивание своих профессионально важных качествстепень ответственности, настойчивости в реальной позиции, степень выраженности потребности в достижениисамооценка, мотивация к успехуэмоциональная сдержанностьрегуляция эмоциональных состоянийналичие показателей «эмоционального выгорания" — наличие и степень сформированное&tradeи осознанности психологических механизмов защиты личности как положительных и отрицательных коррелят преодоления профессиональных кризисовтворческий — характер творческой активностиумение творчески решать поставленные профессиональные задачистепень осознанности и устойчивости общей креативности, творческий подход к профессиональной деятельности, степень реализация творческого потенциала личностипрофессионально-деятелъностный — предпочтение средств и способов реализации профессиональной деятельности, профессиональная деятельность зависит от внешнего воздействия или воспринимается как средство личностного саморазвития, профессиональная компетентностьпрофессиональная направленность, дисциплинарный контрольстепень выраженности профессиональной этикикоммуникативный — характер связей и отношений, в которых проявляется личностно-профессиональная позициястепень заинтересованность в общении с коллегамирефлексивный — уровень развития рефлексивных уменийсамооценивание работников прокуратуры сторон своей личности — понимание себя, наличие у работников прокуратуры профессионального содержания в образе «Я" — самостоятельность, инициативность, личное отношение к людям, труду и произволу принципа субординациимотивы, побуждающие к самопознанию и саморазвитиюличностный смысл юридической деятельности у работников прокуратуры, модели самосовершенствованиясоциальный — регуляция отношений и бесконфликтное существование коллектива при решении профессиональных задач, принципиальность (как умение и стремление, оценка событию, исходя из имеющихся у работника общих принципов, и следовать им), влияние и укрепление своего авторитета, доверие подчиненным и делегированные полномочий, соблюдение норм и традиций административного руководства, групповых норм.

Доказано, что приоритет одного из критерия ведет к формированию соответствующей стратегии преодоления профессиональных кризисов.

4. Эмпирически обоснованы психолого-акмеологические условия и факторы оптимизации процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры.

Показано, что психолого-акмеологическими факторами оптимизации являются: объективный фактор: совершенствование психолого-акмеологического содержания профессиональной деятельности работников прокуратуры, в том числе знание причин возникновения профессиональных кризисов и путей их преодоленияобъективно-субъективный: создание комфортно-деловой обстановки в профессиональном социумесубъективный фактор: развитие профессионального самосознания работников прокуратуры, а также профессиональной мотивации, профессионального творчества, саморегуляции, саморазвития и самосовершенствования личности.

5. Разработано психолого-акмеологическое сопровождение процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры, которое содержит комплексы теоретических и практических занятий с работниками прокуратуры и включает диагностику, коррекцию и психолого-профессиональное консультирование работников. В основе психолого-профессионального консультирования лежит система исследования потребностно-мотивационной, эмоциональной, когнитивной сфер личности и ее деятельности, которая отвечает современным требованиям практической психологии и акмеолопш и является одной из действенных форм активизации и личностно-профессионального развития специалиста, важным акмеологическим фактором оптимизации процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры.

Практическая значимость исследования связана с разработкой психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности работников прокуратуры, их профессионального консультирования, а также студентов и слушателей в системе подготовки и переподготовки юридических кадров в высших учебных заведениях, в ходе адаптации молодых специалистов, индивидуального консультирования работников прокуратуры по проблемам профессиональных кризисов и совершенствованию эффективности деятельности работников прокуратуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Самарского отделения МААН. Полученные данные апробированы автором при проведении занятий по курсам «Психология профессиональной деятельности юристов» в 2005;2007 учебных годах. Различные аспекты диссертации и выводы доложены на международных научных конференциях: «Акмеология: личностное и профессиональное развитие» (Астрахань, 2002, Москва, 2004, Самара 2005), в публикациях тезисов и статей. Положения, выносимые на защиту.

1. С психолого-акмеологических позиций профессиональный кризис работника прокуратуры имеет два вектора изучения: хронологический и событийный. Первый вектор позволяет изучить долговременные, эмоционально-временные и специфически-деятельностные кризисы профессиональной жизни работников прокуратуры, то есть кризисы, возникшие в результате работы по данной профессии в течении определенного временного промежутка. Причинами этих кризисов являются: хроническая усталость, неудовлетворенность своим способом работы (неадекватные профессии работника прокуратуры — поисковые, реконструктивные, удостоверительные действия) и нехваткой профессиональных знаний, Второй вектор позволяет изучить эмоционально-ситуационные кризисы профессиональной жизни работников прокуратуры, возникшие в результате конфликтов в социуме (социальные причины), несоответствия своему профессиональному статусу и должности (когнитивные причины), барьеров в общении (коммуникативные причины), слабой организацией своей профессиональной деятельности и других членов профессионального сообщества (организационные причины).

Эффективно изучить и преодолеть профессиональные кризисы можно только в рамках психологии и акмеологии, так в силу интегративного характера акмеологии в акмеологических исследованиях используются различные методы науки: теоретические и инструментально-практические методы акмеологических исследований. В акмеологии создан свой инструментарий, который может быть взят при построении акмеологических технологий.

2. Психолого-акмеологическую модель преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры предполагает алгоритмизацию параметров половозрастного развития, индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей, нейродинамических свойств психики, психических процессов и состояний, а так же потребностей, интересов, мотивов, ценностей, убеждений, мировоззренческих ориентации.

На этой основе разработана психолого-акмеолошческая технология процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры. Освоение акмеологической технологии преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры возможно лишь в том случае, если работник прокуратуры профессионально владеет техникой акмеологического познания себя и других (в том числе деятельности и социокультурной среды). В акмеологической технологии преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры акмеологическое знание выступает методом, инструментом и средством познания работника прокуратуры. Интегративно — технологический подход при разработке акмеологической модели преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры является своеобразным «конструктором» акмеологического опыта работника прокуратуры: разрозненные гуманитарные, социальные, естественнонаучные, технологические сведения и представления личности оформляются в устойчивые акмеологические знания, умения, навыки, необходимые ему как субъекту профессиональной деятельности.

3. Уровнями преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры являются: недостаточный, достаточный, совершенный Совершенный уровень преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры определяется увлеченностью профессиональной деятельностидостаточно высокой сформированности профессиональных умений к осуществлению продуктивной профессиональной деятельности, высокий уровень профессиональной ответственности и всех показателей каждого критерия преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры. При достаточном уровне преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры достигает тех же субъективных и объективных результатов, однако не применяет всей системы регуляции своей внутренней деятельности и в итоге не всегда рационально использует личностные психические, физические и временные ресурсы, средний уровень всех показателей каждого критерия преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры. При недостаточном уровне преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры: отрицательное или ближе к этому отношение к своей профессиинет интереса к профессиинизкий уровень профессиональной успешностислабо выраженные умения для успешного решения профессиональных задачотсутствие всякой системы в действиях и низкий уровень всех показателей каждого критерия преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры.

4. Внедрение экспериментальной программы оптимизации процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры позволило выявить следующие психолого-акмеологические условия оптимизации процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры: престиж юридической деятельности в социумеобщественный запрос на интеллектуально развитых и способных работников прокуратуры, обладающих способностью к саморазвитиювоспитание готовности работников прокуратуры к личностно-интеллектуальному развитию и самосовершенствованиюсоздание развивающей среды в организации и обществегуманизация и акмеологизация подготовки работников прокуратуры к профессиональной деятельности, личностнстноориентированный и субъектный подход в процессе их обучения в вузе и в условиях непрерывного образованияформирование у работников прокуратуры общечеловеческих ценностей, высокой мотивации на достижение результатовответственного отношения к делу.

5. результатом которых является формирование совершенного уровня преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры, что обеспечивает эффективность их профессиональной деятельности. Этот комплекс мер построен с учетом всех психолого-акмеологических условий и факторов оптимизации процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры. В ходе психолого-акмеологаческоего сопровождения процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры реализуется теоретическая модель преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры, которая направлена на самого субъекта, его деятельность, на окружающую действительность и социум.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка литературы и приложений. Психолого-акмеологическое сопровождение процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры — это комплекс мер, основанных на информативности, знаниях, обеспечивающих осознание работников прокуратуры собственных личностных и профессиональных особенностей.

Выводы по П главе.

В этой главе мы рассмотрели результаты эмпирического исследования. Определенные нами выше акмеологические критерии, показатели и уровни преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры мы исследовали с помощью следующего алгоритма: первый этап — это констатирующее исследование, которое ставит своей целью изучить: акмеологические критерии и показатели, уровни преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры. На втором этапе — мы изучили экспериментально эффективность разработанной нами акмеологической технологии оптимизации процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры, которая учитывает акмеологические факторы и условия оптимизации процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры, при этом является формой нашей акмеологической модели преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры.

В исследовании 2004;2007г.г. приняли участие работники прокуратуры г. Тольятти и слушатели Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Всего было обследовано 226 человек в возрасте от 24 до 52 лет. Всего было изучено 2034 протокола.

Таким образом, проведенное исследование показало, что преодоление профессиональных кризисов работников прокуратуры мы можем исследовать с помощью выявленных нами критериев и показателей.

Проведенное исследование подтвердило верность, точность и правильность разработанных нами теоретически структуру, критерии и показатели и уровни преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры. Анализ полученных результатов позволил нам наметить экспериментальную программу оптимизации процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры, которая включила в себя результаты первого этапа эмпирического исследования и учет акмеологических условий и факторов оптимизации процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры.

Для доказательства верности и значимости выбранных факторов нами была выбрана следующая процедура: мы сравнили уровни преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры у двух групп: нашей основной экспериментальной и студентов, без учета и специального обучения по технологии преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры. Оказалось, что среди экспериментальной и контрольной групп мы обнаружили различную динамику роста показателей преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры до и после введения нашей технологии. Это позволило нам построить соответствующее акмеологическое сопровождение процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры в виде акмеологической технология, которая базировалась на акмеологической модели и представлена следующими направлениями: диагностика наличного уровня развития специалиста и его деятельности, уровня профессиональных кризисов и их преодолениятеоретическая подготовка работника прокурату по вопросам акмеологии и психологии личноститренинги и семинары, обсуждение «неудач и побед» консультативноепрактика и прием самостоятельных решений, коррекционноемодуль смысла и стратегии жизнедеятельностимодуль развития личностного потенциала, духовного самовыражения и возвышения, модуль «АКМЕ».

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задач исследования и положений, выносимых на защиту.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Основные выводы связаны с теоретико-методологическим и экспериментально-практическим подтверждением изложенных в гипотезах положений, касающихся сущности и особенностей процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры. Исследование представляет интерес в плане реализации акмеологического подхода к развитию личности специалиста в системе «Человек — человек».

Основным результатом данного исследования является реализация акмеологического подхода в изучении процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры, которая позволила обнаружить, изучить концептуальную общность психолого-акмеологических закономерностей и факторов, обеспечивающих процесс преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры и доказать правомерность выбранной стратегии исследования.

Исследование акмеологических условий и факторов оптимизации преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры является важной составляющей в общей разработке проблемы развития профессионализма личности, трудность решения которого определена неоднозначностью научных подходов к разработке теории и методологии, сложностью предмета изучения, недостаточностью разработанности методов эмпирического исследования преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры.

В результате проведенного исследования определена сущность профессионального кризиса работников прокуратуры как акмеологического феномена, построена его теоретическая модель, в которой структурные и функциональные компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Любой компонент органически взаимосвязан с другими, имеет свое собственное место в общей структуре, которая определенным образом координируется целенаправленностью модели. Выделены динамика, причины, показатели, хронологический и событийный векторы профессиональных кризисов работников прокуратуры.

Проанализированы акмеологические методы и технологии развития и коррекции личности и деятельности, описаны особенности каждого вида и дана их классификация.

В качестве первого блока модели выступает блок изучения и самоисследования профессиональной ситуации и наличия профессиональных кризисов работников прокуратуры. Второй — изучение наличного и желательного уровней процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры и его развития: акмеологические критерии и показатели, уровни, условия и факторы оптимизации преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры. Третий — формирование совершенного уровня преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры.

Выявлены критерии, показатели и уровни преодоления профессионального кризиса работников прокуратуры. В качестве критериев рассматриваются: когнитивный, мотивационный, творческий, эмоциональный, рефлексивный, профессионально-деятельностный, социальный, коммуникативный. Каждый критерий раскрывается через систему показателей.

На основе выделенных критериев и показателей описаны три основных уровня преодоления профессионального кризиса работников прокуратуры: недостаточный, достаточный, совершенный.

Определены акмеологические условия оптимизации процесса преодоления профессионального кризиса работников прокуратуры: престиж юридической деятельности в социумеобщественный запрос на интеллектуально развитых и способных работников прокуратуры, обладающих способностью к саморазвитиювоспитание готовности работников прокуратуры к личностно-интеллектуальному развитию и самосовершенствованиюсоздание развивающей среды в организации и обществегуманизация и акмеологизация подготовки работников прокуратуры к профессиональной деятельности, личностно-ориентированный и субъектный подход в процессе их обучения в вузе и в условиях непрерывного образованияформирование у работников прокуратуры общечеловеческих ценностей, высокой мотивации на достижение результатовответственного отношения к делу.

Эмпирически обоснованы психолого-акмеологические факторы оптимизации процесса преодоления профессиональных кризисов работников прокуратуры:

• Объективный фактор: совершенствование психолого-акмеологического содержания профессиональной деятельности работников прокуратуры, в том числе знание причин возникновения профессиональных кризисов и путей их преодоления;

• Объективно-субъективный: создание комфортно-деловой обстановки в профессиональном социуме;

• Субъективный фактор: развитие профессионального самосознания работников прокуратуры, а также профессиональной мотивации, профессионального творчества, саморегуляции, саморазвития и самосовершенствования личности.

Разработана акмеологическая технология преодоления профессионального кризиса работников прокуратуры. Данная технология реализуется как комплекс акмеологических методов, направленных на преодоления профессионального кризиса работников прокуратуры. На первом этапе акмеологической технологии происходит диагностика наличного уровня развития специалиста и его деятельности, уровня профессиональных кризисов и их преодоления. На втором этапе осуществляется теоретическая подготовка работника прокурату по вопросам акмеологии и психологии личности. На третьем этапе проводятся тренинги и семинары, обсуждение «неудач и побед». На четвертом — практика и прием самостоятельных решений. Пятой и шестой этапы посвящены поиску и определению смысла и стратегии жизнедеятельности, развития личностного потенциала, духовного самовыражения и возвышения, модуль «АКМЕ».

Дальнейшая разработка проблемы преодоления профессионального кризиса работников прокуратуры может быть связана с внедрением акмеологических информационных технологий в процесс диагностики профессиональных кризисов работников прокуратуры для повышения ее оперативности, а также с использованием диалогового взаимодействия «человек-компьютер» как средства построения индивидуальной акмеологической траектории личностно-профессиональнош развития работников прокуратуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С., Юдчиц Ю. А. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников / Психология в медицине. М.: Кафедра, 1998.-272с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. М.: Мысль, 1973. -299с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. М: Наука, 1982.-С.92−98.
  4. Г. С. Практическая психология. М.: Академия, 1997. -368с.
  5. B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков: Дис. канд. психол. наук. М., 1994. -24с.
  6. А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997.256 с.
  7. Акмеологический словарь/Под общ. ред. A.A. Деркача.-М.: Изд-во РАГС, 2004.- 161с.
  8. Акмеологические аспекты профессионала /Под общ. ред. A.A. Деркача.- М.:РАГС, 1993.-223 с.
  9. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. A.A. Деркача.- М.: РАГС, 2002.-650с.
  10. H.A. Синдром «эмоционального сгорания» как вид профессиональной дезадаптации //Профессиональный потенциал. 2002. № 1. С. 25−40.
  11. П.Алексеева Л. В. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний: Учеб пособие.-Тюмень: ТГУ, 1997. -127с.
  12. БГ. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество / Под ред. Б. Г Ананьева. Л.: ЛГУ, 1967. -Вып.2. -С.235−219.
  13. БГ. О проблемах современного человекознания. М.:Наука, 1977. — 380с.
  14. БГ. Избранные психологические труды. М: Педагогика 1980. — Т.1. С. 97−125.-280с.
  15. БГ. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. -339с.
  16. БГ. Психология чувственного познания.—М.: АПН РСФСР, 1960. 486с.
  17. ГМ. Психология социального познания.—М.: Слою, 2000.—456с.
  18. С. А., Виноградов В. И., Деркач АА и др. Методы акмеологических исследований. Кострома: СГУ, 1994.-120с.
  19. С.А., Гусева A.C., Кандыбович С Л., Конюхов НИ. Психодиагностическиепротивопоказания к деятельности государственных служащих судов и прокуратур. М.: РАГС, 1999.-40с.
  20. В.Г., Шаталов H.H. Профессиональные болезни. М., «Соц. Здоровье России», 1988.-310 с.
  21. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М: Мысль, 1976. -158с.
  22. В., Еле П., Маслов О. и др. Профессиональные страхи учителей // Народное образование.2000. № 1.С. 128−137.
  23. A.A. Сгрессоустойчивость и мастерство педагога. Ижевск: УдмуртГУ, 1997.-107с.
  24. A.B. Тестирование: основной инструментарий практического психолога. М.: Дело, 1999. -240с.
  25. С.П., Иваницкий А. Т., Кикоть В. JI. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). Уч. гос. СПб.: Речь, 1996.-321 с.
  26. С.А. Основы превентивной психологии, — М: «Соц. Здоровье России», 1994.-221с.
  27. М.А. Факторы риска психической дезадаптации и ее распространенность у педагогов общеобразовательных школ: Автореф. дис. канд. психол. наук. — СПб, 1996.-25с.
  28. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988.400с.
  29. HP. Психология личностного роста. -М.: Мысль, 1995. -156с
  30. E.H., Зазыкин В. Г. Введение в Акмеологию. Калуга: Калужский ГПУ им. К. Э. Циалковского, 2001. -145 с.
  31. Бодалев А. А, Рудкевич Л. А. Как становятся великими или выдающимися? М.: Ин-т психотерапии, 2003 — 287 с.
  32. Бодалев ЛД Сталин В. В. Общая психодиагностика-СПб: «Речь», 2000.440с.
  33. A.A. Психология личности.- М.: МГУ, 1988. -188с.
  34. Бодалев АА О предмете акмеологии //Психол. журн. 1993. № 5. С.73−79.
  35. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условиядостижения. М: Флинта- Наука, 1998.168 с.
  36. В.А. Информационный стресс. М: Персэ, 2000. — 351 с.
  37. Васильев В. J1. Юридическая психология: Учеб. для студ. вузов. СПб.: Питер, 1998.-649с.
  38. И.Э. Оптимизация системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих: Дис. .канд. психол. наук. М.: 1999. — 190с.
  39. НЕ. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СПбГУ, 2000.-504 с.-С. 443 462.
  40. НЕ., Серебрякова А. Б., Сгарченкова Е. С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. 1997. Вып. 2 (№ 13). Сер. 6. С. 325−356.
  41. Герасимова Р. И, Чоросова О. В. Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей.// Практика административной работы в школе. 2006. № 4. С. 28−32.
  42. Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 320с.
  43. HB. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: СПбГУ, 1997. -С. 143−156.
  44. HB. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению. //Психические состояния. JL: 1981. — 91 с.
  45. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека. М: Наука, 1970. -278с.
  46. В.В. Системное основание образовательных технологий. М.: Изд-во МГУ, 1995. -260 с.
  47. A.C. Гуманитарные технологии профессиональной деятельности государственных служащих / Материалы меж. научно-практич. М: РАГС, 1998. -С.28−29. -85с.
  48. Гусева АС, Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 1997.
  49. Гусева АС, Лешин В. В. Развитие аутопсихологических способностей личности.- М.:2000.
  50. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развития человека. Кн. 1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. М.: РАГС, 2000.-536с.
  51. Деркач А. А Методология и стратегия акмеологического исследования. Монография. -М.-.РАГС, 1998.-148с.
  52. A.A., Кузьмина Н. В. Введение в акмеолоппо М.: 1995. -315с.
  53. Деркач АА, Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М.: РАГС, 1996. — 128с.
  54. Деркач АА, Маркова АХ. Акмеологические особенности развития персонала/ Ежегодник Российского психологического общества: Мат. 3-го Всероссийского съезда психологов. 25−28 июня 2003 г. В 8-ми т. СПб.: Изд-во С.-Пегерб. ун-та, 2003. ТЗ. С.61−64.
  55. А. А. Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования.-М:МПА, 1998−148с.
  56. А. А. Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М.: РАГС, 1993.-23с.
  57. A.A. Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М.: РАГС, 1995. -208с.
  58. А. А. Москаленко О.В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. — М.: РАГС, 1999. — 578с.
  59. АА. Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: РАГС, 1998. -198 с.
  60. Диагностика умственного развития / Под ред. JI.A. Венгера, В. В. Холмовской. М: Смысл, 1978.-215с.
  61. Диагностика психического развития / Под ред. И. Шванцары. Прага: 1978. — 512с.
  62. У. Психология. М.: Педагогика, 1991.-367с.
  63. Дрейкурс-Ферпосон Е. Психология, которая принесет вам пользу. Введение в теорию Альфреда Адлера. Минск: «Адукацыя i выхованне», 1995. — 54 с.
  64. М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск: БГУ, 1976. -182с.
  65. М.И. Основы общей и юридической психологии: Учеб. М.: Юристь, 1997.631с.
  66. С.Н. Психологические особенности руководителей с чертами паранойяльной акцентуации личности. М.: Смысл, 1996.
  67. Л.Л. Формирование профессионализма учителей с истероидными чертами личности: Дис. канд. психол. наук, М., РАГС, 1997.
  68. Е.П. Предпринимательство: Самодиагностика и преодоление психологических барьеров. М: Академия, Институт психологии РАН, 1996. -76с.
  69. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М: Смысл, 1976. -278с.
  70. Ю.М. Очерки теории психологической регуляции поведения. М.: Магистр, 1997.-215с.
  71. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: Урал. ГППУ, 1998.
  72. Э.Ф. Психология личностно-ориеншрованного профессионального образования. -Екатеринбург: Урал. ГППУ, 2000. 258 с.
  73. Э.Ф. Психология профессий. Екатфинбург: Урал. ГППУ, 1999. — 280с. 77.3еф Э.Ф. Психология профессий. — Екатеринбург: УГТТПУ, 1997.244с.78.3еф Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  74. Зеф Э. Ф. Теоретические и прикладные аспекты профпсихологии // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург: Урал. ГППУ, 19%. — Вып. 2.-340 с.-С. 297−307.
  75. Зеф Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург: Урал. ГППУ, 1999. — 245 с.
  76. Зеф Э. Ф. Профессиональное становление личности инжинера-педагога. Свердловск: 1988. -258с.
  77. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Логос, 1999. -384с.
  78. В.П. Аффект и интеллект в образовании. М: Тривола, 1995 — 64 с. 84.3олотова ОН Психологические трудности в развитии профессионального самосознания учителя и пути их преодоления: — Дис. канд. психол.наук. — М., 2005−239с.
  79. Е.В. К вопросу о социально-экономическом аспекте профессиональной деформации школьного учителя / Социальная психология XXI века / статей международного конгресса. Ярославль: 2002.
  80. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  81. А.Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности: Дис. канд. психол. наук. М., 2002.
  82. Ф.С. Основы профессионального консультирования. М: МО — ДЭК, 2003.-256с.
  83. Л.В. Выявление адаптационные затруднений в профессиональной деятельности молодого учителя. М.: МААН, 1998. — 36с.
  84. Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации: психосемиотическое исследование на материале организанионно-деятельностных игр: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 1991 .-18с.
  85. А.В., Орел В. Е., Тернопол ВЛ. Психическое выгорание как субъективный фактор профессиональной дезадаптации // Проблемы социальной психологии XXI в. Ярославль: МАПН, 2001 .Т. 1.-С. 141−146.
  86. Ф. Тесты оценки личности, склонностей и интеллекта. СПб.: Питер, 2005−207с.
  87. Е.А. Введение в психологию труда. М: Изд-во МГУ, 1988. -199 с.
  88. Е.А. Введение в психологию труда М.: ЮНИТИ, 1996. -295с.
  89. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969.
  90. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
  91. Е.А. Человек и профессия (Вып.9). -Л.: ЛГУ, 1988. -1 Юс.
  92. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.-512 с.
  93. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. -М.: Изд-во МГУ, 1995.224 с.
  94. Климов ЕА Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.350 с.
  95. Е.А., Носкова О. Г. История психология труда в России. М.: Изд-во МГУ, 1992.-221 с.
  96. В.И. Психическое выгорание тренеров // Ананьевские чтения. СПб.: СПбГУ, 2000.-С. 97−98.
  97. Козлов В. JI Физиология и психология труда: научные основы оценки тяжести и напряженности труда. Саратов: 1984.
  98. ИГ. Методика изучения трудовой мотивации. М.: 1990.
  99. Н.И., Шаккум М. А. Акмеология и тестология. М.: Российский салон, 1996. -380 с.
  100. Ю. А., Кондаков И. М. Руководство, но изучению трудовой направленности с помощью теста профессиональных интересов.
  101. Кон И. С. Шамин Д.И. Мид Д. Г. Проблема человеческого «Я» //Вопросы философии. 1969. N12. С.85−96.
  102. Кон И. С. Открытие «Я».- М: Политиздат, 1978. 367с.
  103. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // журн.-1981. Т.2. N3. С.25−38.
  104. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание, — М.: Политиздат, 1984.-335с.
  105. Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вести. Ленингр. ун-та, Сер. 6,1989. Вып.4, № 27. С.23−31.
  106. Э.А. О физиологических механизмах «психологической зашиты» и безотчетных эмоций // Бессознательное. Природа Функции. Методы исследования. -Тбилиси: Мецние-реба, 1978. Т. 1. С. 633−651.
  107. Е.П. Психодиагностика в системе отбора подготовки и переподготовки кадров госслужбы: Дис. канд. психол. наук. М., 1995.
  108. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К .Пантина- 4-е изд. -М: Феникс, 1982.-678с.
  109. Ю.Э. Технология обучения в имитационно-деятельностной игровой форме. -Минск: Высшая школа, 1998. -195с.
  110. Н.В., Деркач АА, Яблокова Е.А Сущностные характеристики психолого-педагогических технологий и их роль в повышении мастерства кадров управления. М.: РАГС, 19%.-121 с.
  111. .В. Основы профессиональной психодиагностики. М: Просвещение, 1984−275с.
  112. Л.Д. Каким быть руководителю.- Я: Лениздат, 1986.-160с.
  113. Ю.Н., Сухобская Г. С. Методы изучения профессиональной направленности учителя // Сборник научных работ НИИ ООВ, 1980. -170с.
  114. Н. Д. Психология труда.—М.: Учпедгиз, 1963. —3 39с.
  115. А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: МГУ, 1984.-200 с.
  116. А.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний / журн., 1988. Т. 10 № 3.
  117. А.Б. Психология труда и организационная психология. М.: Радикс, 1995.440 с.
  118. А.Б., Кузнецова A.C. Психопрофилактика стресса М.: 1993.
  119. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М: Политиздат, 1975. — 304с.
  120. ДА. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу. // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 150−153.
  121. Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: Смысл, — 1992.-64с.
  122. . Кризисы жизни шансы жизни. — Калуга: Духовное познание, 1994. — 224 с.
  123. К.И., Садевич И. М., Кучерук Л. Е. Основы моделирования трудовых процессов // Моделирование трудовых процессов при совершенствовании организации и нормирования труда. М.: 1989. — С. 17−33.
  124. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. /А. Ф. Кудряшов, Петрозаводск, 1992. -320с.
  125. Л.В. Профессиональная деформация/Сборник научных трудов Профессиональная деформация и проблемы профессионализма. М., № 2,2001 г.
  126. В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Сентябрь, 2001.
  127. А.К. Психология профессионализма-М.: Знание, 19%.-308с.
  128. Маркова AJC. Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования. // Акмеология. 2003. № 3. С. 47−50.
  129. В.Н. Потенциал личности как психолого-акмеологическое понятие. / Акмеология: итоги, проблемы, перспективы / Под общ. ред. А.А. Деркача- М: Изд-во РАГС, 2004.-270с.
  130. А. Очерки психологии бьггия. М.: Евразия, 1996.-430с.
  131. А. Система и личность. М.: Серебряные нити, 1996. -128 с.
  132. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.-256 с.
  133. А.М. Системность развития в свете законов динамики // Вопросы философии. 1975. № 8. С.94−95.
  134. Я.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М: Изд-во МПСИ, Воронеж, Изд-во «МОДЭК», 2003. — 400с.
  135. Л.М. Учитель как личность и профессионал М.: Флинта, 1994. -181 с.
  136. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла (форма «А»). Таллинн: 2000. -58с.
  137. О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений. Дис. доктора, психол. наук. М., 2000 — 515 с.
  138. О.В. Психология профессиональной карьеры. М., РАГС, 2005.- 54с.
  139. ОБ. Психолого-акмеологические особенности самосознания личности. -Астрахань: Изд-во АГПУ, 19%. -214с
  140. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. / Под ред. Е. Э. Смирновой Л.: ЛГУ, 1974. -177с.
  141. Л. Методы социально-психологической диагностики личности. Л: 1990.170 с.
  142. В. Л. Склонность и способности (сборник статей). Л: ЛГУ. 1962. — 154с.
  143. Р.С. Психология. Книга 2: Психология образования. М: Просвещение, 1. Владос, 1996. -425с.
  144. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб.: СПбГУ, 1996−172с.
  145. A.M. Профессиональное образование России. М, 1997. — 254 с.
  146. ДВ., Дэвис К. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000.- 367с.
  147. H.H. Психология взрослого человека. СПб.: Школа, 1975. -156с.
  148. Общая и прикладная акмеология. / Под ред. А. А. Дфкача.-М.:РАГС, 2001. 208с.
  149. Р.В. Справочная книга школьного психолога М: Просвещение, 1993.-256 с.
  150. СИ. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведова. -М: Русский язык, 1991.-221с.
  151. В.Е. Исследование профессиональной деформации личности на уровне представлений о профессии // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. -Ярославль: 1995.
  152. В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль: 1999.-С. 76−97
  153. В.Е. Особенности проявления психического выгорания в когнитивной сфере // Социальный психолог: человеческий фактор: журнал для психологов. 2003. — Вып. 2(6). -С. 61−67.
  154. Орел .Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность // Реферативный сб. избр. работ по грантам в области гуманитарных наук. Екатеринбург: 1999. — С. 113−115.
  155. В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психол. журн. 2001. Т. 22. № 1. С. 90−101.
  156. .Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. -СПб: ИГЛУ, 1999, -С. 196−199. -591с.
  157. В.А. Личность в психологии. Ростов: 1996.- 678с.
  158. К.К. Структура и развитие личности. M.: 1984.-187с.
  159. К.К. Проблемы сознания / Мат. симпозиума М.: Наука, 1966.-312с.
  160. Ю.П. Психология становления профессионала. Курск: 1991.
  161. Познание и изменение себя. Аутотренинг. Магнитогорск: 1995.-111 с.
  162. Познание и регуляция деятельности. Tapiy: 1990. — 447 с.
  163. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Bon. психологии. 1994. № 1. С. 24−31.
  164. О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональной деформации личности. Ч. 1. Профессиональная деформация — М.:МГУТУ, 2004. — 88с.
  165. О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональной деформации личности. Ч. 2.- Психопрофилактика профессиональных деформаций М.:МГУТУ, 2004.-88с.
  166. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. /Под ред. Г. Никифорова, М. Дмитриевой, В. Снеткова. СПб.: 2001 .-240с.
  167. Практикум по психологии профессиональной деятельности. СПб.: СПбГУ, 2000.-304 с.
  168. Практическая психология для менеджеров. M., 1997- 456с.
  169. Проблемность в профессиональной деятельности: Теория и методы психологического анализа М.: ИП РАН, 1999. — 356 с.
  170. Проблемы научного творчества в современной психологии. M., 1971. -328с.
  171. Проблемы психологии профессиональной деятельности кадров государственной службы. М: РАГС, 1996. — 93 с.
  172. Профессионализм управленческих кадров. М.: РАУ, 1994. — 93 с.
  173. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Комплект из четырех методических пособий. Воронеж, 1997.- 167с.
  174. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практ. психол.- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 256 с.
  175. Н.С. Психологический смысл труда Учебное пособие. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.352 с.
  176. Е.Ю., Пряжников Н. С. Психология труда СПБ: Питер, 2005. -385с.
  177. Психическая напряженность в трудовой деятельности. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1989.-300 с.
  178. Психология. Учебник для гуманитарных вузов /Под общ. ред. В. Н. Дружинина. -СПб.- Питер, 2001.
  179. Психология человека от рождения от смерти. СПб.: ПРАЙМ-ЕВЮЗНАК, 2002.-656с.
  180. Психология безопасности профессиональной деятельности. М.: Когито — Центр, 1999.-53 с.
  181. Психолого-педашгические и философские аспекты проблемы смысла жизни. Мат. I-П симпозиумов. М.: 1997−223с.
  182. Психология в управлении / Под ред. Е.С. Кузьмина-JI: Лениздат, 1983.-192 с.
  183. Психологический словарь. М.: Феникс, 1990. -241с.
  184. Психология подготовки специалистов для современного производства /Под. ред. А. И. Подольского. М: МГУ, 1991. -187с.
  185. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  186. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова- СПб.: СПб ун-т, 1991.-151с.
  187. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость. Энциклопедия / Под ред. A.A. Реана, СПб: Прайм — ЕВЮЗНАК- -М: Олма-Пресс, 2002. -656с.
  188. Психология развивающейся личности / Под ред. А. Б. Петровского. -М.: Педагогика, 1987.-238С.
  189. Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д. Л. Райшродский. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000.672 с.
  190. Рабочая книга практического психолога Технология эффективности профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / Под ред. A.A. Деркача М.: Красная площадь, 19%. — 400 с.
  191. Ратанова Т. А Золотарева Л И, Шляхта НФ. Методы изучения и психодиагностика личности. М: МГОПУ, 1997. — 219с.
  192. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985.207 с.
  193. A.A. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб.: Питер, 1996.-386с.
  194. АЛ. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.-288с.
  195. Розин ВМ Психология для юристов: Учеб. пособие. М.: Форум — ИНФОРМ, 1997. -127с.
  196. ВВ. Юридическая психология: Учеб. М.: Юристь, 1998. -487с.
  197. В.В., Кроз М. Б. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров дня прокуратуры // Вопр. психологии. 1994.- № 3.
  198. Т., Богуш В. Синдром профессионального выгорания педагогов // Психология XXI века. СПб: 2001. — С. 311 -312.
  199. Рубинштейн С. ХЬ Основы общей психологии-М.: Педагогика, 1980. -485с.
  200. С. Л. Бытие и сознание. М.: Академии наук СССР, 1957. -328с.
  201. ЕВ. Социально-психологические деформации личности учителя. УасЬоо, 2002.
  202. А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Ярославль, 2001.
  203. А. А. Влияние образа жизни трудового коллектива на развитие личности. /Психология личности и образ жизни. М.: 1987.-23 — 45с.
  204. Е.В. Акмеологические условия преодоления безработными личностно-профессионального кризиса: Дис. .канд. психол. наук. Калуга, 2003. -192с.
  205. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. -264с.
  206. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия / Ред.-сост. ДЯ. Райгородский. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. — 656 с.
  207. А. Ю., Тиунова О. В. Индивидуальное психологическое консультирование спортсменов и тренеров: //Управление Персоналом, 2003. № 2, С. 25−31.
  208. В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск: Свердловский ГПИ, 1986. -141 с.
  209. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960.
  210. Г. Стресс без дистресса М.: 1982.
  211. ЕВ. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000.-350с.
  212. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии профессиональной деятельности. СПб.: СПбГУ, 2000.-304 с-С. 216−222.
  213. С.Н. Критерии отбора специалистов по работе с персоналом на рынке труда (по результатам контент-анализа, проведенного в рамках акмеологического исследования профессиональной деятельности субъекта кадровой работы). M.: МААН, 1999. — 32с.
  214. Ситников AJI Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.428 с.
  215. ММ. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. № 7. С. 3−9.
  216. JI.C. Ограничение объема работы как условие ее выполнения в состоянии «пресыщения» //Bon. психологии. 1969. № 2.
  217. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. дис. .доктора психол. наук. М., 1994.-78с.
  218. В.И. Реальность субъективного духа//Человек-1994.№.5.-С. 21−38.
  219. В.И., Исаев Е. И. Психология человека, введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
  220. А.В. Зрелая личности: понятийный анализ / Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика, коррекция. М.: 1992. -С.132−142.
  221. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М.: 1990. — 256 с.
  222. В.А. Личность и предприятие: факторы успешного взаимодействия. СПб.: 1995.-158 с.
  223. А.Г. Сознание и самосознание. -М.: Политиздат, 1972. -303с.
  224. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.284с.
  225. Судейская этика и дисциплина, подбор судей. /Мат. Российско-американскогосеминара. Иркутск: 1999.
  226. Н.К. Синдром «выгорания» у учителей как фактор дезадаптации детей с ЗПР // Ананьевские чтения -1998. СПб., 1998. — С. 209−210.
  227. АВ. Психологические критерии профессионального самоопределения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987. -24с.
  228. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1988.-429с.
  229. Технологии развития профессионального самосознания личности: психолого-акмеологический практикум. Астрахань: Изд-во АЛЛУ, 2000. -188с.
  230. Ю.Г. Феномен психического выгорания и его специфика в управленческой деятельности // Проблемы общей и организационной психологии / Под ред. А.Л. Карпова-Ярославль: ЯрГУ, 1999-С. 185−190.
  231. В.А. Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М: Б.н., 1992. — 76 с.
  232. Трунов Д И снова о «профессиональной деформации». // Психологическая газета № 6.2004. С. 32−34. (с дополнениями).
  233. В.П. Философия сознания. М.: Мысль, 1971. -199с.
  234. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М.: 1994.
  235. Д.И. Психологические закономерности развития личности и решение актуальных задач воспитания. // Воп. Психологии. 1984. № 2.26 38с.
  236. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  237. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-256с.
  238. Н.П. Детерминанты монотонофильности и монотонофобности // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: 1982. — С. 61−73.
  239. Н.П. О целесообразности смены рабочего места в процессе монотонности деятельности / Психологические проблемы рационализации деятельности. Ярославль: 1976.
  240. НП., Ильин Е.П, Высотская Н. Е. О состоянии психического пресыщения, возникающем при монотонной работе // Психофизиология спортивных и трудовых способностей. Л.: 1974.
  241. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-«39с.
  242. АР. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Bon. психологии. 1997. № 2. С. 88−93.
  243. Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» учителя // Bon. Психологии. 1994. № 6. С. 54−67.
  244. В. Человек в поисках смысла: Сб. / Под общ. ред. Л. Я. Гозмана, ДА Леонтьева. М: Прогресс, 1990. -366с.
  245. Функциональное состояние человека и методы его исследования. М.: Наука, 1992.122 с.
  246. П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии // Психологическая наука в СССР. Т.2.-М: Академия наук СССР, 1960. -С.91−109.
  247. Чеснокова И. Н Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности //Проблема психологии личности. М: Наука, 1982. —С.121−126.
  248. И.Н. Проблемы самосознания в психологии /Отв. ред. Е. В. Шорохова. М: Наука, 1977.-256с.
  249. Ю.В. Юридическая психология: теоретические аспекты, практические применения. М.: Юристь, 1996. — 351с.
  250. Цукерман ГА, Мастеров БМ. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.-288 с.
  251. В.Б., Тимченко АВ., Швыдченко B.R Практическая психология. Инструментарий. Ростов на / Д.: изд-во «Феникс», 2002.-688с.
  252. . Личность, карьера, успех. Психология бизнеса М.: 1993.-256 с.
  253. Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире (опыт гуманистического направления в зарубежной психологии) / Психология личности в условиях социальных изменений. М.: 1993.
  254. К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. -М.: 1993.
  255. Шадриков В. ДЛроблемы систимогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.-217с.
  256. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. -320с.
  257. Шадриков ВД Психология деятельности и способности человека: Уч. пособие. М.: Логос, 19%. -320с.
  258. Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999. -436 с.
  259. ЮЗ. Акмеологические особенности деформации личностно-профессионального развития руководителей: Дис. канд. психол. наук. М., 2005−270с.
  260. Экономическая психология. / Под. ред. И. В. Андреева. СПб., 2000. — 512с.
  261. ДБ. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.304 с.
  262. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М: ООО «Издательство ACT», 1997 — 300с.
  263. Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000.416с.
  264. С.А. Развитие коммуникативной компетентности государственных служащих в работе со средствами массовой информации. Автореф. дис. канд. психол. наук. М, 2002.-25с.
  265. Bandura A Social foundation of thought and action: a social cognitive teory. -N. Y., 1986.-220p.
  266. Betz N., Lent R. Hacked- G. Application of self-efficacy theory to understanding careers choice behavior //Journal of applied psychology. -V. 41 .-1986. -P. 3246.
  267. Feldman J. Psychology (part 2>N.Y., 1990. -670p.
  268. Glueck В., Stobel С Psychophysiological correlates of meditation //Meditation: classic and contempoi-arvperspectives.-N.-Y. 19S4.-P. 51
  269. Gross R.D. Psychology: The science of mind and behaviour. London, 1987.-822 p.
  270. Guilford J. P. et al. A Factor Analysis Study of Human Interests //Psycho-logical Monografe. -1967.-N68.-P. 78-%.
  271. Handbuch der Beruispsychologie /Seifert КД Eckhardt H.-H, Jaide W. (Hrsg). Gottingen: Hogrefe. -1977. -365s.
  272. Leary T. Interpersonal diagnosis of personality. New York, 1954. 237c.
  273. Moreland R., Levine J. Socialization in small groups //Advances in experimental social psychology. V. 15,1982.-P. 163−184.
  274. Moser U. Psychologie der Arbeitswahlundder Arbeitsstorungen-Bem, l%5.-246 s.
  275. Psycological Theories of the Self. N. Y, London, 1982. — 590 p.
Заполнить форму текущей работой