Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков кумандинской и русской национальностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В настоящее время в Алтайском крае живет около ста народов (этносов). При этом, каждый человек морфологически уникален, так как неповторима наследственная программа, реализованная в его онтогенезе, специфичны и условия среды, контролирующие реализацию генотипа в фенотип. Учитывая большое разнообразие этнического состава населения, отличающегося своеобразием условий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Этнические и антропологические особенности кумандинцев-северных алтайцев
    • 1. 2. Морфофункциональные особенности организма подростков русской и алтайской национальностей
    • 1. 3. Половое созревание, и факторы на него влияющие
    • 1. 4. Психофизиологические особенности организма подростков русской и алтайской национальностей
      • 1. 4. 1. Межполушарная асимметрия у подростков русской и алтайской национальностей
      • 1. 4. 2. Акцентуации характера подростков русской и алтайской национальностей
  • РЕЗЮМЕ
  • Глава 2. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Материал и организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Методика антропометрических измерений
      • 2. 2. 2. Методы соматотипирования
      • 2. 2. 3. Методика функциональных измерений
      • 2. 2. 4. Оценка стадии биологической зрелости
      • 2. 2. 5. Оценка функциональной асимметрии мозга
      • 2. 2. 6. Оценка психических особенностей
      • 2. 2. 7. Математический анализ полученных данных
    • 2. 3. Результаты исследований
      • 2. 3. 1. Морфологические показатели организма девочек 14−16 лет кумандинской и русской национальностей в разные сезоны года
      • 2. 3. 2. Оценка стадий полового развития девочек 14−16 лет кумандинской и русской национальностей
      • 2. 3. 3. Морфологические показатели организма мальчиков 13−15 лет кумандинской и русской национальностей в разные сезоны года
      • 2. 3. 4. Оценка стадий полового развития мальчиков 13−15 лет кумандинской и русской национальностей
      • 2. 3. 5. Функциональные показатели организма девочек 14−16 лет кумандинской и русской национальностей в разные сезоны года
      • 2. 3. 6. Функциональные показатели организма мальчиков 13−15 лет кумандинской и русской национальностей в разные сезоны года
      • 2. 3. 7. Реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку у девочек 14−16 лет кумандинской и русской национальностей
      • 2. 3. 8. Реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку у мальчиков 13−15 лет кумандинской и русской национальностей
  • Резюме
    • 2. 4. Психофизиологические особенности подростков кумандинской и русской национальностей
      • 2. 4. 1. Оценка межполушарной асимметрии мозга у подростков кумандинской и русской национальностей
      • 2. 4. 2. Психические особенности у подростков кумандинской и русской национальностей
  • Резюме

Морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков кумандинской и русской национальностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в Алтайском крае живет около ста народов (этносов). При этом, каждый человек морфологически уникален, так как неповторима наследственная программа, реализованная в его онтогенезе, специфичны и условия среды, контролирующие реализацию генотипа в фенотип. Учитывая большое разнообразие этнического состава населения, отличающегося своеобразием условий быта, обычаями, историческими традициями, культурой, оказывающих влияние на состояние здоровья и физическое развитие организма, одним из наиболее актуальных вопросов возрастной антропологии является изучение процессов роста и развития детей и подростков различных этнотерриториальных групп [142, 146].

Современные методы позволяют количественно оценить показатели, интегрально отражающие различные стороны организма и личности. К таким показателям могут быть отнесены: уровень и гармоничность физического развития, резервные возможности организма, уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок и др. [241].

В литературе имеются антропологические описания южных алтайцев [40, 42, 135, 244], а подобных сведений о северных алтайцах, в частности куман-динцев, нет. Опубликованные результаты исследований кумандинцев [100, 170, 171, 184, 211] касаются, в основном, анализа культурно-исторических продуктов. Следует отметить, что кумандинцы относятся к малочисленным народам, которые на протяжении длительного времени практически утратили свою самобытную культуру, ассимилировались с другими народами. Поэтому несомненный интерес представляет изучение психофизиологических и морфофунк-циональных особенностей подрастающего поколения данного народа, пока он не «растворился» среди других наций.

Несмотря на последние открытия в физиологии, указывающие на психофизиологические особенности у различных этносов, в системе образования сохраняются стандартные методы и приемы обучения, зачастую не соответствующие способам восприятия и обработки информации представителей различных культур [16]. А в связи с тем, что на современном этапе появились учебные заведения разного типа, и в преподавании используются различные технологии и новации, зачастую не отвечающие психофизиологическим, возрастным, половым, конституциональным особенностям детей, педагогический процесс нередко наносит существенный ущерб здоровью детей и подростков [7].

Выяснение особенностей роста и развития организма подростков куман-динской национальности представляет как теоретический, так и практический интерес, так как этот возраст является сенситивным для развития практически всего спектра физических качеств и координационных способностей, формирования индивидуального здоровья.

Отсутствие данных по морфофункциональным и психофизиологическим особенностям организма кумандинцев в подростковом возрасте явилось побудительным мотивом для данного исследования.

Цель исследования: выявить морфофункциональные, психофизиологические и психические особенности подростков кумандинской и русской национальностей в сравнительном аспекте. Основные задачи исследования.

1. Изучить морфологические показатели подростков кумандинской и русской национальностей.

2. Определить особенности становления биологической зрелости у исследуемых подростков.

3. Изучить особенности функционального состояния организма по показателям сердечно-сосудистой и дыхательной систем у обследуемых групп с учетом этнической принадлежности.

4. Определить особенности типов межполушарной асимметрии у подростков кумандинской и русской национальностей.

5. Изучить психические особенности подростков кумандинской и русской национальностей.

Научная новизна исследования. Впервые выполненные системные исследования морфофункционального состояния мальчиков 13−15 лет и девочек 1416 лет кумандинской национальности позволили установить морфологические и функциональные различия у подростков кумандинской и русской национальностей. Подростки кумандинской национальности характеризуются меньшими показателями продольных показателей тела, а также низкими значениями массы тела по сравнению с русскими сверстниками. Значения кожно-жировых складок в целом больше у мальчиков и девочек кумандинской национальности. Согласно лицевому указателю, подростки всех изучаемых групп, имеют узкое лицо.

Установлено, что функциональные особенности подростков-кумандинцев характеризуются меньшими показателями силы кисти, а также низкими значениями ЧСС у мальчиков-кумандинцев 13−14 лет. При физической нагрузке у мальчиков кумандинской национальности 13−14 лет наблюдается ухудшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы, на что указывает гипотонический и ступенчатый тип реакции. Увеличение МОК у подростков обеих национальностей происходит не только за счет прироста ЧСС, но и СО. Сезонная динамика морфологических показателей исследуемых групп подростков проявляется в увеличении, а функциональных — как в увеличении, так и снижении параметров от осени к весне. Установлено, что подростки кумандинской национальности несколько отстают в половом развитии от русских сверстников. Определен наиболее часто встречающийся эпилептоидный тип акцентуации характера.

Практическая значимость работы. Полученные материалы физического развития и функционального состояния организма подростков кумандинской и русской национальностей можно использовать в практической деятельности медицинских работников и других специалистов оздоровительного Профиля, а также при планировании мероприятий по сохранению здоровья в образовательных учреждениях. Кроме того, полученные данные могут служить источником новых знаний для учебного процесса на различных кафедрах (биологии и экологии, истории, психологии и т. д.), а также являться необходимым материалом для этнопедагогики при разработке методов и приемов обучения в национальных школах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Индивидуально-типологическая изменчивость морфофункциональных показателей подростков зависит не только от уровня биологической зрелости, полового признака, но и национальной принадлежности.

2. Подростки кумандинской национальности характеризуются меньшими значениями массы тела и продольных показателей, но большими значениями кожно-жировых складок по сравнению с русскими сверстниками. Среди подростков обеих национальностей преимущественно встречается торакальный тип телосложения.

3. Мальчики-кумандинцы имеют низкие показатели частоты пульса, у них отмечается ухудшение состояния сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки. Показатели динамометрии у девочек 14−15 лет и мальчиков 1315 лет кумандинской национальности ниже по сравнению с русскими сверстниками.

4. Подростки кумандинской национальности характеризуются дисфориче-ским настроением, низкой конформностью, у них преобладает левополушар-ный тип реагирования.

В работе применены следующие сокращения:

ДТ — длина телаМТ — масса телаОГК — окружность грудной клеткиАД — артериальное давлениеАДС — систолическое артериальное давлениеАДддиастолическое артериальное давлениеПД — пульсовое давлениеСО — систолический объемМОК — минутный объем кровотокаЧСС — частота сердечных сокращенийКН — кумандинская национальностьРН — русская национальность.

ВЫВОДЫ.

1. Сравнительная оценка морфологических и функциональных показателей организма мальчиков 13−15 лет и девочек 14−16 лет, отражающих особенности физического развития, позволила выявить их индивидуально-типологическую изменчивость не только в зависимости от полового признака, уровня биологической зрелости, но и национальной принадлежности.

2. Подростки кумандинской национальности характеризуются меньшими продольными размерами и массой тела, но большими значениями кожно-жировых складок по сравнению со сверстниками русской национальности. Среди подростков, как русской, так и кумандинской национальностей, встречался преимущественно торакальный тип телосложения. В половом развитии подростков кумандинской национальности наблюдается отставание от русских сверстников.

3. Функциональные особенности подростков кумандинской национальности, по сравнению с русскими сверстниками, характеризуются более низкими показателями частоты пульса у мальчиков 13−14 лет, силы кисти у девочек 1415 лет и мальчиков 13−15 лет. Установлено отставание фактических показателей ЖЕЛ от должных величин у мальчиков обеих национальностей и русских девочек 14−15 лет.

4. При физической нагрузке у мальчиков кумандинской национальности 13−14 лет наблюдается ухудшение функционального состояния сердечнососудистой системы, на что указывает гипотонический и ступенчатый типы реакции.

5. Подростки кумандинской национальности характеризуются дисфориче-ским настроением (о чем свидетельствует наиболее часто встречающийся эпи-лептоидный тип акцентуации характера), низкой конформностью. Для мальчиков и девочек обеих национальностей характерно преобладание левосторонней функциональной асимметрии головного мозга.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Полученные данные о морфофункциональных особенностях подростков кумандинской национальности с учетом их индивидуально-типологической изменчивости могут служить источником новых знаний для учебного процесса на различных кафедрах (биологии и экологии, психологии и т. д.), а также являться необходимым материалом для этнопедагогики при разработке методов и приемов обучения в национальных школах.

2. Включение результатов исследования, касающихся морфофункциональ-ного состояния организма подростков кумндинской и русской национальностей в практическую деятельность медицинских работников и других специалистов оздоровительного профиля, а также использование их при планировании мероприятий по сохранению здоровья в образовательных учреждениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.С. Анализ возрастных особенностей рядов распределения морфофункциональных признаков с использованием ЭВМ / М. С. Абрамов // Международ. журнал Узбекистана. — 1979. — № 4. — С. 25−31.
  2. Л.И. Физическое развитие детей Кировской области / Л. И. Абросимова, Е. В. Кабирова, Т. А. Симакова // Гигиена и санитария, 1989. № 2. С.31−32.
  3. А.П. Адаптация и экология человека / А. П. Авцын // Теория и методика географических исследований экологии человека. М.: Наука, 1974. -С. 147−148.
  4. Л.П. Характеристика полового созревания учащихся 10−15 лет / Л. П. Агапова // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1985.- № 2 (25).- С. 24−27.
  5. .А. Медико-психологические аспекты в ведении девочек-подростков с нарушениями полового развития / Б. А. Аграновская, Е.В. Харчен-ко // Вторая Всероссийская конференция по гинекологии детей и подростков. Барнаул Белокуриха. — 1996. — С. 50.
  6. Р.И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации / Р. И. Айзман // Педагогические и медицинские проблемы валеологии. Новосибирск, 1999.-С. 18−21.
  7. В.А. Функциональная асимметрия мозга у детей и подростков / В. А. Айропетян, В. Суходолец. М.: Медицина, 1990. — С.107.
  8. А.А. Эпидемиология и профилактика повышенного артериального давления у детей и подростков / А. А. Александров, В. Б. Розанов // Российский педиатрический журнал, 1998. № 2, С. 16−23.
  9. В.П. География человеческих рас / В. П. Алексеев. М., 1974.
  10. Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека / Т. И. Алексеева. М., МГУ, 1986. — 216 с.
  11. А.Г. Билатеральное регулирование как один из механизмов интеграции / А. Г. Ананьев // Избранные психологические труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.-С. 207−212.
  12. JI.T. Гипертоническая болезнь в юношеском возрасте / JI.T. Антонова. М.: Медицина. — 1976. — С. 131.
  13. М.В. Прогностическая значимость адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у детей 10−11 лет / М. В. Антропова, Г. В. Бород-кина, JI.M. Кузнецова, Г. Г. Манке, Т. М. Параничева // Физиология человека, 2000. Т.26, № 1. — С. 56−61.
  14. Н.А. Заметки об этническом составе тюрских племен и народностей / Н. А. Аристов. «Живая страница», T. IV, вып. III и IV, 1896.
  15. В.В. Межполушарная асимметрия в системе поиска / В.В. Ар-шавский. Владивосток, 1988. — 315 с.
  16. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. М.: Наука. — 1982. — С. 270.
  17. . Интеллектуальное и личностное становление подростков в условиях специализации / Ж. Балакшина // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. СПб., 1999. С. 243.
  18. В.Г. Медико-социальные и этические проблемы лечебно-профилактической помощи девочкам с патологией репродуктивной системы /
  19. B.Г. Баласанян, Г. Л. Микиртичан, А. З. Лихтшангоф. СПб., 2000. — 168 с.
  20. В.П. Учение о физическом развитии / В. П. Башкиров. М.- 1962.1. C. 200−295.
  21. М.М. Возрастная физиология / М. М. Безруких. М.: «Академия», 2002.-416 с.
  22. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. Л., 1988. — 260 с.
  23. И.С. Структура и функция коры больших полушарий мозга / И. С. Бериташвили. М.: Изд во АНССР. 1969. 427 с.
  24. В.М. Психопатия (психонервная раздражительная слабость) и ее отношение к вопросу о влиянии / В. М. Бехтерев. Казань, 1941. С. 46.
  25. Биологические проблемы человека и животных: Известия Алтайского отдела Русского Географического общества. Выпуск 19. Бийск, НИЦ БиГПИ, 2000. — 120 с.
  26. Е.Б. Взаимосвязь между размерами тела и половым созреванием / Е. Б. Боджар // Вопросы антропологии. М., МГУ, 1979. — Вып. 60. — С. 83−88.
  27. М.К. Избыточная масса тела и физическое развитие учащихся среднего школьного возраста / М. К. Босый, И. М. Давиденко, В. В. Мороз, С.В. Фур-татова // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез.докл. -М., 1990. С. 45.
  28. Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. -М.: Медицина, 1988. 240 с.
  29. К.Б. Популяционная генетика горцев. Дагестан / К. Б. Булаева, Н. П. Дубинин, И. А. Шамов, С. А. Исайков, Т. А. Павлова, Ю. Ш. Катекаев // Генетика, 1985. Т.21, № 10. С. 1749 1754.
  30. Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах / Э. Г. Булич. -М.: Высш. шк., 1986. 255 с.
  31. В.В. Выделение этапов онтогенеза и хронологические границы возрастных периодов /В.В. Бунак. М.: Советская педагогика. — 1965. — № 11. -С.105−119.
  32. В.В. Методика антропологических исследований / В. В. Бунак. М-Л.: Медиздат. — 1941. — С. 201.
  33. О.А. Морфо-функциональная оценка состояния здоровья подростков / О. А. Бутова, Н. А. Агаджанян, В. А. Батурин, JI.B. Твердякова // Физиология человека, 1998. Т.24, № 3. — С. 86−93.
  34. Е.М. О связи мышечной работоспособности детей с особенностями их биологической зрелости / Е. М. Вайнруб, Р. Т. Вахидова // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1981. -С.140.
  35. Е.М. Особенности работоспособности школьников с различным уровнем полового созревания / Е. М. Вайнруб // Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации: Тез. докл. Одесса. — 1975.- С. 147−149.
  36. Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе / Л. К. Великанова. Новосибирск. — 1993. — С. 12−13.
  37. Г. И. Зависимость типов конституции детей и подростков от региона проживания / Г. И. Веренич // Новости спортивной и медицинской антропологии. М. — 1990. — вып. 1. — С. 118−119.
  38. В.Г. Акселерация роста и развития детей. М.- 1976. — С. 86.
  39. Л.В. Формирование двигательных способностей девочек школьного возраста в зависимости от уровня физического развития / Л. В. Волков, В. Г. Арефьев // Вопр. антроп. М.: МГУ. — 1977. — вып. 57. — С. 122 — 131.
  40. Е.Г. Морфофункциональные особенности организма коренного и пришлого человека Горного Алтая на постпубертатном этапе онтогенеза: Дисс.. .канд.биол.наук. Горно-Алтайск, 2001. — 171 с.
  41. Е.Г. Морфофункциональные и психофизиологические особенности подростков 11−12 лет алтайской национальности в условиях адаптации к низкогорью: Дисс.. канд. биол.наук. Горно-Алтайск, 2001. — 128 с.
  42. Н.К. Физиолого-гигиенические обоснования инновационного обучения детей и подростков: Монография / Н. К. Гайнанова, А. С. Казызаева, Г. Г. Ушакова. Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2001. — 158 с.
  43. П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика / П. Б. Ганнушкин. Избр. труды. — М., 1964. — С. 116−252.
  44. X. Возрастная динамика мышечной силы и выносливости школьников за последнее пятилетие / X. Гарсия // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1985. — С. 91.
  45. В.А. Генетико экологическая трактовка латерализации мозга и половых различий / В. А. Геодакян // Теория методологии и практика системных исследований: Материалы Всесоюз. конф. Секция 9. М., 1984. С. 21−24.
  46. JI. Репродуктивное здоровье ребенка / JI. Гербет, JL Фридман, Г. Карин.-Женева, 1985.
  47. Е.З. Некоторые особенности ростовых процессов у школьников Киргизии / Е. З. Година // Вопросы антропологии.- М., 1979. Вып.60. — С. 70 -82.
  48. Э.А. Развитие выносливости к статическим мышечным усилиям у детей школьного возраста в процессе физического воспитания: Автореф. дисс. .канд. пед. наук/Э.А. Городничеснко. М., 1965. — 19 с.
  49. Н.Н. Функциональные резервы и формирование детского организма в условиях Западной Сибири: Автореф. дисс.. д-ра. биол. наук / Н. Н. Гребнева.- Томск, 2001. 46 с.
  50. Г. Основы конституциональной биологии и антропологии. М.: Медицина. — 1967. — С. 219.
  51. O.K. Измерение толщины кожно-жировой складки для оценки физического развития подростков / O.K. Гринкявичене // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез.докл. М., 1977. -Т.2.-С.45.
  52. Г. Л. Уровень физического развития школьников старших классов с различными типами конституции / Г. Л. Гришанов // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М. — 1990. — С. 76−77.
  53. С.М. Влияние факторов внешней среды на рост и развитие детей / С. М. Гроибах // Соотношение биологического и социального в развитии человека: Тез. докл. М. — 1974. — С. 142 — 144.
  54. А.А. Особенности двигательных и вегетативных функций у мальчиков в начальный период полового созревания / А. А. Гуминский // Проблемы и методы исследования возрастной физиологии. Баку, 1987. — С. 34.
  55. А.А. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии / А. А. Гуминский. М.: Просвещение, 1990. — 240 с.
  56. Ю.А. Гинекология подростков : руководство для врачей / Ю.А. Гур-кин. СПб.: Фолиант, 1998. С. 30 — 34.
  57. Г. М. Относительный вес тела в нескольких популяциях Сибири (в связи с проблемой климатической адаптации) / Г. М. Давыдова // Адаптация человека. JI. — 1972. — С.38.
  58. И.В. Реакция сердечно-сосудистой системы на пробу степ-тест у подростков / И. В. Данилова, A.M. Кочигина, В. А. Лавинская // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез.докл.- М. 1990. -С. 85.
  59. Н.Н. Психофизиология / Н. Н. Данилова. М. «Аспект Пресс», 1998. 278 с.
  60. С.С. Распределение типов конституции у детей разного возраста / С. С. Дарская // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты: Тез. докл. М., 1975. — С. 200 — 202.
  61. С.С. Техника определения типов конституции у детей и подростков / С. С. Дарская // Оценка типов конституции у детей и подростков. М., 1975. -С. 45−55.
  62. Г. Ф. Антропологические исследования в Камчатской области / Г. Ф. Дебец. М. -1951. — С. 71, 119.
  63. Г. Ф. Антропологические исследования в Камчатской области / Г. Ф. Дебец.-М.-1975.-С.64.
  64. В.Л. О роли доминантного полушария в регуляции эмоциональных состояний / В. Л. Деглин, Н. Н. Николаенко // Физиология человека. 1975. Т.1, № 3. С. 418−426.
  65. В.Е. Географические особенности строения тела населения СССР / В. Е. Дерябин. -М., 1990. С. 17.
  66. И.В. Исследование начальных проявлений пограничных нервно-психических расстройств. Четвертый Всеросс. съезд невропатол. и психиатров / И. В. Дмитриева, В. И. Морозов. М., 1980. — Т. 1. — С. 197−200.
  67. Т.А. Эмоциональная патология при очаговом поражении головного мозга / Т. А. Доброхотова. М., 1974. С. 34.
  68. Т.А. Асимметричный мозг асимметричное сознание / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина // Журн. Высш.нервн.деят. 1993. Т.43. Вып. 2. С. 256−261.
  69. И.Ю. Реактивность организма и некоторые генетические маркеры / И. Ю. Долматова, Х. С. Рафиков // Новости спортивной и медицинской антропологии. М. — 1990. — Вып.2.-С. 66 — 67.
  70. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка / К. П. Дорожнова. М. — 1983. — С. 94.
  71. .М. Краткое практическое руководство по соматотипированию в медицинской антропологии / Б. М. Доронин, А. Г. Щедрина, О. М. Филатов, О. Э. Шевченко. Новосибирск, 1998. — 48 с.
  72. В.И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский. М. — 1999. -С.157.
  73. В.Д. Индивидуальность ребенка глазами нейропсихолога / В. Д. Еремеева // Талант творческая лаборатория маленького человека. — СПб., 1995.-С. 121−137.
  74. В.Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости / В. Д. Еремеева // Вопросы психологии. 1989. -№ 6.-С. 128−135.
  75. В.Д. Функциональная межполушарная асимметрия мозга как основа индивидуального подхода к обучению в школе / Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка /В.Д. Еремеева- под ред. Батуева А. С., 1999.-С. 179−187.
  76. В.Д. Мальчики и девочки два разных мира / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. — СПб.: Тускарора, 1998. — 182 с.
  77. JI.B. Биомеханические свойства дыхательной системы подростков / J1.B. Ерикова // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез.докл. М., 1985. — С. 131.
  78. JI.В. Биомеханические свойства дыхательной системы подростков / Л. В. Ерикова // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1985.-С. 131.
  79. С.А. Конституциональные особенности детей и подростков: материалы по курсу валеологии / С. А. Жафярова. Новосибирск, 1998. — 28 с.
  80. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г. Н. Сердюковской. М.: Медицина, 1990.-336 с.
  81. П.И. Морфологическая характеристика детей дошкольного и школьного возраста / П. И. Зенкевич // Вопросы антропологии. М., МГУ, 1976. -вып. 54. С. 54−83.
  82. В.А. К вопросу о режиме обучения учащихся старших классов при повышенной учебной нагрузке в некоторых школах Центрального Казахстана /
  83. B.А. Зубов // Новые исследования по возрастной физиологии.-М.: Педагогика, 1975.-С. 24−27.
  84. М.Ф. Анатомия человека / М. Ф. Иваницкий. М.: ФИС. — 1985.1. C. 382−405.
  85. Н.Я. Здоровые подростки-учащиеся / Н. Я. Иванов // Патохарактеро-логический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. Л., 1976. — С. 56−62.
  86. Н.Я. Об акцентуациях характера у подростков с ранней профессиональной ориентацией / Н. Я. Иванов // Проблемы медицинской психологии. Л., 1976.-С. 14−16.
  87. Н.Я. О структуре психопатий и акцентуаций характера среди подростков мужского пола / Н. Я. Иванов, С. Д. Озерецковский // Четвертая Все-росс. конф. по неврологии и психиатрии детского возраста. М., 1978. — С. 145 147.
  88. Изучение акцентуации характера у подростков в работе школьного психолога. М., МИП «NB Магистр», 1992. — 31 с.
  89. В.П. // Всесоюзный симпозиум по физиологическим проблемам адаптации, 4-й: Тезисы. Тарту, 1984. — С. 27−31.
  90. А.С. Физиолого-гигиеническая оценка инновационного обучения на пубертатном периоде онтогенеза: Дисс.. канд. биол. наук. Бийск, 1999. -210 с.
  91. Р.А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков / Р. А. Калюжная. М.: Медицина. — 1973.- С. 96.
  92. Р.Т. Половое развитие девочек, проживающих в условиях Узбекистана / Р. Т. Камилова // Педиатрия. 2001. — № 6. — С. 71 — 74.
  93. Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека / Т. В. Карсаевская. Л.: Медицина. — 1970. — С. 270.
  94. Г. А. Возрастная эволюция сердца и больших сосудов у юных лыжников / Г. А. Кашпуровский, Т. И. Федченко // Физиологические основы детского и юношеского спорта. Ташкент, 1977. С. 115−116.
  95. О.В. Клиническая динамика психопатий и неврозов / О.В. Керби-ков // Избранные труды. М., 1971. — С. 188−206.
  96. Д. Половые различия в организации мозга / Д. Кимура // В мире науки. 1992. № 11−12. С .73 80.
  97. С.В. Древняя история Южной Сибири / С. В. Киселев. Сов. археология. № 1, 1936. С. 282 284.
  98. А.Г. Медико-социальные и этические проблемы лечебно-профилактической помощи девочкам с патологией репродуктивной системы / А. Г. Китаева, В. Г. Баласанян, Г. Л. Микиртичан, А. З. Лихтшангоф. СПб., 2000. — С. 24.
  99. Н.И. Материалы к характеристике строения тела коренного населения Алтае Саянского нагорья / Н. И. Клевцова // Вопр. антроп. — М.: МГУ. -1993.-Вып. 87.-С. 62.
  100. Н.И. Некоторые проблемы изменчивости строения тела человека на примере монголоидов Сибири / Н. И. Клевцова. М., 1976.
  101. А.И. Тип конституции как показатель индивидуального развития детей и подростков / А. И. Клиорин, Ю. С. Сергеев // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. конф. М., 1981. — С. 172.
  102. А.И. Биологические проблемы учения о конституциях человека/
  103. A.И. Клиорин, В. П. Чтецов. Л., 1979. — С. 32.
  104. В.И. Физиология развития ребенка / В. И. Козлов, Д. А. Фарбер. -М.: Педагогика.-1983.С. 62.
  105. С. Функциональная диагностика в детском возрасте / С. Коларов,
  106. B. Гатев. София. — 1979. — С. 216.
  107. Д.В. Физиологическая характеристика полового созревания мальчиков / Д. В. Колесов // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1981. — С. 145.
  108. Д.В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания / Д. В. Колесов, Н. Б. Сельверова. М.: Педагогика, 1978. — 222 с.
  109. Кон И. С. Психология ранней юности/ И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. -255 с.
  110. Н.А. Личность и индивидуальные различия. Типология личности и ее варианты развития / Н. А. Корниенко. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1988.-563 с.
  111. А.В. Развитие и инволюция различных групп мышц человека в онтогенезе: Автореф. дисс.. .докт.биол. наук / А. В. Коробков 1959. — 23 с.
  112. Э.А. Когнитивная гипотеза полушарий асимметрии эмоциональных функций человека / Э. А. Костандов // Физиология человека. 1993. Т. 19. № 3. С. 5−15.
  113. Э.А. Роль когнитивных факторов в эмоциональной асимметрии полушарий головного мозга человека / Э. А. Костандов // Журн. ВНД. 1990. Т. 40. № 4. С. 611−619.
  114. М. Культура и мышление / М. Коул, С. Скрибнер. М., «Прогресс», 1977.
  115. В.М. Закономерности роста стопы / В. М. Кране //Рост и развитие ребенка. М. — 1973. С. 2.
  116. В.М. Закономерности роста стопы и ее сегментов у латышских детей и подростков: Автореф. дисс.. канд. биол. Наук / В. М. Кране. 1967. — С. 2.
  117. Н.Б. Время появления различных признаков полового созревания у школьниц Костромской области / Н. Б. Кудричев, Б. М. Нидерштрат // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез.докл. М., 1981.-С. 145−146.
  118. Г. М. Основы спортивной медицины / Г. М. Куклоевский, Н. Д. Граевская. М.: Медицина. — 1971. — С. 97.
  119. Л.А. О физическом и половом развитии школьниц Астрахани / Л. А. Лазарева // Вопросы антропологии. М., Высшая школа, 1980. — 293 с.
  120. Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин. М., 1993. — № 10. — С. 46−48.
  121. В.М. Вопросы гигиены труда подростков / В. М. Левин // Сб. науч. труд. Л. — 1966. — С. 134.
  122. С.П. Стандарты морфофункционального развития школьников г.Ульяновска / С. П. Левушкин, В. К. Балябин, P.M. Смыковская, А. Ю. Савельев. Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. — 28 с.
  123. К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2001. — 448 с.
  124. А.С. Системный подход в морфологических исследованиях / А. С. Леонтюк // Здоровье Белоруссии. 1981. — № 5. — С. 13−15.
  125. В.П. Психофихиологическая и функциональная асимметрия мозга / В. П. Леутин, Е. И. Николаева. Н-ск.: Наука, 1988. 192 с.
  126. А.Е. Подростковая психиатрия / А. Е. Личко. Л.: Медицина, 1985. -230 с.
  127. А.Е. Подростковая психиатрия. Руководство для врачей / А.Е. Лич-ко. Л.: Медицина, 1979. — 336 с.
  128. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. Л.: Медицина, 1977. — 208 с.
  129. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А. Е. Личко. -М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО Пресс, 1999. — 416 с.
  130. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А. Е. Личко. М., 1999. — 406 с.
  131. Г. С. Морфофункциональные особенности организма высокорослых людей: Автореф. дисс.. канд. мед. наук / Г. С. Логачева. Новосибирск, 1995. — С. 11−12.
  132. Г. Ф. Психофизиологические показатели памяти подростков / Г. Ф. Лукьяненко, Е. Г. Артомоновская // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М. — 1985. — С.220 — 221.
  133. А.Р. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербальномнестических функций / А. Р. Лурия, Э.Г. Симер-ницкая // Физиология человека. 1975. Т.1, № 3. С. 411 417.
  134. Е. Поездка к алтайским теленгитам / Е. Луценко.1898.
  135. Л.Е. Закономерности развития сенсомоторных функций у детей школьного возраста: Автореф.дисс.. докт. биол. наук / Л. Е. Любомирский.-М, 1989.-С. 84.
  136. Л.Е. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников / Л. Е. Любомирский. М.: Педагогика. — 1989. С. 45−48.
  137. Л.Е. Реакции вегетативных систем на воздействие физических нагрузок / Л. Е. Любомирский, Д. П. Букреева, P.M. Васильева // Адаптации организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. М.: Педагогика. -1982.-С. 167.
  138. Л.Е. Особенности функционирования физиологических систем у детей школьного возраста при мышечной деятельности / Л. Е. Любомирский, Д. П. Букреева, P.M. Васильева // Физиология человека. М. — 1991. — Т.17.- № 5. С. 114−115.
  139. Т.Н. Физическое развитие детей г. Тамбова / Т. Н. Маляренко, Н. А. Садова // Морфофункциональные показатели развития детей и подростков. Новосибирск, 1980. — С. 11−16.
  140. Н.Б. Онтогенез и системная организация парных функций мозга (автокорреляционная модель) / Н. Б. Маньковский, A.M. Помохов, Р. П. Белонг // Докл. АН УССР. 1984, № 4. С. 74 77.
  141. Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей РФ. М., 1998. — Вып. 5.
  142. Медицинский справочник тренера / Сост. В. А. Геселевич. М.: Физкультура и спорт, 1981.-271 с.
  143. Т.А. Онтогенез функциональной асимметрии мозга человека / Т. А. Мешкова // Вопр. психологии. 1982, № 4. С. 146 151.
  144. Н.Н. Возрастные изменения морфологических особенностей головы и лица у детей и подростков различных этнических групп / Н. Н. Миклашевская. М.: Наука. — 1964. — С.2.
  145. Н.Н. Ростовые процессы у детей и подростков / Н. Н. Миклашевская, B.C. Соловьева, Е. З. Година. М., МГУ. 1988. — С. 3.
  146. В.М. Расщепленный мозг / В. М. Мосидзе. Тбилиси, 1972.- 140 с.
  147. В.М. Функциональная асимметрия мозга / В. М. Мосидзе, Р. С. Рижанашвили, З. В. Самадашвили, Р. И. Турашвили. Тбилиси: Мецниерба, 1977.- 273 с.
  148. Н.В. Зависимость уровня артериального давления у детей и подростков от их физического развития / Н. В. Нагорная // Охрана здоровья детей и подростков. Киев. — 1982.- вып.13. — С. 10−12.
  149. Народы Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1955.
  150. В.Ф. Сезонные адаптивные изменения показателей гемодинамики и психомоторных функций организма у лиц умственного и физического труда:
  151. Автореф. дисс. .канд. биол. наук / В. Ф. Нахаева. Семипалатинск, 1993. — С. 10−11.
  152. И.В. Физическое и половое развитие и диагностика их нарушений у девочек и девушек: Автореф. дис.. канд. мед. наук / И. В. Неумолотова. Иваново, 1980. — 14 с.
  153. .А. Антропология / Б. А. Никитюк. 1989. — Т.З. — С. 3−65.
  154. .А. Конституция человека / Б. А. Никитюк // Итоги науки и техники. ВИНИТИ, серия антропология. М. — 1991. — № 4. — С. 3−149.
  155. .А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма / Б. А. Никитюк. М., Наука, 1978. — 143 с.
  156. .А. Морфология человека / Б. А. Никитюк, В. П. Чтецов. М. -1990. 344 с.
  157. Л.Д. К вопросу о критических периодах развития / Л.Д. Ни-фантьева // Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С. 57−58.
  158. Л.А. Физическое и половое развитие школьниц Амурской области и клиническая антропометрия в их характеристике: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Благовещенск, 1973. — 21 с.
  159. Д.Х. Морфологическое развитие и некоторые функциональные особенности девочек с разными сроками полового созревания / Д. Х. Нусбаум, Ю. А. Ямпольская // Вопросы антропологии. М., МГУ, 1973. — Вып. 43. — С. 116−124.
  160. Т.Г. Межцентральные и фазовые отношения биопотенциалов головного мозга у детей 6−7 лет при действии непосредственных раздражителей /
  161. Т.Г. Обидина, Н. Я. Гершкович // Журн. Высш. нервн. деятельности. 1980. Т.ЗО. № 2. С. 242−250.
  162. Образование. Личность. Здоровье./ под ред. М. Н. Лазутовой, Э. М. Казина.- Кемерово, 1996. 160 с.
  163. Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Н. И. Обреимова, А. С. Петрухин. М.: «Академия», 2000. — 376 с.
  164. И.Ф. Место алкоголизации в патогенезе структурных уклонений личности подростков / И. Ф. Обросов, В. Д. Свистунов // Четвертый Всеросс. съезд невропатологов и психиатров. М., 1980. — Т. 2. — С. 217−219.
  165. .Э. Половое и физическое развитие девочек в условиях Сибири и Заполярья: Автореф.дис. .канд.мед.наук / Б. Э. Овсянникова. Красноярск, 1977.-С. 231−232.
  166. .В. Способ математической оценки результатов соматотипи-рования / Б. В. Олейников, В. А. Сапожников, В. П. Ефремов, В. Г. Николаев // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: Тез. докл.- Томск Красноярск. — 1996. — С. 38.
  167. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования / Под. ред. А. Е. Личко, Н. Я Иванова. Л., 1976.
  168. И.В. Морфофизиологическая характеристика хакасских детей от 7 до 17 лет / И. В. Перевозчиков // Вопросы антропологии. М., МГУ, 1987.-Вып. 79.-С. 48−66.
  169. В.М. Физиология человека / В. М. Покровский, Г. Ф. Коротько, Ю. В. Наточкин. М.: Медицина, 2001. — С. 183.
  170. Л.П. Очерки истории алтайцев / Л. П. Потапов. М.-Л., 1955. -С. 383.
  171. Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев / Л. П. Потапов. Л.: Наука. — 1969. — С. 17−20.
  172. П.К. Соотношение скорости роста, массы тела в процессе полового созревания мальчиков / П. К. Прусов // Гигиена и санитария. М., — 1992. — № 7 -8. — С. 48−49.
  173. Пурунджан A. JI Некоторые проблемы возрастной трансформации размеров кисти / А. Л Пурунджан // Вопр.антроп. М.: МГУ. — 1991. — вып. 85.- С. 2236.
  174. А.Л. Анализ возрастных изменений коэффициентов корреляции соматических признаков у взрослых мужчин / А. Л Пурунджан //Биометрический анализ в биологии. М. — 1982. — С. 23.
  175. С.А. Социально-демографические исследования районов Севера / С. А. Ракит. М.: Изд-во МГУ, 1977. 151 с.
  176. Т.Н. Использование закономерных резервов организма в подготовке лыжников-гонщиков / Т. И. Раменская // Теория и практика физической культуры. М. — 1992. — № 1. — С. 12−14.
  177. В.А. Состояние здоровья сельских школьников Чувашии / В. А. Родионов // Педиатрия. М., 2001. — № 6. — С. 68 -70.
  178. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий /В.М. Русалов. М.: Наука, 1979. 352 с.
  179. B.C. Особенности состояния здоровья школьников при разных типах конституции / B.C. Рысева, Н. М. Бережков, М. Н. Бондаренко // Оценка типов конституции у детей и подростков. М., 1975. С. 75−79.
  180. И.В. Клинико-иммунологические критерии оценки полового и физического развития девочек. Автореф.дисс.канд. мед. наук. Москва, 2000. -24 с.
  181. Г. П. Динамика физического развития учащихся г. Глухова / Г. П. Сальникова, В. Г. Эристави // Гигиена и санитария. М., 1974. — № 3. -С. 19−21,
  182. Ф. Куда исчезли кумандинцы? / Ф. Сатлаев // Сибирские огни, 1991, № 1, С 154−157.
  183. Ф. Кумандинцы (историко-этнографический очерк XIX первой четверти XX века) / Ф. Сатлаев. — Горно-Алтайск, 1974. — С.21.
  184. М.Ф. Материалы о некоторых показателях сердечно-сосудистой системы у 10−13-летних детей с различной степенью полового созревания / М. Ф. Сауткин //Вопр. антроп. :МГУ. — 1976.-вып. 53.- С. 127−130.
  185. М.Ф. Некоторые аспекты полового созревания девочек / М. Ф. Сауткин // Педиатрия. М., 1980.- № 6.- С. 12−13.
  186. Г. Н. Гигиенические проблемы охраны здоровья подрастающего поколения / Г. Н. Сердюковская // Гигиена и санитария. М., 1992. — № 4.- С. 24−28.
  187. Г. Н. Современные тенденции здоровья детей в дошкольных и школьных возрастах / Г. Н. Сердюковская // Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях. -М., 1991.-С. 5−11.
  188. Г. Н. Здоровье подростка / Г. Н. Сердюковская, И.А. Арноль-ди. М.: Знание. — 1967. — С.46.
  189. Г. Н. Окружающая среда и здоровье подростков / Г. Н. Сердюковская, Ю. Д. Жилов. М., Медицина, 1977. — 200 с.
  190. О.А. Особенности морфофункционального развития организма детей в пре- и пубертатном периоде онтогенеза с различным уровнем двигательной активности: Автор, дисс.. канд. биол. Наук / О. А. Сидорова. Тюмень, 1998. — 28 с.
  191. П.В. Мотивированный мозг / П. В. Симонов. М., 1987.
  192. П.В. Эмоции и функциональная асимметрия мозга / П. В. Симонов //1 Междунар. конференция памяти А. Р. Лурия. М., 1998. С. 94−96.
  193. П.В. Темперамент, характер, личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. М., 1984. С. 161.
  194. А.Ф. Самоконтроль физкультурника / А. Ф. Синяков. М.- 1987.-С. 96.
  195. JI.M. Нарушения полового развития мальчиков / Л. М. Скородок, О. Н. Савченко. -М.: Медицина. 1984.
  196. Л.А. Физическое развитие и состояние здоровья городских и сельских школьников Алтайского края: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Барнаул, 1965.-21 с.
  197. В.Н. К характеристике репродуктивного здоровья городских девочек-подростков / В. Н. Сметанин, В. И. Швачкина // Здравоохранение РФ.-2001.-№ 1.-С. 31−32.
  198. А.Я. Особенности физического развития детей и подростков Магадана / А. Я. Соколов, Ю. Р. Шеверева // Гигиена и санитария. М., 2003. — № 4.-С. 40−41.
  199. B.C. Различия в биологическом возрасте у подростков различного типа конституции / B.C. Соловьева // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты: мат. конф. М., 1975. С. 249 — 251.
  200. B.C. Материалы продольных исследований московских школьников / B.C. Соловьева, Е. З. Година, Н. Н. Миклашевская // Вопросы антропологии. -М., МГУ, 1976. Вып.54. — С. 100−118.
  201. П.В. Гипертоническая болезнь в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дисс.. канд. мед. наук / П. В. Спирина. Куйбышев, 1963. — С. 16.
  202. А.Б. Материал по физическому развитию / А. Б. Ставицкая, Д. И. Арон. М.: Медгиз, 1959.
  203. А.Б. Методика исследования физического развития детей и подростков / А. Б. Ставицкая, Д. И. Арон. М., 1959. — 185 с.
  204. Ю.М. Роль функциональной асимметрии мозга и психофизиологические состояния человека при адаптации к условиям Крайнего Севера: Автореф. дисс.. канд. мед. наук / Ю. М. Степанов. Новосибирск, 1988. -21 с.
  205. Т.П. Уровень биологического развития критерий при спортивном отборе девочек препубертатного возраста / Т. П. Степанова, Л.Г. Шах-лина // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. — М., 1990. — С. 274.
  206. К.В. Новые аспекты классической теории стресса / К. В. Судаков // Бюл. эксперим. биологии и медицины. М., 1997. — Т. 123, № 2. — С. 124.
  207. Н.Н. Соматотип как один из показателей индивидуального темпа роста и созревания ребенка / Н. Н. Суханова // Гигиена и санитария. М., 1998. -№ 5.- С. 36−37.
  208. Г. В. Психофизиологическое состояние студентов в процессе обучения в ВУЗе /Г.В. Суховеркова, Г. И. Эдокова // Известия Алтайского отдела Русского географического общества. Вып. 22. Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2002. — С. 122−126.
  209. Дж. Рост и конституция человека / Дж. Таннер // Биология человека. -М.: Мир. 1979. — С. 366−471.
  210. Тукмачев Соболеков Л. М. У истоков древнего Алтая / Л. М. Тукмачев -Соболеков. Бийск. Изд-во «Кедр», 2001. — 195 с.
  211. Н.К. К вопросу физического и полового развития девочек г. Минска / Н. К. Тыманович // Итоги углубленного изучения состояния здоровья школьников за последние 5 лет. -М., 1971. С.101−103.
  212. Е.Г. Функциональная асимметрия полушарий мозга и регуляций эмоционального состояния / Е. Г. Удачина // Психологический журнал, 2001. -№ 1.-С. 57−65.
  213. С.Н. О некоторых биологических предпосылках очеловечивания обезьян «У истоков человечества» / С. Н. Успенский. М., 1964.
  214. Д.А. Физиологические критерии возрастной периодизации / Д. А. Фарбер // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М. — 1981. — С. 5−6.
  215. Д.А. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка / Д. А. Фарбер, М. М. Безруких // Физиология человека, 2001. Т.27, № 5.-С. 8−16.
  216. Д.А. Физиология школьника / Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. М.: Педагогика, 1990. — 64 с.
  217. Д.И. Психология современного подростка / Д. И. Фельдштейн. -М.- 1987.-С. 33.
  218. С.С. Влияние внешнесредовых и наследственных факторов на формирование конституции ребенка / С. С. Фингерт // Новые исследования по возрастной физиологии: Мат конф. М., 1974. — Т.З. -С. 70−72.
  219. Н.А. Физиология человека/ Н. А. Фомин. М.: Просвещение, «Вла-дос». — 1995.-С. 320.
  220. Функциональная асимметрия головного мозга, адаптация и течение патологических процессов на Крайнем Севере. Новосибирск. СОАМНСССР, 1986.
  221. Е.Д. Мозг и эмоции / Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. М.: Изд-во МГУ, 1992.
  222. А.Г. Антропологические аспекты проблемы биологического возраста детей и подростков / А. Г. Хрипкова, Б. А. Никитюк // Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — С. 74−78.
  223. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  224. С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников / С. В. Хрущев. М. — 1980. — С. 224.
  225. Т.В. Управление физическим состоянием организма: тренирующая терапия / Т. В. Хутиев. М.: Медицина. — 1991. — С. 123.
  226. А.В. Возрастные изменения пропорций кисти / А. В. Чикина // Вопр. антроп. -М.: МГУ. 1963. — вып.14. — С. 68.
  227. Н.С. Социально-экономическая и этнокультурная трансформация малых народов Сибири (на примере кумандинцев) / Н. С. Шахова // Современные проблемы географии и природопользования, 2001 выпуск 24.
  228. В.Б. Медикобиологические аспекты спортивной ориентации и отбора/ В. Б. Шварц, С. В. Хрущев. М.: ФИС. — 1984. — С. 44.
  229. В.А. Исследование развития выносливости у школьниц 8−17 лет посредством бега различной интенсивности: Автореф.дисс. .канд. пед. наук / В. А. Шекуров. -М, 1971. С. 19.
  230. Н.Б. Из поездки к кумандинцам в 1898 г./ Н. Б. Шеррер. Алтайский сборник. T.V., Барнаул, 1903.
  231. И.И. Исследование возрастных изменений выносливости школьников и обоснование некоторых методов ее развития: Автореф.дисс. .канд. пед. наук / И. И. Шмельков. М. — 1968. — С. 26.
  232. В.А. Динамика функциональной межполушарной асимметрии у учащихся 1−3 классов / В. А. Шрамм // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка- под ред. Батуева А. С., 1999. С. 179−181.
  233. Е.И. Биологический возраст подростков и его значение для возрастной периодизации / Е. И. Шубочкина, С. С. Молчанова, И. И. Круглова // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М. — 1990. — С. 321−322.
  234. А.С. Закономерности анатомо-антропологической индивидуальной изменчивости организма мужчин в онтогенезе: Автореф.дисс. .д-ра. мед. наук. Новосибирск, 2001. — 30 с.
  235. А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты / А. Г. Щедрина. Новосибирск: Наука, 1989. — 136 с.
  236. А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты / А. Г. Щедрина. Новосибирск: СО РАМН, 2003. — 164 с.
  237. А.Г. Педология наука о детстве как фундаментальная основа валеологии и педагогики / А. Г. Щедрина. — Новосибирск. — 1996. — С. 16−24.
  238. Е.А. Лекции по этнобиологии алтайцев / Е. А. Ыжикова. Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт», 2001. — 19 с.
  239. Е.А. Психофизиологическая и морфофункциональная характеристика подростков 14−15 лет алтайской и русской национальности. Дисс.. канд. биол. наук. Новосибирск. — 2000. — 130 с.
  240. Е.А., Гайнанова Н. К. Характеристика фенотипа подростков 14−15 лет алтайской национальности / Е. А. Ыжикова, Н. К. Гайнанова // Физиология человека, 2003. Т. 29, № 6. — С. 86−89.
  241. Е.А. Физическое развитие подростков 14−17 лет высокогорной зоны Горного Алтая / Е. А. Ыжикова, О. В. Карташова // Известия Алтайского отдела Русского географического общества РФ. НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина. — 2002. — Вып. 22. — С. 105 -110.
  242. В.В. Рост и развитие ребенка / В. В. Юрьев, А. С. Симаходский, Н. Н. Воронович. СПб: СПбГПМА, — 2000, — 197 с.
  243. Ю.А. Об изменении показателя динамометрии у школьников Москвы за последнее десятилетие/ Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария. -М., 1993. № 9. -С. 27−29.
  244. Ю.А. Экологическая антропология. Ежегодник / Ю. А. Ямпольская, И. В. Пляскина. Минск, 1998. — Вып. 3. — С. 87−89.
  245. Bielicki Т., Welon Z., The seguence of grjwth velocity peaks of principal body dimensions in girls // Mater. Prace Antropol.- 1973.-№ 86.-P.l 1.
  246. Bryson S., Monenon L. Procedural constraints on measurement of laterality in yound children // Neuropsychologic 1980. Vol. 18, № 2. P. 243−246.
  247. Cattell R.B., Scheier I.H. The meaning and measurement of neuroticism and anxiety. Donald Press, New York, 1961.
  248. Cernacek J. Funkena asymetria l’udakeho mosgu // Bratisl. Lek. L. sty. 1979. Vol. 72, № 4. P. 401−419.
  249. Coetheart M., Hull E., Slater D. Sex differences in imagery and reading // Nature. 1975. Vol. 253. P. 438−440.
  250. Crovitz H. F., Zener K.A. A group-test assessing and eye dominance // Am. J. Pstchol.-1962.-V. 75.- P.271−176.
  251. Davidson R. Parsing affective space: Perspectives from neuropsychology and psychophysiology //Neuropsychol., 1993. V.7. P.464.
  252. Davidson R.J., Fox N.A. Asymmetrical brain activity discriminates between positive versus negative stimuli in human infants // Sciens. 1982.- Vol.218. -P.1235−1237.
  253. Delane J.G. Separation anxiety as a cause of early emotional problems in children. Mayo Clin. Proc., 1964. p. 743−749.
  254. Distler W., Pelzer V. Praxis der Kinder- und Jugendgynaekologie. Stuttgart, 1994.-119 S.
  255. Ernest C.H. Imagery and verbal ability and recognition memory for pictures and words in males and females // Educ. Psychol. 1983. Vol.3, № 3−4. P.227−244.
  256. Falkon D., Loder K. A modified lateral eye-mo vem-end measure, the right hemisphere and creativity // Persept and Mot. Skills. 1984. Vol. 58, № 3. P. 823−830.
  257. Flor-Herry P., Koles Z. J. EDG Characteristics of normal subjects: a comparison of men and women and of dextrals and sinistrals // Rec. Commun. Psychol., Psyhiatr. and Behav. 1982. Vol. 7, № 1. P. 21−38.
  258. Freund J., Maier E.N. Zur Atiologie der Entwicklungsbescleunigung // Z. Kin-derheilk.- 1952.-Bd. 71.
  259. Hatta T. Differences in laterality for recognition of non verbal by Japanese and English subjects // Percpt. And Mot. Skills. 1979. Vol. 48. № 3. P. 917−918.
  260. Hebert J.R., Waternaus C. Graphicall displaus of growth data // Amer. J. Clin. Nutz.- 1983.- v.38.- № 1.- P. 145−146.
  261. Hirschman E. C. Psychological sexual identity and hemispheric. Orientation // J. Gen. Psychol. 1983. Vol. 108, № 2. P. 153−168.
  262. Irvin A., Vinsel A.M. Personal space. An analysis af E. T. Hall’s proxemics framework. Hum. Bahav. and Environ. AdV. Theory and Res.N. Y.: L., 1977. Vol 2. P. 181−259.
  263. Jakubovski J. Effects of stress on the health of type a students // J. Soc. Behav. Personality, 1990. V. 5- p. 473.
  264. Knussman P. Zur Methode dem objektiven Korperantypognose // Z. Menschl. Vererbungs Konstitutionslehre. 1961. — Bd 36.-№l. — S .1−41.
  265. Lagercrantz H. Stress, arousal and gene activation at birth // Wens Physiol. Sci., 1996. V. 11.-p. 214.
  266. Lenenberg EH. Biological foundations of language. New York: Wiley, 1976. 393 p.
  267. Leonhard / в книге Личко A.E., 1976,1981, 1983.
  268. Levandovski L. Hemispheris asymmetries in children // Persept. and Mot. Skills. 1982. Vol. 54, № 3, pt 1. P. 1011−1019.
  269. Lichko A.E. Theoretical concept of attitude psychologe and its significance for clinical studies // In: XXII Intern congress of psychologe, v. 2, Leipzig, 1980. p. 544.
  270. McEwen B.S. Biegon A., Davis P.G., Krey L., Luin V.N. Steroid Hormones: Humoral Signals Wich Alter Brain Cell Properties and Functions. Rec Progr. Horm. Res., 38, 41−92 (1982).
  271. Merola J., Liederman J. Developmental changes in hemispheric independence // Child Dev. 1985. Vol.56. № 5. P. l 184−1194.
  272. Ornstein R. The psychology of Consciousness. N. Y.: Harcourt Brace Jova-nevich, 1977. 375 p.
  273. Raczkowski D., Kalat J. W., Nebes R. Reliability and validity of some handedness questionaire items // Neuropsychologia. 1974. -V.12. — P. 43−47.
  274. Sperry R.W. Some general aspects of interhemispheric integration // Interhemi-spheric relation and cerebral dominance. Baltimore, 1962. P.43−49.
  275. Stratakis C.A., Chrousos G.P. Neuroendocrinologe and pathophysiology of the stress system // Ann. N.Y. Acad. Sci., 1995. v.771. — p. 1.
  276. Tanner J. M. Growth at Adolescence. Oxford.-1962.-P.5.
  277. Thoma A. Age at menarche acceleration and heritability // Acta biologica Acad. Scient. Hungar.-1960. -№ 2. P. 12.
  278. Tucker D.M. Lateral brain function, emoting, and conceptualization // Psychol. Bull. 1981. Vol.89.P. 19−46.
  279. Vale W.W. Recipient of the 1994 Hans Selye Anard //Ann. N.Y. Sci., 1995. v. 771.-p. 13.
  280. Vercauteren M, Susanne C, Orban R. Acceleration and growth adolesrents // Hum. Growth and Dev. 3-rd Jnt. Congr. Auxol. Brussels, Ang. 26−30.-N.- Y. L.-1984.- P.215−223.
  281. Wassef A., Ingham D., Collins M.Z., Mason G. In search of effective programs to address students emotional distress and behavioral problems // Adolescence, 1995. -v.30.- 523 p.
  282. Wuttke W., Horowski R. Gonodal Steriods and Brain Function. Springer-Verlag, Berlin, Heidelberg, New York, 1981.
  283. Zikmund V. Functional efficience of the central nervous system end development of psycho somatic disorders // Activ. nerv. super. 1977 (1979). Vol. 19, № 2. P. 392−393. Suppl.
Заполнить форму текущей работой