Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми узбеками в условиях двуязычия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показало исследование, у двуязычных заикающихся выявился разный уровень владения русским языком, что было связано с разными факторами и в первую очередь со стажем пользования им. В ряде случаев у заикающихся отмечалось несовершенство владения русскими средствами общения: бедность словарного запаса, малая распространенность предложений и стереотипность их конструкций, инверсии, различные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПОСТАНОВКА И СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Русский язык как язык межнационального общения

Система логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми узбеками в условиях двуязычия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель и задачи исследования

8.

1.3. Механизмы, симптоматика и методы устранения заикания. 13.

1.4. Заикание в условиях двуязычия. 26.

ГЛАВА П. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Анализ организации логопедической помощи населению Узбекистана. 40.

2.2. Методы и организация исследования. 49 ГЛАВА Ш. ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ДВУЯЗЫЧНЫХ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ УЗБЕКОВ 3.1. Организация изучения заикания у подростков и взрослых, владеющих узбекским и русским языками.51.

3.2. Экспериментальное изучение речи заикающихся с высоким уровнем владения русским языком. 67.

3.3. Экспериментальное изучение речи заикающихся с недостаточно высоким уровнем владения русским языком.79.

3.4. Влияние уровня владения вторым языком на характер заикания у подростков и взрослых. 91 ГЛАВА 1У. СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ подростками и взрослыми узбеками в условиях двуязычия.101.

4.1. Устранение заикания у подростков и взрослых узбеков в процессе овладения русским языком (I группа).105.

4.2. Устранение заикания у подростков и взрослых узбеков на родном языке (П группа)138.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

150.

ВЫВОДЫ.155.

БИБЛИОГРАФИЯ.157.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Изучение организации и содержания логопедической помощи населению Узбекской ССР показало, что она нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Особого внимания требует оказание логопедической помощи заикающимся подросткам и взрослым.

2. Выявленные в результате экспериментально-педагогического исследования особенности проявления заикания у подростков и взрослых узбеков в зависимости от уровня владения русским языком обусловливают необходимость разработки дифференцированных методик работы.

3. Статистическая обработка материала исследования на предмет достоверности полученных данных об особенностях проявления заикания у подростков и взрослых узбекской национальности показала, что различный уровень владения русским языком по-разному отражается на характере заикания.

Тяжесть проявления заикания у заикающихся узбеков в различных коммуникативных ситуациях связана прежде всего с уровнем владения русским языком. При недостаточно высоком уровне владения русским языком усилений заикания коррелирует с затруднениями в оперировании фонетическими, лексико-грамма-тическими и просодическими компонентами неродного языка. Заикающиеся узбеки затрудняются в подборе нужного слова: в грамматическом оформлении высказывания, в определении соответствующей содержанию интонационной выразительности фразы. У заикающихся узбеков с высоким уровнем владения русским языком усиления заикания в общении на втором языке не наблюдается.

5. Полученные результаты позволили обосновать принципы и содержание дифференцированной логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми, имеющими высокий и недостаточно высокий уровень владения русским языком в условиях двуязычия. Особое внимание обращается на устранение заикания у подростков и взрослых с недостаточно высоким уровнем владения русским языком.

6. Для совершенствования логопедической помощи заикающимся подросткам и взрослым узбекской национальности разработана и опробирована система логопедической работы в процессе овладения ими русским языком. Кроме этого, модифицирована и внедрена в практику система логопедической работы с заикающимися узбеками на родном языке.

7. Приведенные исследования свидетельствуют о том, что учет особенностей заикания у подростков и взрослых в условиях двуязычия, определение уровня жпадения ими, вторым, неродным языком в построении дифференцированной логопедической работы обеспечивает наибольшую эффективность при комплексном подходе к преодолению заикания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В литературе имеется немало исследований, посвященных проблеме заикания. Это объясняется частотой распространения заикания, его неблагоприятными влиянием на развитие личности заикающегося, нестойкостью результатов лечения и рядом других факторов.

Различные специалисты предпринимали многочисленные попытки изучения причин и сущности заикания. Однако проблема заикания остается одной из актуальных проблем, в ней и до настоящего времени много нерешенных вопросов.

Заикание зависит от многих условий, среди которых важное место занимает его связь с двуязычием и двуязычной средой. Разноязычность заикающихся подростков и взрослых, обращающихся за логопедической помощью^вызывает большие трудности в организации коррекционного обучения.

В связи с интенсивным развитием двуязычия, а также с расширением системы логопедической помощи и с увеличением числа двуязычных заикающихся в Узбекской ССР значимость данной проблемы возрастает и требует дальнейшей разработки.

Своевременность и актуальность данной проблеме связаны не только с развитием системы логопедической помощи в республике, но и с усилением в дошкольных и в школьных учреждениях, а также в высшей школе внимания к изучению русского языка. Это определено соответствующими партийно-правительственными государственными и республиканскими положениями. Совершенствование логопедической помощи двуязычным заикающимся послужило толчком к разработке данной проблемы.

Изучение состояния логопедической помощи населению в Узбекистане выявило определенную тенденцию к ее развитию, что выражается в росте числа логопедических учреждений (по сравнению с 1970 годом). Однако они в основном сконцентрированы в городе Ташкенте. Необходимо совершенствование логопедической помощи заикающимся подросткам и взрослым в целом по республике.

Анализ специальной литературы, посвященной проблеме заикания, раскрывающей содержание и методику логопедических занятий с заикающимися разных возрастов, выявил недостаточность исследований специфики в’условиях двуязычия и практически полное отсутствие методических рекомендаций для работы в таких случаях.

Влияние языка на заикание отмечали в своих работах И.К.Хме-левский, И. И. Тартаковский, И. А. Сикорский, E.i.Pay, Ф. М. Еоскис, В. Н. Куршев, Н. А. Костандян и др. Анализ литературных данных о влиянии второго языка на заикание и его устранение позволяет рассматривать проблему в разных аспектах. Есть сведения, что в языке некоторых народов заикание отсуствуетпри замене одного языка другим заикание исчезает: в возникновении заикания играют определенную роль некоторые особенности языкапереход на другой язык усиливает заикание и т. д.

Современный взгляд на заикание в логопедии, педагогике, психологии и медицине не ограничивается рассмотрением его как изолированного речевого расстройства. Многогранность проявления заикания признают все авторы, ибо доказано, что заикание отражается на многих сторонах личности заикающегося.

Заикание в отличие от других речевых нарушений характеризуется непостоянством проявлений. Важным обстоятельством, неблагоприятно влияющим на процесс общения заикающихся, являются условия общения в двуязычие.

Большое значение имеют и индивидуальные особенности личности заикающихся, степень активности, быстрота переключения с одной теш общения на другую, импульсивность или замедленность высказывания, уровень сформированное&tradeязыковых средств на родном и русском языках (звукопроизношение, развитие словаря и грамматического строя).

Особенности речевого поведения и личности заикающихся подростков и взрослых выявляются при изучении общения их на двух языках, особенностей их деятельности, уровня владения русским языком и т. д.

В условиях узбекско-русского двуязычия недостаточный уровень владения вторым языком усугубляет выраженные коммуникативные затруднения, ограничивает возможности общения. Выраженные коммуникативные затруднения наблюдаются в подростковом и во взрослом возрасте, когда второй русский язык, наравне с родным, для заикающихся узбеков становится языком общения на работе, в учебе.

Нами выдвигались гипотезы о влиянии двуязычия на характер заикания у подростков и взрослых, о наличии определенной зависимости характера заикания от уровня владения другим языком.

Как показало исследование, у двуязычных заикающихся выявился разный уровень владения русским языком, что было связано с разными факторами и в первую очередь со стажем пользования им. В ряде случаев у заикающихся отмечалось несовершенство владения русскими средствами общения: бедность словарного запаса, малая распространенность предложений и стереотипность их конструкций, инверсии, различные аграмматизмы при использовании русского языка.

В ходе изучения особенностей речи двуязычных заикающихся был накоплен значительный фактический материал, свидетельствующий о том, что различный уровень владения русским языком по-разному отражается на характере заикания. Проведенное нами изучение позволило установить, что при достаточно хорошем владении русским языком преобладания заикания в том или другом языке не наблюдалось. У некоторых заикающихся в детском возрасте общение было только на родном языке, но позднее при овладении в достаточной степени русским языком, который стал средством общения, заикание наблюдалось в обоих языках одинаково, или же заикание незначительно преобладало в одном из языков.

Как показало исследование, усиление заикания было связано именно с затруднениями в подборе нужного слова, в грамматическом оформлении высказываний на русском языке, с ситуацией речевого общения на русском языке, с возрастающим в связи с этим страхом речи. Исследование выявило у большинства заикающихся подростков и взрослых узбеков нарушение общения, связанное с особенностями речи и личности, с осознанием своей речевой недостаточности и с незнанием в достаточной мере русского языка. Выявленные особенности проявления заикания в условиях двуязычия показали целесообразность и необходимость проведения дифференцированной коррекционно-логопеди-ческой работы не только на родном, но и в процессе усвоения русского языка.

— ы.

Установление уровней владения заикающихся русским языком, выявление усиления запинок при недостаточности лексико-грамма-тического строя речи на русском языке способствовали выработке системы логопедической работы с использованием дифференцированного подхода при устранении заикания с учетом уровня владения русским языком и в процессе усвоения его.

Разработанные принципы и методические рекомендации были апробированы в ходе коррекционно-логопедических занятий с двуязычными заикающимися на родном и русском языках.

Система логопедических занятий по формированию правильной речи включала различные упражнения на русском и на родном, узбекском языках.

Исследование заикания у подростков и взрослых узбеков в условиях двуязычия позволило получить определенные теоретичен кие и практические результаты.

В теоретическом плане было определено, что проявления заикания у узбеков на узбекском языке адекватны проявлением заикания у русских на русском языке. Материал нашего экспериментального изучения показал неправомерность мнения об уменьшении заикания на втором языке. Наоборот, проявление заикания на втором языке усиливается при недостаточном владении им.

Необходимость и социальная значимость владения русским языком, языком межнационального общения для узбеков очевидна. Поэтому практическое решение проблемы состояло в соединении двух задач (в коррекции заикания и обучении русскому языку) воедино и в их решении. Была создана система работы по коррекции речи заикающихся в процессе обучения их второму, русскому языку, с учетом программы по русскому языку для УП-Х классов национальных школ.

При создании методики на узбекском языке были модифицированы существующие методики логопедической работы с заикающимися на русском языке. Модификация проводилась с учетом языкового фактора на материале программы по родному языку для национальной средней школы (7−10 кл.).

Проведенное исследование свидетельствует о целесообразности и перспективности изучения расстройств речи на русском и узбекском языках, так как знание особенностей их проявления является необходимым условием для выработки дифференцированных методов работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Критические заметки по национальному вопросу -полное собрание сочинений, т.24, с.113−150.
  2. В.И. Нужен ли обязательный государственный язык? -Полное собрание сочинений, т.24, с. 293−295.
  3. В.И. Об очистке русского языка Полное собрание сочинение, т.40, с. 49.
  4. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик: Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. М., Политиздат, 1982, с. 31.
  5. Ш. Р. Язык дружбы и братства. Ташкент, Изд-во ЦК КП Узбекистана. I978-C.84.
  6. Ш. Р. Язык, нашего единства и сотрудничества. М.: Политиздат, 1979 — с. 32.
  7. С.Ш. Русский язык великое и могучее средство общения советского народа. Кн. для внеклассного чтения (УШ
  8. X кл.) М., Просвещение, 1980 — с. 240.
  9. Ю.С. Психологический аспект работы гортани у взрослых заикающихся. Дефектология, 1976, К 2, с.16−18.
  10. Р.А. Русская речь узбеков: Автореферат дисс. канд. филол. наук. Ташкент, 197I, с. 21.
  11. В.А. Двуязычие и школа. В кн.: Проблема двуязычия и многоязычия. М., 1969, с.57−58.
  12. В.В. К физиологическому анализу нарушения речи при заикании. В кн.: Вопросы патологии речи. Харьков, 1959, с.201−203.
  13. Э.А. Недостатки речи и борьба против них в семьеи школе: Физиология речи. Гигиена речи. Курсы для заикающихся. Опыт руководства для родителей и воспитателей. Кронштадт, 1897. — с.182.
  14. Л.З. Система коррекционно-воспитательных мероприятий по предупреждению рецидивов заикания у детей школьного возраста (8−12 лет): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 197§, — с. 27.
  15. Г. И. О системном подходе к проблеме заикания -Дефектология, 1972, № I, с.24−29.
  16. Г. И. Психологические особенности заикания (с позиции системного подхода) В кн.: Расстройства речи и голоса в детском возрасте. М., 1973, с.13−30.
  17. Р.Ю. Основы обучения иностранному языку в условиях двуязычия. М., Высшая школа, 1970 176 с.
  18. Бара Стере Ион. Заикание, его причины, структура нарушений и методы устранения: Автореф. дио.. канд. пед. наук. «М., 1966. с. 17.
  19. Л.И. К вопросу о механизмах возникновения заикания. Дефектология, 1974, №.5, с.10−16.
  20. Л.И., Лубенская А, И. Прием учащения страха речи у взрослых заикающихся Дефектология, 1975, № 3, с.86−89.
  21. .В. Психологические основы усвоения лексики инстранного языка. М.:Просвещениз, 1964, с. 136.
  22. В.М., Завилянская Л. И., Ротштейн Л. А. 0 некоторых особенностях личности заикающихся. В кн.: тез. докл. Ш Все-союзн. пед. чтений, М., 1973, с.200−201.
  23. Богдашова EJB., Жихарева Н. Б. Основные направления дифференцированной коррекционной работы с заикающимися подростками в условиях стационара. В кн.: Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975, с.135−149.
  24. P.M. О сущности и лечении заикания у детей докшоль-ного возраста. В кн. :Лечение душевнобольных М., 1940, с.279−291.
  25. Р.И. Специфические особенности и причины заикания в подростковом возрасте. В кн.:Материалы конференций по детской психиатрии» М., 1970, с.48−51.
  26. Р.И. Из опыта преодоления заикания у подростков. Дефектология, 1973, 13 2, с.46−50.
  27. Г. А. Каррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по система игр В кн.: Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1976, с.26−58.
  28. Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизм) М.: Изд-во Мокс. ун-та, 1969, с. 160.
  29. Н.А., Герценштейн Э. Н. Методика работы с заикающимися детьми дошкольного возраста. В кн.: Лечение душевнобольных. М., 1940, с.267−278.
  30. Н.А., Кочергина B.C. Заикание излечимо. 2-е изд. М., :Медицина, 1965, с. 36.
  31. Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками 2-е изд. — М.: Учпедчив, 1959. — с.82.
  32. Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте. В кн.:Выготский JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. Л., 1935, с.53−72.
  33. Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности. В кн.: Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно-отсталых детей. М., 1924, с.5−30.
  34. В.И., Кузьмина Н. И. Воспитание речи цетей -логоневротиков: Пособие для учителей логопедов. — М., Учпедгиз, I960 — с. 234.
  35. Т.С., Муминова Л. Р. Преодоление отклонений в психической сфере у заикающихся подростков и взрослых в процессе логопедической работы. В кн.: IX. республиканские юбилейные педагогические чтения. Ташкент, 1974.
  36. И.И. Логопедическая помощь заикающимся детям и пути ее совершенствования : Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1962, с. 15.
  37. К.З. Особенности обучения русскому языку учащихся рутульцев в условиях развитого двуязычия: Автореферат дис.. канд. пед. наук, М., 1975, с. 20.
  38. Л.А. Появление и устранение заикания у детей в зависимости от особенностей их социальной микросреды: Автореферат дис.. канд. пед.нак., М., 1979, с. 18.
  39. А.Г. Некоторые особенности процесса овладения вторым языком. Учен. зап. Ленингр. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1941, т.35, с.229−288.
  40. А.Я., Смирнова М. В. Лечение заикания у школьников. -3-е изд. доп. М., :Медицина, 1966.- с. 32.
  41. Н.И. Механизмы заикания. В кн.:Вопросы патологии речи. Харьков, 1959, с.173−178.45'. Клуктенко Ю. А. Лингвистические аспекты двуязычия. Киев: Виша школа, 1974. — с.176.
  42. Заикание /Под ред. Власовой Н. А., Ееккер К.П./ М. Медицина, 1978. с. 200.
  43. М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 1962. — с.229.
  44. Ф.А. Опсихологических основах обучения русскому языку в национальной школе. Баку: Б.и., 1962. -25с.
  45. Н.В. К психологии усвоения русского языка в грузинской школе. Тбилиси: Мецниереба, 1966. — 67с.
  46. И.А. Краткий очерк фонетики русского языка в сопоставлении с фонетикой узбекского языка. Ташкент: Учпедгиз УзССР, 1952. — 88с.
  47. Н.А. Специфика развития двуязычных заикающихся и некоторые вопросы логопедической работы с ними.
  48. В кн. :Обучение и воспитание детей с недостатками физическом и умственном развитии. М., 1970. с. 139.
  49. М.Н. Логопедическая работа по устранению рецидивов заикания у взрослых. В кн.: Очерки по патологии речи и голоса. М., 1967, вып. З, с.200−206.
  50. В.А. О топологии заикания и дефференцированных методах его устранения. В кн. :Вопросы школьной педагогики, Л., 1966, с.150−158. (Учен. зап. /Ленингр. пед. ин-т им. А.И.Герцена- Т. 296).
  51. В.А. Особенности заикания и педагогические пути его устранения у больных с различными нервно-психическими расстройствами : Автореф. дис.. канд. пед.наук. Л., 1972. — 18с.
  52. А.В. Логопедическая работа по устранению заикания с учетом взаимосвязи судорожных проявлений с фонетикой речи: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1974. — 17с.
  53. А.В. Организация вечерней закрепительной работы с заикающимися подростками в условиях стационара. В кн.: Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975, с. 169−174.
  54. P.O. О подходе к проблеме заикания. «Дефектолаия», 1976, № 5, с. 84 87.
  55. В .А. Заикание. М.-.Медицина, 1973. — 159с.
  56. Кулиев З.М.> Особенности произвольного внимания заикающихся детей: Автореф. дис.. канд.пед.нак. М., 1968. — 19с.
  57. И.Ю. О характерологических изменениях у подростков, страдающих заиканием. Дефектология, 1976, № 2, с.16−18.
  58. И.Ю. Клинико-электроэнцефалографическое исследование заикающихся подростков. Дефектология, 1973, Я? 4, с.41−44.
  59. М.С. Актуальные вопросы клиники речевых нарушений. В кн.: Вопросы патологии речи. Харьков, 1959, с.15−22.
  60. Р.Е. К проблеме заикания у детей. Дефектология, 1969, К 3, с.9−17.
  61. Р.Е. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи. В кн.: Симпозиум по вопросам заикания у детей. М., 1963, с.3−9.
  62. А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 245с.
  63. А.А. Язык, речь, речевая детяльность. Просвещение, 1969. — 214с.
  64. П., Норман Д. Переработка информации у человека: (Введение в психологию). Под ред. А. Р. Лурия М.: МИВ 1974. -550 с.
  65. А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов. В кн.: Психологическая наука в СССР. М., 1959, т.1, с.516−577.
  66. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. — т.2. — 495 с.
  67. А.И. Аутогенная тренировка в системе логопедических занятий со взрослыми заикающимися: Авторе^. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. — 32с.
  68. С.С., Павлова С. И. О некоторых психологических особенностях заикающихся подростков. Спец. школа, 1961, вып.1, с.82−87.
  69. С.С., Шембель А. Г. Заикание. В кн.:Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969, с.226−243.
  70. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
  71. Материалы научной конференции по дефектологии / Под ред. А. И. Дьячкова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 117 с.
  72. Методические указания по проведению логопедической работы при рецидивах заикания. Ленингр. науч. исслед. ин-т по болезням уха, горла, носа и речи- Сост. М. Н. Киселева. — Л., 1966. — 8с.
  73. Л.Н. Применение внешнего акустического воздействия при устранении заикания (у подростков и взрослых): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1977. — 21с.
  74. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха, Варшава: Польское мед. изд-во, 1965. — Гл.: Функциональное заикание, с. 326−334.
  75. М.М. Двуязычие: (Принципы и проблемы). /Чуваш, ун-т им. И. Н. Ульянова. Чебоксары, 1962. — 136с.
  76. С.А. Из опыта работы по устранению заикания у дошкольников. Дефектология, 1969, № 5, с. 68−72.
  77. О.Т. Состояние и пути совершенствования логопедической помощи в Белорусской ССР: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973. — 22с.
  78. Л.Р., Саидакбарова М. ДУДУКЛИКНИНГ ДАВОСИ. Фан ва Турмуш, 1978, № I, с. 22 — 24 (на узб. яз.)
  79. Л.Р., Иргазиева М. Проблема двуязычия заикающихся. В кн. :Вопросы интенсификации учебно-воспитательного процесса в специальных школах. Ташкент, 1977, с.44−47.
  80. Л.Р. Опыт логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми в условиях двуязычия. В кн.: Речевые расстройства у детей и методы их устранения. М., 1978, с. 116 120.
  81. Л.Р. Тутилиб гапирувчи усмирлар учун кулланма.v
  82. Ташкент: «Укитувчи»,. I960. 68с. Сна узб. яз.).
  83. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, I960. — 426с.
  84. Нарушения речи и голоса у детей /Под ред. С. С. Ляпидевского, С.Н.Шаховской/, М.: Просвещение, 1975, — 144 с.
  85. Г. Д. Заикание: Его сущность, причины, происхождение, предупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых. Новый психол. способ лечения. М., 1909. 266с.
  86. Ю.Б. Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1968. -18с.
  87. Г. Д. Клиника и психотерапия заикания: Новый психолог. способ лечения. М., 1913. — 128с.
  88. Новые исследования в психологии. Отв. ред. Лурия A.P.M. 1976.
  89. Основы теории речевой деятельности. (Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974. — 368с.
  90. Л.Г. Исследование эффективности применения комплексного метода преодоления заикания в условиях школьного логопедического пункта- Автореф. дис.. канд. пед. наук (по логопедии). Л., 1952 — 22с.
  91. И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. Полн. собр. соч.
  92. М., JI., 1951, т. З кн.2. Гл. 43. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментов топе., с.77−78.
  93. М.А. Психологические предпосылки обучения двум языкам. М., 1957.
  94. С.И. О психологических особенностях заикающихся детей и подростков. В кн.- Нарушение речи и голоса у детей. :'., 1975, с.65−69.
  95. Н.И. О логоневрозах и их лечении в свете последних достижений патофизиологии и медицины. В кн.: Вопросы патологии, речи. Харьков, 1959. с 179−182.
  96. Ю.А. Роль сонного торможения при лечении больных заиканием. В кн.: Вопросы патологии речи. Харьков, 1959, с.190−194.
  97. В.П. Новое свидетельство заботы партии о детях и подростков с дефектами умственного и физического развития. Дефектология, 1975, № 3, с.3−6.
  98. Психологические проблемы массовой коммуникации. В. А. Артемьев, В. И. Батов, Б. Х. Блахшоков и др. М.: Наука, 1974. -147с.
  99. Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских /Сб.статей/ Под ред. А. А. Леонтьева, Н. Д. Зарубиной. М.: Рус.яз., 1977. — 176с.
  100. Вед Е.Ф. О заикании детей дошкольного возраста. 2-е изд. — М.: Медицина, 1964. — 26с.
  101. Расстройства речи и методы их устранения: Сб. трудов /Моск. пед. ин-т им. В.И.Ленина- Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской М.: МГПИ, 1975. — 194с.
  102. В.А. О психогенных наслоениях у заикающихся. Материалы выездной сессии Казахстана и Ср.Азии. А., 1964.
  103. Развитие национально-русского двуязычия /Ю.Д.Детериев, А.Н. • Баскаков, В. Ю. Михальченко и др. М.: Наука, 1976. — 368с.
  104. Е.С., Темкин И. М. Некоторые вопросы клиники и терапии затяжных форм заикания. В кн.:Вопросы патологии речи. Харьков, 1959, с.183−189.
  105. Речевые расстройства у детей и методы их устранения: Сб. науч. тр. /Моск. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М.: МГПИ, 1978−138с.
  106. В.В. Узбекский язык. Ташкент: Учпедгиз УзССР, 1959 — 4.1 359с.
  107. Рефераты докладов третьей науч. конф. по вопросам дефектологии аспирантов и молодых специалистов /Под ред. А. И. Дьячкова, Ю, А.Кулагина. М.: Просвещение, 1964. — 107с.
  108. В.И., Павлова А. И. Подвижные игры для заикающихся дошкольников. М.: Просвещение, 1967. — 64с.
  109. В.И. Воспитание речи заикающихся дошкольников: Пособие для учителей логопедов. — М.: Учпедгиз, I960. — 64с.
  110. А.А. Заикание, его предупреждение и лечение. Л.: Е.и., 1959. — 42с.
  111. М.А. Речевой сигнал в кибернетике и связи: (Преобразование речи применительно к задачам техники связи икибернетики). ~М.: Связь издат. 1963. 452с.
  112. Ф.А., Крапухин В. В. Наследственный фактор в патологии речи. В кн. Речевые расстройства у детей и методы их устранения. М., 1978. с.16−23.
  113. В.И. Летний специализированный санаторий как новая форт комплексного лечения заикающихся школьников и содержание логопедической работы в нем.: Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1966. — 19с.
  114. В.И. Заикание у детей. :Пособие для логопедов.- 2-е изд. перераб. М.: Просвещение, 1979. — 160с.
  115. И.А. О заикании. СПб., 1889. — 314с.
  116. М.М. Значение учения о высшей нервной деятельности для теории и практики логопедии. -В кн.: Труды научной сессии по дефектологии. М., 1958, с. 389−394.
  117. Советская дефектология за 60 лет. Дефектология, 1977, № 5, с. 3 — II.
  118. Теория и практика лингвистического описания разговорной речи: Тез. докл-. к II (Ш) Респ. науч. конф. /Горьк. пед. ин-т иностр. яз. им. Н. А. Добролюбова. Горький, 1968, — 4Г7с.
  119. Тезисы Научной конференции, посвященной проблеме двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1969. — 56с.
  120. Труды научной сессии по дефектологии /Под ред. Дьячкова А.И./ М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 485.
  121. Труды 2-й научной сессии по дефектологии /Под ред. А. И. Дьячкова, В. И. Лубовского. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 207с.
  122. Н. Заикание, его предупреждение и лечение. М., 1928. — 79с.
  123. Д.Н. Психологические исследования.: Наука, 1966. — 451с.
  124. Ю.А. Клиника и терапия нарушений речи. М.: Медгиз, 1949. — 120 с.
  125. Л.П., Морозова Н. Г., Миронова С, А. Общественное дошкольное воспитание аномальных детей в Узбекистане. Дефектология, 1976, № 6, с.78−83.
  126. Л.Д. Исследование условий формирования мышленияна иностранном языке: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1969. 18с.
  127. Фрешельс 3. Заикание (Ассоциативная афазия). М.: Гос-медиздат, 1931. — 171с.
  128. З.С. Практическое руководство для логопедической работы с заикающимися школьниками-подростками. М.: Узпедгиз, 1940. — 43с.
  129. И.К. Заикание: Его сущность, причины, предупреждение и лечение. Одесса, 1897. — 183с.
  130. М.Е. Вопросы сущности и методов преодоления заикания у детей. М., 1963, с.13−16.
  131. Хватцев М. Е, Логопедия. 5-е изд. — М.: Учпедгиз, 1959. — 476с.
  132. Н.А. О занятиях по исправлению заикания в процессе ручного труда. Докл. /АПН РСФСР, 1961, К 6, с.117−120.
  133. Н.А. Система исправления речи у заикающихся дошкольников в процессе ручной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1962. — 16 с.
  134. Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников. М., 1979 есть: Исправление речи у заикающихся школьников. -М.: Просвещение, 1966. 9бс.
  135. Н.А. Исправление заикания у детей. -М., Просвещение, 1964. 64с.
  136. В.М., Ильдеркина B.C. К характеристике системы отношений личности, страдающей логоневрозом. В кн.: Неврозы и пограничное состояние. — Л., 1972.
  137. В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов. В кн.: Руководство по психотерапии. М., 1974.
  138. .И. Особенности состояния моторики у детей, страдающих заиканием. :Афтореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1966. — 16 с.
  139. JI.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. — 428 с.
  140. А.В. К вопросу о психологии многоязычия. Материалы психол. конф. ЛГУ, 1947, I960
  141. А.В. Коррекционно-воспитательная работа с заикающимися школьниками, имеющими общее недоразвитие речи. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1968. — 23с.
  142. А.В. О принципах комплектования групп заикающихся учащихся младшего школьного возраста. Спец. школа, 1961, вып. 3, с.97−103.
  143. А.В. Коррекция заикания учащихся общеобразовательной школы. :Пособие для учителей логопедов. М.: Просвещение, I960. — 104с.
  144. А.И. Психология формирования многоязычия.: Автореф. дис.. д-ра псих. наук. Вильнюс, 1970.
  145. Я. Опыт социально-психологического анализа диалога в условиях совместного решения задач. Новые исследования в психологии, 1971, № I.152. liys.J.C. OtiiezeoQKi не setceze йо Singui sic.
  146. J.tS. AjZiaon Уодор doe tf. 1970, 67−78.153.? ~Pukoic $ Mditsonl Ye beynintattl set tiaiazQ ei son Uailemetti.
  147. Pas is. Mas<$c, ktiLil%, VfЗопйжрхАкдодш1. niez-ЬеейщМв wnd YzsiLitikzih 136J.- & (Beiiz&ge mm.- I 73 dotioLezsckuZuteszu: 5oL.
  148. WzeckiK&LLS. Beikejl turn Molo/nello udmd: 'dpzfrzkstozbLttgeit (ibLS0OLkZ).t}ezj: Dz. l&tis Kzack--bezUti-, ttotia 11. Wldtsen, 1ЭЗ?.-Эб*.фёи1бсШ JenitOLiittsiiitLi ju. г УекгмШе£: MB-4−3).156. УokjzdcL, Icizd-Keiitt.
  149. Ketn Kind lei $e.0efyUH-gsie, kittcLezL. (PsyckoZofyisek-pcioi. juz?? lezn. uttol batzeuez spoLtiisakea KcttoLez}3. dtizc/esek. Ayt-bzzZitf, $oiki and 0ше. и, т4−1ов s.
  150. УuitmoLHHiKezmoLun, JToL&oZzcmy, Mouse. Yuttoutus liitLft§ s4tLak jut (jtolleznde Женhtsoj. tfoK K. YbLlttK&nn, Ж. M.OidLotee.'kitq-lS.Au.U. -OslezutteeK outt Коиг dtoLude, шв-34-s.158. MuCKmkojj, ?EisdSejk:
  151. Jam SianoilcjefibLH delete 6рге. о, кЯе,^лоикггп. in oLez SiollezkezcLpie don Sti&oui&lk МисшкOjj.-IS7'6.cm do’eintbLH.d, fiotd, ttocksck. Rukz, dc6
  152. AKtoL&ttii pzofit’enty. totjopzdLe.-VzoLkcL, 1966.- l3J
  153. Tziikettieskuufy аевск (х$ 1с^1еъ KittoLzz / R. Bec-ine? u. ftoL AutozeftKiollgeftlilt.— Ъеъ1ш.:tfoCn. uttcL YesundkeU, i9?8−3dZ>69&Be. TOLJ.- (B&ilzotsQfe turn 6on. oLe, zeekiA. ii^eeeK. uttoL %иг Re.koLiii.iiioftpoLoLa^o^itQ^Bd.^s).
Заполнить форму текущей работой